ланос чистка испарителя кондиционера

Обновлено: 13.05.2024

Как снять и заменить радиатор кондиционера Ланос подробное описание

Автомобили Ланос в комплектации SX оснащаются кондиционерами, посредством которых обеспечивается охлаждение воздуха в летнее время. Эта установка является настоящим спасением для водителя и пассажиров при эксплуатации автомобиля летом. Не редкой является ситуация, когда рассматриваемое устройство на Ланосе, Сенсе или Шансе выходит из строя. Самое слабое звено всей системы — это радиатор. При его неисправности, понадобится выполнить замену. Подробная инструкция о том, как заменить радиатор кондиционера Lanos, а также его конструкция и принцип работы, рассмотрена в материале.

Конструкция и схема автомобильного кондиционера

Перед тем, как разобраться с заменой радиатора кондиционера на Ланосе, Сенсе или Шансе, выясним конструктивные особенности системы, и принцип ее работы. Кондиционеры бывают двух типов — ручные и автоматические. Автоматические устройства еще называют климат-контролями, посредством которых происходит автоматическое поддержание температуры в салоне. На Ланосах устанавливаются кондиционеры ручного типа управления.

Кондиционер на Ланосе

Кондиционер или климатическая установка — это устройство, посредством которого поддерживаются оптимальные температурные условия в салоне автомобиля. Принцип работы автомобильного кондиционера автоматического и ручного типа одинаковый. Чтобы разобраться с их принципом работы, следует изначально выяснить, из чего состоит система:

Что внутри осушителя кондиционера Ланос

  1. Компрессор — это один из главных составляющих, посредством которого происходит сжатие хладагента до парообразного состояния высокого давления
  2. Радиатор или конденсер (еще также называют конденсатором)— устройство, в котором происходит теплообмен и конденсация хладагента
  3. Ресивер-осушитель — элемент, в котором происходит фильтрация хладагента
  4. Испаритель или радиатор испарителя — находится в салоне, и служит для того, чтобы охлаждать воздух.
  5. ТРВ — терморегулирующий вентиль — в нем хладагент из жидкого состояния переходит в парообразное
  6. Трубопроводы — магистрали, по которым происходит циркуляция хладагента

В конструкции системы также имеются заправочные и расширительные клапаны, а также датчики, контролирующие давление и температуру в системе. Чтобы понимать, чем отличается ручной кондиционер в автомобиле от климат-системы, следует отметить, что дополнительно в конструкции используется процессор. Именно этот процессор и отвечает за автоматическое включение и отключение установки для поддержания определенной температуры. Схема системы кондиционирования Ланос представлена на фото ниже.

Схема работы системы кондиционирования Ланос

Герметичная система кондиционирования заполняется не только хладагентом, в качестве которого применяется фреон, но еще и компрессорным маслом. Масло применяется для того, чтобы обеспечивать смазку трущихся деталей системы с целью снижения их износа. В процессе работы системы, масло соединяется с хладагентом, поэтому при повреждении конденсера, из системы вытекает не только фреон.

Как работает автомобильный кондиционер на Ланосе, Сенсе и Шансе

Зная конструкцию системы, следует разобраться с принципом ее работы. Знать принцип работы конденсатора автомобиля Ланос будет полезно, что позволит упростить не только проведение его ремонта, но еще и обнаружение причин неисправности. Принцип работы начинается после того, как в салоне включается кондиционер. При этом происходит срабатывание компрессора (муфта электромагнитного типа присоединяется к вращающемуся шкиву, приводящемуся в движение за счет ремня). Когда кондиционер выключен, то вращение шкива происходит вхолостую при работающем двигателе.

Замена радиатора кондиционера Ланос

Работающий компрессор осуществляет сжатие газообразного фреона (увеличивается его давление). Сжатый и нагретый фреон поступает в радиатор, где осуществляется его охлаждение. Для ускорения охлаждения фреона на Ланосе устанавливается 2 вентилятора, которые имеют две скорости вращения. Оба вентилятора запускаются одновременно с включением кондиционера. В конденсере газообразный фреон превращается в жидкий хладагент, и поступает в осушитель. В осушителе хладагент фильтруется, и подается непосредственно в сторону салона к испарителю, где и осуществляется обмен энергией — забирается холодный воздух.

Схема принципа работы кондиционера Ланос

На входе в испаритель, имеется терморегулирующий вентиль или клапан. Проходя через этот вентиль, фреон снова изменяет свое состояние — превращается из жидкости в пар, который имеет низкую температуру (что-то типа работы аэрозольного баллона). В парообразной форме фреон низкой температуры поступает в радиатор испарителя. Над испарителем установлен вентилятор, который также запускается при включении кондиционера. Вентилятор обеспечивает целенаправленный обдув испарителя, тем самым подавая в салон автомобиля холодный воздух.

Магистраль от компрессора до испарителя называется подающей или напорной — в системе осуществляется движение фреона под высоким давлением до 20 атмосфер. Трубопровод от испарителя до компрессора называется сетью низкого давления.

Немаловажно упомянуть о датчиках, которые играют важную роль, и обеспечивают стабильную работу системы кондиционирования автомобиля:

  1. Один датчик на осушителе отвечает за включение вентиляторов на вторую скорость. Обычно это происходит, когда автомобиль останавливается, например, на светофоре или в пробке. Недостаточное охлаждение радиатора приведет к тому, что фреон не будет конденсироваться. Причем датчик работает на снижение давление, тем самым подавая сигнал на включение второй скорости работы вентиляторов
  2. На осушителе стоит второй датчик, который осуществляет отключение компрессора, как только давление в системе превышает максимальное значение. Отключение происходит за счет разъединения электромагнитной муфты
  3. Датчик, который размещен на испарителе, отвечает за выключение компрессора, как только температура становится слишком низкой

Зная принцип работы кондиционера Ланос, следует разобраться с причинами выхода из строя конденсера. Ведь часто причиной неисправности рассматриваемого устройства является вытекание фреона, и как итог — не работает кондиционер. Фреон вытекает при возникновении повреждения радиатора, собственно которому и уделим внимание в материале.

Причины поломки радиаторов кондиционера автомобиля

Радиатор кондиционера Ланос — это самое слабое звено в конструкции системы. Слабым его считают потому, как он находится непосредственно перед радиатором охлаждения двигателя, то есть попадающие камни и прочие предметы, остаются непосредственно в сотах конденсера. Это сделано специально, так как, во-первых, при движении обеспечивается надежное охлаждение потоком встречного воздуха. Во-вторых, повреждение конденсера не влияет на работу двигателя, в отличие от нарушения целостности радиатора охлаждения.

Неисправность радиатора кондиционера Ланос

Одной из причин поломок конденсера на Ланосе является использование мойки высокого давления. При попадании струи воды под высоким давлением происходит повреждение сот, что становится причиной вытекания фреона. Неисправность радиатора можно выявить по такому признаку, как снижение эффективности установки, то есть, когда кондиционер слабо холодит. Это означает, что в системе снижен уровень хладагента, и требуется его восполнить, предварительно устранив место течи.

Если задаетесь вопросом, почему на Ланосе, Сенсе или Шансе с кондиционером увеличивается расход топлива, то причиной может быть недостаточное количество хладагента в системе. Утечка хладагента приводит к тому, что компрессор работает дольше (без отключения), и тем самым создает дополнительную нагрузку на двигатель. Кроме того, вентиляторы работают на максимальной скорости, также оказывая нагрузку на двигатель автомобиля, что собственно и становится причиной повышенного расхода топлива Ланос.

Способы самостоятельного ремонта конденсера

Радиатор кондиционера Ланос имеет аналогичную конструкцию с теплообменником двигателя. Он изготавливается из алюминия, и имеет трубчато-ленточное устройство. Алюминиевые трубки соединены между собой посредством алюминиевых лент, сот или ребер, по которым происходит циркуляция хладагента, и тем самым его охлаждение. Зачастую для повреждения такого устройства достаточно попадания твердого предмета. Однако не только механические повреждения могут возникать на конденсерах. Еще неисправности возникают в случае несвоевременного обслуживания в виде чистки.

Конструкция трубок конденсера Ланос

Определить возможность ремонта радиатора кондиционера Ланос можно только после демонтажа устройства. Проблем с его снятием на Ланосе, Сенсе и Шансе не возникает. Ниже описана подробная инструкция, как снять радиатор кондиционера Ланос, и при невозможности его ремонта, произвести замену. Алюминиевый радиатор можно отремонтировать, однако для этого понадобится изначально выявить место повреждения. Как отремонтировать радиатор кондиционера и охлаждения двигателя, описано в этом материале (ссылка).

Ремонт радиатора кондиционера

Практика показывает, что если уместны механические повреждения ребер радиатора кондиционера Ланос, то следует заменить устройство полностью. Это обеспечит 100% вероятность того, что через пару месяцев не понадобится повторно проводить ремонт устройства.

Инструкция по замене кондиционерного радиатора на Chevrolet и Daewoo Lanos

Если поврежден радиатор кондиционера, то фреон из него уже вытек, поэтому стадию стравливания хладагента автоматически пропускаем. Стравливание хладагента с системы кондиционирования Ланос, Сенс и Шанс, выполняется при необходимости ремонта компрессора, замены испарителя и осушителя. Осушитель размещается рядом с радиатором, и является своего рода фильтром. При проведении замены конденсера, требуется одновременно устанавливать новый осушитель или произвести его чистку (в зависимости от состояния).

Новый радиатор кондиционера Нисенс на Ланос

Какой покупать радиатор кондиционера на Ланос для замены? Лучший вариант — это устройство датского производства Nissens. Стоит только отметить, что становится он на место штатного устройства не идеально, то есть требуется незначительная доработка кузовных элементов. Установить можно конденсеры других производителей, например, Luzar, и при этом не понадобится ничего дорабатывать. Отличие только в качестве и стоимости. Более подробно о производителях радиаторов на Ланос описано в этой статье.

Каталожные номера или артикулы покупаемых деталей системы кондиционирования Ланос, Сенс и Шанс:

  • Радиатор кондиционера — 96274635
  • Осушитель-фильтр — 96225633
  • Трубка конденсера — 36485021

Размеры радиатора кондиционера ланос

Процедура демонтажа устройства вовсе не трудная, и может выполняться двумя способами. Первый способ не предусматривает слива ОЖ с системы охлаждения двигателя, а второй наоборот. Приступать к замене конденсера можно после покупки нового устройства. Инструкция по замене радиатора кондиционера Ланос имеет следующий вид:

  1. Изначально необходимо слить антифриз из системы охлаждения двигателя. Это нужно для того, чтобы снять радиатор охлаждения мотора вместе с вентиляторами. Именно за этим оборудованием располагается конденсер. На сайте представлена подробная инструкция, как снять радиатор двигателя с вентиляторами Ланос. ОЖ с системы можно не сливать, но для этого понадобится снять вентиляторы, выкрутив по 3 крепежных болта. Нижние болты лучше выкручивать из смотровой ямы
  2. После демонтажа радиатора охлаждения с вентиляторами, открывается доступ к конденсеру. Если ОЖ с системы не сливалась, то для получения доступа к конденсеру, понадобится ослабить крепление радиатора охлаждения, и наклонить его в сторону к двигателю. Так откроется доступ для того, чтобы демонтировать радиатор кондиционера на Ланосе Снять вентиляторы охлаждения для доступа к радиатору кондиционера Ланос
  3. Перед тем, как приступать к его демонтажу, следует выкрутить крепление на ресивере-осушителе. Стальная трубка крепится болтом на «12» Выкрутить болт крепления трубки осушителя кондиционера
  4. Отвести трубку в сторону, чтобы обеспечить беспрепятственное извлечение конденсера Отсоединить трубку от осушителя фильтра
  1. Второе крепление ресивера вывинчивать не нужно, так как эта трубка соединена непосредственно с радиатором
  2. Далее следует выкрутить крепление второй трубки от радиатора, которая соединяется с компрессором посредством гибкого шланга Разъединить трубку кондиционера
  3. После этого вывинчиваются два крепежных болта ключом на «10», которыми крепится конденсер Крепежные болты конденсера Ланос
  4. Извлекается из посадочного места заменяемое устройство вместе с ресивером-осушителем Снять радиатор кондиционера Ланос
  5. На место изъятого радиатора кондиционера Ланос устанавливается новое устройство Установить новый радиатор кондиционера на Ланос Сенс Шанс
  6. Закрепление и подключение его выполняется в последовательности обратной снятию Выкрутить крепление осушителя кондиционера ланос

В завершении следует отметить, что замена радиатора кондиционера на Ланосе — это вовсе не трудная процедура, с которой справится даже новичок. Стоимость заправки кондиционера фреоном и компрессорным маслом составляет от 1,5 до 2 тысяч рублей. Если производить замену в автосервисе, то за процедуру придется заплатить не менее 3-4 тысяч рублей. Замена радиатора кондиционера Ланос своими руками позволит сэкономить как минимум 1-2 тысячи рублей, которые можно потратить на покупку качественного конденсера.

Производим чистку испарителя автокондиционера своими руками

Никто не поспорит с тем, что при управлении автомобилем в жару система кондиционирования играет важную роль в обеспечении комфорта для автовладельца. В частности, в этой статье мы поговорим о таком элементе системы, как испаритель кондиционера автомобиля. Что представляет собой это устройство и как произвести его очистку при необходимости, вы сможете узнать в этой статье.

Что такое испаритель?

Дезинфекция испарительного элемента

Дезинфекция испарительного элемента

Когда воздушный поток в системе охлаждается, непосредственно в испарительном устройстве осуществляется конденсация. Впоследствии конденсат стекает на так называемые ребра решетки этого устройства в специальный поддон, а уже из поддона он уходит в окружающую среду. Когда воздушный поток попадает в саму систему, вместе с ним в нее поступает и грязь с пылью из окружающей среды. Поначалу эта пыль, осевшая в системе, никак не тревожит водителя, но она может найтись и обязательно найдется тогда, когда при работе кондиционера в автомобиле начнет появляться неприятный запах. Появление запаха является первым симптомом того, что находящийся в системе кондиционирования испаритель забился пылью.

Инструкция по чистке

Как осуществить прочистку автокондиционера своими руками и какое средство для чистки лучше использовать? Подробную инструкцию по этому процессу вы найдете ниже, но перед тем, как заняться выполнением этой задачи самостоятельно, нужно подготовиться.

Подготовительный этап

Автомобильный кондиционер сегодня можно прочистить практически на любом СТО, но и своими руками это сделать вполне возможно, ничего трудного в этом нет. Эта процедура не вызовет больших трудовых и временных затрат, но если вы занимаетесь прочисткой впервые, то как минимум, вам нужно быть терпеливым.

Очищение испарительного устройства

Очищение испарительного устройства

Что касается непосредственно процедуры очистки, то она может производиться как с демонтажем испарительного устройства, так и без этого. Если вы решите снимать испаритель, то учтите, что мы крайне не рекомендуем этого делать, если вы ни разу не сталкивались с подобной задачей. Место расположения устройства зависит от модели транспортного средства, но обычно он располагается рядом с вентилятором самой печки. Последний расположен за вещевым ящиком, напротив переднего пассажирского сиденья. Так или иначе, вам в любом случае нужно до него добраться, сделать это можно путем демонтажа вещевого ящика. Если имеется шумоизоляция, то ее также нужно снять, после этого можно приступать к промывке.

Непосредственно чистка химией

Сделав это, можно приступить к выполнению задачи, основные нюансы приведены ниже:

  1. Сама процедура очистки с помощью чистящего средства заключается в распрыскивании жидкости между так называемыми ребрами испарительного элемента. Причем желательно попасть во все щели.
  2. Процесс промывки производится в несколько шагов, перерыв между ними должен составлять от 20 минут до получаса.
  3. При первом распрыскивании очистительного средства жидкостью необходимо смочить всю грязь и пыль, а во время второго этапа необходимо выдуть то, что не отпало само.
  4. Для того, чтобы использование очистительного средства было наиболее эффективным, к процедуре сборки центральной консоли и установке бардачка советуем приступать не раньше, чем спустя 50-60 минут. Такого промежутка времени хватит для полного высыхания системы, за час все химические элементы очистителя испарятся.
  5. Когда процедура будет завершена, рекомендуем также произвести прочистку воздушных каналов.

Видео «Наглядная инструкция по очистке испарительного устройства»

Чистка автокондиционера

Чистка автокондиционера, как правило, выполняется, когда при его включении в автомобильный салон вместе с потоком воздуха попадает неприятный запах. При этом выполняется чистка радиатора, испарителя и непосредственно системы кондиционирования (воздуховодов).

Чистка автокондиционера

Поскольку подобная процедура в автосервисе стоит достаточно дорого (около 70…90$), то многим автолюбителям интересен ответ на вопрос, как почистить кондиционер в машине своими руками. И чтобы это сделать используют как специальные химические средства или очистители кондиционера, так и мед препарат — хлоргексидин. Чистка кондиционера автомобиля своими руками не занимает много времени и сил.

Причины чистки кондиционера автомобиля


Основная причина неприятных запахов от кондиционера кроется во влаге, скапливаемой на испарителе. Откуда она берется? При выключении двигателя машины и самого кондиционера на охлажденные воздуховоды с улицы заходит теплый воздух. При таком соприкосновении происходит конденсация влаги, находящейся в воздухе.

Конденсируемая влага не является дистиллятом. В ней неизбежно присутствуют различные грибки, плесень бактерии, которые вместе с влагой оседают на поверхности воздуховодов системы кондиционирования. Со временем уровень таких отложений повышается, что, собственно, и приводит к появлению неприятных запахов при включении автокондиционера.

При этом необходимо помнить, что упомянутые бактерии являются не только источником неприятных запахов, но они сами по себе являются опасными для человеческого организма. Поэтому при появлении затхлого запаха при запуске автокондиционера необходимо как можно раньше выполнить его антибактериальную чистку.

Когда нужно чистить автокондиционер

Существует три основных признака, при появлении хотя бы одного из которых необходимо выполнить чистку кондиционера в машине. Так, к ним относится:


  1. Появление посторонних шумов при работе автокондиционера. Это могут быть свист, потрескивание, жужжание. Такое «звуковое сопровождение» явно указывает на неполадки в работе системы. И первое что нужно сделать — почистить кондиционер. Если же посторонние звуки и после этого сохранятся — то нужно выполнять дополнительные диагностические и ремонтные меры.
  2. Появление неприятного запаха. О причине его появления было указано выше.
  3. Появление влаги. Обычно конденсат появляется из воздуховода. При нормальном режиме работы кондиционера влага отводится через специальную, предназначенную для этого, трубку. Если же влага пошла через воздуховод — значит, кондиционер точно нужно чистить так как дренажная трубка забита.

Чистка кондиционера автомобиля своими руками

Прежде как самому почистить автокондиционер, необходимо рассмотреть две вещи — устройство кондиционера, а также средства, с помощью которых можно проводить соответствующую очистку. Система кондиционирования воздуха в салоне автомобиля состоит из следующих основных компонентов: испарителя, радиатора, воздушного фильтра, воздухопроводов.


Эти элементы автокондиционера чистят с помощью специальных очистителей. Но если это в домашних условиях, то иногда используют и более дешевое альтернативное средство, которое можно купить просто в аптеке (подробности рассмотрены ниже). Рассмотрим как самому почистить радиатор, испаритель и сделать антибактериальную чистку воздуховодов по отдельности.

Как почистить радиатор кондиционера

Первым делом необходимо избавиться от пыли и грязи в воздуховодах системы кондиционирования, а также непосредственно в радиаторе. Сделать это можно при помощи воздушного компрессора, направляя сжатый воздух в систему. Например, для этого воспользоваться автомобильным насосом для подкачки колес. Работа выполняется в два этапа:

  1. С помощью струи сжатого воздуха необходимо избавиться от пыли и грязи на радиаторе охлаждения автомобильного кондиционера (на конденсоре). Расположен в непосредственной близости к радиатору системы охлаждения двигателя в подкапотном пространстве автомобиля. Основная задача — сдуть с его корпуса всю (или почти всю) грязь и пыль. Если есть возможность — удалить грязь с помощью щетки.
  2. При помощи того же воздушного компрессора нужно продуть решетку воздухозаборника, которая находится под лобовым стеклом. Именно оттуда поступает воздух в салон автомобиля. Аналогично необходимо продуть и дефлекторы, находящиеся внутри автомобиля. В них также со временем скапливается пыль, которая вредна для человеческого организма сама по себе, а также может стать причиной появления неприятного запаха в салоне в долгосрочной перспективе.

Только после такой процедуры можно выполнить дезинфекцию испарителя автокондиционера.


Как почистить испаритель кондиционера

Именно на испарителе оседает больше всего упомянутых выше бактерий и микроорганизмов, являющихся источниками неприятных запахов. Поэтому для многих чистка испарителя и ассоциируется с чисткой кондиционера автомобиля в целом.

Для этого используют средства двух типов — аэрозольные и пенные. Алгоритм их применения в соответствии с этим отличается. Поэтому перед использованием того или иного очистителя обязательно читайте инструкцию по его применению!

Обратите внимание, что аэрозольные очистители кондиционера делятся еще на два вида — те, которые требуют демонтировать салонный фильтр, и те, с которыми эту процедуру выполнять не нужно. Поэтому дополнительно уточняйте эту информацию в инструкции непосредственно на аэрозольном баллончике.

При использовании аэрозольного очистителя кондиционера для дезинфекции последовательность действий будет следующей:


  1. Запустить двигатель автомобиля на холостых оборотах.
  2. Включить автокондиционер и установить внутреннюю рециркуляцию воздуха в салоне машины (без доступа притока воздуха извне).
  3. Открыть все приточные и вытяжные вентиляционные отверстия в салоне.
  4. Хорошенько встряхнуть аэрозольный баллон, расположить его перед передним пассажирским сидением и начать распыление.
  5. Покиньте авто и закройте все окна и двери.
  6. Длительность процедуры указана в инструкции к конкретному средству, однако она составляет около 10 минут.
  7. После истечения положенного времени нужно хорошо проветрить салон (открыв окна и двери). Проветривание также занимает не менее 10 минут, лучше еще дольше.

Пенные очистители автокондиционера работают по схожему принципу, однако добавлять их надо непосредственно в систему воздуховода. Их преимущество заключается в том, что пена не только дезинфицирует, но и чистит систему от пыли и грязи.

Алгоритм использования пенных очистителей для антибактериальной чистка автокондиционера будет таким:


Обработка испарителя пенным очистителем

  1. Демонтируйте салонный фильтр. Если в машине такого фильтра нет — то нужно задуть пену в систему кондиционирования через дренажное отверстие.
  2. Количество пены и время работы состава прямо указывается в инструкции на упаковке очистителя. Обычно это время составляет 10…20 минут. Однако ориентироваться нужно не на время, а на момент, когда пена превратится в жидкую массу, которая стечет вниз.
  3. Запустите двигатель на холостых оборотах и включить при этом кондиционер сначала на минимальной температуре и при минимальных оборотах приводного вентилятора. Это делается для того, чтобы на испарителе образовался конденсат, который в дальнейшем должен смыть грязь с испарителя. Именно пена размягчает эту грязь.
  4. По окончании чистки нужно хорошенько проверить салон машины.

Какой использовать очиститель — аэрозольный или пенный — решать автовладельцу. Аэрозольный лучше дезинфицирует, а пенный лучше чистит от грязи и бактерий.

Как почистить кондиционер в автомобиле самостоятельно в домашних условиях


Чистка автокондиционера самостоятельно видео

Для чистки автомобильного кондиционера в принципе необязательно покупать дорогие специальные средства. Есть две альтернативы с использованием медпрепаратов. Однако обе они позволяют сделать лишь дезинфекцию. Поэтому если хотите избавиться от проблемы надолго, то лучше приобрести и средства, которые позволят почистить испаритель от грязи.

Как почистить испаритель кондиционера лизолом

Кроме использования специально предназначенных для чистки кондиционера средств многие автолюбители (и не только они) используют для этих целей средство под названием «Лизол». Он же — раствор «Крезола» на мыльно масляной основе. Основе действующее вещество фенол.

Используют его для профессиональной дезинфекции (выпускают дезинфицирующие средства для больничных операционных, хирургических инструментов, кондиционеров). Также часто используют в ресторанах для удаления неприятного запаха с гриля. Поэтому в эффективности сомневаться не стоит.

Для последующей антибактериальной чистки испарителя автокондиционера необходимо раздобыть «Лизол» в концентрированном или разбавленном виде. Штука это достаточно дорогая, поэтому желательно пользоваться медицинскими растворами. Они бывают даже с ароматизаторами. Концентрированный «Лизол» разбавляется в пропорции 1:100, а хирургический — 1:20. Для работы вам понадобится приблизительно 300…400 граммов готового раствора. Далее процедура будет выполняться по следующему алгоритму:

В большинстве случаев такой чистки хватает, чтобы надежно избавиться от неприятного запаха от кондиционера. В крайнем случае можно повторить процедуру еще раз примерно через день. В идеале кроме описанного алгоритма еще желательно демонтировать элементы салона с целью добраться до испарителя и нанести раствор «Лизола» непосредственно на него.

Чистка кондиционера хлоргексидином


Хлоргексидин по своим свойствам описанному выше «Лизолу». Этот препарат также используется для дезинфекции в медицинских учреждениях. Чтобы почистить автокондиционер хлоргексидином можно купить в аптеке готовый 0,05% раствор этого средства. Для повышения его эффективности разбавляют со спиртом 1:1.

Чистка кондиционера хлоргексидином выполняется по описанному выше алгоритму (разбрызгивают из распылителя на испаритель при работающей системе). Обратите внимание, что обработку хлоргексидином лучше выполнять при температуре окружающего воздуха более +20°С.

Вместо раствора хлоргексидина можно пользоваться другими аналогичными средствами, например, «Лизоморфин 3000». Это препарат российского производства. Используется для дезинфекции в медицинских целях, в том числе при особо опасных инфекциях. Для получения готового раствора для чистки кондиционера необходимо 50 мл средства развести в одном литре воды.

Еще одно средство — «Хлорамин Б». Реализуется в виде белого порошка. Для получения готового раствора необходимо одну столовую ложку порошка развести в одном литре воды. Использовать по указанному выше алгоритму. Главное — нанести средство на испаритель!

Дополнительные советы

Существует простая рекомендация, следуя которой можно увеличить время между периодической чисткой автокондиционера в домашних условиях, при этом исключив появление неприятных запахов. Хорошая профилактическая мера — выключать кондиционер незадолго до места стоянки автомобиля. Это позволит испариться имеющейся на испарителе влаги под воздействием теплого внешнего воздуха. Как результат — меньшее количество бактерий и мусора в кондиционере!

И не забывайте в соответствии с регламентом менять салонный фильтр. Чистить его не имеет смысла, поскольку эффективность такой чистки практически нулевая. Фильтр не только снизит попадание вредных бактерий и микроорганизмов в систему кондиционирования, но и предотвратит появление неприятных запахов. Так как он еще один дополнительный рассадник бактерий!

Обратите внимание, что к чрезмерному засорению и износу системы кондиционирования могут приводить и ошибки во время эксплуатации кондиционера в машине неопытным автолюбителем. Поэтому лучше их не допускать.

Стоит ли обращаться к профессионалам?

Как видно из вышеизложенного, самостоятельная чистка кондиционера в автомобиле — процедура несложная Однако тут существует тонкость. Чистка химическими средствами возможна лишь в случае достаточно не сильного загрязнения или в профилактических целях.

Если машина имеет солидный возраст, а тем более ее предыдущие хозяева не занимались вопросами чистки кондиционера, то зачастую в такой ситуации только с помощью химических средств добиться положительного результата сложно, а подчас и невозможно. В таком случае лучше обратиться за помощью в автосервис. И не столько за обеспечением химическими средствами, а для выполнения механической чистки элементов системы кондиционирования.

А чистили ли вы автокондиционер самостоятельно, какими средствами пользовались при этом? Расскажите о своем опыте в комментариях.

Рекомендации по самостоятельной чистке испарителя автокондиционера

Машина – роскошь или необходимость? Этот вопрос в развитых странах не стоит достаточно давно. А вот что касается его оснащения, здесь мнения автомобилистов могут сильно различаться – и во многом по причинам финансового характера. Но в вопросах комфортных условий нахождения в салоне в жаркое время года большинство водителей единодушно – без кондиционера не обойтись. Именно поэтому многие автопроизводители начали оснащать этим устройством даже модели начального уровня. Климатический контроль или система кондиционирования действительно здорово выручает, когда на улице шкала термометра переваливает за отметку +30 градусов, а таких дней с каждым годом становится всё больше. Единственный недостаток автокондиционеров – со временем становятся причиной появления в салоне транспортного средства неприятного запаха, который пропадает после выключения устройства.

Как снять и почистить испаритель кондиционера автомобиля

В подобных ситуациях единственный выход – дезинфекция/чистка системы кондиционирования. Но перед тем как приступать к выполнению этих процедур, желательно ознакомиться с теорией: как работает кондиционер, какие функции выполняет испаритель, почему в салоне появляются отнюдь не ароматные запахи. Всё это поможет понять, как почистить испаритель кондиционера с минимальными расходами или как уменьшить временные и трудозатраты на выполнение этой операции. Нелишними будут и советы относительно того, какими средствами можно отсрочить рецидив «болезни».

Функция испарителя

Этот узел является одним из главных в устройстве автомобильного кондиционера. Именно здесь хладагент, поступающий в камеру в газообразном состоянии, смешивается с поступающим из салона нагретым воздухом. Испаритель обычно устанавливается в салоне непосредственно за лицевой панелью, поэтому имеет относительно небольшие габариты и достаточно высокий показатель теплоотдачи. При включении автокондиционера тёплый воздух из салона проходит сквозь трубки испарителя, заполненные фреоном, охлаждаясь и поступая обратно в салон.

На вход испарителя хладагент подаётся под низким давлением и при столь же низкой температуре. Происходит теплообмен – фреон получает тепло от воздуха и нагревается, а последний заметно охлаждается. Если температура воздуха достаточно высока, фреон испаряется, и часть его переходит из жидкого в газообразное состояние. Процесс контролируется терморегулирующим вентилем, который дозирует объём фреона, поступающего в испаритель для получения оптимальных характеристик теплообмена. Слишком большое количество хладагента ухудшит теплоотдачу, поскольку его давление повысится вместе с температурой, что автоматически уменьшит объём испарившегося фреона.

Содержащийся в салоне воздух всегда имеет в своём составе некоторое количество влаги. Проходя через испаритель, эта влага конденсируется и отводится через дренажную трубку наружу. Если вы заметите на месте уехавшего автомобиля лужицу воды – это и есть тот самый конденсат. Осушение воздуха преследует две цели: делает его более комфортным для людей и способствует более быстрому осушению запотевших стёкол.

Работа кондиционера в авто

Причины возникновения неприятного запаха

Зловоние, появляющееся при включении системы кондиционирования, является результатом попадания в испаритель кондиционера автомобиля вместе с воздухом пыли, бактерий и плесени. После его выключения (как правило, при остановке автомобиля) температура находящегося внутри испарителя воздуха и фреона, находящегося в трубках, выравнивается, пыль и грязь налипают на поверхность радиатора, и в условиях повышенной влажности и комфортного температурного режима создаются идеальные условия для быстрого разложения органических остатков, содержащихся в пыли. А они, в свою очередь, являются питательной средой для микробов.

Продукты гниения органики вместе с продуктами жизнедеятельности микрофлоры и приводят к появлению неприятных запахов. При выключенном кондиционере зловоние не распространяется за пределы испарителя, но как только вы заводите мотор, застойный воздух устремляется в салон через систему воздуховодов. Появление запахов как раз и свидетельствует о том, что пришла пора заняться чисткой испарителя кондиционера автомобиля.

Неприятный запах в машине

Как часто производить чистку испарителя

Хотя сама по себе дренажная трубка очищается без особых проблем, добраться до неё в большинстве случаев достаточно сложно. Так что подобная операция, как правило, производится одновременно с общей очисткой системы кондиционирования. Большинство производителей рекомендует выполнять это мероприятие через 2 – 3 года, если автомобиль новый, и ежегодно – если возрастной. Свои коррективы в эти цифры могут внести внешние факторы: климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль, а также состояние дорог. Понятно, что если состояние дорожного полотна далеко от идеального, а местный климат большую часть времени тёплый или жаркий, рекомендованные сроки необходимо уменьшать. Напротив, в регионах с преобладанием холодного климата загрязнения испарителя минимальны, поэтому и чистку следует выполнять значительно реже.

Способы очистки автомобильного кондиционера

Различают два распространённых метода избавления от неприятных запахов:

  • химический, с использованием специальных средств для дезинфекции и чистки загрязнённых деталей системы кондиционирования (аэрозольные составы предназначены только для дезинфекции, пенные средства могут и уничтожать микроорганизмы, и очищать радиаторные трубки от грязи и пыли);
  • механический, заключающийся в разборке испарителя с целью его качественной промывки, этот способ применяется, когда химическая обработка не принесла желаемых результатов.

Химическая чистка

В продаже можно встретить немало составов, предназначенных для антисептической обработки климатических систем, которые позволяют избавиться от грибков, плесени и бактерий, наибольшая концентрация которых наблюдается в испарителе. Выбор дезинфицирующего аэрозоля или пены для чистки кондиционера в баллончиках с трубкой необходимой длины не является задачей данной статьи. Тем более что ежегодно появляются десятки новых наименований, особенности действия которых можно проверить только на практике.

При походе в автомагазин или торговое заведение, имеющее раздел автомобильных аксессуаров, можно положиться на советы продавцов – достаточно спросить, что чаще всего покупают для этих целей. Обладая средством чистки/дезинфекции, можно приступать непосредственно к антибактериальной обработке кондиционера. Алгоритм действий будет следующим:

  • заводим силовую установку автомобиля;
  • включаем климатическую систему, устанавливаем режим рециркуляции воздуха на максимальную мощность;
  • направляем баллончик в район расположения печки (возле патрубка, осуществляющего забор воздуха из салона) со стороны водителя или пассажира, нажимаем на клапан и осуществляем распыление аэрозоли;
  • после израсходования необходимого объёма средства (обычно указываемого на этикетке) закрываем двери, поднимаем окна до упора и выжидаем определённое количество времени (указывается в руководстве);
  • выключаем кондиционер и производим качественное проветривание салона.

Антибактериальная очистка кондиционера

Если антибактериальная обработка не привела к исчезновению зловония, это свидетельствует о сильном загрязнении испарителя. В этом случае может помочь пенное средство, которое используется по следующей схеме:

  • снимаем фильтр салона, обычно располагающийся в районе бардачка выше печки;
  • одеваем на баллончик с пенным составом прилагаемую длинную трубку, чтобы достать до испарителя;
  • нажимаем на клапан и заполняем пеной все воздуховоды для их качественной очистки;
  • имеет смысл продуть пеной и дренажное отверстие (о возможности такой операции можно прочитать в руководстве);
  • опять выжидаем указанное в инструкции количество времени, после чего заводим мотор, включаем систему кондиционирования и даём ей проработать порядка пяти – десяти минут во всех возможных режимах поочерёдно;
  • завершающий этап – проветривание салона автомобиля.

Залить содержимое баллона

Существует немало рецептов использования собственноручно приготовленных средств, что позволит не прибегать к покупке дорогостоящих химических препаратов. Можно, например, воспользоваться дешёвыми средствами, используемыми в детских, школьных и медицинских учреждениях для проведения дезинфекции: хлоргексидином, лизоформином 3000, хлорамином Б. Способ обработки хлоргексидином заключается в использовании 0,05% раствора (стандартный метод), или разбавлении препарата техническим спиртом в пропорции 1:1.

Самостоятельное приготовление дезинфицирующего средства из порошкообразных субстанций (лизоформин, хлорамин) для обработки испарителя производится посредством разведения столовой ложки препарата в литре воды. Полученный раствор заливают в любую ёмкость, оснащённую распылителем с длинным наконечником.

При обработке всеми указанными веществами необходимо открыть все двери. После снятия салонного фильтра и включения автомобильного кондиционера производят опрыскивание всего объёма химического средства в открывшееся воздухозаборное отверстие. Затем выключаем кондиционер и качественно проветриваем салон. Некоторые модели автомобилей предоставляют доступ к фильтру салона и испарителя из моторного отсека. Обычно химические средства для чистки испарителя кондиционера автомобиля помогают, если подобные чистки проводились регулярно или на относительно новом транспортном средстве. Если же химическая обработка не принесла желаемых результатов и не избавила от неприятных запахов, необходимо произвести механическую чистку, предполагающую снятие испарителя.

Механический способ чистки испарителя

Для выполнения этой процедуры своими руками необходимо тщательно подготовиться. Перед тем как снять испаритель кондиционера, нужно закупить все необходимые расходные материалы и приготовить нужный инструмент. Обычно в процессе чистки испарителя выполняют замену как фреона, так и уплотнительных шайб вместе с патрубками. Алгоритм чистки испарителя:

  • первый этап – снятие приборной панели, иначе получить доступ к печке, за которой расположен испаритель, на большинстве моделей авто не получится;
  • далее приступаем к откачиванию фреона, возможно, для удобного доступа к патрубкам испарителя потребуется снять печку;
  • следующий этап – отсоединение патрубков вместе с датчиками, которые идут к радиатору испарителя, после чего можно аккуратно извлечь теплообменник;
  • наружную часть радиатора отмываем с использованием обычного мыльного раствора;
  • трубки радиатора чистить нет необходимости, поскольку патогенные микроорганизмы размножаются исключительно снаружи, на поверхности радиатора;
  • после ручной чистки и просушки испарителя осуществляем сборку всех узлов и деталей в обратном порядке.

Чистка с разборкой испарителя намного сложнее химической обработки, но её эффективность на порядок выше.

Способы профилактики появления неприятных запахов

Чтобы минимизировать дорогостоящую и трудоёмкую чистку системы кондиционирования, достаточно придерживаться несложных рекомендаций. Во-первых, почаще менять салонный фильтр – именно он является преградой на пути пыли и грязи, находящихся в воздухе во взвешенном состоянии.

Во-вторых, старайтесь чаще просушивать салон и систему охлаждения не посредством включения печки, а естественным способом. Добиться этого можно, отключая кондиционер за 5 – 7 минут до выключения вентилятора – за это время он успеет качественно просушить систему кондиционирования до момента остановки автомобиля. Если приспособиться выполнять подобную операцию после каждой поездки – накопление конденсата в испарителе можно свести к минимуму и тем самым значительно отсрочить появление стойких неприятных запахов.

Испаритель автокондиционера – чистка своими руками

В летнюю жару одним из главных устройств для комфортной езды является, безусловно, кондиционер. Автокондиционер в процессе работы нуждается в периодической чистке и дозаправке. Если дозаправку можно производить по мере снижения температуры потока холодного воздуха, то чистка проделывается в обязательном порядке минимум 2 раза в сезон.

Испаритель – элемент автокондиционера

Испаритель – это один из главных элементов автокондиционера, который использует внутри своей системы фреон и постоянно поддерживает его температуру в рамках 0–5 градусов. Работа испарителя устроена таким образом, что воздух при нагнетании компрессора проходит через устройство и охлаждается до 6–12 градусов.

Фото испарителя автокондиционера, abw.by

Во время охлаждения воздуха в испарителе происходит конденсация. Сконденсированная влага стекает на ребра решетки испарителя в специальный поддон, откуда уже попадает наружу. В процессе нагнетания воздуха внутрь системы вместе с ним на испаритель автокондиционера попадает пыль.

Запах из кондиционера – первый признак накопившейся внутри автомобиля пыли, по которому проводится чистка испарителя.

На фото - запах из кондиционера автомобиля, uadrivers.com

Еще один верный способ узнать, не нуждается ли кондиционер в избавлении от пыли – провести замер количества конденсата. Как показывает практика, при нормальной работе испарителя за 1 час происходит конденсация и выделение 1–1.5 л влаги. Подставьте под выходное отверстие для конденсата емкость и через 15 минут посмотрите, сколько воды накопилось. За это время должно быть не меньше 250 мл. Если меньше – нужна чистка.

Чистка испарителя – подготовительный этап

Чистка входит в перечень услуг в каждом автосервисе, да и в домашних условиях провести ее не так уж сложно. Она не займет у вас много времени и сил, но терпением запаситесь, особенно если будете делать это впервые. Чтобы производить чистку самостоятельно, требуется обычный набор инструментов, а также моющая жидкость для кондиционеров, которую можно купить в любом авто-магазине. На жидкости экономить не стоит и лучше купить анти-грибковую.

Фото средства для чистки испарителя кондиционера авто, renault-drive.ru

Перед выполнением работ стоит немного просушить испаритель от влаги, которая уже накопилась на нем. Для этого включаем кондиционер на подачу горячего воздуха, перекрываем подачу воздуха снаружи, включаем круговую циркуляцию воздуха внутри салона и открываем окна в автомобиле. На регуляторе нужно установить максимальную скорость потока воздуха. Такая процедура должна выполняться в течение 10–20 минут.

На фото - подготовительный этап чистки испарителя автокондиционера, agg.by

Чистка проводится как со снятием испарителя, так и без этого. Мы рассмотрим именно второй случай, поскольку снимать испаритель самостоятельно все же не рекомендуется. В большинстве автомобилей он находится возле вентилятора печки, который в свою очередь находится сзади бардачка с пассажирской стороны автомобиля. При помощи отвертки аккуратно снимаем бардачок, затем шумоизоляцию и приступаем к процессу чистки.

Чистка от пыли – работаем с химией

Берем ранее купленный баллончик с химической жидкостью, встряхиваем его несколько раз, подключаем небольшой удлинитель к выпускному клапану и приступаем к работе. Процесс заключается в том, чтобы провести опрыскивание из баллончика между всеми «ребрами» испарителя. Чистку нужно произвести в два этапа, с интервалом в 20–30 минут. Первый раз опрыскивание из баллончика преследует цель смочить всю пыль, а во второй раз – выдуть то, что само не отпало.

Фото чистки испарителя кондиционера автомобиля, auto-mir.com

Чтобы химическое средство максимально подействовало на ваш испаритель и убило все микробы и грибки, советуем только через час приступить к обратной сборке панели автомобиля. Этого времени хватит, чтобы система просохла, и остатки химии улетучились. После очистки кондиционера от пыли рекомендуется заменить фильтр салона, если такой имеется в вашем автомобиле, и провести чистку воздушных каналов в торпеде.

Читайте также: