схема кондиционера опель астра н

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 04.10.2024

Opel Astra J

На автомобилях Opel Astra J установлена система кондиционирования компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.


Рис. 1. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха:

1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресиверросушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя; 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 1.


Компрессор установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем.

Компрессор обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в алюминиевой передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.


Шкив привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. Крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через ведомый диск.

Если система исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок — это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых запущенных случаях может потребоваться замена муфты компрессора в сборе или составляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следующие неполадки:

  • произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора;
  • вышел из строя датчик давления в системе;
  • неисправности в электрических цепях системы управления;
  • сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;
  • блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а охлаждение воздуха в салоне не происходит. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Наиболее точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.

Конденсор (радиатор кондиционера) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубопроводов и ресивера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.

При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.


Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов Б. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы.

Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения.

Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие… В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25–28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-установку, сварку конденсора и заправку системы хладагентом. Так что лучше сразу установить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных производителей запасных частей.


Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.

При охлаждении проходящего через испаритель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную на нижней части левой стороны моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.


Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

На боковой поверхности испарителя расположен фланец для крепления терморегулирующего клапана.


Терморегулирующий клапан А блочного типа расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится к трубопроводам и испарителю с помощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулировочный элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.

Ресивер-осушитель А установлен на конденсоре с левой стороны и составляет с ним неразборный блок. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент (картридж), заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. В нижней части Б корпуса расположено отверстие для замены фильтрующего элемента.

В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), картридж ресивера-осушителя подлежит замене. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.


Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.


Оберегайте металлические участки трубопроводов от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубопровода приводит к снижению производительности системы.


Рис. 2. Конструкция шланга гибкой вставки:

1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой

Для соединения взаимоподвижных элементов системы трубопроводы на некоторых участках снабжены гибкими вставками (рис. 2) из синтетических материалов.


В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубопроводов затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Сервисные клапаны для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубопроводах.


Так расположены на трубопроводах сервисные клапаны линий высокого А…


…и низкого Б давления.


Клапаны закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.


В клапанах установлены золотники, сходные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания золотников используется специальный ключ.

Проверять наличие хладагента в системе путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен за передним бампером с правой стороны на участке трубопровода линии высокого давления.

По сигналам датчика электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой вентиляции, кондиционирования и отопления автомобиля установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления отопителем, кондиционером и вентиляцией описаны в разд. «Устройство автомобиля», см. Отопление (кондиционирование) и вентиляция салона.


Датчик наружной температуры, хотя и расположен в передней части автомобиля за облицовкой радиатора в защищенном от солнечного излучения и вентилируемом месте, подвержен воздействию таких факторов, как теплый воздух от двигателя и излучение от нагретого асфальта. Поэтому его показания иногда могут быть несколько завышенными, особенно после долгого простаивания в пробках. Показания наружной температуры можно считать правильными при движении со скоростью не менее 40 км/ч в течение не менее 10 мин.


Для повышения эффективности работы системы управления климатом и более комфортного распределения воздушных потоков в салоне установлен датчик солнечной освещенности. В зависимости от степени нагрева салона лучами солнца по сигналам датчика потоки воздуха направляются в область лиц или ног водителя и переднего пассажира. Датчик расположен на панели приборов возле стекла ветрового окна.

Хладагент. Система заправлена хладагентом HFC134a (R134a). В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.

В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование.

Самая распространенная ситуация — это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.


Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т. н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.


Метод состоит в том, что в систему в микродозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.


Во время осмотра системы краситель начинает светиться (флюоресцировать) под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника…


…и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказывает никакого отрицательного воздействия на систему. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу только тогда, когда возникнет утечка.


– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;


– двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;


– высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, связанные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов системы кондиционирования, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении работ своими силами принимайте меры предосторожности.

Электрическая схема автомобиля OPEL ASTRA

Схема системы охлаждения двигателя


Передние и задний стелоочистители. Омыватели фар авто



Элетросхема стеклоподъемников



Выключатель стоп-сигналов. Выключатель фонарей заднего хода. Панель переключателей наружного освещения. Подсветки панели приборов



Задние комбинированные фонари. Подссветка номерного знака. Стоп-сигнал верхнего уровня



Фары и противотуманные фары Opel Astra



Внутреннее освещение салона. Освещение богажного отделения авто



Общие обозначения на электросхемах

15, 30, 31 Номера соответствующих клемм
5 А, 7,5 А. 80А Номинальная сила тока соответствующих элементов электрической цепи
ABS Антиблокировочная система
АС Кондиционер воздуха
ASP Наружное зеркало заднего вида
AT Автоматическая трансмиссия
BRAIK Выключатель стоп-сигналов
CLS Контактный выключатель
СОМР Компрессор
CTS Датчик температуры охлаждающей жидкости
DWA Устройство противоугонной сигнализации
ЕС Система охлаждения двигателя
ЕСС (NECC) Климат-контроль (без системы климат-контроля)
ЕМР Радио
FB5/ FB6 Предохранители
FE3, FE4.. FE33 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в двигательном отсеке, с соответствующим номером
FR1, FR4. FR37 Предохранитель, размещенный в монтажном блоке в багажном отделении, с соответствующим номером
FFD Двухрожковый клаксон
FH Стеклоподъемник
FIL Подогрев топливного фильтра (дизельные модели)
FNX Фары (кроме ксеноновых)
HEAT Отопитель
HSCAN-H Высокоскоростная шина CAN High (1)
HSCAN-L Высокоскоростная шина CAN Low (0)
HSH Обогреватель заднего стекла
HZG/AC Обогреватель/кондиционер
INS Комбинация приборов
IRL Освещение салона
KSP Топливный насос
KSR Реле топливного насоса
LHD Левостороннее рулевое управление
LMD Лампа подсветки двери
LSL Направленные индивидуальные светильники задних мест
LSW Выключатель освещения
М1С Микрофон
MIR-L/R Наружное зеркало заднего вида (левое/правое)
МК Система охлаждения двигателя
МТА Роботизированная коробка передач
NAC Без кондиционера
PPS Датчик положения педали газа (общее обозначение)
PEDALSEN-D Датчик положения педали газа – дизельные модели
PEDALSEN-P Датчик положения педали газа – бензиновые модели
PEPS Система Open&Start
РР Система помощи при парковке
PU Топливный насос
RAIN Датчик дождя
RC Дистанционное управление
RHD Правостороннее рулевое управление
RSH Обогреватель заднего стекла
SBUL Выключатель фонарей заднего хода
SCC Выключатель центральной консоли
SD Верхний стеклянный люк
SDD Выключатель водительской двери
SLS Выключатель стоп-сигналов
SMP Сборка пепельницы
STA Система Start & Laden
STT Выключатель системы Easytronic
SW-HEAD Сборка переключателей наружного освещения
TEL Телефон
TL Указатели поворота
TWA Система Twin Audio
XNL Ксеноновые фары
WA Стеклоочистители (передние/задний – общее обозначение)
WA-HL Омыватели фар
WI-F Передние стеклоочистители
Wl-В Задний стеклоочиститель
ZV Единый замок

Элементы электрических цепей

А1_А60 Распределительное устройство систем отопления и К/В
А1_Х125 Электронный модуль подкапотного монтажного блока предохранителей
А1_Х131 Электронный модуль салонного монтажного блока предохранителей
А2_Х131 Электронный модуль тягово-сцепного устройства
А13 Сборка воздухораспределителя системы HVAC
А40 Модуль зажигания
А60 Сборка воздухораспределителя системы HVAC
А84 Модуль управления двигателем
А105 Встроенный электронный модуль рулевой колонки
А111 Регулятор положения дроссельной заслонки
В1_Е68 Микрофон
В1_М8 Датчик уровня топлива в баке
B1_Y21B Датчик системы Twinport
В2_Е68 Датчик противоугонной ситемы
В9, В9Н Рожок звукового сигнала
В18 Датчик давления К/В
В22 Датчик положения педали
В28 Датчик распределительных валов
ВЗО Импульсный датчик коленчатого вала
В39, В39А, В39В Датчик температуры охлаждающей жидкости
В57 Посткаталитический лямбда-зонд
В64 Датчик температуры входящего воздушного потока
В65 Датчик угла зажигания
В67 Датчик абсолютного давления во впускном тракте
В86 Датчик дождя
В135 Датчик определения чистоты воздуха
В166 Подогреваемый докаталитический лямбда-зонд
Е1_Е68 Передний салонный светильник
Е1_Е119 (L/R) Ближний свет (левая/правая фара)
Е2_Е119 (L/R) Дальний свет (левая/правая фара)
ЕЗ_Е119 (L/R) Указатель поворота свет (левая/правая фара)
Е4_Е119 (L/R) Габаритный (парковочный) огонь (левый/правый)
Е62 Светильник багажного отделения
Е67 Передний салонный светильник
E69 (L/R) Противотуманная фара (левая/правая)
E72D Светильник водительской двери
Е72Р Светильник передней пассажирской двери
Е79 Стоп-сигнал верхнего уровня
Е82 Светильник главного вещевого ящика
Е94 Задний салонный светильник
E98 (L/R) Лампа подсветки номерного знака (левая/правая)
Е106 (L/R) Сборка заднего комбинированного фонаря (левая/правая)
E106 (L/R).1 Задний габарит (левый/правый)
E106 (L/R).3 Фонарь заднего хода (левый/правый)
E106 (L/R).4 Указатель поворотов (левый/правый)
E106 (L/R).5 Задний туманный фонарь (левый/правый)
E106 (L/R).6 Задние габаритные огни/стоп-сигналы
Е119 (L/R) Сборка блок-фары (левая/правая)
E120 (L/R) Светильники макияжных зеркал (левый/правый)
L2A Инжектор первого цилиндра
L2B Инжектор второго цилиндра
L2C Инжектор третьего цилиндра
L2D Инжектор четвертого цилиндра
L7 Муфта компрессора К/В
М1_М8 Топливный насос
М1_А13 Электромотор привода воздухораспределительной заслонки
М1_Е119 (1_/Н) Регулятор направления оптических осей фар
М2_А60 Электромотор заслонки смешивания воздуха
МЗ, МЗА, МЗВ Электромотор вентилятора системы охлаждения
МЗ_А60 Электромотор заслонки распределения воздушного потока
М4_А60 Электромотор заслонки системы циркуляции воздуха
М5_А60 Электромотор привода воздухораспределительной заслонки
М8 Топливный бак
M10D Электромотор стеклоподъемника водительской двери
М10Р Электромотор стеклоподъемника пассажирской двери
М11D Сборка левого наружного зеркала заднего вида
M11D. 1 Электромотор регулировки положения левого наружного зеркала
М11 D. 2 Электромотор складывания левого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение
М11 D. 3 Обогрев левого наружного зеркала
М11Р Сборка правого наружного зеркала заднего вида
М11Р. 1 Электромотор регулировки положения правого наружного зеркала
М11Р. 2 Электромотор складывания правого наружного зеркала и перевода его в рабочее положение
М11Р. З Обогрев правого наружного зеркала
М12 Электромотор стеклоочистителя заднего стекла
М17 Электромотор стеклоочистителей ветрового стекла
РЗ Комбинация приборов
R1 Прикуриватель
R1_A60 Резистивная сборка электромотора вентилятора системы HVAC
R22 Обогреватель заднего стекла
R27 Подогреватель топливного фильтра (дизельные модели)
S32 Выключатель фонарей заднего хода
S122 Сборка выключателей наружного освещения
5122.1 Поворотный переключатель режимов функционирования наружного освещения
5122.2 Регулятор яркости подсветки панели приборов (потенциометр)
5122.3 Регулятор направления оптических осей фар
S 122.5 Выключатель противотуманных фар
S122.6 Выключатель задних туманных фонарей
S112Р Сборка выключателя стеклоподъемника пассажирской двери
S218 Двойной выключатель стоп-сигналов
Y1_A13 Регулятор подачи воздуха в салон
Y1_Y21B Электромагнитный клапан системы Twinport
Y21B Блок системы Twinport
Y56 Электромагнитный клапан системы рециркуляции отработавших газов
Y105 Насос омывателей ветрового и заднего стекол
Y106 Насос омывателей фар
Y123 Электромагнитный клапан системы вентиляции топливного бака
Y158 Термостат
Штекерные разъемы
Е68 Кузов – передняя секция потолочной консоли
Е68.1 Передняя секция потолочной консоли – датчик противоугонной сигнализации
Е68.2 Передняя секция потолочной консоли – микрофон
Е68.3 Передняя секция потолочной консоли – лампы подсветки
Х1 Кузов – панель приборов
ХЗ Кузов – кузов (передний)
Х4 Кузов – передняя пассажирская дверь
Х6 Кузов – водительская дверь
Х10 Кузов – топливный бак
Х16 Кузов – крыша
Х24 Кузов (передок) - система охлаждения двигателя
Х26 Кузов (передок) - система охлаждения двигателя
Х38 Разъем электропроводки прицепа
Х41 Кузов (задок) - панель задка
Х42 Кузов (задок) - разъем электропроводки двери задка
Х44 Кузов (задок) - разъем электропроводки прицепа
Х51 Разъем электропроводки двери задка – дверь задка
Х60 Двигатель – двигатель/коробка передач
Х62 Положительная клемма аккумуляторной батареи – двигатель коробка передач
Х63 Двигатель – инжектора
Х112FR Передняя розетка отбора мощности
Х125 Подкапотный монтажный блок предохранителей
Х131 Салонный монтажный блок предохранителей
ХС Двигатель – модуль управления двигателем
ХС10 Двигатель/коробка передач – модуль управления двигателем
ХС40 Панель приборов – устройство управления системами HVAC
ХС41 Панель приборов – устройство управления системами HVAC
ХС47 Рулевое колесо – встроенный модуль рулевой колонки
ХЕ1 Кузов (передок) – кабельный канал двигательного отсека
ХЕ2 Кузов – кабельный канал двигательного отсека
ХЕЗ Двигатель/коробка передач – электроцентраль в двигательном отсеке
XR1 Кузов (задок) – кабельный канал задка
XR4 Кузов – кабельный канал задка
XR5 Кузов – кабельный канал задка
XR7 Кузов (задок) – задняя электроцентраль
Дополнительные обозначения
ASC Розетка отбора мощности
ACSEN Датчик системы К/В
AZV Тягово-сцепное устройство
CIG Прикуриватель
FOG-F9 Противотуманные фары
FL-NXNL Фары (кроме ксеноновых)
GLOV-L Подсветка главного вещевого ящика
HOR Рожок звукового сигнала
KZL Подсветка номерного знака
LAMP-D Дверная лампа (подсветка двери)
LIG-R Заднее освещение.

Opel Astra H (Family) / Руководство


В данном разделе представлены схемы электрооборудования автомобиля Опель Астра.


Схема 1а. Система ( Multec - S -1) управления двигателем мод. Z 16 ХЕR: 1 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 30 (15 А); 2 - система охлаждения двигателя; 3 - система кондиционирования воздуха; 4 система пуска двигателя; 5 - датчик положения педали акселератора; 6 - модуль топливного насоса; 7 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 21 (20 А); 8 топливная форсунка 1-го цилиндра; 9 - топливная форсунка 2-го цилиндра; 10 - топливная форсунка 3-го цилиндра; 11 - топливная форсунка 4-го цилиндра; 12 - электронный блок управления двигателем; 13 - контактный разъем; 14 - модуль зажигания; 15 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 - компрессор кондиционера; 17 - датчик положения коленчатого вала; 18 - датчик сигнальной лампы температуры охлаждающей жидкости; 19, 25 - двигатель Z 16 ХЕР; 20 - электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов; 21 управляющий датчик концентрации кислорода; 22 - диагностический датчик концентрации кислорода; 23 - электромагнитный клапан системы вентиляции топливного бака; 24 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 26 (10 А).


Схема 1б. Система ( Multec - S - 1) управления двигателем мод. Z 16 ХЕR: 1 - шина обмена данными CAN High ( 1 ); 2 - шина обмена данными CAN Low (0); 3 - выключатель стоп-сигналов; 4 - выключатель; 5 - модуль топливного насоса; 6 - система пуска двигателя; 7 - электронный блок управления двигателем; 8 - контактный разъем; 9 - комбинация приборов; 10 - регулятор положения дроссельной заслонки; 11 - двигатель Z 16 ХЕР; 12 - датчик температуры всасываемого воздуха; 13 - датчик положения распределительных валов; 14 - термостат; 15 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 26 (10 А); 16 - электромагнитный клапан системы Twinport ; 17 - датчик системы TWnport ; 18 - электронный блок системы Twinport ; 19 - датчик абсолютного давления во впускном коллекторе; 20 - датчик положения коленчатого вала.


Схема 2. Топливный насос, система подогрева топливного фильтра (автомобили, оснащенные дизельным двигателем) и датчик положения педали акселератора: 1 - датчик положения педали акселератора; 2 - жгут проводов моторного отсека; 3 - колодка жгута проводов; 4, 5, 9, 10, 11, 16, 22, 24 - контактные разъемы; 6 выключатель; 7 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 24 (15 А); 8 - блок управления трансмиссией; 12 - комбинация приборов; 13 - топливный насос; 14 - датчик уровня топлива; 15 - топливный бак; 17 электронный модуль монтажного блока предохранителей (в салоне); 18 - блок предохранителей в салоне; 19 предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 17 (20 А); 20 - реле; 21 - монтажный блок предохранителей и реле в моторном отсеке; 23 - подогреватель топливного фильтра (автомобили, оснащенные дизельным двигателем).


Схема 3а. Система охлаждения двигателей мод. Z 14 ХЕР, Z 16 XER , Z 18 XER : 1, 7, 19 - предохранитель (в монтажном блоке моторного отсека) FE 6 (30 А); 2, 8, 9, 18, 20, 22 - реле; 3, 10, 23 - монтажный блок предохранителей и реле в мо торном отсеке; 4, 11, 12, 13, 14, 24, 25, 26 - контактные разъемы; 5, 15, 27 - электровентилятор радиатора системы охлаждения двигателя; 6,16,17, 21, 28 - соединительные колодки жгутов проводов.


Схема 3б. Система охлаждения двигателей мод. Z 14 ХЕР, Z 16 XER , Z 18 XER : 1 - предохранитель FE 6 (30 А); 2 - предохранитель FE 5 (30 А); 3 - монтажный блок моторного отсека; 4, 5, 6 - реле; 7, 8, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 26, 27, 28, 29, 30, 31 - контактные разъемы; 9, 13 - соединительные колодки жгутов проводов; 11, 12 - элекгровентилятор радиатора системы охлаждения; 20, 21, 22, 23, 24, 25 - датчик температуры охлаждающей жидкости.


Схема 4. Очистители ветрового стекла и стекла двери задка, датчик дождя, омыватель фар: 1 - предохранитель FE 6 (30 А); 2. 10. 15. 21. 25 - электронный модуль монтажного блока моторного отсека; 3, 11, 16, 22, 26 - монтажный блок моторного отсека; 4 - моторедуктор омывателя ветрового стекла и стекла двери задка; 5. 13, 14, 18, 19, 24, 27, 29 - контактные разъемы; 6 - реле К5; 7 - реле К6; 8 - предохранитель FE 14 (30 А); 9 - предохранитель FE 15 (30 А); 12 - моторедуктор очистителя ветрового стекла; 17 - моторедуктор очистителя стекла двери задка; 20 - реле К7; 23 - насос омывателя фар; 28 - датчик дождя.


Схема 5. Наружные зеркала заднего вида: 1, 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16 - контактные разъемы; 3, 7 - левое зеркало заднего вида; 11, 15 - правое зеркало заднего вида.

Схема 6. Стеклоподъемники: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 13 - контактные разъемы; 4 - моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери; 8 - блок управления элекгростеклоподъемником правой передней двери; 12 - моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери.


Схема 7. Освещение салона, прикуриватель, освещение багажного отделения: 1 - электронный модуль монтажного блока салона; 2 - монтажный блок салона; 3 - плафон освещения багажника; 4, 5, 7, 8, 10, 11,13, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22 - контактные разъемы; 6 - плафон освещения передней правой двери; 9 - плафон освещения передней левой двери; 12 - прикуриватель; 14 - комбинация приборов.


Схема 8. Система отопления (кондиционирования) и вентиляции салона: 1, 5, 6, 7, 17, 18 - контактные разъемы; 2 - реле К15; 3 - электронный модуль монтажного блока моторного отсека; 4 - монтажный блок моторного отсека; 8 - комбинация приборов; 9 - блок управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции салона; 10 - распределительное устройство системы отопления (кондиционирования) и вентиляции салона; 11 - резистивная сборка электромотора системы отопления (кондиционирования) и вентиляции салона; 12 - электромотор привода воздухораспределительной заслонки; 13 - электромотор привода заслонки системы циркуляции воздуха; 14, 15 - электромотор заслонки распределения воздушных потоков; 16 - электромотор заслонки смешивания воздуха.


Схема 9. Выключатель стоп-сигналов, выключатель фонарей заднего хода, блок выключателей наружного освещения, подсветка комбинации приборов: 1, 2, 4, 5, 6, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 24 - контактные разъемы; 3 - выключатель стоп-сигналов; 7,11, 20 - монтажный блок предохранителей в моторном отсеке; 8 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в салоне; 9 - монтажный блок предохранителей в салоне; 10 - электронный модуль монтажного блока в моторном отсеке; 12, 13 - выключатель фонарей света заднего хода; 17, 23 - комбинация приборов; 22 - блок выключателей наружного освещения.


Схема 10. Тягово-сцепное устройство, звуковой сигнал: 1, 6, 7, 9. 10, 11, 13, 17, 18, 19 - контактные разъемы; 2, 14 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в моторном отсеке; 3, 16 - монтажный блок предохранителей в моторном отсеке; 4, 5 - звуковой сигнал; 8 - электронный модуль рулевой колонки; 12 - блок выключателей; 15 - электронный модуль тягово-сцепного устройства.



Схема 12. Задние фонари, фонари освещения номерного знака, дополнительный стоп-сигнал: 1 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в салоне; 2 - монтажный блок предохранителей салоне; 3,4, 7, 8, 12, 13 - контактные разъемы; 5 - левый задний фонарь; 6 правый задний фонарь; 9 - левая лампа фонаря освещения номерного знака; 10 - правая лампа фонаря освещения номерного знака; 11 дополнительный стоп-сигнал.


Схема 13. Обогреватель заднего стекла, компрессор системы отопления (кондиционирования) и вентиляции салона, система автоматической регулировки температурного режима (климат-контроль), датчик системы отопления (кондиционирования) и вентиляции салона: 1, 2, 3, 7, 8, 12, 13, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 30, 32 - контактные разъемы; 4 - датчик контроля качества воздуха; 5 - регулятор подачи воздуха в салон; 6 - воздухораспределитель; 9 - колодка жгута проводов системы управления двигателем; 10, 16 - монтажный блок предохранителей в моторном отсеке; 11 - датчик давления; 14 - реле К8; 15 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в моторном отсеке; 19, 22 - муфта компрессора кондиционера; 25 - реле К8; 26 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в салоне; 27 - предохранитель FR 11 ( 30 А); 28 - предохранитель FR 21 (7,5 А); 29 - монтажный блок предохранителей в салоне; 31 - обогреватель заднего стекла.


Схема 14. Внутреннее освещение салона, освещение вещевого ящика, подсветка зеркала в противосолнечных козырьках: 1, 4. 5, 6, 7, 8. 9, 18, 19, 20, 21, 22, 25, 26 - контактные разъемы; 2, 23 - электронный модуль монтажного блока предохранителей в салоне; 3, 24 - монтажный блок предохранителей в салоне; 10 - плафон освещения вещевого ящика; 11 - плафон освещения зеркала в левом противосолнечном козырьке, 12 - плафон освещения зеркала в правом противосолнечном козырьке; 13 - плафон освещения заднего ряда сидений; 14, 15 - плафон освещения переднего ряда сидений; 16 - микрофон; 17 - датчик противоугонной системы.

Особенности устройства системы вентиляции, отопления и кондиционирования

На автомобиле Opel Astra управление системой отопления и вентиляции салона выполнено автономно от системы кондиционирования воздуха при выполнении функций обогрева и вентиляции салона, удаления инея и конденсированной влаги с ветрового стекла, обдува стекол дверей. В то же время основные элементы отопителя работают и при включении кондиционера. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера выполнены в одном блоке.

В зависимости от комплектации на автомобиль может быть установлена система с ручной настройкой рабочих режимов либо система с функцией автоматического регулирования температуры воздуха в салоне (климат-контроль).

Основные узлы отопителя:

Системой кондиционирования воздуха управляют посредством органов управления, расположенных на панели, общей с отопителем.

В систему кондиционирования воздуха входят следующие элементы.

Компрессор с ременным приводом от шкива коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроена фрикционная электромагнитная муфта, отключающая вал компрессора от шкива или соединяющая их при работе кондиционера по сигналу электронного блока управления двигателем. При работе компрессор сжимает до высокого давления пары хладагента, поступающие к нему из теплообменника испарителя. Температура паров хладагента на выходе компрессора значительно выше, чем на входе.

Редукционный клапан встроен в компрессор и выполняет защитную функцию, срабатывая при увеличении давления более допустимого значения на выходе компрессора. Причиной срабатывания редукционного клапана может быть отказ клапана высокого давления, электрического вентилятора и т.п.

Теплообменник (радиатор) конденсатора, расположенный впереди радиатора системы охлаждения двигателя и имеющий развитую ленточную вставку сердцевины для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессором до высокого давления паров хладагента.

Расширительный клапан (редуктор) с сетчатыми фильтрами на входе и выходе установлен в трубопроводе, подводящем жидкий хладагент к теплообменнику испарителя. Дроссельное отверстие в клапане ограничивает расход жидкого хладагента и снижает давление в испарителе. После остановки двигателя жидкий хладагент продолжает некоторое время перетекать через расширительный клапан из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Протекание жидкости через дроссельное отверстие сопровождается характерным шипящим звуком, который прослушивается в течение 30-60 спосле остановки двигателя и не свидетельствует о неисправности.

Теплообменник (радиатор) испарителя. Жидкий хладагент теплообменника конденсатора через расширительный клапан поступает в теплообменник испарителя, расположенный в блоке отопителя. В теплообменнике жидкость переходит в газообразное состояние, поглощая тепло. Влага, содержащаяся в воздухе, поступающем к теплообменнику, конденсируется на нем, стекает с испарителя и удаляется из блока отопителя. Из теплообменника испарителя газообразный хладагенте примесью небольшого количества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла поступает в ресивер, который подключен к выходному трубопроводу испарителя.

Ресивер-осушитель. В нижней части корпуса ресивера находится емкость с поглотителем паров воды из паров хладагента, которые, освобождаясь от влаги через специальное отверстие в заборной трубке, смешиваются с холодильным маслом. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцера для присоединения трубопроводов. Ресивер неремонтопригоден, заменять его нужно только в сборе.

Помимо перечисленных элементов, в систему входят сервисные клапаны высокого и низкого давления, а также датчики давления.

Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 1.


Рис. 1. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - компрессор кондиционера; 2 - теплообменник конденсатора; 3 - расширительный клапан (редуктор); 4 - теплообменник испарителя; 5 - ресивер-осушитель; 6 - поглотитель влаги в ресивере; 7 - отверстие для смешивания паров хладагента с холодильным маслом; 8 - редукционный клапан в компрессоре; А - жидкий хладагент под высоким давлением; В - жидкий хладагент под низким давлением; С - газообразный хладагент под высоким давлением; D - газообразный хладагент под низким давлением.

Полезные советы

Во время работы кондиционера или отопителя все окна должны быть закрыты. Для того чтобы температура воздуха в салоне быстрее достигала требуемого значения, рекомендуем использовать режим рециркуляции в начале работы системы, после ее включения. В жаркую солнечную погоду, после длительной стоянки автомобиля на солнце рекомендуем перед включением кондиционера проветрить салон, открыв на 2-3 мин все двери (или все окна, если необходимо сразу начать движение).

При работе системы кондиционирования в жаркую погоду на теплообменнике кондиционера может образоваться значительное количество конденсата, в результате чего под стоящим автомобилем появляются потеки воды. Это не является признаком неисправности, а только свидетельствует о нормальном функционировании системы.

Перед началом движения очищайте от снега, грязи и опавшей листвы решетку короба воздухопритока.

Для поддержания элементов системы кондиционирования в рабочем состоянии (восстановление слоя смазки на деталях компрессора и уплотнениях) включайте кондиционер на несколько минут не реже одного раза в месяц, даже если необходимость в кондиционировании воздуха отсутствует. На автомобилях, оборудованных системой климат-контроля, эта процедура выполняется автоматически во время движения, однако при низких температурах наружного воздуха этого не происходит и кондиционер необходимо включать вручную.

Предупреждения

Все работы по ремонту системы кондиционирования Опеля Астра следует выполнять только при полностью разряженной системе.

Поскольку пары хладагента токсичны, а испаряющийся жидкий хладагент может вызвать серьезное обморожение кожи, ремонтируйте систему с использованием специального оборудования, имеющегося в специализированных сервисах по обслуживанию систем кондиционирования.

Примечания

В связи со специфическими особенностями ремонта системы кондиционирования (см. предупреждение выше) в данном подразделе описаны только работы по снятию и установке блока управления системой отопления (кондиционирования) и вентиляции салона и блока управления заслонкой рециркуляции, снятие и установка электровентилятора воздухонагнетателя и его дополнительного сопротивления, так как для снятия остальных элементов узла отопления и кондиционирования (в том числе и радиатора отопителя) требуется полное снятие узла с автомобиля с разгерметизацией системы кондиционирования.

Замена фильтра поступающего в салон воздуха является регламентной работой технического обслуживания и описана в разд. «Техническое обслуживание» (см. Замена фильтра очистки поступающего в салон воздуха).

Предохранители Opel Astra H, 2004 - 2009

Большинство цепей питания электрооборудования немецкого седана, хетчбэка и универсала защищено предохранителями. Фары, электродвигатели вентиляторов, топливный насос и другие мощные потребители тока подключены через реле. Защитные элементы установлены в монтажных блоках, которые находятся под капотом и в багажнике.


Рассмотрены схемы Опель Астра Н 3-го поколения 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 года выпуска.

В моторном отсеке


Монтажный блок отмечен на рисунке выше красной точкой.

Фото - пример.

Схема элементов в подкапотном блоке Астра
Описание предохранителя/реле Ток, А
1 Антиблокировочная система тормозов (ABS) 20
2 30
3 Электродвигатель вентилятора отопителя при системе климат-контроля 30
4 Вентилятор отопителя при системе кондиционирования* 30
5 Вентилятор радиатора системы охлаждения* 30/40
6 Электродвигатель вентилятора радиатора системы охлаждения 20/30/40
7 Омыватели стекол ветрового окна и окна двери задка 10
8 Звуковой сигнал 15
9 Омыватели стекол ветрового окна и окна двери задка 25
10 Нет
11
12
13 Противотуманные фары 15
14 Стеклоочиститель ветрового окна 30
15 Стеклоочиститель окна двери задка 30
16 Электронные системы управления, система Open&Start, ABS, сдвижная крыша, выключатель стоп-сигнала 5
17 Обогрев топливного фильтра 25
18 Стартер 25
19 Электронное оборудование коробки передач 30
20 Компрессор кондиционера 10
21 Электронное оборудование двигателя 20
22 Тоже 7,5
23 Электрокоррекгор света фар, система адаптированного света фар (AFL) 10
24 предохранитель бензонасоса астра н 15
25 Электронное оборудование коробки передач 15
26 Электронное оборудование двигателя 10
27 Электрогидроусилитель рулевого управления 5
28 Электронное оборудование коробки передач 5
29 7,5
30 Электронное оборудование двигателя 10
31 Электрокоррекгор света фар, система адаптированного света фар (AFL) 10
32 Сигнальная лампа неисправности тормозной системы, кондицио­нер, выключатель на педали сцепления 5
33 Электрокоррекгор света фар, система адаптированного света фар (AFL), блок управления наружным освещением 5
34 Блок управления модулем рулевой колонки 7,5
35 Информационно-развлекательная система 20
36 Мобильный телефон, цифровой радиоприемник, система Twin Audio, многофункциональный дисплей 7,5
К1Х125 Реле стартера
К2Х125 Реле электронного блока управления двигателем
КЗХ125 Вывод «5»
К5Х125 Реле режимов стеклоочистителя ветрового окна
К6Х125 Реле включения стеклоочистителя ветрового окна
К7Х125 Реле насоса омывателя фар
К8Х125 Реле компрессора кондиционера
К10Х125 Реле топливного насоса
К11Х125 Реле электровентилятора системы охлаждения
К12Х125
К13Х125
К14Х125 Реле обогрева топливного фильтра (дизель)
К15_Х125 Реле электродвигателя вентилятора отопителя
К16Х125 Реле противотуманных фар

В багажнике


Монтажный блок размещен за обшивкой. Для доступа к нему необходимо отвернуть два фиксатора и снять ее.

Общий вид.

Читайте также: