указатель температуры охлаждающей жидкости 24 вольта на маз

Обновлено: 15.05.2024

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

Датчик температуры охлаждающей жидкости TF-W контролирует температуру охлаждающей жидкости двигателя. Датчик расположен на водяной рубашке блока цилиндров с правой стороны: для четырехцилиндровых двигателей рядом с сервисным модулем, а для шестицилиндровых – ближе к стартеру.

Датчик температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДАТЧИКА.

Рабочие характеристики датчика представлены в таблице.

Зависимость сопротивления датчика от температуры приведена на рисунке.

Характеристика датчика с отрицательным температурным коэффициентом.

V:\Сайт\897654565789765.jpg

Зависимости сопротивления от температуры R(t) приведены в таблице.

V:\Сайт\436787967576.jpg

Для проверки показаний датчика измерение сопротивления проводится измерительным током ≤ 1 мА при температуре минус 10, плюс 20 и 80°C. Внутреннее сопротивление измерительного прибора Ri > 10 МОм. При измерении характеристики датчик должен быть погружен в испытательную жидкость до шестигранника. Минимальное время ожидания при измерении каждой точки 10 минут.

КОНФИГУРАЦИЯ РАЗЪЁМА.

Конфигурация разъёма датчика температуры охлаждающей жидкости приведена на рисунке.

Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.

  • Контакт 1 (провод 2.15) – ЭБУ контакт 2.15 выходной сигнал температуры;
  • Контакт 2 (провод 2.26) – ЭБУ контакт 2.26 масса датчика

ОТКАЗ ДАТЧИКА ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ.

Диагностическая лампа срабатывает и при повышении температуры ОЖ в системе охлаждения до 105°С. Кроме сигнала предупреждения о высокой температуре охлаждающей жидкости, происходит ограничение крутящего момента двигателя.

ДАТЧИК ТМ100А УКАЗАТЕЛЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ, УСТРОЙСТВО, ХАРАКТЕРИСТИКИ, РАБОТА

Датчик ТМ100А указателя температуры охлаждающей жидкости автомобиля работают на принципе который основан на использовании свойства металлов и полупроводников менять свое сопротивление при изменении температуры окружающей среды.

Датчик ТМ100А указателя температуры охлаждающей жидкости, характеристики.
Датчик ТМ100А температуры охлаждающей жидкости контрольных приборов представляют собой полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Их сопротивление уменьшается с увеличением температуры окружающей среды.

По сравнению с металлическими терморезисторами полупроводниковые обладают примерно в десять раз большим значением температурного коэффициента сопротивления, то есть изменение температуры вызывает резкое изменение их сопротивления.

Датчик включается в электрическую цепь контрольного прибора. При изменении температуры ток, проходящий через датчик, изменяется, что вызывает отклонение стрелки указателя контрольного прибора. Сопротивление терморезистора датчика нелинейно зависит от температуры.

Характеристика датчиков ТМ100А указателя температуры охлаждающей жидкости.
— Диапазон измерения температуры, градусов : 40-120
— Номинальное напряжение, В : 12 или 24
— Ток нагрузки, А : 0,1
— Чувствительный элемент : терморезистор
— Размер шестигранника : под ключ S19
— Резьба, мм : К 3/8
— Присоединение : штырь
— Масса, г : 50

Схема включения датчика температуры ТМ100А в цепь контрольного прибора.
Устройство и работа датчика ТМ100А .
В большинстве случаев, в автомобилях применяются указатели температуры охлаждающей жидкости (термометры) логометрического типа, принцип действия которых основан на взаимодействии поля постоянного магнита, соединенного со стрелкой, с результирующим магнитным полем трех измерительных обмоток, по которым протекает ток. Причем величина тока в обмотке зависит от сопротивления датчика.

Датчик ТМ100А указателя температуры охлаждающей жидкости представляют собой латунный или бронзовый баллон (корпус), на расширенной верхней части которого выполнены шестигранник под ключ и коническая резьба для крепления датчика. К плоскому донышку баллона прижат терморезистор выполненный в виде таблетки. Между зажимом датчика и таблеткой установлена токоведущая пружина, которая изолирована от стенки баллона.

Указатель температуры охлаждающей жидкости 24 вольта на маз

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, включатели и переключатели.

Комбинация приборов

Комбинация приборов (рис. 1) включает в себя указатели: уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления масла в двигателе, напряжения (вольтметр).

Кроме того, в комбинацию входят сигнализаторы перегрева охлаждающей жидкости, заниженного (аварийного) давления масла в двигателе и резерва топлива.

Схема соединения комбинации приборов с датчиками показана на рис. 2.

Схема включения приборов МАЗ

Каждый прибор комбинации состоит из пластмассовой колодочки 5 (см. рис. 1), несущей на себе обмотки W1, W2, W3,

Между обмотками помещена ось, на которую насажены постоянный магнит и стрелка прибора. В одном углу колодочки запрессован постоянный магнит 6.

При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля этих двух магнитов и располагают стрелку в крайнем левом положении.

При включении тока последний проходит последовательно обмотки W2 и W3 и сопротивление температурной компенсации Rтк, служащее для стабилизации показаний прибора при изменении его температуры.

Одновременно ток проходит по обмотке W1 и сопротивлению R датчика.

Сопротивление датчика изменяется: у датчика давления масла и уровня топлива за счет изменения положения ползунка реостата, у датчика указателя температуры за счет изменения сопротивления самого терморезистора.

При изменении сопротивления датчика изменяется величина тока в обмотке W1. Так как в обмотках и W3 ток не изменяет своей величины, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия полей и обмоток W2 и W3 с полем обмотки W1, изменяющим свою величину.

Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит стрелки в соответствующее положение.

Аналогичным образом работают два указателя давления, установленные в указателе УК168 и показывающие давление воздуха в контурах тормозной системы.

Схема включения спидометра МАЗ

Спидометр, выполненный в одном стиле с комбинацией приборов, работает в комплекте с датчиком, установленным на коробке передач (рис. 3).

На вторичный вал коробки передач насажено трехзаходное червячное колесо 3, которое входит в зацепление с ведомым червячным колесом 4, выполненным заодно с валиком.

На хвостовик валика насажена прямозубая цилиндрическая шестерня 1, находящаяся в зацеплении с шестерней 5 привода датчика спидометра.

Техническое обслуживание

Техническое обслуживание контрольно-измерительных приборов сводится к поддержанию приборов и датчиков в исправном состоянии, для чего необходимо еженедельно протирать сухой ветошью шкалы приборов и гнезда блоков контрольных и сигнальных ламп, а также следить за надежностью посадки защитных резиновых чехлов на корпуса датчиков.

Нарушения в посадке чехлов могут привести к выходу из строя штекерного соединения из-за попадания влаги и грязи.

Через каждые З0 тыс. км пробега при очередном ТО-2 необходимо удалить смазку из шестерен 2 полости цилиндрических и 5 спидометра (см. рис. 3) и заменить ее новой. Для смазывания шестерен применяется смазка ЦИАТИМ-201.

Возможные неисправности приборов и способы их устранения

- Причина неисправности

Способ устранения

Указатели уровня топлива, давления масла и температуры не работают

Указатель напряжения работает

Сгорел предохранитель № 8

Не работает указатель напряжения

Сгорел предохранитель № 6

Не горят контрольные или сигнальные лампы в блоках

Сгорел предохранитель № 8

Сгорели соответствующие лампы в блоке

Перегорела токоведущая дорожка на плате блока

Заниженные или завышенные показания приборов (указателей давления, температуры и топлива)

Неисправен соответствующий датчик

Не горят сигнализаторы перегрева охлаждающей жидкости, резерва топлива или заниженного давления масла

Вышел из строя соответствующий датчик

Ремонт приборов

При отказе приборов следует в первую очередь определить исправность предохранителей № 6 и 8. Убедившись в исправности предохранителей, можно искать возникшую неисправность.

Самый простой метод определения неисправностей в системе контрольно-измерительных приборов — это последовательная замена сначала датчиков, потом приборов-указателей.

Перед такой проверкой необходимо убедиться в исправности цепей от приборов к датчикам. Для этого от датчиков отсоединяют провод и замыкают его на массу.

Стрелки указателей температуры и давления должны в этом случае занять на шкале крайнее правое положение.

При отсоединении проводов от массы стрелки должны вернуться в исходное положение.

Отклонение стрелки и возвращение ее в исходное положение свидетельствуют об исправности электрической цепи от прибора к датчику.

Стрелка указателя уровня топлива при замыкании провода у датчика на массу должна установиться на нулевую отметку шкалы.

Если цепи приборов исправны, то производится замена соответствующего датчика.

Если после этого прибор не станет нормально работать, его следует заменить.

Приборы и датчики ремонту не подлежат, а при выходе из строя заменяются целиком.

Схема проверки комбинации приборов

При необходимости произвести оценку точности показаний приборов следует руководствоваться следующими данными.

Указатель напряжения имеет цветные зоны, на красной зоне нанесена полоса, соответствующая напряжению 24 В, На зеленой — 28 В.

Указатели давления, уровня топлива и температуры проверяются по контрольному сопротивлению по схеме, указанной на рис.4.

Приборы подключаются к источнику постоянного напряжения 24 — 26 В и к магазину сопротивлений.

Для этой цели можно использовать магазин сопротивлений МКС-6 или любой другой, позволяющий набирать сопротивления от 50 до 560 Ом через интервал 0,5 Ом.

К магазину сопротивлений поочередно подсоединяются провода I, II и III от приборов комбинаций и на магазине набираются сопротивления, указанные в таблице 1.

Датчик указателя уровня топлива имеет встроенные контакты для сигнализатора резерва топлива.

В случае отказа в работе сигнализатора следует оранжевый провод штекерной колодки датчика, установленного в баке, замкнуть на массу.

При этом, если цепь исправна, должна загореться сигнальная лампа, установленная в комбинации приборов. Если лампа не загорится — датчик неисправен и его необходимо заменить.

Схема проверки датчика спидометра

При отказе в работе спидометра сначала снимают с автомобиля датчик и производят его проверку по схеме, показанной на рис. 5.

С помощью контрольной лампы 5 проверяется исправность обмоток датчика путем подключения напряжения поочередно к клеммам 1 — 2; 2 — 3 и 1 — 3 штекерной колодки датчика.

При этом контрольная лампа должна гореть, что свидетельствует об исправности обмоток датчика.

Если в одном из этих замеров лампа гореть не будет — датчик неисправен и подлежит замене. После проверки целостности обмоток датчик проверяется на короткое замыкание на корпус.

Проверка производится контрольной лампой. При этом лампа не должна гореть, что свидетельствует об исправности датчика. Если при исправном датчике спидометр не работает, следует заменить прибор-указатель.

Что делать, если датчик температуры ЯМЗ 238 вышел из строя?

Данную аббревиатуру носят двигатели дизельного типа, производимые Ярославским моторным заводом. Этот производитель выпускает довольно широкую линейку движков, среди которых как более старые ЯМЗ 240, так и современные мощные ЯМЗ 7511.

  • Как контролируется температура двигателя?
  • Что делать, если датчик температуры ЯМЗ 238 вышел из строя?

Датчик температуры ЯМЗ 238

Характеристики двигателя ЯМЗ 238:

  • 8 цилиндров;
  • 16 клапанов;
  • объем 14,9 см кубических;
  • количество лошадиных сил зависит от модификации (240 в основной модели).

Характеристики ЯМЗ 236:

  • 6 цилиндров;
  • 12 клапанов;
  • объем 11,1 кубических см;
  • л.с. зависят от конкретной модели (в базовом варианте 180).

Данными двигателями оснащались многие автомобили марки МАЗ, Камаз, Лиаз, Краз и Урал.

Более современной модификацией 238 модели является ЯМЗ 7511, обладающая более высокими техническими данными.

Как контролируется температура двигателя?

В моторах подобного типа для отслеживания температурного норматива используются датчики типа ТМ 100 различных модификаций.

По своей сути он является термистором с отрицательным коэффициентом, что значит — при повышении нагрева сопротивление прибора снижается. Он является полупроводниковым измерителем, что позволяет ему более наглядно и оперативно показывать изменения температуры.

  1. температурный диапазон 40-120 градусов Цельсия;
  2. напряжение 12 В;
  3. нагрузка 0,1 А;
  4. демонтируется при помощи ключа на 19.

Датчик температуры ЯМЗ 238

Как диагностировать неполадку ДТОЖ в моторах данного типа? Стоит сказать, что марка автомобиля не влияет на признаки поломки системы охлаждения. Независимо от размера и сложности двигателя, неприятности он доставит одинаковые, будь владелец за рулем Лады или грузовика под управлением ЯМЗ 536.

Если что-то из охлаждающего комплекса неисправно, это всегда будет приводить к сбоям в работе двигателя, перерасходу горючего, снижению качества выхлопа, а также появлению сигнала неполадки на приборной панели (не ищите все признаки сразу, их может и не быть одновременно)

Что делать, если датчик температуры ЯМЗ 238 вышел из строя?

В первую очередь, нужно завести движок и проследить за поведением указателя температуры двигателя.

Если до того, как мотор прогреется, стрелка укажет высокие температуры, нужно отсоединить анализатор и проверить показания прибора еще раз.

Если стрелка изменила свое положение — проверить целостность проводки. Если нет — снять щиток и обесточить прибор, идущий на указатель.

Датчик температуры ЯМЗ 238

В том случае, если указатель температуры перемещается рывками, нужно осмотреть указатель и произвести его чистку или замену. Если плавно и медленно — заменить датчик.

Кроме того, если при запуске мотора, стрелка неподвижна, необходимо отключить провод датчика и поднести его к «массе».

Движения стрелки — признак неисправности проводки. Если никакой активности не замечается — нужно снять щиток и подключить к «массе» вывод указателя.

Если в этом случае стрелка неподвижна — заменить указатель. Если перемещается — в проводке на пути от датчика к указателю, скорее всего, обрыв.

Исправность детектора также можно проверить при помощи мультиметра и термометра. Для этого датчик подключается к прибору диагностики, включенному в режим омметра, после чего он вместе с градусником опускается в подготовленную тару с жидкостью.

Производится нагрев, в процессе которого идет сравнения данных температуры и сопротивления. Для прибора ТМ 100 А характерны следующие числа — при сорока градусах Цельсия уровень сопротивления будет равен значению 320-440 Ом, а при 110 примерно 55-62.

Неисправность в системе охлаждения моторов ЯМЗ 7511 и подобных ему нечасто связана с поломкой именно детектора. Поэтому, прежде чем менять датчики, стоит удостовериться в том, что контакты, проводка и вентиляторы находятся в норме. Так как неисправность проводов может привести к тому, что каждый новый детектор будет работать довольно недолго не из-за того, что сам является некачественным, а, к примеру, из-за повреждения проводов, которое приводит к постоянным перепадам напряжения.

YouTube responded with an error: The provided API key has an IP address restriction. The originating IP address of the call (87.236.20.136) violates this restriction.

Контрольно-измерительные приборы МАЗ

На автомобиле установлены контрольно-измерительные лого-метрические приборы магнитоэлектрического типа: указатель температуры воды, указатель уровня топлива, указатели давления воздуха и указатель давления масла, спидометр.

На автомобилях МАЗ установлен электрический спидометр (рис. 119), который отличается от других наличием электрического привода вместо гибкого троса.

На ведомый вал коробки передач насажена трехзаходная червячная шестерня 8, которая входит в зацепление с червячком 9, выполненным как одно целое с валиком. На хвостовике валика насажена прямозубая цилиндрическая шестерня 7, находящаяся в зацеплении с шестерней 10 привода датчика спидометра. Эти шестерни являются сменными и в зависимости от общего передаточного числа заднего моста и типа шин могут иметь разное количество зубьев.

Схема подключения спидометра

Рис. 119. Схема подключения спидометра:

1 — штепсельный разъем; 2 — предохранитель на 2 а; 3 — электродвигатель спидометра; 4 — спидометр; 5 — счетный узел; 6 — червячная передача; 7 — ведущая цилиндрическая шестерня; 8 — ведущая червячная шестерня; 9 — червяк; 10 — ведомая цилиндрическая шестерня; 11 — искрогасящее сопротивление; 12 — коллектор; 13 — датчик спидометра; 14 — сальник

Привод спидометра оснащен датчиком 13 типа МЭ-302В герметизированного исполнения с закрытой штепсельной вилкой. Датчик представляет собой коммутирующий прибор, преобразующий постоянный ток в пульсирующий ток переменной частоты.

Частота пульсирующего тока зависит от скорости вращения коллектора (якоря) датчика.

Ведомый валик спидометра приводит во вращение коллектор 12 датчика. Коллектор установлен внутри датчика на двух шариковых подшипниках. На траверсах в датчике смонтировано пять электрощеток, которые прижимаются к коллектору пружинами. Ток со щеток поступает в штепсельный разъем 1 и по проводам к электродвигателю 3 спидометра. Для защиты от грязи штепсельный разъем снабжен резиновым кожухом, надетым одной стороной на хлорвиниловую трубку провода, а другой на гайку.

Указатель спидометра представляет собой прибор, скомпонованный как одно целое с электродвигателем. Внутри двигателя установлены три катушки возбуждения, между которыми вращается на двух шариковых подшипниках постоянный магнит.

Катушки возбуждения соединены с контактами и через них с системой датчика. Постоянный магнит заканчивается осью, на которую насажен другой постоянный магнит, вращающий через воздушный промежуток катушку, вместе с которой вращается стрелка прибора. Внутри прибора имеется червячная передача 6 от вала магнита к счетному узлу 5. Кроме того, в корпусе имеется гнездо для установки лампы подсветки шкалы приборов и гнездо с синим светофильтром для установки контрольной лампы «Дальний свет».

Система электроспидометра питается от аккумуляторных батарей и защищена предохранителем на 2 а.

Указатель давления воздуха в системе тормозов МАЗ

На автомобиле установлены два одинаковых и независимых друг от друга указателя, выполненные по схеме, изображенной на рис. 118, в.

В зависимости от давления воздуха мембрана датчика прогибается, воздействуя на реостат и изменяя величину его сопротивления R. В остальном работа указателей не отличается от работы разобранных выше приборов.

Один из указателей показывает давление в воздушных баллонах автомобиля; другой — непосредственно в тормозных камерах при нажатии на педаль тормоза.

Схемы указателей

Схемы указателей

Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Указатель давления масла в двигателе МАЗ

Прибор выполнен по схеме, показанной на рис. 118, в, и работает аналогично указателю давления воздуха.

Схемы указателей

Схемы указателей

Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Указатель температуры воды МАЗ

Указатель температуры воды состоит из корпуса, в котором смонтирован пластмассовый каркас, несущий на себе обмотки К1, К2 и КЗ (рис. 118, а). Между обмотками помещена ось, на которую насажен постоянный дисковый магнит 4 и стрелка прибора. В одном углу каркаса запрессован постоянный магнит 3. При отсутствии тока в цепи взаимодействуют поля магнитов 4 и 3 и располагают стрелку в крайнем левом положении. При включении тока последний проходит последовательно соединенные обмотки К2 и КЗ и резистор Rтк (сопротивление температурной компенсации). Одновременно ток проходит по катушке К1 и через нее по полупроводниковому резистору R, установленному в корпусе датчика 1 указателя 2 температуры. Полупроводниковый резистор датчика изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры и тем самым регулирует силу тока в цепи катушки К1. Так как в катушках К2 и КЗ сила тока не изменяется, то положение стрелки прибора зависит от взаимодействия постоянных магнитных полей катушек К2 и КЗ с полем катушки К1, изменяющим свою величину. Результирующее поле всех катушек устанавливает дисковый магнит 4, связанный со стрелкой, в соответствующее положение.

Схемы указателей

Схемы указателей

Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Указатель уровня топлива МАЗ

Указатель уровня топлива устроен и работает аналогично указателю температуры воды (рис. 118, б) с той лишь разницей, что вместо полупроводникового резистора в датчик встроен реостат, изменяющий свое сопротивление в зависимости от положения поплавка датчика в баке.

Кроме того, в цепь катушки К1 введен дополнительный резистор Rдоб, предназначенный для ограничения силы тока в катушке при выключенном реостате датчика, что предотвращает перегрев изоляции обмотки катушки.

Схемы указателей

Схемы указателей

Рис. 118. Схемы указателей:

а — температуры воды; б — уровня топлива; в — давления воздуха и масла;

1 — датчик; 2 — указатель; 3 — постоянный магнит; 4 — постоянный дисковый магнит

Не работает указатель температуры в щитке приборов

На примере стрелочного указателя температуры охлаждающей жидкости (антифриза, тосола) в щитке приборов автомобиля ВАЗ 21093 с карбюраторным двигателем выясним почему он не работает.

Вариантов неисправности указателя температуры чаще всего два: либо стрелка указателя постоянно находится в начале шкалы, либо стрелка постоянно в ее красной зоне. Помимо этого указатель может давать неверную информацию о реальной температуре охлаждающей жидкости (ОЖ).

Причины неисправности: "не работает указатель температуры охлаждающей жидкости"

Причинами выхода из строя указателя температуры на автомобиле ВАЗ 21093 являются:

- неисправность датчика указателя температуры ОЖ (он установлен в головке блока двигателя и работает в паре с указателем);

- неисправность электрической цепи указателя;

- неисправность самого указателя температуры.

Как установить "виновника" неисправности указателя температуры

Если стрелка указателя температуры ОЖ постоянно находится в начале или конце шкалы, а система охлаждения двигателя автомобиля функционирует нормально: двигатель прогревается как обычно, термостат полностью горячий, печка "греет", ОЖ не кипит.

Проверяем исправность датчика указателя температуры

Включаем зажигание, снимаем провод с датчика и замыкаем его на "массу" (прикасаемся к двигателю или кузову), если стрелка указателя поднялась с начала или конца шкалы - датчик температуры неисправен.

Если стрелка не отклонилась - датчик исправен, нужно проверить сам указатель.

Проверка исправности указателя температуры охлаждающей жидкости

Снимаем щиток приборов. Отсоединяем от него белую колодку жгута проводов. Включаем зажигание. Проверяем подачу напряжения на плюсовой вывод указателя (вывод 12 колодки). Используем мультиметр (тестер) с режимом вольтметра или контрольную лампу. Если напряжение присутствует, проверяем минусовой участок цепи. Это вывод 5 колодки (общий минус). Соединяем щупами мультиметра минусовой и плюсовой выводы колодки. Напряжение должно быть не менее 12 В. Если все в порядке проверяем "минус" с датчика.

Присоединяем колодку к щитку приборов и при включенном зажигании соединяем отрезком провода ее вывод 2 (минус с датчика) с "массой". Если стрелка указателя отклонилась, указатель исправен и нужно будет проверить провод к датчику на "обрыв" или замыкание на "массу". Если стрелка не отклонилась, указатель температуры неисправен и подлежит замене.

Проверка электрической цепи указателя температуры

По схеме при помощи мультиметра (тестера) или контрольной лампы проверяем исправность отдельных участков электрической цепи.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: где стоит, как проверить и заменить


Двигатель внутреннего сгорания в рабочем режиме способен прогреваться вплоть до температуры в 300 градусов по Цельсию. При этом металл расширяется, из-за чего может заклинить блок цилиндров (движущийся стакан попросту застревает в цилиндре). Чтобы этого не произошло в каждом ДВС имеется система охлаждения, в 99% случаев — жидкостная. При этом блок управления самостоятельно регулирует её работу, опираясь на показания датчика температуры. То есть если температура критическая, то ускоряется движение охлаждающей жидкости, а также мощность вентилятора для продува радиатора. Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости в автомобиле (ДТОЖ)? И как проверить, что он работает правильно и не вышел из строя?

Для чего нужен датчик

Новый датчик охлаждающей жидкости

Датчик считывает температуру жидкости в системе охлаждения и передает эти данные в ЭБУ (электронный блок управления). И исходя из этих данных бортовой компьютер поддерживает оптимальный температурный режим работы мотора (а это — порядка 80–90 градусов по Цельсию). То есть блок ЭБУ «понимает», когда необходимо замедлить работу вентилятора и повысить температуру мотора (при прогреве), а когда наоборот — максимально быстро снизить температуру и не допустить кипения охлаждающей жидкости. Благодаря этому мотор точно не заклинит, износ его механических частей будет минимальным (например, при перегреве, те же кольца ускоренно «прогорают»).

Соблюдение правильного температурного режима важно и для поддержания правильной вязкости моторного масла. Только в этом случае мотор сможет работать на полную мощность, но при этом без ускоренного износа.

Если же термодатчик неисправен, то блок ЭБУ получает недостоверную информацию. Соответственно, при холодном двигателе он может принудительно включать вентилятор «на полную», что лишь усложнит прогрев мотора. Или наоборот: при перегреве вентилятор вообще не будет работать, что может закончиться выходом из строя двигателя без возможности его дальнейшего ремонта (при заклинивании повреждается не только блок цилиндров, но и распределительный, коленчатый валы, в некоторых случаях и маховик).

Где стоит датчик температуры охлаждающей жидкости

Отключение датчика охлаждающей жидкости

В 99% случаев датчик устанавливается на выпускном патрубке блока цилиндров. Это то место, где охлаждающая жидкость «выходит» из мотора (то есть там самая высокая возможная температура) и далее попадает в радиатор. В некоторых современных авто устанавливают 2 контроллера: на выходном и входном патрубке (для более точного контроля температурного режима). К самому датчику подходит кабель (из 2, реже — 3 проводов).

Датчик охлаждающей жидкости на выпускном патрубке блока цилиндров

Визуально ДТОЖ похож на пластиковую «пробку», с металлической резьбой и дополнительной контактной площадкой на конце. Нужно учитывать, что датчик прямо контактирует с охлаждающей жидкостью. Соответственно, если есть признаки перегрева двигателя, то вытаскивать его не следует (о чем обязательно указывается в технической инструкции к автомобилю).

Видео: где стоит датчик температуры, как заменить ДТОЖ

Принцип работы

Внутри датчика установлен термистор — это разновидность резистора, сопротивление которого зависит от температуры окружающей среды. Именно показания сопротивления считываются и передаются в ЭБУ.

Схема работы датчика охлаждающей жидкости

Признаки неисправности ДТОЖ

Термострелка на панели приборов

Ключевые признаки неисправности:

  1. Недостоверные показания температуры двигателя. Например, сразу же после его запуска на приборной появляется сигнал перегрева. Или наоборот: после 10 – 20 минут работы мотора показывается температура ниже 40 – 50 градусов.
  2. Не включается или не отключается вентилятор. Но это также может указывать и на неисправность блока управления.
  3. Показания температуры считываются некорректно. Данные при этом могут мгновенно меняться, например, с 50 до 90 градусов, а затем снова опускаться.

В современных авто также при неисправной работе контроллера на приборной панели загорается сигнал «Check». Подключившись к ЭБУ можно узнать точную причину появления аварийного сигнала.

Как проверить работоспособность?

Таблица соотвевия температуры датчика и сопротивления

Для проверки работоспособности потребуются следующие инструменты:

  • термометр (обязательно с максимально допустимой температурой свыше 100 градусов, лучше использовать цифровой);
  • мультиметр (для замера сопротивления термистора);
  • емкость с водой (которую нужно будет медленно подогревать до температуры кипения).

Когда датчик охладился до комнатной температуры к его контактам необходимо подключить мультиметр и перевести его в режим замера сопротивления. При температуре 20 – 30 градусов по Цельсию начальное сопротивление должно составлять порядка 1300 – 2200 Ом.

Далее датчик с подключенными щупами помещают в емкость с водой и медленно начинают её разогревать. При повышении температуры сопротивление должно постепенно падать. Оптимальные показатели следующие:

  • 40 градусов — порядка 1000 – 1200 Ом;
  • 50 градусов — 1000 Ом;
  • 60 градусов — 800 Ом;
  • 80 градусов — порядка 270 – 380 Ом;
  • 100 градусов — порядка 170 – 180 Ом.

При температуре 110 градусов или выше термистор переключается в «защиту» и происходит разрыв цепи. Сопротивление при этом становится бесконечным (блок ЭБУ этот сигнал распознает как перегрев и включает охлаждение на полную мощность).

Если показания мультиметра будут кардинально разниться от вышеуказанных, то это будет явным признаком, что датчик вышел из строя. Ремонту он не подлежит поэтому его попросту заменяют. В редких случаях помогает тщательная очистка контактов и резьбы от следов коррозии, но это лишь временное решение. Если контроллер «сбоит», то рекомендуется его полностью заменит, обойдется он не дорого.

Замена датчика температуры охдаждающей жидкости

Очистка датчика темпертауры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

В теории при замене датчика необходимо полностью сливать антифриз из системы охлаждения. Но на практике многие обходятся и без этого (но часть тосола при этом все равно выливается). Общий же алгоритм замены выглядит так:

  • отключить контакты;
  • выкрутить зажимную гайку;
  • вытащить датчик;
  • поместить гайку на новый датчик;
  • поставить все на место, затянуть, подключить контакты;
  • завести двигатель и проверить показания датчика.

Все работы обязательно проводятся «на холодный» двигатель. Самое главное — все тщательно затянуть (чтобы не допустить разгерметизации системы охлаждения) и правильно подключить контакты (через коннектор).

Если в автомобиле установлено 2 датчика, то, соответственно, манипуляция повторяется. Но желательно все же предварительно сливать весь тосол (его можно повторно использовать).

Видео замены датчика температуры (ДТОЖ) на ВАЗ 2115:

Итого, проверить работоспособность датчика достаточно легко, но потребуется, как минимум, мультиметр. Как часто выходят из строя тиристоры? Очень редко, так как единственная причина, по которой это происходит — механическое повреждение тиристора или подводимых к нему контактов, а также коррозия.

Читайте также: