в какую сторону крутятся вентиляторы на ниве 21214

Обновлено: 14.05.2024

Вентиляторы охлаждения на 21214

Нивовод я ышо малоопытный, поэтому ДО того как лезть спрошу тут.

В обчем работает ТОЛЬКО ОДИН вентилятор (левый), правый НЕ КРУТИЦЦА.
Скоро будет тепло, посему надо разбираться сейчас. По поводу прозвонить "концы" я и так понимаю, будем рассматривать вариант неживого вентилятора.
Посему вопросы:
1. В букваре написано, что для снятия вентиляторов охлаждения надо снимать радиатор. Правда что-ли? Чё-то тоскливо разбирать всю морду из-за такой фигни.
2. Думаю переложить провода к вентиляторам вдоль верхней кромки панели. Внизу 2 разъёма на которые летит вода когда в лужи ныряешь. Кто-нить делал? Длины проводов хватает?
3. Что с ним могло криминального случицца? Если менять - какой брать? (в смысле надёжности). Они разборные (поменять, а старый положить "в запас" ;-)?
4. По эл. схеме, как я понял, они включены паралельно. ГДЕ (в каком месте машины) провода соединяюцца вместе?

Для начала - предохранители, проводка, разъем. Бывает еще саму крыльчатку срывает с крепления. В этом случае крылчатка крутится пальцем. Мог умереь и мотор.

[em]1. В букваре написано, что для снятия вентиляторов охлаждения надо снимать радиатор. Правда что-ли? Чё-то тоскливо разбирать всю морду из-за такой фигни. [/em]

Не надо снимать. Нужен второй человек. Одному не получится.
Один отжимает радиатор и верхний патрубок, второй слева сбоку вынимает рамку.
С трудом, но делается.

[em]2. Думаю переложить провода к вентиляторам вдоль верхней кромки панели. Внизу 2 разъёма на которые летит вода когда в лужи ныряешь. Кто-нить делал? Длины проводов хватает?[/em]

Вроде не должно хватить.

[em]3. Что с ним могло криминального случицца? Если менять - какой брать? (в смысле надёжности). Они разборные (поменять, а старый положить "в запас" ;-)?[/em]

Продаются и рамка в сборе, и вентилятор в сборе, и клыльчатка, и мотор.

есть две схемы подключения карлсонов первое время на ВАЗе подключали их параллельно, а позже (возможно с середины 2002 года) они подключаются по отдельности и для каждого имеется свой предохранитель. Возможно у тебя предохранитель сгорел.
Хорошенько проверь проводку. Двигатели там довольно надежные.

Я видел в продаже тока в сборе (два вентилятора с рамкой) и стоило это около 100 баксов (но это у нас в Ижевске).

О как! Значит наши местные.. инжынэры нагородиле "недокументированные возможности". ;-) (см. визитку ;-). Предохранители посмотрю.

Будем искать тогда.
Провода всё равно переложу по верху.
Разъёмы мыл уже жыжей специальной, не нравяцца они мне внутре своём. Грязные совсем были.

Усё! Бага пофиксена! Это действительно был предохранитель!
А ведь по ВСЕМ схемам вентиляторы влючены ПАРАЛЕЛЬНО.

Ваз 2131 вентиляторы охлаждения

Возле левой ноги водителя есть крышка. Там стоят предохранители. Проверь все ли целые. На этих машинах болезнь, плавятся гнёзда предохранителей. Да и год выпуска машины надо писать, если конечно вас инетересует правильный ответ. А ещё лучше, какой блок стоит и какая прошивка?

подскажите какие предохранители

Возле левой ноги водителя есть крышка. Там стоят предохранители. Проверь все ли целые. На этих машинах болезнь, плавятся гнёзда предохранителей. Да и год выпуска машины надо писать, если конечно вас инетересует правильный ответ. А ещё лучше, какой блок стоит и какая прошивка?

2008 год, бош, какая прошивка не знаю

На этой машине вентиляторы включаются раздельно. Первый при 99 градусах, второй при 102 градусах.

подскажите какие предохранители

Возле левой ноги водителя есть крышка. Там стоят предохранители. Проверь все ли целые. На этих машинах болезнь, плавятся гнёзда предохранителей. Да и год выпуска машины надо писать, если конечно вас инетересует правильный ответ. А ещё лучше, какой блок стоит и какая прошивка?

имею в виду искать где 4 или или в блоке со всеми (они пальчиковые, старого образца, как на старой классике)

Включается всегда один.

Да ну? Не может быть. Может получше матчасть поучить? Хотя бы год выпуска спроси.

Включается всегда один.

Да ну? Не может быть. Может получше матчасть поучить? Хотя бы год выпуска спроси.

Учить одно учиться надо!

Вот именно. Если бы вы знали что на блоках БОШ МП 7.0 нету возможности раздельного включения вентиляторов, то такую ерунду бы не писали. А так как ВАЗ 2131 выпускаются только молкосерийно, то на них и Январь 5.1.3 встречается. А они тоже не могут раздельно включить вентиляторы. А в какие года и с какими блоками выходили эти машины, тоже надо знать.

Учить одно учиться надо!

Вот именно. Если бы вы знали что на блоках БОШ МП 7.0 нету возможности раздельного включения вентиляторов, то такую ерунду бы не писали. А так как ВАЗ 2131 выпускаются только молкосерийно, то на них и Январь 5.1.3 встречается. А они тоже не могут раздельно включить вентиляторы. А в какие года и с какими блоками выходили эти машины, тоже надо знать.

В какую сторону крутятся вентиляторы на ниве 21214

Исходные данные: Авто ВАЗ_2131/2012, ГУР:

На данное вмешательство побудил накопившийся негатив по работе штатных вентиляторов. Шумят так, что при включении пугают прохожих во дворе, в гараже (летом) соседи знают о приближении за 100 м. Включаются даже зимой при длительной остановке, подсаживая АКБ на ХХ. Летом, в пробках практически не отключаются и при открытых окнах обращают на себя внимание пассажиров.

Штатные вентиляторы расположены с улицы, так что шумят "напрямую". Знакомый инженер-вентиляционщик (1956 г. р.), взглянув на лопасти, заключил, что стоят они правильно, но по своей конфигурации лопаток (с единственно возможным правильным направлением воздушного потока), относятся к наиболее шумящим, однако и создающим наибольшее статическое давление (более эффективный обдув). Так что подозрение на очередное несоответствие между деталью и поставленной перед ней целью - не подтвердилось.

Крыльчатку взял на зпч у соседей. Приложил - вроде, и места хватает, только надо мудрить проставку к помпе, дабы не цепляла ничего лишнего (ремень ГУР, массивный шкив КВ под датчик фаз). Основная идея: добавить постоянный обдув радиатора, дабы было "попрохладнее". Установка не была самоцелью, так что дождалась крыльчатка вмешательства в генератор (замена РН, с с/у гены). Дело было вечером, мудрил на ходу. Получилось следующее:

Резьбовая шпилька М8. фланец помпы/шкив/ш/Дл.г/ш/проп/ш/гр/г - 3 компл.

Размеры ориентировочные, если устанавливать со снятием радиатора, то можно уменьшить зазор к радиатору добавив по 1-2 гайки между крыльчаткой и помпой.

Длинные гайки на шпильке зафиксировал расклепкой (посередине - удар на наковальне через пром. молоток - кувалдой, с двух сторон).

Хотелось обойтись доступными компонентами и без нарушения герметичности системы охлаждения. Для начала получившимися стержнями зафиксировал шкив помпы. Далее, для насадки пропеллера симметрично с двух сторон сделал "технологические отверстия" для заводки на шпильки. Как оказалось, концы шпилек слегка разошлись, и пришлось рассверлить стальные втулки в крыльчатке с 8 мм до 9 мм. Зазор от крыльчатки до радиатора

20. 25 мм (на память), достаточно, чтобы установить и затянуть гайки с шайбами и гроверами. доступ желателен и сверху, и снизу.

Поскольку данная установка была "экспериментальной", заморачиваться с кожухом не стал, решил посмотреть на эффективность работы.





Результат: Наличие воздушной тяги (со стороны решетки радиатора), заметно даже на ХХ. По БК - после открытия термостата, температура ОЖ практически перестает расти (+80. +85 о C).

Электровентиляторы теперь (летом) включаются только на небольшое время при движении в натяг или после коротких остановок 5-10 минут (успевает прогреться датчик ОЖ от блока двигателя).

В поиске можно найти подобные переделки, однако все предложенные варианты связанны с токарными работами и снятием радиатора.

Если кто-то считает, что подобный пропеллер увеличит нагрузку на подшипники помпы, то да, конечно, но это продольное увеличение (за счет воздушной тяги) мизерно по сравнению с радиальной нагрузкой от перетянутого замасленного ремня.

Примерный бюджет вмешательства:
Крыльчатка 2121 - 60 руб.
Шайба на крыльчатку - 5 руб.
Шпилька М8*1000 - 60 руб.
Гайки, шайбы в асс. - 70 руб.
Итого

200 рублей
Метизы, (в т. ч. и длинные гайки) продаются в магазинах строительного крепежа, вместо шпильки можно приобрести и длинные болты подходящего размера (под срезку головки).

Необходимый инструмент: тиски, УШМ (ножовка), голова, руки.

Дополнение от 04.07.15, автор Engeniator.

Применил данную доработку на рабочей Ниве2131 (2011г.) и на своей 21214 (2014г.). При этом техническая часть доработки была усовершенствована.

Первое усовершенствование вызвано требованием быстрой установки и демонтажа. Удалось реализовать даже возможность снятия/установки без демонтажа шкива помпы и без ослабления ремня генератора.

Существующие три болта крепления шкива помпы М8х12 заменяются по одному на шпильки М8х30, посередине длины которых навинчены гайки М8 (получается эдакий «двусторонний» болт). Эти гайки имеет смысл зафиксировать способом, не ослабляющим прочность шпилек (у электриков-кабельщиков есть очень подходящий инструмент – гидравлический пресс со специальными плашками под шестигранник ПГР-300 или ПГР-70, позволяющий опрессовать навинченную гайку почти без потери геометрии).

Подготовительная операция выполнена, готовим крыльчатку. Для этого нам понадобятся три соединительных (удлинённых) гайки М8, три болта М8х30 и 12 шайб М8. На каждый болт одеваются по три шайбы М8, создающих необходимую толщину, чтобы этот болт потом можно было затянуть обычным ключом со стороны радиатора. Болты вставляем в отверстия вентилятора, одеваем ещё по одной шайбе и навинчиваем удлинённые гайки (не до конца, чтобы болт с гайкой вращался в отверстии свободно). Далее подготовленный узел прилаживаем к выступающим шпилькам шкива помпы. Удлинённые гайки легко навинчиваются от руки. Потом протягиваем их ключом. И только после этого затягиваем болты, прижимающие вентилятор к соединительным гайкам. В ходе работ выяснилось, что в крепёжных отверстиях крыльчатки отсутствуют металлические втулки (по крайней мере, у моих экземпляров), не позволяющие телу вентилятора «быть раздавленным» прижимными болтами/гайками.

На фото представлена цепочка использованных при сборке крепёжных изделий:



Все резьбы я смазывал казанским силиконовым герметиком – он препятствует самоотвинчиванию, и в то же время такое соединение всегда можно развинтить.

В результате получаем результат, как у Baton055, только крыльчатка ближе к радиатору на толщину одной гайки М8:


Снятие крыльчатки производится в обратном порядке: ослабляются болты, прижимающие вентилятор, расконтриваются и развинчиваются соединения "соединительная гайка - шпилька", сами шпильки остаются для будущей установки.

Так как после установки механического вентилятора, электрические почти не включаются, даже в пробках, второе усовершенствование (спорное) касается электрических вентиляторов. Они имеют чрезмерную производительность для большинства режимов в климате средней полосы и потребляют чрезмерный ток. Задача – снизить ток, так как производительностью теперь уж точно можно пожертвовать. Следствием будет снижение вероятности подгорания контактов, увеличение ресурса электродвигателей вентиляторов и уменьшение нагрузки на бортовую сеть. Самое простое – соединить их последовательно, что я и сделал (для далёких от электричества: «+» одного вентилятора соединяется с «-» другого, при этом на каждый вентилятор подаётся половина напряжения бортовой сети). Теперь их почти не слышно, а ток снизился в два раза по сравнению с номинальным током одного вентилятора (в четыре раза по сравнению с параллельной работой обоих вентиляторов). Недостаток способа – при обрыве цепи питания или выходе из строя одного вентилятора на обрыв, не будут работать оба. Импульсные преобразователи в цепи каждого вентилятора вроде бы решат проблему, но здесь всё будет зависеть от надёжности преобразователей.

При внедрении решения выяснились интересные особенности работы системы охлаждения (у меня 21214, 2014 года). Оказалось, что электровентиляторы радиатора имеют раздельное управление. Порог включения одного из них может быть изменён через маршрутный компьютер (у меня Мультитроникс-800), а второй включается при 100 градусах (не регулируется). Последовательно соединённые вентиляторы поставил в регулируемый канал и выставил температуру включения 95 градусов.

На зиму вентилятор снимается, а последовательное соединение электрических я планирую оставить.

Дополнение от 16.06.2017, автор nibor.

Существует следующий вариант замены деталей в крепления крыльчатки вентилятора :
1. Вместо резьбовых шпилек М8 использовать удлиненные болты М8Х45
2. Вместо длинных гаек на вышеуказанных шпильках применить пакет из 24-26 шт. стандартных деталей кат.№ 2101-1308018 (накладка вентилятора)
3. Эту накладку в количестве 1 шт. также установить под головки вышеуказанных болтов вместе с гроверными шайбами со стороны радиатора.

как должны работать вентиляторы на ниве шевроле?

Т.к. вы не трастовый пользователь. Как стать трастовым.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

тогда плюсуюсь к мойке радиатора, особенно пространства между радиатором охлаждения и кондиционера.
И жидкость если давно н еменяли ,то заменить бы.


пс. пр имойке аккуратнее, чтобы не замять соты

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Как включаются вентиляторы на ниве 21214. Вентилятор охлаждения нива

Схема подключение вентиляторов Нива ВАЗ-21214 идентична схеме других автомобилей семейства ВАЗ. Единственным отличаем, является наличие двух вентиляторов, которые включаются при помощи двух реле. Это вызвано работой двигателя с большими нагрузками при езде по бездорожью. В условиях города этого практически не нужно, за исключением может быть езды в пробках в жаркую погоду. При включении вентиляторы создают некий дискомфорт, так как издают шум. Уменьшить шум можно снизив скорость вращения электродвигателей или отключив один из вентиляторов. Во втором случае включение второго вентилятора можно сделать принудительно от кнопки или клавиши.

Способы подключения вентиляторов.

Существует два способа снижения оборотов вращения электродвигателей вентиляторов. Первый это подключение последовательно с каждым электродвигателем вентилятора дополнительного сопротивления достаточной мощности. Второй способ подключение вентиляторов Нива последовательно. Недостатком в первом случае является поиск сопротивления, которое ещё и будет греться. Во втором случае необходимо минимум переделок. Достаточно вытащить из разъёма первого вентилятора минусовой провод, а из разъёма второго плюсовой. После этого соединить освободившиеся клеммы на двигателях проводом соответствующего сечения. Но в этом случае, что бы включить вентиляторы на большие обороты потребуется переделывать всё обратно.

Если Вы хотите чтобы вентиляторы могли работать на малых и на больших оборотах в зависимости от нагрева двигателя то потребуется установка дополнительного реле, которое будет переключать вентиляторы из последовательного в параллельное соединение. Управление этим реле можно сделать ручным или автоматическим. Так же можно объединить оба способа управления. Исполнение схемы подключение вентиляторов Нива может быть различная, в зависимости от типа двигателя и Ваших предпочтений.

При ручном переключении необходимо установить переключатель, лучше всего подойдёт клавиша, а для автоматического управлении дополнительный датчик включения с температурой срабатывания меньше основного.

Последовательное подключение вентиляторов.

Рассмотрим схему Подключение вентиляторов Нива в последовательном соединении. Для соединения вентиляторов последовательно нам необходимо дополнительное реле. Подойдёт универсальное пяти контактное реле типа 98.3777 которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Выводы 85 и 86 этого реле это выводы катушки электромагнита. Вывод 30 подвижный контакт, а выводы 87 и 87А неподвижные контакты. Из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, извлекаем минусовой провод, он обычно чёрного цвета. Подключаем этот провод к выводу 87А реле, а освободившееся место соединяем проводом с выводом 30. Вывод 87 соединяем с плюсовым проводом второго вентилятор. Теперь при замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключённом параллельно. Из гнезда штатного реле включения вентилятора, над которым проводилось переключение, извлекаем провод, с катушки электромагнита идущий с блока управления двигателем или датчика включения и подключаем его к выводу 85 добавленного реле. Вывод 86 соединяем с массой автомобиля. Освободившийся вывод штатного реле необходимо соединить с дополнительным датчиком включения или клавишей.

На карбюраторных автомобилях можно использовать два датчика включения с различной температурой срабатывания. Например, для малых оборотов с температурой включения 78 — 82, а для полных оборотов 90 — 95. Поставить дополнительный датчик можно в верхний патрубок. Для инжекторных двигателей несколько проще, если есть место на радиаторе то поставьте датчик туда. Если места нет то можно сделать вставку в верхний патрубок и поставить там.

Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше?

При достижении температуры двигателя порога срабатывания датчика с низкой температурой сработает реле к которому он подключён. При этом ток от предохранителя через контакты реле поступит на плюсовую щётку первого вентилятора. Затем пройдя через обмотку якоря на минусовую щётку и через контакты дополнительного реле на электродвигатель второго вентилятора. На коллекторах электродвигателей будет ½ от напряжения бортовой сети. Это приведёт к снижению оборотов в двое, а соответственно уменьшится шум.

Если температура двигателя достигнет порога срабатывания второго датчика или температуры включения вентиляторов ЭБУ, то питание получат катушки дополнительного реле и реле второго вентилятора. Подвижный контакт дополнительного реле переключит провод от электродвигателя вентилятора на массу автомобиля, в тоже время замкнётся реле второго вентилятора. Это приведёт к переключению вентиляторов в параллельное соединение.

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

Систем охлаждения двигателя ВАЗ-21214 рассчитана для езды по бездорожью, то есть для работы долгое время на пониженной скорости и больших оборотах. Это приводит к сильному нагреву двигателя. Поэтому на «Нивах» устанавливается радиатор охлаждения несколько больший, чем на классике и два вентилятора охлаждения.

Фактически машины эксплуатируются в основном в городских условиях, где двигатель работает без перегрузок и работа двух вентиляторов для охлаждения радиатора практически не нужна. Кроме того при работе вентилятор охлаждения Нива издают не малый шум, что сказывается на комфорте.

Описание схемы вентиляторов Нивы.

В заводской схеме вентиляторы подключаются параллельно друг другу, а включение осуществляется автоматически через два реле. Автоматическое включение зависит от типа двигателя. На карбюраторном двигателе включении осуществляется датчиком, установленном на радиаторе. Температура в этом случае зависит от температуры срабатывания датчика указанной на корпусе. На инжекторном двигателе включение вентиляторов осуществляет блок управления двигателем при достижении температуры записанной в программе управления.

Неисправности вентиляторов

Рассмотрим, какие могут возникнуть неисправности вентилятора охлаждения Нива и как их выявить. Самая распространённая неисправность перегорание предохранителей.

Перегорает предохранитель.

Однократное появление такой неисправности не говорит о неисправности проводки или самих вентиляторах. При работе предохранители нагреваются и со временем выходят из строя. Их достаточно просто заменить. Находятся они на карбюраторной машине в нижнем блоке предохранителей, а на инжекторной в дополнительном блоке у стойки водительской двери.

Если предохранители перегорают непосредственно при включении вентиляторов, то необходимо найти короткое замыкание или заменить вентилятор. Для определения места неисправности достаточно разъединить фишку на электродвигатель вентилятора и соединить между собой провода на датчике радиатора при включенном зажигании.

На инжекторном двигателе для проверки необходимо снять фишку с датчика температуры, который находится на термостате. При этом блок управления двигателем перейдёт в аварийный режим и задействует программу работы с неисправным датчиком температуры и включит реле вентиляторов. Если предохранитель при этом сгорит, то необходимо найти и устранить короткое замыкание. Если предохранитель останется целым, то проблема, скорее всего в электродвигателе вентилятора. Неисправные вентиляторы имеют заедание или затруднённое вращение. Это может быть вызвано отпадание магнита статора или износ втулок якоря. Неисправный вентилятор следует заменить.

Вентилятор не включается

Ещё одна распространённая неисправность, когда вентилятор не включается при достижения температуры срабатывания. Причина может быть в неисправности датчика вентилятора на карбюраторной машине или блока управления двигателем на инжекторной, неисправность реле, обрыв проводов, неисправность электродвигателя вентилятора.

Поиск неисправности лучше начать с проверки датчика температуры или блока управления. Делается это как описано ранее перемыканием проводов на датчике карбюраторного двигателя или снятия фишки с датчика температуры на инжекторном. Если вентиляторы при этом не заработают, то необходимо проверить реле включения.

Реле находятся под панелью приборов на передней стенке. Для проверки снимите фишку с реле и проверьте наличие питания на выводах 30 и 85. Если питания нет, проверьте состояние предохранителя и проводов. При наличии питания соедините выводы 84 и 85 реле контрольной лампой. Если контрольная лампа не загорит, то оборван провод от разъёма ЭБУ до гнезда реле или не исправен сам ЭБУ. Загоревшая лампа свидетельствует о неисправности реле.

Для проверки реле соедините куском медного провода выводы 87 и 30, что должно вызвать срабатывание вентиляторов. Если этого не произошло, то подключите к разъёму контрольную лампу, не убирая перемычку из разъёма реле. Если лампа не загорит, то соедините один конец контрольной лампы с корпусом, а вторым проверьте наличие плюса на разъёме. Если при этом контрольная лампа не загорит, то обрыв провода от реле, до разъёма вентилятора. Соответственно свечение лампы свидетельствует о плохом контакте минусового провода с корпусом или об обрыве провода. Наличие питания и минуса говорит неисправности электродвигателя.

Продолжительность эксплуатации двигателя внедорожника Нива во многом зависит от того, насколько эффективно работает охлаждение ВАЗ-2121. Ведь перегрев - первый враг силового агрегата, ведущий к дорогостоящему ремонту.

Вот почему так важна исправность узлов и элементов охладительного контура. Чтобы уметь их обслуживать и выявлять неисправности, нужно разобраться, из чего состоит схема и как функционирует охлаждение Нивы.

Устройство охладительной сети автомобиля

Система охлаждения ВАЗ Нива является достаточно эффективной и практически не претерпела изменений с момента своего создания. В нее входят следующие агрегаты и элементы:


  1. Механический водяной насос (помпа). Установлен в блоке цилиндров с передней стороны, его крыльчатка погружена в охлаждающую жидкость, циркулирующую по водяной рубашке двигателя ВАЗ-2121. Приводится в действие ременной передачей.
  2. Механический термостатический элемент (термостат). Находится с правой стороны от блока по ходу движения. От него патрубки идут к водяной рубашке и радиатору.
  3. Радиатор охлаждения с 2 пластиковыми бачками по бокам. Расположен в передней части машины.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором. Прикреплен к внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный пластмассовый бачок с крышкой, оборудованной клапанами. Подключен патрубком к радиатору.
  6. Теплообменник отопителя салона, снабженный краном.

Контроль температуры в сети охлаждения двигателя Нивы осуществляется разными способами. В карбюраторной модели ВАЗ-21213 в головку цилиндров встроен датчик, связанный с указателем температуры на приборной доске. На модели ВАЗ-21214, где топливо подает инжектор, имеется второй датчик, вмонтированный в патрубок на головке цилиндров. Он связан с контроллером, готовящим топливную смесь в зависимости от нагрева силового агрегата и включающим вентиляторы.


Есть еще 2 отличия в конструкции охлаждения моторов с карбюратором и инжектором:

  • на машинах с прямым впрыском топлива на радиаторе установлено 2 электрических вентилятора вместо 1 механического;
  • патрубки для подогрева нижней части карбюратора в модели 21214 обеспечивают нагрев блока дроссельной заслонки.

В автомобилях ВАЗ-2131 Chevrolet Niva система охлаждения в целом аналогична обычной Ниве с инжектором. Радиатор отопителя ВАЗ-2131 не оборудован краном, из-за чего через него круглогодично протекает антифриз.

Принцип действия

Схема охлаждения Нивы работает под давлением, поскольку в обычном режиме не сообщается с атмосферой. Охладительная жидкость - антифриз с температурой замерзания -40 °С. Представляет собой раствор воды с этиленгликолем, количество для заполнения системы - 10,7 л. Закипает он тоже при повышенной температуре, +110 °С.


Ключевым элементом в работе системы является термостатический клапан, распределяющий потоки жидкости в зависимости от нагрева двигателя. Внутри термостата имеется заслонка, управляемая термочувствительным элементом. При нагреве он перемещает заслонку, открывая потоку другой путь. В целом схема работает по следующему алгоритму:

  1. Когда мотор не прогрет до рабочей температуры (90 °С), антифриз, побуждаемый помпой, циркулирует по малому контуру охлаждения: двигатель, термостат, радиатор отопителя салона.
  2. При нагреве силового агрегата заслонка термостата начинает приоткрываться, пропуская часть жидкости в большой контур, куда входит основной радиатор. Перемещение заслонки начинается с температуры около 80 °С, а при достижении 92-94 °С она открыта полностью. Практически весь антифриз теперь движется по большому кругу, охлаждаясь в основном радиаторе.
  3. Малое кольцо циркуляции не закрывается, ведь печка тоже должна функционировать. Но туда поступает гораздо меньше жидкости из-за малых диаметров патрубков. К этой же линии подключен подогрев карбюратора или дроссельной заслонки.
  4. На Ниве ВАЗ-2121 вентилятор установлен на оси водяного насоса и постоянно гонит воздух на блок цилиндров. В моделях ВАЗ-21214 и 2131 2 электрических вентилятора включаются поочередно либо вместе, подчиняясь команде контроллера, а тот ориентируется на показания датчика температуры. Порог включения - приблизительно 100 °С.
  5. Лишний объем антифриза, возникающий при нагреве, уходит по шлангу в расширительный бачок. При этом давление в системе возрастает, что еще больше затрудняет закипание жидкости. При остывании идет обратный процесс: антифриз возвращается в систему.

В летнее время и переходный период в машинах ВАЗ-21213 и 21214 проход охлаждающей жидкости через радиатор отопителя ограничивается краном. На Шевроле Ниве такого крана нет, отключение обогрева производится путем перенаправления потока воздуха мимо теплообменника.

Возможные неисправности

Чтобы избежать неприятностей с перегревом двигателя, необходимо контролировать и обслуживать охладительную систему Нивы.

Следует чаще проверять уровень антифриза в расширительном бачке. Ввиду надежности охлаждения неисправностей в ней случается не так много:

  1. Когда автомобиль греется до максимума в любую погоду, а патрубки основного радиатора холодные, то сломался термостат. Элемент не ремонтируется, только меняется.
  2. Электрические вентиляторы включаются как попало, в том числе на холодном двигателе, а при перегреве могут и не запуститься. Это значит, что вышел из строя и подлежит замене датчик, передающий данные о температуре контроллеру.
  3. Когда указатель на панели выдает неточные данные или не показывает температуру, надо поменять второй датчик, стоящий в головке цилиндров.
  4. Постоянно снижается уровень жидкости в бачке. Надо искать и устранять протечку на патрубках или в одном из радиаторов.

Важно периодически проверять наличие люфта оси водяного насоса. Его появление говорит об износе подшипника, необходимо как можно быстрее поменять помпу.

Правильная работа вентиляторов охлаждения радиатора Ваз НИВА. Температура включения вентиляторов +95+98 градусов. Продолжительность работы вентиляторов зависит от температуры окружающей среды и состояния (исправности всех составляющих) охлаждающей системы двигателя. Если вентиляторы не нормально долго работают, то при необходимости можно найти причину. В предыдущих видео я об этом рассказывал. Ссылки ниже в описание:
Как удалить воздушную пробку ВАЗ НИВА. Правильно удаляем воздушную пробку ВАЗ НИВА

Проверка термостата ВАЗ НИВА не снимая. Выбор термостата ВАЗ НИВА
Все признаки пробитой прокладки ГБЦ ВАЗ НИВА. На всех стадиях разрушения прокладки головки блока

Признаки неисправности помпы. Выбор помпы ВАЗ. Устройство помпы Ваз НИВА.
Все причины перегрева и кипения двигателя. Устранение причин перегрева двигателя ВАЗ НИВА

Подробно. Почему Не включаются вентиляторы охлаждения радиатора НИВА ВАЗ
Идеальное включение и работа вентиляторов ВАЗ НИВА. Температура включения вентиляторов охлаждения радиатора

Андрей, у вас вентиляторы штатные? Гудят они у вас вроде не так сильно, как у нашей 2131. Наша как завоет, то за километр слышно. Правда судя по приборной панели у вас авто старше нашей (наша 2013 года), но вентиляторы у вас тоже электрические и визуально похожи на те, что на нашей Ниве. Не сталкивались с такой ситуацией?

Ой эти вентиляторы гадские, воют так что сразу понимаешь что где-то в пробке едет нива, а как они обращают на себя взоры соседей по потоку. Воют у всех одинаково, просто по видео кажется что тише. А вот такой вопрос у меня М-ка 2014 когда заливаю топливо стрелка при полном баке не доходит то максимума, это так у всех? Еще вопрос когда бензин залит на половину или четверть появляется запах бензина в салоне, но такой не явный а на полный бак все в норме и никаких запахов.

Нива21214 2000 год, Вентиляторы работают Без шума. Почему. 

Так какая температура включения, считается правильной и безопасной для двигателя.. На БК можно выставить хоть 90. 

Спасибо Андрей. Вчера ниву испытывал на бездорожье) вентиляторы работают, включаются только когда стрелка подходит к 130, и как то быстро отключаются, буквально 40 секунд и все. Когда следующее видео)?

матовый 159 рус

Здравствуйте Андрей может вы знаете в чем проблема и подскажите мне пришел утром в авто вечером шел дождь и на полу у ног водителя обнаружил воду и на коробочке где наклеен чек трогал под панелью вроде все сухо откуда могла проити вода так и не понял заранее спасибо

Здравствуйте Андрей столкнулся с такой проблемой- не включается левый вентилятор(со стороны водителя) на прямую соединял винт в порядке, а правый включается уже на 100+ в чем может быть дело?

матовый 159 рус

Здравствуйте, простите что так часто обращаюсь у меня почемуто в один прекрасный момент 1 вентилятор не отключился и продолжал работать в течении мин 30 глушил машину снимал клему все равно он не отключался причем когда заглушил он продолжал работать, тока клема его глушила достал предохранитель он заглох потом подождал мин 15 вставил предохранитель вентилятор снова заработал повернул ключ зажигания вентилятор перестал работать не чего не понял поехал дальше "НИВА УРБАН" (продается если что:).)

Здравствуйте. огромное Вам спасибо за ваши труды! Для меня, как начинающего нивавода, это бесценные знания. Удачи Вам!

Тож такая ХЭ на 214 , запах от бенза. Смотрел вроде везде всё нормально, насос разок снимал и заодно сетку поменял на бензоприёмнике насоса - вся забита была хрен пойми ЧЕМ. Хлопья какие то (видать такой бенз качественный) . Там ещё - расширительный бачок, под обшивкой, пишут что - трещина на трубке - штуцер бачка, тож смотрел, нормально, а запах Нет, да -появляется, особенно после заправки. Что датчик бенза у всех пиз/НЕправильно кажут, да и бак под завязку вбить на Ниве, тож надо умудриться. Пока не смог "победить" - запах бензина в салоне!

Система охлаждения автомобилей ВАЗ Нива

2

Срок нормальной эксплуатации автомобиля значительно зависит от качества охлаждения ДВС и его узлов. Поэтому важность исправности охладительного контура переоценить сложно. Грамотное обслуживание систем вентиляции и охлаждения достаточно простое, если знать схему нужных узлов.

Устройство системы охлаждения ДВС и узлов

Схема системы охлаждения двигателя ВАЗ 21213 Нива (а также моделей 2131, 21214) вполне проста и фактически не менялась с момента разработки. Узел относится к жидкостному типу с закрытой принудительной циркуляцией охладителя. На карбюраторных системах вентилятор имеет механический привод. В инжекторной схеме предусмотрены 2 электровентилятора на Ниве 2131. Основные узлы схемы охладительного узла:

  1. Помпа механическая. Монтируется в блоке цилиндров (БЦ) спереди, крыльчатка частично погружена в жидкость охлаждения (работает с помощью ременной передачи).
  2. Термостат смонтирован справа от (БЦ). Его патрубки отходят к радиатору и водяной рубашке.
  3. Радиатор и два пластиковых бачка с обеих сторон с передней части двигателя.
  4. Вентилятор с воздушным диффузором на внутренней стороне радиатора.
  5. Расширительный бачок с крышкой и клапанами, подключенный к радиатору патрубком.
  6. Теплообменник отопления салона с краном.

Контроль за температурой в системе охлаждения в разных моделях Нивы отличается. В модели 21213 с карбюраторным двигателем датчик встроен в головку цилиндров с индикатором на приборной панели. В ВАЗ Нива 21214 (инжекторный двигатель) датчик расположен в патрубке на головке цилиндров.

1

Он также связан с узлом, который готовит топливную смесь относительно температуры силовой установки и включает вентиляторы. Еще одно отличие от общей схемы присутствует в ВАЗ 2131: радиатор не оборудован краном слива и рассчитан на постоянную циркуляцию антифриза.

Принцип функционирования

Система охлаждение моделей ВАЗ Нива не контактирует с атмосферой в рабочем состоянии, поэтому требует давления. Охладительной жидкостью выступает антифриз с точкой замерзания – 40 градусов Цельсия. Состав раствора – вода и этиленгликоль. Общий объем контура охлаждения – 10,7 литра. Закипание антифриза возможно после температуры в +110 градусов Цельсия.

3

Основным функциональным узлом в системе стал термостатический клапан, который распределяет поток охладителя в зависимости от температуры двигателя. Термостат, управляемый термочувствительным датчиком, регулирует направления движения антифриза. Упрощенно схема работы выглядит следующим образом:

  1. До разогрева ДВС до рабочей температуры (+90 градусов Цельсия) охладитель с помощью помпы двигается по малому контуру (радиатор отопления салона, термостат, силовая установка).
  2. Заслонка открывается в сторону большого контура, где расположен радиатор, при температуре + 80 градусов Цельсия. После фактически весь охладитель перемещается по большому контуру, в основном охлаждаясь через радиатор.
  3. Малое кольцо не блокируется, но поступает в него минимум антифриза за счет патрубков более малого диаметра.
  4. В модели 2121 вентилятор смонтирован на ось водяного насоса и постоянно направляет поток воздуха на (БЦ). Вентиляторы охлаждения в Ниве 21214 и 2131 парные с электрическим приводом. Активируются поочередно или вместе с помощью температурного датчика (температура включения – около 100 градусов Цельсия).
  5. Избыток антифриза при нагреве направляется в расширительный бачок, повышается давление в системе, что снижает порог закипания охладителя.

Летом и в переходные периоды в моделях с инжектором движение охладителя ограничено специальным краном. В модели Нива Шевроле отсутствует такой блокиратор, поэтому отключение обогрева реализуется направлением воздушных потоков мимо теплообменника.

Возможные проблемы и их причины

Как и любую систему автомобиля, контур охлаждения нужно регулярно контролировать и менять изношенные детали. Первым показателем возможных проблем будет уровень охладителя в расширительном бачке. Основные поломки систем охлаждения моделей ВАЗ Нива:

  1. Максимальный нагрев двигателя при холодных патрубках основного радиатора означает поломку термостата. Деталь ремонту не подлежит, только замена.
  2. Электрические вентиляторы в инжекторных системах включаются бесконтрольно или не запускаются вообще. Это показатель поломку датчика, который передает данные контролеру.
  3. Неисправный датчик на головке цилиндров провоцирует неверные данные на панель управления или их полное отсутствие.
  4. Постоянное снижение уровня антифриза указывает на утечку где-то в контуре.

Полезное видео


В моделях с механическим вентилятором важно контролировать появление возможного люфта оси водяного насоса. При его наличии следует максимально быстро менять помпу.

Резистор вентилятора охлаждения шевроле нива

Система охлаждения


Предохранители помогают электронике включать и выключать активное охлаждение для снижения температуры силовой установки.

Устройство системы и принцип включения вентиляторов

Все устроено следующим образом.

  1. Радиатор и блок двигателя закольцованы в единую систему при помощи патрубков. Между ними расположен реостат – заслонка с термочувствительным элементом внутри.
  2. При достижении определенной температуры, заслонка открывается и жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
  3. Если пассивное охлаждение не справляется – температура мотора растет. В ход вступают головные вентиляторы охлаждения. При преодолении температурного рубежа ДТОЖ посылает импульс в БК.
  4. Обработанный сигнал замыкает реле и вентилятор включается. Для повышения производительности системы устройства спарены. Дубляж помогает предотвратить перегрев в случае поломки оного из устройств. При этом, схема подключения активных охладителей подразумевает их одновременное и раздельное включение в работу.

Также в охлаждении двигателя задействован вентилятор отопителя салона Chevrolet Niva. Часть системы незначительно влияет на температурный режим, но в экстренной ситуации может повлиять на работу мотора.

Система отопления и вентиляции. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается клапанами в пробке расширительного бачка. Впускной клапан нормально открыт (зазор между ним и резиновой прокладкой 0,5–1,1 мм) – при этом система сообщается с расширительным бачком. При нагревании двигателя жидкость, расширяясь, вытесняется в бачок, при остывании – возвращается обратно. Впускной клапан закрывается при резком повышении давления в системе (закипание жидкости), при этом выпускной клапан также закрыт. Он открывается, когда давление в системе достигнет приблизительно 0,5 кгс/см2, что повышает температуру кипения жидкости и сокращает ее потери. Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и вентилятором радиатора. На карбюраторном двигателе вентилятор – с механическим приводом, установлен на шкиве насоса охлаждающей жидкости. На двигателе, оснащенном системой впрыска, два электровентилятора установлены перед радиатором и включаются по команде электронного блока управления двигателем.

Система отопления и вентиляции. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

Система охлаждения впрыскового двигателя

Система отопления и вентиляции. ВАЗ 21213, 21214 (Нива)

система охлаждения

Насос охлаждающей жидкости – лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала клиновым ремнем. Корпус насоса – алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с пожизненным запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом. На передний конец валика напрессована ступица шкива, на задний – пластмассовая крыльчатка. Для правильного положения ручья шкива насоса расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца ступицы должно быть 84,4±0,1 мм. При установке крышки с прокладкой проверяют и зазор 0,9–1,3 мм между лопастями крыльчатки и корпусом насоса. Для этого можно воспользоваться валиками из пластилина: их накладывают на равноудаленные лопасти крыльчатки, устанавливают крышку, затягивают гайки ее крепления, затем снимают крышку и измеряют оставшуюся толщину пластилина – она равна зазору.

Не допускается ощутимый рукой осевой и радиальный люфт в подшипнике насоса. При выходе из строя подшипника или самоподжимного сальника насоса рекомендуется заменять крышку насоса в сборе с валиком и крыльчаткой.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. Малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева карбюратора (на двигателе 21213) или дроссельного узла (на двигателе 21214). При температуре 78–85°С клапан начинает перемещаться, открывая основной патрубок; при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 90°С основной клапан полностью открывается, а байпасный – закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 6,0 мм.

Оценить исправность термостата можно по нагреву нижнего патрубка радиатора: он должен быть холодным, пока температура жидкости (по указателю) не достигнет 80–85°С, и горячим, когда она поднимется до 85–90°С. Термостат неремонтопригоден. При неисправности, потере герметичности, деформации патрубков его заменяют.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый – с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. В нижней части левого бачка находится пробка для слива охлаждающей жидкости.

Для лучшего обдува радиатора предназначены кожухи, направляющие потоки воздуха от вентилятора (вентиляторов).

На двигателе 21213 основной кожух вентилятора состоит из двух половин (нижней и верхней), нижняя половина имеет резиновый уплотнитель со стороны радиатора. Перед радиатором установлен дополнительный направляющий кожух. На двигателе 21214 электровентиляторы вращаются в кожухе перед радиатором.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости (на 3–5 см выше метки «MIN» на холодном двигателе).

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя 21214 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем (см. тут).

Система отопления описана тут.

Назначение и конструкция

Это модуль, предназначенный для включения в бортовую цепь мотора, потребляющего большой ток. Двигатель вентилятора питается электричеством с силой тока в 20-35А, что недопустимо для включения в низковольтную систему управления – расплавится проводка. У Нивы имеется всего три реле, два для левого и правого вентилятора отдельно и одно общее. Каждое устройство имеет свой номер в бортовой сети. Принцип действия и назначение реле актуально для машин всех типов 2004, 2010, 2020 и других годов выпуска.

вентилятора

Внутри релюшки имеют идентичную конструкцию. Здесь присутствует низкая часть, трансформатор и высокая. Также две пары контактов, один нормально замкнутый, второй разомкнутый. При подаче импульса на нижнюю часть на обмотках образуется магнитное поле, и контактная группа с высокой стороны замыкается – подается питание на мотор вентилятора.

Охлаждающий винт работает в двух режимах. При нагреве двигателя до 99 градусов Цельсия включается первый вентилятор, после прохождения отметки в 101⁰С, подключается второй. Если система не справляется, моторы переходят на повышенные обороты.

Схема реле вентиляторов

Схема реле вентиляторов


На рисунке представлена цепь питания электровентиляторов системы охлаждения установки. Элементы конструкции представлены под номерами.

  • 1/7 – моторы левого и правого вентилятора;
  • 2 – дополнительное реле питания;
  • 3 – плавкий предохранитель;
  • 4 – контроллер питания;
  • 5 – вспомогательный резистор;
  • 6/8 – главное реле включения правого и левого электромотора соответственно;
  • А/С – минусовая/плюсовая клемма АКБ;
  • В – на главное реле зажигания.

Нива Шевроле: реле вентилятора охлаждения двигателя

Всем известно, что современные автомобили имеют в конструкции водяную систему охлаждения двигателя, которая позволяет во много раз увеличить ресурс функционирования не только мотора, но и всего механизма в целом. Шевроле Нива также имеет в конструкции радиатор, которые наполнен охлаждающей жидкостью. Данная жидкость циркулирует по системе, тем самым охлаждая мотор автомобиля. Но температура двигателя превышает 100 градусов, поэтому если не охлаждать эту жидкость, то вскоре она превратится из охлаждающей в нагревающую. Именно для этого и имеется система охлаждения радиатора, работа которой осуществляется за счет вентилятора. Но так как Шевроле Нива оснащена мощным 1,7-литровым двигателем, то для охлаждения радиатора используется два вентилятора. В данной статье же рассмотрим, за счет чего осуществляется работа этих устройств, а точнее, что является основным элементом включения этих приспособлений на внедорожнике Нива Шевроле.

Принцип включения вентиляторов

Вентилятор охлаждения питается постоянным напряжением 12 В от аккумуляторной батареи. Включаются они при достижении определенной температуры двумя датчиками, которые размещены в двигателе. Итак, при достижении первым датчиком температуры в 99 градусов по Цельсию, происходит его срабатывание, что обуславливает включение первого вентилятора. Он имеет два положения скорости вращения — большие и малые обороты вращения. Когда же второй датчик достигает величины в 101 градус, то, соответственно, и включается второе приспособление. Таким образом, кратко осуществляется срабатывание устройств охлаждения двигателя Нивы Шевроле. Но нас интересует, какую роль в этом процессе выполняет такое маленькое устройство, как реле, которых на Шевроле Ниве три.

Универсальное сканер для самостоятельной диагностики любого автомобиля.

Назначение и конструкция реле

Реле предназначается для коммутирования больших токов нагрузки. Довольно-таки сложная формулировка, поэтому простыми словами говоря, реле необходимо для того, чтобы иметь возможность управлять электрическими цепями, где имеются токи больших величин. Электрический мотор охладителя потребляет постоянный ток, величина которого равняется 20-30 амперам, а это означает, что если его включить в цепь управления (где проходят токи малых величин), то вся электроника выйдет из строя (расплавится проводка). Именно поэтому в конструкции автомобилей устанавливается такой немаловажный элемент управления.

Внешне изделие представляет собой пластиковое основание, внутри которого размещается сам механизм. На обратной стороне основания выведены пять (четыре) контактов. Они и являются основой для включения реле в цепь управления.

Внутри механизм реле представлен в виде катушки с сердечником — она же и является основой для замыкания контактов цепи. На фото ниже можно увидеть внешний вид изделия Нивы Шевроле.

Датчик вентиляторов Шнивы

Датчик вентиляторов


Роль подачи импульса включения вентиляторов выполняет датчик температуры охлаждающей жидкости. Устройство при достижении определенного нагрева посылает сигнал на ЭБУ и вентиляторы активируются. В версиях, где БК расположен в салоне, можно внести корректировки в порог срабатывания датчика.

Предназначение и функции

Устройство имеет единственную роль – предотвратить закипание охлаждающей жидкости и перегрев силовой установки. Таким образом, включаясь в определенный момент, деталь выравнивает температуру двигателя и стабилизирует его поведение.

Принцип работы и место расположения

Датчик работает следующим образом.

  1. Чувствительный к температуре сенсор программируется на подачу импульса при определенном нагреве.
  2. При достижении порога, сенсор подает сигнал на ЭЬУ и первый вентилятор включается.
  3. Если температура мотора повышается дальше – срабатывает второе реле и подключается оставшийся вентилятор.

Работа

Система охлаждения Шнивы имеет два элемента активного охлаждения. Здесь имеется вентилятор радиатора печки и основного теплообменника. Последующая информация актуальна для машин 2010 и других годов выпуска.

За правильную, стабильную работу устройств отвечают предохранители. Плавкие вставки обезопасят устройство от скачков напряжения и короткого замыкания.

Предохранитель вентилятора Шнивы: где стоит

Расположены в непосредственной близости от соответствующих реле. Вставка печки находится в основном монтажном блоке под номером F18. Предохранитель на 25 Ампер защищает несколько цепей одновременно.

Возможные неисправности и их причины

Неисправности


Если вентиляторы не включаются вовремя, проблема может скрываться в следующих местах.

  1. Перегорели реле или предохранители.
  2. Неправильно работает ДТОЖ.
  3. Повреждена проводка устройства.
  4. Некорректные настройки ЭБУ.
  5. Двигатель вентилятора поврежден или замыкает.

Проверка работоспособности датчика, реле и предохранителей

Работоспособность датчика


За работу вентиляторов отвечает ДТОЖ, проверить его просто.

  1. Подготовить термометр, мультиметр, чайник или миску с прохладной водой.
  2. Погрузить датчик в емкость и поставить ее на огонь, параллельно погрузить в воду термометр.
  3. При прохождении порогов в 5 градусов следует подключать мультиметр к датчику в режиме сопротивления. При этом данные записывать.
  4. После прогрева воды до кипения снять последние мерки и сравнить полученные результаты с эталонной таблицей, приведенной ниже. Если показатели прибора отличаются более чем на 10% от эталона – датчик меняется.

Таблица

Принудительное включение вентиляторов охлаждения

Для возможности автолюбители врезают в цепь прибора дополнительный выключатель и запитывают его от аккумулятора напрямую. Нарушается работа электроники и бортовой компьютер может выдавать ошибку.

Для обманки устройства пользователи в сети рекомендуют использовать схему.

Схема включения

Здесь добавлено реле и принудительный выключатель.

Замена реле вентилятора

Ввиду простоты конструкции процедура выполняется по стандартному сценарию. Открывается доступ к монтажному блоку, отключается клемма контактной группы реле. Далее устройство откручивается от панели и заменяется новым.

Причины по которым не работает вентилятор охлаждения на Ниве шевроле

Для подержания оптимальной температуры в двигателе в автомобиле установлена система охлаждение. Одним из главных элементов в этой системе являются вентиляторы, благодаря которым через радиаторную сердцевину в двигатель происходит подача нужного количества воздуха. Если перестает работать, вентилятор охлаждения Нива Шевроле перегревается, так как начинает собираться лишнее тепло. В отличие от классических автомобилей в нем установлено два вентилятора, за счет чего функционирование систем в ней происходят намного сложнее. Если стрелка, которая показывает температуру, находится в красной области, и система охлаждения отказывается работать, вместе с тем не включается вентилятор охлаждения, то автомобиль нужно как можно быстрей доставить в автосервис, либо попробовать самостоятельно найти причину неисправности.

  • 1 Причины неисправности
  • 2 Проверка и снятие Вентиляторов

Причины неисправности

Первое на что следует обратить внимание при неработающей системе, на то, в каком состояние находятся предохранители, которые расположены под передней панелью, со стороны пассажира, в специальном монтажном блоке. За работу охлаждения отвечает пара предохранителей, если выходит из строя правый, то оба вентилятора перестают работать, а если левый предохранитель перегорает, то один элемент может продолжать свою работу.

Помимо этого в монтажном блоке имеется три реле, которые отвечают, за работу вентиляторов на разных скоростях. И если, реле отвечающая за работу на малых скоростях перегорает, то система охлаждения правильно работает только на большой скорости, а на малой скорости двигатель начинает греться. Питание на реле подается через специальный предохранитель, который так же может выйти из строя, что спровоцирует выход из строя системы.

Выход из строя температурных датчиков также влияет на правильную работу охлаждения. Они располагаются на двигателе. Срабатывают они тогда, когда достигается нужная температура, один при достижении 90 градусов, а второй при достижении 101 градуса. Проверку рекомендуется начинать проводить именно с них, делается это так, отсоединяется разъем от электродвигателя, и питание на них подается напрямую через АКБ, если электродвигатель работает, то причина в датчиках.

Читайте также: