Bmw дистанционный запуск подогрев сидений

Обновлено: 29.04.2024

Дистанционный запуск двигателя BMW

В России дистанционный запуск двигателя BMW доступен не для всех моделей марки. В случае, если говорить конкретно о третьей серии, то удалённый пуск недоступен для дизельных моторов.

16.10.2020, 17:34 1.2k просм.

Дистанционный запуск двигателя BMW

Дистанционный запуск двигателя BMW доступен на многих современных моделях. Но не на всех. Данная опция позволяет водителю завести двигатель, не выходя из дома или офиса.

Многие автолюбители по достоинству оценят систему дистанционного запуска в условиях жаркого лета и холодной зимы. При необходимости салон автомобиля можно заранее, до начала поездки, охладить или прогреть, включив удаленным способом систему предварительного кондиционирования.

Для использования опции прекондиционирования ее следует активировать в мультимедийной системе iDrive 7.0 следующим образом:

  • На левой стороне дисплея нажать на меню «CAR»;
  • Выбрать опцию «Настройки»;
  • Прокрутить вправо и выбрать опцию «Климат контроль»;
  • Выбрать «Прекондиционирование/ Вентилирование»;
  • Выбрать «Дистанционный запуск двигателя»;
  • Поставить галочку «Запуск двигателя для климат-контроля»;
  • Нажать «ОК», если вы согласны с дисклеймером.

После активации опции дистанционного запуска двигателя вы можете использовать приложение «BMW Connected» для прекондиционирования вашего автомобиля.

Для этого нажмите «Включить климат-контроль сейчас». Вам придет уведомление, если запуск удался. Вы также можете осуществить запуск двигателя с помощью брелка (пульта) дистанционного управления.

Если вы находитесь недалеко от автомобиля, вам достаточно нажать 3 раза на кнопку блокировки, и двигатель автомобиля заведется.

Мотор автомобиля будет работать определенный период времени. Двигатель автоматически выключится для экономии топлива и сокращения выбросов в атмосферу.


После покупки автомобиля его можно дооснастить дополнительными сервисами и функциями. Если дистанционный запуск двигателя для вас доступен, программное обеспечение для этой функции установлено в вашем автомобиле на заводе без дополнительной стоимости. Если нет, функцию можно купить в личном кабинете BMW ConnectedDrive. Но, как мы видим, это доступно не для всех машин.

Дистанционный автозапуск двигателя BMW

С программируемым прогревом двигателя и дистанционным управлением его запуска вам не придется ждать, пока моторное масло и двигатель позволят вам стартовать. Просто садитесь в кресло – и в дорогу!

Преимущества дистанционного запуска

Зачем нужен автозапуск двигателя BMW? Очень просто. Запуск двигателя с брелка сигнализации позволяет, соответственно, запустить двигатель автомобиля дистанционно.

К примеру, вы собираетесь выйти из кафе, из дома или с работы в холодную погоду или просто хотите срочно покинуть место, где находитесь - заранее активировав систему запуска, к вашему приходу автомобиль уже будет прогрет и готов к движению. Кроме того, подобные устройства имеют и функцию автоматического (программируемого) запуска.

Вы самостоятельно можете запрограммировать работу системы, в итоге сигнализация будет запускать двигатель без сигнала с брелока, ориентируясь на конкретное, заданное вами, время. То есть автомобиль будет прогреваться тогда, когда вы пожелаете – перед отъездом на работу/домой, или постоянно (на протяжении дня/ночи) поддерживать моторное масло в двигателе теплым, периодически запуская двигатель.

KIBERCAR устанавливает только проверенные, зарекомендовавшие себя, сигнализации с автозапуском. С сохранением гарантии официальных дилеров.

Отметим, что вопреки распространенному мнению, будто бы с подобной опцией автомобиль гораздо проще угнать - это не так. Если система фиксирует открывание дверей или любые другие признаки внешнего вмешательства, то немедленно глушит и блокирует мотор. Как следствие, срабатывает сирена, а на брелок (мобильный телефон) приходит сопутствующая информация.

Автозапуск двигателя BMW строится на базе сигнализаций с автозапуском ПРИЗРАК и бесключевого обходчика Fortin, это Российская разработка компании ТЭК зарекомендовала себя для использования на автомобилях BMW и используется всеми Российскими дилерами BMW. Наша компания является сертифицированным центром установки продукции ТЭК.

Управление системой производится с помощью штатного брелка - это очень удобно, т.к. не нужно носить с собой ничего лишнего. Также вы всегда сможете управлять системой с помощью мобильного телефона, при этом, владельцы смартфонов Android/Iphone смогут пользоваться специально разработанным приложением. Таким образом Вы получаете выбор - можно заводить двигатель при помощи звонка, SMS или удобного приложения для смартфона. Система может и звонить вам, и присылать SMS.

Дистанционно завести автомобиль можно двумя способами.

1. Тройным нажатием кнопки на штатном ключе. При этом способе есть одно ограничение: если ключ не в зоне видимости а/м, то запустить машину не получится.

autostart-ex-bmw_qnRmO43.jpg

2. Завести через сигнализацию "Призрак", этот способ запуска лишен недостатка присущего первому способу. Владелец может заводить машину находясь от неё хоть в тысячах километров.

5-1-s.jpg

Обратим ваше внимание, что защищенность автомобиля после нашей установки системы автозапуска не снизилась, т. к. оба ключа остаются на руках владельца, т. е. в машине не прячется ни ключ, ни чип ключа*. Этого удалось добиться благодаря специальному модулю для BMW от компании Fortin.

* Для некоторых моделей требуется изготовление чип-ключа, детали уточняйте у наших менеджеров

Фотогалерея





Комплектации и поколения

Комплект Автозапуска Prizrak 810 GSM (код 09998980)

Модуль автозапуска ESM-250

Модуль автозапуска ESM-250

Автосигнализация PRIZRAK 810 BT

Автосигнализация PRIZRAK 810 BT

Цена комплекта с установкой

Комплект Автозапуска Prizrak 830 GSM (код 09998981)

Автосигнализация PRIZRAK 830/F GSM

Автосигнализация PRIZRAK 830/F GSM

Цена комплекта с установкой

Комплект Автозапуска Pandora X-1900BT (код 09998982)

Автосигнализация Pandect X-1900BT

Автосигнализация Pandect X-1900BT

Цена комплекта с установкой

Функция автозапуска двигателя БМВ: комфорт для водителя, польза для машины

Автозапуск на BMW дает возможность завести двигатель машины дистанционно. Это удобно не только для тех, кто держит автомобиль в неотапливаемом гараже. В холодное время года или если вы сильно торопитесь, опаздываете, активируйте автозапуск – машина успеет прогреться до необходимой для правильной работы температуры, что уменьшит нагрузку на двигатель, и будет готова к эксплуатации. Хорошо прогретый салон избавит вас от необходимости чистить стекла ото льда и снега. К тому же приятно сесть в теплый авто с комфортными креслами и рулем. Еще одна опция, добавляющая комфорт вашему BMW, - это шумоизоляция авто. Она позволит погрузиться в атмосферу покоя и тишины. Но вернемся к автозапуску БМВ.

Помимо выше сказанного, брелок автоматического запуска двигателя автомобиля имеет программируемую активизацию мотора. Автозапуск БМВ позволяет завести машину автоматически без сигнала с брелока. Для этого вы заранее программируете систему автоматического завода, и автомобиль будет периодически активировать двигатель самостоятельно для прогревания моторного масла в любое установленное вами время.

Установка BMW Smart для автоматического запуска двигателя автомобиля

Наша компания занимается установкой сигнализаций с автоматическим запуском на BMW. Установка автозапуска на БМВ в нашей автосервисе не нарушает дилерскую гарантию на обслуживание автомобиля. Она сохраняется на 100% после проведения работ нашими специалистами.

BMW Smart для запуска автомобиля имеет ограниченный радиус действия, поэтому, если машина находится вне зоны видимости, запустить двигатель становится невозможным.

А вот тюнинг BMW сигнализацией с автоматическим запуском «Призрак» позволит завести машину, находясь на любом расстоянии от нее. Помимо ключа, есть возможность управления в приложении с мобильного телефона. Сигнализация «Призрак» имеет две дополнительные функции: PINtoDrive – это специальные радиоэлектрические метки или пароли, вводимые на штатных кнопках, и AntiHiJack – противоугонная система, позволяющая глушить двигатель автомобиля на расстоянии.

Специально разработанный модуль автозапуска BMW позволяет сохранить защиту вашей машины. После монтажа модуля владельцу выдается на руки два ключа. Дополнительные кнопки и чипы в салоне автомобиля отсутствуют. Поддерживает авторизацию владельца при помощи мобильного устройства или на основе технологии Bluetooth Smart.

Надежная защита вашего автомобиля

Помимо удобства в использовании, сигнализация с автозапуском на БМВ защитит автомобиль и предотвратит его угон. При фиксации несанкционированного проникновения в транспортное средство или попытки угона, система автоматического запуска заблокирует двигатель машины, сымитировав неисправность автомобиля. После этого BMW сигнализация с автозапуском проинформирует владельца звуковым сигналом с помощью брелока, а также на телефон придет СМС-оповещение.

Система автоматического запуска поддерживает функцию охраны автомобиля по периметру, а также электромеханическую защиту капота. Она проинформирует владельца о любых внешних вмешательствах, незапланированных передвижениях транспортного средства.

На BMW сигнализация с автозапуском устанавливается согласно отработанной технологической карте. Мы монтируем только качественное, проверенное и зарекомендовавшее себя оборудование. Все расходные материалы оригинальные и долговечные. Наши сотрудники – высококвалифицированные специалисты, имеющие большой опыт работы. Обращаться к нам и делать дооснащение авто в нашем центре – значит получать услугу на высшем уровне.

Автозапуск двигателя BMW

Сбылась давняя мечта владельцев автомобилей из Баварии. Появилась возможность купить и установить автозапуск на автомобили BMW, причем дистанционный запуск двигателя теперь можно осуществлять как с дополнительного брелка, так и при помощи сотового телефона или специального приложения, установленного на смартфон. Ранее недоступная функция стала возможной, благодаря разработкам российской компании, зарекомендовавшей себя как лидера на рынке автомобильной электроники и разработки автомобильных противоугонных систем.

Инженеры компании Pandora, занимающиеся бесключевыми технологиями обхода штатных иммобилайзеров, приготовили очередной яркий и долгожданный подарок для автовладельцев автомобилей марки BMW и профессионалов рынка car-security.

В июне 2018 года была закончена разработка и произведены тестирования алгоритма бесключевого обхода и запуска двигателя автомобилей BMW Е-серии 2002-2014 годов выпуска с блоком контроля доступа CAS3.

Эти автомобили сверх популярны у автовладельцев, причем не только в России, но и за рубежом. Они обладают достаточно сложной бортовой электроникой, в общем, и системы запуска двигателя, в частности. Именно на этих поколениях баварских автомобилей используется комбинированная система запуска со специальным слотом, куда вставляется ключ и кнопкой «Старт/стоп», в которых вместо обычных контактов используются датчики Холла, работающие по специальному алгоритму. Сымитировать их работу обычными электромеханическими реле просто невозможно.

До недавнего времени существовало только два способа – покупка специальных интерфейсных модулей стоимостью порядка 5-6 тысяч рублей, которые требовали прятать дополнительный ключ в салоне автомобиля, либо использование канадского модуля обхода – но в этом случае стоимость только решения по обходу штатного иммобилайзера составляла больше 30 000 рублей, при этом оно имело ряд ограничений по работе.



Решение компании Аларм Трейд, для обхода штатных иммобилайзеров и запуска двигателей автомобилей BMW, другое. Специально для данных автомобилей был разработан специальный миниатюрный интерфейсный модуль BMW Bypass, который, с одной стороны, обеспечивает подключение pin-to-pin к штатной проводке системы запуска двигателя автомобиля, а с другой – легко и просто подключается к современным сигнализациям Pandora/Pandect X по интерфейсу IMMO-KEY.

Таким образом на свет появился первый и единственный в мире продукт, который не имеет ограничений по функционалу и является самым безопасным решением по обходу штатного иммобилайзера BMW/MINI при минимальных затратах!

Естественно, что никаких дополнительных ключей или чипов сигнализации не требуется, а процедура клонирования ключа Pandora CLONE проста и быстра – и даже в самом сложном случае не занимает более двух минут.

Впервые бесключевой обход и запуск двигателя стал доступен для автомобилей с механической коробкой передач, благодаря специально разработанному алгоритму программной нейтрали, который обеспечивает надежную защиту от случайного включения передачи при автозапуске.

Кроме того, для данных автомобилей стали доступны такие необходимые комфортные опции, как поддержка зажигания и турботаймер, и даже перехват зажигания* – когда для начала поездки нет необходимости глушить двигатель при снятии с охраны (* функция тестируется и может иметь ограничения по работе).

Автовладельцев автомобилей BMW, безусловно, порадует бесключевой запуск по беспрецедентной цене, сопоставимой с обычными «коробочками», в которые необходимо прятать второй или третий ключ. Такая схема автозапуска Автомобилей БМВ в разы ниже по цене запуска осуществляемого с помощью модулей канадских производителей.

Модуль бесключевого запуска Pandora BMW Bypass поступил в продажу

Modul_bypass_BMW
Avtozapusk-BMW

Pandora BMW Bypass – это миниатюрный модуль, который быстро подключается к штатной проводке автомобиля и охранной системе pin-to-pin, а процедура клонирования ключа Pandora CLONE проста и быстра – и даже в самом сложном случае не занимает более двух минут. Наше решение не требует дополнительных ключей или чипов! А самое главное – впервые бесключевой обход и запуск двигателя стал доступен для автомобилей с механической коробкой передач, благодаря специально разработанному алгоритму программной нейтрали, который обеспечивает надежную защиту от случайного включения передачи при автозапуске. Кроме того, для данных автомобилей стали доступны такие необходимые комфортные опции, как поддержка зажигания и турботаймер, и даже перехват зажигания – когда для начала поездки нет необходимости глушить двигатель при снятии с охраны. Просто вставляете ключ в слот, и начинаете движение!

Модуль BMW Bypass поддерживается следующими системами:

  • Pandora DXL 49XX
  • Pandora DX-9X (BT/B)
  • Pandora DX50S
  • Pandect X-31XX
  • Pandect X-19XX (BT)
  • Pandect X-18XX BT
  • Pandect X-1700 BT


Встречайте, бесключевой обход и запуск двигателя автомобилей BMW от Pandora!

Дистанционный запуск (зима ), Можно ли завести машину дистанционно?


По опыту вспоминается, что зимой неплохор было бы садиться в уже теплый салон.

Кто и как решает поставленную задачу?

Можно ли завести машину дистанционно при помощи пульта от сигнализации?

bmw728


Просмотр профиля GUNhed


Просмотр профиля Nikolay


Просмотр профиля SOULREAVER13


Просмотр профиля

Современные сигналки с автозапуском устроены таким образом, что двигатель (для МКПП) останавливается сам при постановке авто под охрану. То есть, что бы обеспечить возможность автозапуска нужно произвести следующие действия:
1. Ставим авто на ручник;
2. МКПП на нейтраль;
3. Вытаскиваем ключ из замка зажигания (двигатель продолжает работать);
4. Выходим из машины, ставим на сигнализацию - срабатывает ЦЗ и двигатель глохнет.

Минус один: один ключ с имобилайзером зашивается в машину, что повышает риск угона.

Владимир 30 Rus Просмотр профиля

Современные сигналки с автозапуском устроены таким образом, что двигатель (для МКПП) останавливается сам при постановке авто под охрану. То есть, что бы обеспечить возможность автозапуска нужно произвести следующие действия:
1. Ставим авто на ручник;
2. МКПП на нейтраль;
3. Вытаскиваем ключ из замка зажигания (двигатель продолжает работать);
4. Выходим из машины, ставим на сигнализацию - срабатывает ЦЗ и двигатель глохнет.

Минус один: один ключ с имобилайзером зашивается в машину, что повышает риск угона.

+1, У меня была машина с автозапуском и с МКПП. Вся процедура выглядит именно так. В принципе довольно удобная вещь. Стоимость сигналки с такой функцией вместе с работой год назад мне обошлась в 9т.р.

Включить подогрев сидений с автозапуском

Хочу включить подогрев сидений вместе с автозапуском на Skoda Kodiaq. У меня нет вкладки "Каналы и Can" и "Гибкая Логика", как описано в теме ниже. Подскажите, почему и как активировать?

Ответы 8


Здравствуйте. Указанные настройки недоступны пользователю. Нужно посетить установщиков и попросить провести необходимые настройки. Мастер подключится к сигнализации и включит обогревы в нужный Вам момент.

Установщики в Казани, живу в другом городе, местным сервисменам не доверю подключение к сигнализации. Я могу сам подключиться к сигнализации и изменить настройки? Нашел ПО StarLine Master, я так понял еще какое-то устройство нужно для подключения к ноутбуку так? Или по Micro USB?

Делаю вот такое условие, сохраняю в устройство. Завожу с автозапуска - включение подогрева сидений НЕ происходит. В "Каналы и Can" галочка стоит. В чем может быть проблема? Прошивка 2.14 написано. Температура на улице +11, двигатель еще теплый.

И не очень понятно, нужно ли наживать кнопку в приложении - выполнить программу гибкой логики или нет? Нажимал - ничего не происходит. Гибкая логика срабатывает сама по себе при выполнении условий или ее нужно как-то активировать?




тут галочка есть?

Аллилуя. Спасибо, заработало.


Если можно один вопрос. Вижу параметр "Температуру основного блока". Что это и если он есть в настройках Старлайн Мастера, есть ли он в блоке сигнализации? нашел вот эту статью:

Отсюда неясно в итоге, то ли не удалили из Мастера параметр, то ли он уже работает.

Хочу сделать чтобы подогрев сидений отрубался например по достигнутой температуре в салоне. Иначе жена не будет никогда вырубать его вручную, особенно подогрев задних сидений, кот по сути то и не нужно бы включать вообще.

UPD: да кстати приложение мобильное показывает две температуры - двигателя, и машинка нарисована - салона? Какую-то высокую температуру показывает мне кажется все время, для салона.


сделать выключение подогрева при снятии с охраны. если надо включать вручную, программа должна завершаться. Температуру блогблок показывает того места где он стоит если он стоит около печки он и показывает её более высокую

Подогрев сиденья, климат-контроль, дистанционный запуск автомобиля: опции для комфорта в транспортном средстве, которые могут привести к негативным последствиям

Каких только опций нет в современных автомобилях! Каждая из них тщательно продумана и создана исключительно для комфорта и безопасности водителя и пассажиров. Но, как всем известно, у каждой медали есть две стороны. Оказывается, некоторые опции не так безобидны, как может показаться на первый взгляд.

Подогрев сидений

Эту опцию невозможно не оценить по достоинству. Зимой лучше не садиться в машину сразу, особенно если у вас кожаные сиденья. Они охлаждаются очень сильно – и если «приземлиться» на них, не прогрев их предварительно хотя бы немного, то можно «обжечься» холодом даже через одежду.


Всем известно, чем чревато переохлаждение. Среди немногих последствий – острые респираторные заболевания, обострение хронических патологий, проблемы с дыхательной системой, цистит, простатит.

Но злоупотреблять подогревом тоже не стоит. В особенности мужчинам. Ученые доказали, что даже небольшое превышение комфортной температуры, которая составляет около 34-35 градусов, угрожает репродуктивной функции. Поэтому пользоваться этой опцией нужно лишь непродолжительное время.

Климат-контроль

Эта функция помогает пережить адскую жару и лютый мороз. Знали ли вы, что и кондиционер может нести вред? Хотя казалось бы: из воздуховодов просто дует прохладой, в результате чего постепенно охлаждается весь салон.

Вот только с кондиционером тоже можно переусердствовать. Что делает практически каждый автолюбитель, укрываясь в машине от палящего солнца? Конечно же, направляет все воздуховоды на себя и наслаждается прохладой, установив минимально возможную температуру.


Главное - не направлять дефлекторы прямо себе в лицо, как бы ни хотелось этого сделать. Охлаждение должно быть равномерным, а не точечным.

Не удивляйтесь: даже летом можно столкнуться с такой проблемой, как переохлаждение лица. Последствием станет покраснение кожи, возникновение пощипывания, а потом побледнение кожных покровов, зуд, жжение, даже отек.

Дистанционный запуск двигателя

Многие люди озадачатся – а в этой опции что не так? Зимой можно прямо из дома запустить двигатель, а потом спуститься через несколько минут из дома и сесть в уже прогретую машину прямиком на теплые сиденья.


Но тут есть свои нюансы. Например, автолюбитель может забыть проверить уровень масла, а потом ночью мотор заведется несколько раз, что будет чревато проблемами.

Плюс ко всему, частые холодные запуски не очень полезны для двигателей. Такая эксплуатация мотора зимой чревата усиленным износом и сокращением его ресурса. Масло сгущается, прокачивается хуже, из-за чего в первые секунды холодного пуска двигатель испытывает так называемое масляное голодание. А это чревато износом стенок и поршней цилиндров, шатунных и коренных вкладышей, шеек коленвала и т. п.


Но это еще не все! Холодный пуск опасен для людей, живущих в частных домах и имеющих собственный гараж на территории. Если человек случайно нажмет комбинацию, которая активирует пуск двигателя, но не заметит этого, то домочадцы, находящиеся в этот момент внутри, могут отравиться угарным газом.

Выводы

Разумеется, то, как прогрессивно движется вперед автомобильная индустрия, заслуживает уважения. Но не надо полностью переходить на все удобные опции. Как уже можно было убедиться, некоторые из них скрывают вполне объяснимую опасность. Просто используйте полезные функции в меру, осознавая возможные последствия.

Предпусковые подогреватели или сигнализации с автозапуском: что лучше и почему?


Пришла зима, а с ней и традиционный всплеск интереса к оборудованию, позволяющему с утра сесть в теплую машину с чистыми стеклами, а не шкрябать иней на окнах гусиными лапами. «Колеса» выяснили, что автовладельцам недоговаривают установщики предпусковых подогревателей и сигнализаций с автозапуском.

Предпусковой подогреватель – что это такое и как он работает?​

Предпусковой подогреватель – это устройство для повышения комфорта водителя автомобиля и его пассажиров, а также для существенного продления ресурса самого дорогого агрегата в машине – двигателя. В регионах с суровым климатом к вопросам комфорта и ресурса добавляется еще и местный насущный вопрос: принципиальная возможность завестись наутро, если ночью давило под минус сорок.


Эти агрегаты в народе зачастую называют «вебастами», поскольку название самого известного производителя давно стало именем нарицательным, как пресловутые «ксерокс» или «джип». Автономный котел подогревателя доводит двигатель до рабочей температуры в мороз без его запуска. Благодаря этому мотор заводится, будучи уже прогретым, что радикально продлевает ему жизнь, водитель может сразу начинать движение, а температура в салоне становится комфортной буквально за считанные минуты.

Как правило, у большинства производителей все модели предпусковых подогревателей представлены в бензиновом и дизельном вариантах для установки на автомобиль с любой системой питания двигателя. Конструктивно подогреватель представляет собой блок средних размеров, габаритами приблизительно с трехлитровую банку, внутри которого находится камера сгорания, электронагнетатель воздуха для горения топлива, топливный насос, жидкостная нагревательная камера и помпа. Устройство монтируется, как правило, под капотом автомобиля или в пустых нишах переднего бампера, двумя шлангами врезается в штатную систему охлаждения двигателя, а топливная трубка проводится к штатному топливному баку. Для запуска предпускового подогревателя на него отправляется сигнал-команда. Либо от таймера в салоне по расписанию (самый простой вариант: двигатель греется до заданной температуры за 15-20 минут до поездки на работу/обратно), либо с помощью брелока или GSM-модуля. Впрочем, чаще всего подогреватель подключается к свободному каналу автосигнализации, многие из которых изначально имеют функцию управления таким оборудованием.


При этом в нашей стране предпусковые подогреватели традиционно конкурируют с дистанционным запуском двигателя сигнализацией – таковы сложившиеся реалии нашей небогато живущей географии. Многие фатально заблуждаются, считая, что распространившиеся сейчас сигнализации с автозапуском – эволюционное развитие, решение, пришедшее на смену предпусковым подогревателям. А это совсем не так. Скорее наоборот – весьма и весьма компромиссный аналог, популярность которого вызвана низкими доходами населения. Давайте попробуем разобраться детально в достоинствах и недостатках этих двух вариантов обеспечить комфорт в автомобиле зимой!

Плюсы и минусы того и другого

Сигнализации с автозапуском:

  • Доступная цена за оборудование и установку
  • Прогрев двигателя и салона одной системой
  • Управление без ограничений по расстоянию, если поддерживается GSM-модуль
  • Увеличенный расход топлива
  • Износ двигателя из-за холодных пусков
  • Трудность парковки вблизи дома из-за выхлопных газов и шума мотора, летящих в окна
  • Потенциальный риск штрафа за стоянку с работающим двигателем

Предпусковые подогреватели:

  • Продление ресурса двигателя (и АКП заодно) за счет теплого запуска
  • Минимальный выхлоп и беззвучная работа
  • Экономия топлива и денег
  • Относительно высокая стоимость оборудования и установки
  • Еще более высокая стоимость в версии с дистанционным управлением
  • Еще более высокая стоимость в версии, которая греет не только двигатель, но и салон

Но это было тезисно – теперь рассмотрим вышеобозначенное подробно!

Цены и деньги

Стартовая стоимость охранной системы с дистанционным запуском двигателя сегодня начинается от 15 000 рублей за вариант с брелоком и от 20 000 за версию с управлением через телефон и мобильное приложение. Это, разумеется, цена оборудования с квалифицированной установкой «под ключ» сертифицированными дилерами, а не сантехниками с «Ю-ду». Возможно, существуют и более бюджетные предложения, но мы все же ориентируемся на продукцию производителей из числа брендов «первой пятерки», а не тех, чьи имена звучат, как названия дешевых боевиков из 80-х.

Самый доступный вариант предпускового подогревателя, как ни странно, стоит не столь уж катастрофично, как пугают друг друга завсегдатаи гаражных дискуссионных клубов.

«Вебасты» и их аналоги давно преследует миф, относящий их к категории премиальных и недоступных обычному автовладельцу автоаксессуаров, и миф этот ошибочен. Базовая установка, к примеру, Webasto Thermo Top Evo Start обойдется в сумму около 40 000 рублей, что фактически лишь вдвое больше самой недорогой GSM-сигнализации. При том, что сигнализаций за 30 000, 40 000, 50 000 рублей и даже дороже – полным-полно.

Расход топлива

Расход горючего на прогрев двигателя – фи, скажете вы, еще не хватало эти смешные копейки считать! Наверное, каждый видел на дисплее бортового компьютера своего авто расход топлива на холостом ходу – у моторов объемом 1,5-2 литра где-то от 0,8 до 1,2 литра в час! Примем эту цифру за литр. На прогрев автозапуском в мороз нам нужно минут двадцать – это около 14 рублей за примерно 0,3 литра 95-го бензина. Но 14 рублей – они смешны лишь сами по себе, здесь и сейчас… А цыплят, как известно, считают оптом и в конце сезона.

Итак, упрощенно предположим, что мы ездим на работу по будням и греем машину дистанционно посредством сигнализации минимум дважды в день. За холодный период года, если считать его с ноября по март, такой прогрев сожрет из кошелька порядка 3 000 рублей… В общем, немало. Хотя на самом деле – гораздо больше! Дело в том, что тот самый литр в час на холостых – это аппетит прогретого до рабочей температуры мотора. Промороженный же засасывает в себя примерно вдвое больше – за 20 минут он употребит примерно 0,6 литра. И это уже 6 000 рублей за сезон.

А вот предпусковой подогреватель за те же 20 минут съест вдвое меньше топлива – 0,15 литра. И на зиму ему потребуется бензина на полторы тысячи рублей максимум. Что ж, 1 500 и 6 000 – разница приличная… И это – в условиях средней полосы. В холодных регионах типа Красноярского края, Якутии, ХМАО и т.п. в самый морозный сезон машину не греют перед запуском, а вообще не дают ей остывать, запуская в течении ночи мотор с интервалами по запрограммированному таймеру или по температурному датчику. В таком режиме затраты на предпусковой отопитель можно отбить экономией на топливе за первые пару лет эксплуатации.

Где гореть топливу?

И сигнализация с автозапуском, и предпусковой подогреватель обеспечивают в конечном итоге прогретый мотор и возможность практически сразу сесть в машину и уехать. В обоих случаях тепло получается от сгорания топлива. Но где, с технической точки зрения, лучше сжигать горючее для прогрева двигателя и салона: непосредственно в цилиндрах мотора или внутри котла предпускового подогревателя?

Многие думают, что холостой ход – это самый мягкий в плане потери ресурса режим для двигателя, и без нагрузки мотор с хорошим современным маслом практически не изнашивается. Увы, это не так… Режим холостого хода, да еще и на прогреве – едва ли не самый вредный для двигателя. Идет интенсивное коксование поршневых колец и клапанов, которое усугубляется, если после прогрева вы вползаете в вялый пробочный поток, а не прохватываете с ветерком. Накапливается слой нагара на изоляторах свечей. Низкое давление в масляной системе (за исключением случаев, когда на двигателе стоит насос с изменяемой производительностью) ухудшает скольжение в трущихся парах.


Предпусковой подогреватель, в котором горение идет без движения поршней и валов, избавлен от таких проблем и избавляет от них двигатель, сохраняя ресурс. Заметно отодвигается период начала «масложора», падения компрессии, затрудненного запуска – всего того, что сопровождает уставший мотор. Ускоренный прогрев коробки передач также имеет место и весьма полезен – в первую очередь для вариаторов. Все это особенно актуально, если у вас не убитый ВАЗ или престарелая «праворулька», а новый автомобиль, купленный в расчете на длительную и беспроблемную эксплуатацию. В холодных регионах Сибири такая забота о технике еще более актуальна, и предпусковой подогреватель является разумной инвестицией в собственное «железо».

Запах и шум

Выхлоп исправного современного двигателя практически не ощущается обонянием и визуально незаметен. Но – лишь при рабочей температуре! Промерзший мотор, заведенный на обогащенной смеси и с непрогретым катализатором испускает удушливую вонь. Неспроста же он на холостых оборотах потребляет холодным топлива вдвое больше, чем горячим…


И это зловоние автозапуска по утрам систематически проникает в квартиры ваших соседей. Да, кому-то, безусловно, пофиг на окружающих («У кого два больших пальца и ему на всё нас…ть.? Правильно, это Боб Келсо!» (с) сериал «Клиника»). Но, хочется думать, что все же не всем. Во всяком случае, в приличных жилых комплексах так делать не принято. Ах да, при определенном положении машины на дворовой парковке еще и фары во время прогрева светят в окна первых этажей темным зимним утром, что также не способствует культурным взаимоотношениям между людьми и развитию цивилизованности.

Штрафы

Как вы думаете, почему в Европе не распространены, как у нас, сигнализации с автозапуском, и вместо них все ставят предпусковые подогреватели? Потому что прогрев машины на парковке у них весьма сурово карается. А развитая и отшлифованная система… э-э-э. социальной ответственности (ну той, что у нас принято именовать иначе), не позволяет надеяться на молчаливую солидарность соседей. Наоборот: те сообщат в полицию гораздо быстрее, чем совершенно посторонние люди… Ибо тут, как в знаменитом анекдоте, так заведено – и точка.

Возможно, для некоторых это станет новостью, но штраф за стоянку автомобиля с работающим двигателем есть и у нас. Он вписан в статью 12.28 КоАП РФ о нарушениях правил движения в жилых зонах, статью 12.19 КоАП РФ о нарушениях правил стоянки и остановки, да и, собственно, в пункт 17.2 ПДД. Выбор формулировки и, соответственно, суммы штрафа – гибкий. Могут на 500 рублей огорчить, а могут и на 1 500. А в двух столицах – и вовсе на 3 000 рублей…


Будем откровенны: в нашем гуляй-поле пока еще социальная ответственность развита слабо, и множество запретов вообще никак не отслеживается. Но карательные реформы и методы контроля – вещь, как известно, динамично эволюционирующая. Помните, как еще недавно, к примеру, мы запросто парковались с «аварийкой» вдоль обочины у метро в три ряда, чтобы заскочить в магазин? Рискнете сегодня? То-то же… А недавний запрет на курение на балконе? И присниться такое не могло, а вот уже пошли первые оштрафованные… Так что не исключено, что в некотором будущем прогрев машины с помощью автозапуска станет весьма дорогим удовольствием.

Так что же лучше?

Разбираясь в плюсах и минусах обеих концепций (автозапуска и предпусковых отопителей), мы приходим к тому, что лучшим вариантом является (внезапно)… их тандем!

Да, придется констатировать, что в отечественных условиях и сейчас, и в перспективе оптимальный вариант – это сочетание базовой модификации предпускового подогревателя и охранной системы с автозапуском и контролем через GSM-канал и мобильное приложение. В этом тандеме управление подогревателем осуществляется силами сигнализации с определенной конфигурацией настроек (и, возможно, с некоторыми дополнительными компонентами).

Для того, чтобы понять, почему это так, нужно привести три бесспорные аксиомы:

  1. Дополнительная охранная система для автомобиля сама по себе необходима с точки зрения безопасности, а в варианте с удаленным управлением через телефон она дает резкий прирост в комфорте использования автомобиля любого класса и стоимости. Маст хэв, иначе говоря.
  2. Предпусковой подогреватель – крайне полезная и выгодная в эксплуатации опция, но для большинства автовладельцев он доступен, как правило, лишь в базовом варианте, а в нем предлагается только прогрев двигателя без обогрева салона и запуск по таймеру либо вручную. Любые другие модификации и опции резко удорожают оборудование.
  3. В сервисном меню большинства современных моделей охранных систем предусмотрено управление Webasto и его аналогами. Если прямого управления предпусковым подогревателем нет, существуют дополнительные модули сопряжения.

Bmw дистанционный запуск подогрев сидений

на пассажирском спинка оборвалась. на сколько я помню, лампочка горит, если обрыв на одном из матов.
есть у тебя вариант с проводкой под сиденьем

супер профит Просмотр профиля Vityok Просмотр профиля

я здесь прописался

Подскажите плиз по схожей проблеме:

Что водительский, что пассажирский подогрев включаешь - соответствующая лампочка на две секунды загорается и гаснет.

Датчики температур в сиденьях дурят или не подключены?
Или тоже обрывы какие?

Dmitry_89 Просмотр профиля KENT Просмотр профиля

я здесь прописался

Подскажите плиз по схожей проблеме:

Что водительский, что пассажирский подогрев включаешь - соответствующая лампочка на две секунды загорается и гаснет.

Датчики температур в сиденьях дурят или не подключены?
Или тоже обрывы какие?

Merz Просмотр профиля

я здесь прописался

Merz Просмотр профиля

я здесь прописался

Подскажите плиз по схожей проблеме:

Что водительский, что пассажирский подогрев включаешь - соответствующая лампочка на две секунды загорается и гаснет.

Датчики температур в сиденьях дурят или не подключены?
Или тоже обрывы какие?

Система обогрева сидений
Система обогрева сидений служит для обогрева подушки и спинки сидений.

Функция
Система обогрева сидений включается путем нажатия на переключатель при замкнутом контакте 15. В качестве функционального индикатора используется вмонтированный в переключатель светодиод.

В случае повторного нажатия на переключатель или выключения зажигания происходит отключение системы.

Обогрев сидений производится с помощью четырех нагревательных элементов, зашитых в мягкую обивку.

•Средняя часть подушки сиденья

•Боковые части сиденья и подколенная опора

•Средняя часть спинки

•Боковые части спинки

Встроенный в переключатель электронный блок управления осуществляет регулировку и контроль за процессом обогрева сидений.

Температура обогрева регулируется с помощью специального потенциометра в диапазоне от 20 o C до 42 o C. Значение температуры измеряется с помощью датчика в мягкой обивке сиденья и передается на ЭБУ, встроенный в переключатель.

ЭБУ мгновенно регулирует уровень обогрева до установленной температуры. После этого происходит уменьшение мощности нагрева.

При напряжении аккумуляторной батареи меньше 11,8 В происходит отключение подачи напряжения от ЭБУ системы обогрева сидений к нагревательным элементам. Тем не менее вмонтированный в переключатель функциональный светодиод продолжает гореть. Подача напряжения к нагревательным элементам возобновляется при напряжении акуумуляторной батареи больше 11,8 В.

Контроль неисправностей
ЭБУ системы обогрева сидений контролирует датчик температуры и нагревательные элементы на появление неисправностей.

В случае возникновения обрыва или короткого замыкания в цепи датчика температуры происходит отключение системы обогрева сидений в целях предотвращения перегрева.

Индикация неисправностей
В случае распознавания неисправности функциональный светодиод, вмонтированный в переключатель, начинает мигать в момент возникновения неисправности или, если неисправность уже имеется, после включения системы обогрева сидений и мигает в течение 12 сек.

Импульсный код
С помощью импульсного кода можно запросить, какая неисправность распознается ЭБУ в данный момент.

Последовательность действий при запуске функции выдачи импульсного кода:

•Нажать и удержать клавишу включения обогрева сидений

•Включить зажигание (замкнуть контакт 15) при нажатой клавише

•Отпустить и повторно коротко нажать на клавишу

Индикация следующих неисправностей:

1 раз
Переключатель неисправен (потенциометр или ЭБУ) или перегрев переключателя из-за короткого замыкания

2 раза
Обрыв или короткое замыкание в цепи термодатчика

3 раза
Обрыв или короткое замыкание в цепи всех 4-х нагревательных элементов (возможен обрыв или короткое замыкание в жгуте проводов)

Vityok Просмотр профиля

я здесь прописался

О как, не предполагал даже, что у подогрева сидений система самодиагностики есть.

Спасибо, надо будет попробовать.

fox Просмотр профиля

я здесь прописался

Merz Просмотр профиля

я здесь прописался

на ресте 2 преда на перед, 39 и 48

Система обогрева сидений служит для обогрева подушки и спинки сидений. Электронный блок для регулировки выбранной температуры нагрева (3 ступени) и контроля неисправностей встроен в блок переключателей в центральной консоли (SZM).

При включении обогрева сидений (однократное нажатие на переключатель) сначала активизируется ступень 1. Подушка сиденья нагревается прим. до 44°C. Для контроля функционирования загораются все три светодиода.

При повторном нажатии на переключатель верхний светодиод гаснет и активизируется ступень обогрева 2. Сиденье нагревается только до 39°C.

Если нажать на переключатель еще раз, то включится ступень 3 обогрева сидений. Загорается нижний светодиод. Сиденье нагревается до 35°C.

Если переключатель нажимается еще раз или выключается зажигание, происходит отключение системы. Кроме того, обогрев сиденья можно отключить на любой ступени, если нажать и удержать переключатель нажатым более 1 секунды.

Обогрев сидений производится с помощью матов из угольного волокна в центральной части и стальных нитей (стальных филаментов) в боковых утолщениях. В подушку и спинку сиденья установлено соответственно по одному нагревательному мату. Как правило обогревается средняя часть подушки и спинки сиденья, а также утолщения подушки и спинки. У спортивного сиденья имеются дополнительные нагревательные нити или маты из угольного волокна, установленные в подколенной опоре. У спортивного сиденья автомобилей серии E39 с тканевой обивкой утолщения подушки и спинки не обогреваются.

Значение температуры измеряется специальным термодатчиком в обивке сиденья и передается на блок переключателей.

Функции контроля
Напряжение аккумуляторной батареи
При напряжении аккумуляторной батареи меньше 11,4 В ±0,3 В электроника системы обогрева сидений отключает питание обогревательных матов. Тем не менее функциональные светодиоды продолжают гореть. Напряжение начинает подаваться к нагревательным матам снова, если значение напряжения аккумуляторной батареи в течение мин. 5 с превышает 12,2 В ±0,3 В.

Температура печатной платы
Так как обогрев сидений потребляет значительную мощность (120 Вт), то термодатчики контролируют температуру печатной платы в блоке переключателей. При увеличении температуры выше 85 °C сначала уменьшается мощность обогрева. Когда температура печатной платы превышает 95 °C, обогрев отключается. Функциональные светодиоды продолжают гореть. Обогрев сидений автоматически включается снова при падении температуры печатной платы ниже 85 °C.

Контроль неисправностей
Электронный блок системы обогрева сидений проверяет датчик температуры и нагревательные маты на отсутствие повреждений. Распознанные неисправности записываются в ЗУ неисправностей блока переключателей центральной консоли.

Могут быть распознаны следующие неисправности:

В случае возникновения обрыва или короткого замыкания в цепи датчика температуры происходит отключение системы обогрева сидений в целях предотвращения перегрева. Функциональные светодиоды выключаются.

Схема подключения подогрева сидений бмв

Вместо отдельных был установлен блок кнопок подогрева.

Для этого было приобретено:

Консоль от блока кнопок.
Сам блок.



Сидения б/у, из которых были извлечены подогревающие маты.


в одном сидении поясничная опора оказалась без кнопки, было решено заодно сделать и их установку.


Итого сумма всех девайсов составила порядка 14500 рублей

НАЧИНАЕМ
Разбираем сидения (ничего сложного, все просто и интуитивно)
Делаем замену алькантары:



/>


Делаем обратную сборку
Так было до:


Вставлена поясничная опора и элементы для подогрева.

Так стало после:



/>

ПЕРЕХОДИМ К ПРОВОДКЕ
Демонтируем кресло



Так же снимаем накладку порога


Вытаскиваем пластмассовые пальцы по бокам в бардачке


Выкручиваем четыре винта под бардачком


Демонтируем бардачок, после чего выкручиваем еще пять винтов.


Отсоединяем проводку при снятом основании бардачка


После чего нужно отщелкнуть еще одну наклaдку


Далее после откидывания блока предохранителей демонтируем его с направляющих на которых он закреплен, после чего вытаскиваеи четыре пластмассовые пластины которые фиксируют клеммы (две белые и две синие)


Выкручиваем три торкса с нижней стороны блока


Прокладываем провода питания блока кнопок подогрева к предохранителям, а так же проводку к сидениям


К сидениям и блоку проводка подключается:

желто/бело/красный провод — пин 23
сиреневый — пин 22
зелено/белый — пин 21
сине/белый — пин 20
а так же толстые провода как на фото желто/зеленый и фиолетово/зеленый (ошибиться сложно).

После того как было прокинуто три провода (толстый красный, красно/бело/желтый и синий) к блоку кнопок подключаем красный в 42-й разъем в предохранительном блоке и вставляем предохранитель на 30 ампер в это место, синий вставляем в разъем 12 и туда же предохранитель на 7,5 ампер.


Снимаем вот это


Так же и с другой стороны


Вставляем желто/красно/белый провод нижу такого же цвета


Прокладываем вдоль порогов проводку к сидениям и подсоединяем к фишке



К прикрученной к порогу массе подключаем коричневый провод

Подключение сидений BMW в любой авто через имитатор шины кан

подключение сидения , описание сидения , установка передних сидений bmw 5 E60

Подогрев Сидений (контроллер)

подключение сидения , описание сидения , установка передних сидений bmw E60

Ставим штатный подогрев сидений на BMW E30

БМВ Е34 Установка ремонт проводки подогрева заднего дивана BMW E34

Е34 Собираем передние сиденья с полным электропакетом Ч.3, ремонт BMW E34

Замена механических сидений на сиденья с электроприводом BMW E39. Замена сидений BMW E39

Скрещивание проводки BMW E21 и E34

Е34 Передние сиденья с полным электропакетом Ч.4 ремонт BMW E34

E63/E64 Система обогрева сидений

Нагревательные маты системы обогрева сидений встроены в обивку сидений. Необходимые для эксплуатации системы электронные схемы и переключатели находятся на коммутационном центре в центральной консоли (SZM).

Система обогрева сидений состоит из нагревательных матов (разветвленной системы углеродных волокон, встроенной в обивку сиденья). Нагревательные маты встроены также в борта и подколенные опоры сидений. Подголовник сиденья не обогревается.
Для управления обогревом от коммутационного центра в центральной консоли (SZM) проложен прямой провод к нагревательным матам. Текущая температура измеряется датчиком температуры в подушке сиденья.


Обозначение Объяснение Обозначение Объяснение
1 Датчик температуры в подушке сиденья 2 Нагревательный мат в подушке сиденья
3 Нагревательный мат в подколенной опоре 4 Нагревательный мат в бортах подушки сиденья
5 Нагревательный мат в бортах спинки сиденья 6 Нагревательный мат в спинке сиденья
7 Основание подушки и спинки сиденья 8 Подголовник
9 Каркас сиденья 10 Подколенная опора

Нагревательные маты сидений водителя и переднего пассажира включаются отдельно. Ступень обогрева выбирается с помощью выключателя на коммутационном центре в центральной консоли. Обогрев сиденья активизируется при контакте 15 "ВКЛ". Ступень обогрева выбирается многократным нажатием выключателя обогрева сиденья. Состояние обогрева сиденья показывается 3 зелеными светодиодами над выключателем.

Обслуживание системы обогрева сиденья производить согласно руководству по эксплуатации.

Примечание: Активизация системы обогрева сидений прерывается при регулировке положения рулевой колонки.

Это необходимо для защиты коммутационного центра в центральной консоли (SZM). При одновременной работе системы обогрева сидений и механизма регулировки положения рулевой колонки ток на SZM был бы слишком высоким. Это может привести к повреждению электронных компонентов.

Система обогрева сидений имеет следующие функции:

Включение и выключение обогрева сидений

Обогрев сиденья водителя и обогрев сиденья переднего пассажира включаются раздельно с помощью соответствующей клавиши на коммутационном центре в центральной консоли (SZM):

Регулировка температуры обогрева

В коммутационном центре в центральной консоли (SZM) встроена электронная схема для регулировки температуры. Для отслеживания фактической температуры на поверхности сиденья в нагревательном мате установлен датчик температуры.
При контакте 15 "ВЫКЛ." обогрев сиденья деактивизируется. Выбранная ступень обогрева сохраняется в течение 15 минут. При контакте 15 "ВКЛ." обогрев сиденья активизируется на последней выбранной ступени обогрева. Включенная ступень обогрева показывается количеством светящихся светодиодов.

Контроль температуры с помощью датчика

Датчик температуры постоянно контролируется. При распознавании короткого замыкания или обрыва провода обогрев сиденья и светодиоды сразу отключаются. После этого включить его можно только с помощью выключателя обогрева сиденья.
При коротком замыкании или обрыве провода датчика температуры обогрев сиденья деактивизируется. При этом перед отключением электроники загорается светодиод. После этого обогрев сиденья можно снова включить. При этом проверка датчика температуры проводится заново.
Значения температуры и сопротивления (в Аи K

R > 255 kтемпература = -40 Аобрыв провода датчика

0,398 k kдатчик в порядке

Управление питанием обогрева сидений

Согласование мощности обогрева при падении напряжения в бортовой сети происходит по 4 ступеням следующим образом:

"Без снижения", обычное неограниченное функционирование

"Снижение на 25 %", при включенной ступени обогрева 3 мощность обогрева соответствует ступени обогрева 2. Светодиод индикации ступени 3 остается включенным. При выдаче системой управления обогревом команды "Без снижения", мощность обогрева снова увеличивается до номинальной мощности ступени обогрева 3.

"Снижение на 50 %", мощность обогрева сиденья снижается вдвое. При выдаче системой управления обогревом команды "Без снижения", мощность обогрева снова увеличивается до 100 %.

"Деактивизация обогрева", светодиод выбранной ступени обогрева остается включенным. При выдаче системой управления обогревом команды "Без снижения", обогрев сиденья снова активизируется.

Распознавание повышенного/пониженного напряжения

Режим работы при пониженном напряжении
Если значение напряжения питания коммутационного центра в центральной консоли (SZM) остается ниже значений в диапазоне от 11,0 до 11,8 В, в течение более 5 секунд, то обогрев сидений отключается. Настройки обогрева сохраняются. Последующее включение допускается только тогда, когда значение напряжения сохраняется выше значений в диапазоне от 11,8 до 12,6 В в течение более 4 секунд. Возможно переключение и отключение функции обогрева с помощью выключателя обогрева сиденья.
Светодиод остаются включенным. При повторной активизации обогрева сидений после распознавания пониженного напряжения время в 5 секунд отсчитывается заново.

Режим работы при повышенном напряжении
Если значение напряжения питания коммутационного центра в центральной консоли (SZM) в течение более 0,1 секунды превышает значения в диапазоне от 15,9 до 16,7 В, то обогрев сидений немедленно прерывается. Светодиод обогрева сиденья отключается.
Когда снова достигается нормальный диапазон напряжения от 11,8 до 16,6 В, обогрев сиденья и индикаторы автоматически не включаются. При повторном включении обогрева сиденья при повышенном напряжении, светодиод может успеть загореться на короткое время, прежде чем выключится электроника.

Распознавание короткого замыкания

Активизация обогрева сиденья защищена от коротких замыканий на контакт 30 (плюсовой полюс аккумуляторной батареи). При коротком замыкании нагревательные маты и светодиоды отключаются. Последующее включение возможно только с помощью выключателя обогрева сиденья. Обогрев сиденья отключается и при повышенном потреблении мощности неисправным нагревательным матом.

Распознавание недостающей нагрузки

Если нагревательный мат не подключен или произошел обрыв провода, то светодиод не включается.

При включении обогрева сиденья сразу после деактивизации из-за короткого замыкания, неподключенного нагревательного мата или обрыва провода светодиод загорается на короткое время. Затем обогрев сиденья снова отключается электронным блоком управления.

Читайте также: