Агвт 150 камаз 43114 что обозначает 150 маркировке

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Конструкция и особенности автомобиля газоводяного тушения

Автомобили газоводяного тушения прочно закрепились в технологических парках пожарных служб. Эта техника помогает эффективно бороться с возгораниями даже на самых недоступных и опасных объектах.


Автомобиль ГВТ

Тушение воспламенений на предприятиях по добыче, хранению и переработке нефти и газа не может быть произведено при помощи стандартного набора пожарной техники, так как такие пожары сложно контролировать и устранять. На помощь МЧС приходят машины газоводяного тушения.

Что это такое

Автомобиль газоводяного тушения – это пожарная техника, в конструкцию которой входит авиационный двигатель, обвязка из водных коммуникаций на платформе, лафетные стволы для ликвидации огня посредством подачи газоводяной струи.

История возникновения и совершенствования

В 1965 году станция УПО УООП Новосибирского облисполкома впервые провела испытания газоводяной техники. Специалисты доказали, что такой способ тушения является высокоэффективным.

Первые модели стали выпускаться Торжокским заводом на шасси ЗИЛ-131 (АГВТ-100), Урал-375, а также иногда использовались модели двигателей Рд-9Ф и д-20П.

Уже в 2001 году ОАО «Пожтехника» представило новую усовершенствованную модификацию – АГВТ-150 на шасси КамАЗ-43114.


Назначение

АГВТ пожарный применяется при тушении газонефтяных фонтанов. Особенность таких возгораний в высоте пламени и сложности устранения подземных очагов. Стандартные методы пожаротушения (подача воды, пены или порошка) не являются эффективными в ситуации пожара на газонефтяных предприятиях.

Классификация

Автомобили газоводяного тушения бывают двух типов:

  1. С одним двигателем.
  2. С двумя двигателями.

От количества двигателей зависят технические характеристики моделей.

Устройство и комплектация

Задаваясь вопросом, в чем конструктивная особенность автомобиля газоводяного тушения, нужно обратить внимание на его комплектацию:

  1. Шасси повышенной проходимости (ЗИЛ, КаМАЗ).
  2. Подъемно-поворотные механизмы.
  3. ТРД (турбореактивный двигатель).
  4. Трубопроводная сеть.
  5. Лафетные стволы.
  6. Охладительные распылители.
  7. Бак для топлива.
  8. Кузов.
  9. Система управления.

Гидроцилиндры осуществляют поворот двигателя по установленной схеме действия.

Лафетные стволы установлены рядом с двигателем. К ним с помощью специальных шарнирных колен подается вода.

Слева и справа платформы размещены механизмы охлаждения и распылители.

За кабиной водителя есть цистерна для топлива для ТРД. В ней установлены волноломы, тепловые датчики, фильтры и дыхательные клапаны.

Управлять двигателем можно из кабины водителя посредством пульта управления.


Функционирование

Газоводяная струя состоит из отработавшего газа турбодвигателя и распыленной воды.

Источник отработавших газов – ТРД, установленный стационарно.

Вода из цистерн в отработавший газ направляется по лафетным стволам, которые установлены на двигателе. Газоводяной поток вещества понижает температуру участка горения и разбавляет горючие газы, тем самым устраняя пламя.

Технические характеристики и особенности

АГВТ отличаются от других представителей пожарной техники: для их эксплуатации требуется большее количество топлива, а также цены на такие машины значительно выше.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 50 кН. Тяга ТРД – причина опрокидывающей силы. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

В таблице представлены технические характеристики некоторых моделей автомобилей газоводяного тушения.

Область применения

АГВТ используются при тушении возгораний:

  • газонефтяных фонтанов;
  • технологических установок на предприятиях по добыче нефти и газа;
  • архивов и библиотек;
  • банковских помещений.

На заметку. В область применения АГВТ также входит охлаждение установок нефтеперерабатывающей и химической промышленности.

Способы использования

Образование газа внутри АГВТ происходит по принципу сжигания топлива из цистерны. Вода подается из внешнего источника или от пожарной автоцистерны через рукавные магистрали.

АГВТ используются для:

  • транспортировки средств пожаротушения, спасательной бригады и необходимого оборудования к месту возгорания при любых погодных условиях;
  • уничтожения огня путем подачи газоводяной струи в очаг;
  • эвакуации и спасения пострадавших.

Нормативно-правовые требования

Согласно ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85), устранение возгорания посредством пожарной машины АГВТ происходит при соблюдении следующих требований:

  • наличие на транспорте высокопроходимого базового шасси;
  • исправное состояние ТС и наличие технологических документов;
  • наличие устройств для обеспечения устойчивости автомобиля при работе ТРД.

Выводы

Несмотря на сложность эксплуатации, АГВТ – это техника, способная обеспечить эффективное тушение на объектах, где запрещено применять другие виды пожарных машин.

История развития этой отрасли указывает на то, что с каждым годом технические характеристики автомобилей газоводяного тушения совершенствуются. Пожарный КрАЗ условно делится на две части: первая состоит из шасси и кабины водителя, вторая – из пожарно-технического вооружения, стоит обратить на него внимание.

Важная особенность такой техники – мощный двигатель, который и обеспечивает быструю и точную подачу активного вещества в очаг возгорания.

Агвт 150 камаз 43114 что обозначает 150 маркировке

5. Пожарные автомобили газоводяного тушения

Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) предназначены для тушения пожаров газовых, газонефтяных и нефтяных фонтанов газоводяным потоком, образованным авиаци онным турбореактивным двигателем (ТРД) и струями лафетных стволов (рис. 10.18, 10.19, 10.20)


Рис. 10.18. Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(375Н)


Рис. 10.19. Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150(43114)


Рис. 10.20. Компоновка АГВТ-150(43114): 1 - шасси автомобиля; 2 - подъемно- поворотный механизм; 3 - турбореактивный двигатель; 4 - система водоснаб­жения; 5 - топливный бак ТРД; 6 - система водяного орошения

На платформе автомобиля повышенной проходимости устанавливается подъемно-поворотное устройство с закрепленными на нем турбореактивным двигателем и лафетными стволами. Лафетные стволы подают воду в поток отработавших газов, соз давая газоводяной поток, направляемый на газовый или нефтя ной фонтан.

АГВТ состоит из основных агрегатов и узлов: ТРД, подъем­но-поворотного устройства, системы гидропривода, системы трубопроводов для подачи воды в лафетные стволы и системы орошения, цистерны с топливом для ТРД, дистанционного пуль та управления, опорного основания.

Основным агрегатом АГВТ является турбореактивный двигатель (рис. 10.21)


Рис. 10.21. Принципиальная схема турбореактивного двигателя: I - коробка приводов; 2 - входные патрубки; 3 - направляющие лопатки; 4 - колесо цен­ тробежного компрессора; 5 - камеры сгорания; 6 - направляющий аппарат; 7 -колесо газовой турбины; 8 - обтекатель; 9 - реактивное сопло

ТРД состоит из коробки приводов, входных воздушных пат рубков, через которые воздух под разрежением поступает в ко лесо компрессора, откуда после сжатия подается через направ ляющие лопатки в камеры сгорания. В эти камеры через фор сунки подается под давлением топливо, которое смешивается с воздухом и сгорает в жаровых трубах. Продукты сгорания по ступают на лопатки колеса газовой турбины. Часть энергии га зов используется для привода компрессора и вспомогательных агрегатов двигателя. Большинство отработавших газов из тур бины поступает в реактивное сопло, в котором при струйном истечении создается реактивная тяга. Запуск ТРД осуществляет ся с помощью электро- или турбостартера.

Подъемно-поворотное устройство (рис. 10.22) состоит из по воротного круга, на котором установлен ТРД.


Рис. 10.22. Принципиальная схема гидропривода АГВТ-100:

1 - коробка отбора мощности; 2 - карданная передача; 3 - насос; 4 - распределительная коробка с золотником подъема; 5 - распределительная коробка с золотником поворота; 6 - турбореактивный двигатель; 7 - цилиндр подъема; 8 - поворотный круг; 9 - цилиндр поворота; 10 - бак для масла

Лекция 31. Автомобили газового газо-водяного тушения

АГТ предназначены для тушения пожаров в закрытых объемах объектов с большими материальными ценностями. К ним относятся музеи, архивы, банки, склады. Кроме того, они могут применяться для тушения пожаров в аккумуляторных, в электроустановках, кабельных тоннелях и др.

Объемное тушение основано на создании в защищенном объекте среды, не поддерживающей горения. Наряду с возможностью быстрого тушения этот способ обеспечивает предотвращение взрывов при накоплении в помещении горючих газов и паров. В качестве огнетушащих составов при этом способе тушения используют инертные газы. К ним относятся двуокись углерода (СО2), азот (N2) и др. Наиболее широко применяются СО2. В АГТ он в количестве 25…30 кг закачивается в баллоны вместимостью 40 л. Следовательно, коэффициент наполнения баллонов находится в пределах 0,62…0,70. Рабочее давление СО в баллонах считается равным 15 МПа. Максимальное его значение не должно превышать 25 МПа.

Принципиальная схема углекислотной установки показана на рис.9.36. При открытом вентиле или запорно-пусковой головке 2 углекислота из баллона 1 поступает в коллектор 3. При открытом вентиле 4 коллектора углекислота по бронированному шлангу 5 поступает к раструбам 7 или лому-пробойнику. У основания каждого раструба или лома имеется кран 6 нажимного действия, позволяющий начинать тушение и прерывать подачу углекислоты непосредственно возле очага пожара.

Запас двуокиси углерода, а следовательно, и количество баллонов на АГТ могут быть различными. Этим обусловливается компоновка АГТ и схемы газовых коммуникаций.

Основные параметры технических характеристик АГТ, выпускаемых заводами, представлены в приводимой ниже таблице.

Показатели Размерность Модели АГТ
АГТ-0,25 АГТ-0,6 АГТ-1
Тип шасси Колесная формула Мощность двигателя Число мест боевого расчета Масса углекислоты Максимальная скорость движения Количество рукавных линий/катушек Количество баллонов Масса СО2 в баллоне Продолжительность выпуска СО2 Длина рукава на катушках Полная масса АГТ Удельная мощность - - кВт чел кг км/ч шт. шт. мин. м кг кг/т УАЗ-3303 4х2 56,7 2/2 25(50) ГАЗ-3309 4х2 4/4 25(100) 11,7 ЗИЛ-4331 4х2 4/4 20(40)+ 40(80) 11,33

Каждый АГТ состоит из следующих частей: шасси, кузова, баллонных секций и рукавных катушек, рабочего и сигнального коллекторов, дополнительного оборудования и ПТВ, включающего раструбы, ломы- пробойники можно менять местами.

Все рассматриваемые модели АГТ имеют особенности компоновок.

На АГТ-0,25 пять баллонов размещены за кабиной водителя горизонтально с уклоном 15 0 в сторону выпускных головок. Это позволило снизить высоту установки и равномерно разделить нагрузку на площади пола кузова. Четыре баллона размещены в кормовой части платформы автомобиля над секцией для ПТВ. Две рукавные катушки размещены над баллонами на корме пола кузова. Все оборудование размещено внутри бортового кузова и закрыто сверху тентом.

На автомобиле применено пусковое устройство, которым приводится в действие каждый баллон. Это позволяет включать любое количество баллонов.

На АГТ-0,6 четыре баллонные секции, состоящие каждая из шести баллонов, размещены (по две секции) в передней и задней части кузова. Каждый баллон 1 соединен рабочей трубкой 2 через обратный клапан с рабочим коллектором. Пусковые устройства 3 позволяют вскрывать три баллона с СО2. В средней части кузова размещены четыре рукавные катушки 5 по две с каждой стороны. На катушки намотаны резиновые рукава различной длины. Катушки позволяют разматывать с них рукава требуемой длины. На них имеются клапаны 4, обеспечивающие подачу углекислоты только в те рукава, которые предполагается использовать при тушении пожара. На свободных концах рукавов установлены раструбы или ломы-пробойники.




Кузов АГТ-0,6 имеет цельнометаллическую конструкцию. Он состоит из каркаса, крыши с рифленымнастилом и ограждения по периметру. В каркасе устроены отсеки для баллонных секций и рукавных катушек. Отсеки рукавных катушек закрыты шторной дверью. Боковые стенки отсеков для баллонных секций закрываются дверьми, состоящими из двух половинок. Откидная лестница сзади обеспечивает подъем на крышу кузова.

АГТ-1 имеет свои особенности компоновки. За кабиной в кузове сооружены четыре секции по 10 баллонов с каждой стороны. В двух секциях в кормовой части кузова размещены рукавные катушки по две с каждой стороны. Все секции закрываются шторными дверями.

Большим недостатком АГТ является то, что заполнение баллонов диоксидом углерода возможно только их взвешиванием. Выполнение этой процедуры требует больших затрат труда.

Автомобили газоводяного тушения (АГВТ)

В перечне пожарных автомобилей целевого применения АГВТ занимают особое положение. Это обусловлено как областью их применения, так и спецификой механизма тушения пожара.

Основу АГВТ составляют турбореактивные двигатели (ТРД). Высокая скорость их отработавших газов обусловливает гидродинамический срыв пламени. Особенно эффективным он оказался при тушении горящих нефтяных и газовых фонтанов. Для улучшения механизма тушения в струю отработавших газов вводят воду. Это, хотя и снижает их скорость и температуру, но обеспечивает охлаждение фронта пламени горящего фонтана.

Впервые АГВТ был применен в нашей стране в 1967 г., когда успешно был потушен пожар нефтяного фонтана с дебитом 6000 т/сутки. С тех пор тушение горящих газовых (нефтяных) фонтанов осуществляется в основном АГВТ.

Для рационального тушение пожаров АГВТ должны удовлетворять ряду требований:

– базовое шасси для них должно быть высокой проходимости, так как они используются в условиях бездорожья;

– ТРД должны иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

– направление огнетушащей струи (отработавшие газы и введенная в них вода) должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскостях;

– в конструкции АГВТ должны предусматриваться устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД.

АГВТ состоит из базового шасси 1 , турбореактивного двигателя 6, подъемно-поворотного устройства для него 7, лафетных стволов 5, цистерны 4 с топливом для ТРД, тепловой защиты 3 и бака 10 для воды, обеспечивающей защиту от теплового излучения.

Управление направлением газоводяной струи турбореактивного двигателя 6 осуществляется гидроприводами, включенными в гидравлическую систему. В нее входят гидромотор 8 поворота двигателя, гидроцилиндры 9 его подъема, гидроцилиндры 10 блокировки рессор и гидромотор насосного агрегата 11, питающего систему орошения.

Гидравлическая жидкость из бака 1 может подаваться насосами 3,4 или 17 в напорную линию Р. От нее через соответствующие клапаны 7 или гидрораспределители 13 она поступает в исполнительные механизмы. При их выключении гидравлическая жидкость поступает к гидрораспределителю 13, а затем по трубопроводу Т через фильтр 16 в бак 1. По дренажному трубопроводу 18 жидкость сливается в бак 1 от гидронасоса 3 и гидромоторов 8 и 11.

В качестве гидравлической жидкости применяют масло ВМГ3, МГЕ и др. масла. Давление в системе 16 МПа.

Подача воды в поток отработавших газов осуществляется лафетными стволами. Они укрепляются на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газовый поток на расстоянии 1…2 метров от сопла ТРД.

На АГВТ устанавливают лафетные стволы с диаметром насадка 36 мм и расходами 20 л/с. Вода к ним подается от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или пожарных автоцистерн.

При тушении пожаров АГВТ устанавливают на небольших расстояниях от горящего факела. Поэтому на них предусматривается защита от тепловых потоков до 25 кВт/м 2 для обеспечения безопасной работы.

Для защиты АГВТ от теплового потока пожара устанавливают оросители щелевого типа. Щелевые насадки ориентированы на орошение кабины боевого расчета, цистерны с горючим для ТРД и бака с горючим для АГВТ и колес. Для защиты от теплового излучения горящего факела рекомендуется применять съемные экраны из асбестоткании других материалов. Ими возможно защищать колеса автомобиля, бензобаки, кабину.

Система запуска и управления ТРД дистанционная. Пульт управления выносной. Управление возможно на расстоянии до 50 м. На АГВТ предусматривается с лоринготелефонной аппаратурой.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 10…50 кН. Тяга ТРД является причиной опрокидывающей силы. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

Опрокидывающая сила Р0 равна

где: Т – тяга, Н; R - реактивная сила водяной струи, Н

Реактивная сила водяной струи определяется

В вертикальной плоскости опрокидывающая сила в поперечном направлении равна

В горизонтальной плоскости ее величину определим по формуле

Опрокидывание произойдет в случае Rв = 0, тогда можно записать

где: Му –момент удерживающий, Нм; Мо – момент опрокидывающий, Нм.

Из рис.9.43 можно записать:

где: Ga - сила веса, Н.

Сила веса определяется по формуле

где: m - масса автомобиля, кг; g - земное ускорение, м/с 2 .

Сила опрокидывающая, Н

Зная величины Му и Мо , определяют запас устойчивости

Некоторые параметры технических характеристик АГВТ приведены в табл.9.7.

Продолжительность маневров ТРД достаточно мала. Так, ТРД АГВТ-150 время поворота в любую сторону до максимального значения равно 8 с, вверх – 13, а вниз – 4 с.

Показатели Размер- ность АГВТ-100(131) мод.141 АГВТ-150(43114)
Тип шасси Колесная формула Мощность двигателя Удельная мощность Максимальная скорость Тип ТРД Количество лафетных стволов Расход воды Вместимость топливных баков Производительность по газоводяной смеси Углы поворота ТРД - вверх - вниз - вправо и влево - - кВт кВт/т км/ч шт. л/с л кг/с град ЗИЛ-131 6х6 10,5 ВК-1А КамАЗ-43114 6х6 12,6 ВК-1

Литература

1. Боевой устав пожарной охраны. – М.: МВД Российской Федерации, 1996. – 46 с.

2. Наставление по технической службе. – М. – МВД Российской Федерации, 1996. – 170 с.

3. Средства обеспечения аварийно-спасательных работ. Вып.4. – М.: ВНИИПО МВД РФ, 1999. – 148 с.

4. Нормы пожарной безопасности. ВНИИПО, утвержденные приказом ГУГПС МВД РФ, 1996. – 2000.

5. Брушлинский Н.Н. Моделирование оперативной деятельности пожарной службы. – М.: Стройиздат, 1989. – 96 с.

6. Безбородько М.Д. и др. Пожарная техника. – М.: ВИПТШ МВД СССР, 1989. – 236 с.

7. Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И. и др. Эксплуатация пожарной техники. – М.: Стройиздат, 1991. – 414 с.

8. Волков В.Д., Ерохин С.П. и др. Справочное пособие по работе на специальных пожарных автомобилях. – М.: ВНИИПО, 1999. – 236 с.

9. Безбородько М.Д., Брежнев А.А. и др. Охрана труда пожарных. Современные требования. – М.: Стройиздат, 1993. – 184 с.

10. Технические описания и инструкции по эксплуатации пожарной техники: ОАО «Пожтехника» г.Торжок; АМО ЗИЛ г.Москва; Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования, г.Варгаши.

11. Яковенко Ю.Ф., Кузнецов Ю.С. Техническая диагностика пожарных автомобилей. – М.: Стройиздат, 1984. – 288 с.

12. Техническая эксплуатация автомобилей // Под ред. д.т.н., профессора Кузнецова Ю.С.. – М.: Транспорт, 2000. - с.

Агвт 150 камаз 43114 что обозначает 150 маркировке

Особую пожарную опасность представляют предприятия нефтепродуктообеспечения. Пожары нефти и нефтепродуктов в резервуарах являются сложными и крупными, ликвидируются с большим трудом и наносят огромный ущерб. Проведенный анализ статистических данных аварий и пожаров на предприятиях данной специализации показал, что наиболее опасной является ситуация, которая имеет место при полном разрушении резервуаров, так как образовавшийся поток нефтепродуктов (волна прорыва) разрушает обвалование и выходит за его пределы, что приводит к катастрофическим последствиям
[4; 5; 7; 8]. Площадь разлива нефтепродуктов в этом случае может достигать нескольких сотен тысяч квадратных метров [3]. Такие происшествия приводят к масштабным финансовым потерям, загрязнению окружающей среды и к угрозе человеческой жизни.

Согласно статистическим данным, большинство аварий и пожаров при хранении, транспортировке, заправке, сливе и перекачке нефтепродуктов являются следствием ряда последовательных, взаимно связанных ошибочных действий людей, нарушения правил техники пожарной безопасности в процессе производства и недостатков в конструкции технологического оборудования. При этом лишь небольшое число аварий и пожаров зависит от случайности. В частности, до 67% аварий и пожаров, происшедших в различное время на предприятиях химической и нефтехимической промышленности в РФ и за пределами ее территории, было вызвано неисправностью используемого технологического оборудования, контрольно-измерительных приборов и систем автоматического управления. В то же время до 17% аварий и пожаров обусловлено отсутствием систем их предотвращения и противопожарной защиты. Исходя из выше сказанного, можно заключить, что до 84% взрывов и пожаров можно было предотвратить или не допустить [2].

Настоящее исследование проводится с целью модернизации автомобиля газо-водяного тушения (АГВТ) для последующего его применения как для предприятий гражданской авиации, так и для объектов добычи, транспортировки, переработки и хранения нефтепродуктов, расположенных на территории РФ.

Методы исследования, применяемые в настоящей работе, основаны на принципах анализа и синтеза патентно-информационных и литературных источников, опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок, связанных с автомобилями газо-водяного тушения.

Затруднения при тушении нефтепродуктов, газонефтяных фонтанов и воздушных судов в основном связаны с неопределенностью площади горения и наличием высоты пламени. Непосредственно для газонефтяных фонтанов пожарная нагрузка не поддается исчислению, так как под землей нефти может быть большое количество [1]. Ущерб от такого пожара считается очень просто, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить его на стоимость нефти, и получим то количество денег, которое сгорает в течение секунды.

В результате анализа существующих методов (рис. 1) [6] и средств тушения нефтепродуктов установлено, что самым действенным, наиболее приемлемым и экономически выгодным методом является тушение газо-водяной струей, так как основным фактором при тушении нефтепродуктов является срыв пламени. В то же время наиболее эффективным подходом к решению обозначенной проблемы является использование струи отработавших газов с мелкодиспергированной водой, направленной в очаг возгорания, для создания которой используются специализированные автомобили.


Рис. 1. Существующие средства и методы тушения нефтепродуктов.

Автомобили газового тушения, применяемые в РФ, подразделяются на автомобили газо-водяного и углекислотного тушения. Автомобили углекислотного тушения предназначены для тушения пожаров приборов электрооборудования, находящегося под напряжением, очагов горения в труднодоступных местах. Данные автомобили промышленностью России не выпускаются, а изготовляются в пожарных отрядах для использования в крупных городах. Автомобили газо-водяного тушения применяются для тушения нефтяных и газовых фонтанов, разлившихся нефтепродуктов, для охлаждения оборудования и металлоконструкций. Огнетушащим средством на автомобилях газо-водяного тушения является газо-водяная струя, состоящая из смеси отработавшего газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды (диаметр капель менее 0,1 мм). Источником отработавших газов служит установленный стационарно на автомобиле отработавший летный моторесурс и капитально отремонтированный турбореактивный двигатель (ТРД). Мелкодисперсная вода в струю отработавшего газа ТРД подается из лафетных стволов, закрепленных на ТРД, и образовавшаяся газо-водяная смесь направляется в очаг горения. Огнетушащий эффект газо-водяной струи заключается в срыве пламени за счет скорости выхлопных газов, понижении температуры в зоне горения и разбавлении горючих паров и газов [9], а распыленные капли воды, испаряясь, связывают кислород воздуха и не дают огню разгореться вновь. Для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя пожарной насосной станцией.

Для рационального тушения пожаров автомобили газо-водяного тушения должны удовлетворять ряду требований:

1) базовое шасси должно быть высокой проходимости, так как автомобили данного вида используются в условиях бездорожья;

2) турбореактивный двигатель должен иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

3) направление огнетушащей струи должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскостях;

4) конструкция автомобиля данного вида должна содержать устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД [6].

Технические характеристики автомобилей газо-водяного тушения, применяемых в РФ, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Технические характеристики автомобилей газо-водяного тушения

fireguards

Пожары бывают разные, сложные, простые страшные. Характеризуются они все по площади горения, количеству вещества участвующего в горении (пожарной нагрузке), и в принципе все тушатся одинаково, а иногда выгорают сами. Исключение составляют газонефтяные фонтаны, у них нет площади горения как таковой, у них есть высота пламени. Пожарная нагрузка их не поддается исчислению, так как под землей всего этого добра может быть просто море. А вот ущерб подсчитывается очень быстро, достаточно знать дебет (отдачу скважины) и умножить ее на стоимость нефти, и мы получим то количество денег что сгорает в течении секунды. Для тушения такого вот нестандартного пожара нужна нестандартная техника.

Для тушения газо-нефтянных фонтанов и предназначен АГВТ (Автомобиль Газо Водяного Тушения) .

Как видно на иллюстрации машинка дико интересная, обычное автомобильное шасси, с установленным на него. правильно Турбовинтовым авиационным двигателем. Принцип действия прост, основан он на эфекте распыления воды в реактивной струе. Вода в струю реаткивную струю подается с помощью нескольких стволов расположенных непосредственно на ТВРД, для достижения необходимого давления и водоотдачи АГВТ обвязывают с одной или двумя ПНС (Пожарно Насосной Станцией).

Первая АГВТ в России (пруфлинк) появилась в Тюменском гарнизоне в 1966 году, и была сделана на основе отремонтированного двигателя ВК-1 от МИГ-15. Появление такой машины было связано с развитием нефтегазового комплекса в Сибири. Необходимость в ней появилась почти сразу, так как один из самых первых нефтяных фонтанов горел недалеко от Сургута в течении трех месяцев.

После этого появилась мелкосерийная АГВТ-100 (157К) на основе того же двигателя.


Следующий мелкосерийный АГВТ-100 (131) ПМ141 производился в Торжке, в 1971-1974 гг. Изготавливался только по непосредственным заказам гарнизонов и имел следующие характеристики:

боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, тяга - 2700 кгс., объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 60 л/с., расход воды на охлаждение - 18 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -20° +60°, в горизонтальной - ±40°, время работы по топливу - 45 мин., габаритные размеры: 7900х2600х3100 мм, полная масса - 10.475 т., максимальная скорость - 80 км/ч.

Хозяйке на заметку: маркировка моделей пожарных автомобилей читается просто:
АГВТ - Автомобиль ГозоВодяного Тушения
100 - Максимальная Водоотдача
(131) - Автомобильное шасси (Зил 131)
ПМ141 - маркировка модели

Следующим в серийным АГВТ стала модель АГВТ-150 (375) ПМ168 того же завода на шасси автомобиля УРАЛ 375.


Характеристика: боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - Р11В-300 от МИГ-21, тяга - 4500 кгс., объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - 18 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -18° +60°, в горизонтальной - ±45°, время работы по топливу - 35 мин., габаритные размеры: 8000х2730х2800 мм, полная масса - 13.300 т., максимальная скорость - 75 км/ч.

После распада СССР распада этот вид техники продолжал совершенствоваться, и в итоге появились три новые модели:

АГВТ-150(43114). 2001 г.


Характеристика: боевой расчет - 3 чел., объем бака для воды системы орошения - 300 л., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - __ л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±45°, габаритные размеры: 8200х2500х3100 мм, полная масса - 14.000 т., максимальная скорость - 90 км/ч.

АГВТ-150 (VOLVO FL6). 2006 г.


Характеристика: боевой расчет - 3 чел., объем бака для воды системы орошения - 300 л., марка турбореактивного двигателя - ВК-1, объем топливного бака - 2000 л., расход воды на тушение - 90 л/с., расход воды на охлаждение - __ л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±45°, электрогенератор - 4 кВт., осветительная мачта - 8 м., прожектора - 2х500 Вт., габаритные размеры: 8860х2500х3370 мм, полная масса - 14.650 т., максимальная скорость - 90 км/ч.

Помимо АГВТ на базе колесных шасси существует и вот такой вот аппарат:


Это ПСУГВТ-200 (ГПС). Выпущен он в 2006 году и имееет следующие характеристики: боевой расчет - 3 чел., марка турбореактивного двигателя - ВК-1А - 2 шт., тяга двигателя - 1920 кгс, частота вращения номинальная - 9000 об/мин., максимальная - 10000 об/мин., температура реактивной струи - 645°С, расход топлива - 1840 л/час., объем топливного бака - 2500 л., расход воды на тушение - 120 л/с., расход воды на охлаждение - 20 л/с., перемещение турбоустановки в вертикальной плоскости: -15° +60°, в горизонтальной - ±180°, габаритные размеры: 9000х3500х3500 мм.

Но это еще не все, в разное время, были созданы и несколько «кустарных» образцов. Слово «кустарных» я специально занес в кавычки, потому как сделать такое кустарям одиночкам типа известного героя книг Ильфа и Петрова не под силу, так что эти машины показывают уровень технических знаний и подготовки советских, украинских и российских пожарных.

АГВТ-100 (131). Начало 2000-х годов. Луганский гарнизон Украина.


АГВТ-300 (255В). Начало 1980-х годов. Черниговский гарнизон.


Машина очень интересная хотя бы своей водоотдачей 300 литров в секунду. Автомобиль газоводяного тушения АГВТ-300 на шасси КрАЗ-255В изготовлен местными рационализаторами на базе областного техотряда. На автомобиле использовано два турбореактивных двигателя Р11В-300. В 1988 и 1991 годах на ВДНХ УССР демонстрировался автомобиль газоводяного тушения в действии.

АГВТ-300 (138). Середина 1970-х годов. Суммской гарнизон.

Ну и наконец несколько фото этих машин в действии:

Тот самый АГВТ-300 (255В).

Турбореактивный двигатель работает.

Работа двух машин одновременно. Видны магистральные линии для подачи воды.

9.8. Автомобили газоводяного тушения

В перечне пожарных автомобилей целевого применения автомобили газоводяного тушения (АГВТ) занимают особое положение. Это обусловлено как областью их применения, так и спецификой механизма тушения пожара.

Основу АГВТ составляют турбореактивные двигатели (ТРД). Высокая скорость их отработавших газов (рис. 9.39) обусловливает гидродинамический срыв пламени. Особенно эффективным он оказался при тушении горящих нефтяных и газовых фонтанов. Для улучшения механизма тушения в струю отработавших газов вводят воду. Это хотя и снижает их скорость и температуру (рис. 9.40), но обеспечивает охлаждение фронта пламени горящего фонтана.


Впервые АГВТ был применен в нашей стране в 1967 г., когда успешно был потушен пожар нефтяного фонтана с дебитом 6000 т/сут. С тех пор тушение горящих газовых (нефтяных) фонтанов осуществляется в основном АГВТ.

Для рационального тушения пожаров АГВТ должны удовлетворять ряду требований:

базовое шасси для них должно быть высокой проходимости, так как они используются в условиях бездорожья;

ТРД должны иметь большую тягу с достаточно большим количеством отработавших газов;

направление огнетушащей струи (отработавшие газы и введенная в них вода) должно регулироваться в вертикальной или горизонтальной плоскости;

в конструкции АГВТ должны предусматриваться устройства, обеспечивающие его устойчивость при работе ТРД.

АГВТ состоит из базового шасси 1(рис. 9.41), турбореактивного двигателя6, подъемно-поворотного устройства для него 7, лафетных стволов5, цистерны4с топливом для ТРД, тепловой защиты3и бака10для воды, обеспечивающей защиту от теплового излучения.

Управление направлением газоводяной струи турбореактивного двигателя 6осуществляется гидроприводами, включенными в гидравлическую систему (рис. 9.42). В нее входят гидромотор8поворота двигателя, гидроцилиндры9его подъема, гидроцилиндры10блокировки рессор и гидромотор насосного агрегата11, питающего систему орошения.

Рис. 9.41. АГВТ-150(43114):

1 – шасси; 2 – кабина; 3 – система орошения; 4 – цистерна для топлива; 5 – лафетный ствол; 6 – ТРД; 7 – подъемно-поворотное устройство; 8 – гидроцилиндр подъема; 9 – механизм блокировки рессор; 10 – бак для воды

Рис. 9.42. Гидравлическая схема привода:

1 – бак; 2 – насос; 3 – коробка отбора мощности; 4 – насос от двигателя; 5 – блок обратных клапанов; 6 – манометр; 7 – блок клапанов; 8 – гидромотор поворота двигателя; 9 – гидроцилиндры подъема двигателя; 10 – блокировка рессор; 11 – насосный агрегат системы орошения; 12 – бак для воды; 13 – гидрораспределители; 14 – предохранитель; 15 – щуп; 16 – фильтр; 17 – ручной насос; 18 – дренажная линия

Гидравлическая жидкость из бака 1 может подаваться насосами 2, 4 или 17 в напорную линию Р. От нее через соответствующие клапаны 7 или гидрораспределители 13 она поступает в исполнительные механизмы. При их выключении гидравлическая жидкость поступает к гидрораспределителю 13, а затем по трубопроводу Т через фильтр 16 в бак 1. По дренажному трубопроводу 18 жидкость сливается в бак 1 от гидронасоса 2 и гидромоторов 8 и 11.

В качестве гидравлической жидкости применяют масло ВМГ3, МГЕ и другие масла. Давление в системе 16 МПа.

Подача воды в поток отработавших газов осуществляется лафетными стволами. Они укрепляются на корпусе ТРД так, что водяные струи входят в газовый поток на 1 – 2 м от сопла ТРД.

На АГВТ устанавливают лафетные стволы с диаметром насадка 36 мм и расходами 20 л/с. Вода к ним подается от ПНС, насосно-рукавных автомобилей или пожарных автоцистерн.

При тушении пожаров АГВТ устанавливают на небольших расстояниях от горящего факела. Поэтому на них предусматривается защита от тепловых потоков до 25 кВт/м 2 для обеспечения безопасной работы.

Для защиты АГВТ от теплового потока пожара устанавливают оросители щелевого типа. Щелевые насадки ориентированы на орошение кабины боевого расчета, цистерны с горючим для ТРД и бака с горючим для АГВТ и колес. Для защиты от теплового излучения горящего факела рекомендуется применять съемные экраны из асбестоткани и других материалов. Ими возможно защищать колеса автомобиля, бензобаки, кабину.

Система запуска и управления ТРД дистанционная. Пульт управления выносной. Управление возможно на расстоянии до 50 м. На АГВТ предусматривается управление при помощи лоринготелефонной аппаратуры.

Одним из параметров, характеризующих совершенство ТРД, является тяга. Она находится в пределах 10 – 50 кН; и под действием тяги ТРД возникает опрокидывающая сила. Поэтому становится важным обеспечение устойчивости АГВТ против опрокидывания.

Опрокидывающая сила Ро, Н, равна (рис. 9.43)

Po = T + R, (9.13)

где Т– тяга, Н;R– реактивная сила водяной струи, Н.

Реактивная сила водяной струи, Н, определяется по формуле


, (9.14)

где ω – площадь насадка лафетного ствола, м 2 ;р– давление у насадка, Па;n– количество лафетных стволов.

В вертикальной плоскости опрокидывающая сила в поперечном направлении равна


.

В горизонтальной плоскости ее величину определим по формуле


.

Опрокидывание произойдет в случае Rв= 0, тогда можно записать


, (9.15)

где Му– момент удерживающий, Н∙м;Мо– момент опрокидывающий, Н∙м.

Агвт 150 камаз 43114 что обозначает 150 маркировке

Пожарные автомобили газового тушения подразделяются на автомобили утлекислотного и газоводяного тушения. Автомобили углекислотного тушения предназначены для тушения пожаров приборов электрооборудования, находящегося под напряжением, ценностей в музеях и архивах, очагов горения в труднодоступных местах, например в междупольных пространствах, воздуховодах. Промышленностью они не выпускаются, а изготовляются в пожарных отрядах или частях технической службы и используются в крупных городах.

Пожарный автомобиль углекислотного тушения, как правило, монтируется на базе грузового автомобиля ЗИЛ-130. Основой автомобиля является углекислотная установка, состоящая из стальной сварной рампы, закрепленной на раме автомобиля. На рампе устанавливаются углекислотные баллоны вместимостью 40 или 50 л и крепятся специальными хомутами. Все углекислотные баллоны левой или правой секций соединяются в общий коллектор, к которому прикреплены при помощи резьбовых соединительных муфт бронированные шланги. К шлангам присоединяются стволы-снегообразователи или ломы-распылители для подачи углекислого газа в труднодоступные места. На пожарных автомобилях углекислотного тушения УПО г. Москвы устанавливается 28 баллонов вместимостью по 40 л. Бронированные шланги высокого давления, намотанные на катушки, позволяют подавать углекислоту на расстояние до 100 м. Количество углекислоты, доставляемой этим автомобилем к месту пожара, дает возможность потушить пожар объемным методом в помещениях до 170 м3.

Для тушения пожаров углекислым газом промышленность выпускает автомобильный прицеп углекислотного тушения ОУ-400. Он применяется для тушения пожаров на промышленных объектах и может дислоцироваться непосредственно в пожароопасных цехах. Углекислотная установка ОУ-400 монтируется на шасси автомобильного прицепа ТАПЗ-755А грузоподъемностью 1500 кг. На нем в специальной рампе размещаются восемь баллонов вместимостью по 50 л каждый и пять углекислотных огнетушителей ОУ-5. Подача углекислоты к очагу горения осуществляется по бронированным шлангам общей длиной 80 м при помощи двух стволов-снегообразователей или лома-распылителя. Общая масса вывозимой углекислоты позволяет потушить пожар в помещении с объемом до 40 м3.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ). Огне-тушащим средством на этих автомобилях является газоводяная струя, состоящая из смеси отработавшего газа турбореактивного двигателя и распыленной до мелкодисперсного состояния воды. Источником отработавших газов служит установленный стационарно на автомобиле турбореактивный двигатель (ТРД). Для использования на пожарных автомобилях применяются отработавшие летный моторесурс и капитально отремонтированные турбо-реактивные двигатели. Вода в струю отработавшего газа ТРД подается из лафетных стволов, закрепленных на турбореактивном двигателе. Огнетушащий эффект газоводяной струи заключается в понижении температуры в зоне горения и разбавлении горючих паров и газов.

Рис. 9.10. Пожарный автомобиль газоводяного тушения

Наибольшую эффективность автомобили газоводяного тушения имеют при тушении пожаров газовых и газоиефтяных фонтанов. Кроме того, эти автомобили успешно применяются для тушения пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий.

В пожарной охране находится на вооружении пожарный автомобиль газоводяного тушения (рис. 9.10), смонтированный на шасси повышенной проходимости ЗИЛ-131 и имеющий лебедку. Основные узлы автомобиля АГВТ-100: подъемно-поворотная рама с механизмами подъема и поворота, турбореактивный двигатель (ТРД) типа ВК-1А, система трубопроводов для подачи воды в лафетные стволы и к распылителям для охлаждения агрегатов, топливный бак, кузов, дистанционный пульт управления, установленные на платформе автомобиля.

Подъемно-поворотное устройство (рис. 9.11) состоит из поворотного круга, на котором шарнирно устанавливается турбореактивный двигатель. Поворот двигателя осуществляется гидроцилиндрами, а подъем — цилиндрами подъема 7. В зависимости от положения золотников распределительных коробок пульта управления гидросистемы двигатель изменяет свое положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Водя-

Рис. 9.11. Принципиальная схема гидропривода АГВТ-100:
1 — двигатель с коробкой отбора мощности; 2 — карданная передача; 3 — насос; 4 — распределительная коробка с золотником подъема; 5 — распределительная коробка с золотником поворота; 6 — турбореактивный двигатель; 7 — цилиндр подъема; 8 — поворотный круг; 9 — гндроцилиндры; 10 — бак для масла

пая система состоит из трубопровода с приемным патрубком диаметром 150 мм, шарнирных колен, обеспечивающих подачу воды к лафетным стволам, установленным на турбореактивном двигателе. Три лафетных ствола с диаметром насадков 36 мм расположены в верхней части у среза сопла турбореактивного двигателя. По бокам платформы проложены трубопроводы системы охлаждения с распылителями для орошения кабины водителя, передней части двигателя ВК-1А, бензобака, топливной цистерны и колес автомобиля. На платформе за кабиной водителя установлена цистерна с термоизоляционным покрытием, в которую заливается топливо для ТРД. Цистерна оборудована волноломами, датчиками уровня топлива, фильтром в заливной горловине и дыхательным клапаном в крышке горловины. Управление турбореактивным двигателем и его движениями осуществляется из кабины водителя или при помощи переносного пульта управления дистанционно.

При тушении газовых и нефтяных фонтанов рекомендуется максимальный или номинальный режим работы турбореактивного двигателя, а при охлаждении — средний режим работы.

Кроме серийного автомобиля АГВТ-100 в гарнизонах пожарной охраны страны находятся в эксплуатации автомобили газоводяного тушения, изготовленные в пожарных отрядах или частях технической службы. Эти автомобили отличаются от серийного типами и марками турбореактивных двигателей. Некоторые автомобили оснащаются турбореактивными двигателями РД-9Ф. На некоторых автомобилях устанавливается по два турбореактивных двигателя, что значительно повышает их тактические возможности. Во всех случаях при эксплуатации этих автомобилей необходимо строго соблюдать правила техники безопасности — закреплять автомобили на боевой позиции, не допускать передвижения АГВТ с работающим турбореактивным двигателем, следить за направлением ветра при тушении пожара, не допускать передвижения личного состава в районе действия огнету-шащей струи.

Пожарный автомобиль АГВТ-150(375)-168, в отличие от ранее выпускавшегося АГВТ-100(131)-141, имеет более мощный турбореактивный двигатель Р11В-300 с осевым двухроторным компрессором и осевой двухступенчатой, двухроторной турбиной.

Турбореактивный двигатель крепится при помощи четырех кронштейнов в специальной гондоле, шарнирно установленной на кронштейнах поворотной плиты. Поворот и подъем турбореактивного двигателя обеспечиваются соответственно гидромотором и цилиндрами подъема-опускания.

Для обеспечения надежной устойчивости автомобиля при работе турбореактивного двигателя применена блокировка рессор с гидравлическим приводом.

Водяные коммуникации АГВТ-150 включают систему трубопроводов, подающих воду к четырем лафетным стволам с диаметром насадков 36 мм, а также трубопроводов с оросителями для защиты от теплового излучения, путем орошения водой задних колес автомобиля, топливного бака, кабины водителя и топливной цистерны. Вода для питания лафетных стволов подается в трубопроводы от других автомобилей, например ПНС-110, через две соединительные головки диаметром 150 мм, а для питания системы орошения — через соединительные головки диаметром 77 мм.

Управление турбореактивным двигателем и контроль за его работой могут осуществляться из кабины водителя или дистанционно с расстояния 50 м.

Пожарные насосные станции

Передвижные автомобильные станции предназначены для тушения пожаров на лесобиржах, нефтебазах, нефтеперерабатывающих заводах и требуют подачи большого количества воды. При тушении пожаров в безводных районах и газовых или нефтяных фонтанов, лесных пожаров воду приходится подавать на большие расстояния по магистральным рукавным линиям диаметром 150 мм.

Пожарная насосная станция ПНС-110(131)-131 смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131 (рис. 9.12).

Рис. 9.12. Пожарная насосная станция ПНС-110 (131)-131

На автомобиле за кабиной водителя установлен цельнометаллический кузов. В кузове на подмоторной раме размещен дизельный двигатель 2Д12Б со сцеплением, который при помощи карданного вала соединен с валом пожарного насоса ПН-110. Двигатель двухрядный V-образный 12-тн цилиндровый, четырехтактный, быстроходный, жидкостного охлаждения, со струйным распылением топлива. Мощность двигателя 220 кВт при частоте вращения вала двигателя 1350 об/мин.

Пожарный насос — центробежный, одноступенчатый, консольный, с двухзавитковым спиральным отводом. Подача насоса при 1350 об/мин составляет 110 л/с. При этом насос создает напор 100 м.

Для создания нормального теплового режима при работе на привод пожарного центробежного насоса в систему охлаждения дополнительно к водяному радиатору включены водяной и масляный теплообменники, которые соединены трубопроводами с нагнетающей и всасывающей полостями пожарного насоса.

Первоначальная заливка пожарного насоса и всасывающего рукава производится газоструйным вакуум-аппаратом, работающим за счет отработавших газов двигателя базового шасси. Конструкция газоструйного насоса, вакуум-клапана аналогична применяющимся вакуумным системам на автоцистернах и насосно-рукавных автомобилях.

В верхней части насосного отсека размещается щит с контрольно-измерительными приборами. На щите смонтированы три дистанционных термометра для контроля температуры воды и масла в дизельном двигателе, электрический тахометр для замера частоты вращения вала двигателя, мановакуумметр и манометр центробежного пожарного насоса. В насосном отсеке расположены также рычаги управления двигателями.

Для механизации опускания и подъема всасывающих рукавов с сеткой на автомобиле предусмотрена ручная лебедка с блоком грузоподъемностью 160 кг, которая устанавливается в специальные гнезда на задней панели кузова автомобиля над всасывающим патрубком. Вылет стрелы лебедки 4 м, длина каната 11,5 м.

Пожарными частями и отрядами технической службы в гарнизонах пожарной охраны изготовляются различные пожарные автомобили оригинальной конструкции. В настоящее время можно указать на эксплуатирующиеся машины порошкового тушения на базе муковоза, автоцистерны вместимостью емкости для воды 15—18 тыс. л, автомобили первой помощи с запасом воды 200— 300 л и др. Создание таких машин обусловлено особенностями обслуживаемых регионов.

Читайте также: