Аналог lexus rx у тойоты

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Кто превосходит по характеристикам: Toyota Highlander или Lexus RX350

В погоне за вниманием потребителей разные автопроизводители часто создают машины очень похожие друг на друга. Кто-то раньше, кто-то позже, но каждый из заводов, несомненно, потом покажет на конкурента пальцем, якобы «это они у нас скопировали!». Или, наоборот, в рамках одного концерна создаются два похожих агрегата, которые несущественно различаются. Тем не менее отличия у них всё-таки есть, правда, не всегда заметные с первого взгляда. И автолюбители часто ломают голову, что же выбрать, как это, например, происходит с внедорожниками Toyota Highlander и Lexus RX350.

А здесь вы узнаете, чем отличается Лексус от Тойота .

Краткая история автомобильных марок

Подразделение Lexus явилось миру в 1989 году. Изначально менеджеры Toyota Motor Corporation планировали начать выпускать дорогие седаны под родной маркой. Однако привычка потребителей взяла верх и решили, что будут создавать новую звонкую модель.

История внедорожника Toyota Highlander

Автомобиль Toyota Highlander больше относится к кроссоверам, нежели к внедорожникам, поскольку у него отсутствует рама. Впервые Хайлендер был представлен широкой публике в апреле 2000 года на автосалоне в Нью-Йорке. Модель была рассчитана на молодых людей, которые любят быструю езду и активный стиль вождения.

Тойота Хайлендер встал в один ряд с Mitsubishi Pajero, Toyota Land Cruiser Prado , Nissan Patrol и Ford Explorer, составив им внушительную конкуренцию. Стоит отметить, что в Австралии и Японии он называется Toyota Kluger, потому что «Highlander» переводится как «горец», и там такое имя использовать для своего бренда было запрещено. Это слово уже было применено компанией Hyundai в модели Terracan.

Первое поколение, получившее обозначение XU 20, начали серийно производить в 2001 году. База у кроссовера была от Toyota Camry, которая также лежит в основе и рассматриваемого Lexus RX. В 2004 году кроссовер получил новый двигатель 3,3 литра с мощностью 232 лошадиные силы.

В 2008 году в Чикаго было представлено второе поколение Хайлендер. Продавать начали в июле, а в сентябре появилась гибридная версия. Автомобили выпускались со следующими комплектациями бензиновых силовых агрегатов в паре с автоматической коробкой переключения передач:

  • 2,7 литра;
  • 3,5 литра;
  • гибридная версия 3,3 литра.

Автомобили с мощными двигателями выпускались как с полным приводом, так и с передним. В то время как бюджетные модификации были оснащены только передним приводом.

В 2010 году автомобиль обновили, проведя рестайлинг. Новинку презентовали 23 августа на автосалоне в Москве. В это же время представители корпорации Toyota Motor Corporation заявили, что машина с этого момента официально продаётся на территории Российской Федерации. Стартовали продажи 20 октября только в двух конфигурациях – «Люкс» и «Престиж» с двигателями V6 объёмом 3,5 литра.

Внешне произошло много преображений. Инженеры поработали над юзабилити, стало проще и интуитивно понятней пользоваться бортовым компьютером. Появилось больше электронных помощников и навигационная система. Подвеска стала комфортнее и спокойнее. Салон оснащался сразу 8 подушками безопасности. Также появилась функция круиз-контроля. Через 3 года существования модели решено было произвести рестайлинг, который дошёл до наших дней.

История автомобиля Lexus RX350

Японский Lexus RX350 впервые предстал перед публикой в автосалоне Чикаго в феврале 1997 году. С 1998 года Тойота официально начала выпуск этот среднеразмерный кроссовер. Машина производится по настоящее время.

Lexus 350 относится к премиальному классу. Построен кроссовер на базе седана Lexus ES300. Оснащался 3-литровым V-образным двигателем с 6 цилиндрами и 24 клапанами. В паре шла 4-ступенчатая автоматическая коробка переключения передач.

В 2000 году внедорожник обновили, проведя рестайлинг. У машины видоизменился головной свет и задние фары. Обновилась мультимедийная система.

В 2007 году внедорожник несколько видоизменили, подогнав черты под более современные для того времени и добавив в него несколько новых электронных помощников.

Третье поколение впервые показали в Токийском автосалоне 19 ноября, а 28 ноября внедорожник уже встал на конвейер. В марте 2012 года в Женевском автосалоне продемонстрировали обновлённую версию поколения. Были представлены новые колёса, большая палитра отделки салона, обновлённый головной свет, задние фонари. Радиаторная решётка также стала более современной.

В апреле 2015 года в Нью-Йорке показали четвёртое поколение семейства Lexus RX350. В машине полностью изменился внешний облик, появился новый салон с множеством электронных ассистентов и дополнительных опций. Машина стала ехать мягче, а управляться лучше. Новинку оснастили двигателем объёмом 3,5 литра, мощностью 290 лошадиных сил и 358 Нм крутящего момента. Силовой агрегат V6.

Сравнение Lexus RX350 и Toyota Highlander

Внешне кроссоверы практически одинаковые. Впрочем, база, а также запчасти взаимозаменяемые. Однако Лексус выглядит намного богаче. Впрочем, он изначально производился для премиум сегмента.

Из приятных функций, повышающих комфортабельность внедорожника, в Lexus есть память руля, зеркал и водительского кресла. Рулевая колонка регулируется за счёт электрического привода, в то время как у Хайлендер она механическая. Кроме того, у Тойота руль регулируется только вверх и вниз, а в Лексус его можно выдвигать вперёд и назад.

Водительское кресло можно опустить ниже, чем это предусмотрено в Toyota Highlander. Это отличное преимущество для высоких водителей.

Салон Лексус во многом превосходит своего собрата-конкурента. Кожа мягче, эластичней и эстетически выглядит значительно богаче.

Электрическая регулировка в Lexus RX350 применяется на обоих передних креслах, в то время как в Highlander такая функция предусмотрена только для сидения водителя. Разница в этом невелика, так как с перемещением кресла обычно проблем не возникает, однако Лексус считается приверженцем премиум класса, поэтому логично, что электронное управление присутствует на всех креслах.

Задняя дверь оснащена управлением с кнопки из салона и на ключе, а также предусмотрен автодоводчик. В Тойота такого не применяется.

Тем не менее обновлённая версия 2020 года обещает воплотить практические все возможные электронные системы в Toyota Highlander.

Характеристики последней модели Lexus RX350

В последней версии Lexus RX350 появился третий ряд сидений. Производители посчитали, что без этой функции они теряют до 35 тысяч клиентов в год. Для такого гиганта, как Toyota, цифра незначительная. Но, поскольку речь идёт о люксовой марке, терять столько потребителей менеджеры корпорации не могли.

Но, как и в большинстве вариантов с технологией третьего ряда во внедорожнике, практическая значимость этих кресел минимальная. Для взрослого человека там попросту нет места. Колени упираются в спинки впереди стоящих сидений, голова задевает потолок, а если человек ростом выше 170 сантиметров, так и вовсе ему придётся изгибать шею. В дальнюю поездку так ехать крайне проблематично. Однако в зоне третьего ряда есть отдельное управление климат-контролем. Правда, управлять им сможет только пассажир, который сидит слева.

Поэтому третий ряд сидений чисто номинальный, а к тому же ещё съедает достаточно места в багажнике, оставляя всего 176 литра вместимости. При складывании третьего ряда кресел объём увеличивается до 436 литров.

Экран мультимедийной системы огромный – 12,3 дюйма. Однако отсутствует функция Тачпад, которая есть у других моделей Лексус. В RX управление производится за счёт джойстика. Он работает по принципу компьютерной мышки, а не выбора пунктов меню, как джойстиком, что не очень удобно, особенно в дороге. Юзабилити системы тоже не очень удобное. Интуитивно не всегда понятно, где какой раздел в меню расположен.

Зато оснащение машины очень богатое:

  • трёхзонный климат-контроль;
  • подогрев и вентиляция передних сидений;
  • подогрев руля;
  • электрический обогрев лобового стекла по всей плоскости;
  • система видеокамер с круговым обзором;
  • высококачественная музыкальная система с 15 динамиками;
  • головной свет на светодиодах;
  • 20-дюймовые диски.

Динамические характеристики Lexus RX350

Новый Lexus RX350 построен на платформе своего собрата из поколения старше. Однако в подвеске на новинке установили более прочные и утолщённые детали.

ВАЖНО! Динамические свойства машины не самые лучшие. Это, скорее, семейный автомобиль. Особо погонять на нём не удастся, да и управление не позволит – отдача слишком медленная.

Комфортабельность поддерживается действительно на высоком уровне. Помимо дорогих материалов и богатого набора электронных функций, хорошо ощущается шумоизоляция. С этим в машине всё хорошо. Никакие посторонние звуки в салон не проникают.

Адаптивная подвеска прекрасно справляется с мелкими дорожными неровностями. Лежачий полицейский, пройденный на скорости, сильно на ощущениях водителя и пассажиров не отразится.

До сотни машина набирает за 8,1 секунды, а на 100 километров пройденного пути тратит около 10,2 литра бензина. При этом внедорожник довольно тяжёлый – весом больше двух тонн, но высокий, и самое опасное место для него – это грунтовка за городом с глубокими ухабами.

Характеристики последней модели Toyota Highlander

Новое четвёртое поколение самого популярного внедорожника-кроссовера Toyota Highlander стало крайне агрессивным. Снаружи машина даже немного напоминает японского дракона под стать родному краю.

Машина построена на новой платформе TNGA (Toyota New Global Architecture). Кузов стал жёстче, а центр тяжести стал ниже. Последнее делает внедорожник более управляемым.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО! Главную ставку в производстве новой Toyota Highlander менеджеры концерна сделали на дизайн. Таким образом инженеры продолжили концепцию агрессивного внешнего вида, который в нынешнее время считается крайне популярным.

Радиаторная решётка украшена, словно крыльями птицы, расходящимися от эмблемы. Впервые на эту модель можно установить диски диаметром 20 дюймов. А освещение сделано полностью диодное, фары адаптивные. То есть переключать между дальним и ближним светом уже не придётся. Автоматика всё сделает сама.

Под капотом 3,5-литровый атмосферный V6 мощностью 246 лошадиных сил и крутящим моментом 356 Нм. Разгоняется до 100 километров в час за 8,5 секунд, а максимум может ехать 180 километров в час. На машине установлен постоянный полный привод, но в двух вариантах. На вариативность влияет модификация машины.

Максимальная комплектация позволяет 5-метровому кроссоверу конкурировать с премиальными брендами. Среди преимуществ следующие:

  • большая панорамная крыша;
  • новый проекционный дисплей;
  • большие боковые стёкла;
  • подогрев и вентиляция передних кресел;
  • система кругового обзора видеокамерами с 3D эффектом;
  • электрический подогрев лобового стекла по всей площади;
  • полный пакет современных систем безопасности;
  • адаптивный круиз-контроль;
  • автоматическое торможение;
  • удержание полосы;
  • распознавание знаков и пешеходов.

Внутри узнать предыдущий Хайлендер практически невозможно. Полностью новый дизайн и архитектура. Приборная панель теперь с мультимедийным дисплеем. Подсказки выводятся проекцией на лобовом стекле.

Мультимедийная система поддерживает Apple Car Play и Android Auto. В топовой модификации установлена аудиосистема JBL. Всего 11 динамиков. С помощью джойстика на центральной консоли можно выбирать тип покрытия для передвижения по бездорожью.

Пассажирам, сидящим сзади, тоже будет комфортно. Сидения регулируются в горизонтальном положении, откидываются спинки, а пространства для ног вполне достаточно. Кроме того, есть отдельное управление климат-контролем. Как ни странно, на третьем ряду кресел спокойно умещается взрослый среднего роста человек. Пространство, конечно, стеснено, но не так сильно, как в других внедорожниках с такой функцией.

Какой из этих автомобилей лучше, каждый автолюбитель выберет для себя сам. Тем, кому нужен статус, и кто нечасто выбирается за город, отличным решением станет Лексус. Однако надо учитывать, что автомобиль подпадает под налог на роскошь, да и за количество лошадиных сил транспортный налог тоже отдать придётся немаленький. Тем же, кто любит комфорт в сочетании с хорошей динамикой, подойдёт Тойота Хайлендер. Недаром он считается одним из самых продаваемых автомобилей в мире. И в новинке японские производители попытались удержаться на гребне этой волны популярности.

Аналог lexus rx у тойоты

Несколько веков назад хитрые англичане вывели специальную, элитную породу гончих собак, используемых для охоты на лис, зайцев и прочую умную и быстроходную живность. Отличительными чертами Harrier (такое название получила порода) стало умение быстро настигать добычу и резко маневрировать в ограниченном пространстве. А через несколько веков хитрые японцы создали автомобиль, получивший название Toyota Harrier и унаследовавший от «прародителя» стремительный экстерьер, отличную динамику, курсовую устойчивость, великолепную маневренность и потрясающий комфорт. А в качестве основной «добычи» для новинки выступил коммерчески успешный на североамериканском рынке Mercedes ML, которого восточные охотники намерены были загнать в нору, пустив по его следу уже известную гончую, но под именем Lexus RX300.

Точка отсчета
Toyota Harrier/Lexus RX300
Путь прибытия в наш регион Toyota Harrier один — из Японии, и только в состоянии second-hand
Toyota Harrier/Lexus RX300
Toyota Harrier Фирменный «язык» центральной консоли оказался настолько удачным решением, что без глобальных изменений перекочевал и на следующее поколение автомобиля
Оптитронная панель приборов долгое время оставалась визитной карточкой моделей Lexus и их внутрияпонских аналогов

Несмотря на то что в самой Японии Toyota Harrier появилась в конце 1997 года, а заокеанские продажи Lexus RX300 начались лишь несколько месяцев спустя, уже в 1998, ориентация автомобиля на американский рынок налицо. Наверное, потому европейская премьера этого вседорожника состоялась лишь в 2000 году, и опять же под «люксовой» маркой Lexus — просто в глазах автовладельцев Старого Света такие авто не кажутся престижными и породистыми. В 2003 году RX подвергся радикальным изменениям — стал на 165 мм длиннее и на 25 мм шире прежнего, что говорит уже не о глубоком рестайлинге, а о выпуске полноценного нового поколения. В гамме двигателей появились 3,3-литровый 3MZ-FE (Lexus RX330), а с 2004 года — гибридная силовая установка на основе трехлитрового 1MZ-FE (Lexus RX400h). На внутреннем рынке Японии Toyota Harrier имеет еще и двигатель 2AZ-FSE с системой непосредственного впрыска топлива (Примечание Toyota-Club. Такой модификации нет, Harrier по-прежнему оснащается двигателем 2AZ-FE с нормальным впрыском). Автомобиль стал комплектоваться пятиступенчатым «автоматом» с возможностью ручного выбора передачи, а в качестве опции появилась пневмоподвеска с системой регулировки жесткости и клиренса TEMS. Что касается Toyota Harrier, то и пневмоэлементы, и «продвинутая» АКП встречаются здесь и в первом поколении.

Путь прибытия в наш регион Toyota Harrier один — из Японии, и только в состоянии секонд-хэнд. А потому найти автомобиль во всех возможных вариантах исполнения, с любой силовой начинкой не представляется занятием сложным. Двигатель — от «бюджетного» 2,2-литрового 5S-FE (на версиях с 2000 года — 2,4-литровый 2AZ-FE) до «верхнего» 1MZ-FE рабочим объемом три литра. Для всех исполнений доступен привод как только на переднюю ось, так и постоянный полный с симметричным дифференциалом, частично блокируемым вискомуфтой. Коробка передач — только «автомат», нередко с «ручным» режимом. Кожа в обивке салона присутствует крайне редко, оставаясь единичными проявлениями «верхней» версии Toyota Harrier 3.0 Four. А вот Lexus RX300 первого поколения, появившийся на наших дорогах заметно раньше своего праворульного собрата, поначалу присутствовал в «евроверсиях», поставлявшихся к нам по официальным каналам. Сейчас, с окончательным уходом автомобиля во вторичную категорию, на рынке все чаще можно встретить машины с заокеанской родословной. Распознать их несложно — встроенные в передний бампер повторители поворотов (у «европейцев» они интегрированы в крылья) и красные, а не прозрачные колпаки стоп-сигналов. Световой пучок фар настроен «по-американски», что не соответствует принятым у нас стандартам. Двигатель трехлитровый, привод полный, хотя по некоторым сведениям, на американский рынок поставлялись и «бюджетные» моноприводные версии с 2,2-литровыми моторами. При покупке «американца» стоит быть предельно осторожным — тамошние автовладельцы относятся к машинам не лучше нас (сначала покупают дорогущее авто, а потом начинают экономить на его обслуживании), так что не редкость и насмерть закоксованный дешевым, годами не менянным, минеральным маслом двигатель, и «подсевшая» от полного отсутствия ухода АКП. Экспресс-диагностика силового агрегата стоит 400-500 рублей, полная картина о состоянии двигателя обойдется уже в 1800. Во многих случаях живучие японские агрегаты удается реанимировать (только не пытайтесь использовать сильнодействующую химию!), но встречаются и клинические случаи. Обслуживание топливной системы (чистка инжекторов и впускного тракта) потянет более чем на 2000 рублей — совсем немного, учитывая стоимость каждой форсунки в $200. Lexus RX300 «европейской породы» имеют только трехлитровый мотор, полный привод и более жесткие настройки подвески, однако ввиду своей дороговизны (всего четыре года с начала продаж плюс высокие внутриевропейские цены на секонд-хэнд) у нас на рынке практически не встречаются. Зато периодически прибывают праворульные RX300, как изготовленные для «левосторонних» стран, так и для внутрияпонского рынка (своего рода пробный шар перед полноценным выводом марки Lexus на историческую родину). Но независимо от происхождения, все Lexus RX300 даже в самой «бедной» комплектации R1 оснащены по высшему разряду. Достаточно сказать, что «верхняя» версия R6 смогла добавить к базовому уровню лишь электролюк, touch-screen-дисплей, музыкальную установку Mark Levinson (в ряде случаев Nakamichi) и деревянную отделку руля. Обивка салона — только кожаная.

Хорек и Зеркало
Toyota Harrier/Lexus RX300
Lexus RX300 Некоторые европейские версии автомобиля имеют вместо привычного «дерева» на передней панели алюминиевые и карбоновые вставки. Кожаный салон присутствует в обязательном порядке
Toyota Harrier/Lexus RX300
Lexus RX300 Места для задних пассажиров более чем достаточно, будь то американские баскетболисты или японские борцы сумо

Кузова обоих автомобилей имеют ярко выраженное табу на любые проявления коррозии — ржавчине здесь не место. Характерные рыжие пятна могут свидетельствовать лишь о пережитой аварии и некачественно проведенном кузовном ремонте. Хотя ржавчина — не самое страшное последствие ДТП. Не выправленная до конца геометрия кузова приводит к тому, что автомобиль с высоким центром тяжести заметно теряет в управляемости и устойчивости на дороге, появляется вибрация на руле и кузове. Повторное выравнивание геометрии обойдется не в одну тысячу долларов.

А вместо сердца.
Toyota Harrier/Lexus RX300
Американский Lexus RX300 отличается установленными в передний бампер повторителями поворотов и красными, а не прозрачными колпаками задней светотехники
Toyota Harrier/Lexus RX300
2,2-литровый четырехцилиндровый 5S-FE — самый «бюджетный» силовой агрегат для RX300/Harrier
Toyota Harrier/Lexus RX300
«Верхним» в линейке двигателей RX300/Harrier первого поколения является трехлитровый V6 1MZ-FE

Самая слабая в гамме моторов — 2,2-литровая рядная «четверка» 5S-FE мощностью 140 л. с. устанавливалась на откровенно «бюджетные» (применительно к уровню самого автомобиля, разумеется) версии и способна обеспечить лишь исполненное достоинства, но не быстрое (особенно с полным приводом) перемещение в пространстве. Некоторую долю бодрости в жизнь мотора может внести лишь его сочетание с имеющей «ручной» режим АКП, появившейся на Toyota Harrier уже в 1998 году. Врожденных болезней за этим двигателем не замечено, не считая характерного для всей серии «S» стука, возникающего из-за образования твердого нагара в уступе между головкой и блоком цилиндров.

В 2000 году на смену 5S-FE пришел более «продвинутый» и современный четырехцилиндровый 2AZ-FE рабочим объемом 2,4 литра и мощностью 160 л.с., оснащенный улучшенной системой изменения фаз газораспределения VVT-i. Двигатель имеет цепной привод ГРМ и снижающие вибрации (даром что сам мотор стоит на гидроопорах!) балансирные валы, расположенные у коленвала — то есть не там, где их проще поставить, а там, где они более всего нужны. Кроме того, сам коленвал смещен относительно оси цилиндров, что позволяет «растянуть» во времени прохождение поршнем ВМТ и улучшить мощностные показатели. К недостаткам этого двигателя (часто встречающегося с алюминиевым блоком цилиндров) можно отнести отсутствие ремонтных размеров и повышенную требовательность к вязкости масла. Вязкость указана на щупе или крышке маслозаливной горловины и не оставляет места для экспериментов, в противном случае с заявленным ресурсом мотора в 400-450 тыс. км можно попрощаться. Но несмотря на кажущуюся заумность конструкции, внутренности 2AZ-FE предельно просты и понятны, а ремонт этого двигателя несложен. Хотя и недешев — работы по простейшему «химическому» восстановлению подвижности поршневых колец (даже не заглядывая внутрь мотора) обойдутся почти в 800 рублей.

«Верхним» в линейке двигателей RX300/Harrier первого поколения является трехлитровый V6 1MZ-FE мощностью 201-223 л.с. (в зависимости от стандарта измерения). Этот мотор с двумя распредвалами в каждой головке и четырьмя клапанами на цилиндр зарекомендовал себя как надежный и недорогой в обслуживании силовой агрегат (при условии, что он не был «убит» за время американской эксплуатации на Lexus RX300). Зато если янки «баловал» мотор дешевым маслом, неизбежна течь заднего сальника коленвала. Сам сальник — деталь копеечная, но вот его замена требует снятия подрамника, извлечения АКП и вывешивания двигателя. Для Toyota Harrier такая проблема неактуальна, и самой трудоемкой операцией здесь считается регулярная (через 10-20 тыс. км) замена свечей зажигания. Дольше на нашем бензине свечи с платиновыми или иридиевыми электродами (от 500 руб./шт.) не живут. Зазоры в клапанах регулируются при помощи шайб, но вмешательство здесь может потребоваться лишь после 200000 км пробега. Замена ремня ГРМ (вместе с роликами и сальниками) обойдется в 2000 рублей без стоимости запчастей (1200 за ремень Gates и 2000 за оригинал плюс 250 рублей/сальник). Других сколько-нибудь значимых вложений в двигатель, за исключением регулярной замены масла и фильтров, не требуется. А вот с заменой топливного фильтра придется повозиться — он установлен в баке вместе с топливным насосом и по правилам должен меняться после длительного извлечения насоса из бака. На практике нередко такая процедура выполняется «на ощупь», не вынимая насос, но при этом почти всегда соскакивает уплотнительное кольцо. Результат — падение давления в топливной магистрали и отсутствие тяги у мотора.

Трофей победителя

Популярность этих автомобилей (в нашем случае уместнее говорить все-таки о Toyota Harrier) вполне объяснима. И дело здесь даже не в мифическом престиже вроде «Это тоже «Лексус», только праворукий». Скорее, предпочтение отдается удачному сочетанию элементарной практичности с первоклассным комфортом. К тому же сама идея «паркетника» применительно к нашим условиям весьма привлекательна. Во-первых, это автомобиль на каждый день, не боящийся разбитых и заснеженных дорог. Во-вторых, по своим ездовым качествам такая машина практически не уступает легковушке. В-третьих, полезный объем салона и багажника (для кого это актуально) сравним с минивэном. В-четвертых, при всей «внедорожной» внешности такой автомобиль в эксплуатации оказывается значительно дешевле полноценного джипа. А в-пятых, это действительно престижно, тем более, что и цена «бэушных» RX300/Harrier не самая доступная. Так, Toyota Harrier 1998 года выпуска в полноприводном исполнении с двигателем 2,2 литра оценивается в $18000, а вот аналогичный моноприводный автомобиль предлагается на $900 дороже. Harrier того же 1998 года, но с 3-литровым V6, 4WD и АКП с ручным режимом стоит уже $21500. Не наблюдается единства и в ценообразовании на машины 2000 года выпуска: Toyota Harrier с кожаным салоном, трехлитровым 1MZ-FE и полным приводом оценивается в $25550, тогда как идентичный по всем параметрам автомобиль «без кожи» выставлен на продажу за $26300. Однако первенство держит все-таки Lexus — за «американского» RX300 1999 года выпуска с двухгодичным местным пробегом, трехлитровым V6 и полным приводом просят ни много ни мало $28500.

Lexus уже не тот пошел. Лучший выбор на вторичке

Покупатели автомобилей с пробегом редко потом пользуются услугами официальных сервисов, предпочитая частные специализированные СТО, специалисты которых и помогли нам в составлении этого краткого гида.

Lexus IS

Модель давно не продается в России официально и на вторичном рынке не так много вариантов. Но при этом представлены все три поколения.

Самой популярной версией является седан второго поколения, который выпускался с 2005 по 2013 годы. Это надежный автомобиль, тем более что делался он в докризисные времена и на его узлах и агрегатах производитель не экономил.

Подавляющее количество предложений на вторичном рынке оснащены 2,5-литровым турбированным бензиновым двигателем мощностью 208 л.с. и автоматом. Реже попадаются машины с 3,5-литровым бензиновым мотором (310 л.с.) и с 2,2-литровым турбодизелем 177 л.с.

Бензиновые двигатели не имеют типичных болезней, а вот у турбодизеля периодически закоксовывается клапан рециркуляции выхлопных газов и забивается выпускной коллектор. Детали эти не обязательно менять. Сперва их стоит почистить (3000 рублей за работу).

В истории седана была одна отзывная кампания — связана с ржавчиной на задних тормозных суппортах. Проводилась она в первый год продаж модели, и к сегодняшнему дню все седаны точно избавились от проблемы.

Lexus UX

Кроссовер появился в 2018 году, и стал ярким примером того, что новые Лексусы — это вам не старые Лексусы.

Во-первых, у UX слабое лакокрасочное покрытие — в угоду экологии все новые машины сегодня красятся не такими прочными эмалями, как прежде. В результате новый автомобиль быстро покрывается сколами и царапинами. Не лучшим образом ведет себя и хром.

Во-вторых, вариатор кроссовера оказался слишком нежным. Он боится пробуксовок и агрессивной езды — то есть ни для проселка, ни для города. А повышенный износ деталей трансмиссии может привести к скорому ремонту, который обойдется от 80 тысяч до 120 тысяч рублей.

Также на форумах можно найти упоминания о сбоях в электронике, но директор специализированного сервисного центра «Доктор 4х4» Андрей Пушкарев заверяет, что в этом плане у Лексусов все как раз в порядке и обращений с подобными поломками не бывает: все датчики и электронные блоки работают исправно.

Необходимо следить за радиатором UX — он быстро забивается и это приводит к перегреву мотора. Недолго ходит и рулевая рейка (от 18 тысяч рублей), ремонтировать которую скоро будет запрещено новым техрегламентом. Но, конечно же, многое зависит от того, где и как ездила машина.

Неприятно и то, что двигатель UX (в обеих версиях используется 2-литровый турбомотор) чувствителен к качеству бензина, а заправка абы где приведет к необходимости ремонта топливной системы.

Цепь ГРМ служит немногим дольше ремня и растягивается, о чем подскажет постоянный шум. Замена ее обходится недорого, а комплект можно купить за 10 тысяч рублей.

Lexus NX

Кроссовер выпускается с 2014 года, но проблем у него не меньше, чем у UX . Это те же капризы вариатора, а также малый ресурс рулевой рейки, проблемы с лакокрасочным покрытием и хромом. К списку следует добавить быстрый износ тормозных колодок и дисков, которые к тому же склонны к перегреву и деформации: машина весит на 300 кг больше, чем UX и остановить ее сложнее. Заменить диски и колодки по кругу будет стоить около 30–40 тысяч, а цены на оригинальные и неоригинальные запчасти разнятся незначительно.

Двигатели и система полного привода кроссовера требуют регулярного качественного обслуживания, без которого неспособны служить долго и исправно. Основные работы по техобслуживанию, которое проводится каждые 10 000 км, стоят около 7–8 тысяч рублей.

Lexus RX

Одна из самых популярных моделей бренда тоже имеет слабые места. Например, коробка передач U 660 E может подвести. При этом ремонт обойдется недешево — от 80 тысяч до 150 тысяч рублей.

Мучает машину и ржавчина, которая может появляться на капоте, порогах и возле лобового стекла. Также у кроссовера тускнеют хромированные детали, мутнеет защитный пластик и быстро изнашивается салон. Есть даже жалобы на оплавление задних габаритов (цена подержанного составляет от 20 тысяч рублей), а передняя оптика может трескаться на морозе (цена подержанной фары — от 75 тысяч рублей).

Менять помпу охлаждения двигателя приходится чаще, чем хотелось бы, а стоит эта операция примерно 17,5 тысяч рублей. Слабым местом являются и сайлентблоки, из-за обветшания которых кроссовер начинает тянуть в сторону. Если их не заменить сразу (5,4 тысячи рублей за замену каждого), то они приговорят и другие детали подвески.

На больших пробегах порой приходится менять карданный вал (17 тысяч рублей). Рулевая же рейка ходит около 150 тысяч километров. Ее ремонт обойдется в 17 тысяч, а замена на новую — в 50–120 тысяч рублей, в зависимости от типа усилителя.

Lexus GX

Надежность внедорожника GX повыше, но тоже не 100-процентная. При наличии люка необходимо регулярно чистить его направляющие, иначе вода польется в салон. Стоит это копейки и особой проблемой не является.

Двигатели внедорожника склонны к течам из-за сальников распредвалов. Если ремонт совместить с заменой ремня ГРМ (25 тысяч рублей), то устранение течей обойдется всего в дополнительные 9 тысяч рублей.

При больших пробегах замены могут потребовать баллоны пневматики (10 тысяч рублей за баллон), а также гидроаккумуляторы системы активной стабилизации KDSS (18 тысяч рублей за штуку).

Не стоит забрасывать и автоматическую коробку передач, обслуживая ее каждые 40 тысяч километров, что вместе с расходниками стоит 12 тысяч рублей.

Lexus LX

У этого внедорожника слабым местом является система охлаждения, а точнее склонный к течам радиатор (цена нового — от 8–9 до 60 тысяч рублей). Это касается и автоматической коробки, обслуживать которую нужно в соответствии с регламентом (стоит это 12 тысяч рублей).

На больших пробегах замены или ремонта требует начинающая течь рулевая рейка (от 17 тысяч за ремонт до 120 тысяч за новую), передний редуктор, если машина часто выезжала на бездорожье (48–58 тысяч рублей), и главный тормозной цилиндр (87 тысяч рублей).

Среди мелких неприятностей — мутнеющий хром и сколы на краске, что, как мы уже писали, вызвано слабым лакокрасочным покрытием в угоду экологии.

Lexus GS

Этот седан нельзя назвать самым неприхотливым Лексусом, но он определенно надежен. Среди слабых мест — муфта изменения фаз газораспределения VVTI 3-литрового 249-сильного мотора (15 тысяч рублей) и возможные задиры в пятом цилиндре (гильзовка обойдется в 200–250 тысяч рублей) из-за проблем с катализатором, замена которого стоит 70–80 тысяч рублей. Есть также нарекания на автомат при агрессивной манере езды (80–150 тысяч рублей) и перегревам двигателей из-за забившихся радиаторов. Не обошлось без проблем с лакокрасочным покрытием и хромом, а также растяжения цепи ГРМ (25–30 тысяч рублей).

Как и в случае с другими Лексусами, многое зависит от своевременного обслуживания. Например, каждые 15 тысяч километров нужно чистить и смазывать тормозные суппорты (1,2 тысячи рублей за колесо).

Lexus ES

У этого седана тоже наблюдаются проблемы с краской и хромом, а также проблемы с вариатором при агрессивной манере езды и отсутствии должного обслуживания. Есть жалобы и на на текущую рулевую рейку. Все это уже знакомые проблемы, как и требовательность моторов к качественному бензину. Из собственных недостатков ES — электропривод люка, у которого выходит из строя сам механизм (от 2 тысяч рублей).

Lexus LS

Представительский седан бренда требует к себе не меньше внимания, чем другие Лексусы. У него есть проблемы с краской и хромом, а двигатели чувствительны к качеству топлива. Из-за большой массы и мощных моторов тормозные колодки и диски требуют достаточно частой замены (50–70 тысяч рублей за круг).

Как и у внедорожника LX , радиатор седана склонен к течам, что может приводить к перегреву мотора. Стоимость ремонта аналогична. Не любит агрессивной езды и вариатор машины, ремонт которого может обойтись в 80–150 тысяч рублей. Случается и досрочное растяжение цепи ГРМ, но происходит это уже на больших пробегах (25–30 тысяч рублей).

Лексусы требуют к себе внимания и, получая его, а также качественное обслуживание, могут служить очень долго, легко проезжая более 300 тысяч километров. При этом обслуживание машин — не из самых дорогих и нет недостатка в запчастях, как оригинальных так и сторонних фирм.

Предпочесть лучше седаны и большие кроссоверы с внедорожниками — будучи старыми разработками, они лучше сбалансированы по характеристикам, а главным критерием отбора, после того, как вы определились с типом кузова, может стать лишь количество лошадиных сил, влияющих на размер транспортного налога.

  • Скоро в модельном ряду Lexus появится 600-сильный кроссовер.

Фото : Toyota, Jonathan Gallegos / Unsplash

Благодарим специалистов сервисного центра «Доктор 4х4» за помощь в подготовке материала.

Lexus RX 300 или Toyota Harrier I: а есть ли разница?

lexus-vs-toyota

Производимые с 1997 года по начало двухтысячных Lexus RX 300 и Toyota Harrier I настолько умело копируют друг друга, что найти отличия между ними кажется невозможным. Но мы все же нашли разницу, сравнив автомобили по важным параметрам: внешнему виду, моторам, салону и др. Чем RX 300 отличается от Harrier I и что из них лучше выбрать, рассказываем в статье.

Внешний вид

Самое главное отличие между моделями — расположение руля. Harrier — праворульный, RX 300 оборудуется левым рулем.

Повторители поворотов тоже установлены в разных местах. У RX 300 они на переднем бампере, у «Харриера» — на передних крыльях. На левом крыле «Хорька» смонтировано дополнительное зеркальце для удобства парковки и маневрирования на дороге.

Двигатели

dvigatel-toyota

Lexus RX 300 — это, по сути, та же Toyota, только «люксовая» версия. Поэтому и двигатели у него более мощные.

В то время, как «Харриер» снабжался бензиновыми моторами 2,2-3,0 литра от 140 до 220 лошадиных сил, «ЭрИкс 300» компоновался только трехлитровыми топовыми ДВС. Были версии и с маломощными движками, но на российской вторичке мы их не нашли. Моторы обоих работают только с АКПП.

Ходовая часть и запчасти

hodovaya-lexus

У люксового «Лексуса» подвеска мягче, чем у «Харриера». Этот эффект получился за счет установки особых передних стоек и задних амортизаторов. Но это касается моделей, продающихся на американском рынке. Для Европы делали информативную и упругую амортизацию для активного и четкого управления.

Запчасти у соперников не все взаимозаменяемы. Идентичны только некоторые расходники, и кое-что выгоднее брать с «Харриера». В остальном машины разные. Пружины, стойки, рычаги подбираются только под конкретную модель. Владельцев RX 300 спасает тот факт, что двигатель V6 позаимствован у леворульной трехлитровой Toyota Camry.

Салон

salon-toyota-lexus

У RX 300 салон богаче, а материалы лучше по качеству. Да и комплектаций больше, в том числе и SilverSport с перфорированным кожаным салоном и креслами с электроприводом и памятью.

«Харриеры» тоже продаются с кожей и богатой комплектацией, но их мы нашли всего два из 97 экземпляров. «Кожаный» RX 300 встречается чаще: 83 варианта из 294 продаваемых на вторичке.

Цены на вторичке

ceny-toyota-lexus

Недостатки

Типичный расход бензина — 20 литров по городу — для трехлитрового движка «Лексуса» — норма. Как и тот факт, что в сервисе нормочас выходит дороже, чем у того же Ford Focus II.

Распространенная «болячка» RX300 — неисправности автомата, который попросту умирает под мощным движком. Если водитель любит гарцевать со светофора, коробка может выходить из строя каждые 150 тыс. км. Замена АКПП обходится от 70 до 100 тысяч рублей.

У «Харриера» есть отдельные жалобы на ДВС 2,2 л. Его тяги не хватает для обгонов по трассе. Вальяжности добавляет еще и четырехступный автомат. Из-за небольшого объема мотора и большого подкапотного пространства зимой машина очень медленно нагревается и быстро остывает. Есть жалобы на слабую подвеску «Харриера». Родные стойки откровенно слабые для автомобиля весом две тонны. В некоторых регионах возникают проблемы с покупкой привода, гранаты и АКПП.

Скрытые проблемы

Обе модели достаточно старые, а, значит, у них, наверняка, есть проблемы. Перед покупкой желательно их осматривать на подъемнике и проверять историю эксплуатации. И в этом поможет сервис avtocod.ru.

Для проверки мы выбрали типичный распространенный Lexus RX 300 2001 г. в. с трехлитровым мотором на 223 л. с. и пробегом 220 тыс. км:

fdnj

Красивый, черный, глянцевый автомобиль отдается вместе с ГБО. Проверка показывает, что автомобилю выдан дубликат ПТС:

fdnj

Копия ПТС после 10 владельцев — дело обыденное. А вот расчет ремонтных работ уже не очень радует. В отчете видно, какие детали пострадали при аварии:

remont-lexus

Правое переднее крыло и колесный диск подлежали замене. А это значит, что удар был сильным и точечным. При сильном повреждении колеса, как правило, страдает и передняя подвеска, и некоторые ее детали могут нуждаться в замене. Если восстановление проходило на скорую руку, то эти проблемы придется решать новому владельцу.

При всех прочих равных редакция отдает предпочтение автомобилям с левым рулем, общепринятым для российских дорог. Обе модели стоят одинаково, но «Лексус» почти наверняка будет в более «жирной» комплектации и c шустрым трехлитровым двигателем.

Автор: Максим Голенецких

А какую модель выбрали бы вы? Почему? Расскажите нам об этом в комментариях ниже.

Разбираем терминологию Лексуса на примере кроссовера RX 350

Самые привлекательные черты характера новый RX обнажает на ходу. За рулём вам решительно всё равно, как Lexus выглядит.

Избегайте модных вещей с надписями на незнакомых языках и чуждой символикой! Я, например, не знал, что вышитое на моей кенгурухе стилизованное солнце с расходящимися лучами ассоциируется у современных японцев с поражением в . Конфуз: надеть такое на Лексуса — всё равно что заявиться на BMW в майке «Помните, гады, Сталинград!». Был такой случай с одним русским журналистом.

А на мне ещё иероглифы — и японцы уже водят пальцами по ткани. Шушукаются. -кен. Оказывается, Фукуи — это малоизвестная префектура на берегу Японского моря. Столица на 200 тысяч жителей, древние, чудом уцелевшие после американских бомбёжек замки да атомная электростанция, питающая Осаку и Киото. А ещё — родина Акиры Касаматсу, заместителя главного конструктора нового кроссовера Lexus RX 350.

Какое приятное совпадение! широко улыбается, а я уже машу перед его носом диктофоном. Какими, дескать, конструктивными особенностями обусловлен столь спорный дизайн новой машины? Зам главного, не моргнув, отвечает: нет таких! Платформа изменилась не сильно, в требования по экологии и расходу топлива уложились за счёт модернизированного двигателя и отказа от постоянного полного привода. Никаких функциональных головоломок дизайнерам не задавали.

От них требовалось одно: сделать солидно и затейливо. А чтобы понять, почему вышло как вышло, нужно вспомнить, что же на самом деле означает лексусовский принцип . Потому что, знаю по себе, на ассоциативном уровне с этим «» страшная путаница. Вспомните седан GS! После него кажется, что L означает lightness. А флагман LS как бы предлагает иную трактовку: L — это luxury? Огромный LX — и это уже large. Но если large новому кроссоверу RX 350 вполне подходит, то где же тут lightness? Да и от luxury машина не ломится — особенно в базовой комплектации.

Всё не то: L означает leading edge. И это остриё, на котором стараются держаться японцы, может торчать откуда угодно. В данном случае быть на грани — это сделать сложно без всякой технической необходимости. Новый RX, если хотите, — своего рода технологические понты. толкует мне, как именно Toyota гнёт пальцы в стиле , пока мы курим на солнышке возле сельского гаража с припаркованными полуторными траками.

— Видите, , — забавно проглатывает японец окончание моего имени, — это ниспадающее ребро на задней стойке? Это не прямая линия, как может показаться на первый взгляд, а выпуклая. А верхняя кромка заднего окошка напротив — слегка вогнутая. Если не знать — ни за что не обратишь внимание, но посмотришь и почувствуешь неясность.— Чувствую неясность, ! Неясно — зачем эта игра линий. Неужели они не несут функциональной нагрузки? Организуют потоки воздуха или играют на жёсткость стойки.

— Нет, просто для красоты. И кто, кроме Тойоты, может позволить себе такое? В таких деталях, незаметно воздействующих на подсознание, и прячется . Теперь посмотрите вдоль борта — разве бросается в глаза сложный рельеф? А в салоне: внутренняя поверхность козырька над дисплеем неуловимо становится внешней. А как вам это пересечение двух линий, образующих центральную консоль, а закрученные винтом стрелки приборов?

  • В салоне вы не найдёте тканевой обивки — только кожу. А редкие деревянные панельки — кусочки одного и того же полена. Но такой интерьер лучше всего подошёл бы базовой переднеприводной версии: пластиковые детали — под стать монохромному дисплею.
  • Обод руля либо полностью кожаный (на фото), либо, как водится, со скользкими деревянными вставками. Красиво, но непрактично.
  • У — две камеры по последней моде: заднего и бокового вида. Последняя смонтирована в правом зеркале. Но кругового обзора Lexus не обеспечивает.
  • На лобовое стекло может проецироваться текущая скорость, навигационные подсказки, статус аудиосистемы и адаптивного круиз-контроля, а также предупредительные сигналы системы Pre Crash.
  • Японцы приготовили три варианта отделки: к уже знакомым чёрной и (на фото) схемам добавилась бежево-чёрная — Ivory. Кожа двух типов: погрубее и потоньше.

А , главный плюс нового интерьера — единый стиль. Прежде он был эклектичен, а теперь всё до последней кнопочки соответствует некоей общей идее. Пластика передней панели мягка и причудлива: в два ясных глаза оптитронных шкал на меня смотрит нечто, спрятавшее за щеку широкий леденец климат-контроля. На подбородке — извилистый паз селектора коробки передач. Центральный тоннель перекинулся высоким мостиком над лотком для мелочей: водительская и пассажирская зоны разделены — обод руля либо полностью кожаный (на фото), либо, как водится, со скользкими деревянными вставками.

Высокая посадка удобна, хотя кресла плоские. В руках — обычный лексусовский руль с чересчур широкими спицами, чтобы крепко хвататься «без пятнадцати три». Обзорность вперёд приемлемая, назад — нулевая. Камера заднего вида не даёт траекторных подсказок, аудиосистема Mark Levinson не отыгрывает нижнюю середину. Всё гармонично — и одинаково на четвёрочку. Всё говорит: это самый массовый Lexus. Тактильные ощущения от пластика — на грани ширпотреба. Зато Lexus не только пишет — его научили распознавать голосовые команды на языке Достоевского! Жаль, предсерийные машины — строго англоговорящие.

  • Передние сиденья — с подогревом, вентиляцией и памятью на три положения. Задний диван двигается и складывается по частям, регулируется и угол наклона спинок. Пятая дверь — с сервоприводом, а под полом багажника — узенькая докатка. Для России обещают полноразмерное запасное колесо.
  • Любопытно, как у «» решена проблема грязных порогов. Японцы сделали их фальшивыми — двери доходят до самой нижней кромки кузова.

Выбираю в меню навигационной системы пункт назначения: переместить с завтрака до . Зам главного попросился ко мне пассажиром — честь и редкая удача! Поговорим по дороге про настройки шасси с новой задней многорычажкой. Почему в подвеске нет активных амортизаторов, почему отказались от пневмоопор на европейских модификациях. Но зачем же он прихватил переводчицу? Смотрю в зеркало, как пожилая японка отодвигает свою «половинку» заднего дивана и вытягивается, откинув спинку, — бедная женщина! Навигационная «мышка» в моей руке дрогнула в подтверждение последней команды. Селектор в drive — что есть у Лексуса, кроме понтов?

Несмотря на лишний центнер массы, машина полноценна на извилистых дорожках калифорнийской Напы. Кому придёт в голову, что тут электроусилитель? Реактивное действие на руле нарастает линейно с увеличением угла поворота, передние колёса разговаривают через холодное «дерево» баранки. Крены есть, но в них не вязнет первый, скорый отклик на управляющий импульс — не зря кузов стал жёстче в полтора раза и выросла угловая жёсткость подвесок.

Lexus слегка упирается на входе в поворот, преодолевая момент инерции, а потом, крепко упершись внешним Бриджстоуном, нейтрально прописывает дугу. Хороша новая задняя подвеска! И никаких подруливаний, в поворотах постоянной крутизны RX требует одного-единственного движения рулём. Перебрал со скоростью. Невозможно: система стабилизации начинает работать загодя. Это фишка всех Лексусов: в предельных режимах трудно сказать, то ли ещё Сыроежкин рулит, то ли уже Электроник.

Идеально контролировать траекторию тягой мешают вялый привод дросселя и перестраховщик трекшн-контроль. А ещё новый шестиступенчатый «автомат» категорически отказывается понижать передачи вниз по одной. Хотя «шестёрка» 3.5 с модернизированным впуском и фазовращателями на обоих валах так и просит: сбросьте всего одну! И как просит! Благородным баритоном, со стильной хрипотцой. Громким, как восемь секунд до сотни. На грани дискомфорта.

Несмотря на весь свой понтовозный имидж, RX провоцирует на активную езду, на резкие ускорения, на неподобающее поведение. (В зеркале — позеленевшая притихшая переводчица.) Раньше «» это было несвойственно. Причём эта развязность не стоит водителю ни капельки пота, будь то шоссе или узенькие закорючки. Управлять Лексусом так же легко, как бродить по директориям подключенного айпода при помощи новомодного лексусовского контроллера-«мышки». Только в отличие от меню плейлистов управляемость не глючит.

Плавность хода у «», как и раньше, зависит от скорости. И когда переводчицу всё же укачало, Lexus стало потряхивать. Знакомо. Трясёт, но хоть не бухает. Помнится, именно за неподобающие статусу звуки я ругал пневмоподвеску предыдущего поколения. Похоже, к нашей критике прислушались — и просто отказались от пневматики в Европе. Я ещё немного проехал на машине с недоступной в России мягкой американской подвеской: она хоть и допускает раскачку, но комфортнее.

А что полный привод? уверяет, что от муфты в приводе задних колёс не стоит ждать откровений. Она активируется при малейшем проскальзывании передка, но не умеет превентивно играть моментом на торможении или в повороте. На асфальте момент её подключения почти неощутим. Снегу бы. Отключённая на старте система VDIM (не совсем честное название «ошейника»: правильный VDIM сам подруливает, а RX не умеет) самопроизвольно активируется, едва кроссовер набирает ход — хвостом не метёт. Да и не располагают к раллийным экзерсисам расчерченные по линейке грунтовки калифорнийских виноградников.

Кстати, местные виноделы жалуются, что заезжие французы упрекают их в излишне математическом подходе к работе. Мол, американцы ничего не понимают в вине: только и мечтают, что высчитать формулу идеального вкуса. А янки водят по погребам пафосные экскурсии, рассказывая о тридцати-, пятидесяти- и даже столетней истории бизнеса. Я тоже над ними иронизирую, но пью калифорнийское шардоне — и мне нравится. В престижных ресторанах из тридцати наименований самых дорогих вин — всего пара французских. Остальное — местное.

Чем не параллель с Лексусом? Сколько премиум-конкурентов Лексуса попали в пятёрку самых надёжных в Америке? Ни одного. В Европе Lexus с его арифметической сущностью тоже не воспринимают всерьёз. Но за океаном это полноценный премиум-бренд — и самый продаваемый. Выходит, с точки зрения рынка и Lexus, и виноделы из долины Напа правы?

Вам не нравится внешность нового «»? Но давайте признаемся: первый в мире премиум-кроссовер никогда не был красавцем. За два поколения его образ выкристаллизовался в нечто более или менее гармоничное, хотя лично мне это направление никогда не казалось перспективным. Главное, спорный дизайн нового кроссовера RX 350 — это знаковый момент. Хорош он или плох — перед нами не тот Lexus, что изо всех сил стремился подражать. Это Lexus с элементом неожиданности. Пусть этот элемент местами надуманный, притянутый за уши. Тут выпукло, там вогнуто — технологическое мракобесие! Но в нём — искра, которой так не хватает этому синтетическому бренду. Страшный автомобиль вдохнул для меня жизнь в термин : его надо понимать не как лидерство в конкурентной борьбе, а как определение той грани, за которой начинается самобытность марки. Где начинается её духовность.

Читайте также: