Асфальтобетон марки 1 и 2 отличия

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Какие бывают марки асфальта и что они означают

Многие материалы строительной и других сфер могут маркироваться определенными значениями, которые отражают какие-либо характеристики. Благодаря этому гораздо проще сориентироваться при многообразии выбора, определив наиболее подходящую разновидность материала. Марка асфальта тоже отражает определенные характеристики смеси, однако с ее помощью не всегда получится сделать однозначный вывод.

«Марка асфальта показывает не уровень прочности асфальтобетонных смесей, а совокупность различных параметров и характеристик. Другими словами, марка асфальта не способна однозначно указать на уровень всех характеристик материала, однако может упростить совокупную оценку свойств асфальтобетонных смесей»

Это связано с тем, что асфальтобетоны классифицируются по множеству характеристик, а некоторые разновидности асфальта предназначены только для определенного типа покрытий.

Например, одна и та же марка асфальта может включать:

  • 1. Высококачественный асфальт, в состав которого входит не мене 50-60% щебня из горных пород, а также различные модификаторы для повышения качества. Такой материал применяют для устройства автомобильных дорог высоких категорий с высоким транспортным потоком.
  • 2. Песчаный асфальт, не имеющий в составе каменного заполнителя. Такой тип асфальтобетонных смесей не используется для асфальтирования автодорог, так как его характеристики не предназначены для сопротивления интенсивному транспортному потоку. Песчаные смеси применяют для устройства территорий для пешего передвижения, по которым не происходит движение транспортных средств.

Получается, что к одной марке относится и самая прочная разновидность асфальтобетона, и одна из наименее прочных, не подходящая для устройства автодорог. При этом марка асфальта все же отражает уровень качества материала, однако, только при применении в подходящих для данной разновидности условиях эксплуатации.

Перед тем, как заказать асфальтирование, рекомендуем ознакомиться с основными параметрами классификации асфальтобетона, что позволит подобрать оптимальную для определенных целей разновидность материала.


Какие существуют марки асфальта


Современные асфальтобетонные смеси маркируются 3-мя категориями:

  • I марка асфальта;
  • II марка асфальта;
  • III марка асфальта.

Что отражает марка асфальта

Марка асфальта может использовать несколько основных параметров классификации асфальтобетонных смесей:

  • Состав – отражает возможный вид основного материала;
  • Плотность – определяет уровень плотности/ пористости;
  • Принцип разжижения битума в составе – отражает требуемые условия при укладке;
  • Тип – указывает на процентное содержание в составе горных пород.

Марка Описание
I Данная марка асфальта может включать различные смеси:

  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б и Г;
  • Пористые;
  • Высокопористые щебеночные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх.

Данные смеси могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

В зависимости от комбинации основного заполнителя, зернистости и плотности, асфальтобетоны 1-й марки могут применяться для устройства асфальтового покрытия различного назначения, а также укладываться на разных уровнях.

I марка асфальта подразумевает высокую стойкость к воздействию внешних факторов, если асфальтобетонная смесь используется по своему назначению.

  • Горячий щебеночный асфальт 1-й марки с высокой плотностью будет иметь в составе не менее 40% каменистого наполнителя, что обеспечит высокую прочность и возможность укладывать материал на автомобильные дороги любых категорий.
  • Пористые виды горячего и холодного асфальта с высоким содержанием горных пород будут оптимальным вариантом для внутренних слоев дорожного покрытия.
  • Песчаный асфальт данной категории оптимален для устройства пешеходных зон, однако возможны пересечения с песчаными смесями III марки.
  • Высокоплотные;
  • Плотные типов А, Б, В, Г и Д;
  • Пористые;
  • Высокопористые песчаные.
  • Холодные смеси могут быть типов Бх, Вх, Гх, Дх.

Данные смеси так же могут быть щебеночными, гравийными и песчаными – горячими и холодными – в составе может присутствовать минеральный порошок.

Несмотря на то, что 2-я марка асфальта подразумевает среднее качество входящих в нее асфальтовых смесей, она является самой широкой и востребованной. Стойкость материалов к механическому и климатическому воздействию будет ниже, чем аналогов I марки, однако уровень все равно останется высоким.

Это связано с тем, что максимальные физико-механические характеристики требуются далеко не для всех типов покрытий. II марка асфальта широко используется для устройства обычных городских дорог и тротуаров.

Именно из асфальтобетонных смесей 2-й марки устроено большинство городских дорожных покрытий: автомобильные дороги, тротуары, площади и т.д.

  • Плотные песчаные смеси типов Б, В, Г и Д.

Несмотря на то, что такие смеси имеют высокую плотность, их прочность значительно ниже, чем у щебеночных и гравийных вариантов. Однако недостаток прочности может частично компенсироваться добавлением различных добавок.

Что означают параметры асфальтобетонных смесей, которые может отражать марка асфальта


Напомним, что марка асфальта описывает следующие параметры классификации асфальтовых смесей:

  • Возможный состав основного наполнителя;
  • Плотность/ пористость смеси;
  • Допустимые условия при асфальтировании;
  • Тип, отражающий содержание горных пород.

Основной материал асфальтобетона определяет его прочность

Щебеночно-мастичные асфальтобетонные смеси являются наиболее прочными и долговечными. В их составе используется щебень из горных пород, обеспечивающий высокие качественные характеристики. Кроме того, смесь усиливается специальными модификаторами – целлюлозные волокна.

Также высококачественный щебеночно-мастичный асфальт имеет в качестве вяжущего вещества полимерный битум, значительно превосходящий обыкновенные нефтяные и дорожные битумы.

Помимо высоких эксплуатационных характеристик и длительного срока службы, щебеночно-мастичные смеси позволяют понизить уровень шума на автодороге.

Гравийные асфальтовые смеси уступают в прочности щебеночным, так как гравий является осадочной породой. Тем не менее, наличие основного каменного материала в составе обеспечивает достаточно высокие характеристики.

Это позволяет применять гравийный асфальт для укладки на городские автомобильные дороги и пешеходные зоны. Однако для скоростных дорог, автомагистралей и федеральный трасс такой материал не используется.

Песчаные асфальтовые смеси наименее прочные из разновидностей асфальтобетона, однако со своим назначением покрытие из такого материала полностью справляется – это устройство тротуаров, площадей, парков и других территорий для пешего передвижения.

В зависимости от того, какой песок используется в составе, будут изменяться показатели прочности и плотности. Лучшим вариантом для песчаных смесей является песок из горных пород. Кроме того, стоимость песчаного асфальта ниже, чем вариантов с каменным наполнителем.

Плотность/ пористость асфальтобетонных смесей

Данный показатель подразумевает остаточную пористость асфальтобетона после уплотнения. Для определения используются лабораторные испытания, для чего из асфальтобетонного покрытия вырезаются образцы.

Наименование Значение
Высокоплотная 1 – 2,5%
Плотная 2,5 – 5%
Пористая 5 – 10%
Высокопористая 10 – 18%

Наиболее прочные разновидности асфальта имеют минимальную пористость/ максимальную плотность. Однако высокая плотность не всегда означает такую же прочность – песчаный асфальт может иметь остаточную пористость 1%, однако будет уступать по прочности щебеночным вариантам.

Условия при асфальтировании

Данный параметр определяет:

  • Температуру смеси в момент асфальтирования;
  • Температуру воздуха;
  • Температуру основания;
  • Требуется ли уплотнение.

Особенности разновидностей асфальтобетонных смесей по технологии укладки

Горячие Литые Холодные
Температура смеси 110-150°C 190-250°C не менее +5°C
Температура нижележащего слоя не ниже +5°C не ниже +5°C не менее +5°C
Температура воздуха не ниже +5°C не ниже +5°C не ниже -10°C (в экстренных ситуациях диапазон расширяется до -20°C)
Требуется ли уплотнение Да Нет Да
Физико-механические характеристики Высокие Высокие Средние
Область применения Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Строительство и ремонт асфальтобетонных покрытий Ямочный ремонт асфальтобетонных покрытий

Типы асфальтобетонных смесей

По типу асфальта можно определить долю содержания горных пород по отношению к общему объему смеси. Также некоторые типы могут подразумевать лишь определенные виды асфальтобетона (АБ).

Тип смеси Характеристика
А Не менее 50-60% горных пород. Только горячий АБ.
Б Не менее 40-50% горных пород. Горячий и холодный АБ.
В Не менее 30-40% горных пород. Горячий и холодный АБ.
Г Песок из горных пород.
Д Песок из осадочных пород.

Выводы


Марка асфальта не может служить однозначным показателем прочности материала, так как каждая марка включает в себя по несколько возможных комбинаций параметров асфальтобетонных смесей.

Одна марка асфальта может указывать на высокопрочный щебеночный асфальтобетон, при этом в нее же может входить гораздо менее прочный песчаный асфальт.

Всего существует 3 марки асфальтобетона, которые классифицируют смеси по 4 параметрам:

  • Состав и вид основного материала;
  • Плотность/ пористость;
  • Условия при укладке;
  • Содержание в составе горных пород.

При этом данная маркировка отражает уровень качества материала при условии эксплуатации по прямому назначению – некоторые асфальтовые смеси предназначены для автомобильных дорог разных категорий, а некоторые для устройства пешеходных зон.

Марки и состав асфальта


Технология изготовления асфальтовых смесей, используемых в строительстве дорог, включает подогрев и сушку измельченной сортовой крошки, песка и крупного наполнителя, и дальнейшее смешивание всех компонентов с битумным вяжущим. Для изготовления используют один из способов - горячий, теплый или холодный. Все смеси вне зависимости от марки асфальтобетона можно изготовить как на асфальтобетонном заводе, так и непосредственно на месте укладки.

Типы, виды, марки асфальта и сфера его применения определяются составом асфальтобетона и технологией его создания. Состав асфальта в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: песок, битумное вяжущее (2,5-9% по массе), минеральные порошки.

Песок используется природный (образовавшийся естественным путем и добываемый из месторождений) и дробленый (размельченные скальные породы и кристаллические шлаки). Также добавляют отсевы продуктов дробления. При приготовлении различных марок асфальта используется щебень или гравий разных фракций и процентного соотношения, исключение составляют песчаные смеси - в этом случае крупный заполнитель не используется.

Битум применяется в основном искусственный, который представляет собой продукт переработки сырой нефти. Минеральные порошки получают с помощью помола доломитов, известняков и других карбонатных пород. Они повышают вязкость, и, как результат, прочность асфальтобетона, но в то же время избыток в составе асфальтобетона минеральных порошков сделает готовое покрытие более хрупким. Их содержание в смеси должно быть невысоким - в пределах 6-12%.

Помимо основного состава разные марки асфальтобетона могут включать различные добавки - специальные химические вещества, которые придают материалу ряд полезных свойств (таких как морозостойкость, звукоизоляция, шероховатость поверхности, которая обеспечивает лучшее сцепление с шинами автомобилей), повышает твердость и прочность готового покрытия. В качестве химических добавок могут использоваться зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте заявку и Вам перезвонят.

Типы асфальта

Изобретение этого стройматериала принесло много положительных моментов владельцам автомобилей. Асфальт способствует снижению уровня шума на автодороге, уменьшает количество атмосферных выбросов и расход топлива. Помимо этого, он обладает отличными техническими и прочностными характеристиками. Асфальтное покрытие используется повсеместно, так как оно выдерживает значительные механические нагрузки, не боится атмосферных осадков и имеет длительный срок службы. Его широко используют в современном строительстве для устройства тротуаров, автомагистралей, парковок, дорог и площадок разного предназначения.

Типы асфальта

С каждым годом растут требования к качеству автомобильных дорог, изменяются стандарты. На современном рынке производителями представлены разнообразные типа асфальта с усовершенствованными свойствами и характеристиками. Изготавливают его из битума, песка, гравия, камней и других наполнителей.

Типы асфальта

Асфальт делится на множество типов, подвидов и марок. Основой классификации стройматериала являются следующие факторы:

  • соотношение входящих в его состав компонентов;
  • характеристики составляющих (степень очистки, фракция);
  • способ укладки дорожного покрытия.

Важная информация! Разные типы асфальта имеют различное назначение. Они могут использоваться при дорожных работах любой сложности и благоустройстве жилых микрорайонов.

Типы асфальта

Классификация материала по составу

Асфальт включает несколько базовых компонентов, которые оказывают прямое влияние на назначение материала:

  1. Гравий или щебень. Важный компонент, формирующий защитный каркас дорожного покрытия. Гравий (щебень) должен обязательно присутствовать в асфальте, если идет строительство автодороги с интенсивным движением.
  2. Песок. Этот компонент выполняет функцию наполнителя. За счет него в дорожном покрытии происходит распределение давления с дальнейшей передачей грунту. При изготовлении асфальта чаще используют искусственный песок, получаемый путем дробления скальных пород.
  3. Минеральный наполнитель. Предназначен для эффективного заполнения образовавшихся в процессе укладки асфальта остаточных пустот. Благодаря этому компоненту, асфальтное покрытие может выдерживать значительные нагрузки без образования трещин. В качестве эффективного минерального наполнителя используют известняк, мел или песчаник, измельченный до пылеобразной консистенции.
  4. Битум. Используется при изготовлении асфальтовой смеси, необходим для придания стройматериалу определенных свойств. Обеспечивает текучесть асфальта на начальном этапе укладки, и гарантирует упругость после затвердевания дорожного покрытия. Доля битума в асфальтовой смеси незначительна, составляет 4–10 % от общего состава.

Виды асфальта по соотношению компонентов

Этот стройматериал широко используется не только при строительстве автотрасс. В зависимости от входящих в состав смеси компонентов он востребован в разных сферах деятельности. Асфальт применяется при укладке пешеходных зон и тротуаров, во время ямочных ремонтных работ, при укладке дорог во дворах, спортивных площадок, плаца, автостоянок и т. д.

В зависимости от соотношения и характеристик компонентов, асфальт делится на множество видов, каждый из которых имеет определенное предназначение:

Типы асфальта

Типы асфальта

Марки асфальта

Типы асфальта

  • Марка 2. Этот стройматериал называют бетоном, он используется в разных сферах при укладке верхнего слоя дорожного полотна. К асфальту марки 2 относятся смеси разного типа: пористые, высокоплотные, плотные и т. д. Он широко применяется в строительстве автодорог, в ремонтных работах, при благоустройстве жилых дворов и парковых зон.

Типы асфальта

  • Марка 3. За счет отсутствия щебня, это самый плотный и непрочный стройматериал. Основой асфальта этого типа является песок и минеральные порошки. Он используется для «ямочных» ремонтных работ и устройства дорог с небольшой нагрузкой. Его используют для создания тротуаров, пешеходных и парковых дорожек, обустройства дворов учебных заведений и приусадебных площадок.

Типы асфальта

Важную роль играет показатель процентного соотношения песка и щебня или гравия, от которого зависят характеристики и свойства асфальта. Различают типы асфальт А, Б, В, Г, Д. Чем позже находится в алфавите буква, тем больший процент песка в асфальтовой смеси:

  1. Тип асфальта А. Содержание щебня 50-60 %.
  2. Асфальт Б. Смесь включает 40-50 % щебня (гравия).
  3. Асфальт В. В составе смеси содержится 30-40 % щебня или гравия.
  4. Асфальт Г. Содержит 30 % искусственного песка, полученного путем отсева дробления.
  5. Асфальт Д. Имеет в составе 70 % искусственного песка.

Типы асфальта

Типы асфальта

Типы асфальта

Укладка асфальтного покрытия

В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.

Холодный асфальт

Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.

Типы асфальта

Основные преимущества холодного асфальта:

  1. Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
  2. Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
  3. Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
  4. Для ремонта не требуется специальная техника.

Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.

Горячий асфальт

Типы асфальта

Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.

Литой асфальт

Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.

Важная информация! Литой асфальт продается упакованным в специальный контейнер, полностью готовым к использованию.

Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.

Типы асфальта

Основные преимущества литого асфальта:

  1. Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
  2. Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
  3. Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
  4. Износостойкость и долговечность.

Марки и типы асфальта

Одним из наиболее используемых в современном мире строительно-дорожных материалов, несомненно, является асфальт. Этот вид покрытия разграничивается на самые разнообразные виды, марки, а также типы, в зависимости от того, какие исходные компоненты включены в асфальтобетонную смесь и в каком соотношении массовых частей они были введены в общий состав. Кроме этого, значимую роль при разделении на типы играют и определенные характеристики задействованных составляющих, такие как размер фракций щебня и песка, уровень очистки применяемого минерального порошка, а также песка. Независимо от того, какой маркой, типом или видом обладает асфальт, в рабочей смеси обязательно присутствует гравий либо щебень, а также битум, песок и минеральный порошок. Стоит отметить, что такой компонент, как щебень, далеко не всегда задействуется при создании некоторых видов покрытия, но если асфальтирование отдельно взятых зон осуществляется с учетом высоких кратковременных нагрузок на будущее покрытие, а также высокого трафика, то гравий или щебень использовать необходимо, поскольку он будет играть роль своеобразного защитного элемента.

Изготовление асфальтных смесей производится тремя вариантами:

  • тёплым способом;
  • горячим способом;
  • холодным способом.

Способ изготовления покрытия зависит от метода смешивания составляющих при осуществлении данной процедуры, а также от выбранного варианта укладки. При этом сами смеси, применяемые при асфальтировании, могут быть холодными или подогретыми. Подогретые смеси можно получить благодаря соединению прогретого связующего вещества с подогретым щебнем. Холодные материалы получают путем соединения прогретого связующего вещества (также может использоваться его холодный вариант) с холодным щебнем. Асфальтирование может осуществляться с использованием смесей, которые были созданы непосредственно на месте укладки либо на заводе.

Типы и марки асфальта

В зависимости от того, какой процент всех упомянутых компонентов включен в состав, выделяют 3 марки асфальта. Область использования материала, а также технические особенности и состав смесей различных марок прописывается ГОСТом, в котором помимо этих данных обозначена и возможность введения дополнительных присадок, позволяющих повысить гидрофобность, уровень морозостойкости и износостойкости будущего покрытия.

Для укладки асфальта в современном мире применяются дорожные катки. Кроме этого, в процедуре укладки покрытия используется и другая техника, такая как дорожные фрезы и др.

Марки асфальта

Асфальт, относящийся к марке 1. Под данной маркой производится широкий диапазон самых разнообразных типов покрытий, начиная от плотных и заканчивая высокопористыми, включающими в себя большое количество щебня. Область применения асфальта этой марки — дорожное строительство, а также благоустройство, но следует учитывать, что пористые смеси не подходят для покрытия и не могут выступать в роли верхнего слоя создаваемого дорожного полотна. Намного лучше использовать их при организации оснований, при выравнивании основы под укладку гораздо более плотных видов материала.

Асфальт, относящийся к марке 2. Диапазон плотности приблизительно такой же, но процентное соотношение и содержание гравия, а также песка может колебаться в довольно широких рамках. Это тот асфальт, который относится к тем самым «среднестатистическим», обладающим широкой сферой использования:

  • сооружение автомобильных дорог, а также их ремонт;
  • обустройство зон под паркинги;
  • создание территорий под площади.

Асфальт, относящийся к марке 3. Отличие покрытий марки 3 заключается в том, что при их создании не применяется гравий или щебень. Данные составляющие заменяют на специальные минеральные порошки. Кроме этого, используется песок высокого качества, который получают благодаря добавлению горных твердых пород. В зависимости от того, какое процентное содержание наполнителя находится в составе такой строительной смеси, она может относиться к одному из следующих типов:

  • А (состав щебня 50–60 %);
  • Б (состав гравия или щебня 40–50 %);
  • В (гравий или щебень составляет порядка 30–40 %);
  • Г (песок из отсева дробления не превышает отметку в 30 %);
  • Д (песок либо смеси с отсевами дробления не превышают отметку в 70 %).
Типы асфальта

Согласно общей технологической методике осуществления асфальтных работ, а также в завивисмости от места и метода смешивания или добавления углеводородного связующего материала с наполнителем (агрегатом), от температурных режимов и от технологии проведения действий по укладке будущего покрытия, асфальтовые смеси подразделяются на несколько типов. Для укладки асфальтного покрытия применяются специальные дорожные катки, выбор которых также зависит от особенностей места организации покрытия и материала, задействованного при асфальтировании. При необходимости используются дорожные фрезы и другие виды техники.

Итак, какие типы асфальта существуют на сегодняшний день?

Литой асфальт

Данный тип асфальта создается благодаря смешиванию рабочей массы в специальных асфальтовых установках, которые удалены от территории создания покрытия, либо при использовании особых смесителей, размещенных на грузовиках, которые находятся в зоне создания покрытия. Покрытие при помощи созданной асфальтовой массы производится благодаря литью на основание без применения машинного прокатывания нанесенного асфальтового слоя. Созданная поверхность может выравниваться легкими ручными валиками, созданными из дерева, если при осуществлении работ не применяются специальные финишеры — оборудование (бетонно-отделочное) для осуществления поверхностной обработки

Мелкозернистый асфальт

При изготовлении смеси применяется графитный мелкий щебень (размеры зерен материала находятся в пределах от 5 и до 15 мм), песок, битумное вяжущее вещество, а также минеральный порошок. Смесь получают благодаря смешиванию составляющих при высоких температурных режимах. Мелкозернистую смесь применяют при осуществлении укладки поверхностного слоя покрытий подъездных дорог, проезжей части, различных спусков, а также крупных развязок и даже дорог, относящихся к трассам международного значения. Кроме этого, данный тип асфальта часто задействуется при ремонтных работах (ямочный ремонт и др.).

Крупнозернистая асфальтная смесь

При производстве данного типа смеси используют гранитный крупный щебень (включение от 35 и до 50%), битум, минеральный порошок (неактивированный либо активированный), а также песок. Эта смесь признана одной из наиболее устойчивых и задействуется при создании трасс международного значения, крупных магистралей, мостов и эстакад. Для работы с материалом используются асфальтоукладчики.

Песчаная асфальтная смесь

Асфальтобетонная песчаная смесь обладает определенными отличиями по сравнению с обычным асфальтобетоном. Главной составляющей в данном случае является песок, который получают благодаря отсеву дробления и гранита. Такая асфальтобетонная смесь используется при строительстве подъездных дорог, стоянок, а также проездов к различным внутренним дворовым территориям, при создании покрытий гаражей и тротуаров. Одним словом, этот материал представляет собой «упрощенный» вид асфальтобетона, применяемый на тех участках, где не предусмотрены большие нагрузки.

Асфальтобетон марки 1 и 2 отличия

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Февраль 2019 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.

Асфальтобетонные смеси и асфальтобетон применяют для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях А, Б и В.

Полимерасфальтобетонные смеси и полимерасфальтобетон применяют для устройства верхних и нижних слоев покрытий автомобильных дорог, аэродромов, мостов, городских улиц и площадей в соответствии с действующими строительными нормами и правилами. Область применения полимерасфальтобетонов при устройстве слоев покрытий автомобильных дорог, городских улиц и аэродромов приведена в приложениях И, К, Л.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.002-2014 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности

ГОСТ 17.2.3.02-2014 Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями

ГОСТ 166-89 (ИСО 3599-76) Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ 400-80 Термометры стеклянные для испытаний нефтепродуктов. Технические условия

ГОСТ 4333-2014 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле

ГОСТ 577-68 Индикаторы часового типа с ценой деления 0,01 мм. Технические условия

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 3399-76 Трубки медицинские резиновые. Технические условия

ГОСТ 6613-86 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9533-81 Кельмы, лопатки и отрезовки. Технические условия

ГОСТ 10197-70 Стойки и штативы для измерительных головок. Технические условия

ГОСТ 11022-95* Топливо твердое минеральное. Методы определения зольности

* В Российской Федерации действуют ГОСТ Р 55661-2013.

ГОСТ 11501-78 Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11504-73 Битумы нефтяные. Метод определения количества испарившегося разжижителя из жидких битумов

ГОСТ 11505-75 Битумы нефтяные. Метод определения растяжимости

ГОСТ 11506-73 Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 11507-78 Битумы нефтяные. Метод определения температуры хрупкости по Фраасу

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Технические условия**

ГОСТ 18180-72 Битумы нефтяные. Метод определения изменения массы после прогрева

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 28840-90 Машины для испытания материалов на растяжение, сжатие и изгиб. Общие технические требования

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов [щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него] с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь.

3.3 полимерно-битумное вяжущее; ПБВ: Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров - блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ).

3.4 полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка), взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии.

Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

С каждым годом растут требования к качеству автомобильных дорог, изменяются стандарты. На современном рынке производителями представлены разнообразные типа асфальта с усовершенствованными свойствами и характеристиками. Изготавливают его из битума, песка, гравия, камней и других наполнителей.

Асфальт – это искусственно полученная или природная смесь битумов с разными нефтяными производными и с добавлением минеральных компонентов. Он имеет вязкую смолистую поверхность темно-серого цвета с оттенками черного.

Типы асфальта

Асфальт делится на множество типов, подвидов и марок. Основой классификации стройматериала являются следующие факторы:

  • соотношение входящих в его состав компонентов;
  • характеристики составляющих (степень очистки, фракция);
  • способ укладки дорожного покрытия.

Важная информация! Разные типы асфальта имеют различное назначение. Они могут использоваться при дорожных работах любой сложности и благоустройстве жилых микрорайонов.

Типы асфальта

Классификация материала по составу

Асфальт включает несколько базовых компонентов, которые оказывают прямое влияние на назначение материала:

  1. Гравий или щебень. Важный компонент, формирующий защитный каркас дорожного покрытия. Гравий (щебень) должен обязательно присутствовать в асфальте, если идет строительство автодороги с интенсивным движением.
  2. Песок. Этот компонент выполняет функцию наполнителя. За счет него в дорожном покрытии происходит распределение давления с дальнейшей передачей грунту. При изготовлении асфальта чаще используют искусственный песок, получаемый путем дробления скальных пород.
  3. Минеральный наполнитель. Предназначен для эффективного заполнения образовавшихся в процессе укладки асфальта остаточных пустот. Благодаря этому компоненту, асфальтное покрытие может выдерживать значительные нагрузки без образования трещин. В качестве эффективного минерального наполнителя используют известняк, мел или песчаник, измельченный до пылеобразной консистенции.
  4. Битум. Используется при изготовлении асфальтовой смеси, необходим для придания стройматериалу определенных свойств. Обеспечивает текучесть асфальта на начальном этапе укладки, и гарантирует упругость после затвердевания дорожного покрытия. Доля битума в асфальтовой смеси незначительна, составляет 4–10 % от общего состава.

Виды асфальта по соотношению компонентов

Этот стройматериал широко используется не только при строительстве автотрасс. В зависимости от входящих в состав смеси компонентов он востребован в разных сферах деятельности. Асфальт применяется при укладке пешеходных зон и тротуаров, во время ямочных ремонтных работ, при укладке дорог во дворах, спортивных площадок, плаца, автостоянок и т. д.

Читать по теме: Способы и методы разработки грунта

В зависимости от соотношения и характеристик компонентов, асфальт делится на множество видов, каждый из которых имеет определенное предназначение:

  1. Песчаный. Он используется в дорожном строительстве для укладки пешеходных дорожек, тротуаров.
  2. Сульфированный. Востребован в буровой отрасли, где применяется для предотвращения возможных обвалов и ремонта трещин, обнаруженных в скважинах.
  3. Крупнозернистый. Он изготавливается с использованием щебня размером 20-40 мм. Широко применяется при выполнении дорожных работ при укладке нижнего слоя покрытия.
  4. Мелкозернистый. Основной компонент асфальта – щебень фракцией до 20 мм. Используется в строительстве для устройства верхнего слоя покрытия и при мелких ремонтных работах.
  5. Вторичный. Асфальт этого типа – это результат переработки старого дорожного покрытия. Он изготавливается на специализированном производстве из асфальтовой крошки.
  6. Цветной. Асфальтовая смесь включает красящие пигменты, за счет которых цветной асфальт является элементом дорожной системы, предназначенным для выделения определенных участков и предупреждения водителей.

Типы асфальта

На строительном рынке можно купить сухой и жидкий асфальт. Сухое асфальтное покрытие – это порошковая смесь, упакованная в мешки или ведра из пластика. Он используется для ямочного ремонта дорог. Жидкий асфальт широко применяется при ремонте, холодной и горячей укладке дорог. Также его часто используют для обустройства крыши и заливки полов в разных производственных помещениях.

Полезная информация! В пластиковом ведре потребители могут приобрести 30 кг сухой асфальтной смеси, а в мешке – 50 кг.

Особые виды асфальтобетонов и асфальтобетонных смесей

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС)

  • ЩМА-20 (с наибольшим размером зерна до 20 мм)
  • ЩМА-15 (…до 15 мм)
  • ЩМА-10 (…до 10 мм)
  • ЩМА-5 (…до 5 мм)

Литая асфальтобетонная смесь

Полимерасфальтобетонная смесь (на полимерно-битумном вяжущем)

Цветная асфальтобетонная смесь

  • для устройства разделительных полос и выделенных полос движения общественного транспорта;
  • для выделения пешеходных переходов и остановок общественного транспорта;
  • для создания велосипедных дорожек.

Кроме этого, цветной асфальтобетон может применяться в декоративных целях при оформлении площадей, парковых дорожек и аллей, тротуаров и пешеходных дорожек, спортивных площадок и других объектов.

Стеклоасфальтобетонная смесь

Резиноасфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь

Резинированная дренирующая асфальтобетонная смесь — высокопористая асфальтобетонная смесь (остаточная пористость от 14 до 25 %) в которой в качестве вяжущего используется материал содержащий:

  • резино-полимерно-битумное вяжущее на основе вязкого нефтяного битума;
  • вторичный линейный полиэтилен низкой плотности;
  • резиновую крошку (с размером зерна до 1 мм).

Главной особенностью резинированного дренирующего асфальтобетона является наличие системы сообщающихся пор, которая позволяет быстро отводить воду с асфальтированной поверхности, осушая ее и тем самым, повышая безопасность дорожного движения.

Марки асфальта

При покупке асфальтового покрытия, надо обратить внимание на марку материала – показатель, характеризующий его плотность. В современном строительстве используется:

  • Марка 1. К асфальту этого типа относятся разнообразные смеси – гравийные, песчаные, высокопористые, пористые, плотные, высокоплотные. Они объединены общей особенностью: максимальной прочностью и суперустойчивостью к атмосферным воздействиям и механическим нагрузкам. Асфальт марки 1 используют при укладке нижнего слоя полотна дороги.

Типы асфальта

  • Марка 2. Этот стройматериал называют бетоном, он используется в разных сферах при укладке верхнего слоя дорожного полотна. К асфальту марки 2 относятся смеси разного типа: пористые, высокоплотные, плотные и т. д. Он широко применяется в строительстве автодорог, в ремонтных работах, при благоустройстве жилых дворов и парковых зон.

Читать по теме: Техника для ямочного ремонта асфальта

Типы асфальта

  • Марка 3. За счет отсутствия щебня, это самый плотный и непрочный стройматериал. Основой асфальта этого типа является песок и минеральные порошки. Он используется для «ямочных» ремонтных работ и устройства дорог с небольшой нагрузкой. Его используют для создания тротуаров, пешеходных и парковых дорожек, обустройства дворов учебных заведений и приусадебных площадок.

Типы асфальта

Важную роль играет показатель процентного соотношения песка и щебня или гравия, от которого зависят характеристики и свойства асфальта. Различают типы асфальт А, Б, В, Г, Д. Чем позже находится в алфавите буква, тем больший процент песка в асфальтовой смеси:

  1. Тип асфальта А. Содержание щебня 50-60 %.
  2. Асфальт Б. Смесь включает 40-50 % щебня (гравия).
  3. Асфальт В. В составе смеси содержится 30-40 % щебня или гравия.
  4. Асфальт Г. Содержит 30 % искусственного песка, полученного путем отсева дробления.
  5. Асфальт Д. Имеет в составе 70 % искусственного песка.

Типы асфальта

Главный недостаток обычного асфальта – плохая переносимость высоких температур. Дорожное покрытие плавится в жару и дорога быстро расслаивается. Поэтому сегодня пользуется спросом асфальт с разными добавками. Например, пластмассовые или резиновые добавки значительно улучшают эксплуатационные качества дорожного покрытия.

Типы асфальта





Марки и типы асфальтобетона

Существует всего две марки асфальтобетона и их характеристики довольно существенно отличаются, что объясняется разной прочностью каменного материала. В составах первой марки используют щебень 1000-1200, второй – 800-1000.

Кавабанга! Гипсовая штукатурка: преимущества и правила использования


Характеристика и типы асфальтобетонных смесей:

Укладка асфальтного покрытия

В зависимости от температуры, которой надо придерживаться при укладке дороги, асфальт подразделяется на 4 вида: горячий, холодный, теплый, литой. Горячий состоит на 95 % из щебня и укладывается при температуре 120 С. Укладка теплого асфальта выполняется при температуре 40–80 С. Холодная асфальтная смесь не требует разогрева и может использоваться при температуре −10 С, поэтому она часто применяется для ремонта дороги. Литой асфальт отличается высокой плотностью, небольшой шероховатостью и толщиной верхнего слоя. Чтобы выполнить укладку, его разогревают до 250 С, за счет чего он становится текучим и не требует использования катков.

Холодный асфальт

Эту смесь чаще используют для ямочных ремонтных работ, которые можно проводить в любую погоду. Для обновления асфальта, из старого дорожного покрытия убирают загрязнения, затем обрамляют края образовавшейся ямы и насыпают туда холодную асфальтную смесь. После этого ее тщательно утрамбовывают и посыпают сверху песком или цементной пылью, во избежание прилипания смеси к колесам проезжающих машин. Все ремонтные работы выполняются вручную.

Типы асфальта

Основные преимущества холодного асфальта:

  1. Отличается повышенной устойчивостью, высокой адгезией и отличными гидроизоляционными свойствами.
  2. Ремонт дороги можно проводить даже при низких температурах −10 С.
  3. Обладает длительным сроком эксплуатации и хранения.
  4. Для ремонта не требуется специальная техника.

Читать по теме: Как добиться ремонта дороги

Хранится холодный асфальт в картонных бочках-контейнерах или в мешках, в этой упаковке он транспортируется на строительный объект. Смесь готова к моментальному использованию, без подготовки и предварительного разогрева.

Горячий асфальт

Этот вид асфальтного покрытия укладывается при помощи традиционной и широко распространенной технологии, для выполнения которой необходима трамбовочная спецтехника. Горячая асфальтовая смесь состоит из камней – гравия или щебня, содержание которых не менее 95%.

Типы асфальта

Основные компоненты смеси связывают продуктами сырой нефти и асфальтовым цементом. Все составляющие насыпают в агрегат, тщательно смешивают и нагревают. Готовую смесь грузят в самосвалы и транспортируют на объект. Асфальт выливают на поверхность дороги и прессуют тяжелым роликом.

Литой асфальт

Этот вид асфальтного покрытия популярен в странах Европы. В нашей стране он редко используется из-за дороговизны материала и оборудования для его укладки. Асфальт литого типа позволяет быстро выполнить строительство автотрассы и легко устранить повреждения глубиной до 50 мм. Он часто используется для обустройства велосипедных и тротуарных дорожек.

Важная информация! Литой асфальт продается упакованным в специальный контейнер, полностью готовым к использованию.

Литой асфальт выгодно отличается от обычного количеством компонентов и технологией укладки. Приготовленную смесь разогревают до 250 С. За счет высокой температуры она принимает форму текучей смеси, что позволяет равномерно распределить ее по поверхности дороги. Для укладки не требуется каток для уплотнения.

Типы асфальта

Основные преимущества литого асфальта:

  1. Он позволяет быстро и легко и быстро отремонтировать любые поверхности.
  2. Экологичность, безопасность, не боится химикатов и соли.
  3. Обладает водонепроницаемостью и повышенной устойчивостью к деформации.
  4. Износостойкость и долговечность.

Асфальт – востребованный материал, который используется в дорожном строительстве. Он подразделяется на разные виды, марки и типы, в зависимости от исходных компонентов, составляющих смесь и от соотношения массовых частей каждого из них в общем составе. Важную часть играют характеристики задействованных составляющих, например, размер фракций щебня или уровень очистки применяемого песка и минерального порошка. Любые типы асфальта содержат щебень или гравий, который является защитным элементом и повышает устойчивость покрытия к динамическим нагрузкам и внешним воздействиям.

Сфера применения и преимущества асфальтобетонных смесей

Основной сферой применения материала является формирование монолитных полотен дорог, также, в некоторых случаях, они используются для покрытия верхнего эксплуатируемого слоя полотна.

Кроме того, различные марки дорожных асфальтобетонных смесей могут использоваться:

Высокая востребованность такого материала обусловлена доступной стоимостью относительно цементобетонной смеси, хорошими эксплуатационными качествами и универсальностью использования в различных сферах.

  • Хорошие показатели механической прочности;
  • Устойчивость к упругим и пластическим деформациям;
  • Равномерность покрытия, которое обеспечивает возможность комфортного и быстрого передвижения транспорта;
  • Демпфирующие качества;
  • Возможность быстрой укладки при наличии специализированной техники;
  • Долговечность и относительно невысокую стоимость.


Плотные пористые стройматериалы применяют при укладке слоев дорожного полотна, взлетно-посадочных полос, площадок и других поверхностей. Для этого специалисты используют смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон.

Растворы классифицируют, согласно нескольким параметрам. Классификация зависит от особенностей компонентов, содержащихся в асфальтобетонных смесях. Различают четыре типа растворов. Классификация асфальтобетонных смесей выглядит так:

Читайте также: