Ближайшая дорога к волге

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

От Москвы до Волги: интересный маршрут выходного дня

Из Москвы разумно стартовать около 9 утра, тогда успеете спокойно позавтракать и добраться до первой точки аккурат к открытию. Ровно в 10:00 отпирают замки музея «История танка Т-34» (координаты — 56.055208, 37.529385). По названию понятно — экспозиция посвящена самой знаменитой бронемашине всех времен. Но не только ей. Поэтому не спешите проезжать мимо, если к военной технике интереса нет.

Заскочить стоит хотя бы из любопытства — посмотреть, сколько артефактов уместилось в маленьком дворике и двухэтажном здании. Тут есть, к примеру, деталь (как предполагается) легендарного царь-танка Лебеденко: гигантскую 40-тонную машину с колесами диаметром 10 метров (!) в 1917 году испытывали под Дмитровом. Дети будут в восторге от возможности подергать рычаги тренажера механика-водителя, легально забраться на настоящий Т-55 (охрана не прогонит), поглазеть на диораму, масштабные модели и удивительные миниатюры из жизни танкистов. Взрослым и тем, кто в теме, адресована коллекция настоящей техники от самоходки СУ-100 до современного газотурбинного танка Т-80Б, а также, разумеется, детально препарированная «тридцатьчетверка». Сразу понимаешь: для того поколения Т-34 был больше, чем просто железкой — столько с ним связано событий.

Вообще главное в этом музее — атмосфера. Ведь вырос он из. обычной дачи, когда дочь начальника конструкторского бюро по разработке «тридцатьчетверки» Николая Кучеренко организовала здесь экспозицию в память об отце. Еще раньше, 6 декабря 1941 года, с этого рубежа советские войска перешли в контрнаступление в битве под Москвой. Так что земля под ногами источает мощную энергетику.

Марфино: спокойствие по пропускам

За умиротворением надо ехать в Марфино. Бывшая дворянская усадьба находится в ведении Министерства обороны и только в прошлом году запретную территорию открыли для бесплатного публичного доступа. Но, похоже, знают об этом немногие — в парке на удивление тихо и безлюдно. Возможно, туристы просто боятся подойти к суровой проходной с сеткой на окнах, имеющей мало общего с музейной кассой. Хотя российским гражданам пропуск выдают без проблем при предъявлении паспорта. Учтите, бумажку надо сдать на выходе, поэтому не стоит поддаваться соблазну покинуть Марфино через дыру в заборе.

Мы рекомендуем запарковаться не у основного входа, а подъехать к усадьбе по исторической дороге (координаты — 56.079064, 37.560653), как когда-то на торжества собирались гости последних владельцев поместья — Паниных. Отсюда открывается самый живописный вид на главный дом в готическом стиле. Правда, обезображенный вандалами, изрядно побитый временем «Рыцарский» мост от греха подальше закрыли для прохода из-за аварийного состояния. Тем интереснее пересечь речку Учу по понтонному мосту и пройти 500 м до современного входа мимо двух церквей, услышав, как каждые 15 минут на редкость мелодично играют куранты. Увы, унылую архитектуру военного санатория миновать не получится. Потерпите — главный дом справа в паре минут хода по парковым тропинкам. Только как бы здание не прикончила корявая реставрация: где это видано, чтобы ступеньки на входе во дворец XVIII века отделывали дешевой керамической плиткой?

Икша: шлюз № 6

Дмитровское шоссе уходит к северу от столицы вдоль главной водоснабжающей артерии города — канала имени Москвы, который тянется на 128 км аж до Волги. Уникальное и вместе с тем зловещее сооружение. В 1932-1937 годах русло сверхбыстрыми темпами («Большевистские сроки рассчитаны на ударников, а не ротозеев») прокладывали заключенные ДмитЛага ОГПУ НКВД — киркой, лопатой и тачкой.

«Каналоармейцы» десятками тысяч гибли от непосильного труда, причем трупы закапывали здесь же — в окрестных рощах. Точное число жертв неизвестно до сих пор: по разным оценкам, оно колеблется от 22 тысяч до 1,5 миллиона. Говорят, у крупных гидротехнических сооружений до сих пор находят человеческие останки.

Всего на канале 11 шлюзов, поскольку вода идет не самотеком из-за перепада высот, из Волги ее поднимают насосами. Доступ на стратегические объекты, разумеется, закрыт, но мы подскажем хитрость. В районе Икши через шлюз № 6 перекинут пешеходный мост к железнодорожной станции. Найти его просто: с грунтовой парковки (координаты — 56.168296, 37.514009) спускаемся вниз по лесенке, идем по тропинке вперед метров 100 и упираемся в нужные ступеньки. Строгая табличка запрещает останавливаться на мосту и фотографировать, но охрана, похоже, устала гонять интересующихся — внимания на нас никто не обращает. Поэтому лезем смело и сверху наблюдаем, как огромные баржи проходят шлюзование: завораживающее зрелище. На обратном пути к машине можно выплеснуть адреналин в картинге: по левую руку будет крутой открытый автодром «Маяк».

Перемиловская высота

По дороге в Дмитров местность холмистая — не случайно в этом районе хватает горнолыжных клубов. А самый лучший вид открывается с Перемиловской высоты (координаты — 56.299412, 37.500293), особенно если приехать сюда во второй половине дня — к заходу солнца. Вместо шумных лыжников тут тишина. И гвоздики на каменном парапете у подножия гигантского воина.

Взметнув вверх пистолет-пулемет ППШ, солдат смотрит на Яхрому, канал имени Москвы и автомобильный мост. В конце ноября 1941 года он один связывал берега, другие переправы были взорваны. С запада приближались немцы с целью окружить Москву. Однако дальше канала Вермахт не прошел — несколько дней враг топтался на месте, пытаясь удержать господствующую высоту. А в начале декабря дрогнул, откатившись назад после советского контрнаступления.

К истоку Волги!

Всем – добра!
Планы на длительные первомайские праздники резко изменились по независящим от нас обстоятельствам, и мы со штурманом решили эти дни посвятить вылазке на природу. А точнее, на Селигер. Раньше, когда 3 года прожили в Торжке, в 130 км от Озера, так и не удосужились побывать там. И вот теперь решили восполнить этот пробел, съездить на 400 км. ))
Перешёл на летний вариант компоновки «Странника» — установил в багажник спальник, загрузились провиантом и скарбом. И – в путь.
Навигатор показывает дорогу через Новую Ригу и вправо через Ржев – там ближе, но мы поехали по М10, чтобы в Торжке навестить дочь и внука.
В общем, к Осташкову подъезжали, когда уже начало смеркаться.
Базы отдыха, отели и кемпинги в качестве жилья на эти дни мы не рассматривали – только дикарём.

Потому что также до поездки читал, что найти уединённое место для стоянки на Селигере не удастся – везде будут соседи… Но и прогноз погоды на эти дни рисовал всего 12-15°С (днём).
Просмотрел выбранное место по Яндекс.Картам и Гугл.Мапсу – буйное воображение рисовало поляну, сосны, укрытое от северного ветра место. При просмотре в более мелком масштабе на Яндексе недалеко от планируемого места нарисовалась база отдыха – позвонил туда, узнать что да как там. Говорят, не приезжайте, мы работаем только летом, сейчас не доедете… Пипец… Почему это мы не доедем, ведь Яндекс рисует дорогу… Я говорю, мы на 4WD, встанем недалеко от вас и мешать не будем. В ответ – бросили трубку…
При подъезде к Осташкову навигатор начал дурачиться и показывать, что дорога после деревеньки Залучья есть, но она закрыта… Но можно же, наверное, будет как-то объехать и добраться до заветного места.
Через примерно 50 км по асфальту терпимого качества, мимо нескольких баз отдыха, доехали до более-менее крупной деревни Свапуще. По дороге до неё в качестве резервного варианта присмотрел несколько сворóток в сторону озера. В Свапуще асфальт закончился. Из деревни один грейдер уходит к истоку Волги (деревня Волговерховье), другой — на город Демянск (я ездил в ту сторону в 2017 году до г. Холм Новгородской области), третий грейдер – наш, по берегу озера.
Проехали мимо ещё нескольких баз отдыха примерно 11 км до деревеньки Залучье, через которую дороги якобы нет… (встречная ушатанная «пятёрка» развернулась и подозрительно поползла за нами). Но дорога есть, навигатор рисует её теперь уже серым цветом, и мы едем дальше… Осталось-то всего проехать примерно 7 км, и мы будем у цели…
Уже стемнело, да ещё мы въехали в густой смешанный лес. Да, на пузотёрке здесь точно не проехать (не зря нам говорили ребята с базы отдыха), но мы упрямо прём вперёд. Штурман начала проситься развернуться и уехать отсюда – предчувствие, видишь ли, у неё… В двух местах встретились глубокие грязевые лужи, и я не стал рисковать проезжать по ним напрямую – объехал. Если пройдёт дождь, здесь можно надолго задержаться, тем более в одну машину. Уже стало совсем темно, мы недалеко у цели, и вскоре меж деревьев проблёскивает единственный фонарь деревни. Но нам в деревню не надо, пытаюсь уйти вправо по берегу озера. Дорога разбита вхлам, и её почти нет. Спускаюсь с пригорка, но впереди какая-то протока что ли, за ней просматриваются дом и какие-то постройки. В кромешной темноте совсем непонятно как проехать дальше… Ни солнечной поляны тебе, ни сосен… Какой-то кустарник, ветер с озера, холодно… Решаем не искушать судьбу, срочно выезжать обратно и искать жильё ближе к цивилизации… Время-то уже около полуночи.

На обратном пути включаю блокировку, поднимаю машину в самый верх – ползём обратно. Две грязюки прошли спокойно. Дальше в видео – уже лайтовая часть дороги до деревеньки Залучье. К сожалению, заснять на видео обратную дорогу с самого начала сообразили поздно… Возвращаться только для этого не стали )))

Наскоро перекусив и закусив, валимся спать.
Наутро, проснувшись по обычаю рано, выходим посмотреть – куда же мы приехали и где остановились.
Место стоянки нам понравилось: оборудовано кухней, столами, костровищем, рядом – озеро с мостками для рыбалки; в сторону леса, поодаль – хорошо оборудованный, чистый туалет, неподалёку – каркас для душевой.
Народу почти нет, соседи – 2 молодые, нешумные пары.

Мой штурман, одурманенный свежим воздухом и уставший от трудовых будней и вчерашнего треша, целый день отсыпался.

Но мне ж важен сам процесс, а рыба – так, что есть она, что нет… )))
Так быстро пролетели день и ночь. Ночью было достаточно холодно, термометр в машине показывал +1°С, и приходилось периодически прогревать машину.
На следующий день, к обеду, собрались в обратный путь.
(Кстати, свой (и не только) мусор за собой обязательно убрали. Впрочем, как и всегда.)
Но у нас был ещё второй пункт плана – посетить исток великой русской реки Волги, что находится в 20 км. от Свапуще.
Опять едем в Свапуще и в деревне уходим влево, на грейдер в Волговерховье. Здесь действует принцип «чем больше скорость, тем меньше кочек». Но надо быть осторожным, потому что из-за частых поворотов и гравия на дороге можно запросто слететь с дороги.
Доезжаем до деревни, оставляем машину на стоянке. Дальше – немного пешком до истока.

Где находится исток Волги и как до него доехать

Исток реки Волга

Доехать до истока Волги на машине не проблема, туда ведёт может не очень ровная, но дорога. Маршрут найти тоже не сложно, но шанс заблудиться в местных развилках всё-таки есть. По дороге на исток Волги вы увидите много интересного, в окрестностях Селигера множество красивых мест, монастырей и храмов, а также следов Второй Мировой Войны.

Чтобы было проще, мы на собственном опыте составили карту объектов вокруг истока Волги с маршрутом для поездки на машине. Где переночевать мы тоже подскажем – в Осташкове – от туда до истока и обратно можно не торопясь доехать в один день. Осмотреть всё вы успеете и у истока и в Осташкове и по пути.

Зато Исток Волги мы нашли с первого подхода.

Дорога там тоже не очень. Стиральная доска называется. Можно пробовать искать скорость на которой меньше трясет, но высота рифления дороги периодически меняется и все равно начинает трясти.

Исток Волги на карте

Расстояния от ближайших городов

Что посмотреть по пути

Кроме истока Волги около деревни Волговерховье и вообще вокруг Селигера много интересных и красивых мест.

Осташков

Самый крупный город на Селигере и центр осташковского района. Смотреть здесь особенно нечего. Есть исторический район с домами 18 века, исторический музей и несколько храмов.

В Осташкове вы можете сделать две вещи: пообедать и покататься на теплоходе по Селигеру. Например, поездку в Нилову пустынь можно заменить экскурсией на теплоходе, а из Осташкова сразу ехать к истоку Волги. Так даже удобней. Прогулка по озеру стоит недорого, а Нилова пустынь вам не совсем по пути.

Исток Волги

Исток реки Волга
Прокатиться по Селигеру на теплоходе
Где поесть в Осташкове

Про Осташкoff пишут разное, но местные нам его в своё время рекомендовали. Думаю. что попробовать можно.

Озеро Селигер

Из ближайших к Москве озёр это самое красивое и интересное. На самом деле их тут несколько, озёра объединились в единую систему сложной формы. Получилось много всяких заливов, проливов, мысов и островов, это и делает здешние пейзажи необычными.

По берегам озера расположено множество рыболовных и туристических баз, где можно отдохнуть. К истоку Волги вы обязательно поедете мимо этого озера.

Нило-Столобенская пустынь

Нилова пустынь – это самый красивый монастырь на Селигере, главное его украшение. Он занимает остров Столобный, расположенный всего в паре десятков метров от берега. Дорога упирается в мост, ведущий к воротам монастыря. Здесь тихо, красиво и кругом вода.

Залучье

Сейчас там сложно что-то разглядеть, однако с берега открываются красивые виды на озеро и острова, а рядом с городищем установлена деревянная церковь (ближе к деревне Березовый рядок).

Оковецкий ключ

Ширков Погост

Аэропорты Москвы: как добраться и не опоздать на рейс

ДОТ в Селижарово

Самый доступный объект Ржевского укрепрайона стоит прямо на обочине дороги, на въезде в Селижарово. В настоящее время на ДОТ установлена мемориальная доска, вход внутрь закрыт.

Позволю себе вставить в этот текст упоминание о моей бабушке, которая тоже работала на строительстве противотанковых рвов около Осташкова.

GPS координаты истока Волги и других объектов на Селигере

Даны координаты не самих объектов, а площадок куда можно подойти/подъехать, чтобы их увидеть.

Исток Волги
Дот в Селижарово

Дот находится справа на дороге Ржев-Селижарово. Проехать мимо сложно от Селижарово до него всего пара минут езды.

Мост через Волгу
Нило-Столобенская пустынь
Место для палатки на Селигере

Площадка расположена в лесу неподалеку от Нило-Столобенского монастыря и скрыта от лесной дороги высоким валом. Перевалиться через него на машине не составит труда. Зато, в выходные дни здесь может быть свободно, даже если все стоянки в округе заняты отдыхающими.

Полезные советы и хитрости в путешествии

Чтобы сэкономить на авиабилетах:

Найдите дешевый рейс, используя Aviasales. Он ищет билеты у авиакомпаний по всему миру.

Инструкцию как купить авиабилеты в интернете читайте здесь

Как сэкономить на отеле:

А здесь – инструкция к Airbnb

Не забывайте страховку:

Нескучный гид и интересная экскурсия:

Используйте Трипстер – у них самый большой выбор необычных экскурсий по всему миру.

Ближайшее к Москве место на Волге. Идеально для отдыха

И эти же люди шлют потом селфи из мест, "где каждый кирпичи помнит исторические события". Ну события, действительно важные происходили, например, брат Людовика стопицотпятого помирился с любовником своего кузена.

Да, кому-то, наверное, это интересно и важно знать. Но печально смотреть на тех, кто в посещении таких важных мест видит лучшую часть своего отпуска. Значит, такой тоскливый отпуск, что плакать хочется.

Но это не наш стиль!


Тем, кто любит большие и чистые водоемы в доступности короткой поездки на машине, посвящаю этот краткий пост.

Пару лет назад я был в том месте, где и начинается река Волга. А на днях добрался до Конаково, ближайшее место на карте от Москвы, где есть Волга. 120 км. Если ехать не вечером в часы пик, то за 2 часа доезжаете, с учетом всех светофоров в Клину и Солнечногорске.

Удивлен тем, что народу мало (погода этим летом не блещет) и не встретил тип населения под названием "быдло". Много "расслабленных отдыхом" подростков, но без быдлячества.

Цены в магазинах как в Москве, даже чуть ниже. Из-за того, что Конаково находится на границе Московской и Тверской областей, для москвичей здесь нет какой-то специфики по ценам. Есть те же самые сетевые магазины с такими же ценами. Да и вообще, Москва и вся ее инфрастурктура остается недалеко от вас во время короткого путешествия.

Катаясь на моторной лодке, мы проезжали гостиницу в виде замка, с гостевыми коттеджами прямо на берегу. "Наверное, здесь отдыхают не бедные люди", - подумал я еще. А когда на букинге набрал это место, оказалось, что номера там можно снять за 1 тыс с человека в сутки. Вокруг есть и гораздо более скромные места для отдыха, есть всякие санатории и квартиры в частном секторе. Рекомендую, в общем.

Многие едут с палатками и отдыхают прямо на берегу или островах, на которые можно добраться, заплатив кому-либо из перевозчиков рублей 500 за рейс.

Верхняя Волга: куда выбраться из Москвы на машине

Ярославский Кремль, нижегородская канатная дорога, костромские монастыри и невероятная природа – поволжские города таят много прекрасного. И хотя поездки по Волге чаще ассоциируются с круизами, мы предлагаем вам волжский роудтрип – путешествие на автомобиле.


Ярославский Кремль, нижегородская канатная дорога, костромские монастыри и невероятная природа – поволжские города таят много прекрасного. И хотя поездки по Волге чаще ассоциируются с круизами, мы предлагаем вам волжский роудтрип – путешествие на автомобиле.

Сегодня мы едем по Верхней Волге: из Москвы в Нижний Новгород с коротким визитом в Ярославль и Кострому.

Куда и когда едем

Поволжье делится на Верхнее, Среднее и Нижнее. На каждом этапе маршрута есть интересные города. Верхняя Волга – это участок до впадения Оки в Нижнем Новгороде, и каждый из волжских городов заслуживает отдельной поездки.

В Поволжье красиво в любое время года, но в феврале и марте на дороге могут появиться сюрпризы – лужи и снег. Самый неприятный переезд на нашем маршруте – из Костромы в Нижний Новгород, на других участках дорога хорошая.

Как прокладывать маршрут

Скажем сразу – «Гугла» и навигатора будет недостаточно. Если вы впервые отправляетесь в длинное автопутешествие, заранее рассчитайте горючее – хотя бы примерно.

Правильное расстояние подскажет, например, портал «Автодиспетчер» – им пользуются те, кто занимается грузоперевозками, и данные здесь точнее, чем в «Гугл-картах».

Расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода – примерно 420 км, его можно преодолеть за 5-6 часов.

Чтобы заехать в Ярославль и Кострому, придется сделать крюк. Можно разбить маршрут на две части: первая половина путешествия – Ярославль и Кострома, вторая – Нижний Новгород.

Как подготовиться к поездке

Это кажется банальностью и прописной истиной, но все-таки повторим еще раз: за рулем должен сидеть опытный водитель, умеющий ездить по российским трассам и готовый, если что, к плохой дороге, неадекватным водителям фур, гаишникам, редким заправкам и прочим «радостям».

Идеальное количество участников поездки – четверо: два водителя, штурман с картой и пассажир с большим мешком еды.

Когда путешествуете зимой или ранней весной, выбирайте авто с увеличенным дорожным просветом – надежный кроссовер. Если такого нет – берите в аренду, благо, в Москве есть все те же прокатные компании, что и в Европе.

Где остановиться

Чтобы не бросать автомобиль на улице, выбирайте отели с подземной парковкой – иногда за нее придется доплатить, иногда она входит в стоимость проживания. Неплохой вариант в Ярославле и Нижнем Новгороде – отели сети Ibis. Ярославский Ibis находится в центре города, нижегородский – в двух километрах от центра, но это тоже не очень страшно.

Ярославль

Москва – Ярославль – примерно 270 км.

Альтернатива автомобилю. Экспресс с Ярославского вокзала. Будете в городе через три с половиной часа.

Увидеть обязательно: Спасо-Преображенский монастырь, памятник Ярославу Мудрому, Церковь Ильи Пророка, Ярославская стрелка, Успенский кафедральный собор.

Парковки. В ноябре прошлого года в Ярославле появились платные парковки на Богоявленской и Красной площадях. Оставлять машину на улице достаточно безопасно, однако, конечно, гарантий нет.

Куда поехать из Ярославля. Если решите свернуть с маршрута, посетите уютные Мышкин и Углич – ночевать там необязательно, все достопримечательности можно осмотреть за один день.

Считается, что город был основан Ярославом Мудрым в 1010 году, хотя на самом деле эта дата довольно условна – точных данных так и не нашли. Зато, если судить по летописям, Ярославль – первый христианский город на Волге.

В первый день загляните в Спасо-Преображенский монастырь, который частенько называют Ярославским Кремлем. Сегодня это главная достопримечательность города, без которой не обходится ни одна поездка в Ярославль.

Сейчас на территории монастыря находится музей, выставки стоят совсем недорого – за тридцать рублей можно узнать о книжных сокровищах Ярославля или увидеть редкие иконы.

yaroslavl-monastyr

Не пропустите Святые ворота со стороны набережной Которосли, трапезную палату и Церковь Рождества Христова.

Рядом с монастырем – знаменитый памятник основателю города Ярославу Мудрому, изображенный на купюре 1 000 рублей.

Прогулявшись по монастырю, отправляйтесь к набережной. В Ярославле сливаются две реки – Волга и Которосль, и волжская набережная – главное место прогулок горожан. Красивее всего здесь, конечно, поздней весной и летом.

Говорят, в Ярославле есть несколько «нехороших» мест. Одно из них – Красная площадь в самом центре города, неподалеку от Речного вокзала. Здесь, между проспектом Октября и улицей Советской, стоит знаменитый «дом самоубийц». Многие верят, что люди прыгают из окон и вешаются в квартирах из-за того, что дом построен на месте церковного кладбища.

На следующий день прогуляйтесь до Ярославской стрелки – места, где сливаются Волга и Которосль. Несколько лет назад стрелку отреставрировали и облагородили, и теперь здесь приятно гулять. Удобнее всего начать прогулку с Советской площади, куда ведет пешеходная улица Кирова. На Советской не пропустите один из главных ярославских храмов – церковь Ильи Пророка, построенный богатыми ярославскими купцами Скрипкиными.

yaroslavl-strelka

Совет. Если погода позволит, обязательно отправляйтесь на речную прогулку по Волге и сфотографируйте город с воды.

Где есть и пить. В Ярославле много ресторанов в русском стиле. Неплохо кормят в «Собрании» и трапезных палатах «Иоанн Васильевич».

Последнее заведение сделано в стилистике фильма Гайдая, и многие посетители приходят сюда не столько поесть, сколько сфотографироваться в необычных интерьерах. Туалет в «Иоанне Васильевиче», например, легко спутать с лифтом.

Если вам по душе что-то более современное и модное, посидите с друзьями в гастропабе «Цепеллин» или в баре «Дудки». В «Дудках» по ночам еще и танцуют.

Кострома

Ярославль – Кострома – примерно 85 км.

Альтернатива автомобилю. Поезд из Москвы с Ярославского вокзала идет шесть часов. Из Ярославля, с главного вокзала, доберетесь до Костромы за два часа.

Парковки. Год назад в Костроме появилась первая зона платной парковки, и сейчас, оставляя машину на улице, обязательно проверяйте – платно или бесплатно. Кострома, по сравнению с Ярославлем, город тихий и размеренный, так что проблем с поиском места для парковки здесь гораздо меньше.

Кострома

Куда поехать из Костромы. Обязательно – в Плес, город, где жил и творил Исаак Левитан. Местные пейзажи художник увековечил на знаменитой картине «Над вечным покоем» – она висит в Третьяковке.

Кострому называют сырной столицей России, так что если хотите привезти вкусный подарок близким, загляните на «Сырную биржу» – магазинчик у торговых рядов.

Сыр в Костроме варили еще с конца XIX века, а когда прогремели санкции, и с полок российских магазинов исчезли так милые сердцу пармезан и грана падано, костромские сыровары были первыми, кто стал делать сыры по итальянским технологиям, привлекая к работе самих итальянцев.

Подробный обзор как провести время в Костроме, куда сходить и что посмотреть, читайте в материале «Золотое кольцо России: Кострома».

Нижний Новгород

Кострома – Нижний Новгород – примерно 340 км.

Альтернатива автомобилю. Из Москвы до Нижнего Новгорода можно добраться на скоростном поезде за четыре часа, на обычном – за шесть. На самолете – прямым рейсом за полтора часа. Из Костромы на поезде напрямую до Нижнего доехать не получится, только через Москву. Зато можно автобусом – семь часов в пути.

Увидеть обязательно: Нижегородский Кремль, канатная дорога, Чкаловская лестница, набережная, стрелка Оки и Волги, Большая Покровская улица.

Парковки. В центре города есть платные парковки. Нижний – город большой, запарковаться здесь труднее, чем в Ярославле или Костроме.

Куда поехать из Нижнего. Во Владимир, Саров и Муром. Также отсюда недалеко до Дивеевского монастыря – одной из самых известных русских обителей.

Нижний называют столицей Поволжья, хотя это звание у города грозится отобрать то Самара, то Саратов. Это большой город, который любителям старины может показаться неуютным. Здесь, в Нижнем, где Ока впадает в Волгу, заканчивается Верхнее Поволжье и начинается Среднее.

Любоваться волжскими красотами лучше всего с кремлевской стены, однако полностью она открыта только в теплое время года. Зимой и в начале весны придется довольствоваться только маленьким кусочком.

nizhniy-novgorod

На гербе Нижнего Новгорода изображен олень. Считается, что это символ мудрости, чистоты и благородства. Однако, по другой версии, изначально на нижегородском гербе был изображен лось, так как олени в этих краях не водились.

Еще одна нижегородская фишка – канатная дорога через Волгу, которая соединяет Нижний с соседним городом Бором. Для туристов канатка – забавный аттракцион, а для местных – общественный транспорт. В городе Бор делать особенно нечего, поэтому, прокатившись в одну сторону, можно сразу же поехать обратно.

Есть в Нижнем и свой «Арбат» – пешеходная улица Большая Покровская, где много ресторанчиков и баров. Прогулявшись по ней, спуститесь к набережной по Чкаловской лестнице – говорят, это самая длинная лестница России.

nizhniy-novgorod-bolshaya-pokrovskaya

Чкаловская – неофициальное название лестницы, изначально она называлась Волжской. Новое имя возникло само собой: лестница начинается у памятника летчику Валерию Чкалову, уроженцу Нижегородской губернии.

Совет. Никогда не путайте два Новгорода – Великий и Нижний. Сами нижегородцы очень на это обижаются.

Где есть и пить. Найти ресторанчик или кафе в районе Большой Покровской не составит труда. Цены, правда, здесь почти как в Москве. В субботу вечером загляните в коктейль-бар Franky – там с помощью напитков и интерьера воссоздали атмосферу американского бара начала XX века.

Дороги к Волге

Волга — это главная водная артерия Европейской части России.

Крупные автомобильные дороги на реке Волга от истока до устья:

Верхняя часть Волги (до места впадения реки Ока в реку Волга).
Тверская область:
поселок Селижаров – автодорога Р87 «Ржев-Осташков».
город Ржев – автодороги: Р87 «Ржев-Осташков»; А112 «Тверь-Ржев»; М9 «Москва–Волоколамск».
город Зубцов – автодороги: Р134 «Смоленск-Зубцов»; М9 «Москва-Волоколамск».
город Старица – автодороги: А112 «Тверь-Ржев»; Р88 «Степино-Старица».
город Тверь – автодороги: М10 (Е-95) «Москва-Питер»; А112 «Тверь-Ржев»; Р90 «Волоколамск-Тверь»; Е105 «Киркенес-Ялта»; Р84 «Тверь-Устюжина».
город Кимры – автодорога Р116 «Дубна-Горицы».
город Калязин – автодороги: Р104 «Череповец-Калязин-Сергиев Посад»; Р86 «Пузиково-Калязин».

Московская область:
город Дубна – автодорога А104 «Москва-Дубна».

Ярославская область:
город Углич – автодороги: Р153 «Углич-Ростов Великий»; Р104 «Череповец–Сергиев Посад».
город Рыбинск – автодороги: Р104 «Череповец–Сергиев Посад»; Р151 «Ярославль-Рыбинск».
город Тутаев – автодорога Р151 «Ярославль-Рыбинск».
город Ярославль – автодороги: Р151«Ярославль-Рыбинск»; М8 «Москва-Ярославль»; А113 «Ярославль-Кострома».

Костромская область:
город Кострома – автодороги: А113 «Ярославль-Кострома»; Р99 «Кострома-Буй»; Р600 «Кострома-Иваново».

Ивановская область:
город Заволжск – автодорога Р101 «Островское-Кинешма».
город Кинешма – автодороги: Р71 «Дворики-Шуя-Кинешма»; Р81 «Кинешма-Чкаловск»; Р101 «Островское-Кинешма».
город Пучеж – автодорога Р81 «Кинешма-Чкаловск».

Нижегородская область:
город Чкаловск – автодорога Р81 «Кинешма-Чкаловск».
город Заволжье – автодороги: Р81 «Кинешма-Чкаловск»; Р152 «Шопша-Иваново-Н.Новгород».
город Балахина – автодорога Р152 «Шопша-Иваново-Н.Новгород».
город Нижний Новгород – автодороги: Р152 «Шопша-Иваново-Н.Новгород»; М7 «Москва-Уфа», Р125 «Ряжск-Н.Новгород»; Р158 «Н.Новгород-Саратов»; Р159 «Н.Новгород-Киров».

Средняя часть Волги (от места впадения Оки до места впадения Камы в реку Волга).
Нижегородская область:
город Лысково – автодорога М7 «Москва-Уфа».

Республика Чувашия:
город Чебоксары – автодорога М7 «Москва-Уфа».
город Мариинский Посад – автодорога Р173 «Йошкар-Ола – Козьмодемьянск».

Республика Татарстан:
город Казань – автодороги: М7 «Москва-Уфа»; Р239 «Казань-Оренбург»; Р241 «Ульяновск-Буинск-Казань»; Р242 «Пермь-Екатеринбург».

Нижняя часть Волги (от места впадения Камы до устья реки Волга).
Республика Татарстан:
город Болгар – автодорога от Р240 «Уфа-Оренбург».

Ульяновская область:
город Ульяновск – автодороги: Р241 «Ульяновск-Буинск-Казань»; А151 «Цивильск-Ульяновск»; Р178 «Саранск-Ульяновск-Дмитровоград-Самара».

Самарская область:
город Тольятти – автодорога М5 «Москва-Челябинск».
город Самара – автодороги: М5 «Москва-Челябинск»; М32 «Самара-Большая Черниговка-граница с Казахстаном»; Р224 «Самара-Оренбург»; Р225 «Самара-Бугуруслан»; Р226 «Самара-Волгоград».
город Сызрань – автодороги: М5 «Москва-Челябинск»; А151 «Цивильск-Ульяновск»; Р227 «Сызрань-Шигоны-Усолье».

Саратовская область:
город Хвалынск – автодорога Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».
город Балаково – автодорога Р226 «Самара-Волгоград».
город Вольск – автодорога Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».
город Маркс – автодорога Р226 «Самара-Волгоград».
город Энгельск – автодороги: Р226 «Самара-Волгоград»; Е38 «Украина-Россия-Казахстан»; Р236 «Саратов-Энгельс-Ершов-граница с Казахстаном».
город Саратов – автодороги: Р226 «Самара-Волгоград»; Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград»; Е38 «Украина-Россия-Казахстан»; А144 «Курск-Воронеж-Саратов»; Р158 «Н.Новгород-Саратов».

Волгоградская область:
город Камышин – автодорога Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».
город Николаевск – автодорога Р226 «Самара-Волгоград».
город Дубовка – автодорога Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».
город Волжский – автодорога Р226 «Самара-Волгоград».
город Волгоград – автодороги: А153 «Волгоград-Бузиновка»; М6 «Москва-Тамбов- Волгоград-Астрахань»; М21 «Волгоград-Донецк-Днепропетровск-Кировоград»; Р221 «Волгоград-Элиста»; Р228 «Сызрань-Саратов-Волгоград».

Астраханская область:
город Нариманов – автодорога М6 «Москва-Тамбов- Волгоград-Астрахань».
город Астрахань – автодороги: М6 «Москва-Тамбов-Волгоград-Астрахань»; А154 «Астpахань-Элиста-Светлоград-Ставрополь-Черкесск»; Р216 «Ставрополь-Элиста-Астрахань»; Е40 «Франция-Бельгия-Германия-Польша-Украина-Россия-Казахстан-Узбекистан-Туркмения-Киргизия».

Река Волга

Волга — одна из крупнейших рек мира и России, и самая длинная река Европы. Длина Волги — 3530 км, площадь водосборного бассейна — 1 360 000 км кв. Исток Волги находится на Валдайской возвышенности возле деревни Волговерховье в Тверской области. Устье — в Каспийском море. Годовой сток составляет 254 км куб. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Географически Волга делится на несколько частей: Верхняя Волга (от истока до слияния с рекой Окой), Средняя Волга (от впадения реки Оки до впадения реки Камы) и Нижняя Волга.

Река Волга в Твери.


Река Волга в Твери.

Волга протекает по территории 15 субъектов России: Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Костромская область, Московская область, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область, Ульяновская область, Ярославская область, а также республик — Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия. На Волге расположены четыре города, с числом жителей более миллиона человек: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.

Населенные пункты на Волге, где делают остановки круизные теплоходы (от Твери до Астрахани вниз по течению, по состоянию на 2019 год):

— Тверь (Тверская область)
— Дубна (Московская область)
— Калязин (Тверская область)
— Углич (Ярославская область)
— Мышкин (Ярославская область)
— Коприно (Ярославская область)
— Весьегонск (Тверская область)
— Рыбинск (Ярославская область)
— Тутаев (Ярославская область)
— Ярославль (Ярославская область)
— Кострома (Костромская область)
— Плес (Ивановская область)
— Кинешма (Ивановская область)
— Юрьевец (Ивановская область)
— Чкаловск (Нижегородская область)
— Городец (Нижегородская область)
— Нижний Новгород (Нижегородская область)
— Макарьево (Нижегородская область)
— Козьмодемьянск (Республика Марий Эл)
— Чебоксары (Республика Чувашия)
— Мариинский Посад (Республика Чувашия)
— Козловка (Республика Чувашия)
— Свияжск (Республика Татарстан)
— Казань (Республика Татарстан)
— Тетюши (Республика Татарстан)
— Болгар (Республика Татарстан)
— Ульяновск (Ульяновская область)
— Тольятти (Самарская область)
— Ширяево (Самарская область)
— Волжский утес (Самарская область)
— Самара (Самарская область)
— Винновка (Самарская область)
— Хвалынск (Саратовская область)
— Балаково (Саратовская область)
— Усовка (Саратовская область)
— Саратов (Саратовская область)
— Камышин (Волгоградская область)
— Волгоград (Волгоградская область)
— Никольское (Астраханская область)
— Ахтуба (Астраханская область)
— Астрахань (Астраханская область)

На Волге расположены несколько зеленых стоянок: это место, где туристы могут отдохнуть на природе, после посещения городов, искупаться, побродить по лесу, а круизные компании организуют пикники (обычно приготовление шашлыка). Такие стоянки находятся в Ярославской области — Коприно, Самарской области — Ширяево, Волжский утес и Винновка, Саратовской области — Усовка и Астраханской области — Ахтуба.

В Волгу впадает более сотни рек, но двумя крупнейшими притоками Волги являются река Ока и река Кама. Крупнейшие притоки верхней Волги — Селижаровка, Тьма, Тверца, Молога, Шексна, Которосль и Унжа. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении — Ока, Сура, Ветлуга и Свияга. Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки — Сок, Самару, Большой Иргиз, Еруслан. Дельта Волги начинается в месте отделения от русла Волги рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в России и крупнейшей в Европе. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Главные рукава — Бузан, Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Ахтуба; из них в судоходном состоянии поддерживается Бахтемир, образуя Волго-Каспийский канал по которому суда попадают в Каспийское море.

Река Волга через Канал имени Москвы (Московская область) соединена с рекой Москвой. Через реку Шексну — с Волго-Балтийским водным путем (выход к Белому и Балтийскому морям), а через Волго-Донской судоходный канал (Волгоградская область) — с рекой Дон (выход к Азовскому и Черному морям).

Транзитное грузовое судоходство на Волге начинается в начале апреля, когда открываются шлюзы Волжской ГЭС, в середине апреля начинают работы шлюзы Жигулевской ГЭС и Саратовской ГЭС, а в конце апреля — Чебоксарсарской, Нижегородская, Рыбинской и Угличской ГЭС. Завершают работы гидроузлы в том же порядке, но по убыванию с середины ноября (Углич, Рыбинск и т. д.) и закрываются к 1 декабря (Волгоград). Более подробно сроки начала и завершения судопропуска на волжских гидроузлах >>

Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде.


Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде. 2017 г. Фото: Михаил Архипов

С 1930-х годов река постепенно превращается в каскад водохранилищ: на Волге были построены восемь гидроэлектростанций, плотины которых образовали огромные водные пространства. Сегодня Волжско-Камский каскад ГЭС — в списке крупнейших транспортно-водно-энергетических систем в мире.

Гидроэлектростанции на реке Волге:

Волжский каскад водохранилищ:

Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы.


Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:

Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область).


Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область). 2010 г. Фото: Иван Загайнов

Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):

Река Волга в Астраханской области.


Река Волга в Астраханской области. 2013 г. Фото: Андрей Урицк

Расположение и описание истока реки Волга

Как у любой другой реки, у Волги есть свое место начала. Это конкретный географический объект со своими координатами и названием.

Он находится на территории конкретного российского региона. У места зарождения Волги имеются свои географические особенности.

На данной территории есть несколько интересных достопримечательностей. Она является природным памятником и заказником. Благодаря своему статусу, как место начала великой реки, исток пользуется большой популярностью среди туристов.

Где находится начало водоема?


Местом начала Волги считают деревеньку Волговерховье.

Конкретно река берет начало на юго-западе данного населенного пункта. На этой земле Волга начинается как небольшой ключ.

Фактическим, истоком считается один из бьющих родников. Вместе с другими ключами он образует маленький водоем. Именно здесь и берет свое начало Волга.

Примерно 20 млн лет назад Волга зародилась в совсем другом месте. Предположительно располагалось в районе западных склонов Урала. Древняя Волга протекала по тем территориям, где сейчас находятся Кама и Белая.

Расположение на карте

Начало реки находится на территории Тверской области. Конкретно в ее Осташковском городском округе.

Исток находится в глубине Валдайской возвышенности. Точные координаты объекта следующие: 57 0 15 ’ 07 ‘’ северной широты и 32 0 28 ’ 24 ” восточной долготы.

Это координаты местонахождения родников, бьющих из земли и образующих водоем, который является местом зарождения реки. Здесь же расположена небольшая часовня с мостиком. В ней имеется купель. Перед входом в часовню имеется надпись, указывающая на то, что это исток Волги.

Как добраться?

Из города надо поехать в сторону села, которое называется Свапуще. Расстояние между данными пунктами составляет порядка 53 км. Дорога асфальтированная.

На карте маршрут до истока из Твери:


Ориентируясь по дорожным указателям, нужно поехать в направлении деревни Волговерховье. До данного населенного пункта не ездят автобусы. Можно добраться на автомобиле. Дорога до Волговерховья грунтовая. Также есть возможность дойти пешком.

По пути в Волговерховье из села Свапуще сначала пойдет грунтовая дорога. После 10 км пути станет видно озеро Стерж. Затем дорога поведет в лес. По пути встретится деревня Вороново. Следующим пунктом станет Волговерховье.

Описание места

Начало реки представляет собой маленький ключ. Рядом с местом находится небольшое болотце. Оно питается несколькими родниками. Сами ключи образуют маленький водоем. Он и является истоком.

Родник окружает ранее построенная часовня. К ней проложен маленький мост. Из сформированного родниками водоема и начинает течь Волга.

В этом месте ее ширина максимум достигает 100 см. А глубина всего лишь 30 см. Вода в данном месте красно-бурая. При этом ручей в засушливые сезоны нередко пересыхает.

Рядом также имеются фрагменты первой волжской плотины. Они находятся примерно в 300 метрах от места, откуда начинается река. Плотина сделана из камня. Она была построена еще в начале прошлого столетия.

На фото можно увидеть как выглядит место, где берет свое начало река и деревянную часовню, которая расположена над истоком Волги:


Первые 3 км речка представляет собой ручей. После 3-го километра она впадает в Малые Верхиты. Это проточное озеро. После этого Волга впадает в еще одно озеро под названием Большие Верхиты. В дальнейшем река впадает в еще целый ряд озер.

Первым из них является Стерж. В совокупности после этого она проходит еще через три озера. Все они выступают частью Верхневолжского водохранилища. Данные объекты располагаются на территории Валдайской возвышенности.

Достопримечательности

Главной достопримечательностью является Ольгинский монастырь. Сам объект находится примерно в 300 метрах от места начала реки. На его территории расположен Спасо-Преображенский собор. Также там находится церковь Николая Чудотворца.


Интересное видео

Предлагаем к просмотру видео-экскурсию по местности, где расположен исток реки Волга:

Заключение

Исток Волги является природным памятником. Это объект со статусом заказника. Само место расположено в деревеньке Волговерховье, что в Тверской области.

Территория примечательна тем, что находится на Валдайской возвышенности на высоте в 228 метров. В этом месте Волга представляет собой небольшой ручей, который нередко пересыхает в летний период.

В данном месте имеется ряд достопримечательностей. Наиболее известны среди них Ольгинский монастырь и первый волжский мост.

Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Угличская ГРЭС на реке Волге

Угличский шлюз

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

Шлюзы в Рыбинске

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Городецкий шлюз, фото

Шлюзы Городецкого гидроузла

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Чебоксарская ГЭС

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Монумент «Волга», фото

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.

Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.

Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.

Средняя Волга

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.

Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.

По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!

Нижняя Волга

Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.

Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.

Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.

От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.

Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.

Дельта

Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.

Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.

Читайте также: