Бсз на иж планета 5 своими руками

Обновлено: 30.06.2024

Оптическое бесконтактное зажигание на ИЖ Юпитер 5К

Многих наверняка парит штатная контактная система зажигания на отечественных мотоциклах. Постоянная необходимость ее регулировать, то зазоры уплывут, то конденсатор пробъет, то контакты подгорели.

эх, тоска зеленая! а что если. товарищ интернет в помощь и находим опять же интересные всякие статейки, заметки и картинки.

Ну во-первых хочу поблагодарить форум МотоИЖ и его дружелюбных пользователей. Не одни сутки провел я листая ветки форума, читая гневные комменты, интересные посты и всякий флуд. Сейчас я попытаюсь собрать все мысли в голове в порядок и "родить" конспект всего это просвещения. Руководство к действию, так сказать.

Теория.
На мотоцикл ИЖ, а именно юпитер, возможность установить бесконтактное зажигание имеется, и нет ничего сложного.

Общая схема включения выглядит так:

Коммутатор впринципе можно любой, хотя многие ругают коммутаторы фирмы Астра в прозрачном корпусе. не знаю даже что может вывести его из строя, покупаем вот такой:

Катушка зажигания от Оки или от 406 двигателя

Далее комплект силиконовых проводов с наконечником в виде чехла и с распределенным сопротивлением. Чехол уберет извечную проблему пробоя свечи в дождь, а распределенное сопротивление избавит от необходимости подбирать колпачки.

Датчик холла для данной композиции менее всего пригоден, т.к. единственное место его установить — корпус генератора, магнитные поля от него будут периодически перемагничивать встроенный в Холл магнитик, можно конечно изготовить экранирующую пластину… ладно, об этом позже ;-)

Ну еще стоит приобрести жгут проводов от Оки или Нивы.

ВСЁ! Гениально, не правда ли? тупо собрать по схеме провода и должно работать, можно ставить на мотоцикл. Но мы пойдем другим путём.

Благодаря пользователю Umka и его статьи было решено улучшить данную систему установкой оптического датчика вместо датчика Холла.

Описание из статьи Umk'и:
Датчик собран на двух микросхемах в корпусе Soic-8. Та что слева, интегральный регулятор напряжения LM317, включенный в режиме стабилизации тока (аналог КРЕН12). Ее можно было и не ставить, но так светодиод практически полностью защищен от перегорания. Да и яркость свечения от величины разряда батареи не будет меняться, а это более надежный запуск и устойчивость к «запылению». Микросхема справа – это логический компаратор. Он сравнивает два напряжения на входах (3 и 2 нога). До тех пор, пока напряжение на ножке 3 ниже чем на 2, выходной транзистор (внутри микросхемы) открыт, поэтому на выводе 7 (выход датчика) низкий уровень напряжения, поскольку большая его (напряжения) часть падает на резисторе R7. Как только напряжение на выв. 3 превысит напряжение на выв. 2, компаратор мгновенно переключится, закрыв выходной транзистор, создавая тем самым высокий уровень на выходе 7. Опорное напряжение на выв. 2 формируется делителем напряжения из резисторов R5, R6 и составляет половину напряжения питания. Напряжение на выводе 3 формируется измерительной цепью из фототранзистора и резистора R4, которые в эквиваленте составляют тот же делитель. Только величина сопротивления фототранзистора зависит от степени его освещенности, освещенность создает инфракрасный светодиод, а модулятор модулирует (прерывает) световой поток. Прошу прощения за каламбур. То есть на выходе мы имеем четкий сигнал практически прямоугольной формы на любых оборотах двигателя. Изменяя соотношение резисторов R5 – R6, или подбирая R4 можно подстроиться под любой фототранзистор и уровень освещенности (читай запыленности) датчика для достижения надежной работы. Собственно для 12В систем зажигания ничего подбирать думаю, не придется, т.к. и фототранзистор и микросхема имеют большой «запас» по уровню срабатывания. Так что забудьте о страшных историях про пыль и масло в зажигании и неработающий из-за этого оптический датчик!

Итак, идем в радиомагазин и покупаем необходимые детальки, делаем пайку на коленке навесным монтажом:

Проверяем работоспособность схемы с помощью пульта от телевизора. В нем стоит обычный ИК диод, передающий команды, эти команды мы должны заметить по мигающему светодиоду в схеме

Далее необходимо изготовить печатную плату. Для этого измеряем площадку крепления штатной системы зажигания что бы определить сколько места у нас есть и делаем бумажные заготовки.

Прощайте контакты, здравствуй БСЗ!


Что же нужно для установки БСЗ на мотоцикл ИЖ Юпитер взамен контактного зажигания.

1)Коммутатор БСЗ ВАЗ, фирма роли не играет.

2)Коса БСЗ 2101-07 в народе коммутаторный пучок

3)Катушка зажигания с двумя выходами (Газель, Волга, ОКА)

4)Датчик Холла ВАЗ, модель роли не играет.

5)Площадка под датчик Холла

Переходим к замене.

Полностью демонтируем старую абсолютно ненужную контактную систему зажигания. Устанавливаем новую катушку зажигания, коммутатор, прокладываем косу БСЗ, Подсоединяем в бортовую сеть согласно схеме приведенной ниже. Остальная работа будет по токарке, необходимо выточить площадку под датчик холла. Я использовал листовой аллюминий толщиной 1,5 мм. Модулятор он же прерыватель выточил из металла 1мм. согласно чертежу. Принцип работы прост, модулятор проходит в прорези датчика Холла, тем самым прерывая магнитное поле в нем, когда поле возобновляется проходит импульс на коммутатор, это и есть момент искрообразования. Для удобства установки зажигания можно использовать прибор мгновенной диагностики(МД-1) он продается в автомагазинах, подключается в разъем коммутатора. Устанавливается верхняя мертвая точка, с помощью прибора для установки угла опережения зажигания отводим поршень на 2-2,8мм назад(можно использовать обычный штангельциркуль с глубинометром), дальше устанавливаем модулятор на разрыв, если выставлять с МД-1, то момент возгорания светодиода. Если модулятор сделан симметрично, то установка зажигания на втором цилиндре не требуется. Если всё сделано правильно а искры нет поменяйте местами щетки генератора. От себя скажу система заработала выше всяких похвал. В видео ниже показан побочный эффект такого зажигания, мотор так же может работать в противоположную сторону.





Бсз на иж планета 5 своими руками

Среди владельцев советских мотоциклов существовала довольно популярная забава - установка бесконтактной системы зажигания (БСЗ). Естественно, делали они это не просто так, на это их подбивали определенные преимущества БСЗ. Коммутатор позволяет скормить катушке зажигания ток побольше и получить искру посильнее, а датчик выдает более четкий сигнал строго в нужные моменты времени, поскольку проблема с искрением и дугой на разрывающемся контакте уже не существует.

Как я уже говорил, у меня тоже есть вполне себе советский Иж Планета-5, в котором я изредка ковыряюсь. С годами его братьев больше на дорогах не становится, но мой пока еще ездит. Поэтому сейчас пойдет рассказ о моей попытке добить прикрутить БСЗ к своему коню.

Идея БСЗ заключается в том, что вместо прерывателя на валу устанавливается "шторка" (модулятор), которая проходит через щель в датчике (оптическом или датчике Холла) и вызывает его срабатывание. Большим током через катушку занимается уже коммутатор, в котором есть силовой транзистор.

Изначально, после чтения кучи разных статей и постов сформировался такой список покупок:

  • Коммутатор от автомобиля ВАЗ, в моем случае с маркировкой 36.3734 (и вдогонку разъем с проводами)
  • Катушка зажигания 027.3705
  • Датчик Холла, так же от ВАЗ (забегая вперед - плохая идея)

Затем, когда все это было у меня на руках, соединил это добро по следующей схеме (кликабельно):

Схема БСЗ с коммутатором 3734

На электрической схеме это выглядит не особо сложно. Гораздо сложнее здесь конструкторская часть - думать, как все это прикрутить, ползать вокруг мотоцикла, протаскивать провода во всякие щели.

Более-менее просто дела обстоят с катушкой. Ей в любом случае место под баком. Но она ощутимо больше стандартной катушки от Планеты, так что воспользоваться тем же ухом не получится. У меня катушка была прикреплена вплотную к раме с помощью импровизированного хомута и болта (на фотографии). Если будете повторять этот вариант - следите, чтобы шляпа болта не протерла бензобак.

Установка катушки 027.3705 мотоцикл / ignition coil mount

Для крепления коммутатора понадобилось две металлические детали и немного фантазии. Место было выбрано недалеко от клаксона, где дуги безопасности соединяются с рамой. Сначала на болты от дуг был посажен некий кронштейн, сделанный из какого-то профиля. Затем к этому кронштейну был прикручен "адаптер" под размеры коммутатора. По фотографиям должно быть более понятно, что я тут пытался сейчас описывать.

Установка коммутатора 3734 на мотоцикл / EIM mount

Датчик не будет работать сам по себе - ему нужна шторка, от которой он будет срабатывать. Материал шторки зависит от типа датчика. Для оптического - главное чтоб непрозрачный. Для датчика Холла шторка должна быть стальной. Форма зависит от того, как будет закреплен датчик и как в его зазор должна будет заходить шторка. На данном этапе это был полукруг (180 градусов) с отверстием для крепления на вал в середине.

Теперь надо прикрепить датчик и докинуть до него провода. Пункт назначения - генератор :) Если справа открутить круглую крышку с логотипом ИЖ, то мы как раз увидим генератор и половину штатной системы зажигания - прерыватель, конденсатор и кулачок на валу. Прерыватель, естестенно, был демонтирован. Пропустим вопрос, как дотащить в эту область провода (это сложно, но интересного тут ничего нет), и перейдем к датчику Холла.

Фаза 1: Испытание датчика Холла

Думаете, я сейчас буду объяснять, как его крепить? Хрен там. Вместо этого поговорим о том, почему это НЕ нужно делать. Дело в том, что датчик на основе эффекта Холла реагирует на магнитное поле. Именно поэтому ВАЗовский датчик имеет встроенный магнит по другую сторону зазора и именно поэтому шторка должна быть стальной. Ну а как работает трехфазный генератор в мотоцикле? Внезапно, его работа тоже связана с магнитными полями! И если крепить датчик Холла рядом с трехфазным генератором (а мы вынуждены делать именно так), то датчик может наловить от генератора много помех.

Как можно догадаться, успехи с датчиком Холла были неважные. Изначально шторка была сделана полностью из стали, и в этом случае мотоцикл не заводился вообще. Затем была сделана новая шторка - ее край был стальным, а крепление из текстолита. Так было задумано ради "магнитной развязки" на случай, если магнитное поле передается от генератора на шторку через вал. Со второй шторкой двигатель завелся, но работал неустойчиво и глох на высоких оборотах. Получается, гипотеза подтвердилась, и развязка в какой-то степени помогает, но все еще недостаточно для практического использования.

Значит, придется отмести все эти народные сказки про работающие БСЗ с датчиками Холла. Возможно, их авторам повезло с генераторами на их мотаках, или еще с чем-то. Но нельзя расчитывать на везение - нужен план Б.

Остался лишь один путь - оптический датчик. БСЗ будет работать либо с ним, либо никак. Значит, нужно мастерить датчик на замену ДХ, реагирующий на появление шторки и имеющий выход с открытым коллектором.

Фаза 2: Оптический датчик - луч 940 нм в темном царстве

Первый вариант оптического датчика был на инфракрасном фотодиоде и двух транзисторах. В принципе, он как бы работал, но с ним сложно было проехать больше 5 километров - двигатель глох и повторно завести его получалось минут через 10. Возможно, что-то уплывало от температуры. Что ж, будем делать по-другому.

Второй (удачный) вариант оптического датчика был сделан на ИК-фототранзисторе и компараторе. Потому что зачем париться с термостабилизацией, если все есть в одной грамотно сделаной микросхеме? В инете можно найти статью про похожий датчик, подписаную ником Umka. Вот его схему я и взял за основу, немного переделав под свои потребности и возможности.

Во-первых, компаратор я взял LM393, потому что он был. Конечно, я немного очковал насчет его температурного диапазона (0..70 C), но в конечном итоге все прошло достаточно хорошо. Все-таки датчик далеко от двигателя, и в ралли Париж-Дакар я участвовать все равно не собираюсь ;) Во-вторых, отказался от стабилизатора тока ИК-светодиода - ради экономии, в том числе места, потому что я собирался травить однослойную плату определенного размера. Вместо этого обощелся парой резисторов 1206 - меньше нельзя, тут нужно учитывать рассеиваемую мощность. В-третьих, добавил диод 4148 для защиты компаратора от переполюсовки - в моем случае разъем был без ключа и ошибиться было как нефиг делать.

Кроме перечисленного, я еще поставил фототранзистор в нижнее плечо вместо верхнего - можно как угодно, тут зависит от формы шторки и желаемого времени накопления заряда в катушке. Также я воспользовался тем фактом, что LM393 - сдвоенный компаратор, поэтому индикаторный светодиод (для установки угла) повесил на вторую половину. Одноименные входы на разных сторонах расположены удачно, так что разводка датчика в одном слое далась легко и практически без прыжков. Индикаторный светодиод выбрал синего света, на всякий случай, чтоб по спектру был подальше от инфракрасного. Ну и еще добавил небольшой керамический конденсатор. Внутри коммутатора уже приняты кое-какие меры по фильтрации питания датчика, так что здесь фантазию можно немного расслабить.

Принципиальная схема получилась такая:

Схема оптического датчика для БСЗ / sensor schematic

UPD: Вообще, собранный по этой схеме датчик прекрасно работает, но если бы я делал этот датчик снова, то скорее всего поставил бы диод VD1 "пораньше". Хотя остальные части схемы и не нуждаются в защите от обратной полярности, диод понижает напряжение питания компаратора, а напряжению на входах нежелательно быть выше, чем напряжение питания (надо вписаться в Input Common Mode Voltage Range). С другой стороны, даташит так же говорит что either or both inputs can go to 36 V without damage, independent of the magnitude of V+, так что может здесь и нет повода для беспокойства.

Собранная плата крепилась на основании от найденого в закромах ненужного прерывателя (другого, демонтированный родной оставил в покое) через прокладку из толстого текстолита. Габариты на чертеже, результат на фото.

Фото оптического датчика
Габариты платы датчика

Выкладывать разводку мне смысла нет, пожалуй, поскольку я потом делал доработку и файлы платы немного не соотвествуют схеме. К тому же, тема не слишком актуальная, и моя цель здесь - скорее рассказать про свой опыт, чем выдать инструкцию для повторения.

Модулятор, или "да стой ты уже спокойно"

Кроме нового датчика была установлена и новая шторка. На этот раз это был сектор круга примерно 120 градусов. Такой угол был выбран из соображения, что коммутатор накачивает катушку в отсутствии шторки, а при ее появлении (спадающий фронт сигнала) прерывает ток и создает искру. Т.е. для данного угла накачка будет длиться 2/3 периода. На самом деле, при желании можно поиграться с углом и посмотреть, что получится.

Способ крепления был так же пересмотрен. У варианта с отверстием в центре существовала проблема - при затяжке болта на валу шторку утаскивала сила трения, что мешало выставить угол опережения зажигания. Поэтому шторка была приварена к еще одному специально раздобытому кулачку (эксцентрику), поскольку у него предусмотрен паз и установить его можно только в одном положении.

Результат

При первых попытках завести обнаружился интересный факт - БСЗ капризна по отношению к свечам. Мотоцикл отказался заводиться с той же свечой, с которой нормально ездил на штатном зажигании. Скорее всего, это возросшее напряжение вызвало пробой не там, где мне хотелось. После установки чистой свечи он прекрасно завелся и не менее прекрасно поехал, ни разу не заглохнув.

Описаное здесь приключение, конечно, не тянет на "проект выходного дня". Всякое было - работа руками, работа головой, провалы, успехи, перерывы. В итоге БСЗ собрать удалось, мотоцикл способен с ним ездить. Все, конец? Не совсем ;) Теперь можно попробовать вклинить между датчиком и коммутатором формирователь угла опережения зажигания. Но это уже история для другой статьи.

Электронное зажигание на мотоцикл ИЖ ПЛАНЕТА 5

Генератор Иж Планета 5 на постоянных магнитах, с контактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
По этому на Иж Планета 5 электронное зажигание можно установить от ВАЗ 2108. Установка занимает примерно два вечера. В двух словах:

1. Изготовление и установка уголка (рис. 1) для крепления датчика Холла (штатное контактное зажигание не трогалось!) в штатные отверстия с резьбой на площадке генератора (фото.2). Оба элемента выполнены из обычного железа толщиной 1,5 мм.

3. Установка бобины под бак (фото. 3). Места маловато, но установить можно. Пришлось вырезать муфту крепления.

4. Крепление коммутатора (фото. 4). Долго вертел, крутил, место нашлось только возле сигнала, под баком.

5. Прокладка проводов (фото. 5). Ничего сложного, кроме протягивания кембрика с проводами от датчика Холла под крышкой сцепления.

6. Соединение всех элементов согласно схеме (рис. 6).

Установить угол опережения зажигания 3,5 мм до ВМТ. Стоит учесть, что датчик выдаёт импульс по выходу модулятора из зазора. Произвести пуск двигателя. Если всё прошло успешно, то можно спокойно ездить, имея в качестве резерва контактную систему зажигания. У меня всё прошло без проблем. Пуск оказался лёгким и никаких проблем не было. На прогретом двигателе держались стабильные обороты, двигатель отлично слушался рукоятки акселератора.

Формирователь угла опережения зажигания(ФУОЗ)

Прошу успокоиться скептиков, ФУОЗ работает и по все видимости будет пущен в производство. Вариант изготовления будет один для 1 и 2-х цилиндровых двигателей. Добавлена новая возможность - индивидуальной настройки под конкретный двигатель. Т.е. характеристика будет задаваться самим водителем, прямо на ходу. Причем установленная характеристика будет запомнена и использоваться в будущем. Алгоритм прост:
1) произвести пуск двигателя;
2) дать выйти на рабочую температуру;
3) начать движение;
4) зафиксировав рукоятку газа в определенном положении, произвести регулировку УОЗ потенциометром ФУОЗ;
5) нажать кнопку "запомнить"
6) повторить п.4. для других оборотов.
Т.к. таких шаблонов м.б. много, то для нагруженного мотоцикла можно будет построить другую характеристику и переключиться на неё ч/з пункт меню. Возможно переключение м/у шаблонами при достижении указанной температуры, что тоже будет очень полезным. Таким образом, у вас получиться почти идеальная характеристика для вашего двигателя.

ФУОЗ - это устройство для формирования требуемого угла опережения зажигания мотоцикла (и не только мотоцикла) с расширенными сервисными функциями. Устройство имеет поверхностный монтаж и умещатся под ЖКИ (PC1601LRS-FNH-B/PC1601F D). ФУОЗ подключается в разрыв датчика Холла (управляющего выхода ДХ) и 6 кон. коммутатора. График УОЗ изображен на рисунке. График взят с аналогичного устройства, которое выполнено на микроконтроллере ATMEL и 100% работающее на ИЖ Юпитер 5. По желанию устанавливают характеристику под конкретный двигатель самостоятельно, согласно алгоритму выше. Выбор характеристики отображается на ЖКИ. Идеальный вариант, это конечно, датчик детонации+датчик положения дросельной заслонки+датчик расхода воздуха+датчик температуры+форсунка + . Но я стремлюсь к конструкции доступной для повторения человеком, возможно далёким от микроэлектроники, по этому тут будет только ручной октанкорректор, датчик температуры, автоматическое формирование УОЗ + сервисные программные функции.

Устройство можно выполнить без ЖКИ, для упрощения. При этом теряется наглядность работы устройства, сложнее корректировать некоторые параметры.

Первоначальный УОЗ устанавливается порядка 30 градусов (7 мм до ВМТ). ФУОЗ обеспечивает выработку нужной задержки с высокой точностью. На минимальных оборотах задержка импульса будет максимальной (УОЗ равен 0 градусов), а на высоких наоборот (УОЗ стремится к 30 градусам).

Схема ФУОЗ для варианта c ЖКИ изображена на рис. 9. ФУОЗ выполнен на PIC - контролере MicroChip PIC16F873, работающий на частоте 4 МГц. Схема проста и пояснений не требует, детали поверхностного монтажа (кроме ЖКИ).

Вот рисунки (тестовой!) двухсторонней печатной платы для поверхностного монтажа размером 84x57мм.

Все это умещается в приборной панели мотоцикла.

Установка БСЗ на Иж Юпитер-5

Установка бесконтактной системы зажигания на Иж Юпитер-5 достаточно актуальная тема. При налаживании БСЗ на Иж Юпитер-5 бсз требуется учесть ряд нюансов, способных существенно повлиять на работу используемого оборудования.

бсз в установленном виде

Какие преимущества открываются перед пользователями, решившимися установить электронное зажигание на иж юпитер, описываются далее.

Большая часть современных мотоциклов не оснащено кулачками, то есть прерывателями. Почему производитель счел их ненужными для ныне продаваемых моделей? Ответ достаточно прост. Это система не отличается хорошей надежностью.

Множество деталей, используемых в системе, являются источниками неприятностей. Наиболее распространенные из них приведены ниже:

  1. Зазоры зажигания меняют исходное положение во время езды спустя несколько дней после регулировки;
  2. Искра возникает через раз, так как контакты регулярно подгорают;
  3. Постоянно возникают побои конденсаторов;
  4. Небольшая мощность искры;
  5. При подсадке аккумулятора на два или три вольта, то его достаточно сложно завести. Такое зажигание является причиной постоянного ремонта при езде.

Многие ошибочно полагают, что внедрить БСЗ совек на иж юпитер 5 очень трудно. Как правило, больше времени занимает закупка необходимых запчастей, чем установка бсз на иж. Безусловно, после вживления работоспособность существенно изменяется в наилучшем направлении.

Это заметно на холостых оборотах. Заметно увеличилась скорость их прохождения и пропали неестественные дергания. Также пропали характерные стуки железных компонентов в картере и сопровождающие детонации. Управляемость мотоцикла Юпитер 5 улучшиться одновременно со временем набора скорости.

Необходимые детали

необходимые детали

Чтобы система зажигания работала правильно, потребуется ряд вспомогательных деталей. Они перечислены ниже:

Модулятор

модулятор

Болтовое отверстие необходимо расположить посередине. В противном случае работа двигателя будет не синхронизирована. Также рекомендуется проверить целостность подшипников коленного вала. Если вы обнаружили дефекты, то следует незамедлительно произвести замену.

Зажигание контакта не способно работать нормально при убитых подшипниках. Толщина детали не должна превышать полутора миллиметров. Если она будет тонкая, то не удастся избежать деформации, а толстая соприкасается с поверхностью корпуса датчика холла.

бсз в установленном виде

Для создания пластины разрешается применять любой материал, кроме стали. Алюминий и прочие не следует применять, так как они не магнитятся. Чертеж, которого необходимо придерживаться, можно найти в открытом доступе.
Представленная схема будет полезна тем лицам, которые решили модернизировать устройство зажигания транспортного средства. Ниже приведены методики установки электрических устройств зажигания в Юпитер.

Его необходимо вытачивать у профессионального токаря. Он сделает простой диск и начертит на нем разметку элементарных расстояний между углами. После чего в соответствии с ней вы выпилите дома необходимые сектора. Стоимость модулятора составляет семьдесят рублей.

Нецелесообразно использовать обыкновенную пластину, поскольку её ширина менее двенадцати миллиметров. Этого не будет хватать для полномерного накопления энергетического ресурса в катушке. Конечно, его можно установить, но достижение четырех тысяч оборотов за минуту станет невозможным.

Помимо указанного потребуются:

Сбор и установка системы

схема бсз

Контакты в прерывателе, конденсатор, бобины зажигания и броне-провода, являющиеся деталью прежнего устройства зажигания, наверняка устраняются. Коммутатор следует внедрить бардачок справа, а катушку зажигания прямо под бак. На катушке не предусмотрено зазоров для крепления, значит, её можно прикрепить с помощью массивного слоя клейкой ленты. Штатный болт также упраздняется с другими деталями.

Когда датчик холла удастся закрепить, накладываем модулятор. Он должен попадать в проделанное отверстие в датчике. В большинстве ситуаций наблюдается несоответствие размеров, поэтому необходимо подложить шайбы на шпильку. Если удалось соблюсти необходимый зазор, то рекомендуется поставить гравер и затянуть модулятор сторонней гайкой.

Заключительные действия

Следует надеть колпаки из резины на броне-провода, а последние вставить в над свечники или катушку. Если пропустить данный шаг, то мотоцикл заглохнет при езде в дождливую погоду, так как в акб попадет влага.

При внедрении свечей в наконечник удастся сохранить отличный контакт батареи с объемами транспортного средства.Теперь потребуется заранее приобретенный комплект проводов. Коммутатор, катушка и датчик холла соединяются проводкой. Её необходимо изолировать. Из всей массы потребуется исключительно общий плюс.

Настройка подходящих параметров

Настройка бсз на иж юпитер 5 также требует особого внимания. Включается зажигание с подключенным тахометром. После тридцати секунд на панели устройства должны появиться показатели 3000, 4000, 5000 оборотов в минуту. Если они имеются, то коммутатор работает правильно.

В остальных случаях следует обратить внимание на ранее заземленные свечи. Вставляем отвертку в разъем холла, после чего вытаскиваем. Искра должна появиться на свечах.

Если не удалось вызвать искру вышеописанными действиями, то причина некорректной работы в неправильности соединений.

Настройка выглядит следующим образом. Выкручивается индикатор часовой формы и подгоняется поршень цилиндра. Подключив вольтметр ко второму и третьему разъему, необходимо начать вращать ось модулятора. После того, как скачок от 7 до 0,1 вольта будет обнаружен, модулятор необходимо закрепить с помощью гайки. Обычно выставляют необходимый угол опережения.

Пробный запуск должен увенчаться успехом, если компоненты установлены своими руками в соответствии с инструкциями. Теперь можно использовать БСЗ.

Как установить БСЗ на ИЖ Планета 5

Бесконтактная микропроцессорная система зажигания с углом опережения зажигания фирмы "Совек".
После установки и настройки системы мотоцикл Иж Планета 5 начинает работать с углом опережения, за счет микропроцессора, что приводит к улучшению работы двигателя.

Здорово! Я подобное делал на иж планета спорт. Только использовал датчик холла вместо опто пары, и самодельный коммутатор.

Привет, а кутушка зажигания родная?

мене нужна схема модулятора на планету,а то он мене уже задолбал пукает чихает но не работает что делать?

лепесток называется модулятор! какая максимальная скорость у вашей планеты с бсз сейчас и какая была со штатной системой зажигания?

я все сделал как по инструкции но у меня нет искры? может это бить из за котушки которая стояла на контактном зажигание?

что вы посоветуете,для увеличения ергономики

а из за чего может быть такая вещь..когда включаешь зажигание а контрольная лампа генератора не горит.

обязательно ставить катушку другую или можно стандартную оставить? (которая под баком)

хочу поинтересоваться я ставил такое же бзс ну у меня мотоцикл заводился хорошо но не работал на больших оборотах , катушка была стандартная и я не подключал дополнительный провод который лежал в комплекте так как не понял куда его нужно воткнуть! вопрос : ставили ли вы дополнительный провод если ставили то куда его подключить! так как я думаю проблемы из за него.ПРИ установке обратно кулочкового мото поехал норм и работал на больших оборотах

хочу поинтересоваться я ставил такое же бзс ну у меня мотоцикл заводился хорошо но не работал на больших оборотах , катушка была стандартная и я не подключал дополнительный провод который лежал в комплекте так как не понял куда его нужно воткнуть! вопрос : ставили ли вы дополнительный провод если ставили то куда его подключить! так как я думаю проблемы из за него.ПРИ установке обратно кулочкового мото поехал норм и работал на больших оборотах

привет!поставил эту систему все выставил(зажигание)сначало была искра потом батц и нет искры))это дело в катушке?(стоит родная)или в магнитном поле?может сталкивался с таким

А какая должна быть катушка на электронное зажигания скажи мне я купил электронное зажигания совек я не знаю как подсоединять я первый раз вижу такое электронное зажигания я тебе благодарю спасибо тебе говорю за рание

как ты ставил катушку зажигания от машины я не могу придумать куда её поместить катушку зажигания поскажи мне я буду рад я купил катушку автомобильную по номеру 27.3705

ты чем закреплял под баком катушка хамутом или изолентой что держалась катушка подкажи мне

что то я не въеду там есть или нет аккума ?

Я поставил катушку она задевает головку цилиндра она будет греться катушка зажигания я выше пробовал поднимать она задевает катушка подсвечник если ниже отпусти она буде задевать головку цилиндра как мне быть по советуй мне

А где такую купить скинь ссылку пожалуйста

бля, ржал с комментов)))) некоторые великие писаки и рукожопы )))

жека ну вот скажи как тебе это зажигание совек оно по сей день работает? а то хочу его попробовать но сомневаюсь в надежности

Установка электронного зажигания на иж планета 5. Момент зажигания - регулировка, замена контактной группы

Иж Планета 5 детище Ижевского машиностроительного завода. Выпуск его прекращен в 2008 году, а сама модель встала на конвейер в далеком 1987г. Соответственно по нашим дорогам в любом случае колесят уже далеко не новенькие байки. Но в службе они своей надежны, поэтому встречать эту модель на наших дорогах мы будем еще не один год. Иж планета 5 регулировка зажигания которого описана ниже.

Само собой разумеется, что с возрастом у любой техники появляются некие проблемные места. Иж Планета 5, в принципе не создает чрезвычайно проблемных ситуаций для своего хозяина, но есть у него слабое место – зажигание.

Для того чтобы разобраться, как провести регулировку зажигания на иж планета 5 и уметь самостоятельно устранить проблему в случае необходимости нужно иметь определенный инструмент, время и немного оптимизма. В первый раз, возможно, будет немного сложно, но как говорят – дело мастера боится.

Для начала необходимо снять крышку картера, но можно обойтись снятием только крышки генератора. В первом случае будет удобнее делать последующие работы.


Из инструмента нужен будет штангенциркуль или щуп, но за неимением таких, можно сделать аналог глубиномера из подручного инструмента (отвертка), щуп нужен, чтобы измерить зазор.

Подключаем контрольную лампочку к клемме. Выворачиваем свечу, предварительно включив зажигание. Берем коленвал за болт генератора и поворачиваем его по ходу движения стрелки на часах до наступления момента, когда контакты прерывателя будут максимально разомкнуты, после этого следует произвести ослабление винта, повернуть эксцентрик и установить межконтактный зазор приблизительно 0,5 мм.

Затягиваем винт. Опускаем микрометр штангенциркуля (или его аналог) в цилиндр. Аккуратно проворачивая коленвал, находим верхнюю мертвую точку (ВМТ) путем осуществления вращений по ходу движения стрелки на часах. Фиксируем, или помечаем на микрометре (отвертке) это положение. Отмерим и зафиксируем на микрометре метку на 3,5 мм. ниже первоначальной отметки.

После чего необходимо осуществлять поворот коленвала в противоположном направлении до упора поршня в микрометр (отвертку, щуп), при этом поршень не должен пересекать черту 3,5 мм от верхней мертвой точки (ВМТ).


Размыкание контактов без особого труда может быть определено с помощью пробника, один край которого подключается к массе, а другой – к клемме молоточка прерывателя. Включение зажигания сопровождается горением лампочки, что свидетельствует о размыкании контактов.

Когда под рукой не имеется ни штангеля, ни щупа, попробуйте довериться собственному глазомеру, используя подручные материалы, подводите эксцентрик ключом так, чтобы контакты разомкнулись максимально широко. Отпустите винт крепления подвижного контакта и эксцентриковым винтом регулируйте зазор до 0,4 — 0,5 мм.

Найдите 10 сантиметровую линейку , которая сможет войти в свечное отверстие, и вращайте якорь ключом, постепенно подводя поршень в ВМТ. Уприте в поршень линейку, сделайте на ней метку, которая совпадает с краем свечного отверстия, и следующую метку на 3,5 мм выше предыдущей.


Вращайте против хода движения часовой стрелки до наступления момента, когда края свечного отверстия совпадут со второй меткой. Зафиксируйте. Линейка, конечно, должна быть извлечена.

Теперь нужно положить свечу на ребра головки , при этом ослабив два винта крепления площадки контактов, включив зажигание, аккуратно перемещаем площадку со стороны в сторону, чтобы найти оптимальное положение, при которым станет возможным возникновение искры между контактами и свечей.

Площадка фиксируется. Делаем проверку правильности регулировки — вращаем якорь за болт, предварительно включив зажигании. Искра появится в тот момент, когда поршень будет находиться в 3,5 мм от ВМТ. Это была наша вторая отметка.

Чтобы двигатель не начал работать в обратную сторону после подъёма поршня в ВМТ необходимо провернуть коленвал в обратную сторону, пока поршень не будет опущен ниже ВМТ на 2-3 мм. Эта процедура повышает экономичность.

Сегодня многие владельцы на смену стандартному зажиганию устанавливают на иж планета 5 электронное зажигание. Установка бсз на иж планета 5 может проводиться без демонтажа кулачковой системы, но существенно улучшает все характеристики и облегчает эксплуатацию. Дорога ждет Вас.

Для работы потребуется мультиметр или лампа с двумя проводами.

Предварительно следует отрегулировать зазор между контактами прерывателя (см. выше).

1. Устанавливаем мотоцикл на центральную подставку или боковой упор и включаем нейтральную передачу и зажигание.

2. Снимаем правую крышку картера.

3. Выворачиваем свечу зажигания.

4. Проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за головку болта крепления генератора до достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ). После этого аккуратно "отступаем" назад против часовой стрелки так, чтобы поршень опустился от ВМТ на 3,5-4 мм. Контролировать эту величину удобно, просунув в свечное отверстие короткий и узкий отрезок линейки или стержень, нанеся на него две метки на расстоянии 3,5-4 мм непосредственно в процессе работы. Можно воспользоваться также глубиномером штангенциркуля, но для этого придется снять топливный бак.

5. Шлицевой отверткой ослабляем затяжку верхнего винта крепления основания прерывателя.

6. Аналогично поступаем с нижним винтом.


7. Устанавливаем щупы мультиметра или провода цепи, состоящей из лампы и аккумуляторной батареи выводов прерывателя. Одним проводом при этом лампа подключается к "массе", вторым - к клемме прерывателя. Затем аккуратно поворачиваем отверткой основание прерывателя, до тех пор, пока контакты не разомкнутся (мультиметр покажет разрыв цепи, а лампа - загорится).


8. Не сбивая установки, аккуратно затягиваем оба винта крепления основания прерывателя.

9. Проверяем еще раз зазор между контактами прерывателя.

Замена контактной группы

Для замены контактной группы отворачиваем оба винта ее крепления и снимаем контактную группу.

При установке обратите внимание на состояние контактов. На их рабочей поверхности не должно быть следов масла, грязи и нагара. Эрозия также недопустима. При необходимости контакты можно аккуратно зачистить алмазным надфилем (но не шкуркой!) или заменить. Новую контактную группу рекомендуется перед установкой промыть в чистом бензине или ацетоне.

После установки контактной группы регулируем момент зажигания.

Следует также смазать ось подвижного контакта и войлочный сальник (фильц) кулачка. Для этого наносим по одной капле масла на ось.



Можно воспользоваться смазкой в аэрозольной упаковке.

Избыточная смазка может попасть на контакты прерывателя, вызвав нарушение искрообразования.

Зажигание на мотоцикл ИЖ планета 5

Нужно ли, возможно ли электронное зажигание на Иж Планета 5.

С 1973 года в Советском Союзе с конвейеров «Ижмаш» начали выходить мотоциклы Иж Планета. Они выпускались до 1984 года. Среди них были Иж Планета 5.
При его создании были максимально учтены результаты эксплуатации и предложения мотоциклистов, владельцев предыдущих машин. В основном это коснулось электрооборудования, экономичности и режимов работы двигателя в различных условиях движения. В том числе, подверглась доработке и система зажигания. Но проблема зажигания осталась.
Дело в том, что после пробега мотоцикла, скажем, 10 тысяч км, трудно было говорить о нормальной работе двигателя. Объяснить это можно тем, что суммарный люфт при вращении коленвала доходил до 4 мм из-за свободной посадки на вал и собственных радиальных люфтов коренных подшипников, большой консоли кулачка прерывателя и, конечно, износа.

Устранить такие проблемы можно за счёт установки бесконтактной системы (БСЗ), электронного зажигания на Иж Планета 5. Этим устраняется механическая связь ротора и датчика — люфт полуосей коленвала никак не воздействует на время появления искры. Резвость двигателя на всех оборотах повышается, режим работы становится мягче, пропадает детонация – ресурс двигателя увеличивается. Даже с хорошо подсевшим аккумулятором двигатель заводится с первого «захода».

Возникает вопрос, можно ли, и если можно, то что нужно сделать, чтобы установить на иж планета зажигание электронное?

Можно и не очень сложно.

Итак, по порядку:

1. Приобрести:
— коммутатор БСЗ с «ВАЗ». Лучше марки «Бустер», Германия. Не скупитесь на цене. Чем дороже, тем надёжнее.
— Датчик Холла. Лучше с «ВАЗ» в собственной упаковке.
— Катушку зажигания (2-х выводную). Возможны варианты – от «Оки» или от «Газели» с двигателя 406.
— Бронепровода (силиконовые) с колпачками (резиновыми) – 2 шт.
2. Изготовить (заказать):
— модулятор – железную прокладку. Только не алюминиевая, не медная и не латунная – такие не будут намагничиваться. Прокладка имеет форму круглой шайбы толщиной 1.2-1.5 мм и наружным диаметром 60 мм, с центральным отверстием 5 мм и двумя расположенными напротив друг друга секторами с углом 60 градусов. Внутренние углы секторов должны плавно перейти на наружный цилиндр диаметром 30 мм.
— держатель датчика Холла – специальная шайба для крепления датчика к генератору вместе с установкой модулятора. Лучше найти его готовый чертёж, чтобы не «изобретать велосипед»

Примечание. Весь набор — датчик, провода, коммутатор и 2-х выводная катушка, можно целиком взять от автомобиля «Ока». Подходит без всяких доработок.

3. Проверить люфты вала генератора, они должны быть 0,35мм максимум в осевом направлении и 0,5мм в радиальном. Это обязательное требование. Иначе датчик Холла работать не будет.
4. Установить элементы электронного зажигания на Иж Планета 5 и провести монтаж.

Более подробная технология установки БСЭ, методика ее настройки и особенности эксплуатации такого мотоцикла могут быть оговорены в отдельной статье.

Спидометр – это механический прибор, который служит для измерения скорости движения мотоцикла, и предохраняет водителя от уплаты денежных штрафов за превышение скорости, а так же от потери драгоценного времени и нервов. Конечно, если случилась поломки, проще будет купить новый заводской прибор. Но можно попробовать своими руками сделать спидометр иж планета […]

Что же такое сальник? Сальник это уплотнительное устройство, служащее в технике, как правило, в виде круглой резиновой формы. Что бы не подтекало масло, нужно периодически менять сальники. В моей практике был такой случай, когда я купил свой мотоцикл иж планета 5, с двигателя у него подтекало масло. Я долго искал […]

Как себя ведет мотоцикл иж планета 5 в зимний период? Как то раз в зимнее время года, шел сильный снег и на улице были сугробы, я решил вытащить свой мотоцикл иж планета 5 на улицу из сарая, в котором он обычно у меня стоял законсервированный на зиму. Выкатив на улицу, […]

Ломалась ли когда-нибудь у вас катушка зажигания? У меня ломалась, было это один раз за всё время. Катушка зажигания устройство вообще очень долговечное, но всё когда-нибудь выходит из строя. Она очень не любит влаги, по этому так плотно закрыта. Если в бобину попадает какая либо влага, пусть даже не много, […]

Так на каком же бензине лучше ездить на мотоцикле иж планета 5!? Ответ банально прост! На 92 бензине. Почему именно на 92 спросите вы? Отвечаю: 92 бензин по октановому числу не высок и не низок, держится на средней отметке. А для такого мотоцикла как иж планета 5, это самый подходящий […]

Иж Планета 5 Установка Зажигания От Бензопилы

Мотоциклы марки «Иж» и «Ява» можно довольно легко перевести на безаккумуляторное зажигание. Я сделал это семь лет назад, и до сих пор — никаких нареканий. Что необходимо? Если мотоцикл имеет электрооборудование на 6 В, то комплект генератора на 7 В — от «Минска» или старого «Восхода» (с контактным или электронным зажиганием); если на 12 В, то на 14 В — от нового «Восхода». Причем роторы генераторов могут быть как со съемными, так и с несъемными кулачками (в первом случае проще процедура установки). Для 2-цилиндровых двигателей (при электронном зажигании) дополнительно потребуется еще одна катушка датчика и еще один электронный коммутатор. Наконец, выточенные из стали на токарном станке и опиленные вручную переходные фланцы с конфигурацией, зависящей от марки мотоцикла.

Последовательность переоборудования следующая. Вначале демонтируют старый генератор с реле-регулятором и конденсаторами, вынимают шпонку из коленвала.

Затем готовят к монтажу новый генератор. Для этого его несколько модернизируют: у съемного кулачка ротора удаляют шпонку (если ее оставить, то ротор будет устанввливаться, как с несъемным кулачком), а со статора срезают одно из крепежных ушек, поскольку оно будет мешать защитной крышке картера. Таким образом, например, у «Явы» с электрооборудованием на 6 В статор к фланцу крепится всего двумя болтами М5.

Статор генератора 2-цилиндрового двигателя подвергают более существенной модернизации: для того чтобы разместить вторую катушку датчика, напротив первой выпиливают специальное гнездо (лучше всего это делать во время регулировки).

Перед сборкой, для последующего удобства фиксации статора, грубо определяют верхнюю мертвую точку (ВМТ) одноцилиндрового или правого поршня 2-цилиндрового двигателя и крепят к картеру переходный фланец.

На цапфу коленвала, если защитная крышка картера прилегает плотно, надевают и центруют, проворачивая коленвал, ротор нового генератора (свечи зажигания при этом вынимают—для облегчения). Затягивают до конца прежде только наживленный штатный осевой болт. Чтобы в этот момент коленвал не прокручивался, включают коробку передач и заклинивают заднее колесо (засовывают в спицы, скажем, ручку молотка).

Переходный фланец для мотоциклов «Иж-П-Спорт», «Иж-П-4, – 5», «Иж-Ю-4, – 5».

Переходный фланец для мотоцикла «Ява» с электрооборудованием на 12 В.

Доработка статора генератора.

Монтажная электрическая схема подключения нового генератора 2-цилиндрового мотоцикла:

1 — статор генератора, 2 — замок зажигания, 3 — блоки электронного коммутатора, 4 — катушки зажигания, 5 — свечи зажигания.

Закрепив ротор, определяют момент искрообразования, то есть положение, когда поршень в двигателе «Явы-350» не доходит до ВМТ на 2,8…3,3 мм, «Явы-250» — 3,3…3,7 мм, одноцилиндрового «Ижа» — 3,0…3,5 мм, 2-цилиндрового — 2,5…3,1 мм (в этом положении паз на роторе должен совмещаться с выступом на каркасе катушки датчика, а зазор между ними — быть в пределах 0,3±0,05 мм). Тогда-то и фиксируют статор окончательно.

Подобным образом выставляют и поршень левого цилиндра у 2-ципиндровых мотоциклов. Прикладывают вторую катушку датчика к статору так, чтобы выступ ее каркаса располагался напротив паза на роторе. Намечают гнездо, выпиливают его и крепят винтами катушку, выдержав зазор 0,3±0,05 мм.

Для полного комплекта на переоборудованном мотоцикле используют звуковой сигнал и реле поворота от «Минска» или «Восхода», работающие на переменном токе.

Подключают новый генератор согласно приведенной схеме. При этом используют старую электропроводку. Коммутаторы устанавливают в ящик, где располагалась аккумуляторная батарея.

И последнее. Схема не требует ухода во время эксплуатации и настраивается один раз — при монтаже.

С. МЫРОВ

Рекомендуем почитать

  • СТАЛЬНЫЕ БАРАБАНЫ Ежедневно мы пользуемся огромным количеством вещей и уже практически перестали их замечать. Но оказывается в производстве незначительных на первый взгляд вещей кроется масса…
  • И ЦВЕТАМ СВОЙ ДОМИК В домах с тонкими стенами подоконники, как правило,— узенькая доска, на которой поместится разве что спичечный коробок. Поэтому и приходится сооружать для цветов этажерки, подставки и…

Тут можете оценить работу автора:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ

mkonstruktor

ДВА ЛИСТА ФАНЕРЫ — И ШВЕРТБ

Наш YouTube
Ништяк от МК

Знайдений 124 оголошень

Хочете продавати швидше? Дiзнайтесь, як

Cdi зажигання ИЖ Юпитер

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

900 грн.

Свеча зажигания Приоритет APS ВАЗ ГАЗ АЗЛК ИЖ УАЗ

Автозапчастини та аксесуари » Автозапчастини

40 грн.

Харків, Комінтернівський Вчора 16:13

Замок зажигания москич 412 иж новый

Автозапчастини та аксесуари » Автозапчастини

80 грн.

Вінниця, Замостянський Вчора 14:01

катушка зажигания на ИЖ 6В

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

100 грн.

Бсз бесконтактное зажигание Иж Юпитер запчасти разбор планета есть все

Автозапчастини та аксесуари » Автозапчастини

800 грн.

Продам зажигание на мотоцыкл Минск, Восход, ИЖ

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

700 грн.

БСЗ Ява ИЖ МТ електронное зажигание бесконтактная система. Комплект.

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

440 грн.

Катушка зажигания 6 вольт иж ява минск

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

50 грн.

Катушки зажигания 6 вольт на мотоцикл Иж

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

150 грн.

Катушка зажигания ИЖ

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

100 грн.

Зажигание ИЖ Юпитер.

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Гарантовано отримуйте товар, або гроші назад на карткуДетальніше.

160 грн.

Запоріжжя, Хортицький 4 сер.

Катушки зажигания на мотоцикл Иж.

Запчастини для транспорту » Запчастини для спец / с.г. техніки

100 грн.

Зажигание иж юпитер 12В

Мотозапчастини та аксесуари » Мотозапчастини

Типовая схема проводки ИЖ Планета

Условно проводку можно разделить на 2 контура: внешние приборы и зажигание.

В мотоцикле используется следующая модель работы: при заведённом двигателе генератор подаёт напряжение на катушки и обеспечивает зарядку аккумулятора. Уже от аккумулятора напряжение идёт к остальным потребителям.

Проблема мотоциклов Планета 5 заключается в отсутствии отдельного блока предохранителей, и часто в случае неисправности приходится проводить ревизию всей электропроводки. Штатная модель проводки ИЖ планета 5 предусматривает установку предохранителя на плюсовом проводе АКБ. Поэтому, в случае возникновения неисправностей в работе внешних приборов, но с работающей системой зажигания, следует первым делом проверять именно этот предохранитель.

Одна из наиболее распространённых проблем мотоциклов Планета — потеря заряда АКБ из-за неисправного генератора. Проверить его довольно просто самостоятельно, схема проверки следующая:

    Отключить аккумулятор, затем снять крышку генератора.

Аккамулятор для мотоцикла 12В фото

Открутить крепления 5 верхних проводов фото

Мультиметр должен указывать на отсутствие КЗ фото

Руководствуясь знаниями электропроводки ИЖ Планета 5, легко можно восстановить проводку и на других мотоциклах: проводка ИЖ Юпитер 5 схема и её подключения аналогична.

Читайте также: