Бурлаки на волге где находится картина

Обновлено: 29.06.2024

Бурлаки на Волге

Содержание

История создания

К этому же времени относится демарш Репина по поводу его возможного исключения из Академии художеств в связи с нежеланием сдавать экзамены по общеобразовательным предметам. Репин подал заявление об увольнении, которое не было удовлетворено, вместо этого ему была обещана заграничная стажировка и оплачен проезд по Волге от Твери до Саратова. В мае 1870 года группа в составе Ильи Репина, его брата Василия, Фёдора Васильева и Евгения Макарова на пароходе компании «Самолёт» отправилась в путешествие.

Отношение автора к бурлакам

Один из отзывов Репина о бурлаках:

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

Другой, более поздний, отзыв, и по мысли Николая Сванидзе, откровенный [1] , был таким:

«Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

.

Но меня это нисколько не занимает: нет, вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное - цвет его лица!

— «Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин.

Владимир Стасов поощрял композиционные изменения, сделанные художником, назвав предыдущий вариант полотна «почти еще только эскизом» и с удовлетворением отмечал, что последний вариант картины уже сделан «не для того, что бы разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а с целью показать в первую очередь «виденные типы и характеры» [2] .

Дальнейшая судьба картины

Картина была впервые выставлена в Санкт-Петербурге в марте 1873 года на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Выставка вызвала много печатных откликов, обсуждавших противостояние реалистической и академической живописи. Публика разделилась на «репинцев» и тех, кто предпочёл «Христа и блудницу», написанную в Риме академистом Семирадским. Академист Фёдор Бруни, например, разнёс «Бурлаков» как «величайшую профанацию искусства». Подлинную атаку повёл на произведение Репина консервативный публицист Алексей Суворин.

— И. Е. Репин «Далёкое близкое»

См. также

Ссылки

Примечания

  1. ↑ Фильм «1913 год. Илья Репин» цикла «Исторические хроники», (см. с 19:00), Николай Сванидзе: «Что касается другой своей натуры, а именно бурлаков, то Репин и здесь был откровенен: «Должен честно сознаться, что меня нисколько не занимал вопрос быта и оплаты труда буралаков. Меня это нисколько не занимает! Нет!»
  2. ↑ «Искусство. Книга для чтения". Издательство «Просвещение», 1969.

Литература

  • Картины по алфавиту
  • Картины 1873 года
  • Картины Ильи Репина
  • Картины из собраний Государственного Русского музея

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бурлаки на Волге" в других словарях:

БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ — Картина И.Е. Репина. Создана в 1870– 1873 гг., находится в Русском музее. Размеры 131,5 × 281 см. На картине изображены бурлаки, тянущие по реке грузовое судно. Нет ветра. Ярко светит солнце. Мужчины идут тяжело и медленно. В центре картины юноша … Лингвострановедческий словарь

Бурлаки на Волге — Жарг. мол. Шутл. О людях, едущих в автомобиле «Волга». Максимов, 49 … Большой словарь русских поговорок

Бурлаки — (возможно, от назв. р. Бурла, протекающей гл. обр. в Алтайском крае РФ) наемные рабочие (гл. обр. из оброчных крестьян, а также гор. низов) на реках, тянувшие суда вдоль берега бечевой или передвигавшие их по воде с помощью весел. Появились в кон … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Судоходство на Волге — существовало с древнейших времён. Волжский торговый путь возник в … Википедия

Бурлаки на Волге. или кого Репин в Ширяево рисовал. (ч.1)

Известно, что Илья Репин смог нарисовать свою самую известную картину "Бурлаки на Волге" после своего путешествия по Волге, которое он совершил вместе с художниками Федором Васильевым, Евгением Макаровым и своим братом. Но, замысел у молодого Репина, учившегося в Императорской Академии художеств возник немного раньше, когда он увидел бечевую тягу на Неве во время речной прогулки с другим будущим известным художником Константином Савицким и был поражен видом и тяжкой долей бурлаков. А дружба с Ф. Васильевым, имевшего покровительство графа С.Г. Строганова (учредителя "Строгановки") позволила осуществить поездку.

Во время волжского путешествия, которое началось от Твери, художники пытались найти место для занятий живописью и осуществления репинской идеи о бурлаках - они задержались в Ставрополе (на Волге), хотели остановиться в Морквашах, но в итоге поселились ближе к Самаре - в Ширяевом Буераке (Ширяево) . Здесь для Репина сложились все условия для написания картины, главное из которых - здесь были бурлаки, которых он мог рисовать на постоянной основе. Дело в том, во-первых, лямочное бурлачество по коренной Волге с развитием коноводного, кабестанного и особенно парового судоходства как массовое явление практически сошло на нет (к этому времени и государство от экономической нецелесообразности отказалось поддерживать бечевник - бурлацкую береговую "дорогу") и если встречалось, то в большей степени на коротких дистанциях (правда на Мариинской водной системе и притоках сохранялось вплоть до 90-х годов), во-вторых, чтобы зарисовать вид работающей бурлацкой артели в лямке художнику нужно было бы идти вместе с ней, по крайней мере какое-то время. Поэтому в качестве "натурных бурлаков" для Репина выступили судорабочие, бурлаки занятые на перевозках обожженной извести. (что и подтверждается далее в тексте воспоминаний Ильи Репина). В каменоломнях Ширяевского буерака добывали и обжигали известняк, нагружаемый потом на суда для перевозки в ближайшие губернии по Волге и состав работников , занятых таким делом (нагрузкой, перевозкой, а при необходимости где-то и подтягиванием судов лямкой) был в определенной мере постоянным. Вот как писал об этом сам художник: "Утром после чая я специально шел на берег охотиться на моих "Бурлаков". Пройдя каменистым берегом выше Лысой горы верхней тропинкой, я поджидал барку с луговой стороны: здесь здесь, на одной из отмелей, бурлаки складывали лямки, подбирали бечеву, садились, ложились в сладкой неге и свободе на палубе и иногда даже запевали. Мне все слышно сверху и видно, как на ладони. ". И далее Репин описывает ключевой момент - встречу главного персонажа будущей картины, вокруг которого он и построил весь сюжет - бурлака-расстригу Канина: "Я спускаюсь навстречу тихвинке, на которой приближается команда из одиннадцати бурлаков с подростком-мальчиком, уполномоченным от хозяина, как я узнал после, доставить из Царевщины известь в Симбирск. Эти мальчики были сущие кровопийцы. - Вы не смотрите, что он еще молокосос, а , ведь, такое стерво: как за хлеб, так за брань; нечего говорить, веселая наша семейка, - жаловался почтенный старик в арестантской фуражке. Но меня это нисколько не занимает: нет. Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу , - вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой. Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное, - цвет его лица!".

Илья Репин в поисках "Бурлаков": как в Ширяеве 150 лет назад рождался шедевр живописи

Три летних месяца 1870 года знаменитый художник Илья Репин провел на берегу Волги в Ширяевом Буераке у подножия Жигулевских гор. Многочисленные наброски и эскизы, сделанные здесь, легли в основу полотна "Бурлаки на Волге". В день рождения мастера, 5 августа, в Ширяеве отметили 150-летие тех событий праздником и памятными подарками - выставкой в виде живописного "репортажа" из села 1870-х годов и портретом Ильи Репина.

Репинские места

Повод для праздника (уже 26-го по счету) в этом году тройной: день рождения художника, юбилей его волжской экспедиции, 30-летие Дома-музея Репина. Нескончаемой вереницей шли гости к сельскому музею. Здесь, в доме крестьянина Ивана Алексеева, Илья Репин поселился вместе с младшим братом Василием и друзьями - художниками Федором Васильевым и Евгением Макаровым. Тут он провел памятное лето 1870 года, давшее миру великую картину. Актеры театра "Самарская площадь" воссоздали этот приезд и знакомство художников с крестьянами и бурлаками. Все, как 150 лет назад: Репин, делающий наброски, крестьянский быт, а вокруг - горы, солнце и Волга. "Бурлаки", конечно, обрамляли собой весь праздник, поэтому все артисты, в том числе Волжского народного хора, выступали на их фоне.







Далекое к нам близко

Илья Репин написал автобиографическую книгу "Далекое близкое", в которой есть воспоминания о незабвенном лете в Ширяевом Буераке. Вот одна из многих словесных зарисовок художника: "Погода стояла дивная. Мы наняли лодку с двумя гребцами: спустить нас до Ширяева, против Царева кургана, откуда мы намеревались вернуться на пароходе. Выехали мы с восходом солнца, часа в четыре - рыбаки просили не опоздать, чтобы днем, в самую припеку, им отдохнуть часа два. Какой был восход!"

Запечатленные в книге биографические свидетельства Ильи Репина о времени, проведенном в Ширяеве, стали основой для концепции выставки работ художника Александра Баканова "Великие традиции. Далекие и близкие", которая открылась в день праздника в Доме-музее купца Вдовина (входящего в историко-музейный комплекс). Биография самого Баканова оказалась связана и с селом, и с Репиным.





Сельская "репиниада"

В день рождения Ильи Репина музею приготовили еще один подарок. Тольяттинский художник Николай Кузнецов написал углем его портрет.

Бурлаки на Волге, – символ народного терпения


Картины Русских Художников

«Бурлаки на Волге» – знаменитое полотно русского художника XIX- XX века Ильи Репина. Написано маслом на холсте размером 131,5 х 281 см в 1872-1873 годах. Находится в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург).

Автор

Илья Репин (1844-1930) – великий мастер портрета, исторической и жанровой живописи в стиле реализма. Темы его произведений остры, они всегда вызывали в обществе современников бурю споров, захватывающе интересны они и сегодня. Его работы – это самое злободневное отражение той действительности, когда художник жил и творил. Насущные проблемы и жгучая актуальность – вот что волновало живописца.

Замысел

Илья Ефимович Репин «Бурлаков на Волге» задумал ещё в 1869 году, когда, работая над этюдами на берегу Невы, впервые увидел, как группа мужиков, впрягшись, словно тягловые животные, тянула судно против течения. Увиденное потрясло молодого художника. Самым ошеломляющим был контраст между хмурыми, грязными, измотанными рабочими и веселящимися дачниками на одном и том же живописном природном фоне. Репин сразу сделал набросок, позже эскиз акварелью, где бурлаки сопоставлялись с отдыхающими. Но всё было не то. Живописец, по собственному признанию, погрузился в состояние, когда, что бы ни делал, постоянно обдумывал будущую картину.

Художник загорелся поездкой на Волгу-матушку – здесь, на главной речной артерии России, он намеревался найти всё, чего ему не доставало для оформления творческого замысла в картину. Пришлось подсобрать денег, помогла Академия художеств, оплатив проезд. К лету 1870 года Илья Репин в компании брата и двух друзей-художников на пароходе отправился к задуманной цели.

Подбор ракурса и образов

Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.

С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.

Описание картины «Бурлаки на Волге»

Ясный летний солнечный день. На переднем плане картины песчаный берег широкой спокойной реки. По песку тяжело бредут 11 мужиков. Тело каждого из них по груди и плечам пересекает широкая крепкая лямка – они впряжены в большой корабль со спущенными парусами. Жаль, что нет попутного ветра, приходится тянуть громадину против течения.

Каждый из артели бурлаков на картине Репина «Бурлаки на Волге» имеет свой характер, а местоположение в связке говорит о его функциях:

  • Бригадир – в центре первой тройки. Самый опытный работник, задающий ритм. Ведь для спорого скольжения судна по воде важна синхронность усилий и шагов, подобная строевой ходьбе военных, только гораздо медленнее – груз на плечах многотонный. При потере ритма бригадир выкрикивал команду «сено-солома», и все перестраивали шаг, чтобы идти в ногу;
  • Помощники бригадира – по бокам от него в его же ряду. Они делили функции: закупали провиант, распределяли заработанные деньги (во второй половине XIX века зарплата была в среднем 30 копеек/день), следили за порядком;
  • Кабальные – за спинами помощников. Эти были физически сильны, но быстро проматывали своё жалование, попадали в долговую зависимость от артели и потом работали за харчи;
  • Кашевар – самый молодой и шустрый. У Репина он в драной красной рубахе почти по центру полотна, с крестом на груди, поглядывает на старших товарищей и не очень-то старается – ладонями придерживает ослабленную лямку;
  • Халтурщики – не должность, а тип отношения к работе коллектива. Это бородатый мужик с опущенной головой и красным носом-картошкой по центру картины, зачерпывает трубкой табачок из кисета. Положение тела выказывает отсутствие усилий, бечеву только придерживает плечами, чтобы не упала;
  • Надзиратели – самые ответственные и внимательные. Они следили, чтобы никто не халтурил, а то недолго и оплату урезать;
  • Косный (косной) –бурлак, который замыкал «строй». Это опытный работник, болезнь или старость которого не позволяла ему быть в передовых. Косной следил за бечевой – чтобы не допускать запутывания и зацепов за прибрежные препятствия.

На корабле фигуры лоцмана, который рулит и обязан избегать мелей, и, по всей видимости, водолива, на ком вся материальная ответственность. Если в плавании нет хозяина, то его замещал водолив.

Справа вдалеке печально дымит буксир, олицетворяя прогресс, который никак не дойдёт до цели и не облегчит участи измождённых бурлаков.

Впечатление и символы

Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.

В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:

  • Перевёрнутый российский триколор на мачте корабля – во флоте сигнал бедствия, здесь предзнаменование переворота – революционное движение в те годы всё больше активизировалось;
  • «Хозяин» парусника, который вместе с судном символизирует государство Российское, одет в красную рубаху. Подобная, только рваная, на самом молодом из бурлаков. Вот кто столкнётся и прольёт кровь в предстоящем перевороте: верхушка-хозяева и молодые да активные;
  • На песке крупным планом по центру нижнего края картины изображена брошенная, поломанная плетёная снасть-ловушка и перевязанный верёвкой камень. Сеть, корзина, плетение символизируют тюрьму, но их разрушение – освобождение. А камень как символ потопления предсказывает грядущую судьбу царской России.

Но подобное значение предметам и нюансам можно придать сегодня, после известных исторических событий. Тогда же, к примеру, Достоевский не видел никаких символов. Для него в картине были только «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего» (причём каждый – интересный индивид), не кричащие о своих несчастьях, а молча, сосредоточенно и терпеливо тянущие свою лямку. Как и весь народ русский.

Судьба картины

Репин «Бурлаков на Волге» впервые выставил весной 1873 года в Санкт-Петербурге. Это была экспозиция работ (картин и скульптур), среди которых проводился отбор на Всемирную выставку в Вене. «Бурлаки на Волге» как произведение острое раскололо публику на реалистов и академистов – в прессе разгорелись бурные обсуждения, и восхваляющие художника, и поносящие его за социальные обострения.

Следующей ступенью стала Всемирная выставка, на которой «Бурлакам…» присудили бронзовую медаль. Картина очень понравилась великому князю Владимиру Александровичу (сыну Александра II). Он купил её за три тысячи рублей, повесил в своей резиденции и просто обожал подолгу всматриваться в лица, жесты и фигуры бурлаков, разгадывая характеры и рассказывая о них всем, кто готов был слушать.

Именно эта работа сделала имя Ильи Репина известным в Европе.

После революции картина «Бурлаки на Волге», как и все прочие произведения искусства, принадлежащие власть имущим, была национализирована и передана в Русский музей.

Прошло почти полтора века. Никого не напоминают эти измученные мужики? Не так ли и сегодня выглядят сотни тысяч рабочих разных специальностей, живя на копейки, при этом сколачивая миллионы для своих обнаглевших хозяев? Поистине, «умом Россию не понять» .

«Бурлаки на Волге» Репина

Илья Репин – художник, у которого что ни полотно, то шедевр. Одна из картин, которую невозможно забыть или перепутать с чем-либо, – «Бурлаки на Волге».

Сюжет

На речном берегу, впряженные, тянут судно бурлаки. По полотну Репина, которое, кажется, даже в школьных учебниках истории есть, растиражирован образ нищего оборванца, которому и на жизнь иначе не заработать, кроме как адским трудом. Репин еще и подбрасывает дров в социальный костер: на горизонте виднеется символ прогресса — буксир, который мог бы заменить бурлака, облегчить его участь, но почему-то не используется.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, напоминающий Репину философа, бородач, олицетворяющий первобытную силу, и озлобленный «Илька-матрос». За ними — остальные, среди которых выделяются высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, как бы пытающийся освободиться от лямки, черноволосый «Грек», который словно окликает бурлака, готового рухнуть на песок.

Характеры выписаны настолько эмоционально и живо, что охотно верится этой истории. Однако не торопитесь судить по одной картине о целом явлении в экономике царской России. Дело в том, что процесс работы бурлака был другим.

В бурлацком промысле участвовали даже женщины, 1900-е

На баржах стоял большой барабан, на который был намотан трос с прицепленными к нему тремя якорями. Движение начиналось с того, что люди садились в лодку, забирали с собой канат с якорями и плыли вверх по течению. По пути якоря бросали. Бурлаки на барже цеплялись за трос своими чалками и шли от носа на корму, выбирая канат, а там, на корме, его наматывали на барабан. Получалось, что шли они назад, а палуба у них под ногами проходила вперед. Потом они опять бежали на нос баржи, и все это повторялось. Вот так баржа и плыла вверх по течению до первого якоря, который потом поднимали, далее до второго и третьего. То, что описал Репин, происходило, если лоцман сажал баржу на мель. Такая работа оплачивалась отдельно.

Что до денег и харчей, то бурлак был далеко не так нищ, как показал художник. Работали они артелями и перед началом сезона судоходства сговаривалась о харчах. В день им давали хлеб, мясо, масло, сахар, соль, чай, табак, крупу. После обеда всегда спали. И денег за летний сезон хороший бурлак зарабатывал столько, что в зимнее время мог ничего не делать. В бурлацком промысле были заняты сотни тысяч человек. Шли туда в подавляющем большинстве случаев добровольно, как на отходные работы.

Ilya_Repin_-_Barge_Haulers_on_the_Volga_-_Google_Art_Project.jpg

Контекст

«Бурлаки на Волге» — ранняя работа Репина. Еще и 30 лет ему не исполнилось, когда было завершено полотно. В то время художник был студентом Академии и в основном писал на библейские сюжеты. К реализму Репин обратился, кажется, неожиданно для самого себя. А дело было так. В конце 1860-х он с сокурсниками отправился на этюды в Усть-Ижору (поселок недалеко от Петербурга). Набережная, господа прогуливаются, все чинно — благородно. И внезапно впечатлительный Репин заметил ватагу бурлаков.

«О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! — воскликнул художник. -…Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ».

Репин поселился в Самарской области на все лето, знакомился с местными, расспрашивал о жизни. «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

Автопортрет, 1878

Гораздо больше художника увлекал сам образ бурлака: «Вот этот, с которым я поравнялся и иду в ногу, — вот история, вот роман! Да что все романы и все истории перед этой фигурой! Боже, как дивно у него повязана тряпицей голова, как закурчавились волосы к шее, а главное — цвет его лица!» Так Репин описывал Канина — бурлака, расстриженного священника, с которым он познакомился на Волге. Его художник считал «вершиной бурлацкой эпопеи».

Публика увидела картину в 1873 году в Петербурге на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, предназначенных для отправки в Вену на Всемирную выставку. Отзывы были противоречивыми.

Достоевский, например, писал: «Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу… Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы впечатление и не составили бы такой картины». Хвалили Репина Крамской, Стасов, да и все те, кто позднее станет передвижниками.

Академические круги называли картину «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Кто-то из журналистов усматривал на полотне «разные гражданские мотивы и худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение».

После Петербурга картина отправилась в Вену. Там ее также встретили одни с восторгом, другие — с недоумением. «Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк. Ну, как не стыдно — русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников», — говорил один из министров.

И все же полотно нашло покупателя. Им стал великий князь Владимир Александрович, из-за чего полотно оказалось закрытым для широкой публики, которая могла видеть его только на выставках.

Судьба художника

Жизнь Репина была долгой и насыщенной. Начиная с «Бурлаков на Волге» о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве. Со временем он стал одним из самых популярным портретистов. Позировали ему даже те, кто никогда не соглашался ни на чье предложение.

Каждое свое полотно Репин выписывал основательно, на работу уходило по несколько лет. Идеей он увлекал и семью, и друзей. Все они искали костюмы, позировали, буквально жили сюжетом. Старшая дочь художника Вера вспоминала, что когда Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев, играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану.

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1891

А когда Репин работал над картиной «Правительница царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги 1698 года», то даже жил недалеко от монастыря. Тем временем первая жена Репина Вера Алексеевна собственноручно шила платье по эскизам, принесённым из Оружейной палаты.

Вокруг личности Репина — немало мистических историй. И о том, как картины его влияли на людей, и о том, что многие натурщики вскоре умирали не своей смертью, и о том, как Илья Ефимович с колдунами общался. Ни подтвердить, ни опровергнуть их, конечно, нельзя. Но в историю мастера реализма они добавляют особый колорит.

Картина «Бурлаки на Волге» Ильи Ефимовича Репина — кладезь русских типажей, символ народного терпения

«Бурлаки на Волге» — культовая картина великого русского живописца Ильи Ефимовича Репина (Ilya Efimovich Repin). Погожий денек, на голубом небе клубятся белые облака, блестит на солнце могучая река. Прямо на зрителя, подобно мрачной туче, надвигается вереница изможденных людей в лохмотьях. Почему-то хочется стыдливо опустить глаза и тут же — исподтишка, украдкой — рассмотреть их лица повнимательнее. Бурлаки тянут против течения огромный корабль. На переднем плане внизу видна старая сломанная корзина для ловли рыбы (морда) с привязанным к ней камнем. Вдали дымит буксир — прогрессивная альтернатива тяжелому ручному труду. Одна из загадок шедевра — перевернутый триколор на мачте судна: то ли примета грядущего переворота, то ли сигнал бедствия.

Илья Репин. Картина «Бурлаки на Волге», 1872-1873

  • Название картины: «Бурлаки на Волге».
  • Автор: Илья Ефимович Репин (1844-1930).
  • Год написания: 1872-1873 гг.
  • Размер: 131,5 х 281 см.
  • Стиль:Реализм.
  • Жанр:Бытовой.
  • Техника:Масло.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Все лучшие произведения Ильи Репина, далекого от теории «чистого искусства», правдиво, без прикрас отображают действительность. Но именно «Бурлаки на Волге» вызвали раскол в художественных кругах. Академисты сочли их «величайшей профанацией», зато реалисты приняли восторженно.

Замысел картины возник у Ильи Ефимовича еще в 1869-м, когда он увидел бурлаков на Неве и поразился их суровому, измученному виду. В мае 1870 года художник поехал на Волгу, откуда привез множество этюдов, набросков и эскизов. Во время путешествия он свел близкое знакомство с бурлаками.

Впервые автор представил свою работу публике в марте 1873 г. Картину отобрали для участия во Всемирной выставке в Вене, где она получила бронзовую медаль. «Бурлаки на Волге» приглянулись князю Владимиру Александровичу Романову: он приобрел их за 3 000 рублей для украшения своей резиденции. По словам Репина, князь обожал разгадывать образы и объяснять малейшие намеки «даже в пейзаже и фоне» всем, кто соглашался слушать. Его любимцем был нетерпеливый мальчишка Ларька, которого Владимир Александрович считал умнее старших товарищей.

Илья Репин написал этот шедевр, когда ему еще не исполнилось и 30 лет. Вершина была покорена в самом начале творческого пути. «Бурлаки» принесли своему создателю мировую славу, о художнике заговорили как о новом явлении в искусстве.

Николай Куклев. Скульптурная композиция «Бурлаки на Волге», 2014

11 сентября 2014 года на набережной в Самаре состоялось открытие необычной скульптурной композиции. Объемные фигуры знакомых бурлаков на берегу сегодняшней Волги — словно вечный символ безграничного терпения, печальные отголоски прошлого в настоящем.

masterok

Картина «Бурлаки на Волге», прославившая Илью Репина, с момента своего появления вызывала неоднозначные отзывы. Кто-то восхищался мастерством художника, кто-то обвинял его в отступлении от жизненной правды. Как сейчас помню мы в школе обсуждали ее и писали по ней сочинения.

Почему же знаменитая картина спровоцировала скандал на государственном уровне, и насколько Репин на самом деле погрешил против действительности?

Эти образы несчастных оборванцев, зарабатывающих на жизнь непосильным трудом, знакомы всем по школьным учебникам. Бурлаки в XVI-XIX вв. были наемными рабочими, которые при помощи бечевы тянули речные суда против течения. Бурлаки объединялись в артели по 10-45 человек, были и женские артели. Несмотря на тяжелый труд, за сезон (весной или осенью) бурлаки могли заработать столько, чтобы потом в течение полугода жить безбедно. Из-за нужды и плохих урожаев в бурлаки иногда шли крестьяне, но в основном такой работой занимались бродяги и бездомные.

Существовали и женские артели

И. Шубин утверждает, что в XIX в. труд бурлаков выглядел так: на баржах устанавливали большой барабан с намотанным на него тросом. Люди садились в лодку, забирали с собой конец троса с тремя якорями и плыли вверх по течению. Там они бросали в воду якоря поочередно. Бурлаки на барже тянули трос от носа к корме, наматывая его на барабан. Таким образом они «подтягивали» баржу вверх по течению: они шли назад, а палуба у них под ногами двигалась вперед. Намотав трос, они вновь шли на нос судна и проделывали то же самое. По берегу тянуть приходилось лишь тогда, когда судно садилось на мель. То есть изображенный Репиным эпизод – единичный случай.

Судно можно было тянуть вверх по течению с помощью тросов

Таким же исключением из правил можно назвать и показанный на картине участок дороги. Бечевник – прибрежная полоса, по которой передвигались бурлаки, по приказу императора Павла не застраивался зданиями и заборами, но кустов, камней и топких мест там было предостаточно. Изображенный Репиным пустынный и ровный берег – идеальный участок пути, каких на самом деле было немного.

Труд бурлаков был невыносимо тяжел

Артель бурлаков

«Бурлаков» Репин написал в 29 лет, заканчивая учебу в Академии художеств. В конце 1860-х гг. он отправился на этюды в Усть-Ижору, где был поражен увиденной на берегу артелью бурлаков. Чтобы узнать больше об интересующих его персонажах, Репин поселился на лето в Самарской области. Его исследования нельзя назвать серьезными, в чем он сам признавался: «Должен сознаться откровенно, что меня нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами; я расспрашивал их, только чтобы придать некоторый серьез своему делу. Сказать правду, я даже рассеянно слушал какой-нибудь рассказ или подробность об их отношениях к хозяевам и этим мальчикам-кровопийцам».

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: впереди шел *шишка*, рядом с ним – *подшишельные*

Тем не менее «Бурлаки на Волге» довольно точно воспроизводят иерархию наемных рабочи


Истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.

2. Шишка — бригадир бурлаков


Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.

3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки


По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.


«Кабальные», как этот человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.

5. Кашевар Ларька


Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.


В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.


Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.

8. Косный или косной


Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.

9-10. Расшива и флаг


Вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 тонн.

К порядку полос на флаге относились не слишком внимательно, и часто поднимали вверх ногами, как здесь.

11 и 13. Лоцман и водолив


Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.

Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.

12 и 14. Бечева и парус


Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил.

В этот момент шишка затянет запевку:

«Вот пошли да повели,
Правой-левой заступили.
Ой раз, еще раз,
Еще разик, еще раз. »

и так до тех пор, пока артель не войдет в ритм и не двинется вперед.

15. Резьба на расшиве

С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафарету.

И. Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент: слева – *кабальный*, справа – кашевар Ларька

Несмотря на существование реальных прототипов, в академических кругах «Бурлаков» прозвали «величайшей профанацией искусства», «трезвой правдой жалкой действительности». Журналисты писали о том, что Репин воплотил «худосочные идейки, перенесенные на полотно из газетных статеек… у которых реалисты почерпают свое вдохновение». На выставке в Вене тоже многие встретили картину с недоумением. Одним из первых оценить картину по достоинству смог Ф. Достоевский, чьи восхищенные отзывы позже подхватили и знатоки искусства.

Когда Достоевский увидел эту картину Ильи Репина, он очень обрадовался, что художник не вложил в нее никакого социального протеста.

В «Дневнике писателя» Федор Михайлович заметил:

«. бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“ И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику. Славные, знакомые фигуры: два передовые бурлака почти смеются, по крайней мере, вовсе не плачут и уж отнюдь не думают о социальном своем положении. Солдатик хитрит и фальшивит, хочет набить трубочку. Мальчишка серьезничает, кричит, даже ссорится — удивительная фигура, почти лучшая в картине и равна по замыслу с самым задним бурлаком, понуренным мужичонкой, плетущимся особо, которого даже и лица не видно.

Ведь нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, их не полюбя. Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Ведь эта бурлацкая „партия“ будет сниться потом, через пятнадцать лет вспомнится! А не были бы они так натуральны, невинны и просты — не производили бы такого впечатления и не составили бы такой картины».

Достоевский не мог даже представить, сколько банальностей еще будет сказано об этой картине и каким бесценным документом она будет теперь для тех, кто захочет понять организацию труда бурлаков.

А кстати, вы знали что сегодня Репина называют одной из самых загадочных фигур в истории живописи?

0669.jpg

Его творчество сопровождало одно весь странное обстоятельство – многие, кому посчастливилось стать его натурщиками, вскоре отправлялись в мир иной. И хотя в каждом из случаев для смерти были некие объективные причины, совпадения настораживают…

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»

И.Е.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885)

Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Когда её выставили в Третьяковке, полотно производило странное впечатление на посетителей: одни перед картиной впадали в ступор, другие рыдали, а с третьими случались истерические припадки. Даже самым уравновешенным людям перед картиной становилось не по себе: уж слишком много крови было на холсте, уж очень она реалистично выглядела.

16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Картину же отреставрировали. Но на этом трагедии не закончились. Художник Мясоедов, который позировал Репину для образа царя, в приступе гнева чуть не убил своего сына, а литератор Всеволод Гаршин – натурщик для царевича Ивана – сошёл с ума и закончил жизнь самоубийством.

«Торжественное заседание Государственного совета»

И.Е.Репин. «Торжественное заседание Государственного совета» (1903)

В 1903 году Илья Репин завершил монументальную картину «Торжественное заседание Государственного совета». А в 1905 случилась Первая русская революция, в ходе которой многие государственные чиновники, запечатлённые на картине, сложили головы. Так, бывший генерал-губернатором Москвы великий князь Сергей Александрович и министр В. К. Плеве были убиты террористами.

Портрет премьер-министра Столыпина

И.Е. Репин. «Портрет премьер-министра Столыпина»

Своё согласие на предложение написать портрет премьер-министра Репин дал не сразу, искал самые различные предлоги, чтобы отказаться. Но Саратовская дума выполняла все предъявляемые художником требования, и отказываться было уже просто неудобно.

Художник решил изобразить Столыпина не царедворцем в мундире с орденами и всеми регалиями, а в обычном костюме. Портрет – свидетельство того, что Репина интересовала личность, а не государственная персона. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон.

После первого сеанса Репин рассказал друзьям: «Странно: портьеры у него в кабинете красные, как кровь, как пожар. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. А он и не понимает, что это фон революции…» Как только Репин закончил портрет, Столыпин уехал в Киев, где и был убит. «Спасибо Илье Ефимовичу!», - зло шутили Сатириконцы.

В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится.

«Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто»
И.Е. Репин. «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д*Аржанто» (1890)

Портрет Мусоргского

Портрет великого композитора Модеста Мусоргского был написан Репиным всего за четыре дня - со 2 по 4 марта 1881 года. Скончался композитор 6 марта 1881. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Художник приехал в Николаевский военный госпиталь сразу после того, как зимой 1881 году узнал о смертельной болезни друга. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием.

Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина.

Ну и давайте тогда уж узнаем что это за знаменитая народная "Картина Репина - Приплыли!"

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи. Не туда заехали». Л.Соловьёв.

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.


До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

А вот еще интересные моменты художественного творчества прошлого: какой секрет есть в картине Васнецова "Аленушка"?, а вот еще знаменитые картины и их тайны, а вот недавно мы еще обсуждали, что это за Трагическая судьба "Лунной ночи на Днепре"

Читайте также: