Чем отличается иж 49 от иж 350

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

ИЖ (мотоцикл) 49 - живая история

Часто встречаются в истории советского мотопрома случаи, что за неимением собственного копируется чужое. Например, удачный иностранный мотоцикл по волшебному повиновению палочки становится отечественным. Выпуск налаживается, а про оригинал все забывают. Ну что же, значит судьба. Такой шаблон не пропустил и замечательный немецкий двухколесный агрегат времен войны DKW-350. Уже ИЖ-350, если быть правильным. «Новый» мотоцикл обрадовал многих покупателей. Такого качества и удобства уже давно никто не видел.

Развитие модели

ИЖ-350 выпускался с 1946 года по 1951 год. Он прекрасно отжил своё время, и взамен ему пришел новый, немного усовершенствованный ИЖ (мотоцикл) 49. Существенных переделок не было, в основном конструкторы заменили передние и задние амортизаторы.

иж мотоцикл 49

ИЖ (мотоцикл) 49

Сорок девятый ИЖ выполнен в традиционных тонах завода-изготовителя. Классический средний байк, предназначенный для передвижения по городу, не более: характеристики не позволяют. С собой наездник может перевозить дополнительного пассажира. Для него предназначено отдельное седло.

мотоцикл иж 49 технические характеристики

На сегодняшний день данный байк сложно назвать хорошим. Технические характеристики слабые, внешний вид не такой уж и завораживающий, а про динамические параметры лучше молчать. Теперь его не видно на дорогах, но он еще живет. В истории ИЖ-49 остался навсегда.

Внешний вид

ИЖ (мотоцикл) 49, как указано выше, изготовлен в лучших традициях Ижевского завода. Его почти никак не отличишь от других, похожих моделей (ИЖ-1, ИЖ-350, ИЖ-56 и многих других). Среди общих признаков можно выделить топливный бак каплевидной формы. Он находится выше, чем сиденье (в отличие от более поздних экземпляров ИЖ). Руль невысоко поднят.

иж 49 мотоцикл запчасти

Мотоцикл ИЖ 49: технические характеристики

Немецкая основа сделала своё дело. Байк не только выглядел элегантно, но к тому же и на дорогах держал себя умело. Главное достоинство сорок девятого ИЖа – это двигатель. Как для шестидесятилетнего агрегата характеристики на высоте. Мотор скрывает за собой всего один единственный цилиндр. Он принадлежит к двухтактной системе. Цельный объём составляет немаленьких триста сорок шесть кубических сантиметров. Это достойно уважения. Мощности, конечно, маловато. Двигатель мотоцикла может выжимать всего двенадцать лошадиных сил. Максимальная скорость, до которой можно разогнать байк – это 80 километров в час. Расход топлива довольно-таки небольшой. Четыре литра на сто километров пути. Трансмиссия надежная – четырехступенчатая.

ИЖ (мотоцикл) 49 оценивают по-разному. Всему виной век и состояние агрегата. Средняя стоимость байка - 30000 рублей. За 60 лет узлы двухколесного устарели, поэтому не часто можно встретить не переделанный, оригинальный ИЖ-49 (мотоцикл). Запчасти уже давно не продают, поэтому любая, даже маленькая поломка принесет большие затраты и большой расход времени.

В Советском Союзе выпускалось множество разных мотоциклов. ИЖ 49 был не самым известным и не самым популярным из них, но в наши дни он представляет значительный интерес в силу своей редкости.

Советский мотоцикл ИЖ 49, как и многие другие модели, не был разработан в СССР с нуля. Он был основан на опыте немецкого производителя, в данном случае – DKW. После Второй Мировой войны оборудование немецких заводов вместе с документацией было вывезено на советскую территорию, и вскоре началось производство среднего дорожного байка ИЖ-350, скопированного с DKW 350. Интересно, что работал над этой моделью немецкий конструктор Герман Вебер, один из создателей оригинального DKW. Мотоцикл получился вполне успешным, вскоре он был модернизирован, получив заодно и новое название – Иж49. Производилась обновлённая модификация с 1951 по 1958 год.

Дизайн

Военный мотоцикл ИЖ 49 - фото

Внешний вид байка был прилежно скопирован с DKW-350, так что над дизайном советская сторона, можно сказать, не заморачивалась вовсе. В наши дни байк выглядит так, как пытаются выглядеть его современные собратья в стиле ретро, но для своей эпохи его облик был вполне современным. Два раздельных сиденья, массивная круглая фара, каплевидный бензобак – всё в стиле 50-х годов, что отлично видно по фото.

Технические характеристики

Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным "немцем", разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.

Черный иж 49

Двигатель

Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных "одностволок" – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.

Трансмиссия

Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.

Синий Иж49 - вид сзади

Ходовая часть и тормоза

Каким мог быть мотоцикл, спроектированный в середине прошлого столетия? Если вы думаете, что его ходовая состоит из донельзя примитивной стальной рамы, простеньких пружинно-гидравлических амортизаторов и барабанных тормозных механизмов, то вы абсолютно правы. Это сейчас подобная конструкция смотрится приветом из каменного века, но семьдесят лет назад она считалась вполне передовой. Так что соответствующих современным стандартам ходовых качеств от мотоцикла ИЖ 49 ожидать не стоит.

Электроника

Приборная панель ИЖ 49

Никакой сложной электронной начинки в этой модели нет. Простенькое зажигание с магнето, полтора метра проводов, фара головного света, задний фонарь – вот и всё, даже аккумулятора нет. Да что уж там, даже поворотники конструкцией не предусмотрены! Впрочем, чем проще – тем надёжнее, а уже одно то, что мотоцикл отметил свой, как минимум, шестидесятилетний юбилей, говорит о том, что он действительно надёжен.

Сухая масса байка без коляски составляет порядка 150 кг. Это немного, сравнимо с современными малокубатурниками, и субъективно мотоцикл не кажется тяжёлым. Разумеется, ИЖ 49 с боковой коляской весит куда больше, но с ней он получает и третью точку опоры, так что его вес перестаёт играть какую-либо роль.

Управляемость

Угол наклона телескопической вилки очень невелик, а неподрессоренная масса сведена к минимуму усилиями конструкторов. Благодаря этим факторам байк управляется очень неплохо, гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от конструкции 70-летней давности. Конечно, недостаточно жёсткая рама и примитивные подвески вносят свои коррективы в процесс управления, но в целом байк ведёт себя удовлетворительно даже по современным меркам.

Вид сбоку сзади на ИЖ-49

Расход топлива

Точный показатель расхода топлива зависит от состояния мотоцикла, его комплектации (с коляской или без), стиля езды и некоторых других факторов. Объём бензобака составляет 14 литров, а расход в среднем составляет порядка 6-7 литров на 100 км пути. Но есть один нюанс: высокооктановый бензин не очень хорошо подходит для архаичного двигателя ИЖ 49, а другого топлива, более для него подходящего, взять, увы, негде.

Цена мотоцикла

Бежевый Иж 49 с коляской

Никакой средней или хотя бы предсказуемой цены попросту нет, и быть не может. Всё зависит от продавца, его желания продать своё имущество, а также от состояния байка. Экземпляры в состоянии "ржавеет последние тридцать лет в сарае" с давно утерянными документами иногда продают за десять-двадцать тысяч рублей, а полностью отреставрированный и со всеми бумагами стоить будет уже несколько сотен тысяч. Впрочем, в случае с моделью ИЖ 49 мотоцикл стоит этих денег, так как он уже давно и вполне официально считается коллекционным раритетом.

Ремонт и тюнинг

Когда речь заходит о настолько древней мототехнике, её простота становится палкой о двух концах. С одной стороны, с подобной конструкцией разобраться сможет даже начинающий механик, а с другой, в ней применены некоторые специфические решения, которые могут изрядно удивить более опытного мотоциклиста, привыкшего к современным мотоциклам.

Ремонт

При желании отремонтировать в этом мотоцикле можно всё. Однако, надо иметь в виду, что всё это железо старше, чем его владелец, и относиться к нему надо бережно. Годы, к сожалению, берут своё, и случайно сорвать головку источенного многолетней коррозией болта легче, чем кажется.

Светлый иж 49 - фото

Запчасти

Найти оригинальные запчасти на ИЖ 49 крайне трудно, так как они не выпускались с 60-х годов прошлого века. Кое-что подходит от других моделей Ижевского производства, да и в целом подобрать что-нибудь можно всегда. Однако, оригинальные узлы для реставрации придётся поискать, и они стоят дорого. В магазинах их не бывает, искать желательно на досках объявлений и на форумах владельцев советской мототехники.

Тюнинг

Попытку подвергнуть древний байк колхозному тюнингу вместо того, чтобы восстановить его до оригинала, нужно приравнивать к вандализму. Этот раритет хорош именно в оригинальном состоянии, и любые попытки "улучшить" его обречены на провал. Но те экземпляры Иж49, которые уже никогда никуда не поедут, сами иногда становятся донорами для других кастомов.

Красный иж 49 тюнинг

Модификации мотоцикла

  • ИЖ-50. Производился в модификациях "А" и "Б", но обе они предназначались исключительно для соревнований, и не выпускались в гражданский оборот.
  • ИЖ-51М. Версия для шоссейно-кольцевых гонок, сильно модифицированная, с экспериментальным двигателем. В наши дни увидеть её можно лишь в музее.
  • ИЖ-54. Ещё один байк для ШКМГ, в природе в живом состоянии не встречается.
  • ИЖ-55. Кроссовая модификация для профессиональных спортсменов.

Плюсы и минусы

Указывая на сильные и слабые стороны какого-либо мотоцикла, сравнивать его надо с "одноклассниками", что особенно актуально при обзоре винтажной техники. Поэтому Иж-49 мы будем сравнивать с советскими байками, более-менее современными ему, а не с мототехникой XXI века, иначе будет трудно сохранить объективность.

Вишневый иж 49 фото мотоцикла

Преимущества

  • Высокая надёжность. Даже сейчас, спустя столько лет, эти мотоциклы продолжают ездить! Если, конечно, за ними следить должным образом.
  • Ремонтопригодность. Если вы не ставите себе целью добиться 100% аутентичности, то вернуть старичка "сорок девятого" к жизни будет несложно с помощью других подходящих запчастей.
  • Наличие боковой коляски. Большинство экземпляров выпускалось без неё, но это не значит, что нельзя найти коляску отдельно.

Алый мото иж 49

Недостатки

  • Отсутствие запчастей. Найти их крайне трудно, а всё-таки встречающиеся в продаже б/у детали обычно стоят дорого.
  • Возраст всех сохранившихся экземпляров. Самым молодым из них в 2020 году стукнуло уже шестьдесят два года.
  • Отсутствие поворотников. Конечно, можно всегда показать направление поворота взмахом руки, но Иж-49 придётся оформлять, как особую раритетную технику, в противном случае у сотрудников ГИБДД возникнет масса вопросов к его конструкции.

Зеленый (военный) ИЖ 49

Часто задаваемые вопросы

  • От чего лучше подбирать запчасти? Оригиналов нет.Многое подходит от других советских мотоциклов. Самый популярный "родственный" донор – ИЖ-56, сам по себе тот ещё раритет, хотя некоторые узлы можно позаимствовать даже у первых Юпитера и Планеты.
  • Можно ли на нём ездить вообще?Можно, конечно, но нужно ли? ИЖ 49 уже давно перешёл в класс техники, которую обычно возят от одной выставки до другой в прицепе.
  • Существует ли в природе что-нибудь вроде сервис-мануала на эту модель? С моментом затяжки болтов и т. п.?Нет, семьдесят лет назад о динамометрических ключах никто и не слышал.

черный Иж 49 с коляской - фото

Похожие модели

  • Иж-56. Он сменил на сборочном конвейере героя нашего обзора, и у этих байков есть довольно много общего.
  • Восход. Имеется в виду самый первый мотоцикл с таким названием, который начали выпускать в 1965 году.
  • Ковровец К-175. Выпускался с 1956 года на заводе им. Дегтярева (ЗиД). Менее мощный, чем ИЖ-49, он заметно легче него, а потому по динамике с ним сравним.

Видео тест драйв мотоцикла

Вывод

В наше время технические характеристики этого мотоцикла не позволяют расценивать его в качестве серьёзной техники. Но в этом и нет никакой нужды, ведь производство ИЖ 49 прекратилось более шестидесяти лет назад, и сейчас он представляет собой настоящий раритет, которому место в музее или в частной коллекции, а не на дороге. Чтобы купить такой байк, надо быть настоящим энтузиастом, и к тому же иметь туго набитый кошелёк, так как реставрация подобной древности всегда влетает в копеечку.

Обзор мотоцикла Иж 49

Ижевский мотоциклетный завод в 1951 году сумел произвести настоящий ажиотаж выпустив мотоцикл ИЖ 49, технические характеристики которого, несмотря на среднюю мощность, были востребованы населением. Пассажирский байк имел комплектацию, в которую входила коляска, и передвигается по любому дорожному покрытию. Именно ходовая часть сделала этот агрегат столь популярным. Улучшенная проходимость по бездорожью, телескопическая вилка и комфортные условия езды, сделали ИЖ 49 востребованным среди разных слоев населения.

История создания

В 46-ом году с немецкого предприятия DKW забрали производственную базу и перевезли в Ижевск. Тогда же главный инженер Вебер создал ИЖ-350 на базе DKWNZ-350. В 1951 году при помощи привезенной техники был произведен переход на серийное производство ИЖ 49. Усовершенствованная ходовая часть повысила комфортность поездки и улучшила проходимость. После выхода новой серии 56, выпуск прекратили. Однако за время производства было выпущено более 500 тысяч мотоциклов серии 49, что является очень хорошим показателем.

Технические характеристики

Одной из особенностей байка является сектор ручного переключения передач. Если переводить коробку на следующую ступень ножной педалью, рычаг переключения автоматически переходит в положение включенной передачи.

За счет небольшого веса управляемость значительно увеличилась. Более того, вилка поперечной жесткости, закрепляющая заднее колесо, установленная на гидравлических элементах с пружинами. Такая система обеспечивает плавное передвижение даже по неровной поверхности дороги.

Габариты2120х770х980мм (клиренс 140 мм)
Масса мотоцикла без груза151 кг
Макс. скорость90 км/ч
Объем топливного бака14 литров
Расход4-5 литров на 100 км
Тип двигателяРядный
Объем двигателя346 см.куб., один цилиндр
Мощность12 л.с. на 4000 об/мин
Система охлажденияВоздушная
КПП4 ступени, передаточное число 2,23
Тормозная системаКолодки

Кроме основных характеристик можно выделить еще рад особенностей байка. Например, система смазки основана на совмещении с топливом. То есть, во время работы двигателя масло поступает в механизмы при подаче горючей смеси. Сцепление является многодисковым, сжимающимся посредством масляной ванны.

Тюнинг и форсировка двигателя

Особенности конструкции мотоцикла, позволяют произвести тюнинг ИЖ 49. В наше время найти рабочий мопед этой модели очень сложно, однако оставшиеся образцы пользуются большим спросом у мастеров облицовки и доработки техники. Как правило, они изготавливаются для коллекционеров раритетных агрегатов.

При желании и достаточном количестве материальных средств, даже сегодня можно найти ИЖ 49, тюнинг которого вполне по силам каждому желающему. При желании, можно отдать байк в мотомастерскую. Опытные мастера сделают из старого аппарата настоящий шедевр.

Улучшить можно не только внешний вид. Сборка двигателя позволяет повысить характеристики и динамику мотоцикла. Так, при небольшом бюджете, можно сделать из рабочего мотоцикла мощный байк с приятным звуком.

Мотоцикл Иж-49: история, характеристики, отзывы

иж 49 мотоцикл
иж 49 технические характеристики
технические характеристики иж 49


мотоцикл иж 49

После нескольких лет обустройства и выпуска пробной модели DKW NZ 350 стало ясно: немецкое оборудование вполне жизнеспособно. Заводские специалисты стали готовить технологическую линию для выпуска дорожного мотоцикла среднего класса. Энтузиасты советского автомотопрома старались создать эксклюзивный экземпляр с отечественными характеристиками. Однако немецкое оборудование так или иначе вынуждало специалистов следовать немецким технологиям.



Тюнинг и форсировка двигателя

Особенности конструкции мотоцикла, позволяют произвести тюнинг ИЖ 49. В наше время найти рабочий мопед этой модели очень сложно, однако оставшиеся образцы пользуются большим спросом у мастеров облицовки и доработки техники. Как правило, они изготавливаются для коллекционеров раритетных агрегатов.

При желании и достаточном количестве материальных средств, даже сегодня можно найти ИЖ 49, тюнинг которого вполне по силам каждому желающему. При желании, можно отдать байк в мотомастерскую. Опытные мастера сделают из старого аппарата настоящий шедевр.

Улучшить можно не только внешний вид. Сборка двигателя позволяет повысить характеристики и динамику мотоцикла. Так, при небольшом бюджете, можно сделать из рабочего мотоцикла мощный байк с приятным звуком.

После окончания Великой Отечественной на Ижмашзавод приехал заместитель наркома вооружения В.Н.Новиков и узнал о идее воссоздать там былое мотоцикл

Для быстрейшего выполнения задуманного в Германию, на фирму ДКВ (г.Цшопау), командировали группу сотрудников Ижмаша. В нее включили главных конструктора и технолога — В.И.Лавренова и В.П.Болтушева и других специалистов. Они перенимали опыт на немецком заводе, а также контролировали отправку специального оборудования, чертежей, технологической документации, незавершенки — деталей мотоцикла

модели НЦ-350. До сих пор не забыта легенда о том, что для консультаций ижевчан к ним привозили самого Герберта Вебера, немецкого конструктора, создавшего свой мотошедевр еще в 1934 г., освоенный в серийном производстве через четыре года.

По сравнению с ИЖ-9
мотоцикл
НЦ-350 был современнее. В нем применялись петлевая продувка цилиндра, надежный электрогенератор, смонтированные в одном блоке мотор и КПП, резиновые самоподвижные сальники, да и многие другие нововведения. Как только понадобилось помещение для развертывания нового производства — его тут же нашли, и в нем размещали спец. оборудование, прибывавшее из Германии, а к имевшимся станкам изготавливали необходимую технологическую оснастку и приспособления.

Первую послевоенную модель ижевского мотоцикла обозначили как ИЖ-350

. В конце 1946 г. сделали всего 82
машины
Вначале часть деталей использовали из немецкой незавершенки, и потому на многих образцах красовались четыре сцепленных кольца — эмблема знаменитого концерна «Автоюнион», куда входила фирма ДКВ.

Специалистам Ижмаша уже приходилось выпускать продукцию, разработанную на других предприятиях. Так, в 1933 г., подготавливая выпуск ленинградского мотоцикла
Л-300
, они доработали его конструкцию (недаром модели, принятой к изготовлению, присвоили марку ИЖ-7), а во время Великой Отечественной войны — изготавливали противотанковое ружье ПТРС С.Г.Симонова, авиационную пушку НС-37 А.Э.Нудельмана и А.С.Суранова, знаменитый пулемег «Максим», причем всякий раз вносили пусть небольшие, зато многочисленные изменения, повышавшие надежность, долговечность, технологичность изделия. Вот и здесь, при создании нового мотоцикла, они сохранили мощную раму прототипа, в которой крепился массивный силовой агрегат весом почти 44 кг, но многое упростили и поменяли и за счет этого сбросили много лишнего металла.

Пока шла подготовка серийного производства мотоциклов, конструкторы собрали из немецких деталей несколько образцов НЦ-350

и приступили к их испытаниям в окрестностях Ижевска. Адаптацию иностранной модели к нашим дорожным условиям поручили группе конструкторов (В.И.Лавренов, В.П.Камзолов и др.). Их деятельность одобрили в наркомате, и вскоре на заводе организовали специальное конструкторское бюро, работу в котором начали с создания на основе серийной модели спортивного
мотоцикла
ИЖ-350С. Он предназначался для мотокросса по пересеченной местности, поэтому основное внимание уделили подвеске колес. Переднее колеса установили на телескопической вилке с пружинами и гидравлическими амортизаторами, а для заднего колеса применили маятниковую подвеску. Чтобы лучше преодолевать ухабы на трассе, выхлопные трубы и глушители приподняли выше оси заднего колеса. Двигатель усовершенствовали (чугунную гильзу запрессовали в дюралевое оребрение) и форсировали. Сняли фару и задний световой сигнал, багажник и ручной переключатель передач, за счет чего облегчили мотоцикл на 11 кг. С 1947 г. началось штучное изготовление
ИЖ-350С
. Некоторые из них использовали в спортивных соревнованиях, другие — для тщательной отработки новых узлов и деталей. Тогда же приступили к проектированию более совершенного дорожного
мотоцикла
. Разработку его конструкторской документации закончили в 1949 г., а сам он был обозначен
ИЖ-49
. Спустя год завершили отработку кроссовой модели, которую, по уже сложившейся моде, переименовали в
ИЖ-50
и затем, в течение семи лет, изготавливали небольшими партиями и поставляли спортивным обществам.


Вот как был устроен ИЖ-49

. Раму, силовой агрегат и фару применили от прототипа — ИЖ-350, переднюю вилку и подвеску заднего колеса от — ИЖ-350С. В бензобак встроили инструментальный ящик. На багажнике укрепили сидение пассажира. Кроме того, в конструкцию, а также в технологический процесс ввели множество небольших усовершенствований — все это и дало более качественную модель. Если для ИЖ-350 гарантийные обязательства завода предоставлялись до 2000 км пробега, то на ИЖ-49 — 10 000 км и полтора года эксплуатации.

Руль мотоцикла

крепился на двух кронштейнах верхнего мостика передней вилки и легко устанавливался в удобное для водителя положение Усилие поворота регулировалось рулевым фрикционным амортизатором в зависимости от дорожных условий. Телескопическая передняя вилка и маятниковая подвеска заднего колеса обеспечивали комфорт движения, особенно с пассажиром. Теперь
мотоциклист
мог изменять манеру езды. Если на
ИЖ-350
приходилось объезжать даже небольшие неровности дороги и частенько сбавлять скорость или вставать на подножки для более плавного преодоления выбоин, то, пользуясь
ИЖ-49
, к подобным ухищрениям можно было не прибегать — что, кстати, увеличивало среднюю ходовую скорость.

Когда в 1951 г. пошел в серию «сорок девятый», другие, даже весьма известные, мотоциклетные

фирмы еще не освоили массовый выпуск машин того же класса с гидравлическими амортизаторами обоих колес. Поэтому
ИЖ-49
по ходовой части был на уровне мирового мотоциклостроения. Эта машина отличалась высокой надежностью и приспособляемостью, что хорошо проявлялось в эксплуатации, но особенно в дальних пробегах. Об

В истории отечественного транспорта ИЖ 49 олицетворяет заслуженный успех Ижевских мотоцикло-строителей. С 1951 по 1958 г. — выпущено более полумиллиона этих Уникальных машин. Они еще и сегодня встречаются на дорогах нашей страны.

Иж-49 во Владивостокском музее автомотостарины

Начало выпуска

В 1951 году запустили в серийное производство модель «Иж-49» — мотоцикл, созданный на базе немецкого прототипа. Машина в целом получилась удачной, за семь лет непрерывного выпуска она завоевала широкое признание. 49-й «Иж», мотоцикл с прекрасными характеристиками, был снят с производства в 1958 году, так как тогда уже начался выпуск мотоциклов нового поколения — «Иж-56». И вскоре последний 49-й сошел с конвейера.

Характерно то, что еще долгое время «Иж-49» доминировал на рынке. Его преемник, 56-й, успеха не имел. К тому же новый мотоцикл был неудачно сконструирован и буквально увяз в бесконечных доработках.

иж мотоцикл


мотоцикл иж 49
ружье ИЖ 49
ИЖ 49


История создания

В 46-ом году с немецкого предприятия DKW забрали производственную базу и перевезли в Ижевск. Тогда же главный инженер Вебер создал ИЖ-350 на базе DKWNZ-350. В 1951 году при помощи привезенной техники был произведен переход на серийное производство ИЖ 49. Усовершенствованная ходовая часть повысила комфортность поездки и улучшила проходимость. После выхода новой серии 56, выпуск прекратили. Однако за время производства было выпущено более 500 тысяч мотоциклов серии 49, что является очень хорошим показателем.

Характеристика мотоцикла «Иж-49»

Габаритные и весовые параметры:

  • 2120 мм — длина мотоцикла;
  • 980 мм — высота;
  • 770 мм — ширина; вес сухой — 150 кг;
  • вес полный снаряженный — 165 кг;
  • максимальная грузоподъемность — 160 кг.
  • скорость максимальная, без пассажира — 90 км/ч;
  • запас хода по трассе с одной заправкой — 170-180 километров;
  • глубина преодолеваемого брода — 300 миллиметров;
  • расход горючего при движении по трассе — 4,5 л на 100 км;
  • тормозная система — барабанные механизмы на обоих колесах;
  • передняя вилка телескопическая, пружинная, с гидравлической амортизацией;
  • задняя подвеска маятниковая, пружинная, с гидравлическими амортизаторами;
  • сцепление мультидисковое, в масляной ванне;
  • трансмиссия — КПП четырехступенчатая с ножным переключением скоростей;
  • размер шин — 3,25/19″;
  • привод на заднее колесо посредством роликовой цепи при передаточном числе 2,33.

мотоцикл иж 49 цена

Техническая характеристика

  • Габаритная длина 2 120 мм.
  • Габаритная ширина 770 мм.
  • Габаритная высота 980 мм.
  • Клиренс 140 мм.
  • Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг.
  • Максимальная скорость 90 км/час.
  • Ёмкость топливного бака 14 л.
  • Запас хода по шоссе 160-180 км.
  • Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км.
  • Топливо: Бензин с автолом 10-18 в пропорции 25: 1
  • Преодолеваемый брод 300 мм.
  • Двигатель Ход поршня 85 мм
  • Диаметр цилиндра 72 мм
  • Число цилиндров 1
  • Рабочий объём цилиндра 346 см 3
  • Степень сжатия 5,8
  • Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4 000 об/мин.
  • Охлаждение воздушное
  • Система смазки совместная с топливом
  • Тип карбюратора К-28

Двигатель

  • Двигатель «Иж-49» двухтактный, одноцилиндровый;
  • ход поршня — 85 мм;
  • диаметр цилиндра — 72 мм;
  • объем цилиндра — 346 куб. см;
  • степень компрессии — 5,8;
  • мощность максимальная — при 4000 об/мин 11,5 л.с.;
  • система смазки — смесь масла с горючим в пропорции 1:25 для обкатанного мотора;
  • охлаждение воздушное.

Конструкция двигателя позволяла его эксплуатацию в любых условиях: агрегат работал ровно и размеренно.

Картер мотора «Иж-49» блочный, состоит из двух продольных половин, в передней части размещается кривошипная камера с коленчатым валом, в задней секции — коробка передач. Кик-стартер и рычаг переключения передач находятся на одной оси, с левой стороны двигателя.

мотоцикл иж 49 фото

Ходовая часть

Телескопическая вилка совмещается с защитным щитком, который обычно называют крылом, там же монтируется трос спидометра и привод переднего тормоза. В верхней части руля размещена параболическая фара со встроенным замком зажигания и спидометром. Там же находятся две лампочки, красная и зеленая, реагирующие на изменения в электросети. «Иж-49» — мотоцикл, не нуждающийся в аккумуляторе, вся схема может работать от магнето.

Ход руля возможен в пределах 35 градусов как влево, так и вправо. Рулевая штанга регулируется по высоте и закрепляется с учетом роста мотоциклиста. На правой боковине бензобака смонтирован рычаг ручного переключения скоростей, дублирующий ножное. Оба способа смены передач равноценны, водитель мотоцикла выбирает наиболее удобный для себя.

характеристика мотоцикла иж 49

Сиденья

Поскольку 49-й «Иж» — мотоцикл не скоростной, его сиденья спроектированы для комфортной езды, площадь седла довольно большая, поверхность рифленая, с хорошими амортизационными свойствами, под пластиной смонтированы пружины, которые принимают нагрузку и значительно смягчают тряску. На некоторых мотоциклах заднее пассажирское сиденье такой же формы и с такими же параметрами, но меньше по размерам. На других экземплярах устанавливаются обычные поролоновые подушки, обтянутые плотной тканью.

Разумеется, импровизированное детское сиденье должно быть съемным, чтобы при необходимости на пассажирское место мог сесть взрослый. Вариантов обустройства задней части может быть множество, все зависит от творческого подхода владельца.

двигатель иж 49

Характеристика ружья

  • В серийном производстве преобладали ружья 16 калибра, но были в меньшем количестве 12 калибр и 20 калибр. Ружьё двуствольное с горизонтальными стволами и внутренними курками.
  • Стволы отлично спаянные, что способствует хорошему бою. Система запирания производится на два крюка под стволом и поперечным болтом Гринера.
  • Дульные сужения бывают разные, что зависит от калибра. Например, у 12 калибра правый ствол имеет сужение в 0,5 мм, а левый обладает немного большим сужение, которое равно 1 мм.
  • Что касается 16-го и 20-го калибров, то у них соответственно сужение равно 0,45 мм и 0,8 мм. По кучности боя правый ствол даёт 50-55%, а левый немного больше и равняется 55-60%.
  • В длину ствол колеблется от 700 мм до 725 мм, а штучные варианты по желанию заказчиков могли быть даже 750 мм.
  • Патронник в длину равен 70 мм, который позволяет стрелять из бумажных и металлических гильз почти с одинаковой кучностью.
  • В качестве материала для производства металлических частей охотничьего ружья использовали сталь 50А.
  • Бойки на первых моделях были одним целым с курками, но уже под конец стали делать их раздельно. Взвод курков происходит при переламывании ружья.
  • По бокам металлической колодки располагаются специальные указатели, по которым можно определить взвод курков или его отсутствие.
  • Боевая пружина имеет форму пластины. Оснащённость автоматическим предохранителем повышает уровень безопасности во время пользования.
  • Ложа делалась из бука для серийного производства, а вот для штучных моделей применяли орех. По форме она была пистолетной, полупистолетной или же прямой.
  • Вес ружья бывает разный и находится в пределах от 3,0 кг до 3,75 кг. Такие колебания обусловлены калибром оружия.

Раритетная ценность

Мотоцикл «Иж-49» (фото, представленые на странице, демонстрируют его во всей красе) — достаточно элегантная машина из далекого прошлого, и она может украсить любую коллекцию автомототехники. Модель практически отсутствует на рынке. Если удается найти экземпляр, то чаще всего он восстановлению не подлежит. Мотоцикл «Иж-49», цена которого сегодня доходит до трех тысяч долларов, является мечтой многих ценителей двухколесных раритетов.

Тюнинг в большинстве случаев к «Иж-49» не применяется, так как это машина такого класса, когда лучше восстановить мотоцикл, чем видоизменять его в угоду фантазии владельца. Лучшей наградой хозяину будет талантливо отреставрированный мотоцикл «Иж-49». Фото машины, получившей вторую жизнь, станут памятью для потомков.

История отечественных мотоциклов

Если кликнуть по картинке - попадёте на экскурсию в музей.
У автора в других альбомах - ещё много интересного.

История отечественных мотоциклов

Я полагаю - это реклама боковых прицепов - которые можно прицепить к чему угодно. Впрочем автор альбома иногда посещает наш Богоспасаемый сайт - может сам расскажет

На мотоцикле ведь написано Moto Guzzi а не ИЖ.

История отечественных мотоциклов

Вот появились ещё вопросы:
спортивные мотоциклы имели в названии модели год выпуска начиная от ИЖ-50,и заканчивая ИЖ-65. Но из этого следует что должно быть 16 базовых моделей (без серийного 56-го,а к ним еще плюс разновидности серий К,М и Ш. В некоторых случаях и разность кубатур-250,350 и 500),однако на самом деле их меньше. Так каких ИЖей из этого перечня небыло?

И был ли Ш-16,и после него были-ли еще шоссейные мотоциклы,или серия Ш закончилась на Ш-12 ?

Каждый год базовой спортивной модели не выпускали.

В серии Ш - знаю два варианта - 11 и 12 - иных не слышал.

Ш - 16 небыло ( IMHO ) откуда такая цифирь взялась ?

Колуны начинальсь с 10 го и заканчивались на 16 или 17 ом.. тут сомневаюсь. ( в том был или - нет К- 17 ) Потом пошли серии цифровых обозначений.
( типа ИЖ 6.902. )

( IMHO ) ( IMHO ) ( IMHO )

Сайт с историей и неплохими картинками :

За ссылочки Большое спасибо.

Вот я и хочу уточнить,каких ИЖей в промежутке 50-67 небыло.

Фотография Ш-16 уж очень похожа на Ш-12 с тюнингом от Вихура. Наверное там,где брал информацию перепутали,а я за ними тоже подумал про Ш-16,но сейчас всё стало на свои места.

Кстате,шоссейники были: 53 ; 53А ; 344А ; Ш-62 ; Ш-11 и Ш-12.

53 и 53А базировались на двигателе ИЖ-Планета.
Ш-62 ; Ш-11 ; Ш-12 - на базе Юпитера.
344А- уникальная модель,двигатель 3 цилиндра 2 такта-собственная разработка. Развивал 36 л.с. (наверное не успели довести) правда его очень быстро сняли с производства и перешли на Ш-62. Как обычно " ЗА ИЖ МОТО ОБИДНО" ((((

Юра - а как тебе нравится такая мысль - что наши специалисты всегда хорошо были осведомлены о мировых достижениях конструкторской мысли - и кое чего смогли эффективно внедрить.

Мотоциклы Урал и Днепр

выбор мотоцикла иж49\Ява Старушка \Урал
Решил обзавестись первым своим мотоциклом. Насмотревшись на все обилие техники, отобрал для себя три модели. На все про все планируется потратить не более 15 тысяч рублей. За эти деньги хочется получить надежную машину, для каждодневных прогулок по городу.

Братцы байкеры помогите определиться с выбором!
Иж 49
+ нравится внешним видом, 100% классик
- мотоцикл будет как минимум в два раза старше меня. Мучают сомнения, смогу ли в современных условиях его использовать. Гайки каждый день самому крутить не хочется.

Ява Старушка
+ опять таки устраивает внешний вид, чехи делали качественно, относительная распространенность запчастей.
- двух тактник, не мало ли лошадей для уверенного передвижения в потоке. Несерьезный звук выхлопа, как не парадоксально, но для меня это самый главный минус, не люблю когда мотоциклы жужжат, а не рычат.

+ для большей части мотоциклистов России единственный мотоцикл, неограниченные возможности для тюнинга. 4-такта. Серьезный звук.
- уж очень их много. 15 тысяч маловато для нормального аппарата. В первозданном виде по дизайну уступает первым двум аппанентам. Большой расход топлива.

для Циник:однозначна

а бери современный урал

для wishmaster:а ты где, в перово то обитаешь.

Я бы на твоё месте взял Урал но я не на твоём месте так что выбор за тобой.

для Циник: А чем тебе Ява-350-638 не угодила?

выбрать помойку или помойку.
для первого моциля для прорулок по городу мне кажется ни один из вариантов не очень. потому что с такой техникой получится только каждодневная е-ля в гараже.. и раз вы неделю если опвезет - выкат.
15 косых это 500 грин.. можно взять свеженький совнархоз или яву 638. очень даже достойный аппарат.. хотя конечно куда ему до оппозита..
не бери старье..
Когда у Генри Форда спросили, какой автомобиль самый лучший - он ответил - НОВЫЙ!
и был тысячу раз прав

адназначна! гайки крутить не придеца - он тебя еще переживет. восстановить не проблема. ваще он практически вечный. но тк старый есть вероятность, шо лопнута рама. она у него штампованая. но в принципе завариваеца без проблем. задняя подвеска очень комфортная даже с убитыми аморами.
вот с к750 заебешся гайки крутить это точно, да и для города он неповоротлив.
яву в принципе не люблю.

для Kudesnik:

ты гонишь. в свое время, иж350 - (до иж49 выпускался) был признан лучшим мотом в европе!!
и до сих пор эта техника одна из вамых надежных. потому, што это была военная промышленность. и говна не штамповали как сейчас.

говорю так, потому шо знаком с стаким "старьем". - в деревне стоит 49. за мой век точно в нем никто гайки не крутил. завел, сел, поехал.

иж-350 = dkw-350, если не ошибаюсь. разрабатывали немцы к сожалению.

Это скорее исключение.. любая старая техника сыплется.

А у меня Ява 350 66-го года выпуска. Вначале пришлось поковыряться, а сейчас вот все работает и мозг не плавит. Внешность - супер, особенно мне нравится глубокое крыло и хром на бензобаке. Звук, конечно, не очень, но если помутить с глушаками, можно чего - то добиться. Все еще зависит от степени задроченности моца, который покупаешь. С сорванными резьбами и отломанными частями картера уже почти ничего не сделать.

да, перовские мы

Parhom
А чем тебе Ява-350-638 не угодила?
Ответ:
выглядит она плохо, на такой моц никогда не сяду, внешность аппарата для меня очень важна.
…………..
Kudesnik

ыбрать помойку или помойку.
для первого моциля для прорулок по городу мне кажется ни один из вариантов не очень. потому что с такой техникой получится только каждодневная е-ля в гараже.. и раз вы неделю если опвезет - выкат.
15 косых это 500 грин.. можно взять свеженький совнархоз или яву 638. очень даже достойный аппарат.. хотя конечно куда ему до оппозита..
не бери старье..
Когда у Генри Форда спросили, какой автомобиль самый лучший - он ответил - НОВЫЙ!
и был тысячу раз прав

ответ:
А чем твой вояж принципиально отличается от к750? Годом выпуска? На мой взгляд это только минус.
…………………………
Dest
А у меня Ява 350 66-го года выпуска. Вначале пришлось поковыряться, а сейчас вот все работает и мозг не плавит. Внешность - супер, особенно мне нравится глубокое крыло и хром на бензобаке. Звук, конечно, не очень, но если помутить с глушаками, можно чего - то добиться. Все еще зависит от степени задроченности моца, который покупаешь. С сорванными резьбами и отломанными частями картера уже почти ничего не сделать.

Ответ:
Видать вкус совпадает. Поищу еще иж, Яву я нашел в очень хорошем состоянии, не получится с ижом тогда точно ее и куплю

Parhom
А чем тебе Ява-350-638 не угодила?
Ответ:
выглядит она плохо, на такой моц никогда не сяду, внешность аппарата для меня очень важна.
…………..
Kudesnik

ыбрать помойку или помойку.
для первого моциля для прорулок по городу мне кажется ни один из вариантов не очень. потому что с такой техникой получится только каждодневная е-ля в гараже.. и раз вы неделю если опвезет - выкат.
15 косых это 500 грин.. можно взять свеженький совнархоз или яву 638. очень даже достойный аппарат.. хотя конечно куда ему до оппозита..
не бери старье..
Когда у Генри Форда спросили, какой автомобиль самый лучший - он ответил - НОВЫЙ!
и был тысячу раз прав

ответ:
А чем твой вояж принципиально отличается от к750? Годом выпуска? На мой взгляд это только минус.
…………………………
Dest
А у меня Ява 350 66-го года выпуска. Вначале пришлось поковыряться, а сейчас вот все работает и мозг не плавит. Внешность - супер, особенно мне нравится глубокое крыло и хром на бензобаке. Звук, конечно, не очень, но если помутить с глушаками, можно чего - то добиться. Все еще зависит от степени задроченности моца, который покупаешь. С сорванными резьбами и отломанными частями картера уже почти ничего не сделать.

Ответ:
Видать вкус совпадает. Поищу еще иж, Яву я нашел в очень хорошем состоянии, не получится с ижом тогда точно ее и куплю

для arslan: ты тоже гонишь.
м72 = к750 = р71
речь щас не о том кто когда че разработал. а о выборе мота. надежного и красивого.

все что выпущено после иж49 под маркой иж я лично вабще за мотоциклы не считаю - ведро с болтами.

для толян:полностью с тобой согласен, кто видел в разгоне мой м63 63г с 9 мостом тот тоже согласится, а новый нет смысла брать по моему

для samopal:Тоесть настроечки устраивают?

Присоеденюсь к Толяну: бери ИЖ-49. Зап.части найти можно практически все, т.к. многое подходит от современных. И понадобятся они ОЧЕНЬ не скоро, если аппарат не убит. А убитыми они встречаются редко. ИЖ49 - вечен и не убиваем.

Нет, это правило. ВСЕ сорокдевятки, которые я знаю (штук 20), работают и хозяевам проблем не доставляют. По крайней мере в сотни раз меньше, чем любые оппозиты и более поздние ИЖи и иже с ними.
Так что из предложенного, как первый мотоцикл, стоит выбрать его.

Ура!Да здравствует иж-49!Аминь.

для manowar:надо бы еще разок

гыгы сайт оппозитный, все фанаты днепров-уралов, и большинство советует не брать именно оппозит, а остановица на ижике
вы че тут все обурели??
предлагаю создать отдельный раздел - "иж49"

Для меня так лучше подошел К-750, когда надоело-бы ездить можно голову и руки к нему приложить,иж-49 конечно классика, Ява не по мне. Люблю тяжелые, а зажигалки не по мне, но выбирать тебе Циник
так что думай.

для толян: теб тогда на мотоиж ру.

наверное не стоит говорить про мощность и ходовые характеристики.. про нормальный генератор и зажигалку, которая не компостирует мозги и про электро старт.. про большой удобный диван. и тд..
а еще он НОВЫЙ.
В любом случае у люболга старья есть напряженность металлов, старение резины.. а это все чревато боком как грит мой один знакомый
генер 75 Вт 6 вольт, все сальники сцутся, фара не светит нифига, подвески ватные шалтай болтай, скорость 90-дальше-взлет , дальше 10 км от дома ехать страшно. вот красота.

Знаю, что ща начнете, говориь что типа да гвоно вопрос это все меняетсЯ, троса резинки, бронзовые втулки, сайленты, все на герметик и генер от 5 ижа.. тока эт тогда уже не Моцик на каждый день а реставрация и кап ремонт..

идея то была купить и кататься..

я ваще тоже с удоволствием бы имел в гараже такую машину. чтобы иногда кататься в свое удовольствие до смотряка и назад и на автоэкзотику. но не более.
вчера я сел на моц и слетал до дубны и обратно.. так, после работы. на паручасиков.. получилось 270 км туда обратно. и моциль не чихнул ни разу. а вот на подобной 49 технике я бы не рискнул ехать.
Кстати, в продолжение разговора о надежности.. кто скажет что видел новый совнархоз коотрый сыпется по черному?? я не могу такого сказать. Почему народ считает оппозиты ненадежной техникой? потому что у 99 процентов оппозитчиков техника старше 15 лет. а это возраст.. я не хочу скзать что надежность такая же как у иж 49 или 350 . я хочу сказать что она нормальная. Кто нить видел копейку или какойнить жигуль 15 лет от роду (который нормально эксплуатировали а не раз в год на дачу 20 км) котроый не сыплется..
Урал как и любая другая техника, надежен пока НОВЫЙ. просто такой очень мало потому что у большинства народа нет на новую или почти новую денег..
вот и имбемсу со старьем. вот и предрассудки..

так что хочешь кататься - возьми хоть макаку но более менее новую. Хотя если тебе как ты сказал, важен внешний вид, другими словами пафос важнее ездовых качеств и цель - торчать на смотре и понтоваться перед дефками - то в принципе пральный выбор. хотя опяь же придется не тухло вложить времени денеги сил чтобц его хотя бы внешне привести в порядок. подновить хром, покрасить профессионально а не кисточкой. итд.

вощем мудрость то одна на всех. лучше плохо ехать чем хорошо стоять.

[Редактировано 8/9/2004 Kudesnik]

для Kudesnik: да ты че я от седа не свалю никуда. у меня самого 11-й и еще к750 притаранил из деревни. но на ижике может в сдел году рискну прикатить за 370 км из деревни в город. в этом не удалось.
чтобы издить полюбому надо сначала все перетряхнуть. ну лично у меня токай принцип. пока не узнаю все нюансы не сяду. вот второй год уже перетряхиваю 11-й до винта полностью.

для толян:воооо о чем и разговор.. что перетряхивать и перебирать и ваще. риски поездки за 370 км..
начинали с чего?? с НАДЕЖНОГО МОТОУИКЛА НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ а не "перертяхивать каждый год".и не

а "сел и поехал хоть за 300 хоть за 3000" конечно никто не застрахован от поломок. но все же. парню надо кататься а не трахаться -брать новый надо или по крайней мере свежий. хчется пафоса и евбатории с техникой добро пожаловать в гараж с мастодонтами всякими. у меня есть аппарат 71 года. я с ним тож много возился и он меня вощем тоже исправно катал. тока вот тоже 100 км это было "рискнуть" и получалось порой день на трассе.. в ремонте и тд.. а я хотел ЕЗДИТЬ. далеко и спокойно. перестал трахаться в гараже заработал денег с купил вояж. а со старым уралом копаюсь в удовольствие .когда есть настроение. вот так.

Читайте также: