Чем заправлять иж 49

Обновлено: 06.07.2024

Если нет 80-го бензина, можно ли использовать 92-й в двухтактных двигателях?

В последнее время данный вопрос волнует - не сказать, что многих, но, все-таки, достаточное количество владельцев техники. В самом деле, когда-то, годы назад, люди (или организации) честно, законно приобрели технику. Работающую на 80-м бензине (АИ-80). Законно и добросовестно пользовались этой техникой, заботились о ней, ремонтировали. И, вдруг получили, что называется, «под занавес»: прекращен выпуск 80-го бензина …

Почему, как это.

А вот так. Взяли, да и прекратили. ЕСТЕСТВЕННО, не спросив граждан страны – владельцев техники об этом. Вам, мол, и так пойдет. Покупайте тот бензин, который есть в продажи, да и все. А ежели техника ваша там не работает – так это, якобы, «ваши» проблемы.

Строго говоря, конечно, это – проблемы отнюдь не владельцев техники, для которой более не выпускают топлива, на который она рассчитана. Это – проблемы даже не нефтяных компаний, хотя и в отношении них можно было бы вспомнить об антимонопольном законодательстве, по крайней мере… Ведь прекращение выпуска 80-го бензина весьма похоже на картельный сговор. Это – проблема государства, в частности, его законодательной власти (т.е. той власти, которая утверждает/подписывает законы), а также гарантирующей (т.е. той, которая, вроде как, что-то там обязана гарантировать – что-то из серии соблюдения законности, в первую очередь, Конституции России, конечно). Но, так как этот, как его, «гарант»-то, нынче занимается достаточно увлекательными и «интересными» делами, нередко – далекими от государственного управления, то… то приходится решать вопрос иными путями. Конечно, правовым аспектам прекращения выпуска 80-го бензина можно было бы посвятить отдельную статью.

Можно ли использовать какие-то другие виды топлива в технике, рассчитанной на 80-й бензин?

Так что давайте поговорим именно об этом, о чисто технической стороне вопроса. Для ответа на этот вопрос есть два направления:

Рабочие циклы у этих двигателей – разные, характеристики, технические особенности – тоже. Поэтому, разумеется, нельзя бездумно применять одно и то же к обоим типам таких двигателей. В этой статье мы сосредоточимся именно на двухтактных двигателях. Если более конкретно – рассмотрим, можно ли использовать 92-й бензин в двухтактных двигателях, конкретно – в бензопиле «Урал Электрон». Поэтому ниже речь, в основном, пойдет именно о ней. Эта бензопила имеет сравнительно малую степень сжатия топливной смеси в двигателе, по сравнению с современными бензопилами.

Вообще, двухтактные двигатели имеют не только бензопилы, но и некоторые мотоблоки, лодочные моторы, мотопомпы, мотокосы, газонокосилки и т.д. Там, где требуется малая масса двигателя, где важна максимальная мощность на единицу массы – там, как правило, и применяют двухтактные бензиновые двигатели.

Критерии

Вначале следует обозначить критерии, на основе которых мы с Вами будем делать выводы, можно ли использовать бензопилу на 92-м бензине. Это:

Первые два критерия – очевидны. Понятно, что если мы не сможем запустить двигатель без серьезных ухищрений, если не сможем более-менее полноценно работать бензопилой, то, естественно, 92-й бензин явно не будет подходить.

Под надежностью будем понимать сохранение рабочих параметров двигателя бензопилы, в частности, его температуры. Точнее, не слишком сильное превышение температуры в процессе работы двигателя, при работе на 92-м бензине, по сравнению с 80-м.

Конечно, существуют еще и другие факторы надежности, например, состав бензина (не разъест ли он прокладку карбюратора, к примеру), скорость горения, максимальное давление в камере сгорания, склонность к детонации и др. Но, первые два…три из них являются взаимосвязанными с температурой. Что касается последнего – так в отношении этого 92-й бензин даже лучше, чем 80-й.

Возможен ли запуск и работа бензопилы «Урал» на 92-м бензине?

Как ни странно, да. Естественно, бензин должен быть с добавлением масла в пропорции примерно 1:20. Впрочем, забегая вперед, мы увидим, что добавлять можно… не только масло. Но, об этом – чуть позже.

Итак, третьим по важности критерием является температура. Именно она определяет, с одной стороны, способность полноценной работы двигателя. А, с другой стороны, она влияет и на надежность. А именно, если температура в процессе работы двигателя будет излишне высокой, это будет способствовать его преждевременному выходу из строя. В конце концов, ведь поршень, а также сам цилиндр сделаны – из алюминиевого сплава. Температура плавления которого находится в диапазоне 600…700 0 С. Поэтому при излишне высокой температуре детали двигателя могут, банально, начать плавиться и прогореть.

А какая температура.

Вот мы все говорим – температура, температура. А какая? Температура – ЧЕГО? Как минимум, это – температура выхлопных газов. Однако, есть еще температура головки блока. Есть еще температура рабочей смеси в процессе ее сгорания – средняя и максимальная.

Действительно, что понимать под «температурой» в данном случае? КАКАЯ температура наиболее актуальна в целях определения надежности двигателя?

Конечно, в идеале, следовало бы измерять ВСЕ возможные виды температур, так или иначе имеющие отношение к работающему двигателю. Проблема, однако, в том, что для этого придется использовать специальные лабораторные обстановки. Так как, скажем, достаточно затруднительно измерять, скажем, максимальную температуру обычной среднестатистической бензопилы «Урал». Ведь для этого в головку блока придется каким-то образом поместить высокочувствительный и, главное, скоростной датчик температуры. Сделать-то это, конечно, можно. Но. Сложно. Особенно, к примеру, в гаражно-домашних условиях. Ибо потребуется сверлить головку блока, пользоваться аргоновой сваркой и т.д. И не факт, что после подобных манипуляций пила прослужит долго…

В одной статье, а также во многих учебниках по автомобильному делу идет речь, как минимум, о ДВУХ видах температур двигателя:

Надо отметить, что это – в общем случае – не связанные друг с другом параметры . Вполне может быть так, что температура головки блока слишком высокая, но, напротив, температура выхлопных газов – нормальная. И, наоборот.

В ряде же других публикаций, в том числе и в интернете, на форумах, увы, зачастую речь идет либо только о температуре выхлопных газов, либо только о температуре головки блока. Видимо, это следствие – то ли нежелания разобраться в вопросе, то ли – недостатка возможностей для поиска и анализа информации.

Итак, в качестве критерия температуры примем обе из только что перечисленных. Примем, в качестве догмы, что если обе эти температуры не выходят за допустимые пределы, то и остальные температуры и, следовательно, и надежность двухтактного бензинового двигателя будут тоже в оговоренных пределах, т.е. в норме.

Как измерять температуру головки блока и температуру выхлопных газов?

Крепление термопар на бензопиле Урал

Вот как это может выглядеть:

Измерять будем, очевидно, термопарами. Двумя. Одна из которых должна присутствовать внутри глушителя, а другая должна быть прижата к головке блока в той точке, которая, наиболее вероятно, будет иметь самую высокую температуру среди других мест головки.

Провода от термопар подключены к витой паре (серый провод на рисунках; витые пары применяются для соединения компьютеров друг с другом, а также с модемами, принтерами и т.п.), а она, в свою очередь, к двум цифровым мультиметрам.

Для надежности измерений, для термопары – датчика температуры выхлопных газов – в глушителе было просверлено отверстие, чтобы измерялась температура газов, непосредственно выходящих из цилиндра двигателя, а не газов, прошедших систему глушителя и частично охладившихся.

А теперь – покрупнее:

Крепление термопар на бензопиле Урал - крупным планом

Свеча тестируемой бензопилы «Урал» представляла собой, вообще говоря, ужасное зрелище:

Свеча тестируемой бензопилы Урал

Заросшая нагаром, в состав которого, в том числе, видимо, входили и присадки из масла. М-да… Тем не менее, пила вполне сносно выполняла свою работу, т.е. пилила. Заводилась с 1…4 рывков (подробнее об этом – ниже). Свечу специально не меняли для того, чтобы протестировать возможность пуска двигателя и работы бензопилы в несколько ухудшенных технических условиях.

Конечно, по ходу экспериментов надо было бы измерять полезную мощность, а также состав горючей смеси… но, увы, без специального лабораторного оборудования это не представляется возможным. Поэтому мощность определялась «на глазок» - в зависимости от нагрузки на бензопилу и диаметра распиливаемой древесины. А состав горючей смеси - возможностью пилить более-менее полноценно (т.е. когда пила не глохнет, не перегревается излишне и сильно не дымит).

Экспериментальные результаты

Теперь, наконец, рассмотрим самое интересное – экспериментальные результаты. Бензопила «Урал» тестировалась при пилении древесины (диаметром от 10 до 30 см и, иногда, более), топливом служили следующие смеси:

Канистра от масла, используемого для добавки в топливную смесь тестируемой бензопилы Урал

Перед очередным испытанием из бензобака тщательно сливались остатки топлива, после чего заливалась смесь с новым составом и испытания продолжались. Испытания проводились в перечисленной выше последовательности. Всего испытания заняли около трех дней в течение периода 5…15 июля 2019 г. Масло применялось вот такое, простоявшее в пластмассовой емкости примерно 1,5 года.

Дизельное топливо было куплено на АЗС «Башнефть» в июле 2019 г.

Примечание . А для чего делались добавки керосина, дизельного топлива (или солярки)? Для снижения октанового числа. Дело в том, что масло, керосин, дизельное топливо снижают октановое число. Об этом поговорим ниже.

Результаты

Что получилось? Если честно, то ожидалось, что смеси на 92-м бензине проявят себя с гораздо более «высокотемпературной» стороны по сравнению с 80-м. Но, как ни странно, ничего подобного не произошло. Пила вполне терпимо пилила на всех указанных смесях. Особых повышений температур зафиксировать не удалось.

Впрочем, возможно, это вызвано, в основном, относительно невысокими нагрузками при пилении. Ведь для «Урала» древесина диаметром до 30 см, даже дуб, - это так, разминка. Особенно, если цепь – хорошего качества и заточена. По-настоящему его возможности проявляются, когда пилится древесина диаметром от 70…80 см. Когда древесина – сырая и вязкая, и цепь буквально увязает в ней (например, старые тополя, древесина которых перевита многочисленными сучьями). Однако, некоторые изменения все-таки были зафиксированы.

В таблице ниже приведены результаты экспериментов:

Топливная смесь Температура головки цилиндра (милливольт/ 0 С) Температура выхлопных газов (вольт/ 0 С) Режим работы Примечание
1. Смесь 80-го бензина («Нормаль») с маслом в пропорции 1:20; смесь находилась в пластмассовой канистре в течение примерно 6…12 месяцев (остатки) 2,4 / 91 0,59 / 206 Холостой ход
3,1 / 116 0,8 / 270
2,8 / 105 1,5 / 483 Средняя нагрузка
2,9 / 108 1,3 / 422
3 / 112 1,6 / 513
3,1 / 116 1,2 / 392
3,0…5,3 / 112…254 0,87…1,30 / 291…422 Высокая нагрузка
2. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), проездившего в автомобиле около 7 тыс. км в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 2,4 / 91 0,8 / 270 Холостой ход
3,4 / 129 0,94 / 313
3,8 / 149 0,82 / 276
3,9 / 155 0,9 / 301 Средняя нагрузка Субъективно, разницы между 80-м бензином незаметно
4,5 / 191 1,13 / 370
4,1 / 166 1,25 / 407
3,0…4,5 / 112…191 0,88…1,23 / 294…401 Высокая нагрузка
3. Смесь 92-го бензина, купленного на АЗС «Башнефть» 11.07.2019, с маслом в пропорции 1:20 2,5 / 94 0,7 / 240 Холостой ход Пила стала сильнее откликаться на нажатие ручки газа, даже как-то непривычно. Много сизоватого дыма.
3,7 / 144 0,88 / 294
3,4 / 129 0,98 / 325 Средняя нагрузка
4,2 / 172 1,02 / 337
4,1 / 166 1,11 / 364
4. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), находившегося в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 + керосин в пропорции 1:8 3,5 / 134 0,92 / 307 Средняя нагрузка Субъективно, пилить стало как-то приятнее, чем вообще без керосина
4,7 / 205 1,17 / 383
4,1 / 166 1,08 / 355
4,6 / 198 1,32 / 428 Высокая нагрузка Не хватает мощности
5. Смесь 92-го бензина («Регуляр»), находившегося в герметичной металлической канистре в течение примерно 6…12 месяцев, с маслом в пропорции 1:20 + керосин в пропорции 1:4 3,3…3,5 / 125…134 0,50…0,86 / 179…288 Холостой ход Стало меньше дыма, чем при добавлении керосина 1:8; но при этом - жестковатая работа двигателя
4,2 / 172 1,18 / 386
4,5 / 191 1,14 / 373 Средняя нагрузка
6. Смесь 92-го бензина, купленного на АЗС «Башнефть» 11.07.2019, с маслом в пропорции 1:20 + дизельное топливо в пропорции 1:10 2,8 / 105 1 / 331 Холостой ход Много голубоватого дыма. Однако, пила заводится ОЧЕНЬ легко, с 1 рывка. Больше склонность к перегреву головки цилиндра.
5 / 228 1,51 / 486 Средняя нагрузка
5,2…7,0 / 245…463 1,23 / 401

Примечание 1 . В этой таблице взяты не последовательные (хронологические), а наиболее типичные значения. Как видно, практически одним и тем же значениям температуры головки цилиндра могут соответствовать существенно различающиеся температуры выхлопных газов и, наоборот.

Примечание 2 . Значения температур приведены в «сырых» данных (по показаниям вольтметров), а через слеш – в градусах Цельсия. Перевод данных в градусы осуществлялся после соответствующей градуировки термопар. Термопара, контролирующая температуру выхлопных газов, подключалась к мультиметру через усилитель постоянного тока с коэффициентом усиления, равным приблизительно 120.

Примечание 3 . Бензопила «Урал» склонна к неконтролируемому изменению частоты оборотов холостого хода. Поэтому, в процессе экспериментов периодически проводилась их регулировка.

Влияние качества топливной смеси на температуры головки цилиндра и выхлопных газов

Также проводились исследования, в какой мере на обе температуры влияет изменение качества (обогащения/обеднения) топливной смеси. Как правило, обеднение приводило к увеличению оборотов холостого хода; но, даже после их регулировки (снижения) достаточно существенно увеличивалась температура головки цилиндра (на 50% и более). Особенно сильно это было заметно для последней по счету смеси (с дизельным топливом). При обогащении смеси температура головки на холостом ходу снижалась.

Тогда как температура выхлопных газов, как ни странно, была не слишком подвержена изменениям в зависимости от изменений качества смеси.

ИЖ-49, мотоцикл: фото, технические характеристики, тюнинг, отзывы владельцев


Советский мотоцикл ИЖ-49 представляет собой двухколесный моторный аппарат средней категории для дорог с твердым покрытием. Легендарная машина выпускалась Ижевским комбинатом в период с 1951 по 1958 год. За время серийного производства с конвейера сошло более полумиллиона экземпляров. Раритетный байк имеет многолетнюю историю, является экспонатом в музее автомобильной старины (г. Владивосток). Также эту технику можно встретить в выставочных залах Москвы, Риги, Минска, Санкт-Петербурга. Модель в свое время была востребована на всем постсоветском пространстве. рассмотрим особенности и характеристики этой "легенды".

Устройство мотоцикла ИЖ-49

Как создавался мотоцикл ИЖ-49?

После окончания Второй Мировой войны из Германии, согласно плану репарации, были вывезены мощности мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. О масштабах акции свидетельствует тот факт, что в СССР попали практически готовые производственные конвейеры, при этом советские инженеры не умели работать с немецким оборудованием. В результате все технические средства поступили на завод Ижмаш.

Несколько лет потребовалось ижевским конструкторам для наладки станков и выпуска пробной модификации DKW NZ-350. После этого стало понятно, что привезенное оснащение вполне рентабельно и жизнеспособно. Заводские инженеры начали разрабатывать технологическую карту для изготовления дорожного мотоцикла среднего класса. Советские энтузиасты-разработчики были нацелены на создание оригинального экземпляра с отечественными параметрами, хоть и оборудование вынуждало специалистов применять немецкие технологии.

Первые модификации

Мотоцикл ИЖ-49, фото которого представлено ниже, серийно начал выпускаться в 1951 году. В целом, машина на основе немецкого прототипа получилась довольно убедительной и практичной. За время выпуска байк завоевал популярность по всей стране, обладал достойными характеристиками. С производства технику сняли в 1958 году, на смену пришло новое поколение ИЖ-56.

Легендарный мотоцикл ИЖ-49

Стоит отметить, что еще длительный период 49-й лидировал на рынке, поскольку его приемник был принят потребителем довольно прохладно. Во многом это связано с неудачной конструкцией 56-го, требующей бесконечных доработок и усовершенствований.

Технические характеристики мотоцикла ИЖ-49

Ниже приведены основные тактико-технические параметры легендарной двухколесной машины:

  • Длина/ширина/высота – 2,12/0,77/0,98 м.
  • Сухая масса – 150 кг.
  • Грузоподъемность по максимуму – 160 кг.
  • Скоростной порог – 90 км/ч.
  • Ходовой запас после одной заправки – около 180 км.
  • Преодолеваемый брод по глубине – 0,3 м.
  • Средний расход топлива – 4,5 л/100 км.
  • Тормозной узел – барабанные системы на переднем и заднем колесе.
  • Подвеска передняя/задняя – телескопическая вилка с пружиной и гидравлическим амортизатором/маятниковый элемент.
  • Тип сцепления – мультидисковый блок в масляной ванне.
  • Трансмиссия – четырехрежимная коробка передач с ножным переключением.
  • Шины – 3,25/19.
  • Привод – задний с роликовой цепью и передаточным числом 2,33.

Копия мотоцикла ИЖ-49

Силовой агрегат

Конструкция мотора мотоцикла ИЖ-49 позволяет использовать его практически в любых условиях, установка отличается размеренной и ровной работой. Картер двигателя – блочного типа, сделан из двух удлиненных половин. Во фронтальной части находится кривошипный блок с коленчатым валом, а в заднем отсеке – КПП. На левой оси размещен кик-пускач и рычаг переключения передач.

Мотоцикл ИЖ-49 (технические параметры мотора):

  • Тип – двухтактный двигатель с одним цилиндром.
  • Перемещение поршня – 85 мм.
  • Размер цилиндра – 72 мм.
  • Объем рабочий – 346 куб.см.
  • Компрессия – 5,8.
  • Мощность – 11,5 лошадиных сил при 4000 об/мин.
  • Охлаждение – атмосферного типа.
  • Смазка – смесь с топливом в пропорциях 1/25.

Характеристики мотоцикла ИЖ-49

Ходовые элементы

Телескопическая вилка советского мотоцикла ИЖ-49 агрегирует с защитным щитком (крылом), там же приспособлен тросик спидометра и привод фронтального тормоза. В верхней части руля предусмотрена параболическая фара с встроенной системой зажигания и учетчиком скорости. В этом же отсеке расположены зеленая и красная лампочки, выполняющие роль индикатора электросети. На рассматриваемом мотоцикле не предусмотрен аккумулятор, схема функционирует от магнето.

Подвижка руля осуществляется в диапазоне 35 градусов в обе стороны. Колонка корректируется по высоте и фиксируется с учетом роста водителя. В правой части топливного бака имеется рукоятка ручного переключения скоростей, повторяющий ножной аналог. Оба варианта идентичны, мотоциклист выбирает максимально удобный для себя способ.

Комфорт посадки

Так как мотоцикл ИЖ-49 (фото ниже) не относится к скоростным модификациям, его сидения спроектированы для максимально комфортной езды. Площадь посадки достаточно большая, рифленая поверхность, прекрасная амортизация. Она обеспечивается пружинами, установленными под пластиной, отвечающей за смягчение тряски и прием части нагрузки на себя.

Некоторые модификации оснащены задним пассажирским седлом с такими же характеристиками, но меньшего размера. На других моделях устанавливается обычная поролоновая подушка, обитая прорезиненной тканью.

Некоторые владельцы мотоцикла ИЖ-49 модернизируют заднюю «сидушку» под себя и родственников, дополнительно повышая комфортность посадки. Например, для ребенка резонно соорудить специальную устойчивую спинку. Для этого берут прочную основу, приваривают несколько стоек к основанию, в верхней части делают горизонтальную связку, служащую в качестве опоры. Вариантов тюнинга задней части множество. Особенно если подойти к этому делу творчески и с фантазией.

Экстерьер мотоцикла ИЖ-49

Модернизация

Рассматриваемая двухколесная машина сама по себе элегантна и станет украшением любой автомобильной коллекции. На современном рынке найти подобную модель практически нереально. Те редкие экземпляры, которые попадаются в продаже, для восстановления требуют практически полной переделки. Коллекционеры в погоне за этим экземпляром готовы отдать порядка трех тысяч долларов за единицу.

Счастливые владельцы раритета редко кардинально переделывают байк. Среди самых популярных инноваций – установка бесконтактного зажигания на мотоцикл ИЖ-49, вставка хромированных деталей, монтирование нового сидения. В общем, лучшей модернизацией указанной машины станет талантливо проведенная реставрация.

Сидение мотоцикла ИЖ-49

Модификации

За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:

  1. Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
  2. Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
  3. Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
  4. В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
  5. Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели. Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака. Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.

Спидометр мотоцикла ИЖ-49

Отзывы владельцев

За семилетнюю историю производства мотоцикла ИЖ-49, в его истории случилось много перемен. Машина постоянно дорабатывалась, усовершенствовалась, некоторые лишние и ненужные элементы упразднялись. Тем не менее, агрегат всегда отличался надежностью, агрессивностью и долговечностью. Эти качества, прежде всего и отмечают в нем владельцы. О популярности серии говорит тираж свыше полумиллиона экземпляров. Отклики пользователей об этой машине – преимущественно положительные. Среди указанных преимуществ владельцы отмечают длительный рабочий ресурс двигателя без капитального ремонта. К недостаткам потребители относят сложность ремонта мотоцикла ИЖ-49, поскольку очень непросто найти подходящие запчасти.

Томский Клуб Автомобилистов

По просьбе создаю тему где буду подробно рассказывать про историю восстановления легендарного мотоцикла ИЖ 49.

Немного предыстории. Когдато не так давно у меня был мотоцикл Урал 74 года выпуска, который я успешно воскресил и полностью переделал под свой вкус. Леха Белый его видел и может сказать что и как, ну или если кому будет интересно скину фотки. Ну так ближе к делу. Его нестало и жить мне стало очень скучно, работаю в сервисе крашу машинки возвращаю к жизни, понял для себя что машины для меня скучны но пока нет возможности приобрести верного коня, мой начальник очень хороший человек тоже любит мототехнику и месяца 2 как загорелся идеей приобрести себе ИЖ 49, я сначала отноился к этому скептически думал что это так мимолетное. Но вот буквально несколько дней решил помочь человеку и начал искать, и вот оно нашелся один единственный в томске который мы вчетвером смогли найти, уже думали в Барнаул ехать забирать.
Ну вот пришел я на работу сказал ему эту новость, он обрадовался но подумал что цена будет очень большой поэтому не особо радовался. Вот он момент звонка, на том конце снимают трубку после полминуты разговора лицо моего начальника расплывается в улыбке и он просто счастлив, весь день он ходит и боится как бы не забрали. Вот время к 10 часам вечера собираемся и полетели смотреть, предворительно договорившись с галелью=) ну исход поездки для меня уже был ясен=))

приехали втретились с парнем, выяснилось что мотоцикл долгое время стоял в хорошем гараже, но последнии года 2 под открытым небом, старый хозяин толи мертв толи нет непонятно, птс старое есть.
Мотоцикл ИЖ 49 1957 года выпуска, ну и конечно мы не смогли его там оставить и уже в 12 вечера он был у меня на работе, тоесть в гаражике=)

Вот настал вторник, я пришел на работу и неудержался со словами Дядя Гриша я разбиру ваш мотоцикл я начал его разбирать.
Так началось возрождение этого дедушки который в жизни видел многое и мог бы рассказать да вот только пока молчит но чувствует мое сердце скоро он начнет свой рассказ=)
Сегодня было разобранно почти все, снят двигатель, крылья и все остальное, снят цилиндр. Поршень в живом состоянии, на шатуне есть небольшое хождение влево и в право но говорят это для ижей нормально, сейчас идет поиск родных запчастей которых недостает, уже многое найденно по знакомым, благо я в этой теме и сфере мотодвижения не первый год, ведутся переговоры.
А теперь фотки с подписями)

ИЖ-49 , регистрация

Достался от друга мотоцикл 1952 года рождения ИЖ-49. Красавчик. Но документов на него нет. Есть только заводская книжка- рук-во по эксплуатации. Мот не утилизирован. Настоящего хозяина, на котором возможно когда-то числился мот не знаю. Вопрос таков- как его поставить на учет? Уж больно хочется по городу на нем поездить)))

Что-то кроме "коррупционных" методов никакие на ум не приходят.

Искать "покойника" (мапед имею ввиду) с документами и перекидывать табличку на раме - это самый простой и относительно легальный способ.
Еще лучше сделать в доках при очередной постановке на учет, раму "б/н".

хз, а суть послаблений кажется в ввозе стариканов из-за бугра и не докапывании до отсутствия ремней например

а тут речь о том, что следователь в ГИБДД скажет: ""так значит, убил дедушку лопатой, забрал в сарае ИЖ п..датый" и теперь хочешь легализовать?"

Есть один мутный, но легальный способ)) Если нет никаких доков и родственников владельца, которые могли бы вступить в наследственность, а потом продать мопед тебе, то процедура легализации проводится через арбитражный суд на основании статьи 234 ГК РФ:

"Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). и тд по тексту

То есть, что бы это сделать, надо обратиться в арбитражный суд по месту жительства, предоставить им заявление, и одного свидетеля того, что мотоцикл, например 5 лет стоял у тебя на даче. При отсутствии претензий со стороны хозяина и его наследников (очень актуально, если хозяин мертвый) ты получашь мотоцикл в собственность и идешь в ГИБДД с решением суда. На основании Приказа МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и тебе обязаны выписать ПТС и зарегистрировать его на твое имя.

Процедура вроде как простая, но из-за того, что случаев таких обращений мало, рассмотрение может затянуться.

Спасибо. Значит есть надежда. В отпуск выйду- попробую через суд. Так хочется его на учет поставить чтоб спокойно ездить) Красивый мотоцикл. Сейчас таких не делают. Жалко документов никаких не осталось. Может кто еще сталкивался с таким?

Есть один мутный, но легальный способ)) Если нет никаких доков и родственников владельца, которые могли бы вступить в наследственность, а потом продать мопед тебе, то процедура легализации проводится через арбитражный суд на основании статьи 234 ГК РФ:

"Статья 234. Приобретательная давность

1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). и тд по тексту

То есть, что бы это сделать, надо обратиться в арбитражный суд по месту жительства, предоставить им заявление, и одного свидетеля того, что мотоцикл, например 5 лет стоял у тебя на даче. При отсутствии претензий со стороны хозяина и его наследников (очень актуально, если хозяин мертвый) ты получашь мотоцикл в собственность и идешь в ГИБДД с решением суда. На основании Приказа МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 "Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" и тебе обязаны выписать ПТС и зарегистрировать его на твое имя.

Процедура вроде как простая, но из-за того, что случаев таких обращений мало, рассмотрение может затянуться.

Чтобы обратиться в суд, надо сначала получить письменный отказ от ГИБДД в регистрации

В Советском Союзе выпускалось множество разных мотоциклов. ИЖ 49 был не самым известным и не самым популярным из них, но в наши дни он представляет значительный интерес в силу своей редкости.

Советский мотоцикл ИЖ 49, как и многие другие модели, не был разработан в СССР с нуля. Он был основан на опыте немецкого производителя, в данном случае – DKW. После Второй Мировой войны оборудование немецких заводов вместе с документацией было вывезено на советскую территорию, и вскоре началось производство среднего дорожного байка ИЖ-350, скопированного с DKW 350. Интересно, что работал над этой моделью немецкий конструктор Герман Вебер, один из создателей оригинального DKW. Мотоцикл получился вполне успешным, вскоре он был модернизирован, получив заодно и новое название – Иж49. Производилась обновлённая модификация с 1951 по 1958 год.

Дизайн

Военный мотоцикл ИЖ 49 - фото

Внешний вид байка был прилежно скопирован с DKW-350, так что над дизайном советская сторона, можно сказать, не заморачивалась вовсе. В наши дни байк выглядит так, как пытаются выглядеть его современные собратья в стиле ретро, но для своей эпохи его облик был вполне современным. Два раздельных сиденья, массивная круглая фара, каплевидный бензобак – всё в стиле 50-х годов, что отлично видно по фото.

Технические характеристики

Для 50-х годов XX века мотоцикл ИЖ49 был довольно неплох, если говорить о его технической составляющей. Правда, заслуга советских конструкторов в этом невелика, так как байк даже после модернизации на 90% схож с оригинальным "немцем", разработанным ещё в 40-х годах. Стоит отметить крепкую ходовую часть и неплохую скорость, которую он способен развить на прямой дистанции.

Черный иж 49

Двигатель

Одноцилиндровый двухтактный мотор воздушного охлаждения неплохо себя зарекомендовал. Рабочий объём движка – 346 см³, а максимальная мощность, которую он способен развить – 11,5 л.с. (на отметке в 4000 об/мин). В этом и кроется основное отличие двигателя ИЖ 49 от современных "одностволок" – в отличие от них, он не любит высокие обороты. Питается он с помощью архаичного карбюратора К-28Б, но, если вы не ставите себе целью провести стопроцентно точную реставрацию, его можно заменить на любой другой. Максимальная скорость, до которой мотор способен разогнать байк – 90 км/ч.

Трансмиссия

Конструкторы оснастили байк 4-ступенчатой КПП, что было великолепным техническим решением по меркам той эпохи. Даже в 60-е годы многие мотоциклы выпускались с 3-ступенчатыми КПП, но ИЖ 49 и его немецкий предок в этом вопросе опередили своё время. Верхняя передача, четвёртая, является прямой, передаточное число на ней равно единице, так что на неё лучше переключаться уже после достижения желаемой скорости. Интересно, что переключать передачи можно как лапкой КПП, так и рукой, с помощью закреплённого возле бензобака рычага.

Синий Иж49 - вид сзади

Ходовая часть и тормоза

Каким мог быть мотоцикл, спроектированный в середине прошлого столетия? Если вы думаете, что его ходовая состоит из донельзя примитивной стальной рамы, простеньких пружинно-гидравлических амортизаторов и барабанных тормозных механизмов, то вы абсолютно правы. Это сейчас подобная конструкция смотрится приветом из каменного века, но семьдесят лет назад она считалась вполне передовой. Так что соответствующих современным стандартам ходовых качеств от мотоцикла ИЖ 49 ожидать не стоит.

Электроника

Приборная панель ИЖ 49

Никакой сложной электронной начинки в этой модели нет. Простенькое зажигание с магнето, полтора метра проводов, фара головного света, задний фонарь – вот и всё, даже аккумулятора нет. Да что уж там, даже поворотники конструкцией не предусмотрены! Впрочем, чем проще – тем надёжнее, а уже одно то, что мотоцикл отметил свой, как минимум, шестидесятилетний юбилей, говорит о том, что он действительно надёжен.

Сухая масса байка без коляски составляет порядка 150 кг. Это немного, сравнимо с современными малокубатурниками, и субъективно мотоцикл не кажется тяжёлым. Разумеется, ИЖ 49 с боковой коляской весит куда больше, но с ней он получает и третью точку опоры, так что его вес перестаёт играть какую-либо роль.

Управляемость

Угол наклона телескопической вилки очень невелик, а неподрессоренная масса сведена к минимуму усилиями конструкторов. Благодаря этим факторам байк управляется очень неплохо, гораздо лучше, чем можно было бы ожидать от конструкции 70-летней давности. Конечно, недостаточно жёсткая рама и примитивные подвески вносят свои коррективы в процесс управления, но в целом байк ведёт себя удовлетворительно даже по современным меркам.

Вид сбоку сзади на ИЖ-49

Расход топлива

Точный показатель расхода топлива зависит от состояния мотоцикла, его комплектации (с коляской или без), стиля езды и некоторых других факторов. Объём бензобака составляет 14 литров, а расход в среднем составляет порядка 6-7 литров на 100 км пути. Но есть один нюанс: высокооктановый бензин не очень хорошо подходит для архаичного двигателя ИЖ 49, а другого топлива, более для него подходящего, взять, увы, негде.

Цена мотоцикла

Бежевый Иж 49 с коляской

Никакой средней или хотя бы предсказуемой цены попросту нет, и быть не может. Всё зависит от продавца, его желания продать своё имущество, а также от состояния байка. Экземпляры в состоянии "ржавеет последние тридцать лет в сарае" с давно утерянными документами иногда продают за десять-двадцать тысяч рублей, а полностью отреставрированный и со всеми бумагами стоить будет уже несколько сотен тысяч. Впрочем, в случае с моделью ИЖ 49 мотоцикл стоит этих денег, так как он уже давно и вполне официально считается коллекционным раритетом.

Ремонт и тюнинг

Когда речь заходит о настолько древней мототехнике, её простота становится палкой о двух концах. С одной стороны, с подобной конструкцией разобраться сможет даже начинающий механик, а с другой, в ней применены некоторые специфические решения, которые могут изрядно удивить более опытного мотоциклиста, привыкшего к современным мотоциклам.

Ремонт

При желании отремонтировать в этом мотоцикле можно всё. Однако, надо иметь в виду, что всё это железо старше, чем его владелец, и относиться к нему надо бережно. Годы, к сожалению, берут своё, и случайно сорвать головку источенного многолетней коррозией болта легче, чем кажется.

Светлый иж 49 - фото

Запчасти

Найти оригинальные запчасти на ИЖ 49 крайне трудно, так как они не выпускались с 60-х годов прошлого века. Кое-что подходит от других моделей Ижевского производства, да и в целом подобрать что-нибудь можно всегда. Однако, оригинальные узлы для реставрации придётся поискать, и они стоят дорого. В магазинах их не бывает, искать желательно на досках объявлений и на форумах владельцев советской мототехники.

Тюнинг

Попытку подвергнуть древний байк колхозному тюнингу вместо того, чтобы восстановить его до оригинала, нужно приравнивать к вандализму. Этот раритет хорош именно в оригинальном состоянии, и любые попытки "улучшить" его обречены на провал. Но те экземпляры Иж49, которые уже никогда никуда не поедут, сами иногда становятся донорами для других кастомов.

Красный иж 49 тюнинг

Модификации мотоцикла

  • ИЖ-50. Производился в модификациях "А" и "Б", но обе они предназначались исключительно для соревнований, и не выпускались в гражданский оборот.
  • ИЖ-51М. Версия для шоссейно-кольцевых гонок, сильно модифицированная, с экспериментальным двигателем. В наши дни увидеть её можно лишь в музее.
  • ИЖ-54. Ещё один байк для ШКМГ, в природе в живом состоянии не встречается.
  • ИЖ-55. Кроссовая модификация для профессиональных спортсменов.

Плюсы и минусы

Указывая на сильные и слабые стороны какого-либо мотоцикла, сравнивать его надо с "одноклассниками", что особенно актуально при обзоре винтажной техники. Поэтому Иж-49 мы будем сравнивать с советскими байками, более-менее современными ему, а не с мототехникой XXI века, иначе будет трудно сохранить объективность.

Вишневый иж 49 фото мотоцикла

Преимущества

  • Высокая надёжность. Даже сейчас, спустя столько лет, эти мотоциклы продолжают ездить! Если, конечно, за ними следить должным образом.
  • Ремонтопригодность. Если вы не ставите себе целью добиться 100% аутентичности, то вернуть старичка "сорок девятого" к жизни будет несложно с помощью других подходящих запчастей.
  • Наличие боковой коляски. Большинство экземпляров выпускалось без неё, но это не значит, что нельзя найти коляску отдельно.

Алый мото иж 49

Недостатки

  • Отсутствие запчастей. Найти их крайне трудно, а всё-таки встречающиеся в продаже б/у детали обычно стоят дорого.
  • Возраст всех сохранившихся экземпляров. Самым молодым из них в 2020 году стукнуло уже шестьдесят два года.
  • Отсутствие поворотников. Конечно, можно всегда показать направление поворота взмахом руки, но Иж-49 придётся оформлять, как особую раритетную технику, в противном случае у сотрудников ГИБДД возникнет масса вопросов к его конструкции.

Зеленый (военный) ИЖ 49

Часто задаваемые вопросы

  • От чего лучше подбирать запчасти? Оригиналов нет.Многое подходит от других советских мотоциклов. Самый популярный "родственный" донор – ИЖ-56, сам по себе тот ещё раритет, хотя некоторые узлы можно позаимствовать даже у первых Юпитера и Планеты.
  • Можно ли на нём ездить вообще?Можно, конечно, но нужно ли? ИЖ 49 уже давно перешёл в класс техники, которую обычно возят от одной выставки до другой в прицепе.
  • Существует ли в природе что-нибудь вроде сервис-мануала на эту модель? С моментом затяжки болтов и т. п.?Нет, семьдесят лет назад о динамометрических ключах никто и не слышал.

черный Иж 49 с коляской - фото

Похожие модели

  • Иж-56. Он сменил на сборочном конвейере героя нашего обзора, и у этих байков есть довольно много общего.
  • Восход. Имеется в виду самый первый мотоцикл с таким названием, который начали выпускать в 1965 году.
  • Ковровец К-175. Выпускался с 1956 года на заводе им. Дегтярева (ЗиД). Менее мощный, чем ИЖ-49, он заметно легче него, а потому по динамике с ним сравним.

Видео тест драйв мотоцикла

Вывод

В наше время технические характеристики этого мотоцикла не позволяют расценивать его в качестве серьёзной техники. Но в этом и нет никакой нужды, ведь производство ИЖ 49 прекратилось более шестидесяти лет назад, и сейчас он представляет собой настоящий раритет, которому место в музее или в частной коллекции, а не на дороге. Чтобы купить такой байк, надо быть настоящим энтузиастом, и к тому же иметь туго набитый кошелёк, так как реставрация подобной древности всегда влетает в копеечку.

Обзор мотоцикла Иж 49

Ижевский мотоциклетный завод в 1951 году сумел произвести настоящий ажиотаж выпустив мотоцикл ИЖ 49, технические характеристики которого, несмотря на среднюю мощность, были востребованы населением. Пассажирский байк имел комплектацию, в которую входила коляска, и передвигается по любому дорожному покрытию. Именно ходовая часть сделала этот агрегат столь популярным. Улучшенная проходимость по бездорожью, телескопическая вилка и комфортные условия езды, сделали ИЖ 49 востребованным среди разных слоев населения.

История создания

В 46-ом году с немецкого предприятия DKW забрали производственную базу и перевезли в Ижевск. Тогда же главный инженер Вебер создал ИЖ-350 на базе DKWNZ-350. В 1951 году при помощи привезенной техники был произведен переход на серийное производство ИЖ 49. Усовершенствованная ходовая часть повысила комфортность поездки и улучшила проходимость. После выхода новой серии 56, выпуск прекратили. Однако за время производства было выпущено более 500 тысяч мотоциклов серии 49, что является очень хорошим показателем.

Технические характеристики

Одной из особенностей байка является сектор ручного переключения передач. Если переводить коробку на следующую ступень ножной педалью, рычаг переключения автоматически переходит в положение включенной передачи.

За счет небольшого веса управляемость значительно увеличилась. Более того, вилка поперечной жесткости, закрепляющая заднее колесо, установленная на гидравлических элементах с пружинами. Такая система обеспечивает плавное передвижение даже по неровной поверхности дороги.

Габариты2120х770х980мм (клиренс 140 мм)
Масса мотоцикла без груза151 кг
Макс. скорость90 км/ч
Объем топливного бака14 литров
Расход4-5 литров на 100 км
Тип двигателяРядный
Объем двигателя346 см.куб., один цилиндр
Мощность12 л.с. на 4000 об/мин
Система охлажденияВоздушная
КПП4 ступени, передаточное число 2,23
Тормозная системаКолодки

Кроме основных характеристик можно выделить еще рад особенностей байка. Например, система смазки основана на совмещении с топливом. То есть, во время работы двигателя масло поступает в механизмы при подаче горючей смеси. Сцепление является многодисковым, сжимающимся посредством масляной ванны.

Тюнинг и форсировка двигателя

Особенности конструкции мотоцикла, позволяют произвести тюнинг ИЖ 49. В наше время найти рабочий мопед этой модели очень сложно, однако оставшиеся образцы пользуются большим спросом у мастеров облицовки и доработки техники. Как правило, они изготавливаются для коллекционеров раритетных агрегатов.

При желании и достаточном количестве материальных средств, даже сегодня можно найти ИЖ 49, тюнинг которого вполне по силам каждому желающему. При желании, можно отдать байк в мотомастерскую. Опытные мастера сделают из старого аппарата настоящий шедевр.

Улучшить можно не только внешний вид. Сборка двигателя позволяет повысить характеристики и динамику мотоцикла. Так, при небольшом бюджете, можно сделать из рабочего мотоцикла мощный байк с приятным звуком.

Читайте также: