Что означают цифры ваз 2101

Обновлено: 02.07.2024

ВАЗ-2101-94: что означали серийные номера на советских автомобилях


Про длинные названия советских автомобилей раньше шутили: мол, что это за цифры после аббревиатуры завода, номер телефона директора или цена? Действительно, ВАЗ-2101-94 или РАФ-2203-01 кого угодно введут в ступор индексами, которые кажутся просто набором цифр. На самом деле во всем этом была своя строгая логика.

Как было раньше

Как рассказывает И. С. Антонов в своей книге «Краткая история автомобилестроения», д о Великой Отечественной войны никакой системы в названиях моделей советского автопрома не существовало. Каждый автозавод, начинавший серийный выпуск транспортного средства, давал ему порядковый номер и иногда какую-то букву в качестве дополнительного индекса. Так, перед войной в стране появилось огромное множество «единичек»: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1. Стало очевидно, что в скором времени дороги страны заполонят «копейки», «двушки» и «тройки» разных заводов-производителей.

Но решить проблему до войны не удалось, и вспомнили о ней только в 1945 году. Была принята единая система классификации (ЕСК) транспортных средств. Согласно ей, каждому автопроизводителю был выделен цифровой диапазон, в котором он и мог выбирать индексы для моделей. Причем, чем крупнее был завод, тем больше цифр ему досталось. Так, например, для ГАЗа — с 1 до 99, для ЗиЛа — с 100 до 199, а для «Москвича» поменьше — с 400 до 449. Еще меньше доставалось совсем небольшим заводам: АРТ (Тарту) — 940-949, а ЛАЗ — с 695 по 699.

Поначалу казалось, что проблема действительно решена, но порядка все равно не получилось. Производители давали моделям внутризаводские обозначения в доступном цифровом диапазоне и оставляли их же для автомобилей, пошедших в серию. При этом в массовое производство запускалось далеко не все. Так, за ГАЗ-12 следовал ГАЗ-21, а за ним — ГАЗ-66. Еще сложнее было с моделями, которые разрабатывались на одном заводе, а их серийное производство осуществлялось на другом. К тому же индексы не давали никакого представления о технических характеристиках авто. Назревала новая реформа.

Отраслевой норматив 1966 года

Если вы учились на права в СССР или в первое постсоветское десятилетие, то наверняка еще помните эту четырехзначную систему индексов, каждая цифра которой имела свое значение. Эта система подробно описана в документе «ОСТ 37.001.269-96. Транспортные средства. Маркировка». Начнем со второй, так как именно она определяла тип транспортного средства: 1 — легковой автомобиль; 2 — автобус; 3 — грузовой автомобиль; 4 — тягач; 5 — самосвал; 6 — автоцистерна; 7 — фургон; 9 — спецтранспорт. «Восьмерку» решили оставить в качестве резерва.

Первая цифра в индексе обозначала класс транспортного средства в своей категории. Для легковушек он определялся объемом двигателя, для грузовых машин — полной массой, а для автобусов — габаритными размерами. Существуют специальные таблицы, помогающие в этом разобраться. Что касается последних двух цифр, то это был порядковый номер модели — внутризаводской или серийный.

В любом случае, теперь разобраться с техническими параметрами автомобиля не представляло сложностей, даже если вы никогда не видели его. Например, ВАЗ-2101 — это легковушка с двигателем 1200—1800 см 3 , ставшая первой серийной моделью Тольяттинского автозавода.

Почему ВАЗ – 2101, а КАМАЗ – 740? Как СССР перешел на 4-цифровые индексы и что они значат


Недавно мы рассказывали о порядке присвоения числовых номеров советским автомобилям, впервые ведённом в ноябре 1943 года. Позже Минавтопром перешёл на четырёхзначную систему нумерации, где основные четыре цифры дополнялись вспомогательными. Для «рядового пользователя» сочетания типа ВАЗ-21013, КАМАЗ-53215 или ПАЗ-32053 сложны и непонятны, но для специалистов и любителей техники эти сочетания цифр служили в своём роде паспортом автомобиля. В печати всегда объяснялось, что такие индексы узаконены Отраслевой нормалью, введённой в действие в 1966 году. Но, как и следовало предполагать, этот документ разработали несколькими годами раньше: архивные исследования поведали нам, кто, когда и почему придумал обозначать такими «шифрами» советские автомобили.

Как мы заметили в прошлый раз, систему простых числовых индексов моделей типа «Москвич-408», ГАЗ-69 или ЗИЛ-130 в 1943 году разработала группа конструкторов под руководством начальника Отдела технической документации ГАЗа Самуила Абрамовича Челова. За всеми заводами были закреплены числовые диапазоны: за ГАЗом – двухзначный, за остальными предприятиями – трёхзначный. ЗИСу полагались числа от 100 до 199, МЗМА – от 400 до 449 и т.д. И вот спустя 20 лет, летом 1964 года, тот же самый инженер Челов предложил полностью изменить систему нумерации автомобилей. Новый вариант рассматривали на заседании коллегии Комитета по автотракторному машиностроению при Совете министров СССР (так тогда назывался аналог Министерства) 11 сентября того же 1964 года.


Понятную таблицу расшифровки системы индексов поместил журнал «За рулём» в 1974 году через 10 лет после её разработки

За два десятилетия изменилось и место жительства, и место работы автора системы нумерации. Самуил Абрамович теперь представлял не Горьковский автозавод, а Центральный научно-исследовательский институт топливной аппаратуры ЦНИИТА, тоже подчинённый Минавтопрому. Каким образом Челов перебрался из Горького в Ленинград? Оказывается, к 60-м годам заводское бюро технической документации выросло до межотраслевого сектора. Его передали с ГАЗа в НАМИ, но не в Москву в головной институт, а в Ленинградский филиал НАМИ, которым и был ЦНИИТА. Таким странным образом инженер, разработавший систему автомобильных обозначений, и его «контора» оказались в учреждении, занимавшемся узкой автомобильной специальностью, системами питания двигателей – карбюраторами, топливными насосами, дизельной аппаратурой и даже новейшими тогда системами впрыска бензина.


ВАЗ-2101 – первый и самый памятный из новых индексов

Свой доклад по новой системе нумерации Челов начинает с объяснения, что созданная им же самим прежняя система за прошедшие 20 лет исчерпала свои возможности. «Главный недостаток действующей системы нумерации моделей автомобилей заключается в том, что их двух- и трёхзначные цифровые индексы являются лишь числами заводов-изготовителей и не дают никакого представления о классе и эксплуатационном назначении автомобиля». Более того, привязка индекса к заводу уже утратила актуальность, поскольку многие модели были переданы с тех предприятий, где они изначально встали на конвейер другим заводам. Тот же ГАЗ-69 выпускали не в Горьком, а в Ульяновске, ЗИЛ-158 не в Москве, а в Ликино-Дулёво, и дальше, как полагал Челов, число таких примеров будет расти.

Но появилась и другая причина, по которой старая система нумерации больше не годилась. Челов подчеркнул, что из-за «отсутствия централизованной системы выдачи номеров, в результате появления новых предприятий, нуждающихся в индексах моделей и неосмотрительного расходования номеров для обозначения модификаций, выделенные ранее диапазоны трёхзначных номеров к настоящему времени оказались почти полностью исчерпанными». Вступление Самуил Абрамович завершает: «Таким образом, переход на четырёхзначную систему обозначения изделий является неотложной задачей дня».


Часто и старые модели переименовывали по новой системе. Был УАЗ-452В, стал УАЗ-2206.

В начале 60-х Челов предложил не просто перейти от трёх разрядов к четырём. Первые два знака индекса теперь должны были прямо указывать на технические параметры – класс автомобиля и его тип (легковой, грузовой, автобус). Перечисление достоинств предлагаемой системы занимает целую страницу машинописного текста. Выделим главное: «чёткую классификацию изделий и их модификаций», «смысловое значение индекса изделия, указывающее на его эксплуатационное назначение». При этом озвучивается долговечность системы, её направленность на возможность учёта с помощью вычислительной техники и механизацию управленческого труда. А ещё, что важно для плановой экономики, на контроль за технической политикой в автомобильной промышленности.


«Ижмаш» не подчинялся Минавтопрому, но НАМИ давал ему обычные индексы автомобильного министерства. Например, ИЖ-2125.

В индексе изделия, по мнению Челова, должны отражаться его класс, вид и тип. При определении класса для грузовиков предлагалось взять в качестве основы такой технический параметр, как полная масса автомобиля, поскольку при любом развитии конструкции в будущем именно она будет определять типоразмеры всех агрегатов данной машины. Для легковых машин главным параметром Самуил Абрамович назвал литраж двигателя. Именно по этим показателям Отраслевая нормаль, принятая в 1966-м, определяла первую цифру индекса. Все машины на том заседании в сентябре 1964-го Челов поделил на семь классов. 1 – до 1,2 тонны для грузовых, до 1,2 литра для легковых, 2 – от 1,2 до 2 тонн или 1,2-2 литра, З – от 2 до 8 тонн и от 2 до 4 литров, 4 – от 8 до 12 тонн и свыше 4 литров, 5 – уже только тяжёлые грузовики полным весом 14-20 тонн, 6 – большегрузы массой 20-40 тонн, 7 –самые большие машины, весящие больше 40 тонн. О базовом параметре для автобуса в 1964 году ещё не говорится, позднее им станет габаритная длина кузова. И это логичнее, чем, например, число мест в салоне, поскольку салон одного и того же автобуса можно скомпоновать по-разному, установив нужное количество сидений.


Высший класс для легкового автомобиля – четвёртый. Например, ЗИЛ-41044. Начиная с пятёрки – только коммерческий транспорт.

В то время все существовавшие заводы ещё можно было расставить так, что каждому доставалось «своё» число. Единица обозначала ЗАЗ, двойка – МЗМА, тройка – ГАЗ, четвёрка – ЗИЛ, пятёрка – МАЗ, шестёрка – КрАЗ и МоАЗ, семёрка – БелАЗ. Вторая цифра, по предложению Челова, должна была указывать на эксплуатационное назначение машины. 1 – легковые автомобили, 2 – автобусы, 3 – бортовые грузовики, 4 – тягачи, 5 – самосвалы, 6 – автоцистерны, 7 – фургоны, 9 – специальный транспорт, а восьмёрку почему-то оставили в качестве резерва. Третья и четвёртая цифры индекса обозначали модель конкретного автомобиля. Самуил Абрамович был уверен, что 99 чисел хватит на долгие годы. Пятая цифра указывала модификацию автомобиля. Вообще, Челов считал, что перегружать индекс лишними цифрами не следует.

На деле один автомобиль порой попадал в разные классы. Шасси 5 класса КАМАЗ-53215, но самосвал 4 класса КАМАЗ-45143.

Кроме системы индексации автомобилей он придумал систему цифровых обозначений любых узлов, агрегатов и деталей и успешно внедрил её ещё в стандарте 1943 года. Любая деталь носила семизначный индекс. Первые две цифры – группа деталей, третья и четвёртая – подгруппа, три оставшихся – номер конкретной детали. Такую систему новая индексация благополучно унаследовала от старой. С помощью принятого в 1943 году обозначения групп и подгрупп было легко сделать специальные индексы изделий смежных производств, например, топливной аппаратуры и электрооборудования, ведь первые три цифры уже указывали на тип деталей и узлов.

Идентификационные номера автомобилей «ВАЗ» (Жигули)

Первые пять лет с начала выпуска автомобилей ВАЗ (1970-1975 гг.) идентификационный номер автомобиля наносился на вертикальную стенку коробки воздухопритока справа по ходу движения.

Идентификационный номер (VIN) на автомобилях марки ВАЗ, выпущенных до 1982 года, состоял из 11, 12, 14 и 15 знаков. Последние семь цифровых знаков обозначали порядковый номер изделия, а первые семь (восемь) буквенно-цифровых знаков или четыре (пять) цифровых знаков, соответственно, или завод-изготовитель и модель автомобиля, или модель автомобиля. Разделительные знаки выполнены в виде пятиконечных звездочек.

С 1982 года идентификационный номер автомобиля состоит из семнадцати знаков высотой 10 мм и заключен между двумя звездочками.

Вид идентификационного номера ВАЗ

Фото. Вид идентификационного номера, наносимого на автомобили ВАЗ-2101- ВАЗ -2107 и их модификации с 1982 г.

Кузов в запчасти выпускается всегда со своим номером (семнадцать знаков), а маркируемые детали кузова в запчасти выпускаются без номера.

Номер двигателя ВАЗ

Маркировочное обозначение на двигателе наносится на специальную площадку блока цилиндра. Процесс маркирования механизирован.

На двигателях, выпущенных до декабря 1974 года (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103), маркировочная площадка располагалась на переднем верхнем торце блока цилиндров.

Со второй половины 1975 года маркировочная площадка на двигателях располагается на приливе блока, слева по ходу движения, над маслянным фильтром. На двигателях, выпускаемых с декабря 1974 года по июль 1975 года, встречается маркировка на обеих площадках. С июля 1975 года на прежнем месте расположения номера двигателя наносится только технологический номер двигателя, состоящий из трех цифровых знаков.

Общий вид номера ВАЗ

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2101- ВАЗ –2107.

Номера двигателей ВАЗ

Параметры специального негостированного шрифта

Рис. Параметры специального негостированного шрифта

Оттиски знаков выполненные на металлической пластине

Рис. Оттиски знаков выполненные на металлической пластине

На двигателях автомобилей ВАЗ-2108 и ВАЗ-2109 и их модификаций номер расположен на верхней части задней стенки блока со стороны маховика, слева по ходу движения (вблизи от прерывателя распределителя).

Поверхность площадки перед нанесением маркировки подвергается механической обработке на фрезерном станке. На блоках двигателей автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103, ВАЗ-21011, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107, ВАЗ-2121 и их модификации одновременно механической обработке подвергается не только площадка для маркировки, но и поверхности под масляный фильтр и топливный насос.

Расположение номера на площадке относительно ее условного центра или границ не регламентировано.

Порядковый номер на двигателях, начиная с ВАЗ-2108, обязательно заключается между двумя звездочками (разделительные знаки). Расстояние между крайними цифрами и звездочками с каждой стороны, а также расстояние между отдельными знаками маркировки должно составлять не более половины ширины цифры.

С 1984 г. по 1985 г, на двигателях автомобилей ВАЗ-2108 размещение знаков в номере осуществлялось в две строки, затем с 1986 г. – в одну строку.

Общий вид номера наносимого на двигатели

Фото. Общий вид номера, наносимого на двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и их модификации

Параметры и расположение знаков в обозначении номера

Список букв латинского алфавита, используемых для обозначения года выпуска двигателя.

Год

Обозначение

Год

Обозначение

В 1985-1986 гг. все двигатели автомобилей ВАЗ-2108 и его модификаций содержали в номере букву, обозначающую год выпуска. С 1987 г. ее стали наносить в номере не на все двигатели, а преимущественно на те, которые поступали на внутренний рынок, так как страны-импортеры автомобилей просили в обозначение номера на двигателе не вносить букву латинского алфавита, обозначающую год выпуска. За рубежом наличие буквы в номере сразу после модели было воспринято как модификация основной модели. В связи с этим завод с 1987 г. практически перестал обозначать год выпуска на двигателях ВАЗ-2108, так как четкого разграничения продукции на ту, которая подлежит реализации на внутреннем рынке, и на ту, которая будет продана за рубеж, не предусматривалось.

Согласно имеющейся информации, до 1987 г. номер двигателя обозначался семью знаками. После выпуска 10 млн. автомобилей встала проблема перехода на восьмизначную нумерацию. Однако сделать это нелегко из-за необходимости полной замены маркировочного оборудования.

Дата отливки блока практически всегда соответствует дате выпуска двигателя, так как разница между отливкой блока и выпуском готового двигателя не превышает 15-20 дней.

Маркировочные обозначения на блоки двигателя наносятся непосредственно перед их сборкой.

При ошибочном нанесении отдельных знаков в маркировочном обозначении двигателя (неполадки в работе нумераторов, связанные с несвоевременной заменой клейма) их устраняют. Участок металла, на котором располагается подлежащий уничтожению знак, подвергается кернению. Затем вручную набивается нужный знак, при этом используется аналогичное клеймо. На заводе могут быть исправлены одна, две последние (при переходе в номере десятков), три последние (при переходе сотен) цифры и т.д.. В случае ошибочного нанесения всего номера он срезается наждачным кругом шлифовальной машины на глубину рельефного изображения и затем набивается новый номер. Если рельефно отобразилась лишь часть знака (знаков), то неотобразившуюся часть добивают. На заводе ведется картотека, в которой фиксируются номера двигателей с устраненными погрешностями.

помогите разобраться с "копеечкой"

Что касается мощности "классических" двигателей ВАЗа, то совсем недавно у меня была дискуссия по этому поводу на одном из форумов, поэтому просто копирую свой ответ оттуда:

. Что касается мощности, то для "классических" двигателей ВАЗа, для сравнений имеет смысл смотреть на исходные данные по ГОСТу, а не на то, что стали писать в документации после 1984..85гг. когда путем использования разных методик измерений, мощности стали "подгонятся" под требования стран импортеров (в основном из соображений перевода машин в более низкую налоговую категорию).
Линейка "классических" двигателей выглядит так:

ВАЗ-2101 64л.с (до 1974г.- 62л.с.), 1198см3, 76х66мм, 85нМ при 3400об/мин
ВАЗ-21011 69л.с., 1296см3, 79х66мм, 93нМ при 3400об/мин
ВАЗ-2103 77л.с. (до 1974г. - 75л.с.), 1452см3, 76х80мм, 110нМ при 3400об/мин
ВАЗ-2106 80л.с., 1572см3, 79х80мм, 125нМ при 3000об/мин

Двигатели 2101 и 2103 до 1974г. имели иную головку блока цилиндров (2101) и степень сжатия 8.8
С 1974г. все двигатели выпускаются с унифицированной головкой блока цилиндров (21011) и имеют степень сжатия 8.5

Лажа с цифрами полная. Открываем древний "Краткий автомобильный справочник" НИИАТ издательство "Транспорт" 1971г. На странице 48 находим ВАЗ-2101 "Жигули", переворачиваем страницу и на стр.50 читаем: Максимальная мощность 60 лс, крутящий момент 8,9 кГм.

И, память мне не изменяет: ВАЗ-21011 65лс, а не 69лс

Хочу вернутся к вопросу озвученному топикстартером - о двигателе его машины. Если речь идет о "чистой" 2101 по кузову, то двигатель скорее всего менялся, либо на самом деле стоит двигатель 1.2л вместо 1.3 т.к. на машинах с этим кузовом двигатели 21011 в штатном варианте практически не встречались.
Если же машина в кузове 21011, то двигатель 1.3л - был для нее штатным в период 1974..1981гг., а позднее на конвейер встала 21013 с двигателем 2101 (1.2л).
Жаль, что не озвучены год выпуска машины, и модель кузова - можно было бы попытаться более точно сопоставить данные.

(копи-паст - иногда бывает очень вреден :) )

70ых годов? было так 1,2 - 60лс
1,3 - 65лс
1,5 - 75лс
1,6 - 80лс.

В 80ых по 2-4 лс "накинули", в 90ых стали указывать "мощность, облагаемую налогом" - "скинули" по 5лс от значений 70ых(1,6 - 75 лс, 1,5 - 70лс).

мне кажется так: изначально для 2101 писали 60 , потом уже на первых серийных авто 62. тройка в момент появления имела 75.

а большую часть "тех времен" они прожили с :
1,2 - 64лс
1,3 - 69лс
1,5 - 77лс
1,6 - 80лс.

и мерялось это по методике "брутто", т.е. без навесного.

потом пересчитали в "нетто" , потому цифры и "похудели", аккурат к появлению 08 семейства-его уже по "новой" считали, и осталось у него с мотором 1.3 всего 64 силы. много еще разговоров было про " малую мощность переднеприводного авто - было 69-стало 64:)."

Двигатели объемом 1.3л модели 21011 шли в 1976г. на комплектацию модели 21011 (кузов 21011, двигатель 21011) и "экспортные" 21021 (кузов 2102, двигатель 21011) и 21033 (кузов 2103, двигатель 21011). Т.е. ни один из этих вариантов, под указанный топикстартером автомобиль не подпадает.

На головке блока выбито ВАЗ-21011 - как уже писалось выше, начиная с 1974г. все классическе двигатели ВАЗ комплектовались унифицированной головкой блока цилиндров со степенью сжатия 8.5 и номером детали 21011-1003015-10. С учетом того, что машина 1976г. выпуска - на ней должна стоять унифицированная головка блока с индексом 21011 вне зависимости от модели двигателя.

сам двигатель 2101 - собственно основная деталь, позволяющая установить что это за двигатель, это его номер. Если он начинается с 2101*ХХХХХХХ - то перед нами двигатель ВАЗ-2101, с рабочим объемом 1198см3 и мощностью 60..64л.с. в зависимости от методики ее замера. Чтобы окончательно убедится в том, что у Вас на машине двигатель этой модели - обратите внимание на цвет блока цилиндров (блоки с диаметром цилиндра 76мм моделей 2101 и 2103 завод окрашивал в серый цвет, блоки с диаметром цилиндра 79мм моделей 21011 и 2106 в синий). Если блок исходно имел серый цвет - это лишний раз подтверждает, что перед нами двигатель модели 2101.

Повторюсь,объем по паспорту 1.3 - про цифры указанные в ПТС, можно смело забыть, т.к. они "высосаны из пальца" и не имеют ничего общего с реальностью. Единственное, в чем стоит убедится, во избежании появления проблем в будущем, это в полном соответствии номера выбитого на блоке цилиндров, указанному в документах. Несмотря на то, что сейчас номер двигателя не проверяют на дорогах и при проведении ТО, при возможных в будущем операциях купли-продажи, несоответствие номеров тем, что указаны в документах, могут принести ненужные осложнения.

Резюме: Вас можно поздравить с приобретением "чистокровного" ВАЗ-2101. Если машина не "околхожена" за годы эксплуатации и не гнилая, это может оказаться вполне достойный коллекционный экземпляр.

Что касается руля от модели 21011 (без хромированного кольца звукового сигнала), то они устанавливались на серийные машины машины выпуска 1981..83гг, а также поставлялись в запчасти. Возможно, что предыдущий владелец машины, после поломки хрупкого силуминового кольца сигнала, установил руль, купленный в запчастях от модели 21011 или установил новый выключатель сигнала от 21011 и декоративную крышку от этой же модели на руль 2101 (такое тоже возможно).

Головка модели 21011 - является "родной" для любого двигателя "классики", кроме 2105, до 1995г.

Что касается записей в ПТС, то для автомобилей, изготовленных и прошедших первую регистрацию до 1993г. - паспорт транспортного средства оформлялся не заводом-изготовителем, или таможенным органом, а сотрудниками регистрационного подразделения ГАИ, в лучшем случае на основе имеющейся у них на тот момент справочной информации, достоверность которой, зачастую оставляла желать лучшего, а в худшем, просто писались некие правдоподобные на их взгляд цифры "по памяти". А если добавить к этому человеческий фактор, то вполне объяснимым становится появление "ляпов", особенно у машин имевших несколько модификаций по двигателям, или разные характеристики в разные годы выпуска.
Поэтому для любого автомобиля, чей ПТС выдан не заводом-изготовителем, к данным по мощности и рабочему объему, надо подходить, как к источнику, не заслуживающему особого доверия, а в случае сомнений обращатся к инструкции по эксплуатации на автомобили этой модели и того же модельного года, либо к заводским данным.

История создания автомобиля ВАЗ 2101

ВАЗ-2101 или попросту «Жигули» — это один из известнейших автомобилей советского производства, потомки которого выпускались аж до 2012 года. За время своего существования он претерпел достаточно серьезные изменения и получил несколько наград и премий, так что давайте расскажем о том, каким был жизненный путь этого автомобиля.

Откуда берет корни ВАЗ 2101








Самый первый ВАЗ 2101 был выпущен на Волжском автомобильном заводе в 1970 году. Это произошло благодаря подписанию в 1966 году соглашения между итальянской фирмой Fiat и Советским «Внешнеторгом» о сотрудничестве в области разработке легковых автомобилей. Именно в рамках этого соглашения и был принят проект строительства завода для автомобилей на территории СССР. По предварительным договоренностях на этом заводе должны были выпускаться сразу несколько автомобилей. Это должны были быть 2 автомобиля с кузовом седан в комплектации норма, и один автомобиль универсал в комплектации люкс. Если говорить о том, откуда вообще взялся концепт автомобилей класса норма, то в качестве прототипа был определен Fiat 124, который буквально в следующем году получил звание «Автомобиля года»

Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров

FIAT 124

Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101. В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью. Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля.

После глубокой модернизации

Итальянские инженеры учли все пожелания советских исследователей и будущие Жигули обзавелись барабанными механизмами тормоза на задней оси, улучшенной передней и принципиально новой подвеской на задней оси и улучшенной коробкой передач. Это далеко не полный список доработок, которые были внесены в Fiat124R – русифицированную модель итальянского Фиата. Всего изменений насчитывалось более 800 и часть этих замечаний впоследствии использовалась лично компанией Фиат при разработке новых автомобилей своей серии. Эти требования советских инженеров и исследователей помогли компании Fiat собрать уникальные сведенья о надежности и проходимости автомобилей своей марки в условиях бездорожья.

Первые Автомобили сошедшие с конвейера

ваз 2101 на конвейере

Самые первые шесть автомобилей сошли с конвейера 19 апреля 1970 года, так что именно этот день можно назвать Днем Рождения «Жигулей». Стоит заметить, что первые автомобили были всего в двух цветовых вариантах и было выпущено 2 синих и 4 красных авто. Эти первые 6 прототипов показали отличные результаты на тестах и доработки оказались минимальными, так что уже в августе 1970 года завод заработал в полную мощность. А мощность завода действительно впечатляла. Уже до конца года на новопостроенном заводе в Тольятти было выпущено 21530 автомобилей Завод постепенно наращивал обороты и уже к 1973 году успевал за год выпускать 379 007 «Жигулей.

На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе. О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения. Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.

Как мог бы называться ВАЗ-2101:

  • Фиалка
  • Лада
  • Сокол
  • Перворожец
  • Мемориал
  • Юность
  • Мечта
  • Директивец
  • Сокол

Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.

Классификации и нумерации

Стоит сказать и о том, что кроме существенных доработок по сравнению с итальянским прообразом, отечественные Жигули стали первым автомобилем, выпускаемым на территории СССР, который получил такой документ, как нормаль ОН 025370-66. Этот документ регламентировал классификацию и систему обозначения подвижного состава. Теперь каждому новому автомобилю серии или прицепа присваивался четырехзначный номер, две первые цифры которого обозначали класс авто или прицепа, а последние две – его модель. Иногда использовалась и пятая цифра, которая говорила о том, что этот автомобиль – модификация определенной модели и можно было сразу понять, какие изменения внесены в конкретно этот автомобиль. Также порой использовались и дополнительные цифры в номере. Шестая цифра могла показывать для какого климата предназначен автомобиль и предназначался ли он для импорта. В редких случаях через дефис дописывались и дополнительные цифры, которые показывали, что этот автомобиль является промежуточной модификацией авто.

Существующие модификации копейки

Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.

ВАЗ- 2101 . Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.

ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра. Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.

ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013. Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин. Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.

ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.

ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг. Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».

«Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.


ВАЗ 21011 ВАЗ 2101
ВАЗ 2101
ВАЗ 21013 ВАЗ 21012
ВАЗ 21012 ВАЗ 21014
ВАЗ 21014 ВАЗ 2101 Пикап
ВАЗ 2101 Пикап ВАЗ 2101 ЛИМУЗИН
ВАЗ 2101 ЛИМУЗИН

Факты о ВАЗ-2101

Много интересных историй ходит об этом автомобиле, который успел полюбиться отечественным автомобилистам, но самые необычные из этих фактов стоит описать отдельно, ведь Копейка хоть уже и снята с производства, до сих пор частенько встречается на наших дорогах. Стартер и пусковая рукоятка Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Стартер и пусковая рукоятка копейки

Советский автопром нельзя упрекнуть в непредусмотрительности. В сумке с инструментами для ремонта, которая прилагалась к автомобилю, можно было найти пусковую рукоятку. Конечно, это могло бы привести в ужас иностранцев, но в инструкции было написано, что предназначается она исключительно для запуска автомобиля в очень холодные зимы или после длительной стоянки. По утверждениям составителей инструкции, нужно было несколько раз провернуть рукоятку при нейтральной передаче и выключенном зажигании, после чего можно было провести нормальный запуск при помощи стартера.

Иностранные запчасти в ВАЗ-2101

Естественно, что не все детали, используемые для выпуска первых Жигулей были отечественными. Под капотами некоторых Копеек можно было найти карбюраторы от Weber, некоторые авто оснащались не разборными амортизаторами иностранного производства, которые были намного надежнее и долговечнее отечественных. Та же ситуация бывала и со свечами зажигания.

Не обошлось и без курьёзов

Всего существовало три вида эмблем для Жигулей. Самой известной из них была серебристая ладья на рубиновом фоне, которая красовалась на всех ВАЗ-2101 с 1971 года. Но дело в том, что на машинах 1970 года выпускаемый значок еще был дополнен надписью «Тольятти» Выпущено таких эмблем было очень мало, так как уже год спустя было приказано убрать надпись, демаскирующую местонахождение автозавода, который по тем временам считался крайне важным стратегическим объектом. Автомобиль с таким логотипом – это настоящий раритет. Однако, еще более редким логотипом является ошибочно изготовленный логотип с замененной буквой кириллической буквой «Я» на латинскую «R». Произошло это по причине того, что первую партию эмблем заказали на заводе Фиат в Турине и там Итальянцы по недосмотру попросту перепутали буквы. Все эмблемы, а было их около 30 штук, сотрудники ВАЗа попросту разобрали на сувениры и сейчас эта эмблема очень ценится, но достать ее практически невозможно.

Оценки автомобилистов

По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений. Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос. Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.

Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше. С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи. Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов. В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Что означают цифры ваз 2101

Автомобиль ВАЗ-2101

ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 выпуск с 1970 по 1988 г.

Именно с этого автомобиля началась история автозавода "ВАЗ". Поэтому ВАЗ-2101 получил народное прозвище "копейка" благодаря серийному номеру.
Первые модели "копейки" выпустили в 1970 г. и собранны они были полностью из итальянских запчастей, так как за его основу был взят итальянский Fiat 124. На базе ВАЗ-2101 было создано "классическое" семейство автомобилей ВАЗ, которое находилось на конвейере до 2012 года.
Основные модификации в серийном производстве.
ВАЗ-2101 "Жигули" - первый вариант автомобиля, двигатель 1,2 л. выпускался с 1970 по 1983 г.
ВАЗ-21011 "Жигули-1300" - на автомобиль был установлен более мощный двигатель 69 л.с. рабочим объёмом 1,3 л. и улучшен салон.
ВАЗ-21013 "Lada-1200s" - отличается от ВАЗ-21011 двигателем ВАЗ-2101 меньшей мощности рабочим объём 1,2 л. выпускался с 1977 по 1988 г.

Четырёхтактный, рядный, бензиновый, карбюраторный.
ВАЗ-2101, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103.
Объём системы смазки двигателя: 3,75 литра (включая масляный фильтр)

Система питания

Карбюратор: "Вебер" и "Озон".
Объём топливного бака: 39 л.

Система охлаждения

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости с расширительным бачком.
Объём системы охлаждения двигателя: 9,85 л. (включая радиатор отопления салона)

Система выпуска отработавших газов

Система выпуска отработавших газов представляет собой совокупность элементов глушителя соединенных с выпускным коллектором.

Однодисковое, сухое, с центральной пружиной диафрагменного типа.
Привод включения - гидравлический.

4-x ступенчатая МКПП, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Объём трансмиссионного масла в коробке: 1,35 л.

Заднеприводный переднемоторный.
Карданная передача - два вала с промежуточной эластичной опорой, соединяется с валом МКПП эластичной муфтой, два жёстких карданных шарнира на концах заднего вала с игольчатыми подшипниками.
Передача заднего моста - коническая, гипоидная.

Передняя подвеска - независимая, на двух поперечных рычагах с каждой стороны, с витыми цилиндрическими пружинами, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости.
Задняя подвеска - зависимая, так как оба колеса связаны с кузовом балкой заднего моста, которая крепится к кузову четырьмя продольными и одной поперечной штангами, с цилиндрическими пружинами и гидравлическими телескопическими амортизаторами.

Рулевое управление

На классических автомобилях ВАЗ, рулевое управление выполнено с расчлененной рулевой трапецией, имеющей заднее расположение, и шарнирами, не требующими смазки.
Рулевой привод - трёхзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового и поворотных рычагов.
Рулевой механизм - глобоидальный червяк с двухгребневым роликом.

Тормозная система

Передние тормоза - дисковые с подвижным суппортом и автоматической регулировкой зазора между диском и колодками, вентилируемые.
Задние тормоза - барабанные, с самоустанавливающимися колодками и регулятором давления задних тормозов.
Стояночный тормоз - ручной, с тросовым приводом на колодки задних колёс.

Электрооборудование

Бортовое напряжение: 12В
Генератор: Г-221
Стартер: СТ-221
Свечи зажигания: А17ДВ

Габаритные размеры ВАЗ-2101

4-х дверный, седан (5-мест)

Снаряжённый автомобиль - 955 кг.
Грузоподъёмность - 400 кг.

КНИГА ВАЗ 2101, 2102 1970-1983 БЕНЗИН. Ч/Б ФОТО, ЦВЕТНЫЕ ЭЛЕКТРОСХЕМЫ. РУКОВОДСТВО ПО РЕМОНТУ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ. ТРЕТИЙ РИМ

Книга ВАЗ 2101, 2102 1970-1983 с бензиновыми двигателями 1.2, 1.3, 1.5 л, черно-белые фото, цветные электросхемы. Руководство по ремонту, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобиля.
Во всех разделах, посвященных обслуживанию и ремонту агрегатов и систем, приведены в виде таблиц перечни возможных неисправностей и рекомендации по их устранению.
Указания по разборке, сборке, регулировке и ремонту узлов и систем автомобиля даны пооперационно и иллюстрированы фотоматериалами и графическими рисунками.
Помимо этого в книге вы найдете общие сведения об автомобиле и его паспортные данные; описание ключей замков, прикладываемых к автомобилю, органов управления и приборов, расположенных на панели приборов.В книге содержатся необходимые для эксплуатации, обслуживания и ремонта сведения о моментах затяжки резьбовых соединений, о лампах и свечах зажигания, применяемых на автомобиле.
В конце книги приведены цветные схемы электрооборудования.

Этот раздел доступен только авторизированным пользователям Авторизироваться

ВАЗ-2101

На базе ВАЗ-2101 было создано так называемое «классическое» семейство автомобилей ВАЗ, находящееся на конвейере до настоящего времени.

Содержание

История создания

16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией FIAT и советским Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. В его рамках был утвержден проект строительства автозавода на территории СССР. Этим соглашением определялись и сами модели: два автомобиля в комплектации «норма» с кузовами седан (ВАЗ-2101) и универсал (ВАЗ-2102), и автомобиль «люкс» (ВАЗ-2103). В качестве прототипа для «нормы» сразу был определен Fiat 124, получивший в 1967 году титул «Автомобиль года».

Летом 1966 года проходило первое знакомство отечественных специалистов с итальянским автомобилем.

Первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 были собраны 19 апреля 1970 года, ритмичная же работа главного конвейера началась в августе. До конца года в Тольятти собрали 21 530 «единичек», в 1971 году это количество возросло до 172 175 автомобилей, а пик выпуска ВАЗ-2101 пришелся на 1973 год, когда было собрано 379 007 экземпляров. На проектную мощность завод вышел в 1974 году.

Происхождение названия

Нормаль 1966 года
«Жигули»

Модификации

Праворульные:

Малосерийные:

Изготовление автомобиля ВАЗ-21011 было остановлено в 1982 году, а ВАЗ-2101 прекратили выпускать в 1983 году. Далее стали изготавливать только модификацию ВАЗ-21013, производство которой завершилось лишь в 1988 году.

На базе ВАЗ-2101 был создан также универсал ВАЗ-2102.

Автомобиль ВАЗ-2101 стал родоначальником целого семейства машин, называемое «классика». На Кубе практически на полупромышленной основе выпускаются «лимузины» ВАЗ-2101, широко используемые как маршрутные такси.

Оценка машины

Спортивные достижения

Покорение Нюрбургринга

В кино

В 2002 году под слоганом «Культовая машина в круговерти страстей» в кинопрокат вышел фильм Ивана Дыховичного «Копейка», в котором главную роль сыграл автомобиль ВАЗ-2101.

В 1983 году «Копейка» появилась и на западных экранах: в детективе «Парк Горького» на ней ездил герой Уильяма Херта, а в 2008 году в боевике «Особо опасен», снятым в Америке российским режиссёром Тимуром Бекмамбетовым.

Что означают цифры ваз 2101

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

SP038

  • Апрель 5, 2020
  • вариант
  • исполнение
  • шифр


На заводской табличке, расположенной под капотом ВАЗ 2101, помимо номера кузова и модели двигателя указан вариант исполнения автомобиля. Информация о вариантах доступна в печатных каталогах запасных частей. В номере варианта может быть зашифрован целевой рынок или тип обработки кузова антикором.

Варианты ВАЗ 2101 для определенных рынков:
10 — Внутренний рынок
33 — Франция
35 — ФРГ
41 — Норвегия, Финляндия
42 — Швейцария
43 — Бельгия, Голландия, Дания, Исландия, Австрия, Греция
44 — ЧССР, ПНР, НРБ, ВНР, ГДР, СФРЮ, Ирак, Сирия, Кувейт, Ливан
50 — Иран, Камерун, Ливия, Эфиопия, Куба, Саудовская Аравия
52 — СРР
55 — Нигерия

Для внутреннего рынка графа "вариант" заполнялась в соответствии с применяемыми материалами и комплектующими. Их описание приводилось на вкладышах в инструкцию по эксплуатации.

Варианты ВАЗ 2101 для внутреннего рынка:
01 - без обработки скрытых полостей кузова консервантом
02 - скрытые полости кузова дополнительно обработаны консервантом

вар02.jpg


08 - разновидность антикоррозийной обработки кузова и применяемого грунта

вар08.jpg


09 - скрытые полости кузова дополнительно обработаны консервантом и установлен ручной омыватель ветрового стекла

вар09.jpg


10 - разновидность антикоррозийной обработки кузова и применяемого грунта

вар10.jpg


14 - разновидность антикоррозийной обработки кузова и установлены шины МИ-166 (вместо И-151)

вар14.jpg

17 - установлены шины МИ-166 (вместо И-151)

вар17.jpg


28 - установлены оптические элементы головного света под галогенные лампы

вар28.jpg


31 - разновидность антикоррозийной обработки днища, установлены оптические элементы головного света под галогенные лампы, установлен задний противотуманный фонарь

вар31.jpg


32 - разновидность антикоррозийной обработки днища

вар32.jpg


81 - разновидность антикоррозийной обработки кузова и применяемого грунта
094 - вариант для Милиции/ГАИ

Материал составлен на основе материалов Автоклуба ВАЗ 2101 . Если кто-то обладает какой-либо информацией по данной теме - пишите комментарии и прикладывайте фотографии вкладышей.

Читайте также: