Что входит в то автомобиля маз

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Что входит в то автомобиля маз

Технологическая карта на проведение технического обслуживания автомобилей МАЗ мод.5337, 63033.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ЕО АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ 5337, 63033.

Содержание работ и методика их проведения

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

- нет ли подтекания топлива, масла и охлаждающей жидкости;

Подтекание топлива, масла, охлаждающей жидкости не допускаются.

- уровень масла в картере двигателя;

Уровень проверяется через 5 минут после остановки двигателя и должен быть у верхней метки масломерного щупа.

Ведро, воронка с фильтром, масло, заправочная колонка.

- уровень жидкости в системе охлаждения;

Уровень жидкости должен быть не ниже 10мм над днищем расширительного бачка.

Ведро, воронка, водозаправочная колонка.

- исправность и действие приборов освещения и световой сигнализации, контрольно-измерительных приборов, работу стеклоочистителей и стеклоомывателя, компрессора и генератора;

При работающем двигателе убедитесь в исправности приборов и правильности их показаний путем последовательного включения их в работу.

- состояние колес и шин;

Шины должны быть без повреждений и посторонних предметов в протекторе. Колеса не должны иметь механических повреждений

- состояние привода рулевого управления;

Гайки пальцев шарниров должны быть зашплинтованы. Повреждений не должно быть.

- работу тормозной системы.

В начале движения.

По возвращении автомобиля в парк

Проверьте наличие топлива в баке и при необходимости заправьте его.

Спустите конденсат из ресиверов тормозной системы.

Спуск конденсата производите при давлении воздуха в системе 6,5. 8кгс/см².

При необходимости вымыть автомобиль и провести уборку кабины и платформы.

При мойке автомобиля оберегайте ветровое стекло от попадания на него теплой воды.

Моечная машина, деревянные скребки, ветошь, щетки.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ТО-1 АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ 5337, 63033.

Содержание работ и методика их проведения

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

Выполнить работы, предусмотренные ежедневным техническим обслуживанием.

- натяжение всех приводных ремней;

См. инструкцию на двигатель ЯМЗ.

Ключи гаечные 10*12, 14*17, 19*22, 32*36, отвертка, масштабная линейка.

- свободный ход педали сцепления;

Свободный ход педали должен быть в пределах 40. 60мм, при выпущенном из системы воздухе.

Ключи гаечные 14*17, 19*22, молоток, линейка.

- состояние и крепление уплотнений воздухопроводов впускного тракта;

Резиновые уплотнения не должны иметь повреждений. При необходимости произведите подтяжку всех соединений.

- наличие подтеканий в соединениях колесной передачи;

Подтекание смазки через уплотнительное кольцо ступицы не допускается.

Головка 17мм, вороток.

- наличие подтеканий в соединениях главной передачи заднего (и промежуточного) моста;

Подтекание масла через сальник ведущей шестерни, прокладку редуктора не допускается.

Ключи гаечные кольцевые 22, 14, 24.

- ход штоков тормозных камер;

Ход штоков должен быть в пределах 25. 40мм. При установке регулировочных рычагов с автоматическим регулятором, ход штоков должен быть 38. 44мм. Если этот размер не выдержан, регулировочный рычаг следует заменить.

Ключи гаечные 10*12, 13*17, линейка.

- крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг и силового цилиндра;

Люфт шаровых пальцев в конических гнездах не допускается. Гайки пальцев должны быть затянуты и зашплинтованы.

Ключи гаечные 10*12, 13*17, ключ гаечный кольцевой 27мм, отвертка, пассатижи.

- шплинтовку пальцев и состояние привода тормозного крана;

Пальцы привода тормозного крана должны быть зашплинтованы. Тяги и рычаги не должны быть погнуты.

- затяжку гаек крепления колес;

Гайки должны быть затянуты моментом 25. 30кгс۰м

Ключ гаек колес, лопатка монтажная.

- давление в шинах;

Давление проверять в остывших шинах.

Шинный манометр, шланг для накачки, пассатижи.

- состояние и крепление механизма подъема кабины и состояние страховочных тросов;

Гайки крепления насоса цилиндра подъема кабины и страховочных тросов должны быть затянуты, пальцы –зашплинтованы. Подтекание масла из системы подъема не допускается.

Ключ гаечный кольцевой 24, пассатижи.

Спустите конденсат из ресиверов тормозной системы.

Спуск конденсата производите при давлении воздуха в системе 6,5. 8кгс/см².

Проведите обслуживание аккумуляторных батарей:

- очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность, удалите чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды, а затем вытереть насухо;

Аккумуляторные батареи должны быть чистыми, исправными и не иметь подтеканий, а их выводы и наконечники – без окисления и смазаны консистентной смазкой

Ветошь, 10% раствор нашатырного спирта или кальцинированной соды.

- проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия в пробках элементов;

Отверстия в пробках не должны быть засорены.

Проволока 1,5мм, ветошь.

- проверьте крепление батарей в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с клеммами;

Ослабленные болты и гайки подтянуть.

Ключи гаечные 13*17, 19*22.

- проверьте уровень электролита и при необходимости долейте дистиллированную воду.

Уровень электролита должен быть на 15. 20мм выше предохранительных щитков.

Уровнемерная трубка, резиновая груша.

Слейте из топливного фильтра тонкой очистки 0,1 л топлива. После этого двигатель должен проработать 2-4 мин.

Отстой сливать через пробку в корпусе топливного фильтра.

Ключ гаечный 14*17, емкость для слива отстоя.

Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления поперечин рамы, имеющих болтовые соединения.

Ключи гаечные 19*22, 22*24, 24*27, молоток.

Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления фланцев карданных валов, крепление промежуточной опоры, болты крепления крышек игольчатых подшипников.

Гайки должны быть затянуты моментом 4,4. 5,6кгс۰м,
- болты промопоры – моментом 10. 14кгс۰м,
- болты крышек игольчатых подшипников - 2,7. 3,5кгс۰м.

Ключи гаечные 13*17, 22*24, 12*14.

Произведите смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой.

Проверьте после обслуживания работу агрегатов, механизмов и приборов.

Пробегом в начале движения или на посту диагностики.

- крепление кронштейнов пружинных энергоаккумуляторов;

Гайки крепления кронштейнов должны быть затянуты моментом 16. 22кгс۰м.

Головка 24мм, вороток.

- люфт подшипников ступиц передних колес;

При покачивании вывешенного колеса, люфт в подшипнике не допускается.

Ключ специальный для гаек подшипников ступиц передних колес, головка 12мм, вороток, молоток, пассатижи.

- крепление приемных труб глушителя с выпускными коллекторами, кронштейнов глушителя, состояние и плотность соединения герметичного рукава;

Все гайки должны быть затянуты. Пропуск отработавших газов, прогорание, изломы, трещины труб и глушителя не допускается.

Ключи накидные 17*19, 13*17, ключи гаечные 13*17, 17*19.

- крепление воздухозаборной трубы и гайки крепления фланцев трубы и корпуса фильтра.

Хомуты воздухозаборной трубы и фильтра должны быть затянуты.

Ключи гаечные кольцевые 12мм, 13мм, головки 14мм, 17мм, отвертка, вороток.

Замените элементы фильтров тонкой и грубой очистки топлива.

Слить топливо из корпуса фильтра, снять корпус и удалить старый фильтрующий элемент. Промыть корпус. После установки нового фильтра болты крепления корпуса тщательно затянуть.

Ключ гаечный 19*22, головка 12мм, вороток.

Проведите обслуживание воздушного фильтра.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ ТО-2 АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ 5337, 63033.

Содержание работ и методика их проведения

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

Выполнить работы предусмотренные ЕО и ТО-1.

- гайки крепления балки передней опоры и задних опор двигателя на раме;

Гайки должны быть затянуты моментом:
- передней опоры –4,4. 6,2кгс۰м;
- задней – 7. 10кгс۰м.

Головка 17мм, 19мм, вороток, пассатижи.

- люфт в шлицевом соединении и шарнирах карданной передачи;

Проверку производить при включенной передаче и расторможенном стояночном тормозе покачиванием вала в вертикальной плоскости и вокруг оси. Ощутимые люфты не допускаются.

- отрегулируйте положение опоры коробки передач;

Ключи гаечные 22*24, 27*30, 32*36, пассатижи, молоток.

- состояние балки переднего моста, величину схождения и углы поворота передних колес;

Схождение передних колес должно быть в пределах 0,5. 2,5мм.

Линейка для проверки схождения колес и прибор для замера углов установки передних колес, ключ гаечный 14*17, ключ трубный.

- люфт в шарнирах рулевого управления, при необходимости устраните неисправности;

Ключ гаечный 10*12, ключ пробок рулевых тяг, отвертка, молоток.

- состояние рамы, кронштейнов, рессор и крепление вкладышей кронштейнов;

Детали рамы не должны иметь трещин и изломов. Ослабление заклепочных соединений не допускается. Листы рессор не должны иметь трещин и изломов. Гайки болтов кронштейнов должны быть затянуты.

Гаечные ключи 27*30, ключи гаечные кольцевые 19мм, 27мм, пассатижи, отвертка, молоток.

- гайки стремянок рессор, пальцев и стремянок ушек рессор;

Подтяжку гаек стремянок производить при выпрямленных рессорах. Момент затяжки для задних рессор 60. 65кгс۰м, для передних 40. 45кгс۰м. Гайки пальцев должны быть затянуты, гайки стремянок ушек передних рессор завернуть моментом 2,2. 4,0кгс۰м.

Подъемник с гайковертом, головка 38мм, вороток, головка 32мм, ключ 24*27.

- гайки крепления воздушных баллонов, кронштейнов топливного бака, кронштейна насоса гидроусилителя руля;

Гайки должны быть затянуты.

Ключ гаечный 17*19, 19*22, головка 14мм, 17мм, вороток.

- крепление буксирного прибора с поперечиной рамы, затяжку и шплинтовку прорезной гайки;

Гайки крепления прибора должны быть затянуты.

Ключ гаечный 46*50, ключ накидной 24*27, головка 30мм, вороток, отвертка, пассатижи, молоток.

- гайки крепления колеса и диска;

Гайки должны быть затянуты моментом 25. 30кгс۰м.

Гайковерт пневматический для гаек колес, головки 30мм, 32мм.

- регулировку фар дальнего и ближнего света;

- болты крепления выключателя массы;

Болты должны быть затянуты.

- крепление и герметичность коробки отбора мощности;

Гайки должны быть затянуты, подтекание масла не допускается.

Ключи гаечные 12*13, 13*17.

- состояние крепление платформы к раме;

Произведите смазку автомобиля в соответствии с химмотологической картой.

Проверьте после обслуживания работу агрегатов, механизмов и систем автомобиля на ходу или на посту диагностики.

Проверьте и при необходимости подтяните гайки крепления фланцев вторичного вала коробки передач и ведущей шестерни редуктора заднего моста.

При покачивании фланца в продольном и поперечном направлениях не должно быть ощутимого люфта.

Ключ гаечный ведущей шестерни заднего моста, вороток диаметром 19мм и длиной не менее 0,8м.

Промойте фильтр масляного бака гидроусилителя руля и слейте из него отстой (200-250г) с последующей доливкой масла.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ ПРИ СТО АВТОМОБИЛЕЙ МАЗ 5337, 63033.

Содержание работ и методика их проведения

Приборы, инструмент, приспособления и материалы, необходимые для проведения работ.

Выполнить работы предусмотренные ТО-2

Проверьте состояние упорных подшипников и затяжку гаек, шкворней и при необходимости устраните неисправности.

Гайки шкворней должны быть затянуты моментом 45. 50кгс۰м.

Ключ накидной 50*55, отвертка, молоток, набор щупов.

Снимите тормозные барабаны, проверьте состояние тормозных механизмов, состояние и толщину фрикционных накладок, затяните гайки крепления суппортов переднего тормоза с поворотными кулаками.

Накладки не должны иметь трещин, выкрашивания и задиров. Ослабление заклепок и износ накладок на углубление головок заклепок меньше чем на 1мм не допускается. Гайки крепления суппортов должны быть затянуты моментом 16. 20кгс۰м.

Ключи гаечные 22*24.

Проверьте степень заряженности батарей по плотности электролита и под нагрузкой, при необходимости снимите батареи для подзарядки.

Напряжение каждого элемента под нагрузкой в течении 5с – не ниже 1,6В летом и 1,7В зимой.

Нагрузочная вилка ПЭ-2, резиновые перчатки, съемник наконечников проводов, ареометр.

Осенью проведите обслуживание противозамерзателя и водоотделителя.

Разберите и прочистите отстойник противозамерзателя. Заполните противозамерзатель этиловым спиртом. Тщательно продуйте водоотделитель.

Осенью и весной смените масло и топливо соответствующими сезону.

Один раз в год слейте масло из системы гидроусилителя руля, произведите отстой и фильтрацию масла. Промойте фильтр, масляный бак и залейте отфильтрованное масло через сетку с ячейкой, соответствующей ячейке сетки рабочего фильтра.

Что входит в то автомобиля маз

Проверить после обслуживания работу двигателя и приборов, а также функционирование

рулевого управления и тормозных систем контрольным пробегом или на посту диагностики.

МАЗ-203. ХРАНЕНИЕ АВТОБУСА


Под хранением автобусов понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных автобусов в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в определенный срок.

Постановке на длительное хранение подлежат все автобусы, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев, а в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера, влажные и сухие тропики) - более одного месяца.

Автобус желательно хранить в чистом вентилируемом помещении или под навесом. При хранении на открытой площадке шины, рулевое колесо, резиновые и пластмассовые детали необходимо предохранять от прямого воздействия солнечных лучей.

При хранении автобуса более трех месяцев рекомендуется ввести его в кратковременную эксплуатацию (осуществить пробег автобуса на расстояние не менее 10 км с доведением температуры масел и технических жидкостей до эксплуатационной) и, после выполнения работ в объеме ТО-1, поставить на следующий срок хранения.

Повторение ввода в эксплуатацию производить через каждые три месяца хранения.

В случае постановки автобуса на длительное хранение произвести следующие операции:

- выполнить работы в объеме ТО-1;

- установить автобус на время хранения под навес;

- залить топливо в топливный бак;

- ослабить натяжение приводных ремней;

- щетки стеклоочистителей снять и хранить отдельно в отапливаемом помещении;

- проверить состояние дренажных отверстий в наружной светотехнике, отверстия должны быть чистыми.

Заклеить липкой лентой:

- входное отверстие воздухоочистителя;

- выходное отверстие выхлопной трубы;

- окна генераторов (со стороны коллектора) и проем между шкивом и корпусом генератора;

- резонаторы звукового сигнала.

Покрыть защитной смазкой:

- открытые клеммы электрооборудования (клеммы аккумуляторных проводов, клеммы на болтах массы, клеммы в ящике контактора и блоке коммутации), не допуская попадания смазки на изоляцию проводов;

- открытые рабочие поверхности шлицевого конца карданного вала.

Провести работы по подготовке к хранению аккумуляторных батарей.

Принять меры для разгрузки шин и пневмобаллонов подвески. Если автобус не устанавливается на подставки, то через каждые 10 дней его необходимо перемещать.

Для подготовки автобусов к хранению применяются следующие материалы:

- защитные смазки УНЗ (ГОСТ 19537-83);

- липкая лента (миткаль, смоченный в защитной смазке).

После проведения работ по подготовке к хранению за ветровое стекло должен быть вложен ярлык, заверенный штампом и подписью ответственного за проведение подготовки к хранению, с указанием даты проведения работ, а также даты проведения последующего обслуживания.

МАЗ-203. Транспортировка автобуса


Автобусы могут транспортироваться своим ходом, железнодорожным или водным транспортом. Способ транспортировки оговаривается договором или контрактом на поставку.

При подготовке автобусов к транспортированию должны выполняться требования, изложенные в ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».

С автобусов, отправляемых потребителям, могут сниматься и укладываться отдельно некоторые легкосъемные детали и узлы. Перечень и место их укладки должны быть указаны в упаковочном листе. Упаковочный лист должен быть помещен в кабине водителя за ветровым стеклом.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанных с транспортированием любыми видами транспорта, должны применяться приспособления, исключающие возможность повреждения автобуса и его лакокрасочного покрытия.

После установки автобуса на платформе необходимо включить стояночный тормоз и заглушить двигатель. Для исключения перемещений кузова автобуса необходимо выпустить воздух из пневмобаллонов подвески и закрепить автобус.

Удаление воздуха из пневмобаллонов подвески производить в следующем порядке:

- снизить давление в пневмосистеме тормозов автобуса нажатием педали тормоза 10-15 раз, падение давления в контурах тормозов будет отражено на указателе ЖК-дисплея (давление не должно быть более 4 бар);

- удалить воздух из пневмобаллонов подвески правого борта автобуса приведением

в действие системы наклона кузова. После удаления воздуха из пневмобаллонов выключить зажигание и отсоединить клемму «массы» от аккумуляторной батареи;

- удалить воздух из пневмобаллонов подвески левого борта автобуса, отпустив на несколько оборотов арматуру подводящих трубопроводов (доступ к арматуре подводящего трубопровода переднего пневмобаллона обеспечивается при снятой крышке 19 (рис. 4.11.8.1), доступ к арматуре подводящего трубопровода задних пневмобаллонов обеспечивается при снятой крышке 14 или 16). После удаления воздуха из пневмобаллонов затянуть арматуру трубопроводов предписанным моментом.

Перед разгрузкой необходимо присоединить провод «массы» к аккумуляторной батарее, запустить двигатель, после заполнения пневмосистемы воздухом проверить герметичность арматуры подводящих трубопроводов пневмобаллонов подвески, установить и закрепить крышки.

Что входит в полное ТО?

Что входит в ежегодное ТО?

Что входит в ТО?

  • замена масла в двигателе;
  • замена масляного, воздушного и салонного фильтров;
  • проверка уровня охлаждающей жидкости, тормозной жидкости, жидкости ГУР;
  • проверка целостности и натяжения приводного ремня;
  • проверка состояния элементов подвески и рулевого управления;

Что входит в первое ТО?

В ТО-1 входит следующий перечень работ

  • Замена масла и фильтра в двигателе автомобиля;
  • Замена воздушного фильтра автомобиля;
  • Замена пылеулавливающего фильтра в системе отопления/кондиционирования автомобиля;
  • Проверка состояния аккумуляторной батареи;
  • Проверка/корректировка качества и уровней эксплуатационных жидкостей;

Какие работы входят в ТО?

Перечень работ, входящих в ТО

  • контрольные;
  • диагностические;
  • регулировочные;
  • смазочные;
  • заправочные;
  • электротехнические;
  • крепежные.

Когда делать то на машине?

Что подразумевает ТО автомобиля?

Сколько стоит техническое обслуживание автомобиля?

Техническое обслуживание (ТО) автомобиля

Что меняется на первом ТО?

пробега автомобиля. На таком ТО как правило меняют моторное масло, масляный фильтр. ТО – 1 проводится через 15 000 пробега, или год эксплуатации автомобиля, в зависимости от того, что наступит раньше, не зависимо от того ездил автомобиль или нет.

Что проверяют при первом ТО?

Как правило, первое техническое обслуживание позволяет установить степень «адаптации» автомобиля в целом и его ключевых составляющих, в отдельности. Так, мастер осматривает ходовую часть, степень выработки расходных материалов, жидкости, работу двигателя и многое другое.

На каком пробеге делается первое ТО?

В зависимости от модели ТО-1 нужно проводить после 10 000 км побега, на ТО-2 нужно приезжать на пробеге более 30 000 км, а ТО-3 рекомендовано проводить каждые 60 000 км. Нулевое ТО предлагают проводить до ТО-1, то есть на пробеге от 1000 до 3000 км.

Какие существуют виды ТО?

Согласно действующему положению техническое обслуживание по периодичности, объему и трудоемкости выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

  • ежедневное техническое обслуживание (ЕО);
  • первое техническое обслуживание (ТО-1);
  • второе техническое обслуживание (ТО-2);
  • сезонное техническое обслуживание (СО).

Что менять при плановом ТО?

Одними из мероприятий такого обслуживания могут быть замена резины, антикоррозийная обработка кузова, замена моторного масла и т. д. Регулярное прохождение планового ТО позволяет дольше сохранять работоспособность Вашего автомобиля, вовремя выявить какие-либо неисправности, заменить масло и др.

Замена масла и фильтров на МАЗ

Для двигателей и трансмиссии разных моделей МАЗ существует своя марка масла, которая указывается в сервисной книжке. Это может быть синтетика или полусинтетика. Дилеры рекомендуют использовать полусинтетику, которая представляет собой смесь синтетики и минерального масла.

  • Для двигателей МАЗ рекомендуется:
  1. в летний период марки ДС-11 или на его основе М12, М12В, М10В
  2. в зимний период марку ДС-8 с добавлением присадок.
  • Для трансмиссии МАЗ рекомендуется:
  1. в летний период марки ТС-14.5 или МК-22;
  2. в зимний период марки МК-14 или МТ-16п.
  • Для коробки передач и моста рекомендуется использовать масло ТАД17 или ТМ5.

Периодичность замены

Автомобильные рабочие жидкости позволяют сохранить двигатель в исправном состоянии, так как они препятствуют истиранию движущихся механизмов, тем самым увеличивая срок их эксплуатации. Рекомендуемый интервал технического обслуживания указывается в технической документации. В среднем масло в редукторе рекомендуется менять каждые 50.000 км. Но этот показатель может быть, как увеличен, так и уменьшен – все зависит от условий эксплуатации авто.

Первая смена технических жидкостей осуществляется после 15.000 пробега при любой эксплуатации авто. Последующие по правилам технического регламента – чаще всего после 30.000 км пробега.

Рекомендуемая периодичность замены масла и масляных фильтров в разных системах авто:

  • в трансмиссионной системе замена фильтра при каждой смене масла, то есть 1 раз в год или каждые 100.000 км пробега;
  • в топливной системе замена фильтрующих элементов каждые 30.000-50.000 км пробега в зависимости от условий эксплуатации авто;
  • замена охлаждающей жидкости не реже, чем 1один раз в два года;
  • замена жидкости в АКПП каждые 75.000 пробега;
  • в гидравлической системе замена жидкости один раз в два года.

Замена масла

Смена масла осуществляется в соответствии со следующими правилами технического регламента:

  • в особо тяжелых условиях каждые 20.000 км пройденного пути;
  • когда авто используется для городских и междугородних перевозок каждые 40.000-60.000 км пройденного пути;
  • в условиях дальних международных перевозок каждые 100.000 км пройденного пути.

В соответствии с техническим регламентом грузовые автомобили МАЗ должны проходить ТО каждые 15.000 км общего пробега с проверкой уровня и качества всех рабочих жидкостей. При необходимости во время обслуживания производится частичная или полная замена масел в двигателе, редукторе, МКПП и прочих системах авто.

Замена фильтров

Смена фильтров осуществляется в соответствии со следующими правилами технического регламента:

  • в особо тяжелых условиях каждые 15.000 км пробега;
  • в условиях городских и междугородних перевозок каждые 30.000-50.000 км пробега;
  • в условиях международных перевозок каждые 100.000 км пробега.

Согласно требованиям технического регламента грузовые автомобили МАЗ во время плановых проверок, которые осуществляются с периодичностью в 15.000 км пробега, должны подвергаться проверке фильтрующих систем. Фильтры осматриваются на наличие загрязненности и целостности, и при выявлении каких-либо недостатков производится их замена. Параллельно проводится осмотр качества и уровня масла. Дополнительно к перечисленным выше работам предлагаем:

МАЗ-256. Техническое обслуживание автобуса


Надежность и долговечность автобуса в решающей степени зависят от своевременности и качества проведения технического обслуживания (ТО).
ТО должно проводиться обученным, квалифицированным персоналом с соблюдением требований и рекомендаций настоящего Руководства и Инструкций по обслуживанию составных частей.
Работы, связанные с обслуживанием и регулировкой приборов системы электрооборудования, пневмопривода тормозов и дверей, гидравлических систем должны выполнять специалисты, хорошо знающие их устройство и особенности обслуживания.
Разборка и ремонт снятых с автобуса агрегатов и аппаратов этих систем должны производиться в специальных мастерских, оснащенных необходимым инструментом и оборудованием для проведения обслуживания и контроля выполненных регулировок.

МАЗ-256. Виды и периодичность технического обслуживания
В начальный период эксплуатации после пробега 800-1200 км проводится разовое техническое обслуживание, основным назначением которого является предупреждение неисправностей выполнением профилактических крепежных, регулировочных и смазочных работ. Учитывая, что в начальный период эксплуатации происходит интенсивная приработка и взаимоустановка элементов конструкции, эти работы следует выполнить с особой тщательностью.
Техническое обслуживание автобуса в основной период эксплуатации по периодичности и выполняемым работам подразделяется на следующие виды:
- ежедневное обслуживание (ЕО);
- первое техническое обслуживание (ТО-1), через каждые 5000 километров пробега;
- обслуживание после обкатки (ТО-1000), производимое после первых 1000. 1500 километров пробега;
- второе техническое обслуживание (ТО-2), через каждые 20000 километров пробега, но не реже двух раз в год;
- сезонное обслуживание (СО), совмещаемое с очередным ТО-2.
Периодичность обслуживания приведена для I категории условий эксплуатации и должна корректироваться в зависимости от категории условий эксплуатации автобуса согласно «Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта» и ГОСТ 21624-81.
Коэффициенты изменение периодичности ТО для наиболее распространённых условий эксплуатации автобуса приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Коэффициент корректирования периодичности ТО в зависимости от категории условий эксплуатации

За пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой и холмистой местности, по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.

За пределами пригородной зоны в гористой местности, а также в малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме горного) по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием. За пределами пригородной зоны (во всех типах рельефа, кроме горного),

а также в малых городах и в пригородной зоне на равнинной местности по дорогам с покрытием из битумоминеральных смесей.

За пределами пригородной зоны во всех видах рельефа, кроме гористого и горного, по дорогам со щебеночным и гравийным покрытием.

За пределами пригородной зоны, в малых городах и в пригородной зоне (горная местность), а также в больших городах (более 100 тыс. жителей), по дорогам с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием.

За пределами пригородной зоны (горная местность), в малых городах и пригородной зоне (во всех типах рельефа, кроме равнинного), а также в больших городах (во всех типах рельефа кроме горного), по дорогам с покрытием из битумоминеральных смесей.

За пределами пригородной зоны в гористой и горной местности, в пригородной зоне и улицах малых городов, улицы больших городов (все типы рельефа кроме гористого и горного), имеющие щебеночное и гравийное покрытие.

Улицы больших городов, имеющие покрытия из битумоминеральных смесей (горная местность), щебеночные и гравийные покрытия (гористая и горная местность).

Основным назначением ЕО является общий контроль за состоянием узлов и систем, обеспечивающих безопасность, а также поддержание надлежащего состояния пассажирского салона и внешнего вида автобуса.

Назначением первого, второго и сезонного технического обслуживания является выявление и предупреждение неисправностей своевременным выполнением контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных и смазочноочистительных работ.

Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год при подготовке автобуса к эксплуатации в зимний и летний периоды.

В послегарантийный период обслуживание двигателя, коробки передач, Пжд, воздушного отопителя, климатической установки производить согласно инструкций заводов-изготовителей соответствующих составных частей.

Ежедневное Обслуживание (ЕО)

Перед выездом на линию, до запуска двигателя, проверить:

укомплектованность аварийными принадлежностями (аптечка, огнетушители, молотки для разбивания стекол);

функционирование привода дверей;

состояние пассажирского салона, крепление сидений, поручней, верхних панелей салона;

уровень масла в поддоне двигателя;

наличие топлива в топливном баке (по указателю уровня топлива);

уровень охлаждающей жидкости (по контрольной лампе на щитке приборов). Не реже одного раза в неделю при холодном двигателе провести визуальный контроль уровня охлаждающей жидкости, при необходимости долить по край заливной горловины расширительного бачка;

уровень жидкости в бачке омывателя стекол.

Проверить визуально состояние шин, давление в шинах и крепление колес, при необходимости подтянуть гайки регламентированным моментом. Давление в шинах контролировать по показаниям шинного манометра не реже одного раза в неделю, при необходимости довести давление до нормы.

После запуска двигателя проверить:

свободный ход рулевого колеса;

функционирование приборов световой и звуковой сигнализации, контрольноизмерительных приборов, контрольных ламп, стеклоочистителя и стеклоомывателя. Кроме этого рекомендуется осмотреть площадку под автобусом, чтобы выявить возможные течи масла, топлива или охлаждающей жидкости по их следам на поверхности стояночной площадки (подтекание масла, топлива или охлаждающей

жидкости не допускается).

Сразу после начала движения, на сухой дороге с твердым покрытием, проверить работу рабочего и стояночного тормозов, сцепления и привода переключения передач .

После возвращения в парк необходимо произвести уборку пассажирского салона и мойку автобуса.

Обслуживание После Обкатки

По окончании обкатки (через 1000 км пробега):

Выполнить рекомендации по обслуживанию силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач), предусмотренные инструкцией по эксплуатации после обкатки.

Выполнить в полном объеме все работы (включая смазочные), предусмотренные техническим обслуживанием ТО-1, и крепежные работы, предусмотренные всеми видами технических обслуживаний;

заменить масло в ведущем мосту (см. химмотологическую карту). При смене масла рекомендуется промывать картер дизельным топливом или керосином, а магниты сливных пробок очистить от металлических отложений;

подтянуть гайки крепления дисков колес;

подтянуть наружную гайку резервуара амортизаторов подвески;

проверить люфт и при необходимости отрегулировать подшипники ступиц колес;

подтянуть болты крепления силового агрегата.

ПЕРВОЕ Техническое Обслуживание (ТО-1)

При проведении ТО-1 выполнить все операции ежедневного обслуживания и дополнительно провести работы, приведенные в табл. 5.2. Порядок проведения работ описан в разделе 4 настоящего Руководства.

ВТОРОЕ Техническое Обслуживание (ТО-2)

При проведении ТО-2 выполнить все работы, предусмотренные ТО-1 и 2ТО-1 и дополнительно провести работы, приведенные в таблице 5.3. Порядок проведения работ описан в разделе 4 настоящего Руководства.

СЕЗОННОЕ Обслуживание (СО)

Подготовку автобуса к эксплуатации в зимний и летний периоды рекомендуется совмещать с очередным ТО-2, при этом дополнительно выполнить следующие работы:

осенью и весной заменить ГСМ и технические жидкости, соответствующими сезону;

провести обслуживание ПЖД в соответствии с Инструкцией по эксплуатации ПЖД;

проверить плотность охлаждающей жидкости, при необходимости откорректировать. Произвести замену охлаждающей жидкости с периодичностью, приведенной в Инструкции по эксплуатации двигателя;

слить отстой из топливного бака;

заменить осушающий элемент осушителя воздуха (перед зимним периодом);

один раз в год возобновить защитное покрытие днища автобуса.

Таблица 5.2 – Перечень работ ТО-1

Провести обслуживание силового агрегата (двигателя, сцепления и коробки передач) в соответствии с инструкциями по эксплуатации.

Проверить состояние и герметичность соединений впускного тракта от воздушного фильтра к двигателю

Система должна быть герметичной

Проверить состояние и герметичность приборов и трубопроводов систем питания топливом двигателя, ПЖД и воздушного отопителя

Подтекание топлива не допускается

Проверить функционирование привода подачи топлива и останова двигателя, при необходимости отрегулировать

Проверить функционирование и герметичность системы охлаждения двигателя и системы отопления. Проверить целостность уплотнительного кольца пробки заливной горловины на расширительном бачке

Подтекание охлаждающей жидкости не допускается

Проверить состояние и герметичность узлов и трубопроводов гидропривода сцепления. При проведении первого ТО-1 заменить жидкость в гидроприводе сцепления

Подтекание жидкости не допускается

Проверить свободный ход педали сцепления и при необходимости отрегулировать

Свободный ход педали должен составлять 2…5 мм

Проконтролировать затяжку гаек крепления фланцев карданной передачи, промопоры

Момент затяжки гаек должен быть 160…200 Нм

Проверить герметичность соединений и уплотнений картера заднего моста и коробки передач

Подтекание масла не допускается

Проверить состояние сапунов ведущего моста и коробки передач, при необходимости очистить

Проверить состояние и герметичность узлов, трубопроводов и шлангов системы ГУР

Подтекание масла не допускается

Проверить люфт в шарнирах рулевого управления. При необходимости устранить

Проверить шплинтовку гаек шаровых пальцев рулевых тяг, болтов крепления рычагов к поворотным кулакам, пальцев вилок тормозных камер и при необходимости устранить неисправности

Гайки, болты и пальцы должны быть зашплинтованы

Проверить герметичность всех контуров пневмосистемы привода тормозов автобуса

Утечка воздуха не допускается

Проверить функционирование осушителя воздуха и влагомаслоотделителя

Проверить ход штоков тормозных камер, при необходимости отрегулировать. Проверить крепление тормозных камер и энергоаккумуляторов

Проконтролировать затяжку гаек крепления колес, проверить состояние дисков и ободьев колес

Гайки должны быть затянуты моментом 450…500 Нм.

Провести обслуживание АКБ

Провести обслуживание климатической установки

Проверить и при необходимости подтянуть все внешние резьбовые соединения

Провести смазку составных частей автобуса

В соответствии с химмотологической картой

Проверить после обслуживания работу двигателя и приборов, а также функционирование рулевого управления и тормозных систем контрольным пробегом или на посту диагностики.

через одно ТО-1 (2ТО-1)

Провести обслуживание воздушного фильтра.

Крепление, состояние и герметичность системы выпуска отработавших газов, функционирование моторного тормоза

Проверить люфт подшипников ступиц передних колес, при необходимости произвести регулировку подшипников

Таблица 5.3 – Перечень работ ТО-2

Проверить крепление кронштейнов и амортизаторов подвески силово-

го агрегата, состояние опор двигателя

Провести обслуживание силового агрегата (двигателя, сцепления и

коробки передач) в соответствии с инструкциями по эксплуатации

Проверить крепление турбокомпрессора

Проверить функционирование датчика уровня охлаждающей жидко-

Отрегулировать положение задней поддерживающей опоры на короб-

Слить отстой из топливного бака.

Очистить сердцевины радиаторов от наружных загрязнений

Проверить крепление пневмогидравлического усилителя

Проверить рабочий ход педали и функционирование сцепления

Рабочий ход педали должен

составлять 120…130 мм

Проверить и при необходимости отрегулировать привод переключе-

Проверить состояние шарниров карданного вала и отсутствие люфта

в них, проверить люфт в шлицевом соединении

Проверить функционирование блокировки дифференциала

Проверить люфт и при необходимости отрегулировать подшипники

ступиц колес ведущего моста

Проверить целостность центровых болтов рессор и затяжку гаек стремянок, болтов крепления рессор, гаек крепления амортизаторов

Не должно быть продоль-

ного и поперечного сдвига листов рессор

Проверить и, при необходимости, подтянуть крепеж кронштейнов и

хомутов топливного бака, ресиверов пневмосистемы

Проверить свободный ход и усилие поворота рулевого колеса при

Проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления

Проверить и при необходимости отрегулировать схождение колес

Проверить толщину тормозных накладок через смотровые отверстия

в щитках тормозных механизмов и, при необходимости, накладки заменить

Проверить состояние рамы шасси и каркаса кузова

Детали рамы и кузова не

должны иметь трещин, изломов, ослабления заклепочных соединений

Проверить внешним осмотром состояние электропроводки (крепление

пучков проводов, отсутствие их провисания и потертостей). Особое внимание уделить жгутам в моторном отсеке и в отсеке АКБ

Проверить состояние и надежность крепления штекерных соединений

Проверить затяжку гаек на силовых выводах генератора и стартера

Проверить и при необходимости отрегулировать световой поток фар

Проверить работу ПЖД и работу вентиляторов системы отопления

на всех режимах, очистить отсеки салонных отопителей от мусора и пыли

Проверить состояние лакокрасочного и антикоррозионного покрытий,

сидений, оборудования салона и надписей

Проверить функционирование и плотность закрытия люков крыши

Проверить после обслуживания работу двигателя и приборов, а также

действие рулевого управления и тормозных систем контрольным пробегом или на посту диагностики

через одно ТО-2 (2ТО-2)

Проверить состояние упорных подшипников передней оси

Заменить смазку в ступицах колес передней оси и ведущего моста,

произвести регулировку подшипников ступиц колес

Под хранением автобусов понимается содержание технически исправных, полностью укомплектованных и специально подготовленных автобусов в состоянии, обеспечивающем их сохранность и приведение в готовность в определенный срок.

Постановке на длительное хранение подлежат все автобусы, эксплуатация которых не планируется на срок более трех месяцев, а в особых климатических условиях (районы Крайнего Севера, влажные и сухие тропики) – более одного месяца.

Автобус желательно хранить в чистом вентилируемом помещении или под навесом. При хранении на открытой площадке шины, рулевое колесо, резиновые и пластмассовые детали необходимо предохранять от прямого воздействия солнечных лучей. При хранении автобуса более трех месяцев рекомендуется ввести его в кратковременную эксплуатацию (осуществить пробег автобуса на расстояние не менее 10 км с доведением температуры масел и технических жидкостей до эксплуатационной) и,

после выполнения работ в объеме ТО-1, поставить на следующий срок хранения.

Повторение ввода в эксплуатацию производить через каждые три месяца хранения.

В случае постановки автобуса на длительное хранение произвести следующие операции:

выполнить работы в объеме ТО-1;

установить автобус на время хранения под навес;

залить топливо в топливные баки;

ослабить натяжение приводных ремней;

щетки стеклоочистителей снять и хранить отдельно в отапливаемом помещении;

проверить состояние дренажных отверстий в наружной светотехнике, отверстия должны быть чистыми.

Заклеить липкой лентой:

входное отверстие воздухоочистителя;

выходное отверстие выхлопной трубы;

нижнюю крышку люка картера сцепления;

сапуны заднего моста и коробки передач;

окна генератора (со стороны коллектора) и проем между шкивом и корпусом генератора;

резонаторы звукового сигнала. Покрыть защитной смазкой:

открытые клеммы электрооборудования (клеммы аккумуляторных проводов, клеммы на болтах массы, клеммы в ящике контактора и блоке коммутации), не допуская попадания смазки на изоляцию проводов;

шток силового цилиндра гидроусилителя;

открытые рабочие поверхности шлицевого конца карданного вала. Провести работы по подготовке к хранению аккумуляторных батарей.

Принять меры для разгрузки шин и пневмобаллонов подвески. Если автобус не устанавливается на подставки, то через каждые 10 дней его необходимо перемещать.

Для подготовки автобусов к хранению применяются следующие материалы:

защитные смазки УНЗ (ГОСТ 19537-83);

липкая лента (миткаль, смоченный в защитной смазке).

Автобусы могут транспортироваться железнодорожным транспортом, водным транспортом, или своим ходом. Вид транспорта оговаривается договором или контрактом на поставку.

При подготовке автобусов к транспортированию должны выполняться требования, изложенные в ГОСТ 26653-90 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию».

С автобусов, отправляемых потребителям, могут сниматься и укладываться в кабину отдельные легкосъемные детали и узлы. Перечень и место их укладки должны быть указаны в упаковочном листе. Упаковочный лист должен быть помещен в кабине водителя на ветровом стекле.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ, связанных с транспортированием любыми видами транспорта, должны применяться приспособления, исключающие возможность повреждения автобуса и его лакокрасочного покрытия.

Размещение и крепление автобуса на открытом железнодорожном подвижном составе должно выполняться в соответствии с требованиями И 37.160.272-97 и

«Техническими условиями погрузки и крепления грузов. МПС СССР» (М., Транспорт, 1969).

После установки и закрепления автобуса на платформе необходимо отключить клемму массы от аккумуляторной батареи и затормозить автобус стояночным тормозом.

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

ТО грузовых автомобилей: периодичность, состав работ и общие рекомендации

Каждому грузовому автомобилю требуется периодическое техническое обслуживание. Это ряд процедур, целью которых служит обеспечение стабильной работы и высокого качества всех элементов транспортного средства. Регулярное ТО особенно необходимо и для грузовых автомобилей, которые непрерывно подвергаются значительным нагрузкам. Отсутствие своевременного осмотра и ремонта является основной причиной снижения работоспособности грузовика. Это важное мероприятие позволяет эффективно использовать машину, снизить расходы на его эксплуатацию и ремонт.

Техническое обслуживание грузовых автомобилей, по сравнению с другими видами транспортных средств, обладает своими особенностями, с которыми должен быть ознакомлен каждый владелец. Марка, модель и производитель автомобиля не важны – техническое обслуживание одинаково необходимо как отечественным, так и иностранным грузовикам. Ниже речь пойдет об этапах и особенностях ТО без привязки к виду и модели транспортного средства.

Регламент проведения ТО грузовых автомобилей

Многие владельцы автомобилей не предполагают, что требования к срокам и другим аспектам технического обслуживания транспортных средств зависят не от производителей и поставщиков. Эти правила определяются регламентом государственного стандарта ГОСТ 21624-81, который носит название «Система технического обслуживания и ремонта автомобильной техники. Требования к эксплуатационной технологичности и ремонтопригодности изделий». Этот документ устанавливает сроки и периодичность проведения технического обслуживания, содержит список правил и требований к производству и ремонту автомобильной техники.

Стоит отметить, что автопроизводители также устанавливают собственный период и порядок проведения технического обслуживания. Однако наблюдения показывают, что государственный стандарт оптимально отражает текущее положение дел, и регламентированные им сроки проведения и правила ТО во многом аналогичны требованиям производителей.

Периодичность планового ТО

Государственный стандарт описывает три разновидности технического обслуживания автомобилей:

  • ЕО - ежедневное обслуживание;
  • ТО -1 – первичное техническое обслуживание;
  • ТО -2 – повторное (второе) техническое обслуживание.

ГОСТ содержит требования и к периодичности регламентного ТО (межсервисного интервала). Она зависит от пробега грузового автомобиля и измеряется в пройденных километрах. Различные виды ТО требуются на следующих этапах эксплуатации:

  • Ежедневное обслуживание, исходя из названия, необходимо проводить один раз в сутки;
  • Первое ТО осуществляется после 4000 пройденных километров;
  • Второе техническое обслуживание происходит, когда пробег грузового авто достигает 16 000 километров.

В ГОСТ не указаны сроки проведения обслуживания, которое должно осуществляться во время обкатки транспортного средства. Эти требования устанавливает производитель. В большинстве случаев обкатка грузовых автомобилей составляет около 1000 километров. Многие производители по достижению этого значения рекомендуют заменить моторное и трансмиссионное масло. Несмотря на то, что выполнять первое техническое обслуживание следует при пробеге от 4000 километров, проводить процедуру можно и раньше, если автовладелец не уверен в полном соблюдении установленных правил эксплуатации. Это поможет сохранить ресурс двигателя и трансмиссии, снижение которого ведет к существенным проблемам и финансовым затратам при последующем использовании транспортного средства. Для большей уверенности рекомендуется осуществлять часть работ по обслуживанию при пробеге от 1000 до 1500 километров.

В ГОСТ не указан и еще один вид технического обслуживания, который имеет место на территории России – сезонное ТО (СТО). Оно выполняется каждые полгода в начале весны и в конце лета. Целью данной процедуры служит подготовка транспортного средства к предстоящим изменениям климата, связанным со сменой сезона.

Есть и исключения из общих требований. Например, большинство современных моделей грузового транспорта от европейских и американских производителей, в числе которых и распространенные на территории РФ автомобили марки Iveco, характеризуются увеличенным межсервисным интервалом. Он может достигать 60 000 километров. Речь идет о втором техническом обслуживании (ТО-2), которое предполагает замену моторного масла. Этот факт не противоречит правилам государственного стандарта, так как регламентированный им пробег между ТО-2 не имеет верхней границы (указан только минимальный период).

Крупногабаритные грузовые автомобили и магистральные тягачи имеют межсервисный интервал до 100 тысяч километров. Но стоит учесть, что такое значение установлено только для эксплуатации транспорта в европейских странах. В России присутствует множество негативных факторов, ускоряющих износ двигателя и других механизмов автомобиля, среди которых низкое качество топлива и неприемлемое состояние дорог. Если для описанного выше транспорта руководствоваться европейскими нормами, то существует вероятность, что грузовик выйдет из строя прежде, чем достигнет следующего технического обслуживания или потребует значительных расходов на ремонт.

Так с каким же интервалом целесообразнее выполнять ТО грузового автомобиля? Ответ на этот вопрос кроется во множестве факторов, но в большинстве случаев зависит от возраста. Если транспортное средство приобретено недавно и ещё находится в пределах гарантийного срока, то процедуру нужно проводить согласно требованиям дилера. Для автомобилей, которые находятся в эксплуатации уже продолжительный период, межсервисный интервал определяют сами владельцы. В этом случае рекомендуется следовать срокам, указанным производителем или рекомендациям ГОСТ.

Примерный состав работ при ЕО, ТО-1, ТО-2 и СТО

Список процедур, входящих в состав технического обслуживания, зависит от пробега автомобиля:

  • Ежедневное обслуживание. При ЕО выполняется осмотр транспортного средства на наличие внешних дефектов отдельных элементов, тестируется работоспособность системы торможения, целостность приборов освещения и прочих механизмов, определяется давление в шинах. Ежедневное обслуживание предполагает мойку автомобиля и его дозаправку в случае необходимости. Другими словами, целью ЕО является обеспечение работоспособности грузового транспорта для текущего рейса.
  • Первое техническое обслуживание. ТО-1 включает в себя проверку уровня моторного и трансмиссионного масла, антифриза и других жидкостей в системе. Происходит регулировка различных механизмов автомобиля – рулевого управления, сцепления, свободного хода педалей. Во время первого технического обслуживания производится смазка главных узлов и агрегатов. Смазочные работы осуществляются в соответствии с картой, которая должна находиться у владельца автомобиля или в сервисе официального поставщика или производителя.
  • Второе техническое обслуживание. При ТО-2 выполняются аналогичные предыдущему пункту процедуры и ряд дополнительных мероприятий. Во-первых, осуществляется замена моторного масла. Зачастую именно при втором техническом обслуживании разбираются и ремонтируются некоторые важные узлы, которые при ТО-1 лишь проверялись и смазывались. В большинстве случаев указанный для конкретного грузового автомобиля межсервисный интервал аналогичен периоду между проведением второго ТО.
  • Сезонное техническое обслуживание. Список работ, входящих в СТО, зависит от сезона проведения процедуры. В начале осени грузовой автомобиль подготавливается к эксплуатации в зимнее время. Для этого в систему охлаждения заливается антифриз, а в бачок омывателя – незамерзающая жидкость. В некоторых случаях масло в двигателе заменяется на аналогичное, но с пониженным показателем вязкости. В обязательном порядке проверяется и регулируется плотность электролита аккумуляторов. Перед наступлением морозов следует удалить конденсат из ресиверов пневматической системы и заменить осушители. При отрицательной температуре сливать конденсат рекомендуется 1-2 раза в неделю. В начале весны список работ по СТО заметно меньше, так как требования к условиям эксплуатации в теплое время года ниже, и большинство грузовых автомобилей отлично к ним приспособлены.

В течение года собственник грузового автомобиля проходит несколько видов технического обслуживания. Как показывает практика, среднее значение годового пробега грузовых транспортных средств в России находится в рамках от 40 000 (при оптимальной эксплуатации) до 250 000 километров (при интенсивном использовании без простоев). Судя по этим данным, грузовикам требуется 2-3 раза в год проходить ТО-2, что влечет за собой значительные финансовые расходы. Но избежать этого нельзя – без своевременного технического обслуживания транспортное средство быстро выработает ресурс и будет нуждаться в серьезном и более дорогом ремонте.

Читайте также: