Что выпускает тесла кроме машин

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Если надоела Tesla. Вот 5 ее конкурентов, которые ищут инвесторов

Фото: Rimac Automobili

Илон Маск и его Tesla — не единственные игроки на глобальном рынке электромобилей. Прямо сейчас в мире работают несколько десятков компаний, каждая из которых в чем-то повторяет бизнес-модель Tesla. Это небольшие игроки, выпускающие исключительно электрокары.

Последние месяцы компания Илона Маска испытывает существенные трудности. Вместе с ними проблемы настигли и многих ее конкурентов вроде Faraday Future. Но это не значит, что в кризисе находится вся отрасль. Мы выбрали наиболее жизнеспособные и перспективные для инвесторов стартапы, которые выпускают (или планируют выпускать) электрокары.

NIO: сначала реклама, потом машины

Электромобиль Формулы-Е команды NextEV под управлением Нельсона Пике-младшего

Китайская компания NIO прежде называлась NextEV. Под этим брендом она появилась в 2014 году усилиями китайского инвестора Уильяма Ли. Предприниматель утверждал, что с помощью выпуска электромобилей хочет бороться с экологическими проблемами Китая.

Вопреки стандартной бизнес-логике NextEv начала не с демонстрации опытных образцов и производства машин, а с дорогостоящей рекламной кампании. Китайский производитель сразу же заявил команду в гоночный чемпионат Формула-Е для машин с электромотором. В первом же сезоне китайцы стали чемпионами. Правда, электрокаров, пригодных для продажи, у NextEv тогда не было.

Только в 2016-м компания представила первый дорожный электромобиль NIO EP9. С того момента стартап успел изготовить 16 экземпляров стоимостью $1,2 млн каждый. Затем последовали «массовые» модели ES8 и ES6 для китайского рынка.

Подобно Tesla, NIO вкладывается не только в разработку и производство электрических машин, но и в создание инфраструктуры для них. В начале 2019 года китайская компания завершила строительство первой сети станций по замене аккумуляторов на скоростной автомагистрали между Пекином и Шанхаем.

А к 2020 году компания планирует построить в Китае более 1100 станций для зарядки. К этому же сроку NIO намерена создать передвижной корпус из 1200 мобильных электрозаправщиков Power Mobile, каждый из которых сможет подъехать к внезапно остановившемуся NIO и оперативно его зарядить.

Электрический суперкар NIO EP9

Организаторами публичного размещения акций стали банки Goldman Sachs, JP Morgan и Morgan Stanley. Средства от IPO компания планирует потратить на НИОКР, маркетинг и строительство новых производственных мощностей.

В первые дни после IPO котировки взлетали выше $12, но к лету 2019 года они упали до $2,5–2,6. Возможно, как раз сейчас наступает хороший момент для приобретения акций китайского стартапа.

Xpeng Motors: электрокары на государственном предприятии

Производство автомобиля Xpeng G3 на фабрике Haima

Китайский стартап Xpeng Motors появился в 2014 году и за прошедшие пять лет успел обогнать многих конкурентов. Компании не помешали даже обвинения от Tesla в краже технологий. Несмотря на все скандалы в 2018 году, Xpeng Motors представила и вскоре запустила в производство свой первый электрический внедорожник G3. А в апреле 2019-го компания показала купе P7. Первые покупатели получат эту машину в середине 2020-го.

У стартапа нет собственного завода: машины Xpeng производятся на мощностях автопроизводителя Haima, принадлежащего государству. На этой фабрике выпускают около 3 тыс. электромобилей в месяц. По данным CNBC, к концу года Xpeng собирается выпустить 40 тыс. автомобилей.

На момент подготовки статьи Xpeng Motors удалось привлечь $1,3 млрд инвестиций — в частности, компанию поддержали гиганты китайского бизнеса Alibaba и Foxconn. Последний известен как один из крупнейших сборщиков «Айфонов». Сейчас Xpeng ищет еще около $500 млн, после чего собирается провести IPO.

Основатель компании Хе Сяопен прямо заявил об этом CNBC в марте 2019-го: «Да, у нас есть планы IPO. Мы открыты для размещения акций за рубежом, а также дома. Однако прежде чем рассматривать IPO, мы хотим сосредоточиться на улучшении нашего бизнеса».

Сяопен добавил, что инвестиции будут использоваться для наращивания объема производства — в частности, средства направят на достройку собственного завода, который должен быть готов ко второму кварталу 2020-го. Ввод этого завода в эксплуатацию позволит Xpeng Motors наладить по-настоящему массовый выпуск машин.

Rivian: стартап, в который верит Amazon

Основатель и генеральный директор Rivian Automotive Ар-Джей Скариндж на фоне электрического пикапа R1T

У машин Rivian есть отличительная особенность, которую пока не переняли конкуренты: подобно некоторым смартфонам, автомобили Rivian могут «делиться» зарядом друг с другом.

Чтобы сразу обеспечить достойное качество электрокаров, основатель компании Ар-Джей Скариндж нанял опытных конструкторов из McLaren и Jeep, а также привлек $450 млн от трех крупных инвесторов: саудовской инвестиционной группы Abdul Latif Jameel, японской Sumitomo и международного банка Standard Chartered.

Производство R1S и R1T начнется в следующем году. Rivian не сообщила точных объемов предзаказа, однако объявляла о планах произвести 20 тыс. машин в 2021 году и 40 тыс. в 2022-м — это сопоставимые с Tesla цифры. Инвесторы в компанию верят: в феврале 2019-го Amazon совместно с партнерами вложила в Rivian $700 млн.

Rimac: хорватский Илон Маск

Основатель хорватской автомобильной компании Rimac Automobili Мате Римак на фоне суперкара Concept One

История Rimac началась необычно: в 2006 году хорватский инженер и любитель гонок Мате Римак приобрел BMW E30 1984 года. Вскоре на одной из гонок у машины сгорел мотор. Расстроенный Римак решил заменить двигатель внутреннего сгорания на электрический. За полгода с помощью друзей в отцовском гараже Римак превратил старый BMW в электрокар. После этого инженер задумался о создании собственного электромобиля с нуля.

О планах выхода на биржу в Rimac пока не заявляли, однако инвестиции уже потекли в компанию: в мае хорватский стартап объявил о сотрудничестве с Hyundai и KIA. В рамках этого партнерства корейские автогиганты вложат в Rimac около $90 млн, а хорваты помогут Hyundai и KIA в разработке двух электрических суперкаров.

Компания также сотрудничает с Aston Martin (производит гибридные аккумуляторы для гиперкара Valkyrie), Jaguar, Renault и Pininfarina. А в июне прошлого года 10% акций Rimac купила Porsche.

На церемонии вручения хорватской бизнес-премии Zlatna Bilanca Мате Римак заявил, что в сумме его компания привлекла €150 млн от инвесторов, большая часть из которых потрачена. «Хорватский Илон Маск» добавил, что Rimac ведет переговоры о новых вливаниях на сумму €80 млн.

Lucid Motors: бывший соратник Маска стал конкурентом

Lucid Air

Стартап Lucid Motors основал бывший вице-президент Tesla Бернард Це в 2007 году. Це покинул компанию Илона Маска вслед за ее основателями Мартином Эберхардом и Марком Тарпеннингом. Тогда Lucid Motors носила название Atieva, а нынешнее имя получила лишь в 2016-м.

Изначально стартап занимался производством электробатарей, однако в 2014 году объявил о разработке собственного электрокара. Толчком послужили инвестиции в $100 млн от китайского автопроизводителя BAIC Group и компании LeEco.

Первый автомобиль — седан Lucid Air — был представлен в 2017-м. Однако в производство до сих пор не пошел: компании не хватило денег для серийного выпуска машин. Сейчас деньги нашлись: прошлой осенью Lucid Motors получила инвестиции в $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии, владеющего 5% акций Tesla.

По условиям сделки с арабскими инвесторами, Lucid Motors направит деньги на завершение разработки и тестирование Lucid Air, строительство завода в Аризоне, а также запуск и развитие розничной сети в Северной Америке. Кроме того, компания в ближайшее время планирует представить электрический внедорожник на базе Lucid Air.

В феврале 2019-го директор по технологиям Lucid Motors Питер Роулинсон заявил Bloomberg, что компания готовится выйти на биржу, однако сделает это после запуска Air в производство: «Мы хотим развивать этот бизнес. Какие-то краткосрочные маневры или продажи просто не стоят на повестке дня».

Массовое производство Lucid Air планируется начать к концу 2020 года. Вероятно, IPO Lucid Motors стоит ждать не ранее 2021 года.

Все новые разработки Tesla: чем удивил Илон Маск


Tesla опять готовит сюрприз — в пятницу, 31 мая, компания представит что-то новое для китайского рынка. Пока сложно сказать, что именно, ведь американцы могут показать все что угодно: от немыслимой системы для будущей «Гигафабрики» в Шанхае до новинки, созданной специально для Китая.

Можно лишь с уверенностью сказать, что это будет что-то очень интересное. В пользу этого говорят последние разработки американского производителя электрокаров.

В конце апреля Tesla провела закрытое мероприятие для своих инвесторов, посвященное беспилотным технологиям. Главной премьерой вечера стала демонстрация микрочипа Full Self Driving Chip, который будет отвечать за обработку данных на фирменной системе Autopilot нового поколения. В состав микросхемы войдет шесть миллиардов транзисторов и ускоритель нейронной сети, способной совершать до 72 триллионов операций в секунду. Данные будут поступать на процессор с радара, GPS, ультразвуковых сенсоров и датчика угла поворота рулевого колеса.

Тогда же Tesla продемонстрировала возможности нового модуля автопилота в двухминутном ролике. В видео электрокар Tesla Model 3 едет как по городу, так и по шоссе без участия водителя. Автомобиль самостоятельно останавливается перед светофорами, меняет полосы движения, совершает обгоны, съезжает с автомагистрали на развязку и возвращается обратно.

Но на этом возможности автопилота Tesla следующего поколения не заканчиваются. Так, глава компании Илон Маск пообещал, что в дальнейшем система сможет не только удерживать автомобиль в занимаемой полосе, но и автоматически объезжать небольшие неровности и выбоины, чтобы уменьшить степень износа покрышек.

Автопилот «Теслы» способен и на более сложные фокусы. Скажем, стартап The Boring Company, курируемый Илоном Маском, недавно провел необычный эксперимент. Американцы устроили соревнование между двумя электрокарами Model 3, один из которых ехал в плотном трафике по улицам Лос-Анджелеса, а другой — по специальному скоростному тоннелю.

Автомобиль, передвигавшийся под землей, развил скорость в 204 км/ч, тогда как машина, следовавшая по дорогам, разогналась лишь до 71 км/ч. В итоге первый добрался до финиша всего за 1 мин. и 36 сек., а второй прибыл к месту назначения только через 4 мин. и 44 сек. после старта. На вопрос, не сложно ли было автопилоту вести электрокар по узкому тоннелю, Илон Маск ответил: «Ни чуточки!»

Машина даже не использовала специальные крепления в виде дополнительных раскладывающихся роликов, устанавливающихся под переднюю часть кузова и призванных не допустить контакт со стенками тоннеля.

Идея новой транспортной системы The Boring Company заключается в постройке под большими городами сети высокоскоростных тоннелей, которые сверлит специальная бурильная машина Godot. Согласно концепции, автомобиль встает на специальную платформу с электроприводом, которая опускается под землю и перемещается в тоннель шириной 3,6 метра. Там автомобиль при помощи особого приспособления крепится на монорельс, по которому он сможет ездить со скоростью до 200 км в час.

Маск считает, что новая подземная сеть позволит разгрузить обычные магистрали и уменьшить уровень дорожных заторов в мегаполисах. В дальнейшем сеть тоннелей предполагается объединить с вакуумной системой сверхскоростных пассажирских поездов Hyperloop, которые теоретически смогут перемещаться со скоростью до 1200 км в час.


Электрокары Tesla умеют заботиться не только о себе и своих пассажирах, но и о домашних животных. К примеру, новый специальный режим Dog Mode позволяет владельцам собак оставлять своих питомцев одних в салоне припаркованного автомобиля.

Если в салоне автомобиля собаки все же нет, то функцию охраны возьмет на себя режим Sentry Mode, имеющий две стадии работы. Первый под названием Alert включает камеры системы кругового обзора, которые начинают вести запись, если сенсоры зафиксируют подозрительное движение вблизи машины.

При попытке взлома электроника переключится на стадию Alarm. Экран информационно-развлекательного комплекса загорится красным цветом, а из мощных колонок аудиосистемы грянет знаменитая органная «Токката и фуга ре минор» Иоганна Себастьяна Баха. Ингода даже в metal-обработке для большего устрашения.

Через один-два года Tesla выпустит электрический суперкар Roadster нового поколения, который Илон Маск обещает сделать одним из самых быстрых автомобилей в мире. Цифры, обнародованные во время премьеры прототипа, и впрямь поражают воображение.

Автомобиль, оснащенный тремя электромоторами, набирает «сотню» всего за две секунды, а на преодоление дрэгового отрезка в четверть мили (402 м) уходит менее девяти секунд. Максимальная скорость превышает 400 км/ч, а запас хода без подзарядки равен одной тысяче километров.

Впрочем, тест-пилот Tesla Эмиль Бурет называет эти цифры «скромными». По его признанию, это очень осторожные предварительные показания, потому что серийная машина получится еще быстрее.

Феномен Tesla. Почему эта компания стоит больше, чем вся автомобильная промышленность? Объясняю простыми словами.

Детище гениального инженера, маркетолога и бизнесмена, "Тони Старка", наших дней, конечно же я говорю об Елон Маске.

Многие знают, что Tesla производит крутые электро-мобили. Которые оснащены по последнему слову техники. Но мало кто знает, что сама компания стоит просто фантастических денег. Посмотрите внимательно на эту картинку.

Тесла, как компания, стоит практически как вся автомобильная индустрия индустрия и это просто безумие. На момент написания статьи рыночная капитализация компании 626 миллиардов долларов.

Откуда взялась такая цифры спросите вы? И я вам легко объясню.

1 причина того, что Tesla впереди всей авто индустрии, это её технологическая начинка. Посмотрите на это фото, небольшая микросхема с двумя чипами, скажите вы и что тут такого?

А то, что данный чип позволяет в 20 раз быстрее распознавать и анализировать картинку с дороги и дает возможность искусственному интеллекту Теслы, делать вот такие штуки(смотрите видео).

Пока Мерседес и БМВ пытаются продать вам навигацию за 50 000 рублей и меню кондиционера на дисплее за 30 000 рублей, Тесла пытается дать нам полноценный автопилот. Это первый в мире автопроизводитель, который смог реализовать данный функционал и накопил огромную базу данных и опыт. Все остальные производители, только начинают делать неловкие шаги в этом направлении.

2 причина - Безопасность. Помимо автопилота, Тесла уделяет просто огромное внимание безопасности. Проделана огромная инженерная работа, автомобиль пассивно и активно старается минимизировать ущерб от ДТП для водителя и пассажиров. Почти все автомобили разработанные в Тесла, собирают самые высокие баллы в краш тестах и в других тестах на проверку безопасности. До Теслы упор на безопасность делала в основном Volvo из за чего прослыла машиной для пенсионеров, в случае с Теслой, безопасность теперь еще и стала модной.

3 причина - народная любовь.

Тесла по праву считается очень желанной машиной, когда ты видишь эту красота на дороге, ты чувствуешь как тебя переполняет восторг. Этот восторг разделяют покупатели во всем мире. Спрос на продукцию Тесла, гораздо сильнее, чем потенциальное предложение. Практически все автомобили продаются на этапе предварительных заказов. На рекламу деньги Тесла не тратит. Есть только одна компания, с которой ее можно сравнивать, это Apple. Когда в Iphone, добавляется что то новое, все другие производители телефонов хотят это повторить или скопировать. А теперь посмотрите, на кого ориентируются Mercedes (сравните в галлерее Мерседес 2021 года выпуска и Теслу образца 2017 года).

Есть ли альтернативы Тесле? Размышления после 2х лет владения.

Через несколько дней исполнится два года, как я пересел с обычных машин на Tesla. Ровно год ездил на Model S, и сейчас на одометре Model 3 уже 9000 км. В связи с этим, на волне модных статей типа "25 пунктов, что мне нравится и 15 пунктов, что не нравится в новой модели айфона/кофеварки/грелки для пупка…" я решил составить свой список того, что мне нравится в Тесле, и решить, готов ли я её сменить на что-то другое. Собственно, всё уже многократно описывалось и обсуждалось, особенно в первые месяцы владения (ещё моей прошлой Model S), но мне самому стало интересно понять, изменилось ли моё отношение и приоритеты за два года.

Итак, преимущества Теслы с моей точки зрения, и причины, почему для себя лично я так и не вижу ей альтернатив в данном классе:

1. Ускорение автомобиля (с места и в движении), и идеальный контроль этого ускорения водителем, с немедленной и прямой реакцией на педаль газа, точно отражающей степень нажатия на неё, которой в принципе невозможно достичь с ДВС. Я об этом писал неоднократно, в частности при сравнении Tesla Model S с GT-R и при описании впечатлений в целом.

2. Комфорт, определяемый электрическим приводом: тишина, отсутствие вибраций, равномерность движения.

3. Удобная зарядка дома без потери времени для заезда на заправки — с утра "полный бак" без всяких усилий.

4. Удобнейшая навигация — единственная среди всех марок и моделей, которой можно нормально пользоваться. Просто полноценная Google Maps — почти такая же как на смартфонах и планшетах — с тем же поиском по любому слову, масштабированием и перемещением карты пальцами по экрану, видом со спутника, и т.п. Может что-то подобное уже появилось в каких-то других машинах, но я пока не встречал.

5. Смартфон в качестве ключа и отсутствие лишних действий: просто подходишь к машине, она открывается, сел, поехал — не надо включать и "заводить". Вышел, захлопнул дверь — она выключилась, отошёл — автоматически закрылись замки. Очень удобно. Особенно остро это осознаёшь, когда садишься в другую машину, даже электромобиль, но от другого производителя. Необходимость нажимать кнопку для включения и выключения — зачем это для электромобиля? Или нажимать кнопку, чтобы открыть или закрыть замок двери. Ну ведь умеет уже определять, что ключ рядом — почему не пойти дальше, и не разблокировать дверь автоматически, как это делает Тесла?

6. Автопилот. Реально помогает в дальних поездках, так что они превратились в удовольствие, а не в утомительную необходимость для перемещения в другую точку. Причём даже базовая версия Автопилота, которая идёт в комплекте, устраивает меня лично примерно на 90%. Единственное, чего не хватает — смены полос без выключения системы — после перестроения приходится заново включать. Но в дальней поездке это не очень напрягает — я там по полосам обычно не дёргаюсь.

7. Удалённое управление через приложение. Можно заранее, пока идёшь к машине, включить климат, подогрев сидений, или проветрить салон. Иногда полезно на телефоне видеть местоположение машины на карте — если припарковал её в незнакомом районе. Можно удалённо начать или остановить зарядку, и поменять уровень, до которого заряжаться. Плюс прочие мелочи: например, иногда нужно просто глянуть пробег на одометре, и это можно сделать, не спускаясь в гараж.

8. Отсутствие необходимости регулярно менять масло, возить на сервис и платить за него. Нужно иногда менять охлаждающую и тормозную жидкости, но это делается значительно реже, чем смена масла на ДВС. Так же надо будет когда-то поменять тормозные колодки, но с рекуперативным торможением они практически не используются, так что живут очень долго.

9. Регулярные обновления софта, которые добавляют новые возможности, а иногда даже улучшают характеристики машины. Это одна из ключевых функций, которая сильно замедляет старение Теслы: даже модели, выпущенные 7 лет назад, получают обновления и в них до сих пор добавляется что-то новое, делающие их фактически лучше, чем они были при сходе с конвейера и первоначальной покупке.

Многое из этого списка присуще, вообще говоря, всем электромобилям, но практически всё из этого реализовано в Тесле лучше.

Бонус к списку основных пунктов:
11. Полный привод — не уникальная фича, но реализован он в Тесле очень хорошо. Это можно и выше по списку поставить. Есть неплохие модели автомобилей, которые мне нравятся, в том числе электрические, но у многих из них в принципе не бывает полного привода. А мощные машины (с высоким крутящим моментом, как у электромобилей) без полного привода я всерьёз почти не рассматриваю, как имеющие мало смысла — весь момент уходит в стирание шин об асфальт.

Есть ещё целый ряд функций, без которых можно было бы прожить, но с ними получается гораздо удобнее. К хорошему привыкаешь быстро, так что теперь после Теслы будет сложно от них отказаться. Например:

12. Профили водителей, привязанные к ключу/телефону, причём не ограниченные одним или двумя: у нас в доме уже четыре водителя, так что это не только удобно, но иногда и реально необходимо.
13. Встроенный видео-регистратор с охранной сигнализацией.
14. Streaming музыка в дороге — Spotify, Slacker Radio, TuneIn и прочие.
15. Автоматическое открывание ворот гаража при подъезде к нему — вроде бы мелочь, но это очень удобно.
16. Удобные настройки функций автомобиля в одном месте — не надо помнить, в каком углу консоли или салона находится какая-нибудь редко используемая кнопка. Это частично компенсирует отсутствие физических кнопок и ручек, некоторые, наиболее часто используемые из которых, всё-таки было бы удобно иметь.

Плюс прочие мелкие и не очень вещи, к которым привыкаешь, осознаёшь, что это действительно удобно, и их потом очень не хватает в других машинах. Например, Dog Mode — режим, когда в закрытой и оставленной машине остаётся включенным кондиционер, поддерживающий комфортную температуру в салоне, так что можно оставить в машине собаку, не волнуясь о перегреве. Или такая элементарная вещь, как сохранение всех выбранных настроек режима движения. Вот объясните мне, почему в Hyundai не сохраняется выбранный режим Sport, и Auto-Hold (автоматическое удерживание тормоза, когда останавливаешься на светофоре)? И то и другое мне приходится включать каждый раз, когда я сажусь и "завожу" Ioniq. В Тесле я выбрал подобные режимы один раз в настройках, и они всегда такие, как мне нужно. Я уж молчу про то, что они привязаны к профилю водителя и всё включается автоматически в зависимости от того, кто сел в машину.

Конечно Тесла — не идеальна, у неё есть недостатки. О некоторых я и другие уже писали. Но главное в том, что эти недостатки — не критичны, и с лихвой перекрываются преимуществами.

Основной недостаток Теслы в том, что после неё любые другие автомобили теперь как-то блекнут, не выдерживая сравнения по большинству параметров. Конечно у многих из них есть свои плюсы: хорошая проходимость у внедорожника; приятный звук V8 у мощного muscle car; роскошный салон в тех же дорогих немцах; дизайн у итальянцев… Но за исключением нескольких положительных моментов эти все машины теперь воспринимаются какими-то устаревшими и ограниченными, на которых можно ездить только по необходимости, или по большой любви, помогающей смириться с их недостатками.

В итоге на вопрос, хочу ли я поменять Теслу на другую машину, и будет ли Тесла следующей, на данный момент я могу ответить однозначно: если я вдруг буду менять Tesla Model 3 на другую машину, то только на другую Теслу. Слишком уж много у неё преимуществ и удобств, адекватной замены которым я у других пока не вижу.

Оживший кошмар: как Tesla убивает мировой автопром


Фото NurPhoto / Getty Images
Фото NurPhoto / Getty Images

В третьем квартале 2018 года Tesla по числу произведенных машин не только обогнала Porsсhe и Jaguar, но и догнала «Автоваз» (в IV квартале — обгонит). Поставленная цель — 83 500 машин за квартал — вроде бы немного, но в долларовом эквиваленте это сильно превышает сумму в 5 млрд. При этом еще во втором квартале 2018 года американская компания по количеству выпущенных автомобилей сильно уступала всем перечисленным конкурентам.

Еще печальнее то, что на данный момент никто из ее соперников не смог предложить собственного убедительного аналога «теслы»: Jaguar I-PACE, не говоря уже о GM Bolt и прочих, ей все еще уступают, и в ближайшие годы сократить этот технологический разрыв вряд ли удастся. Увы, модель взаимодействия Tesla с окружающим миром напоминает отношения европейцев с их индийскими колониями: рост самой компании способен привести к спаду в окружающей ее мировой экономике. Чем это грозит нам?

Вечные автомобили против народного хозяйства

В 1953 году американский фантаст Клиффорд Саймак опубликовал роман «Кольцо вокруг Солнца». Сюжет его прост: некая группа лиц ставит себе целью разрушение мировой экономики с целью создания массовой безработицы, провоцирующей миграцию людей в другие миры. Поэтому они выводят на авторынок вечмобили — «вечные автомобили». Для них не ведется никакой рекламной кампании: «нет лучшей рекламы, чем слухи. » Думающие граждане немедленно сообразили: появление вечмобиля означало, что закроются все автомобильные заводы, большинство гаражей и ремонтных мастерских. Это нанесет серьезный удар по сталелитейной промышленности, и сотни тысяч людей лишатся работы.

По странному совпадению, c 2012 года компания Tesla начала производство машин, у которых оказался довольно большой ресурс. Комплект электродвигателей и трансмиссии Model 3 прошел 1,6 млн км, крутясь на испытательном стенде с переменной нагрузкой, имитирующей самые разные условия. Это эквивалентно 80 годам пробега для среднего автовладельца. И это больше, чем в принципе может пройти серийный двигатель внутреннего сгорания или его трансмиссия. Те же блоки моторов и трансмиссий стоят на электрофурах Tesla Semi, которые начнут выпускаться в 2019 году. Согласно статистике 2018 года, батарея «теслы» сохраняет 90% емкости после 300 000 км пробега (

15 лет для пользователя, не являющегося таксистом), после чего потеря емкости замедляется. По результатам стендовых тестов производителя, более 80% емкости сохранится и после 800 000 км пробега (

40 лет, если пользователь не таксист).

Почему так — понять несложно. Tesla первой в мировой практике сделала электромобиль с жидкостным охлаждением батареи, что позволило не только отапливать машину без лишних трат энергии (батарея при работе нагревается), но и быстро заряжать и разряжать аккумуляторы без перегрева, вносящего главный вклад в износ литиевых накопителей.

Стоит напомнить, что Tesla, так же как и ее предшественники из научной фантастики, не тратит ни доллара на рекламу, считая, что «нет лучшей рекламы, чем слухи». Разница с романом 1953 года только в том, что главный канал распространения таких слухов — соцсети и твиттер самого Илона Маска.

Tesla настолько близка к вечмобилю, насколько реальный автомобиль сегодня вообще может быть к нему близок. Большинство их водителей банально не проживут так долго, чтобы увидеть конец жизненного пути своего авто. Неплохой способ устроить массовую безработицу: с учетом того, что в электромобиле меньше деталей, для их выпуска понадобится намного меньше рабочих.

Первая жертва

Что самое неприятное — потребитель выбирает «теслы» вообще не за их ресурс. Сегодня не существует бензиновых машин с таким же сочетанием динамики и размера салона, как у Tesla Model 3. И сомнительно, что они вообще возможны: электромоторы компактнее, поэтому электромобиль имеет больше места, а короткий капот позволяет увеличить и длину салона. В теории ДВС-мобиль может иметь те же размеры, но тогда его придется делать длиннее и дороже, либо «ужимать» двигатель. Он может иметь лучшую динамику, но для этого ему надо иметь двигатель суперкара и цену суперкара. Все это означает, что Daimler, BMW, Audi и Lexus должны сильно пострадать от американского новичка.

Именно это и происходит: в 2017 году Model S обогнала Mercedes S-class, BMW 7-й серии и Аudi A8 в своей ценовой категории в Европе. Причем если у Model S европейские продажи за прошлый год выросли на 30%, то у BMW 7-й серии — упали на 13%. Tesla пожирает европейские марки заживо на их собственном рынке, а в Штатах процесс идет еще быстрее. В 2018 году Мodel S там опять показала рост продаж, в то время как продажи Cadillac XTS просели на 27%, Mercedes S-class — на 16%. Само собой, ценовых одноклассников Model 3 обошла куда сильнее, чем бюджетную Toyota Corolla. Tesla пока и на домашнем рынке не может удовлетворить спрос даже на самые дорогие модификации своей новой машины. Поэтому в Европу и КНР она пойдет только в следующем году, тогда же и начнет продажи базовой версии Model 3.

Tesla не просто намерена ударить по традиционным автопроизводителям, а уже это сделала. Ее продажи в США в сентябре 2018 года в штуках выросли на 563,6% по сравнению с сентябрем прошлого года. А у Mercedes-Benz — упали на 15,6%. И это только начало. В следующем году выпуск той же Model 3 удвоится. В 2020 году будет запущен кроссовер на той же платформе. К 2023 году планируется запуск в производство еще более дешевого «тесламобиля» по цене от $25 000.

Вторая жертва

«Теслы» бьют по мировой экономике даже сильнее «вечмобилей» Саймака. Дело в том, что фантаст 1953 года не мог себе представить успешную машину без ДВС, поэтому вечмобили у него заправлялись бензином. Tesla не просто продает электромобили — она еще и устанавливает солнечные батареи на крыши домов. К весне 2018 года они выработали 10,3 миллиарда киловатт-часов. Это равно годовому потреблению 3,4 млн Model 3 (при пробеге 20 000 км в год у каждой). На сегодня Tesla выпустила куда меньше электромобилей. Таким образом, эта компания не просто давит своих конкурентов среди автопроизводителей, но и наносит большой удар по нефтедобыче. За свой жизненный цикл каждая из ее машин сэкономит не менее 80 000 литров бензина — то есть сократит спрос на нефть на сумму, которая больше ее стоимости.

С учетом того, что Tesla в третьем квартале 2018 года выпустила

80 000 электромобилей, нефтяная отрасль может лишиться около $20 млрд за 2018 год. Снижение спроса на бензин скажется не одномоментно. Проблема, однако, заключается в том, что «теслы» в мировой экономике будут накапливаться, а темп их производства — расти. К 2020 году их будут делать столько, что объем ежегодно уничтожаемого спроса на нефть достигнет $50 млрд. «Теслы» — это медленно действующий яд для добычи нефти. Пока его мало, отравленные ничего не чувствуют, но когда его станет достаточно много, чтобы что-то почувствовать — будет уже поздно что-то предпринимать.

Пока единственная страна, где электромобили привели к падению продаж жидкого топлива, — Норвегия. Остальной мир столкнется с этим заметно позже. Но уже к началу 2030-х годов эффект будет более чем заметен. В первую очередь — для кошельков жителей одной большой нефтедобывающей страны: две трети топлива в мире потребляет именно автотранспорт, и никакой другой потребитель не сможет поглотить столько нефти.

Производственные планы Tesla хорошо известны — от 10 до 20 гигафабрик по всему миру, с производительностью каждой по полмиллиона машин в год. Такой выпуск обернется ежегодным накапливающимся уменьшением нефтяного пирога на $300-600 млрд.

Неконкурентоспособность

Почему в США нет нормальных конкурентов новому игроку — вполне ясно. Стремление сделать прибыльным очередной квартальный отчет делает руководство «большой тройки» автопроизводителей неспособным к планированию на перспективу: средний глава автокомпании в США раньше уйдет на другую работу, чем успеет завершить разработку новой автоплатформы. Ему, в общем-то, все равно, что там будет с «его» компанией через десять лет. Акционеры требовали от него дивидендов? Нате, получите. И не спрашивайте, почему мы так и не смогли создать конкурента «тесле». Tesla, глава и крупнейший акционер которой в гробу видал выплату дивидендов, — исключение.

А вот европейцы или азиаты — совсем иное дело. На первый взгляд, BMW, у которых продажи из-за Tesla уже сейчас падают, должны как-то озаботиться происходящим. Да, ДВС-мобили не станут как Model 3 — это технически невозможно из-за объективно неустранимых недостатков ДВС и их трансмиссии. Но почему бы не сделать свой электромобиль?

Последняя попытка Jaguar создать «теслакиллер» — Jaguar I-Pace c батареей на 90 киловатт-час и объявленной дальностью в 470 километров — провалилась. Это выглядело мощной заявкой на конкуренцию с Tesla Model X — у ее версии с такой же вроде бы батареей дальность всего 414 километров. Но в реальности, увы, дальность поездки I-Pace не превышает и 320 км. Это очень плохой результат: Tesla Model X даже в версии с батареей на 75 киловатт-часов показывает 383 км в реальной жизни. И это несмотря на то, что она на 0,3 метра длиннее, отчего места внутри значительно больше, и туда могут поместиться до семи человек.

Почему Jaguar не справился? Все просто: в реальных тестах он тратит 26,0 киловатт-часов на 100 км, а Model X 75D — 22,5 киловатт-часа. Это особенно режет глаз потому, что «тесла» больше и поэтому на 0,36 тонн тяжелее «ягуара». Коэффициент аэродинамического сопротивления Jaguar I-Pace — 0,29, у Model X — 0,24 (самый низкий среди всех кроссоверов).

Кроме того, у «тесл» батарея состоит из нескольких тысяч цилиндрических литиевых элементов, между которыми проложены трубки с охлаждающей жидкостью. Другие автопроизводители, с меньшим опытом в электромобилях, вместо этого имеют несколько сотен более крупных литиевых элементов. Неправильный подход к проектированию батарей дает и более медленное пополнение зарядки: Model X пополняет заряд батареи на 250 км пробега за 30 минут. Jaguar I-Pace на 160 км пробега — за 50 минут.

Другой пример непонимания того, как надо проектировать электромобили, — GM Bolt. У «тесл» батарея под полом содержит несминаемую защитную структуру, за счет которой машина при ударах меньше «бьет» по водителю. Среди всех краш-тестов модели «теслы» занимают все верхние места: вероятность ранения пассажира и водителей там в 1,5 раза ниже, чем у ближайших конкурентов. А вот конструкторы GM Bolt решили, что батарею проще расположить более компактно. Конечно проще, тут они правы. Но есть проблема: в итоге GM Bolt имеет безопасность ниже многих машин в ДВС.

Может ли классический автопроизводитель сделать удачный электромобиль? Теоретически — да. Практически — нет: Tesla Roadster появился десять лет назад, а серьезных конкурентов так и не видно. Причем Jaguar I-Pace — лучший из имеющихся в продаже соперников Tesla. И GM Bolt, и Nissan Leaf имеют еще худшую скорость подзарядки и в итоге еще меньшую популярность. На американском рынке в месяц продается всего 3000 GM Bolt и Nissan Leaf вместе взятых. Это в десять раз меньше, чем продает Tesla.

Tesla проектирует полноценные серийные электромобили многие годы и делает их уже шесть лет. У ее конкурентов такого опыта нет, поэтому еще долго они будут на положении догоняющих. Нельзя начать работать над сложным продуктом с опозданием в несколько лет и тут же нагнать конкурента. Надо было решиться на переход к электромобилям одновременно с Tesla, то есть 15 лет назад.

Колониальная модель

Тесла использует колониальную модель взаимоотношений с мировой экономикой. Она не встраивается в имеющиеся цепочки поставок, когда продажи ее продукта стимулируют производство смежников, плюс производителей топлива, плюс рабочие места у дилеров. В ее схеме все наоборот: она покупает материалы, медную проволоку, литий, никель, марганец, кобальт, алюминий, а дальше уже на своих заводах делает и моторы, и аккумуляторы, и все остальное. При этом продажи ее машин не стимулируют нефтедобытчиков или производителей солнечных батарей и ветряков — она сама продает своих солнечных батарей столько, чтобы их годовая генерация с лихвой покрывала энергопотребление ее машин.

Кроме того, она пытается выбить почву из-под ног и у будущих конкурентов в сфере услуг типа Waymo или Uber с проектом Tesla Network. После активации полного автопилота для «тесл» (ближайшие 2-3 года) каждый владелец такой машины через телефон сможет разрешить ей «таксовать», пока она ему не нужна и он не вызовет ее к себе. Tesla через свое приложение при этом выступит в роли агрегатора типа «Яндекс.Такси». Миллионы таксистов по всему миру сегодня зря ругают подобные агрегаторы: да, таксисту трудно с ними конкурировать, но когда им на смену придут роботизированные такси, конкуренция станет просто невозможной.

Еще одна будущая армия безработных — работники дилерских центров. Только в США их больше 2 млн. У Tesla нет дилеров, только небольшое число магазинов. Если в США в руках дилеров стабильно находится миллион машин, которые не получилось быстро продать, то у Tesla остатков почти нет — машина поставляется под заказ, и не в магазин, а клиенту. Сеть поставок Tesla не требует огромных площадей или многих занятых — клиенты заказывают машины в интернете.

Без единого шанса

Следует понимать, что происходящий жесткий передел рынка по сути отсекает от него всех, кто не располагает доступом к большим и долгосрочным кредитам. И это очень плохо.

«Автоваз» за последние пять лет инвестировал в производство 90 млрд рублей. Tesla каждый год инвестирует больше $2 млрд. В России вообще есть только одно промышленное предприятие, которое хотя бы приблизилось к такой цифре, — «Уралвагонзавод». Понятно, что государство костьми ляжет, но обеспечит инвестиции, поскольку отстать в технологическом уровне танков мы себе позволить не можем. Но не менее очевидно и другое: государство за весь постсоветский период не инвестировало в автопром средства, сравнимые с инвестициями в танковый завод. И оно никогда не будет этого делать. Сами же владельцы российских автозаводов этого не станут делать тем более. Как пишут в прессе, «невозможно высокая внутренняя цена денег, отсутствие комплексной, страновой перспективы развития хозяйства приводят к тому, что компании предпочитают стратегию минимальных вложений при супермаржинальности». Проще говоря, их волнует только одно: как бы вложиться поменьше, а прибыль получить побольше.

На таких принципах конкурировать в высокотехнологичной области невозможно. Чтобы хотя бы пытаться выжить в условиях электромобильного нашествия, надо инвестировать, как Volkswagen AG. Эта немецкая компания планирует выжить на одном рынке с Tesla и поэтому намерена вкладывать в электромобили по $5 млрд в год. Вся российская крупная обрабатывающая промышленность вместе взятая инвестирует в производство заметно меньше.

Нельзя сказать, что таких денег в нашей стране не было в принципе. Например, «Газпром» инвестирует и $20 млрд в год. Но то, что возможно для нефтегазового сектора, нереально для нашей обрабатывающей промышленности. Там просто нет таких денег. А если она будет инвестировать в кредит, то при имеющихся процентах тот же «Автоваз» будет гуманнее сразу закрыть, чем мучить его, безнадежно пытаясь выплатить сверхдорогие займы.

11 самых интересных фактов о Tesla Motors

11 самых интересных фактов о Tesla Motors

Разумеется, ты знаешь, в честь кого был назван известнейший автоконцерн. И да, электрокар Model S разгоняется до сотни менее, чем за 3,1 секунды. Молодец, но сейчас не об этом.

Мы копнули чуть глубже, и оказалось, у компании много своих скелетов. Правда, некоторые из них попросту остались незамеченными.

Илон Маск не создавал Tesla Motors

Musk_Model_S

Хотя изначально идея стартапа зародилась у Мартина Эберхарда. Талантливый инженер давно мечтал о машине с экономным расходом, но по части автомобилей был полный профан. Да и скромных накоплений едва ли хватало на достойный старт.

Поэтому Мартин обратился за помощью к Илону Маску и не прогадал. На тот момент Маск уже получил свои $165 млн. от продажи PayPal и жаждал вложиться в амбициозный проект. Tesla пришлась как нельзя кстати.

Другими соучредителями компании стали Ларри Пейдж и Сергей Брин, основатели Google. А также давний напарник Эберхарда Марк Тарпеннинг.

Первая машина компании была плагиатом

Tesla_Roadster_Japanese_display

Над дизайном первого авто решили долго не заморачиваться. Ребята просто взяли бензиновую Lotus Elise и перевели ее на электропитание. И стоит отдать должное, машинка вышла, что надо.

Благодаря 6381 аккумулятору, бывший английский красавец разгонялся до сотни за 4 секунды. А максимальная скорость авто составила 210 км/ч. Модель решили назвать Tesla Roadster. Заряжалась от обычной розетки, и «полного бака» хватало на 400 км пути.

Правда, сложная система охлаждения потребовала привлечения новых специалистов. И их решили набрать прямо из Lotus Elise. Ситуация начала перерастать в громкий скандал, но дипломатичный Маск все быстро уладил.

Tesla была на грани банкротства

4e5ea75c2b5621d84786

На начальных этапах Маск вложил в проект $7,5 млн. Через год потребовалось еще $13 млн.. А уже зимой 2007 в компании наступил финансовый кризис.

Тогда в команду пригласили Зеева Дрори, который был президентом Tesla Motors весь следующий год. Дела пошли в гору, и обязанности генерального директора снова перешли к Элону Маску. На тот момент он вложил в Tesla Motors около $70 млн.

Компания занимала у правительства США

tesla-motors-factory

Для спасения финансового положения Tesla, десятая доля акций была продана Daimler AG за $50 млн. Выгодное соглашение было подписано в мае 2009.

Электрокары Tesla собирают Мистик, Росомаха и Айсмен

tesla_02

На производственной линии Tesla трудятся более полутора сотен роботов. И самые крупные из них действительно названы в честь персонажей из «X-Men». Некоторые даже работают в паре, в отличие от своих обособленных тёзок из фильма.

Кроме них на производстве задействованы тысячи профессионалов. Они делают то, что не могут дать Tesla бездушные роботы.

Что особенного в электрокарах Tesla Motors?

tesla_01

Сегодня каждый авторитетный бренд выделяется своими фишками. И у электрокаров Tesla их множество.

Компания работает по открытому принципу

2419

Любопытно и то, что компания не прячет свои разработки. Даже несмотря на множество патентов, Tesla открыто предоставляет в пользование свои инженерные решения.

А все потому, что компания заинтересована в развитии электротранспорта. И, по словам руководства, не боится здоровой конкуренции.

Кроме того, функции электрокара легко можно расширить, просто обновив систему. Да, точно так же, как на iPhone или iPad. Например, осенью прошлого года некоторые модели после обновления получили функцию круиз-контроля и «Автопилот». Правда, активация некоторых из них стоит денег.

Что с продажами?

1457017480-30831-Tesla-Bull-Stock-At-Stifel-Despite-Citron-Short-Over-Production-Concerns

По итогам 2015 года, на Tesla пересели 50 тысяч автолюбителей, из них 58 россиян. А продаваемость Model S возросла на 75%.

И даже несмотря на мировое признание, в России электрокары снизили свои позиции на 29,3%. В нашу страну их ввозят исключительно «серым» способом, и, в среднем, такое удовольствие обходится в $100 тыс.

Tesla выпустит бюджетный автомобиль

tesla-model-3

Уже в первой половине этого года компания готовится представить футуристичный седан Model 3. Так как дела компании не всегда идут в гору, Маск возлагает на него большие надежды.

Потенциальных покупателей должен привлечь скромный ценник в $35 тыс. и авангардный дизайн. В компании заявляют, что Model 3 не будет похожа ни на один другой автомобиль. Но чего нам ждать, пока непонятно.

Электрокары Tesla обзаведутся беспроводной зарядкой

A Tesla Model S is charged at a Tesla Motors dealership at Corte Madera Village, an outdoor retail mall, in Corte Madera

Об этом обещает позаботиться компания Plugless Power. Если вы владелец Tesla Model S, то, возможно, есть смысл инвестировать в проект 244 доллара. И уже в конце этого года сможете испытать нано-гаджет в действии.

Для начала зарядки достаточно просто припарковаться над устройством. После чего запас хода начнет увеличиваться со скоростью 32 км/ч. Всем инвестировавшим в стартап беспроводная зарядка обойдется около $2440, остальным придется выложить за новинку значительно больше.

Tesla не прошла проверку экологичности

d65f0cf6aa87ef

Как бы забавно это ни звучало, но буквально вчера колонну электрокаров задержало ГАИ Казахстана. Машинам запретили подъем в высокогорный спортивный комплекс по причине их «неэкологичности».

Проезд разрешен лишь газовому транспорту, про электрокары власти как-то не подумали. А раз в президентском указе их нет, значит, и проехать в «Медеу» нельзя. Все логично, но очень забавно.

Вместо вывода

Tesla обрастает врагами и конкурентами. Многие компании считают своим долгом создать еще более навороченный электрокар, который назовут «убийцей Теслы». Faraday Future, Quantino от NanoFlowcell, K50 от Qiantu, Rimac Concept One, Mercedes-Benz ELC..

И все же, конкурировать с компанией, чья капитализация $28,4 млрд, не так-то просто. Что ж, посмотрим, к чему приведут дальнейшие изыскания Маска и сколько еще автолюбителей начнут «Жечь резину, а не бензин».

Читайте также: