Диагностика скрепкой opel calibra

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.10.2024

Диагностика скрепкой opel calibra

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • April 2021
    123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

Коды неисправностей почти все основные можно подчерпнуть в книге -Ремонт и эксплуатация Опель Фронтера . Под торпедой снизу есть разъём двухрядный . В верхнем ряду слева на право отсчитать гнездо номер 6 . Воткнуть в него провод и соединить с массой кузова . Далее включить зажигание но не заводить . На щитке приборов будет мигать / CHECK \ В начале мигнёт один раз - потом два раза . Т.Е. получается цифра 12 . Всего повторяет по три раза / 12. 12. 12 / . Потом к примеру если у вас не работает датяик коленвала он после трехразового повтора цифры 12 будет мигать три раза - потом один раз т.е. выдаст ошибку 31 ./ 31. 31. 31. / Всем УДАЧИ .

Коды неисправностей почерпанные из Опель Фронтера с двигателем как у Синтры X22XE - они почти все подходят по основным параметрам неисправностей

одна вспышка, что соответствует цифре "1", десять вспышек соответствует цифре «0»

Если лампа после замыкания контактов не мигает - значит ошибок в накопителе нет(. )

ИНИЦИАЛИЗАЦИЯ САМОДИАГНОСТИКИ СИСТЕМЫ ВПРЫСКА ТОПЛИВА
GENERAL MOTORS ECM И ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЕЕ КОДОВ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

На панели приборов автомобилей, оборудованных данной системой впрыска топлива, установлена лампа индикации неисправностей "CHECK ENGINE" . Она загорается при наличии каких-либо ошибок в работе системы впрыска и указывает на необходимость проведения диагностики и устранения неисправности. В памяти эл.блока управления запоминается двухразрядный код ошибки ( 12-99 ), который индицируется этой лампой при инициализации режима вывода кодов самодиагностики.

Стирание кодов ошибок в памяти EСМ происходит при отключении питания. Если Вам нужно их стереть, необходимо при выключенном зажигании отключить плюсовую клемму аккумулятора на 10-15 сек. Соответственно самодиагностику нужно проводить не менее чем через 10-20 мин. эксплуатации автомобиля (лучше на разных нагрузках), после последнего отключения аккумулятора.

ВНИМАНИЕ При отключении аккумулятора могут быть потеряны предустановки критичных дополнительных устройств (магнитола, сигнализация и т.д.). В этом случае можно просто отключить предохранитель эл.блока, если к данной цепи не подключены критичные устройства. В противном случае можно снять разъем с самого эл.блока. Кроме того, в ЕСМ будут потеряны коды коррекции и до их восстановления (до 30 мин. эксплуатации) стоит воздержаться от динамичной езды и резких ускорений.

Диагностический разъем
AЗаземление
BИнициализация диагностики
FT.C.C. (может не быть)
HСкорость обмена данных
MПоследовательный код

Для инициализации режима выдачи кодов диагностики необходимо при выключенном зажигании замкнуть между собой контакты " А " и " В " диагностического разъема или контакт " В " на корпус автомобиля и включить зажигание не запуская двигатель . Код неисправности высвечивается лампой " CHECK ENGINE " в последовательном виде - сначала старший разряд, затем (после паузы) младший.

вспышка , пауза , вспышка , вспышка будут соответствовать коду " 12 " - работоспособность самодиагностики.

При инициализации данного режима, индикатор cначала три раза подряд выдаст код " 12 " и далее трижды каждый код неисправности. Если в начале теста не выводится код " 12 ", значит неисправность в самом эл.блоке управления.

Сделать диагностику двигателя Opel Calibra

Если же с Opel Calibra что-то не так, то «Check-Engene» не гаснет, или же загорается вновь через некоторое время. Так же он может мигать, что однозначно говорит о серьезной неисправности. Этот индикатор не сообщит владельцу Опеля в чём именно проблема, он обращает внимание на то, что требуется диагностика двигателя Опеля Калибра.

Так как все иномарки, не исключая Opel Calibra, плотно завязаны на электронике, огромное количество датчиков следят за работой автомобиля. Поэтому диагностика двигателя Опель Калибра - это по большому счёту проверка самого важного узла машины, за исключением подвески, которая проверяется механическим путем.

Существует большое количество специализированного оборудования для диагностика двигателя Опеля Калибра. Бывают компактные и достаточно универсальные сканеры, который могут позволить себе не только профессионалы. Но бывают случаи, когда обычные портативные сканеры не выявляют неисправности в работе двигателе Opel Calibra, тогда диагностику нужно проводить исключительно лицензированным ПО и сканером от Opel.

  • Величину открытия дроссельной заслонки в процентах;
  • Обороты двигателя в об/мин;
  • Температура двигателя Опеля Калибра;
  • Напряжение в бортовой сети Opel Calibra;
  • Температура воздуха, всасываемого в двигатель;
  • Угол опережения зажигания Опеля Calibra;
  • Время впрыска топлива форсункой. Отображается в милисекундах;
  • Показания датчика расхода воздуха Opel Calibra;
  • Нагрузка двигателя;
  • Показания кислородного датчика Опеля Калибра;

1. Для диагностики двигателя Опель Калибра в первую очередь подкапотное пространство осматривается визуально. На исправном двигателе не должно быть каких либо подтеков технических жидкостей, будь то масло, охлаждающая жидкость, тормозная. Вообще важно периодически очищать двигатель Опеля Calibra от пыли, песка, грязи, это нужно не только для эстетики, но и для нормального отведения тепла!

2. Проверка уровня и состояния масла в двигателе Opel Calibra, второй шаг тестирования. Для этого нужно вытащить щуп, а так же посмотреть на масло открутив заливную крышку. Если масло чёрное, а еще хуже чёрное и густое, то это свидетельствует о том, что масло менялось давно.

Если на заливной крышке имеется белая эмульсия или видно, как масло пенится, то это может говорить о попадании воды или охлаждающей жидкости в масло.

3. Проверка свечей зажигания Опеля Calibra. Извлеките все свечи из двигателя, их можно проверять по одной. Они должны быть сухими. Если свечи покрыты незначительным слоем желтоватого или светло-коричневого нагара, то беспокоится не стоит, такой нагар вполне нормальное и допустимое явление, на работу не влияет.

Если на свечах Опеля Калибра имеется следы жидкого масла, то скорее всего предстоит замена поршневых колец или маслосъемных колпачков. Чёрный нагар свидетельствует о переобогащенной топливной смеси. Причиной является неправильная работа топливной системы Опеля, или слишком засоренный воздушный фильтр. Главным симптомом будет повышенный расход топлива.

Красный налёт на свечах Opel Calibra образуется из-за некачественного бензина, который содержит большое количество частиц металлов (например марганец, который повышает октановое число топлива). Такой налет хорошо проводит ток, а значит при значительном слое этого налета, ток будет идти по нему, не образовывая искру.

4. Катушка зажигания Опеля Calibra выходит из строя не часто, чаще всего это случается из-за старости, повреждается изоляция и происходит замыкание. Менять катушки лучше в соответствии с пробегом по регламенту. Но бывает поломку вызывают плохие свечи или пробитые высоковольтные провода. Чтобы проверить катушку Опеля, её необходимо снять.

После снятия нужно убедиться в целостности изоляции, не должно быть чёрных пятен или трещин. Далее в ход должен идти мультиметр, если катушка прогорела, то прибор покажет максимально возможное значение. Не стоит проверять катушку Опеля Calibra дедовским методом на наличие искры между свечей и металлической частью автомобиля. Такой способ имеет место в старых машинах, в то время как на Opel Calibra, из-за таких манипуляций может ни только сгореть катушка, но и вся электрика автомобиля.

5. Можно ли диагностировать неисправность двигателя по дыму из выхлопной трубы Опеля Calibra? Выхлоп может многое рассказать о состоянии двигателя. Из исправного автомобиля в теплое время года вообще не должно быть видно густого или сизого дыма.

Если же виден белый дым, то это может свидетельствовать о прогоревшей прокладке или не герметичности в системе охлаждения Опеля Калибра. Если дым чёрного цвета, то в лучшем случае это проблемы из-за переообогащенной топливной смеси. В худшем - проблемы с поршневой группой.

Если дым имеет синеватый оттенок, то это говорит о том, что двигатель Opel Calibra расходует масло. В лучшем случае потребуется замена маслосъёмных колпачков, в худшем - ремонт поршневой группы. Вся эта гарь сильно забивает и снижает срок жизни катализатора Опеля Калибра, который не справляется с очисткой таких примесей.

6. Диагностика двигателя Опеля Калибра по звуку. Звук – это зазор, именно так говорится в теории механики. Зазоры есть почти во всех подвижных соединениях. В этом небольшом зазоре находится масляная пленка, которая не дает деталям соприкасаться. Но со временем зазор расширяется, масленая пленка уже не может распределятся равномерно, происходит трение деталей мотора Opel Calibra, вследствие чего, начинается очень интенсивный износ.

  • Звонкий, частый звук, слышимый на всех оборотах двигателя, говорит о необходимости регулировки клапанов;
  • Ровный стук, который не зависит от оборотов, вызван клапанно-распределительным механизмом, что свидетельствует об износе его элементов;
  • Отчетливый короткий стук, увеличивающийся на повышенных оборотах, предупреждает о скором конце шатунного вкладыша.

7. Диагностика системы охлаждения двигателя Опеля Калибра. При правильной работе охлаждающей системы и достаточном теплоотведении, после старта двигателя, жидкость циркулирует только по малому кругу через радиатор печки, что способствует быстрому прогреву как самого двигателя, так и салона Opel Calibra в холодное время года.

Когда достигается нормальная рабочая температура двигателя Опеля Calibra (порядка 60-80 градусов), то приоткрывается клапан на большой круг, т.е. жидкость частично перетекает в радиатор, где отдает через него тепло. В случае достижения критической отметки под 100 градусов, термостат Опеля Калибра открывается на всю, а весь объем жидкости проходит через радиатор.

Вместе с этим включается вентилятор радиатора Опеля Калибра, он способствует лучшему выдуванию горячего воздуха между сот радиатора. Перегрев может вывести двигатель из строя и понадобится дорогостоящий ремонт.

8. Типичные неисправности охлаждающей системы Opel Calibra. Если не срабатывает вентилятор при достижении критической отметки температуры, то в первую очередь необходимо проверить предохранитель, дальше осматривается сам вентилятор Опеля Калибра и целостность проводов к нему. Но проблема может оказаться глобальнее, возможно вышел из строя датчик температуры (термостат).

Работоспособность термостата Опеля Калибра проверяется следующим образом: предварительно прогревается мотор, прикладывается рука к нижней части термостата, если он горячий, значит исправен.

OP-Com Диагностика OPEL

OP-COM - диагностическая система, которая предназначена для обслуживания и диагностики автомобилей OPEL и состоящая из двух компонентов. универсальный интерфейс-адаптер . Это фактически специализированный микроконтроллер с, который подключается с одной стороны к диагностическому разъему автомобиля, а с другой к USB разъему компьютера с ОС Windows.
программа "OP-COM" , работающая под ОС Windows . Программа предназначена для диагностики и управлением электронным оборудованием автомобилей OPEL , выпущенных после 1996 года.

Интерфейс-адаптер.
В процессе развития системы модифицировалась и конструкция адаптера. Первые адаптеры были фактически преобразователями между COM портом компьютера и k-line интерфейсом автомобиля. Фактически это было простое пассивное устройство, которое можно было собрать в домашних условиях за пару часов. Однако с появлением нового поколения автомобилей , у которых бортовая электроника была сделана на основе CAN шины, адаптер был существенно переделан и стал активным мультиплексором и был реализован на основе микропроцессора. Это позволило перенести в адаптер реализацию протоколов нижнего уровня и коммутацию шин. Проект получил широкое признание не только у пользователей, но и у китайских пиратов. Большой вал пиратской продукции вынудил разработать новую версию с усиленной защитой.

Программа "OP-COM".
Программа работает под ОС семейства Windows и комплектуется необходимыми драйверами для связи с адаптером. Перед началом работы необходимо заполнить форму с регистрационной информацией и правильно выбрать тип адаптера. Далее необходимо пройти процедуру активации. Для этого необходимо при подключенном адаптере и установленном Интернет соединении попытаться войти в режим диагностики. При наличии оригинального адаптера и устойчивого Интернет соединения активация произойдет автоматически . Теперь можно начать работу.

Подробнее о кабеле и программе: Перейти

Где находится разъем OBD II для подключения OP-COM в моей машине? Смотрите изображения на сайте: Перейти


Официальный OP-COM производит венгерская компания Auto M3 Vehicle Diagnostic и стоит он около 800$. Работает только с официальной программой! Заказать адаптер и скачать программу можно с сайта Перейти

Китайский клон OP-COM более распространен и в десятки раз дешевле оригинала. Качеством микросхем не отличается. Реализованы не все функции. Работает только со специальной версией программы (актуальную версию можно выше). Купить можно на множестве "China Shop".
Опасно использовать китайский адаптер с официальной версией программы, есть вероятность повредить аппарат.


Купил китайский OP-COM за 1000 руб. Какую программу использовать?

Чем прошивать диагностический кабель?

Поле "выход" изменяет состояние выходной линии. Поле "вх/вых" переключает линию со входа на выход. Установленная "галочка" означает, что линия переключена в выходное состояние. Поле "вход" отображает текущее состояние линий.
Номера линий соответствуют номерам выводов процессора. Для более детальной информации смотрите электрическую схему адаптера.
Возможность переключения в выходное состояние для некоторых линий заблокирована, так как это может повредить адаптер.

ВЫ ВСЕ ДЕЛАЕТЕ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК, АВТОР НЕ НЕСЕТ КАКОЙ-ЛИБО ОТВЕТСТВЕННОСТИ!

  • OP-COM Airbag Coding Manual
  • OP-COM USB driver installation guide
  • OP-COM Sample Fault Codes Printout
  • OP-COM IMMOBILISER-II Guide

Полезные ссылки:

Оригинальные программы (не для китайских клонов):

всё одним файлом op-com 2009-2011 (multiupload

38MB)
всё одним файлом op-com 2009-2011 new (multiupload

38MB)
всё одним файлом Перейти (multiupload

ИНСТРУКЦИИ


! Отшиваем !
1. Подключаем OP-COM. Включаем зажигание. Заходим в Diagnostics ---> год машины например 2007 ---> модель например ASTRA H ---> Infotainment System ---> EHU (Entertainment Head Unit) ---> тыкаем на кнопку Programming ---> и там выбираем Anti Theft Protection Disabled ---> вводим кодCARPASS ---> жмем ОК ---> мафон и дисплей перезагружаются и на дисплее видим DISPLAY SAFE и RADIO SAFE поочередно при этом пикает в динамиках каждые несколько секунд. Это значит что мафон и дисплей успешно отвязаны от машины и друг от друга.
2. Выключаем Зажигание. Вынимаем дисплей либо мафон (зависит от того что будем менять)
3. Устанавливаем новый отшитый дисплей либо отшитый мафон (зависит от того что будем менять). Включаем зажигание. На дисплее видим DISPLAY SAFE и RADIO SAFE поочередно при этом пикает в динамиках каждые несколько секунд.

Конфигурация CAN
4. Заходим в Diagnostics ---> год машины например 2007 ---> модель например ASTRA H ---> Infotainment System ---> DIS (INFO DISPLAY TID BID GID CID) ---> тыкаем на кнопку Programming и там есть пункты Program High Speed CAN-Bus Configuration, Program Mid Speed CAN-Bus Configuration иProgram Low Speed CAN-Bus Configuration (три кнопочки). Так вот зайти в Program Mid Speed CAN-Bus Configuration и выставить Present или Not Present в зависимости от того какие устройства есть в машине а каких нет. Тоже самое и в Program Low Speed CAN-Bus Configuration по желанию.

! Пришиваем !
5. Далее заходим в Diagnostics ---> год машины например 2007 ---> модель например ASTRA H ---> Infotainment System ---> EHU (Entertainment Head Unit) ---> тыкаем на кнопку Programming ---> и там выбираем Anti Theft Protection Enabled ---> вводим код CARPASS ---> жмем ОК ---> мафон и дисплей перезагружаются надписи DISPLAY SAFE и RADIO SAFE исчезают. Пикание пропадает и вы наслаждаетесь новым дисплеем либо музыкой.

При этом в любой момент зайдя в Diagnostics ---> год машины например 2007 ---> модель например ASTRA H ---> Infotainment System ---> DIS (INFO DISPLAY TID BID GID CID) ---> Measuring Blocks можно посмотреть состояние дисплея (I.D. OK для пришитого либо Delivery Mode для отшитого дисплея)

При этом в любой момент зайдя в Diagnostics ---> год машины например 2007 ---> модель например ASTRA H ---> Infotainment System ---> EHU (Entertainment Head Unit) ---> Measuring Blocks можно посмотреть состояние мафона (I.D. OK для пришитого либо Delivery Mode для отшитого мафона)

Если проведя все вышеперечисленные процедуры у вас на дисплее DISPLAY SAFE значит вы неправильно привязали дисплей либо дисплей не был отшит на старой машине.

Если проведя все вышеперечисленные процедуры у вас на дисплее RADIO SAFE и пикает в динамиках значит вы неправильно привязали мафон либо мафон не был отшит на старой машине.


С появлением в версии OP-COM 100315 возможности программирования кодовых индексов, стало возможным активировать БК. Напомню, что вся аппаратура для работы БК на Astra имеется уже с завода и необходимо только перепрограммировать блок DIS для активации этой функции.

Для начала необходимо узнать, какая версия дисплея у вас установлена и какой у него текущий КИ. Для этого соединяемся с блоком DIS и в последней строке окна коммуникаций видим текущий кодовый индекс. Обычно для активации БК достаточно изменить текущий КИ на единицу в большую сторону. Кроме этого можно при вводе нового КИ также включить или отключить напоминание "Скользкая дорога".


После выбора типа автомобиля выбираем Body ► REC ► Programming► Program Variant Configuration ► Вводим КарПас ► Значение Speed Dependent Locking меняем на Present ► Program


Выходим из программы и далее удерживаем клавишу центрального замка около 3 секунд. Замок сначала закроется, а через 3 секунды откроется. После этого при достижении скорости в 12 км.ч. замок будет автоматически закрываться. Так же двери будут автоматически разблокированы по выключению зажигания. Если снова удержать клавишу 3 секунды, то функция отключится и все вернется в привычный вид.

Функция достаточно удобная, поскольку автоматически закрывает двери и багажник, что может например уберечь вашу сумку от посягательств барсеточников.


Активация функции круиз-контроля возможна в автомобиле Astra-H. Однако для реализации этой полезной функции необходимо доукомплектовать автомобиль ручкой переключения поворотов с кнопками управления круизом и если автомобиль оснащен механической коробкой, то еще необходимо прикупить датчик положения педали сцепления.

Нам понадобится изменить конфигурацию трех блоков, которые отвечают за работу круиз-контроля - это CIM, ECU, IPC. Перед программировнием конфигурации блоков, настоятельно рекомендую сохранить "Variant Configuration Data " для каждого модуля. Это позволит вернуть вам первоначальные настройки блоков, если что то пойдет не так. Подключимся к CIM модулю и изменим конфигурацию модуля Programming ► Program Variant Configuration ► Вводим КарПас ► Cruise Control на значение Present и нажмем кнопку Program.

Далее проделаем аналогичную операцию c IPC модулем и попутно можем зайти в Output Tests , найти там тест Telltale Cruise Control и убедиться что лампочка на приборной панели вашего автомобиля работает.
Последний блок , конфигурацию которого необходимо изменить , это блок управления двигателем. ECU. Аналогично заходим в режим программирования конфигурации блока и так же меняем настройку Cruise Control на Present . Подтверждаем измения кнопкой "Perform Coding" и процесс закончен. Фуннция Cruise Control активирована.


Для нормальной работы роботизированой коробки Easytronic ,необходимо периодически выполнять профилактические работы по регулировке точки схватывания сцепления и адаптации переключения передач коробки. Напомним , что Easytronic это механическая коробка передач, которая управляется электронной системой при помощи трех приводов. Приводов 3. Один на сцеплении, и 2 "шифтера" на переключении передач. Именно эти привода и нуждаются в периодической регулировке. Проделаем эту операцию при помощи сервисного прибора OP-COM.

  • при снятии машины с "ручника"
  • при включении зажигания
  • при запуске двигателя

После выбора типа автомобиля выбираем Body ► UEC ► Programming ►Program Variant Configuration ► Вводим кар-пас ► Daytime Running Light ► Выбираем один из 5ти вариантов ► Program

Далее идем в раздел Body ► REC ► Programming ►Program Variant Configuration ► Вводим кар-пас ► Daytime Running Light ► Выбираем один из 5ти вариантов ► Program

Подробнее и с картинками это описано здесь: Перейти
Варианты "скандинавского света" можно посмотреть здесь: Перейти


После выбора типа автомобиля выбираем Body ► SDM ► Programming► SBM Warning Sound Status ставим ON

И если у вас в замке ремней безопасности установлены выключатели, то сигнализатор заработает.
Подробная инструкция: Перейти


После выбора типа автомобиля выбираем Body ► IPC ► Programming ► Immobiliser Programming ► Service Interval Reset ►Нажимаем педаль тормоза► отвечаем Yes.


После выбора типа автомобиля выбираем Body ► REC ► Programming► Program Variant Configuration ► Вводим КарПас ► Значение Emergency Brake Light Function меняем на Enable ► Program

Внимание! Функция активируется только при скорости более 40 км/ч!


Поменяли головной свет с галогена на ксенон? Чтобы бортовой компьютер не ругался на вас нужно прошить ксенон в БК.

После выбора типа автомобиля выбираем Body ► UEC ► Programming ► Program Variant Configuration ► Вводим кар-пас ► AHL/AFL (Headlamp Levelling) ► Выбираем AFL ► Program


После выбора типа автомобиля выбираем Body ► IPC ► Programming ► Program Variant Configuration ► Вводим кар-пас ► Fog Lamps Front ► Выбираем Present ► Program

Далее идем в Body ► UEC ► Programming ► Program Variant Configuration ► Вводим кар-пас ► Fog Lamps Front ► Выбираем Present ► Program

Инструкция по установке: Перейти


Контроль ламп
После выбора типа автомобиля выбираем Infotainment ► DIS ► Programming► Program Variant Configuration ► Вводим КарПас ► Значение Check Control меняем на Present ► Program
НО, в данный раздел программа может не пустить. Тогда идем в раздел UEC.

Контроль уровней жидкостей и ламп
После выбора типа автомобиля выбираем Body ► UEC ► Programming► Program Variant Configuration ► Вводим КарПас ► Значение Check Controlменяем на Present ► Program

Внимание! Если в машине НЕ установлены соответствующие датчики, то БК будет ругаться на дисплее (если это не TID) о низком уровне жидкостей после каждого включения зажигания! Если датчиков НЕТ, то необходимости в этой функции нет.

Opel Astra J. Диагностика электронных систем с помощью ломика

Началось все с такой вот тревожной фотографии в ватсап от владельца Opel Astra J 2012 года выпуска с двигателем A16XER (последние три буквы индекса обозначают отсутствие турбины):

Чтобы сэкономить время, автоком с ноутбуком убрали в сторону, и взяли в руки отдельную читалку OBD2. Она-то и сказала, чем сердце успокоится. Успокоится оно пропусками воспламенения по первому цилиндру, иными словами - код ошибки P0301:

Что ж, выкручиваем свечи и внимательно на них смотрим. Точнее, это я так написал - просто "выкручиваем". Нет, на самом деле, первая проблема была, только не смейтесь - снять катушку. Она прикипела намертво. Тянуть ее руками было страшновато - вот сейчас заломаешь ее пополам, и доказывай потом, что она все равно на выброс. Пришлось пойти на склад специнструмента в углу стеллажа и найти оригинальный съемник катушки зажигания для моторов A16XER и A16LET. С его помощью демонтаж катушки произошел без проблем:

И вот только теперь - смотрим на свечи. Фотографий нет, остается только поверить на слово - никаких следов пробоев на них не было. А вот увеличенный зазор - был. 1.3 мм при штатном 0.9 мм - великовато, но вроде не катастрофа.
Внутри наконечника, надеваемого на свечу, тоже никаких аномалий замечено не было:

В принципе, на этом этапе можно выдохнуть, приговорить катушку, заменить ее и жить счастливо. Но мы-то не такие. Нам лишь бы пытливый ум потешить.

Как известно, пропуски могут быть по трем основным причинам:
1) Нет искры.
2) Нет топлива.
3) Нет компрессии.

Вариант с "нет топлива" отметаем сразу, как ооочень маловероятный. Об отказавших форсунках нам доводилось слышать, но скорее в качестве байки. Вариант "нет искры" довольно сложно проверить на единой катушке на все 4 цилиндра - провода местами не поменяешь, катушки тоже. Да и если поменяешь - не факт, что самодиагностика вот так легко возьмет и определит, по какому цилиндру пропуски. В общем, надо мерить компрессию. Заодно и владельцу легче станет.

Для этого первым делом снимаем реле топливного насоса, чтоб потом покрутить стартер и стравить давление в рампе. Реле насоса находится в подкапотном блоке под номером 07:

Компрессия, однако, хороша - меньше 12 атмосфер не показал ни один цилиндр, и это прекрасно. Все-таки, 80 тысяч километров пробега - рано еще для снижения компрессии:

Что ж, поскольку мы упорные - решаем все же проверить искру. Для этого подключаем к разъему проводки катушку зажигания, и вставляем в нее все 4 свечи. При этом в мотор свечи с катушкой не вставляем. Крутим стартер и видим отсутствие искр. Окей, вероятно, свечам нужна еще и масса. Так на свет рождается эта фантасмагорическая конструкция из съемника катушки зажигания в комплекте со специализированной диагностической общей шиной свечей зажигания (в девичестве - монтажкой для диагностики подвески):

Трещотка сверху лежит не просто так, а чтобы прижимать лом к первой свече зажигания, которая иначе норовила не контачить. Запуск тестового стенда показал, что действительно отсутствует искра на первом цилиндре. Вот теперь диагностика точно завершена. Убийца - садовник! (с)

Владелец не слишком довольный отправляется отсчитывать хрустящие купюры, а мы - заказывать новую катушку и свечи. Сегодня степень доказательности - все 146%. То чувство, когда понимаешь, что сделал все для максимально надежного подтверждения неисправности.

Opel Astra Клуб

Самодиагностика. Считываем коды неисправностей скрепкой.

МодераторCOLON FAQ

Самодиагностика. Считываем коды неисправностей скрепкой.

На Астрах G с 2001 года отсутствует контакт №6, в таком случае скрепкодиагностика невозможна.( на них - Считываем коды педалями.)

( Примечание. Для диагностика Астры Ф см. в самом конце темы )

Куда втыкать скрепку на Астре G:

album_showpage.php?pic_id=88
Скрепку втыкать в КОНТАКТЫ №5 и №6, нумерация идет сверху слева-направо.

Двигатели C18SEL, X18XE, X20XEV.

Двигатели 1,2 и 1,4 8v

Расшифровка диагностических кодов
протокола OBD-II

Пятизначный код ошибки

P - is for powertrain codes;
B - is for body codes;
C - is for chassis codes.

0 - общий для OBD-II код
1 - код производителя.

1 - топливная система или воздухоподача
2 - топливная система или воздухоподача
3 - система зажигания
4 - вспомогательный контроль
5 - холостой ход
6 - ECU или его цепи
7 - трансмиссия
8 - трансмиссия

Четвертая и пятая позиции:

Порядковый номер ошибки

Вот еще пробивка кодов:

Ну и ещё раз с самого начала:

Это - диагностический разъём:

И расшифровка пинов:

1 — -
2 — Шина обмена данными «+»
3 — Линия обмена данными АТ, электронно-управляемого люка крыши, единого замка
4 — Соединение с корпусом
5 — Корпус - сигнальный вывод
6 — Мигающий код
7 — Линия К обмена данными ECM, памяти положения сидений и зеркал (ISO 9141)
8 — Линия обмена данными темпостата, многофункционального информационного дисплея, противоугонной сигнализации
9 — -
11 — -
10 — Шина обмена данными «-»
12 — Линия обмена данными ABS, антипробуксовочной системы, систем безопасности, гидроусилителя руля
13 — -
14 — -
15 — Линия L
16 — Защищенный предохранителем «+» батареи (постоянно под напряжением)

1. Заглушите двигатель и выключите зажигание. Откройте декоративную крышку центральной консоли впереди рычага стояночного тормоза (см. иллюстрации Диагностический разъем DLC расположен в центральной консоли впереди рычага стояночного тормоза под декоративной крышкой и Местоположение разъема DLC в консоли) и замкните на массу клемму 6 16-контактного диагностического разъема DLC, (т.е 5 и 6 между собой) - действуйте крайне осторожно, постарайтесь не погнуть клеммы. Следует помнить, что плохие контакты в клеммных соединениях могут явиться причиной выхода из строя модуля управления, либо нарушению исправности функционирования памяти процессора.

2. Включите зажигание. Считывание записанных в память модуля управления диагностических кодов производится по проблескам, выдаваемым контрольной лампой отказов MIL/ «Проверьте двигатель» на приборной доске автомобиля (см. Главу Руководство по эксплуатации).

3. Код каждой неисправности состоит из четырех групп проблесков (разрядов). Количество вспышек в группе соответствует значению разряда кода. Короткая пауза отделяет разряды кода, длинная пауза служит для разделения кодов. Высвечивание каждого кода производится подряд три раза. Коды выдаются в последовательности возрастания номеров. Нулю соответствуют 10 вспышек контрольной лампы.

4. Высвеченный код позволяет определить лишь цепь системы, отказ которой был зафиксирован системой самодиагностики. Так, если код указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости (ECT), не исключается также вероятность нарушения функционирования собственно модуля управления. Установить истину можно либо заменой датчика, либо путем проведения соответствующих контрольных измерений.

5. При проверке цепи, прежде всего, отсоедините соответствующую электропроводку и проверьте состояние ее контактных соединений соединения. В случае необходимости зачистите клеммы, полностью удалив с них следы окисления.

6. Проверьте надежность крепления кабеля у кабельного наконечника.

7. Проверьте сопротивление подозреваемого элемента, - если номинальное сопротивление элемента невелико, следует принять во внимание такие факторы, как точность и внутреннее сопротивление измерительного прибора.

8. Проверьте целостность проводов, идущих к модулю управления (в случае необходимости сверьтесь со схемами электрических соединений – см. Главу Бортовое электрооборудование).

При считывании кодов, указывающих на чрезмерное занижение уровня сигнала, прежде всего, необходимо удостовериться в надежности заземления соответствующего компонента. Завышение уровня сигнала чаще всего оказывается связанным с обрывом электропроводки.


Тип разъема №1 - 10-ти контактный прямоугольный разъем

В Астре Ф находится в блоке предохранителей слева.

A Масса
B Вывод для считывания медленных кодов самодиагностики
C L-линия диагностики АКПП
E Вывод для считывания медленных кодов самодиагностики
F Питание +12В
G K-линия диагностики двигателя, АКПП, ABS
K L-линия диагностики ABS

В процессе работы двигателя блок управления фиксирует выявленные неполадки и запоминает соответствующие им коды неисправностей. При этом также включается лампа Check Engine ("Проверь двигатель"). На автомобилях Opel с 10-ти контактным разъемом диагностики коды неисправностей можно считать не только соответствующим сканером, но и без него. Для этого необходимо:
- выключить зажигание.
- замкнуть линию диагностики (вывод B диагностического разъема) на массу (вывод А). Это очень удобно сделать обычной канцелярской скрепкой.
- включить зажигание.
- считать коды неисправностей по миганию лампы "Check Engine". Коды передаются в следующей последовательности: десятки представлены вспышками длительностью 1 сек. с короткими паузами, единицы аналогично. Между кодами следует более длинная пауза. Сначала передается код 12. Этот код служит указанием на начало процедуры выдачи кодов. Каждый индивидуальный код повторяется трижды.
- выключаем зажигание.
- снимаем перемычку между выводами диагностического разъема.
- расшифровываем коды в соответствии с таблицей.
- для считывания кодов неисправностей АКПП - замкнуть клеммы А и С. Считывание производится подсчётом вспышек лампы АКПП (шестерёнка).

Стереть коды неисправностей из памяти контроллера можно отключив примерно на 5 минут аккумуляторную батарею.


Вот ещё интересная ссылка:

Приведены примеры того, где находятся диагностические разъёмы на разных моделях Опель.

Астра Ф, 10-пин. Перемыкать контакты А и В

Изображение

Астра Ф 16-пин. Перемыкать контакты 5 и 6

В Астре Ж вот так:

Для справки: 16-пиновый разъём в Астре Ж может быть расположен и наоборот (вверх ногами).

Установление неисправностей и причин поломок требует проведения квалифицированной диагностики Опель Астра Ф. В первом поколении модели разработчики сохранили возможность самодиагностики без применения спецсредств.

Диагностика Опель Астра Ф

Современные автомобили Опель нашпигованы по самую крышу всевозможными датчиками, электронными системами управления и контроллерами. Разобраться в такой сложной системе очень непросто. В первом же поколении Опель Астра, которое выпускалось под индексом Ф (F), производители позаботились о том, чтобы облегчить выявление неисправностей. В каждом автомобиле обязательно есть диагностический разъем, подключаясь к которому можно считать код ошибки и выявить неисправный узел.

Для проведения диагностики Опель Астра Ф есть специальные программно-аппаратные комплексы (сканеры) на основе компьютеров, позволяющие считывать коды ошибок и локализовать проблемные места в автомобиле. Но такое оборудование хорошо использовать в автосервисах. Простому автомобилисту для разового применения нет смысла его приобретать.

Можно ли обнаружить проблемы в авто без специализированных комплексов?

Для владельцев Opel Astra F ответ утвердительный! Конструкторы предусмотрели систему самодиагностики узлов автомобиля. И любой желающий может провести так называемую «скрепочную» диагностику своего авто.

Обязательно посмотрите:

Масло для двигателя A14XER
Какое лучше выбрать масло для двигателя A14XER на Opel Adam, Astra J, Corsa D и Meriva B Opel Adam
Характеристики, особенности и проблемы двигателя Опель A14XEL Двигатель A14XER
Обзор двигателя A14XER (Adam, Astra J, Corsa D и Meriva B): характеристики, особенности, распространенные проблемы, оценка
Двигатель X14XE
Особенности и характеристики двигателя Опель X14XE (Astra, Corsa, Tigra)

Разъемы для диагностики, устанавливаемые в Opel Astra F, имеют две разновидности:

  1. 10 контактный разъем устанавливался до 1996 г.;
  2. 16 контактный слот устанавливали после 1996 г.

Ниже на рисунке приведена распиновка 10 контактного разъема диагностики Опель Астра Ф.

Диагностика Опель Астра Ф

На этом рисунке представлена распиновка 16 контактного разъема.

Диагностика Опель Астра Ф

Слот для подключения или самодиагностики находиться в блоке предохранителей, под рулем справа.

Порядок проведения диагностики Опель Астра Ф

Диагностика Опель Астра Ф

Распиновка отличается, но порядок действий при «скрепочной» диагностики одинаков для обоих видов разъемов.

  • Выключаем зажигание.
  • Согласно распиновке замыкаем скрепкой необходимый контакт на массу.
  • Включаем зажигание.

На приборной панели должна начать мигать контрольная лампа, отвечающая за проверяемый участок. Например, если мы диагностируем ABS, то мигать будет контрольная лампа ABS.

Как определяется код ошибки

Мигание контрольной лампы позволяет считать код ошибки. Например, 12 – это код исправного узла. Этот код имеет 2 разряда:

  • цифра 1 – первый разряд;
  • цифра 2 – второй разряд.

Для передачи данного кода контрольная лампа будет загораться в следующей последовательности: вспышка – длинная пауза – две вспышки с короткой паузой. При передаче кода 13 (неисправность кислородного датчика) последовательность будет следующей: вспышка – длинная пауза – три вспышки с короткой паузой.

Виды кодов

Таблицы ошибок могут различаться в зависимости от установленного электронного оборудования. Поэтому необходимо точно знать, что находится в вашей машине и подобрать соответствующую таблицу для корректной диагностики Опель Астра Ф.

Незамысловатый процесс «скрепочной» диагностики Opel Astra F несложно провести самостоятельно. Это позволит при обнаружении неисправности вовремя посетить сервисный центр. А заодно избавит вас от слишком «компетентных» работников автосервисов, пытающихся найти неисправность там, где ее и в помине нет. Конечно, более корректный способ – подключение специальных электронных средств или компьютера с профессиональными программами диагностики Опель Астра Ф.

Как Сбросить Ошибки Opel Astra G

Как Сбросить Ошибки Opel Astra G

Процедура обнаружения поломок на автомобиле Opel осуществляется с помощью диагностики. Расшифровка кодов ошибок Opel Astra H поможет владельцу получить точную информацию о проблеме.

Чтение и расшифровка кодов на русском языке

Неисправности двигателя и коробки передач

Системные ошибки ABS

Видео сброса кода ошибки Opel Astra N

Комментарии и отзывы

Проверка инструкций

Есть несколько способов прочитать коды неисправностей на автомобилях Opel Astra. Диагностика с помощью адаптера даст вам точный результат, но для его завершения потребуется ноутбук и программное обеспечение. Процедура самодиагностики выполняется без использования стороннего оборудования, но при ее выполнении необходимо учитывать тип трансмиссии. Для ручных и автоматических коробок передач процесс проверки будет другим.

Первые четыре символа, которые появляются в заклинании, являются кодом разрыва, а две другие цифры являются его описанием. Если диагностика показывает только пять цифр, добавьте ноль к коду для декодирования ошибки.

Для диагностики автомобиля с механической или роботизированной коробкой передач выполните следующие действия:

Для автомобилей с автоматической коробкой передач диагностическая процедура выглядит следующим образом:

  1. Ключ установлен в замке, зажигание включено. Двигатель автомобиля не заводится.
  2. Затем поставьте ногу на педаль тормоза, ее нужно зажать и удерживать.
  3. Рычаг переключения передач установлен на D-образном приводе.
  4. Зажигание выключено, педаль тормоза можно отпустить.
  5. Затем педали газа и тормоза зажаты и удерживаются.
  6. Зажигание активировано, блок питания не запускается.
  7. Затем подождите несколько секунд, не отпуская педаль.

Диагностика адаптера

Для более точного тестирования вы можете подключить свой компьютер или мобильное устройство к диагностическому разъему. Такое оборудование невозможно подключить непосредственно к бортовому компьютеру, но можно использовать универсальные адаптеры класса OBD. Предпочтительно устройство поддерживает работу канала Bluetooth. Если диагностика должна выполняться с помощью мобильного устройства, то требуется программное обеспечение, одной из универсальных утилит является Torque.

После загрузки программного обеспечения вы можете начать диагностику:

  1. На первом этапе адаптер вставляется в диагностический разъем. На автомобилях Opel Astra H этот выход расположен на консоли между ручкой трансмиссии и рычагом стояночного тормоза.
  2. Система зажигания включена, чтобы активировать адаптер. Устройство будет работать на машине.
  3. При активации на мобильном гаджете Bluetooth включен. Нужно искать совместимое оборудование, сам адаптер помечен OBD2. Процедура подключения выполняется с использованием кода 1234 или 6789. После синхронизации на устройстве запускается программное обеспечение. При активации он автоматически подключится к автомобильному адаптеру и ЭБУ.
  4. Следующим шагом будет диагностика. Программа обнаружит комбинацию ошибок в памяти бортового компьютера. При необходимости коды неисправностей можно стереть. После завершения процесса проверки рекомендуется переписать и сохранить комбинации, чтобы правильно их расшифровать.

Видео: Как Сбросить Ошибки Opel Astra G

Ремонт ПК! / IT_Comp_As канал рассказал о диагностике с помощью мобильного устройства и программного обеспечения Torque.

Утилита выбирает один из режимов работы машины. Владелец автомобиля может самостоятельно менять, снимать или добавлять необходимые контроллеры для проверки.

Используя настройки по умолчанию онлайн-утилиты, вы можете управлять следующими настройками:

  • температура всасываемого воздуха или антифриза;
  • количество оборотов коленвала;
  • положение педали акселератора;
  • параметр грузоподъемности;
  • активированные скорости;
  • данные от кислородного контроллера и других регуляторов.

Чтобы добавить другие контроллеры для проверки, выполните следующие действия:

Универсальные адаптеры, использующие Bluetooth, кроме мобильных устройств, позволяют проверять наличие ошибок на другом оборудовании. Главное, что он поддерживает такой стандарт общения.

Диагностика скрепки

Схемы подключения 10 и 16-контактных разъемов на Opel Astra

Проверьте скрепку, чтобы увидеть, работает ли антиблокировочная тормозная система ABS. Если возникла проблема с работой этого устройства, на панели управления появится индикатор, а само устройство выключится. Чтобы активировать режим диагностики этой системы, два выходных контакта должны быть замкнуты скрепкой или куском провода. Детали контактных элементов, которые должны быть закрыты, показаны на фотографии. Сам разъем находится в моторном отсеке автомобиля.

Когда контакты замкнуты, зажигание активируется, и индикатор на устройстве покажет код проблемы, если он присутствует в памяти. В случае, если автомобиль оборудован шестнадцатиконтактным выходом, элементы с номерами 5 и 6 закрываются скрепкой или куском провода. Если в системе ABS нет неисправностей, символ Check Engine мигает и гаснет. Если есть проблема, бортовой компьютер выдаст четырехзначную комбинацию в серии миганий.

Каждая партия кода имеет краткое мигание. Более длинная пауза используется для отделения неисправностей друг от друга. Все комбинации повторяются три раза, после чего следует следующий код. Сбои отображаются в порядке возрастания на приборной панели. Когда демонстрационный цикл будет завершен, проблема будет приостановлена, и все коды будут повторяться снова.

При устранении неисправностей скрепок Opel Astra закройте правильные контакты, чтобы не повредить бортовой компьютер.

Константин Pr0gra2Mer подробно рассказал о диагностике всех систем с помощью скрепки.

Чтение и расшифровка кодов на русском языке

Все ошибки разбиты на категории, чтобы их было легче читать. Всего существует тысяча кодов, ниже приведены русские обозначения, которые встречаются чаще других.

Неисправность датчика

Расшифровка кодов ошибок для неисправностей датчика.

Павел Меньшаков подробно описал задачи, связанные с управлением контроллеров распределительного вала и коленчатого вала.

Неисправности двигателя и коробки передач

Расшифровка кодов ошибок при отказах двигателя и коробки передач.

Александр Сан сообщил о процедуре чтения ошибок и одной из проблем с двигателем Opel Astra.

Системные ошибки ABS

Коды неисправностей АБС будут отображаться в двузначной форме.

Любимая качалка в спорте и развлечениях подробно описала процедуру диагностики ABS в Opel Astra.

Другие ошибки

В этой таблице кодов ошибок Opel Astra H показаны неисправности, не описанные в предыдущих разделах.

Канал «ИЗО))) LENTA» подробно описал процедуру диагностики и считывания комбинаций сбоев в памяти бортового компьютера Opel Astra N.

Как сбросить?

После устранения проблемы в автомобиле информация об ошибках Opel Astra может некоторое время сохраняться в памяти блока управления.

Вы не можете просто удалить информацию кода из памяти без устранения неполадок. Это сохранит проблему, но не будет сохранено.

Процедура удаления заключается в следующем:

Фотогалерея

На фото показаны примеры кодов ошибок Opel Astra.

Видео сброса кода ошибки Opel Astra N

Канал Status 81 наглядно продемонстрировал процедуру сброса комбинаций ошибок из памяти микропроцессорного модуля в Opel Astra H.

Коды ошибок опель омега б скрепкой

Для мониторинга всех ошибок электронного блока управления и показаний датчиков приходится пользоваться мобильным устройством, работающим под управлением операционной системы Android.

Откручиваем все шкивы, кроме разумеется коленвала. В профиле человека задавшего вопрос присутствует авто именно с этим ДВС.

При включении зажигания должна загореться лампочка Check Engine пресловутая молния. Если она не загорается, то машина и не заведется, так как не отступает питание на систему управления двигателем. В чем заключается этот глюк я не знаю, у меня пропал только после замены проводки двигателя. Коммутатора в привычном жигулевском понимании в ООА нет.

Если искры нет, то смотри саму катушку или провода, идущие к ней. Родные катушки дохнут, но довольно редко.

Чтобы расширить функционал, включите Javascript. Вы вставили скрепку в разьем и включили зажигание, при этом ДВС не запускаете, ЭБУ в момент включения зажигания "опрашивает" показания датчиков и не получает показаний от этих двух датчиков и выставляет ошибку-нет сигнала у них алгоритм работы такой, сигнал импульсный потому что ДВС не вращается, вот сигнала и нет.

В профиле человека задавшего вопрос присутствует авто именно с этим ДВС. А по поводу датчиков я знаю что говорю. Теоритически может на любом, но так что бы еще и ехало, то только на 8 клапанном.

Диагностика Opel omega b

Клемму "-" снять на 1 минуту, но вместе с ошибками "сотруться" и адаптации, так что авто некоторое время будет "подкалбашивать", пока снова не обучится ЭБУ. Community Forum Software by IP.

Хорошо хоть не пытались заводить, гнутых шатунов не обнаружено. Пробег на тот момент был тыс км, мотор до меня не вскрывали ни разу. Занимался я значит весь день кручением железяк, натягался, устал, уже собираюсь спать ложиться, звонит Димка: Ну блин, само то посреди ночи. В каком-то полусне увидел машину, заводить не хотел и даже не пытался. Взяли на галстук, повезли, 60км всего.

Димка на маминой Зафире тащит меня, я в полусне пытаюсь поймать полосу, фары не светят, дворники не работают, аварийка моргает, чтобы менты не пристали. Кое как затолкали его в гараж и пошли спать.

Отсюда, собственно, начинается рассказ о переборке. Итак, клапанная крышка крепистя болтами на 10 сверху, чтобы её снять, мешает кожух ГРМ спереди и провода, которые притянуты к нему в пластиковом ящике.

Комментарии:

При попытке снять кожух он у меня благополучно растрескался, отогнув его крышка снимается: Сразу ясно состояние мотора: Если не видно, кулачки не смазывались вообще, или смывались тосолом. Ещё чуть-чуть езды и на них была бы выработка: А вот и эмульсия тосольная, на болтах. Снимаем патрубок воздушного фильтра, сам корпус. Он крепится одним болтом под фильтром, но это место было отломано.

Теперь есть доступ к заслонке. Помесь грязи и масла, видать забрасывало из цилиндров через впускной клапан. От прокладки одни остатки: Чтобы снять дроссель окончательно, надо сдёрнуть с шарика тросс газа и снять вакуумные трубки.

Диагностика Opel Omega B 20 X20se

И тут на занятиях он мне заявляет: Последний раз редактировалось Кирявчик; В каком-то полусне увидел машину, заводить не хотел и даже не пытался.

Считал коды ошибок двигателя скрепкой! Контакты у основания подписаны буквами А, B, С и т.

Самодиагностика ошибок на опель омега б.

Потом надо включить зажигание Лампочка на панели приборов, четвертая слева, желтая, с изображением молнии на фоне двигателя начнет мигать. Каждый код лампа мигает по три раза.

Коды неисправностей выдаются в порядке возрастания. Список кодов, соответствующих каждому Мотронику, приведены ниже: Возникает если температура двигателя по датчику более оС.

Modern usage

Переходит на прошитое значение соответствующее 80оС если датчик темп. Если температура ниже, то 3 минуты работает по программе для холодного двигателя, а потом переходит на значение для 80оС 15 Датчик температуры охлаждающей жидкости — повышенное напряжение.

Занимался я значит весь день кручением железяк, натягался, устал, уже собираюсь спать ложиться, звонит Димка: Ну блин, само то посреди ночи. В каком-то полусне увидел машину, заводить не хотел и даже не пытался.

Transportation

Взяли на галстук, повезли, 60км всего. Димка на маминой Зафире тащит меня, я в полусне пытаюсь поймать полосу, фары не светят, дворники не работают, аварийка моргает, чтобы менты не пристали.

Кое как затолкали его в гараж и пошли спать.

Отсюда, собственно, начинается рассказ о переборке. Итак, клапанная крышка крепистя болтами на 10 сверху, чтобы её снять, мешает кожух ГРМ спереди и провода, которые притянуты к нему в пластиковом ящике.

Диагностика Opel omega b

При попытке снять кожух он у меня благополучно растрескался, отогнув его крышка снимается: Сразу ясно состояние мотора: Если не видно, кулачки не смазывались вообще, или смывались тосолом. Ещё чуть-чуть езды и на них была бы выработка: А вот и эмульсия тосольная, на болтах.

Снимаем патрубок воздушного фильтра, сам корпус. Он крепится одним болтом под фильтром, но это место было отломано. Теперь есть доступ к заслонке. Помесь грязи и масла, видать забрасывало из цилиндров через впускной клапан.

Вообщем продиагностировал методом скрепки машин.

На иммобилайзер мне похер, машина заводиться. С холостым ходом всё в порядке. Кто служивому нальет, тот п.. Сотри ошибки покататься проверь снова.

Читайте также: