Дизельный скандал фольксваген суть проблемы

Обновлено: 02.07.2024

Вредные привычки

Автомобильный мир, пожалуй, еще не видел такого грандиозного скандала: концерн Volkswagen уличили в намеренной фальсификации данных о токсичности дизельных двигателей. Эта история может обернуться для концерна рекордным штрафом, многомиллионным отзывом машин, потерей репутации и отставкой его руководителя. «Мотор» разбирается в событиях вокруг Volkswagen, которые развиваются со стремительностью снежной лавины.

В пятницу, 18 сентября, американское Агентство по охране окружающей среды (EPA) выступило с заявлением, что концерн Volkswagen преднамеренно и в десятки раз занижал данные о количестве вредных выбросов своих дизельных машин. Под подозрение попали «Джетты», «Гольфы», «Пассаты» и семейство Audi A3, оснащенные двухлитровыми турбодизелями (моторы серии EA 189).

Начиная с 2008 года, только в США было продано около полумиллиона таких автомобилей, за каждый из которых немцев могут обязать заплатить штраф в размере 37,5 тысячи долларов. При таком раскладе, общая сумма взысканий может составить 18 миллиардов долларов. Что почти в 17 раз больше предыдущего рекордного штрафа, который в США заплатила «Тойота» за сокрытие неисправностей, связанных с залипающими из-за дефектных ковриков педалями акселератора.

Представители EPA заявили, что концерн Volkswagen интегрировал некое «обманное устройство» в систему управления двигателем. Другими словами, специалисты автопроизводителя применили специальный программный алгоритм, переводящий моторы в особый «чистый» цикл на время подключения измерительного оборудования.

Эта особая программа следит за рядом показателей, определяя, едет ли машина по дороге или находится на стенде. Например, в лаборатории. Электроника анализирует данные о положении рулевого колеса, динамике автомобиля, длительности работы силовой установки, а также контролирует изменение атмосферного давления.

Американские экологи утверждают, что при лабораторных тестах уровень выброса окиси азота полностью соответствует действующим в США нормам. Однако дополнительный анализ показал, что во время обычной эксплуатации автомобили выбрасывают в атмосферу в 10-40 раз больше вредных веществ, чем зафиксировано в лабораторных тестах. А это означает, что машины, ездящие по дорогам, могут оказаться не такими безвредными в плане экологии, как обещают рекламные проспекты.

Очень серьезно. Концерн Volkswagen уже обвинили в обмане правительства США и собственных клиентов, а также в создании угрозы здоровью американцев. Ситуация усугубляется тем, что это не просто техническая недоработка или сбой настроек двигателя, а преднамеренное искажение данных путем применения «мошеннического оборудования».

Вслед за заявлением EPA, уголовное дело против «Фольксвагена» по факту преднамеренного занижения сведений о количестве вредных выбросов завело министерство юстиции США. С просьбой осуществить серьезную проверку трех моделей VW выступило министерство защиты окружающей среды Южной Кореи, а французские власти ратуют за проведение масштабного расследования на уровне Евросоюза.

Не остается в стороне и сам концерн Volkswagen. Немецкие СМИ уже сообщили, что в среду, 23 сентября, попечительский совет VW проведет внеплановое заседание, на котором (возможно) будет принято решение об отставке главы «Фольксвагена» Мартина Винтеркорна. По данным берлинской газеты Der Tagesspiegel, его место займет нынешний руководитель Porsche Маттиас Мюллер, о чем будет официально объявлено в пятницу. Впрочем, представители концерна незамедлительно опровергли эту информацию.

Мартин Винтеркорн, недавно выигравший борьбу за власть в концерне VW с Фердинандом Пихом, внезапно сам оказался под угрозой увольнения

Тем не менее, министр экономики земли Нижняя Саксония (земля владеет пятой частью активов «Фольксвагена») Олаф Лис пообещал, что сразу же после внутреннего разбирательства незамедлительно последуют «персональные дисциплинарные меры».

Концерн Volkswagen уже выступил с заявлением, что всего было выпущено около 11 миллионов машин, у которых могут быть «потенциальные расхождения в данных о количестве вредных выбросов при тестах и эксплуатации». Агентство Bloomberg пишет, что концерн зарезервировал 6,5 миллиарда евро для устранения данной проблемы.

Между тем, рынок отреагировал на разгорающийся скандал незамедлительно. За последние два дня акции немецкого производителя упали на 38 процентов, а текущая рыночная цена «Фольксвагена» снизилась на 25 миллиардов евро.

Конечно, нет. Только за последние несколько лет американцы инициировали ряд крупных разбирательств, связанных с сокрытием дефектов автопроизводителями. Например, в конце 2013 года компании Hyundai и Kia согласились выплатить своим клиентам 395 миллионов долларов за фальсификацию данных о расходе топлива своих машин. Расследование EPA показало, что 13 южнокорейских моделей тратят больше топлива (до полутора литров на сто километров пробега), чем значится в официальных документах производителей.

В мае 2015 года американский Минюст обвинил General Motors в преднамеренном отказе от проведения сервисной кампании в отношении машин с дефектными замками зажигания, неисправность которых способна отключить подушки безопасности. На концерн может быть возложена ответственность за гибель более ста человек. Кроме того, GM грозит взыскание, значительно превышающее штраф в 1,2 миллиарда долларов, который выплатила «Тойота».

Наконец, летом этого года Национальная администрация дорожного движения США (NHTSA) заставила альянс Fiat Chrysler Automobiles (FCA) предоставить почти 200 тысячам клиентов возможность «сдать» свои машины по рыночной цене дилерам из-за обнаруженных в них дефектов. Ранее, в 2013 году, производитель отзывал пикапы и внедорожники, чтобы устранить неполадки в подвеске, однако дефект так и не был исправлен. В итоге, расходы на урегулирование проблем, связанных с различными отзывами около 11 миллионов машин, может обойтись FCA в несколько миллиардов долларов. Однако на фоне скандала с концерном Volkswagen даже эта сумма может показаться ничтожной.

Вылетели в трубу: к чему приведет «дизельгейт»

На момент написания этого материала еще не было известно всех последствий для концерна Volkswagen в связи с вскрывшимся обманом. Но тот факт, что в западной прессе так называемый «дизельгейт» на несколько дней вытеснил с первых полос сирийских мигрантов, говорит о чрезвычайной важности экологической повестки для тамошней публики.

«Грязный» дизель

Бомба взорвалась 18 сентября, когда Американское управление по защите окружающей среды EPA (Environmental Protection Agency) опубликовало результаты исследования токсичности выхлопа дизельных автомобилей Volkswagen и Audi, поступавших на североамериканский рынок с 2009 года. Выяснилось, что управляющая электроника моторов 2.0 TDI (заводской индекс EA 189) умеет распознавать сертификационный ездовой цикл и активировать специальный режим работы силового агрегата, позволяющий ему вписаться в строгие экологические нормы. При реальной же эксплуатации из трубы «вылетели» совсем другие цифры — концентрация окислов азота NOx превысила допустимую в 40 раз. Ну а дальше понеслось: перед Volkswagen AG замаячил неслыханный прежде в автоиндустрии штраф в размере 18 млрд долл. (из расчета 37 800 долл. за каждый из 482 000 автомобилей, попавших в «преступную группу»). Тут же последовали обвал акций, отставка главы концерна Мартина Винтеркорна и новые расследования на правительственном уровне по обе стороны Атлантики.

Спрашивается, зачем вообще немцы полезли в Америку с дизельными двигателями, которые там, мягко говоря, не жалуют? На долю дизельных машин в США приходится всего 1,1% рынка (здесь и далее приведены данные за восемь месяцев 2015 года), и хотя внутри Volkswagen Group of America автомобили, питающиеся соляркой, занимают лишь 15,6%, кусок немцев в общем американском дизельном пироге составляет 57,6%. То есть на дизельном фронте Volkswagen явный лидер, очевидно, что на продвижение дизелей в Америке концерн сделал ставку, и если бы не разразившийся скандал, можно было бы утверждать, что «зеленый» тренд немцы почувствовали верно.

Как током ударило

Volkswagen продвигал дизель как альтернативу электромобилям и гибридам, дающую схожую экономию средств потребителя за счет низкого расхода топлива. Продажи гибридов в США с января по август 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го рухнули на 18,8% (при общем росте рынка на 3,9%). Plug-in гибриды (подключаемые к розетке) обвалились еще больше — на 35,9%. Электромобили вроде бы чувствуют себя неплохо — рост в 11,7%, но его обеспечивает в основном лидер сегмента — Tesla Model S (плюс 44,3%), тогда как идущий на втором месте Nissan Leaf потерял 34,6%. В минусе оказались и электрические Ford Focus и Smart, сняты с продаж Toyota RAV4 EV и Honda Fit EV.

На этом фоне сегмент дизельных моделей выглядит достаточно стабильно: продажи упали всего на 2%, при этом дизельные Audi A3, VW Golf и Touareg, а также Porsche Cayenne показали положительную динамику.

В сумме же «зеленая группа», куда входят электромобили, гибриды всех типов и модели с ДВС, работающими на дизельном топливе или природном газе, занимают менее 5% американского рынка, на котором за восемь месяцев было продано 11 560 225 автомобилей. То есть по большому счету все эти экономичные модели за океаном никому не нужны, несмотря на бешеный продакт-плейсмент в Голливуде (каждый второй положительный герой ездит на «Приусе»), субсидии со стороны государства и общий экологический дискурс. Чудо-изделия Элона Маска, основателя компании Tesla Motors, бороздят в основном просторы Калифорнии, где имеется более-менее разветвленная сеть зарядных станций. Встретить Model S в какой-нибудь Небраске можно с той же вероятностью, что у нас за Уралом, то есть у отдельных энтузиастов и коллекционеров.

Возможно, после разразившегося вокруг VW Group of America скандала продажи дизельных машин в США будут свернуты, что изменит падающий тренд на гибридном фланге, но даже в этом случае ждать прорыва не приходится, массовая пересадка населения на «зеленые» автомобили так и останется мечтой американских экологов.

Задело многих

Если Америка может плюнуть на дизели и забыть о них, то в Европе такой номер не пройдет — более половины автопарка здесь заправляется соляркой, а «дизельгейт» стал настоящим жупелом. 24 сентября из-за слухов о проблемах с токсичностью дизелей BMW на 7% упала стоимость акций баварской компании. Руководители Евросоюза заговорили о необходимости поголовной проверки производителей. Последние с перепугу стали выступать с упреждающими заявлениями. Например, Ford выпустил пресс-релиз с такими словами: «Ford Motor Company заявляет о том, что компания не применяет какие-либо „обманные устройства“ и не пытается ввести в заблуждение общественность, контролирующие органы и инвесторов».

VW_touareg_zr_11_14a

В Volkswagen AG не прекращаются экстренные совещания. После призыва Ангелы Меркель «принять меры» вслед за Винтеркорном полетели головы топ-менеджеров, отвечавших за экспорт вообще и американский рынок в частности, а приближенная к источнику немецкая пресса сообщила, что своих постов могут лишиться руководители Audi и Porsche — Ульрих Хакенберг и Вольфганг Хатц, поскольку на них лежала ответственность за разработку силовых агрегатов. Концерн официально заявил, что выделит 6,5 млрд евро на решение проблемы с «грязными» дизелями. Всего в мире насчитывается порядка 11 млн автомобилей, оснащенных двигателем EA 189, все их предстоит проверить на предмет корректности работы управляющей электроники. Прочие моторы, по утверждению производителя, — вне подозрений, но так ли это на самом деле, скоро станет ясно. EPA уже начала проверку представленных на рынке США дизелей V6 3.0 TDI.

Для Европы несоответствие сертификационного дизельного выхлопа реальному, в сущности, не новость: еще в прошлом году Международный совет по экологичному транспорту ICCT (International Council on Clean Transportation) провел исследование, которое показало, что новые дизельные машины при реальной эксплуатации выбрасывают примерно в семь раз больше окислов азота NOx, чем того предписывают нормы Евро-6, а выбросы CO 2 на треть превышают сертификационные показания. Но ICCT — это не американское EPA, в Штатах надзорная деятельность вообще очень сурова. Неспроста большинство отзывов идет именно оттуда — Америка начинает, мир подхватывает.

По европейскому счету

Европа больше зациклена на выбросах CO 2, а не на угарном газе (СО) и окислах азота, которые в больших концентрациях представляют серьезную опасность для здоровья. Углекислый газ для человека безвреден, потому что человек его сам в том числе и вырабатывает при дыхании. Глобальное потепление, которое якобы провоцирует большая концентрация CO 2 в атмосфере, адекватными учеными давно признано фейком. Лишь неповоротливость европейской бюрократии и оголтелые вопли «зеленых» активистов мешают официально признать этот очевидный факт. Так что идея достичь к 2020 году выбросов CO2 на уровне 95 г/км в среднем по модельному ряду каждого производителя, скорее всего, так и останется утопией ввиду невозможности и бессмысленности ее реализации.

Но введение норм Евро-6c, которые вступят в силу в 1 сентября 2017 года для новых машин и 1 сентября 2018 года для всех выпускаемых на тот момент моделей, никто отменять не собирается. Новый норматив бьет именно по дизелям: выбросы окислов азота придется снизить с нынешних 180 мг/км до 80!

Возможно ли обеспечить такие показатели честным путем? Теоретически да, но, разумеется, куда проще написать специальную программу для прохождения ездовых сертификационных циклов. Их все — от Японии до Америки — объединяет «овощной» характер, будто за рулем едет 90-летний пенсионер: медленные разгоны и движение с небольшой скоростью, не требующие от двигателя максимальной отдачи, а значит, и «дымит» он меньше. Если же топить «на все деньги», то экология в буквальном смысле летит в трубу.

Грядущее введение универсального, более приближенного к реальности ездового цикла WLTC (Worldwide harmonized light vehicles test cycle) должно сделать шулерство бессмысленным, но и этот цикл многие эксперты считают неоптимальным, а потому его окончательные параметры до сих пор не определены. Ожидалось, что согласования и консультации по WLTC продлятся до 2017 года, но в свете последних событий процесс, очевидно, ускорится. Не исключено, что дальнейшее существование дизельных моторов после этого окажется под угрозой.

«Зеленые» размечтались

Что до нынешней истории с Volkswagen, то концерн как минимум ждет показательная порка, потому что, несмотря на отсутствие человеческих жертв, он покусился на священную корову — «зеленую мечту», причем сделал это сознательно, а не по ошибке. Именно поэтому его трясут больше, чем Takata, чьи подушки при аварии обстреливают водителя и пассажиров шрапнелью, вместо того, чтобы защищать. Или General Motors, чьи бракованные замки зажигания ведут к потере управления автомобилем со всеми вытекающими последствиями.

technews_zr_07_15

Потребителям «дымность» дизелей до лампочки, американских водителей она интересует лишь с точки зрения судебной перспективы и возможности выудить у Volkswagen солидную компенсацию за обман. А европейцы, если судить по комментариям к публикациям о «дизельгейте», больше обеспокоены перспективой падения мощности дизельных машин в случае, если их начнут принудительно перепрошивать для точного соответствия экологическим нормам.

Через некоторое время после затеянных проверок и расследований может выясниться, что вообще все, либо большинство, современных дизельных двигателей не в состоянии обеспечить требуемую чистоту выхлопа, а их производители писали для сертификационных испытаний отдельную программу. Такой поворот событий облегчит участь концерна Volkswagen, из-за которого началась вся эта катавасия. Потому что нельзя наказать всех — это слишком большой удар по отрасли, грозящий непредсказуемыми последствиями для всей экономики, а Европе, тонущей в миграционном потоке, сейчас только этого не хватало. В каком-то смысле «дизельгейт», как и миллионы мигрантов, может оказать целительный отрезвляющий эффект для европейского менталитета, показать, что идеалистическое представление о мире может иметь губительные, даже катастрофические последствия. Хочется верить, что здравый смысл все же победит, но дизелям в любом случае придется несладко.

Как это было: «дизельгейт» — самый дорогой скандал XXI века


В 2009 году Volkswagen Jetta Diesel получила премию «Зелёный автомобиль года» за малое количество вредных выбросов в атмосферу, а спустя 6 лет выяснилось, что это не так. В сентябре 2015 года специалисты исследовательской группы Университета Западной Вирджинии получили распоряжение об исследовании выбросов дизельных моделей Volkswagen и Audi на ходу. Результаты первых замеров показали, что количество выбросов оксидов азота в атмосферу превышает заявленные в десятки раз! После получения таких показателей было принято решение о том, что в ходе исследования были допущены какие-то ошибки и тесты провели по новой.

В ходе дальнейших разбирательств было выяснено, что дизельные двигатели серий EA 188, 189 и 288 оснащались специальным программным механизмом, который определял, едет ли автомобиль по дороге или проверяется на специальном стенде, и, в зависимости от этого, регулировал мощность, подачу топлива и, как следствие, количество вредных выбросов. Стоит отметить, что тайна работы этого механизма до сих пор полностью не раскрыта. После таких обличающих результатов тестирования Volkswagen пришлось признать свою вину в искусственном занижении показателей.

В США очень трепетно относятся к экологии и из года в год ужесточают требования к дизельным автомобилям. Нужно ли говорить, что именно американские власти первыми предъявили к немецкому концерну претензии? По состоянию на 2016 год Volkswagen пришлось выкупить около полумиллиона дизельных автомобилей, проданных на североамериканском рынке с 2008 года. В то время интернет полнился снимками с открытыми стоянками, на которых ровными рядами были расставлены дизельные Golf, Passat, Jetta и Audi A3.

MyCollages_1

Снимки "кладбищ" дизельных автомобилей Volkswagen в США

Разумеется, разбирательствами с США дело не закончилось! Европейский, российский и азиатский рынки являлись едва ли не самыми крупными рынками по сбыту дизельных машин. По итогам расследований было выяснено, что в период с 2008 по 2015 годы в мире было продано более 11 миллионов таких авто, и только около 500 000 — в США. Таким образом, скандал с дизельными моделями обошёлся Volkswagen в 31,3 миллиарда евро на весну 2020 года. Также известно, что выплаты по «дизельгейту» продолжатся вплоть до 2021 года и в итоге превысят отметку в 35 миллиардов евро! Здесь стоит отметить, что на текущий момент капитализация всего концерна VAG составляет 48,5 миллиардов евро.

2b3601s-1920

Такой автомобиль пытался вернуть житель США дилеру Volkswagen

Но, как говорится и это ещё не всё. Осенью 2015 года с поста директора Volkswagen AG был уволен Мартин Винтеркорн, занимавший эту должность на протяжении восьми лет. Кроме этого своих постов лишились глава отдела исследований и разработок Хайнц-Якоб Нойсер, ответственный за техническое развитие бренда Audi Ульрих Хакенберг и глава отдела исследований и разработок Porsche Вольфганг Хатц. По данным The Wall Street Journal, последние двое были авторами идеи с махинациями. Кроме того после начала «дизельгейта» похожие претензии были выдвинуты в адрес двух других немецких концернов — BMW и Daimler. Как оказалось, при тестах на выбросы автомобилей этих марок также были допущены некоторые нарушения, что привело к снижению показателей вредных выбросов. Вслед за этим руководство Европейского союза выразило желание проверить поголовно всех производителей дизельных двигателей, на что многие из них выпустили упреждающие заявления о том, что не применяют при производстве какие-либо обманные устройства. Стоит ли говорить об обрушении стоимости акций на рынке ценных бумаг на 35%?

Руководитель концерна Volkswagen AG в перод с 2007 по 2015 годы Мартин Винтеркорн

В глобальном плане «дизельгейт» заставил большинство автопроизводителей пересмотреть свои планы на выпуск дизельных моделей. Евросоюз ввёл более изощрённый способ проверки уровня вредных выбросов и расхода топлива, известный нам как WLTP. Японские и корейские производители вообще заявили об отказе от выпуска автомобилей на тяжёлом топливе. Вместе с тем в мире возрос интерес к гибридным и полностью электрическим автомобилям.

Но не будем только о грустном. В 2016 году Volkswagen AG получил Шнобелевскую премию за «изобретённый хитроумный способ обманывать тесты на содержание в выхлопных газах окиси азота». Отметим, что наряду с VAG в том году были получены премии за написание трёхтомного труда об удовольствии от коллекционирования живых и мёртвых мух, а также исследование на предмет того, какие части мозга человека отвественны за отвращение к сыру.

"Дизельный скандал" вокруг автоконцерна Volkswagen. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 июня 2018 года в Германии был арестован глава автоконцерна Audi Руперт Штадлер. Ранее стало известно о том, что прокуратура Мюнхена возбудила дело в отношении него по подозрению "в мошенничестве и опосредованном подлоге". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о "дизельном скандале" вокруг немецкого концерна Volkswagen, в который входит Audi, а также Bentley Motors, Porsche, Seat, Skoda, Lamborghini и др.

Начало скандала

Выяснилось, что с 2009 года корпорация продала более 11 млн машин, снабженным программным обеспечением, позволяющим обойти действующие в США и ЕС экологические нормативы.

20 сентября 2015 года руководство концерна признало факт махинаций, что привело к обвалу курса акций компании, ее капитализация потеряла более $20 млрд США. 23 сентября 2015 года подал в отставку генеральный директор Volkswagen Мартин Винтеркорн. В июне 2016 года в Германии против него было возбуждено уголовное дело о введении в заблуждение акционеров концерна. 3 мая 2018 года американский суд заочно предъявил ему обвинения в мошенничестве.

Основные иски

В США, ЕС (всего в 55 странах мира) были инициированы проверки Volkswagen, запрещались продажи его автомобилей с дизельными двигателями. Руководство Volkswagen признало вину. 25 октября 2016 года суд утвердил соглашение концерна с властями США. Концерн согласился выкупить дефектные автомобили (по цене от $12 тыс. до $44 тыс.) или бесплатно их отремонтировать с выплатой компенсации в размере от $5 тыс. до $10 тыс. каждому владельцу. Общая сумма выплат составила около $10 млрд. Также $2,7 млрд компания обязалась внести в фонд компенсации экологического ущерба и $2 млрд - потратить на внедрение в производство технологий для нулевого выхлопа.

Кроме того, в январе 2017 года Volkswagen согласился выплатить США $4,3 млрд в виде штрафов за предоставление ложных сведений при импорте машин и попытках воспрепятствовать расследованию. Главный представитель концерна в Соединенных Штатах, Оливер Шмидт, 6 декабря 2017 года был приговорен к семи годам тюрьмы и штрафу в $400 тыс.

Всего же Volkswagen по итогам проверок выплатил к настоящему времени более €27 млрд в виде штрафов и возмещений.

В ЕС и других странах разбирательство еще продолжается. 29 сентября 2017 года в Германии был арестован руководитель подразделения Volkswagen по производству двигателей в 2007-2011 годах. Вольфганг Хатц. Его подозревают в непосредственной причастности к созданию механизмов манипуляций при проверках экологичности двигателей. 13 июня 2018 года прокуратура немецкого Брауншвейга постановила, что Volkswagen обязан выплатить компенсацию в €1 млрд.

«Дизельгейт» год спустя. Что произошло с концерном Volkswagen

Какие автомобили в России подорожали с июля. Таблица новых цен

Ровно год назад мировой автопром потряс мощный скандал – американское Управление охраны окружающей среды обвинило концерн Volkswagen в том, что компания устанавливала на свои автомобили программное обеспечение, которое позволяло получать заниженные результаты на тестах по уровню выброса вредных веществ. Власти США и некоторых других стран обязали компанию отозвать большое количество уже проданных автомобилей и пригрозили огромными штрафами, а сам концерн понес не только финансовые, но и репутационные протери. Тем не менее, компания устояла, хотя и претерпела в течение года значительные структурные изменения.

Падение капитализации и рекордные штрафы



Всего через три дня после признаний руководства компании в фальсификациях, акции немецкого автоконцерна резко упали, обновив семилетний минимум. В ходе биржевых торгов 21 сентября 2015 г. стоимость ценных бумаг снизилась на 22%, а стоимость компании уменьшилась на 16 млрд евро.

Официальные лица заговорили об огромных штрафах за фальсификации. Власти США требовали 18 млрд долл. компенсации, а европейские аналитики насчитали еще больше. Если в США нелегальными были признаны около 500 тыс. машин, то на территории Германии количество подлежащих отзыву моделей концерна оценивалось в 2,4 млн, а во всей Европе – в 9 миллионов. Таким образом, сумма компенсации могла бы составить 24 млрд долл. для Германии и 90 млрд долл. для всей Европы, что стало бы абсолютным рекордом в истории мирового автопрома. Однако до столь масштабных выплат дело так и не дошло.

Смена руководства и перестановки в топ-менеджменте



В конце сентября с подачи наблюдательного совета Volkswagen в отставку ушел глава группы Volkswagen Мартин Винтеркорн, взяв ответственность за случившееся на себя. Вслед за Винтеркорном концерн покинули еще два топ-менеджера: член совета директоров по техническому развитию Audi Ульрих Хакенберг и член правления Porsche Вольфганг Хатц, которые отвечали за разработку двигателей и программного обеспечения для силовых агрегатов. Новым генеральным директором Volkswagen стал Матиас Мюллер, с 2010 г. возглавлявший Porsche и являющийся членом наблюдательного совета группы. Это назначение многие назвали политическим, поскольку Мюллер прежде конфликтовал с Винтеркорном.

Кроме того, в концерне сменился руководитель научно-исследовательского отделения. Им стал Ульрих Эйхорн, который уже занимал этот пост в начале двухтысячных, входил в состав членов совета директоров Bentley, а с 2012 г. работал управляющим директором Немецкой ассоциации автомобильной промышленности. А чуть раньше в концерне сменился глава дизайн-центра – место Вальтера де Сильвы занял Михаель Маер, который прежде занимался стилистикой некоторых моделей Porsche.

Запрет продаж, отзывы и расследования



Почти сразу после скандала власти Швейцарии и Италии запретили продавать на территории своей страны дизельные автомобили Volkswagen. Впрочем, если в Швейцарии это коснулось порядка 180 тыс. машин, то в Италии – только 2 500 экземпляров. Тогда же власти Южной Кореи объявили о начале собственного расследования. Следом о необходимости расследований заявили официальные лица Франции, впервые упомянув и о возможной проверке других автопроизводителей. А первый отзыв объявило английское подразделение концерна Volkswagen – под действие сервисной акции попало около 1,2 млн машин, реализованных в Великобритании.

Вскоре немецкое Федеральное ведомство по автомобильному транспорту заявило о планах отозвать в странах Евросоюза 8,5 млн автомобилей, а концерн согласился с этим решением. И даже приостановил продажу в Евросоюзе новых автомобилей, хотя речь шла лишь об ограниченном количестве дизельных автомобилей с двигателями Евро-5, которые вернулись в дилерские центры сразу после обновления ПО. Для осуществления масштабной операции по доводке 8,5 млн машин Volkswagen обратился за кредитом в 20 млрд евро, которые должны были покрыть расходы концерна.

План сокращения убытков



Чтобы хоть как-то выйти из финансового пике, концерн принял план сокращения убытков, который предусматривал отказ от некоторых новых разработок (по слухам, первой жертвой пал проект нового Volkswagen Phaeton) и решил сократить количество комплектаций и опций для своих автомобилей. По словам председателя производственного совета Бернда Остерло, экономия на логистике помогла концерну снизить затраты на 1,9 млрд евро. Кроме этого, Volkswagen сократил на 1 млрд евро свою инвестиционную программу. Все меры разом помогли сэкономить около 5 млрд евро в течение года. Запустив план, руководители концерна опровергли слухи о продаже активов. Как и заявлял Мюллер, компания сохранила все 12 брендов и не стала сокращать работников на заводах группы.

Обыски в Renault


Скидки и выплаты для пострадавших в США



В июле Volkswagen, Министерство юстиции США, Агентство по охране окружающей среды и Федеральная торговая комиссия заключили соглашение, регламентирующее порядок и объемы выплат и компенсаций. В соответствии с документом, компания согласилась выплатить 10 млрд долларов в качестве компенсации владельцам полумиллиона дизельных автомобилей, проданных в США в 2009–2015 годах. Владельцы этих машин получили компенсацию в размере от 5 до 10 тыс. долларов.

Кроме того, 2,7 млрд долларов Volkswagen обязался внести в американский фонд компенсации экологического ущерба, и еще 2 млрд потратить на внедрение в производство «зеленых технологий» нулевого выхлопа. Более того, Volkswagen взял на себя обязательство провести сервисные работы, либо выкупить дефектные автомобили по рыночной цене. А автовладельцы, купившие машину в кредит, получили возможность получить дополнительную выплату в размере до 30% от стоимости машины на погашение долга перед банком. Таким образом, сумма трат на ликвидацию последствий «дизельгейта» в США превысила 15 млрд долларов.

Отказ от штрафов в Европе


Объявив о начале сервисной компании, концерн в Германии предложил скидки на новые автомобили владельцам машин, в которых было установлено нелегальное программное обеспечение. Речь шла об обмене по системе трейд-ин автомобилей с 1,6-литровыми дизельными двигателями.

Потеря доли европейского рынка маркой Volkswagen



Доля марки Volkswagen на европейском рынке в первом полугодии 2016 г. упала до самого низкого уровня со времен финансового кризиса. Бренд занял 11,2% рынка вместо 12,1% годом ранее. Хуже было только в 2008 году, когда доля концерна составляла 10,4%. Тем не менее, абсолютные объемы продаж даже выросли: с января по июнь на территории ЕС было продано 875 380 автомобилей Volkswagen, что на 0,8% выше по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. При этом объем европейского рынка вырос на 9,4%.

Возвращение к прибыли



После рекордного убытка, который концерн показал в 2015 г. (чистые потери достигли 1,58 млрд евро), Volkswagen вновь начал приносить прибыль в начале 2016 года. В первом квартале операционная прибыль составила 3,1 млрд евро, что на 5,9% меньше, чем за аналогичный период 2015 года. При этом чистая прибыль компании упала на 20% до 2,36 млрд евро, а выручка компании снизилась на 3,4% до 50,96 млрд евро, но в минус концерн уже не работал. При этом восточные рынки вообще не заметили «дизельгейта» – операционная прибыль Volkswagen в Китае без учета совместных предприятий выросла на 3,4%, до 3,4 млрд евро.

Сервисная кампания в России



Сразу после начала скандала глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович уверил общественность, что России «дизельгейт» не коснется, поскольку у нас рынок дизельных машин слишком мал, а в действующие экологические нормы немецкие автомобили вписываются с запасом. Тем не менее, в феврале Volkswagen объявил о начале кампании по обновлению программного обеспечения блока управления двигателем на 43 тыс. автомобилей концерна, проданных в России в период с 2008 по 2015 гг. и оборудованных дизельными двигателями серии ЕА189 объемом 1,6 и 2,0 литра.

"Дизельгейт": не все иски к Volkswagen будут удовлетворены

О манипуляциях VW с программным обеспечением дизельных автомобилей стало известно в 2015 году. Срок давности по "дизельгейту" в Германии истек в конце 2018 года, указали в Федеральной судебной палате.

Иски автовладельцев к концерну Volkswagen в связи с использованием программного обеспечения, позволяющего занижать показатели содержания вредных веществ в выхлопных газах автомобиля, поданные после 2018 года, судя по всему, не будут удовлетворены. В понедельник, 14 декабря, Федеральная судебная палата Германии вынесла предварительное решение, согласно которому срок давности по так называемому "дизельгейту" составляет три года.

Отклоняться от этого правила, по мнению председательствующего судьи Штефана Зайтерса (Stephan Seiters), можно лишь в исключительных случаях. Срок давности правонарушения исчисляется с того момента, когда пострадавший узнал о причиненном ему ущербе или об обстоятельствах, которые свидетельствуют о незаконных действиях продавца, уточнил Зайтерс .

О манипуляциях концерна Volkswagen с программным обеспечением автомобилей с дизельным двигателем стало известно в сентябре 2015 года в результате расследований, инициированных властями США . В конце сентября VW официально признал, что на нескольких миллионах автомобилей, проданных во всем мире, было установлено программное обеспечение, которое позволяло манипулировать тестами на соответствие дизельных двигателей экологическим стандартам.

Сколько стоил VW дизельный скандал

К лету 2020 года "дизельгейт" уже обошелся VW более чем в 30 млрд евро. Большая часть этих денег ушла на штрафные и компенсационные выплаты в США . Что касается исков обманутых клиентов к концерну в Германии , то несколько высших земельных судов отклонили их. Однако это обстоятельство, по мнению Федеральной судебной палаты, никак не повлияло на возможность пострадавших обратиться с иском в суд до конца 2018 года.

В апреле 2020 года концерн сообщил о заключении мирного соглашения с 235 тысячами автовладельцев в Германии , в рамках которого им будут выплачены компенсации на общую сумму 750 млн евро.

По данным агентства Reuters, в 2019 и 2020 году к концерну VW в Германии было подано 9000 исков.

Volkswagen: история одной махинации

Разоблачение

Сентябрь 2015 года. Агентство по охране окружающей среды США (EPA) публикует сенсационное расследование. Утверждается, что минимум на полумиллионе автомобилей Volkswagen с дизельными двигателями установлено программное обеспечение, которое позволяет обходить стандарты. Выброс вредных веществ превышал норму почти в 40 раз. Автоконцерну грозит штраф в размере ни много ни мало 18 миллиардов долларов.

Volkswagen: история одной махинации

Их предупреждали

Между тем в мае 2014 года авторитетный американский институт ICTT (International Council on Clean Transportation) уже обращал внимание EPA, что выхлопные показатели у некоторых автомобилей Volkswagen значительно выше, чем разрешено законом. Реакции от Volkswagen не последовало.

Volkswagen: история одной махинации

Корнями в прошлое

Вскоре выяснилось, что решение о манипуляциях было принято автоконцерном еще в 2005 году - для укрепления на американском рынке. Во время рекламной кампании в США Volkswagen использовал слоган Clean Diesel, утверждая, что дизельные автомобили - это экологично и надежно.

Volkswagen: история одной махинации

Затронуты миллионы машин

О том, что будут отозваны миллионы автомобилей, начали говорить почти сразу. Но окончательную цифру не озвучили. Вначале сообщалось о 11 миллионах автомобилей по всему миру. Затем - о 8,5 миллионах автомобилей в Европе. В октябре объявили, что отозваны будут 2,5 миллиона машин в Германии . Акция начнется в 2016 году.

Volkswagen: история одной махинации

Вот злонравия достойные плоды

Мартин Винтеркорн (Martin Winterkorn), экс-глава Volkswagen, пережил крушение карьеры. Еще в апреле он добился продления контракта, но спустя ровно неделю после первых публикаций EPA подал в отставку. Еще через несколько дней против него открыли уголовное дело. Далее VW заявил о возможности гражданского иска к Винтеркорну . Также прошел слух, что он покинет все посты в концерне.

Volkswagen: история одной махинации

ФРГ подтверждает махинации

Министр транспорта ФРГ Александр Добриндт (Alexander Dobrindt) сообщил, что VW и в Европе манипулировал системой контроля за выхлопами. Махинации затронули автомобили с дизельными двигателями объемом 1,6 и 2,0 литра. В ноябре 2015 года прокуратура сообщила о новом уголовном деле против VW: на сей раз речь идет об уклонении от уплаты налогов.

Volkswagen: история одной махинации

Запрет на продажу, далее - на эксплуатацию

Швейцария ввела запрет на продажу ряда автомобилей Volkswagen. В октябре Калифорнийский совет по ресурсам атмосферы (CARB) выдвинул ультиматум автоконцерну: в случае отказа доукомплектовывать проблемные автомобили CARB обещал добиваться запрета на эксплуатацию машин VW. Схожие проблемы наблюдаются и в других странах.

Volkswagen: история одной махинации

"Я ничего не знал"

От исполнения своих обязанностей отстранены топ-менеджеры дочерних компаний VW - Ульрих Хакенберг (Ulrich Hackenberg) из Audi и Вольфганг Хац (Wolfgang Hatz) из Porsche. Угроза отставки нависает также над руководителем представительства VW в США - Майклом Хорном , но ему удается сохранить свой пост. Возможно, в том числе благодаря собственным уверениям, что он якобы "ничего не знал".

Volkswagen: история одной махинации

Обыски на заводах и в частных домах

В октябре 2015 года на головном заводе Volkswagen в Вольфсбурге прошли обыски. Были изъяты документы и носители данных. Также обыску подверглись квартиры высокопоставленных сотрудников. Спустя десять дней - новое испытание: обыск во Франции , на заводе VW в городе Виллер-Котре . Французское Ведомство по защите прав потребителей инициировало свое расследование махинаций VW.

Volkswagen: история одной махинации

Впервые за 20 лет квартальный убыток

Автоконцерн выделяет 6,7 млрд евро на отзыв 11 млн автомобилей. Следствие этих гигантских трат - первый за 20 лет квартальный убыток VW. По итогам третьего квартала 2015 года Volkswagen показал чистый убыток в размере 1,67 млрд евро. Операционные потери - 3,5 млрд. Сообщается, что сразу после публикации EPA машины VW продавали в автосалонах с колоссальными скидками - чтобы хоть что-то продать.

Суд обязал Volkswagen выплатить компенсации пострадавшим от «дизельгейта»

Фото: Fabian Bimmer / Reuters

Суд в Германии признал право владельцев автомобилей с дизельными двигателями, пострадавших в рамках так называемого дизельгейта, потребовать компенсации у Volkswagen. Об этом со ссылкой на постановление Федеральной судебной палаты Германии сообщает Deutsche Welle.

Суд подтвердил решение земельного суда в Кобленце по делу одного из пострадавших владельцев, который купил Volkswagen Sharan. Клиент был убежден, что покупает экологичный автомобиль, но позже в ходе проверки это не подтвердилось. По решению суда Volkswagen обязан выплатить клиенту €25,6 тыс. плюс проценты.

В то же время суд признал, что все пострадавшие владельцы автомобилей могут вернуть Volkswagen свои машины и рассчитывать на компенсацию. Ее размер будет определяться с учетом пробега автомобиля. Сейчас в немецких судах на рассмотрении находится 60 тыс. подобных исков.

Герберт Дисс

В июне 2018 года суд признал Volkswagen виновным в махинациях с программным обеспечением в 2007–2015 годах. Оказалось, что сотрудники компании, чтобы обойти экологические тесты в США, устанавливали на дизельные автомобили программное обеспечение, которое занижало реальные показатели выбросов вредных веществ. За это суд оштрафовал компанию на €1 млрд. Позже концерн согласился заплатить регулирующим органам США в общей сложности $4,3 млрд, чтобы закрыть историю «дизельгейта».

В начале этого года Volkswagen за введение покупателей в заблуждение об уровне выброса вредных веществ оштрафовали уже в Польше. Управление защиты конкуренции и потребителей страны выписало компании штраф в размере 120 млн злотых, или около $29 млн, сообщало «Радио Польша».

«Дизельный скандал» вокруг Volkswagen: неожиданность или первая ласточка?


Итак, факт уже официально подтвержден: обман действительно имел место. В центре скандала, по текущим заявлениям, находится только один двигатель: двухлитровый четырехцилиндровый турбодизель EA 189. Но вот нарушения, им производимые, действительно заслуживают внимания.

Дело вот в чем: благодаря хитрому программному обеспечению, зашитому в блоке управления, двигатель мог работать «в двух режимах». Когда автомобиль подвергался стендовым испытаниям на предмет функциональных характеристик, таких как расход топлива и содержание вредных веществ в отработанных газах, система контроля за выбросами работала на полную мощность, показывая впечатляющие характеристики, отвечающие современным требованиям норм Euro. Когда же машина оказывалась на дороге, «обманное устройство» срабатывало как переключатель, переводя мотор и систему контроля в другой режим, в котором показатели выбросов оксида азота, например, могли быть выше установленных американским Агентством по охране окружающей среды от 10 до 40 раз! Более того, само устройство не было простецким: оно могло с высочайшей точностью определить, находится ли автомобиль на тестовом стенде или в дорожных условиях, контролируя положение руля, время работы двигателя, скорость автомобиля и даже атмосферное давление!

82.jpg

Также впечатляет ход событий, предшествующих «публичному поруганию», ведь все это стало известно не в одночасье. На самом деле, история уходит корнями еще в середину 2014 года, когда завышенные показатели выбросов после тестов стали предметом обсуждения в США. В Volkswagen при этом… продолжали утверждать, что подобные несоответствия – результат «непредусмотренных дорожных условий», «неучтенных особенностей использования» и прочих побочных факторов. Более того, в конце того же года был проведен масштабный отзыв автомобилей, связанный с этим вопросом. Однако вместо того, чтобы воспользоваться им и незаметно избавиться от доказательств обмана, в Volkswagen решили оставить все как есть. Результат не заставил себя долго ждать – дальнейшее изучение вопроса специалистами EPA (того самого Агентства по охране окружающей среды) выявило причины, а в сентябре этого года представители немецкого концерна официально признали наличие в системе электронного обманного устройства.

Говоря о вышеупомянутой отзывной кампании, можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: возможно, заставив двигатель работать «по-честному», выдавая заявленные показатели выбросов, двигатели подвергли бы дополнительной нагрузке, которая, как можно очевидно предположить, не учитывалась как рабочая. В результате, получив ухудшившиеся показатели нагрева двигателя (а как следствие, и надежности), расхода и разгонной динамики, взбунтовались бы уже покупатели – а это было бы чревато куда большим «отрывом от реальности». В текущей же ситуации автовладельцы, хоть и оказались обмануты, не слишком пострадали – ну в самом деле, кто будет волноваться о том, что его Passat «выдохнул» чуть больше нормы.

83.jpg

Что ответили в Volkswagen

Безусловно, говорить здесь о «случайности» или умысле одного из инженеров, непосредственно работавших над системой, не приходится. В этом должны были быть задействованы все, кто так или иначе принимал участие в технической подготовке автомобилей. А это уже пахнет чем-то более неприятным, чем разовый акт обмана. Тем интереснее и во многом страннее заявления, которые сделали представители Volkswagen.

Лишь Михаэль Хорн – Президент и CEO американского подразделения концерна – выразился достаточно точно:

«Мы полностью облажались».

Фраза, взятая из его речи, не вырвана из контекста – он полностью признал, что компания вела себя нечестно и должна привести автомобили в соответствие с требованиями и исключить подобные прецеденты в будущем. И это выглядит наиболее точным и правильным заявлением, особенно если принять его за искреннее и непосредственное признание и руководство к действию.

Конечно, топ-менеджмент компании таких высказываний себе позволить, скорее всего, не мог, но и то, что заявил глава Volkswagen Мартин Винтеркорн, звучит несколько… необычно. Помимо публичных извинений, с которыми он выступил, сказав, что «лично глубоко сожалеет о том, что компания подорвала доверие своих покупателей и широкой публики», он пообещал, что они будут полностью открыто и честно сотрудничать со всеми вовлеченными в это дело организациями и даже более того – инициировали независимое расследование. Но куда более необычно звучат слова г-на Винтеркорна о том, что компания «не допускает и не будет допускать нарушений внутрикорпоративных правил и государственного законодательства». Как именно трактовать подобную подачу проблемы – пока неясно, ибо, сознательно нарушая законодательство в течение семи лет, трудно заявлять о недопустимости подобных действий. Возможно, это косвенно говорит о том, что глава компании не был осведомлен о происходящем, а теперь обещает, что виновные будут выявлены и понесут наказание… но именно об этом ли речь? Пока вопрос. С другой стороны, трудно поверить в то, что глава компании не имеет понятия о том, что в ней происходит. А это уже совсем другая история…

84.jpg

Последствия

Последствия нарушения, с которыми придется столкнуться концерну, также достаточно ясны. Прежде всего, все новые автомобили, оснащенные «нелегальным» двигателем, сняты с продажи – дилеры уже получили соответствующие предписания. Также не будут продаваться подержанные автомобили, подпадающие под запрет, – во всяком случае, те, что осели у дилеров марки. В ближайшем будущем, очевидно, стоит ожидать еще одного массового отзыва всех подобных машин, которых, напомним, под полмиллиона, причем это не только Volkswagen: помимо Golf, Jetta, Beetle и Passat под отзыв попадут и Audi A3, имеющие под капотом двухлитровый дизель.

Второй частью наказания, естественно, станут штрафы. Пока Volkswagen не были предъявлены конкретные обвинения и суммы к оплате, но стоит ожидать, что таковые будут, причем существенные. По разным оценкам, потери только из-за отзывной кампании могут составить до 11 миллиардов евро, а учитывая то, что речь идет о США, можно ждать весьма серьезных финансовых штрафных санкций. Так что 6,5 миллиардов евро, уже выделенных концерном для решения этого вопроса, скорее всего, и не хватит.

Кроме того, несмотря на то, что, как мы уже сказали, речь идет именно о США, репутация компании пострадает в общемировом масштабе. Представители Volkswagen в других странах «открещиваются» от обвинений, справедливо указывая на то, что американские экологические нормы и стандарты не идентичны европейским и общемировым, да и вообще заявляют, что не были осведомлены о подобном ходе событий. Однако все это не мешает акциям компании терять в стоимости – в ходе биржевых торгов сумма потерь в стоимости акций концерна уже составила около 15 миллиардов евро, и это, возможно, еще не конечная точка.

84.jpg

Но мораль сей басни – в другом

На самом деле, стоит взглянуть на ситуацию шире, чем на просто конкретное нарушение конкретной компанией конкретного закона. Вопрос стоит гораздо более глобально: где предел традиционных двигателей внутреннего сгорания? Еще в материале о гибридных автомобилях мы говорили о том, что все эти «гибридные эко-тренды» в большинстве своем прежде всего продиктованы не желанием автопроизводителей создавать такие машины, а банальной необходимостью укладываться в ужесточающиеся требования. Экономия пары литров бензина не стоит того, чтобы разрабатывать и совершенствовать сложные бензоэлектрические трансмиссии, тратя на это огромное количество сил, денег и человеческих ресурсов. Но сочетание ДВС и электромотора позволяет показать столь желанные цифры выбросов на 100 километров, без которых не удастся получить сертификацию.

В погоне за цифрами инженеры разрабатывают все более и более сложные системы очистки выхлопа, каталитической нейтрализации, впрыска мочевины и сажевые фильтры. Двигатели все больше «душат», при этом выжимая из них все соки двумя-тремя турбинами в ущерб ресурсу. «Даунсайзинг» из смешного нового словечка превратился в суровую реальность, заставляющую оснащать седаны бизнес-класса литровыми турботрещотками, а премиальные крейсеры – четырехцилиндровыми моторчиками. Так стоит ли удивляться тому, что в этих условиях рождается столь банальная вещь, как обман?

Не будем «желтить страницы», выдумывая теории всемирного заговора. Но на самом деле предпосылки для массового обмана и обхода регламентов уже давно есть. Разумеется, сейчас, на фоне публичной порки Volkswagen, все будут отрицать свою причастность к подобным фальсификациям. Однако нам кажется, что в обозримом будущем мы можем стать свидетелями того, как «на лобное место» будут выводить все новых и новых «изобретателей устройств для помутнения воды». Главный вопрос здесь – будут ли. Ведь наглядно видно, что технологически мы подошли к тому пределу, когда замаскировать фальсификацию можно почти идеально, а скрывать ее – почти бесконечно долго. Семь лет – это немалый срок для «пробы пера». Посмотрим, каких вершин каллиграфии могут достигнуть автоконцерны, стоящие на грани добра и зла, между экологией и технологией.

Читайте также: