До какого года выпускали ваз 2102

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

История ВАЗ 2102

Электромобиль-фургон ВАЗ 2801 на базе серийного универсала ВАЗ 2102. У электроверсии "двушки" отсутствовали задние пассажирские двери (на их месте располагались лючки для доступа к аккумуляторам) и задние боковые стекла, а грузовой отсек был закрыт металлическими гофрированными филенками. Первый образец такого электрофургона, получивший обозначение ВАЗ 2102Э (впоследствии ВАЗ 21029) был спроектирован и изготовлен на ВАЗе в 1976 году. А уже в 1979 году впервые в истории завода состоялись его приёмочные испытания. На основании результатов комиссия рекомендовала электромобиль-фургон ВАЗ 21029 для постановки на производство, которое должно было начаться с выпуска опытно-промышленной партии. Такая партия общим количеством 47 штук была выпущена в 1980-81 гг. К тому времени фургон обзавёлся лёгкой алюминиевой рамой и получил новый индекс — ВАЗ 2801. Часть этих машин эксплуатировалась на самом ВАЗе и в Тольятти на почтовых перевозках, часть – в московском автокомбинате № 34, остальные были переданы для проведения эксплутационных испытаний в различные города – Запорожье, Киев и Симферополь. Однако, дальше опытно-промышленной партии дело так и не пошло. В силу различных проблем, дальнейшая разработка автомобиля была прекращена, а позже полностью свёрнута.

Lada 1200 Combi (21022) '1976–85

Модификация ВАЗ-2102 с правым расположением органов рулевого управления, предназначенная для экспорта в страны с левосторонним движением. Двигатель – стандартный ВАЗ-2101. Дополнительно комплектовались стеклоочистителем и омывателем стекла пятой двери, сиденьями от ВАЗ-2106 с подголовниками.

Lada 1500 ES 5-door Estate (21026) '10.1977–03.1980

Версия для рынка Великобритании (двиг. 1,5 л.), с виниловой крышей и декоративными полосами вдоль бортов кузова. Из особенностей конструкции можно выделить дополнительный утолщенный металл в крыше, панелях кузова и шасси, усиленную трансмиссию, сцепление и систему выпуска, сверхпрочный стартер и аккумуляторную батарею для всех погодных условий, а также дисковые тормоза передних колес. Перед окраской кузова на заводе проводилась элекростатическая, а затем антикоррозийная обработка, связанные с особенностями климатических условий Туманного Альбиона. Базовое оснащение этого универсала тяговитым силовым агрегатом объемом 1452 куб. см. позволяло использовать его в еще более практичных целях, например для буксировки прицепа-дачи. Наряду с другими британскими версиями Lada этот автомобиль проходил 39 обязательных стадий промежуточной проверки в Центре Импорта Lada перед дальнейшей отправкой местным дилерам. Последние, в свою очередь, осуществляли еще 59 пунктов обязательной проверки.

Lada 1500 5-door Estate (21026) '10.1977–10.1985
77 л.с., 1.5 л

ВАЗ-2102, особенности комплектаций, 1971-1986 г.в.

В 1971 году на ВАЗе был запущен в серийное производство универсал ВАЗ-2102, который производился до 1986 года, за 15 лет с конвейера сошли 666 989 универсала в различных модификациях, более 70% выпущенных универсалов были отправлены на экспорт, в том числе в развитые капиталистические страны. Во многих источниках имеется информация, что ВАЗ-2102 является лицензионной копией итальянского автомобиля Fiat 124 Familiare, это не совсем верно, в конструкцию ВАЗ-2102 было внесено более тысячи конструктивных изменений по отношению к исходной конструкции Fiat 124 Familiare, за счет внесенных изменений ВАЗ-2102 выигрывал в долговечности, грузоподъемности, динамике и другим эксплуатационным качествам, что позволило универсалу ВАЗ-2102 вытеснить с европейского рынка Fiat 124 Familiare, и с 1974 года занять его нищи в сегментах продаж универсалов данного класса. В СССР ВАЗ-2102 не был так популярен как на Западе, тем более не был «культовым», как описывают во многих современных источниках, большинство приверженцев ВАЗов предпочитали покупать седаны, а ВАЗ-2102 брали по остаточному принципу: «лучше такой, чем никакой». Были конечно и те, кто хотел только ВАЗ-2102, в частности мой сосед по гаражу, у которого были в разное время ВАЗ-2102 1971 года, ВАЗ-2102 1975 года, ВАЗ-21021-02 1979 года, ВАЗ-21021-05 1985 года. Причин нежелания покупать ВАЗ-2102 было несколько, первая причина заключалась в том, что ВАЗ-2102 стоил в разное время на 500-700 руб. дороже базовой модели ВАЗ-2101, вторая причина, заключалась в том, что немногие были готовы перегружать и гробить дорогой в ремонте, малодоступный в приобретении автомобиль, в отпуск ездили не более раза в год, третья причина заключалась в том, что при ударе в заднюю часть, кузов ВАЗ-2102 получал повреждения со смещением базовых точек, и отремонтировать его в кустарно-гаражных условиях было проблематично, а порой невозможно, а доступ на АвтоВАЗтехобслуживание был для большинства автолюбителей недоступен, в очередях на кузовной ремонт и покраску стояли годами. Приверженцы универсалов, в простонародье «сараев», которые планировали их жестко эксплуатировать, предпочитали покупать Москвич-426/427/2137, Иж-комби 2125. Москвичи универсалы и лифтбеки Иж-комби были крепки, надежны, версии с двигателем УЗАМ-412 под бензин АИ-93, легко переводились на А-76, без ущерба для двигателя, путем замены поршней и трамблера. Цена вопроса по дефорсированию двигателя УЗАМ-412 в автохозяйствах, где были Москвичи, составляла, в среднем, две бутылки водки. В Москве, в частности, был 41-й Автокомбинат, который эксплуатировал несколько сотен ижевских каблуков и азлковских почтовых фургонов, там можно было договориться на ремонт любой сложности, по ценам несопоставимым со СТО. Любые запчасти к Москвичам, в отличие от ВАЗов, можно было купить в магазинах, или достать по дешевке в госсекторе, а не покупать втридорога у барыг.

ВАЗ-2102 имел множество экспортных комплектаций и модификаций, которые различались не только моделями двигателей, проводкой, салонами, но и кузовами, сваренными под конкретную комплектацию. С 1971 года по 1973 год, ВАЗ-2102 имел единую базовую комплектацию, хорошо знакомую советским автолюбителям, отличительной особенностью ранних ВАЗ-2102 была комплектация шинами М-130А (6.45-13) и камерами Московского шинного завода, диски были оригинальными, имели отверстие большего диаметра под вентиль «москвичевских» камер, с массовым переходом на шины ИЯ-170 диаметр отверстия под вентиль был уменьшен, для применения унифицированных камер, подходивших ко всему модельному ряду ВАЗов. Владельцы ранних двоек, укомплектованных дисками под «москвичевские» камеры, находились в начале 70-х в более выгодном положении, по сравнению владельцами ВАЗ-2101/2103, купить «москвичевские» камеры было намного проще, чем «жигулевские», в 1973-74 годах встречались колеса с ИЯ-170 и «москвичевскими» камерами, причем не только на ВАЗ-2102, но и на ранних ВАЗ-2103. В СССР и в соцстранах в основном продавали две модели «чистый» ВАЗ-2102, мало отличающийся от первенца, в 1976 году получил «в подарок» от модернизированного ВАЗ-2101 фонарь заднего хода, измененный педальный узел, подвесную педаль акселератора, с 1976 года выпускался ВАЗ-21021 с двигателем 21011, торпедо 21011, оснащенный трешечным ножным омывателем лобового стекла, в конце 1979 года появился ВАЗ-21021-02, получивший модернизированную переднюю проводку 21011, электроомыватель лобового стекла, торпедо 21011, руль 21011, трехрожковый подрулевой переключатель, экспортный вариант имел наружную облицовку 21011 (передняя панель с продувами, решетка с мелкими ячейками, бампера без клыков с резиновым демпфером, катафоты поворотников), передние сиденья, карты дверей, фактура обивки заднего сидения и багажника, соответствовали фактуре 21011. В таком исполнении ВАЗ-21021-02 редко, но попадался на просторах СССР. Были и комбинации комплектаций ВАЗ-21021-02, кузов чисто 2102, торпедо и проводка 21011, сиденья и обивка 2102, выпускали в подобной комплектации и ВАЗ-2102-01 с двигателем 2101. Очень редко в личном пользовании встречалась модификация ВАЗ-21023, «чистая утилитарная двойка» с двигателем 2103, в основном такие универсалы для внутреннего рынка ВАЗ выпускал по заказу МВД. Гораздо интереснее были экспортные варианты вазовских универсалов для рынков капиталистических стран в комплектациях недоступных для внутреннего рынка СССР. Меня всегда поражало наплевательское отношение к внутреннему потребителю, которому были доступны только утилитарные версии, лишенные комплектаций повышавших пассивную безопасность автомобилей, улучшавшими эксплуатационные потребительские свойства. В начале 70-х ВАЗ готовил к производству люксовый универсал на базе ВАЗ-2103 параллельно с седаном, который получил индекс ВАЗ-2104, было изготовлено три опытных образца, выявивших разбалансировку развесовки автомобиля по сравнению с ВАЗ-2102, требовалась кропотливая доводка конструкции в целом, времени не хватало, все резервы были направлены на доводку седана ВАЗ-2103 для серийного производства.

ВАЗ‑2102 Жигули: тест-драйв той самой «Двойки»

Словно и не было этих почти уже пяти десятков лет! И хотя эта светлая «двойка» поздняя — начала 1980‑х, в памяти тут же всплыла первая встреча. Казалось, почти весь наш окраинный микрорайон собрался у незнакомого темно-зеленого универсала, который первым в наших краях купил ветеран войны, школьный преподаватель труда.

Дело было в 1971 году. Жигули ВАЗ‑2101 стали уже более-менее привычными, а «двойки» на улицах только появлялись и были в диковинку. К тому же в СССР до начала 1970‑х у частников вообще было ничтожно мало универсалов, и «двойке» предстояло стать первым таким массовым автомобилем.

Остановить мгновение

Миллионы Жигулей еще ездят и ездят по нашим дорогам, посему ездовые повадки вазовской «классики» совсем не откровение. Но если не сидел за рулем подобного автомобиля хотя бы лет десять, интересно освежить впечатления. А уж тем более — за рулем «двойки», которую, особенно в таком состоянии, нынче встретишь не часто.

У этой машины мотор 1,3‑литровый, 69‑сильный. А ведь основным был 64‑сильный, объемом 1,2 литра. Чтобы удерживаться в современном потоке, даже на 69‑сильной машине приходится часто вдавливать педаль в пол, ну или почти в пол. Разгон до 100 км — около 25 секунд, сегодня это вызывает саркастическую улыбку. Да и тормозá без усилителя ­требуют повышенного внимания.

Забавно вспоминать статью из «За рулем» начала 1970‑х с советами-предупреждениями владельцам Жигулей, пересевшим на них с машин выпуска 1950–1960‑х годов, - многие излишне резко разгонялись и тормозили, провоцируя аварии. Именно в отношении Жигулей в шоферских кругах впервые стало звучать: «Не чувствую скорости!».

И руль тогда никому не казался тяжелым. Водители давно привыкли к куда бóльшим усилиям. А некоторые и вовсе не знали, что бывает рулевое с усилителем. Впрочем, мне показалось, что на этой машине руль полегче, чем на вазовской «классике» поздних лет выпуска. А на ней в свое время поездить довелось тоже немало. К слову, рулевое на этой «двойке» исправно, люфтов нет. Неужели тогда точнее делали детали? Или лучше собирали? Или во мне просто говорит симпатия именно к этому, довольно редкому теперь автомобилю?

Что здесь точно хорошо, так это механизм переключения передач — четкий, легкий, с коротким ходом (иные современные автомобили позавидуют) — и прекрасная обзорность. Словно в аквариуме сидишь — и оттого не так остро чувствуешь нехватку правого наружного зеркала.

В общем, прогресс прогрессом, а на такой машине и сегодня можно ездить каждый день. Хотя и с бóльшим напрягом, чем на современных. А ведь в начале 1970‑х Жигули вообще и ВАЗ‑2102 в частности стали революцией не только в промышленности, но и во всей жизни СССР.

РЕДКОСТИ НОМЕР ДВА

Среди родственников «двойки» были довольно редкие и очень редкие версии.

Время «уни»

Начало семидесятых — эпоха очень интересная и во многом революционная. В частности, ее хорошо характеризует приставка «уни». Слово «унисекс» еще не было в ходу, но расклешенные брюки (у счастливчиков — джинсы) и рубашки-батники уже носили молодые граждане СССР обоих полов. Да и прическами они иногда не сильно отличались друг от друга. В 1970‑м в СССР открылся первый универсам. Огромный магазин самообслуживания — невиданное для страны явление.

А вот и ВАЗ‑2102! До него автомобилей-универсалов в частном пользовании в Союзе, напомню, почти и не было. Москвичи с такими кузовами выпускали в небольших количествах, и шли они преимущественно в госучреждения. А уж Волгами-универсалами и вовсе владели единицы, в основном знаменитости. А тут — новая массовая грузопассажирская машина с большим багажником и со знакомыми по «первым» Жигулям удивительными и приятными качествами.

Гаражные разговоры тех лет были полны восторгами, вызываемыми не только динамикой Жигулей, но и, например, отопителем салона. Эти машины стали, пожалуй, первыми отечественными, в которых зимой можно было смело снять верхнюю одежду. А еще автолюбители радовались уверенному зимнему пуску, недоумевая, почему наши машины заводятся с трудом, а южный Fiat — запросто?

К слову, Fiat 124, лицензию на который купили в конце 1960‑х, изрядно переделали. В частности, сильно изменили двигатель, сделав его верхневальным, отказались от дисковых тормозов сзади, усилили подвеску и кузов. Откровением для владельцев Жигулей стало и то, что первые два-три года автомобили не требовали серьезного вмешательства: знай меняй масло. Армию автолюбителей стали массово пополнять те, кто не был готов освоить профессию слесаря. Трудно ведь требовать от дирижера, врача или, скажем, директора магазина, чтобы он по выходным лежал под любимой машиной с гаечными ключами.

Вместе с Жигулями в страну пришла новая фирменная сеть ремонтных станций — АвтоВАЗтехобслуживание. Предполагалось, что на СТО быстро и хорошо выполнят профилактику или отремонтируют автомобили всех рядовых советских граждан. На деле всё оказалось куда менее радужно. Итальянцам, вероятно, не могло прийти в голову, что их Фиаты в Союзе будут гонять в хвост и в гриву десятилетиями. Те, кто создавали огромный завод в Тольятти, тоже об этом как-то не задумались. Как и о том, что зимой, особенно на просоленных московских улицах, машины начнут гнить на глазах. Всё это наложилось на рост производства, рационализацию и, как следствие, вполне логичное снижение качества комплектующих и сборки. В результате вместе с «поголовьем» Жигулей рос дефицит запчастей. СТО с нагрузкой не справлялись, да и вообще царившая там атмосфера не способствовала удовлетворению насущных потребностей рядовых ­автолюбителей.

Спасали опять же слесарные, а заодно жестяные и малярные навыки владельцев машин, гаражные умельцы, а также целая отрасль технических знаний, которую можно бы назвать «поддержанием и сохранением Жигулей в рабочем состоянии вопреки времени, пробегу и дефициту».

Но всё это будет потом. А пока, в начале 1970‑х, комфортные, динамичные и надежные машины доставляли первым счастливым владельцам в основном только радость.

ЧТО ПОЧЕМ?

В 1970‑е годы советские Жигули в значительных масштабах экспортировались, в том числе в Западную Европу. Сколько они стоили по сравнению с конкурентами? Сравним ВАЗ‑2102 в базовой комплектации (1,2 л, 64 л.с.) с одноклассниками на рынке Западной Германии, например в 1976 году. Lada 1200 Kombi была самой дешевой среди конкурентов и стоила 8050 немецких марок (DM).

ВАЗ 2102

ВАЗ 2102

Досталась она мне по наследству. До этого ВАЗ 2102 стояла 9 лет, причём в разобранном виде. Состояние было плачевное, но в моём-то возрасте (19 лет) море по колено. Загорелся я восстановлением не на шутку, главное, думаю, чтоб деньги раньше желания не ушли. Машине 31 год, поменяла 3 хозяев, что жестко сказалось на состоянии кузова. Коррозия просто буйствовала. Нужно было переваривать и красить. Естественно, за это дело браться я не решился. Переваривали мне «старушку» почти всю. Потом красили, забрал я уже «скелет», но молодой и блестящий. Далее шла пора сборки. Естественно, много деталей я так и не нашел. Первым делом сделал капитальный ремонт подвески (поменял процентов 80 деталей). Потом занялся тормозами. Поменял все тормозные цилиндры, некоторые трубопроводы, все резиновые шланги, диски, и колодки. Далее шел двигатель, не хочу писать, как я там извращался 2 недели. И наконец, салон. Поставил диски со 185-й резиной, хороший аккумулятор и «в бой». На удивление завелась ВАЗ 2102 почти сразу, но вот после этого началась весёлая жизнь. Менял прокладки, ставил на силикон, ну вот недавно после 1000-й замены масла добился минимального «сочения» масла (когда стоит - в сутки грамм 5 накапывает). Ездил на СТО, так дядька там с умным видом сказал, что добиться полного устранения подтекания масла на ВАЗ 2102 не реально. Обнаружилась новая течь с переднего тормозного цилиндра, благо устранил я ее легко, поменяв медные шайбы. Так что смотрите сами. Руки у меня не корявые, может просто не везет, но по мелочи ВАЗ 2102 мне «жару даёт» регулярно. Хоть поменял я очень много в ней, но чувствую, пока всё новое не поставлю, она мне расслабиться не даст. А вообще, машина ничего так. Багажник — находка не только для дачников и рыбаков, как часто пишут, но и для молодёжи сгодится. Разгонялся до 120 — страшновато, ребята, как то на Жигулях, как будто рядом с взлетающим самолётом стоишь. Часто она меня расстраивает поломками, но после того, как я просижу полночи, копаясь в ней, потом проверю — всё получилось, улыбнусь, похлопаю её по крылу, вот тогда приходит истинное удовольствие. Я думаю, хорошие водители меня поймут.

Достоинства : дешевые запчасти. В багажнике можно комфортно спать. 6 человек или 350 кг - не проблема. Высокое передаточное число главной пары позволяет крутить жука.

Недостатки : кушает много. Шумный двигатель. Недостаточно информативная панель. Слабоватый генератор. 4-ступенчатая КПП. Ещё бы 20 лошадей так, для города.

ВАЗ 2102, 1973 г

История автомобиля началась с покупки в 1989 году ещё моим отцом. В 1990 был установлен новый двигатель (от 2101) и КПП, капитально отремонтирован задний мост. Кузов ВАЗ 2102 был переварен, например пороги и пол из стали 2 мм. С 1991 года и по 2003 год стояла в теплом гараже. После 12-летней стоянки чтобы её завести только потребовалось поставить новый «бегунок», ну и, конечно же, поменять масло. Потом я заменил передние тормозные цилиндры, а для задних купил ремкомплект, поставил новые тормозные шланги, тройник сильно окислился, пришлось заменить, когда менял (как назло) все три трубки отломались. Купил новые. Передние колодки поставил новые, т.к. старые «съели» тормозные диски, сами, причём износились где-то на миллиметр. По двигателю только надо заменить сальники коленвала спереди и сзади, подтекает масло. КПП сделаю 5-ступенчатой. Двигатель ВАЗ 2102 через год-другой хочу переделать в «троечный», налог тот же (блок то старый), а динамика лучше. Буду перекрашивать кузов. Бензин заливаю 92-й, при 95-м приём лучше. Может, переведу на газ. На дороге ВАЗ 2102 ведёт хорошо, но после 110 км/ч некомфортно. Проезжает везде. Техосмотр хочу пройти сам. В принципе с запчастями проблем нет, но кузовные детали на задок проблема. Задние крылья, дверь задка стоят недешево, и достать их трудновато. Утешает только очень редкая надобность их замены. Советую эти детали тщательно защищать от живительного кислорода. Мою «двоечку» менять не собираюсь, хотя есть возможность купить новую машину.

Достоинства : грузоподъемность. Классика 70-х. Хорошие ходовые качества по приемлемым затратам.

Недостатки : возраст.

ВАЗ 2102, 1976 г

За период владения ВАЗ 2102 сделано: ремонт двигателя 1 (сразу после покупки — как выяснилось, последний); 2 замены колпачков; замена головки блока на 450 тыс. км пробега; переборка ходовой части — ежегодно, по причине отличных запчастей и столь же отличных дорог. Ежемесячный пробег от 3 до 5 тыс. км. За время эксплуатации ВАЗ 2102 перевезено грузов, как на КамАЗе. Используется круглый год. За всё время могу вспомнить всего пару случаев, когда встал, но не критично, эту технику можно отремонтировать в кротчайшее время и в любых условиях. При оказании нормального обслуживания, в нашем случае: двигатель родной 1.2, масло 10W40, бесконтактное зажигание. Вообще, по возможности всё от свечей до колёс лучше ставить импортное и лучше из надёжных источников. Трансмиссия 5-ступенчатая, редуктор 2106, вакуумный усилитель тормозов. Такая схема очень удачна для повседневной эксплуатации — неплохо держится в потоке плюс отличная топливная экономичность — 7-8 литров, 70% город, на трассе 90-110 и того меньше — быстрее расход растёт из-за нехватки мощности двигателя и аэродинамики брошенного кирпича, что характерно для авто 70-х. Но даже в сравнении с 2104 в каждой линии ВАЗ 2102 чувствуешь причастность итальянской школы дизайна (для авто 70-80х). В общем, сегодня очень много авто для работы (имел опыт с «Рено Кенго»), отличная техника — удобная, эргономика отличная и т.д., но даже при довольно частых ремонтах ходовой части альтернативы нет. А «рабочий ослик» ВАЗ 2102 не может себе позволить даже 2-3 дней простоя. Повторюсь, что для работы альтернативы пока не вижу, не просто так братья из ближнего зарубежья их до дисков укатывают, а они уж, поверьте, считать умеют. Вот и всё. Всем спасибо за внимание.

Достоинства : крайняя неприхотливость и дешевизна.

Недостатки : эргономика. Безопасность в целом. Поиск качественных запчастей.

ВАЗ 2102, 1989 г

Двигатель 1.3 на ВАЗ 2102 - это надежный агрегат, который не требует много вложений, просто внимание и заботу. В свою очередь не подводил практически никогда, кроме случаев посаженого аккумулятора зимой, и крутого подъема в Горном Алтае при полной загрузке - мощности таки не хватило, пришлось с разгона и не с первого раза, но все-таки подъем был преодолен. Подвеска ВАЗ 2102 очень простая, но за счет жесткого кузова при установке усиленных пружин дорожный просвет позволяет проехать везде, где есть дорога, ну и по небольшому бездорожью тоже можно проехать, точнее, провести груз. Вот собственно самое главное, что требуется от этого автомобиля, благодаря широченной двери для погрузки в отличи от «четверки», в которой задние фонари вроде выступают чуть-чуть, но при погрузке это «чуть-чуть» как раз и не хватает, чтобы засунуть весь груз. Задний диван, который легким движением руки поднимается и опускается спинка, делает объем багажника ВАЗ 2102 неимоверно большим, а при отсутствии переднего пассажира его спинка опускается и полноценных два с лишним метра влезает без проблем. Самое главное неудобство этого автомобиля я узнал, сев в машину товарища ВАЗ 2101 и провалился чуть ли не до земли, огромнейшее спасибо предыдущему владельцу - передние сиденья были заменены на сиденья от какой то Тойоты, хоть они были и выше, но с ростом 170 мне было очень комфортно находиться за рулем. Да еще предыдущий владелец оставил наклейки по всей длине авто после очередной зимы, которые пришлось оторвать вместе с краской до грунта. Это конечно был шок, но недолгий. При помощи болгарки и железной щетки бока ВАЗ 2102 были зачищены и покрашены баночками с грунтовкой и чудом подобранной краской в тон. Итого на каждую сторону от порогов до поворотников ушло по баллону грунта и краски по три слоя каждого. Результат превзошел все ожидания. Вот такой не дорогой и работоспособный автомобиль, если вам нужна рабочая лошадка, то этот авто лучше некуда.

Достоинства : выносливость. Надежность. Багажник.

Недостатки : возраст.

ВАЗ 2102, 1984 г

В процессе эксплуатации оказалось, что ВАЗ 2102 самовоспроизводит ГСМ и бензин. Масло не доливал никогда, а только сливал постоянно, уж думал бизнес открывать - по продаже ГСМ. Бензин ВАЗ 2102 нюхал просто, залил после покупки бак бензина и так и ездил год до момента продажи. Авто очень надёжен оказался, ездил в Омск по трассе, без поломок обошлось. Полёт нормальный был за бортом -40 было, а я в майке и трусах еду и окна открываю. КПП была 4-х ступка, на первой до 50 км/ч а на второй как на коробке автомат. Длинные передачи. Короче разгонял я это чудо более 160 км/ч без пассажиров, примерно 200 может и ехал, но никто не верит, ехал один, ночью. Никто не видел. Ездил я и радовался, автомобиль научил меня основам дрифта, ВАЗ 2102 всегда притягивал много внимания. Если берёте такой ретро-авто, надо понимать, что придётся заварить все двери, иначе от девчонок прохода не будет, устанете выталкивать с сидений их. Короче только радовал меня этот зверь, ничего не вложил, а наоборот забрал. Машина очень надёжная и металл поражает качеством - 1984 год. Не то, что Приоры и Гранты новые. «Двойка», конечно, ломалась, а в целом приносила машина положительные эмоции и ломалась в разы меньше, чем потом «пятнашка» 2005 года инжекторная. Брать русское больше не буду, возьму лучше «Тойоту» Корону Премио или Хонду Инспайр три литра на атвомате.

Лада 2102 1971, универсал, 1 поколение (04.1971 - 04.1986) - технические характеристики и комплектации

Лада 2102 1971 - 1986

В строении передней части кузова «двойка» ничем не отличается от седана — те же круглые фары с большой решеткой посередине и «клыкастый» бампер. Кормовая часть у автомобиля оригинальная — для того, чтобы проем пятой двери был как можно шире, задние комбинированные фонари сделаны небольшими и вертикальными. Доведенная почти до уровня пола кромка двери багажника дополнительно увеличивает проем и упрощает погрузку и разгрузку. Для своего времени «двойка» внешне смотрелась очень динамично — благодаря специфичному наклону крыльев и задней двери в профиль создавалось впечатление, что автомобиль буквально устремлен вперед. Крупные задние стекла и относительно небольшие стойки обеспечивали хороший обзор. Главным же плюсом была возможность сложить второй ряд и получить большую площадку для ночевки или перевозки вещей. Автомобиль имел некоторые отличия в комплектациях (ставился салон от ВАЗ-21011 или ВАЗ-2103), а модернизации соответствовали всем тем изменениям, что переживала «копейка».

Одной из отличительных особенностей первых «жигулей» от своего прообраза стали новые двигатели. Если на Fiat 124 использовались моторы с нижним распредвалом и штанговым приводом клапанов, то у «жигулей» двигатели с индексами 2101 и 2103 имели верхний распредвал и новый карбюратор, а также возможность ручной заводки от «кривого стартера», для которого в бампере специально проделали отверстие — это было одно из обязательных условий адаптации, чтобы автомобиль можно было завести даже при отказе стартера или аккумулятора.

Кроме модернизированных двигателей, новый автомобиль получил усиленный кузов, измененное сцепление, более «живучие» барабанные задние тормоза вместо дисковых. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. Был увеличен и дорожный просвет, т.к. качество дорожного покрытия оставляло желать лучшего. Была значительно усилена подвеска, и тем самым улучшены технические характеристики. Передняя подвеска, к примеру, была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры, ведущий мост. Специально для универсала ВАЗ-2102 была применена более «короткая» главная пара с передаточным числом 4,44 вместо 4,3 — это немного ограничивало автомобиль в скорости, но позволяло двигателю лучше справляться с возросшими усилиями при полной загрузке.

В плане безопасности первые «жигули» — что седан, что универсал — демонстрировали серьезный прогресс по сравнению с прежними автомобилями отечественного производства. Впервые были использованы травмобезопасные наружные ручки дверей. Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида. Была установлена травмобезопасная рулевая колонка, но вот ремни безопасности тогда еще только начали входить в оснащение отечественных автомобилей, и «жигули» еще какое-то время выпускались без них, однако с приходом люксовой модели ВАЗ-2103 ремни безопасности стали обязательными на всех машинах. В машинах на экспорт можно было встретить подголовники передних сидений, задние ремни безопасности и обогреватель заднего стекла, а для универсала также и задний стеклоочиститель.

С 1984 года ВАЗ-2102 выпускался параллельно со своей преемницей, более современной «четверкой» (ВАЗ-2104), пока в 1988 году первый универсал ВАЗ не был снят с производства. Следует отметить, что «двойка» оказалась на редкость живучим автомобилем. Несмотря на свою внешне «интеллигентную» сущность, она составляла серьезную конкуренцию «москвичам» и «ИЖам» (комби и универсалам) даже в сельской местности, где, казалось бы, решающее значение должно было иметь наличие рессор у последних, но более высокая надежность, комфортность, теплый салон давали ВАЗ-2102 определенные преимущества. По достоинству автомобиль оценили заядлые дачники и туристы. К тому же на крышу всегда можно было установить большой трехопорный багажник, который нередко загружали далеко не «по паспорту». Даже спустя три десятилетия после прекращения выпуска модели в продаже все еще можно встретить отдельные ухоженные экземпляры «двойки». Автомобиль нередко становится интересным объектом для тюнинга.

Энциклопедия

ВАЗ 2102

Года производства: 1971—1985 гг.
Всего выпущено: 666989 экземпляров.
Размеры (д х ш х в, мм)
4059x1611x1458
Компоновка: двигатель спереди
Ведущие колеса: задние
Кузов: универсал пятидверный
Максимальная скорость, км/ч: 137
Двигатель: ВАЗ-2101
Число цилиндров: 4
Рабочий объем: 1198 см3
Число клапанов: 8
Расположение: верхнее
Мощность, л.с./кВт: 64/47 при 5600 об/мин
Коробка передач: механическая четырехступенчатая
Тормоза спереди: дисковые
Тормоза сзади: барабанные
Электрооборудование: 12 В
Размер шин: 6.15—13

История создания

ВАЗ 2102 - советский легковой автомобиль, первый универсал завода ВАЗ. Серийно выпускался с 1971 по 1984 год. Базовой моделью для машины послужил седан ВАЗ 2101, но имелся и итальянский аналог - FIAT 124 Familiare. Все изменения, внесенные в ВАЗ 2101 перекочевали и на универсал ВАЗ 2102. Модель имела идентичную с ВАЗ 2101 переднюю часть салона и кузова. Многие запчасти были унифицированы с моделью 2101. За время выпуска, машина неоднократно модернизировалась. Суммарно на разные модификации ставились три двигателя разной мощности.

Автомобиль имел большую грузоподъемность, вплоть до 250 кг. Из-за этого, модернизации подверглась задняя подвеска, получившая усиленные пружины и амортизаторы. Модель имела большой багажник, объем которого можно было увеличить, сложив заднее сидение. Задняя дверь багажника была спроектирована таким образом, чтобы ее кромка совпадала с уровнем пола. Такая конструкция значительно облегчала погрузку и выгрузку багажа. С 1978 года начался выпуск модернизированной версии, с двигателем и элементами отделки от ВАЗ 21011.
Модель ВАЗ 2102, как и модель 2101, шла на экспорт. Экспортные машины оснащались дополнительным оборудованием, например омывателем заднего стекла, а позднее и передними сидениями от ВАЗ 2106.

Дизайн

Внешний облик ВАЗ 2102 практически повторяет дизайн FIAT 124 Familiare с доработками, примененными в ВАЗ 2101. Модель получила большую распашную заднюю дверь и вертикальные задние фонари. Все изменения во внешнем облике автомобиля совпадают с таковыми в ВАЗ 2101.

Двигатель

На модель ВАЗ 2102 за все время выпуска устанавливали три двигателя разной мощности. На первые модели ставили мотор ВАЗ 2101, мощностью 64 л.с. и максимальной скоростью 142 км/ч. Позднее, с 1978 года, выпускалась версия с индексом 21021 с двигателем от 21011 мощностью 69 л.с. и максимальной скоростью 145 км/ч. Последним двигателем, установленным на модель ВАЗ 2102 стал мотор от 2103, мощностью 77 л.с и максимальной скоростью 152 км/ч.

Модификации

ВАЗ-21021 - модификация с двигателем ВАЗ-21011
ВАЗ-21023 - модификация с двигателем ВАЗ-2103
ВАЗ-21032 — прототип с деталями кузова и интерьера ВАЗ-2103, изготовлено 3 штуки.

Технические характеристики
ВАЗ 2102

Размеры ВАЗ 2102

Ниже представлены технические характеристики ВАЗ 2102. В таблице указаны основные характеристики и параметры, размеры кузова, тип подвески и рулевого управления, нагрузки и вес автомобиля, а также расход топлива различных модификаций.

Основные параметры
Колесная формула / ведущие колеса 4x2 / задние
Тип кузова / количество дверей универсал / 5
Компоновочная схема автомобиля заднеприводная
Клиренс (дорожный просвет), мм 170
Объем топливного бака, л 45
Объем багажника, л 345
Подвеска и ходовая часть
Передняя подвеска независимая, на двойных поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, пружинная
Размерность шин 165/80 R13
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные
Колесная база
Колесная база, мм 2424
Ширина передней колеи, мм 1365
Ширина задней колеи, мм 1321
Вес, грузоподъемность, допустимые нагрузки
Масса, кг 1010
Допустимая полная масса, кг 1420
Рулевое управление
Тип рулевого управления червячный редуктор
Размеры
Длина, мм 4059
Ширина, мм 1611
Высота, мм 1458
Марка двигателя ВАЗ 2101 ВАЗ 21011 ВАЗ 2103
Объем двигателя, куб. см 1198 1294 1452
Количество клапанов 8 8 8
Максимальная мощность, л.с. 64 70 77
Тип трансмиссии 4 МКПП 4 МКПП 4 МКПП
Обороты при максимальной мощности, об/мин 5600 5600 5600
Максимальный крутящий момент, Н*м 89 96 106
Обороты при максимальном крутящем моменте, об/мин 3400 3400 3400
Тип двигателя рядный,
4-цилиндровый
рядный,
4-цилиндровый
рядный,
4-цилиндровый
Система питания карбюратор карбюратор карбюратор
Рекомендуемое топливо бензин АИ-92 бензин АИ-92 бензин АИ-92
Расход топлива
Расход топлива в городском цикле, л/100 км 10,8 10,9 10,9
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 8 8,2 8,2
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 9,2 9,4 9,4
Динамические показатели
Время разгона 0-100 км/ч, с 23 20 17
Максимальная скорость, км/ч 137 145 147

Обзор ВАЗ 2102

Технические характеристики ВАЗ 2102

ВАЗ 2102 — первый советский автомобиль с кузовом «универсал». По сути «двойка», как ее прозвали в народе, является лицензионной копией Fiat 124 Familiare. Автомобиль сошел с конвейера Волжского автозавода в 1972 году. Помимо большого багажника, технические характеристики ВАЗ 2102 мало чем отличаются от характеристик своего старшего собрата ВАЗ 2101.

Помимо большого багажника, технические характеристики ВАЗ 2102 мало чем отличаются от характеристик своего старшего собрата — ВАЗ 2101. Приборная панель, а также рабочее место водителя и пассажиров были идентичны таковым у «копейки». Дверка багажника достает до уровня пола, что делает удобным загрузку или разгрузку багажа. Усиленные задние пружины и амортизаторы позволили увеличить грузоподъемность ВАЗ 2102 до 250 кг с двумя пассажирами (или 60 кг с пятью пассажирами в салоне). При этом масса универсала по сравнению с седаном увеличилась на 55 кг.

Характеристики

С момента производства автомобиль оснащался карбюраторным двигателем мощностью 62 л.с., употребляющим для стабильной работы бензин 92-ой марки. В результате увеличившейся нагрузки на двигатель и сцепление было принято решение об увеличении передаточного числа главной пары до 4,44 (до этого было 4,3), использовав так называемую грузовую шестерню.

В 1978 году был налажен выпуск экспортных модификаций ВАЗ 2102. Такие автомобили оснащались стеклоочистителем с омывателем на дверке багажника, сиденьями от ВАЗ 2106 (которые имели подголовники) и новым карбюраторным 4-х цилиндровым двигателем мощностью 77 л.с.

Эпоха народного автомобиля ВАЗ 2102 закончилась летом 1985 года, когда на конвейере уже появилась младшая преемница — «четверка».

ВАЗ-2102

ВАЗ-2102 — советский заднеприводный легковой автомобиль с кузовом типа универсал. Серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1971 года по 1985 год.

  • Записи сообщества
  • Поиск
ВАЗ-2102 запись закреплена

Является лицензионной версией Fiat 124 Familiare, с многочисленными отличиями, аналогичными базовой модели ВАЗ-2101. Первый автомобиль ВАЗ-2102 сошёл с конвейера Волжского автомобильного завода в 1971 году. Затем после начала выпуска преемницы — «четвёрки» ВАЗ-2104 в 1984 году обе машины ещё год выпускались одновременно вплоть до снятия «двойки» с производства летом 1985 года.

ВАЗ-2102 запись закреплена

Новая модель была во многом унифицирована с базовым седаном ВАЗ-2101. Приборная панель и рабочее место водителя идентичны таковым у ВАЗ-2101. Кромка двери багажника доведена до бампера и находится вровень с уровнем пола, что упрощает операции по погрузке и разгрузке.

ВАЗ-2102 запись закреплена
ВАЗ-2102 запись закреплена
ВАЗ-2102 запись закреплена

В дальнейшем завод провёл следующую модернизацию автомобилей:

до 1977 года на генераторах отрицательные диоды были запрессованы в крышку;
в 1983-м проведены изменения электрической части;
карбюраторы 2101 модернизировали в 1974-м и выпускали до 1976 года, третьей серии 2101-1107010-03 (типа «ВЕБЕР») — с 1976 no 1978 год. С 1980 года на машины монтировали новые карбюраторы 2105-1107010-20 (типа «ОЗОН»), которые, по отзывам фактически всех автолюбителей, хуже предыдущих.

ВАЗ-2102 запись закреплена
ВАЗ-2102 запись закреплена

ВАЗ-2102 — Базовая модель имела двигатель ВАЗ-2101 рабочим объёмом 1,2 л и мощностью 62 л. с.
ВАЗ-21021 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л и мощностью 69 л.с.
ВАЗ-21021-01 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с. и приборной панелью от ВАЗ-2103
Показать полностью.
ВАЗ-21021-02 — Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с. и приборной панелью от ВАЗ-21011
ВАЗ-21022 — Модификация с правым расположением органов управления
ВАЗ-21023 - Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1,45 л[1] и мощностью 71 л. с.
ВАЗ-21024 — Модификация, оснащенная двигателем ВАЗ-21011 рабочим объёмом 1,3 л. мощностью 69 л.с., приборной панелью от ВАЗ-21011 и правым рулём.
ВАЗ-21026 - Модификация, оснащенная салоном и двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1,45 л[1] и мощностью 71 л. с. и правым рулём.
ВАЗ-2801 «Электро» — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров. Нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала специальная алюминиевая рама.

Автомобиль ВАЗ-2102 - описание, характеристики, модельный ряд

ВАЗ-2102

Модель автомобиля ВАЗ-2102 начала выпускаться в СССР с 1971 года.

Автомобиль ВАЗ-2102, это тот же ВАЗ-2101, только с кузовом универсал. Кроме кузова были усилены задние пружины, поскольку автомобиль логично предполагалось использовать для перевозки небольших грузов в хозяйстве.

Была изменена коробка передач. В частности число главной пары увеличили с 4,3 до 4,44.

Благодаря этому пустой автомобиль ВАЗ-2102, на скоростях до 100 км/час был более динамичен, чем ВАЗ-2101.

"Двойка”, как ее называли, пользовалась спросом, который был высок и после снятия ее с производства.

Однако в сельской местности на грунтовых дорогах был выявлен ряд недостатков – в первую очередь, это слабая герметизация задней двери. При движении по пыльной грунтовой дороге – пыль частично попадала в салон.

ВАЗ-2102 — Базовая модель с двигателем 1200 куб см, мощностью 62 л. с.

ВАЗ-21021 — Модель с двигателем 1300 куб см и мощностью 69 л.с.

ВАЗ-21021-01 — Модель с двигателем 1300 куб см, мощностью 69 л.с., приборной панелью от ВАЗ-2103

ВАЗ-21021-02 — Модель с салоном от ВАЗ-21011, двигателем 1300 куб. см, мощностью 69 л.с. и приборной панелью от ВАЗ-21011

ВАЗ-21022 — Экспортная модель с правым расположением руля.

ВАЗ-21023 – Модель с салоном и двигателем от ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1450 куб. см., мощностью 71 л. с.

ВАЗ-21024 — Экспортный вариант с двигателем рабочим объёмом 1300 куб. см, мощностью 69 л.с., приборной панелью от ВАЗ-21011 и правым рулём.

ВАЗ-21026 – Экспортный вариант с салоном и двигателем ВАЗ-2103 рабочим объёмом 1450 см. куб., мощностью 71 л. с. и правым рулём.

ВАЗ-2801 «Электро» — электромобили-фургоны, выпущенные тиражом в 47 экземпляров. Нагрузку от никель-цинковых аккумуляторов воспринимала специальная алюминиевая рама.

ВАЗ-2801 «Электро»

В 1974 году на основе ВАЗ-2102 начались разработки электромобиля, который в дальнейшем получил название ВАЗ-2801 «Электро»

В 1975 году был создан опытный образец ВАЗ-2102Э.

Первоначально на автомобиль устанавливались обычные аккумуляторные батареи. Однако в дальнейшем их заменили на никиль-гидридные. Раму кузова сделали алюминиевой для снижения массы.

Мощность двигателя была 17 л.с. Максимальная скорость -87 км/час.

Однако электропривод колес имел громадный крутящий момент и позволял разгоняться до 30 км/час за 4 секунды. Запас хода был примерно 90 км, в зависимости от скорости езды.

Всего было выпущено порядка 47 электромобилей различных модификаций.

Они все эксплуатировались на промышленных предприятиях как служебный автомобиль для подвоза мелкого груза.

Читайте также: