До какого года выпускали ваз 2103

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 04.10.2024

Лада 2103 1972, седан, 1 поколение (02.1972 - 09.1984) - технические характеристики и комплектации

Лада 2103 1972 - 1984

Наиболее разительные отличия 2103 от 2101 касались салона. В «тройке» пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляет 860 мм. В автомобиле установлена совершенно новая и гораздо более информативная панель приборов — с часами, манометром давления масла, тахометром. Если у «копейки» в салоне оставались незакрытыми участки крашенного металла, в «тройке» они были спрятаны под пластиковыми накладками. В багажнике была использована отделка из формованного пластика. В лучшую сторону отличались и комфортабельные сиденья. Измененные материалы обивки салона способствовали также лучшей шумоизоляции, да и визуально добавляли салону более высокое качество. Широкие подлокотники на дверях и в центре заднего сидения предоставляли пассажирам небывалый для малолитражки комфорт.

Полуторалитровый 75-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 19 секунд, что для своего времени считалось очень неплохим показателем. На экспортные модификации ВАЗ-21033 и ВАЗ-21035 устанавливались, соответственно, 1,3-литровые двигатели ВАЗ-21011 мощностью 69 л.с. или более экономичный 64-сильный мотор ВАЗ-2101. Одноименный же двигатель ВАЗ 2103 не просто стал главным для этой модели, но и применялся для установки на автомобили последующих поколений — ВАЗ 2106, 2121, 21053, 2107. С 1974 года «трёшка» принимала участие в различных международных ралли, где ее экипажи не раз завоевывали призовые места.

Ходовая часть ВАЗ-2103 конструктивно идентична всей «классике». Спереди — двухрычажная подвеска, а сзади — неразрезной мост. Благодаря высокому клиренсу и мягким пружинам «тройка» обладает неплохим запасом хода подвески, отлично проглатывает ямы, да и в целом поведение автомобиля на дороге достаточно комфортно, однако малая обратная реакция руля снижает информативность на высоких скоростях — это опять-таки особенность всей ВАЗовской «классики».

В плане безопасности ВАЗ-2103 отличался рядом более современных по сравнению с «копейкой» решений. Например, здесь стали устанавливать усовершенствованную тормозную систему с вакуумным усилителем тормозов и автоматической регулировкой зазоров между задними тормозными колодками и барабаном. Это повысило эксплуатационную надежность и безопасность автомобиля. С началом выпуска «тройки» нормой стало и наличие ремней безопасности, правда, пока только передних. А травмобезопасные утопленные ручки дверей изначально разрабатывались именно для этой модели, но ради унификации были применены и на ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102.

ВАЗ-2103 представлял собой по всем позициям более выигрышный вариант в сравнении с «копейкой» и на протяжении ряда лет считался одним из лучших отечественных автомобилей. К сожалению, за 12 лет выпуска автомобиль практически не модернизировался и концу производства выглядел уже порядком устаревшим. Однако, по большому счету, все последующие образцы ВАЗа попросту являлись дальнейшим копированием и эксплуатацией ранее достигнутого успеха «тройки». Сегодня эта модель, так же как и «копейка», входит в разряд раритетных образцов автомобилестроения советской эпохи, среди которых в продаже иногда можно встретить и полностью аутентичные образцы в хорошем состоянии.

До какого года выпускали ваз 2103

Подписанное 15 августа 1966 года соглашение между компанией FIAT и Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей предусматривало передачу итальянской стороной документации на два автомобиля в исполнениях «норма» и «люкс». Исполнение «норма» было предложено итальянцами в виде автомобилей FIAT-124 и FIAT-124 Familiare, на базе которых были впоследствии созданы ВАЗ-2101 и ВАЗ-2102. А в качестве варианта «люкс» (будущий ВАЗ-2103) был предложен FIAT-125, который однако существенно отличался от FIAT-124 в части двигателя и ходовой части. Учитывая желание советского заказчика иметь унификацию разных по исполнению моделей на уровне 80% (забегая вперед, отметим, что унификация по двигателю достигла 97%), итальянской стороне пришлось изменить свое предложение, выдвинув в качестве альтернативы FIAT-125 улучшенную модификацию базового FIAT-124 - FIAT-124 Speciale. Благо к работе над этой моделью для европейского рынка FIAT приступил примерно в это же время. Таким образом, дальнейшая работа наших инженеров по разработке ВАЗ-2103 велась параллельно с работами итальянской стороны над FIAT-124 Speciale. Оба проекта развивались параллельно и в тесном контакте инженерных работников.
Первая партия машин ВАЗ-2103 в количестве 518 экземпляров была выпущена в IV квартале 1972 года и имела отделку салона, панель приборов, шины, как на ВАЗ-2101, что было связано с отсутствием на тот момент соответствующих деталей нового улучшенного интерьера. Такой вариант получил условное обозначение ВАЗ-2103В (В – временный).
Серийно автомобиль, в том виде в каком мы его знаем сейчас, стал выпускаться на третьей ветке конвейера ВАЗа с 1973 года. Следует отметить, что дизайнерам удалось максимально «развести» экстерьер автомобиля с базовым ВАЗ-2101 за счёт дополнительных элементов отделки, а также сделать салон несколько просторнее и ощутимо комфортабельнее. Отличия в салоне ВАЗ-2103 от ВАЗ-2101 были значительными: пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы и тахометр, изменена полностью. Были введены дополнительные пластиковые накладки, благодаря чему в салоне практически не осталось «голого» металла — в соответствии со стандартами семидесятых годов. салон ВАЗ-2103

Вот как описывал новый ВАЗ-2103 в своей статье в журнале «За рулем» №1/1973 Главный конструктор ВАЗа Владимир Сергеевич Соловьев:
«Облицовочные накладки по всей длине кузова на средней и нижней части боковин (в том числе на крыльях), измененная по сравнению с моделью «2101» облицовка радиатора, решетчатые кольца на колесах и другие декоративные детали хромированы, решетки воздухопритока выполнены из металлизированной пластмассы. Все это в сочетании с приятной окраской кузова придает автомобилю элегантный вид. Цвета окраски будут довольно разнообразными: белый, палевый, светло-серый, серый, светло-синий, темно-синий, зеленый, красный, темно-коричневый, черный и др.
При взгляде на ВАЗ-2103 сразу бросаются в глаза измененные обводы кузова. Более вытянутые передние и задние крылья, подчеркнутые хромированными накладками на боковинах сообщают облику стремительность. Между тем по размерам новая модель мало отличается от ВАЗ-2101, а дорожный просвет остался таким же.
В прямоугольную облицовку радиатора, занимающую всю ширину передка, гармонично вписаны четыре фары, которые, разумеется, обеспечивают более эффективную и равномерную освещенность дороги, чем две на ВАЗ-2101. При включении дальнего света зажигаются все фары, а при ближнем - горят только наружные.
Подфарники стали более широкими, у них двухцветный рассеиватель (оранжевого цвета для указателей поворота и белого для габаритных огней). Боковые указатели поворота, в форме параллелограмма, находятся на передних крыльях и хорошо сочетаются с облицовочными накладками. В декоративной хромированной рамке на задке автомобиля размещены номерной знак и задние фонари большого размера, объединяющие указатели поворота, стоп-сигналы, габаритные огни и катафоты. Под задним бампером установлен фонарь заднего хода, который даст свет, если рычаг переключения передач перевести в положение «задний ход». Еще одна новинка — красные фонари на торцах передних дверей автомобиля. Они загораются, когда вы открываете двери (если включено наружное освещение), предупреждая водителей других машин. салон ВАЗ-2103

Полностью изменилось оформление салона. Щиток приборов с круглыми циферблатами приобрел совсем иной вид. Он отделан пластмассой, имитирующей ценные породы дерева, и обрамлён мягким травмобезопасным козырьком. Новинкой для «Жигулей» являются тахометр и манометр системы смазки. Тахометр облегчает контроль за числом оборотов и позволяет даже малоопытному водителю легко и безошибочно выбирать момент включения той или иной передачи.
В спидометре появился счётчик точного пробега, показания которого можно сбрасывать поворотом кнопки. Это очень удобно: в начале поездки вы устанавливаете счётчик на «ноль», а в конце - определяется пробег в день или расстояние между отдельными пунктами.
На упомянутых циферблатах щитка расположены контрольные приборы, которые напомнят водителю о том, что забыл убрать «подсос», что идёт разрядка аккумулятора, включено наружное освещение, указатели поворота или дальний свет. Или забывчивый владелец автомобиля не отпустил при трогании ручной тормоз - мигающая лампа напомнит ему об этом. В тех же случаях, когда в тормозной системе вдруг упадёт уровень тормозной жидкости, та же лампа, загоревшись постоянным светом, поднимет тревогу. Кроме этих небольших, но важных удобств имеются электрические часы и смонтированный под панелью приборов новый радиоприёмник А-271 с диапазонами длинных, средних и ультракоротких волн, С правой стороны под панелью приборов предусмотрена полка для вещей.
Внутреннее зеркало заднего вида сделано травмобезопасным. Его кронштейн соединен с основанием пружинным зажимом. При ударе о зеркало кронштейн отсоединяется от основания и вместе с зеркалом падает. Потом его можно без труда вновь установить на место. Если водителю мешает отраженный свет от фар идущего сзади автомобиля, то достаточно рычажком повернуть зеркало, и ослепление прекратится.
Небольшие изменения претерпела система отопления и вентиляции. Теперь отопитель снабжен специальной насадкой для подачи теплого воздуха к ногам сидящих сзади пассажиров.
Нельзя не сказать несколько слов о реконструированном омывателе. Кнопка, приводящая его насос, находится на полу, и при нажатии на нее одновременно с подачей жидкости вступают в работу стеклоочистители. Отключаются они при отпускании кнопки. Отдельно «дворники» можно включить клавишей, расположенной на панели приборов, причем они имеют два режима работы— постоянный и прерывистый.
Передние сиденья, как и на ВАЗ-2101, могут передвигаться вперед и назад с регулировкой наклона спинок, которые для образования спальных мест откидываются.
Владельцы модели ВАЗ-2103 найдут, что их машина заметно комфортабельнее предшественницы, Иной стала обивка дверей. Изменились ручки стеклоподъемников, на передних дверях появились удобные подлокотники. Оценят они и усовершенствованные сиденья. Их обивка стала комбинированной: из сукна и кожзаменителя. На заднем сиденье установлен откидывающийся подлокотник.
Коврики пола — ворсистые (вместо резиновых, как у ВАЗ-2101 – Авт.), в зоне ног водителя предусмотрена накладка из черной пластмассы.
Чем еще отличается ВАЗ-2103? Новшества затронули не только кузов, но и двигатель, тормозную систему. Более мощный двигатель позволяет быстрее набирать скорость (разгон с места до 100 км/час занимает 19 секунд), легче преодолевать подъемы и развивать большую скорость (до 150 км/час) при движении по автострадам. Повышение мощности (с 62 до 75 л. с.) достигнуто не форсированием двигателя (обороты, степень сжатия и применяемый бензин остались прежними), а увеличением рабочего объема (до 1451 см3 вместо 1198 см3) благодаря большему (на 14 мм) ходу поршня. Соответственно блок цилиндров стал выше и изменились размеры коленчатого вала (увеличился радиус кривошипов). Все остальное, кроме нескольких деталей, карбюратора (в дальнейшем карбюратор ВАЗ-2103 изменялся несколько раз. Так, были внесены незначительные доработки в 1974 году, был добавлен винт качества смеси в 1976 году, а, начиная с 1980 года автомобиль оснащался карбюраторами «Озон» - Авт.) и более длинной цепи привода механизма газораспределения, осталось прежним, что облегчает ремонт и обеспечение запасными частями. Поршни, поршневые кольца, шатуны, вкладыши коленчатого вала, детали клапанного механизма и другие можно использовать от двигателя ВАЗ-2101. салон ВАЗ-2103

Несмотря на увеличение мощности, расход топлива остался прежним. Добавим, что пуск двигателя при низких температурах остался таким же легким, как у ВАЗ-2101. В карбюраторе установлен электромагнитный клапан, автоматически перекрывающий поступление топлива в систему холостого хода при выключении зажигания. Это обеспечивает мгновенную остановку горячего двигателя.
В связи с тем, что мощнее стал двигатель, потребовалось усилить глушение шума выпуска отработавших газов. Новая система выпуска с одним основным и двумя дополнительными глушителями обеспечивает по крайней мере не больший шум, чем у ВАЗ-2101 при более приятном тембре звука. Таким образом, в сочетании с хорошо отработанной шумоизоляцией кузова и тщательной доводкой всех узлов нам удалось обеспечить минимальный уровень шума (особенно в салоне).
Конечно, все изменения в конструкции автомобиля не обошлись без его утяжеления (вес возрос на 75 кг), причём грузоподъёмность осталась такой же, как и у ВАЗ-2101. Увеличение веса и скорости автомобиля повлекло повышение эффективности тормозной системы, хотя тормоза ВАЗ-2101 (передние-дисковые, а задние - барабанные с регулятором давления, не допускающим юза при торможении) и так отлично показали себя в эксплуатации. На ВАЗ-2103 добавлен вакуумный усилитель тормозов, значительно снижающий усилие на педаль тормоза. Благодаря ему даже частое торможение (например во время езды по городу с многочисленными остановками у перекрёстков) не вызовет утомления водителя. Ещё одно изменение. В задних тормозах введено устройство для автоматической установки зазора между колодками и тормозным барабаном по мере износа фрикционных накладок. Теперь отпадает необходимость в периодической регулировке задних тормозов.
Новые шины обеспечивают хорошую устойчивость автомобиля на больших скоростях. У этих покрышек радиального типа нити корда расположены в плоскостях, проходящих через ось колеса (у обычных шин нити расположены по диагонали, то есть под углом к плоскостям, проходящей через ось покрышки. У ВАЗ-2103 шины более упруги, хорошо гасят толчки и удары о неровности дороги. Они лучше приспособлены для длительной езды на высоких скоростях с резкими ускорениями и торможением.»

Первые машины не имели каких-либо отверстий на передке под решеткой радиатора, но уже в 1973 году для улучшения охлаждения двигателя под решеткой радиатора на кузове сделали двойные прямоугольные прорези в два ряда общим числом 20 шт. В 1974 году их изменили, оставив две длинные прорези поверх бампера – в таком виде автомобиль выпускался все последующие 11 лет.
Уже 21 декабря 1973 года автозаводом был выпущен миллионный автомобиль – им стал ВАЗ-2103, который сейчас хранится в заводском музее. А еще через год, 25 декабря 1974 года ВАЗ-2103 был отмечен государственным Знаком Качества.
В середине 1970-х годов ХХ века ВАЗ-2103 считался в СССР самым престижным автомобилем после "Волги" ГАЗ-24 - не зря у достигшего в жизни успеха Ипполита, главного героя фильма «Ирония судьбы или С легким паром» (1975 год), в личном владении был именно ВАЗ-2103.
К слову сказать, ВАЗ-2103 активно продвигался и на экспорт. Это являлось одной из причин использования этой машины вместе с «Москвичом-412» в кадрах популярнейшего советско-итальянского фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» (1974 год). Понятие Product Placement еще отсутствовало, а продвижение товара через видеоряд уже вовсю использовалось.
На экспорт автомобиль поставлялся в основном под наименованием Lada-1500, но на некоторых рынках модель имела собственное название. Например, во Франции, Германии, Италии, Испании и Югославии - Lada Comtesse, в Великобритании - Lada Diva, в Канаде - Toscana. ВАЗ-2103
ВАЗ-2103

ВАЗ-2103 успешно выступал и на спортивной арене. В июле 1973 года на чемпионате РСФСР по шоссейно-кольцевым гонкам в Ленинграде первую Золотую медаль чемпиона Российской Федерации завоевал на автомобиле ВАЗ-2103 мастер спорта, вазовец Эдуард Пистунович. В 1974 году на ВАЗ-2103 чемпионами Союза по авторалли стали А. и Г. Козырчиковы. При этом, кроме ралли и шоссейно-кольцевых гонок вазовская «тройка» выступала в автокроссе.
Успешными были выступления ВАЗ-2103 не только на соревнованиях всесоюзного значения, но и на международных ралли. Так на первом же ралли «1000 озер» в 1974 году экипаж Л.Шувалов – Л.Потапчик завоевал первое место в классе А2-1600 - на фото справа. Этот успех в следующем году повторил экипаж в составе А. и Г. Козырчиковых. Наиболее значимым спортивным достижением ВАЗ-2103 является шестое место в общем зачете на ралли «Акрополис» в Греции (экипаж С.Брунза – А.Брум). Автомобили ВАЗ-2103 использовали для ралли и зарубежные спортсмены (например, шведы на ралли «Полярваген» - фото1).

Четыре глаза ВАЗа: история разработки ВАЗ-2103


Появление ВАЗ-2103 было неизбежным по простой причине: соглашение о сотрудничестве, подписанное в 1966 году между Минавтопромом СССР и компанией FIAT, предусматривало не только строительство автозавода в Куйбышевской области, но и передачу советской стороне технической документации на две модели – в стандартном исполнении «норма» с двумя типами кузовов и улучшенном – «люкс». Однако базовые представления о подходе к созданию «люкса» у советских и итальянских инженеров несколько разошлись – а потому ВАЗ-2103 получился не таким, каким он мог быть. Причем в этом случае «не таким» вовсе не означает «худшим», а во многом даже наоборот.

В качестве «нормы» Fiat предложил свой Автомобиль года-1967 – модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они, собственно, и стали первой и второй моделью Волжского автозавода. Что касается «люксовой» версии, то итальянцы на тот момент располагали моделью 125, которую они и видели в качестве прототипа для советской модификации «люкс». Однако из-за серьезных конструктивных отличий моделей 124 и 125 советская сторона отвергла это предложение ввиду его сомнительной целесообразности – по сути, пришлось бы осваивать две схожие внешне, но при этом разные модели одного класса. На ВАЗе же планировали максимально унифицировать новые авто «по платформе», сконцентрировавшись на отличиях в экстерьере и интерьере.

Совместная работа

Поскольку и сам Fiat в то время работал над «улучшенной» версией 124-й модели под названием Special, итальянским и советским проектами занимались параллельно и совместно.

То есть ВАЗ-2103 не является конкретной моделью какого-то Фиата – скорее, это совместная разработка специалистов из Тольятти и Турина, в результате которой появилась наша «трёшка» и их «Спечиале».

Дизайн автомобиля выполнил Центр стиля Fiat – разумеется, утверждая решения с представителями ВАЗа. Обилие хрома на модели объяснялось просто – «трёшка» должна была сразу сообщать окружающим о высоком социальном статусе владельца, указывая на то, что этот автомобиль практически в полтора раза дороже базовой «Копейки».

У ВАЗ-2103 есть важное отличие в экстерьере от Fiat-124S: передняя часть имеет больший отрицательный наклон, а линии передних крыльев в районе сопряжения с решеткой радиатора и капотом стали заметно острее. Благодаря этому приёму «трёшка» выглядела ощутимо динамичнее и ВАЗ-2101, и итальянского собрата-«Спечиале».

Динамичность образа обеспечивали и четыре круглые фары – новое решение для автомобилей ВАЗ. Отражатели и стёкла уменьшенного диаметра позволили визуально сделать автомобиль более плоским и широким – в первую очередь за счет того, что решетка радиатора полностью «охватывала» оптику, образуя единый горизонтальный модуль. Даже такая, казалось бы, мелкая деталь, как повторитель поворотов, на ВАЗ-2103 выполнена очень необычно, и она тоже всячески подчеркивает динамичность своей ромбической формой. Именно поэтому кажется, что «трёшка» едет, даже если она просто стоит на месте.

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Оригинальный повторитель ВАЗ-2103

Конечно, многочисленные хромированные полоски подчеркивали стремительность силуэта и словно удлиняли его визуально, лишая машину эффекта «мыльницы».

Если у ВАЗ-2101 передняя и задняя части кузова были практически равной длины, то у третьей модели перепутать корму с передком было невозможно. При этом не будем забывать, что унификация по кузову с «единичкой» была максимальной и составляла около 80% – по сути, новая машина отличалась только навесными панелями передка и задка, полностью сохранив прежнюю силовую структуру и среднюю часть.

Проблемы и решения

Не обходилось и без проблем. Уже когда «трёшки» начали сходить с конвейера, выяснилось, что при езде по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный и непонятный скрип, источник которого удалось установить лишь в ходе многочисленных исследований. Как оказалось, при определенном сопряжении рамки ветрового окна с усилителем стойки как раз и возникает злосчастный звук. Причиной же скрипа являлась неправильная наладка одного из вырубных штампов по производству кузовных деталей.

С большим трудом в СССР осваивали технологию двухцветного литья для производства задних фонарей ВАЗ-2103. Если на первых "трёшках" встречались фонари итальянского производства (Stars и Altissimo), то впоследствии оптику начали выпускать на заводе "Красный октябрь". Однако сначала технологам и конструкторам пришлось решать множество проблем: рассеиватель рассыпался по стыку цветов, пластмасса не сваривалась. Из-за сложностей с расположением катафота на красной части рассеивателя пришлось даже. "перевернуть его вверх ногами", установив красную секцию вместе со злополучным рассеивателем сверху, а не снизу фонаря.

lada_1500_s_12

Да и с передними фарами возникла технологическая проблема: новая оптика требовала высокой точности по геометрии отражателя и рассеивателя, чего советская автомобильная промышленность на тот момент обеспечить не могла. В итоге на первых автомобилях применяли импортные фары (итальянские Carello, а позже – чешской фирмы Autopal), в то время как в СССР выпускали только "горшок"-корпус. Лишь к моменту запуска в производство модели ВАЗ-2106 в 1976 году удалось наладить производство полностью отечественной передней оптики.

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Фары Carello на ВАЗ-2103 1973 года

Отличительная особенность ранних «трёшек» — белый шильдик с надписью Жигули

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Еще одна интересная особенность "трёшки" – радиальные колеса ИЯ-170, которые были чуть шире и заметно мягче дубовых "диагоналок" И-151.

Как и было запланировано, в IV квартале 1972 года на ВАЗе начался выпуск ВАЗ-2103. Изначально завод должен был изготовить первую партию из 500 автомобилей, однако генеральный директор ВАЗа Виктор Николаевич Поляков принял решение выпустить еще 1 500 "сверхплановых" машин.

Из-за нехватки некоторых комплектующих (в основном, деталей интерьера) вместо обычных автомобилей были сделаны так называемые гибриды 2103В (В – "временный") с панелью приборов и сиденьями от "Копейки".

Советское издание "Огонёк" в честь 55-летия Великого Октября обратилось к руководству завода с предложением устроить рекламный пробег по странам СЭВ на вазовских машинах. Директор В. Поляков решил убить двух зайцев одним выстрелом, сделав "разведку боем", то есть отправив в Европу свою новейшую модель. Ведь экспорт (как источник валютного дохода) для Волжского автозавода был важен всегда, в том числе и в первые годы работы.

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Lada Diva – праворульная версия для рынка Великобритании

Роскошь – доступная и не очень

Конечно, после ВАЗ-2101 в глазах как советских, так и восточноевропейских автомобилистов салон "правильной трёшки" выглядел просто роскошно – ворсовый ковёр, комбинация из пяти отдельных круглых приборов, включая тахометр и указатель давления масла в двигателе…

А ведь вверху центральной части "торпеды" даже красовались… стрелочные часы! Не забыли конструкторы предусмотреть и место для "большого" радиоприёмника, дополнив панель приборов центральной консолью.

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Омыватель лобового стекла включался ногой с помощью специальной кнопки, расположенной под передней панелью

Даже голый металл в верхней части дверей со стороны салона прикрыли специальными накладками-«батонами», благодаря чему угадать цвет кузова машины изнутри было практически невозможно. В итоге владельцы более ранней модели сразу поняли, что "тройка" практически во всем настолько же лучше их машин, насколько она дороже.

В каждой, даже самой небольшой детали интерьера чувствовалось концептуальное отличие от "Копейки" – салон ВАЗ-2103 не меньше, чем экстерьер, сообщал своим обитателям о том, что это – советское "лакшери" ценой 7 500 рублей: на целых две тысячи "целковых" дороже обычных Жигулей!

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Сигнальный фонарь загорался при открытии передних дверей

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Цвет кузова был указан на специальной бумажной табличке, наклеенной изнутри багажного отделения

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Элемент роскоши – зеркальце для пассажира на внутренней стороне солнцезащитного козырька

Впрочем, отличия "трёшки" от более простой "Копейки" бросались не только в глаза, но и в уши – из-за куда более эффективной шумоизоляции и дополнительной секции глушителя судить, сидя в салоне машины, о том, работает ли двигатель, можно было буквально только по тахометру, который выглядел отнюдь не лишней деталью.

Никаких шуток: будучи очень тихими, моторы ранних "трёшек" и вправду поражали современников не только низким уровнем шума, но и своим "боевым характером".

На ранних машинах «одеяло» капота отличалось узором стежков

На ранних машинах "одеяло" капота отличалось узором стежков

Дело техники

Среди других нововведений ВАЗ-2103 – вакуумный усилитель тормозов. Интересно, что поначалу заводчане столкнулись с проблемой чрезмерной эффективности работы "вакуумника", из-за чего колеса на "трёшке" слишком рано и резко блокировались.

Как и в случае с ВАЗ-2101, приёмочные испытания Государственной комиссией новая модель проходила уже "по факту" – то есть после постановки на конвейер. Ведь вопрос о том, будет выпускаться "трёшка" или нет, не стоял в принципе. Тем не менее испытания проходили по полной программе и безо всяких скидок – колонна из четырех автомобилей ВАЗ (два ВАЗ-2103 и две "Копейки" – для сравнения) с честью выдержали весь цикл нагрузок в различных условиях и климатических зонах. В начале 1974 года Межведомственная комиссия вынесла вердикт, подписав акт и протокол испытаний. Так "трёшка" с полным правом могла считаться серийным автомобилей, прошедшим госприёмку по всем правилам. Не просто так в декабре 1974 года именно эту модель отметили Знаком качества. А еще годом ранее, 21 декабря 1973-го, в Тольятти был выпущен миллионный автомобиль – и, разумеется, им оказалась наиболее современная на тот момент "трёшка".

Миллионный автомобиль ВАЗ

Миллионный автомобиль ВАЗ

Несмотря на то, что некоторые мелочи (проводка, карбюратор) со временем "тройке" достались от младших моделей (2106 и 2107 соответственно), внешний вид автомобиля вплоть до окончания производства оставался неизменным. Оно и понятно: "трёшка" получилась настолько цельной, что модернизировать её "малой кровью" – считай, испортить. Да и не нужно это было, ведь кроме ВАЗ-2103, Волжский завод одновременно выпускал и "Копейку", и "одиннадцатую", и "шестёрку", и "пятёрку", и "семёрку"… Если отбросить фактор пресловутого дефицита, у потребителя к началу восьмидесятых годов появился достаточно неплохой выбор из Жигулей на разный вкус и кошелёк.

День в истории: ВАЗ-2103 — роскошь по-советски

«Трешку» FIAT задолжал СССР в рамках того же соглашения, по которому и строился завод в Тольятти. Вместе с технологиями нам обещали «Норму», которой стала «Копейка» — FIAT 124. Плюс универсал. И более продвинутую модель «Люкс». Правда, ВАЗ-2103 оказался слегка не тем автомобилем, что задумывали итальянцы, прочащие на роль «Люкса» FIAT 124S. Но в итоге вышло не хуже, а местами даже лучше изначальных планов.


Так вышло, что «Трешка» оказалась совместной разработкой итальянцев и ВАЗа, на котором всячески стремились сохранить унификацию новой модели с уже выпускавшейся «Копейкой». Так что дизайн то и дело согласовывали, в результате чего нам достался ВАЗ-2103, а в Италии на дорогу выехала версия FIAT 124S — Speciale.

О статусе владельца «Трешки» сразу говорило обилие хрома в отделке, сдвоенная оптика и совершенно новая приборная панель с раздельными шкалами, благородной отделкой под дерево и местом под радиоприемник. Шутка ли, над базовой «Копейкой» стоимость новинки возвышалась в полтора раза. И было из-за чего. Она не только выглядела динамичнее, но и ехала реально быстрее: до сотни за 19 секунд, а «максималка» в 150 км/ч тогда и «Волге» не снилась.


Экстерьер даже не берем в расчет. Иные в сравнении с ВАЗ-2101 наклоны кузовных панелей, молдинги, ромбические указатели поворотов, гриль. Все просто дышало «Люксом», и это при том, что унификация с «Копейкой» по кузову составляла весомые 80%. Столь высокий процент вазовцы отстояли у итальянцев.

Машина местами оказалась сложной в производстве. Например, двойные передние фары промышленность СССР освоила лишь к 1976 году. Были аналогичные проблемы с изготовлением задних фонарей и других компонентов.


Однако главным достоинством «Трешки» многие считают даже не двигатель, чей объем вырос с 1,2 литра до 1451 «кубика» (прирост мощности составил 13 «лошадей» — до 75 л.с). И не усовершенствованные шумоизоляцию и глушитель. Позитивную роль сыграли мягкие радиальные колеса ИЯ-170, оказавшиеся чуть шире жестких «диагоналок» И-151.

А часики в верхней части торпедо! Подлокотник на заднем диване, ворсовый ковер на полу, добавляющий премиальных ощущений. А чего стоят тахометр и указатель давления масла в двигателе, оформленные отдельными шкалами!


Среди прочих важных нововведений следует отметить вакуумный усилитель тормозов, с которым поначалу машина останавливалась даже резче, чем того требовалось. А вы еще спрашиваете, за что брали лишние 2000 рублей к тем 5500, что стоила «Копейка».

А выпускался ВАЗ-2103 практически без внешних изменений вплоть до 1984 года, неизменно пользуясь спросом. Его позиции несколько ослабил лишь поступивший накануне в продажу еще более люксовый ВАЗ-2106.

Словом, обобщая вышесказанное, список отличий ВАЗ-2103 от ВАЗ-2101 можно сформулировать следующим образом. Разумеется, более динамичный дизайн. По светотехнике прибыло: раздельное головное освещение, фонарь заднего хода, сигнальные фонари на торцах передних дверей. Тормоза получили мощный вакуумный усилитель и автоматический подвод задних колодок к барабанам по мере износа. Глушитель стал заметно эффективнее. Радиальные шины. Появился тахометр и счетчик суточного пробега! Место под радиоприемник стандарта DIN. Сигнализатор нехватки тормозной жидкости. Откидной подлокотник на заднем сиденье. Ворсовый ковер пола. И о чудо — ремни безопасности!

Отечественный и выносливый: ВАЗ-2103 — каким он был?

Оно предусматривало не только постройку завода в Куйбышевской области, но и передачу СССР технической документации на две разработки модели – стандартной и люксовой.

В качестве стандартной итальянскими конструкторами была предложена модель 124 с кузовом седан (Berlina) и универсал (Familiare). Они и были выбраны в качестве первой и второй версии производства Волжского автозавода. FIAT на тот момент располагал моделью 125, которая виделась прототипом для модификации «люкс». Но по причине серьезных различий в конструкции, это предложение было отвергнуто советской стороной. Дело в том, что обе машины были похожи внешне, а значит, пришлось бы осваивать практически одинаковые модели, но принадлежащие к разным классам. «АвтоВАЗ» же планировал провести максимальную унификацию по платформе, с концентрацией на различиях во внешнем и внутреннем оформлении.

Внешний вид. Разработку внешности автомобиля выполнил центр стиля FIAT, по согласованию с представителями ВАЗа. Большое количество хромированных элементов объяснялось довольно просто - машина должна была сообщать окружающим о высоком статусе ее владельца, с указанием на то, что этот автомобиль в несколько раз дороже стандартной «копейки».

313f9d3dbc6eb8b7f7f745aff91afa03_w650.jpg

ВАЗ-2103

Но «ВАЗ-2103» имеет одно важное отличие от 124 модели FIAT: в его передней части отрицательный наклон, а линии передних крыльев в местах соприкосновения с радиаторной решеткой и капотом стали намного более острыми. Этот прием позволил машине выглядеть намного динамичней, как по отношению к ВАЗ-2101, так и к итальянскому аналогу.

Динамичность образа поддерживалась и фарами круглой формы в количестве 4 штук, что было новинкой для «ВАЗа». Установка уменьшенных стекол и отражателей дала возможность сделать машину визуально более плоской, благодаря тому, что радиаторная решетка охватывала оптику с образованием единого горизонтального модуля. Даже такая небольшая деталь, как повторитель поворотов, выполнена в необычном стиле с ромбовидной формой.
Поэтому кажется, что автомобиль находится в движении, даже если он стоит на месте.

45e1a3654b7bc6446ac36e2ecf386960_w650.jpg

Серийный автомобиль, превосходивший многие модели по динамическим показателям

Проблемы и их решение. Без недостатков все же не обошлось. Уже в тот момент, когда машины были запущены в серийное производство и начали сходить с конвейера, стало ясно, что при движении по неровной дороге в районе лобового стекла возникает неприятный скрип, выявить источник которого удалось только в процессе проведения многочисленных исследований. Как оказалось, возникает он при сопряжении стойки и рамки ветрового стекла. Причиной же скрипа стала неправильная настройка одного из вырубных штампов. Сложности возникали также и с литьем двухцветных задних фонарей, из-за которых их даже пришлось расположить вверх ногами, по сравнению с исходником.

Интерьер. По сравнению с «копейкой», в глазах советских автолюбителей эта модель выглядела просто роскошной. В салоне находился ворсовый ковер, на приборной панели имелась комбинация из пяти отдельных приборов круглой формы, включая тахометр и указатель давления масла в моторе. Вверху центральной части торпедо находились часы со стрелками. Предусмотрено конструкторами было место и для большого радиоприемника, с дополнением приборной панели центральной консолью. Еще одним нововведением в техническом плане стал вакуумный усилитель тормозов.

8ce59644850c80eb57d0c9661806c672_w650.jpg

Салон ВАЗ-2103

Технические характеристики. В качестве силовой установки на автомобиле был использован более мощный двигатель, объемом 1,4 литра и мощностью 75 л.с., что позволяло разгонять машину до 100 км/ч за 19 секунд, а максимальную скорость установить на уровне 150 км/ч.

Заключение. Быстрая машина с высокой степенью комфорта практически сразу превратилась в эталон, который по динамическим качествам превосходил все авто того времени советского производства, в том числе и номенклатурную «Волгу». Высокой популярностью она пользовалась до самого снятия с производства в 1985 году.

ВАЗ 2103

ВАЗ 2103

Решил поделиться своими впечатлениями о ВАЗ 2103. Итак, 1980 год выпуска, цвет желтый. Купил в 2001 году за 30 тыс. рублей на авторынке. Из представленных автомобилей, укладывающихся в мой бюджет, этот экземпляр понравился больше всего. После приобретения проведена замена всех эксплуатационных жидкостей. И начались будни эксплуатации. Следует особо отметить, что автомобиль не подводил, разве что потребовал настройки карбюратора. Были проварены места установки домкрата (поддомкратники) с дополнительной антикоррозионной обработкой. В процессе проведения кузовных работ была обнаружена течь сальников задней полуоси, заменены прямо в этом же сервисе. Потом, еще чуть поднабрав денег, установил сигнализацию и комплект музыки: кассетную магнитолу, антенну и четыре колонки. На тот момент для меня это было серьезное достижение. Особо дальних вояжей в ВАЗ 2103 не было, разве что семьей съездили за грибами и привезли их целый багажник. Чистили их до утра. За время этого пробега (итого около 400 км) машина чувствовала себя великолепно. Никаких капризов. Единственно, что не нравилось в автомобиле, так это крайне неудобные сиденья для дальней дороги. Расположение сиденья, руля, педалей таково, что при моем росте и весе (182 см, 100 кг) шея и поясница сильно затекают и правая нога сильно устает давить педаль газа. Решено было перетянуть салон, с изменением формы передних сидений. Может, помните — диван «Стиль» был очень моден. Передние сиденья было решено переделать, сформировав на них что-то типа подголовников и подобие боковой поддержки, а задние отформовать под два посадочных места. Раз уж салон разбирался, была проведена дополнительная обработка днища автомобиля битумной мастикой, залито масло в пороги (чтобы не гнило). Ну и, разумеется, постелен линолеум. Получилось красиво, но в процессе примерки нового салона выяснилось, что за счет утолщения сидений свободного места в машине стало меньше, и мне пришлось немного менять наклон спинки водительского сиденья, чтобы не упираться головой в потолок, но позже такая вальяжная посадка стала даже нравиться. Долго радоваться машиной не пришлось. В конце октября 2001 года я рано утром поехал в ГАИ пройти техосмотр на своей ВАЗ 2103. За ночь насыпало снега и чуть подморозило. Что характерно — прошел. По дороге домой со встречной «вылетает» УАЗ и бьет мою машину в левый борт так, что ломает боковые стойки, днище выгибается горбом, а задний мост вылезает наружу. Но моя машина, в ответ на мою о ней любовь и заботу, спасает мне жизнь и здоровье, только от удара вылетев в кювет, но не перевернулась. Я отделываюсь легким ушибом плеча и поцарапанным осколками боковых стекол лицом.

Достоинства : низкая цена приобретения и содержания. Приспособленность к жестокой эксплуатации.

Недостатки : неудобная посадка за рулем.

ВАЗ 2103, 1982 г

ВАЗ 2103 — это была моя первая «ласточка». А с машинами — как с женщинами, первый опыт запоминается на всю жизнь. Вот и я, сдав на права, взял у своего дедушки для тренировки навыков эту красавицу. Называли мы ее «Царевна Лягушка» (за ее зеленый цвет). До меня машина зимой не эксплуатировалась, но возраст все равно внес свои отпечатки. Да, последние лет 5 она стояла в гараже практически без движения, поэтому первый же тест-драйв показал необходимость замены тормозов. Т.к. машина была первая — поехал к дилеру. Надо было видеть лица людей на станции, когда я приехал на машине, которая уже 20 лет как не выпускалась. В общем, заменили тормозные трубки и задние колодки — на этом ремонт закончился, и началась эксплуатация. На ВАЗ 2103 мы с будущей супругой успели съездить в соседние области с туристическими целями, после чего ударились в автотуризм и приключение, о чем нисколько не жалеем. За все время эксплуатации, а это почти год, были поменяны: глушитель, помпа, стартер, замок зажигания, передние колодки, карбюратор. И все. Ремонтировать ВАЗ 2103 было очень удобно и легко, правда, качество новых запчастей оставляло желать лучшего. Родные запчасти не ломались, а то, что было поменяно, ломалось снова и снова. На пробеге 120 тыс. км интереса ради скинули головку блока — там все было в норме. На двигателе стояла прокладка для перехода на 76-1 бензин — мы ее вытащили, после этого динамика немного возросла. Проходимость, кстати, тоже довольно неплохая — ездили по полям и по лесам без фанатизма. В общем, о ВАЗ 2103 у меня только светлые воспоминания. Свой путь она закончила трагично — меня заставили отдать ее одному из родственников, который умудрился, до сих пор не понимаю как, пробить чугунный блок двигателя. Около масляного щупа была дыра сантиметров 5 в диаметре. В общем, очень жаль. Это была моя первая машина.

Достоинства : проходимость. Ремонтопригодность. Низкая стоимость запчастей.

Недостатки : низкая динамика. Отсутствие безопасности и комфорта.

ВАЗ 2103, 1973 г

Это мой четвертый автомобиль. Первым был Москвич 2140, потом ВАЗ 21099, Nissan Cefiro, но случились определенные события и «Цефиро» пришлось продать. Денег не было, а машину хотелось. Стал я просматривать объявления в поиске какой-нибудь дешевой машины. И тут один мой знакомый предложил купить (за «смешные» деньги) у его деда тройку. Я лично даже не знал тогда, как эта машина выглядит. В общем, поехали смотреть. И тут, надо отметить, я был приятно удивлен. К тому моменту я уже посмотрел кучу «копеек», «шестерок», «семерок». Все они были в состоянии «клинической смерти» — ржавые, мятые, с развороченными салонами, технические жидкости лились, откуда только можно и нельзя. А «тройка» блестела. Она стояла в гараже и блестела. Чистый салон с хромированными вставками, сиденья и диван не продавлены и не «зашарканы» (там даже подлокотник был, чего нет в новых ВАЗ и некоторых бюджетных иномарках). В общем, когда я сел за руль ВАЗ 2103, то было ощущение, что я в каком-то музее сижу в отреставрированной машине. Мне лично салон понравился больше, чем в новых «семерках»: вставки из искусственной кожи, хромированные накладки на дверях и руле. Двигатель - по словам продавца, был сделан капремонт, заменен карбюратор, новые провода на свечи и т.д. по мелочи. Завелась машинка легко и с первого раза. После того, как я в ней прокатился по деревенскому автобану, нареканий к работе ходовой части не возникло. «Троечка» ехала плавно и мягко, переваливаясь через небольшие колеи, оставленные комбайнами «Нива». В общем, купил я ее. И не жалею. Ни разу за год эксплуатации меня не подвела. Ездил и по городу, и по трассе. Удобная была машина, особенно для своего времени. По трассе больше 90 не разгонялся, хотя я думаю, что она бы пошла быстрее. Но как-то страшно было — все-таки машине 37 лет. Расход впечатлил: зимой литров 12-13 она кушала. Но и заводилась в любой мороз. Конечно, в -40 я ставил ее у приятеля в отапливаемом боксе, но до -30 стояла на улице и заводилась. Не с первого раза и грелась долго. Самое интересное, что в такой старой машине, собранной еще итальянцами, за год ничего не сломалось. Вообще не сломалось. Не скрипел и не разваливался салон (как в 21099), ничто не гремело в двигателе и не выливалось из патрубков. Неплохая печка (долго грелась, но уж если вышла на температуру, то в салоне было тепло). Проходимость тоже порадовала — и рыбалка, и бездорожье, перевалы в Горном Алтае — нигде не застрял. Умели всё-таки и у нас делать машины.

Достоинства : надежность. Проходимость. Качество.

Недостатки : возраст.

ВАЗ 2103, 1980 г

Машина досталась мне оригинальной, без колпаков, тонировки и т.п. Полный «сток», а я в свою очередь ничего менять не стал. «Классика» должна быть «классикой», тем более ВАЗ 2103. Родной двигатель (1.5 л) оказался очень даже «неуставшим», чем я был удивлён. Как говориться: «Едет на все 72 кобылы». Карбюратор родной стоит, возможно «вебер», утверждать не берусь. Знаю только, что вакуумного привода там нет, потому на газ реагирует относительно бодро. Только на малых оборотах надо открывать потихоньку - иначе провал. Проехал то всего 6 тыс. км за 2 месяца. Машина очень понравилась, по мелочам правда постоянно что-нибудь приходилось делать - то лампочка не горит, то ремень свистит, то фонарик на двери околел. Но вот и весна подкралась незаметно, по весне первыми цветут как правило машины. Мой ВАЗ 2103 не исключение. Спасаемся «Мовилем» и прочими вещами, больше всего боюсь за хром. Вместе с весной придёт и тепло, а летом автомобиль мне совсем не нужен плюс перспективы армии. Решил продать, так что практически эксклюзивное авто запросто может стать вашим. Не ждите от него безупречной работы, прежде всего это - старый ВАЗ. Однако замечу, что в дороге он меня не подводил ни разу.

Достоинства : внешний вид.

Недостатки : возраст. Безопасность.

ВАЗ 2103, 1976 г

Показатель цена-качество у ВАЗ 2103 просто зашкаливает, за такие деньги, машина прекрасно едет, все, конечно, относительно. Не конкретно моя, а вообще «тройка» мне кажется очень красивым автомобилем, много хрома, хромированные клыкастые бампера, такой советский стиль. Отличный, конкретно для нее двигатель. Кто бы что не говорил про ВАЗ 2103, что он древний, тупой, ненадежный. Отлично тянет с 300 до 4000 оборотов, затем «скисает». Неплохой крутящий момент, можно тронуться с 4-ой передачи, практически не чувствует нагрузки, динамика, для такой древней тачки классная. У мамы Mazda Familia, мотор zl-de, объем 1.5, автомат, так вот Мазда просто «овощем» кажется (двигатель в идеале). Ни на одной классике, на которой я ездил за рулем (штук 15, наверное), не было такого бодрого двигателя, вот что значит, отец сделал, ну и карбюратор тоже повлиял. «Неубиваемая», крайне ремонтопригодная, простая как топор, идеально подходящая для наших «дорог», подвеска. Все что требуется, просто следить за состоянием шаровых. Приятное чувство, что тебе не надо боятся кочек, ям, ты просто едешь и знаешь, что даже если у тебя потечет амортизатор, он стоит 500 руб. и поменять его 10 минут. Простота. Минимум деталей, никакой электроники в принципе, для работы идеальный автомобиль. В -33 ВАЗ 2103 завелась на 5 оборот стартера, я даже домой аккумулятор не заносил. Крепкая по кузову на удар. Для такой небольшой машинки места действительно много внутри, сам за собой сажусь спокойно, еще и место остается. По минусам: крайняя ненадежность. Просто отвратительное качество запчастей, кривые руки «мастеров», год выпуска, все это в сумме испортило мне нервы напрочь. Навесное. Карбюратор, такая противная вещь, то почисти его, то настрой, то мы ехать не хотим нормально. Стартеры ломаются у 95% «жигулистов». Рулевой редуктор. Эти люфты, вечные подруливания на трассе. Нет центрального замка. Поставить можно, но это деньги. Посадка за рулем. Я 188 см ростом и 78 кг весом. Чтобы хоть как-то крутить руль, приходиться двигаться вперед, в итоге ноги всегда сильно согнуты, по трассе отвратительно. Механизм открывания стекол. Тоже частая поломка, проездил все время с отверткой в двери, чтобы стекло держалось. 5-ступенчатая коробка очень ненадежная. Повсюду щели, дует отовсюду.

Достоинства : все в отзыве.

Недостатки : все в отзыве.

ВАЗ 2103, 1979 г

Красный ВАЗ 2103, двигатель 1,5 л, бесконтактное зажигание, салон от Марк 2, все остальное сток, даже резина. Шумоизоляция по дверям новая, остальная еще с 79 года живая не истлела, не сгнила. В местном клубе любителей классики авторитетный человек ткнул пальцем на стекло и сказал, что с таким значком на печати стекла, шли авто на экспорт в ГДР. Все железо родное с 79 года. На сколах краски ни намека на ржавчину, не опознал то ли такой грунт качественный, то ли обработка кузова чем то, на оцинковку не похоже. Все стеклышки made in USSR. Двигатель имел 3 ремонта до меня, что для 76 поршни по моему критично и следующей «капиталки» он не переживет а жаль. Несмотря на год, движок в паре с 4-ступенчатой коробкой позволяет спокойно держаться в современном потоке, динамика отличная, не кручу больше 3200 и так едет отлично. Подвеска выше всяких похвал, в меру мягкая устойчивость отличная, крены минимальные зад не виляет в занос уходит с неохотой, если не специально боком ехать. В салоне ВАЗ 2103 тишина ничего не скрипит не дребезжит, на стоячем авто о работе двигателя сужу исключительно по тахометру, а то так не понятно работает он или нет, его не слышно. Шумоизоляция - вибраций 0. С чем сравнить даже не знаю с чем адекватно, 2109 - однозначно «нервно курит в стороне», мои Тойоты по уровню шума тоже проигрывают особенно «Кариб», но у него другие достоинства. Вот в «Крауне» 95 года так же тихо было, но это авто совершенно другого класса плюс год выпуска. Ну пожалуй хватит хвалить, а то прям какой то идеальный авто получается. Теперь минусы: рулевое управление на ВАЗ 2103 тугое, особенно со стоковой резиной. Не регулируется рулевая колонка. Выпуск отвратный, будем лечить прямотоком. Тормоза явно требовались на ВАЗ 2103 не от 01, их не хватает, они тормозят сносно, но хочется более четкие. Генератор слаб откровенно. Ближний свет в мокрую погоду отвратителен, в сухую более-менее, будем лечить, ксенон не вариант. Шумная печка.

Читайте также: