До волги осталось несколько метров

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Волга обмелела. В некоторых городах жители гуляют по дну - река ушла на сотню метров

На этой неделе особое внимание было приковано к поволжским регионам страны. Во многих местах Волга сильно обмелела. Стало меньше воды и в водохранилищах - например в Угличском в городе Калязине. Чиновники объяснили это ранним сбросом воды и успокоили - так бывало и раньше. Но экологи настроены настороженно. Волга берет свое начало в Тверской области - туда мы и отправились в первую очередь, чтобы посмотреть на обстановку.

Вниз по течению Волги десяток крупных городов - областных центров. Но с заметным понижением уровня воды в реке столкнулись только жители регионов, где расположены Куйбышевское и Рыбинское водохранилища. Это прежде всего Ярославская, Ульяновская и Самарская области, а еще Татарстан. Эксперты говорят, что власти могли увеличить объем сброса воды на водохранилищах, чтобы предотвратить весеннее половодье.

Михаил Кулик, член Русского географического общества: «Наверное, это чья-то ошибка. Кто-то, неверно, рассчитал потребность в воде, касающейся и сельскохозяйственных нужд, и рыбохозяйственных нужд или перерасчитал риски паводка, поэтому был произведен массивный сброс воды, из-за чего в районе Казани и Самары вода упала кое-где до 3 метров. Конечно, следовало бы должным образом провести проверку и должным образом отреагировать. Возможно, существовали какие-то причины тому, но в демократическом государстве принято информировать свое население о любых экстренных мерах, а главное разъяснять причины».

О последствиях этой истории пока говорить рано. Например, о сокращении популяции рыбы можно будет судить только по осени. Что сейчас происходит в городах вниз по течению Волги - в репортаже корреспондента ОТР Ксении Игнатовой.

Тонны ракушек, засыхающие мидии, катера посреди суши - этот пляж ещё недавно был дном «Куйбышевского моря». После спуска воды - по решению татарстанских чиновников - ее уровень упал на три метра. Река Казанка отступила настолько, что обнажилась мостовая XIX века.

Леонид Абрамов, краевед: «Это подлинная булыжная мостовая. Представляете, лошади, когда шли, какой грохот раньше был, такая тряска своеобразная».

А в районе пляжа Локомотив казанцы обнаружили остов деревянного корабля - примерно столетней давности. Однако радости от таких находок у горожан немного - под угрозой экосистема водохранилища.

- Если рыба там какая-то оставалась, она вымрет окончательно, потому что мальки все на суше. Когда было жарко, они, наверное, все передохли.

Обмеление Волги коснулось и судоходства. Сейчас круизные корабли не могут пришвартоваться в Тетюшах, Свияжске и Болгаре. Некоторые туроператоры отменяют рейсы, другие придумывают пути обхода.

Олеся Мазурова, директор турагентства «Казань-тур»: «Сегодня они используют международную практику, как на лайнерах. То есть лайнеры, которые не подходят к порту, высаживают людей на шлюпки и уже непосредственно доставляют людей на берег».

В Ульяновске - ниже по течению - Волга отступила на сотню метров.

- Уже были случаи, когда корабли садились на мель. Я живу рядом с Волгой и мне очень хорошо. Видно, как проходят здесь в основном баржи.

- Садоводы страдают, так как нет воды. Я вчера в Красный Яр ездил, там трубы лежат на песке и до воды не достают.

Сейчас посреди Куйбышевского водохранилища образовались десятки песчаных отмелей. А Пальцинский остров - что в черте города - из-за обмеления увеличился в 13 раз.

Самарская область, Жигулёвская гидроэлектростанция. Именно в этом месте из Куйбышевского водохранилища и уходила вода - плотина ГЭС замыкает его. Энергетики объясняют: они лишь исполняли распоряжение Федерального агентства водных ресурсов. И как только комиссия приняла другое решение, на ГЭС снизили сброс.

Олег Леонов, директор Филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулёвская ГЭС»: «На сегодня у нас отметка приблизилась к отметке 51 метр балтийской системы. При том, что нормальный уровень водохранилища 53.0. предполагаю, что к середине июня мы выйдем на нормальные эксплуатационные отметки в районе 52.50».

По словам местных гидрологов, качество воды в области из-за обмеления не пострадало.

Вообще, воду из «Куйбышевского моря» сбрасывают каждую весну, планово. Всё ради Астраханской области - чтобы Нижняя Волга и Ахтуба не обмелели в середине лета, во время засухи. Сейчас в этом регионе самый пик паводка. Но рыбаки говорят: маловато будет.

Владимир Туровский, рыбак-любитель: «У нас, в Астрахани, обмеление часто бывает летом. В июле-августе, когда вода сойдёт и, если уровень действительно маленький, то да, начинают мелеть реки. Я думаю, в этом году будет то же самое».

Местные уже сравнивают этот год с маловодным 2015-ым. Тогда погибло много мальков. А во многих сёлах были перебои с водой.

К истоку Волги!

Всем – добра!
Планы на длительные первомайские праздники резко изменились по независящим от нас обстоятельствам, и мы со штурманом решили эти дни посвятить вылазке на природу. А точнее, на Селигер. Раньше, когда 3 года прожили в Торжке, в 130 км от Озера, так и не удосужились побывать там. И вот теперь решили восполнить этот пробел, съездить на 400 км. ))
Перешёл на летний вариант компоновки «Странника» — установил в багажник спальник, загрузились провиантом и скарбом. И – в путь.
Навигатор показывает дорогу через Новую Ригу и вправо через Ржев – там ближе, но мы поехали по М10, чтобы в Торжке навестить дочь и внука.
В общем, к Осташкову подъезжали, когда уже начало смеркаться.
Базы отдыха, отели и кемпинги в качестве жилья на эти дни мы не рассматривали – только дикарём.

Потому что также до поездки читал, что найти уединённое место для стоянки на Селигере не удастся – везде будут соседи… Но и прогноз погоды на эти дни рисовал всего 12-15°С (днём).
Просмотрел выбранное место по Яндекс.Картам и Гугл.Мапсу – буйное воображение рисовало поляну, сосны, укрытое от северного ветра место. При просмотре в более мелком масштабе на Яндексе недалеко от планируемого места нарисовалась база отдыха – позвонил туда, узнать что да как там. Говорят, не приезжайте, мы работаем только летом, сейчас не доедете… Пипец… Почему это мы не доедем, ведь Яндекс рисует дорогу… Я говорю, мы на 4WD, встанем недалеко от вас и мешать не будем. В ответ – бросили трубку…
При подъезде к Осташкову навигатор начал дурачиться и показывать, что дорога после деревеньки Залучья есть, но она закрыта… Но можно же, наверное, будет как-то объехать и добраться до заветного места.
Через примерно 50 км по асфальту терпимого качества, мимо нескольких баз отдыха, доехали до более-менее крупной деревни Свапуще. По дороге до неё в качестве резервного варианта присмотрел несколько сворóток в сторону озера. В Свапуще асфальт закончился. Из деревни один грейдер уходит к истоку Волги (деревня Волговерховье), другой — на город Демянск (я ездил в ту сторону в 2017 году до г. Холм Новгородской области), третий грейдер – наш, по берегу озера.
Проехали мимо ещё нескольких баз отдыха примерно 11 км до деревеньки Залучье, через которую дороги якобы нет… (встречная ушатанная «пятёрка» развернулась и подозрительно поползла за нами). Но дорога есть, навигатор рисует её теперь уже серым цветом, и мы едем дальше… Осталось-то всего проехать примерно 7 км, и мы будем у цели…
Уже стемнело, да ещё мы въехали в густой смешанный лес. Да, на пузотёрке здесь точно не проехать (не зря нам говорили ребята с базы отдыха), но мы упрямо прём вперёд. Штурман начала проситься развернуться и уехать отсюда – предчувствие, видишь ли, у неё… В двух местах встретились глубокие грязевые лужи, и я не стал рисковать проезжать по ним напрямую – объехал. Если пройдёт дождь, здесь можно надолго задержаться, тем более в одну машину. Уже стало совсем темно, мы недалеко у цели, и вскоре меж деревьев проблёскивает единственный фонарь деревни. Но нам в деревню не надо, пытаюсь уйти вправо по берегу озера. Дорога разбита вхлам, и её почти нет. Спускаюсь с пригорка, но впереди какая-то протока что ли, за ней просматриваются дом и какие-то постройки. В кромешной темноте совсем непонятно как проехать дальше… Ни солнечной поляны тебе, ни сосен… Какой-то кустарник, ветер с озера, холодно… Решаем не искушать судьбу, срочно выезжать обратно и искать жильё ближе к цивилизации… Время-то уже около полуночи.

На обратном пути включаю блокировку, поднимаю машину в самый верх – ползём обратно. Две грязюки прошли спокойно. Дальше в видео – уже лайтовая часть дороги до деревеньки Залучье. К сожалению, заснять на видео обратную дорогу с самого начала сообразили поздно… Возвращаться только для этого не стали )))

Наскоро перекусив и закусив, валимся спать.
Наутро, проснувшись по обычаю рано, выходим посмотреть – куда же мы приехали и где остановились.
Место стоянки нам понравилось: оборудовано кухней, столами, костровищем, рядом – озеро с мостками для рыбалки; в сторону леса, поодаль – хорошо оборудованный, чистый туалет, неподалёку – каркас для душевой.
Народу почти нет, соседи – 2 молодые, нешумные пары.

Мой штурман, одурманенный свежим воздухом и уставший от трудовых будней и вчерашнего треша, целый день отсыпался.

Но мне ж важен сам процесс, а рыба – так, что есть она, что нет… )))
Так быстро пролетели день и ночь. Ночью было достаточно холодно, термометр в машине показывал +1°С, и приходилось периодически прогревать машину.
На следующий день, к обеду, собрались в обратный путь.
(Кстати, свой (и не только) мусор за собой обязательно убрали. Впрочем, как и всегда.)
Но у нас был ещё второй пункт плана – посетить исток великой русской реки Волги, что находится в 20 км. от Свапуще.
Опять едем в Свапуще и в деревне уходим влево, на грейдер в Волговерховье. Здесь действует принцип «чем больше скорость, тем меньше кочек». Но надо быть осторожным, потому что из-за частых поворотов и гравия на дороге можно запросто слететь с дороги.
Доезжаем до деревни, оставляем машину на стоянке. Дальше – немного пешком до истока.

Нам осталось дойти до Волги всего километр…

Сталинградская битва — крупнейшее сражение между войсками СССР с одной стороны, и войсками Третьего рейха, Румынии, Италии, Венгрии, с другой, в ходе Великой Отечественной войны с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года.

Летнее наступление вермахта имело странное название «Фалль Блау» («Fall Blau»). Это словосочетание не имеет в немецком языке строгого синтаксического соответствия, вследствие чего не имеет и внятного перевода. С некоторыми вольностями его можно перевести и как «Лазурный случай», и как «Голубое падение», и как «Пьяное дело».

Танки, которые продолжали строить в Сталинграде, укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов, в том числе, женщин. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов на линию фронта, часто даже без покраски и без установленного прицельного оборудования.

Во время уличных боев советское командование использовало новую тактику — постоянно держать фронтовые линии настолько близко к противнику, насколько это физически возможно (как правило не более 30 метров). Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, без поддержки артиллерии и авиации.

Сражение на Мамаевом кургане, пропитанной кровью высоте, было необычайно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. На зерновом элеваторе, боевые действия проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Особенно тяжело было из-за сильнейших морозов.

Сражения за завод Красный Октябрь, тракторный завод и артиллерийский завод «Баррикады» стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя.

В плен были взяты более 2500 офицеров и 24 генерала 6-й армии. Всего же были взяты в плен свыше 91 тыс. солдат и офицеров вермахта. Трофеями советских войск стали 5762 орудия, 1312 миномётов, 12701 пулемёт, 156 987 винтовок, 10 722 автомата, 744 самолёта, 1666 танков, 261 бронемашина, 80 438 автомашин, 10 679 мотоциклов, 240 тракторов, 571 тягач, 3 бронепоезда.

Исход Сталинградской битвы вызвал растерянность и замешательство в странах Оси. Начался кризис профашистских режимов в Италии, Румынии, Венгрии, Словакии. Резко ослабло влияние Германии на её союзников, заметно обострились разногласия между ними.

«Нам надо пройти до Волги только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведём борьбу за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят как каменные глыбы»

Волга уже не та. Что стало с главной рекой России и куда она уходит?

Здесь нет ни времени, ни границ. Все — в ее власти. Непостижимая, великая река Волга. Одна из крупнейших на Земле и самая протяженная в Европе. А еще, конечно, самая красивая. И сколько ни смотри, не наглядеться. Ведь в ней, кажется, вся глубина русской души. Но вот самой Волге глубины уже не хватает.

Могучая, звонкая, вечно бурлящая река вдруг затихла в середине мая. Вода отступила, обнажая берега на сотни метров. Фантастические, просто немыслимые пейзажи, больше напоминающие кадры пустыни, — изумрудная волжская гладь покрылась песчаными островами. И такая ужасающая картина — сразу в нескольких регионах, где великая русская река потеряла берега, а вместе с ней и крупные притоки — Каму, Казанку, Свиягу. Вот и Городец теперь, словно и не на Волге, — на мели.

Но так, конечно, было не всегда. Первый город Нижегородского Поволжья — почти ровесник Москвы — всю свою историю живет Волгой. И главные легенды этих мест — о рыбных богатствах.

Архивный фотоснимок Городца начала ХХ века позволяет нам оценить, сколько же много было воды в Волге. И старожилы вспоминают, что весной в затоне ловили рыбу корзинами прямо с лодок.

О половодье этой весной здесь только мечтали. Большая вода так и не пришла. Да и погода как назло выдалась жаркая, сухая. Какая уж тут рыбалка, если Волга по колено!

"Народ ревет, потому что раньше матушка-Волга кормила нас. Рыбы не стало на Волге, она вообще сюда не заходит, потому что воды мало", — сказал один из рыбаков.

А ведь этот участок реки у берегов крошечного Городца и без того называют "бутылочным горлышком". Узкий и мелководный канал — это транспортный коридор, что делит главную водную артерию страны на две части, — северную и южную. Но даже в лучшие годы глубина фарватера не более четырех метров. Сейчас — около двух. И чтобы пройти этот сложный участок, сухогрузы и танкеры ждут своей очереди неделями, ведь уровень воды здесь повышают технически, — холостыми сбросами с Нижегородской гидроэлектростанции. Но лишней воды сейчас нет.

"То, что сейчас происходит, — яркий пример того, что развитие речного транспорта является неким заложником того, есть вода или нет", — отметил Александр Лисин, доцент кафедры управления транспортом ВГУВТ, член Экспертного совета при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Заложником воды, а точнее ее отсутствия, в первую очередь оказалось Куйбышевское водохранилище — самое крупное на реке Волга, что в народе называют "жигулевским морем". А появилось оно после строительства Жигулевской гидроэлектростанции.

Это была всесоюзная стройка. Ударными темпами. И 9 августа 1958 года сам Хрущев, символично перерезав алую ленту, торжественно объявил о запуске крупнейшей в мире ГЭС.

С тех пор Волга — в ручном управлении. Так что в привычном понимании это и не река вовсе, а целый комплекс контролируемых гидроузлов и водохранилищ.

"Волга уже не та, которая была до начала создания первой ГЭС. Сегодня девять таких ГЭС на Волге, несколько гидроэлектростанций на Каме. Все они выполняют свою функцию. Особенности в том, что каждый регион заинтересован, чтобы в этом регионе была вода", — сказал Дмитрий Иванов, заместитель директора по научной работе Института проблем экологии и недропользования.

Уровень воды в Куйбышевском водохранилище к середине мая опустился до 50 метров вместо запланированных 53-х. Тогда у берегов Казани обнаружили древнюю мостовую, что раньше была затоплена. Вымощенная булыжником дорога была построена в XIX веке и соединяла пристань с центром города.

Но есть и то, на что снижение уровня воды в Волге не повлияло. Это пассажирское судоходство. Навигацию, несмотря ни на что, открыли вовремя, и по реке пошли скоростные и туристические теплоходы.

Правда, часть круизных маршрутов все же ненадолго пришлось отменить. Пассажирские суда не могли причалить к берегам Болгара и Свияжска. Но уже к концу мая рейсы вниз по Волге возобновились, вода ведь постепенно прибывает.

"Прогноз на апрель месяц, составленный Гидрометцентром ,полностью оправдался. Поэтому все разговоры относительно того, что синоптики неправильно спрогнозировали, что было много снега, что она ушла в почву, — это несостоятельно", — заявил Сергей Захаров, начальник Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Татарстана.

Эта весна действительно была маловодной — на 30% ниже нормы — что подтвердили и прогнозы Росгидромета. Но цифры вовсе не катастрофические.

"Уровень Волги, конечно, настораживает многие субъекты, многие задают вопросы, тем не менее, надо понимать, что вокруг есть водохранилища, которые регулируют подъем воды. Будет сделано все для того, чтобы не нарушить экосистему", — заверил Дмитрий Кобылкин, министр природных ресурсов и экологии РФ.

Уровень этих водохранилищ регулируется вручную специальной межведомственной комиссией, которая и принимает решения, сколько воды пропустить, а сколько — накопить.

Тишь да гладь. Словом, красота. Но такая идеальная картинка – скорее, исключение, ведь в это время года здесь должно быть шумно. Водосливная плотина Жигулевской ГЭС, где сбрасывают лишнюю воду. Сейчас все затворы закрыты. Сбрасывать просто нечего. Большая вода сюда так и не пришла.

Пока плотина молчит, Волга наполняется. Каждый день уровень повышается примерно на 10-15 сантиметров.

"У нас идет постепенное повышение отметки Куйбышевского водохранилища, на сегодня отметка составляет 51 метр и 91 сантиметр. Это на 2 метра выше тех минимальных отметок, которые у нас были после прохождения максимума сбросов в середине мая", — сказал Олег Леонов, директор филиала Жигулевской ГЭС.

Эти максимальные сбросы спасли Нижнюю Волгу от засухи. Но рыбакам воды все равно мало. Экологическая ситуация осложняется еще и тем, что самоочищаемость Волги за последние 50 лет снизилась в десятки раз. Загрязнение промышленными и бытовыми стоками привело к тому, что привычный ход реки изменился навсегда. И если раньше, еще до строительства плотин, волжская вода от Рыбинска до Волгограда двигалась 50 суток, а в половодье – 30, то сейчас путь с севера на юг занимает почти 500 дней.

Главная река страны — национальное достояние — нуждается в очищении и оздоровлении, ведь не будет Волги — не будет и России.

Глубина Волги, ширина, расположение и другие особенности

Волга – это одна из самых полноводных рек России. Она протекает по европейской части страны, а ее устье расположено в Каспийском море. Официально считается, что длина Волги – 3 530 км. Но если к этой цифре прибавить еще некоторые водохранилища, то получится, что длина царицы русских рек составит 3 692 км. Волга – это длиннейшая река во всей Европе.

Площадь ее бассейна – 1 млн 380 тысяч кв. км. Интересно, что о Волге имеются упоминания уже в трудах древнегреческого ученого Птолемея. Называет он ее в своих исследованиях "Ра". А арабы когда-то нарекли Волгу словом "Итиль", что означает "река".

глубина волги

Бурлаки и Волга

На все времена вошла Волга в историю из-за использования тяжелого бурлацкого труда. Он был необходим только в то время, когда движение суден оказывалось невозможным против ее течения, то есть во время паводков. За день бурлацкая артель могла проходить до десяти километров. А общее количество трудящихся бурлаков за весь сезон могло достигать шести сотен.

Источники великой реки

Река берет свое начало на Валдайской возвышенности. Недалеко от поселка Волговерховье из-под земли бьет несколько ключей. Один из этих родников и признан источником великой Волги. Этот родник огражден часовней. Все родники на этой территории впадают в небольшое озерце, из которого, в свою очередь, вытекает ручей шириной не более метра. Глубина Волги (если условно обозначить этот ручей как начало великой реки) здесь составляет всего лишь 25-30 см.

Считается, что Волга существует главным образом благодаря снегу. Около 60% всего ее питания обусловлено тающими снегами. Еще на треть Волга обеспечивается подземными водами. А на дождевое питание приходится всего лишь 10%.

Верхняя Волга: глубина и другие характеристики

Продвигаясь далее, ручей становится все более широким и затем впадает в озеро под названием Стерж. Его длина – 12 км, ширина – 1,5 км. А общая площадь составляет 18 км². Стерж представляет собой часть Верхневолжского водохранилища, общая длина которого – 85 км. И уже за водохранилищем начинается часть реки, именуемая Верхней. Глубина Волги здесь в среднем составляет от 1,5 до 2,1 м.

Волга, как и большинство других рек, условно делится на три части – Верхнюю, Среднюю и Нижнюю. Первый большой город на пути этой реки – Ржев. За ним следует древний город Тверь. В этой области расположено протянувшееся на 146 км Иваньковское водохранилище. В его районе увеличивается до 23 м и глубина реки. Волга в Тверской области тянется на 685 км.

глубина реки волга

Имеется участок реки и в Московской области, но на этой территории он занимает не более 9 км. Недалеко от него расположен город Дубна. А рядом с Иваньковской плотиной в Волгу впадает и самый крупный ее приток в Московской области – одноименная река Дубна. Здесь в 30-х годах XX века был построен канал им. Москвы, соединивший Москву-реку и Иваньковское водохранилище, воды которого незаменимы для хозяйства столицы.

Далее по течению находится Угличское водохранилище. Его длина составляет 146 км. Глубина Волги на Угличском водохранилище – 5 метров. Рыбинское водохранилище, которое является самой северной точкой Волги, имеет глубину 5,6 м. За ним река меняет свое направление с северо-восточного на юго-восточное.

глубина волги максимальная

Глубина Волги и другие показатели на среднем и нижнем участках

Участок Средней Волги начинается в точке, где в нее впадает Ока – самый большой правый приток реки. На этом месте стоит Нижний Новгород – один из самых больших населенных пунктов России. Ширина и глубина Волги здесь таковы:

  • ширина русла составляет от 600 м до 2 км;
  • максимальная глубина - около 2 м.

После слияния с Окой, русло Волги становится все боле широким. Около Чебоксар великая река встречает препятствие – Чебоксарскую ГЭС. Длина Чебоксарского водохранилища – 341 м, ширина - порядка 16 км. Наибольшая его глубина составляет 35 м, средняя – 6 м. И еще более крупной и могучей становится река, когда в нее впадает река Кама.

От этой точки начинается участок Нижней Волги, и теперь она течет в Каспийское море. Еще выше по течению, после того как Волга огибает Тольяттинские горы, расположено самое крупное из всех ее водохранилищ – Куйбышевское. Длина его – 500 м, ширина – 40 км, а глубина – 8 м.

Какая глубина Волги в ее дельте? Особенности дельты великой реки

Длина дельты у Каспийского моря составляет около 160 км. Ширина – порядка 40 км. В дельту включено около 500 каналов и небольших рек. Считается, что устье Волги является самым крупным во всей Европе. Здесь можно встретить уникальных представителей животного и растительного мира – пеликанов, фламинго, и даже увидеть лотос. Здесь уже сложно говорить о таком параметре, как глубина Волги. Максимальная глубина реки в ее дельте составляет по разным подсчетам до 2,5 м. Минимальная – 1-1,7 м.

По своим размерам данный участок Волги превосходит даже дельты таких рек как Терек, Кубань, Рейн и Маас. Он, подобно и самой реке, сыграл очень важную роль в образовании на этих территориях первых поселений. Здесь проходили торговые пути, которые связывали Нижнюю Волгу с Персией и другими арабскими странами. Селились здесь племена хазаров и половцев. Предположительно, в XIII в. здесь впервые появилось татарское поселение под названием Аштархан, которое со временем стало началом Астрахани.

ширина и глубина волги

Чем необычна дельта Волги

Особенность дельты Волги и в том, что, в отличие от других дельт, она является не морской, а озерной. Ведь Каспийское море по своей сути является большим озером, поскольку оно не связано с Мировым океаном. Каспий называют морем только благодаря внушительным размерам, которые делают его похожим на море.

Волга протекает по территории 15 субъектов Российской федерации и является одной из самых важных водных артерий для промышленности, судоходства, энергетики и других важных сфер государства.

Бесплатный дублёр М-12 быстрее не станет: на трассе М-7 «Волга» останется прежняя скорость


Федеральная трасса М-7 «Волга» проходит от Москвы до Уфы: российские водители используют её чтобы ездить между столицами России и Татарстана, так что маршрут весьма загруженный, а путь занимает немало часов. Альтернативой этой дороге выступит платная скоростная автомагистраль М-12 (официального названия у неё пока нет). Решение о строительстве власти приняли несколько лет назад: новый путь изначально должен был пройти от Москвы до Казани через Владимир, Муром, Арзамас и Сергач (в Нижегородской области), Канаш (в Чувашской республике) и Шали (в Татарстане). Позже дорогу решили продлить до Екатеринбурга, открыть объект для движения в полном объёме планируется в 2024 году.


Ну, а пока строительство новой платной трассы М-12 в процессе, на федеральной дороге М-7 движение остаётся по-прежнему загруженным. Хотя законодатели стараются улучшить дорожную ситуацию по мере сил. Так, ранее Росавтодор обратился к руководству Московской области с предложением увеличить максимально разрешённую скорость с 60 до 80 км/ч на участке федеральной трассы «Волга». Предполагалось, что таким образом получится увеличить пропускную способность серьёзно загруженной подъездной дороги к столице.

Как сообщает «Коммерсант», власти не разрешили Росавтодору поднять максимально допустимый скоростной лимит с 60 до 80 км/ч на участке федеральной трассы М-7, проходящем через Балашиху (Подмосковье). Сообщается, что предложение было отвергнуто по причине возможного риска высокой аварийности. Хотя ранее дорога была отремонтирована, чтобы соответствовать более высокому скоростному режиму – 90 км/ч.


Дело в том, что в прошлом году завершился капитальный ремонт участка автодороги с 15-го по 30-ый км. Теперь на этом отрезке по три-пять полос в каждую сторону, а между потоками есть барьеры. Помимо этого, на участке нет светофоров и одноуровневых пересечений, а от жилой застройки трасса отделена. Чтобы местные жители могли свободно передвигаться, возведены дублеры и проезды. Автодорога здесь соответствует категории 1Б, где разрешён лимит до 90 км/ч.

Несмотря на это, знаки с ограничением до 60 км/ч установлены от посёлка Обухово в сторону Москвы, а за соблюдением скоростного лимита наблюдают камеры. Так как участок проходит по территории населенного пункта, на изменение режима Росавтодору требуется разрешение администрации региона. Как сообщает издание, сами граждане тоже обращались с подобными письмами к подмосковным властям.


В подмосковном минтрансе пояснили, что отказ изменить скоростной режим на участке трассы вызван высоким уровнем аварийности на указанном участке в Балашихе. Так, в 2020-ом на этом отрезке М-7 было зафиксировано 38 дорожно-транспортных происшествий, в них погибло шестеро, ещё 54 человека получили травмы.

Отметим, ранее власти Подмосковья не желали одобрять повышение лимита с 90 до 110 км/ч на участке трассы М-8 «Холмогоры», который проходит от МКАД до Пушкино. Об отказе стало известно ещё в начале 2021 года, но в итоге сторонам всё же удалось договориться. Дорожные знаки с новым ограничением появятся здесь в конце текущего года, после того как будет уложен новый асфальт.

«Русские стоят, как каменные глыбы»


Несколько зарисовок о том, как наши соотечественники противостояли фашистам и почему «русские не сдаются».

Когда немцы вторглись в СССР, они были настолько уверены в быстром исходе операции, что даже не захватили теплую зимнюю форму. Эта убежденность основывалась на конкретном опыте – к тому времени нацистской Германии уже удалось завоевать почти всю континентальную Европу. Однако на Восточном фронте триумфа не получилось. Здесь их встретило сопротивление, которое не могли подавить ни численно превосходящие войска, ни совершенная боевая техника, ни карательные акции. Позже выжившие немецкие военачальники задавались вопросом: как удалось советским гражданам выстоять перед лицом такой махины и победить ее? И сами отвечали на свой вопрос – мы недооценили стойкость и мужество противника. Вот только несколько историй о том, как наши соотечественники противостояли фашистам и почему «русские не сдаются».

«Напряжение боев с каждым днем возрастало»
Из воспоминаний немецкого генерала Гюнтера Блюментрита: «Россия явилась истинным испытанием для наших войск. Это была тяжелая школа. Человек, который остался в живых после встречи с русским солдатом и русским климатом, знает, что такое война. После этого ему незачем учиться воевать…
С удивлением и разочарованием мы обнаружили в октябре и начале ноября, что русские вовсе не перестали существовать как военная сила. Напротив, сопротивление противника усилилось, и напряжение боев с каждым днем возрастало…»

«Нам надо пройти только один километр»
Из дневника немецкого солдата, убитого под Сталинградом: «Нам надо пройти до Волги еще только один километр, но мы никак не можем это сделать. Мы ведем войну за этот километр дольше, чем за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы…»

«Он лежал на краю воронки…»
Из воспоминаний дважды Героя Советского Союза маршала Василия Чуйкова: «В бою порвалась телефонная связь с командным пунктом дивизии Батюка, сражавшегося за Мамаев курган. На исправление вышел связист Титаев. Через некоторое время все заработало, обрыв был устранен, но сам Титаев не возвратился. Он лежал без движения на краю воронки, зажав зубами оба конца провода. Как рассказывали связисты, нашедшие его на линии, у него были очень крепко стиснуты зубы… Вскоре про погибшего бойца сложили песню…»

Что потрясло жену Черчилля на Волге?
Из воспоминаний супруги политика Клементины Черчилль, побывавшей в 1945 году в Сталинграде: «В этом городе мысль о потрясающих страданиях и жертвах, понесенных вследствие фашистского нашествия, приводит в полное оцепенение. Человеческое воображение просто отказывается представить бедствие такого масштаба. Но, надо сказать, как только последние немцы были выбиты из города, русские использовали его как трамплин для атаки (…) Прежде всего, они восстановили разрушенную железнодорожную станцию и пути. Затем отремонтировали здание Городского Совета, чтобы оно снова стало центром гражданской жизни. Они восстановили сталелитейный завод, который только что выпустил тысячный сельскохозяйственный трактор… Этот гибельный для немцев город стал центром непрерывного наступления…»

«И вдруг телефонистка Наташа достает осколок зеркала…»
Из воспоминаний нашего земляка, участника крупнейших стратегических операций Николая Болдырева, который в войну был наводчиком противотанкового орудия: «Курская дуга. После тщательной подготовки наши войска переходят в контрнаступление… На каждом квадратном километре – 365 орудий. Для каждого из них приготовлено 265 снарядов… Старший батареи поднимает руку, и мы по команде единым ударом открываем огонь. Грохот страшный, работаем три часа… Потом дают команду: «Орудия на передки!» И вдруг я вижу такую картину: из окопа приподнимается телефонистка Наташа, достает из сумки осколок зеркала и начинает приводить себя в порядок… Я подхожу к ней, говорю – а ну дай-ка я гляну на себя. Смотрю: глаза навыкате, лицо желтое, на ушах запекшаяся кровь. Голова гудит. А Наташа еще и смеется над собой! Я, говорит, кричу в трубку – 40 «беглых», а сама – носом в окоп…»

«Я знаю, что вы боитесь Толстого»
Из воспоминаний поэтессы Ольги Берггольц о нашем земляке – знаменитом филологе Борисе Эйхенбауме, пережившем блокаду Ленинграда: «Помещение радио находилось на улице Ракова, недалеко от Публичной библиотеки. Утром к нам пришел Борис Михайлович. Идти ему было трудно – надо было пересечь канал Грибоедова, миновав несколько кварталов… Эйхенбаум попросил микрофон – хотел говорить с немцами. Он сказал: «Я старый профессор, мой сын Дмитрий на фронте, зять умер, живу с дочкой и внучкой в одной комнате. Пишу книгу о Толстом. Вы его знаете – он автор «Войны и мира». Я знаю, что вы боитесь Толстого, что вы читали его книгу о победе после поражения. Я пришел сюда от своего стола с замерзшими чернилами, чтобы сказать, что презираю вас. Культуру можно опровергнуть только культурой. У нас тоже есть пушки – пушки не доказательство. Вы не разрушите нашу культуру, вы не войдете в наш город».

Из телеграммы президента США Франклина Рузвельта Иосифу Сталину от 23 февраля 1943 года: «От имени народа Соединенных Штатов я хочу выразить Красной Армии по случаю ее 25-й годовщины наше глубокое восхищение ее великолепными, непревзойденными в истории победами. В течение многих месяцев, несмотря на громадные потери, Красная Армия не давала возможности самому могущественному врагу достичь победы. Она остановила его под Ленинградом, под Москвой, на Кавказе, под Воронежем, в бессмертном Сталинградском сражении…»

На фото: памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане; пленные солдаты вермахта; командующий 62-й армией Сталинградского фронта Василий Чуйков (второй слева) с сослуживцами; Клементина Черчилль; Борис Эйхенбаум.

Не катит волну

Ульяновская область находится на грани экологической катастрофы: Куйбышевское водохранилище сильно обмелело. Вода в Волге уходит примерно на 10 сантиметров в неделю. До критической отметки осталось всего два метра.

Ученые бьют тревогу: эти изменения могут кардинальным образом изменить жизнь в пределах волжской акватории. Причем не только в одном регионе - катастрофическое обмеление стало проблемой для многих волжских городов. От наклоненных оползнем деревьев до кромки берега, которую река размывает каждый год в половодье, сейчас около ста метров. Из сырого песка торчат деревянные опоры старого причала рыбзавода - его построили еще до того, как было образовано водохранилище. Труба, по которой когда-то на предприятие поступала вода из Волги, теперь практически полностью вышла наружу.

- Видите - раньше даже и не предполагали, что река может настолько обмелеть, - говорит доцент кафедры биологии и биоэкологии Ульяновского госуниверситета Дмитрий Семенов.

Окружающий пейзаж сильно изменился. Возле единственного в окрестностях Ульяновска острова - Пальцинского - образовались еще два. Местные блогеры даже начали придумывать им имена.

Песчаные косы обнажились во многих местах. В нескольких километрах от Ульяновска на острова можно теперь дойти пешком - раньше до них приходилось преодолевать на лодке около шести километров. Обмелели многие волжские заливы. Суда пока ходят по Волге по старым маршрутам, но навигация становится все более сложной.

Песок на берегу покрыт следами от шин: для одних обмеление - катастрофа, а для других - радость. Охотники за металлом каждый день уезжают с берега с приличной "добычей": берут все, что плохо "лежит". А в район палеонтологического заказника (берега Волги, где обнажаются уникальные окаменелости) наверняка уже наведались и "черные археологи".

- Подобное обмеление было в 1972 году, - рассказывает начальник лаборатории экологии водно-биологических ресурсов и аквакультуры научно-исследовательского технологического института УлГУ Владимир Шаров. - Тогда летом в регионе тоже была сильная засуха. Но ситуация выправилась еще до ледостава - уровень Куйбышевского водохранилища "подрос". Сейчас же вода только уходит. Расходы на промышленные и сельскохозяйственные нужды не уменьшились, а выросли. Но пополняться реке неоткуда: многие родники и малые речушки пересохли, болота распаханы.

Сегодня уровень реки в районе Ульяновска - 49,1 метра. Критическая отметка - 47 метров. Что будет, если дойдет-таки до края? Прежде всего под угрозой остановки окажется Жигулевская ГЭС, что в районе Тольятти. Плотина требует ремонта, работает не в полную нагрузку.

- В конце 80-х вопрос спуска Куйбышевского водохранилища уже поднимался. Содержать многие стратегически важные объекты, например, дамбу ульяновского патронного завода, которая защищает целый микрорайон, очень накладно. Однако подсчитали, что если воду спустить, расходов на восстановление территории будет еще больше, - поясняет Семенов.

Обмеление водохранилища может ударить по всем. Предприятия не смогут забирать для своих нужд воду. Из водохранилища живительная влага поступает и в дома жителей трех районов Ульяновска, расположенных на правом берегу Волги. Труба водозабора расположена относительно глубоко, но качество воды каждый год ухудшается. По словам Шарова, сейчас, по международным стандартам, ее определяют как "грязная" и "очень грязная". Это прямым образом влияет на здоровье жителей. Несколько лет назад из-за низкого уровня в реке в микрорайоне авиастроителей на левом берегу "испортилась" вода, которая шла из-под крана. Оказалось, что лед прижал трубу водозабора ко дну и в нее поступал зловонный ил. После этого систему водоснабжения микрорайона изменили - перевели на артезианскую скважину. Но для правого берега альтернативного источника нет.

Практически одновременно с образованием водохранилища в Ульяновске построили онкодиспансер. И количество больных с каждым годом растет. Недаром говорят - мы состоим из того, что мы пьем и едим.

А едят ульяновцы в том числе волжскую рыбу. Которая накапливает в себе тяжелые металлы и другую разнообразную гадость из водохранилища. Впрочем, может статься так, что и эта рыба в скором времени станет редкостью. Уже сейчас многие зимовальные ямы, где холодное время года пережидает лещ, остались без воды. Лед, который "нарастет" зимой, еще больше уменьшит уровень реки. А это значит, что рыба может погибнуть - задохнуться.

- На сегодняшний момент экологическая ситуация признана "чрезвычайной". Но решения проблемы нет, - говорит Шаров. - Программы возрождения Волги, восстановления в ней популяций осетровых рыб разрабатывались. Но они, увы, из-за отсутствия финансирования так и остались на бумаге.

Так что пока вся надежда на "небесную канцелярию". Будет снежная зима, бурная весна - уровень воды снова повысится. Вот только последствия нынешнего обмеления, как предполагают ученые, могут быть необратимыми.

Река Волга — круизы и судоходство, гидроэлектростанции и основные характеристики

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

Волга — это самая большая река в Европе и одна из крупнейших рек в мире. Ее бассейн занимает более трети Русской равнины и, как писал Твардовский, «в нее смотрелось пол-России». Волга — это мать русских рек, с ней связана история и культура нашей страны.

«Волга матушка-река», «красавица народная, как море полноводная, как Родина, свободная, широка, глубока, сильна!» Воспетая в песнях и стихах Волга является символом и душой России.

Карта Волги с городами, зелеными стоянками и гидроэлектростанциями

Название

До сих пор происхождение названия реки Волги остается загадкой. В какое время и какой народ дал ей название?

Как изменялось со временем название реки:

  • В I веке нашей эры греческий ученый Клавдий Птолемей и древнеримский историк Аммиан Марцеллиин называли Волгу словом Ра
  • В IX веке она именовалась Атель (у разных народов она называлась по-разному: Итиль, Этель или татарским словом Идел), то есть рекой рек или великой рекой
  • В «Великой польской хронике» появляется название Булга, что объясняется проживанием в бассейне Волги и нижней Камы волжско-камских булгар
  • В начале XII века в «Повести временных лет» река описывается уже под названием Волга: «Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское».

Происхождения названия реки:

  • В верховьях реки проживали древние балты и, согласно балтийскому происхождению названия реки, латышское valka в переводе означает «ручей, текущий через болото», «небольшая заросшая травой речка». Именно так и выглядит Волга в верхнем своем течении
  • В переводе с финно-угорского языка слово valkea означает «светлый» и «белый»
  • Древнеславянское Vьlga — «волога» переводится как «влага».

История Волжского судостроения

В XVI веке после присоединения Казани и Астрахани, перед Русью открылись водные дороги на Урал и Каспий. Волга стала главной водной дорогой, по которой караваны из 500–600 стругов перевозили самые разные товары.

Струг — это плоскодонное парусно-гребное судно, служившее в XI–XVIII веках для транспортировки людей и грузов. Обычно его длина составляла 20–45 метров и ширина — 4–10 метров.

Позже волгари научились строить так называемые расшивы, в ветреную погоду они шли под парусами, а в безветрие их тянули бурлаки.

Первый пароход был построен в 1816 году на заводе в поселке Пожва, расположенном на одноименной реке, притоке Камы. Особенно успешно пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

Для транспортировки нефти волгари соорудили нефтеналивные парусники, а затем были построены первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Метод перевозки нефти наливом получил широкое распространение по всему миру и получил название «русский способ».

Волжские судостроители обогнали мастеров из стран Западной Европы — именно на Волге было пущено комфортабельное пассажирское судно, без существенных изменений сохранившееся до настоящего времени.

В начале XX века на нефтеналивном судне «Вандал» впервые были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. Также был усовершенствован теплоход «Сармат», а вскоре на Волгу вышел первый в мире буксирный теплоход «Мысль». В 1910 году на Коломенском заводе был сооружен первый в мире колесный пассажирский теплоход «Урал», а в следующем году был пущен знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Гидроэлектростанции на Волге

На Волге построено восемь гидроэлектростанций, входящих в Волжско-Камский каскад гидросооружений. Суммарная мощность Волжских ГЭС составляет 10 Гвт (10 млн квт), а среднегодовая выработка электроэнергии — более 40 млрд кВт/ч.

Начало созданию комплекса гидроэлектростанций положило строительство канала Москва — Волга и его главное сооружение — Иваньковский гидроузел, построенный недалеко от города Дубны Московской области. Иваньковская ГЭС была пущена в 1937 году, ее проектная мощность составляет 30 Мвт (30 тыс. квт), судоходный шлюз однокамерный однониточный. В 1941 году при приближении немецких войск оборудование гидроэлектростанции было разобрано и эвакуировано, в мае 1942 года ГЭС была вновь запущена.

Угличская ГЭС мощностью 110 Мвт расположена в городе Угличе Ярославской области, была введена в 1940 году, судоходный шлюз однокамерный однониточный, длина камеры составляет 290 метров, ширина — 30 метров.

Угличская ГРЭС на реке Волге

Угличский шлюз

Рыбинский гидроузел построен на реках Волге и Шексне, мощность Рыбинской ГЭС — 330 Мвт. Имеется два судоходных однокамерных двухниточных шлюза, длина каждой камеры составляет 283 метра, ширина — 30 метров. Рыбинская и Угличская ГЭС сыграли значительную роль в обеспечении Москвы электроэнергией во время Великой Отечественной войны.

Шлюзы в Рыбинске

В Нижегородской области у Городца в 1948–1962 годах построена Нижегородская ГЭС мощностью 520 Мвт. Общая протяженность плотин гидроузла составляет 18,6 км, судопропускные сооружения включают четыре двухниточных двухкамерных шлюза.

Городецкий шлюз, фото

Шлюзы Городецкого гидроузла

Шлюзы Городецкого гидроузла

Строительство Чебоксарской ГЭС велось с 1968 по 1981 годы, её мощность — 1,4 Гвт, расположена у города Новочебоксарска в республике Чувашия, шлюз двухкамерный одноступенчатый.

Чебоксарская ГЭС

Жигулевская ГЭС ранее называлась Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. Расположена выше Самары и является второй в комплексе Волжского гидроузла (её мощность — 2,3 Гвт). 17-ти метровый перепад реки преодолевается двумя ступенями шлюзов.

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

Плотина Волжской ГЭС имени Ленина

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

выход из шлюза Волжской ГЭС в акваторию речного порта Тольятти

У города Балаково построена Саратовская ГЭС мощностью 1,29 Гвт, судоходный шлюз двухниточный.

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Шлюз в г. Балаково, впереди теплоход «Нижний Новгород»

Выше Волгограда построена Волгоградская ГЭС имени XXII съезда КПСС мощностью 2,54 Гвт, это крупнейшая ГЭС в Европе, построена в 1952–1961 годах, судоходные шлюзы двухниточные двухкамерные.

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Волгоградский гидроузел, шлюзы 30 и 31

Исторически сложилось так, что гидроэлектростанции называли в честь расположенных рядом городов, некоторые из которых находятся немного ниже по течению. От названия электростанции получало название и водохранилище, образованное этой электростанцией и находящееся выше. Поэтому Казань стоит на Куйбышевском водохранилище, Самара (бывший Куйбышев) — на Саратовском, а Саратов — на Волгоградском водохранилище.

Судоходство

Со строительством гидроэлектростанций и образования водохранилищ Волга стала глубоководной, что позволяет проходить по ней пассажирским судам, а также большинству грузовых судов из Каспийского моря в северные районы страны.

Благодаря строительству Волго-Донского канала появился водный путь к Дону и Черному морю. Волго-Балтийский путь открыл дорогу к Ладожскому и Онежскому озерам, Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, а через Беломорско-Балтийский канал суда могут попасть в Белое море. Канал имени Москвы (канал Москва — Волга) связывает реку со столицей России.

В настоящее время Волга, Волго-Балтийский канал и Волго-Донской канал — это важные пути экспорта нефти и нефтепродуктов. В отличии от трубопроводов поставка нефтепродуктов на судах класса река-море обладает большей гибкостью, поскольку позволяет доставлять товар непосредственно потребителю в Европе независимо от наличия там трубопровода.

Создание Единой глубоководной системы России улучшило условия плавания судов. На основном ее протяжении, за исключением нескольких участков, установлены гарантированные глубины судового хода 4 метра.

Вместе с тем, кроме положительных аспектов — производства электроэнергии и создание глубоководного пути, в процессе строительства гидроэлектростанций были потеряны целые деревни и города.

Так, при сооружении Рыбинского водохранилища были затоплены древняя княжеская столица Молога и поселок Абакумово, находившийся на реке Шексне, а также большая часть Весьегонска, расположенного в 140 км от Рыбинска.

Молчаливым укором стоит в воде, в центре Угличского водохранилища, затопленная колокольня Никольского собора города Калязина. При строительстве Куйбышевского водохранилища полностью перенесен из зоны затопления на новое место Ставрополь-на-Волге, ныне город Тольятти.

Затоплены город Скнятин и Корчева, Балаганск и многие другие поселки, села и деревни.

Кроме того, после сооружения Волгоградской ГЭС осетровые рыбы не поднимаются выше плотины, что привело к многократному снижению их улова. Плотина отрезала 80% нерестилищ русского осетра и, несмотря на создание специальных рыбоподъемников и искусственное разведение этого вида рыб, численность осетра катастрофически падает.

Волга — это по сути уже не река, а цепь из девяти водохранилищ, но несмотря на это в последние годы наблюдаются трудности с судоходством в районе города Городец. На 40-километровом участке от этого города до Нижнего Новгорода глубины на судовом ходу составляют менее 2,5 метров. В связи с этим транспортные суда вынуждены либо недогружаться, либо производить перегрузку на другие виды транспорта, что ведет к большим экономическим потерям.

Круизы по Волге

Путешествие по Волге — это один из самых популярных видов отдыха. Во время круиза на теплоходе Вы познакомитесь с российскими городами, их историей и культурой, узнаете много интересного о республиках и областях, расположенных на Волжских берегах и, конечно, увидите удивительно красивые места.

По берегам реки располагаются четыре города-миллионника, это Казань и Нижний Новгород, Самара и Волгоград. Во время путешествия Вы познакомитесь со старинными городами Золотого кольца России — Костромой и Угличем, а также жемчужиной древнерусских городов — Ярославлем.

Ширина реки меняется от ручейка в верховьях до необъятных размеров в среднем и нижнем течении. Леса сменяются степями, а извилистые участки пути — водными просторами.

Почти во всех волжских городах есть турфирмы, организующие круизы именно из этого или из ближайшего города.

Туристам предлагаются как короткие маршруты (так называемые маршруты выходного дня продолжительностью 2–3 дня), например Казань → Самара → Казань или Нижний Новгород → Ярославль → Нижний Новгород, так и более продолжительные.

Больше всего теплоходов отправляется из Москвы. Но поскольку Москва не стоит на Волге, все круизы из столицы начинаются с путешествия по каналу имени Москвы, затем они проходят по Волге.

Круизы выходного дня из Москвы:

  • Москва → Углич → Москва
  • Москва → Углич → Мышкин → Ярославль → Москва
  • Москва → Тверь → Москва и другие.

Стоит отметить, что в таких круизах можно увидеть только небольшой отрезок Верхней Волги. Познакомиться почти со всей Волгой можно, пожалуй, в самом продолжительном круизе Москва → Астрахань → Москва продолжительностью 20–22 дня. Существуют и круизы в одну сторону, например, Москва → Астрахань с возвращением поездом или самолетом. На протяжении этого маршрута можно увидеть почти всю Волгу и посетить все крупные города на Великой русской реке.

Самые популярные города и зеленые стоянки (перечислены, начиная с верховий Волги):

Основные характеристики

  • До строительства Волжского каскада ГЭС длина реки была 3690 км, в настоящее время ее протяженность — 3530 километров
  • Число впадающих притоков — более 200
  • Исток расположен на высоте 228 м над уровнем моря, а устье находится на 28 м ниже уровня моря, то есть перепад высот составляет 256 метров, уклон реки — 0,07 %
  • Средняя скорость течения небольшая и составляет 2–6 км в час.

Исток

Водный путь реки начинается на Валдайской возвышенности. Здесь на окраине деревни Волговерховье Тверской области из земли бьет несколько родников, один из которых огражден часовней — это и есть начало великой русской реки. Родники впадают в водоем, из которого вытекает небольшой ручей шириной не более метра и глубиной 25–30 см. Высота над уровнем моря в этом месте составляет 228 метра.

Этот ручей длиной почти 3,2 км впадает в озеро Малые Верхиты, затем проходит озера Большие Верхиты и Стерж. Последнее озеро является частью Верхневолжского водохранилища, после которого начинается Верхняя Волга.

Верхняя Волга

От истока реки до первого города на ее берегах Ржева — 200 км, далее располагается Тверь и начинается Иваньковское водохранилище, также его называют Московским морем. Далее идут Угличское и Рыбинское водохранилища, после которых Волга поворачивает и течет не на северо-восток, а на юго-восток.

Монумент «Волга», фото

Монумент «Волга» у Рыбинского гидроузла

На дамбе Рыбинского водохранилища установлена скульптурная композиция «Волга», посвященная строителям гидросооружения. Высота памятника вместе с постаментом составляет 28 метров. Скульптура изображает женщину, приветствующую проходящие мимо корабли. В руке она держит свиток с чертежами, внизу изображена парящая чайка. Надпись на постаменте: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

Авторы композиции — архитектор Н. Донских, скульпторы — С. Д. Шапошников и В. Малашкина.

Первоначально со стороны водохранилища планировалось установить скульптурную композицию Веры Мухиной «Рабочий и крестьянка», но поскольку строительные работы к тому времени еще не были завершены, ее установили на временной площадке рядом с ВДНХ.

Выше Нижнего Новгорода находится Городец, рядом с которым построена Нижегородская ГЭС, образующая Нижегородское водохранилище длиной 427 км. По его берегам расположены города Рыбинск и Ярославль, Кострома и Плёс.

Средняя Волга

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает самый большой ее правый приток — Ока. В этом месте начинается Средняя Волга. Став полноводной, река течет на восток к Чебоксарам, где построена Чебоксарская ГЭС и находится Чебоксарское водохранилище.

Вскоре река изменяет направление на юго-восточное, а после Казани поворачивает на юг. По настоящему могучей река становится после впадения в нее Камы, самого крупного левого притока и по многим своим параметрам превосходящей Волгу.

По некоторым геодезическим показателям можно считать, что Волга является притоком Камы, а не наоборот. В месте слияния этих рек Кама несет 4300 кубических метров воды в секунду, а Волга — только 3100!

Нижняя Волга

Участок от устья Камы до устья самой реки считается Нижней Волгой. Здесь расположены такие города как Ульяновск и Тольятти, Самара и Саратов, Волгоград и Астрахань.

Самое крупное водохранилище на Волге построено в районе города Тольятти, где находится Куйбышевская ГЭС и Куйбышевское водохранилище, длина которого составляет 500 км, а ширина — 40 км.

Двигаясь в южном направлении, в районе Самары, Волга огибает Жигулевские горы и образует излучину, так называемую Самарскую Луку. Это уникальное и очень красивое место, полное загадок и привлекающее как туристов, так и ученых.

Ниже по течению находится Саратовское водохранилище длиной 341 км, образованное построенной плотины у города Балаково.

От Саратова до Волгограда река течет в юго-восточном направлении. Выше Волгограда от нее отделяется рукав — Ахтуба, которая течет параллельно и вместе с Волгой образует известный рыболовный регион — Волго-Ахтубинскую пойму.

Выше Волгограда построены Волгоградская ГЭС и Волгоградское водохранилище, протяженность которого составляет 540 км, а ширина — 17 км.

Дельта

Ниже города-героя начинается дельта, самая большая в Европе, имеющая ширину 40 км и длину — 160 км. Это уникальный район, в который входит более 500 рукавов, мелких речек и протоков, где водятся такие редкие животные, как пеликаны и фламинго, произрастает лотос. За последние 130 лет уровень Каспийского моря снизился и площадь дельты значительно увеличилась. Теперь эта уникальная территория признана заповедной зоной и взята под защиту государством.

Хоть сегодня Волга не является главной магистралью России из-за развития других видов транспорта, все же ее роль остается очень важной. Продолжают функционировать гидроэлектростанции, которые вносят значительный вклад в производство энергии в стране. Главная русская река остается важной рекреационной зоной — по берегам расположены санатории и базы отдыха, а также многочисленные дачные участки. Пейзажи не перестают поражать туристов, отправившихся в круизы по Волге.

Читайте также: