Дорога волга всем нашим людям контрольное списывание

Обновлено: 05.07.2024

Контрольные работы по русскому языку (2 класс)

Контрольный диктант №2 по теме « Части речи»
Птичий базар
Тёмные скалы у моря. На них ряд птиц. Они как белые бусы. Это птичий базар. Тут крик и гам. В гнёздах кричат. День и ночь крик и спор. Базар.
Грамматическое задание
Выписать слова-предметы.
Найти слово – признак подчеркнуть и выделить окончание . Контрольное списывание №1
по теме «Повторение изученных орфограмм»
Волга
Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.
Грамматическое задание
Подчеркнуть знакомые орфограммы.
Контрольный диктант №3
по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».
Зима
Пришла зима. Стало холодно. Снег покрыл белым ковром землю, крыши домов. Ударил сильный мороз. Реки, озёра покрылись блестящим льдом.
Рады зиме ребятишки. Весело бегут они с санками, с лыжами с коньками.

Грамматическое задание
Найти грамматическую основу в первом предложении.
2.Выписать 2 слова с безударными гласными 2 слова с парными согласными, подберите проверочные слова.
Контрольный диктант №4
по теме « Правописание приставок и предлогов. Сложные слова.» Пчёлы
Наступил долгожданный тёплый апрель. На лугах появилась первая зелёная травка. Только в тени остался снег. Весь день слышна звонкая песня зяблика. Скоро загудят пчёлы. Душистый дар цветов они понесут в ульи. Дедушка Фёдор любит пчёл и ухаживать за ними. За это они благодарят его мёдом.
Грамматическое задание
1.В первом предложении подчеркните главные члены предложения.
2.Почеркните в тексте предлоги.
3.Разобрать слова по составу: долгожданный, тёплый, кусочки.

Итоговый контрольный диктант №6
« Весна» по теме изученных орфограмм.
Проходят холодные ненастные дни. Наступает весна. Солнце весело светит. Поют птицы. Радостно журчат ручьи. Вся местность ожила. Прилетели весёлые грачи. Из земли показалась травка. Зацвели душистые ландыши. На деревьях уже раскрылись почки. Вот она , весна! Ребята, наблюдайте изменения, которые происходят в природе весной. Это очень интересно!
Грамматическое задание.
1.Выпишите 2 слова с безударными гласными в корне и 2 слова с парными согласным, подбери проверочные слова.
Во втором предложении подчеркните основу предложения.
Контрольный диктант №6
«Москва»
Москва- сердце нашей Родины. Москва- большой , красивый город. В нём много музеев, памятников, чудесных парков. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро. А какая стройка идёт в Москве! Миллионы жителей въехали в новые квартиры. Мы любим нашу столицу.
В Москву приезжают гости из разных стран.

Грамматическое задание.
1.Подчеркни знакомые орфограммы.
2.Раздели слова для переноса миллионы, въехали, большой.
3.В последнем предложении подчеркните основу предложения.

Материал для начальных классов "Контрольное списывание"

Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

2. Расставь ударения.

На крыльце сидит пушистый кот. Тёплые лучи солнца согрели котика. Он заснул. Во сне кот видит мышку.

3. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков. Объясни, какой слог образуют эти гласные и согласным.

Лиса встретила зайку. Он бросился в кусты. Кусты были густые. Не нашла лиса зайку. А он и рад.

Темя 2. Гласные и согласные звуки и буквы

1. Спиши текст. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Трава пожелтела и завяла. Птицы тронулись на юг. Их гонят холод и голод. Всё небо в тучах. Часто идут дожди. Дует злой ветер. Люди надели на себя тёплые вещи. С огородов и полей убрали последние овощи. Скучная картина!

2. Спиши текст. Вставь, где нужно, согласные буквы Н и НН. В первом предложении подчеркни буквы, которые обозначают гласные звуки.

Пришла вес…а. Появились подснежники и другие ра…ие цветы. Пройдёт лето. Наступит ра…яя золотая осе…ь. Ласково будет светить ещё осе…ее солнце. Но с каждым днём будет всё холод…ее, начнутся утре…ие заморозки.

3. Спиши текст. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком. В первом предложении подчеркни слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

В лесном оркестре есть один главный инструмент – листья. Играет на них лесной музыкант – ветер. Он то слегка ударит лист о лист, то закружится около листика и зазвенит весело. Послушайте, какие звуки издают листья!

Тема 3. Имя существительное

1. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и раскрой скобки.

Одна девоч…ка ушла (из) дома (в) лес. (В) л…су она (за) блудилась и стала искать д…рогу д…мой. Л…сная тр…пинка (при) вела её (к) избушке. Дверь была (от) крыта. Она видит – (в) избушке никого нет, и вошла. Девочка села (на) стул.

2. Спиши текст, разделив его на предложения.

Вышла река из берегов она залила весь наш луг только кончики кустов были видны из воды дед Илья с внуков Андреем поплыли на лодке к кустам там они поставили сеть в сеть заплыл жирный карп хорош был улов.

3. Спиши текст. В первом предложении расставь ударения и подчеркни главные члены.

В тени деревьев растёт цветок. Между двумя широкими листьями – ножка. На ней - белые душистые колокольчики. Это ландыш. Мы любим ландыши за красоту и нежный запах. Плоды ландыша созревают осенью. Это красные ягоды. Они ядовиты. Из ландышей делают лекарства.

Тема 4. Глагол

1. Спиши текст, разделив его на предложения. Выпиши три слова с безударными гласными, которые можно проверить ударением. Выпиши слова, в которых букв больше, чем звуков.

Муравей и зерно

Муравей нашёл зёрнышко он потащил зерно в муравейник но зерно было тяжёлое муравей один не смог дотащить его он позвал на помощь товарищей вместе они утащили зерно в муравейник.

2. Подчеркни глаголы, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛИ? ЧТО ДЕЛАЛ ? Объясни правописание выделенных слов. Укажи количество букв и звуков в словах ОСЕНЬЮ, РОЖЬ, МАЛЬЧИК.

Было это осенью на берегу великой сибирской реки Лены.

Красавица Лена была вся усеяна мелкими точками. Точки медленно двигались к нашему берегу. Это, подняв пушистые хвосты, плыли белки. Их было так много! Белок гнал голод – неурожай орехов и шишек.

3. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах известные орфограммы. В словах первых двух предложений расставь ударения.

Ж…знь прож…ть – не поле перейти. Школ…ники пришли (в) парк. Летом (в) с…ду ж…л ёж…к. Р…бята (в) школ…ном с…ду пос…дили д…рев…я. Д…ти к…таются на к…тке. М…двед… спит (в) берлоге. Птицы з…мой г…л…дают.

Тема 5. Имя прилагательное

1. Спиши текст. Раскрой скобки и вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена прилагательные и имена существительные, к которым они относятся.

(При) грело весе…ее со…нце. (На) л…сной п…лянке тает сне…. (По) ложбинке (по) б…жал в…сёлый ручеёк и (на) полнил (до) кр…ёв б…льшую глубокую лужу.

2. Спиши текст. Подчеркни имена прилагательные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

Корабль летит на Тихим океаном. Какой вид! Горизонт у Земли ярко – бордовый. Затем идёт в чёрное небо. Появляется солнышко. Горизонт становится оранжевым, нежным.

3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни имена прилагательные, поставь к ним вопросы. Дополни текст одним восклицательным предложением.

Припекает со…нце. Зашумели руч…. и. Кончилась длин…. ая х…лодная зима. Ран…им утром прол…тели гуси. Далеко над …зером л…тят лебеди. Пришла долгожданная в…сна.

Контрольные работы по русскому языку 2 класс

I четверть
Контрольная работа по теме «Слова, слова, слова…»
Вариант 1
1. Раздели слова на слоги:
оса, улица, ярко, школа
2. Раздели слова для переноса:
парта, хвоя, стройка, деньки
3. Выпиши многозначные слова:
трамвай, молния, звезда, осина
4. Прочитай слова. пугливый, смелый, правдивый
Найди среди этих слов:
А) Синоним к слову: ХРАБРЫЙ -
Б) Антоним к слову: ТРУСЛИВЫЙ -
5. Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень:
братик, сестричка, мама, сестра
6. Прочитай слова.
подберёзовик, берёза, березняк, берёзка
Выбери и запиши слова в соответствии с их значением:
А) маленькая берёза -
Б) лес, где растут берёзы -
В) гриб, растущий под берёзой -
7*. Спиши слова, расставь ударение.
торты, банты, туфля, звонить, повторить
Вариант 2
1. Раздели слова на слоги:
окно, ёжик, лисица, парта
2. Раздели слова для переноса:
улица, края, хозяйка, огоньки
3. Выпиши многозначные слова:
автобус, коса, ключ, стол

4. Прочитай слова.
огромный, маленький, тонкий
Найди среди этих слов:
А) Синоним к слову: КРОШЕЧНЫЙ -
Б) Антоним к слову: БОЛЬШОЙ -
5. Выпиши однокоренные слова, выдели в них корень:
осень, зима, лето, зимний
6. Прочитай слова.
подосиновик, осина, осинник, осинка
Выбери и запиши слова в соответствии с их значением:
А) маленькая осина -
Б) лес, где растут осины -
В) гриб, растущий под осиной -
7* Спиши слова, расставь ударение.
арбузы, щавель, шарфы, звонит, понял

II четверть
Контрольная работа по теме «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»
Вариант 1
1. Вставь пропущенные буквы:
маш..на, карандаш. лыж. малыш. кувш..н, ж..вотное, ш..ть, ж..раф, ч..гун,
ч..йка, рощ. дач. крич. щ..ка, ч..сы2. Вставь, где нужно, Ь:
кон..ки, ден..ки, окун..ки, внуч..ка, доч..ка, коч..ка, туч..ка, огон..ки3. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните главные члены:
В дупле ж..ла пуш..стая рыжая белка. Она ч..сто бегала в берёзовую рощ.
Там белка собирала гр..бы.

Вариант 2
1. Вставь пропущенные буквы:
пруж..на, малыш. луж. ш..шка, ж..раф, ош..бка, ж..ть, туч. ч..деса, леч.
крич. ч..сто, ч..ша, ч..сть, ч..чело 2. Вставь, где нужно, Ь:
руч..ка, шуточ..ка, мал..чик, ноч..ка, печ..ка, огон..ки, точ..ка, школ..ник3. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните главные члены:
У Наташ.. ж..вут красивые рыбки. Дево..ка ухаж..вает за ними. А кот
наблюдает за рыбками через стекло.

III четверть
Контрольная работа по теме «Имя существительное»
Вариант 1
1. Выпиши имена существительные:
горсть, грозить, смелость, храбрый, бегун, ветер, повязка, повязать
2. Распредели имена существительные в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые:
комар, рыба, гора, море, молния, человек, волна, пчела
3. Укажи число имён существительных:
дом, облака, осёл, лабиринт, телефоны, кузнечики, киты, крот
4. Выпиши существительные, которые обозначают явления природы:
конь, метель, станция, ветер, гроза, холодильник
5. Запиши словосочетания, исправляя ошибки:
татьяна ивановна, река волга, улица чехова, собака шарик

Вариант 2
1. Выпиши имена существительные:
дом, облака, лес, лесной, игра, играть, книга, читать
2. Распредели имена существительные в 2 столбика: одушевлённые и неодушевлённые:
оса, кошка, дождь, река, волна, крот, песок, муха
3. Укажи число имён существительных:
горы, облака, стол, шары, телефоны, столб, кит, крот
4. Выпиши существительные, которые обозначают явления природы:
дождь, морковь, ветер, гора, туман, огурец
5. Запиши словосочетания, исправляя ошибки:
клавдия петровна, река оскол, село загорское, кот барсик

Словарные диктанты
I четверть
№ 1
Здравствуйте, родина, ветер, быстро, рисунок, берёза, яблоко, сахар.

II четверть
№ 2
Одежда, лягушка, земляника, малина, молоток, урожай, суббота, мебель, извините.

III четверть
№ 3
Тарелка, товарищ, метель, морковь, народ, завод, вдруг, сапоги, щавель, алфавит.

IV четверть
№ 4
Обезьяна, месяц, картина, фамилия, улица, топор, обед, магазин, облако, платок.

I четверть
Контрольный диктант по теме «Предложение»
Пушок
У Веры жил кот Пушок. Кот был беленький и пушистый. Лапки и хвост серенькие. Пушок любил рыбу и мясо. Девочка часто играла с котом.

Грамматические задания
1. В предложениях 4 и 5 подчеркните грамматическую основу.
2. Допишите одно предложение в конце текста.
3.
II четверть
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»
Наше село
Село Яблоново стоит на реке Оке. Кругом густые леса и широкие луга. На полях зреет богатый урожай.
Красивое наше село. Жители украсили его садами. Хорошо цветут сады весной. А к осени они дарят людям спелые плоды.

Грамматические задания
1. Запиши только те слова, которые начинаются с гласного звука:
РЕКА, УРОЖАЙ, ОСЕНЬ, ПЛОДЫ
2. Подбери проверочные слова:
ЛЕСА, ПОЛЯ, САДЫ, ПЛОДЫ


IIIчетвертьКонтрольный диктант по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»
Зяблик
По ночам холод. В лесу ещё лежит снег. Много снега – целый сугроб. И на реке лёд. А на еловой ветке сидит зяблик. Он поёт. По всему лесу летит его трель. Откликнулась трелью лесная чаща. Что это? Это эхо. Вот чудо! Прозвучала птичья песня. Это привет весны.

Грамматические задания
1. Выпишите из текста три слова с парными согласными, подберите к ним проверочные слова.
2. Сделайте звуко-буквенный анализ слов:
I вариант – СНЕГ
II вариант – ЛЁД

IVчетвертьКонтрольный диктант по теме «Предлоги»
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближайший лесок. Хорошо в тени берёз! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели на пенёк, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Крупные спелые ягоды так и манят. Кто кладёт в рот, кто в кузовок.

Грамматические задания
1. Выпишите предлоги:
I вариант – из первых трёх предложений (1-3)
II вариант – из последних трёх предложений (6-8)
2. Запишите проверочные слова к словам:
ПЕНЁК, ДЕТИШКИ
3. В первом предложении над словами укажите части речи.


Контрольное списывание
I четверть
Волга
Дорога Волга всем нашим людям. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. На Волге в последнюю войну наши воины разбили фашистов.

Контрольное тестирование
IV четверть
Вариант 1
А1. Что обозначает имя прилагательное?
1) признак предмета
2) предмет
3) действие предмета
4) качество предмета

А2. В какой строке записаны только имена прилагательные?
1) снежный, морозный
2) снег, зима, мороз
3) снеговик, зимовать
4) снежок, перезимовать

А3. Укажи строку, где все имена прилагательные стоят во множественном числе.
1) холодная, снежный
2) весёлые, пушистые
3) интересное, увлекательный
4) весёлые, задорная
А4. В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос
КАКОЙ?
1) тёплое, умное
2) добрая, смелая
3) простой, мокрый
4) милая, летняя
В1. Какие слова являются близкими по смыслу?
1) узкий – широкий
2) аккуратный – старательный
3) весёлый – грустный
4) сладкий – горький
С1. Сколько имён прилагательных в тексте?
Тёплую одежду шьют из шерстяной материи и вяжут из шерстяных ниток. Наиболее хорошую и удобную для пряжи шерсть дают овцы. У них за зиму отрастает длинная и густая шерсть. Из шерсти овец делают нитки.
1) 9
2) 8
3) 7
4) 6
Вариант 2
А1. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?
1) кто? что?
2) что делает? что делают? что сделают?
3) какой? какая? какие?
4) не отвечают ни на какие вопросы
А2. В какой строке записаны только имена прилагательные?
1) зимний, вьюжный
2) снег, вьюга, мороз
3) морозить, скользкий
4) заморозить, сугроб
А3. Укажи строку, где все имена прилагательные стоят в единственном числе.
1) снежные, лютая
2) солнечные, зимний
3) красивое, занимательная
4) весёлые, смешные
А4. В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос
КАКАЯ?
1) грустный, большой
2) лесная, дальняя
3) сочное, синее
4) тихий, быстрая
В1. Какие слова являются противоположными по смыслу?
1) робкий – трусливый
2) спелый – зрелый
3) большой - маленький
4) огромный - гигантский

С1. Сколько имён прилагательных в стихотворении?
Лежит круглый, золотистый
На тарелочке на чистой.
Рот раскрыл я, сколько мог, -
Откусил большой кусок:
Он мне сладеньким казался –
Очень кислым оказался.
1) 5
2) 6
3) 4
4) 3


Ответы по русскому языку. 2 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

ГДЗ, ответы. Проверочные работы по русскому языку Канакина, Щёголева 2 класс

Проверочная работа (за 1 полугодие)
Проверочное списывание

• Прочитай. Озаглавь текст. Запиши заголовок и спиши текст.

Осень

Осень пришла на реку. Ивы облетели, трава побурела и поникла. Снег выпадал и таял. Речка ещё бежала, но по утрам на ней был ледок. И с каждым морозцем он рос. Не было по берегам и куликов. Оставались ещё только утки.

Грамматические задания на выбор:

1. Подчеркни в первом предложении грамматическую основу.

Осень пришла на реку.

2. Подчеркни во втором предложении слово, в котором два слога, но перенести которое с одной строки на другую нельзя.

Ивы облетели, трава побурела и поникла.

3 ∗ . Найди в третьем предложении слово — название явления природы. Выпиши это слово и сделай его звуковую запись: снег — [сн’эк] .

4 ∗ . Найди и подчеркни в четвёртом предложении многозначное слово, которое употреблено в переносном значении.

5. Подбери и запиши к данным словам однокоренные. Выдели в них корень.

Лед/ок — лёд/, мороз/ец — мороз/ный.

6. Подчеркни в выделенных словах изученные орфограммы.

Ос е н ь пришла на реку. Ивы облетели, тр а ва побурела и поникла. Сне г выпадал и таял. Ре чк а ещё бежала, но по утрам на ней был л е до к . И с каждым морозцем он рос. Не было по берегам и куликов. Оставались ещё только утки.

7. Прочитай. Подчеркни в каждом слове орфограмму и подбери к нему проверочное слово.

Р е ка — рéчка, тр а ва — трáвка.

Контрольные работы за 3 четверть (УМК «Школа России»)

ставится «4» - допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм;

ставится «3» - допущено 3-5 орфографических или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно;

ставится «2» - допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

Критерии оценивания задания:

ставится «5» - безошибочно выполнены все задания;

ставится «4» - правильно выполнено заданий;

ставится «3» - в работе выполнено не менее заданий;

ставится «2» - выполнено менее заданий (обучающийся не справился в большинством заданий).

Критерии оценивания контрольного списывания

отметка ставится «5» безошибочное и аккуратное выполнение работы

отметка ставится «4» 1 орфографическая ошибка и 1 исправление

отметка ставится «3» допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление

отметка ставится «2» допущены 3 орфографические ошибки

Контрольное списывание

Вселенная… Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая – Солнце. Самая яркая на зимнем небе – Сириус. Её название обозначает «блестящий», «сверкающий». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название – это имя охотника из древнегреческих мифов. (47 слов)

Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм, желать, вместе, погода, праздник, понедельник, четыре.

Самолет, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро, заяц, вокруг, потом.

Проверочный диктант теме: «Род и число имён существительных»

Весь день мы шли сосновыми лесами. На сухих полянах пели кузнечики. В воздухе пахло горячей сосновой корой и душистой земляникой. В небе над верхушками сосен висели ястребы. Мы отдыхали в тени осин и берёз. Потом пробирались через чащу на сырые места. Дышали грибным прелым запахом травы и корней. Жара для нас была мучительна. Только к закату мы вышли на берег озера. (64 слова)

1. Выполнить звуко-буквенный разбор слова озёра

2. Определить род имён существительных: багаж, тишь, калач, помощь, кирпич, пальто, яблоко, площади, морковь, свечи, шалаш, тарелки, кровать, тропинка.

3. Записать по 2 слова относящихся к женскому, мужскому, среднему родам.

Образовать форму множественного или множественного числа:

Лес -, чащи -, озёра -, берёза -, трава -, корни -, берег -, дороги -, львы - …

Проверочный диктант по теме: «Имя существительное»

На рыбной ловле

Дорога шла через рожь к реке. Шуршали на ветру золотые колосья. Мы шли на рыбалку. Под ногами пробежала полевая мышь. Послышался плач в чаще леса. Это сыч затянул свою песню. Вот и река. Кругом тишь. Ловля началась. Скоро на удочку попался ёрш. Потом мы вытащили щуку и леща. Близилась ночь. Мы сделали шалаш. Утром солнце осветило окрестность. Мы продолжили рыбалку. (63 слова)

1. Выделите грамм. основу. Определите падеж имён существительных.

1 вариант- 1 предл.

2 вариант- 2 предл.

2. Записать по два слова относящихся к м. р. ,ж. р. ,ср. р.

3. Выполните морфологический разбор

1 вариант- к реке

2 вариант- на удочку

Контрольный диктант за 3 четверть (образец)

Как хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне. (63 слова)

1.Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.

2. Выполни синтаксический разбор шестого предложения.

3. Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная

Контрольный диктант по теме «Части речи»

Лес оделся в зелёную листву. На светлых полянах цветут кудрявые липы. В лугах запестрели цветы. Вот глазастые ромашки. Они весело раскрыли белые лепестки. Розовый клевер спрятал свою круглую головку в траве. Склонились лиловые колокольчики. Васильки как в голубых коронах стоят.

В воздухе запах трав. Пчёлы носятся около цветов липы. Богатый взяток унесут пчёлы в улей. В восковых сотах они заготовят душистый мёд. Поспела земляника и малина.

Налились золотые колосья хлебов. Скоро наступит время косьбы. Косцы выйдут в леса и на луга. Они будут запасать свежее сено для скота. (90 слов)

1.Выполни морфологический разбор глагола: оделся.

2. Выполни фонетический разбор слова мёд

3.Определи части речи в предложении: В восковых сотах они заготовят душистый мёд.

4. Найди в тексте 3 глагола в форме прошедшего, настоящего и будущего времени, подчеркни эти глаголы двумя чертами и укажи время.

Итоговый контрольный диктант

Стоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.

Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос соловья. Как красиво он поёт! Пришла настоящая весна. (79 слов)

1.Выполнить синтаксический разбор предложения: После тёплого дождя появилась зелёная травка

2. Выполнить фонетический разбор слова- голос

3. Выполнить морфологический разбор (как часть речи)слова: пришла или весна

4.Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.

Контрольное списывание

Радостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.

Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.

Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.

Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности. (74 слова)

Итоговый тест по окружающему миру для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России» Закончи предложение. 1. Столица Российской Федерации – город. Обведи цифру, рядом с которой записан правильный.

Конспект урока математики в 1 классе на тему «Многоугольники» по УМК «Школа России» Конспект урока математики в 1 классе Тема: «Многоугольники» (УМК «Школа России») Составила: Хромова Наталия Сергеевна Цель: создать условия.

Конспект урока по математике в 3 классе «Единицы массы. Грамм» по УМК «Школа России» Тема урока: Единицы массы. Грамм Цель: познакомить с новой единицей массы – граммом и соотношением между граммом и килограммом. Формировать.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по математике во 2 классе «Знакомство с уравнением» по УМК «Школа России» Тема урока: «Знакомство с уравнениями» Цель: познакомить обучающихся с понятием «уравнение», его отличительными особенностями. Задачи: дать.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

План-конспект урока математики в 1 классе «Знаки плюс и минус» по УМК «Школа России» Формулирование темы и деятельности на уроке. Цель: формулировка главных целей и темы урока, Физкультминутка.

Тест по русскому языку по теме «Парные по глухости-звонкости во 2 классе по УМК «Школа России» 1 вариант 1. Укажи парные звонкие согласные. 1) Б, В, Г, Д, З, Ж 2) П, Ф, К, Т, С, Ш. 2. Не совпадают согласные звуки и буквы: 1) На конце.

Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [Л, Л’]. Буквы «Л, л» Урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе УМК «Школа России» «Звуки [л, л’]. Буквы Л, л» Тип урока: открытие нового знания.

Контрольное списывание по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: обосновывать правильность выполненного задания; развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Просмотр содержимого документа
«Контрольное списывание по русскому языку»

Контрольное списывание. (списывание текста с дополнительным заданием) Подготовила: Джандубаева С.З. МКОУ «СОШ а.Инжич-Чукун».

Контрольное списывание.

(списывание текста с дополнительным заданием)

Подготовила: Джандубаева С.З.

МКОУ «СОШ а.Инжич-Чукун».

Цели урока : Обосновывать правильность выполненного задания; развивать орфографическую зоркость; воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Цели урока :

  • Обосновывать правильность выполненного задания;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать чувство гордости за свою Родину.
  • В мире много прекрасных мест, о которых хочется писать и которые очень хочется посетить. Но что может быть краше и милее родных и близких сердцу мест? Россия так богата природными чудесами, пожалуй, как ни одна страна в мире. Одно из истинно русских природных чудес — великая река Волга . Одна из самых больших и красивых рек в Европе, она особенно любима русским народом. Волга-матушка — так ласково ее называют не только в России.«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу — самую большую реку в Европе, царицу наших рек, — и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!» — так писал о великой русской реке Александр Дюма. И она действительно царица рек. Мощь и величие, сказочная красота окружающей природы и богатейшая история прославили Волгу на весь мир еще в самые древние времена.

А история Волги действительно богата великими событиями и великими именами, творившими историю всей Великой Руси.

Контрольные и проверочные работы
для 1—4-х классов

Цель работы – проверить сформированность умений на практике применять правила о правописании гласных после шипящих, об обозначении на письме мягкости согласных звуков гласными буквами (е, ё, я, ю, и) и мягким знаком, о большой букве в именах и кличках животных, названиях городов, рек.
При диктовке четко проговариваются орфограммы, незнакомые учащимся.

ДИКТАНТЫ

Наш двор

Наш двор широкий и чистый. Мы гуляем тут с ребятами. У Петра собака Джек. Мария играет с сестрой Эльзой. Коля и его брат футболисты. Мальчики играют в мячик.

На поляне

Яша и Катюшка искали щавель. Щавель сочный и кислый. Кузовок быстро стал полным. Под ёлкой спрятался белый гриб. Боровик возьмем для бабушки Марьи. Пора домой!

Белочка

Стоит жара. Школьники идут в парк. Там много ручных белок. Я стучу по стволу ёлки. Спустилась рыжая плутовка. Пушистым хвостом она провела мне по лицу и убежала.

Весна

Пришла весна. Теплый ветер разогнал тучи. Белые пушистые облака бегут по небу. На лужайке рос подснежник. У него нежные синие цветочки. Шмель спешит к чашечке цветка.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст с доски без пропуска и замены букв.

Лисичкин хлеб

Вот я и дома. На стол положил корешки, траву, кусок хлеба. Внучка откусила кусочек.
Кто дал тебе хлебушек? Лисичка?
Я кивнул головой и улыбнулся.

В цирке

В цирке жил лев. Он старый и добрый. Дети любили льва. Он прыгал в кольцо с огнём. На тумбе лев сидел рядом с Жучкой. А мышей боялся.

На пасеке

Рой пчёл сел на куст. Дядя Ваня взял мешок и шапку с сеткой. Тихо накрыл он рой и завязал край мешка. Теперь пчёлы живут в улье.

Ландыши

Стоял тёплый день. Роща была залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли беленькие ландыши. Они были хороши и душисты. Это чудо природы.

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

I. Прочитай текст.

Цветы на клумбе

Стояла жара. Земля на клумбе была сухая. Цветы и листочки поникли. Илья принёс лейку с водой. Мальчик полил розы. Цветы ожили.

Запиши ответы на вопросы:

1. Какая земля была на клумбе?
2. Что стало с листочками цветов?
3. Кто полил розы?
4. Что стало с цветами?

II. Из слов каждой строчки составь предложения. Запиши их.

мама, тюльпаны, любит, наша
Алёнка, Игорь, и, цветов, подарили, алых, ей, букет
очень, была, мама, рада

III. Прочитай предложения.

Лист кувшинки поплыл по реке.
Рыбам стало жалко Дюймовочку.
Они перегрызли стебель листа.

Запиши предложения друг за другом так, чтобы получился связный текст.

2-й класс

Цель работы – проверить умение правильно писать имена собственные, обозначать буквами парные звонкие и глухие согласные в конце слова, писать удвоенные согласные, слова с разделительным мягким знаком, безударные согласные в двусложных словах и формах слов.
Объем диктанта: 35–45 слов.
Четко проговариваются все неизученные орфограммы.

ДИКТАНТЫ

На лугу

Лиля и Владик гнали корову Василиску на луг. На лугу летом хорошо!
За селом они прошли чудесную рощу. Лучи солнышка дарили земле свет и тепло. Луговая трава была высокая. Бабочка перелетала с цветка на цветок. На васильках грозно гудел шмель. Кого он пугал? Корову Василиску?

Прощайте, снега и морозы!

Ушла зима со снегами и морозами. Ребята убрали коньки и лыжи. Прощай, студёная зима!
Всюду побежали весёлые ручейки. По лужам прыгали солнечные зайчата. Весело запели синички, зачирикали воробьи.
Друзья Алеша и Таня пошли гулять. На дворе шумно. Там дети играли в прятки. Всем было весело.

Шиповник и кошкины слёзы

Яркими цветами у дома пылал куст. Это был шиповник. Его посадили бабушка Настя и внук Антон.
Хороши на шиповнике белые и розовые цветы. Шипы тоже хороши и колки. Наша кошка Пушинка тронула лапкой ветку. Стало больно. Кошка протянула мне лапку. Я вытащил занозу. Кошка лизала ранку.

Весна пришла

У леса стоит деревушка Добрая. Жители здесь тоже добрые и приветливые. Весной на поля прилетела стая грачей. Запели чудесные песни скворцы. Это наши гости. Ребята рады им.
С крыши падали частые капельки. Вода текла по стеклу. Крыльцо было мокрое. Из воды получились бойкие добрые ручейки.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тучки-закорючки

По небу бежали весёлые тучки. Они присели у леса. Полил тёплый грибной дождь.
Дождик закончился. Облака плыли дальше. Это были уже белые лошадки. Они цокали копытами. Гривы у лошадей белые и кудрявые. Под ногами лошадей белое море. Гребни волн прыгали, и лошади плыли по небу.

Воробьишка

Жилбыл воробей. Его звали Пудик. Он сидел на самом краю гнезда. Малыш звонко пел свои чудесные песни. Так ему казалось.
На земле сидела рыжая пушистая кошка. У неё были зелёные глаза. Рыжий хвост бегал тудасюда. Она наблюдала за глупым смешным Пудиком.

(По М. Горькому)

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Грибная ванна

У озера качались сухие камыши. Частые капельки воды падали на землю, на травку, на шляпки грибов. Под сосной рос гриб – сыроежка. На край гриба сел зелёный жук. Немного подумал и стал плавать в шляпке. Вода ласкала его крылья. Потом жук решил принять воздушные ванны. Чудеса!

Прочитай предложения.
Можно ли назвать эту группу предложений текстом?
Почему?
Запиши предложения в таком порядке, чтобы получился связный текст.

Зверёк в беде

Белка прыгнула на край их весла.
У озера качались камыши.
Над водой летали чайки и стрижи.
Она выбилась из сил.
Тут на земле много вкусных и душистых шишек.
Но вот и берег.
Белочка плыла по озеру.
Илья и Дима помогли симпатичному зверьку.

3-й класс

Цель работы – проверить сформированность умения писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением; звонкие, глухие, удвоенные, непроизносимые согласные; разделительный твердый и мягкий знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных; не с глаголами.
Объем диктанта: 55–65 слов.

ДИКТАНТЫ

Ледяные красавицы

Март. Всё ярче и жарче светило весеннее солнце. Мягкий ветерок гнал, торопил облака. На балконах и крышах домов поселились сосульки. Днём солнечный луч играл с ледяными красавицами. Они сверкали, отливали серебром. Первые крупные капли упали на землю. Съехала с крыши большущая шапка снега.
Наступила ночь. Подморозило. Ледяная корка покрыла землю. Но весна рядом. В городе первые её вестники – сосульки.

В походе

Стояло жаркое лето. Мы отправились в лес. Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко проникал сюда солнечный луч. Громадные ёлки стояли угрюмо. Они опустили свои могучие ветви. Тишь кругом.
Мы поспешили выйти на полянку. Она вся была залита светом. Радостные песни птиц встретили нас. В травке прыгали кузнечики. Прожужжал мохнатый шмель. Мы решили отдохнуть у берёзки. Она встретила нас чудной прохладой.

Весенняя радость

Вот и ранняя весна пришла. Солнце съело последний снег. Под крышей жилого дома каждый год ласточки лепили гнездо. Жильцы дома не разрушали его.
Только к концу апреля прилетели наши гостьи. Ласточки таскали из ручья глину, ил. Они поправляли своё старенькое гнёздышко. Через три недели из него выглянули крошечные головки. Мы часами смотрели на заботливых птиц. Они носились по воздуху, ловили мух и комаров.

Куропатка и машины

Через дорогу переводила своих малышей куропатка. В это время вынырнула изза поворота машина. Мать повернулась грудью к машине. Перья взъерошились. Птица просила подождать. Подъезжали другие машины и останавливались. Пушистые цыплятки бежали к болотцу. Они понимали опасность.
Шофёр ждал. На дороге не осталось пушистых комочков. Мать сошла с дороги. Камыши укрыли всю семью. Грозно заревел мотор машины. Грузовики тронулись в путь.

(По В. Астафьеву)

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Охраняйте природу

В нашем краю есть удивительное озеро. Особенно оно красиво весной. Луч солнца скользит по воде. Озеро блестит, сверкает. На озере много островов. Они все усыпаны множеством цветов. Кругом тишь. Красота радует глаз.
В воскресные дни мы на разъездах установили посты. Рядом в лесах растут подснежники. Охапки цветов несут люди домой. Но в доме цветы долго не живут, погибают. А вот любители больших букетов этого не понимают.

Предание об озере Селигер

Жил на Селигере охотник. Он стрелял из лука диких уток. Его стрела случайно попала в белого лебедя. Лебедь долго бился, пока не утонул. Из крыльев выпали перья и остались на воде. Водяные слёзы капали с белых лодочек.
Охотнику жаль стало лебедя. Лук и стрелы он бросил в озеро. Утром на том месте, где утонул лебедь, охотник увидел лёгкие, как перья, белоснежные цветы. Это были водяные лилии.

(По М. Коршунову)

Гнездо на болотце

Лесная дорога вывела нас к лесному болотцу. У берегов вода затянулась мхом. Земля под ногами ходила ходуном. На середине болотца была чистая вода и островок. Там росли сосенки.
Но вот в небе появилась большая птица. Крылья у неё были широкие, клюв загнут крючком. В когтях она тащила рыбину. Птица сделала круг над озером и села на сосну. Запищали в гнезде голодные птенцы. Мать с нежностью стала их кормить.

Родник

В глуши лесной, в глуши земной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.

Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
ИЗЛОЖЕНИЕ

Лисёнок

Дед шёл по узкой дорожке. Вдруг на краю дороги он заметил маленького лисёнка. Лисёнок жалобно скулил. Дед принёс малыша домой, посадил в ящик. Он дал ему молока. Лисёнок забился в угол и не ел.
Ночью малыш стал тявкать. Он мешал хозяину спать. Дед вынес лисёнка в сарай. Утром зверек пропал. Под сараем был сделан подкоп.
Это приходила мать. По запаху она нашла сына, подкопала землю и унесла лисёнка.

Письмо изложения по коллективно составленному плану.
Возможно задание по внесению в текст описания животных.

Прочитай текст.
Допиши конец рассказа.
Придумай заголовок к своему тексту.

Ребята пошли в лес. Миша остановился около старого дуба. На самых сухих ветках висели белые грибочки. Удивился Миша, догнал друзей и рассказал им про грибы.
Вернулись ребята к дубу, а грибовто и нет.

Составь текст по плану:

1. На фотоохоту в лес.
2. Сказочный лес.
3. Погода испортилась.
4. С богатой добычей скорей домой!

4-й класс
ДИКТАНТЫ

Цель работы – проверить сформированность умения писать текст под диктовку, включающий изученные орфограммы за курс начальной школы. Объем работы: 75–80 слов.

Всегда оставайся человеком

Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раздвинем руками траву. Вот тонкий стебелёк с двумя листочками. Это берёзка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохотные иголочки. Это сосенка. Рядом с этими деревьями ты стоишь сущим великаном.
Ты можешь сломать сосенку или берёзку одним пальцем. Но ты встанешь и перешагнёшь через этих малюток, а лучше обойдешь их.
Быстро пролетят года. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

Звуки степной жизни

Перед нами раскинулась широкая степь. В голубом небе искрится солнце. Взглянешь кругом – всё поля. Ветер гонит волны по зелёному полю пшеницы.
Речка сверкает в солнечной дрожащей дымке. По обоим берегам ее пасутся отары овец, стада коров, табуны лошадей. Пастбище весной в степи покрыто свежей зелёной травой. Шумит камыш. В тишине слышны красивые голоса и напевные звуки. Вот донеслись лай собак, хлопанье кнута чабана и жалобный плач ягнят. В болотцах пробуют голоса лягушки. Звуки этой степной жизни сливаются в большой оркестр.

Это Родина моя

Летний дождь перестаёт. Ты смотришь на небо. Оно голубеет. Волшебный мост перекинулся от деревни до соснового бора. Это красавица радуга. Запах полевых цветов заполняет всю местность. Из­за леса выплывает огромное солнце. Дождевые капли тяжело падают с листочков и травинок. Каждая из них сверкает, искрится. От земли идёт лёгкий пар. Воздух свеж. Что-то кричит с ветки птица. Солнце освещает высокую сосну с гладким стволом. Вдруг вижу под сосной красавца с темной головкой на крепкой ножке. Это гриб боровик. Вот повезло!

У бабушки в деревне

Ранней весной бабушка Агафья подарила мне цыплят. За лето они все подросли и оказались шустрыми петушками. Я кормил их пшеном.
Утром я выходил на рыбалку. Петушки бежали за мной до самой реки. По дороге я всегда останавливался у одного места. Солнечные лучи там сверкали, переливались на водной поверхности. Низко над водой свисали кусты ив.
Я долго смотрел, что происходит в глубине реки. Иногда там разгуливала стая крупных рыб. Рыба не брала насадку на удочке. Она была очень осторожной.

ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Наши скромные цветы

Я очень люблю простые лесные цветы. Ранней весной, как только растает снег, мы идём далеко в лес. Там мы любуемся цветами ожившего леса. Эти простые цветы нравятся нам больше пышных садовых.
На самом берегу ручья, у зеленого лесного болотца, густо цветут незабудки. Очень красивы эти маленькие голубые цветы. В крошечных их лепестках как будто отразилась голубизна летнего неба.
Прячась в высоких зарослях камыша, тихо струится живой лесной ручеёк. Колышутся зелёные травинки. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок.

(И. Соколов-Микитов)

Дружная семейка

Из всех грибов самые дружные – опята. Они по тонкой жёрдочке пробегут, на дерево всей ватагой влезут, старый пень плотным кольцом окружат.
Ранним утром пришёл я на знакомую поляну. Через четверть часа моя корзина полна, а опят вроде как и не убыло. Расселились они по краям, по кочкам, облепили пеньки.
И решил я друзей пригласить на щедрую поляну. Но на этот раз опята удивили нас. Два часа кружили по поляне – нет грибов.
Ничего не поделаешь, опята – дружные ребята. Они вместе пришли и уходят все разом.

(По А. Дюкову)

Чудеса в облаках

Меня первый раз взяли в настоящий поход. Мы работали на Кавказе. Я должна была возвращаться рано и готовить для всех обед.
По утрам мы просыпались почти при ясном небе. Облака летали у нас под ногами. Они были белыми и очень плотным слоем расстилались. Мне всегда казалось, что по ним можно легко пройти от одной вершины до другой. Когда я бродила по горам, облака догоняли меня. Я шла в светлом тумане. Но вот облака поднимались, и весь день царило южное солнце.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ

Запиши текст по самостоятельно составленному плану.

Испытание

Вечером мы долго засиделись у костра. Ребята рассказывали о своих походах и восхождениях на горные хребты. Я ушла в палатку и заснула под гул их голосов.
Ночью я проснулась от непривычного грохота. Палатка на мгновение осветилась ярким белым огнём. Мне стало страшно. Грозовые тучи окружили палатку. Молнии разряжались рядом. Лил потоком дождь. Он шумел, ворочал камни. Каждую минуту раздавались оглушительные и звонкие раскаты грома. Горное эхо повторяло, множило их. Я не шевелилась.
Но вот гроза стала отходить за высокий склон горы. Дождь стих, но горные потоки в ущелье ещё издавали страшный шум и грохот.

Запиши начало и конец текста.
Озаглавь свой текст.

Белоснежная кувшинка раскинула по чистой воде свои изумрудные листьяладошки. Её волшебные цветы на заре поднялись из воды и раскрыли свои прозрачные лепестки. Они были невиданно хороши.

Весна хороша цветами, а осень – плодами.

Март – с водой, апрель – с травой.

Лучше нет родного края.

Всякому мила своя сторона.

Как ты думаешь, что отражает каждая из пословиц: тему, основную мысль сочинения?
Запиши текст к одной из пословиц.

Контрольное списывание по русскому языку в 4 классе.

Прочитай текст. Найди пять орфографических ошибок. Спиши текст правильно.

На берегу речки меня встречает маленкий куличок. Песок исчерчен его следами. Следы пересекаються, сходятся в тропинки. Иду по следу и у кустика ивы вижу гнездо. В гнёздышке два яичка. Кулички кружат вокруг меня. Один отбегаит к гнезду и торопливо садится. Другой провожает меня до границы своего участка и затихает.

Утром я проснулся от холода. На палатке, на траве, на черёмухе – всюду белая пелена. Нежданный снег в мае наделал много бед. Птицы улители, бросили свои гнёзда. Погибла и кладка куличьков.

Солнце только что поднялось над сплошными белыми облаками. Вся окрестность озарилась радостным светом. Дорога широкой лентой вьётся впереди, между большими полями, лесными перелесками. Кое – где по дороге попадаются угрюмые ракиты, молодые берёзки с мелкими клейкими листочками и старые развесистые дубы. Деревья бросают длинные неподвижные тени на засохшую дорогу и на молодую зелёную травку, которая выросла по сторонам дороги.

Однообразный шум колёс не заглушает весёлых песен жаворонков. На душе легко и спокойно. Хочется сделать что – то хорошее для людей, которые едут вместе со мною весенним утром по красивой дороге.

Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные, но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов, милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.

Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.

Как чудесно гулять в светлой берёзовой роще. Подойдёш к берёзки, прижмёшься щекой к бересте и почувствуешь её теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радуит всех своей красотой.

Жизнь у берёзки нелёгкая. И сок из неё цедят, и ветки на веники ломают, и бересту дерут на туески.

Состариться берёза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниёт древесина и превратиться в труху. Упадёт сверху маленькое семечько, прорастёт в мягкой трухе. Глядишь, уже малютка берёзка тянит листики - ладошки из старого пня.

Читайте также: