Дорогой ли в обслуживании фольксваген тигуан

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

ЗА ВСЕ ВРЕМЯ расходы на содержание Tiguan смотреть тут

В данной записи будут все расходы на содержание Tiguan. Аналогичный пост я создавал по своей прошлой машине и он оказался достаточно полезен.

Итак. Вводная инфа по состоянию.
--------
март Пробег 87 000 км.

Итого план работ на следующие 2 недели такой
— поменять масло и далее менять его каждые 10к
— поменять цепь
— поменять опорник и 2 стойки стаба
-----------
март 2017 пробег 87000

Закуплено в METRO по рекомендации с форума масло Castrol Edge 0v40 FST. 6 литров (с запасом). Цена 3000+900+900 = 4800 р.

март 2017 пробег 87000

Заказал в Exist детали по замене цепи, обязательные (пометка в списке) и желательные (всего по 1 шт.)

VAG 06H 103 483 C Прокладка кожуха ГРМ передняя верхняя 1155 р
VAG 06H 103 483 D Кольцо уплотнительное кожуха ГРМ 583 р
VAG 06H 109 469 T Планка успокоителя цепи ГРМ верхняя 430 р
VAG 06H 109 509 Q Успокоитель цепи грм левый 711 р
VAG 06K 109 158 AD Цепь ГРМ основная 4 969 р — обязательно
VAG 06K 109 467 K Устройство натяжное основной цепи ГРМ 2 431 р — обязательно
VAG 06K 109 469 M Направляющая цепи 443 р
VAG 06L 103 085 B Сальник коленвала передний 517 р — обязательно
VAG D 174003M2 Герметик 1 358 р — обязательно
VAG WHT 001 760 Болт крепежный 186 р — обязательно
VAG WHT 007 212 Кольцо уплотнительное 172 р

не стал заказывать 06H 103 081 E — сетка обратного клапана — родная стоит 5000, аналог 2800, по отзывам на форуме — не нужна, а главное проблематично дождаться

суммарно заказ вышел на 12 955

также заказал
VAG 1K0 412 249 B Подшипник верхней опоры амортизатора переднего 879 р.

итого по запчастям 13900
------
март 2017 пробег 87000

ну, как и планировалось, заехал в на замену цепи и опорного подшипника на клубный сервис VAG-моторс
впечатления от сервиса пока что сугубо положительные, находятся около ТЦ Ривьера (ТТК) т.е. можно погулять по ТЦ, пока твоей машинкой занимаются или на бесплатной маршрутке доехать до метро Тульская.

впрочем, удобство это не главное — порадовало отношение и в целом персонал включая непосредственно мастеров показался весьма вменяемым

собственно по ремонту все прошло как и ожидалось, за исключением опорного подшипника. Во-первых менять надо было левый (привет, оффициалы), благо они одинаковые. Во вторых потребовалась замена еще и опоры (к счастью она нашлась на складе). Цена примерно 1000 р.

Ну и еще
— натяжитель цепи был выдвинут почти на полную, менять цепь реально надо было не откладывая.
— пи покупке планок успокоителя, выбирая между "до 2013" и "после 2013" выбирайте "после 2013" даже если машина произведена в 12 году, как у меня. Мастер сказал, что детали почти идентичные, но "нового образца" конструктивно удобнее и быстрее ставить.
— дополнительно 900 р. стоило снять и проверить растяжение цепи балансирных валов (удобно делать заодно с заменой цепи ГРМ), это как бы не обязательно, но если есть возможность — почему бы не проверить… на моем авто, как и в 80% случаев, все оказалось в норме
— дополнительно поменял масло, за фильтр и пробку доплатил 800 р., саму замену сделали бесплатно (поскольку масло при работах с цепью все равно частично сливается)

В ходе диагностики появилась ошибка по насосу haldex однако путем легкого удара молоточком в нужное место была устранена. Диагноз — зависают щетки моторчика, насос может вырубиться окончательно в любой момент т.ч. не затягивайте с заменой. Примечательно что на диагностике 2 недели назад (привет, оффициалы) мне было сказано "ошибок нет". Правда проводить компьютерную диагностику при мне официалы отказались, давать распечатки отказались, после настоятельной просьбы дописали "ошибок нет" в рекомендации по диагностике. Про насос допишу отдельно по мере решения этой проблемки, но по ощущениям 20 к рублей придется приготовить :)

в общем все заняло примерно 6 часов
— общая диагностика
— замена цепи ГРМ
— проверка цепи балансирных валов
— замена масла
— замена опоры и опорного подшипника
— возня с насосом haldex
— сход развал

по деньгам 19 000 из которых замена цепи примерно 11 000

март 2017 пробег 87000

продолжение истории с haldex… если у Вас проблема с халдексом до 4й генерации включительно и Вы живете в крупном городе, у вас есть 2 пути — замена haldex в сборе — это очень не бюджетное удовольствие (100-120 К рублей) или переборка. Если решили остановиться на переборке, лучше всего искать специализирующийся на этом сервис или мастера, поскольку именно от его опыта и рук будут зависеть Ваши дальнейшие расходы. После недолгого писка в интернете, был найден такой знающий мастер — Михаил 71miha71 (я обнаружил его координаты на шкода-клубе, туда и ведет ссылка, по этой ссылке достаточно подробно описано что и как можно сделать для ремонта haldex). Далее Михаил дал мне телефон специализированного сервиса (скорее, это частный мастер на очень небольшой но аккуратно организованной территории).

Поскольку в официальном сервисе приговорили насос, выбор был по сути следующий — просто поменять насос в том же сервисе или сделать полную диагностику коробки с заменой масла и насоса и углубленной диагностикой. Я выбрал 2й вариант и не ошибся. "Вскрытие показало" что сгоревший насос был лишь симптомом, а причина проблем была в сломавшемся регуляторе давления (по ссылке на рисунке гидравлической части искомая деталь под номером 5). Это как я понял из диалога с мастером. То есть замена насоса привела бы к исчезновению ошибки, но полный привод бы так и не появился. Новый регулятор давления оказался не дешевой деталью, 16500 р. Но делать нечего. Суммарно стоимость всех работ составила 34500 р. В эту сумму вошли замена насоса и регулятора давления, замена трансмиссионной жидкости, герметизация блока управления + покрытие крышки блока управления специальным защитным лаком. Последние 2 пункта весьма важны, поскольку в блок управления конкретно тигуана может попасть вода, что приводит к его коррозии и в конечном счете к выходу из строя. Стоимость замены блока управления 80 к рублей, то есть это как раз тот случай, когда лучше перестаховаться по-максимуму.

Конечно, 34,5 к рублей сумма не маленькая, но зато полный привод появился и за эту часть авто я теперь спокоен.

Апрель 2018 пробег 94 000
Замена масла 4500 масло Castrol Edge 0v40 FST. 4+1 л., замена 1500 р. итого 6 000 р.

-----
Итого расходы 78 000

PS … вот нра мне такая эксплуатация — в сервис раз год заехал масло поменять, подвеску посмотрели сказали все ОК, катайся дальше :)

Volkswagen Tiguan на вторичке: все его проблемы

На этом фоне бензиновый мотор 2.0 (четыре варианта мощности) — лучше. Те же недостатки выражены в нем менее ярко. Хотя, например, цепь ГРМ у него такая же. Многие экземпляры 2.0 TSI выдерживают 120 000–150 000 км без серьезного ремонта.

Возможно, лучший выбор — 140‑сильный турбодизель 2.0. Слабости типичны для всех дизелей: чувствительная топливная аппаратура, нежные форсунки и сажевый фильтр, затрудненный пуск зимой. Из свойственного именно этому мотору — быстрый износ привода дроссельной заслонки. При хорошем уходе живет до 250 000 км.

Коробки передач

Шестиступенчатый автомат Aisin Warner (09G/09М) склонен к перегреву (конструкторы сэкономили на масляном радиаторе). От этого ускоряется износ всего, в первую очередь фрикционных дисков. Экономичная шестая передача включается поздновато. Но в целом это нормальный агрегат с обычными для автоматов капризами.

Шестиступенчатая механика (0А6) древняя и надежная, но шла только в комбинации с мотором 1.4.

Полный привод реализован с помощью муфты Haldex. Четвертое поколение страдало перегревами, пятое (появилось при рестайлинге) — более выносливо. Уязвимое звено на старых машинах 4×4 — подвесной подшипник карданного вала.

Эксплуатационные болячки

  • На Тигуанах до 2011 года электроусилитель руля мог отключиться во время движения; требовалась перепрошивка блока управления.
  • На машинах периода 2012–2014 возможна некорректная работа АБС; дилеры производят перепрошивку.
  • Зимой на контактном штифте стартера образуется лёд; завод советует в таком случае производить пуск двигателя шесть раз (не дольше двух секунд).
  • У листа шумо­изоляции на капоте хлипкие держатели, он провисает и отваливается.

Euro NCAP: 2009 год: пять звезд. Водитель/пассажиры — 87%, ребенок — 79%, пешеход — 48%, системы содействия безопасности — 71%

Самое массовое предложение на вторичке: бензиновый 2.0 АКП, 170 л.с.

Оптимальный выбор: Дизель 2.0 АКП, 140 л. с.

За те же деньги: Toyota RAV4, Kia Sportage, Hyundai Tucson, Ford Kuga, Mitsubishi Outlander

Лучше ни на чем не экономить: гид по покупке Volkswagen Tiguan

Tiguan – сбалансированный немецкий ответ на потребительские запросы. В двухтысячных люди отчаянно возжелали кроссоверов, но денег на Touareg хватало не всем. Так что немцы посчитали бюджеты, достали «конструктор» из стандартизированных компонентов и оперативно состряпали высокую полноприводную легковушку на растянутой платформе Гольфа. Сегодня наша очередь считать бюджеты: за сколько можно купить подержанный Tiguan? Возраст машин от 4 до 12 лет обещает большой разброс цен, да и над техникой придется подумать. В общем, давайте разбираться, насколько широк выбор, в чем здесь основные сложности и в каких регионах шансы на успех могут быть выше.

Сколько стоит нормальный вариант?​

Одна из немногих общих черт между сверхпопулярным Renault Duster и просто успешным Volkswagen Tiguan – это локализация. Формально дебют немецкого кроссовера пришелся на 2007 год, но и в Европе, и в России фактические продажи начались в 2008. Причем у нас в салоны сразу поехали машины, собираемые в Калуге. На первых порах дело и ограничивалось именно сборкой, а уровень локализации был мизерным, но уже в 2010 году дело дошло до сварки и окраски кузовов. И сразу после дебюта Tiguan пришелся к месту в модельной линейке. Он, конечно, не стал бестселлером бренда, уступая соплатформенному Passat и компактной Jetta , не говоря уже о появившемся позже Polo , но свою аудиторию стабильно собирал. Начав со скромных 7 тысяч машин в первый полный год продаж, к 2011 году он дорос до 18 тысяч, а в 2012 – до 31 тысячи, замкнув топ-25 самых популярных машин того года. И пусть рекорды до самой смены поколений в 2016-м ему больше не покорялись, Tiguan отвоевал свою нишу и подготовил отличную почву для сменщика. Соответственно, вторичный рынок по модели тоже вполне сформированный: по всей стране можно найти около полутора тысяч объявлений о продаже. Сколько просят за свои машины продавцы?

Чтобы меньше удивляться максимальным ценам, стоит помнить, как изменялись прайс-листы за время жизни модели. Если в 2008 году Tiguan стоил примерно от 850 тысяч до 1,2 миллиона рублей и даже к рестайлингу 2011 года подорожал всего на 50-100 тысяч, то к 2016 году вилка цен уже выросла до 1,3-1,7 миллиона рублей, а появившаяся версия Sport стоила под 2 миллиона. Минимальные цены напоминают об этом подорожании: если дорестайлинговый кроссовер можно купить от 500-600 тысяч, то за рестайлинговые просят не менее 700-800, а немногочисленные машины последнего, 2016 года и вовсе стоят не менее миллиона. При этом среди владельцев Tiguan все же не так часто встречаются те, кто пытается продать десятилетнюю машину по цене покупки: даже максимальные цены на ранние экземпляры укладываются в 650-750 тысяч. К рестайлингу ценники самых жадных продавцов уже дорастают до миллиона, а после рестайлинга ожидаемо растут, причем сразу по 100 тысяч в год: от 1,2-1,3 миллиона за машины 2012-2013 годов до 1,4-1,6 миллиона за экземпляры 2014-2016 годов.

Tiguan – это не легковушка вроде Skoda Octavia или Hyundai Solaris , в такси он не работал, а значит, средние цены не так запредельно далеки от минимальных. Самые возрастные экземпляры, к примеру, отдают за 500-600 тысяч, но реальная стоимость большинства дорестайлинговых машин – 600-700 тысяч. С рестайлингом она подрастает до 700-800 тысяч, и чем моложе машины, тем больше становится разброс цен на них. К примеру, большинство Tiguan в возрасте 6-7 лет стоит 850-950 тысяч, а вот к пятилетнему возрасту пик резко смещается вверх, до 1,1-1,2 миллиона рублей. Выводы из всего этого простые: разница в цене между самыми пожилыми и молодыми кроссоверами более чем двукратная, поэтому бюджет стоит закладывать, исходя из желаемого возраста автомобиля, и наоборот. Та же логика, а заодно и сервис оценки Autocheck подсказывают, что лучше подходить к покупке Tiguan, имея 800-900 тысяч рублей, чтобы выбирать из еще нестарых машин с умеренными пробегами.

Где искать машину?

С точки зрения географии распространения Tiguan напоминает нам о том, что машины среднего класса более популярны в столице, чем бюджетники. Даже несмотря на возраст модели, в Москве собрано более 20% вариантов – то есть каждый пятый Tiguan в продаже находится в Москве. В Санкт-Петербурге объявлений тоже хватает – здесь их немногим менее 10% от общей массы. Примерно столько же их на Урале, а ровно 10% машин продается на юге страны. Даже в Поволжье, богатом на вторичный рынок, вариантов чуть меньше, чем в столице – почти 20%. В Сибири Tiguan ограниченно популярен – 5% рынка. Ну а о Дальнем Востоке и говорить нечего, здесь машин в продаже фактически нет.

Беглый взгляд на распределение цен на машины по регионам может вызвать недоумение. Отталкиваться традиционно будем от Москвы: здесь преобладают автомобили за 700-800 тысяч рублей. Санкт-Петербург обычно держит цены на уровне столицы или даже ниже, однако здесь пик внезапно повыше: 800-900 тысяч. Юг страны, где машины обычно дороже, удивляет ценовым паритетом с Москвой. Но самый большой сюрприз – это Поволжье, где пик цен оказывается даже ниже, чем в Москве – 600-700 тысяч. На Урале Tiguan стоит примерно так же, как в столице, а вот в Сибири цены ровно размазаны от 700 тысяч до миллиона, так что усредненный показатель тут самый высокий, 800-900 тысяч.

Однако у такой нестандартной ценовой картины есть и логические объяснения. Во-первых, нужно помнить о большой ценовой вилке, вызванной возрастом, и понимать, что пики цен здесь не такие выраженные, как для многих других моделей. Фактически машину можно найти где угодно и почти за сколько угодно – предложений с «погрешностью» в 200-300 тысяч хватает. Ну а во-вторых, низкие показатели средней цены по регионам объясняются еще и тем, что половину рынка формируют автомобили 2011-2013 годов – то есть уверенные середняки по возрасту, которые не могут стоить очень уж дорого. Это же, кстати, стоит помнить и с точки зрения поиска машины.

На какой пробег рассчитывать?

Картину пробега в случае с Tiguan можно отследить пусть и не с нуля, но с раннего возраста. Ведь 4-5 лет – это как раз тот начальный этап, когда пробеги начинают скручивать активнее. Мы принимаем усредненный годовой пробег равным 15 тысячам километров – давайте взглянем, насколько эта теория будет сходиться с практикой.

Практика сразу напоминает нам, что прописка в крупных городах обещает немалые пробеги. Так, даже среди самых молодых четырехлетних кроссоверов с расчетным пробегом в 60 тысяч километров треть имеет на одометре более 75 тысяч. К пятилетнему возрасту доля «превышающих» растет: при 75 «теоретических» тысячах более 40% машин уже перевалили за шестизначный показатель пробега.

С увеличением возраста динамика «честного превышения», конечно же, замедляется. Уже для восьмилетних Тигуанов доля машин с пробегом более 150 тысяч при расчетном показателе в 120 составляет всего четверть, а для девятилетних дорастает до 30%. То есть 150 тысяч километров становятся ключевой психологической отметкой: как мы помним, машины 2011-2013 годов формируют половину рынка, и именно у них пробеги оказываются скручены до показателя «меньше 150».

Ну а дальше на цифры можно посмотреть исключительно ради забавы. Если среди владельцев пятилеток наш расчетный пробег превышали более 40%, то к возрасту машин в 11 лет их доля сокращается до смехотворных 15%. И даже самые старые 12-летние машины с расчетным пробегом в 180 тысяч в 83% случаев не превышают показатель одометра в 200 тысяч. Все правильно: зачем на них ездить, их же еще продавать, в самом деле. Ну а если серьезно, то у Tiguan в возрасте старше 5-7 лет можно даже не смотреть на одометр: он скручен у 4 машин из 5, так что определять порядок реальных цифр придется в ходе диагностики и осмотра. Давайте посмотрим, насколько обман с пробегом критичен при выборе подержанного Тигуана и есть ли здесь более и менее предпочтительные варианты.

На что обратить внимание при покупке

В случае с Tiguan при выборе будут как относительно простые, так и сложные задачи. Найти машину с достойным состоянием кузова – задача скорее из простых. Качество окраски неплохое, что вкупе с оцинковкой обещает возможность подкрашивать сколы и заниматься прочей профилактикой даже когда машине уже 10 лет. Конечно, при условии отсутствия серьезных ДТП в истории и хорошего ухода с вниманием к скрытым полостям и регулярному антикору. На практике все это редкие машины, так что коррозию можно встретить как минимум в типовых местах. Капот, рамка лобового стекла и пороги – первые претенденты на подкраску, да и пятая дверь, даром что не имеет площадки номерного знака, не лишена проблем с ЛКП на нижней кромке. Двери здесь прикрывают пороги сбоку, но нужно осмотреть сами двери под уплотнителями на предмет ржавчины. Днище должно иметь следы антикора и не иметь следов бездорожья – чуть более внимательным можно быть при осмотре машин в версии Track&Field, у которых передний бампер скошен снизу с намеком на геометрическую проходимость и внедорожные способности. Технически, впрочем, эта версия не отличалась от остальных полноприводных вариантов.

Полный привод на Tiguan реализован при помощи муфты Haldex, причем на дорестайлинговых машинах применено четвертое поколение системы, а на рестайлинговых появилось пятое. Пятое со своим электрогидравлическим управлением несколько надежнее, но масло в муфте все равно стоит менять регулярно. Если для пятого Haldex замена раз в 30-40 тысяч очень желательна, то для четвертого – фактически обязательна, чтобы не прикончить насос и не лишиться полного привода. Кроме того, у полноприводных машин придется уделить время проверке масла в раздатке и состояния кардана: менять последний в сборе крайне дорого.

Коробка передач – один из вопросов при покупке подержанного Tiguan. С механикой здесь все просто: врожденных проблем у них нет, а главный подвох – двухмассовые маховики, которые при замене разорят на несколько десятков тысяч рублей. Тем же, кто не хочет переключать передачи, придется посложнее. Во-первых, у Tiguan есть некоторая чехарда с автоматическими трансмиссиями: до рестайлинга единственным вариантом была классическая АКП Aisin TF-60SN, а после появились и роботизированные коробки DSG. Во-вторых, и у автомата, и у робота есть давно изученные особенности, о которых мы рассказывали подробно в отдельных материалах и по Aisin , и по DSG . Хорошей новостью можно считать то, что семиступенчатая DQ200 с сухими сцеплениями Тигуану не полагалась: это в любом случае «мокрый» шестиступенчатый робот DQ250, а на двухлитровых машинах – семиступенчатый DQ500. Обе коробки менее капризны, чем «сухая» DSG, но сейчас многое зависит от эксплуатации, обслуживания и пробега, так что стоит закладывать деньги как минимум на диагностику.

Выбор моторов здесь не так велик, как ожидаешь. По сути, он сводится к двум ключевым вариантам: это либо 1,4 литра с одинарным или комбинированным наддувом, либо сразу турбированные 2 литра. Младшие моторы – это TSI семейства EA111, и об их недостатках известно уже достаточно. Здесь и недолговечный цепной ГРМ, и риск проблем с поршневой группой, и дорогой в ремонте непосредственный впрыск, и собственно наддув, особенно двойной. Появившиеся после рестайлинга моторы EA211 заметно получше, но проверку все равно стоит проводить с пристрастием. Ну или смотреть в сторону двухлитрового агрегата семейства EA888. Он тоже неидеален, но на сравнительно нетяжелом Tiguan живет нормально, хотя потенциальные затраты на ремонт турбины или впрыска все равно остаются. Есть еще 140-сильный двухлитровый дизель, но он занимает около 10% рынка, так что о нем достаточно упомянуть в двух словах. Он весьма неплох, но со временем все больше возрастает риск вложений в наддув и топливную аппаратуру: пьезофорсунки недешевы, как и ТНВД. В общем, фактически выбор мотора на долгую перспективу сводится либо к ухоженному двухлитровому бензиновому двигателю, либо к дизелю с подтвержденным небольшим пробегом: в этом случае владение Тигуаном не должно быть слишком обременительным. Правда, экономия здесь относительная, ведь изначально при покупке лучше не экономить ни на чем – ни на возрасте машины, ни на двигателе.

Теперь же давайте перейдем от теории к практике: за годы работы в Automama мы повидали достаточно Тигуанов, чтобы наглядно проиллюстрировать примеры хороших и плохих вариантов. Причем проблема, как это бывает, не всегда в моторе и даже не всегда в DSG.

Как выглядят хорошие и плохие варианты

Очень неплохой Tiguan мы встретили под финал зимы. В конце февраля 2020 года наш эксперт в Москве отправился на осмотр очередного кроссовера 2011 года, но дорестайлингового. Это означало, что ко всеми любимому двигателю 2,0 на 170 л.с. прилагался классический автомат. При телефонном разговоре клиент отметил, что является третьим собственником, а по автомобилю честно рассказал, что есть два перекрашенных элемента: капот и кромка крыши обрабатывались после сколов. Все это внушало определенные надежды, так что было интересно взглянуть на автомобиль живьем.

Все о техническом обслуживании Фольксваген Тигуан

Volkswagen Tiguan: основные характеристики регламента ТО

Производитель рекомендует проводить техосмотр для автомобилей марки Тигуан по графику с периодичностью каждые 15 тыс. км. пробега. Во время первого ТО проверяются и заменяются фильтр, масло, специалист осматривает тормозные колодки.

Начиная со второго, каждое следующее ТО включает такие мероприятия, как замена фильтра и масла, диагностика аккумулятора, работа наружного освещения, проверка состояния протектора шин, а так же охлаждающей и тормозной жидкости, стеклоочистителей/дворников.

Нужно производить замену определенных частей автомобиля, для поддержания его в хорошем состоянии и обеспечения вашей безопасностей с периодичностью каждые 30 000 км.

Начиная с пятого ТО, требования к проводимым работам и проверкам систем машины становятся строже и включают в себя обязательную проверку на предмет износа и повреждений тормозных колодок вместе с дисками, и необходимость производить ротацию колес.


Список работ для ТО

Ниже приведен список работ, которые нужно производить во время каждого технического осмотра.

1) 15 000 км

  • Масляной фильтр и моторное масло заменяются;
  • Осматриваются тормозные колодки (включая их толщину) и диски со всех сторон;
  • Обнуление интервала обслуживания.

2) 30 000 км

  • Проверка наружного освещения и всех его компонентов;
  • Надо проверить работу коробки передач, двигателя, уровни тормозной и охлаждающей жидкостей;
  • Сцепление, торможение, рулевое управление и работа ручного тормоза должны быть проверены при тест-драйве.
  • Осмотр состояния фаркопа;
  • Произвести проверку давления и выяснить характер износа шин;
  • Работу системы очистки лобового стекла нужно проверить;
  • Обязательна замена масляного фильтра и моторного масла.
  • Проверить тормозные колодки и диски, а в случае их сильной коррозии или истончения произвести замену;
  • Провести работы по проверке двигателя, масляной фильтр и моторное масло должны быть заменены;
  • Сервисный интервал обслуживания нужно обнулить;
  • Провести проверку состояния зазора люка на крыше;
  • Произвести ротацию всех колес.

4) 60 000 км

  • Осмотр состояния соединительной и рулевой тяги, оси, подшипников колес, кузова и днища.
  • Необходимо осмотреть состояние тормозной системы;
  • Амортизаторы, винтовые пружины и систему выхлопа авто нужно проверить;
  • Проверка внутреннего освещения автомобиля, включая бардачок, багажник и сигнальные лампы;
  • Ремень безопасности должен быть проверен и при необходимости заменен;
  • Нужно произвести чистку и смазку панорамного люка;
  • Обшивка, прокладку проводов и днище машины обязательны к осмотру;
  • Масляной фильтр и моторное масло заменяются.

5) 75 000 км

  • Проверка состояния и износа тормозных колодок вместе с дисками со всех сторон;
  • Провести проверку состояния зазора люка на крыше;
  • Произвести ротацию всех колес.

6) 90 000 км

  • Проверка состояния и износа тормозных колодок вместе с дисками со всех сторон;
  • Произвести ротацию всех колес.
  • Провести проверку состояния зазора люка на крыше;
  • Масляной фильтр и моторное масло заменяются;
  • Обязательна проверка аккумулятора;
  • Тормозную и охлаждающую жидкости необходимо проверить и измерить их уровень;
  • Надо произвести проверку коробки передач, двигателя, мотора, трансмиссии;
  • Проверка наружного освещения и всех его компонентов;
  • Сцепление, торможение, рулевое управление и работа ручного тормоза должны быть проверены при тест-драйве;
  • Произвести проверку давления и выяснить характер износа шин;
  • Работу системы очистки лобового стекла нужно проверить.

7) 120 000 км

  • Осмотр состояния соединительной и рулевой тяги, оси, подшипников колес, кузова и днища;
  • Проверка состояния и износа тормозных колодок вместе с дисками со всех сторон;
  • Систему выхлопа и амортизаторы авто нужно проверить;
  • Проверка внутреннего освещения автомобиля, включая бардачек, багажник и сигнальные лампы;
  • Ремень безопасности должен быть проверен и при необходимости заменен;
  • Нужно произвести чистку и смазку панорамного люка;
  • Радиатор, корпус должны быть очищены.


Замены согласно сроку эксплуатации

Во время технического осмотра авто, нужно проводить замены некоторых компонентов, чтобы предотвратить поломки и сделать так, чтобы ваш фольксваген прослужил как можно дольше.

Ежегодные

Каждый год во время техосмотра нужно производить замену следующих компонентов автомобиля:

  • Масляной фильтр;
  • Моторное масло;
  • Топливный фильтр;
  • Воздушный фильтр; ;
  • Пробка масляного поддона.

Каждые 2 года

Каждые два года в вашем VW Tiguan заменяйте:

  • Тормозная жидкость;
  • Масло в Handlex;

Каждые 6 лет

Через 6 лет во время каждого ТО необходимо заменить:

  • Свечи зажигания;
  • Датчики давления в шинах;
  • Элементы воздушного фильтра.

Стоимость ТО Volkswagen Tiguan

Цена за проведение ТО Фольксваген Тигуан варьируется в зависимости от сервисного центра, возраста и пробега автомобиля. Средние цены представлены в таблице:

Заключение

Если вы хотите продлить срок службы вашего VW Tiguan и дорожите своей безопасностью, ни в коем случае нельзя пренебрегать ТО транспортного средства. Нужно помнить, что если вы будете с регулярной периодичностью проводить техническое обслуживание Фольксваген Тигуан, а не раз в 3 года, то вы сможете предупредить возможные неисправности и избежать непредвиденных затрат на ремонт.

Дорогой ли в обслуживании фольксваген тигуан

Разбираемся с экспертами авторынка, правда ли, что немецкие кроссоверы сохраняют высокую рыночную цену после эксплуатации

Volkswagen Tiguan даже после завершения гарантийного срока сохранит свои технические кондиции и внешний вид

Volkswagen Tiguan даже после завершения гарантийного срока сохранит свои технические кондиции и внешний вид

Фото: ГК «Волга-Раст»

Срок заводской гарантии на большинство марок кроссоверов — не выше трех лет (фактически это срок гарантии на кузов). Машины старше пяти лет или с пробегом до 100 тысяч километров уже вряд ли стоят своих денег, даже с учетом амортизации. Цена падает, вы теряете на продаже, а новые машины все дороже. Каков выход из положения?

Как выгодно купить кроссовер, чтобы потом выгодно продать?

Выход один — изначально выбирать кроссовер с «перспективой». То есть такую марку и модель, которая после завершения гарантийного срока сохранит свои технические кондиции, внешний вид и достаточно высокую рыночную цену продажи. После внимательного изучения предложений в СМИ и Интернете вы неизбежно придете к пониманию того, что выбирать следует авто:

  • полноприводное;
  • с достаточной динамикой и высокой проходимостью;
  • желательно не в премиальной, а в более практичной комплектации, адаптированной к условиям российских дорог и климатическим условиям;
  • выпускаемое в РФ и обеспеченное широкой сетью сервисов и запчастями.

Желательно также изучить независимые американские (U.S.VDS) 1 и германские (TUV) 2 рейтинги надежности для автомобилей в возрасте трех лет. Вы удивитесь, сколько марок громких мировых автобрендов придется вычеркнуть из списка кандидатов на покупку! Если такие автомобили начинают «рассыпаться» на американских и европейских автобанах, то в российском бездорожье они с трудом переживут гарантийный срок и очень серьезно потеряют в цене.

После того, как оставшиеся в списке немногочисленные кроссоверы вы проверите по интернет-аукционам и доскам объявлений, сравните их стоимость из салона и на вторичном рынке, у вас останется 5–7 моделей авто, среди которых вы обнаружите и Volkswagen Tiguan.

Обратите внимание, что первое поколение Volkswagen Tiguan с пробегом предлагается на крупнейшем автомобильном портале «Авито» за 715–850 тысяч рублей, в то время как новая машина из салона в свое время стоила чуть более миллиона рублей**. То есть Tiguan 4–5 летней давности с пробегом более 100 тысяч километров стал выгоднее на 20%, и это — один из лучших показателей для российского авторынка. Если вы в свое время купили себе именно этот кроссовер, то, по сути, неплохо инвестировали: сегодня машину можно продать с минимальными потерями и получить необходимую начальную сумму для покупки нового авто.

Кстати, если предыдущее поколение Tiguan оказалось настолько технически и коммерчески удачным, почему бы не присмотреться к Volkswagen Tiguan второго поколения?

Второе поколение Tiguan: подробно об автомобиле

Volkswagen Tiguan начал выпускаться в 2016 году на модульной платформе MQB 3 . По сравнению с предшественником, он полегчал на 50 кг, стал более приземистым (ниже на 33 мм) и устойчивым на дороге из-за увеличенной колесной базы, получил чуть более габаритный кузов и вместительное внутреннее пространство салона и багажника.

Эксперты выделяют самые очевидные преимущества в зимней комплектации Volkswagen Tiguan Winter Edition. Она универсальна, максимально адаптирована к сложному российскому климату и состоянию дорожных покрытий, предлагается по умеренной стоимости.

Двигатель и трансмиссия

Volkswagen Tiguan в комплектации Winter Edition с бензиновыми TSI 4 125+6 МКПП, 150+6 АКПП и 150+6 АКПП 4Motion 5 (под разные профили движения, качество покрытия и погодные условия), что позволяет машине разгоняться до 100 км/час в среднем за 9,5 секунды. При этом расход топлива — весьма бережный для крупных автомобилей такого класса и составляет 6,5–9,5 литра/100 км.

Подвеска кроссовера независима, имеет многорычажную конструкцию и комплектуется вентилируемыми дисковыми тормозами и регулируемыми амортизаторами Monroe, что обеспечивает мягкий ход по неровным покрытиям, мгновенную реакцию авто на педаль тормоза и минимальный тормозной путь даже на мокрой или обледенелой дороге. Дополнительно тормозить также можно стояночным тормозом со встроенной системой рекуперативного торможения и функцией удержания авто при движении с места AutoHold 6 .

Рулевое управление и приборная панель

Грамотно продуманная система рулевого управления, широкая колёсная база, муфта Haldex 7 , 17" колёсные диски и 200 мм дорожного просвета обеспечивают высокую устойчивость кроссовера на любой дороге при высоких скоростях, маневрах и виражах. На сухом асфальте Volkswagen Tiguan демонстрирует сцепку с покрытием на уровне скоростного спорткара.

Кроме того, система адаптивного привода 4Motion 5 , устанавливаемая в полноприводной модификации авто, автоматически постаивает параметры подвески и колес под реальные погодные условия, разный профиль и состояние дорожного покрытия.

Современные технологии и безопасность

Как и авто предыдущего поколения Volkswagen Tiguan максимально укомплектован новейшими технологическими системами:

  • автопарковки и выезда задним ходом с мониторингом мертвых зон (датчики);
  • автоматического контроля дистанции Front Assist 8 с опцией экстренного торможения CEB 6 ;
  • адаптивного круиз-контроля с подруливанием на дугах и подсветкой поворотов;
  • электронной стабилизации на дороге ESP 9 и блокировки дифференциала EDL 10 ;
  • антиблокировки/антипробуксовки (ABS/ASR) 11 ;
  • контроля физического состояния водителя и аварийной остановки при отсутствии управления рулем;
  • контроля давления в шинах;
  • автокоррекции и автоматического поворота противотуманных фар;
  • автоматического управления дальним светом с учетом встречных машин.

С точки зрения безопасности интересна современная противоугонная система Plus 12 с датчиком присутствия и электронным иммобилайзером, активный капот с системой защиты пешеходов, подушки безопасности (в том числе, коленные) и активные подголовники кресел, трехточечные ремни безопасности с индикационным контролем и система бесключевого доступа в салон Safelock 13 .

Volkswagen Tiguan, 2008 1.4 что можите сказать насчёт обслуживание и как машина хорошая или плохая ?

Пишу для тех, кто эксплуатирует данное авто или интересуется, как чувствует себя Тигуан при таком пробеге (именно с мотором 1.4 BWK). Про комфорт, управляемость можно почитать в других отзывах на форуме.

Пробег на данный момент: 121 000 км. Эксплуатация достаточно жесткая: круглый год, 2 водителя — я и жена:) , в любую погоду и на любой маршрут: в Москву (пробки) , лес-дача, в дальние поездки и т. п.

При таком пробеге сейчас заслуживает внимание только передняя подвеска. В ближайшее весеннее ТО буду менять передние рычаги, «косточки» стабилизатора, возможно, переднюю опору КПП и передние амортизаторы — в этом году дороги во дворах не убирают совсем!! ! Следствие — все будем по весне восстанавливать подвеску.

По мотору проблем нет: цепь не растягивается:) , жора масла нет, турбина работает как положено. Расход масла 0,5 л на 15 000 км. и то не всегда. Расход топлива 9-11 л/100 км в смешанном цикле с ближним светом фар. На трассе 8,5-9,0 (это уже 100-120 км. ч) . В городе до 12 литров. (Лёд, снег, пробки) . Расход указал ЗИМОЙ — летом на 1 литр поменьше. ТО делаю каждые 15 тыс. — масло AGIP 7008 LongLife, замена свечей, бензинового фильтра, масла в МУФТЕ HALDEX на 75 тыс. согласно регламенту.

Замена колодок 30-45 тыс. и зад и перед по необходимости. Диски менял один раз, 75 тыс — перед, 105 тыс — зад.

Покрашен авто отлично — сколы на капоте, передние двери над молдингами. Все сколы только по краске, далее грунт.

Состояние салона на отлично: кожа сидений не потрескалась, не протёрлась (2 маленьких детей: )

Достаточно крепкое лобовое стекло, хотя уже запескоструено, да и пара трещин и сколов небольших есть.

По электрике проблем не было (за исключением оборвавшего провода вентилятора — был короткий ещё с завода) никаких. Датчики не глючили, Климат, АБС и ЕСП работает без проблем. Лампочек поменял несколько штук в фарах и задних фонарях.

Что по памяти заменял:

— замена одной форсунки (пробег 90 000): делал сам —10 минут на улице;

— перепускной клапан турбины (пробег 90 000): делал сам — 15 минут на улице (проблема только с нижним винтом на пластмассовом патрубке: )

— рычаг стабилизатора задний 100 000 — сервис, заметно не было вообще, если бы не попытался сделать сход-развал (там и обнаружилось) .

— опорные подшипники передних стоек 105 000 (защёлкал один — поменял оба) — делал в сервисе, вместе с сход-развалом.

— задний ступичный подшипник 105 000 — делал в сервисе, вместе с сход-развалом.

Причём при замене опорных подшипников окручивали передние рычаги (опускали вниз) — после этого они стали в сайлентблоках побрякивать!! !

Машина надёжная (на дороге поломок не было, всё начинает шуметь, стучать, дёргаться заранее) , недорогая в обслуживании (подороже бюджетных легковых, но гораздо дешевле любого внедорожника) , ликвидная (после первых двух лет падение цены небольшое) , комфортабельная при небольшом размере, достаточно динамичная для своего мотора, уверенная проходимость (имеет смысл лезть до тех пор, пока хватает клиренса- далее назад или рисковать с ходу, так как подвеска короткоходная для внедорожника) . Хорошая заводская комплектация авто — ничего добавлять не надо: климат, ПТФ, обогрев сидений+кожа+эл. регулировка, музыка и радиоприём на 4+ штатная, АБС+ЕСП, задний штатный парктроник, кожаный руль и рычаг КПП, большое кол-во ниш, ящиков и нычек; )

Фольксваген Тигуан – это компактный кроссовер, который стали выпускать с 2007 года. Вот недавно вышло 2-е поколения Тигуана, а на вторичном рынке есть много предложений по продаже Тигуана 1-го поколения. Стоит ли покупать поддержанный Фольксваген Тигуан, мы сейчас выясним. В России Тигуаны появились в середине 2008 года, автомобили собирали в Калуге. Если поначалу собирали эти автомобили по крупноузловой технологии SKD, то после 2010 года в Калуге уже выпускали автомобили по полному циклу – CKD, там же варили и красили кузова.

Volkswagen Tiguan фото

Качество сборки одинаковое, что немцы собирали, что наши. Было конечно пару нюансов, например, боковые двери плохо отрегулированы, а также дверь багажника криво посажена, но уже через несколько месяцев научились делать все как надо. Так что, самые старые автомобили приходилось отзывать на сервис, для того чтобы заменить некоторые болты и посадить их на герметик. Если этого не сделать, то мог карданный вал разболтаться.

Салон

Салон довольно качественный, материалы выглядят почти как новые спустя долгие годы эксплуатации, все конечно зависит от предыдущего владельца. Но бывает, что даже обшивка дверей на ходу может начать скрипеть. На Тигуанах, выпущенных с 2008 по 2009 год, по гарантии приходилось делать ремонт проводки: провод, который идет от датчика температуры антифриза, переламывался, поэтому вентилятор работал постоянно. Также есть жгут, который подходит к блоку управления мотором, он неудачно закреплен, поэтому мог обгорать, что сделало бы автомобиль недвижимым.

volkswagen tiguan салон

Еще были случаи, что фары гасли сами по себе на автомобилях, выпущенных до 2011 года. Исправили эту ситуацию в 2013 году. Проблема была в предохранителе или коммутационном блоке, который находится под капотом. Зато кузов хорошо защищен от коррозии, единственное слабое место – на двери багажника, на нижней кромке может появляться ржавчина.

Со временем появляются чисто косметические изъяны, некоторые даже сразу и не увидишь, к примеру – лист шумоизоляции капота может провисать уже через несколько лет, а если сделать мойку мотора неаккуратно, то этот лист оторвется полностью. В дилерских центрах меняли клипсы-держатели, или полностью делали замену шумоизоляционной обшивки. Внешний вид могут подпортить решетка радиатора, которая облазит, накладки дверей, краска слазит с боковых зеркал и бамперов. Кстати, если будут появляться сколы, то их надо закрашивать как можно скорее, потому что оставшаяся краска может начать облазить.

Еще традиционно слабыми местами считаются дверные замки и моторчик печки, который уже начинает сильно шуметь после 3-х лет эксплуатации автомобиля. Новый такой моторчик стоит 130 евро, но на первое время можно просто смазать подшипник.

volkswagen tiguan кресла

В Тигуане есть радионавигационная система RNS, выпущенная компанией Continental, служит долго и не подводит, поэтому, если случится такое, что ею нельзя будет управлять с помощью кнопок на руле, то это значит, что надо менять контакты на рулевой колонке за 120 евро, потому что из-за них может перестать работать сигнал и подушка безопасности.

Моторы

Самые первые автомобили российской сборки были укомплектованы 1,4-литровым мотором с мощностью в 150 л. с. На рынке 25% автомобилей с этим мотором. Мотор экономичный, но тянет хорошо, машина разгоняется довольно шустро. Но с надежностью не все так хорошо. Жидкостный интеркулер со временем загрязняется. Так что, если давать высокую нагрузку, то поршневая группа будет быстрее изнашиваться, перемычки между кольцами могут прогорать, поршни разрушаться, особенно 2-й и 3-й. Капремонт этого мотора довольно дорогой – 2500 евро, поэтому лучше где-то искать мотор на разборке.

volkswagen tiguan мотор

В 2011 году был рестайлинг и в Тигуаны стали устанавливать мотор 1,4 TSI – это модернизированная версия того же мотора. Мощность осталась та же, только поршни усилили, так что мотор стал надежнее.

Но некоторые проблемы с мотором все равно остались. Например, ТНВД и форсунки чувствительны к топливу, если хотя бы раз залить некачественное топливо, то придется за новый топливный насос высокого давления заплатить 260 евро, а за форсунки – 150 евро за каждую. После 100 000 км. пробега может начать течь помпа, которая стоит 350 евро. Примерно на 60 000 может растянуться цепь в приводе ГРМ. Сама цепь стоит 70 евро плюс стоимость работы. Поэтому, чтобы не пришлось делать капремонт мотора лучше заранее, как только появятся дребезжания или поцокивания, – сразу же проверить в каком состоянии цепь и поменять ее. Но однозначно после 100 000 км. ее надо менять.

volkswagen tiguan с пробегом

В общем, все эти проблемы характерны для бензиновых моторов Тигуана. В моторе 1,4 TSI с наддувом и мощностью в 122 л. с., который появился в 2011 году, цепь тоже не особо крепкая. Также надо помнить, что Тигуан с любым бензиновым мотором нежелательно оставлять на горке без ручника, с толкача заводить – тоже большой риск, потому что цепь может перескочить через зубья, особенно когда она на подходе. В общем, с цепью надо быть внимательным.

Но есть и дизельные моторы, они установлены на 20% автомобилей, эти моторы доставляют меньше проблем своим владельцам – масло не едят, цепи нет. Единственное, от езды по городу на небольшой скорости и при езде на недальние расстояния может примерно после 70 000 км. требовать вмешательств клапан системы EGR, новый такой стоит 150 евро.

Также на надо следить за качеством солярки, здесь уже ТНВД более дорогой – 1000 евро. А в целом мотор надежный, но иногда случается, что после 100 000 км. пробега требуют замены уплотнения форсунок, они стоят недорого – 15 евро за комплект, но еще надо сюда добавить стоимость работы. Еще бывают случаи, что после 180 000 км. заслонка во впускном тракте начинает подклинивать, потому что к этому пробегу изнашивается пластиковая шестеренка в механизме ее привода. Чтобы это устранить – придется потратить 150 евро.

volkswagen tiguan

Если случится ситуация, когда дизельный автомобиль после 150 000 км. пробега запускается не особо хорошо, то надо сразу проверить редукционный и нагнетательный клапаны топливной системы. А ТО надо делать не раз в 15 000, как рекомендуют официалы, а раз в 10 000 км. В общем, лучше покупать Тигуан с дизельным мотором, потому что он значительно надежнее, чем бензиновые моторы.

Коробки передач

После 2011 года появились и 6-ти, и 7-ми ступенчатые роботы DQ250 и DQ500, их устанавливали на полноприводные автомобили с моторами 1.4 и 2.0. Слабым местом в этих коробках считается мехатронный гидроблок управления. Новый такой узел стоит недешево – более 2000 евро, поэтому, чтобы он дольше служил – надо раз в 80 000 км. менять масло в коробке. Сюда идет ATF DSG.

volkswagen tiguan б у

Самой популярной коробкой передач является 6-ти ступенчатый автомат, он стоит примерно на 60% автомобилей. Эта коробка – Aisin Warner серии TF-60/61SN, совместная разработка в 2003 году японских и немецких инженеров. Для переднеприводных Тигуанов эта коробка с индексом 09G, а для полноприводных – 09М. Проблем с коробкой нет, надо только следить за чистотой масла и его качеством. Официально масло в коробке не требуется менять, но лучше это делать раз в 80 000 км., тогда гидроблок управления дольше прослужит. Если во время переключений появятся зависания или толчки, то это явный признак, что масло в коробке пора поменять. Также не надо забывать на дизельных автомобилях следить за радиатором в коробке передач, потому что иногда бывает, что появляются течи.

Но самой надежной считается 6-ти ступенчатая механическая коробка передач и неважно с каким мотором она работает. Единственное, что с ней может случиться – это потечь сальники примерно после 80 000 км. Сцепления хватает примерно на 140 000 км., новый комплект будет стоить около 400 евро. Бывает, что на этом же пробеге пропадает четкость во время переключения, то надо проверить механизм переключения, возможно, что он износился, его замена обойдется в 200 евро. На полноприводных автомобилях надо не забывать менять масло в муфте Haldex, тогда насос прослужит дольше и полный привод будет в рабочем состоянии. Делать замену масла надо раз в 60 000 км.

volkswagen tiguan 2009

Подвеска и ходовая часть

Электроусилитель руля на автомобилях до рестайлинга мог просто отключиться во время движения. Поэтому инженеры в 2009 году перепрошили блок управления электроусилителеля. Но несмотря на это, часто были случаи, когда меняли рулевые механизмы в сборе на автомобилях, выпущенных до 2011 года еще по гарантии после 30 000 км.

По бездорожью на Тигуане лучше не ездить, несмотря на короткие свесы, потому что подвеска не особо рассчитана на эти цели. Примерно на 100 000 км. втулки стабилизатора выходят из строя, но до этого, они долго могут просто скрипеть. Замена втулок со стабилизатором будет стоить 140 евро. Примерно на 70 000 км. выходят из строя:

  • ступичные подшипники, которые в сборе со ступицей стоят по 130 евро;
  • опорные подшипники на передних стойках, которые стоят по 50 евро;
  • сайлент-блоки передних рычагов (по 30 евро).

Tiguan

А вот амортизаторы уже могут дольше продержаться – около 120 000 км. Передние стоят около 150, а задние – 130 евро. Рычаги служат столько же, сколько и амортизаторы, в общем, перебрать заднюю подвеску будет стоить в районе 700 евро, но раньше 100 000 км. с задней многорычажкой проблем быть точно не должно.
А передняя подвеска со стойками МакФерсон все-таки доставляет неприятности чуть раньше, но до 70 000 км. с подвеской все будет в порядке.

В этом поколении Тигуана используется платформа PQ35, которая установлена и на этих автомобилях:

  • Skoda Yeti;
  • Volkswagen Golf;
  • Octavia (А5);
  • Audi A3.

Многие детали в подвеске взяты с Пассата. Но в целом, автомобиль требует к себе внимания, если он уже не новый, и затраты на него довольно высокие, особенно если что-то выходит из строя. В плане надежности Тигуан примерно такой же, как и Ниссан Кашкай, который дешевле на 100 000 рублей. Цена на вторичном рынке падает не так быстро. Лучше искать дизельный автомобиль с автоматической или механической коробкой передач после рестайлинга. Цена будет не ниже 1 000 000 рублей за 3-х летний автомобиль.

volkswagen tiguan 2008

Ощущения от езды на Тигуане

Объем мотора скромный – 1,4, но выдает 150 л. с. благодаря турбонаддуву. С механической коробкой лучше машина ведет себя на трассе, а вот в городском цикле приходится часто переключать передачи, чтобы не попадать в турбояму. На бездорожье тоже не особо удобно ездить на механике, чтобы машина не заглохла надо больше давать оборотов, потому что тяги недостаточно. Тигуан с 2-х литровым мотором и автоматической коробкой передач лучше себя ведет, особенно если включить спортивный режим на коробке. В повороты Volkswagen лучше входит, чем аналогичные модели конкурентов. Отличная обратная связь на руле благодаря электроусилителю. Крены минимальны, раскачки тоже особо нет. Есть система стабилизации, которая не даст уйти в занос на скользкой дороге.

У автомобиля отличная управляемость и тормозит она хорошо в случае необходимости, но вот зато подвеска довольно жесткая, ровно держит кузов на любой скорости. Каждая неровность ощущается, но это качества более спортивного автомобиля. Кстати, шумоизоляция хорошая, не слышно шума от резины. На скорости более 140 уже становится слышен ветер. На бездорожье Фольксвагену Тигуану делать нечего, потому что геометрическая проходимость здесь так себе, но на подъемы машина хорошо взбирается, так как мотор достаточно тяговитый. Но подвеска короткоходная и на серьезных внедорожных неровностях колеса остаются в воздухе.

Читайте также: