Дворники не опускаются до конца калина 1

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

Дворники не опускаются до конца калина 1

Ведь именно в нижнем положении они парковаться не хотят при остановке.

потому что они у вас паркуются в другом месте

Добавлено через 1 минуту
Может быть дело в "возвратном плюсе"?

вскрывайте редуктор и делайте ревизию блок контактам

Схему я тоже нашел, хотелось бы найти тот самый нужный разъём.
за монтажным блоком имеются два больших 33х контактных разьема, так вот на моем фото левый имеет серый цвет, а правый черный

или ищите этот провод на разьеме правого подрулевого переключателя

добрый день, у меня такая проблема не работает омыватель заднего стекла на + клемме моторчика при нажатии рычажка нет напряжения не подскажете куда лезть дальше Спасибо заранее
если при нажатии на омыватель задний дворник срабатывает а омыватель нет, то проверять необходимо проводку от мотора омывателя до монтажного блока

если и задний дворник не срабатывает то проверять необходимо переключатель.


ps а передний омыватель работает?

да передний работает абсолютно нормально а сзади дворник работает а омыватель нет и при нажатии на рычажок на клемах нет 12v

Добавлено через 2 минуты
а не подскажете какой провод на клемнике ? спасибо

сзади дворник работает а омыватель нет
имелось в виду что при нажатии на задний омыватель задний дворник работает постоянно без паузы

Добавлено через 4 минуты

а не подскажете какой провод на клемнике ? спасибо
на правом подрулевом переключателе за задний омыватель отвечает роз\черн провод

Доброго времени суток! Люди добрые расскажите как лежит шланг заднего стеклоомывателя? калина универсал. Как я понял что бы его поменять легче всего вытащить старый- засунуть новый. Вытаскивать и засовывать проще сзади, но расскажите как он проходит спереди под турбиной или в турбине? как проще его подключить и отключить от бачка стеклоомывателей, как проложить новый? Если есть дайте инструкцию лучше всего в картинках что как и чего открутить? При много благодарен!

Добавлено через 1 минуту
И да кокой купить шланг это болезнь какая то, меня уже достала, по гарантии меняли раз 10, вот гарантия кончалась - проблема осталась

Добрый день. У меня калина 1 седан. Датчика дождя нет. Стеклоочистители при постановке в прерывистый режим работают в постоянном. Если полить на стекло, то щетки делают два полных взмаха и один неполный, зависают в верхнем положении, приходится доводить вручную, включая дворники на первый режим. Реле клацает. Реле менял, не помогло.


ps а далее действует метод исключения

Друзья, в процессе перекраса по гарантии дилер подменил родные запчасти на нештатную трапецию и мотор. Трапеция вся люфтит (черные трубы, вместо стальных фигурных тяг), мотор вчера встал. В замене трапеции мне дали официальный отказ, ибо она нештат, доездил до победного.

На родной трапеции радовался - угол очистки водительского был огромный.

Добавлено через 2 минуты
Цеплять капот как на калине 1 не начнет? не начнет т к форма капота у К2 и гранты другая

Ребятушки выручайте.
Умерла трапеция (кончилась смазка). Дворники стали не доезжать до крайних границ 5-10 см.При попытке реанимации трапеция сломалась.
Поменял на новую. Все трет отлично, вот только стали недотирать до вертикальной границы.
Идёт на верх и без задержек опускается назад, но не дотирает вверху.
Что делать, куда сунуться? На сервисе сказали, что что-то надо удлинить. Сравнил трапеции, они одинаковые

Добавлено через 1 минуту
Релюха жива и работает нормально

Как можно починить?

трапецию менять или смириться

Комрады доброго дня и вечера. Подскажите такая проблема с работой дворников.
Ехал значит на работу. (сзади на дворниках лежал снег норм так, ну я думаю взмахну разочек (сам дурак конечно лень было почистить утром снег). Вкл дворник задний (передний был при отключен ) задний где то посередине на 12ч замер. И при этом не включается больше передний дворник.

Я остановился на обочине на аварийках - прочистил снег задний дворник пашет. Не пашет передние вообще (при том что у меня датчик дождя). Скинул значит клемы АКБ. Подождал 30 сек. Включил все обратно. Реле не щелкает, моторчик дворников передних не жжужит дворники неподвижны. Задний работает с перебоями - до конца до 180град не доходит.

Что может быть? Релюха перегорела? Или сам мотор передних подох? Куда копать?

Не Работают Дворники На Калине

Всем привет сегодня хочу рассмотреть основные причины, почему не работают дворники автомобиль Лада Калина. Итак, поехали.

Ne rabotaut dvorniki kalina - Лада калина не работает один дворник

Первая причина это предохранитель если вы включили дворники на Калине, и они не включаются то первым делом нужно проверить предохранитель. За работу дворников на автомобиле Лада Калина отвечает предохранитель F 4. И в случае необходимости нужно заменить его.

Predohranitel dvornikov Lada Kalina - Лада калина не работает один дворник

Вторая причина это сам электродвигатель механизма дворников нужно его проверить и в случае необходимости заменить.

motorchik dvornikov lada kalina - Лада калина не работает один дворник

Третья причина это сам под рулевой переключатель нужно проверить контакты и в случае необходимости заменить на новый.

Podrulevoy perekluchatel Dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

Четвертая причина того почему не работают дворники на Калине это открученные гайки, если вы включаете и слышите звук моторчика дворников а они не бегают то возможно нужно просто подтянуть эти гайки.

Kreplenie dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

А также проверить гайку на самом механизме дворников он тоже бывает, откручивается.

Kreplenie trapeciya dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

Ну, вот и все если у вас были другие причины, почему не работают дворники на автомобиле Лада Калина, то пишите в комментарии. Всем пока.

Перестали работать дворники – выясняем и устраняем причину

Некачественная работа любого узла и элемента вашего автомобиля – это не просто дискомфорт в поездке, но и определенный раздражающий фактор. Вам каждый раз приходится сталкиваться с тем, что какой-либо предмет технологий не работает достойным образом и не предлагает достаточно высокого качества функционирования. Особенно сложно пережить такое для идеалистов, у которых все должно работать на высшем уровне и без проблем. Одним из самых досадных вариантов неполадок является выход из строя дворников. Если стеклоочистители перестали работать, машут произвольно или останавливаются вместе с выключением ручки управления прямо на середине стекла, стоит подумать о возможных неполадках. Здесь следует выделить несколько основных узлов, которые могут ломаться. Трапеция, предохранитель дворников, реле прерывистого режима стеклоочистителя, ручка включения и прочие элементы.

DontWorkBrushes1 - Лада калина не работает один дворник

Можно отыскать причину и самостоятельно, а также обратиться за помощь в специализированные форумы, где обсуждают подобные проблемы. Нередко на форумах вы найдете такие же симптомы неполадки и сможете легко отремонтировать ваш автомобиль. Если дворники перестали работать, придется что-то предпринимать достаточно быстро. В ином случае придется испытывать значительные трудности при поездке в дождливую или просто мокрую погоду. Зимой же отсутствие возможности очистить стекло от налипающей грязи и постоянно липнущего снега просто не даст вам нормально ехать за рулем. Придется через каждый две минуты останавливаться и очищать лобовое стекло. Давайте рассмотрим самые распространенные проблемы с дворниками в современных автомобилях.

Трапеция – механизм непосредственной работы дворников

Один из самых сложных механизмов в комплекте системы дворников – это трапеция. На сегодняшний день ни у одного производителя автомобилей нет настолько надежного механизма привода дворников, чтобы гарантировать долговечную работу устройства. Банальное заклинивание щеток или чрезмерный упор в стекло, неправильное включение дворников, примерзание к стеклу зимой – все эти причины могут оказаться губительными для трапеции. Среди возможностей восстановления данного механизма стоит выделить лишь несколько возможных шагов:

  • приобретение новой трапеции – это зачастую оптимальный шаг для отечественных авто, у которых механизм дворников стоит порядка 1000-1500 рублей;
  • для иномарок приобретение новой трапеции будет стоить баснословных денег, так что в этом случае следует произвести ремонт и восстановить сломавшиеся детали;
  • нередко в трапеции выходят из строя втулки, и наконечники, которые часто бывают пластиковыми и ужасно переносят морозы, так что их можно просто заменить;
  • если нелегко найти ремкомплект для трапеции на ваш автомобиль, можно попробовать установить втулки и прочие детали с других автомобилей, близких по классу;
  • непосредственно замена трапеции нужна в том случае, если даже ремонтные работы не убирают неполадку, или после ремонта механизм начал постукивать при работе.

Возможные причины неполадок

Некоторые специалисты утверждают, что если при включении не работают щетки стеклоочистителя, то самая частая причина этого — выход из строя предохранителя. В этом случае никаких особых усилий для устранения неполадки не потребуется. Просто нужно открыть крышку блока предохранителей (слева под рулевой колонкой) и найти соответствующий предохранитель. Это поможет сделать схема, нанесенная на крышку изнутри.

Если в прерывистом режиме не работают дворники, то, возможно, вышло из строя реле. Оно находится там же, где и предохранители. Его нужно заменить на новое. Но, как свидетельствует статистика, приводимая владельцами автомобилей «Лада», предохранители или реле перегорают достаточно редко.

Очень частой причиной того, что не работают щетки стеклоочистителя «Лада Калина», является разрушение втулок. Как говорят бывалые водители, пластиковые втулки разваливаются очень быстро — срок их службы от силы составляет 3 года.

Щетки стеклоочистителя на Лада Калина – причины поломок

Принцип работы дворников на автомобиле Лада Калина достаточно прост. Даже в случае поломки щетки стеклоочистителя устранить неисправность сможет каждый автолюбитель. Главное – не полениться и детально рассмотреть конструкцию данной детали авто.

1 Причины неисправности дворников

Одной из самых распространенных проблем владельцев Лада Калина считается прерывистая работа щетки стеклоочистителя. При обнаружении данной неисправности, первое, что нужно сделать – это отыскать и демонтировать крышку блока предохранителей. Она находится слева под рулевым колесом. На крышке расположена схема, в которой необходимо отыскать нужный предохранитель и заменить его.

Еще одна причина плохой работы дворников Калины – это неисправность реле, которое находится в том же блоке. При необходимости неисправную деталь нужно заменить.

Если щетки по-прежнему не работают, стоит проверить электропривод деталей. В первую очередь, необходимо внимательно осмотреть клемму “масса”, расположенную возле адсорбера Калины.

Отключаем клемму и тщательно чистим место подключения. После этого устанавливаем все на свое место.

Если же все перечисленные методы не принесли результата, то придется полностью разбирать систему электропривода и менять электродвигатель. Для этого отсоединяем клеммы от аккумулятора и снимаем защитные колпачки с поводков.

После этого потребуется раскрутить винты, крепящие поводки. Мы увидим решетку, которую также необходимо снять. Таким образом, мы получим доступ к электродвигателю, который вырабатывает энергию для дворников.

Финишным этапом работ по замене электромотора станет установка новой детали.

При отсутствии питания в электрической системе щеток стеклоочистителя Калины, необходимо заменить выключатель, который находится в рулевой колонке машины. Для этого отсоединяем клеммы от аккумулятора и демонтируем пластиковую обшивку под рулевым колесом. После этого меняем сломанный выключатель на новый и собираем корпус в обратном порядке.

Бывают также случаи, когда дворники работают даже при полностью исправной электрической системе. В такой ситуации стоит проверить редуктор щеток и трапецию.

Для этого демонтируем дворники Лады и раскручиваем решетку около рамки ветрового стекла. Проверить редуктор очень просто: если он вращается при включенных дворниках, значит, деталь не повреждена. Далее проверяем трапецию.

Эта деталь больше всех поддается износу, поэтому ее замену необходимо производить регулярно.

2 Принципы выбора стеклоочистителей на Лада Калина

При покупке щеток для ВАЗ нужно помнить, что все эти детали отличаются между собой по циклу работы, степени морозостойкости и размеру. В процессе покупки дворников необходимо учесть плюсы и минусы каждого из вариантов.

Щетки каркасного типа изготавливаются из металла, но в их конструкции присутствует множество вставок из пластмассы. При регулярном использовании такого стеклоочистителя он быстро исчерпывают свой ресурс и расшатывается. Каркасные дворники, независимо от размера щетки и производителя, совершенно неустойчивы к воздействию холодных температур.

Бескаркасные дворники производятся из пластмассы и резины. По форме они напоминают дугу, что позволяет отличить их от деталей других типов. Главное достоинство таких щеток – отсутствие шума, устойчивость к холодным температурам и широкий выбор размеров.

Благодаря этим преимуществам, бескаркасные щетки способны прослужить намного дольше деталей других типов. Помимо всего прочего, такие элементы довольно просто обновить. Для этого нужно лишь подобрать подходящую резиновую вставку.

Стандартными для Лада Калина считаются щетки, размерами 600 мм или 24 дюйма для водителя и 400 мм/16 дюймов для пассажира.

При желании водитель может установить заднюю щетку стеклоочистителя, стандартная длина которой – 36 см, как для машины с кузовом универсал, так и для хетчбэка.

С помощью дворника для заднего стекла владелец сможет упростить эксплуатацию авто во время сильных осадков. Для комфортного монтажа задней щетки производителем предусмотрены отверстия для крепежных элементов.

Владельцу достаточно приобрести дворник и установить его, согласно инструкции.

В магазинах автозапчастей нашей страны можно найти широкий выбор щеток разных размеров от различных производителей. Однако далеко не все они подходят для эксплуатации. К наиболее качественным товарам относятся стеклоочистители таких компаний:

  1. LYNX – продукция фирмы признана очень качественной и подходит для установки практически на все модели отечественных автомобилей. Щетки от этой компании не деформируются и не “дубеют” даже при сильном морозе. Стоимость комплекта – около 2000 рублей;
  2. BOSCH – дворники этой компании пользуются большим спросом, благодаря своей долговечности, небольшой стоимости и широкому выбору размеров. Комплект щеток от немецкого производителя стоит в районе 1500–2000 рублей.
  3. Alko – фирма занимается производством щеток для автомобилей ВАЗ, а также дворников для Рено Логан и Дастер. К плюсам элементов от этой компании относятся длительный срок службы и простота в установке. Минусом таких щеток является их большая стоимость – около 3000 рублей за комплект.
  4. Valeo – эта компания производит долговечные дворники разных размеров, которые подходят практически для всех автомобилей. Стоимость комплекта колеблется в пределах 2500 рублей.

3 Замена дворников на Лада Калина своими руками

Чтобы произвести замену неисправных щеток на автомобиле Лада Калина, сначала необходимо отстегнуть замки на деталях. После этого убираем резинки, которые удерживаются на каркасах элементов.

Делать это нужно очень осторожно, так как на заводе их сильно зажимают пластиком. Далее сопоставляем новые и старые резинки.

Если есть необходимость, то подрезаем купленные нами детали по размеру при помощи плоскогубцев или ножниц.

Затем открываем клеммы на дворниках и устанавливаем новые щетки. Для этого можем пойти двумя путями. Первый – это открытие клемм отверткой, а второй – монтаж резинок своими силами. В случае с первым методом замены щеток существует риск повредить клеммы. Второй метод более безопасный, однако, отнимет большее количество времени и сил.

Самостоятельное устранение неисправностей

Когда при включении дворников привод работает, но дворники при этом не движутся, ремонт трапеции в такой ситуации будет сводиться к замене втулок.

Для этого нужно снять трапецию, которая находится под пластиковой декоративной накладкой под лобовым стеклом. Ремонт стеклоочистителя проводится в следующем порядке:

  • открутить и снять щетки стеклоочистителя вместе с поводками;
  • открутить и снять пластиковую накладку, для чего понадобится TORX T20, или «звездочка»;
  • открутить трапецию, которая крепится к кузову автомобиля гайкой и двумя болтами;
  • отсоединить привод стеклоочистителя от аккумулятора;
  • снять трапецию вместе с приводом.

Если не снимать трапецию, то при установке втулок можно погнуть шарниры, что приведет к неправильной работе дворников. Поэтому лучше снять всю трапецию и проводить замену не на весу, а с упором.

Разрушенную втулку видно сразу. Ее можно просто удалить с помощью кусачек. Чтобы вставить новую, ее и стопорное кольцо нужно распарить в горячей воде, иначе все это не удастся надеть на шарнир. Прежде чем надеть стопорное колечко, втулку стоит обработать смазкой (например, литолом). Вся работа по разборке — сборке занимает максимум минут 40.

Но если «полетела» центральная втулка, то, скорее всего, придется заменить весь стеклоочистительный механизм. Замена трапеции стеклоочистителя — мероприятие еще более простое, чем процесс снятия и установки новых втулок. Вся работа проводится по алгоритму, описанному выше.

Естественно, полная замена трапеции стеклоочистителя обойдется дороже, чем ремонт стеклоочистителя. Зато это будет надежнее. Новое почти гарантированно прослужит дольше, чем отремонтированное. Хотя некоторые владельцы «Лады» утверждают, что перебранная и отремонтированная трапеция дворников «Калина» вполне может прослужить года два. Что ж, всегда нужно исходить из того, готовы ли вы тратить время или деньги.

Когда нужно менять дворники на «Калине»

Часто бывает так, что система привода дворников работает, а на лобовом стекле остаются следы, которые мешают нормальному обзору. В этом случае нужна замена дворников. Раньше на отечественных автомобилях устанавливались щетки, в каркас которых вставлялась резиновая деталь, которая и очищала стекло. Но в последнее время используются бескаркасные щетки.

Они работают лучше, да и устойчивость их к разным погодным условиям выше. Хотя каркасные щетки дешевле, бескаркасные прослужат дольше. Они могут работать эффективно от 1 до 1,5 млн циклов.

Собираясь провести замену, нужно учитывать размер щеток стеклоочистителя. Для «Лады Калина» это 600-миллиметровая щетка на водительской части лобового стекла и 400-миллиметровая — со стороны переднего пассажира. На заднем стекле стандартная щетка имеет длину 360 мм. Замена заднего дворника производится гораздо реже, чем передних. Они истираются гораздо медленнее, поскольку включать их приходится реже.

Замена щеток на Лада Калина — процесс, не требующий ни специальных знаний, ни каких-либо инструментов. Их просто нужно снять, отщелкнув замки, а на их место поставить новые, продвигая их, пока замок не защелкнется.

Почему медленно работают дворники на Лада Приора и как их ускорить

30 март 2020 LadaOnline 37 906 3

Многие владельцы Приоры замечают, что со временем дворники стали работать медленно. Скорость снизилась в несколько раз и не поднимается даже при очистке мокрого ветрового стекла. Рассмотрим основные причины медленных дворников, а также способы решения этой проблемы.

Главная причина медленных дворников Приоры — это отсутствие смазки:

  • в электродвигателе стеклоочистителя;
  • на шарнирах трапеции стеклоочистителя.

Старайтесь использовать смазку, которая не густеет при низкой температуре. Трапеция с моторчиком снимается, как на ВАЗ 2110.

Если смазка моторчика и трапеции не помогла, то рекомендуем воспользоваться доработкой. Схема стеклоочистителя Приоры состоит из большого количества соединений и контактов, каждое из которых создает дополнительное сопротивление. В результате на мощность моторчика падает, и дворники Приоры работают медленно. Устранить эту проблему можно при помощи доработки, которая позволит минимизировать потери тока.


  1. 5ти контактный разъем, как на моторчике стеклоочистителя;
  2. 5ти контактное реле с гнездом — 3 штуки;
  3. провода 25 мм2;
  4. круглые клеммы.


Собираем и подключаем конструкцию по схеме. То есть полученный блок из трех реле устанавливается в разрыв разъема моторчика стеклоочистителя без вмешательства в штатную проводку. Рекомендуем уделить особое внимание изоляции проводов, а конструкцию в сборе лучше закрыть в коробе, чтобы исключить попадание влаги и грязи.

схема из трех реле для ускорения дворников Лада Приораразъем моторчика стеклоочистителя Лада Приораустановленная схема из трех реле для ускорения дворников Лада Приора

В результате щетки стеклоочистителя станут работать быстрей, чем раньше. Сравнить скорость работы дворников можно по видео ролику (1 — до доработки, 2- после доработки):

А вы сталкивались с проблемой, когда на Приоре стали медленно работать дворники? Каким способом удалось увеличить их скорость? Напомним, на сайте также можно найти инструкцию на случай если щетки стеклоочистителя не работают вообще. А вы знали, что увеличить зону очистки лобового стекла можно при помощи установки щеток увеличенного размера.

Давай, шевелись: почему перестают работать дворники и как чинить трапецию


Наверное, многим владельцам не очень новых автомобилей знакома ситуация, при которой щётки стеклоочистителя внезапно начинают работать медленнее обычного, а потом останавливаются окончательно. Иногда – прямо на половине хода, посреди стекла. Виноват в этом, к сожалению, не копеечный предохранитель. Во всём виновата трапеция.

Просто о простом

Трапеция дворников – этот тот самый механизм, благодаря которому вращательное движение мотора привода щёток преобразуется в их поступательное движение. На первый взгляд, ничего сложного в трапеции нет: несколько тяг, шарнирных соединений и втулок. Тем более непонятно, что там может сломаться. Обычно ничего и не ломается, просто со временем соединения забиваются грязью, корродируют и теряют подвижность. И вот в случае такого артрита у трапеции дворники сначала ходят медленнее, потом просто встают колом.

Есть ещё один вариант развития событий: горит моторчик. Этого лучше не ждать, а приниматься за ремонт. В сервисах в зависимости от их жадности за эту работу просят разные деньги. Кто-то готов сделать за пятьсот рублей (что редко), кто-то – за полторы тысячи (что чаще). Не грабёж, конечно, но многие, скорее всего, захотят поковыряться в любимой машине самостоятельно. Поэтому расскажем, как это сделать. В конце будет бонус для тех, что читает инструкцию после того, как уже всё сломает.

Работа имеет один весомый плюс: для её выполнения не требуется сложных «приспособ», динамометрических ключей, подъёмника или синхрофазотрона. Мы, например, всё сделали обычным набором инструментов из известного магазина за 600 рублей. Помимо отвёртки, ключей, молотка и «торкса» потребуется ещё графитовая смазка и какой-нибудь жидкий ключ вроде WD40, «Валеры», Runway или любой другой – тут всё на ваш вкус.


Практически все трапеции устроены одинаково и закисают в одном и том же месте. Мы будем в качестве примера разбирать Форд Фокус, трапеция которого уже три поколения подряд упорно закисает в самый неподходящий момент. Стабильность, чёрт бы её побрал. Есть ещё целый список машин, у которых трапеция закисает чаще, чем хотелось бы: от Mercedes W204 до Hyundai Elantra IV и любых Kia Ceed. Принцип везде будет одинаковым. Поэтому расскажем, как всё сделать на Форде, а если вам повезло купить другую машину, просто аккуратно проецируйте этот гид на свой автомобиль.

Болты, защёлки и гибкие пальцы

Сначала снимаем поводки дворников. Тут всё просто: снимаем защитные колпачки, откручиваем гайки и стаскиваем их со своих осей. Здесь ничего сложного нет.



Затем переходим к демонтажу пластикового жабо. У Фокуса оно из двух частей – верхней и нижней. Верхняя половина крепится простыми защёлками, которые легко сдвигаются отвёрткой. Главное – крепко держать их пальцами, потому что в последний момент защёлка может улететь куда-нибудь в моторный отсек. Складываем снятые защёлки вместе с гайками и шайбами от поводков дворников, вытаскиваем из паза уплотнительную резинку и снимаем половину жабо. И опять же – всё это сделать несложно.


На этом этапе трапецию уже хорошо видно. Некоторые тут уже останавливаются и вынимают её из машины. Честно говоря, это не очень просто, поэтому поработаем отвёрткой ещё немного и разберём машину чуть больше. Достаточно выкрутить всего два болта со шляпками под торкс, чтобы снять нижнюю часть жабо. Зато доступ к трапеции получится прямо-таки шикарным. Поэтому тратим ещё пару минут и снимаем эту деталь.

Только делать это надо осторожно: инженеры Форда (будь они прокляты хотя бы только за один замок капота!) зачем-то сделали подогрев лобового стекла двухзонным, поэтому справа и слева под жабо видны разъёмы подогрева половин стекла. Если размахивать снятым пластиком, как Тарас Бульба шашкой, можно повредить шлейфы.



Итак, мы теперь мы видим трапецию полностью.

В нашем случае трапеция крепится тремя болтами, которые мы и выкручиваем. Теперь можно вытаскивать её наружу, но опять же – очень осторожно. Нет ничего удивительного в том, что к мотору трапеции подходят провода, которые рвать не надо. Надо снять клемму, но это проще сделать, если немного вытащить всю трапецию на свет божий. Длина проводов это позволяет, а защёлку разъёма инженеры Форда (пусть им будет пусто за всю электрику!) поставили снизу. Так, что на месте её зажать очень и очень трудно. Поэтому немного вытаскиваем трапецию наружу, затем снимаем клемму.

Всё, трапеция у нас в руках. Можно выдохнуть. Но не сильно, потому что самое сложное нас ждёт впереди.

Немного силы и много умения

Шарнирные соединения трапеции обычно делают из полиформальдегида. Это такой прочный материал с очень низким коэффициентом трения. Из него, например, в последнее время часто делают медиаторы для гитаристов. А для машин – вот такие соединения, где сила трения должна быть минимальной, а износостойкость – высокой. Еще он не ржавеет, что тоже неплохо. В силу всех этих факторов можно сказать, что разбирать шарниры практически бессмысленно: там ничего не закисает, а ломать соединение ради любопытства вредно. Ну а если всё-таки разберёте, можно убрать оттуда грязь. Вот это будет не лишним.


А теперь перейдём к нашему главному врагу. Трапеция закисает именно в этих местах: это втулки с осями поводков. Как только их не пытаются защитить всякими колпачками и колечками, но вода всё-таки попадает внутрь и делает своё чёрное дело.

Оси надо вытащить из втулок. Для этого сначала снимаем защитный колпачок и стопорное кольцо. Насчёт подлости последнего предупреждать не буду: все знают, что оно может улететь куда угодно. Но при некоторой сноровке снять него несложно.



А вот теперь начинаются танцы с бубном. Точнее, с молотком, «вэдэшкой» и матюгами. Если трапеция ещё не закисла намертво и дворники хотя бы как-то ходили, выбить оси будет намного проще. В противном случае будет сложно. К тому же стучать молотком придётся по торцу, на котором нарезана резьба под сами дворники. Если это делать с фанатизмом, дворник потом поставить на своё место не получится. А без фанатизма выбить ось из втулки сложно.

Тут помогут жидкие ключи (но это не точно). Тем, кто ими раньше не пользовался, дам один единственный совет: брызгать на ось и лупить молотком одновременно бесполезно. Сначала надо забрызгать закисшее соединение, потом подождать минут пять-десять, потом можно постучать молотком. Если ось хотя бы чуть-чуть сдвинулась с места, процедуру стоит повторить. Лишней «вэдэшки» не бывает.


Итак, допустим, что выбить ось всё-таки удалось. Осталось её только смазать. Многие ошибочно полагают, что та же самая WD-40 так хорошо размягчает коррозию, удаляет влагу и творит прочие чудеса. А еще – что детали, на которые она попала, потом никогда не ржавеют. Это не так. Пока эта чудо-жижа не высохла, ось даже будет неплохо вращаться в своей втулке из-за небольшого количества масла в «вэдэшке». Но хватит её ненадолго, как и в случае с любым другом «жидком ключом». Смазки из них плохие, так что как только ось высохнет, её надо смазать. Лучше всего подойдёт графитовая смазка. Ну и когда ось щедро смазана, всё можно собирать в обратном порядке. Кто один раз разобрал, всегда сможет собрать обратно.


Важен только один момент: желательно перед установкой поставить трапецию в то положение, в котором она когда-то закисла. Иначе есть неиллюзорные шансы после первого же включения перемолотить ожившим механизмом и дворники, и самого себя.

Обещанный бонус

К сожалению, у очень сильных и упорных людей ремонт трапеции часто заканчивается её полным разрушением с помощью молотка и собственной дури. Площадка, на которой стоит мотор, часто сделана из довольно хрупкого сплава, который не выдерживает упорства владельца молотка. Она ломается, и в этом случае никакие чудеса вроде супротека, синей изоленты и димексида уже не помогут. Выход один – покупать другую трапецию. Новую, оригинальную, аналог, с разборки, китайскую – вопрос денег, предпочтений или религии, выбор за вами. Главное, что бесплатная работа обернётся тратами на новые запчасти и лишними действиями, связанными с перестановкой мотора. Можно, конечно, купить в сборе, но это будет заметно дороже.


А при покупке трапеции с разборки нужно её хорошенько проверить. В лучшем случае она тоже будет закисшая, и её придётся точно так же разбирать и смазывать. В худшем она может быть разбита: со временем соединения из полиформальдегида изнашиваются и начинают люфтить. А с этим бороться уже невозможно.

Дворники не возвращаются в исходное положение причина и устранение!

SSANGYONG KYRON — Дворники не возвращаются в исходное положение причина и устранение!

Дано:
— Автомобиль: SSANGYONG KYRON
— Год выпуска: 2012
— Коробка передач: МКПП, 5 ступеней
— Привод: Полный
— Пробег: 75 000 километров

Жалобы:
— Дворники не возвращаются в исходное положение

Требуется:
— провести диагностику механизма
— выявить и устранить причину неполадки

Зависание дворников по середине стекла довольно частая проблема на многих автомобилях, так как конструкция электропривода стеклоочистителей практически идентична для многих марок.
Причиной тому является механизм встроенный в мотор стеклоочистителя в котором находится группа контактов отвечающая за возврат в исходное положение стеклоочистителей. Многие ошибочно виновником проблемы считают реле стеклоочистителя, но это ошибочное мнение так как реле стеклоочистителя в основном отвечает за кратковременные режимы работы и скорость работы стеклоочистителя.

Для устранения причины первым делом нужно добраться до электропривода стеклоочистителя и демонтировать его для дальнейшего ремонта. В большинстве случаев отремонтировать данный механизм гораздо проще и дешевле чем менять на новый.

Важно аккуратно извлечь клипсы для правильного последующего демонтажа защитной накладки, в противном случае сломанная клипса может доставить немало хлопот.

Получив доступ к электродвигателю нужно отключить разъем питания, который находится в непосредственной близости с электромотором, во избежание замыкания в процессе работы. Клемму аккумулятора снимать для этого не обязательно.

В данном случае электродвигатель расположен довольно удобно и для вскрытия достаточно открутить три винта, сам электродвигатель при этом остается на месте.

Эта процедура очень важна так как при отсутствии хорошего контакта устройство будет греться и может выйти из строя.

Важно помнить, что смазка обязательно должна быть «Диэлектрической», то есть не проводящей ток. В противном случае смазка закипит. После чего произойдет замыкание, которое приведет к выходу из строя всего механизма.

На кассе:
— работа по диагностике и ремонту механизма стеклоочистителя — 2000 руб.

Действующие лица:
— механик-автослесарь: Керимов Илья
— мастер-приёмщик: Артём Пономаренко

Как обнаружить и устранить неполадки в системе стеклоочистителей автомобиля Лада Калина

Устройство системы стеклоочистителя представляет собой довольно простую схему. При желании, любой автовладелец в состоянии разобраться в причине неисправности и устранить ее самостоятельно.

В случае прекращения работы дворников, первым делом надо проверить целостность предохранителя. Это наиболее распространенная причина неисправности, которую легко устранить, не прибегая к сложным технологическим процессам.

Возможные причины неисправности и способы их устранения:

При включенном стеклоочистителе, электропривод не работает:

Перегорел предохранитель:
  • снимаем крышку, находящуюся слева от водителя, под рулевой колонкой, под ней расположен монтажный блок;
  • на крышке монтажного блока нарисована схема расположения реле и предохранителей автомобиля, находим нужный предохранитель и меняем его в случае необходимости;
Неисправность реле:

Если не работают дворники на Ладе Калина в прерывистом режиме, необходимо поменять реле, находящееся в монтажном блоке, рядом с предохранителями.

Неисправность электродвигателя стеклоочистителя:
  • проверяем клемму массы электродвигателя, прикрученную к кузову автомобиля рядом со стойкой;
  • зачищаем ее и место крепления;
  • устанавливаем на место;
ВАЗ 1117 ВАЗ 1117

При помощи тестера или любой другой прозвонки, проверяем, приходит ли питание на разъем. Если питание приходит, то необходимо поменять электромотор дворников.

Отсоединяем клеммы от аккумулятора. Удаляем декоративные колпачки с поводков. Откручиваем гайки крепления поводков и снимаем их. Снимаем пластиковую решетку под рамкой лобового стекла, открутив болты ее крепления. Открутив, крепление трапеции (два болта и одна гайка), вынимаем электродвигатель из короба и отсоединяем его от трапеции. Устанавливаем новый, повторяя процедуру в обратном порядке.

Если питание не приходит на разъем, необходимо заменить подрулевой переключатель. Отсоединяем клеммы аккумулятора. Снимаем пластмассовый кожух рулевой колонки. Отсоединяем колодку переключателя и нажав с двух сторон на фиксаторы вынимаем подрулевой переключатель дворников. Устанавливаем новый, повторив процесс в обратном порядке. Собираем кожух.

При включении не работают дворники на Калине, но при этом электропривод вращается

Необходимо проверить состояние редуктора и трапеции стеклоочистителя.

Откручиваем пластиковую решетку под рамкой лобового стекла. Предварительно сняв поводки дворников ,отвернув гайки их крепления. Проверяем, вращается ли ось редуктора электропривода стеклоочистителя.

В случае если ось вращается, а трапеция неподвижна, проверяем шлицевое соединение редуктора и трапеции, при необходимости подтягиваем гайку крепления. При сильном износе соединения, необходимо заменить этот узел.

Если у вас не работают дворники на автомобиле Лада Калина, это не повод впадать в отчаяние. Как правило, причиной служит мелкая неисправность. Такая, как перегоревший предохранитель или открутившаяся гайка на шлицевом соединении редуктора и привода стеклоочистителя, которую достаточно просто подтянуть.

Система электропривода стеклоочистителя достаточно надежна и не требует специального технического обслуживания. Достаточно соблюдения элементарных правил эксплуатации. Если в зимний период дворники примерзли к лобовому стеклу, то перед включением стеклоочистителя, необходимо освободить их ото льда. И они прослужат вам, не принося никаких проблем.

Почему не работают дворники на калине

Всем привет сегодня хочу рассмотреть основные причины, почему не работают дворники автомобиль Лада Калина. Итак, поехали.

Ne rabotaut dvorniki kalina - Лада калина не работает один дворник

Первая причина это предохранитель если вы включили дворники на Калине, и они не включаются то первым делом нужно проверить предохранитель. За работу дворников на автомобиле Лада Калина отвечает предохранитель F 4. И в случае необходимости нужно заменить его.

Predohranitel dvornikov Lada Kalina - Лада калина не работает один дворник

Вторая причина это сам электродвигатель механизма дворников нужно его проверить и в случае необходимости заменить.

motorchik dvornikov lada kalina - Лада калина не работает один дворник

Третья причина это сам под рулевой переключатель нужно проверить контакты и в случае необходимости заменить на новый.

Podrulevoy perekluchatel Dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

Четвертая причина того почему не работают дворники на Калине это открученные гайки, если вы включаете и слышите звук моторчика дворников а они не бегают то возможно нужно просто подтянуть эти гайки.

Kreplenie dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

А также проверить гайку на самом механизме дворников он тоже бывает, откручивается.

Kreplenie trapeciya dvornikov kalina - Лада калина не работает один дворник

Ну, вот и все если у вас были другие причины, почему не работают дворники на автомобиле Лада Калина, то пишите в комментарии. Всем пока.

Перестали работать дворники – выясняем и устраняем причину

Некачественная работа любого узла и элемента вашего автомобиля – это не просто дискомфорт в поездке, но и определенный раздражающий фактор. Вам каждый раз приходится сталкиваться с тем, что какой-либо предмет технологий не работает достойным образом и не предлагает достаточно высокого качества функционирования. Особенно сложно пережить такое для идеалистов, у которых все должно работать на высшем уровне и без проблем. Одним из самых досадных вариантов неполадок является выход из строя дворников. Если стеклоочистители перестали работать, машут произвольно или останавливаются вместе с выключением ручки управления прямо на середине стекла, стоит подумать о возможных неполадках. Здесь следует выделить несколько основных узлов, которые могут ломаться. Трапеция, предохранитель дворников, реле прерывистого режима стеклоочистителя, ручка включения и прочие элементы.

DontWorkBrushes1 - Лада калина не работает один дворник

Можно отыскать причину и самостоятельно, а также обратиться за помощь в специализированные форумы, где обсуждают подобные проблемы. Нередко на форумах вы найдете такие же симптомы неполадки и сможете легко отремонтировать ваш автомобиль. Если дворники перестали работать, придется что-то предпринимать достаточно быстро. В ином случае придется испытывать значительные трудности при поездке в дождливую или просто мокрую погоду. Зимой же отсутствие возможности очистить стекло от налипающей грязи и постоянно липнущего снега просто не даст вам нормально ехать за рулем. Придется через каждый две минуты останавливаться и очищать лобовое стекло. Давайте рассмотрим самые распространенные проблемы с дворниками в современных автомобилях.

Трапеция – механизм непосредственной работы дворников

Один из самых сложных механизмов в комплекте системы дворников – это трапеция. На сегодняшний день ни у одного производителя автомобилей нет настолько надежного механизма привода дворников, чтобы гарантировать долговечную работу устройства. Банальное заклинивание щеток или чрезмерный упор в стекло, неправильное включение дворников, примерзание к стеклу зимой – все эти причины могут оказаться губительными для трапеции. Среди возможностей восстановления данного механизма стоит выделить лишь несколько возможных шагов:

  • приобретение новой трапеции – это зачастую оптимальный шаг для отечественных авто, у которых механизм дворников стоит порядка 1000-1500 рублей;
  • для иномарок приобретение новой трапеции будет стоить баснословных денег, так что в этом случае следует произвести ремонт и восстановить сломавшиеся детали;
  • нередко в трапеции выходят из строя втулки, и наконечники, которые часто бывают пластиковыми и ужасно переносят морозы, так что их можно просто заменить;
  • если нелегко найти ремкомплект для трапеции на ваш автомобиль, можно попробовать установить втулки и прочие детали с других автомобилей, близких по классу;
  • непосредственно замена трапеции нужна в том случае, если даже ремонтные работы не убирают неполадку, или после ремонта механизм начал постукивать при работе.

Плохо чистят щетки стеклоочистителя – суть проблемы и методы решения

Прежде чем приступить к осмотру дворников, плохо выполняющих свои функции, стоит разобраться в основной задаче этой детали машины. Она заключается в удалении с поверхности лобового стекла загрязнений, мешающих водителю в обзоре проезжей части.

Исходя из этого несложно догадаться, что щетки стеклоочистителя постоянно находятся в агрессивной среде, из-за чего со временем работают все хуже.

С каждым днем интенсивной работы дворники трут не так эффективно, и в конечном итоге перестают справляться со своей основной задачей.

Во время эксплуатации стеклоочистителя на его работоспособность влияет несколько факторов. Во-первых, это состояние пружины поводка.

Каждому владельцу автомобиля стоит помнить, что именно благодаря растянувшейся пружине дворники не прилегают к поверхности стекла и плохо его чистят. Поэтому эту деталь стоит беречь от лишних нагрузок.

Особенно это касается тех водителей, которые любят оставлять дворники своей машины в стоячем положении.

Во-вторых, ледяная корочка на стеклоочистителе. Такая проблема наиболее распространена на каркасных дворниках в связи с их цельной конструкцией.

В ходе эксплуатации в основании стеклоочистителя остаются мелкие кусочки льда. В результате дворники твердеют, практически не прилегают к стеклу и не трут нужным образом.

К тому же, из-за стороннего объекта в конструкции дворника плохо работают детали, расположенные вблизи системы очистки стекол.

В-третьих, это попадание остатков масла на покрытие стекла. Причин, по которым автомобильное масло может попасть на стекло авто, может быть масса. В результате появляется проблема, от которой очень непросто избавиться.

Если на поверхность попала капля масла, щетки стеклоочистителя не прижимаются к нему, начинают перепрыгивать через загрязненные участки и плохо справляются со своей основной задачей.

Кроме того, масло способно разрушать структуру щеток стеклоочистителей, что впоследствии приводит к замене этих элементов.

Все эти проблемы указывают на срочную необходимость замены стеклоочистителя или конкретной его детали.

Кроме проблемы износа стеклоочистителя, немало автовладельцев нашей страны сталкиваются с таким конфузом, как неисправность новых дворников. Подобного рода проблема почти всегда вгоняет водителя в ступор. Однако не нужно сразу расстраиваться и выбрасывать только что купленную недешевую деталь. Стоит разобраться в проблеме и определить, почему плохо работают новые стеклоочистители.

Попробуем разобраться, какие это могут быть неисправности и как с ними бороться. Например, неисправен моторедуктор стеклоочистителя, повреждена целостность проводов питания моторедуктора, окислились наконечники проводов в колодках соединений.

В таких случаях дворники либо чистят плохо, либо не прижимаются к стеклу и не трут вообще. Так или иначе, толку от них мало и, чтобы избавиться от этой проблемы, необходимо тщательно проверить всю систему очистки, при необходимости заменить поврежденные провода.

Нелишним будет зачистить наконечники проводов.

Если нарушена целостность переключателя очистителя, то оптимальным выходом станет замена трехрычажного переключателя.

Щетки электродвигателя зависают, не прижимаются к стеклу, коллектор загрязнен или подгорел. Чтобы устранить неисправность нужно проверить коллектор, при необходимости тщательно очистить его, а все поврежденные детали заменить.

Оборван провод в месте обмотки якоря электродвигателя. В этом случае необходимо заменить моторедуктор или сам якорь. Если произошло короткое замыкание при работе электродвигателя, то в таком случае, как и в предыдущем, стоит заменить старый якорь или полностью сам моторедуктор.

Если в конструкцию нового стеклоочистителя попал сторонний предмет, то необходимо проверить всю деталь и извлечь предмет, мешающий эффективной работе стеклоочистителя. Вообще, проделывать подобную процедуру стоит не только тогда, когда дворники работают плохо.

Обмотка прерывателя перегорела в месте реле стеклоочистителя. Устранить эту неисправность можно путем замены реле.

Шестерни моторедукторов не прижимаются к пластинной пружине в концевом выключателе. В таком случае нужно подогнуть платину выключателя таким образом, чтобы кулачок смог обогнуть пластину.

Стеклоочиститель чистит покрытие слишком медленно, при этом нередко делая непродолжительные паузы, либо щетки дворников не возвращаются в исходное положение и не полностью прижимаются к стеклу. Эта проблема говорит о неполном замыкании контактов выключателя или об окислении контактов. Чтобы устранить ее, необходимо зачистить контакты концевого выключателя или подогнуть пластину внутри него.

Моторедуктор работает, но щетки не трут. Это говорит о потере целостности шестерни моторедуктора или слабом креплении кривошипа на оси шестерни. Выходом из ситуации станет замена шестерни. Также стоит проверить крепление кривошипа, при необходимости затянуть гайку.

Одной из наиболее распространенных неисправностей, которые влияют на качество работы стеклоочистителя, являются стертые щетки, или резинки, дворников.

Многие неопытные водители, не зная об этом, выкидывают в мусор практически новые дворники. И делают это, стоит сказать, очень зря. Ведь замена щеток не является сложной операцией и отнимет всего 10 минут времени на каждый дворник.

Попробуем выбрать самые надежные щетки для стеклоочистителей и осуществить их замену.

Специалисты советуют заменять износившиеся щетки дворников на новые детали из резины. Они обладают большим количеством преимуществ. К их числу можно отнести:

Возможные причины неполадок

Некоторые специалисты утверждают, что если при включении не работают щетки стеклоочистителя, то самая частая причина этого — выход из строя предохранителя. В этом случае никаких особых усилий для устранения неполадки не потребуется. Просто нужно открыть крышку блока предохранителей (слева под рулевой колонкой) и найти соответствующий предохранитель. Это поможет сделать схема, нанесенная на крышку изнутри.

Если в прерывистом режиме не работают дворники, то, возможно, вышло из строя реле. Оно находится там же, где и предохранители. Его нужно заменить на новое. Но, как свидетельствует статистика, приводимая владельцами автомобилей «Лада», предохранители или реле перегорают достаточно редко.

Очень частой причиной того, что не работают щетки стеклоочистителя «Лада Калина», является разрушение втулок. Как говорят бывалые водители, пластиковые втулки разваливаются очень быстро — срок их службы от силы составляет 3 года.

Способы устранения проблемы

Устранить эту проблему можно, выполнив следующие несложные действия:

  • отсоединить аккумуляторную батарею;
  • вывернуть две гайки (М10), крепящие монтажный блок;
  • приподняв монтажный блок, отключить все подходящие к нему штекеры и отсоединив реле;
  • разобрать монтажный блок, выкрутив крепежные элементы;
  • достать главную плату и протереть ее бензином;
  • высушить главную плату;
  • высушить реле дворников;
  • собрать и установить монтажный блок на его место в обратном порядке.

Подобная операция позволит в короткий промежуток времени вернуть дворники в нормальное рабочее состояние.

Второй вариант решения проблемы — просто снять реле и включить дворники напрямую. При этом, дворниками можно будет пользоваться, но работать они будут только в верхнем положении переключателя. После того, как блок предохранителей высохнет самостоятельно (обычно для этого хватает пары суток), реле можно будет смонтировать на место.

В редких случаях причиной самопроизвольного включения может быть и сломанное реле, в котором происходит периодическое замыкание контактов. Проверить это просто — достаточно заменить его на новое, аналогичное (что очень важно). Если проблема пропала, значит неисправность была именно в нем.

Можно проверить реле и при помощи мультиметра, прозвонив его выходные ножки согласно схеме подключения (делать это нужно при «выключенном» положении дворников на подрульном переключателе). Если мультиметр будет показывать, что цепь замкнута, значит реле пора заменить.

Самостоятельное устранение неисправностей

Когда при включении дворников привод работает, но дворники при этом не движутся, ремонт трапеции в такой ситуации будет сводиться к замене втулок.

Для этого нужно снять трапецию, которая находится под пластиковой декоративной накладкой под лобовым стеклом. Ремонт стеклоочистителя проводится в следующем порядке:

  • открутить и снять щетки стеклоочистителя вместе с поводками;
  • открутить и снять пластиковую накладку, для чего понадобится TORX T20, или «звездочка»;
  • открутить трапецию, которая крепится к кузову автомобиля гайкой и двумя болтами;
  • отсоединить привод стеклоочистителя от аккумулятора;
  • снять трапецию вместе с приводом.

Если не снимать трапецию, то при установке втулок можно погнуть шарниры, что приведет к неправильной работе дворников. Поэтому лучше снять всю трапецию и проводить замену не на весу, а с упором.

Разрушенную втулку видно сразу. Ее можно просто удалить с помощью кусачек. Чтобы вставить новую, ее и стопорное кольцо нужно распарить в горячей воде, иначе все это не удастся надеть на шарнир. Прежде чем надеть стопорное колечко, втулку стоит обработать смазкой (например, литолом). Вся работа по разборке — сборке занимает максимум минут 40.

Но если «полетела» центральная втулка, то, скорее всего, придется заменить весь стеклоочистительный механизм. Замена трапеции стеклоочистителя — мероприятие еще более простое, чем процесс снятия и установки новых втулок. Вся работа проводится по алгоритму, описанному выше.

Естественно, полная замена трапеции стеклоочистителя обойдется дороже, чем ремонт стеклоочистителя. Зато это будет надежнее. Новое почти гарантированно прослужит дольше, чем отремонтированное. Хотя некоторые владельцы «Лады» утверждают, что перебранная и отремонтированная трапеция дворников «Калина» вполне может прослужить года два. Что ж, всегда нужно исходить из того, готовы ли вы тратить время или деньги.

Когда нужно менять дворники на «Калине»

Часто бывает так, что система привода дворников работает, а на лобовом стекле остаются следы, которые мешают нормальному обзору. В этом случае нужна замена дворников. Раньше на отечественных автомобилях устанавливались щетки, в каркас которых вставлялась резиновая деталь, которая и очищала стекло. Но в последнее время используются бескаркасные щетки.

Они работают лучше, да и устойчивость их к разным погодным условиям выше. Хотя каркасные щетки дешевле, бескаркасные прослужат дольше. Они могут работать эффективно от 1 до 1,5 млн циклов.

Собираясь провести замену, нужно учитывать размер щеток стеклоочистителя. Для «Лады Калина» это 600-миллиметровая щетка на водительской части лобового стекла и 400-миллиметровая — со стороны переднего пассажира. На заднем стекле стандартная щетка имеет длину 360 мм. Замена заднего дворника производится гораздо реже, чем передних. Они истираются гораздо медленнее, поскольку включать их приходится реже.

Замена щеток на Лада Калина — процесс, не требующий ни специальных знаний, ни каких-либо инструментов. Их просто нужно снять, отщелкнув замки, а на их место поставить новые, продвигая их, пока замок не защелкнется.

Снятие щетки заднего стеклоочистителя

Вся процедура проводится на снятом дворнике, не очень все это удобно делается, но разобраться не составит труда. Необходимо потянуть за саму щетку, и в это же время отверткой немного разжать фиксатор, который помечен на фото ниже желтой стрелкой.


Ставить обратно намного проще, достаточно лишь вставить щетку в место его крепления и с небольшим усилием надавить до щелчка.

Читайте также: