Эванс илон маск tesla spacex и дорога в будущее краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Илон Маск . Tesla, SpaceX и дорога в будущее

Илон Маск — легенда Кремниевой долины и одна из самых удивительных персон в истории мирового бизнеса. Изобретатель, бизнесмен и промышленник, построивший свою бизнес-империю на радикальных идеях и в равной степени снискавший к себе как ненависть, так и восхищение. Любое действие в его жизни подчинено осуществлению невероятных замыслов. Его рабочий график экстремален даже по меркам Кремниевой долины, а стиль жизни экстравагантен и порой противоречит здравому смыслу. Результатом является успех трех разных бизнес-проектов, который многим кажется недостижимым.

Несколько лет назад компании Илона Маска мало кто принимал всерьез. Сегодня его бизнес-империя с заводами, десятками тысяч рабочих мест и специалистов высшего класса в самых разных областях сделала его одним из самых богатых людей в мире с чистой стоимостью активов 11,7 млрд долларов. На счету SpaceX, Tesla Motors и SolarCity ряд неоспоримых достижений, которые необратимо изменили аэрокос­мическую и электро­моторную отрасли и энергетику и дальнейшее развитие которых в перспективе может изменить весь мир.

Многие успешные руководители компаний и легендарные личности открыто восхищаются Маском. Немало и других, которые, напротив, таят на него обиды, подозревают в обмане и жаждут отомстить. По целеустрем­ленности и размаху амбиций его сравнивают со Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом. В нем находят черты Томаса Эдисона, Генри Форда и Говарда Хьюза. С подачи СМИ Илона Маска называют прототипом изобретателя Тони Старка из фильма «Железный человек».

Поэтому эта книга — первая биография Илона Маска — возможность узнать человека, который столь многого добился, проследить его путь и понаблюдать за факторами успеха и причинами неудач. Вы узнаете, какими бывают люди, одержимые мечтой, и как им удается реализовывать свои идеи.

1. Характер и мировоззрение

Заявленная цель жизни Илона Маска — освоение и заселение человеком космоса. Маск убежден, что человечество будет иметь гаранти­рованное будущее только в том случае, если будет решена проблема возобновляемой энергии и основана самопод­дер­жи­вающаяся цивилизация на другой планете. Эта цель лежит в основе любых его проектов, и любые его действия следует оценивать в свете приближения к основной цели или удаления от нее.

О Маске говорят как об очень умном, целеустремленном человеке с огромным эго, безграничной энергией и готовностью работать до изнеможения. Он относится к типу людей, которые нашли идею своей жизни, поставили себе цель и не тратят ни минуты впустую. Не признавая никаких ограничений, он способен выжимать максимум из своих предприятий и сотрудников. Он маниакально внимателен к деталям и лично вовлечен в каждое начинание. Эрудирован и хорошо разбирается в технических тонкостях своих компаний. Идеи баланса между работой и личной жизнью для него не существует. Его работа и есть жизнь, а жене и детям остается подстра­иваться под эту схему.

Работать с ним трудно, иногда он кажется невыносимым и капризным, хотя часто шутит и может быть очарова­тельным. Склонен резко менять свое мнение и заносить в «черный список» всех, кто не соответствует его стандартам. Маск уверен в себе, но не всегда это демонстрирует, а потому может показаться застенчивым и неловким. Он нетерпелив, его речь неровна и сбивчива, он часто замолкает в поисках точной формулировки. Его манера запросто рассуждать о невозможном обескураживает.

Не всем очевидно, что Маск способен на глубокие страдания, на бьющий через край восторг и, кроме того, бывает невероятно наивным. Вера в свою миссию изменения человечества не всегда позволяет ему чувствовать эмоции и потребности окружающих. Поэтому он кажется отстраненным, холодным и замкнутым и не демонстрирует привязанности к людям. С близкими тем не менее дружелюбен, эмоционален и всегда готов прийти на помощь.

Корни такого противо­речивого характера, вероятно, следует искать в его детстве и трудностях подросткового периода. Родившись в 1971 г. в Южной Африке в состоятельной белой семье с американскими корнями, он имел все привилегии и возможности, которые ему давал его статус, и в то же время мог наблюдать весь спектр проблем, характерных для ЮАР того времени. Детство Илона совпало с самыми нелицеприятными проявлениями апартеида, что вызывало у него чувство стыда и укрепляло его в мысли о том, что человечество нужно спасать.

Дух приключений и риска, любовь к исследованиям, вера в себя и в возможность победы над роком — это установки, с которыми росли дети в этой семье на протяжении нескольких поколений. Дети были уверены в том, что они способны на что угодно, стоит только принять решение и выполнить его.

Тем не менее, Илон рос одиноким и страдал от издевательств других детей. Манера поправлять других и уходить в себя, решая какие-то задачи, наряду с отсутствием интереса к спорту не способствовали появлению большого количества друзей.

Определяющим элементом становления характера сам Маск считает жесткое воспитание отца, с которым он пожелал остаться после развода родителей, а также интерес к научной фантастике и компьютерным наукам, проявившийся в те времена, когда в ЮАР о компьютерах и интернете почти никто не знал. Чтение фантастических книг в переломные моменты взросления (одна из главных — «Автостопом по галактике», которая научила его задавать вопросы) смешало в его разуме фантазию и реальность и позволило осознать свою миссию: содействовать общему просвещению человечества. Судьба человечества во Вселенной стала его личной проблемой и обязанностью, мысли о великих делах и победах с тех пор не давали ему покоя. Именно поэтому те, кто встречаются ему на пути, должны либо помогать, либо уйти с дороги, не замедляя прогресс ошибками или неудачными идеями.

В 17 лет Илон Маск уехал в Канаду, через которую жаждал попасть в Кремниевую долину в США. Через два года, после того как он поступил в Королевский университет в Кингстоне (Онтарио), Маск выиграл стипендию и перебрался в Пенсиль­ванский университет, где получил степень бакалавра по физике и экономике. Там же познакомился с будущей первой женой Джастин, которой долго добивался и которая стала матерью его пятерых детей.

2. Первые стартапы

2.1. ZIP2

Сегодня бизнес Илона Маска не связан с интернетом, однако в середине 1990-х именно интернет-стартапы позволили ему заложить основу его будущего состояния.

В 1995 году, едва закончив университет, Илон с братом открыли Global Link Information Network — стартап, получивший впоследствии название Zip2. В его основе лежала идея создания онлайнового бизнес-каталога, связанного с картой (подобие карт Google Maps в сочетании с каталогом Yelp). В то время никто не мечтал о такой услуге и не понимал ее преимуществ, поэтому убедить потенциальных клиентов было непросто. Однако напористость Маска и его вера в то, что любое начатое дело должно быть доведено до конца, сыграли свою роль. Венчурные инвесторы видели именно это: он был готов положить жизнь на создание такой платформы.

В 1996 г. стартап получил инвестиций на три миллиона долларов от Mohr Davidow Ventures, смог привлечь профессионалов высшего класса, с чьей помощью он быстро построил одну из лучших систем поиска адресов в интернете. После этого Маск стал директором по технологиям, а не генеральным директором, как хотел, поэтому полного влияния на бизнес уже не имел. Несмотря на это, Zip2 развивался и наполнял Маска уверенностью в своих силах. Он все брал в свои руки, иногда менял коды, не посовето­вавшись, и изводил молодых инженеров завышенными требованиями и критикой. Маск стремился к лидерству, но люди сомневались в нем. Для него же неправы были они, и он всегда настаивал на своем, что нередко приводило к серьезным конфликтам.

Компания продолжала расти. Газеты стали использовать созданную платформу для размещения объявлений из рубрики Classified. Планировалось слияние с ключевым конкурентом City Search, но Маск отказался, и сделка не состоялась. В 1999 стартап Zip2 был продан компании Compaq за 307 млн долларов, что стало большой удачей. В результате Маск получил 22 млн долларов и опыт создания чрезвычайно удачного стартапа.

Маску удалось покончить с раздражающими клиентов сборами и штрафами за превышение лимита, выстроить систему частных платежей и привлечь 200 тысяч клиентов за два месяца. Людям, которые уже привыкли к покупкам на Amazon и eBay, он предложил полноценный интернет-банкинг, полностью переведя онлайн предоставление стандартных финансовых услуг.

Все больше людей в компании начинали сомневаться в способности Маска принимать решения в критические моменты. В 2000 году, когда Маск уехал на медовый месяц с Джастин, его сместили с должности генерального директора. Маск держался достойно, некоторое время пытался сопротивляться, но затем уступил.

К июню 2001 г. влияние Маска было окончательно потеряно, и компанию переименовали в PayPal. Маск прореагировал сдержанно, выбрал для себя роль советника компании и продолжал инвестировать. В феврале 2002 г. компания разместила акции на бирже, а в октябре 2002 г. она была куплена eBay за 1,5 млрд долларов. Маск получил от продажи 250 млн долларов дохода (180 млн долларов после уплаты налогов), что можно считать невероятной удачей в условиях глубокого спада сектора высоких технологий.

После эпизода с PayPal репутация Маска как лидера пострадала, и на него впервые набросились СМИ. Он предстал упрямым эгоистом, принимающим неверные решения и своим всезнайством оставляющим трещины в компании. Это осложняло поиск инвесторов и привлечение на свою строну опытных руководителей. Сайт о знаменитостях Кремниевой долины (Valleywag) сделал травлю Маска одним из любимых проектов. Даже те, кто в целом поддерживали предпри­нимателя, считали, что он плохо управлял компанией, техноло­гической инфраструктурой и мерами по защите пользователей от мошенничества. По большому счету он вошел в сверхсложный бизнес, не заботясь о том, что не знает его особенностей, и изучал его по книгам. Он был готов идти на безумный риск, который мог привести к потере всего.

3. На пути к цели

3.1. SpaceX

Чрезвычайно ограниченный бюджет (20−30 млн) и неудачные переговоры в Москве о покупке ракет стали толчком к началу самосто­я­тельной разработки. Изучив по учебникам аэрокос­мическую отрасль и физику космических полетов, Маск сам рассчитал стоимость материалов и сборки и определил, что побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов, возможно. Для этого надо построить ракету среднего размера для нижнего сегмента на рынке спутников, которая будет идеальной для полезных грузов меньшего объема, появившихся благодаря развитию электроники и компьютерной техники.

Реакция космического сообщества была вялой: такой спектакль они наблюдали не раз. Маск понимал риски, но на его стороне был Том Мюллер, и это вселяло надежду на успех. Мюллер согласился работать с Маском, так как Маск, в отличие от предшественников, чьи идеи граничили с безумием, разбирался в том, о чем говорил, и точно знал, что собирается делать.

Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее

Илон Маск – удивительная и даже невероятная личность. Чтобы в этом не сомневаться, достаточно вспомнить о таких его достижениях, как принципиально новый подход к созданию космических кораблей и начало массового производства электромобилей. В то же время Маск – крайне противоречивый и сложный человек. Наверное, иначе и быть не может: “обычные” люди не ставят себе таких грандиозных и даже фантастических целей. В своей книге Эшли Вэнс прослеживает жизненный путь Маска от первых лет жизни. Автор рассказывает не только о том, как начинались и развивались его знаменитые проекты, но и о том, как складывалась его личная жизнь, взаимоотношения с коллегами и обществом. Вэнс не перегружает книгу психологическими этюдами. Его книга – это увлекательная, насыщенная интересными фактами биография, основанная на воспоминаниях самого Маска, его коллег и друзей. А выводы остается делать читателю. Мы рекомендуем эту книгу всем, кого интересуют неординарные личности, стартапы, современные технологии, инновации и, конечно же, сам герой этой истории.

О чем вы узнаете

Из краткого содержания книги вы узнаете:

Основные идеи

Ранние годы

Илон Маск родился в 1971 году в Южной Африке, куда в свое время переехал вместе с семьей из Канады его дед по материнской линии, мануальный терапевт. Уже в раннем возрасте было заметно, что Илон превосходит своих сверстников в развитии. Он отличался любознательностью, энергичностью, умел полностью сосредоточиться на поставленной задаче, отгораживаясь от окружающего мира. Илон много читал. Он перечитал все книги из школьной и городской библиотек и принялся за Британскую энциклопедию.

Когда Илону было около десяти лет, его родители развелись. Мальчик остался жить с матерью, а потом решил переехать к отцу. Отец был успешным инженером и часто брал Илона и его брата Кимбала в заграничные поездки. Бывая у отца на работе, мальчики учились прокладывать электропроводку, устанавливать сантехнику, класть кирпичи. Им нравилась такая жизнь, но нельзя сказать, что они были счастливы, – у отца был тяжелый характер.

Илона увлекали книги и видеоигры, а спортом он совершенно не интересовался. В старшей школе он ничем особенным не выделялся: он не был природным лидером, и никто не прочил ему большого будущего. Не был он и круглым отличником. На это, впрочем, были свои веские причины: Илон не хотел тратить время и силы на предметы, которые ему были неинтересны. Зато по физике и компьютерной науке он намного опережал одноклассников.

Переезд в Канаду

В 17 лет Илон перебрался в Канаду. Возможно, он не хотел служить в армии ЮАР, а может быть, Канада представлялась ему “перевалочным пунктом” на пути в Америку – страну, где, по его убеждению, он мог осуществить свои самые честолюбивые цели. В Канаде Илон надеялся остановиться у своего двоюродного деда, с которым, правда, не связался заранее. Но уже в Монреале выяснилось, что дед переехал в Соединенные Штаты. Тогда Илон сел на автобус и проехал почти две тысячи миль до небольшого городка в провинции Саскачеван, где остановился у другого родственника. Он прожил там целый год, перебиваясь случайными заработками. Позже в Канаду переехала его мать вместе с остальными детьми. Илон поступил в Королевский университет.

В университете ему понравилась одна девушка, Джастин Уилсон. Джастин отвечала ему лишь сдержанной благосклонностью. Однако Илон ухаживал очень настойчиво, подражая отцу, который годами добивался любви его матери. В конце концов он достиг цели – в 2000 году они с Джастин поженились.

В Кремниевой долине

Летом 1994 года Илон прошел две стажировки в Кремниевой долине: одну в Pinnacle Research Institute, где занимался суперконденсаторами, другую – в Rocket Science Games, где писал коды для видеоигр. Кремниевая долина не разочаровала Илона. Он нашел там и большие возможности, и работу, которая соответствовала его амбициям.

Бизнесом Илон впервые занялся, когда ему было двенадцать. Он разработал компьютерную игру Blastar, и публикация исходного кода игры (который состоял всего из 167 строк) принесла ему 500 долларов. Во время учебы в Королевском университете Илон собирал для студентов компьютеры. А учась в Пенсильванском университете, он вместе с однокурсником снял большой дом, который по выходным они превращали в ночной клуб, собирая за вход по 5 долларов.

Идея бизнеса в Интернете пришла Илону во время одной из стажировок в Кремниевой долине. В стартап, где он стажировался, пришел торговый агент из издательства телефонных справочников. В дополнение к размещению информации о компании в справочнике он попытался продать размещение этой информации в онлайновом каталоге. Продавец сам плохо представлял, о чем говорит, но Илон увидел в его предложении отличную возможность. В 1995 году он вместе с братом Кимбалом создал свой первый настоящий бизнес-проект – компанию Global Link Information Network.

Во времена, когда никто еще толком не понимал, как использовать Интернет для бизнеса, Илон решил создать онлайн-каталог ресторанов, магазинов, парикмахерских с привязкой к карте. Илон написал код, а Кимбал занялся продажами. В самом начале у них, строго говоря, даже не было никакого продукта, но уже к 1996 году они смогли перейти с местного уровня на общенациональный. Инвестиционная компания Mohr Davidow вложила в Global Link три миллиона долларов и переименовала ее в Zip2. Илон занимал в ней должность технического директора. В 1999 году Compaq приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов.

SpaceX

В 2001 году Маск начал посещать собрания Марсианского общества, деятельность которого была посвящена исследованию и освоению Марса. Маск жертвовал обществу деньги и пытался установить связи в аэрокосмической отрасли, но его не воспринимали всерьез. Впрочем, пожертвования давали ему право голоса. Новая идея Маска – построить космический корабль – была, как и прежние, встречена скептически. Маск попытался купить у России межконтинентальную баллистическую ракету, которую можно было бы использовать в качестве носителя, но получил отказ. Соратником Маска стал Том Мюллер, который работал в Hughes Aircraft, затем в TRW Space & Electronics, где он руководил разработкой двигателя TR-106. Мюллеру нравилось экспериментировать с идеями, которые в TRW считали безумием.

В июне 2002 года Маск основал Space Exploration Technologies, или SpaceX. Эта компания стремилась стать “Southwest Airlines космоса”; для этого нужно было научиться строить ракеты лучше и дешевле конкурентов. В случае успеха SpaceX могла произвести настоящую революцию в американской космонавтике. И военные, и ученые были заинтересованы в том, чтобы чаще запускать спутники. После множества экспериментов и провалов SpaceX наконец достигла успеха. В этот период Маск пережил личную трагедию: его первый ребенок умер в возрасте двух с небольшим месяцев. После этого Маск замкнулся в себе и с головой ушел в работу. Это пошло на пользу делу, но не его семейной жизни.

Маску удалось сформировать очень сильную команду. Сотрудники SpaceX могли работать круглосуточно (что часто и происходило) и выполняли буквально невыполнимые задачи. Компания превратилась в невероятное сочетание целеустремленности, энергии и… невежества. Многие из сотрудников SpaceX пытались строить ракеты, понятия не имея, возможно ли в принципе то, чего они хотят добиться. Их работа приняла междисциплинарный характер. Итогом стал ряд новых разработок и успех, на который никто не рассчитывал.

Несмотря на все неудачные запуски и на то, что в 2008 году компания едва не прекратила существование, теперь она стоит 12 миллиардов долларов. SpaceX запускает в космос ракеты для разных целей – как научных, так и коммерческих. Многие авиакосмические компании поручают производство большинства комплектующих подрядчикам. В отличие от них SpaceX строит ракеты преимущественно самостоятельно и производит более совершенное оборудование с меньшими затратами. В результате запуск ракет SpaceX обходится намного дешевле. Например, стоимость одного запуска в United Launch Alliance – 380 миллионов долларов, а в SpaceX – 90 миллионов.

Tesla Motors

В Стэнфорде Джей-Би Штробель изучал инженерное дело и электронику. По окончании университета он включился в работу по созданию электромобиля на солнечной энергии и литий-ионных аккумуляторах. Для продолжения работы требовалось финансирование. В 2003 году Штробель познакомился с Маском, и после первой же беседы Маск предложил ему десять тысяч долларов. Идея создания подобного электромобиля также интересовала Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга. Учредив Tesla Motors, они предложили Маску стать их инвестором. Вскоре к их работе присоединился Штробель, который поделился своими наработками по литий-ионным аккумуляторам.

Компания Tesla развивалась как типичный стартап из Кремниевой долины: проблемы решались по мере их поступления. Ее основатели сначала занимались исследованиями и конструированием у себя дома, затем арендовали мастерскую. Команда Tesla Motors пробовала разные подходы и идеи, в также уже имеющиеся разработки. Так, она попыталась использовать в своем будущем электрокаре силовой блок от электромобиля Tsero производства AC Propulsion. Одной из новых идей было параллельное соединение литий-ионных батарей. Ранее никто ничего подобного не делал. Однако испытания показали, что в батарейном блоке существует вероятность возгорания и взрывов. Решением этой проблемы занималась отдельная команда; были уничтожены тысячи батарей, но решение все-таки удалось найти.

Разработав два прототипа, разработчики пришли к выводу, что способны создать не просто некое средство передвижения, а высококлассный электромобиль. В июле 2006 года компания продемонстрировала прототип, который предполагалось производить в ограниченном количестве и продавать по высокой цене. Это вызвало интерес к Tesla Motors со стороны потенциальных покупателей и инвесторов. Была предпринята попытка наладить производство, но у компании возникли сложности с поставщиками. Из-за конфликтов, связанных со стратегическим видением и личными взаимоотношениями, компанию покинули многие сотрудники, в том числе один из основателей, Эберхард. Сложности возникли у Маска и в личной жизни. Несмотря на то что он снова стал отцом, Маск практически не бывал дома. Это стало причиной конфликтов с Джастин, которые привели к разводу. Впрочем, вскоре Маск познакомился с Талулой Райли; через несколько недель он сделал ей предложение.

В 2008 году Tesla и SpaceX едва не потерпели крах. Ежемесячные затраты Tesla составляли четыре миллиона долларов. Маск вложил в нее миллионы из личных средств, в том числе 15 миллионов, вырученных от продажи Everdream – стартапа одного из своих кузенов, в который он инвестировал. Но эти затраты себя оправдали.

SpaceX заключила с НАСА контракт на 12 полетов на Международную космическую станцию, на общую сумму 1,6 миллиарда долларов. Это определило успех SpaceX и помогло компании Tesla начать производить электромобили, а также создать сеть зарядных станций по всей территории США. Всего через пару месяцев после старта продаж Model S журнал Motor Trend объявил ее автомобилем года. И самому Маску, и компании Tesla предстояло еще столкнуться со многими трудностями, но их успех был без преувеличения революционным.

Характер и стиль

Илона Маска всегда отличала неуемная жажда знаний. Он постоянно расспрашивает новых сотрудников о специфике их работы, чтобы как можно больше узнать о самых разных вещах. Маск не раз увольнял тех сотрудников, которые заявляли, что выполнить то или иное поручение невозможно. Все финансовые, физические и технологические ограничения Маск рассматривает как вызов. Он ставит сроки, выдержать которые невозможно, и составляет очень плотные рабочие графики. Маск считает, что все должны быть столь же компетентны и работоспособны, как он сам. Его часто постигают неудачи, но ему все равно удается добиваться потрясающих результатов.

Маск – человек резкий. Дело для него важнее эмоций. Без капли сожаления он увольняет людей, которые верой и правдой служили ему многие годы. Споры о том, как следует выполнять ту или иную задачу, часто перерастают в конфликты. Маск убежден, что космические путешествия – единственный путь к спасению человечества, и чтобы выжить, люди должны колонизировать Марс. Использование углеводородов, по его мнению, наносит окружающей среде огромный вред, и создание электромобиля позволит сделать жизнь лучше.

Об авторе

Эшли Вэнс – один из самых известных авторов, пишущих о современных технологиях. Работал корреспондентом в New York Times, Bloomberg.

Краткое содержание книги: Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Эшли Вэнс

Этот текст – сокращенная версия книги Эшли Вэнс «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее». Только самые ценные мысли, идеи, кейсы, примеры.

«Илон Маск. Tesla Spacex и дорога в будущее» Эшли Вэнса – биография одного из самых непредсказуемых и амбициозных предпринимателей Кремниевой долины, Тони Старка во плоти. «Вы думаете, я сумасшедший?» – спрашивает Маск у автора в самом начале книги, когда дает свое первое интервью. Эти слова прекрасно передают контекст истории его жизни. Он человек, который нарушает все правила и стандарты. Он называет неподвижными мастодонтами традиционные крупные компании. Небольшие стартапы он постепенно сменил на крупные проекты – SpaceX, Tesla и SolarCity. Он прошел через ад, чтобы создать и сохранить свои компании. Эшли Вэнс более двух лет опрашивал сотрудников Маска, чтобы узнать о методах его управления. Эта книга – не только личная история, но и важный взгляд на меняющийся мировой порядок.

• Узнать о жизненном пути Илона Маска с детства до настоящего времени.

• Ознакомиться с вдохновляющим видением Илона Маска, его взглядами на прогресс и современные бизнес-стратегии.

• Обновить представления о современном уровне развития аэрокосмической и электромобильной отраслей и солнечной энергетики.

Отзывы

Популярные книги

Девушка Online

  • Читаю
  • В архив
  • 52078
  • 18
  • 7

Зои Сагг Девушка Online Я посвящаю эту книгу всем, кто сделал ее появление реальностью. Всем, к.

Девушка Online

Наемник. Трилогия

  • Читаю
  • В архив
  • 46296
  • 5
  • 3

Поселягин Владимир Геннадьевич Наемник. Трилогия АННОТАЦИЯ Владимир Поселягин НАЕМНИК Пролог .

Наемник. Трилогия

Шепот в темноте

  • Читаю
  • В архив
  • 37580
  • 17
  • 3

В моем мире живут оборотни. Об этом мало кто знает, но мне, к сожалению, данный факт известен. И н.

Шепот в темноте

Путь Шамана. Поиск Создателя

  • Читаю
  • В архив
  • 44746
  • 4
  • 4
Путь Шамана. Поиск Создателя

Страж огня

  • Читаю
  • В архив
  • 63960
  • 13
  • 10

Я — Страж Огня! Если не согласны, предъявите свои претензии моему стражу, каменному дракону! Нет п.

Страж огня

Оно

  • Читаю
  • В архив
  • 56486
  • 10
  • 2

Стивен Кинг Оно Эту книгу я с благодарностью посвящаю моим детям. Мои мать и жена научили меня бы.

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать "Краткое содержание книги: Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Эшли Вэнс" Иванов М. Н. утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. Встречающиеся истории, аргументы и факты достаточно убедительны, а рассуждения вынуждают задуматься и увлекают. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Долго приходится ломать голову над главной загадкой, но при помощи подсказок, получается самостоятельно ее разгадать. События происходят в сложные времена, но если разобраться, то проблемы и сложности практически всегда одинаковы для всех времен и народов. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Финал немножко затянут, но это вполне компенсируется абсолютно непредсказуемым окончанием. Сюжет разворачивается в живописном месте, которое легко ложится в основу и становится практически родным и словно, знакомым с детства. Динамика событий разворачивается постепенно, как и действия персонажей события соединены временной и причинной связями. В ходе истории наблюдается заметное внутреннее изменение главного героя, от импульсивности и эмоциональности в сторону взвешенности и рассудительности. Это настоящее явление в литературе, которое не любишь, а восхищаешься всем естеством, оно не нравится, а приводит в неописуемый восторг. "Краткое содержание книги: Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Эшли Вэнс" Иванов М. Н. читать бесплатно онлайн безусловно стоит, здесь есть и прекрасный воплощенный замысел и награда для истинных ценителей этого жанра.

Читать Краткое содержание книги: Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Эшли Вэнс

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0
  • 24
  • 0
  • 0
  • Размещено 29.06.2020
  • Тип размещения: Бесплатно

Новинки

Родина зовёт

  • 38
  • 0
  • 0

Три кровавых года позади. Невинные души принесены в жертву и темный властелин вырвался на свободу.

Текст книги "Краткое содержание «Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее»"


Илон Маск – обитатель Кремниевой долины и весьма примечательная фигура современности. В нем непонятным образом уживаются промышленник, предприниматель, изобретатель – все талантливые и успешные.

Описать Илона Маска можно категориями: радикальные идеи, невероятные планы, противоречащая здравому смыслу экстравагантность, экстремальный рабочий график. Отринув стабильность и вековые правила, он строит бизнес на принципиально иных концепциях, а жизнь подчинил воплощению фантастических замыслов. О его достижениях часто говорят «это невозможно». Три успешных бизнес-проекта в разных областях – многие о таких результатах даже не мечтают – может, потому, что не умеют мечтать?

Он вызывает восхищение или ненависть – но не равнодушие. Среди его сторонников и противников – успешные руководители и легендарные личности, чьи имена широко известны. Целеустремленность и амбициозность ставят его вровень с Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом, но также в нем находят настойчивость Томаса Эдисона, упорство Генри Форда и сумасшедшую гениальность Говарда Хьюза. СМИ называют Маска прообразом изобретателя Тони Старка из кинофильма «Железный человек».

Эта книга – первая, но наверняка не последняя биография Илона Маска – шанс познакомиться с человеком, ядобившимся громадных успехов, проследить его путь, который не был усыпан розами – победы сменялись оглушительными поражениями. Какой он – человек, одержимый мечтой? Какой он – Илон Маск?

Мир Илона

Все проекты Маска – разные подходы к решению проблемы будущего человечества. Маск убежден, что у людей есть шанс на сохранение и развитие при двух условиях:

• наличия источника возобновляемой энергии;

• основания автономной цивилизации на другой планете.

Любые его действия имеют отношение к главной цели, находясь в разной степени удаленности от нее.

В Маске отмечают ум, целеустремленность, огромное эго, беспредельную энергию и способность работать с полной отдачей. Он – тот, кто нашел свое дело в жизни, и, поставив цель, не тратит ни секунды впустую на пути к ее достижению. Он не признает ограничений, выжимает максимум из предприятий, требует полной отдачи от сотрудников, но и себя не жалеет. Он дотошно вникает в каждую деталь – благо, его эрудиции хватает для понимания технических тонкостей, и лично участвует в каждом начинании. Для него не стоит вопрос выбора или даже баланса между работой и семьей – на первом плане работа и только работа, а близким остается принимать его образ жизни и подстраиваться под него.

Внимание! Это не конец книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента. Поддержите автора!

Данное произведение размещено по согласованию с ООО "ЛитРес" (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. Книга в кратком изложении за 10 минут

Илон Маск родился в 1971 году в Южной Африке, куда в свое время переехал вместе с семьей из Канады его дед по материнской линии, мануальный терапевт. Уже в раннем возрасте было заметно, что Илон превосходит своих сверстников в развитии. Он отличался любознательностью, энергичностью, умел полностью сосредоточиться на поставленной задаче, отгораживаясь от окружающего мира. Илон много читал. Он перечитал все книги из школьной и городской библиотек и принялся за Британскую энциклопедию.

Основные идеи книги
Стремление любой ценой добиться цели и склонность к риску у Илона Маска в крови. С ранних лет у Маска проявились недюжинные способности к сосредоточенной работе и к визуализации идей. Из-за склонности к интеллектуальной деятельности и некоторых особенностей характера у себя на родине, в Южной Африке, Маск был аутсайдером. Создавая свою первую крупную компанию, Zip2, Маск стал одним из тех, кто впервые попытался поставить интернет-технологии на службу бизнесу. С компанией X.?com Маск стремился произвести революцию в интернет-банкинге. Этой цели ему достичь не удалось, но проект оказался прибыльным его итогом стало слияние X.?com с PayPal. Компании SpaceX удалось опередить конкурентов и по производительности, и по срокам выполнения заказов, и по уровню затрат. Созданный Маском электромобиль Tesla произвел революцию в автомобилестроении. Маск – человек резкий и не склонный к эмоциям, способный легко уволить даже того, с кем бок о бок проработал много лет. Секрет успеха Илона Маска – в интеллектуальной одаренности, в готовности идти на большой риск и очень много работать. Маск считает, что ради блага человечества необходимо осваивать космос и полностью отказаться от использования ископаемых видов топлива.

Когда Илону было около десяти лет, его родители развелись. Мальчик остался жить с матерью, а потом решил переехать к отцу. Отец был успешным инженером и часто брал Илона и его брата Кимбала в заграничные поездки. Бывая у отца на работе, мальчики учились прокладывать электропроводку, устанавливать сантехнику, класть кирпичи. Им нравилась такая жизнь, но нельзя сказать, что они были счастливы, – у отца был тяжелый характер.

“Жизнь Маска, в которой все подчинено осуществлению его дерзких замыслов, экстравагантна и порой противоречит здравому смыслу”.

Илона увлекали книги и видеоигры, а спортом он совершенно не интересовался. В старшей школе он ничем особенным не выделялся он не был природным лидером, и никто не прочил ему большого будущего. Не был он и круглым отличником. На это, впрочем, были свои веские причины Илон не хотел тратить время и силы на предметы, которые ему были неинтересны. Зато по физике и компьютерной науке он намного опережал одноклассников.

“Маск не только верит в свои «абсурдные» идеи, но и, если у него хватает времени, добивается результата”.

Переезд в Канаду
В 17 лет Илон перебрался в Канаду. Возможно, он не хотел служить в армии ЮАР, а может быть, Канада представлялась ему “перевалочным пунктом” на пути в Америку – страну, где, по его убеждению, он мог осуществить свои самые честолюбивые цели. В Канаде Илон надеялся остановиться у своего двоюродного деда, с которым, правда, не связался заранее. Но уже в Монреале выяснилось, что дед переехал в Соединенные Штаты. Тогда Илон сел на автобус и проехал почти две тысячи миль до небольшого городка в провинции Саскачеван, где остановился у другого родственника. Он прожил там целый год, перебиваясь случайными заработками. Позже в Канаду переехала его мать вместе с остальными детьми. Илон поступил в Королевский университет.

В университете ему понравилась одна девушка, Джастин Уилсон. Джастин отвечала ему лишь сдержанной благосклонностью. Однако Илон ухаживал очень настойчиво, подражая отцу, который годами добивался любви его матери. В конце концов он достиг цели – в 2000 году они с Джастин поженились.

“Раз идея его увлекла, следом ждите… хитроумных маневров и жестких политических интриг, но обязательно с грандиозным финалом”.

В Кремниевой долине
Летом 1994 года Илон прошел две стажировки в Кремниевой долине одну в Pinnacle Research Institute, где занимался суперконденсаторами, другую – в Rocket Science Games, где писал коды для видеоигр. Кремниевая долина не разочаровала Илона. Он нашел там и большие возможности, и работу, которая соответствовала его амбициям.

“Zip2, возможно, являлась перспективным интернет-предприятием, ориентированным на Информационную эпоху, но чтобы запустить бизнес, требовалось старомодное умение продавать”.

Бизнесом Илон впервые занялся, когда ему было двенадцать. Он разработал компьютерную игру Blastar, и публикация исходного кода игры (который состоял всего из 167 строк) принесла ему 500 долларов. Во время учебы в Королевском университете Илон собирал для студентов компьютеры. А учась в Пенсильванском университете, он вместе с однокурсником снял большой дом, который по выходным они превращали в ночной клуб, собирая за вход по 5 долларов.

Идея бизнеса в Интернете пришла Илону во время одной из стажировок в Кремниевой долине. В стартап, где он стажировался, пришел торговый агент из издательства телефонных справочников. В дополнение к размещению информации о компании в справочнике он попытался продать размещение этой информации в онлайновом каталоге. Продавец сам плохо представлял, о чем говорит, но Илон увидел в его предложении отличную возможность. В 1995 году он вместе с братом Кимбалом создал свой первый настоящий бизнес-проект – компанию Global Link Information Network.

“Эпизод с PayPal имел для Маска как положительные, так и отрицательные стороны. Его репутация как лидера пострадала, и средства массовой информации впервые набросились на него”.

Во времена, когда никто еще толком не понимал, как использовать Интернет для бизнеса, Илон решил создать онлайн-каталог ресторанов, магазинов, парикмахерских с привязкой к карте. Илон написал код, а Кимбал занялся продажами. В самом начале у них, строго говоря, даже не было никакого продукта, но уже к 1996 году они смогли перейти с местного уровня на общенациональный. Инвестиционная компания Mohr Davidow вложила в Global Link три миллиона долларов и переименовала ее в Zip2. Илон занимал в ней должность технического директора. В 1999 году Compaq приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов.

“Ясный, лаконичный стиль Маска – это труд логика, движущегося последовательно от одного пункта к другому”.

“Как бы хорошо ни звучала идея сделать дешевую пусковую ракету-носитель, у частного лица было крайне мало шансов этого добиться”.

Главным конкурентом X.?com стала компания Confinity, создавшая сервис PayPal. В 2000 году конкуренты решили объединить свои усилия и провели слияние. Однако общей команды не получилось. Между бывшими сотрудниками X.?com и Confinity постоянно возникали разногласия. Например, команда Confinity настаивала на использовании открытого программного обеспечения, а Маск хотел использовать продукты Microsoft. В итоге объединенная компания столкнулась с серьезными техническими проблемами и не смогла обеспечивать нарастающий спрос. Несколько сотрудников за спиной Маска стали добиваться его отстранения от должности генерального директора. Маску пришлось отступить и занять должность советника. Он не стал сводить с компанией счеты. Напротив, продолжал в нее инвестировать, увеличивая тем самым свою долю. Со временем сервис PayPal стал работать лучше. Когда лопнул пузырь доткомов, PayPal выстоял. В 2002 году компания eBay купила PayPal за 1,5 миллиарда долларов. Доход Маска от сделки составил 250 миллионов.

“Маск всегда старался заставить своих сотрудников трудиться больше и качественнее, и не важно, шла ли речь о должностных обязанностях или дополнительной работе”.

SpaceX
В 2001 году Маск начал посещать собрания Марсианского общества, деятельность которого была посвящена исследованию и освоению Марса. Маск жертвовал обществу деньги и пытался установить связи в аэрокосмической отрасли, но его не воспринимали всерьез. Впрочем, пожертвования давали ему право голоса. Новая идея Маска – построить космический корабль – была, как и прежние, встречена скептически. Маск попытался купить у России межконтинентальную баллистическую ракету, которую можно было бы использовать в качестве носителя, но получил отказ. Соратником Маска стал Том Мюллер, который работал в Hughes Aircraft, затем в TRW Space & Electronics, где он руководил разработкой двигателя TR-106. Мюллеру нравилось экспериментировать с идеями, которые в TRW считали безумием.

В июне 2002 года Маск основал Space Exploration Technologies, или SpaceX. Эта компания стремилась стать “Southwest Airlines космоса”; для этого нужно было научиться строить ракеты лучше и дешевле конкурентов. В случае успеха SpaceX могла произвести настоящую революцию в американской космонавтике. И военные, и ученые были заинтересованы в том, чтобы чаще запускать спутники. После множества экспериментов и провалов SpaceX наконец достигла успеха. В этот период Маск пережил личную трагедию его первый ребенок умер в возрасте двух с небольшим месяцев. После этого Маск замкнулся в себе и с головой ушел в работу. Это пошло на пользу делу, но не его семейной жизни.

“Произведя расчеты по Tesla и SpaceX, Маск понял, что только у одной компании из двух может быть небольшой шанс на выживание”.

Маску удалось сформировать очень сильную команду. Сотрудники SpaceX могли работать круглосуточно (что часто и происходило) и выполняли буквально невыполнимые задачи. Компания превратилась в невероятное сочетание целеустремленности, энергии и… невежества. Многие из сотрудников SpaceX пытались строить ракеты, понятия не имея, возможно ли в принципе то, чего они хотят добиться. Их работа приняла междисциплинарный характер. Итогом стал ряд новых разработок и успех, на который никто не рассчитывал.

“Чтобы вытащить Tesla из передряги, Маску потребовалось пожертвовать всем своим состоянием”.

Несмотря на все неудачные запуски и на то, что в 2008 году компания едва не прекратила существование, теперь она стоит 12 миллиардов долларов. SpaceX запускает в космос ракеты для разных целей – как научных, так и коммерческих. Многие авиакосмические компании поручают производство большинства комплектующих подрядчикам. В отличие от них SpaceX строит ракеты преимущественно самостоятельно и производит более совершенное оборудование с меньшими затратами. В результате запуск ракет SpaceX обходится намного дешевле. Например, стоимость одного запуска в United Launch Alliance – 380 миллионов долларов, а в SpaceX – 90 миллионов.

Tesla Motors
В Стэнфорде Джей-Би Штробель изучал инженерное дело и электронику. По окончании университета он включился в работу по созданию электромобиля на солнечной энергии и литий-ионных аккумуляторах. Для продолжения работы требовалось финансирование. В 2003 году Штробель познакомился с Маском, и после первой же беседы Маск предложил ему десять тысяч долларов. Идея создания подобного электромобиля также интересовала Мартина Эберхарда и Марка Тарпеннинга. Учредив Tesla Motors, они предложили Маску стать их инвестором. Вскоре к их работе присоединился Штробель, который поделился своими наработками по литий-ионным аккумуляторам.

“Даже те, кто был уволен… до сих пор боготворят Маска и рассказывают о нем в терминах, применимых скорее к супергерою или божеству”.

Компания Tesla развивалась как типичный стартап из Кремниевой долины проблемы решались по мере их поступления. Ее основатели сначала занимались исследованиями и конструированием у себя дома, затем арендовали мастерскую. Команда Tesla Motors пробовала разные подходы и идеи, в также уже имеющиеся разработки. Так, она попыталась использовать в своем будущем электрокаре силовой блок от электромобиля Tsero производства AC Propulsion. Одной из новых идей было параллельное соединение литий-ионных батарей. Ранее никто ничего подобного не делал. Однако испытания показали, что в батарейном блоке существует вероятность возгорания и взрывов. Решением этой проблемы занималась отдельная команда; были уничтожены тысячи батарей, но решение все-таки удалось найти.

“Настойчивость Маска при объяснении ранних истоков его страсти к электромобилям, солнечной энергии и ракетам несколько напрягает. Похоже, будто Маск пытается самолично сконструировать историю своей жизни”.

Разработав два прототипа, разработчики пришли к выводу, что способны создать не просто некое средство передвижения, а высококлассный электромобиль. В июле 2006 года компания продемонстрировала прототип, который предполагалось производить в ограниченном количестве и продавать по высокой цене. Это вызвало интерес к Tesla Motors со стороны потенциальных покупателей и инвесторов. Была предпринята попытка наладить производство, но у компании возникли сложности с поставщиками. Из-за конфликтов, связанных со стратегическим видением и личными взаимоотношениями, компанию покинули многие сотрудники, в том числе один из основателей, Эберхард. Сложности возникли у Маска и в личной жизни. Несмотря на то что он снова стал отцом, Маск практически не бывал дома. Это стало причиной конфликтов с Джастин, которые привели к разводу. Впрочем, вскоре Маск познакомился с Талулой Райли; через несколько недель он сделал ей предложение.

В 2008 году Tesla и SpaceX едва не потерпели крах. Ежемесячные затраты Tesla составляли четыре миллиона долларов. Маск вложил в нее миллионы из личных средств, в том числе 15 миллионов, вырученных от продажи Everdream – стартапа одного из своих кузенов, в который он инвестировал. Но эти затраты себя оправдали.

“Способность сохранять концентрацию в условиях кризиса является одним из главных преимуществ Маска по сравнению с другими руководителями и конкурентами”.

SpaceX заключила с НАСА контракт на 12 полетов на Международную космическую станцию, на общую сумму 1,6 миллиарда долларов. Это определило успех SpaceX и помогло компании Tesla начать производить электромобили, а также создать сеть зарядных станций по всей территории США. Всего через пару месяцев после старта продаж Model S журнал Motor Trend объявил ее автомобилем года. И самому Маску, и компании Tesla предстояло еще столкнуться со многими трудностями, но их успех был без преувеличения революционным.

Характер и стиль
Илона Маска всегда отличала неуемная жажда знаний. Он постоянно расспрашивает новых сотрудников о специфике их работы, чтобы как можно больше узнать о самых разных вещах. Маск не раз увольнял тех сотрудников, которые заявляли, что выполнить то или иное поручение невозможно. Все финансовые, физические и технологические ограничения Маск рассматривает как вызов. Он ставит сроки, выдержать которые невозможно, и составляет очень плотные рабочие графики. Маск считает, что все должны быть столь же компетентны и работоспособны, как он сам. Его часто постигают неудачи, но ему все равно удается добиваться потрясающих результатов.

Маск – человек резкий. Дело для него важнее эмоций. Без капли сожаления он увольняет людей, которые верой и правдой служили ему многие годы. Споры о том, как следует выполнять ту или иную задачу, часто перерастают в конфликты. Маск убежден, что космические путешествия – единственный путь к спасению человечества, и чтобы выжить, люди должны колонизировать Марс. Использование углеводородов, по его мнению, наносит окружающей среде огромный вред, и создание электромобиля позволит сделать жизнь лучше.

Об авторе
Эшли Вэнс – один из самых известных авторов, пишущих о современных технологиях. Работал корреспондентом в New York Times, Bloomberg.

Эшли Вэнс. «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Эшли Вэнс. «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Его привлекали не только блеск и величие этого города. Еще его притягивал космос. Когда Маска выдворили из PayPal, он вернулся к детским фантазиям о космических кораблях и полетах и начал задумываться о том, что может найти для себя призвание поважнее, чем разработка интернет-услуг. Перемены в его поведении и образе мыслей вскоре стали замечать друзья — в том числе компания топ-менеджеров из PayPal, которая как-то на выходных собралась в Лас-Вегасе, чтобы отметить успехи в бизнесе. «Мы зависали в отдельной беседке в Hard Rock Cafe, а Илон сидел и читал загадочный советский учебник по ракетостроению, который весь заплесневел и выглядел так, словно его купили на eBay, — рассказал Кевин Харц, один из первых инвесторов PayPal. — Он изучал книгу и открыто рассуждал о космических полетах и возможности изменить мир».

Итак, Маск выбрал Лос-Анджелес не случайно. Там он получил доступ к космосу или, по крайней мере, к аэрокосмической отрасли. Благодаря теплому и стабильному климату Южной Калифорнии Лос-Анджелес стал городом авиации — с 1920-х годов, когда Lockheed Aircraft Company устроила мастерскую в Голливуде. Говард Хьюз, ВВС США, НАСА, Boeing и мириады прочих людей и организаций выбрали этот город и его окрестности для производства и передовых экспериментов. Сегодня он остается важным центром авиационной науки и техники как для военных, так и для бизнеса. Хотя Маск пока точно не знал, какими космическими программами заняться, он понимал: просто находясь в Лос-Анджелесе, он окажется в окружении виднейших мыслителей из аэрокосмической индустрии. Эти люди могли помочь определиться с любыми идеями. Кроме того, там всегда хватит новобранцев для следующего предприятия.

Первыми представителями аэрокосмической отрасли, с которыми Маск установил контакт, оказались энтузиасты из эклектичного Марсианского общества The Mars Society (англ.). — Прим. ред. . В середине 2001 года это некоммерческое объединение, посвятившее себя исследованию и освоению Красной планеты, организовало мероприятие для сбора пожертвований. Ужин, за каждое блюдо на котором надо было заплатить 500 долларов, устраивали в доме богатого члена Марсианского общества, приглашения разослали завсегдатаям таких мероприятий. Руководителя организации Роберта Зубрина поразил ответ некоего Илона Маска, приглашенного неизвестно кем. «Он прислал нам чек на пять тысяч, — рассказал Зубрин. — И привлек этим общее внимание». Зубрин стал наводить справки о Маске, узнал о его состоянии и пригласил выпить кофе перед обедом. «Я хотел удостовериться, что он знает о проектах, которыми мы занимаемся», — объяснил Зубрин. На встрече он потчевал Маска рассказами об исследовательском центре общества в Арктике, где имитировались суровые условия Марса, и об экспериментах для так называемой Миссии Трансжизнь Translife Mission (англ.). — Прим. ред. , в ходе которой на орбиту собирались запустить вращающуюся капсулу с командой мышей. «Она должна вращаться, чтобы обеспечить одну треть от земной гравитации, как на Марсе, и мыши смогут жить там и размножаться», — сказал Маску Зубрин. Когда пришло время ужина, Зубрин посадил Маска рядом с собой за стол для почетных гостей, вместе с режиссером и энтузиастом космоса Джеймсом Кэмероном и Кэрол Стокер, ученой-планетологом из НАСА, которая испытывала к Марсу глубокий интерес. «В то время Илон выглядел так молодо, что казался ребенком, — рассказала Стокер. — Кэмерон сразу же начал обхаживать его как потенциального инвестора для фильма, а Зубрин пытался получить от него крупное пожертвование Марсианскому обществу». В обмен на выманивание денег Маск нащупывал возможные идеи и контакты. Муж Стокер был аэрокосмическим инженером в НАСА и работал над концептом самолета, который мог бы летать над Марсом в поисках воды. Маску это очень понравилось. «Он проявлял гораздо больше энтузиазма, чем другие миллионеры, — сказал Зубрин. — Мало что зная о космосе, Маск мыслил как ученый. Он хотел знать, что конкретно планировалось сделать в отношении Марса и какое значение это будет иметь». Маск сразу же проникся симпатией к Марсианскому обществу и вошел в его совет директоров. Кроме того, он пожертвовал еще 100 тыс. долларов, чтобы устроить исследовательскую станцию в пустыне.

Шутки на тему сыра не раздражали Маска. Чем больше он думал о космосе, тем важнее ему казались его исследования. Он считал, что наше общество отчасти утратило амбиции и надежды на будущее. Возможно, средний человек рассматривает исследование космоса как трату сил и времени и считает разговоры о нем поводом для насмешек, но Маск искренне верил в межпланетные путешествия. Он хотел вдохновить массы и вернуть им страстную любовь к науке, освоению нового и перспективам высоких технологий.

Однажды Маск зашел на веб-сайт НАСА, и его страхи, что человечество больше не стремится раздвигать свои границы, укрепились. Он ожидал найти там детальный план исследования Марса, а обнаружил кукиш. «Сначала я подумал — вот это да, может, я не там смотрю? —сказал он в интервью журналу Wired. — Почему нет ни плана, ни расписания? Абсолютно ничего. Какое-то безумие». Маск был уверен, что сама идея Америки тесно связана с человеческим стремлением исследовать неизвестное. И его опечалило, что агентство НАСА, чья миссия —совершать смелые поступки в космосе и исследовать новые рубежи, кажется, вообще не собиралось серьезно изучать Марс. Дух «Явного предначертания" Традиционный термин, используемый для обозначения американской миссии во всем мире. — Прим. ред. ослабел, а может, познал печальный конец, и, кажется, это никого не заботило.

Как и многие другие кампании по возрождению американского духа и надежд всего человечества, путь Маска начался в конференц-зале отеля. К тому времени он уже обзавелся приличными связями в космической отрасли и время от времени собирал вместе самых перспективных ее представителей — иногда в отеле Renaissance в аэропорту Лос-Анджелеса, иногда — в отеле в Пало-Альто. Прежде всего он хотел, чтобы они помогли развить идею с отправкой мышей на Марс или, по крайней мере, предложили что-нибудь сопоставимое. Маск надеялся сделать широкий жест для человечества — организовать некое событие, которое привлечет внимание всего мира, заставит людей вновь задуматься о Марсе и о человеческом потенциале. Предполагалось, что ученые и знаменитости на этих встречах найдут идею для предприятия, которое можно будет технически реализовать примерно за 20 млн долларов. Маск вышел из совета директоров Марсианского общества и объявил о создании собственной организации — фонда «Жизнь — на Марс" Life to Mars Foundation (англ.). — Прим. ред. .

Главная проблема, которая беспокоила специалистов по космосу, была связана с бюджетом Маска. После общих встреч создалось впечатление, что он хочет потратить на эту затею где-то от 20 до 30 млн, но все знали — на один только запуск ракеты нужно больше. «В моем представлении, чтобы сделать все как следует, было необходимо 200 млн, — признал Берден. — Но никто не хотел слишком рано напирать на реальность, чтобы не загубить идею». Кроме того, необходимо было решить сложнейшие инженерные задачи. «Если бы в этой штуке сделали большое окно, появилась бы настоящая проблема с температурой, — объяснил Берден. — В контейнере нельзя сохранить достаточно тепла, чтобы создать условия для живого организма». А зачерпнуть марсианской почвы — не просто физически сложная задача, но и совершенно неудачная идея, поскольку реголит токсичен. Какое-то время ученые обсуждали идею использовать богатый питательными веществами гель, но это было бы жульничеством и лишило бы предприятие всякого смысла. Даже оптимистичные моменты оказались полны неопределенности. Один ученый нашел крайне живучие семена горчицы и решил, что они, возможно, адаптируются к обработанной марсианской почве. «Но если бы растение не выжило, это стало бы огромным ударом, — сказал Берден. — Тогда на Марсе остался бы мертвый сад Когда Зубрин и другие энтузиасты освоения Марса услышали о проекте Маска с растениями, они расстроились. «Это бессмысленная затея, — сказал Зубрин. — Чисто символический жест. В ту самую секунду, когда они откроют эту дверь, миллионы микробов вырвутся наружу, и все правила НАСА против заражения земными микроорганизмами будут нарушены». , что вызвало бы эффект, противоположный желаемому».

Маск не дрогнул. Он превратил часть добровольных мыслителей в консультантов и дал им задание начать работу над устройством парникового автомата. Еще он хотел съездить в Россию, чтобы точно узнать, сколько именно будет стоить запуск. Он хотел купить у русских переделанную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) и использовать ее как ракетоноситель. За помощью он обратился к Джиму Кэнтреллу, необычному человеку, который занимался как тайной, так и официальной деятельностью для США и других государств. В послужном списке Кэнтрелла, например, значились обвинения в шпионаже и домашний арест у русских в 1996 году, из-за проблем со спутником. «Через пару недель Эл Гор кое-кому позвонил, и все уладилось, —рассказал Кэнтрелл. — С тех пор я никогда больше не хотел иметь дел с русскими». Но у Маска были собственные планы.

Однажды в Юте, жарким июльским вечером, Кэнтрелл ехал в своем кабриолете, когда раздался звонок. «Парень со странным акцентом сказал: «Мне очень нужно с вами поговорить. Я миллиардер. И хочу начать космическую программу»». Кэнтрелл плохо слышал Маска —он подумал, что того зовут Иен Маск, — и пообещал перезвонить, когда доедет домой. Поначалу мужчины не слишком доверяли друг другу. Маск отказался дать Кэнтреллу номер своего мобильного телефона и звонил с факса. Кэнтреллу все это показалось интересным, но подозрительным. «Он спросил, есть ли рядом со мной аэропорт и могу ли я встретиться на следующий день, — сказал Кэнтрелл. — У меня в голове зажегся тревожный сигнал». Испугавшись, что это ловушка, устроенная кем-то из врагов, Кэнтрелл пригласил Маска встретиться в аэропорту Солт-Лейк-Сити, где он снял переговорную комнату рядом с залом ожидания авиакомпании Дельта. «Я хотел увидеться с ним в охраняемом месте, чтобы он не мог пронести оружие», — объяснил Кэнтрелл. Когда же встреча наконец состоялась, они сразу нашли общий язык. Маск произнес свою любимую речь о том, что «люди должны стать межпланетным видом», а Кэнтрелл сказал: раз это серьезно, он согласен снова поехать в Россию и помочь в приобретении ракеты.

В конце октября 2001 года Маск, Кэнтрелл и Адео Ресси, однокашник Маска, вылетели регулярным рейсом в Москву. Ресси изображал телохранителя Маска и пытался определить, не начал ли его лучший друг сходить с ума. Друзья Маска уже пытались вмешаться — проводили профилактические беседы, пытаясь отговорить от безрассудной траты денег, и показывали специально подготовленные компиляции из роликов с взрывающимися ракетами. Когда эти меры не помогли, Адео поехал вместе с Маском в Россию, рассчитывая удерживать его, как только можно. «Адео отозвал меня в сторону и сказал: «Илон задумал сущее безумие. Благотворительная акция? Бред какой-то», — вспоминал Кэнтрелл. — Он был сильно обеспокоен, но не возражал против поездки». Да и разве стоило возражать? Они собирались в Россию в разгар бесшабашных постсоветских дней, когда богатые люди могли запросто покупать космические ракеты на свободном рынке.

Команда Маска пополнилась Майком Гриффином и за четыре месяца три раза встретилась с русскими Обычно, описывая тот период жизни Маска, сообщают, что он побывал в Москве трижды. Согласно подробным записям Кэнтрелла, это не так. Маск два раза встретился с русскими в Москве и один раз в Пасадене. Также он общался в Париже с компанией Arianespace и в Лондоне — с компанией Surry Satellites, которую подумывал купить. . Среди компаний, с которыми они общались, было НПО им. С.А.Лавочкина, производитель зондов для Марса и Венеры по заказу Федерального космического агентства, и МКК «Космотрас», запускающая космические аппараты на коммерческой основе. Все эти встречи, очевидно, проходили по одному сценарию —в соответствии с русскими обычаями. Русские часто пропускали завтрак и приглашали к себе в офис где-то к одиннадцати на ранний обед. Сначала час-другой шел светский разговор за бутербродами, колбасой и, конечно, водкой. В какой-то момент Гриффин начинал терять терпение. «Он не выносит дураков, — объяснил Кэнтрелл. — Начинает оглядываться по сторонам и задаваться вопросом, когда же мы, черт возьми, перейдем к делу». Ответ: нескоро. После обеда долго курили и пили кофе. Как только со стола убирали, главный русский поворачивался к Маску и спрашивал: «Так что вы там хотите купить?» Возможно, Маска раздражала не привычка долго раскачиваться, а то, что русские не принимали его всерьез. «Они смотрели на нас с недоверием, — рассказал Кэнтрелл. — Один из их главных конструкторов отнесся к нам с Илоном наплевательски, решив, что мы вешаем ему лапшу на уши».

Самая напряженная встреча состоялась в богато украшенном, но обветшалом дореволюционном здании недалеко от центра Москвы. Лилась водка, звучали тосты — «За космос! За Америку!» — а Маск сидел на 20 миллионах и надеялся, что их хватит на три МБР, которые можно будет переделать для полета в космос. Разгоряченный водкой Маск спросил напрямик, сколько будет стоить баллистическая ракета. Ответ был: восемь миллионов за каждую. Маск сделал ответное предложение: восемь за две. «Какое-то время они сидели и смотрели на него, — вспоминал Кэнтрелл. — А потом сказали что-то вроде: «Молодой человек, нет». Кроме того, они намекали, что у него нет таких денег». К этому моменту Маск решил, что русские либо не собираются вести с ним бизнес, либо просто хотят вытянуть из обогатившегося на доткомах миллионера как можно больше. Он вышел, хлопнув дверью.

Настроение у команды Маска было из рук вон плохое. Стоял конец февраля 2002 года. Они остановили такси и поехали прямо в аэропорт, сквозь снега и грязь московской зимы. В такси никто не разговаривал. Маск приехал в Россию, полный надежд впечатлить человечество, а уезжал обозленный и разочарованный в человеческой натуре. Только у русских были ракеты, которые могли бы уложиться в бюджет Маска. «Мы ехали долго, — вспоминал Кэнтрелл. — Молча сидели и смотрели, как русские идут за покупками по снегу». Мрачное настроение сохранялось всю дорогу до самолета, пока не появилась тележка с напитками. «Когда шасси отрывается от взлетной полосы в Москве, это всегда особенно приятно, — сказал Кэнтрелл. — Ты думаешь: «Боже мой, я это пережил». И вот мы с Гриффином взяли себе выпить и чокнулись». Маск сидел в ряду перед ними и что-то набирал на компьютере. «Мы думали: «Чертов ботаник. Чем он там занимается?» И тут Маск развернулся и показал таблицу, которую составил. «Знаете что, — сказал он, — похоже, мы можем построить ракету сами»».

Гриффин и Кэнтрелл к тому моменту уже выпили по паре бокалов и были слишком разочарованы, чтобы позволить себе эту фантазию. Они слишком хорошо знали истории оптимистичных миллионеров, которые надеялись завоевать космос, а в результате лишались состояния. Всего за год до этого Эндрю Бил, техасский магнат в сфере недвижимости и финансов, свернул свою аэрокосмическую компанию, потеряв миллионы на огромном тестовом полигоне. «Мы подумали: «Угу, прямо сам возьмешь и построишь чертову ракету», — рассказывал Кэнтрелл. — Но Илон заверил: «Нет, я серьезно. Вот таблица»». Маск передал ноутбук Гриффину и Кэнтреллу, и те были поражены. Он детально расписал стоимость материалов, необходимых, чтобы построить, собрать и запустить ракету. Согласно вычислениям Маска, он мог побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов. Для этого следовало построить ракету среднего размера, которая удовлетворила бы потребности тех участников рынка, которым нужно отправлять в космос небольшие спутники и полезный груз для научных исследований. Кроме того, в таблице были на редкость подробно представлены гипотетические показатели производительности этой ракеты. «Я спросил: «Илон, где ты это взял?»», — сказал Кэнтрелл.

До этого Маск несколько месяцев изучал аэрокосмическую отрасль и физику космических полетов. У Кэнтрелла и других он позаимствовал учебники: «Ракетные двигатели», «Основы астродинамики», «Аэротермодинамика газовых турбин и ракетные двигатели» и другие фундаментальные труды. Маск вернулся в свое детское состояние губки, впитывающей информацию, и завершил этот медитативный процесс осознанием того, что ракеты могут и должны быть гораздо дешевле, чем предлагали русские. Забудьте о мышах. Забудьте о телепередаче про растение, живущее или умирающее на Марсе. Маск вдохновит людей снова задуматься об исследовании космоса, сделав исследование космоса дешевле.

Читайте также: