Fender jaguar своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Электрогитара своими руками

Электрогитара своими руками

Получившая широкое распространение электрогитара унаследовала строй от своей предшественницы — шестиструнной испанской гитары. При этом самая высокая нота, которую можно взять на инструменте, — обычно «ми» 3-й октавы (для сравнения: у скрипки эта нота — «ми» 4-й октавы, а у фортепиано — «до» 5-й октавы). У большинства электрогитар таких высоких нот можно достичь только с помощью приставок — удвоителей частоты, которые достаточно широкого распространения не получили. Можно также увеличить число ладов на грифе. Какой-то профессиональный гитарист в телеинтервью сообщил, что заказал у мастера гитару с 38 ладами, однако это скорее исключение, чем правило. Промышленные же электрогитары выпускаются обычно не более чем с 24 (чаще — с 22) ладами, и их звуковой диапазон составляет около 4 октав.

Как сделать электрогитару своими руками

Представляю читателям конструкцию 5-струнной электрогитары-«пикколо» (с итальянского — «уменьшенная»), предназначенной в основном для исполнения сольных партий. Ее диапазон — 4 октавы, от ноты «соль» большой октавы до ноты «соль» 3-й октавы. От стандартных электрогитар она отличается также более короткой мензурой (рабочей длиной струн) — 546 мм вместо 650 мм и настройкой: между 1-й и 2-й, 2-й и 3-й струнами интервал квинта (настройка по 7-му ладу) а между 3-й и 4-й, 4-й и 5-й — кварта (настройка по 5-му ладу). Это позволяет, по моему мнению, при игре соло, особенно на первых трех струнах, более равномерно распределять нагрузку на 4 пальца. У стандартных электрогитар строй квартово-квинтовый.

Корпус электрогитары изготавливают из древесины средней твердости. Лучшим материалом считается клен, но можно также использовать ель, березу, сосну, ольху, липу, ясень или другую хорошо просушенную качественную доску. Допустимо склеить корпус из нескольких более узких тщательно подогнанных брусков. Толщина корпуса — около 40 мм (но она может быть от 35 до 42 мм), при этом в месте присоединения грифа толщина должна быть 20 мм. Если корпус будет толщиной меньше 40 мм, то следует соответственно уменьшить глубину пазов в корпусе под звукосниматели и увеличить высоту подставки для струн.

В корпусе выдалбливают стамеской пазы под звукосниматели (ЗС), провода и другие электрические компоненты, а также паз для установки грифа (выдалбливается под имеющийся гриф); сверлят наклонное отверстие диаметром 4 мм для провода, соединяющего струнодержатель с общим проводом схемы. Я применил гриф от старой детской гитары. Штатную головку отпилил по «шву», а на ее место установил самодельную из березы. Гриф можно изготовить и самостоятельно из древесины высокой твердости (ясень, дуб, клен). Для этого приведен его рисунок. Головку прикрепляют к грифу с помощью эпоксидного клея и двух болтов М5 с плоской головкой, с гайками и шайбами.

Накладку также изготавливают из твердой древесины толщиной 7 мм и приклеивают к собранному грифу. После этого ей придают выпуклую в поперечном сечении форму — у верхнего порожка кривизна максимальная, а к 24-му ладу она постепенно уменьшается.

Далее производится разметка грифа. При этом учитывают то, что частоты двух соседних полутонов, например, «до» и «до-диез» в равномерно темперированной гамме относятся как 1/2=12 и, соответственно, рабочая длина одной и той же струны при взятии ноты на один лад выше укорачивается примерно в 1.04427 раза. Например, если длина открытой (неприжатой) струны 546 мм, то рабочая длина струны, прижатой к 1-му ладу, составит примерно 515,35 мм. Расстояния от левого края грифа до каждого из ладов сведены в таблицу.

Электрогитара своими руками
Электрогитара своими руками

На накладке грифа остро отточенным карандашом проводят осевую линию симметрии. Затем от того края накладки, где должен быть установлен верхний порожек, отмечают с помощью металлической линейки (можно использовать рулетку, но не от ее нулевого деления) и острого шила расстояния до будущих ладов (по таблице). Далее с помощью угольника и острого карандаша или шила отмечают поперечные линии для установки ладов.

В моем инструменте применены лады толщиной 2,6 мм (допустимо использовать и толщиной 2,5 — 2,8 мм, которые продаются в музыкальном магазине). Пропилы под лады можно сделать ножовкой со слабо разведенными зубьями (лучше использовать ножовку по металлу или «шлицовку»). Лады аккуратно забивают молотком, подпиливают, затем вынимают и, чтобы не было острых выступов, торцы обрабатывают надфилем. Затем наносят по одной «точке» перед 3, 5, 7, 9, 15, 17, 19-м и 21-м ладами, а перед 12-м и 24-м — по 2 «точки», облегчающие гитаристу «ориентироваться» на грифе во время игры. С помощью 5-мм сверла делают отверстия на глубину 0,3 мм и заливают белой эмалью (нитро- или типа ПФ-115). После этого лады устанавливают на клей («Момент-1») окончательно. Если лад выступает больше, чем надо, его подравнивают молотком или напильником при окончательной доводке.

У данного инструмента мензура выбрана равной 546 мм, то есть примерно на три лада короче, чем у стандартных электрогитар (650 мм). Так как гриф без анкерного стержня, то рекомендуется применять струны из стандартного комплекта средней или слабой растяжки (наборы, в которых самая тонкая струна имеет диаметр 0,009 и даже 0,008 дюйма с тем же натяжением). В таблицу 2 сведены ноты, на которые настраиваются открытые струны электрогитары. Здесь же указан соответствующий ориентировочный диаметр струн.

Чертежи и схема электрогитары

Электрогитара своими руками

Электрогитара своими руками

Колковый механизм использован тоже от детской гитары. В головке грифа сверлят отверстия под втулки для колков, выточенные на токарном станке из латуни. Это сделано для того, чтобы древесина головки грифа не столь подвергалась истиранию из-за трения деталей колкового механизма. Возможно применение и других колков, предназначенных для металлических струн, но тогда придется уменьшить расстояние между ними. Для этого металлическую пластину, служащую основанием, разрезают между соседними колками, и ее части устанавливают внахлест. Поперечные отверстия под струны в осях колков следует просверлить новые, но такого же диаметра. Втулки смазывают клеем и забивают молотком. Колковый механизм фиксируется шурупами 2x7 или 2x10 мм Верхний порожек изготавливают из стали или дюралюминия и закрепляют с помощью двух шурупов 2,3x13 мм на деревянной подкладке.

Верхние щечки звукоснимателей — из белого мебельного пластика, основания — из гетинакса. Сердечник каждого из звукоснимателей состоит из 5 (по числу струн) 12,5-мм отрезков стержня диаметром 5 мм из магнитомягкой стали. Для их изготовления можно использовать даже арматурную проволоку. Для придания «магнитомягкости» заготовку «отпускают» — нагревают на газовой горелке и дают остыть на воздухе до комнатной температуры. Концы сердечников сажают на клею в основание звукоснимателя (ЗС) и верхнюю щечку, затем сердечники обкладывают слоем трансформаторной бумаги (кальки или лакоткани внахлест) и производят намотку. На каждый звукосниматель уместилось по 1200 витков провода ПЭВ-1 0,1. Если взять провод диаметром 0,06 мм, число витков можно увеличить до 2000 — 2500 и даже больше, что повысит эдс сигнала. Выводы обмотки закрепляют на контактных штырях из луженой 1-мм проволоки — их вставляют в отверстия диаметром 1 мм в основаниях и загибают в кольцо. Далее изготавливают экраны ЗС датчиков. Боковые стенки экранов делают из одностороннего фольгиро-ванного текстолита (гетинакса) и приклеивают к звукоснимателю фольгой наружу.

Размеры заготовок: для первого звукоснимателя — 45x12 мм, для второго — 48x12 мм (по 2 штуки). Перед установкой заготовки следует облудить в тех местах, где предполагается припаять провод заземления Если нет фольгированного материала, эти детали можно изготовить из нефольгированного, а медную фольгу приклеить позже. Торцевые части экранов изготавливают из 1-мм оргстекла, их размеры 28x11 мм (4 шт.). Закругленную форму заготовкам придают, держа их над пламенем газовой горелки или электроплиткой. После этого заготовки приклеивают к полукруглым торцам оснований, а к ним сверху — медную фольгу, к которой предварительно подпаян провод. Четыре фольговые пластины спаивают между собой так, чтобы образовался незамкнутый виток. Получившийся экран притягивают к звукоснимателю ниткой и подсоединяют к одному из выводов.

Магниты использованы от старых громкоговорителей. Каждый размечают карандашом, деля его на 4 части, зажимают в тисках по карандашной линии и части отбивают молотком. Затем, перекомпоновав, части приклеивают снизу к звукоснимателям клеем «Момент-1» так, чтобы они касались сердечников и друг друга, и обматывают по периметру липкой лентой для надежности. При этом полюса магнитов одного звукоснимателя должны быть направлены в одну сторону, а другого— в противоположную. Сделано это для того, чтобы при включении двух звукоснимателей обеспечивался помехозащитный режим. В гитаре применены звукосниматели конструкции «сингл», обеспечивающие, по сравнению с такими же двойными помехоза-мещенными устройствами конструкции «хомбакер», лучшее качество («прозрачность») звука (правда, с меньшей эдс) при игре соли. Это особенно сильно проявляется при исполозовании самодельных звукоснимателей Сетевые наводки заметно снижаются благодаря экранированию, а включение в схему регулятора тембра делает фон в громкоговорителе совсем незаметным.

Электрогитара своими руками

Звукосниматели соединены внутри гитары с остальными элементами схемы экранированные проводом, обмотку которого заземляют. К струнодержателю с тыльной стороны также подпаивают провод, который заземляют — его продевают сквозь специальное отверстие в корпусе.

Декоративный панцирь изготовлен из 2,5-мм оргстекла. Отверстия сложной формы под звукосниматели можно вырезать отверткой, нагретой на огне, или с помощью терморезака. После сверления отверстий панцирь покрывают с внутренней стороны эмалью (нитро- или ПФ-115) Если на оргстекле есть небольшие царапины — не беда. Даже такое оргстекло, покрытое краской с тыльной стороны, выглядит гораздо лучше покрытого с внешней стороны.

Корпус, головку и тыльную сторону грифа гитары тонируют морилкой и покрывают 3—4 слоями нитролака (например НЦ-243) Надпись на грифе выполнена выжигателем После лакирования грифа надпись заливают белой эмалью. При покрытии лаком боковых частей корпуса и грифа первые 15 — 20 минут их следует держать горизонтально, пока лак схватится.

Сборку схемы можно производить двумя способами. В первом случае (схема а) всегда включен хотя бы один ЗС, но такая схема требует больше проводов и менее надежна. Вторая схема (б) более надежна, поэтому начинающим лучше выбрать именно ее, но в ней есть положение выключателей, когда не работает ни один ЗС В качестве SA1, SA2 применены микротумблеры; резистооы СПЗ-ЗОа желательно выбирать из групп В (R1) и A (R2), гнездо XS1—под пальчиковый штекер диаметром 6,3 мм. Конденсатор С1 — керамический, группы Н90. Делали схемы соединяют между собой экранированным проводом, оплетку которого заземляют.

Электрогитара своими руками

Электрическам схема электрогитары:
а)— к включенным звукоснимателям (хотя бы одним);
б)— без включенных звукоснимателем.

Подставка для струн на гитаре применена простейшая. Деревянную ее часть тонируют морилкой и лакируют, а металлическую изготавливают из гвоздя диаметром 2 5 мм, с откушенной головкой и обточенного напильником. С помощью подставки выставляют правильную мензуру — чтобы флажолеты на 12-м и 24-м ладах точно соответствовали нотам на этих ладах. При желании можно изготовить более сложную, но и более coвершенную подставку для струн, у которой регулируется мензура каждой струны в отдельноссти.

Гриф крепят к корпусу шестью шурупами 5x40 мм, пропущенными через накладную металлическую пластину, он отклонен от корпуса вперед на 1 — 2 градусов.

Звукосниматель для электрогитары

Основания звукоснимателей привинчивают к панцирю винтами МЗ, которыми при последующей регулировке выставляют оптимальное расстояние между ЗС и струнами. Панцирь крепят к корпусу 11 шурупами 2x7 мм.

Струнодержатель прикрепляют к корпусу тремя шурупами 4,5х25 мм. Подпиливая тыльную часть подставки для струн или подкладывая под нее полоски шпона, устанавливают высоту расположения струн над 24-м ладом 2,5 — 3,5 мм, а с помощью верхнего порожка — над 1-м ладом около 0,6 мм.

Ремень длиной 115 — 120 см прикручивают к гитаре шурупами 5x40 мм отверстия под них на ремне отделаны накладками из кожи.

Колковый механизм в месте зубчато-червячного зацепления советую периодически смазывать машинным маслом. Это значительно увеличит его срок службы и облегчит натяжку струн.

Устройства >Как усовершенствовать распайку гитары Fender Jaguar

Немного истории Fender Jaguar

Но Jaguar продавалась не так хорошо, как хотелось бы, поэтому ее выпускали всего 13 лет. Серф-гитаристы помогли ей слегка увеличить популярность, но первоначальные планы Fender по вытеснению с рынка гитар Gibson провалились полностью. В 1975 году модель была снята с производства, и лишь в восьмидесятые годы панки и альтернативные рокеры вновь открыли для себя Jaguar. Сегодня гитары Jaguar, произведенные в период с 1962 по 1975 гг., продаются по цене, в несколько раз превышающей оригинальную цену. Jaguar можно приобрести как в бюджетном варианте, так и в варианте Custom Shop.

Система переключателей Fender Jaguar

Ритм-цепь расположена в районе верхнего рога и состоит из одного двухпозиционного переключателя и двух роликовых потенциометров, регулируемых большим пальцем. Переключатель отвечает за активацию/деактивацию ритм-цепи, а потенциометры регулируют громкость и тон нэкового датчика. (Ритм-цепь не предполагает доступа к бриджевому звукоснимателю.) Линейные регуляторы громкости и тона соединены с конденсатором тона на 0,1 мкФ.

Два сингла Jaguar меньше по размеру, чем датчики на стратокастерах. Кроме того, они оборудованы металлическими пластинами с прорезями для лучшей экранировки. Такой дизайн хорошо зарекомендовал себя и гораздо лучше защищает звучание от внешних воздействий, чем в случае стратокастера или телекастера.

Работа с цепью

Чтобы немного усовершенствовать ритм-цепь, можно поставить потенциометры на 250 К или 500 К, а также заменить регулятор тона на ручку с меньшей конденсаторной емкостью. Я, например, недавно поставил на Jaguar одного из своих клиентов регулятор тона (ритм-цепь) на 3300 пФ. Это дало возможность придать звучанию теплоты без потери высоких частот и четкости.

А сейчас перейдем к соло-цепи. Как я уже говорил, в нашем распоряжении находятся переключатели и регуляторы громкости и тона.

Начнем с двух подготовительных шагов:

1. Установим два потенциометра в 250 К или 500 К. Ручку тона на 0,01 мкФ вы можете использовать в соответствии со своими предпочтениями.

2. Разделим заземление бриджевого датчика. Принцип тот же, как и в случае с датчиками телекастера. Теперь у вашего бриджевого датчика должно быть три провода. Это очень важный этап!

Что вам следует знать о классической и современной электронике Jaguar

Что вам следует знать о классической и современной электронике Jaguar
Jaguar был представлен в 1962 году как топовый инструмент в каталоге компании: стройная скошенная форма корпуса, оригинальное «острое» звучание, короткая 24-дюймовая мензура, потрясающая тремоло-система и хромированная фирнитура прочно ассоциировались с серф-музыкой, которая к 1970-м годам постепенно потеряла свою актуальность.

Спустя 13 лет производство «Ягуара» прекратили, однако в конце 1970-х о них вспомнили панк- и инди-гитаристы, которые не могли позволить себе Stratocaster или Telecaster — Jaguar и его полномензурный собрат Jazzmaster были куда доступнее.

Так почему же Ягуары вышли из моды за такое короткое время? Во-первых, Stratocaster и Telecaster были тогда на пике популярности, а во-вторых, музыка Британского вторжения практически искоренила моду на серф.

Кроме этого, отмечалась перегруженность гитары органами управления. Да, "Ягуар" был технически продвинутым инструментом с широкими возможностями, но при этом сложным.

дддд.jpg

Именно поэтому функционал этой гитары требует некоторого описания.


Классическая электроника Jaguar включает две секции управления — Lead и Rhythm.

Секция Lead позволяет включить сразу оба звукоснимателя при помощи трех ползунковых переключателей, расположенных на хромированной панели в нижней части корпуса, а в верхней Rhythm-секции можно переключаться между звукоснимателями. Следует отметить, что при выключенном бриджевом звукоснимателе в Rhythm-секции общие регуляторы громкости и тембра перестают работать.

Первый переключатель Lead-секции (расположен ближе к тремоло) позволяет задействовать конденсатор, который является фильтром среза средних частот. Иногда этот выключатель называют «удушающим» (Strangle switch).

Средний переключатель позволяет включать и выключать бриджевый датчик, а третий (расположенный ближе к грифу) является выключателем некового звукоснимателя.

К секции Lead также относятся общие регуляторы громкости и тембра.

В секции Rhythm имеется один ползунковый переключатель, который по сути необходим только для включения некового звукоснимателя, обладающего более басовитым звучанием. Также здесь имеются два колесика-регулятора, которые предназначены для настройки громкости и тембра (этот регулятор управляет уровнем высоких частот).

дддд2.jpg

Сегодняшняя версия почтенного «Ягуара» — American Professional Jaguar — обладает современными и более упорядоченными элементами управления, нежели традиционная модель.

Теперь гитаристу доступны всего два переключателя: 4-позиционный селектор звукоснимателей в нижней части и фазы в верхней, тем не менее, они дают возможность настроить широкую гамму тембров.

Когда включены сразу два звукоснимателя, верхний переключатель позволяет изменить фазу подключения одного из них (позиция ON), что в результате дает более прозрачное звучание, отлично подходящее для фанка или регги. Кроме этого, обновленный фильтр «Treble bleed» поддерживает уровень высоких частот при любом положении регулятора громкости.

Jaguar прошел проверку временем, став знаковой гитарой в серф-музыке, панк-роке и инди. Будь то классическая или современная модель, эта гитара остается самой универсальной в каталоге Fender во многом благодаря ее инновационным элементам управления.

Кроме того, существует еще ряд версий "Ягуар", например, Player, который оснащен упрощенной электроникой, являясь таким образом доступным инструментом для широкого круга поклонников этого культового «оффсета».

Данная имеет конфигурацию, схожую с Telecaster — 3-позиционный переключатель и регуляторы громкости и тембра. Вдобавок к этому, имеется переключатель в верхней части (где обычно располагается Rhythm-секция), который позволяет отключить одну катушку бриджевого хамбакера, обеспечивая прозрачное звучание одиночного звукоснимателя.


Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».

Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?

Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?


Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.

За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).



… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:


Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.

Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.

Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.

Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.

Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.

Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.

Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.

Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.


Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.

Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.

Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.


Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».

Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.


Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).

Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.

Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.

В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.


Начиная примерно с 1991 года, Курт предпочитал играть на гитарах Fender. После выпуска альбома «Nevermind» он выступал с сильно модифицированной гитарой Fender Jaguar '65 цвета «санбёрст», которая имела красную пеструю накладку на деку. Сейчас гитары Jaguar, и похожие на них Jazzmaster, стоят очень дорого, но в то время эти американские модели можно было купить по довольно низкой цене. Курт купил свою гитару примерно за $500 в ломбарде LA Recycler.

Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.

Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (3-х позиционный переключатель) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.

Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.

У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.

На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan '59 или, когда на деку какого-нибудь Strat'а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).

Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были с накладкой из палисандра, которые ему нравились больше чем кленовые.

Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.

Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.


Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (короткая 24 дюймовая мензура) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.

Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.

Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.

Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель '69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).

Гитарный геноцид: уродуем винтажный стратокастер своими руками

t0

. на вот этот адски страшный измученный апокалипсисом американский Fender Stratocaster 1979 года рождения. Зачем я это сделал - пока не понимаю. Надеюсь, наука даст ответ на этот вопрос. Просто мне внезапно захотелось иметь ободранный грязный и вонючий антикварный инструмент, который бы хорошо смотрелся рядом с драными джинсами и пролитым пивом.

_SAM3651

За исключением хамбакера в бридже и разводчки под отсечку, все остальная комплектация осталась нетронутой с 1979 года. На рынке такие дрова оцениваются от 50 до 80 тысяч рублей (в зависимости от миллиона факторов).
Однако на утро трезвое детальное изучение предмета показало, что этот тяжелый инструмент пережил в своей жизни куда более страшные потрясения, чем Европа во Второй Мировой. На фото снизу хорошо видно, что под черной краской пробивается еще один культурный слой красной. Мало того, под красной можно разглядеть неснятый бесцветный лак.

_SAM3652

То есть некто лет тридцать назад, не заморачиваясь с ритуалами, покрасил инструмент красной краской прямо поверх лака! А спустя еще лет двадцать, другой кто-то положил на красный слой еще и толстенный жирный черный. От души, не жалея. Что за сорта краски при этом использовались - даже думать страшно. Думаю, что классическая заборная краска, которая придает деревянным садовым оградам неповторимый састейн и гармоничность верхних частот.

_SAM3659

Существует легенда, будто покраска электрогитары влияет на ее звучание самым радикальным образом. Существует и другая легенда, будто покраска гитары не влияет на ее звук никак образом. Я просидел часа четыре в интернете, чтобы найти истину, но доступ к истине оказался перекрыт.
Оставался единственный способ - проверить все на собственной шкуре. Точне - шкурке. Взять наждачную шкурку в руку, соскоблить слой черный, соскоблить слой красный, соскоблить лак, и посмотреть - заиграет ли гитара после этого новыми сочными обертонами и атакующей стрельбой. Тем более, что осмотр разобранной деки показал: чуть ли не с палец толщиной слой краски присутствовал даже на столь критичных элементах, как место крепления грифа.

Существует два более простых и быстрых способа уничтожения гитарной краски: термический и химический. В первом случае гитара прогревается феном, краска пузырится, лопается и запросто соскабливается. Во втором случае применяется сатанинской ядовитости химикат, который растворяет краску на корню, оставляя за собой лишь смерть и разрушения. Однако интернет-мифы гласили, будто и термический и химический способы чреваты повреждением структуры дерева. Я же был всеми тремя руками за чистоту эксперимента.

_SAM3669

Сходил в хозяйственный, приобрел боекомплект наждачных бумаг разного калибра (в реальности понадобился самый крупный). Наждак прибил гвоздями к деревянному бруску.

_SAM3678

Процедура соскабливания обернулась утомительной. Я провел в ванной четыре часа одной ночи, плюс еще три часа утром, и еще часа два следующей ночи. То есть полноценный рабочий день. На фото внизу хорошо различимы все три культурных слоя: черный, красный, а белесые пятнышки - остатки оригинального фендеровского лака.

_SAM3683

Отличная новость: под былой покраской я с превеликой радостью обнаружил текстуру ясеня. Если бы это оказалась ольха, инструмент бы пришлось сразу отдавать в новую покраску: голая ольха выглядит уродливо, как садовая табуретка из IKEA.

_SAM3684

Ровно в эту полночь труды увенчались успехом. Трехкусковая дека стратокастера в кои веки смогла подышать свежим воздухом. Скорее всего она точно так же и выглядела в магазине в 1979 (только была желтее за счет прозрачного лака).

_SAM3690

Не стал зачищать лишь нишу пружин тремоло - и добираться неудобно, и эстетике не вредит.

_SAM3691

Самое удивительно, что я ничего при этом не сломал и не потерял. На меня это не похоже. Инструмент готов. Оставалось самое интересное: проверить, что там со звуком, как поживают састейн, атака, хорошо ли себя чувствует?

До чистилища инструмент имел явные проблемы в звуке. Если на дисторшене было все супер, то на клине он не выдерживал никакого сравнения с современным американским стратом делюксом. Особенно бесили первые две струны - такое ощущение, будто их кто-то душил - они звучали тише остальных струн, и легкое позвякивание больше походило на писк мертвой мыши.
Стекла тоже никакого в звуке не ощущалось (впрочем, есть мнение, что страты 70-х вообще наименее стеклянные из всех).

Так вот верхние струны ожили! Уж чего чего, а в звонкости инструмент прибавил и достиг уровня стратовских нормативов - тут вообще никаких сомнений. А вот в атаке особых сдвигов я не заметил. Вообще састейн этому инструменту удается намного лучше атаки.

Как бы то ни было, основной миф о влиянии покраски на звук электрогитары был лично проверен, и теперь я (в отличие от 99% гитарных бездельников в Интернете) могу бравировать личным опытом и не заниматься домыслами. Да, влияет!

Единственная проблема - дня три на гитаре играть не смогу - все пальцы наждачкой протер. Но оно того стоило - было весело. Так весело, что даже если бы инструмент пришлось бы после этого выбросить, я бы не расстроился.

История Fender Jaguar

Превью топика

Началом продаж Fender Jaguar был 1962 год. Jaguar, наряду с Jazzmaster, позиционировался, как одна из топ-гитар Fender. У обеих гитар был современный на то время «смещенный» дизайн деки и отличная от других гитар Fender тремоло система. От Jazzmaster Jaguar отличался свое укороченной 24х дюймовой мензурой и синглами с более сильным уровнем выходного сигнала, которые были спрятаны под крышками со специальными вырезами, что, по идее, должно было защитить электронику гитары от нежелательных шумов (которые были типичны для «мыльниц» на Jazzmaster).

На обоих гитарах была довольно хитрая распайка звукоснимателей и их переключения. Там стояли три переключателя вкл/выкл — по одному на каждый датчик, плюс еще один, который добавлял в цепь дополнительный конденсатор, включая и выключая тем самым фильтр низких частот. Т.к. Jaguar был одной из топовых гитар в линейке Fender, то ему сделали некоторые улучшения, например, хромовую фурнитуры, а также новомодную систему глушения струн, которая, впрочем, не прижилась у гитаристов.

1964 Jaguar

1964 Jaguar

В конце 1964 года, Fender перешел под контроль CBS и в истории компании началась новая эра. Изменения коснулись и Jaguar: в 1965м вместо керамики для разметки ладов стал использоваться пластик, для пикгарда стал использоваться трехслойный пластик, колки стали устанавливать Kluson F-style. Все нововведения были на серийных инструментах к концу 1966 года.

Замечание по цветам: Кастомные и редкие цвета Jaguar значительно увеличивают стоимость винтажных моделей тех лет, что, в прочем, характерно для всех гитар Fender. Стандартным цветом был санбёрст, любые другие цвета востребованы на рынке больше. Палитра цветов Fender, которые они использовали в 60х, почти совпадает с цветами моделей автомобилей General Motors тех лет. Для Jaguar, как гитары предназначенной для сёрф-гитаристов, эта цветовая связь даже более очевидна. Вспомните, например, фотографии Beach Boys где-нибудь в Южной Калифорнии с Ягуарами в руках.

1966 Jaguar

1966 Jaguar

Возможно самые значительные изменения, произошедшие с Jaguar в переходный период с 1964 до 1964, касались грифа. Гриф Jaguar прошел путь от грифа без окантовки с разметкой ладов точками, в первые годы выпуска, через гриф с окантовкой и точками к середине 1965, и, наконец, до грифа с окантовкой и разметкой ладов в виде трапеций к концу 1966. В то время, как типичные коллекционеры, когда дело касается гитар Fender тех времен, думают, что чем старше гитара, тем лучше, то гитаристы, зачастую, отдают предпочтения гитарам с окантовкой грифа и прямоугольными маркерами.

1969 Jaguar

1969 Jaguar

В связи с вновь возросшей популярностью Stratocaster (спасибо Хендриксу), Fender все меньше и меньше акцентировал внимание на топ-статусе Jaguar и Jazzmaster. Несмотря на то, что дизайн гитары за все годы не претерпел больших изменений, переход с нитроцеллюлозного лака на полиуретан на большинстве гитар Fender в 1968, продолжил политику ухудшения качества гитар, продолжавшуюся во время CBS-эры. Именно это делает инструменты младше 1968 менее ценными для коллекционеров, чем более старые гитары.

1973 Jaguar

1973 Jaguar

Производство Jaguar в последние годы падало и в конце 1975 цена на Jaguar была снижена. Как и Jazzamster, который должен был быть иконой для джазовых гитаристов, Jaguar не оправдал надежд руковдоства Fender. Многие годы Jaguar был, как будто бы забытым приемным сыном в семействе Fender, что позволяло гитаристам покупать эту гитару довольно дешево. В 80х и 90х все больше и больше альтернативных и инди-гитаристов посматривали на нестандартные Jaguar и Jazzmaster, включая молодого вашингтонского паренька по имени Курт Кобейн.

Переиздания
Японские (MIJ) переиздания Jaguar

MIJ Jaguar Reissues

Первым переизданием Jaguar со момента понижения цены в 1975 была японская модель-переиздание (MIJ или CIJ) Jaguar ’62 Reissue. Похоже, что в это время японские гитаристы открыли для себя сёрф-рок и именно это связывают с возросшей популярностью Jaguar и Jazzmaster в Японии относительно Европы и США. В конечном итоге, японцы также выпускали и переиздание Jaguar 1966 года с окантованным грифом и прямоугольными маркерами грифа.

American Vintage '62 and '65 Jaguar

Японснкие переиздания моделей 62 года привели к тому, что подобные модели были представлены и в Америке в серии American Vintage Reissue. Эти модели были в линейке Fender с 1990 по 2012, когда в Fender обновили серию American Vintage Reissue новыми переизданиями. Модель Переиздание 62го года было заменена переизданием Jaguar 1965. Оба переиздания были сделаны по оригинальным спецификациям тех лет. Например, у переиздания модели 1965 был круглый C-образный профиль грифа. (На картинке переиздание Jaguar 1962 в цвете Surf Green)

Подписные модели Jaguar
Kurt Cobain Signature Jaguar

Kurt Cobain Signature Jaguar

В последние годы было выпущено две основных подписных модели Jaguar, обе — реплики гитар икон альтернатив-рока. Чтобы не путаться с уникальным MIJ Jag-stang экспериментом 90х, подписной Jaguar Курта Кобейна был выпущен в 2011. Он воссоздает модифицированный Jag Курта с двумя хамбакерами, дополнительной регулировкой громкости и трех-позиционным переключателем. Первая серия этой гитары была выпущена не состаренной, без характерным вмятин и царапин.

Johnny Marr Signature Jaguar

Johnny Marr Signature Jaguar

Для гитариста Smiths Джонни Марра, в Fender выпустили подписной Jag в классическом Olimpic White цвете, эффектном Metallic Copper и непростом Sherwood Green. Этот удобный для гитаристов Fender идет с полезными улучшениями: улучшенный паз для рычага тремоло, бридж, как на Mustang, и 4х позиционный переключатель звукоснимателей с возможность включения датчиков последовательно и параллельно. Даже если вы не фанат Smith — это Jag отличный выбор, т.к. в нем столько полезных улучшений уже идет в стоке.

Другие заслуживающие внимания Jaguar
MIJ HH Special

MIJ HH Special

Это еще один MIJ Jaguar. С двумя хамбакерами, вместо синглов, эта модель предлагает качество и универсальность в форм-факторе Jaguar, что в целом характерно для японских моделей Fender. Однако же, некоторые гитаристы жалуются на отсутствие тремоло в этом Jag.

Deluxe Jaguar Bass

Deluxe Jaguar Bass

За все годы выпускалось несколько вариаций Jaguar Bass, и многие из них производились в Японии. Эти модели совмещают в себе звукосниматели Jazz Bass и органы управления от Jaguar. В последние годы Jaguar Bass из линейки Squier Vinatge Modified получил неожиданное признание, как отличного недорого инструмента, и в Fender добавили Jaguar Bass в линейку American Standard. На Jaguar Bass играют Colin Greenwood из Radiohed, известный техно-гик Justin Meladal-Johnsen и басист Mastodon Troy Sanders, к которого даже есть подписная Silverburst модель.

Classic Player Jaguar

Classic Player Jaguar

Представленный в 2008 году, Classic Player Jaguar предлагает характерные для 60х спецификации классического Jaguar по цене мексиканского Fender. Этот Jag выпускается в кофигурации как с синглами, так и с хамбакерами. Последняя, как и на Jazzmaster, стала довольно популярна у гитаристов. Jaguar всегда был гитарой для модов и переделок, а серия Classic Player — это качественные гитары, с которыми можно вволю поэкспериментировать.

FSR Thinline Jaguar from 2012

FSR Thinline Jaguar from 2012

Эта гитара выпускалась ограниченным тиражем. Thinline Jaguar использует тот же концепт, который впервые появился на Thinline Telecaster 1968 года – полая верхняя половина деки с f-образным отверстием для уменьшения веса гитары и более открытого звука. Двойная окантовка деки не влияет на звук и выглядит довольно круто.

За многие годы в Fender выпустили множество моделей Jaguar, которые не попали в эту статью, но, безусловно, заслуживают упоминания. Эти и 50th Anniversary Jaguar, который вышел в 2012 в различных ярких цветах, и роковый MIM Blacktop Jaguar, а также Baritone Jaguar. Тут можно упомянуть и китайскую серию Fender Modern Player, а также различные модели Squire, включая упоминавшийся выше впечатляющий Vintage Modified Jaguar. Последний, возможно, — это лучший выбор, если вы ищите бюджетный Jaguar.

Читайте также: