Форд когда начали собирать в россии

Обновлено: 05.07.2024

FORD. Где нет моста, всегда есть брод

Ни один иностранный промышленник столь хорошо не известен в нашей стране, как тот, о ком пойдет здесь речь. Более двух десятков книг, изданных в Москве и Ленинграде, посвящены ему, его производственным и организационным методам. Ни одна автомобильная марка не пользовалась такой популярностью в СССР, как та, что он создал. Более того, его машины стали продаваться в России еще с 1907 года. Человек и марка - Форд. На заре автомобилестроения генеральным представителем «Форд мотор компани» для всей России был петербургский торговый дом М. С. Фриде, который продавал машины модели «Т» под лозунгом «Легкий. Быстрый. Прочный» и в своих рекламных проспектах призывал: «Купите «Форд» не потому, что он самый дешевый, а потому, что он самый лучший». Можно было бы поставить под сомнение эти слова - рекламные издания всегда, мол, пользуются специфическим лексиконом.

Но в отчете комиссии по организации испытательного автомобильного пробега, организованном русским военным министерством (ведомством куда как более солидным!) в 1912 году, есть такие слова:

«. Автомобили «Форд» просты по устройству, компактны; испортившиеся детали заменяются без затруднений, сделаны из прекрасного материала. Легко берут всякие подъемы, проходят по всяким дорогам и очень экономны в расходе бензина и шин благодаря своей легкости». Как следствие, русская армия закупила тысячи «фордов» модели «Т», и они наилучшим образом зарекомендовали себя в годы первой мировой, а затем и гражданской войны. Один из этих автомобилей по сию пору экспонируется в столичном Политехническом музее.



«Форд-Т» на одном из фронтов гражданской войны. Буквы А, О, В, Ц, И, К на его борту означали, что машина принадлежала автоотделу Правительства Советской России.

Первые машины пришли в Россию уже на следующий год после создания Генри Фордом собственной фирмы. Например, в Киеве эксплуатировалась машина модели «С» (третья по счету модель) 1904 года! Продавались они и в Одессе, и на всем Черноморском побережье стараниями некоего Бломбер-га, дяди известного в последующие годы бизнесмена Арманда Хаммера.



Слева направо: председатель ВСНХ СССР Межлаук, Генри Форд и председатель советской внешнеторговой организации «Амторг» Брон после подписания договора с «Форд мотор компани» (весна 1929 г.).

Слово «форд» в переводе с английского - «брод». Когда в двадцатые годы между США и СССР еще не были наведены дипломатические и коммерческие мосты, реку отчуждения кому-то надо было переходить. «Форд мотор компани» уже в начале 20-х стала продавать нам колесные тракторы. Ленинградский завод «Красный Путиловец» (ныне Кировский) с 1924 по 1992 год по американскому образцу изготовил почти 40 тысяч тракторов «Фордзон».

первый грузовик форд изготовленный на заводе газ


Первый грузовик, изготовленный в январе 1932 года на ГАЗе по чертежам «Форд-АА». Машина впоследствии называлась ГАЗ-АА и в модернизированном варианте выпускалась до 1950 года.

Весной 1929 года правительство нашей страны подписало с Фордом договор о технической помощи в постройке и пуске гигантского по тем временам автомобильного завода в Нижнем Новгороде. Он должен был выпускать легковой «Форд-А» и грузовой «Форд-АА». Договор заключили на девять лет.

Наша сторона в качестве оплаты должна была приобрести в течение четырех лет 72 тысячи комплектов деталей на общую сумму 72 миллиона золотых рублей. Из этих деталей заводы имени КИМ в Москве (ныне АЗЛК) и «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде (ныне ЗСА) должны были собирать автомобили «Форд». Одновременно строился ГАЗ, который вступил в строй в 1932 году.

Договор 1929 года оказался выгодным обеим сторонам. Мы получили 72 тысячи новых автомобилей и современный завод. «Форд» обеспечил себе сбыт машин на 4 года, причем 1930-й пришелся на самый пик депрессии, когда в США производство автомобилей уменьшилось на 31 процент. Когда СССР в 1930 году начал сборку «фордов», заводы компании в США работали порой по 2 - 3 дня в неделю.

форд в россии


Долгое время «Форд», как и все другие заграничные марки, был редкостью, лишь отдельные автомобили дипломатов (взгляните на номер) несли информацию о новинках. Здесь мы видим характерный для той эпохи «Форд-Фэрлейн-500» 1959 года.

Но не только экономическая целесообразность объединяла нас с Фордом. Менталитет российского автомобилиста уже тогда был расположен к фордовским машинам: как-никак, а к 1929 году они составляли большинство в автомобильном парке СССР. К тому же книга Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» с 1924 по 1928 год выдержала 9 (!) изданий. Его методами производства, философией, моделями интересовались миллионы людей. И нет ничего удивительного, что в феврале 1935 года (за три месяца до истечения договора) была подписана в печать книга Н. Беляева «Генри Форд» из серии «Жизнь замечательных людей». Он стал первым зарубежным промышленником, отнесенным у нас к этой категории.

генри форд

Генри Форд (1863 - 1947), получив образцы ГАЗ-АА и ГАЗ-А от коллектива ГАЗа, написал в ответ: «Я с интересом ознакомился с вашими автомобилями. Значение их важно как свидетельство развития автомобильной промышленности в вашей стране"

Когда наша страна вступила в войну с фашистской Германией, в числе 401 тысячи автомобилей, которые СССР получил по ленд-лизу от союзников, оказалось немало фордовских машин. В их числе джипы GPW (однотипные с «виллисами»), амфибии GPA, грузовики 2G8T, полноприводные грузовики WOT8 и бронеавтомобили М8 - добротные, надежные машины, которые до сих пор с признательностью вспоминают ветераны войны.



На американской национальной выставке в Москве 1959 года среди нескольких «фордов" поражала воображение модель «Тандерберд». Тогда это был самый желанный автомобиль в Америке.



«Форд-Кастом» 1949 года, когда появился впервые в Москве, вызвал фурор. Он и для американской компании - революционная модель: независимая подвеска передних колес и несущий кузов.

Конец 40-х и начало 50-х годов -период «средневековья» в отношениях с «Форд мотор компани» и вообще с автомобилестроением США. Прорывом в этом смысле стала американская национальная выставка в Москве в 1959 году. Среди ее обширной автомобильной экспозиции машины «Форд» занимали видное место. И посетители проявляли к ним живейший интерес, словно при встрече с давними знакомыми.

Затем дважды с деловыми визитами к нам приезжал Генри Форд И, внук основателя знаменитой фирмы. Он привозил предложения по деловому сотрудничеству с нашими автомобильными заводами, но время тогда еще не благоприятствовало совместным проектам.



Нвразрывна связь времен. Один из самых первых «фордов» модели «С» - именно такие в 1904 году появились в Киеве. Слева - всемирная модель «Форд-Мондео».

Только в 90-е годы наступил новый этап в развитии деловых отношений России с американскими фирмами, среди которых наши автомобилисты неизменно выделяли «Форд мотор компани». Ее машины демонстрировались на Международной автомобильной выставке МИМС-92 на ВДНХ в августе 1992 года. На ежегодных российских автосалонах экспозиция «фордов» с каждым годом становилась все более обширной. На территории России ныне действуют два десятка официальных дилеров, и весной в столице открылось официальное представительство «Форд мотор компани». Времена изменились, и теперь можно уже говорить не о броде, а о постоянном мосте между этой компанией и российскими потребителями.

Лев ШУГУРОВ
Фото В. Мамедова, А. Новикова и из архива редакции

История Ford Focus 2

В начале стоит углубиться в историю Ford. Модель Focus пришла на смену не меньше знаменитому “Эскорд’у”, Focus в первые начали выпускать в Германии и Испании с 1998 года. Годом позднее производство началось в США и Мексике откуда в России и появились “утопленные” фокусы первого поколения. Позднее в 2002 году Focus первого поколения дошел и до Российской сборки на заводе Всеволжске Ленинградской области. В том же 2002 году, была выпущена “заряженная” версия Focus ST170 и Focus RS. Модификацию ST оборудовали двухлитровым мотором Duratec, форсированный до 170 л. с., а RS с двигателем 215 л.с.

Второе поколения Ford Focus появилось в 2004 году. В 2005 году сменил на конвейере автомобиль первого поколения и выпускался в 4-х комплектациях. Trend, Ghia, Ambiente и Comfort. Модель имеет одну платформу с моделями Mazda 3 и Volvo S40/V50. Что позволило быстро найти взаимозаменяемые детали на ранке автозапчастей в России. Ford Focus был оборудован двигателями 1.6 и 2 литра турбодизель для европейского рынка и 1.4 (80л.с.), 1.6 (100 и 115л.с.), 1.8 (125л.с.) и 2.0 (145л.с.), а так же с 1.8 (115л.с.) Турбодизель для России.

В 2006 году на Международном автосалоне в Женеве был предоставлен Focus Coupe-Cabriolet. Автомобиль оснащался жесткой складной крышей. Сборкой модели занималось итальянское кузовное ателье Pininfarina.
В 2008 году Ford Focus подвергли рестайлингу. Философия «кинетического дизайна» добралась и до этой популярной модели. Модернизированный автомобиль не имеет практически ни одной старой кузовной детали. Разве что крыша осталась без изменений. А все остальное – фары, капот, крылья, бампера, зеркала – стали другими. Модернизированный Focus приобрел более динамичный внешний вид, удачно подчеркивающий стремительность и маневренность этого автомобиля. Внутри модель также изменилась. Новая приборная панель стала выглядеть гораздо благородней.
В 2011 году, на смену пришло 3-е поколения focus. Но любовь ко второму и первому поколению у Россиян не прошла.

В заключение можно констатировать хорошую надежность автомобиля, интерьер и экстерьер. Компания Ford так же порадовала многих “скрытыми опциями”, которые многие могут включать самостоятельно. К сожалению и без конструктивных особенностей не обошлось.

Ford в России: история в цифрах и фактах

Ford в России: история в цифрах и фактах

Сегодня, 27 марта, стало официально известно, что концерн Ford меняет свою стратегию присутствия на российском рынке: сворачивает производство в сегменте легковых автомобилей, оставляя за собой только сборку LCV (с передачей после реорганизации контрольного пакета российской компании «Соллерс»).

Специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ» решили вспомнить наиболее яркие цифры из истории развития бизнеса Ford в нашей стране. На основании этих фактов экономическая подоплека решения, которое приняло руководство американской компании, становится более понятной.

Начиная с 2002 года, на российских автозаводах во Всеволожске, Набережных Челнах и Елабуге было произведено в общей сложности около 1 млн автомобилей Ford. При этом в 2018 году было выпущено лишь почти 50 тыс. единиц, хотя суммарные мощностии предприятий достигают 350 тыс. штук в год. Таким образом, их загрузка составляет всего лишь около 15%, что наглядно позволяет судить о причинах реструктуризации бизнеса компании в России.

В парке РФ на 1 января 2019 года находилось более 1,5 млн машин этого бренда. Из них 1389,3 тыс. – легковых, 167,5 тыс. – легких коммерческих.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», только за последние 12 лет объем рынка автомобилей марки Ford в России составил около 1,1 млн единиц. Пик продаж пришелся на 2007 – 2008 годы, когда было реализовано 162,5 и 182,1 тыс. шт. соответственно. При этом в 2007 году была зафиксирована максимальная доля рынка (6,8%).

Отметим также, что автомобили Ford пользуются хорошим спросом на вторичном рынке. Причем модель Focus уже долгое время является самой популярной иномаркой с пробегом в нашей стране и даже занимает второе место в общем зачете модельного рейтинга.

Что касается дилерской сети американского бренда, то в январе нынешнего года в России она состояла из 99 дилеров. По всей видимости, в ближайшее время это количество может заметно сократиться.

Быстро узнать актуальную цену Ford с пробегом на рынке - с помощью калькулятора «Оценить авто».

Ford в РОССИИ

Ford – международная автомобилестроительная компания, выпускающая автомобили под собственной маркой.

Ford

История компании Ford

Компания Ford Motor появилась в 1903 году. Ее основателями были двенадцать бизнесменов из штата Мичиган во главе с Генри Фордом, который держал 25,5% акций предприятия и занимал должности вице-президента и главного инженера компании. Под автомобильный завод была переоборудована бывшая фургонная фабрика на Мэк Авеню в Детройте. Бригады, состоявшие из двух-трех рабочих, под непосредственным руководством Форда собирали автомобили из запчастей, которые изготавливались на заказ другими предприятиями. Первый автомобиль компании был продан 23 июля 1903 года. В 1906 году Генри Форд стал президентом и основным владельцем компании. В

Ford «Т»

1908 году Генри Форд воплотил в жизнь свою мечту, выпустив модель «T» – надежный и недорогой автомобиль, который стал одной из самых массовых и популярных машин своего времени. Именно появление модели «Т» ознаменовало наступление новой эры в развитии личного транспорта. Автомобилем Форда было просто управлять, он не требовал сложного технического обслуживания и мог проехать даже по сельским дорогам.

Ford

Ford в России

Компания Ford вышла на российский рынок еще в 1907 году. Первое представительство Ford Motor Company располагалось на Петровских линиях в доме гостиницы «Россия». Покупателям поначалу предлагалась модель «N», а затем – модель «T».

Тогда, по данным таможенной статистики, в Россию было ввезено 563 автомобиля.

1907 – Через четыре года после появления в США компании Ford Motor в Санкт-Петербурге открывается первое российское дилерство Ford.

Март 1996 – После шести лет коммерческой деятельности Ford открывает в Москве торговое представительство и первый дилерский центр.

Июль 2002 – Ford начинает производить под Санкт-Петербургом автомобили Ford Focus; первоначальные инвестиции составили 150 миллионов долларов.

Апрель 2005 – Ford открывает за пределами Москвы национальный центр дистрибуции запчастей для обслуживания автомобилей Ford, Land Rover и Volvo.

Июнь 2005 – Ford сообщает о планах увеличения с января 2006 года мощности завода под Санкт-Петербургом до 60 тысяч автомобилей в год. Это потребовало увеличения капиталовложений Ford до величины, превышающей 230 миллионов долларов.

Апрель 2006 – Завод под Санкт-Петербургом производит стотысячный автомобиль Ford Focus.

Январь 2007 – Данные о продажах автомобилей свидетельствуют о том, что Ford стал в 2006 году российским лидером по продажам среди иностранных брендов.

Апрель 2007 – успешно стартовало новое направление бизнеса Ford в России - подразделение Ford Heavy Trucks. Сеть Ford Heavy Trucks включает 6 дилерских центров в Москве, Санкт-Петербурге и Красноярске.

Январь 2008 – Россия вошла в пятерку самых больших рынков Ford в Европе c результатом в 175 793 автомобиля, проданных в 2007 году. Focus остается самой продаваемой иномаркой пятый год подряд.

Январь 2008 – Ford в России занял первое место по объему флитовых продаж на российском рынке. Объем корпоративных продаж составил 34 992 автомобиля, значительно превысив прошлогодний уровень флитовых продаж, составивший 23 357 автомобилей.

Март 2009 – начато производство Ford Mondeo на заводе во Всеволожске в кузове седан в шести возможных комплектациях, с широким выбором бензиновых и дизельных двигателей, с механической и автоматической коробкой передач. К концу 2009 года доля этой модели на российском рынке выросла до 7,4% в своем сегменте.

Май 2010 – В 77 городах России действуют 120 точек продаж и обслуживания автомобилей Ford, среди них 106 официальных дилеров Ford.

Октябрь 2011 — совместное предприятие с равным участием сторон между Ford Motor Company и OAO «CОЛЛЕРС» начало операционную деятельность. «Форд Соллерс Холдинг» ООО будет производить пассажирские и коммерческие автомобили Ford в Ленинградской области и в Республике Татарстан, предлагая больший выбор российским покупателям.

Взлет и крах Форда в России

Российская история культового американского производителя автомобилей началась тогда, когда большинство людей в России даже не мечтали о том, что они когда-нибудь станут владельцем этого изобретения. Спустя только четыре года после основания своей компании, Ford открыл свое официальное представительство в Российской Империи в 1907 году.

Это были не самые спокойные для России времена. Приближалась Октябрьская Революция, которая привела к полной гибели нового порядка и созданию совершенно нового государства: СССР. Невероятно, но и после революции Ford не ушел из России. Более того, компания видела перспективу в сотрудничестве с новым советским правительством.

В 1930 году в Советском Союзе открылся Московский Автосборочный Завод «КИМ», где начали собирать легковой автомобиль Ford A и грузовик Ford AA.

В 1932 году американские специалисты участвовали в строительстве совершенно нового советского автомобильного завода, который вскоре стал известен как Горьковским Автомобильный Завод. Завод выпускал легендарные автомобили ГАЗ, которые строились по технологиям компании Ford.

В 1936 этот завод выпустил авто ГАЗ M-1, построенное на базе Ford B. Даже во время Холодной войны, когда отношения между двумя новыми сверхдержавами окончательно испортились, советские автомобильные дизайнеры еще много лет продолжали работать по пособию, написанному сотрудником компании Ford.

Однако не только американцам было чем поделиться с советскими конструкторами. Генри Форд младший прилетел в Москву в середине 1960-х годов специально, чтобы купить лицензию на производство советского автобуса ЗиЛ-118 Юность. Это неординарное советское изобретение отличалось ярким дизайном и представлял собой гибрид автобуса и лимузина. К сожалению, переговоры Форда с советским правительством не дали результатов.

Вскоре компании Ford пришлось пережить очередную «революцию» в России. На этот раз на месте закрытой и враждебной по отношению к американцам коммунистической сверхдержавы возникла либеральная страна, которая хотела ездить на качественных автомобилях. Однако экономическая ситуация в 1990-е сулила большие риски иностранным автомобильным компаниям, которые хотели захватить новый рынок.

Как и в 30-е годы, Ford пошел на риск и первым среди иностранных компаний открыл свое представительство в независимой России в 1992 году, а уже в 2002 американский производитель открыл здесь первый завод по производству иномарок.

«Правила писались под Ford. Это было потрясение для россиян: завод начал выпускать доступные и современные автомобили. Это были автомобили нового модельного ряда в разнообразных комплектациях, их цена начиналась от $11500. Ничего подобного никто из конкурентов тогда не предлагал», – говорит автомобильный эксперт Игорь Моржаретти.

Несмотря на довольно сложную экономическую ситуацию в стране, компания Ford смогла завоевать сердца многих российских автолюбителей. Сделано это было в буквальном смысле с помощью одной модели – Ford Focus.

Уже через год после открытия производства в России, Ford Focus стал самой продаваемой иномаркой на российском рынке, а очередь на ее приобретение в некоторых регионах могла достигать до 6 месяцев.

Модель Ford Focus, которая производилась в России, была идентична европейской версии этого авто, за исключением более мощного аккумулятора (из-за более суровых зим) и более высокого клиренса (из-за дорог не лучшего качества). Люксовые по тем временам дополнительные опции полюбились россиянам, которые всего за $500 ставили на машину литые диски, но при этом пренебрегали системой ABS.

«Кризис 2008 года российский автомобильный рынок пережил достаточно легко»,– говорит Моржаретти. Ни Ford, ни другие иностранные компании, которые уже успели зайти на открытый американцами рынок, не ощутили сильного снижения спроса на новые автомобили.

Вдохновленная значительным успехом на российском рынке, компания Ford образовала совместное предприятие с российским автомобильным гигантом Sollers, чтобы существенно расширить производственные мощности в России. Теперь в России производили не только Focus и Mondeo, но еще и Ford Transit, Kuga, Explorer, Ecosport и Fiesta.

К сожалению, для компании это стало началом конца. Российский автомобильный рынок начал резко падать с 2014 года из-за общей неблагоприятной экономической ситуации, роста международной напряженности, приведшей к падению рубля и сокращению доходов населения. Все это вызвало снижение спроса на новые иномарки в России. Для компании Ford, которая на тот момент «буквально вчера» потратила миллионы долларов на расширение своих мощностей в России, такое развитие событий стало катастрофой. Открытие только одного завода по производству двигателей обошлось компании в 275 миллионов долларов (в будущем Ford оценит только выплаты на закрытие всех заводов в 500 миллионов долларов).

Промах с выпуском Ford Focus III пришелся именно на это время. Ford Focus III стал той самой ошибкой компании, которая в совокупности с неблагоприятной обстановкой на российском рынке выкинула Ford с лидирующей позиции в стране. Стоил новый Ford Focus уже 18 тысяч долларов в базовой комплектации и это при том, что с упавшим практически в два раза рублем, цена для местного потребителя стала просто заоблачной. Такая цена автоматически выкинула его из сегмента бюджетных автомобилей, но в то же время на премиум-сегмент машина также не могла претендовать. В итоге в 2014 году продажи новых автомобилей сократились на 60% по сравнению с предыдущим.

«Доходы населения упали после 2014 года. А с выходом сильно улучшенного Ford Focus III эта модель зависла. С одной стороны, его не воспринимали как премиальный автомобиль, а для бюджетного автомобиля он стал слишком дорогим. Ford Focus III просто не попал в своего покупателя», – объясняет Моржаретти.

В 2019 году Ford объявил о закрытии производства в России и закрыл все заводы, кроме одного, где до сих пор производят легкие коммерческие автомобили. Компания потеряла рынок, на котором работала (и доминировала) на протяжении целого века.

Ford уходит: вся история великой марки в России


Ford заканчивает производство и продажи легковых моделей в России - на рынке останется только фургон Transit. Марка Ford пришла в Россию еще до Октябрьской революции 1917 г., сотрудничала с советским правительством, надолго пропала из страны в послевоенный период и громко вернулась после развала СССР. История становления российского автомобильного рынка неотделима от марки Ford — именно она фактически принесла в страну культуру производства иностранных автомобилей.


Всего через несколько лет после основания марки в США в 1908 г. американец Маркус Сидней Фриде открыл официальное представительство Ford в Санкт-Петербурге.


В мае 1929 г. Ford Motor Company заключила с правительством СССР соглашение об организации производства автомобилей Ford-A и Ford-АА в Нижнем Новгороде. Выпуск машин начался в 1932 году.


С 1988 г. в СССР разрешен ввоз иномарок частными лицами, а с сентября 1991 г. импортом занялось внешнеторговое общество «Автоэкспорт». На вторичном рынке вновь появились автомобили марки Ford.


Официальное возвращение бренда в Россию состоялось в марте 1996 г., когда в Москве было открыто торговое представительство и первый дилерский центр.


В июле 2002 г. во Всеволожске заработало первое в России производство иностранных автомобилей, а абсолютным лидером рынка иномарок на много лет стал локализованный Ford Focus.


По объемам продаж легковых автомобилей в 2006 г. Ford впервые стал абсолютным лидером рынка среди иностранных брендов в России.


Второй российской моделью Ford в марте 2009 г. стал Ford Mondeo четвертого поколения. К концу года доля Mondeo на российском рынке превысила 7%.


В конце 2011 г. образовано СП «Форд Соллерс», которое открывает второй завод бренда в Елабуге, где с 2012 г. начинается выпуск кроссовера Ford Kuga, внедорожника Ford Explorer и коммерческих автомобилей Ford Transit.


Еще одной производственной площадкой Ford Sollers в июне 2015 г. стал завод в Набережных Челнах, где стартовало производство кроссовера Ford EcoSport и семейства компактов Ford Fiesta.


В начале 2019 г. Ford Motor Company объявила о реструктуризации европейского отделения марки. Под сокращение попало и легковое отделение бренда в России.

10 причин развода: почему Форд нас оставил

Ford стал первым иностранным автопроизводителем, начавшим в России сборку автомобилей по полному циклу.

Инвестировав 150 миллионов долларов он фактически с нуля построил завод в Ленинградской области.

Но спустя 19 лет компания объявила о фактическом уходе с рынка: в России «голубой овал» останется лишь в сегменте легкого коммерческого транспорта с семейством Transit.

1. Убыточность производства

Ford начал сборку первых Фокусов в далеком 2000-м году. Злые языки (и финансовые аналитики) и спустя пять лет говорили, что Ford несет только убытки от своей деятельности в России. Но американцы не сдавались и запустили во Всеволожске Ленинградской области производство второго поколения своей модели гольф-класса.

И второй Фокус буквально взорвал рынок, мгновенно став бестселлером. В российском отделении компании сделали его базовую комплектацию очень дешевой, что вызвало ажиотажный спрос. Очередь за некоторыми комплектациями растянулась на год, места в ней перепродавали, а топовые версии Ford был вынужден завозить из Европы. Казалось бы, дела налаживаются…

2. Модельный ряд и цены

Нынешние легковые Форды, мягко говоря, недешевы. Третье поколение Ford Focus стоит больше миллиона, при этом оно теснее конкурентов, не говоря уж о предшественнике, а исключительно хорошими ездовыми повадками никого не завлечешь в салоны. При этом С-класс как в мире, так и в России уступает позиции под натиском кроссоверов.

Тут бы отделу маркетинга Ford Sollers пересмотреть свою политику, но нет. Даже появление более-менее доступной Фиесты ситуацию не спасло. В В-классе правят Лады и парочка Kia Rio/Hyundai Solaris, которые дешевле.

Кроссоверы тоже не помогли. Очень маленький Ford EcoSport пришел в Европу и Россию с рынка Южной Америки. И тоже стоит в России более миллиона! В таких условиях продукция американской компании оказалась неконкурентоспособной даже с учетом локализации производства.

При этом компания не вывела на российский рынок купе Ford Mustang, как обещала. И сделала довольно странный шаг, убрав из России пикап Ranger. У нас многие рассматривали его не только в качестве рабочей лошадки, но и как более доступную альтернативу внедорожникам. Впрочем, оба этих продукта — нишевые истории.

3. Слишком большие инвестиции

Ford вторым после Volkswagen локализовал в России производство двигателей для своих легковых моделей. Но инвестированные средства так и не отбились, несмотря на то, что часть компонентов моторов делали у нас.

Причем от компании на этапе строительства моторного завода никто не требовал локализации производства силовых агрегатов. Видимо, американцы хотели сыграть на опережение.

4. Потеря госконтрактов

Высокие цены привели и к оттоку корпоративных покупателей, которые раньше выбирали Focus или Mondeo. Самой большой потерей для Форда стал, конечно же, практически полный отказ МВД от закупок. Полиция пересела на более доступные Солярисы и Октавии. Изредка можно встретить на дорогах полицейские Ford Explorer, но на них обычно разъезжает начальство. Среди чиновников мелкого и среднего ранга Mondeo ничего не смог противопоставить Тойоте Camry (также производится в России).

Отказались от Фордов и многочисленные таксопарки: предложение корейских компаний было более выгодным.

5. Этот страшный СПИК

В 2011 году для того, чтобы соответствовать новым требованиям по промсборке, Ford вступил в альянс с российской «Соллерс», создав совместное предприятие. СП начало активно развиваться: завод в Набережных Челнах перепрофилировали со сборки корейских SsangYong на фордовские модели, были построены аж три предприятия в особой экономической зоне «Алабуга» (г. Елабуга, Татарстан).

Суммарная мощность площадок составляет 300 тысяч автомобилей в год. Но в прошлом году в России было продано всего 53 234 автомобиля Ford. Это, конечно, на 6% больше, чем в 2017-м, но сравните с общим ростом рынка на 12,8%. К тому же ростом продаж «голубой овал» обязан исключительно Ford Transit — за последние три года его продажи выросли более чем в 3 раза, что сделало семейство лидером на нашем рынке среди иностранных брендов.

В этом году условия предоставления льгот, субсидий и компенсации утилизационного сбора для автопроизводителей вновь пересмотрены. Они должны заключить специальные инвестконтракты (СПИК). Эти контракты предусматривают более глубокую локализацию и дополнительные инвестиции. Проект СПИК у Ford был готов еще в прошлом году. Но американцы откровенно «забили» на него, кажется, уже тогда все решив для себя. Теперь «Соллерс», под контроль которой переходит СП, придется до середины лета успеть подготовить проект нового контракта, в котором будет присутствовать только Ford Transit.

6. Сокращение присутствия в Европе

Ford явно идет по стопам General Motors. Россия — не единственная страна, которая пострадает в результате действий руководства американского концерна. Европейское отделение приносит одни убытки, потому в Ford решили серьезно сократить присутствие здесь. Уже принято решение о закрытии одного из заводов в Германии, второй также находится под угрозой. Компания сократит рабочих и другой персонал.

7. Безработица

Сегодня на четырех заводах СП Ford Sollers работает несколько тысяч человек. Большая часть из них будет уволена. В компании говорят о том, что заключат соглашения с рабочими с выплатой дополнительных компенсаций. Но что делать людям потом?

Даже профсоюз всеволожского завода, который обычно устраивает забастовки ради повышения зарплат, в этот раз подготовил план спасения предприятия. Но он не был услышан. Правительство Ленинградской области в курсе сложившейся ситуации. Но пока, судя по всему, не знает, что делать с будущими безработными.

Закрытие трех заводов, конечно же, окажет непосредственное влияние и на смежников, которые занимались поставками автокомпонентов и металла на предприятия.

8. Уменьшение конкуренции

Конечно, легковушки Ford у нас сегодня покупают неохотно. Но компания была представлена сразу в нескольких сегментах — от компактного до больших кроссоверов. И если Fiesta, EcoSport или Focus с Mondeo спросом не пользуются, то у Куги с Эксплорером аудитория есть. Причем последний представляет собой одно из самых выгодных предложений в классе среднеразмерных кроссоверов.

9. Серый импорт

Многим официальным дилерам придется или закрываться или переквалифицироваться: большинство торгует исключительно легковыми моделями Ford. Так что стоит ждать расцвета «серого» и даже «черного» импорта. Машины будут ввозить окольными путями, не всегда самыми законными, а это значит, что цены на Форды вырастут. Причем это касается не только и не столько новых машин, как автомобилей с пробегом.

10. Остались без ярких новинок

Ford работает над рядом новинок, в том числе и для европейского рынка. Например, Fiesta превратится в компактный кроссовер, который заменит EcoSport. Такая машина при хорошем маркетинге и доступных ценах вполне могла бы составить конкуренцию Hyundai Creta!

Мы так и не дождемся четвертого поколения Ford Focus, которому в Европе поют дифирамбы, настолько удачной получилась модель. Не будет у нас продаваться и новое поколение Ford Explorer, которое построено на новой платформе с заднеприводным уклоном… Не говоря уж о куче всяких моделей, которые под брендом Ford продаются в Юго-Восточной Азии или Китае.

Причем в России есть довольно большая прослойка фанатов именно марки Ford. Конечно, не сравнить с «сектами» поклонников Subaru или Alfa Romeo, но, думается, они покупали бы машины и при условии их импорта, а не локальной сборки.

Вернется ли Ford на рынок легковых автомобилей в России? Недавно стало известно о возвращении Opel, но произошло это только после смены собственников марки. А массовые модели Chevrolet у нас как не продавались, так и не продаются. Поэтому прогноз на среднесрочную перспективу скорее пессимистичный.

Фото: «За рулем», Константин Кижель/ТАСС, Руслан Шамуков/ТАСС, Егор Алеев/ТАСС, Ford, Ford Sollers

Где собирают Форд

Внимательные автолюбители перед приобретением машины обязательно интересуются, чья сборка этой модели. Это не праздное любопытство, а практический подход к важной покупке. Нередко эта информация позволяет судить о качестве авто. Старейшим производителем автомобилей является американский концерн Ford, история которого перешагнула столетний рубеж. В мире огромное количество почитателей продукции этого аксакала автомобилестроения. Филиалы компании есть во многих странах. Поэтому желание знать, где собирают Форд, появляется у большинства желающих приобрести машину данной марки.

где собирают форд

Концерн Форд и его филиалы

В штате Мичиган, в пригороде города Детройт находится «сердце» концерна, его штаб-квартира. В США есть несколько головных автозаводов Ford. Еще на заре прошлого века компания начала открывать свои филиалы в разных странах, в том числе и в нашей стране. С ее участием был открыт отечественный гигант в Нижнем Новгороде, который был назван ГАЗ.

Сейчас филиалы Форд работают на нескольких континентах:

  • Южная Америка – Аргентина, Мексика;
  • Северная Америка – США, Канада;
  • Европа – Германия, Испания, Польша, Бельгия, Великобритания и др.;
  • Азия – Турция, Китай, Япония.

Несколько филиалов находится в России. Они выпускают продукцию только для внутреннего рынка.

Представители концерна уверяют, нет необходимости интересоваться, где собираются автомобили Ford. Высокое качество обеспечивается на каждом заводе. Действительно, на всех предприятиях строго контролируются все процессы производства, предъявляются строгие требования, что и делает продукцию компании такой популярной.

Модели Ford в российских и мировых филиалах

Высокой популярностью в Европе, в нашей стране пользуется минивэн Форд Галакси. Для европейского рынка эта модель производится в бельгийском филиале. Российские потребители могут приобрести Ford Galaxy, произведенный на автозаводе города Елабуга в Татарстане.

Многих автолюбителей интересуют, где собирают авто Форд Мондео, у которого целая армия поклонников. Автомобиль этой серии выпускается в нескольких версиях. Универсал и хэтчбек Ford Mondeo собираются на автозаводе в Бельгии. Седан модели 2015-2016 производит российский завод во Всеволожске.

Кроссовер Форд Эксплорер увидел свет 17 лет назад. Он пережил несколько рестайлингов, высоким спросом пользуется каждая модель. Для российского рынка сборка производится на Елабужском автозаводе.

Модель, известная у нас, как кроссовер Экоспорт, выпускалась на бразильском филиале под названием Фьюжн. Сейчас сборка авто производится на автозаводе Набережных Челнов. Модификация для европейского рынка, для Украины будет производиться в румынском филиале.

Качественная коммерческая модель Форд Транзит выпускается головными автозаводами концерна в США. Производится этот автомобиль в турецком филиале, запущена сборка машины на автозаводе Елабуги.

Страна сборки модели S-max Бельгия. Сейчас эти модели сходят с конвейеров Елабужского филиала наряду с Ford Focus4, Kuga, Explorer.

90 лет назад СССР заключил контракт с Ford на строительство завода


31 мая 1929 года заместитель Высшего совета народного хозяйства Валерий Межлаук, руководивший индустриализацией в СССР, заключил соглашение с крупнейшим американским автопромышленником Генри Фордом на оказание технической помощи в строительстве автомобильного завода. Местом для возведения были выбраны окрестности Нижнего Новгорода. Посредством сотрудничества с матерым капиталистом, развернувшим деятельность по всему миру, советские коммунисты рассчитывали наладить массовое производство легковых и грузовых машин.

Основой программы были выбраны модели Ford-A и Ford-AA, выпускавшиеся одноименным заводом с 1926-1927 годов.

Девятилетний контракт предусматривал закупку продукции Ford на сумму $30 млн для сборки в течение первых четырех лет работы завода, после чего планировалось постепенно перейти на компоненты советского производства.

В рамках реализации проекта состоялся масштабный обмен специалистами. Чтобы помочь установить оборудование и обучить рабочих Форд делегировал в Советский Союз своих инженеров и техников. В свою очередь, более ста советских специалистов этих профессий отправились на производственные объекты компании в Детройте и Дирборне. Им ставилась задача изучить методы и практику производства и сборки.

Технологическое и строительное проектирование велось в Америке. Архитектурно-строительный проект разрабатывался фирмой Austin & K.

Организация бизнеса в столь специфическом месте, как социалистическая Россия, Форда ничуть не смущала. Напротив, он видел в «походе на Восток» массу преимуществ, хотя еще несколькими годами ранее наотрез отказывался от такой перспективы.

«Независимо от того, где процветает промышленность, будь то Индия, Китай или Россия, больше прибыли будет для всех нас, — отмечал автомагнат. – Да весь мир должен получить от этого только выгоду».

Широкоформатное сотрудничество представителей США с советской властью наметилось с первых же лет ее существования.

Так, в 1919 году было организовано Общество технической помощи Советской России, в которое вошли русские рабочие и крестьяне, эмигрировавшие за океан до революции, а также американские пролетарии левых взглядов. После завершения Гражданской войны эта организация приняла деятельное участие в восстановлении практически уничтоженного сельского хозяйства. С конца 1921 года Общество технической помощи отправило в Россию семь сельскохозяйственных, две строительные и одну шахтерскую коммуны и ряд групп, которые привезли оборудование, семена и продовольствие на общую сумму порядка $500 тыс.

Уже к осени эти энтузиасты добились видимых успехов: восстановили все хозяйственные постройки на отведенных им землях совхоза «Ира», начали возведение двухэтажного дома для членов коммуны, построили лесопилку, механические мастерские и значительно увеличили поголовье скота. Помимо собственных занятий коммуна оказывала помощь крестьянам соседних сел путем выдачи им ссуд хлебом, инвентарем и бесплатным ремонтом.

Десант добровольных помощников большевиков распределялся по разным регионам. В апреле 1922-го первая группа численностью в 65 человек прибыла на Тамбовщину. А в мае 1922 года общество направило в Россию тракторный отряд, приступивший к работе в совхозе «Тойкино» Пермской губернии. Здесь американцы продемонстрировали крестьянам преимущества техники в поле – в РСФСР еще не знали машин такого рода и были сильно удивлены результатам, на которые вновь обратил внимание Ленин.

Активная работа общества по оказанию хозяйственной помощи продолжалась до 1925 года.

Новая эпоха требовала постановки более масштабных задач. И на рубеже 1920-1930-х США в значительной степени помогли СССР с проведением индустриализации. Советскую автомобильную промышленность в данный период представляли три небольших предприятия. К 1929 году общими усилиями они выпустили всего 1556 грузовых и 150 легковых машин.

Производство автомобиля НАМИ-1 выглядело бесперспективным, а поставки из-за рубежа не спасали ситуацию: в том же году в СССР импортировали лишь 1156 машин, в основном – марки Ford. Среди возможных вариантов советские специалисты остановились именно на этом, привлекшем технологической простотой, легкостью в обслуживании и относительной дешевизной. Закупки значительно возросли и одновременно начались переговоры об организации сборки автомобилей в Советском Союзе.

В то время как в Челябинске и Сталинграде при поддержке американских механиков и знаменитого архитектора Альберта Кана разворачивалось грандиозное строительство тракторных заводов, Нижний Новгород готовился стать главным автомобильным центром страны. В реализации проекта оказались заинтересованы все структуры, ответственные за принятие решений. Поэтому 4 марта 1929 году ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР выпустили совместное постановление о начале строительства автозавода, а 4 апреля оно было одобрено на Политбюро, которое 23 мая создало специальную постоянную комиссию по автомобилизации страны. Оперативно был сформирован Нижегородский Автострой под руководством Сергея Дыбеца. В год планировалось выпускать примерно 100 тыс. машин.

Строительство завода Главмашинострой ВСНХ СССР поручил тресту «Металлострой». Ему предстояло провести планировочные работы, построить железную ветку от завода «Двигатель революции», на котором предполагалось разместить мощности по производству моторов, железнодорожную ветку от станции Доскино, построить склады, жилые дома, бараки, магазины, бани, столовые, возвести гавань на Оке и эстакаду вдоль берега для приема стройматериалов. 2 мая 1930 года состоялась закладка первого камня завода, который лег в фундамент кузнечного цеха. На следующий день был заложен механосборочный цех, 8 мая – ремонтно-механический корпус, 21-го – прессовый и рессорный цеха, 10 июня – кузнечный цех №2, 20-го – деревообделочный цех.

«Коммунистические вожди взялись за осуществление плана, который по своему объему и значению превосходит все, что знала история в области великих и смелых предприятий.

Проекты Петра Великого по сравнению с планами Сталина меркнут в своей незначительности», — отмечал Форд.

Американцы вовремя предоставили все необходимые материалы, однако на деле не обошлось без серьезных трудностей. Как указывает в своей книге «Сталин против Великой Депрессии. Антикризисная политика СССР» Дмитрий Верхотуров, Дыбец повторил ошибку, ранее допущенную на строительстве Уралмаша – он распылил силы и средства по площадке между несколькими крупными объектами. Работы, изначально проходившие в быстром темпе, стали замедляться, а к началу июля стройка увязла в возведении сразу шести крупных цехов. После анализа ситуации было решено сконцентрировать усилия на объектах пускового комплекса, а вспомогательные объекты достраивать потом.

К концу 1930 года на строительстве автозавода удалось возвести корпуса основных цехов и начать в них монтаж металлоконструкций. По мере завершения каменных и бетонных работ силы перебрасывались на конструирование вспомогательных сооружений.

Завод был построен за 18 месяцев. 1 января 1932 года он вступил в эксплуатацию, а уже 29-го с конвейера сошел первый автомобиль – грузовик ГАЗ-АА.

В декабре началась сборка легковушки ГАЗ-А с открытым пятиместным кузовом «фаэтон». Это событие совпало с переименованием города в Горький, что дало имя и самому заводу.

Несмотря на то, что первые автомобили изготавливались по чертежам Ford, они отличались от американских прототипов: на новых моделях были усилены картеры сцепления и рулевые механизмы, изменена форма радиаторов, дюймовая резьба была заменена на метрическую. Сочетая фордовские патенты с поиском и внедрением собственных решений, нижегородские конструкторы создали обширное семейство оригинальных серийных моделей и модификаций на базе полуторки ГАЗ-АА.

За работами под Нижним Новгородом следил Иосиф Сталин, выдавший Форду свою характеристику в известной беседе с Гербертом Уэллсом в 1934 году. На реплику английского писателя, в которой, в частности, содержались следующие слова: «Конечно, Форд себе на уме, он эгоистичен; но не является ли он страстным организатором рационального производства, у которого и вы учитесь?» генсек ответил следующее:

«Конечно, он способный организатор производства. Но разве вам неизвестно его отношение к рабочему классу, разве вы не знаете, сколько рабочих он зря выбрасывает на улицы?

Капиталист прикован к профиту, его никакими силами оторвать от него нельзя. И капитализм будет уничтожен не «организаторами» производства, ни технической интеллигенцией, а рабочим классом, ибо эта прослойка не играет самостоятельной роли».

Автозавод продолжал получать техническую поддержку от Ford Motor до 1935 года, когда действие договора было досрочно прекращено по обоюдному согласию. За период сотрудничества стороны подписали контракты на сумму, превышающую $40 млн.

Читайте также: