Газель 405 евро 3 детонация

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

Датчик детонации двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216

Здесь приведена исчерпывающая информация про датчик детонации двигателя 405, 406, 409, 4213, 4216. Описаны технические характеристики и способы определения неисправности. Указано место, где находится датчик детонации. Подробно расписана замена датчика детонации на данных движках. С данным материалом эксплуатировать датчик детонации двигателя будет очень просто.

  • Назначение и принцип работы;
  • Устройство датчика детонации;
  • Принципиальная электрическая схема подключения ДД;
  • Технические характеристики;
  • Каталожный номер;
  • Аналоги датчика детонации GT-305.
    • Взаимозаменяемость;
    • Ошибки прибора;
    • Место установки вибродатчика на моторе УМЗ 4213, 4216;

    Назначение и принцип работы

    Его назначение определять повышенную детонацию бензодвигателя. Данное устройство является сенсором компьютера движителем. Он преобразует детонационные явления в электрические импульсы и отправляет их в ЭБУ. Который, используя эти сведения, уменьшает угол опережения зажигания во всех цилиндрах для поддержания нормальной работы мотора.

    Принцип его работы основан на пьезоэлектрическим акселерометре, который под действием механических вибраций вырабатывает ЭДС переменного тока. Размер выходящего импульса прибора самая большая на частоте детонационных явлений в движке на отрезке 5-6 кГц.
    Подключение измерителя к жгуту проводов осуществляется с помощью двух контактной колодки с защелкой.

    Обзор датчика детонации:

    Устройство датчика детонации

    Устройство представляет собой шайбу, внутри которой расположен чувствительный элемент, преобразующий механические импульсы в электрический сигнал.

    Принципиальная электрическая схема подключения ДД

    Технические характеристики

    • Электрическая емкость: 900-1300 пФ
    • Осевая чувствительность: 28±мB/g
    • Неравномерность амплитудно-частотной характеристики в диапазоне 5-10 кГц: ±1дБ
    • Электрическое сопротивление изоляции: не менее 50 МОм

    Каталожный номер

    • 406.3855000 - измеритель сотрясения GT305
    • 40904.3855000 - датчик вибрации BOSCH 0 261 231 176 для мотора 40904 УАЗ, 40524,40525, А274 ГАЗ ЕВРО-3
    • 40904-3855000 - прибор дрожания для автомотора 40904 УАЗ, 40524, 40525, А274 ГАЗ ЕВРО-3 производства Пекар
    • 18.3855000 - электро датчик вибрации 18.3855 для движков 4213, 409 УАЗ, 406 ГАЗ, ВАЗ-2112 производство Автоприбор, г.Калуга

    Аналоги датчика детонации GT-305 (РФ)

    • Прибор вибрации дв.4213,409 УАЗ, 406 ГАЗ, ВАЗ-2112 (Автоприбор, г.Калуга) / 18.3855
    • Измеритель дрожания дв.4213,409 УАЗ, 406 ГАЗ, ВАЗ-2112 (BOSCH) / 0 261 231 046

    Взаимозаменяемость

    Неисправности датчика детонации

    • Повышенная вибрация движителя на частоте вращения коленвала выше 3500 об/мин. Лампа неисправности горит при работающем движке. Самодиагности ЭБУ фиксирует код неисправности 41 (42).
      • Проверьте исправность цепей 11 и 30а
      • Замените прибор

      Ошибки прибора

      Место установки датчика

      На 405, 406, 409 двигателе он установлен на блоке цилиндров справа, между третьим и четвертым горшками.

      Место установки вибродатчика на моторе УМЗ 4213, 4216

      Как проверить датчик детонации двигателя ?

      Проверка осуществляется несколькими способами:

      1. Проверка прибора вибрации мультиметром (Электрическим тестером). Измерять можно как на моторе, так и на снятом приборе:
        • Включите тестер в режим измерения постоянного напряжения DC в диапазоне 200 мВ или меньше. После этого подсоедините щупы к выводам прибора. Просуньте металлический стержень в отверстие измерителя и выполните этим стержнем усилие на излом (но без фанатизма, чтобы не сломать корпус прибора), или положите датчик на металлическую пластину и постучите по ней металлическим предметом. Без воздействия на измеритель напряжение будет равно 0, а при воздействии оно начнет расти. При прекращении воздействия напряжение должно вернуться назад к нулю. Если напряжение не возвращается назад к нулю то преобразователь не исправен.
          Если преобразователь установлен на машине то тогда снимите клеммную колодку и подсоедините щупы электрического тестера к его выводам. Осторожно, без фанатизма постучите по корпусу цилиндров металлическим предметом, изображая тем самым детонацию движка. При этом напряжение преобразователя вибрации должно меняться с нуля и до примерно 20 мВ. После прекращения стуков по мотору напряжение преобразователя вибрации должно возвращаться к нулю.
      2. Измерение электрическим тестером (Мультиметром) сопротивления прибора:
        • Измерение аналогично описанному выше (измерение напряжения датчика детонации). Измерение можно проводить на установленным измерителе детонации на движке и на снятом с него. Установите тестер в режим измерения сопротивления в диапазон до 1000 Ом (1 кОм). При воздействии на прибор вибрации сопротивление должно расти. При прекращении воздействия должно возвращаться к начальному сопротивлению, приблизительно 400-500ом. Если сопротивление не возвращается то прибор неисправен. Если сопротивление не растет то измеритель вибрации так же не исправен.

      Неисправность датчика детонации

      Неисправность датчика детонации приводит к тому, что блок управления двигателем (ЭБУ) перестает обнаруживать процесс детонации при сгорании топливной смеси в цилиндрах. Такая проблема возникает в результате слишком слабого или наоборот чересчур сильного исходящего сигнала. Как результат — на приборной панели загорается лампочка “проверьте двигатель”, а поведение автомобиля меняется из-за условий работы двигателя.

      Неисправность датчика детонации

      Чтобы разобраться с вопросом неисправностей датчика детонации необходимо понимать принцип его работы и выполняемые им функции.

      Как работает датчик детонации

      В двигателях автомобилей может использоваться один из двух типов датчиков фиксирующих детонацию — резонансные и широкополосные. Но поскольку первый вид уже устарел и встречается редко, то опишем работу именно широкополосных датчиков (ДД).


      В основе конструкции широкополосного ДД лежит пьезоэлемент, который при механическом воздействии на него (то есть, при взрыве, которым, по сути, и является детонация) подает в электронный блок управления ток с определенным напряжением. Датчик настроен на восприятие звуковых волн в диапазоне от 6 Гц до 15 кГц. В конструкцию датчика входит также утяжелитель, который усиливает механическое воздействие на него посредством увеличения силы, то есть, увеличивает звуковую амплитуду.

      Поданное датчиком на ЭБУ напряжение через выводы коннектора обрабатывается электроникой и потом делается вывод имеется ли в двигателе детонация, и соответственно, нужно ли корректировать угол опережения зажигания, что поможет ее устранить. То есть, датчик в данном случае является лишь “микрофоном”.

      Признаки неисправности датчика детонации

      При полном или частичном выходе ДД из строя проявляется неисправность датчика детонации по одном из симптомов:


      • Тряска двигателя. При исправных датчике и системе управления в двигателе этого явления быть не должно. На слух появление детонации можно косвенно определить по металлическому звуку, исходящему из работающего двигателя (стук пальцев). А излишняя во время работы двигателя тряска и рывки это первое по чем можно определить неисправность датчика детонации.
      • Снижение мощности либо “тупость” двигателя которые проявляются ухудшением разгона либо излишним повышением оборотов на низких скоростях. Такое происходит когда при неверном сигнале ДД осуществляется самопроизвольная корректировка угла зажигания.
      • Затрудненный запуск двигателя, особенно «на холодную», то есть, при низких температурах после длительного простоя (например, утром). Хотя вполне возможно такое поведение машины и при теплой температуре окружающего воздуха.
      • Повышенный расход топлива. Так как угол зажигания нарушен, то и топливно воздушная смесь не отвечает оптимальным параметрам. Соответственно, возникает ситуация, когда двигатель потребляет большее количество бензина, чем ему нужно.
        • Фиксирование ошибок датчика детонации. Обычно причинами их появления является выход сигнала от ДД за границы допустимых пределов, обрыв его проводки или полный выход датчика из строя. О появлении ошибок будет свидетельствовать лампочка Check Engine на приборной панели.

        Однако стоит учитывать, что такие симптомы могут указывать и на другие поломки двигателя, в том числе, других датчиков. Рекомендуется дополнительно считать память ЭБУ на наличие ошибок, которые могли возникнуть при некорректной работе отдельных датчиков.

        Неисправности цепи датчика детонации

        Для того, чтобы выявить неисправности ДД более точно, желательно воспользоваться электронными сканерами ошибок электронного блока управления. Тем более если на приборной панели засветилась контрольная лампа “чека”.

        Лучшим устройством для этой задачи будет Scan Tool Pro Black Edition – недорогое устройство корейского производства с большим функционалом работающее с протоколом передачи данных OBD2 и совместимое с большинством современных авто, а также программами для смартфона и компьютера (с модулем Bluetooth или Wi-Fi).

        Необходимо считать есть ли одна с 4-х ошибок датчика детонации и ошибки по датчикам ДМРВ, лямбде или температуры ОЖ, а затем просмотреть показатели в реальном времени по углу опережения и составу топливной смеси (ошибка по датчику ДД выскакивает при значительном обеднении).



        Зачастую ошибка р0325 “Обрыв в цепи датчика детонации” указывает на проблемы в проводке. Это может быть обрыв проводов либо, что чаще, окислившиеся контакты. Нужно выполнить профилактику разъемов на датчике. Иногда ошибка p0325 возникает по причине того, что ремень ГРМ проскакивает на 1-2 зуба.

        Ошибка P0328 “Высокий уровень сигнала датчика детонации” зачастую свидетельствует о проблеме с высоковольтными проводами. В частности, если на них либо пьезоэлементе пробивает изоляция. Аналогично указанная ошибка может возникнуть и по причине того, что ремень ГРМ перескочил на пару зубьев. Для диагностики нужно проверить метки на нем и состояние шайб.

        Ошибки р0327 или р0326, как правило, формируются в памяти ЭБУ по причине низкого сигнала от датчика детонации. Причина может заключаться в плохом контакте от него, либо слабом механическом соприкосновении датчика с блоком цилиндров. Для устранения ошибки можно попробовать обработать средством WD-40 как упомянутые контакты, так и сам датчик. Также важно проверить момент затяжки крепления датчика, поскольку этот параметр критически важен для его работы.

        В целом, можно отметить, что признаки неисправности датчика детонации очень схожи с симптомами, характерными для позднего зажигания ведь ЭБУ, в целях безопасности для мотора старается автоматически делать максимально поздним, так как это исключает разрушение мотора (если угол слишком ранний, то кроме того что возникает детонация, не только падает мощность, а и появляется риск прогорания клапанов). Так что в целом можно сделать вывод что главные признаки точно такие же как и при неверной установки угла опережения зажигания.

        Причины неисправности датчика детонации

        Что касается причин, по которым возникают проблемы с датчиком детонации, то к ним относятся следующие поломки:


        На что влияют неисправности датчика детонации

        Можно ли ездить с неисправным датчиком детонации? Этот вопрос интересует автолюбителей, впервые столкнувшихся с данной проблемой. В общих чертах ответ на этот вопрос можно сформулировать так — в краткосрочной перспективе автомобилем пользоваться можно, однако при ближайшей же возможности необходимо провести соответствующие диагностику и устранить проблему.

        Ведь по принципу работы ЭБУ когда возникает неисправность датчика детонации топлива, то автоматически устанавливается позднее зажигание чтобы исключить повреждение деталей поршневой группы при возникновении реального детонирования при сгорании топливной смеси. Как результат — поднимается расход топлива и значительно падает динамика которая особенно станет заметной при повышении оборотов.

        Что будет если отключить датчик детонации полностью?

        Некоторые автовладельцы и вовсе пытаются отключить датчик детонации так как при нормальных условиях эксплуатации и заправке хорошим топливом может казаться ненужным. Однако это не так! Поскольку детонирование возникает не только из-за плохого топлива и проблем со свечами, компрессией и пропусками зажигания. Поэтому если отключить датчик детонации то последствия могут быть следующими:


        • быстрый выход из строя (пробой) прокладки ГБЦ со всеми вытекающими последствиями;
        • ускоренный износ элементов цилиндропоршневой группы;
        • трещина головки блока цилиндров;
        • прогорание (полное или частичное) одного или нескольких поршней;
        • выход из строя перемычек между кольцами;
        • изгиб шатуна;
        • подгорание тарелок клапанов.

        Это обусловлено тем, что при возникновении этого явления электронный блок управления не будет предпринимать мер по ее устранению. Поэтому ни в коем случае не нужно отключать его и ставить перемычку из сопротивления ведь это чревато дорогим ремонтом.

        Как определить неисправность датчика детонации

        При проявлении первых признаков отказа ДД, интересует логический вопрос — как проверить и определить неисправность датчика детонации. В первую очередь необходимо сказать, что проверка датчика детонации возможна не снимая его с блока цилиндров, так после демонтажа с посадочного места. Причем сначала лучше проделать несколько тестов когда датчик прикручен к блоку. Вкратце процедура выглядит так:


        • установить обороты холостого хода на уровень приблизительно 2000 оборотов в минуту;
        • каким-нибудь металлическим предметом (маленьким молотком, гаечным ключом) нанести один-два удара несильных (. ) по корпусу блока цилиндров в непосредственной близости от датчика (можно легонько ударить непосредственно по датчику);
        • если обороты двигателя после этого упали (это будет слышно на слух), — значит, датчик исправен;
        • обороты остались на прежнем уровне — необходимо выполнить дополнительную проверку.

        Для проверки датчика детонации автолюбителю понадобится электронный мультиметр, способный измерять значение электрического сопротивления, а также постоянного напряжения. Самый лучший вариант проверки — с помощью осциллографа. Снятая с его помощью диаграмма работы датчика явно покажет — работоспособный он или нет.

        Но так как рядовому автолюбителю доступен лишь тестер, то достаточно проверить показания сопротивления которые выдает датчик при постукивании. Диапазон изменения сопротивления находится в пределах 400 … 1000 Ом. Также в обязательном порядке необходимо провести элементарную проверку целостности его проводки — нет ли обрыва, повреждения изоляции либо короткого замыкания. Без помощи мультиметра при этом также не обойтись.

        Если же проверка показала что датчик детонации топлива исправен, а ошибка о выходе сигнала датчика за пределы допустимого диапазона, то возможно стоит искать причину не в самом датчике, а в работе двигателя или коробки передач. Почему? Во всем виноваты звуки и вибрация которую ДД может воспринимать как детонирование топлива и неверно корректировать угол зажигания!

        Газель 405 евро 3 детонация

        :D Долго я наблюдал за этим эффектом, прежде чем спросить на форуме.
        Заливаю 92 бензин в ЗМЗ 409, при температуре ОЖ 80-82 градусов все нормально,при повышении до 83-84 слышатся звуки под нагрузкой,как при раннем зажигании :confused:

        Заливаю 95 бензин - тишина при любой температуре!:confused:

        Что это ? Датчик детонации глючит или назад холодный термостат поставить или бензин плохой ? :D

        :D Долго я наблюдал за этим эффектом, прежде чем спросить на форуме.
        Заливаю 92 бензин в ЗМЗ 409, при температуре ОЖ 80-82 градусов все нормально,при повышении до 83-84 слышатся звуки под нагрузкой,как при раннем зажигании :confused:

        Заливаю 95 бензин - тишина при любой температуре!:confused:

        Что это ? Датчик детонации глючит или назад холодный термостат поставить или бензин плохой ? :D

        Детонация родимая, было такое. На ТО подкоректировали зажигание, пропала но и ехать соответственно хуже стала. На следущем вернули взад. Сейчас просто на хленовом бензине особо не педалирую.
        Для яб для начала бензин сменил.

        Может проблема в датчике детонации или его проводке ?
        В инете читал, что на Волги на заводе его часто "забывают" ставить.

        Искал я его с фонариком и схемой,но так и не увидел :D похоже,он спрятался в дебрях впускного коллектора :D погода сейчас не располагает к поискам,конечно.
        Но мне интересно,почему при 80 градусах не детонирует?

        В инете читал, что на Волги на заводе его часто "забывают" ставить.

        У меня изначально его фишка была отключена.

        Как я ее искал и втыкал обратно где-то давно описывал. Изврат еще тот.

        Установи обороты на прогретом больше 3000, если ЧекИнжин не загориться- датчик детонации живой
        А вообще - маршрутный комп с регулировкой коррекции опережения зажигания решает проблему.
        Езди на газе - детонации вооще нет и дешевле, а ездит лучше

        Маршрутник стоит, но не нашел в нем коррекции УОЗ, хотя при покупке вроде читал про такое.Буду искать инструкцию :D
        С газом так и не определился :D поглядел на пьяных мастеров,которые говорят,что на такие движки не ставили и что я могу быть первым :D А газ раньше в 6 раз был дешевле,а теперь только вдвое :D

        Маршрутник стоит, но не нашел в нем коррекции УОЗ, хотя при покупке вроде читал про такое.Буду искать инструкцию :d
        С газом так и не определился :d поглядел на пьяных мастеров,которые говорят,что на такие движки не ставили и что я могу быть первым :d А газ раньше в 6 раз был дешевле,а теперь только вдвое :d

        Однако почти половина Газелей с 406-405 двиглом - на газу ездят, пьяных мастеров внаше время надо искать специально, в Москве- вооще и ГИГ можно поставить, так сказать у Авторов, а экономия втрое и больше - ушла вместе с незабвенными 90-стыми годами в небытье.
        140тыков езжу на 409 двигле на газу- впечатления самые положительные

        Однако почти половина Газелей с 406-405 двиглом - на газу ездят, пьяных мастеров внаше время надо искать специально, в Москве- вооще и ГИГ можно поставить, так сказать у Авторов, а экономия втрое и больше - ушла вместе с незабвенными 90-стыми годами в небытье.
        140тыков езжу на 409 двигле на газу- впечатления самые положительные

        Какой расход на газу получается? Сколько тысяч баксов сэкономил?
        ГИГ - я к ним полгода пытался пробиться!У них там очередь огромная!Несколько раз пытался приехать просто пообщаться - хрен!То они уже не работают,то еще,то праздник!Плюнул я на это,решил,что не судьба :D А сколько весить будет заправленный баллон на 150 литров? Рессоры мягенькие не надо будет укреплять?

        Если ДД не подключен(или его нет) мознги нихрена не скажут,

        Показывают, но только на оборотах выше 3000.

        :D Долго я наблюдал за этим эффектом, прежде чем спросить на форуме.
        Заливаю 92 бензин в ЗМЗ 409, при температуре ОЖ 80-82 градусов все нормально,при повышении до 83-84 слышатся звуки под нагрузкой,как при раннем зажигании :confused:

        Заливаю 95 бензин - тишина при любой температуре!:confused:

        Что это ? Датчик детонации глючит или назад холодный термостат поставить или бензин плохой ? :D

        Чем ниже октановое число, тем больше в нём летучих фракций, имеющих низкую температуру кипения. Т.е. когда резко нажимаешь на газ, в первую очередь испаряются и попадают в цилиндр они, взрываются и отсюда детонация. Наверное, когда температура движка ниже, они хуже испаряются, отсюда и детонация меньше. Читал лет 10 назад.
        Я думаю, 2-3 единицы разницы не та величина, которая влияет на какие-то ресурсные характеристики двигателя. Поэтому заправляюсь 95. Чисто субъективно это ощущается как более "мягкая" работа и лучшая, чуть-чуть, тяга.
        Полное отсутствие детонации при плохом бензине, всё равно, что позднее зажигание-плохо тянуть будет и греться.
        Датчик ведь всё равно её корректирует только углом опережения, я так думаю.

        Господа, поясните:
        хочу поиграться с моментом зажигания (был прекрасный Патриот, но после замены катушек свечей и проводов на Бош сразу стал заметно тупить, думаю, что из-за других задержек сместился момент зажигания). Есть БК Скат2. Какой параметр и в какую сторону попробовать поменять?
        Никаких ошибок диагностика Микаса не дает, все параметры в норме.

        Есть БК Скат2. Какой параметр и в какую сторону попробовать поменять?
        Никаких ошибок диагностика Микаса не дает, все параметры в норме.

        Насколько помню -опережение.
        Но сначала поробуй поэкспериментировать с небольшими значениями.
        Например, при экспериментах с БК-24, микас после 3..5 коррекций просто отказался от дальнейшего содружества с этим компьютером и не дал сбросить ранее введенное значение.
        Пришлось поездить пару дней с расходом под 23 литра на сотню.
        Потом каким то чудом, после многократного отключения от батареи как микаса, так и бортового компьютера, восстановил старые значения.
        Больше пока не экспериментирую.

        А какое опережение поставилось последним? в большее опережение или в меньшее? что расход такой большой стал.

        Я сначала помаленьку добавлял - по 5 град.С. Результат нулевой. Решил сделать вилку - сразу ввел градусов 30. Тачка с большим трудом стала разгоняться выше 30. 40 км, расход подскочил. Захотел все сбросить, а х. тебе, сказал микас. Сбрасывал и клеммы аккумулятора и обесточивал все, что только можно, сбрасывал в нулевое состояние бортовой комп. Нихрена, только через пару дней регулярных таких процедур микас снова разрешил бортовому компу менять эту характеристику. Тогда К-лайна еще не было у меня, иначе бы не маялся такой херней, сразу бы залез в память и отрегулировал бы как хотелось, чем на досуге сейчас и пытаюсь безрезультатно заниматься.

        Интересно,а на моем только по 7 градусов корректировка, не больше

        Может дискретность какая-то есть. Сейчас уже не помню

        Может дискретность какая-то есть. Сейчас уже не помню

        А то,что при принятии корректировки ошибка 065 выскакивает ?Это нормально?:confused:

        А то,что при принятии корректировки ошибка 065 выскакивает ?Это нормально?:confused:

        Это что-то типа ошибки записи в ОЗУ ? Если да, то постоянно выскакивала при записи новых значений.

        А вот,что пишут в соседней теме: "<. >".
        Не может такого быть?

        С подавляющей частью, касательно запуска и эксплуатации в полупрогретом виде, согласен, так как пришлось разгадывать схожие заморочки в эту зиму. Были сделаны аналогичные выводы.

        Вернулся из Питера!Решил разобраться с детонацией!Надоело!Расход бензина фантастически МАЛЕНЬКИЙ!
        Заменил датчик ОЖ ,датчик воздуха, добрался до датчика детонации и заменил сразу на Бош,чтобы больше туда не лазить - результатов НОЛЬ! Ошибок в Микасе нет, работает все отлично,за исключением этого звона :(
        В Питере проехался на другом таком же Хантере и там тишина на любых режимах,как не включай передачи и не педалируй!

        Что еще остается? Провода силиконовые цельные,свечи штатные Бриск,меняю их раз в 8 тыков,но детонация остается.
        Про неправильные метки ГРМ думать не хочется :( Давление в рампе недостаточное и смесь беднит? Фильтр в бензонасосе менял недавно,был чистенький,топливный тоже менял.Бензонасос БОШ.
        Прошивка 544, корректировка УОЗ через маршрутник звон убирает,но машинка тупит сразу :(

        Вернулся из Питера!Решил разобраться с детонацией!Надоело!Расход бензина фантастически МАЛЕНЬКИЙ!
        Заменил датчик ОЖ ,датчик воздуха, добрался до датчика детонации и заменил сразу на Бош,чтобы больше туда не лазить - результатов НОЛЬ! Ошибок в Микасе нет, работает все отлично,за исключением этого звона :(
        В Питере проехался на другом таком же Хантере и там тишина на любых режимах,как не включай передачи и не педалируй!

        Что еще остается? Провода силиконовые цельные,свечи штатные Бриск,меняю их раз в 8 тыков,но детонация остается.
        Про неправильные метки ГРМ думать не хочется :( Давление в рампе недостаточное и смесь беднит? Фильтр в бензонасосе менял недавно,был чистенький,топливный тоже менял.Бензонасос БОШ.
        Прошивка 544, корректировка УОЗ через маршрутник звон убирает,но машинка тупит сразу :(

        Кроме УОЗ сильное влияние на вероятность возникновения детонационного сгорания топлива оказывает температура мотора и окружающего воздуха (с ростом температуры вероятность возникновения детонации возрастает), а также сстав смеси-на бедной смеси детонация более вероятна. Проверь СО, при СО под 5% у меня детонации не было вообще, при 1.5% появилась слабая при резком разгоне и температуре окружающей среды выше 20 градусов, при 0,5 % стучал сильно все время. В всех случаях коррекция УОЗ была одиннаковая (вроде нулевая, не помню точно).

        Где находится датчик детонации ЗМЗ 405 ЕВРО 2 И 3

        Где находиться датчик детонации ЗМЗ 405

        Датчик детонации расположен в труднодоступном месте под впускным коллектором. Отсоединять колодку жгута проводов от датчика детонации удобнее, если предварительно снять датчик.

        Как проявляется неисправность датчика ЗМЗ 405

        Повышенная детонация двигателя на частоте вращения коленвала выше 3500 об/мин. Лампа неисправности горит при работающем двигателе. Самодиагностика блока фиксирует код неисправности 41 (42).

        Проверьте исправность цепей 11 и 30а.

        Повышенная детонация двигателя на частоте вращения коленвала выше 3500 об/мин. Лампа неисправности не горит при работающем двигателе (нет неисправностей в системе). Выходное напряжение при простукивании датчика твердым неметаллическим предметом менее 0,1 В.

        Замените датчик детонации.

        Пошаговая инструкция замены датчика детонации ЗМЗ 405

        1. Выключаем зажигание и снимаем минусовую клемму аккумуляторной батареи.
        2. Ключом «на 13» отворачиваем гайку крепления датчика к стенке блока цилиндров (для наглядности впускной коллектор снят).
        3. Поддев тонкой отверткой пружинный фиксатор колодки, отсоединяем колодку проводов от датчика. Подсоединяем к выводам датчика вольтметр и, легко постукивая по корпусу датчика твердым предметом, наблюдаем изменение напряжения.
        4. Отсутствие импульсов напряжения указывает на неисправность датчика.
        5. Полностью убедиться в неисправности датчика можно только на специальном вибростенде.
        6. Устанавливаем датчик в обратной последовательности.

        Двигатель 405 не развивает полной мощности

        В процессе эксплуатации автомобиля многие владельцы сталкиваются с целым рядом проблем. Одна из них – снижение мощности двигателя. При этом не всегда понятно, в чем причина такого явления, какие предпринимать меры, стоит ли ехать на СТО. Давайте же поговорим об основных причинах, почему не тянет двигатель и как можно устранить проблему своими силами.

        Основные причины снижения мощности двигателя

        1. Неисправность датчика положения коленвала

        Бывают ситуации, когда ДКПВ несвоевременно отправляет управляющую команду на подачу топливовоздушной смеси. Как следствие, мощность силового узла падает на глазах. Основная причина сбоя – сдвиг зубчатой звезды по отношению к шкиву и расслоение демпфера. В такой ситуации необходимо внимательно осмотреть демпфер и произвести его замену.

        2. Увеличение (уменьшение) зазора между электродами свечей


        В процессе эксплуатации по причине мощного температурного воздействия расстояние между электродами свечи может снизиться или возрасти. Чтобы исключить или подтвердить свое подозрение, необходимо проверить величину зазоров с помощью круглого щупа.Если расстояние меньше или больше допустимого, нужно выполнить регулировку с помощью подгибания боковой части электрода или же произвести замену свечи. Что касается оптимального расстояния искрового промежутка, то он может быть различным (в зависимости от типа свечи) – 0,7- 1,0 мм.

        3. Появление нагара на свечах – еще один явный признак проблемы


        Если двигатель плохо тянет, необходимо выкрутить поочередно все свечи зажигания и произвести их осмотр. При появлении явного нагара на электродах устройство необходимо очистить с помощью щетки с металлическим ворсом. При этом важно не просто почистить свечи или заменить их, но и выяснить причину данного явления.

        4. Выход из строя свечей зажигания

        Снижение мощности двигателя может быть вызвано выходом из строя изделия. В этом случае необходима проверка работоспособности свечи на специальном стенде. Если подозрения подтвердились, то единственный выход – замена комплекта или одной свечи.

        5. Отсутствует бензин в баке

        Диагностировать проблему можно по указателю уровня топлива. Если же он неисправен или есть подозрение на его «неадекватность», то определить наличие топлива можно путем снятия бензонасоса.

        6. Загрязнение топливного фильтра, замерзание воды в системе, пережатие топливного провода, выход из строя бензонасоса

        Все эти неисправности можно смело отнести к одной категории, ведь все они имеют одинаковые признаки – стартер проворачивает двигатель, но запаха топлива из выхлопной трубы нет. Если автомобиль карбюраторный, то причину нужно искать в поплавковой камере. Скорее всего, в нее не подается топливо. В случае с инжектором наличие топлива в рампе легче проверить путем нажатия на специальный золотник (установлен в торцевой части рампы).

        Для исправления проблемы необходимо хорошенько прогреть двигатель и прокачать систему питания шинным насосом. После этого меняются все трубки системы, шланги и сам бензонасос.

        7. Топливный насос создает слишком слабое давление

        Определить такую проблему можно исключительно путем специальных замеров (делаются непосредственно на выходе топливного насоса). После этого проверяется качество работы фильтра бензонасоса.

        Решение – очистка фильтра топливного насоса, его замена (в случае невозможности ремонта) или установка нового топливного насоса.

        8. Низкое качество контакта в цепи

        Низкое качество контакта в цепи по которой питается топливный насос или выход из строя его реле. Первое, что нужно сделать для проверки – убедиться в качестве «массы» на автомобиле и сделать замеры сопротивления с помощью мультиметра. Если уровень сопротивления действительно завышен, то единственный выход – зачистить контактные группы, хорошо обжать клеммы или установить реле (если старое неисправно).

        9. Поломка форсунок или неисправность в подводящей системе


        Если есть подозрение на выход из строя данных элементов, необходимо проверить с помощью мультиметра сопротивление обмоток на факт обрыва или межвиткового замыкания. Если же причина проблемы – это неисправность ЭБУ, то такую проверку можно провести исключительно на СТО.

        Устранить снижение мощности двигателя по этой причине можно несколькими способами (в зависимости от глубины проблемы) – установить новый ЭБУ, почистить все форсунки, обеспечить качественный контакт в электрической цепи и так далее.

        10. Поломка ДПКВ


        Для решения проблемы достаточно восстановить нормальный контакт в электрической цепи и установить новый датчик (если старый оказался неисправным).

        11. Вышел из строя ДТОЖ


        Вышел из строя ДТОЖ – датчик, контролирующий температуру охлаждающей жидкости. Симптомы неисправности следующие – загорается лампа неисправности двигателя. Если же имеет место обрыв, то электровентилятор системы начинает непрерывно вращаться. Кроме этого, необходимо проверить исправность самого датчика.

        Если мощность двигателя упала по этой причине, то необходимо восстановить качество контакта в электрической цепи и произвести установку нового датчика.

        12. Вышел из строя ДПДЗ

        Вышел из строя ДПДЗ – датчик, контролирующий правильность положения дроссельной заслонки (или его цепочки). Как и в предыдущих случаях здесь загорается лампа «Check engine». Если имеет место обрыв в цепи ДПДЗ, то обороты двигателя обычно не снижаются ниже полутора тысяч оборотов.

        Решение проблемы заключается в чистке дроссельного узла и восстановлении качества контактного соединения во всей электрической цепи. В случае если датчик неисправен и не подлежит ремонту, то его необходимо заменить.

        13. Вышел из строя ДМРВ

        Вышел из строя ДМРВ – датчик, отвечающий за контроль массового расхода топлива. Здесь оптимальное действие – проверка целостности ДМРВ или его замена на исправное устройство. В случае если поломка ДМРВ подтвердилась, то необходимо сделать попытку его почистить, а в случае невозможности ремонта просто произвести замену.

        14. Поломка датчика детонации


        Поломка датчика детонации. При такой неисправности на панели приборов обязательно загорается лампа неисправностидвигателя. Кроме этого, при выходе из строя ДД детонации отсутствует в любом из режимов работы силового узла и также падает мощность двигателя. При такой проблеме лучший вариант – восстановить целостность контактной группы в электрической цепи и установить новый датчик.

        15. Поломка датчика кислорода

        Поломка датчика кислорода или нарушение его цепи. Такая неисправность характеризуется загоранием лампы «Check engine». При этом первое, что нужно сделать – проверить спираль подогрева на целостность. Во-первых, измеряется сопротивление, а во-вторых – уровень напряжения на выходе. Измерение можно сделать даже без разрыва цепи – достаточно проткнуть изоляцию с помощью иголок.

        Для устранения неисправности стоит произвести ремонт датчика кислорода, восстановить качество проводки и произвести чистку всех отверстий, через которые подсасывается воздух. В крайнем случае, необходимо произвести замену самого датчика кислорода.

        16. Разгерметизация выпускной системы

        Диагностировать такую проблему просто – достаточно осмотреть основные элементы во время работы двигателя на средних оборотах. Для решения проблемы необходимо произвести замену прокладки выпускного коллектора и протянуть все уплотнения.

        17. Выход из строя ЭБУ


        Выход из строя электронного блока управления (ЭБУ). Несмотря на свою надежность ЭБУ также может ломаться (иногда просто сбивается его программное обеспечение). Чтобы убедиться в исправности (выходе из строя ЭБУ), необходимо поверить напряжение на самом блоке (нормальный параметр – около 12 Вольт) или произвести замену на заведомо исправный блок. Если блок управления оказался неисправным, то может потребоваться его замена. В некоторых случаях достаточно поменять только проводку.

        18. Нарушение регулировки зазоров в приводе клапанов

        Убедиться в соответствии параметров можно исключительно путем проверки с помощью специальных щупов. Если зазоры не соответствую норме (прописано в мануале), то необходимо сделать регулировки.

        19. Деформация или поломка пружин на клапанах

        В этом случае придется снимать головку блока цилиндров и измерять длину пружин под нагрузкой и в свободном состоянии. В случае если были обнаружены поломанные или деформированные пружинки, то их нужно поменять.

        20. Изношены кулачки распределительного вала


        Здесь достаточно будет визуального осмотра (после снятия необходимых элементов) и замены распределительного вала в случае необходимости.

        21. Разлажены фазы газораспределения

        В таких случаях необходимо проверить факт совпадения меток на распределительном и коленчатом валах. Если есть «разбаланс», то достаточно установить правильное положение по специальным меткам.

        22. Низкий уровень компрессии в цилиндрах

        Низкий уровень компрессии во всех или некоторых цилиндрах. К причинам можно отнести вероятное повреждение клапанов или их износ, поломку или залегание поршневых колец. Чтобы убедиться в подозрениях или опровергнуть их, достаточно произвести необходимые измерения. Если подозрение подтвердилось, то необходимо сделать ремонт силового узла – поменять кольца, поршни или выполнить ремонт цилиндров.

        Выше перечислена лишь часть неисправностей, из-за которых падает мощность двигателя. Но в большинстве случаев этого достаточно, чтобы диагностировать проблему, устранить ее и вернуть своему «железному коню» столь необходимую тягу.

        Перебои в работе двигателя ЗМЗ-409, когда его холостой ход не равномерен, по ощущениям он не развивает достаточной мощности и повышается расход бензина, как правило, могут возникать по причине неисправности одной или нескольких форсунок, электробензонасоса, свечи зажигания одного или нескольких цилиндров, или подсоса воздуха.

        Для самостоятельной диагностики и устранения возможной неисправности нужно запустить двигатель и прогреть его до оборотов холостого хода. Затем подойдя к выхлопной трубе, прислушаться к звуку выхлопа, он должен быть ровным и одного тона, если прослушиваются хлопки, то надо принимать меры.

        Диагностика и устранение неисправностей при перебоях в работе ЗМЗ-409.

        Хлопки в выхлопе через нерегулярные промежутки времени.

        Хлопки через нерегулярные промежутки времени могут возникать по причине загрязнения распылителей форсунок, сильного износа или загрязнения свечей зажигания. В этом случае можно попробовать заменить весь комплект свечей зажигания, в независимо от пробега автомобиля и их внешнего вида. Если это не помогло, то дело может быть в форсунках или других элементах системы управления двигателем, поэтому для устранения неисправности лучше сделать ее полную диагностику.

        Хлопки в выхлопе через регулярные промежутки времени.

        Хлопки через регулярные промежутки времени свидетельствуют о том, что один из цилиндров работает со сбоями из-за : неисправности свечи зажигания или отсутствия на ней искры, неисправности форсунки, подсосе воздуха в один из цилиндров или значительном снижении компрессии в нем.

        Если хлопки регулярны, то после остановки двигателя и прежде всего надо проверить состояние высоковольтных проводов системы зажигания, их изоляция не должна быть повреждена, а наконечники проводов не должны быть окислены. Если повреждения проводов при визуальном осмотре не выявлены, то надо выполнить следующие действия.

        1. Снять наконечники высоковольтных проводов, вывернуть свечи зажигания и осмотреть их, если свеча черная и влажная, то значит она неисправна и ее надо заменить. Зазор между электродами свечи должен быть в пределах 0,70-0,85 мм.

        Если все свечи выглядят исправными, то установить их на место. Подсоединить высоковольтные провода согласно маркировке по порядку работы цилиндров двигателя 1-3-4-2, нумерация цилиндров ведется от шкива коленчатого вала двигателя.

        2. Взять запасную свечу и любым способом зафиксировать ее на двигателе. Надежный контакт корпуса или резьбовой части свечи с массой необязателен, но очень желателен. Не стоит крепить свечу зажигания к маслоналивной горловине, маслоизмерительному щупу, элементам системы питания топливом и тому подобное.


        Подсоединить высоковольтный провод с первого цилиндра к запасной свече и запустить двигатель. Если перебои в работе двигателя не усилились, то заменить свечу в первом цилиндре на заведомо исправную. Если перебои усилились, то последовательно повторить процедуру со всеми цилиндрами, чтобы выявить неисправную свечу.

        Если в результате предпринятых действий перебои двигателя не устранены, то надо проводить полную диагностику системы зажигания и замер компрессии в цилиндрах. Нормальная компрессия — более 1,1 МПа (11 кгс/см2), разница более 0,1 МПа (1 кгс/см2) в одном цилиндре уже свидетельствует о необходимости ремонта двигателя.

        3. Для устранения подсоса воздуха надо проверить целостность шлангов и затяжку их хомутов, подтянуть все гайки крепления впускной трубы и выпускного коллектора или заменить их прокладки на новые.

        Подсос воздуха в двигателе ЗМЗ-409 может происходить и через вакуумный усилитель тормозов. Для проверки надо снять шланг соединяющий вакуумный усилитель с двигателем, надежно его заглушить и затем запустить двигатель. Если перебои в работе двигателя прекратились, то значит требуется диагностика вакуумного усилителя тормозов.

        Если перебои в работе двигателя продолжаются, то можно попробовать облить снаружи шланг жидкостью типа WD-40. Если перебои в работе двигателя хотя бы на короткий промежуток времени прекращаются, то значит возможно где то в шланге есть разрыв и его лучше заменить.

        1. При появлении в работающем двигателе выделяющихся шумов и стуков следует выяснить причину их возникновения и до устранения неисправности двигатель не эксплуатировать.

        В холодном двигателе после запуска возможно появление стуков гидротолкателей клапанов и гидронатяжителей.

        По мере прогрева двигателя до рабочей температуры, но не более чем через 30 минут, стуки должны исчезнуть.

        2. Не допускайте перегрева двигателя. При загорании сигнализатора перегрева охлаждающей жидкости следует немедленно остановить двигатель, выявить и устранить причину перегрева.

        3. Не допускается эксплуатация двигателя с горящим сигнализатором аварийного давления масла.

        Это приведет к задиру подшипников коленчатого вала, распределительного вала и выходу из строя газораспределительного механизма.

        Загорание сигнализатора допускается при работе двигателя на минимальной частоте вращения в режиме холостого хода и при резком торможении.

        4. Не допускается эксплуатация двигателя с горящей диагностической лампой.

        Постоянное горение лампы говорит о наличии неисправностей в системе управления двигателем. Необходимо провести диагностику системы и устранить неисправность в возможно короткий срок.

        Примеры возможных причин неисправности двигателя

        Двигатель не запускается:

        Проверить предохранитель топливного насоса

        Проверить состояние контактов в соединениях насоса, реле насоса и пускового реле

        Восстановить фазы на станции технического обслуживания

        Неисправна система зажигания:

        Двигатель работает неустойчиво:

        Слить отстой из бака

        Устранить негерметичность в соединениях

        Перебои или отказ в работе одного из цилиндров:

        Счистить нагар или заменить свечу

        Восстановить контакт или заменить форсунку

        Перебои или отказ в работе двух цилиндров:

        Высокая частота вращения коленвала в режиме холостого хода на прогретом двигателе:

        Устранить негерметичность в соединениях

        Восстановить контакт или заменить регулятор

        Восстановить контакт или заменить неисправные датчики

        Повышена токсичность отработавших газов:

        Отрегулировать содержание СО регулировочным винтом на датчике массового расхода воздуха

        Восстановить контакт или заменить датчик

        Отрегулировать содержание СО регулировочным винтом на датчике массового расхода воздуха

        Восстановить контакт или заменить датчик

        Двигатель не развивает полную мощность:

        Заменить фильтрующий элемент

        Отрегулировать привод заслонки

        Перегрев двигателя:

        Отрегулировать натяжение ремня

        Долить охлаждающую жидкость

        Промыть радиатор струей воды

        Проверить электродвигатель вентилятора, датчик и реле. Неисправные узлы заменить

        Пониженное давление масла:

        Датчик детонации автомобиля ЗМЗ-406

        Двигатель автомобиля — это сложное устройство, бесперебойная работа которого зависит от многих исходных факторов. Один из них — момент детонации, другими словами, момент воспламенения топливной смеси в цилиндре двигателя. Момент детонации не должен происходить раньше, чем создалось необходимое давление от бензиновых паров при сжатии, получаемом во время обратного хода поршня. Электронная управляющая система должна ориентироваться на текущий момент срабатывания, чтобы в зависимости от него корректировать угол опережения зажигания и обогащение смеси.

        Датчики детонации

        ЭМУ получает информацию о произошедшем событии от соответствующих датчиков. Они определяют единовременную вибрацию мотора, возникающую в момент детонации. Последнее доступно за счет расположения датчиков и плотного прилежания к корпусу двигателя.

        Мотор ЗМЗ-406 можно встретить на таких автомобилях, как ГАЗель, Соболь, Волга 3102, 3110, 31105. Это четырех цилиндровый двигатель, оснащенный 16 клапанами и электронной системой управления. Именно ей требуется информация от датчика детонации. Модельный ряд ЗМЗ-406 представлен следующими моторами:

        Мотор ЗМЗ-406

        Двигатель Тип Максимальная мощность Примечание
        ЗМЗ-4062.10 Инжектор 150
        ЗМЗ-4061.10 Карбюратор 100
        ЗМЗ-4063.10 Карбюратор 110
        ЗМЗ-4052.10 Инжектор Экологичность Euro-3.4
        ЗМЗ-4092.10. Инжектор Экологичность Euro-3.4

        Общая компоновка, наличие электронной системы управления и тип навесного оборудования, дали возможность разработать на основе ЗМЗ-406 более мощные моторы практически без изменения исходной конструкции. Речь идет о ЗМЗ-405, ЗМЗ-409 и дизеле ЗМЗ-514. Во всех названых движках, как и в прародителе, используется датчик детонации ЗМЗ-406. Кроме продукции заволжского моторного завода, применяется аналогичный сенсор на двигателях ВА3-2108i, 2112i, 21214i, ГАЗ 4216, A274 и многих УАЗ.

        Расположение и снятие детектора

        Датчик находится под впускным коллектором в труднодоступном месте. Крепится он к корпусу двигателя болтом на «13». Согласно рекомендациям механиков, для его снятия удобен торцевой ключ с удлинителем. Проводную колодку отключают уже после отсоединения датчика детонации от корпуса двигателя. В пазах устройства она зафиксирована простой защелкой, которую достаточно нажать для освобождения конструкции от контактных проводов.

        схема

        Датчик детонации на ЗМЗ-406 и его демонтаж:

        Датчик детонации на ЗМЗ-406 и его демонтаж

        Признаки неисправности

        Основной симптом неисправного датчика детонации — обороты двигателя начинают «плавать» по достижении 3000-3200 об/мин. Многие водители, столкнувшиеся с проблемой, отмечают, что при переключении на повышенную передачу загорается надпись «Check Engine» на приборной панели. При этом ламповый индикатор ЭМУ покажет ошибку 041 (неисправность цепи датчика детонации).

        Обратите внимание — сам сенсор может быть работоспособен, а вот провода шлейфа — оборванными.

        При замене неисправной запчасти на рабочую, приобретают вариант датчика детонации под конкретную модель двигателя ЗМЗ-406 по стандартам экологичности. Устройство, рассчитанное на Euro 3 или Euro 4 будет ошибаться при Euro 2. Причина — изменение мощности вибрации при зажигании сжатой смеси.

        Как проверить датчик самостоятельно

        Проверка датчика выполняется двумя способами. Для обоих требуется мультиметр, который соединяют с исходящими контактами устройства. В первом, переключив тестер на 200 милливольт переменного тока, постукивают по корпусу сенсора твердым предметом. Показания должны меняться. Их постоянство — признак неисправности.

        Проверка датчика

        Второй способ заключается в проверке сопротивления датчика детонации. Сопротивление должно соответствовать характеристикам бортовой сети автомобиля. Мультиметр переключают в режим проверки резисторов на 2000 кОм. Смотрят индикацию. Для ЗМЗ-406 сопротивление рабочего датчика должно составлять около 550 кОм.

        Обязательно в том же режиме работы мультиметра проверяются входящие провода шлейфа для определения разрыва линии. В последнем случае сопротивление будет равно нулю.

        Измерение сопротивления

        Некоторые дополнения

        Вместо родного датчика детонации ЗМЗ-406 можно использовать его вариант, устанавливаемый на другие модели двигателей. Нужно только привести характеристику сопротивления хода тока к оригинальным параметрам. Для этого припаивают соответствующий резистор между сигнальной линией и землей, чтобы получить на выходе 560 кОм.

        датчик

        Замечено, что иногда полностью исправный сенсор выдает неверные показания. Причиной становятся помехи, наводимые скачками тока в бортовой сети автомобиля. Решить проблему можно установкой простого фильтра. Для чего между «землей» и сигнальной линией припаивается конденсатор на 2500–4700 пФ, 16–24 В.

        Читайте также: