Где находится 1 лад на укулеле

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Первые шаги в освоении укулеле для новичков

Если Ваша душа просит музыки, и Вы хотите научиться играть Ваши любимые песни или сочинять свои, то укулеле – отличный вариант открыть для себя этот мир. Научиться играть на нем очень просто.

В этой статье мы пройдем путь знакомства с этим инструментом. Так что, если Вы никогда не играли на подобном инструменте и не знаете, к чему приступить, то надеюсь, Вам это будет полезно.

Но для начала поговорим немного об истории создания этого необычного инструмента.

“Укулеле” – миниатюрная четырехугольная гитара, изобретенная в Португалии ориентировочно в 1886 году.

Аугусто Диас, Хосе де Есперито Санто, Мануэло Нуньес и Жоао Фернандес начали заниматься производством мебели, но это дело не пошло, и тогда они начали изготавливать музыкальные инструменты. Так, в 1886 году они и сотворили очень необычный четырехструнный инструмент с ярким звучанием, которое впоследствии получило название «укулеле». Сначала гавайцы не одобрили новый и неизвестный им инструмент, но королю Давиду Калакауа он понравился, и он решил включить его в свой оркестр. И впоследствии все местные жители приняли его со всей душой. Немаловажным фактом, повлиявшем на это, было то, что он был изготовлен из акации, что являлось символом благодарности природе.

Существует несколько версий, почему укулеле получило такое название. Согласно одной из них, музыкант, играя на нем, так быстро перебирал пальцами, что это было похоже на прыгающих блох («укулеле» с гавайского языка можно перевести именно так).

Другая версия гласит о том, что у советника гавайского короля было прозвище «укулеле» за небольшой рост и энергичность, и из-за того, что он играл на этом инструменте для короля, и инструменту передалось его прозвище.

И третья версия, более возвышенная, связана с королевой Лили’уокалани. Якобы она присвоила инструменту такое название в значении «прибывший подарок» (uku – “подарок, вознаграждение”, lele – “прибывать”).

Так укулеле стало символом гавайской культуры, на нем играли традиционную гавайскую музыку, под которую исполняли народный гавайскиий танец- хулу.

Наиболее распространенной моделью является укулеле сопрано, о ней мы и будем дальше говорить. Она очень миниатюрная, длина корпуса составляет всего 51 см. В основном ее изготавливают из древесины, использую различные породы. В основном инструменты изготавливают из акации коайа (если укулеле гавайского производства), такая укулеле стоит дорого, укуле средней ценовой категории производят из махагона, и более бюджетные из ели.

Ниже представлено строение этого необычного инструмента.

Верхняя часть укулеле – голова, по бокам расположены колки, с помощью них мы настраиваем струны. Верхний порожек отделяет голову от грифа. Затем идет гриф, на котором находятся лады и сами струны. Основная часть инструмента – это дека, где находится резонансное отверстие, около него струны мягче, и при игре на них звук получается более мелодичным. Нижний порожек поддерживает струны.

Из-за того, что у укулеле всего 4 струны и тонкий и небольшой гриф, играть на этом инструменте гораздо проще, чем на гитаре.

Как научиться играть на укулеле

девушка с укулеле в руках

Укулеле – инструмент, который не только умещается в рюкзак, но и легко осваивается с нуля. Благодаря видео-урокам и самоучителю начинающие музыканты узнают, как играть на укулеле, учатся исполнять простые мелодии, подбирать аккорды любимых песен на гавайской гитаре, играть с листа. Практические советы по обучению для новичков помогут быстрее освоить этот инструмент.

Кратко о музыкальном инструменте

Укулеле — национальная разновидность гитары жителей Гавайских островов. Традиционно на инструменте четыре струны, но бывает и восемь (четыре сдвоенных пары). Согласно распространённой версии, на языке островитян «укулеле» означает «прыгающая блоха». Учитывая, какие движения пальцев используются для игры, название оправданно.

Конструкция укулеле

Устройство гавайской гитары простое. Верхнюю часть укулеле называют головой. С боковых сторон на ней располагаются колки. Они нужны для настройки звучания струн. Голова от грифа отделена верхним порожком.

укулеле строение

Далее идет гриф с ладами и струнами. Основной частью гавайской гитары считают деку. Вырезанное здесь резонансное отверстие позволяет извлекать более мелодичные звуки. Роль нижнего порожка – поддержка струн.

Необходимая терминология

Разбираться в схемах и нюансах игры на укулеле удобнее, зная терминологию:

  • корпус, от древесины которого зависит звук;
  • розетка – отверстие, усиливающее звук;
  • бридж – держатель струны;
  • гриф, отвечающий за игру на инструменте;
  • колки – приспособления для настройки.

Виды инструментов

Выбор способа игры зависит от разновидности мини-гитары. Размеры и особенности основных видов укулеле описаны ниже. Перед тем, как научиться играть на укулеле самостоятельно, предстоит выбрать «свой» инструмент.

  1. Сопрано. Самый компактный и недорогой вариант (около 53 см в длину). Отличный выбор для новичков, детей. Учитывая наличие всего 12 ладов, сложные композиции и песни исполнить не получится.
  2. Баритон. По звуку и размеру инструмент похож на акустическую гитару. Длина около 75 см. В распоряжении музыканта – 19 ладов.
  3. Концерт. Инструмент длиной 58 см часто выбирают для концертной деятельности. Глубокое и низкое звучание, 18 ладов и высокая стоимость обуславливают его выбор профессионалами.
  4. Тенор. Укулеле длиной 66 см. Редкий вид. Звук громкий, глубокий и низкий. В распоряжении музыканта 15 ладов. Дорогостоящая гитара, не для начинающих.

Выбор укулеле

Покупка гавайской гитары начинается с обзора ассортимента музыкальных магазинов, оценки характеристик и стоимости инструментов.

По типу

Форма корпуса разных моделей отличается. Основных всего три:

  1. Гитарный корпус (восьмерка). Распространенная разновидность. Напоминает классическую гитару, но ближняя к грифу часть меньше дальней.
  2. Ананас. Из названия понятно, как выглядит инструмент. Для украшения, отдавая должное первым гитарам островитян, наносят рисунки в виде татуировок коренного населения.
  3. Весло. Корпус напоминает лопасть весла. Редкая разновидность.

По характеристикам

Материал изготовления влияет на звучание укулеле. Считают, что для разных видов инструмента должна подбираться конкретная древесина:

  • сопрано и концерт – кедра, махагони, палисандр;
  • баритон, тенор – клен, ель.

струны укулеле

Расстояние от грифа до струн должно быть таким, чтобы игра не требовала физических усилий. Чем ближе струны возле грифов укулеле, тем мягче и удобнее играть. Совсем небольшое расстояние не приветствуется, поскольку биение струн о лады создаст неприятные дребезг.

По ценовой категории

В магазинах с музыкальными инструментами предлагаются на выбор две категории: бюджетная и дорогостоящая. Отличия кроются в материалах изготовления.

Недорогие гавайские гитары сделаны из прессованной древесины, фанеры. Вариант для начинающих с нуля. Звук не очень чистый, но для дома – в самый раз.

Более дорогостоящие модели сделаны из настоящего дерева, поэтому звук извлекается чистый, мелодичный. Сам инструмент прослужит дольше.

Настройка укулеле

Новичку сложно настроить правильное звучание, поэтому лучше скачать специальное приложение. Программа автоматически распознает тон звучания через микрофон, подскажет, как расслабить или натянуть струны. Еще один легкий вариант – онлайн-тюнер.

Струны отсчитывают снизу, первая – A, затем выше последовательно E, C, G. После настройки звучания струн пора прослушать инструмент – бить по струнам ногтями сверху вниз, а в обратном направлении – подушечками пальцев. Правильная настройка зависит от выбранного строя (тональности).

Первоначальная настройка нужна для получения правильного звука. Удобнее пользоваться тюнером. Он покажет, как правильно расслабить или натянуть струну. Настройка осуществляется колками. Каждая из четырех струн настраивается на одну ноту. По порядку: соль, до, ми и ля (GCEA).

Стандартный строй

Струны натягиваются поочередно в последовательности GCEA. Классическое построение соль-до-ми-ля позволяет воспроизводить мелодии, как на классической гитаре. Отличие – G не будет выдавать самое низкое звучание, так как расположена в той же октаве, что C, E и A. Стандартный строй обычно выбирают для сопрано.

Гитарный строй

Струны натягиваются в порядке DGBE. Такой строй используют для баритона, редко для тенора.

Чтение табов

Новичкам удобнее изучить классические аккорды Am, Dm, E, чтобы далее разбавлять их другими для исполнения любимых песен. Схемы табов есть в интернете.

unnamed

Разметка из 4 вертикальных черточек обозначает струны, а горизонтальные черты – это лады. Точками обозначается размещение пальцев на струнах для извлечения нужного звука.

Как играть на укулеле самостоятельно

Правильная постановка инструмента скажется на звучании. Левую руку опускают от грифа так, чтобы инструмент остался на месте, зафиксированный сгибом локтя на правой руке. Если получилось, можно сыграть пару аккордов.

девушка на берегу моря с укулеле

Обучаться стоит с заучивания простого мотива, чтобы прочувствовать ритм и настроение, получить позитивную мотивацию. Игра на укулеле дается проще, если сравнивать с гитарой. Всего 2 – 3 раза в неделю занимаясь музыкой, можно быстро получить приличный результат. Этого достаточно, чтобы стать душой компании.

Несколько аккордов и немного практики – все составляющие успешного исполнения любых мелодий.

Базовые аккорды для инструмента

базовые аккорды

Запомнив расположение пальцев на струнах, нужно потренироваться проигрывать базовые аккорды, а затем менять их для получения новых звуков.

На заметку: чем ближе палец расположен к разделительному порожку между ладами, тем чище будет получаться звук.

Аккорды бывают 2 видов:

Выбирайте тип аккордов в зависимости от настроения мелодии.

Гаммы мажор и минор

Гаммы – последовательность проигрыша 7 нот одной октавы. Внутри октавы звуки мягко сочетаются. Гаммы – составляющие большинства музыкальных произведений. Тренировка гамм нужна для понимания сочетания нот друг с другом, чтобы легче запоминать ноты на грифе, подбирать мелодии.

Совет: в процессе исполнения гамм рекомендуется проговаривать или петь каждую ноту, чтобы тренировать пальцы и музыкальную память, слух.

Изучение гамм доступно, как на единственной струне, так и на всех. Гаммы делятся на категории минор и мажор. Достаточно выучить ноты в одном и найти их взаимосвязь в другой гамме, чтобы ускорить процесс обучения.

мажор
минор

Мажорные аккорды представляют собой 3-4 сыгранных одновременно ноты. Звучание получается радостным, бодрым. Куда ставить пальцы для проигрыша разных аккордов:

  • C – зажать на третьем ладу четвертую струну безымянным пальцем;
  • F – зажать на первом ладу вторую струну указательным, а на втором ладу первую безымянным пальцем;
  • G – зажать на втором ладу третью струну указательным, здесь же четвертую струну средним и на третьем ладу вторую безымянным пальцем;
  • A – зажать на первом ладу третью струну указательным, а на втором ладу первую средним пальцем;
  • D – зажать на второму ладу первую струну средним, вторую струну безымянным пальцем и третью мизинцем;
  • E – зажать на первом ладу четвертую струну указательным, на втором ладу первую средним пальцем и на четвертом ладу третью мизинцем.

Мажорная и минорная пентатоника

Играя тремя пальцами (большим, средним и указательным) на укулеле, можно с помощью пентатоники натренировать базовые принципы. Техника напоминает перебор струн классической гитары.

пентоника до мажор
пентоника до минор

Большим пальцем извлекают звуки из нижних струн, а средним и указательным перебирают первую и вторую струну. В дальнейшем навыки игры на пентатонике пригодятся в процессе исполнения композиций, где на одну струну приходится два последовательных звука.

Игра боем

Гавайскую гитару чаще используют для исполнения одноименной музыки. Музыканты также играют джаз, регги, кантри и фолк. Бой на укулеле аналогичен процессу на классической гитаре. Так называется движение правой рукой вниз и вверх по струнам с определенной частотой. С помощью боя достигают ритмичного, ровного звучания.

Бой исполняют ведущей рукой или используют поочередно обе. На маленьких инструментах играют указательным пальцем, на больших используют щепотку. Рабочая рука должна быть расслабленной, но точной в движении.

В схемах, предоставленных в интернете бесплатно, направление боя указывается стрелкой вверх и вниз. Если встречается звездочка, крестик – это означает, что нужно заглушить струны после исполнения аккорда, ударив ладонью.

Четверка

Бой для начинающих. Подходит, чтобы ознакомиться с особенностями игры на инструменте, оценить строй и звучание.

четверко

Шестерка

Базовое сочетание, с которого начинают обучение. В дальнейшем в игре используют штрих.

шестерка

Восьмерка

Сложный, но интересный бой. Ритмичный рисунок из 8 ударов предполагает акцент на каждом 3 ударе.

восьмерка

Испанский бой

Не самый популярный штрих, но необычный и потому интересный. Позволяет исполнять сложные мелодии. Базируется на восьмерке, но в каждом первом бое вниз используют сочетание с расгеадо (быстро ударяют по струнам веером пальцев поочередно).

Стиль Высоцкого

Простой бой, который часто использовал музыкант.

бой высоцкого

Стиль Цоя

Самый популярный и известный бой Цоя представлен ниже.

бой цоя

Перебор на укулеле

Другое название – «фингерпикинг». Суть сводится к поочередному перебиранию струн укулеле пальцами. Обязательно располагают мизинец на 1 струне, безымянный палец на 2, указательный на 3 и большой на 4.

kak-igrat-pereborom-na-ukulele

В табулатуре цифры означают перебор. Читают табы по номерам струн. Игра начинается снизу. Схема 4-123 означает, что нужно щипнуть четвертую струну, затем ритмично поочередно перебрать с 1 по 3 струны разными пальцами. Если в схеме прочерк стоит внизу (4_123), после щипка предусмотрена пауза до перебора.

Игра на укулеле с глушением

Глушение разнообразит игру, позволит делать бит. На мелких инструментах глушение выполняется одним пальцем, на крупных – рукой. Выбор зависит от комфорта музыканта.

схемы укулеле с глушением

Глушение сводится к остановке вибрации струн. Реализуется просто, но в разных композициях используют различные техники для затухания звука:

  • Сжатую в кулак руку кладут на все струны. Касаются верхней струны большим пальцем, затем указательным подбивают оставшиеся три снизу вверх. Финал – кладут руку на деку. Так добиваются медленного затухания звука.
  • Ребром ладони останавливают звук – касаются одновременно всех струн. Звучание сразу прекращается.

В каждой музыкальной композиции применяется определенный метод глушения. Новички разучивают обе техники, чтобы по необходимости применять нужную. Легче разучивать глушение на сопрано.

Сложно ли научиться играть самому

Самоучитель поможет обучиться игре на укулеле. Упростит задачу тематическое видео для «чайников». Помимо самой музыки, исполнитель оценивает правильную постановку рук и осанку во избежание ошибок.

черная миниатюрная укулеле

Чтобы легче научиться играть, стоит избегать частых ошибок:

  1. Неправильная постановка инструмента, сутулость. От согнутой спины тело устает, играть некомфортно. Укулеле расположена правильно, если не падает без удержание левой рукой. Научиться ставить руки правильно не сложно с помощью видео.
  2. Сбивание с ритма. Стандартный бюджетный метроном или его аналог в смартфоне позволят поддерживать нужный темп. Сразу ускоряться не стоит – первым делом нужно научиться медленно играть.
  3. Ускорение обучения. Не стоит пытаться обучиться игре за 1 день. Сначала изучают аккорды, затем отрабатывают бои, и только после этого разучивают композиции.
  4. Недисциплинированность. Тренироваться нужно ежедневно или 3 раза в неделю, чтобы привыкнуть к инструменту и выработать нужные навыки.

Последовательное и уверенное изучение тонкостей игры на укулеле требует терпения и усидчивости.

Видео-уроки по игре на укулеле

Максимально детализированные инструкции с подсказками, полезными советами предлагаются в тематических видео-уроках. Есть бесплатные и платные ролики онлайн. Одного урока недостаточно, но если брать информацию с нескольких ресурсов, можно получить массу полезных знаний. Остается выбрать инструмент в магазине и запланировать занятия.

Научиться играть на укулеле можно по видео-инструкциям с ютуба, и этого будет достаточно. Не требуется многочасовая тренировка или строгое соблюдение положения тела. Достаточно научиться читать схемы для укулеле, чувствовать ритм и приступайте к игре. Чем чаще вы будете тренироваться, тем быстрее освоитесь. Начинайте с простых и знакомых мелодий, чтобы слышать, если вы ошибетесь.

Все основные аккорды для миниатюрной гитары укулеле


Укулеле. Эти небольшие изящные четырехструнные инструменты, так похожие на маленькие гитары, появились из их упрощенной португальской версии под названием кавакиньо и любви гавайцев к музыке. Популярными укулеле стали после выступлений гавайских исполнителей в США и быстро завоевали интерес музыкантов, играющих кантри, джаз и фольк-музыку. Благодаря своей простоте для новичков и необычному звуку мини-гитара стала одним из популярнейших инструментов для игры в мире.


Немного об укулеле

Существует около десяти разных видов инструмента, все они отличаются размерами и звучанием.

Тремя самыми популярными и известными в мире принято считать укулеле сопрано, –концерт и –тенор, менее распространены укулеле баритон и –контрабас.


Длина самой маленькой модели – сопрано – всего 51 сантиметр, и она считается эталоном среди инструментов данного типа.

Строение укулеле почти полностью повторяет гитару, за исключением того что у первый инструмент четырехструнный, и у него более короткий и тонкий гриф и сравнительно небольшая дека. Поэтому игра на этом инструменте заметно проще, чем на гитаре.


При правильной позе и постановке инструмента игра станет чище и удобнее. При этом неважно, как играть на укулеле, стоя или сидя – позиция инструмента остается неизменной.

Нужно взять гриф левой рукой, расположив его на сгибе кисти, чтобы было удобно зажимать лады. Сам инструмент декой упирают в согнутый локоть правой руки.


Если же музыкант левша, все происходит наоборот – инструмент придерживают за гриф правой рукой, упирая в локоть левой. Правши звуки извлекают подушечками пальцев правой руки при переборе струн, а при игре боем – ногтями пальцев той же руки при игре вниз и подушечками – при игре вверх.

Строй укулеле

Струны принято настраивать, исходя из его разновидности, жанра игры и предпочтений музыканта. Базовым строем для укулеле–сопрано принято считать GCEA, или последовательно соль-до-ми-ля.


Этот строй интересен тем, что три струны выставляют от высочайшего звука к низкому, подобно обычной гитаре. Однако четвертая струна зазвучит при игре выше второй и третьей, поскольку настраивается в одной октаве вместе с остальными.

Такая особенность будет непривычной тем, кто раньше привык к гитаре, но этот строй удобный и к нему легко приспособиться.

На нем же строятся и большинство классических аккордов для «мини-гитары». Однако можно использовать и гитарный строй в порядке: ми-си-соль-ре.


Тогда на инструменте можно брать те же аккорды что и на классической гитаре, но с меньшим количеством струн.

Аккорды

Когда будет получаться уверенно зажимать лады и играть без треска и дребезжания, то можно начать изучать базовые аккорды. Их отличие от гитарных в том, что струн меньше, и соответственно, зажимать их проще. Здесь показано большинство основных аккордов, возможных при игре в различных сочетаниях. Точки отмечают лады, где струны следует придерживать пальцами.

Если струна не отмечена точкой, то зажимать ее не надо и та звучит открыто.


Мажорные аккорды

Ниже описано, как брать мажорные аккорды для начинающих. Это три либо четыре ноты, сыгранные разом, и разница между которыми набирает четное число ладов, либо целое число тонов. Звучат они позитивно и бодро, поэтому и называются мажорными, что в переводе означает радость.


  • Для мажорного аккорда C (до) необходимо зажать третий лад четвертой струны безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда F (фа) необходимо зажать первый лад второй струны указательным пальцем и второй лад первой струны безымянным.
  • Для мажорного аккорда G (соль) необходимо зажать второй лад третьей струны указательным, второй лад четвертой струны средним, и третий лад второй струны — безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда A (ля) необходимо зажать первый лад третьей струны указательным пальцем и второй лад первой струны средним пальцем.
  • Для мажорного аккорда D (ре) зажимают второй лад первой, второй и третьей струн. Это можно сделать как одним указательным пальцем, тогда это будет называться «баррэ», либо тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем.
  • Для мажорного аккорда E (ми) необходимо зажать первый лад четвертой струны указательным пальцем, второй лад первой струны — средним пальцем, и четвертый лад третьей струны — мизинцем.


Игра боем и перебором

Игра перебором это чередование трех либо четырех пальцев, например большого, указательного, среднего и безымянного. В ходе проигрыша большим пальцем играют по четвертой струне, указательным – по третьей, средним по второй и безымянным по первой.


Это не единственный вариант игры перебором, но самый простой. Для проигрыша аккорда перебором сперва извлекается главный звук комбинации на третьей-четвертой струне, и далее оставшиеся звуки на второй и первой струнах. Игра перебором должна звучать плавно, без резких переходов и потому считается что ее изучать сложнее чем игру боем.

Тут все просто – игра происходит ударами по струнам указательным пальцем, ногтем или подушечкой, в зависимости от направления боя. Играют при этом четко, в ритм и с большей силой, чем при переборах.

Типичные ошибки при игре

Изучаем бои, аккорды и перебор для укулеле

Гавайская гитара – экзотичный и набирающий популярность музыкальный инструмент, на котором можно сыграть практически любую песню. Несмотря на кажущуюся простоту, многие сталкиваются с трудностями, поэтому в этой статье разберем: как играть бой на укулеле, как держать пальцы ставя основные аккорды и какие виды переборов бывают.

Данный инструмент появился в начале 15 века в «Старом свете», но получил свою популярность на гавайских островах намного позже. Укулеле в переводе с гавайского означает «скачущая блоха», по всей видимости из-за своего размера или звучания. Изготавливается она из древесины растения «Коа», которое произрастает на этих островах. Инструмент является четырех-струнным щипковым и достаточно прост в освоении, даже в сравнении с классической гитарой. Существует несколько разновидностей: сопрано, концерт, баритон и даже электрическая гавайская гитара. Плюс укулеле – это небольшой размер, что позволяет взять ее с собой на природу или на отдых. Для обучения необходимо доля терпения и усидчивости, особенно в начальной стадии, когда мелкая моторика рук и мышечная память не развиты.

Игра на гавайской гитаре

Бои для укулеле

  • Четверка;
  • Шестерка;
  • Восьмерка;

Для всех этих схем можно пользоваться приемом «заглушка».

Четверка

Данная схема является самой просто и базовой для освоения и лучше всего изучать данный музыкальный инструмент, начиная именно с этого приема. Как играть 4 на укулеле: 8 ударов на одном аккорде, затем выполнить переход и снова бить по струнам, 8 ударов на следующем и так далее. Необходимо просто играть «вверх – вниз» четыре раза. Главное – соблюдать ритм, паузы между ударами должны быть равномерными. Сперва необходимо делать удары медленно, постепенно ускоряясь. Как только рисунок запомнился, можно начинать зажимать аккорды и пытаться воспроизводить песни. Изучив простейший бой, уже можно исполнять множество популярных песен, в том числе и «Батарейку», «Звезду по имени солнце», «Бумбокс» и множество других.

Как играть бой на укулеле

Шестерка

Как играть бой шестерка на укулеле

Восьмерка

Из всех рассматриваемых боев, восьмерка является самым сложным. Однако, звучит он намного интереснее остальных двух. В схеме уже присутствуют шестнадцатые доли. Схема боя восьмерка на укулеле звучит так: «вверх – вверх – вниз – вверх – вниз – вниз – вверх – вниз – вверх». При регулярных ежедневных тренировках, можно изучить данный вид боя и исполнять уже более сложные композиции.

Как играть бой 8 на укулеле

После того как будут изучены все виды боев, можно дополнять их различными приемами. Отдельного внимания заслуживают такие бои как: четверка с глушением, шестерка и восьмерка с глушением. Многие песни и композиции станут доступны для исполнения, как только вы изучите основные виды боя. Следующим шагом в изучении гавайской гитары станут – аккорды. Ведь именно они, создают мелодию и тональность музыки. Зажимают их правой или левой рукой, в зависимости от того, правша или левша гитарист.

Базовые аккорды для укулеле

Аккорды в гавайской четырехструнной гитары подобны обычным классическим гитарным. Ставятся они, путем зажимания определенных струн на различных ладах. Для начала стоит изучить наиболее распространенные и часто используемые аккорды, также пройти обучение по сольфеджио. Изучить и сыграть первые аккорды можно под руководством наставника или даже самостоятельно по самоучителю. К трем “блатным” аккордам относят: Am, Dm, E или Ре-минор, Ля-минор и Ми-мажор. Изучение их, станет первым шагом к мастерству игре на данном музыкальном инструменте.

Список аккордов широк, для начала достаточно изучить базовые, а в дальнейшем можно разобраться с логикой построения аккордов и не заучивать их наизусть. Следующим этапом является изучение аккордов с постановкой «баррэ». Стоит отметить, что на укулеле брать «баррэ» намного легче, чем на шестиструнной гитаре.

Как играть на укулеле аккорды

Баррэ на укулеле

Немного углубившись в теорию музыки, вы узнаете, что аккорды делятся на: минорные и мажорные.

Мажорные аккорды

Мажорные аккорды состоят из трех компонентом, это: тоника, большая терция и квинта. По-другому, они называются трезвучиями. На гавайской гитаре к ним относят такие как: C, B, F, E, G, A, D.

  • С – один из самых простых мажорных аккордов, ставится путем зажатия первой струны на 3 ладу;
  • В – вариант посложнее, чтобы поставить его необходимо зажать 1 и 2 струну на втором ладу, 3 – на третьем, 4 – на четвертом.
  • F – чтобы зажать, необходимо 2 струну зажать на первом ладу, 4 – на втором;
  • Е – 1 струна на втором ладу, 2, 3 и 4 на 4 ладу;
  • G – 1 и 3 зажимается на втором, а 2 на 3;
  • А – 3 струна на 1, в 4 на 2;
  • D – 2, 3 и 4 на 2 ладу.

Данные аккорды достаточно просты в усвоении и могут быть изучены за несколько дней. Сначала необходимо научится чисто извлекать звуки, без эффектов «дребезжания», а затем, медленно переставлять пальцы, заменяя таким образом аккорды с одного – на другой. После должных тренировок, можно ускорится.

Как ставить пальцы на аккорды укулеле

Минорные аккорды

Данные аккорды звучат более «грустными» чем мажорные. В их число входят такие как: Am, Em, Dm, Bm. Как видно по условным обозначениям, в этих трезвучиях присутствует особая минорная терция, из-за которой и называются они таким образом.

Изучив бои и базовые аккорды уже с лёгкостью можно исполнять большинство песен и музыкальных композиции. Следующим шагом в освоении данного инструмента станет – изучение схем переборов.

Как играть перебором

Перебор является уже более сложным видом звукоизвлечения, так как требует не только чувство ритма, но и отличную мелкую моторику рук. Развивать координацию, технику и постановку пальцев лучше под присмотром педагога на уроках обучения игры на укулеле. Перед тем, как играть перебором необходимо изучить постановку пальцев. Каждый – должен отвечать за определённую струну, также, как и при игре на акустической шестиструнной гитаре. Большой палец – отвечает за басовую четвертую струну. Указательный палец должен дергать третью, вторую – безымянные, а самую тонкую, первую – мизинец.

Как правильно ставить пальцы на укулеле

Важно!

При первоначальном изучении, возможно пальцы не будут работать, захочется извлекать звуки всего лишь один или двумя пальцами, однако это будет ошибкой.

Рассмотрим схему одного из переборов на примере. Один из самых популярных видов, это четверка. Схема данного вида перебора: 4 – 234123. Цифры – это обозначения струн. 4 – четвертая струна, 3 – третья и так далее. Играется данный перебор с использованием всех пальцев: большой палец дергает 4, затем небольшая пауза, средний палец дергает вторую, указательные палец, большой, мизинец, средний и снова указательный. Вначале будет сложно проконтролировать работу каждого пальца, поэтому стоит начинать в медленном темпе, и с доведением до автоматизма увеличивать скорость. Изучив и отрепетировать как следует данный перебор, вы заметите, что получается ритмичный и красивый музыкальный рисунок.

Как играть перебором на укулеле
Как играть на гавайской гитаре

Важно!

При игре важно использовать все пальцы, как указано на схеме. Ни в коем случае нельзя дергать струны одним или двумя пальцами, это войдет в привычку, а перестраиваться будет очень тяжело.

Для того, чтобы хорошо научится играть переборами стоит тренировать растяжку пальцев. Самое простое упражнение для пальцев состоит из следующего: необходимо зажать первую струну указательным пальцем, затем вторую средним и так далее до мизинца. Выходит, что звук извлекается из первой струны зажатой от первого до четвертого лада, а затем в обратном порядке. Если все хорошо получается, то зажимайте первую указательным, а мизинцем дотягивайтесь до 6 – 7 лада.

Как играть на укулеле рукой

Что такое укулеле - особенности игры на гавайской гитаре

Во второй половине 2010-ых укулеле стали даже популярнее гитар. Это связано не только с компактностью и относительно невысокой ценой (в среднем меньше двух тысяч). Такой востребованностью инструмент обязан своей простоте. Если вы сомневались, можно ли научиться играть на укулеле самостоятельно, я постараюсь облегчить процесс обучения.

Игра на укулеле

Гавайская гитара – отличный выбор в качестве первого инструмента. Если до этого вы держали в руках гитару, скрипку, балалайку, новый струнный вы освоите за пару дней. Давайте узнаем, можно ли научиться играть на укулеле самостоятельно, сколько времени это займет и где появляются трудности.

Строение укулеле

На гавайской гитаре только 4 струны в отличие от классических и акустических. Все они нейлоновые, без металлической оплетки. Поэтому научиться играть на ней гораздо проще, чем на остальных струнных – пальцы не испытывают такой сильной боли, как от металла. Уже с первого дня вы сможете поставить баррэ! Корпус – уменьшенная модель корпуса классики, а гриф и головка с колковым механизмом – как на акустике.

Больше всего от остальных инструментов укулеле отличается материалом. Множество моделей, причем вполне качественных, изготавливаются из пластмассы. Стоят они в пределах 1000-1300 рублей. Такой вариант подойдет новичку, чтобы попробовать свои силы и не потратить состояние.

В акустические модели встроен переходник для кабеля, как в эстрадных гитарах. Они будут стоить чуть больше обычных, да и для новичка такая функция почти бесполезна.


Укулеле из прозрачного пластика

Виды укулеле

Гавайские гитары различаются по размеру. В зависимости от него инструмент используется в определенных случаях и исполняют разные музыкальные партии. Они называются, как оперные голоса – так догадаться о регистре становится легко.

  • сопрано – самый маленький, популярный и дешевый вариант. Новичкам стоит обратить внимание в первую очередь на него;
  • концерт – увеличенная модель с регистром пониже;
  • тенор;
  • баритон.

Эти виды различаются размером, который увеличивается от концерта к баритону. Соответственно, меняется регистр, а на самых больших и строй. Учиться играть на них чуть сложнее, чем на первых двух.

Всего видов около 10, но эти 4 – самые популярные.

Укулеле ананас

Встречаются и нестандартные формы, например, эта называется “ананас”

Настройка укулеле

Колковый механизм устроен абсолютно так же, как и в акустической гитаре. Стандартный строй: AECG. Чтобы настроить инструмент можно воспользоваться онлайн-тюнером. Или установите одно из многочисленных приложений. Самое популярное – GuitarTuna, где есть режим супер-точной настройки и нестандартные строи.

Ручной способ

При отсутствии программ можно воспользоваться методом унисона. В общих чертах схема такая – на определенном ладу при чистой настройке предыдущая струна звучит как следующая. Например, E на 3-ем ладу звучит как A и т. д. На картинке полная схема.


По необходимости подкручивайте колки, чтобы добиться одинакового звучания. А когда вы будете играть зажатую струну, присмотритесь, и увидите, как открытая завибрирует. По вибрации определять чистоту даже легче, чем на слух – физика точно не обманет.

Как держать укулеле

Тут неопытным музыкантам, для которых гавайская гитара – первый инструмент, будет легче, чем бывалым гитаристам. Не придется переучиваться с размерами.

Инструмент держат, прижимая к груди. Поначалу будет сложно привыкнуть к небольшому размеру. Играя, по струнам бьют чуть выше розетки или прямо по ней. Розетка – это отверстие в корпусе, через которое поступает звук.

Постарайтесь расположить укулеле так, чтобы запястьям было комфортно и они не болели. Если вы испытываете боль в суставах при игре, значит, что-то делаете неверно и хват надо сменить.

Не склоняйтесь над укулеле, спину держите ровно. Я гитарист, умею держать в руках гавайскую гитару и даже помню несколько аккордов. При игре я просто копирую манеру гитарного исполнения, хоть это и не совсем правильно.

Как играть на укулеле аккорды

Названия аккордов укулеле те же самые, что и на гитаре. Но ставятся они, конечно, иначе. Вот список самых популярных аккордов, которые встречаются чаще всего.

Аккорды для укулеле

Не заучивайте их бездумно – это не поможет и не принесет никакой пользы. Регулярно практикуясь, вы просто не сможете не запомнить аккорды, и скоро процесс доведете до автоматизма. Постепенно наращивайте сложность исполняемых композиций от классических схем “4 аккорда” к более сложным последовательностям.

Можно ли играть риффы

Укулеле – не только аккомпанемент, но и самостоятельный инструмент. У него не такой широкий диапазон нот, как у больших гитар, но это не мешает исполнять сложные мелодии. Есть множество табулатур для укулеле. Набравшись опыта, вы сможете составлять и играть их самостоятельно.

Зацикливаться на одних лишь аккордах не следует. Совершенствуйте мастерство игры мелодиями, чтобы развить чувство такта и слух.

Я надеюсь, что смог ответить, можно ли научиться играть на укулеле самостоятельно. После освоения гавайской гитары вы сможете перейти к более сложным инструментам. Или стать опытным в этой области – всякое музыкальное развитие просто отлично!

Гайд по укулеле — инструменту для тех, кто хочет попробовать себя в музыке

Принципы работы, пара советов по выбору и много гифок.

Играть музыку мне хотелось всегда: я засыпал с кассетным плеером под подушкой, представляя, как крушу барабанными палочками тарелки или раздаю людям гитарный рок. На другой чаше весов лежало отсутствие подходящего образования, голоса, слуха и желания узнать, что такое пентатоника. Повод подвернулся (sic!) драматический — я сломал ногу и на два месяца застрял дома.

У этой гитары один из самых низких порогов входа: модели для начинающих довольно недорогие, а ещё не нужно сильно переживать за материалы, из которых они сделаны. Звать опытных друзей в магазин тоже не обязательно: базовые модели отличаются не сильно, а брак довольно очевиден — советы по выбору укладываются в трёхминутный ролик.

Живое знакомство с инструментом желательно: стоит оценить, как гитара лежит в руках и звучит. Здесь как с голосами: объём и «бархат» можно прочувствовать и без музыкального слуха.

Лично я ошибся скорее с формой: укулеле-ананас иногда выскальзывает из рук.

На мой взгляд, ничего критического, если укулеле доставят сразу домой — нужно только заранее узнать про возможность возврата. Мне сначала страшно не нравилось, как звучит мой экземпляр, но дело оказалось в незнании тонкостей и плохом чувстве ритма.

Маленький совет лично от меня: выбирайте тот инструмент, который нравится в том числе и внешне.

Уродливая гитара не сгодится для домашнего обучения: скорее всего, слои пыли на ней начнут поздравлять друг друга с юбилеями. Стартовый энтузиазм спадёт, но гитара всё равно должна вызывать немедленное желание подержать её в руках.

Следующий фактор — струны. На укулеле струн всего четыре — это действительно всё упрощает. Они сделаны из нейлона, на ощупь мягкий и гибкий пластик. Пальцы с непривычки могут поболеть, но это не идёт ни в какое сравнение с режущими металлическими лесками, которые ставят на большие гитары.

Другие причины в назывном порядке: простая настройка, практически никакого ухода и миллиард уроков на YouTube.

Мне понравился тропический оттенок в звучании и возможность приобщиться к музыке в целом.

По моим наблюдениям укулеле подойдёт тем, кто хочет именно играть музыку. Если речь идёт о сочинении собственной, то лучше присмотреться к клавишным и ударным инструментам. Для меня когда-то стало сюрпризом, что интерфейсы многих программ для создания музыки фундаментально построены на клавиатуре фортепиано.

Пластиковые, сувенирные и «ашановские» рассматривать не стоит, а лёгкое пренебрежение в выборе допустимо, только когда находишься в приличном музыкальном магазине, присматривая что-то простое.

На ультрадешёвые модели (меньше 2,5 тысяч) ставят отвратительные струны, которые придётся пожизненно настраивать. Можно поехать за новыми, но не факт, что корпус выдержит их натяжение и не переломится пополам. Рекомендую выбирать из моделей, на которые ещё на заводе поставили хорошие струны — это индикатор качества всего остального.

Оговорюсь, что укулеле — полноценный музыкальный инструмент, а не урезанная версия гитары. Есть модели размером с обычную гитару, и требующие тщательного ухода, и сделанные из дорогих пород дерева, и с возможностью их куда-то подключить. Они определённо стоят своих денег, но смогут ли преимущества прочувствовать новичок — большой вопрос.

Любопытный факт: большую часть времени я играю на своей первой укулеле (три тысячи рублей), хотя есть и куда более дорогая (десять тысяч рублей). Последняя по звучанию куда ближе к обычным гитарам, с хорошим и мелодичным звуком, но мне нравится грязноватый тропический оттенок маленьких укулеле — он хорошо подходит для незамысловатых песен:

Укулеле бывают четырёх размеров: для начала рекомендую самые маленькие (сопрано). Но если вас интригует возможность играть сложные мелодии, можно присмотреться к размеру «концерт». Они же подойдут, если в пальцах очень широкая кость.

Быстро перечислю, как я бы выбирал укулеле начального уровня:

  • Обратил внимание на струны: если о них ничего не известно, то это плохой признак.
  • Проверил, нет ли болтающихся элементов и зазоров между приклеенными частями.
  • Поводил ладонями по боковым поверхностям: царапаться ничего не должно.
  • Побренчал: если издаётся дребезг, то либо резонируют отваливающиеся элементы, либо струны что-то задевают — всё плохо.
  • Покрутил бы колки: если с ростом натяжения они начинают вращаться сами, то они нерабочие.
  • Если кажется, что деревянная поверхность вздута или скручена, то лучше рассмотреть другие варианты. Но я встречал выпуклое дно корпуса, это может быть нормально.

Если не хочется прогадать ни в коем случае, то стоит досмотреть этот ролик.

Ничего кроме гитары с хорошими струнами для старта не нужно: чехлы, тюнеры и каподастры, скорее всего, не пригодятся.

Нагрузка на руки распределится неравномерно: ведущая рука (правая, если вы правша) будет занята более простым делом. Её задача — бренчать. Здесь есть свои нюансы: нужно будет приноровиться аккуратненько бить по струнам кончиком пальца. Поначалу он будет либо пролетать мимо, либо застревать в струнах.

Самый банальный совет — не использовать энергию всей руки, вполне достаточно небольшого усилия кисти. «Укулеле» переводится, как скачущая блоха и при правильной постановке руки, играющий палец действительно её напоминает.

И нужно будет выучить пару паттернов. По струнам можно бить не только сверху-вниз, но и наоборот, а паттерн — это последовательность направлений ударов.

В качестве примера приведу самый распространённый: ↓—↓↑—↑↓↑. В сумме это три удара вниз и три возврата вверх в непрямом порядке. Следом паттерн повторятся и повторяется, а гитара начинает делать ритмичное чака-чака.

Если медленно, то это выглядит так:

Несколько пальцев другой руки, как молоточки, должны приземляться в определённые места на грифе, периодически меняя позиции. Все начинают с четырёх позиций (C, G, Am, F): на их вызубривание уйдёт минут десять, а две из них можно сыграть всего одним пальцем.

Этих четырёх и приведённого выше паттерна будет достаточно, чтобы сыграть припев той самой песни. Но, скажу честно, уйдут долгие недели, чтобы научится вовремя и качественно переключаться между позициями.

«Плящущая» рука первой дойдёт до автоматизма и перестанет сводить с ума мозг, не привыкший к настолько разнородным задачам. Это станет началом синхронизации рук — до этого будет ощущение, что одна рука жонглирует, пока второй нужно выводить мелом формулу.

Доказательство, что дело в привычке, а не в таланте довольно простое: львиная часть людей разучится играть, если поменяют функции рук, перевернув гитару.

Учителя на YouTube за несколько минут донесут, куда надо жать пальцами, чтобы получилась песня — это действительно несложно. Я же попробую привнести некую осмысленность.

В комментариях к этой статье намекают: всё, что дальше — новичку знать не обязательно. И я с этим согласен, читайте для общего понимания.

Каждая струна укулеле зажата с двух сторон. Если её защипнуть, она издаст характерный для себя звук. Я бы опять сравнил это с голосом: мы безошибочно узнаём людей на слух вне зависимости от того, орут они или бормочат под нос.

К примеру, струна подёргивается 440 раз в секунду — нужно мощное слоумо, чтобы это разглядеть. Вместе с ней начинает колебаться и воздух вокруг: его частицы трутся и вызывают ощущение звука.Число 440 как раз и придаёт звуку характерность. Оно не зависит ни от части тела, которой играют, ни от усилия, с которым дергают струну.

Древней ящерице было важно понять, что где-то топнула другая ящерица, поэтому мы получили способность слышать колебания воздуха. Думаю, ей стыдно за наши чарты «ВКонтакте».

440 колебаний воздуха в секунду — это вполне конкретный звук, нота «ля». Каждой ноте соответствует своя частота, но запоминать эти цифры не нужно. А для количества колебаний в секунду придумали свою единицу измерения — герцы.

Если частоту удваивать или делить на два, получится та же нота. К примеру, 110, 220, 440, 880, 1760 герц — это всё ноты «ля»: от басовитой версии до писклявой. Можно умножать и делить, пока число не выйдет за пределы возможностей человеческого слуха.

Нота «ля» на частоте 440 герц — это своеобразный стандарт, точка отсчёта. Но струна может сыграть и другую ноту: на это влияет её толщина и натяжение. Поэтому басбуст обеспечивают жирными струнами.

Каждый инструмент добавляет к чистой ноте свои примеси, оттенки. А корпус выступает своеобразным эквалайзером. Без этого всего «голая» частота звучит довольно противно. Более того, струны могут вибрировать сразу на нескольких частотах, что тоже отдаляет инструменты друг от друга.

На высоту звука влияет в том числе и степень натяжения струны. Чем туже, тем выше частота звука (пока не затрещит корпус).

Зачем тогда вообще регулировать натяжение, если струна должна играть определённую ноту? Со временем материал струны устаёт и теряет свои свойства: как от нагрузки, так и от шоколадки, которая осталась на пальцах после обеда и пропитала струну. Струне периодически требуется подтяжка — нужно будет слегка покрутить барашек на изголовье.

К сожалению, после первичной установки струны ей тоже нужно время, чтобы «усесться». Так что, только купившим гитару сразу придётся заниматься настройкой.

Всё несложно: есть много приложений, которые улавливают высоту звука и подсказывают, куда крутить колки. И не страшно: если струна качественная, то шанс, что её разорвёт почти нулевой — она выдержит многократно большее натяжение, чем требуется.

А сейчас к главному принципу, на котором всё построено. Если пережать струну где-нибудь посередине, то верхняя половина застынет, а оставшаяся часть будет колебать воздух с новой частотой. Чем короче вибрирующий фрагмент, тем выше звук:

Если пережать ровно пополам, то играющая часть будет вибрировать в два раза быстрее. К примеру, струна была настроена на 440 герц, а с пережимом посередине начнёт издавать звук на 880 герцах — это тоже нота «ля», только более высокая. Если оставить четверть струны, то будет «ля» на 1760 герцах

В каких-то промежуточных положениях будут попадаться и другие ноты. Эти места запоминать не нужно, там расставлены металлические бортики, помогающие зажимать струну. Бортики называются ладами и отсчитываются от изголовья: первый, второй, третий и так далее.

Струны отсчитываются снизу, как этажи зданий. Учителя на YouTube будут говорить «зажмите струну на третьем ладу», а не «возьмите ля первой октавы», так что справятся все.

У укулеле четыре струны, каждая играет свою ноту. Поэтому на грифе расположены четыре последовательных цепочки нот, немного сдвинутых относительно друг друга — по такому же принципу, как и на больших гитарах.

Чтобы повторить чью-то мелодию, не обязательно ориентироваться в нотах. Выручат табы, которые выглядят так:

На них есть четыре полоски-струны и числа. Нужно последовательно зажимать струны по номерам дорожек-ладов и играть их. Ноль в этой системе означает, что ничего зажимать вообще не нужно и достаточно просто ударить по струне.

Струны чаще всего настраиваются, задействуя четыре ноты: соль, до, ми, ля. Это самый распространнёный набор, но можно перетянуть и на другой: этим обычно занимаются более опытные музыканты. Тогда поменяется ощущение от звука, а некоторые песни станет легче играть. Лично я ни разу этого не делал на укулеле.

По картинке видно, что две ноты («ми» и «фа») довольно близки по частотам, а между другими — пропасти. Ощущения не обманывают: внутри действительно что-то есть.

Если эти пробелы заполнить, картинка наконец станет логичной: есть двенадцать сущностей, а расстояния между ними подчиняются формуле, которую вы не хотите знать. Семь из них вопреки логике назвали нотами. Оставшиеся пять остались вторым сортом — у них нет собственных имён, а на фортепиано они вообще превратились в маленькие чёрные клавиши.

Так что, первое, с чем придётся смириться: вместо семи нот у нас есть двенадцать полутонов. Для простоты я буду дальше называть их все нотами.

Гитары оказались более демократическим инструментом — ноты на грифе никак не выделяются. Если добавить на предыдущую картинку одну струну, то сразу получится гриф:

Где какая нота зависит от самой струны — здесь для удобства она настроена на «до»

Верхняя струна укулеле обычно настроена на ноту «соль». Для того, чтобы найти ближайшую ноту «до», нужно проделать пять шагов — пять полутонов. На фортепиано сдвинуться на пять клавиш, считая чёрные, на гитарах — на пять ладов:

С пониманием этой логики, расположение всех нот на укулеле перестанет казаться хаотичным.

Ноты — это ступеньки, каждая на своей высоте. Между ними полно промежуточных частот, которые не очень нужны, а на гитаре их сыграть вообще непросто. Инструмент не фальшивит (если настроен) — в этом помогают заботливо расставленные лады.

Но, как я уже рассказывал выше, натяжение струны тоже влияет на высоту звука. Крутить колки во время игры не надо (хотя виртуозы иногда балуются), есть другой способ. Выглядит, как лёгкое стремление порвать струну:

Пока она звучит, её можно отодвинуть в сторону — струна натянется сильнее. Чем дальше оттягивать, тем выше звук — таким образом можно очень плавно перейти на другую ноту. Или узнать, как звучит частота в 666 герц: нота есть на высоте в 659 и осталось только чуть завысить струну.

Во время игры палец может слегка съехать, передвинув струну: неразвитый музыкальный слух не распознает фальш, поэтому нужно послеживать за этим глазами и учиться зажимать струны ровно.

Напоследок, ещё одна важная тема — интервалы. Полутон — это интервал, самое маленькое расстояние между нотами. А если перепрыгивать не на соседнюю, а через одну, две, три ноты — это другие интервалы.

У каждого такого «перепрыгивания» есть своё название. Наш мозг считает любые две ноты на расстоянии «квинта» приятным сочетанием. А есть и интервал (тритон), который ещё в средневековье назвали демоническим — звучит довольно забористо, чем и привлекает внимание всяких сатанинских металлистов.

Чтобы не быть голословным я украл два примера. Предлагаю послушать благородное звучание квинты — двух нот на расстоянии в семь полутонов:

А теперь тритон — не советую дружить с людьми, которые могут поставить такое на будильник.

Идея двенадцати нот родилась благодаря интервалам: музыканты искали приятные сочетания, а затем нашли в них математическую логику. Так что, сложная формула расстояния между нотами складывается в довольно простые соотношения, если брать не соседние ноты.

К примеру, нота «ре» звучит на высоте 293,7 Гц. А если отсчитать от неё квинту, там будет нота ля, 440 Гц. Делим эти числа друг на друга и получаем полтора. Всё это справедливо, пока мы говорим о европейской системе: у других народов ноты могут располагаться на других частотах и с иной системой интервалов.

Западные страны вместо «до-ре-ми» используют латинские буквы от A до G. У некоторых народов система ещё чуть более извращённая: вместо B — буква H.

Причём везде букве A соответствует нота «ля», а не «до» с которой всё начинается в России. В общем, вместо «до-ре-ми» придётся привыкать к «C-D-E». Я сразу привык к латинским буквам, а в системе, принятой в России, до сих пор путаюсь.

Теперь объяснить, что такое аккорд проще. Им называют набор хорошо звучащих вместе нот — трёх и больше.

Когда пальцы разбегаются по позициям, они зажимают струны так, чтобы получились определённые сочетания нот. Они подобраны в том числе и на основе приятных интервалов.

В этом помогает то, что струны настроены на разные ноты, а значит цепочки нот «до-ре-ми» сдвинуты относительно друга:

Читайте также: