Где находится маховик на иж юпитер 5

Обновлено: 05.07.2024

Принцип работы двигателя иж юпитер 5

Двигатель внутреннего сгорания мотоцикла иж юпитер 5 состоит из следующих систем и механизмов:

2. Газораспределительный механизм. Подает в необходимый момент времени рабочую смесь в камеру сгорания и удаляет из нее отработавшие газы. В двухтактных двигателях роль подобного приспособления несут цилиндр и поршень.

3. Система зажигания необходима для зажигания сжатой смеси в цилиндре мотора.

4. Система питания готовит рабочую смесь горючего с воздухом, требуемую для работы движка.

5. Смазка. В двухтактных двигателях ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 отдельно взятой системы смазывания не существует. Масло подается в цилиндр одновременно с горючим.


Давление газов сквозь поршневой палец поступательно передвигающегося поршня переходит к шатуну, начиная от него кривошипному пальцу коленчатого вала. Непосредственно под влиянием данного усилия коленчатый вал начинает вращаться. Таким образом осуществляется в ДВС перерабатывание тепловой энергии горючего в силу движения.

Мотоцикл оснащен двухтактным двигателем. Роль газораспределительного механизма (ГРМ) в нем ложится на поршень. В стакане цилиндра находятся специальные окна, соединенные с карбюратором, глушителем и картером. Газораспределение осуществляется при помощи движения поршня, который, двигаясь внутри цилиндра последовательно закрывает/открывает данные окна.

Верхняя мертвая точка (ВМТ), положение при котором поршень находится на максимальном удалении при вращении от коленчатого вала, соответственно, обратное положение нижней мертвой точкой (НМТ). Расстояние которое проходит поршень в цилиндре от ВМТ до НМТ носит определение ход поршня. За один ход поршня коленчатый вал поворачивается на 180 градусов. Технический процесс, совершаюшийся в моторе во время одного хода поршня носит название такт.


Процесс во время первого такта. Во время движения поршня от нижней мертвой точке к верхней в камере кривошипного механизма образуется вакуум, и после открытия впускного окна горючая смесь из карбюратора попадает в кривошипную камеру (рис. 11а). Кривошипная камера представляет собой пространство межу герметичным корпусом картера двигателя и цилиндром, вернее до внутренней поверхности поршня.
Когда поршень идет вверх, над поршнем происходит сжатие попавшей ранее горючей смеси, которая в момент подхода к ВМТ воспламеняется искрой от свечи зажигания. Одновременно происходит разрежение в кривошипном механизме с обратной стороны поршня.
Работа во втором такте. Рабочая смесь воспламеняется до температуры 2000 – 2500 градусов цельсия, что приводит к расширению газов и увеличению давления в цилиндре до 25 кг\см2. За счет увеличения объема газов поршень резко идет вниз к НМТ. В это момент осуществляется рабочий ход поршня. Поршень давит на шатун, заставляя вращаться коленчатый вал. В это момент времени, после закрытия впускного окна во время движения поршня, наблюдается сжатие рабочей смеси в кривошипной камере(рис. 11 б).
Последующий ход поршня открывает выпускные окна, и отработанные газы выходят наружу через глушитель. Одновременно отрываются перепускные окна, и новая порция горючей смеси из картера попадает в камеру сгорания, одновременно продувая цилиндр от отработавших газов(рис. 11в).


В состав ДВС входят следующие детали: подшипники верхней и нижней головки с шатуном, коленчатый вал с маховиками и подшипниками полуосей, картер с сальниками (рис. 12, 13).


КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ.
В двигателях ИЖ-ПЗ и ИЖ-ЮЗ коленчатые валы конструктивно отличаются.
В состав коленвала ИЖ-ПЗ входит шатун 4 (рис.10), маховики из чугуна 5 и 9, пальцы кривошипного механизма 6, полуосей 8 и 10, подшипника шижней части шатуна 7. На левой полуоси установлена ведущая звездочка, на правую – якорь элетрогенератора. Палец кривошипа соединяет между собой половины маховика. Проность соединения достигается запрессовкой узлов механизма. Двигатель мотоцикла ИЖ-ЮЗ состоит из правого и левого коленчатых валов (рис. 88). Валы зафиксированы при помощи шпонок, и соеденины специальным выносным маховиком. Полуоси к маховику крепятся стяжным болтом, и после затяжки представляют из себя единую деталь. После сборки коленчатые валы подвергаются процедуре статической балансировки. Такая операция позволяет уменьшить воздействие вибрации и биения на опоры коленчатых валов. Сборка и разборка коленвала двигателей ИЖ-ПЗ, ИЖ-Ю3 допускается выполнять только в специально оборудованной мастерской или в заводских условиях.
ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА.
Все процессы напрямую связанные с работай двигателя внутреннего сгорания происходят в цилиндре двигателя. Внешне цилиндры мотоциклов ИЖ-ЮЗ, ИЖ-ПЗ и более ранних моделей состоят из алюминиевой рубашки внутрь которой вставлена специальная чугунная гильза. Визуально рубашка выполнена с оребрением, назначение которого – охлаждение двигателя.
В конструкции «рубашки» имеются специальные впускные и продувочные каналы, которые при помощи патрубков соединяются с карбюратором и глушителем. Нижняя часть цилиндра крепится к картеру двигателя при помощи четырех шпилек. Сама головка цилиндра крепится к непосредственно к цилиндру шестью шпильками.
Внутренняя поверхность гильзы шлифуется до зеркального состояния на станках с точностью до 0,01мм. Для герметизации соединения между картером и цилиндром устанавливается уплотняющая паронитовая прокладка. Камера сгорания имеет сферическую форму.
В головке цилиндра двигателя ИЖ-ПЗ предусмотрены два отверстия предназначенных для свечи и декомпрессора. Двигатель ИЖ-ЮЗ имеет одно отверстии для свечи. Герметичность между головкой и цилиндром достигается за счет тщательной обработки сопрягаемых плоскостей. Прокладка между ними не предусмотрена.


Как правильно собирать двигатель иж юпитер 5

[sc:ads1]
Ижевский мотоцикл безусловно можно считать одним из самых элегантных и надежных. Будучи очень легким и компактным, этот мотоцикл способен перевозить невероятно большие грузы. Так, двигатель ИЖ Юпитер 5 способен выдерживать нагрузку в 500 кг!

Это превосходный результат. Сам мотоцикл выглядит спортивно. Классический минимализм советского периода был рассчитан скорее на молодежь того времени, однако пользовался популярностью у всех возрастных групп.

У ИЖ есть возможность установки грузового модуля или коляски, что очень удобно при перевозке пассажиров или массивных грузов. При этом он обладает отличной проходимостью по любой почве или дорожному покрытию. Тем не менее, в дождливую погоду сцепление с дорогой значительно хуже, а в грязи могут возникнуть проблемы с устойчивостью.

Агрегат очень неприхотлив к погодным условиям. В сильный мороз, до -30 градусов, завести мотор не составляет особого труда. Даже в сильную жару, не возникает проблем с перегревом.

Характеристики двигателя ИЖ Юпитер 5 для советского времени были довольно хороши. Двухцилиндровый мотор выдавал порядка 25 лошадиных сил, позволявших байку разгоняться до 120 км/ч. Для сравнения, мотоциклы Урал и Днепр обладали средней максимальной скоростью примерно в 110 км/ч. Однако с надежностью, как и у любого советского байка, возникают проблемы. Частый ремонт двигателя ИЖ Юпитер 5, является частью эксплуатации мотоцикла.

Основные проблемы и их устранение

Разборка двигателя ИЖ Юпитер 5, видео которой представлено ниже, производится не только по мере поступления проблем, но и в целях профилактики. Например, чистка карбюратора является одним из условий поддержки стабильной работы мотора.

Схема двигателя ИЖ Юпитер 5 проста даже для неопытных мотолюбителей. Поэтому при ремонте не возникнет сложных вопросов. В большинстве случаев поломки возникают из-за халатности владельцев, неправильно эксплуатирующих мопед и не выполняющих регулярное техническое обслуживание. Например, неправильный подбор масла для того или иного времени года. Так, при износе какой-либо детали необходимо произвести ее замену.

схема двигателя иж юпитер 5

  1. Свеча системы зажигания.
  2. Головка цилиндра мото мотора.
  3. Цилиндр двигателя мотоцикла.
  4. Окно выпускной системы.
  5. Поршень цилиндра.
  6. Кольцо поршня цилиндра.
  7. Канал перепускной системы.
  8. Палец поршня мотоцикла.
  9. Шатун коленвала.
  10. Половинка картера мотора левая.
  11. Звезда ведущая.
  12. Полуось коленвала левая.
  13. Пружинка системы сцепления.
  14. Винт регулировочного типа.
  15. Диск системы сцепления нажимной.
  16. Педаль воздействия на КПП (коробку переключения передач).
  17. Педаль механизма пускового.
  18. Диски механизма сцепления.
  19. Вилка КПП.
  20. Половина картера мотора правая.
  21. Головка цилиндра мото мотора.
  22. Цилиндр двигателя мотоцикла.
  23. Маховик мотора.
  24. Крышка кривошипной камеры движка Иж Юпитер 5.
  25. Генератор мотоцикла.
  26. Кулачок прерывателя мото.
  27. Шестеренки КПП.
  28. Шестеренки КПП.
  29. Кулачок автоматического включения/выключения механизма сцепления.

Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5

Итак, разборка двигателя ИЖ Юпитер 5 включает в себя следующие этапы:

  1. Для начала нужно отмыть потрудившееся на славу сердце мотоцикла. Промыть нужно как можно тщательнее, поскольку грязь не должна в итоге оказаться внутри двигателя, иначе большая часть трудов, скорее всего, пойдет насмарку.
  2. Возьмите листок с ручкой, чтобы по ходу работы записывать расположение деталей и порядок их установки. Все болты, шпильки и шпонки имеют свое место и порядок закручивания. Поэтому не нужно разбрасывать их в разные стороны, а лучше складывать по мере разбора.
  3. Необходимо стянуть трубку выпуска. Не выбрасываем ее далеко, привяжите к чему-нибудь крепкому.
  4. Отвернув 4 гайки, снять крышки цилиндров и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Если повредили прокладки, тогда нарушится давление внутри двигателя.
  5. Теперь необходимо стянуть трубку на чехле цепи. Выбиваем шпильку спереди двигателя наполовину. Важно не погнуть ее, иначе придется искать новую.
  6. Отворачиваем гайки, вынимаем болт, закрепляющий двигатель сзади. Детали лучше раскладывать группами, чтобы не потерять и не перепутать.
  7. Отворачиваем семь болтов закрепляющих поддон, снимаем пластину выносящего маховика и прокладку, фиксируем двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
  8. Торцевым ключом и длинной прочной монтировкой ослабляем болт, скрепляющий выносящий маховик. Будьте осторожны, не сорвите резьбу на шляпке – это сильно усложнит задачу.
  9. Отсоединяем половинки картера. Не убираем их далеко, они скоро пригодятся.
  10. Снимаем выносящий маховик и шпон.
  11. Вынимаем средний и передний валы, копирный вал, запоминаем место установки регулировочных шайб. Важно запомнить их точное расположение, иначе потом произойдет нестыковка деталей.
  12. Выворачиваем шпильки, закрепляющие крышки кривошипных камер, снимаем крышки с кольцами. Шпильки довольно хрупкие, если сломаете их, пока выкручиваете, достать будет сложно.
  13. Вынимаем коленвалы из половинок поддона.
  14. Вытягиваем подшипники половинки картера. Не погните картер, иначе ваше масло будет расходоваться очень быстро.
  15. Отворачиваем винты и обойму с сальником коленвала.
  16. Вынимаем установочные кольца и выбиваем сальники.
  17. Выбиваем подшипник правой половинки поддона.
  18. Разборка двигателя ИЖ Юпитер закончена.

Диагностика и ремонт двигателя

Найти причину поломки порой невозможно после одного визуального осмотра. В некоторых случаях необходима полная разборка двигателя ИЖ Юпитер 5. Но если вы выяснили причину, то можете самостоятельно быстро решить проблему. Вот примеры основных неисправностей и рекомендации по ремонту:

  1. Если у вас проворачивается кикстартер на коленчатом валу, необходимо:
  • Сильнее затянуть крепления, а при сильных повреждениях заменить вал и рычаг кикстартера. Обычно такое происходит после того, как была произведена форсировка двигателя ИЖ Юпитер 5.
  • При неправильном подборе масла, особенно если залито очень вязкое зимой, необходимо подобрать более правильный температурный режим.
  • Если ослабла пружина пускового механизма, необходимо произвести ее замену.
  • В случае, когда в карбюратор не попадает горючее, следует произвести его чистку в растворителе, а также продуть каналы и шланг подачи топлива воздухом под давлением.
  • При отсутствии искры в камере сгорания замените свечу или произведите ее отчистку.
  • Когда заедает дроссельная заслонка, необходимо отрегулировать ее привод и произвести чистку карбюратора.
  • Систему подачи топлива. Возможно, топливная смесь перенасыщена воздухом. Решением такой проблемы станет замена воздушных фильтров и установка новых прокладок.
  • Исправен ли конденсатор. Если между контактами происходит сильное искрение, конденсатор подлежит замене.
  • Сильный износ или обгорание свечи. В большинстве случаем именно свечи являются причиной плохого запуска и неровной работы мотора.
  • Следует произвести чистку дренажного отверстия топливного бочка.
  • Бывают случаи выпадения иглы карбюратора. Ее необходимо вставить на место и отрегулировать.
  • Очистка и продувка каналов и жиклеров карбюратора.
  • Регулировка карбюратора на подачу бензина для горючей смеси. При большом количестве происходят хлопки в глушителе, т.к. смесь попадает на горячие металлические стенки и там догорает.
  • Если заедает привод топливного коллектора, необходимо вернуть иглу в стандартное положение.
  • В случае низкой компрессии цилиндра, требуется удалить весь нагар с поршня и произвести чистку поршневых колец. А при сильных повреждениях и вовсе заменить поршень вместе с цилиндром. Чтобы предотвратить неисправность следует использовать только качественное топливо и масло от проверенных производителей.
  • Регулировка зажигания. При раннем зажигании слышно стук движка, а при позднем хлопки в выхлопной трубе.

Это основные проблемы, которые могут встретиться при эксплуатации. Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5 подробно написано в книге технического обслуживания, выданной при покупке. Все изложенное в ней написано понятным текстом, со схемами и детальным руководством. Не только ремонт советского агрегата под силу любому владельцу.

Существует много вопросов о том, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5 самостоятельно, производя его доработку. Например, установка более надежного карбюратора или более стильного и громкого глушителя производится достаточно быстро без значительных финансовых вложений.

Тюнинг двигателя ИЖ Юпитер своими руками возможен, если вы располагаете достаточным количеством времени и обладаете энтузиазмом. Достаточно лишь проявить упорство.

Мотоцикл имеет выгодное соотношение стоимости, качества сборки и требованиям к обслуживанию. Идеальный вариант для людей с небольшим бюджетом, и тех, кто хочет получить универсальную технику. Однако частые поломки будут отнимать много времени. К этому стоит быть готовым, поскольку некоторым байкам может быть 40-50 лет.

[sc:ads5]

Всем привет, дорогие друзья. Вот так, абсолютно случайно у меня в руках появился этот гость. Для меня он небезызвестный. С этим мотоциклом связана наша бурная юность, когда мы только-только сели на ИЖи. Это мотоцикл моего хорошего друга детства, точнее его первый и единственный мотоцикл на данный момент. Сколько всего этот мотоцикл повидал, а сколько испытал… ооо, как вспомню, аж хочется заново пережить то время. Ну что ж, всех желающих прошу под «кат». Сначала расскажу, как всё это началось. Иду я такой в магазин и бах, издалека идёт знакомая фигура. Присмотрелся, да это же Макс! Неужели, приехал всё-таки! Раньше, буквально с первых лет нашей жизни мы жили на одной улице через дорогу, было нас четверо друзей, которые всегда держались вместе. но жизнь сложилась так, что в 2006 я переехал в другой дом, а Макс на другой край России — в Анадырь, о как. А это ооочень не близко. И после всех этих переездов он приезжал только на лето. Лето 2008 года. Наступили каникулы. Приехал Макс. Как помню тот день, сижу играю в героев 4 как у дома остановился какой-то мотоцикл. Выхожу, а там Макс пригнал. Я обрадовался! Встретились, обнялись. Слово за слово, говорит, вот мотоцикл купил у дедка за 8000р с документами, будем кататься теперь. А я в тот момент ни разу за рулём Ижа не сидел. И вот поехали на поле учиться ездить, вот фотка как раз с того дня, дня покупки мотоцикла.

Как же долго он тут стоял. Выкатили его на улицу и стали грузить в прицеп, так как своим ходом он уже не ездил. Эх, одно горе — какие-то чепушилы спёрли седло с номером! Уроды! Ну хоть до другого больше руки не дошли и то хорошо.

Пробег на первый взгляд смешной, но за это время мы его немного потрепали. Жалко старичка, теперь наш черёд вернуть его к силам.

Привезли его домой и захотелось завести его после стольких лет. Квест по оживлению считался открытым)))

Огромный слой пыли, паутин, масла… Эх, такое чувство, что нашли какое-то ископаемое))

Сразу тыркать, конечно, не стали. Надо было прочистить всю систему питания и настроить зажигание.

Грязи тут хватало) Прокладка между карбюратором и патрубком превратилась в кулёк бумаги. Всё кругом было в масле, даже непонятно откуда оно там взялось.

Начали всё прочищать. Ох и не зря мы это зятеяли.

В поплавковой камере было сплошное масло.

В отстойнике краника просто слой белого порошка.

Настроили зажигание и всё было готово! Завёлся с 3 пинков. Ох, мы давно не слышали его работу… теперь было ясно, что в цилиндрах появился стук, работа была чуть нестабильной. Вобщем кап. ремонт обеспечен. Завели, запомнили его работу и начали готовиться к разбору.

Снял бак, сразу бросились в глаза разные катушки.

Теперь по накатанной схеме)) Начинаю с передка.

Радует комплектность мотоцикла и наличие всех оригинальных деталей, это очень облегчает жизнь и исключает долгие поиски.

Ну всё, перед почти разобран. Вилка, конечно же, пробита, зато перья не гнуты и не заржавели.

Вилка, конечно же, пробита, зато перья не гнуты и не заржавели. Ещё бы они заржавели под слоем масла)) Я даже помню, где мы пробили вилку. Когда одним летом поехали купаться, то не заметили и бааах, и усё, стаканы стали пропускать.

Теперь можно снимать двигатель.

Когда начал его откручивать, оказалось, что передние крепления толком не затянуты. А когда снял правую крышку, то приводная звезда хлябала, а цепь была очень сильно прослаблена.

Нуу всё, слез с рамы)) Скоро будем тебя лечить.

Осталось совсем немного. Как-то быстро всё разобрал… Ну дак, долго ли умеючи) А сзади ещё 3 двигателя от других Юпитеров. Интересный сезон. В том году присылали почти только планеты и 2 юпитера, а сейчас наоборот одни юпитера и 1 планета. Сейчас в гараже лежит 5 двигателей от Юпитера не включая этого и ещё один на подъезде из Сыктывкара. С ума сойти.

Ох, гофрам конец… Снова везде грязь, начинает вылазить ржавчина в некоторых местах.

Амортизаторы износились, а стаканы немного ржавеют. Вообще появилась идея отдать некоторые детали на химическую металлизацию, чтобы придать им вид. Таких деталей не так много, но когда мотоцикл будет собран с ними, то вид сразу преобразится. И это дешевле, чем отдавать на гальванику.

Проводки нет, теперь остаются сущие мелочи. Радует, что рама целая и нигде не надо ничего варить. А то всякое бывает.

А вот проблема болтающегося заднего колеса. При странных обстоятельствах тут не было втулки, которая ставится в стопорный болт декоративной накладки. Тут ни сальника ни втулки…

Всё снятое складываем в отельные ящички. Проводку и всё, что с ней связано в один ящик, все чёрные небольшие детали в другой. И так же с крепежом и другими мелочами.

Процесс разборки закончен. Как-то всё быстро на этот раз. Мгновенно мотоцикл стал разобранным конструктором и нашёл временное пристанище.

Так вот и получился ещё один проект на зиму, и теперь их уже 2. А какой второй? Расскажу чуть позже. Даже не передать словами, как я рад, что мотоцикл попал ко мне и будет восстановлен. Он мне дорог почти так же, как мой первый мотоцикл. Ведь именно на них мы раньше катались и они нас никогда не подводили. Ну что, ж удачи нам)) На данный момент уже все детали готовятся в покраске и вскоре начнётся сборка ходовой части, переборка амортизаторов и вилки, а так же ремонт двигателя — обо всём этом в следующей части.

На этой ноте прощаюсь с вами, всем без проблем откатать сезон, поставить своих коней на зимнюю спячку. До скорых встреч)))

Полная схема двигателя иж юпитер 5


юпитер 5

В 1961 году выпущен Ижевский мотоцикл под названием Юпитер. Появилось новое семейство ИЖ Юпитер. Конструкция схожа с мотоциклом ИЖ-56 выпускаемым ранее. Существенным отличием его является установка двухцилиндрового двигателя. Кроме того, внесены некоторые изменения в муфту сцепления, устройство переключения передач и электрооборудование. В передней части картера находятся две кривошипные камеры, а в задней размещена коробка передач. Кривошипные камеры закрыты крышками и в каждой из них установлены коленчатые валы на шарикоподшипниках, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Полуоси коленчатых валов уплотнены сальниками. Под левой крышкой картера установленной на прокладке, размещаются передняя цепная передача, сцепление и пусковой механизм. Коленчатые валы соединены между собой выносным маховиком. На конусе полуоси правого коленчатого вала устанавливаются ротор генератора и кулачок прерывателя. Корпус генератора установлен на картере. Поршни двигателя соединены с шатунами коленчатых валов с помощью поршневых пальцев, которые предохранены от осевого смещения стопорными кольцами. Цилиндры двигателя имеют алюминиевые рубашки и чугунные гильзы. Головки цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава и крепятся вместе с цилиндрами к картеру шпильками.

Моторная часть

Моторная часть двигателя состоит из цилиндро-поршневой группы, кривошипного механизма и картерной группы.


Моторная часть ИЖ Юпитер: 1 – крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение правое с крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера левая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера левая; 15 – цилиндр; 16 – головка цилиндра; 17 – поршень; 18 – свеча зажигания; 19 – шатун; 20 – шпилька.

Детали двигателя ИЖ Юпитер


Детали двигателя: 1 – патрубок цилиндра; 2 – прокладка цилиндра; 3 – цилиндр левый; 4 – шпилька; 5 – головка цилиндра левая; 6, 12 – шайбы; 7 – гайки; 8 – кольцо стопорное; 9 – поршень; 10 – кольцо поршневое; 11 – щека левая коленчатого вала; 13 – шатун; 14 – щека правая коленчатого вала; 15 – маховик; 16 – втулка; 17 – палец поршня; 18 – вал коленчатый; 33 – болт крепления маховика; 34 – палец кривошипа; 35 – подшипник игольчатый.

Муфта сцепления


Схема муфты сцепления ИЖ Юпитер


Муфта сцепления мотоцикла ИЖ-Юпитер отличается от муфты сцепления мотоцикла ИЖ-56 установкой шарикоподшипника и регулировочного винта 31 с контргайкой 32.

Пусковой механизм


Механизм переключения передач

Находится внутри коробки передач, а рычаг управления с левой стороны двигателя. В нем изменено устройство привода сектора переключения и вилок, которые работают непосредственно на червячном валике. При не четкой работе переключателя. Разобрать двигатель и все детали переключения промыть и проверить на износ и сколы. Неисправные заменить.


Механизм переключения передач ИЖ Юпитер: 4 – педаль переключения; 25 – пружина механизма переключения передач; 26 – сектор переключения передач; 27 – поводок механизма; 28 – вал; 32 – вал червячный; 33 – вилка переключения второй и четвертой передач; 34 – вилка переключения первой и третьей передач; 36 – пружина фиксатора; 37 – стойка контакта нейтрали; 38 – флажок контакта нейтрали; 39 – анкер переключения.

Коробка передач


Схема коробки передач ИЖ Юпитер: 1 – первичный вал; 2 – вторичный вал; 3 – промежуточный вал; 4 – опорные шариковые подшипники валов; 5 – роликовый подшипник вторичного вала; 6 – шестерни коробки передач; 7 – сальник вторичного вала; 8 – звездочка.

Схема двигателя


Схема блок двигателя с коробкой передач, сцеплением и генератором: 1 – свеча; 2 – головка цилиндра; 3 – цилиндр; 5 – поршень; 6 – поршневое кольцо; 7 – перепускной канал; 8 – поршневой палец; 9 – втулка верхней головки шатуна; 10 – шатун; 11 – крышка кривошипной камеры левая; 12 – ведущая звездочка; 13 – шарикоподшипник; 14 – сальник; 15 – полуось коленчатого вала левая; 16 – роликоподшипник нижней головки шатуна; 17 – палец кривошипа; 18 – пружина сцепления; 19 – крышка люка; 20 – регулировочный винт сцепления; 21 – нажимной диск сцепления; 22 – внутренний барабан; 23 – педаль переключения передач; 24 – педаль пускового механизма; 25 – левая крышка картера; 26 – диски сцепления; 27 – наружный барабан сцепления; 28 – сектор пускового механизма; 29 – пружина; 30 – шестерня пускового механизма; 31 – шарикоподшипник; 32 – левая половина картера; 33 – вилка переключения передач; 34 – валик переключения передач; 35 – сектор переключения передач; 36 – валик механизма переключения передач; 37 – шпилька крепления; 38 – правая половина картера; 39 – головка цилиндра правая; 40 – цилиндр правый; 41 – маховик; 42 – крышка кривошипной камеры правая; 43 – прокладка цилиндра; 44 – сальник правый; 45 – генератор; 46 – ось коленчатого вала правая; 47 – крышка картера правая; 48 – крышка генератора; 59 – кулачок прерывателя; 50 – центральный болт крепления якоря; 51 – звездочка; 52 – сальник; 53 – роликоподшипник; 54 – вторичный вал; 55 – сальник; 56 – первичный вал; 57 – шток выжима сцепления; 58 – рычаг выжима сцепления; 59 – гайка крепления звездочки; 60 и 61 – шестерни коробки передач; 62 – кулачок троса сцепления; 63 – кулачок автомата сцепления; 64 – пружина.

Иж юпитер 5. Принцип работы двигателя.


Отличительная особенность двухтактного мотоциклетного двигателя иж юпитер 5

Состоит в том, что он не имеет клапанов . Впуск свежей горючей смеси в

цилиндр происходит через продувочное окно, а выпуск отработавших газов через выпускное окно. Поршень, двигающийся внутри цилиндра, открывает

и закрывает продувочное и выпускное окна.

Количество окон может быть различным.

Например, мотоцикла ИЖ-Планета-2 имеет два выхлопных и два продувочных окна.

Вторая особенность двухтактного мотоциклетного двигателя – герметически изолированная от наружного (атмосферного) воздуха камера

Кривошипного механизма, выполняющая роль продувочного насоса и, наконец , управляет открытием и закрытием окон, осуществляя газораспределение.

Рассмотрим работу двигателя. Поршень движется вверх и сжимает в рабочем пространстве рабочую смесь .Продувочные и выпускное окна при этом закрыты. Нижняя кромка поршня закрывает впускное окно ,соединяющее плоскость кривошипной камеры с карбюратором .К моменту открытия окна в кривошипной камере образуется разряжение (вследствие увеличения объема камеры при движении поршня к верхней мертвой точки).

Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер

Электрооборудование мотоцикла ИЖ Юпитер отличается только установкой генератора Г-36М2.

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер:


Мотоцикл ИЖ Юпитер К с увеличенным передаточным отношением в задней передаче. Ведущая звезда установлена с меньшим диаметром и меньшим количеством зубьев. Наличие коляски заставило производителя увеличить тяговитость, но уменьшить скорость до 80 км/час.

Мотоцикла ИЖ-Юпитер с коляской

Боковой прицеп мотоцикла ИЖ Юпитер К рассчитан на грузоподъемность в 100 кг. Рама выполнена из труб. Кузов металлический. Подвеска колеса применена торсионного типа, пружинная. Тормоза на колесе бокового прицепа нет.

Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ Юпитер c коляской.


В схему электрооборудования внесены не большие изменения. Предусмотрена установка габаритного фонаря 20 на боковой прицеп. Генератор мощностью 45 ватт вырабатывает, напряжение 6 вольт. Имеется аккумулятор и регулятор напряжения.

Принцип работы двигателя иж юпитер 5

Двигатель внутреннего сгорания мотоцикла иж юпитер 5 состоит из следующих систем и механизмов:

2. Газораспределительный механизм

. Подает в необходимый момент времени рабочую смесь в камеру сгорания и удаляет из нее отработавшие газы. В двухтактных двигателях роль подобного приспособления несут цилиндр и поршень.

3. Система зажигания

необходима для зажигания сжатой смеси в цилиндре мотора.

4. Система питания

готовит рабочую смесь горючего с воздухом, требуемую для работы движка.

. В двухтактных двигателях ИЖ-П3, ИЖ-Ю3 отдельно взятой системы смазывания не существует. Масло подается в цилиндр одновременно с горючим.

Основной узел ДВС — КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ (рис. 10, 12, 13), состоящий из коленчатого вала 15, шатуна 4, поршня 2. Коленчатый вал в картере двигателя смонтирован на подшипниках. Нижняя головка шатуна опирается через роликовый шарикоподшипник 7 на кривошипный палец б коленчатого вала. Коленчатый вал выполняет вращательное движение. Верхняя головка шатуна шарнирно связана с поршнем через поршневой пальцец 11. Она совершает возвратно-поступательный ход одновременно с поршнем.

Давление газов сквозь поршневой палец поступательно передвигающегося поршня переходит к шатуну, начиная от него кривошипному пальцу коленчатого вала. Непосредственно под влиянием данного усилия коленчатый вал начинает вращаться. Таким образом осуществляется в ДВС перерабатывание тепловой энергии горючего в силу движения.

Мотоцикл оснащен двухтактным двигателем. Роль газораспределительного механизма (ГРМ) в нем ложится на поршень. В стакане цилиндра находятся специальные окна, соединенные с карбюратором, глушителем и картером. Газораспределение осуществляется при помощи движения поршня, который, двигаясь внутри цилиндра последовательно закрывает/открывает данные окна.

Верхняя мертвая точка (ВМТ)

, положение при котором поршень находится на максимальном удалении при вращении от коленчатого вала, соответственно, обратное положение нижней мертвой точкой
(НМТ)
. Расстояние которое проходит поршень в цилиндре от ВМТ до НМТ носит определение ход поршня. За один ход поршня коленчатый вал поворачивается на 180 градусов. Технический процесс, совершаюшийся в моторе во время одного хода поршня носит название такт.

Процесс во время первого такта.

Во время движения поршня от нижней мертвой точке к верхней в камере кривошипного механизма образуется вакуум, и после открытия впускного окна горючая смесь из карбюратора попадает в кривошипную камеру (рис. 11а). Кривошипная камера представляет собой пространство межу герметичным корпусом картера двигателя и цилиндром, вернее до внутренней поверхности поршня. Когда поршень идет вверх, над поршнем происходит сжатие попавшей ранее горючей смеси, которая в момент подхода к ВМТ воспламеняется искрой от свечи зажигания. Одновременно происходит разрежение в кривошипном механизме с обратной стороны поршня.
Работа во втором такте.
Рабочая смесь воспламеняется до температуры 2000 – 2500 градусов цельсия, что приводит к расширению газов и увеличению давления в цилиндре до 25 кг\см2. За счет увеличения объема газов поршень резко идет вниз к НМТ. В это момент осуществляется рабочий ход поршня. Поршень давит на шатун, заставляя вращаться коленчатый вал. В это момент времени, после закрытия впускного окна во время движения поршня, наблюдается сжатие рабочей смеси в кривошипной камере(рис. 11 б). Последующий ход поршня открывает выпускные окна, и отработанные газы выходят наружу через глушитель. Одновременно отрываются перепускные окна, и новая порция горючей смеси из картера попадает в камеру сгорания, одновременно продувая цилиндр от отработавших газов(рис. 11в).

Механизм коробки передач; 37 — 38 вилки переключения скоростей; 39 — сектор переключения передач; 40 – ось механизма переключения передач; 41- болт; 42- правая половина картера двигателя; 43 — пружина; 44 — кулачок автомата сцепления; 45 — вал переключения передач; 46 — рычаг троса сцепления; 50- гайка крепления звездочки; 51 — рычаг автомата выжима сцепления; 52 — щиток выжима сцепления; 53 — первичный вал; 54 колпачок; 55 — вторичный вал; 56- роликоподшипник № 192906; 57 — сальник вторичного вала; 58 — звездочка вторичного вала; 59 центральный болт крепления генератора; 60 — кулачок прерывателя; 61 — крышка генератора; 62 — правая крышка картера двигателя; 63- правая полуось коленчатого вала; 64 — генератор; 65 — сальник правый; 66- прокладка цилиндра; 67 — правая крышка кривошипной камеры; 68 — маховик; 60 — цилиндр правый; 70 — правая головка цилиндра.

В состав ДВС входят следующие детали: подшипники верхней и нижней головки с шатуном, коленчатый вал с маховиками и подшипниками полуосей, картер с сальниками (рис. 12, 13).

32, 39, 40, 42 — шестеренки коробки передач; 33 — вилка переключения передач; 34 — упор переключения передач; 35 — вал переключения передач; 36 — крышка коробки передач; 37 — установочная втулка; 38 — правая крышка; 41 — промежуточный вал; 43 — шарикоподшипник № 203; 44 — роликоподшипник № 192906К1; 45 — вторичный вал; 46 — первичный вал; 47 — регулировочный винт сцепления; 48 — шарик червяка; 49 — червяк сцепления; 50 — колпачок гайки вторичного вала; 51 — сальник вторичного вала; 52 звездочка вторичного вала; 53 — генератор; 54 правый сальник; 55 роликоподшипник № 2505К; 5б — коленчатый вал; 57 — прокладка; 58 — перепускной канал; 59- выхлопное окно; 50 — декомпрессор.

ШАТУН необходим для передачи усилия от поршня к коленчатому валу. В двигателе ИХ-ЮЗ шатун выполнен из стали марки 12ХН2А, в двигателе ИЖ-ПЗ используется сталь марки 45. Наружная обойма роликового подшипника шатуна двигателя ИЖ-ПЗ – втулка из стали ШХ 15, имеющая твердость НRС 58 – 62, достигающуюся термической обработкой. В нижней головке шатуна выполнены специальные вырезы, необходимые для смазки подшипника. Палец кривошипного механизма служит внутренней обоймой подшипника. В качестве материала сепаратора подшипника для двигателей ИЖ-ЮЗ, ИЖ-ПЗ применяется алюминиевый сплав Д 16 Т. В более ранних моделях эта деталь была выполнена из латунного сплава. Применение алюминия увеличило срок службы механизма. В качестве подшипника для поршневого пальца используется бронзовая втулка, запрессованная в верхней головке шатуна.

Как разобрать двигатель ИЖ Юпитер 5

Итак, разборка двигателя ИЖ Юпитер 5 включает в себя следующие этапы:

  1. Для начала нужно отмыть потрудившееся на славу сердце мотоцикла. Промыть нужно как можно тщательнее, поскольку грязь не должна в итоге оказаться внутри двигателя, иначе большая часть трудов, скорее всего, пойдет насмарку.
  2. Возьмите листок с ручкой, чтобы по ходу работы записывать расположение деталей и порядок их установки. Все болты, шпильки и шпонки имеют свое место и порядок закручивания. Поэтому не нужно разбрасывать их в разные стороны, а лучше складывать по мере разбора.
  3. Необходимо стянуть трубку выпуска. Не выбрасываем ее далеко, привяжите к чему-нибудь крепкому.
  4. Отвернув 4 гайки, снять крышки цилиндров и сами цилиндры, осторожно, не повредите прокладки. Если повредили прокладки, тогда нарушится давление внутри двигателя.
  5. Теперь необходимо стянуть трубку на чехле цепи. Выбиваем шпильку спереди двигателя наполовину. Важно не погнуть ее, иначе придется искать новую.
  6. Отворачиваем гайки, вынимаем болт, закрепляющий двигатель сзади. Детали лучше раскладывать группами, чтобы не потерять и не перепутать.
  7. Отворачиваем семь болтов закрепляющих поддон, снимаем пластину выносящего маховика и прокладку, фиксируем двигатель. Зафиксировать двигатель лучше на верстаке, если его нет, то массивный стол подойдет.
  8. Торцевым ключом и длинной прочной монтировкой ослабляем болт, скрепляющий выносящий маховик. Будьте осторожны, не сорвите резьбу на шляпке – это сильно усложнит задачу.
  9. Отсоединяем половинки картера. Не убираем их далеко, они скоро пригодятся.
  10. Снимаем выносящий маховик и шпон.
  11. Вынимаем средний и передний валы, копирный вал, запоминаем место установки регулировочных шайб. Важно запомнить их точное расположение, иначе потом произойдет нестыковка деталей.
  12. Выворачиваем шпильки, закрепляющие крышки кривошипных камер, снимаем крышки с кольцами. Шпильки довольно хрупкие, если сломаете их, пока выкручиваете, достать будет сложно.
  13. Вынимаем коленвалы из половинок поддона.
  14. Вытягиваем подшипники половинки картера. Не погните картер, иначе ваше масло будет расходоваться очень быстро.
  15. Отворачиваем винты и обойму с сальником коленвала.
  16. Вынимаем установочные кольца и выбиваем сальники.
  17. Выбиваем подшипник правой половинки поддона.
  18. Разборка двигателя ИЖ Юпитер закончена.

Теперь, когда вы посмотрели на все детали изнутри и нашли проблему, меняем поломанную деталь. Самый простой способ заглянуть в интернете на сайт продаж запчастей. Можно найти и на обычном городском рынке (барахолке). Перед тем, как собрать двигатель ИЖ Юпитер 5, тщательно осмотрите его поверхность на предмет поиска сколов, трещин, выработки еще раз.

После того, как вы выбросили сломанную деталь и воткнули вместо нее новую, блестящую, необходимо вернуть все как было. Сборка двигателя ИЖ Юпитер 5 немногим сложнее разборки. Собирается все в обратном порядке.

Как видите, ничего сложного в этом нет. Другое дело, если вы хотите добавить своему любимцу пару лошадок. Тогда придется немного попотеть, ведь тюнинг двигателя ИЖ Юпитер потребует от вас капельку терпения.

Где находится маховик на иж юпитер 5

Уже пол года езжу на новом моторе и никак не мог написать пост о нем.Так вот.


В предыдущем посте я описал считай всю работу все переделки и проблемы которые стали у меня на пути. Естественно было много ошибок как технических так и личных. В общем поэтому то и был пробный мотор.
Сейчас расскажу все переделки которые я сделал со своим мотоциклом на 2016год.
1. Купил новые СССР картера с живыми посадочными местами подшипников.
2. Долго искал оригинальные щеки Ю5 под палец нгш 21мм. наконец-то нашел и отправил мастеру на перепресовку под Минск шатуны на сеператорах. + к этому отправил маховик на облегчение (1.8кг) Вот что вышло.






Огромное спасибо Лукьяненко Анатолию за отлично проделанную работу и за бесценную консультацию.
3.Подшипники как всегда ЯП.


4. Сальники Erics


5.Коробка СССР Юпитер 3.


6. Корзина широкая на длинных пружинах диски Atlant.




Вот вроде и сам мотор собран осталось самое интересное. «Верхушка»

Давно мечтал я о бормашинке и наконец то купил сее чудо. Конечно не угловая и даже не оригинальный Dremel но как показала практика около 10 пар горшков запилены.




Запилил друзьям и взялся за свои цилиндры.


По запилу пытался придерживаться теории Григорьева но вышло что немного перебрал и фаза выпуска вышла до 180. В общем зато я понял каково это)


После запила отдал цилиндры на расточку и хонинговку. Как вышло с номинала точить пришлось до 2го ремонта (поршня Almot).


По поршням:
1.Вырезаны окна под постоянный впуск. (как пилил не говорю все есть в предыдущем посте)
2.Выточил холодильники.
3.Подточил днище для полного открытия окон. (спорный вариант много кто скажет это бред, я попробовал мне понравилось, в общем хуже точно не стало)
4. Сделал «панацею от клина»

5. Выровнял поршень по продувке.
6. Подровнял вес поршней.
Кстати обкатку проходил жесткую Жесткая обкатка
До 300км юзал мотор бережно до 3500-4000, после выжимал все что мог до 8000. Не было ни прихватов ничего. Я конечно не навязываю свои мысли. Каждый сам для себя выбирает, но я еще одно подтверждение что живая обкатка не бред и ресурс мотора не страдает.

Пока цилиндры были на расточке занялся проводкой.
Хоть заряд у меня и на родном БПВ был хороший я хотел избавится от родных щеток. (на высоких оборотах щетки зависали)
Сделал я это следующим образом.


Подкова и РР от ваз. Зарядка стабильная на оборотах от 1000об.до 8000об.
Все делал по данной схеме.


Спасибо Юрию Зварову за помощь в подключении. Vadim Hellsing за рр и пару советов.





Закончив с проводкой я решил начать что то делать с подвеской. Родная хоть и в отличном состоянии перебирал ее но все равно не удовлетворяла.


Передок полностью я решил заменить на передок от ИЖ ПС.



Маятник в отличном состоянии поэтому не решился его разбирать и менять втулки на подшипники. Заменил только амортизаторы на китайские газо-масляные. Хотел конечно поискать с японских мотоциклов тип Showa но цена кусается.


(за фон не ругайте в общаге фоткал)
Кстати как показали дальнейшие покатушки амортизаторы очень даже хороши за свои деньги. Ямы глотают по дороге не кидает и не подпрыгивает задок. С пассажиром так же все отлично не стучали и работали на УРА, в общем я доволен.

Ко всему еще установил электронный спидометр который выиграл в розыгрыше, датчик температуры и аварийку.




+ захотелось мне влипить предохранитель который как оказывается очень полезная вещь и позитивно влияет на срок службы АКБ


Видео:
Приборная панель
Пришла посылочка с запчастями)


Очень понравились ссср ремкомплекты на карбюратор с необычными заслонками (сплав как метал)
Немного юмора, вот сравнение с поршнем хонда дио)

Закупил любимых свечей NGK, так как карбюраторы нужно будет настраивать заново поэтому и свечи желательно новые.




Посадил головы под 95ый бензин.


Прожег и опять покрасил резонаторы.
Фотки с ремонта и настройки.




Заменил лепестки и притер клапана заново. (на новых лепестках мотор стал работать легче и мне очень даже понравилось)


Заново все регулировал настраивал и вышло что после запила гтж 240 уже малы и нужно что то больше. Как узнал позже гтж от карбюраторов солекс подходят на Пекар как резьбой так и другими характеристиками.






Накупил я себе кучу гтж с шагом в 5 единиц и начал менять и тестить. Вышло что на обоих цилиндрах нужны 290гтж. Хоть мысли и были что аппетит поднимется, меня это не смущало так как мотоцикл для ощущений а не для экономии. Да и потом проверив расход меня очень удивило в хорошем смысле этого слова.





Вот кажется я все и сделал что хотел. Ниже видосик и фотки с покатушек.
Видео 19 звезда обороты 6400 (не максимум) трубы родные.

Первые покатушки 20 февраля, погода обрадовало и решили с друзьями поехать на море.
























/>


















Вот пожалуй и все. Почти все что хотел сделал как по мотору так и по всему мотоциклу. В планах еще яп поршня, хорошие резонаторы и новые тормоза.
Хочу сказать спасибо таким людям как Анатолий Лукьяненко, Зваров Юрий, Сергей Сирко, Дробот Вовчик, Vadim Hellsing и другие кто помогал мне в постройке и советами.

Читайте также: