Где находится потенциометр со на ваз 21099

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 05.10.2024

датчики автомобили ВАЗ 21083, ВАЗ 21093

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменяется от температуры). Датчик температуры завернут в выпускной патрубок охлаждающей жидкости на головке цилиндров. При низкой температуре датчик температуры охлаждающей жидкости имеет высокое сопротивление (при -40°С — 100 кОм), а при высокой температуре — низкое (при 100°С — 177 Ом). Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике. Падение напряжения высокое на холодном двигателе и низкое — на прогретом двигателе. Температура охлаждающей жидкости влияет на большинство характеристик, которыми управляет контроллер.
Для замены на автомобиле ваз 21083, ваз 21093 датчика температуры охлаждающей жидкости:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
2. Слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
3. Для удобства работы снимите воздушный фильтр (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).

4. Отсоедините разъем с проводами от датчика температуры охлаждающей жидкости, отжав пластмассовый зажим. Выверните датчик из патрубка системы охлаждения.
5. Установите на автомобиль ваз 21083, ваз 21093 датчик температуры охлаждающей жидкости в обратном порядке.

Датчик детонации прикреплен к верхней части блока цилиндров и улавливает аномальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.
Чувствительным элементом датчика является пьезокристаллическая пластинка. При детонации на выходе датчика генерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. Контроллер по сигналу датчика регулирует опережение зажигания для устранения детонационных вспышек топлива.
Для замены на автомобиле ваз 21083, ваз 21093 датчика детонации:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините разъем 1 с проводами от датчика 2 детонации. Отверните гайку крепления и снимите датчик со шпильки.
3. Установите на автомобиль ваз 21083, ваз 21093 датчик детонации в обратном порядке.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы. В ДМРВ находятся температурные датчики и нагревательный резистор. Проходящий воздух охлаждает один из датчиков, а электронная схема датчика преобразует эту разность температур в выходной сигнал для электронного блока управления. В разных вариантах систем впрыска топлива могут применяться датчики массового расхода воздуха двух типов. Датчики ДМРВ отличаются по устройству и по характеру выдаваемого сигнала, который может быть частотным или аналоговым. В первом случае в зависимости от расхода воздуха меняется частота сигнала, а во втором случае — напряжение. ЭБУ использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения длительности импульса открытия форсунок.
Для замены датчика ДМРВ:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отжав снизу отверткой или пальцем пластмассовую защелку, отсоедините разъем 1 с проводами от датчика 3 массового расхода воздуха. Ослабьте затяжку хомута крепления и отсоедините шланг 2 от датчика. Отверните два винта крепления и снимите датчик ДМРВ с воздушного фильтра.
3. Установите на автомобиль ваз 21083, ваз 21093 датчик ДМРВ в обратном порядке.

СО-потенциометр (рис. 11.3) установлен на автомобилях ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 с системой впрыска без обратной связи (без нейтрализатора и кислородного датчика) в моторном отсеке на стенке коробки воздухопритока и представляет собой переменный резистор. СО-потенциометр выдает в ЭБУ сигнал, который используется для регулировки состава топливовоздушной смеси с целью получения нормированного уровня концентрации окиси углерода (СО) в отработавших газах на холостом ходу. СО-потенциометр подобен винту качества смеси в карбюраторах. Регулировка содержания СО с помощью СО-потенциометра выполняется только на станции технического обслуживания с применением газоанализатора.

Рис. 11.3. СО-потенциометр

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач между приводом спидометра и наконечником гибкого вала привода спидометра. Принцип действия датчика скорости основан на эффекте Холла. Датчик скорости выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес.
Для замены датчика скорости:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините разъем с проводами от датчика скорости, сжав пружинные зажимы. Отверните датчик скорости от привода спидометра. Установите на автомобиль датчик скорости в обратном порядке.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен сбоку на дроссельном патрубке и связан с осью дроссельной заслонки.
ДПДЗ представляет собой потенциометр, на один конец которого подается плюс напряжения питания (5 В), а другой конец соединен с «массой». С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к контроллеру. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления), изменяется напряжение на выходе датчика положения дроссельной заслонки. При закрытой дроссельной заслонке напряжение ниже 0,7 В. Когда дроссельная заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой дроссельной заслонке должно быть более 4 В. Отслеживая выходное напряжение датчика положения дроссельной заслонки, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя). Датчик положения дроссельной заслонки не требует никакой регулировки, так как контроллер воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.
Для замены датчика положения дроссельной заслонки (ДПДЗ):
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините разъем с проводами от датчика положения дроссельной заслонки, отжав пластмассовую защелку.

3. Отверните два винта крепления и снимите датчик положения дроссельной заслонки с дроссельного патрубка (для наглядности патрубок снят).

4. Установите на автомобиль датчик положения дроссельной заслонки в обратном порядке, при этом не забудьте установить поролоновое кольцо.

Регулятор холостого хода регулирует частоту вращения коленчатого вала на режиме холостого хода, управляя количеством подаваемого воздуха в обход закрытой дроссельной заслонки. Регулятор холостого хода состоит из двухполюсного шагового электродвигателя и соединенного с ним конусного клапана. Клапан выдвигается или убирается по сигналам контроллера. Полностью выдвинутая игла регулятора (что соответствует 0 шагов) перекрывает поток воздуха. Когда игла вдвигается, то обеспечивается расход воздуха, пропорциональный количеству шагов отхода иглы от седла.
Для замены регулятора холостого хода:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините разъем с проводами от регулятора холостого хода, установленного на дроссельном патрубке.

3. Отверните два винта крепления и снимите регулятор холостого хода с дроссельного патрубка (для наглядности патрубок снят).

4. Замените порванное или потерявшее эластичность уплотнительное кольцо 1 регулятора холостого хода.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не пытайтесь вытянуть или вдавить клапан 2, так как это может привести к выходу регулятора холостого хода из строя. Для этой цели необходимо использовать диагностический прибор или специальный монитор.
5. Установите на автомобиль датчик холостого хода в обратном порядке, смазав его уплотнительное кольцо моторным маслом.

Датчик положения коленвала (ДПКВ) — индуктивного типа, предназначен для синхронизации работы контроллера с верхней мертвой точкой поршней 1-го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса напротив задающего диска на шкиве привода генератора. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 равноудаленными (6°) впадинами. При таком шаге на диске помещается 60 зубьев, но два зуба срезаны для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы контроллера с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.
При вращении коленчатого вала зубья изменяют магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Установочный зазор между сердечником датчика и зубом диска должен находиться в пределах (1±0,2) мм. Контроллер по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.
Для замены датчика положения коленвала (ДПКВ):
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отсоедините разъем с проводами от датчика положения коленвала.

3. Отверните болт 1 крепления и выньте датчик 2 из крышки масляного насоса (для наглядности крышка насоса снята).
4. Установите на автомобиль датчик положения коленвала в обратном порядке.

Датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд) применяется в системе впрыска с обратной связью и устанавливается на приемной трубе глушителей. Кислород, содержащийся в отработавших газах, реагирует с датчиком кислорода, создавая разность потенциалов на выходе датчика. Она изменяется приблизительно от 0,1 В (высокое содержание кислорода — бедная смесь) до 0,9 В (мало кислорода — богатая смесь).
Для нормальной работы датчик кислорода должен иметь температуру не ниже 360°С. Поэтому для быстрого прогрева после пуска двигателя в датчик кислорода встроен нагревательный элемент. Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер определяет, какую команду по корректировке состава рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенциалов на выходе датчика), то дается команда на обогащение смеси. Если смесь богатая (высокая разность потенциалов), дается команда на обеднение смеси.
Для замены датчика концентрации кислорода:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Разъедините разъем датчика кислорода и жгута проводов, отжав пластмассовую защелку.

3. Выверните датчик кислорода из приемной трубы глушителя (для наглядности приемная труба снята).
4. Установите на автомобиль датчик концентрации кислорода в обратном порядке.

Датчик фаз применяется в системе с последовательным впрыском топлива (двигатель мод. 2112) и устанавливается с левой передней стороны головки цилиндров. Принцип действия датчика фаз основан на эффекте Холла. В пазу датчика фаз находится обод стального диска с прорезью. Этот диск закреплен на шкиве впускного распределительного вала. Когда прорезь диска проходит через паз датчика фаз, он выдает на контроллер отрицательный импульс, соответствующий положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ в конце такта сжатия.
Для замены датчика фаз:
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.

2. Отожмите пластмассовую защелку и отсоедините разъем 2 с проводами от датчика 1 фаз. Отверните два болта крепления и снимите датчик фаз.
3. Установите на автомобиль датчик фаз в обратном порядке.

Сигнал запроса на включение кондиционера. Если на автомобиле установлен кондиционер, то сигнал поступает от выключателя кондиционера на панели приборов. В данном случае ЭБУ получает информацию о том, что водитель желает включить кондиционер. Получив такой сигнал, ЭБУ сначала подстраивает регулятор холостого хода, чтобы компенсировать дополнительную нагрузку на двигатель от компрессора кондиционера, а затем включает реле, управляющее работой компрессора кондиционера.

Датчики инжектора ВАЗ

Измеряет количество всасываемого двигателем воздуха в кг/час. Устройство достаточно надежное. Основной враг — влага, всасываемая вместе с воздухом. Основное нарушение работы датчика — завышение показаний, как правило на малых оборотах, на 10 — 20%. Это приводит к неустойчивой работе двигателя на холостом ходу, остановке после мощностных режимов, возможны проблемы с запуском. Завышение показаний датчика на мощностных режимах приводит к "тупости" мотора, к увеличению расхода топлива.

Рис. А — внешний вид датчика массового расхода воздуха (дет. 2112-1130010)(произв. GM); Рис. Б — внешний вид датчика массового расхода воздуха (дет. 21083-1130010-01 или 21083-1130010-10 произв. BOSCH); Рис. В — расположение датчика массового расхода воздуха.
ДМРВ, рис. А, (термоанемометрического типа) имеет три чувствительных элемента, установленных в потоке всасываемого воздуха. Один из элементов определяет температуру окружающего воздуха, а два остальных нагреваются до заранее установленной температуры, превышающей температуру окружающего воздуха.

Во время работы двигателя проходящий воздух охлаждает нагревательные элементы. Массовый расход воздуха определяется путем измерения электрической мощности, необходимой для поддержания заданного превышения температуры на нагревательных элементах относительно температуры окружающего воздуха.

Контроллер подает на ДМРВ опорный сигнал 5 В через находящийся внутри контроллера резистор с постоянным сопротивлением. Выходной сигнал с ДМРВ представляет собой сигнал напряжения величиной от 4 до 6 В с изменяющейся частотой. Большой расход воздуха через датчик дает выходной сигнал высокой частоты (скоростной режим). Малый расход воздуха через ДМРВ дает выходной сигнал низкой частоты (холостой ход).

ДМРВ, рис. Б, (термоанемометрического типа) имеет чувствительный элемент, тонкую сетку (мембрану) на основе кремния, установленную в потоке всасываемого воздуха. На сетке располагаются нагревательный резистор и два температурных датчика, установленных перед нагревательным резистором и за ним.

Сигнал ДМРВ представляет собой напряжение постоянного тока, изменяющееся в диапазоне от 1 до 5 В, величина которого зависит от количества воздуха, проходящего через датчик. Во время работы двигателя проходящий воздух охлаждает часть сетки расположенной перед нагревательным резистором. Температурный датчик расположенный перед резистором охлаждается, а температурный датчик расположенный за ним, благодаря подогреву воздуха, сохраняет свою температуру. Дифференциальный сигнал обоих датчиков делает возможным получение характеристической кривой, зависящей от величины потока воздуха. Сигнал вырабатываемый ДМРВ — аналоговый.

Контроллер, получая сигнал от ДМРВ, использует свои таблицы данных и определяет длительность импульса открытия форсунок, которая соответствует сигналу массового расхода воздуха. ДМРВ устанавливается между воздушным фильтром и дроссельным патрубком, рис. В.

Датчик положения дроссельной заслонки

Считывает показания с положения педали "газа". Основные враги — завод-изготовитель датчика и мойщики двигателей. Срок службы совершенно непредсказуем. Нарушения в работе датчика проявляются в повышенных оборотах на холостом ходу, в рывках и провалах при малых нагрузках.

Датчик положения дроссельной заслонки установлен на корпусе дроссельного патрубка и имеет механическую связь с осью дроссельной заслонки. Датчик представляет собой резистор потенциометрического типа, на один из выводов которого с контроллера подается опорное напряжение 5 В, а второй вывод соединен с "массой". Третий вывод соединяет подвижный контакт датчика с контроллером, что позволяет контроллеру на основе выходного сигнала с датчика определять положение дроссельной заслонки и с учетом данных других датчиков рассчитывать длительность импульсов на форсунку. При закрытом положении дроссельной заслонки выходной сигнал датчика должен быть в пределах от 0,3 до 0,7 В. При открытии дроссельной заслонки выходной сигнал возрастает, и при полностью открытом дросселе выходное напряжение должно быть выше 4 В.

При резком нажатии на рычаг управления дроссельной заслонкой контроллер воспринимает быстро возрастающее напряжение сигнала с датчика, увеличивает длительность импульсов на форсунки и формирует дополнительные импульсы управления открытия форсунок. Этот режим аналогичен режиму работы ускорительного насоса для двигателей с карбюратором.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Основное функциональное назначение сродни "подсосу" на карбюраторе — чем холоднее мотор, тем богаче топливо. Второе назначение — формирование команды на включение вентилятора охлаждения. Весьма надежен. Основная неисправность — нарушение электрического контакта внутри датчика или нарушение изоляции проводов вблизи датчика болтающимся тросиком "газа". Отказ датчика — включение вентилятора на холодном двигателе, трудность запуска горячего мотора, повышенный расход топлива.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (термисторный) устанавливается на впускном патрубке системы охлаждения в потоке охлаждающей жидкости двигателя. Термистор, находящийся внутри датчика, является термистором с "отрицательным температурным коэффициентом" — при нагреве его сопротивление уменьшается. Высокая температура охлаждающей жидкости вызывает низкое сопротивление (70 Ом + 2% при 130 °С), а низкая температура дает высокое сопротивление (100700 Ом ± 2% при -40 °С).

Контроллер подает на датчик температуры охлаждающей жидкости напряжение 5 В через резистор с постоянным сопротивлением, находящимся внутри контроллера. Температуру охлаждающей жидкости контроллер рассчитывает по падению напряжения на датчике, имеющем переменное сопротивление. Падение напряжения большое на холодном двигателе, и низкое — на прогретом.

Датчик детонации

Надежный элемент. Принцип работы как у пьезо зажигалки. Чем сильнее удар, тем больше напряжение. Отслеживает детонационные стуки двигателя. Отказ или обрыв датчика проявляются в "тупости" мотора и повышенному расходу топлива.

Рис. А — внешний вид датчика детонации (дет. 2112-3855010 произв. GM); Рис. Б — внешний вид датчика детонации (дет. 2112-3855020 произв. BOSCH); Рис. В — расположение датчика детонации.
Датчик детонации, рис. А, (частотный) пьезоэлектрического типа устанавливается на блоке двигателя. Во время возникновения детонации в двигателе датчик генерирует сигнал переменного тока с частотой и амплитудой зависящей от уровня детонации. Контроллер подает на ДД опорное напряжение 5 В. Резистор, расположенный внутри датчика, понижает напряжение до 2,5 В. Сопротивление резистора от 330 до 450 Ом. Во время нормальной (без детонации) работы двигателя напряжение на выходе датчика остается постоянным на уровне 2,5 В. При появлении детонации ДД генерирует сигнал переменного тока, который поступает в контроллер по той же цепи, по которой подается опорный сигнал 5 В. Это возможно потому, что опорный сигнал 5 В является напряжением постоянного тока, а обратный сигнал детонации — напряжением переменного тока. Амплитуда и частота сигнала переменного тока ДД зависят от уровня детонации. Контроллер считывает этот сигнал и корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.

Датчик детонации, рис. Б, (широкополосный) пьезокерамического типа устанавливается на блоке двигателя. Во время работы двигателя датчик генерирует сигнал напряжения переменного тока с частотой и амплитудой зависящей от частоты и амплитуды вибрации той части двигателя, на которой установлен датчик. При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты повышается, что приводит к увеличению амплитуды выходного сигнала ДД. Контроллер считывает этот сигнал и корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.

Датчик кислорода

Серьезный, но весьма надежный электрохимический прибор. Его задача — определение наличия остатков кислорода в отработавших газах. Есть кислород — бедная топливная смесь, нет кислорода — богатая. Показания датчика используются для корректировки подачи топлива. Категорически запрещается использование этилированного бензина. Выход из строя датчика приводит к увеличению расхода топлива и вредных выбросов.

Датчик концентрации кислорода (2112-3850010-11 или 2112-3850010-20) используется только в паре с нейтрализатором и устанавливается в нижней части приемной трубы глушителя. Когда датчик кислорода находится в холодном состоянии (температура чувствительного элемента датчика меньше 360 С для датчика GM и 150 С — BOSCH) он не выдает никакого напряжения или генерирует медленно меняющееся напряжение, непригодное в качестве сигнала. Датчик кислорода имеет внутренний нагревательный элемент для быстрого подогрева датчика до 360 °С (150 °С) после пуска холодного двигателя. По мере прогрева, датчика, он начинает генерировать быстро меняющееся напряжение от 10 до 950 мВ. В зависимости от типа системы автомобили могут оснащаться датчиком кислорода ф. GM дет. 2112-3850010-11 (аналог ф. BOSCH LZH 24, дет. 2112-3850010-40) или ф. BOSCH LZH 25, дет. 2112-3850010-20. В датчике кислорода ф. GM нагревательный элемент включен постоянно, а в датчике ф. BOSCH LZH 25 нагрев не постоянный (контроллер управляет нагревом в ключевом режиме).

Система с датчиком кислорода может работать в двух режимах:

В режиме "разомкнутой петли" контроллер рассчитывает длительность импульсов впрыска без учета сигнала с датчика концентрации кислорода. Расчеты производятся на базе опорного сигнала с датчика положения коленвала и сигналов с датчика массового расхода воздуха, датчика температуры охлаждающей жидкости и датчика положения дроссельной заслонки. В режиме "разомкнутой петли" рассчитанная контроллером длительность импульса впрыска определяет соотношение воздух/топливо, отличающееся от 14,7:1. Это характерно для непрогретого двигателя, в этом состоянии для хороших ездовых качеств требуется более богатая смесь.

Система остается в в режиме "разомкнутой петли" до выполнения следующих условий:

Датчик кислорода начинает выдавать сигнал с изменяющимся напряжением (выход за пределы диапазона среднего напряжения около 300… .600 мВ);
Температура охлаждающей жидкости выше 32 °С;
Двигатель проработал с момента запуска от б секунд до 5 минут (время может варьировать в зависимости от начальной температуры охлаждающей жидкости). Сигнал с датчика концентрации кислорода подается на контроллер, который в зависимости от содержания кислорода в отработавших газах изменяет количество впрыскиваемого топлива для поддержания постоянного стехиометрического состава смеси. Этот режим является режимом "замкнутой петли".

В режиме "замкнутой петли" контроллер рассчитывает длительность импульса впрыска по данным тех же датчиков, что и для режима "разомкнутой петли" и дополнительно использует сигнал с датчика концентрации кислорода. Сигнал с датчика концентрации кислорода позволяет контроллеру производить точный расчет длительности импульса впрыска для строгого поддержания соотношения воздух/топливо -14,7:1, обеспечивающего максимальную эффективность работы каталитического нейтрализатора.

Датчик скорости

Информирует контроллер о скорости автомобиля. Надежность средняя. Выход из строя датчика приводит к незначительному ухудшению ездовых характеристик (кроме Дженерал моторс — двигатель глохнет при движении в режиме холостого хода).

Датчик скорости автомобиля (принцип работы основан на эффекте Холла) устанавливается на выходном валу привода спидометра. Контроллер посылает на датчик скорости опорное напряжение 12В. Датчик скорости выдает на контроллер импульсный сигнал, частота которого зависит от скорости движения автомобиля. Датчик скорости участвует в управлении работой системы впрыска. ДС может иметь круглую соединительную колодку (дет. 2112-3847010) или квадратную (дет. 2110-3847010).

Датчик положения коленчатого вала

Основной датчик, по показаниям которого определяется цилиндр и время подачи топлива и искры. Конструктивно представляет собой кусок магнита с катушкой тонкого провода. Очень вынослив. Датчик работает в паре с зубчатым шкивом коленчатого вала. Отказ датчика — остановка двигателя. В лучшем случае ограничение оборотов двигателя в районе 3500 — 5000 об/мин.

Рис. А — внешний вид датчика положения коленвала (дет. 2112-3847010); Рис. Б — расположение датчика положения коленвала.
Датчик положения коленчатого вала, рис. А, (электромагнитного типа) устанавливается на приливе корпуса масляного насоса на расстоянии (1 ± 0,4) мм от вершины зубцов шкива коленчатого вала. Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов расположенных по окружности. Зубцы равноудалены и расположены через 6°. Для генерирования "импульса синхронизации" два зуба на шкиве отсутствуют. При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая наведенные импульсы напряжения.

По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания.

Датчик фаз

Устанавливается только на 16 — ти клапанном двигателе. Информация используется для организации впрыска топлива в конкретный цилиндр. Отказ датчика переводит топливоподачу в попарно-параллельный режим, что приводит к резкому обогащению топливной смеси.

Датчик фаз устанавливается на двигателе ВАЗ-2112 в верхней части головки блока цилиндров за шкивом впускного распредвала. На шкиве впускного распредвала расположен задающий диск с прорезью. Прохождение прорези через зону действия датчика фаз соответствует открытию впускного клапана первого цилиндра.

Контроллер посылает на датчик фаз опорное напряжение 12В. Напряжение на выходе датчика фаз циклически меняется от значения близкого к 0 (при прохождении прорези задающего диска впускного распредвала через датчик) до напряжения близкого напряжению АКБ (при прохождении через датчик кромки задающего диска). Таким образом при работе двигателя датчик фаз выдает на контроллер импульсный сигнал синхронизирующий впрыск топлива с открытием впускных клапанов.

Потенциометр CO

Потенциометр СО устанавливается на автомобили без нейтрализатора и расположен на автомобилях семейства ВАЗ 2108 в моторном отсеке на щитке передка с левой стороны по ходу движения автомобиля, на автомобилях семейства ВАЗ 2110 — в салоне автомобиля на экране боковом левом. Вращение винта потенциометра СО позволяет регулировать содержание СО в отработавших газах.

Система нейтрализации отработавших газов

Часть автомобилей ВАЗ (в зависимости от комплектации) могут оснащаться системой нейтрализации отработавших газов, основным элементом которой является каталитический нейтрализатор.

Нейтрализатор устанавливается в системе выпуска отработавших газов между приемной трубой и дополнительным глушителем. Применение каталитического нейтрализатора дает значительное снижение выбросов углеводородов, окиси углерода и окислов азота с отработавшими газами при условии точного управления процессом сгорания в двигателе. Наиболее полное сгорание топливовоздушной смеси и максимальная эффективная нейтрализация вышеупомянутых токсичных компонентов отработавших газов обеспечиваются при отношении воздуха к топливу 14,6…14,7 к 1, т.е. 14,6…14.7 кг воздуха на 1 кг топлива. При эксплуатации неисправного двигателя нейтрализатор может выйти из строя из-за тепловых напряжений, которым он подвергается при окислении избыточных количеств углеводородов. Другой возможной причиной выхода из строя нейтрализатора является применение этилированного бензина. Содержащийся в нем тетраэтилсвинец за короткое время выводит из строя датчик кислорода и нейтрализатор. При тепловых напряжениях керамические блоки нейтрализатора могут разрушиться (закупориться), вызвав повышение противодавления. На работающем двигателе (при 2500 об/мин) величина противодавления должна составлять не более 8,62 кПа (измеряется с помощью манометра устанавливаемого в отверстие вместо датчика концентрации кислорода).

Противоугонная система апс-4

Блок управления иммобилизатора (дет. 21102-3840010);
Электронный обучающий кодовый ключ (красного цвета) (дет. 21102-3840040);
Электронный рабочий кодовый ключ (черного цвета) (дет. 21102-3840030);
Индикатор состояния системы (ИСС)(дет. 21102-3840020).

Автомобильная противоугонная система АПС-4 устанавливается на автомобили семейства ВАЗ-2108, 2110 и ВАЗ-21214, оснащенные системой распределенного впрыска топлива с контроллерами Ml. 5.4, M1.5.4N, МР7.0 ф.Бош, Январь 5.1…

Противоугонная система (иммобилизатор) предназначена для предотвращения несанкционированного запуска двигателя и состоит из блока управления 1, рис.16, обучающего кодового ключа 2, (красного цвета), рабочего кодового ключа 3 (черного цвета), индикатора состояния системы (ИСС) 4. В иммобилизаторах АПС-4 применяется бесконтактный способ считывания кода ключа при поднесении его к ИСС. Режимы работы и состояния иммобилизатора отображаются при помощи свето-диода и зуммера, расположенного внутри блока управления иммобилизатора.

При включении зажигания контроллер посылает запрос блоку управления иммобилизатора и после получения ответа контроллер определяет наличие иммобилизатора на автомобиле. Если иммобилизатор установлен, контроллер получает от блока управления код-пароль, который сравнивается с информацией, хранящейся в памяти контроллера. По результату анализа кода контроллер принимает решение о возможности запуска и работы двигателя.

Блок управления иммобилизатора и контроллер могут находиться в одном из следующих состояний: — выключенная функция иммобилизации (контроллер и блок управления иммобилизатора "чистые", т.е. не обучены рабочим кодовым ключам); — в этом состоянии запуск двигателя разрешен независимо от иммобилизатора; — включенная функция иммобилизации (контроллер и блок управления иммобилизатора обучены рабочим кодовым ключам) — в этом состоянии запуск двигателя возможен только при получении контроллером правильного пароля от иммобилизатора.

После изготовления иммобилизатор и контроллер находятся в "чистом" состоянии. Это означает, что в их память не записан код обучающего ключа. Иммобилизатор воспринимает любой обучающий ключ и находится в таком состоянии до первого успешного проведения процедуры обучения рабочих кодовых ключей. После завершения процедуры обучения, обучающий ключ, которым она выполнялась, становится для данного иммобилизатора "своим" и иммобилизатор и контроллер выходят из "чистого" состояния. В дальнейшем процедуру обучения рабочим кодовым ключам необходимо проводить только "своим" обучающим ключом. При неисправности контроллера или блока управления иммобилизатора для замены необходимо использовать "чистый" (необученный) контроллер или блок управления. После замены необходимо провести процедуру обучения рабочим кодовым ключам "своим" обучающим ключом.
источник

Ваз 2109: датчики на двигателе, их расположение и замена

Инжектор ВАЗ

Каждая инжекторная система (и ВАЗ 2109 не является исключением) имеет комплект датчиков (контролеров), чтобы получать информацию о режиме работы двигателя, и регулировать его работу. Существует несколько систем с различными датчиками, чтобы не запутаться мы рассмотрим все существующие контролеры.
Когда появляются неполадки с инжектором, это означает что на ваз 2109 датчик двигателя барахлит, причем может и не один. Наша статья поможет разобраться с их расположением, признаками неисправности и подскажет, как заменить любой из них своими руками.

Датчики на двигателе

Датчик (контролер) массового расхода (потребления) воздуха (сокращенно ДРМВ)

Находится между фильтром воздуха и патрубком впускной трубы, работает так:

  • В ДМРВ есть контролеры температуры и специальный нагревательный резистор
  • Воздух, проходя через ДРМВ, охлаждает один из контролеров, а электро схема датчика превращает эту разность температуры в исходящий сигнал для компьютерного блока управления
  • В различных вариантах исполнения систем впрыска бензина могут использоваться ДРМВ двух типов
  • Они отличаются друг от друга по устройству и характеру исходящего сигнала, который бывает аналоговым либо частотным
  • В ДРМВ первого типа в зависимости от потребления воздуха изменяется напряжение, а во втором типе частота сигнала
  • ЭБУ применяет информацию, поступившую от ДРМВ, чтобы определять длительность импульса открывания форсунок
  • Основной вред контролеру наносит влага, попадающая вместе с воздухом
  • Нарушение в работе ДРМВ приводит к завышению показаний при малых оборотах мотора, что вызывает нестабильную его работу на холостом ходе, мотор глохнет после скоростного режима, возникают проблемы с запуском двигателя.
  • При занижении показаний на скоростных (форсированных) режимах на ваз 2109 двигатель «тупит», повышается расход топлива

Для замены ДМРВ выполняем следующие действия:

  • Отключаем провода от аккумулятора

Отсоединяем разъем (цифра 1), ослабляем хомут и снимаем патрубок (цифра 2), сам ДРМВ обозначен цифрой 3

Отсоединяем разъем (цифра 1), ослабляем хомут и снимаем патрубок (цифра 2), сам ДРМВ обозначен цифрой 3

  • Отжимаем отверткой снизу либо пальцем защелку из пластмассы, и отсоединяем разъем (на фото цифра 1) с проводами от контролера (цифра 3) расхода воздуха
  • Ослабляем затяжку хомута, крепящего патрубок и отсоединяем его ( патрубок обозначен цифрой 2) от контролера
  • Выкручиваем два крепящих винта и снимаем ДМРВ с воздушного фильтра
  • Устанавливаем новый ДРМВ, подключаем к нему разъем

Датчик, контролирующий положение дроссельной заслонки (сокращенно ДПДЗ)

Находится на дроссельном патрубке сбоку и напрямую связан с осью поворота дроссельной заслонки. Фактически ДПДЗ это потенциометр, одним концом связанный с «массой», на второй конец идет плюс питания (5 вольт).
Работает так:

  • От ползунка (который является третьим выводом) подается сигнал
  • Дроссельная заслонка, от воздействия педали управления, поворачивается, при этом меняется напряжение на выходе ДПДЗ
  • Когда дроссельная заслонка закрыта, напряжение на выходе ниже 0,7 Вольт
  • При открывании дроссельной заслонки, напряжение растет
  • Когда дроссельная заслонка открыта полностью, напряжение должно превышать 4 Вольта
  • Компьютер отслеживает напряжение ДПДЗ и корректирует подачу горючего, в соответствии с углом открытия заслонки
  • ДПДЗ регулировки не требует, холостой ход для него (заслонка полностью закрыта) является нулевой отметкой
  • Причины неисправной работы – мойщики двигателей и заводские дефекты
  • Продолжительность работы ДПДЗ непредсказуемая величина
  • При неисправности ДПДЗ возрастают обороты мотора на холостых, появляются провалы и рывки на малых нагрузках

Чтобы заменить ДПДЗ, действуем так:

  • Отключаем питание от аккумулятора (снимаем клеммы)
  • Отсоединяем от ДПДЗ разъем с проводами, для этого отжимаем пластмассовую защелку
  • Выкручиваем винты крепления (две штуки) и снимаем датчик, контролирующий расположение дроссельной заслонки с патрубка (патрубок отсоединен от двигателя, для наглядности)

Выкручиваем винты и снимаем ДПДЗ

Выкручиваем винты и снимаем ДПДЗ

  • Меняем ДПДЗ и собираем все обратно, важно не забыть установить на место поролоновое кольцо, и подключить разъем

Датчик контроля над температурой охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

На ваз 2109 датчик температуры двигателя, по сути, является термистором (термистор это резистор, меняющий свое сопротивление под действием температуры), рассмотрим принцип его действия:

Замена ДТОЖ производится в таком порядке:

  • Работу выполняем на холодном двигателе (чтобы не обжечься и не ошпариться жидкостью)
  • Подготовьте обязательно емкость для слива тосола (при сливании тосола на землю возрастет цена вопроса, тосол «антифриз» жидкость дорогая)
    Отключаем питания автомобиля (снимаем с аккумулятора клеммы)
    Сливаем охлаждающую жидкость в подставленную емкость через краник радиатора
  • Снимаем фильтр воздуха, для удобства работы
    Отсоединяем разъем питания от контролера температуры жидкости, для этого отжимаем пластмассовый зажим
  • Выкручиваем ДТОЖ из патрубка охлаждения

Отключаем разъем питания, отжав специальный зажим

Отключаем разъем питания, отжав специальный зажим

  • Вкручиваем новый контролер, и подключаем к нему питание
  • Не забываем закрыть краник на радиаторе и залить тосол назад

Датчик детонации

Контролер детонации расположен в верхней части блока двигателя, работает так:

Чтобы заменить датчик детонации, делаем следующее:

  • Отключаем питание автомобиля, как в предыдущих случаях
  • Отсоединяем разъем (он обозначен цифрой 1) с проводами от контролера (обозначенного цифрой 2) детонации
  • Затем отворачиваем гайку и снимаем контролер со шпильки

Отключаем разъем 1 и снимаем контролер 2, открутив гайку его крепления

Отключаем разъем 1 и снимаем контролер 2, открутив гайку его крепления

  • Прикручиваем, новый датчик детонации и подключаем к нему разъем

Датчик кислорода (лямбда зонд)

Лямбда зонд используется в инжекторной системе впрыска смеси с обратной связью, располагается на приемной трубе глушителя, принцип работы:

  • Кислород, который содержится в выхлопных газах, реагирует с контролером кислорода, и создает на выходе лямбда зонда разность потенциалов
  • Эта разность меняется в пределах от 0,1 Вольт (бедная смесь, имеющая высокое содержание кислорода) до 0,9 Вольт (богатая смесь, недостаток кислорода)
    Для оптимальной работы лямбда зонд должен прогреться до температуры не ниже 360°
  • Для быстрого нагрева после запуска мотора в зонд встроен специальный нагревательный элемент
  • Компьютер отслеживает выходное напряжение на зонде, и подает определенную команду по коррекции состава горючей смеси на форсунки
  • Когда смесь обедненная (на выходе зонда создается низкая разность потенциалов), тогда идет команда на повышенную подачу топлива и обогащение смеси
  • Если же смесь обогащенная (на выходе высокая разность потенциалов), идет команда на уменьшение подачи топлива и обеднение смеси
  • В автомобилях с таким зондом категорически запрещено применение этилированного бензина
  • Неисправность Лямбда зонда приводит к повышению расхода топлива и концентрированным вредным выбросам, окружающую среду

Чтобы заменить Лямбда зонд надо:

  • Отключить питание, сняв клеммы с АКБ
  • Разъединить разъем Лямбда зонда и жгута проводов, отогнув пластмассовую защелку
  • Вывернуть зонд из трубы глушителя

Выкручиваем зонд из глушителя, предварительно отсоединив провода

Выкручиваем зонд из глушителя, предварительно отсоединив провода

  • Вкручиваем новый лямбда зонд и подключаем разъем на место

Датчик положения коленвала (сокращенно ДПКВ)

ДПКВ – контролер индуктивного типа, он необходим для синхронной работы компьютера с ВМТ поршней 1-го и 4-того цилиндров, а так же контролировать угловое положение коленвала.
Работает по такому принципу:

  • ДПКВ устанавливается на крышке масляной помпы, напротив главного диска, находящегося на приводном шкиве генератора
  • Главный (задающий) диск это зубчатое колесо, имеющее 58 равноудаленных (шаг 6°) впадин
  • С таким шагом на нем помещается 60 зубьев, однако два зуба специально срезаны, чтобы создать импульс синхронизации (так называемый «опорный» импульс), который нужен для согласованной работы компьютера с ВМТ поршней в 1-вом и 4-том цилиндрах
  • Когда коленвал вращается, зубья на диске изменяют магнитное поле ДПКВ, наводя в нем импульсы напряжения для переменного тока
  • Необходимый установочный зазор расположенный между сердечником ДПКВ и зубом диска допускается вграницах (1±0,2) миллиметра
  • Компьютер по сигналам ДПКВ определяет частоту оборотов коленвала и подает импульсы на форсунки
  • Конструкция ДПКВ представляет собой кусочек магнита и катушку тонкого провода, он очень вынослив
  • ДПКВ функционирует в паре со шкивом коленвала
  • Отказ в работе датчика вызывает немедленную остановку двигателя
  • Либо в лучшем случае, происходит ограничение оборотов мотора до 3500 — 5000 в минуту

Для замены (ДПКВ) делаем вот что:

  • Конечно же, отключаем аккумулятор
  • Отсоединяем разъем с проводками от контролера положения коленвала
  • Отворачиваем болт (обозначенный цифрой 1) крепления и снимаем ДПКВ (цифра 2) из крышки масляной помпы (крышка снята для наглядности)

Выкручиваем болт 1 и снимаем контролер положения коленвала 2

Выкручиваем болт 1 и снимаем контролер положения коленвала 2

  • Вставляем и прикручиваем новый ДПКВ, не забываем подключить к нему разъем

Датчик скорости

Контролер скорости авто расположен на корпусе коробки передач между наконечником вала тросика спидометра и самим приводом спидометра, работает по такому принципу:

  • Принцип работы контролера скорости основывается на эффекте Холла
  • Он выдает на компьютер прямоугольные импульсы напряжения, частота импульсов пропорциональна скорости оборотов ведущих колес
  • Надежность контролера средняя
  • Наиболее распространенная неполадка – окисление проводов и разъема вблизи самого контролера
  • Неполадки датчика скорости приводят к ухудшению ходовых характеристик автомобиля

  • Отсоединить клеммы аккумулятора
  • Отключить от него разъем с проводками, сжав для этого пружинные зажимы
  • Открутить наконечник троса спидометра
  • Затем открутить контролер от привода спидометра
  • Установить на автомобиль новый датчик и подключить разъем питания

Датчик скорости ВАЗ указан красной стрелкой

Датчик скорости ВАЗ указан красной стрелкой

Датчик фаз

Контролер фаз применяется в системах с последовательным впрыском горючего (двигатель от модели 2112) и располагается с передней левой стороны головки блока, он действует таким образом:

  • Принцип работы датчика фаз основывается на эффекте Холла, как и в предыдущем описанном случае
  • В его пазу находится ободок стального диска, имеющего прорезь
  • Этот диск прикреплен на шкиве впускного распредвала
  • В момент, когда прорезь на диске проходит через специальный паз датчика фаз, на компьютер подается отрицательный импульс, который означает что поршень первого цилиндра, пришел в ВМТ, и такт сжатия он завершает
  • Отказ контролера переводит подачу топлива в так называемый попарно-параллельный режим, это приводит к повышению (до 10%) расхода топлива

Чтобы его снять, выполняем действия:

  • Отсоединяем провода от аккумулятора
  • Отжимаем пластмассовую защелку, чтобы отсоединить разъем 2 от датчика 1
  • Далее откручиваем два болта и снимаем датчик фаз
  • Прикручиваем новый контролер на место
  • Подключаем разъем питания

Местонахождение датчика фаз ВАЗ

Местонахождение датчика фаз ВАЗ

СО – потенциометр

СО – потенциометр ВАЗ

СО – потенциометр ВАЗ

Регулятор холостых оборотов

Регулятор холостых оборотов настраивает частоту вращения коленвала на холостом ходе, контролируя количество подаваемого воздуха, идущего в обход дроссельной заслонки (заслонка закрыта).
Принцип работы:

  • Он состоит из шагового двухполюсного электродвигателя и конусного клапана соединенного с ним
  • Клапан выдвигается либо убирается сигналами компьютера
  • Когда игла регулятора выдвигается полностью (это соответствует 0 шагов), она перекрывает доступ воздуха
  • А когда игла втягивается, она обеспечивает доступ воздуха, пропорциональный числу шагов отступа иглы от седла
  • Поломка приводит к нестабильности холостых оборотов, и мотор может заглохнуть

Замена регулятора происходит так:

  • Обесточить проводку машины, сняв клеммы с аккумулятора
  • Отжать пластмассовую защелку, чтобы отсоединить разъем от регулятора, расположенного на дроссельном патрубке, и обозначенного цифрой 2

Цифрой 2 обозначен регулятор холостых оборотов

Цифрой 2 обозначен регулятор холостых оборотов

Регулятор холостых оборотов ВАЗ

Регулятор холостых оборотов ВАЗ

  • Проверьте состояние и замените если нужно порванное либо потерявшее упругость уплотнительное кольцо регулятора

Предупреждение: Не вздумайте руками вытянуть либо вдавить клапан, это может вывести из строя регулятор холостых оборотов. Для этого надо применять диагностический прибор либо специальный монитор.

  • Устанавливаем на автомобиль новый датчик, смазав моторным маслом его уплотнительное кольцо, не забываем подключить к нему разъем

Вот мы рассмотрели инжектор ваз 2109, на двигателе датчики могут быть разные, в зависимости от модели, однако встречается датчик кондиционера, расположенный на приборной панели.

Сигнал на включение салонного кондиционера

Если в вашем автомобиле установлен кондиционер в салоне, то сигнал на его запуск поступает от датчика выключателя на панели приборов:

  • В этом случае ЭБУ получает сигнал о том, что вы желаете включить кондиционер
  • Компьютер сначала подстраивает работу двигателя регулятором холостого хода, для того чтобы компенсировать повышение нагрузки на двигатель, которую создает компрессора кондиционера, а потом включает реле, которое управляет работой компрессора

Вроде бы перечислены все возможные датчики, неисправности и замена, дополнительно можете найти видео по каждому в отдельности.

Датчики ВАЗ 2109

Девятка в народе успела наделать немало шуму, в 90-е на ней поездили «бандиты», а в 2000-ых колесила молодежь, но и в настоящее время этих машин хоть отбавляй. Изначально в 1993 году ВАЗ 2109 оснащалась карбюраторным двигателем, но прогресс не стоял на месте и в конце 90-х девятка получила инжекторный двигатель, который положительно сказался на ее технических характеристиках.

Как известно инжекторному двигателю для правильной и надежной работы необходимо большое количество датчиков и «мозг», который этим всем будет управлять. Датчиков на ВАЗ 2109 очень много и все они по своему взаимосвязаны.

В данной статье речь пойдет именно о датчиках системы инжектора на автомобиле ВАЗ 2109, а именно рассказывается об их назначении, расположении и признаках неисправности.

Электронный блок управления двигателем


Блок управления двигателем отвечает за работу практически всего автомобиля. В этой детали просчитываются сотни процессов, обрабатываются все показания с датчиков, установленных на автомобиле. Многие называют ЭБУ «компьютером» и с этим невозможно не согласиться. Блок получая показания с датчиков обрабатывает их и управляет двигателем, корректирую подачу топлива и воздуха в камеру сгорания.

Расположение

Расположен блок управления двигателем на ВАЗ 2109 под бардачком у ног переднего пассажира. Увидеть его можно заглянув под панель, блок закрыт специальной пластиковой крышкой.

Признаки неисправности:

Проблемы с работой датчика чаще всего связаны с повреждением микросхемы, например с выгоранием дорожки или повреждением одной из радиодеталей из-за которой может отказать один из цилиндров и т.п. Судить о поломке ЭБУ по признакам довольно сложно, так как они все похожи на поломку какого-либо из датчиков, поэтому определить неисправность блока можно только диагностикой, разборкой или подменой его на заведомо исправный.

Датчик скорости


С переходом девятки на инжектор измерение скорости автомобиля стало производиться не механически, с помощью специального датчика, который считывает показания с вращения шестерней КПП, передавая показания на ЭБУ. Блок же обрабатывает показания с датчика и посылает сигналы на спидометр.

Расположение

Находится датчик скорости ВАЗ 2109 на корпусе КПП, увидеть его можно заглянув под термостат и рядом со щупом КПП можно обнаружить данный датчик.

Признаки неисправности:

  • Не работает спидометр;
  • Спидометр неправильно показывает скорость;
  • Не работает одометр;

Датчик детонации


Датчик детонации на девятке служит для улавливания детонаций в двигателе, которые возникают из-за некачественного топлива. Данные детонации могут вызвать серьезное повреждение мотора, если их вовремя не устранить, этим как раз и занимается датчик детонации. Он улавливает детонации, затем посылает сигнал на ЭБУ, а тот корректирует угол опережения зажигания, тем самым снижая детонацию в двигателе.

Расположение

Находится датчик детонации на блоке посередине, его можно увидеть между 2 и 3 цилиндром.

Признаки неисправности:

  • Стук пальцев;
  • Потеря динамики автомобиля;
  • Большой расход топлива;

Датчик расхода воздуха


Датчик массового расхода воздуха, он же ДМРВ, наверное, самый знаменитый и самый узнаваемый датчик из всех датчиков в автомобиле. Его назначение – это подсчет воздуха поступившего в двигатель. Подсчет воздуха необходим для составления топливовоздушной смеси в правильных пропорциях.

Расположение

Находится ДМРВ ВАЗ 2109 на впускной гофре между дроссельной заслонкой и корпусом воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Машина плохо тянет;
  • Двигатель самопроизвольно глохнет;

Датчик положения дроссельной заслонки


Данный датчик необходим для определения угла открытия заслонки в дросселе. Данные показания необходимы для правильного определения подачи воздуха в двигатель. ДПДЗ работает в паре с РХХ и ДМРВ. Так как датчик выполнен по реостатному типу, то есть меняет свое сопротивление с каждым открытием дросселя, он довольно часто выходит из строя.

Расположение

Находится ДПДЗ на дроссельной заслонке ВАЗ 2109.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты от 500 до 2500 об/мин;
  • Плохо запускается мотор;
  • Нет холостого хода;

Регулятор холостого хода


Датчик холостого хода представляет собой моторчик постоянного тока, на валу которого есть «шляпка» играющая роль клапана. Этот клапан, перекрывает канал в дроссельной заслонке, тем самым открывая или закрывая подачу воздуха на ХХ. РХХ работает только на холостом ходу в работе на повышенных оборотах, когда заслонка дросселя открыта он не участвует.

Расположение

Находится регулятор холостого хода ВАЗ 2109 на дроссельной заслонке с обратной стороны.

Признаки неисправности:

  • Плавают обороты холостого хода;
  • Двигатель глохнет на ХХ;

Датчик положения коленчатого вала


Датчик коленвала (ДПКВ) один из главных датчиков в системе автомобиля, при его поломке двигатель даже не запустится. Он считывает показания с положения коленвала, а именно определяет верхнюю мертвую точку поршня. Это необходимо, чтобы ЭБУ понимал, когда посылать сигнал о подаче искры в камеру сгорания определенного цилиндра.

Расположение

Находится ДПКВ на ВАЗ 2109 вблизи шкива привода генератора, обнаружить датчик можно заглянув за маслянный фильтр, рядом с ним находится датчик коленчатого вала.

Признаки неисправности:

  • Двигатель не запускается;
  • Отсутствует искра;
  • Заливает свечи зажигания;
  • Троит мотор;

Датчик температуры охлаждающей жидкости


Для измерения температуры охлаждающей жидкости в ВАЗ 2109 применяется специальный датчик, который служит для определения температуры жидкости и корректировки топливной смеси. Датчик меняет свое сопротивление в зависимости от температуры жидкости и передает показания на ЭБУ, а блок подает сигналы на форсунки для подачи необходимого количества топлива для прогрева автомобиля.

Расположение

Находится ДТОЖ на ВАЗ 2109 в корпусе термостата, найти его можно сняв бокс воздушного фильтра.

Признаки неисправности:

  • Двигатель плохо запускается;
  • Не запускается мотор на горячую;
  • Повышенный расход топлива;

Видео

Читайте также: