Где находится завод краз

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Кременчугский автомобильный завод

Своим появлением Кременчугский автомобильный завод обязан авиационному заводу, строительство которого в Полтавской области на Украине началось еще в 30-ые годы. Однако начало Великой Отечественной войны поменяло все планы. Строительство завода прекратилось, а впоследствии постройки подверглись обстрелам и бомбардировкам. После окончания войны строительство продолжилось, однако ввиду новых потребностей страны, разрушенной в ходе долгих лет войны, было принято решение о переориентации строительства. Так, на месте авиационного завода стали строить завод, выпускающий металлоконструкции для строительства и восстановления разрушенных мостов.

Уже в начале лета 1948 года завод приступил к выпуску своей продукции. А 17 марта 1949 года было выпущено первое пролетное строение. Оно составляло 43.2 метра в длину и было направлено на строительство моста через реку Клязьма. Строительство главного корпуса было закончено осенью 1951 года. Со временем завод рос и расширялся. К примеру, если в 1948 году на заводе насчитывалось всего 353 работника, то к середине 50-х их было уже свыше 2000 человек. За восемь лет своего существования выпущенная заводом продукция была использована для строительства свыше 600 мостов. Общий вес всех выпущенных металлоконструкций превысил 103 тонны, а протяженность достигла 27 км.

Несмотря на довольно успешную деятельность завода, выпуск мостовых конструкций был остановлен в 1956 году. Вызвано это было в первую очередь тем, что страна постепенно оправилась от последствий войны и больше не нуждалась в таких объемах металлоконструкций. В связи с этим на заводе произошла переориентация в производстве, и он стал называться Кременчугским комбайновым заводом. Таким образом, он оказался под ведомством Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Для облегчения переориентации на завод было поставлено оборудование с различных заводов страны, в том числе с Днепропетровска, Горького, Волгограда и Владимира. Образцы продукции были поставлены с «Ростсельмаша». За неполных 2 года работы на заводе было произведено свыше 11 000 комбайнов и других единиц сельскохозяйственной техники.

Начало пр-ва большегрузных автомобилей.

Однако на этом глобальные изменения для завода не закончились. Переворотным для КрАЗа стал май 1958 года. Согласно постановлению ЦК КПСС и СМ СССР в Кременчуг было перенесено основное сборочное производство из Ярославского автомобильного завода. Таким образом, в Ярославле остался Ярославский моторный завод, выпускающий силовые агрегаты, а в Кременчуге был создан завод большегрузных автомобилей.

Уже в первые дни 1959 года на заводе было начато производство деталей для автомобилей, а в апреле были выпущены два первых самосвала «ЯАЗ» под маркой "Днепр-222” . Данные автомобили были произведены на рамах КрАЗа, но с использованием деталей, привезенных из ярославского завода. Вначале на заводе отсутствовал конвейер, и сборку первых автомобилей приходилось производить на стендах. Однако, вскоре было закончено строительство первого конвейера, он составил 259.4 метра в длину и заработал уже в мае 1959 года. В конце этого же года был начат выпуск грузовиков КрАЗ-219 и КрАЗ-214. Название «Днепр» в продукции завода больше не использовалось.

КрАЗ-214
КрАЗ-214 КрАЗ-214
КрАЗ-214

Завод продолжал расти и расширяться. Количество работников достигло 5 тысяч, объем производства постоянно увеличивался. К 1960 году прекратились поставки деталей из Ярославского автомобильного завода, КрАЗ самостоятельно изготавливал свыше 1150 деталей. Первый автомобиль с узлами и мостами собственного производства был выпущен в сентябре 1960.

Уже в начале 60-х автомобили Кременчугского автозавода активно отправляются на экспорт. В списке стран, приобретающих продукцию завода, в 1961 года было 26 государств, в том числе Аргентина, Китай, Индия и Финляндия. В этом же году с конвейера сходят новые модели: КрАЗ-256, КрАЗ-257, КрАЗ-257 и КрАЗ-258. Все эти машины отличаются друг от друга по назначению и грузоподъемности.

КрАЗ-257 выпускался в различных модификациях до 1995 года, пока не устарел окончательно. Успех данной модели объясняется модернизацией, которая была проведена в 1965 году. У автомобиля появилась пятиступенчатая коробка передач и мощный дизель ЯМЗ 238.

Выпуск юбилейного 100-тысячного КрАЗа пришелся на 30 декабря 1968 года. Начало 70-х ознаменовалось государственной наградой – орденом Ленина. Таким образом была отмечена успешная новаторская деятельность завода, а также досрочное выполнение пятилетки.

В 1976 году произошло расширение предприятия, в результате чего образовалось производственное объединение «АвтоКрАЗ». Изначально оно включало себя Кременчугский автомобильный завод, Кременчугский колесный завод, Токмакский кузнечно-штамповочный завод, Мариупольский радиаторный завод, Каменец-Подольский автоагрегатный завод, Симферопольский завод авторулей. Позже к ним присоединились Синельниковский рессорный завод, Полтавский автоагрегатный завод и Херсонский завод карданных валов.

Постепенно линейка производимых моделей расширяется. В конце 70-х начинается выпуск автомобилей КрАЗ-250, и уже через год на основе этого автомобиля был создан КрАЗ-260 – автомобиль, обладающий повышенной проходимостью благодаря своей колесной формуле 6х6. Именно эти автомобили и положили начало отличной репутации всего семейства грузовиков, самосвалов и внедорожников Кременчугского автозавода.

В начале 90-х в связи с распадом СССР для завода начались не лучшие времена. В первые перестроечные годы наблюдалось резкое падение объемов производства. Однако руководство завода смогло найти выход из создавшегося положения и стабилизировать положение предприятия. В первую очередь это стало возможным благодаря расширению международного сотрудничества. Предприятие активно налаживало связи с иностранными компаниями, занимающимися производством автотехники. Уже в 1990 году удалось наладить совместное производство с компанией FAUN. Данная компания специализируется на производстве разнообразного дополнительного оборудования для автотехники (манипуляторов, лебедок, гидравлики и т.д.). В результате совместного производства появились новые модели мусоровозов и автокранов, которые поставлялись на экспорт.

КрАЗ-6510
КрАЗ-6510

В 1992 году с конвейеров сходят новые модели самосвалов и тягачей: КрАЗ-6510, КрАЗ-65032, КрАЗ-6443 и КрАЗ-6444. В следующем году начинается выпуск первых двухосных тягачей КрАЗ-5444, а также базовых автомобилей КрАЗ-65101. 1994 год ознаменовался началом серийного выпуска тягачей с колесными формулами 6х6: КрАЗ-6446 и КрАЗ-63221, а также седельного тягача КрАЗ-65053 с формулой 6х4.

Положение на нынешний день

В середине 90-х также происходят изменения в организационно-правовой форме предприятия. Так, в ноябре 1994 года оно было переименовано в ОАО "Кременчугский автомобильный завод";, а в июле 1996 года была создана Холдинговая Компания "АвтоКрАЗ". В собственности этой компании находятся контрольные пакеты акции следующих предприятий: ОАО "Полтавский автоагрегатный завод", ОАО "Херсонский завод карданных валов";, ОАО "Токмакский кузнечно-штамповочный завод", ОАО "ВТФ КрАЗ", ОАО "КрАЗТорг", ОАО "Симферопольский завод авторулей".

Большую часть автомобилей, которые производятся на предприятии в настоящее время, составляют самосвалы (40% от всех производимых машин). Спрос на эти машины всегда высок, а КрАЗ может предложить большой ассортимент данного вида автомобилей. Так, эти трехосные автомобили выпускаются с колесными формулами 6х4 и 6х6 и способны поднимать грузы от 13.5 до 18 тонн. Самыми популярными моделями являются самосвалы КрАЗ-6510, КрАЗ-65055 и КрАЗ-65032.

Общее число автомобилей, изготовленных на Кременчугском автомобильном заводе, уже почти достигло 1 миллиона, а поставляются они в 57 стран мира. Примерные расчеты позволяют предположить, что за все время использования этих автомобилей, они помогли перевезти свыше 10 миллиардов тонн разнообразных грузов.

КрАЗ-65032
КрАЗ-65032

Несмотря на все большие достижения завода, в настоящее время развитие производства также не стоит на месте. Холдинговая Компания «АвтоКрАЗ» постоянно занимается модернизацией производства и организует внедрение современного оборудования. Совсем недавно на предприятие был установлен суперсовременный аппарат «Амада», используемый для лазерной резки.

Большое будущее продукции завода видится в военной и оборонной сфере. Вызвано это определенными характеристиками автомобилей, позволяющими использовать их в самых экстремальных условиях. Именно поэтому силовые структуры разных стран мира предпочитают продукции. КрАЗ. В планах у завода сохранить данное преимущество выпускаемой продукции и увеличить экспорт на рынки стран Ближнего Востока, Азии, Африки и Латинской Америки.

История бренда КрАЗ: год и страна основания, где находится завод-изготовитель

Кременчугский автомобильный завод (расшифровка аббревиатуры КрАЗ) — украинская компания по производству грузовых автомобилей и спецтехники.

Автомобильная марка КрАЗ - история

История бренда КрАЗ — это нелегкий путь от небольшого производства к автозаводу международного уровня. Со времени основания предприятие три раза меняло направление, не раз реорганизовывалось. Автомобили марки КрАЗ востребованы, а компания является одним из лидеров автомобилестроения.

История автомобильной марки КрАЗ

Логотип КрАЗ сначала устанавливался на решетку радиатора в виде флага Советской Украины. Нынешнее лого Кременчугского автогиганта — оригинально оформленное наименование в сине-зеленом цвете на белом фоне. Эмблема КрАЗ — стилизованная сине-зеленого цвета буква «К».

Современная эмблема "КРАЗ"

Современная эмблема «КРАЗ»

Кременчугский автомобильный завод (расшифровка аббревиатуры КрАЗ) — украинская компания по производству грузовых автомобилей и спецтехники. Производитель КрАЗ находится в городе Кременчуг Полтавской области.

Модернизированный КрАЗ-221

Первые карьерные грузовики КрАЗ-222 сошли с линии сборочного цеха в конце 60-х. Тогда же начался серийный выпуск бортовых грузовиков: КрАЗ-214 и 219, следующей весной – тягача КрАЗ-221 для 30-тонных полуприцепов.

Производство наращивало темпы, механизировались и автоматизировались многие процессы, вводились в эксплуатацию новые станки. За 10 лет автозавод выпустил модельный ряд грузовиков КрАЗ: 255Б, В и Л, 256Б, 257Б, 258.

До распада Советского Союза автомобильная марка КрАЗ занимала ведущее место в автомобилестроении Европы и страны. В 1988 г. на предприятии собрали почти 30 тысяч машин, более половины экспортировались в 40 стран. После распада СССР предприятие потеряло рынки сбыта и оказалось в очень тяжелом положении. Эта ситуация заставила конструкторов создавать модели с оригинальным дизайном и повышенной комплектацией. Первыми образцами этого семейства стали бортовой КрАЗ-65101 и самосвал 6510.

Бортовой КрАЗ-6510

В марте 1993 года предприятие выпустило 750-тысячный грузовик, завод отметили международными наградами. Со сборочного цеха завода сходят мощные самосвалы КрАЗ-65055, тягачи-автопоезда 6444 и 64431.

  • тягачом КрАЗ-5444;
  • бортовым грузовиком 5133В2;
  • самосвалом 5124С2;
  • лесовозом 6133М6.

В 1996 г. при заводе начинает функционировать совместное предприятие с ИВЕКО. В 2000 году автозавод вышел из его состава, так как акционером стал «Мега-Моторс» (Украина-Германия). В это время большую часть выпуска составляли самосвалы и тягачи.

В 2006 году с главной линии сошел 800-тысячный грузовик.

Модели завода КрАЗ сегодня

Украина – страна-производитель КрАЗ – продолжает развивать производство. Нынешние модели представлены военной (бортовые грузовики и седельные тягачи) и гражданской техникой. Грузовое шасси применяют для нефтяных и газовых установок. За один рейс оно может перевозить груз более 16 тонн.

КрАЗ-65055

Военный автомобиль 5133ВЕ оборудовали сверхмощным двигателем в 330 л. с., грузоподъемность его 7 тонн, но на буксир он может брать до 30 тонн груза. Автомобиль может ехать по плохим дорогам и вброд глубиной более одного метра.

Модель из военной серии 6322 поднимает до 13 тонн. Машину 6135В6 оборудовали бескамерными шинами и двигателем в 350 л. с., грузоподъемностью 16,5 т.

Шасси для гражданских моделей имеют большую грузоподъемность, высокую проходимость. Это самосвалы, бортовые авто, тягачи и спецтехника: краны, лесовозы, автоцистерны. В сельском хозяйстве и строительстве используются маневренные машины с трехсторонней разгрузкой: 6424С4 и А201С2. В 2019 году АвтоКрАЗ подписал соглашение о производстве грузовиков с компанией Нигерии. ВСУ получили более трех десятков единиц военной техники на шасси КрАЗ.

Самосвалы КрАЗ выносливы, универсальны и надежны. Самые распространенные:

  • C20.2;
  • С18.1 «Максимум»;
  • 65032.

Четырехосный КрАЗ-7133С4 имеет отменную грузоподъемность.

Лесовозы Кременчугского завода обладают мощной грузоподъемностью, используются в лесном хозяйстве. Это сортиментовозы М16.1Х, М19.2R и вездеход КрАЗ-64372.

Разработчики представили новую модель автомобиль-шасси Н27.3ЕХ. Его используют для монтажа оборудования в нефтегазовой промышленности и в военных целях. «Кременчугским гигантом» для установки особо крупного и тяжелого оборудования называют шасси 7634НЕ. Грузовик-шасси КрАЗ-5401Н2 крупнотоннажный, с мощным двигателем, хорошей грузоподъемностью и отличной проходимостью. Тягач на шасси КрАЗ-H22.2RX буксирует прицеп весом 30 тонн.

Чем занимается попавший под санкции легендарный завод КрАЗ

alt=" Фото: Витченко Владимир/Фотохроника ТАСС" />
 Фото: Витченко Владимир/Фотохроника ТАСС

Напомним, санкции, утвержденные в опубликованном 1 ноября постановлении Правительства, предусматривают заморозку безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России, а также запрет на вывод капитала за пределы РФ. Контрмеры распространяются на 322 физлица и 68 компаний, в том числе и Кременчугский автомобильный завод. В перечне он значится под названием "частное акционерное общество (ПАО) "АвтоКрАЗ". Кроме того, в нем присутствует "Внешнеторговая фирма КРАЗ", осуществлявшая экспортные поставки грузовых автомобилей из Кременчуга Полтавской области.

Впрочем, введение контрсанкций стало хорошим поводом вспомнить легендарное предприятие, продукция которого в свое время широко использовалась по всему Советскому Союзу. С 2014 года экспорт КрАЗов в Россию постепенно сошел на нет. Да и в украинских СМИ название автозавода фигурирует в основном в контексте финансовых неурядиц. Хозсуд Киева 11 октября открыл производство по делу о банкротстве ПАО "АвтоКрАЗ", признав денежные требования "Ощадбанка" на 555,7 млн гривен (около 1,3 млрд рублей) и ввел мораторий на удовлетворение требований кредиторов, сообщил сайт "Кременчуг Today".

Что касается производственных успехов КрАЗа, то в последнее время если таковые и есть, то они связаны с военной техникой. В частности, украинская САУ "Богдана" калибра 155 мм создана на базе грузового автомобиля с 2-рядной кабиной, за что, кстати, была не раз осмеяна в социальных сетях.

Фото: "Вести КАМАЗа"

Как рассказал кременчугскому сайту "Телеграф" гендиректор завода Роман Черняк, в 2014 году КрАЗ выпустил 1388 грузовиков, из которых 600 единиц пошло на нужды силовых структур. В 2016-м объем производства сократился до 800 автомобилей, в 2017-м - до 629-ти. Согласно официальной статистике, 41% из всего объема составили бортовые автомобили, 38% - шасси под монтаж различного спецоборудования, 17% - тягачи, остальное самосвалы и сортиментовозы.


Из последних разработок КрАЗа можно выделить зерновоз 5401С2 грузоподъемностью 10 тонн с высокими бортами, вездеход 5233ВЕ (4х4) для работы в карьере с 2-рядной кабиной на 7 человек и топливозаправщик АТЗ-20 с цистерной на 20 кубометров на полноприводном шасси КрАЗ-63221 (6х6).

Фото: Пресс-служба УАЗа.

Кроме того, в Кременчуге освоили производство бескапотных грузовиков. Правда, кабины на них устанавливаются импортные - либо китайские Qixing, либо французские Renault. На пожарные автомобили украинцы примеряли и белорусские кабины МАЗ. Собственные кабины, как пишет портал "Автоцентр", на КрАЗе выпускали только однажды - в 2009 году. Однако они оказались слишком дорогими - со стальным каркасом внутри и стеклопластиковой наружной обшивкой - и в тираж не пошли.

Летом также сообщалось об испытаниях бескапотных тягачей с автоматической трансмиссией - до сих пор на такие КрАЗы ставилась только "механика", как правило, 9-ступенчатая, а автоматы Allison использовались лишь для одной модели капотных грузовиков.

Как бы то ни было, по информации Auto-Consulting, КрАЗ остается единственным полноценно работающим предприятием, доставшимся стране от советской автопромышленности.

КрАЗ – история Кременчугского автозавода

Шасси КрАЗ

История

Весной 1958 года постановлением Советских органов власти Кременчугский комбайновый завод был перепрофилирован в завод по производству тяжелых грузовиков. Само по себе производство было передано с Ярославского автомобильного завода.

КрАЗ-255Б

Первая продукция вышла из цехов завода весной 1959 года. Этими первенцами стали самосвалы КрАЗ-222. Уже через год машины, выпущенные в Кременчуге стали поставляться на экспорт, причем не только в близлежащие страны или в Азию, но даже в Латинскую Америку.

КрАЗ-222

По итогам первых десяти лет работы автозавод был отмечен почётной наградой Советского правительства. К тому времени модельный ряд КрАЗ составляли шесть грузовиков – модели КрАЗ 255, 255Б, 255В, 256Б, 257Б, 258. Эти машины без существенных изменений продолжали выпускаться все следующие годы до конца 90-х годов.

КрАЗ-257Б

На рубеже столетий предпринимались попытки реорганизовать предприятие, создать совместные производства с иностранным капиталом, менялась форма собственности. Однако 2000 год предприятие, ставшее на тот момент Холдинговой компанией «АвтоКрАЗ» закончил с громадными убытками, после чего контрольный пакет акций был приобретён компанией «Мега-Моторс».

Современность

В ближайшие годы был открыт сборочный комплекс во Вьетнаме, заключен контракт на поставку для Иракской армии автомобилей КрАЗ-6322 различной комплектации. В следующее десятилетие прирост производства осуществлялся непрерывно за счет военных поставок в Грузию, Армению и для вооруженных сил Украины.

КрАЗ-6322

Кроме того, был открыт сборочно-ремонтный завод на Кубе, предназначенный для обслуживания имеющегося там многотысячного парка этих грузовиков. Весной 2014 года конструкторы автозавода представили абсолютно новую разработку КрАЗ Н27.3ЕХ.

КрАЗ Н27.3ЕХ

А летом этого же года было заключено соглашение на производство по лицензии Канадской компании «Streit Group» автомобилей военного назначения бронемашин KrAZ Spartan и KrAZ Cougar (словно как Форд купе Mercury Cougar). С этих пор предприятие стало поставлять на внутренний рынок преимущественно военную продукцию и полностью отказалось от какого-либо сотрудничества с предприятиями и поставщиками в Российской Федерации.

КрАЗ - KrAZ

СОДЕРЖАНИЕ

История

Советское время

17 апреля 1958 года ЦК Коммунистической партии Советского Союза принял решение о перестройке завода по производству большегрузных автомобилей. Производство большегрузных автомобилей было переведено с Ярославского моторного завода (ЯАЗ). Первые два самосвала КрАЗ-222 были собраны из импортных узлов и комплектующих 10 апреля 1959 года, а к 1961 году завод экспортировал более 500 автомобилей в 26 стран мира: Аргентину , Афганистан , Болгарию , Китай , Индию , Вьетнам и др.

30 декабря 1968 года на МГК КрАЗ собран 100-тысячный грузовик.

26 января 1971 года КрАЗ был награжден орденом Ленина за досрочное выполнение пятилетки и успешные разработки новых моделей грузовиков. 15 января 1976 года завод стал «АвтоКрАЗ».

30 апреля 1984 года на главном сборочном заводе КрАЗ был собран 500-тысячный грузовик.

К 1986 году годовой объем производства КрАЗа составил 30655 автомобилей.

В 1990 году КрАЗ произвел 27667 автомобилей в год. 1991 годовой выпуск КрАЗа составил 25094 автомобиля.

Украинская эпоха

В марте 1993 года на главном сборочном заводе КрАЗ был собран 750-тысячный грузовик.

В 1999 году началась приватизация «АвтоКрАЗа». 1999 годовой объем производства компании составил 827 грузовиков.

2001 год - приобретение пакета акций совместным украинско-германским предприятием « Мега-Моторс ».

В 2003 году «АвтоКрАЗ» открыл автосборочные предприятия в России и Вьетнаме . В 2004 году «АвтоКрАЗ» получил заказ на поставку в Ирак 2200 автомобилей КрАЗ. АвтоКрАЗ получил сертификат качества ISO 9001: 2000.

27 января 2006 года на главном сборочном заводе КрАЗ был собран 800-тысячный грузовик. В октябре того же года ХК «АвтоКрАЗ» занял первое место среди 100 украинских компаний с лучшими темпами развития по приросту чистой прибыли по результатам рейтинга «100 самых динамичных компаний».

2007 годовой объем производства компании составил 4206 грузовиков.

После финансового кризиса 2007–2008 годов заказы на автомобили резко сократились, поскольку это событие серьезно сказалось на Украине, и завод работал на минимальной мощности. 2009 годовой объем производства компании составил 280 грузовиков.

2010 годовой объем производства компании составил 1002 грузовика.

23 августа 2011 года КрАЗ-5233 «Спецназ» поступил на вооружение украинской армии.

Годовой объем производства компании в 2013 году составил 891 грузовик.

Правительство Украины разместило крупные заказы на новую военную технику. Пограничная служба, Национальная гвардия и Армия Украины должны были получить новые бронированные грузовики КрАЗ. Кроме того, КрАЗ сотрудничал с канадской оборонной фирмой Streit Group по производству бронетранспортеров Cougar и Spartan. Всего было заказано 21 спартанец, при этом у Министерства обороны была возможность заказать еще 40, 20 Cougars также были заказаны.

Несколько БТР Streit Group Spartan были замечены на параде в день независимости Киева, что указывает на то, что приказ был, по крайней мере, частично выполнен.

В ноябре 2014 года украинское правительство разместило для завода заказ на 1200 автомобилей и 200 бронетранспортеров. Стоимость контракта - 1 миллиард гривен (64 267 360 долларов США).

19 мая 2021 КрАЗ подписал контракт на 3 года на поставку Штаты Соединенные армии Contracting Command с КрАЗ 4x4 сверхмощных автомобилей и запасных частей.

История завода

История КрАЗ началась еще в годы прошлого века, когда на Украине в Полтавской области на окраине города Кременчуг началось строительство авиационного завода. С началом Великой Отечественной войны строительство пришлось заморозить. После освобождения города строительство возобновилось, но профиль предприятия решено было поменять — разрушенной стране требовалось восстанавливать мосты. В 1948 году завод начал выпускать мостовые пролетные строения.

За восемь лет завод выпустил металлоконструкций для строительства более шестисот мостов общей протяженностью в 27 километров. На производстве к середине годов было занято более двух тысяч человек. Менялась страна, восстанавливалось народное хозяйство, появлялись новые задачи, — менялся и Кременчугский завод. В его передали в ведение Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и переименовали в Кременчугский комбайновый.

В Кременчуге начали выпускать комбайны для сбора кукурузы, столь популярной в период руководства Никиты Сергеевича Хрущева. И хотя кукурузная эпопея длилась недолго, завод успел выпустить более 11 тысяч сельхозмашин. Май 1958 года — поворотный момент в истории КрАЗа. Собственно с этого времени и начинается перепрофилирование завода на изготовление тяжелых трехосных грузовиков. Правительством СССР было принято решение о переносе в Кременчуг с Ярославского Автомобильного Завода (ЯАЗ) основного сборочного производства. Завод в Ярославле переименовали в Ярославский моторный (ЯМЗ) и сохранили на нем производство силовых агрегатов. Первые грузовики под маркой «Днепр-222», собрали в апреле Это были десятитонные трехосные самосвалы с двухтактными ярославскими моторами, созданные на базе ЯАЗ-214 и ЯАЗ-219. Правда, название автомобилей «Днепр» не прижилось, и грузовикам, выпускаемым в Кременчуге, вскоре была присвоена принятая в советском автомобилестроении маркировка с традиционными «АЗ» на конце.

Так появилась новая марка грузовых автомобилей — КрАЗ. В 1960 году первые КрАЗы пошли на экспорт, в том числе в тропическом исполнении. В 1961 году за рубеж в 26 стран отправились уже 496 машин, а в начале годов счет пошел на тысячи. И сегодня 85% продукции предприятия предназначено для поставки в зарубежные страны, из них наибольшая часть грузовиков приобретается российскими предприятиями и организациями. Первую серьезную модернизацию грузовиков провели в 1965 году, снабдив их более мощным и экономичным дизелем ЯМЗ-238 и пятиступенчатой коробкой передач — так появился КрАЗ-257, выпускавшийся в различных модификациях вплоть до 1995 года. С 1978 года параллельно со старой моделью на конвейер поставили КрАЗ-250. А в 1979 году на базе появился автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×6 — КрАЗ-260. Именно эти автомобили стали родоначальниками всего современного семейства кременчугских грузовиков, седельных тягачей, самосвалов и внедорожников. Львиную долю среди производимых в настоящее время машин сохраняют самосвалы, что обусловлено устойчивым спросом на них. Это целая гамма трехосных автомобилей с колесной формулой 6×4 и 6×6 и грузоподъемностью от 13,5 до 18 тонн.

Наибольшую популярность у потребителя приобрели самосвалы КрАЗ 6510 (6×4, грузоподъемность 13 500 кг, объем кузова 8 м.куб.), КрАЗ 65055 (6×4, 16 тонн, кузов 10,5 м.куб.) и КрАЗ 65032 (6×6, 18 тонн, объем кузова 12 м.куб.). Седельные тягачи Кременчугского автомобильного завода популярны не только благодаря наличию надежного проверенного временем двигателя ЯМЗ-238 и своей неприхотливостью в обслуживании, но и в связи с его грузоподъемными характеристиками — полная масса автопоезда до 60 тонн позволяет использовать седельные тягачи КрАЗ с полуприцепами-тяжеловозами грузоподъемностью до 40 тонн.

Помимо полноприводных КрАЗ 6443 и КрАЗ 6446, используемых в условиях бездорожья, автозавод выпускает и трехосные седельные тягачи с колесной формулой 6×4 КрАЗ 64431. На шасси КрАЗ-65101, КрАЗ-65053 и КрАЗ 63221 монтируется широкая гамма специальных надстроек: разнообразная спецтехника для нефтегазового и лесопромышленного комплексов, горной промышленности, строительства и коммунального хозяйства. Узлы и автомобиля надежны в эксплуатации, легко доступны для контроля и технического обслуживания.

Высокая проходимость, большая грузоподъемность, надежность и простота технического обслуживания автомобилей КрАЗ проверены дорогами, бездорожьем и временем, что сделало их незаменимыми для различных отраслей народного хозяйства. После распада СССР Кременчугский автомобильный завод переживал не самые легкие времена, объемы производства резко сократились, однако в последние года ситуация на заводе стабилизировалась и дела предприятия пошли на поправку.

Специалистами завода разработан целый ряд новых перспективных моделей, среди которых автосамосвал КрАЗ 7133С4 с колесной формулой 8×4 и грузоподъемностью 22 тонны (объем кузова 20 м.куб.), автопоезд самосвальный в составе седельного тягача КрАЗ и полуприцепа ВАРЗ-0192 с объемом кузова 25 м.куб. и грузоподъемностью 34 тонны.

В первой половине 2004 г. ОАО «ХК «АвтоКрАЗ» увеличило по сравнению с аналогичным периодом 2003 г. выпуск продукции в 3 раза. До конца 2004 г ."АвтоКрАЗ" планирует произвести более 2 000 автомобилей, что в 2,2 раза больше, чем годом ранее.

Всемирно известный украинский завод стал банкротом

Украина потеряла очередной советский бренд – КрАЗ. Кременчугский завод, всемирно известный флагман советского автопрома, стал банкротом. Армия «незалежной» теперь будет использовать чешские грузовики «Татра» как колесную платформу для новых систем оружия. Эксперты считают, что это серьезная потеря для страны и очередной удар по репутации украинских властей. Пользователи соцсетей с горькой иронией призвали Киев «скакать дальше», пишет «МК».

«Завод выпускал хорошие машины, надежные, проверенные. Жаль предприятие», - сказал эксперт в области военной автомобильной техники Сергей Суворов.

После разрыва Киевом всех экономических связей с Россией, Украина начала стремительно терять бывшие флагманы советской промышленности, доставшиеся ей после развала СССР.

Так, практически прекратилось производство на Киевском и Харьковском авиазаводах. Украинское предприятие «Мотор Сич», которое в свое время обеспечивало двигателями всю российскую вертолетную технику, лишилось рынка сбыта своей продукции.

Теперь настала очередь КрАЗа. Из-за банкротства украинской армии придется «пересесть» с КрАЗов на чешские грузовики Tatra. Об этом рассказал замминистра обороны Украины Александр Миронюк, В частности, чешское шасси получат некоторые модифицированные Киевом советские системы РСЗО. По словам украинского военного деятеля, это «даже хорошо, поскольку Tatra отвечает стандартам НАТО».

В соцсетях украинцы раскритиковали киевских чиновников за доведение КрАЗа до банкротства.

«Еще одно крупное украинское предприятие - пустило бульбы. Теперь мы будем очень патриотично кормить чужих рабочих, инженеров, менеджеров. а свои - будут в Европе мыть посуду и собирать овощи. Браво! Цэ пэрэмога! Идиотизма над разумом. Нищеты - над стабильностью. Пафоса и фанфаронства - над трудом и заботой. Скачем дальше!» - написал пользователь Владимир Брас.

Ранее «Рамблер» сообщал, что украинский эксперт пришел к выводу: Украина стала аграрной страной. Её экономика теперь ориентирована не на промышленность, а на сельское хозяйство, производство еды и экспорт трудовых мигрантов - «заробитчан».

Хроники здобулятины! Банкротство КРАЗа и олигархические разборки: Украина потеряла еще один легендарный бренд


Очередное выдающееся предприятие Украины завершило свой исторический путь. Кременчугский автомобильный завод, более шести десятилетий производивший грузовые автомобили, завершил процедуру банкротства. КрАЗ умудрялся держаться на плаву даже в постсоветское время, однако демократический и проевропейский «разворот» 2014 года гигант пережить не смог. Не спасло даже то обстоятельство, что завод являлся стратегическим элементом украинского ВПК.

История предприятия берет начало в 1945 году. Правда тогда речь о производстве грузовой техники не шла. Послевоенный СССР остро нуждался в восстановлении разрушенной инфраструктуры и, в особенности, - мостов. Для решения этой задачи в Кременчуге был оперативно построен мостовой завод, который позволил в последующие годы сконструировать свыше 600 мостов. Затем производство было переориентировано на выпуск комбайнов для нужд сельского хозяйства. И только в 1958 году КрАЗ приступает к выпуску большегрузных автомобилей. Любопытно, что их производство было перенесено из цехов Ярославского автомобильного завода, который впоследствии будет перепрофилирован в знаменитый моторный завод (ЯМЗ). Начиная с шестидесятых предприятие стабильно наращивало количество выпускаемой техники, а также расширяло модельный ряд. К восьмидесятым годам КрАЗ мог производить до 30 тысяч грузовиков в год, снабжая ими весь СССР, а также экспортируя в 57 стран мира.

Независимость Украины для автозавода началась весьма бодро – в 1992 году с конвейера сошло 23 тысячи грузовиков, а руководство нацелилось на завоевание новых рынков сбыта. Однако развал технологических цепочек, завязанных на множество украинских и российских предприятий, а также ситуация тотального экономического упадка, сделали свое дело: вскоре производство обвалилось в десятки раз – до 1-2 тысяч единиц в год. И к концу девяностых всё шло к закату ветерана автомобильной промышленности.

В начале нулевых КрАЗ, который к тому моменту был окончательно приватизирован, решил вновь попытать счастья, возобновив работу по всем возможным направлениям. Прежде всего, кременчугские грузовики прокладывали дорогу на российский рынок, который с девяностых оставался их крупнейшим потребителем. Сохранению кооперации и позиций на рынке РФ тогда способствовала активная работа Киева времен Кучмы по нормализации экономических отношений. В 2004 году КрАЗ даже создал автосборочное предприятие в России. Разумеется, украинские власти в нулевые выжимали и все возможные выгоды от новейшего внешнеполитического курса. Тогда же, в 2004 году, Украина втиснулась в оборонный контракт армии США на поставку грузовиков для иракской кампании. А через несколько лет завод начнет поставки армейских грузовиков для вооруженных сил Грузии.

Однако все эти проекты так и не сумели заместить главный исторически сложившийся рынок – Россию, куда так или иначе продавалось порядка 60-70% продукции, не говоря о зависимости по комплектующим, включая ярославские моторы. Поэтому в 2014 году, когда с подачи Петра Порошенко КрАЗу были аннулировали экспортные лицензии в РФ, производство начало падать, скатившись к 2019 году до 200 машин. Правда случилось это не сразу.

После начала военного конфликта на Донбассе, КрАЗ начал позиционироваться как флагман украинского ВПК, который будет производить целый ряд армейских грузовиков, бронемашин, а также шасси для систем залпового огня. Многие еще помнят масштабные пиар-кампании на эту тему с участием яркого представителя «партии войны» Арсена Авакова. В разгар противостояния с ДНР-ЛНР, Кременчугскому заводу прочили гигантские оборонные заказы от Минобороны Украины. И в отличии, например, от «Антонова» и «Мотор Сичи», которым тоже обещали мега-контракты на производство военной авиатехники, Кременчуг кое-что получил. За 2014-2018 годы предприятие поставило украинским военным и силовикам 2772 грузовика. Правда, эти успехи были всерьез омрачены вскрывшейся информацией о том, что КрАЗ продолжал оснащать технику двигателями ЯМЗ, которые приобретались через третьи страны и, разумеется, по завышенным ценам. Хотя неоднократно заявлялось о том, что с российскими комплектующими было покончено.

Как бы там ни было, с 2018 года у предприятия начинаются серьезные трудности: убытки и долги стремительно растут, зарплата не выплачивается, качество продукции падает, а банки-кредиторы начинают заваливать суды исками по неисполненным обязательствам. Нарастающие как снежный ком проблемы приводят к тому, что в Минобороны отказываются от работы с поставщиком, которому грозит разорение. Тогда же, собственно, начинается процедура банкротства, а имущественный комплекс автогиганта выставляется на продажу. Словом, все по классическому сценарию, который в последние годы переживали десятки украинских предприятий.

Однако в этой истории интересно то, что гибель актива явилась результатом умышленных действий собственника. Главным акционером КрАЗа с начала двухтысячных является финансово-промышленная группа «Финансы и кредит», принадлежащая полтавскому олигарху и «железорудному королю» Украины Константину Жеваго. Находившийся в перманентном конфликте с Игорем Коломойским, который претендовал на жемчужину его бизнес-империи – «Полтавский ГОК», Жеваго после 2014 года оказался под натиском старого врага. Коломойский, усилив позиции после майдана, пусть и с перерывом на пару лет изгнания при позднем Порошенко, пошел в атаку на конкурента, спасаться от которой Жеваго пришлось бегством. И КрАЗ был использован в качестве «тоннеля» для вывода средств за рубеж, где с ноября 2019 года находится сам олигарх. Схема также до боли типичная: предприятие заключает фиктивные договора, деньги от которых уходят в офшоры, а под громадье маркетинговых планов набираются кредиты, которые никто возвращать не собирается. Таким нехитрым способом, опальный Жеваго забирает с собой все, что можно унести, оставляя за плечами руины.

КрАЗ фактически явился разменной монетой в коммерческих разборках. Для украинской власти банкротство предприятия является сильнейшим имиджевым ударом: украинская армия на этот час лишилась колёс, а виной всему драка олигархов, которые, как и прежде принимают судьбоносные решения, чихая на интересы государства и общества. И еще сильнее этот неприглядный расклад бьет по Владимиру Зеленскому. Не так давно президент обещал помочь заводу, зная о его бедах, однако никаких действий в итоге предпринято не было. Ухудшает этот провал то обстоятельство, что КрАЗ мог быть спасен с помощью программы локализации машиностроения, которую представили в правительстве Украины весной 2020 года. В ней шла речь об увеличении производства коммунальной техники, и завод без труда мог её производить. Однако летом вокруг плана по спасению промышленности случился громкий скандал: Евросоюз потребовал свернуть эту самодеятельность, угрожая остановить выделение кредита на 1,2 млрд. евро.

Разумеется, в Киеве услышали партнеров, а спустя считанные месяцы жизнь в цехах видавшего виды завода – остановилась. Причем, одним КрАЗом дело не обошлось. Проблема в том, что в орбите производителя грузовиков существовало еще несколько смежных предприятий по производству комплектующих и запчастей: «Полтавский автоагрегатный завод», «Херсонский завод карданных валов», «Токмакский кузнечно–штамповочный завод» и «Каменец-Подольский автоагрегатный завод». В течении 2020 года три предприятия, кроме последнего, уже завершили процедуру банкротства, уходя в небытие вслед за КрАЗом. Стало быть, речь идет о тысячах рабочих мест, которые будут потеряны. Ну а Брюссель одержал очередную победу: армия дешевых украинских гастарбайтеров пополнится этими тысячами, а на украинский рынок грузовых автомобилей уже готовится зайти чешская Tatra. Источник

«КрАЗ — это город в городе». Прогулка по одному из самых эффективных алюминиевых заводов в мире

Издание Sibnovosti . ru запускает новый проект. Теперь журналисты будут рассказывать красноярцам, как работают крупные предприятия в городе и крае, какой объем продукции они производят и какие «внутренности» скрываются за закрытыми дверями промышленных гигантов.

Открыть серию репортажей мы решили с одного из самых крупных заводов не только в России, но и в мире. Речь идет о КрАЗе. Его история началась в 1964 году. Спустя 36 лет предприятие стало частью компании РУСАЛ. За полвека заводу удалось добиться завидных в части промышленности результатов:

КрАЗ выпускает почти треть всего алюминия в России и около 3% мирового

Объем производства — 1 млн тонн «крылатого» металла в год. Этого объема хватить, чтобы построить пять тысяч самолетов Boeing

КрАЗ — единственный завод в России, который выпускает алюминий высокой частоты — АВЧ

Кроме КрАЗа ни одно предприятие в стране не производит сплав для алюминиевых банок

Пропускной режим на объекте довольно строгий. Попасть на территорию предприятия можно только по специальным пропускам, на которых ставится три печати. Любопытно, что одна из них – печать в форме знаков зодиака — меняется каждый день.

Попав на территорию завода, каждый гость обязан пройти инструктаж по технике безопасности. Проверяющие очень требовательные, как на любом режимном объекте – передвигаться можно только в специальной одежде, надев респираторную маски, каску, очки и перчатки.

Уже на входе в глаза бросаются привычные каждому жителю мегаполиса объекты инфраструктуры - пешеходные переходы, автобусные остановки и маршрутки, которые курсируют каждые 15 минут. Дело в том, что предприятие имеет огромные площади. По сути, КрАЗ – это город в городе. Любопытно, что протяженность главной улицы завода равна длине проспекта Мира в Красноярске. Некоторые сотрудники, чтобы сэкономить время, передвигаются по территории на велосипедах.

Первым пунктом для посещения стал один из 25 корпусов электролиза. Именно здесь и производится серый «крылатый» металл. Алюминия в чистом виде в природе нет. Сырьем для металла служит глинозем, который производят из природных источников - бокситов и нефелина. Их перерабатывают в глинозем, а затем на КрАЗе из него «варят» алюминий.

На заводе применяются три технологии производства металла - самообжигающимися анодами, обожженными анодами и производство алюминия высокой частоты - АВЧ.

Мы сделали остановку около специальной электролизной ванны, где мастер участка управления технологиями Андрей Богдановский рассказал о том, как из белой массы (глинозема) получается алюминий. Любой электролизер всегда состоит из одних и тех же составляющих: катода или электролизной ванны, анодов – огромных блоков с углеграфитовым стержнем — и системы запуска.

Все электролизеры присоединены к источнику постоянного тока. Напряжение у них безобидное – меньше, чем у зарядки для телефона. Но сила тока, который по ним проходит внушающая – 174 300 ампер. Такой силой можно подключить 15 153 розетки по 220 вольт и обеспечить электричеством три девятиэтажки.

«В шахте, то есть в ванной, находится расплав металла и электролита. Металл более плотный и находится внизу, а электролит наверху. Уровень металла – 25 см, а электролита – 18 см. Рабочая температура процесса – 953 градуса», - рассказал Андрей Богдановский.

Глинозем с помощью специально техники загружается в бункеры АПГ. Строго дозированная порция глинозема попадает в электролит, устройство пробивает его корочку, а глинозем растворяется. Под воздействием высокой температуры и силы тока глинозем распадается на ионы алюминия и кислорода. Заряженные частицы восстанавливаются на расплавленном катодном металле, каждый ион присоединяет три электрона и становится расплавленным алюминием.

«КрАЗ — это город в городе». Прогулка по одному из самых эффективных алюминиевых заводов в мире

В сутки один электролизер производит 1070 кг алюминия, а из двух тонн глинозема получается тонна высшего сорта металла. Чистого алюминия в катодном металле - 99,85%. Внешне AL выглядит как лава внутри действующих вулканов. После кристаллизации металл становится серебристым.

Процесс сложный, но если вспомнить школьные уроки физики, то вполне логичный. На практике, к слову, все термины – ионы, катоды, электроны — понимаются гораздо проще.

В соседнем корпусе находятся другие типы электролизеров. Они отличаются силой тока и размерами – длина ванн здесь составляет 9 метров. Эти махины производят до 1300 кг алюминия в сутки.

В следующем корпусе делают алюминий высокой чистоты. На одном электролизере производится около 600 кг металла в сутки. Количество примесей в нем составляет всего 0,01-0,05%. Раньше производство было секретным, в этот цех запрещено было заходить с камерами и другими записывающими устройствами.

Мы выяснили, что из чистейшего металла сегодня изготавливают детали для электроники – смартфонов, компьютеров, телевизоров, космических кораблей и самолетов. Но это еще не все. АВЧ применяют при создании дисплеев для телефонов. Из монокристалла окиси алюминия выращивают специальные кристаллы – лейкосапфиры. Их используют при создании «лица» современных смартфонов, обтекателей ракет и деталей аппаратов химической промышленности. Основными заказчиками алюминия являются Минобороны России, а также страны-производители современной техники – Китай, Южная Корея и другие.

«Одноразового слитка алюминия весом 15 кг хватит для создания более 500 iPhone . В одной модели популярного смартфона iPhone 6 содержится 26 граммов алюминия», - рассказали на заводе.

«КрАЗ — это город в городе». Прогулка по одному из самых эффективных алюминиевых заводов в мире

К слову, из алюминия сегодня делают буквально все, что нас окружает каждый день – столовые приборы, упаковку для еды, велосипеды, самокаты, автомобили, колесные диски, корабли, самолеты, проводку и даже космические корабли. Применяют этот металл при производстве фольги, которую можно перерабатывать и снова использовать бесконечно. А на днях получено разрешение использовать сплав из алюминия в качестве электрического кабеля в многоквартирных домах. И это и качественно, и экономно. Строители говорят, что при строительстве дома высотой, например, в 27 этажей экономия за счет алюминиевой проводки составит 6 млн рублей.

В прошлом году КрАЗ пошел еще дальше — в городе решили построить два алюминиевых пешеходных моста. Один из них возведут к предстоящей зимней Универсиаде-2019. К студенческим играм РУСАЛ подготовил еще один «сюрприз». Компания произведет около 1,5 тысяч медалей и значков из алюминия для награждения победителей соревнований. Корпус медалей выполнят из инновационных алюминиевых сплавов и покроют его драгоценными металлами — золотом, серебром и бронзой.

Отметим, что весь процесс изготовления алюминия довольно энергоемкий. Завод постоянно потребляет около 70% электроэнергии Красноярской ГЭС.

Путь от электролиза до готовых слитков

Из электролизера жидкий алюминий транспортируют с помощью специального ковша. Металл доставляют в литейное отделение и переливают в миксер. Он работает также, как кухонный прибор, только перемешивают металл не механизмы, а магниты. В огромном миксере алюминий доводят до определенного состава или изготавливают сплав.

Например, КрАЗ является единственным в России производителем сплава для алюминиевых банок. Из одного слитка весом 30 тонн получится более 2 млн банок объемом 0,5 — если предположить, что в Красноярске открылась раздача таких банок, то каждый красноярец смог бы получить в одни руки по две баночки.

Затем готовый алюминий или сплав очищают от различных примесей, разливают в формы на конвейере или литейном агрегате. Готовые слитки имеют разные пропорции – некоторые из них цилиндрические, другие – похожи на привычные золотые слитки, а третьи имеют Т-образную форму.

Следующей остановкой стал цех, где упаковывают и маркируют готовый алюминий. Именно в этом корпусе мы встретили женщин. Тяжелую работу на предприятии выполняют мужчины, а контролем и отправкой «руководят» сотрудницы. Всего на КрАЗе трудятся около 4,5 тысячи работников. И еще более 5 тысяч сотрудников подрядных организаций работают на промплощадке.

«КрАЗ — это город в городе». Прогулка по одному из самых эффективных алюминиевых заводов в мире

Примечательно, что перед отправкой заказчику, каждую партию проверяют в лаборатории на наличие примесей. Этот процесс напоминает кассовый узел в супермаркете, когда деньги помещаются в специальную капсулу и отправляются в административные помещения.

Если все лабораторные тесты пройдены на «отлично», то готовый алюминий со склада грузят в контейнеры, а затем в вагоны. Прямо с КрАЗа металл отправляют потребителям.

Модернизация

Через дорогу от главных корпусов КраАЗа расположен важный для компании научно-технический ресурс — инженерно-технологический центр. Здесь происходит главный мозговой штурм РУСАЛа, рождаются технологии и новые уникальные виды продукции. Любопытно, но такие кадры в РУСАЛе, чаще всего, не набирают с улицы. Инженеров и начальников здесь в буквальном смысле выращивают. Каждый руководитель должен пройти путь от обычного мастера до топ-менеждера крупного звена.

На заводе рассказали, что инженеры не только разрабатывают новые технологии, но и серьезно занимаются экологией, чтобы снизить нагрузку завода на окружающую среду. Так, например, ученые придумали и внедрили передовую технологию электролиза «ЭкоСодерберг». Простыми словами, в корпусах построили двухступенчатые газоочистные установки, которые улавливают фториды и серу. Благодаря разработке газы не успевают распространиться в воздухе — они собираются и удаляются. Во всем мире только некоторые предприятия оборудованы подобными комплексами.

«Большая система воздухоотводов и фильтров состоит из двух ступеней — «мокрой» и «сухой». Первая очищает от серы, а вторая — от пыли, фтора и взвешенных частиц. При реакции солей под воздействием тока выделяется не только металл, но и газы. К каждому электролизеру подведена труба, которая вытягивает вещества в вентиляционную установку. Там есть фильтры разных видов, которые задерживают 99,9% отходов», — рассказали на заводе.

На этом экскурсия на КрАЗ завершилась. Мы сдали выданную форму, предъявили отмеченные пропуски и вышли за территорию завода.

Честно признаться, лично меня масштабы производства впечатлили — сотрудники КрАЗа постоянно следят за процессом, который идет непрерывно. Наша прогулка по одному из самых больших заводов в мире заняла около трех часов, и это лишь немногая часть того, что нам удалось увидеть.

Читайте также: