Где снимали дети капитана гранта

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Падение Жюля Верна под Рыльском. Фильм «В поисках капитана Гранта» снимали в Курской области

Не одно поколение выросло на захватывающих приключенческих книгах французского писателя-фантаста Жюля Верна, по ним сняты десятки фильмов. Советским детям особенно запомнилась многосерийная телекартина «В поисках капитана Гранта», впервые вышедшая на экраны в мае 1986 года. Она вызывает интерес и у современных зрителей. Примечательно, что начало популярного фильма режиссер Станислав Говорухин снимал в Курской области, в окрестностях города Рыльска летом 1985-го.

Коровы и карета на фоне Свято-Николаевского монастыря
Коровы и карета на фоне Свято-Николаевского монастыря

Пролог

Создатели фильма из Одесской киностудии достаточно вольно истолковали биографию Жюля Верна и его произведение «Дети капитана Гранта». Картина состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя, истории создания и публикации романа. Вторая разворачивает сюжет книги так, как она постепенно рождалась в воображении писателя.

По сценарию, написанному Говорухиным, фильм начинается с эпизода знакомства Жюля Верна с будущей женой. Писатель путешествует в корзине воздушного шара со своим приятелем Надаром, парижским фотографом и изобретателем. Они рассуждают о том, как человек покорит воздух.

В первые восемь минут фильма можно любоваться рыльскими пейзажами
В первые восемь минут фильма можно любоваться рыльскими пейзажами

Внизу проплывают узнаваемые пейзажи Рыльского района – луга и перелески, излучина реки Сейм, заброшенное и полуразрушенное тогда, в середине 80-х, здание Свято-Николаевского Рыльского монастыря.

Жюль Верн нечаянно роняет рукопись своего произведения. Одну из ее разлетевшихся по ветру страниц на земле жует забавный козлик.

Шар начинает падать – заело клапан. Свидетелями крушения становятся двое мальчишек, а также де Вианы – девушка Онорина с отцом, которые едут по полям в конном экипаже. Случайное знакомство молодой особы с писателем оказывается судьбоносным – вскоре она становится его женой, а романы фантаста – популярны.

Встреча с Говорухиным

В газете «За изобилие» Рыльского района от 18 июля 1985 года опубликована статья «Вторая встреча с Жюлем Верном», рассказывающая о съемках. «Произведения благородного мечтателя и дерзкого романтика не оставили равнодушным и режиссера-постановщика Одесской киностудии С. С. Говорухина, написавшего свой сценарий, – сообщал журналист Николай Форостиной. – Новый фильм по мотивам произведений Жюля Верна состоит из семи серий. Названия еще нет. Возможно, это будет «Дети капитана Гранта», «Терра Инкогнита или В поисках капитана Гранта». Не исключен и третий вариант».

Общеизвестно, что ранее в Рыльске снимались сцены из фильмов «Крепкий орешек», главные роли в котором сыграли Виталий Соломин и Надежда Румянцева, и «Сломанная подкова» студии «Ленфильм» также по мотивам произведений французского фантаста Жюля Верна.

На съемочной площадке режиссер Говорухин рассказывал журналисту: «Работала со мной большая группа актеров. В их числе Николай Еременко-младший в роли лорда Гленарвана и Тамара Акулова – она играет его жену».

На тот момент Станислав Сергеевич уже считался мэтром советского кино, создавшим «Место встречи изменить нельзя» и «Вертикаль» с Владимиром Высоцким, «Приключения Тома Сойера», «День ангела».

Роли Александра Абдулова и Марины Влади
Актеры из Болгарии в ролях писателя и его будущей жены
Актеры из Болгарии в ролях писателя и его будущей жены

Задействованы в фильме, помимо Еременко, были и другие известные артисты. Борис Хмельницкий сыграл капитана Гарри Гранта, а неподражаемого ученого Жака Паганеля – эстонец Лембит Ульфсак. Белорус Владимир Гостюхин, позже снискавший славу по сериалу «Дальнобойщики», выступал в образе бесстрашного майора МакНаббса. Москвич Александр Абдулов снялся в эпизодической роли преступника Боба Дегтя, а знаменитая французская актриса Марина Влади сыграла писательницу Марко Вовчок, которой Верн доверил перевод своих произведений на русский язык.

Естественно, большинство из звезд не участвовали в съемках под Рыльском, где режиссер Говорухин создавал начало картины. Интересно, что эта работа была не стартом, а финишем, завершая съемочный процесс, который велся по всему миру – в Средней Азии, на Кавказе, в Крыму, Болгарии и Париже. Из Рыльска творческая группа сразу отправилась в Одессу на монтаж и озвучивание.

Поскольку фильм был совместный советско-болгарский, целый ряд ролей получили актеры из братской социалистической республики. Они-то, кстати, и прибыли на съемки в Рыльск. В образе Жюля Верна предстал болгарин Владимир Смирнов, его супруги – Аня Пенчева. Приятеля писателя, летевшего с ним на воздушном шаре, сыграл Марин Янев.

Курянин в роли тестя писателя
В образе тестя Жюля Верна снялся курянин Николай Шадрин
В образе тестя Жюля Верна снялся курянин Николай Шадрин

Зеленая живописная пойма реки Сейм неподалеку от горы Ивана Рыльского превратилась в своеобразный натурный павильон.

«Карета едет со стороны Кургана к монастырю, съемки шли на островке и озере Званное. Сейчас пересматриваю фильм – пейзажи почти не изменились. Мальчишки, попавшие в кадр, могли быть местными, но скорее это дети кого-то из съемочной группы. А вот козлик и коровы явно наши рыльские, – вспоминает рыльский журналист Михаил Чемодуров. – Если же говорить серьезно, то думаю, место отчасти было выбрано и потому, что под Рыльском расположена полевая экспериментальная летная база, филиал центральной аэрологической обсерватории».


Кстати, в курской части фильма, которая длится примерно восемь минут, использована аэрофотосъемка – по тем временам еще непростой технический процесс.

Сыграл в картине Говорухина и актер курского драматического театра имени А. С. Пушкина Николай Шадрин, ныне известный писатель, автор нескольких книг и лауреат литературных конкурсов. В 1985 году в фильме «В поисках капитана Гранта» Николай Иванович исполнил роль господина де Виана – отца будущей жены Жюль Верна, а по-русски говоря, его тестя.

Как снимали фильм "В поисках капитана Гранта"

Фильм Станислава Говорухина, снятый в 1985 году был не первой экранизацией знаменитого романа Жюля Верна. Первая картина увидела свет еще в 1936 году. Поэтому режиссер решил изменить название своей ленты, а также добавить что-то новое в сюжет. Поэтому экранизацией романа Жюля Верна фильм "В поисках капитана Гранта" в полном смысле назвать нельзя. Скорее, это фильм, созданный по его мотивам.

Еще двумя отличительными чертами картины Говорухина стали, во-первых, присутствие на экране автора романа, а во-вторых, то, что режиссер решился сделать фильм мини-сериалом.

Мы решили вспомнить об одном из любимых фильмов советских детей и поделиться некоторыми фактами, которые остались за кадром.

Летние съемки проходили в основном в Болгарии, а вот за зимние пейзажи "отвечал" Крым.

Фильм задумывался как совместный русско-болгарский проект. Поэтому и съемки проходили в двух странах. Кругосветное путешествие "Дункана" снимали в водах Черного моря, а Южную Америку, Австралию и Новою Зеландию "изображали" Крым и Болгария.

Кстати, знаменитую горную лавину снимали тоже в Крыму, на вершине Ай-Петри. Конечно, сход снега с горы был управляемым: за него отвечали мастера спецэффектов. На склоне установили большой деревянный щит, за него нагребли огромное количество снега и в нужный момент веревки, державшие щит, обрубили. Река снега понеслась на актеров. Сцену сняли с одного дубля.

"Роль" яхты "Дункан" в фильме исполнило трехмачтовое деревянное финское судно "Кондор". Разумеется, его тщательно "загримировали": оснастили пушкой, скамейками, сменили название, переделали капитанский мостик, немного сменили дизайн. Получилась весьма элегантная шотландская яхта.

Один из самых страшных эпизодов при просмотре фильма в детстве: кондор уносит с когтях Роберта. Сняли этот момент в павильоне с помощью комбинированных съемок. Хотя изначально была идея изготовить макет птицы и подвесить к одной из кабинок канатной дороги на Ай-Петри. Роберта, попавшего в когти кондора, должен был сыграть каскадер. Но руководство "канатки" в ужасе отвергло это идею.

Когда на съемочной площадке дети, без приключений не обходится. Так и Руслан Курашов, сыгравший Роберта Гранта, во время съемок сломал руку. Приходилось "прятать" гипс. Хотя на некоторых кадрах его все же можно заметить. Кстати, Руслан свою жизнь с актерской карьерой связывать не стал: он выучился на артиста балета народного танца.

Не осталась в профессии и экранная сестра младшего Гранта. Галина Струтинская в фильм Говорухина попала случайно: девушку, снимавшуюся до этого только в эпизодах, случайно заметили и пригласили на пробы. Но еще во время съемок актриса вышла замуж, после выхода фильма родила ребенка и уехала с семьей в Германию.

С Тамарой Акуловой, сыгравшей роль Элен Гленарван, возникли проблемы. Актриса приняла участие лишь в тех сценах фильма, которые снимали в Крыму. На съемки в Болгарии ей не дали разрешения: она была невыездной из-за сестры, которая вышла замуж за немца из ФРГ. В Болгарии вместо Акуловой в кадре появляется дублерша.

Николай Еременко, сыгравший в фильме лорда Гленарвана, признавался, что не слишком любил этого персонажа. Актер сетовал, что герой просто до приторности идеален, лишен каких-либо пороков. Артисту было сложно выстроить характер своего персонажа. Тем не менее, эта роль стала одной из самых успешных в карьере актера.

Как снимали фильм «В поисках капитана Гранта»

8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения знаменитого французского писателя Жюля Верна. Его произведения всегда пользовались большим успехом и на родине, и за ее пределами, и практически все были экранизированы. Самым популярным в СССР стал фильм, который снял Станислав Говорухин по мотивам романа «Дети капитана Гранта» в 1985 г. Об истории его создания и о судьбах актеров сегодня можно было бы снять не менее увлекательное приключенческое кино.

Первой экранизацией романа Жюля Верна был фильм, снятый в 1936 г. Станислав Говорухин решил, что в 1980-х гг. пришла пора рассказать всем известную историю современным киноязыком. Свои цели он объяснял так: «Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов». Картину Говорухина сложно назвать экранизацией романа Жюля Верна – скорее, он был снят по его мотивам. Станислав Говорухин изменил много эпизодов, добавил новые. Кроме того, в фильме есть вторая сюжетная линия – о жизни писателя Жюля Верна, биографию которого режиссер тоже интерпретировал достаточно вольно. В старом фильме была знаменитая мелодия – увертюра Исаака Дунаевского, которую помнили все зрители. И Говорухин использовал в своей картине вариации на тему Дунаевского и увертюру из первого фильма.

Фильм «В поисках капитана Гранта» был совместным советско-болгарским проектом, бюджет был общим, и в съемках в обеих странах были задействованы русские, белорусские, эстонские и болгарские артисты. Кругосветное путешествие на «Дункане» на самом деле происходило в Крыму и в Болгарии. Побережье Южной Америки снимали на южном берегу Крыма, Айртона высадили на «безлюдном берегу» в бухте Чехова в Гурзуфе. Многие морские сцены снимали в проливе между скалами Адаларами и скалой Шаляпина. Аю-Даг заменял Канарские острова.

Скалы Адалары возле Гурзуфа

В Крыму снимали большинство зимних сцен: заснеженный перевал в Андах «сыграла» крымская вершина Ай-Петри. На высоте 1100 метров актеров страховали профессиональные альпинисты – когда они снимались без дублеров, за кадром их держали на страховочных веревках. На Ай-Петри также снимали опасный эпизод со сходом лавины, для чего установили большой деревянный щит, выполнявший функцию забора. Он держался на веревках, и когда их перерезали, десятки кубометров снега обрушились вниз. Хотя на съемочной площадке дежурили спасатели, актеры подверглись в этой сцене серьезному риску, который они, возможно, тогда просто не осознавали.

В горах Болгарии

В горах возле болгарского города Белоградчик и в пещере Проходна снимали сцены с индейцами, захватившими в плен Паганеля, а также эпизоды с дикарями-людоедами Новой Зеландии. Деревню, где в фильме держали пленников, строили в течение двух месяцев. В горах и лесах Болгарии снимали Кордильеры, болота Австралии и леса Амазонки.

Галина Струтинская в роли Мэри Грант

Олег Штефанко

Молодого капитана «Дункана», влюбленного в Мэри Грант, сыграл актер Олег Штефанко, который тоже стал эмигрантом: в 1992 г. он уехал в США и поселился в Нью-Йорке. Там ему приходилось работать и таксистом, и официантом, и продавцом мебели и машин, и моделью, а после переезда в Лос-Анджелес в 1994 г. он снова вернулся к актерской профессии. Ему удалось сняться в 14 голливудских фильмах в эпизодических ролях. Начиная с 2002 г. Олег Штефанко часто бывал в России, где снимался в фильмах и сериалах, и с тех пор живет на две страны.

Руслан Курашов в 1985 г. и в наши дни

14-летний Руслан Курашов, который сыграл Роберта Гранта, младшего брата Мэри, в будущем не стал связывать свою судьбу с актерской профессией. После школы он поступил в Академию славянской культуры на отделение хореографии и стал артистом балета народного танца.

Владимир Гостюхин

Актер Владимир Гостюхин, который исполнил роль майора Мак-Наббса, сыграл более 100 ролей в кино и стал одним из самых популярных и востребованных артистов советского кино. Тамара Акулова, сыгравшая Элен Гленарван, в 1980-х гг. снималась очень много и на момент съемок в фильме «Дети капитана Гранта» была уже настоящей звездой советского кино. Правда, ей не дали разрешения на съемки за рубежом – ее сестра вышла замуж за немца из ФРГ, и Акулова стала невыездной. Вместо нее в Болгарии снимали дублершу. В 1990-х гг. во время кризиса в кинематографе актриса практически пропала с экранов. В начале 2000-х гг. она вернулась в кино, снимается в фильмах и сериалах, но ведет достаточно замкнутый образ жизни и редко общается с журналистами.

Заслуженная артистка России Тамара Акулова

К сожалению, уже нет в живых актеров Николая Еременко (лорд Гленарван), Владимира Смирнова (Жюль Верн), Лембита Ульфсака (Паганель) и Бориса Хмельницкого (капитан Грант). Судьба болгарского актера Владимира Смирнова сложилась драматически: в 1990-е гг. он остался невостребованным, пристрастился к алкоголю и в 2000 г. умер от инсульта.

Несмотря на то, что роль лорда Гленарвана стал одной из самых успешных в фильмографии Николая Еременко, сам актер не любил этого персонажа: «Для меня эта роль стала настоящим мучением. Я как-то всегда больше любил играть отрицательных персонажей. А Гленарван был идеальным мужчиной –беспорочным, не за что зацепиться, чтобы выстроить характер! Мне, если честно, персонаж мерзавца Айртона в этом фильме был симпатичен гораздо больше».


1985. Режиссёр: Станислав Говорухин. В ролях: Николай Ерёменко, Лембит Ульфсак, Владимир Гостюхин, Тамара Акулова, Олег Штефанко, Анатолий Рудаков, Галина Струтинская, Борис Хмельницкий, Александр Абдулов, Владимир Смирнов, Руслан Курашов, Фёдор Одиноков.

Хорошо иметь собственную яхту. Можно бороздить водные просторы практически в любых направлениях. А ещё здорово носить какой-нибудь дворянский титул, который освобождал бы от занудной обязанности где-либо работать. Именно с такого персонажа и начинается наша история. Лорд Гленарван со своей супругой отправились на яхте "Дункан" из Глазго в небольшой свадебный круиз. Путешествие подходит к концу, а душа требует продолжения банкета. И тут оказия - в брюхе выловленной акулы моряки находят бутылку с запиской. Документы сильно повреждены водой, но, тем не менее, становится ясно - это просьба о помощи пострадавших от кораблекрушения. Некий капитан Грант и пара матросов выжила после сильного шторма и теперь нуждается в спасении.

Британское правительство отказалось финансировать такое затратное предприятие, как поиски пострадавших моряков. Поэтому сам лорд Гленарван со своими друзьями и командой решается на смелый и благородный поступок - отправляется на поиски самостоятельно, прихватив за компанию ещё и детей капитана Гранта. Ну попробуй тут не взять их с собой, когда книга Жюля Верна, по которой снят фильм, именно так и называется.

Храброй компании предстоит длительное и насыщенное путешествие. Сначала через Атлантический океан в Южную Америку на корабле. Пешком по Патагонии. Кораблём в Австралию. На плоту в Новую Зеландию. И все эти передвижения сопряжены с опасностью и различными лишениями.

Увенчаются ли в итоге поиски капитана Гранта успехом? Все ли вернутся целыми и невредимыми домой в Шотландию? Это сможет узнать каждый, посмотрев семь серий захватывающего приключенческого кинофильма.

Это вторая попытка экранизировать роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта". Первая, одноимённая, была снята в далёком 1936 году режиссёром Владимиром Вайнштоком. Говорухин же решил немного изменить название, дабы избежать путаницы.

Яхта "Дункан" направляется из Европы в Южную Америку. Её маршрут проходит рядом с Канарскими островами. Но не трудно заметить, что в роли островов показан со стороны Гурзуфа.

Вид из Лазурной бухты возле лагеря Артек.
В Крыму были сняты лишь некоторые морские сцены. Основная же масса материала родом из Болгарии. А точнее - из предместья городка Белоградчик. Именно там находятся те причудливые ландшафты, которые на время превратились в Патагонию, Австралию и Новую Зеландию.

Места очень красивые, спору нет. Но, на мой взгляд, подобный антураж можно было отыскать в том же Крыму. Просто времена были такие, что люди старались хоть ненадолго выскочить за пределы железного занавеса по поводу и без.
Вот этот кадр можно было сделать где-нибудь в , например.

А такое есть на Карадаге.
Почти .

Ну а таких видов достаточно как на Чёрном, так и на Азовском морях.
Где-нибудь под Балаклавой.

Подобные декорации могли вполне отстроить в киногородке в под Судаком. Фоновый ландшафт практически идентичен. А в том, что это именно декорации несложно убедиться, обратив внимание на фанерные кресты на кладбище. Они дрожат на ветру.
Ну вот такого в Крыму нет. Так что будем считать, что Станислав Сергеевич и компания не зря потратили почти два года на разъезды.

Мы привыкли видеть Крым в кино солнечным и зелёным, а Говорухин решил снять на полуострове переход через Анды. С настоящим снегом и холодными ветрами. Дело было в верхней части серпантина на .
Заканчивается фильм там, где и начинался. Скалы Адалары возле Гурзуфа.

Айртона бросили в бухте Чехова в Гурзуфе.

Невероятно. Каждый раз просматриваю фильм с замиранием, ностальгией, и целой гаммой чувств. Возможно, что повторить этакого шедевра не предоставиться. Один только образ Паганеля невероятный, хотя и реальный, а насколько прекрасна героиня леди Элен. Да и в общем, что говорить, роли проиграны основательно, тонко и приятно. и милорд, и майор Мак-Набс, и Мэри, и Роберт, капитан Джон Манглс, и конечно-же чудесный Олбинет. Мужественный индеец Талькав, когда ещё и говорит на испанском. Незабываемо.

Да я обожаю этот фильм,актёры все красивые, пейзажи прекрасные,красотища,Фильм супер.

Супер фильм. Смотрю с удовольствием лет 20.

я до сих пор готов как ребенок открыв рот сесть с детьми за просмотр этого ШЕДЕВРА!
Спасибо за такое кино!
оно ПРЕКРАСНО!

С детства люблю этот фильм. И сейчас смотрю его с удовольствием. Прекрасные виды, актеры. Шедевр!

Великолепный фильм. Смотрела много раз, очень нравится и не надоедает. Просто попадаешь в другой увлекательный мир, полный загадок и приключений. Прекрасные пейзажи и великолепная музыка служат замечательным дополнением к сюжету фильма. Хочется смотреть вновь и вновь.

Что за развязный тон статейки? Автор практически поглумился над всем: над сюжетом великолепного романа и его героями, над прекрасным фильмом, над работой талантливого режиссера. Интернет, видимо, как и бумага - все терпит, любой высер любого бездаря. Что ж, пусть этот недоблогер и дальше выставляет себя идиотом перед всеми, и доказывает, что в принципе неспособен написать что-то стоящее.

Простите, что доставил вам неудобства. Впредь бездарь-графоман в моём лице перед тем как разместить материал на своём собственном сайте будет обязательно советоваться с вами о приемлимости тона изложения. Ещё раз сожалею и посыпаю голову пеплом.

"В поисках капитана Гранта": приключения героев Жюля Верна в Крыму

Фильм о шотландцах, которые отправились на поиски командира потерпевшего крушение английского корабля, снят по мотивам романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта". В картине не только рассказывается сюжет произведения, но также повествуется о его создании и жизни писателя. При этом кинематографы довольно вольно истолковали сюжет книги, изменив некоторые сцены, а также биографию автора.

В Крыму съемки проходили в акватории Черного моря и горах. Например, в фильме можно увидеть окрестности Гурзуфа, в частности, бухты Лазурная и Чехова, скалы Адалары и Аю-Даг. К слову, знаменитая Медведь-гора помогла создать в ленте образ Канарских островов.

Кроме того, работали кинематографисты на горе Ай-Петри. Именно здесь герои картины преодолевали заснеженные южноамериканские Анды.

Детей капитана Гранта Мэри и Роберта на экране воплотили Галина Струтинская ("Новые приключения янки при дворе короля Артура") и Руслан Курашов ("Бульварный роман").

Рассеянного ученого-географа Жака Паганеля сыграл Лембит Ульфсак ("Мэри Поппинс, до свидания", "Питер Пэн"), майора Мак-Наббса, кузена лорда Гленарвана – Владимир Гостюхин ("Дальнобойщики", "Охота на лис"), мужа Мэри, капитана "Дункана" Джона Манглса – Олег Штефанко ("Лесник", "Код Апокалипсиса"), а главного отрицательного персонажа, боцмана Тома Айртона – Джоко Росич ("Гармонии Веркмейстера", "Дзифт").

Вместе с тем роль капитана Гранта досталась Борису Хмельницкому ("Стрелы Робин Гуда", "Война и мир"), а Жюля Верна – Владимиру Смирнову ("Начало дня", "Самый хороший человек, которого я знаю").

В фильме также снялись Александр Абдулов ("Обыкновенное чудо", "Карнавал") и Марина Влади ("Колдунья", "Следуй за мной") – в ролях главаря банды Боба Деготя и писательницы Марко Вовчок.

Фильм состоит из 7 серий. В СССР он вышел на экраны в мае 1986 года.

Помимо Крыма, съемки картины проходили в Болгарии, в частности, в окрестностях города Белоградчик и в пещере Проходна.

В "роли" яхты "Дункан" выступила трехмачтовая шхуна-джекас "Кодор". Также некоторые корабельные сцены были сняты на барке "Горх Фок" и шхуне "Заря".

Не все актеры, снявшиеся в картине, озвучили своих персонажей. Так, Жак Паганель говорит голосом Алексея Золотницкого ("Десять негритят"), Боб Деготь – Алексея Инжеватова ("Вызываем огонь на себя"), а Айртон – Игоря Ефимова ("Звезда пленительного счастья"). Последний также озвучил в фильме вождя индейцев.

В поисках капитана Гранта — Факты

Советско-болгарский многосерийный телевизионный приключенческий фильм Станислава Говорухина по мотивам романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Фильм снят на Одесской киностудии (СССР) и студии «Бояна» (Болгария) в 1985 году. В СССР впервые был показан по Первой программе Центрального телевидения Гостелерадио СССР с 13 по 21 мая 1986 года.

Съёмки фильма

Натурой для съёмок фильма послужили пейзажи Болгарии, пещера Проходна; Крым, акватория Чёрного моря. Сюжет о Патагонии снимался в окрестностях болгарского города Белоградчик. Также частично съёмки проводились в Париже, у Сены, на набережной Монтебелло. Съёмки перехода через Анды (2-я серия) проходили в Карачаево-Черкесии, близ посёлка Домбай. Съемки начала фильма, где воздушный шар Жюля Верна падает, проходили в городе Рыльске Курской области, на фоне Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря.

В качестве «Дункана» во время съёмок фильма была использована трёхмачтовая гафельная шхуна «Кодор» (относящаяся к парусным кораблям финской серии, построенным для Советского Союза и введённым в эксплуатацию в период с 1946 по 1953 год), под управлением капитана Олега Сенюка, специально переоборудованная для съёмок (в частности — добавлена бутафорская дымовая труба, из которой, согласно легенде о том, что «Дункан» — паровая яхта, должен был валить дым.). В романе «Дункан» — бриг, то есть двухмачтовое судно с прямыми парусами.

В титрах не упомянуты барк «Горх Фок» («Товарищ») и шхуна «Заря», на которых также проводились съёмки некоторых сцен, связанных с «Дунканом».

Сюжет

Фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа «Дети капитана Гранта». Вторая разворачивает сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя.

Лорд Гленарван и его жена Элен совершают свадебное путешествие в шотландских водах на яхте «Дункан». Экипаж корабля вылавливает акулу, во внутренностях которой находят бутылку из-под шампанского. Внутри неё лежат разъеденные морской водой бумаги на трёх языках с просьбой о помощи: английское судно «Британия» потерпело крушение, спастись удалось лишь двум матросам и капитану Гранту. Прослышав о находке, к лорду приезжают дети капитана.

В Патагонии путешественники на стороне индейцев племени поюччи вступают в схватку с охотниками за сокровищами (банда Боба Дёгтя и предателя индейцев Раймундо Скорсы).

В Австралии путешественники вступают в смертельную схватку с бандой разбойника Бена Джойса (бывшего боцмана «Британии»), пытающейся захватить «Дункан».

На протяжении поисков путешественникам приходится сталкиваться с различными природными катаклизмами, такими как сход снежной лавины, засуха, ливневые дожди, наводнение, извержение вулкана, а также терпеть жару, холод, отсутствие пресной воды, преодолевать непроходимые леса и горы.

В Новой Зеландии путешественники попадают в плен к кровожадному племени туземцев-каннибалов маори. Сбежав из плена, путешественники находят капитана Гранта и одного матроса с «Британии» на острове Марии-Терезы.

В финале фильма обе сюжетные линии объединяются, корабль Жюля Верна и «Дункан» с персонажами его романа встречаются в море.

Где снимали советский фильм "Дети капитана Гранта"?

Мне трудно поверить, что у съёмочной группы СССР были такие возможности — побывать и в Новой Зеландии, и в Австралии, и в Южной Америке :)

Почему у меня возник этот вопрос ? — во второй серии фильма, при переходе через Анды, путешественники наблюдают стада гуанако. А Вики говорит нам, что:

гуанако, ламы гуанако

где живут гуанако, ареал гуанако, животные Южной Америки, "Дети капитана Гранта" место съемок

То есть советские актеры и съемочная группа, (время съемок кино)в 1985 году побывали в пампасах и Андах Южной Америки !?

Так где же снимался фильм?

Если речь о месте съёмок фильма Станислава Говорухина "В поисках капитана Гранта", то помню даже на экскурсии в Крыму в крымской бухте экскурсовод перечисляла фильмы, которые были сняты в том месте. Из всех перечисленных названий запомнились именно "В поисках капитана Гранта" и культовый "Пираты ХХ века".

Также в фильм Говорухина вошли съёмки на Кавказе, в Болгарии, Австралии, Новой Зеландии.

А в старой экранизации приключенческой повести Жюля Верна "Дети Капитана Гранта" действительно вошли документальные кадры из Южной Америки, где водятся гуанако, и эти кадры были привезены одним из корреспондентов, который побывал там в командировке.

экранизация Дети капитана Гранта

Немного настораживает название и год картины.

Если говорить о фильме "Дети капитана Гранта", то фильм снят в 1936 году. Съемки велись в Крыму и на Кавказе. В то время действительно выехать на съемки за границу не было никакой возможности.

В Ялте было много съемок, Алибекский ледник заменил Анды. Сценка с подвесным мостом была снята в Чегемском ущелье.

С мостом связан один интересный факт. Очень долго его сооружали над ущельем, а мост упал раньше положенного времени. Так что мост пришлось строить второй раз.

В фильм вошли кадры документального кино из Америки. Его привез оператор, который ездил в командировку в США.

А теперь о другом фильме снятом в 1985 году. Фильм такой себе мини сериал снял Станислав Говорухин. Фильм назывался "В поиках капитана Гранта". Думаю, что именно его вы и имели в виду.

Часть съемок, как и в первой версии фильма была снята в Крыму: Гурзуф, Судак, на Ай-Петри, Лазурная бухта возле Артека.

Основные съемки проходили в Болгарии. Австралия, Новая Зеландия и Патагония все это предместье городка Белоградчик.

Как капитана Гранта искали в Крыму и в Болгарии: Что осталось за кадром фильма, и как сложились судьбы актеров

Первой экранизацией романа Жюля Верна был фильм, снятый в 1936 г. Станислав Говорухин решил, что в 1980-х гг. пришла пора рассказать всем известную историю современным киноязыком. Свои цели он объяснял так: « Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов ». Картину Говорухина сложно назвать экранизацией романа Жюля Верна – скорее, он был снят по его мотивам. Станислав Говорухин изменил много эпизодов, добавил новые. Кроме того, в фильме есть вторая сюжетная линия – о жизни писателя Жюля Верна, биографию которого режиссер тоже интерпретировал достаточно вольно. В старом фильме была знаменитая мелодия – увертюра Исаака Дунаевского, которую помнили все зрители. И Говорухин использовал в своей картине вариации на тему Дунаевского и увертюру из первого фильма.

Фильм «В поисках капитана Гранта» был совместным советско-болгарским проектом, бюджет был общим, и в съемках в обеих странах были задействованы русские, белорусские, эстонские и болгарские артисты. Кругосветное путешествие на «Дункане» на самом деле происходило в Крыму и в Болгарии. Побережье Южной Америки снимали на южном берегу Крыма, Айртона высадили на «безлюдном берегу» в бухте Чехова в Гурзуфе. Многие морские сцены снимали в проливе между скалами Адаларами и скалой Шаляпина. Аю-Даг заменял Канарские острова.

В Крыму снимали большинство зимних сцен: заснеженный перевал в Андах «сыграла» крымская вершина Ай-Петри. На высоте 1100 метров актеров страховали профессиональные альпинисты – когда они снимались без дублеров, за кадром их держали на страховочных веревках. На Ай-Петри также снимали опасный эпизод со сходом лавины, для чего установили большой деревянный щит, выполнявший функцию забора. Он держался на веревках, и когда их перерезали, десятки кубометров снега обрушились вниз. Хотя на съемочной площадке дежурили спасатели, актеры подверглись в этой сцене серьезному риску, который они, возможно, тогда просто не осознавали.

В горах возле болгарского города Белоградчик и в пещере Проходна снимали сцены с индейцами, захватившими в плен Паганеля, а также эпизоды с дикарями-людоедами Новой Зеландии. Деревню, где в фильме держали пленников, строили в течение двух месяцев. В горах и лесах Болгарии снимали Кордильеры, болота Австралии и леса Амазонки.

Молодого капитана «Дункана», влюбленного в Мэри Грант, сыграл актер Олег Штефанко, который тоже стал эмигрантом: в 1992 г. он уехал в США и поселился в Нью-Йорке. Там ему приходилось работать и таксистом, и официантом, и продавцом мебели и машин, и моделью, а после переезда в Лос-Анджелес в 1994 г. он снова вернулся к актерской профессии. Ему удалось сняться в 14 голливудских фильмах в эпизодических ролях. Начиная с 2002 г. Олег Штефанко часто бывал в России, где снимался в фильмах и сериалах, и с тех пор живет на две страны.

14-летний Руслан Курашов, который сыграл Роберта Гранта, младшего брата Мэри, в будущем не стал связывать свою судьбу с актерской профессией. После школы он поступил в Академию славянской культуры на отделение хореографии и стал артистом балета народного танца.

Актер Владимир Гостюхин, который исполнил роль майора Мак-Наббса, сыграл более 100 ролей в кино и стал одним из самых популярных и востребованных артистов советского кино. Тамара Акулова, сыгравшая Элен Гленарван, в 1980-х гг. снималась очень много и на момент съемок в фильме «Дети капитана Гранта» была уже настоящей звездой советского кино. Правда, ей не дали разрешения на съемки за рубежом – ее сестра вышла замуж за немца из ФРГ, и Акулова стала невыездной. Вместо нее в Болгарии снимали дублершу. В 1990-х гг. во время кризиса в кинематографе актриса практически пропала с экранов. В начале 2000-х гг. она вернулась в кино, снимается в фильмах и сериалах, но ведет достаточно замкнутый образ жизни и редко общается с журналистами.

К сожалению, уже нет в живых актеров Николая Еременко (лорд Гленарван), Владимира Смирнова (Жюль Верн), Лембита Ульфсака (Паганель) и Бориса Хмельницкого (капитан Грант). Судьба болгарского актера Владимира Смирнова сложилась драматически: в 1990-е гг. он остался невостребованным, пристрастился к алкоголю и в 2000 г. умер от инсульта.

Несмотря на то, что роль лорда Гленарвана стал одной из самых успешных в фильмографии Николая Еременко, сам актер не любил этого персонажа: « Для меня эта роль стала настоящим мучением. Я как-то всегда больше любил играть отрицательных персонажей. А Гленарван был идеальным мужчиной –беспорочным, не за что зацепиться, чтобы выстроить характер! Мне, если честно, персонаж мерзавца Айртона в этом фильме был симпатичен гораздо больше ».

Кино, на котором мы выросли: как снимали «В поисках капитана Гранта»

Режиссер и автор сценария всеми любимого фильма «В поисках капитана Гранта» Станислав Говорухин к моменту начала работы над картиной уже был признанным мастером приключенческих и остросюжетных фильмов, таких как «Место встречи изменить нельзя», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «Белый взрыв», «Вертикаль». Поэтому новую экранизацию книги Жюля Верна от Говорухина ждали с особым интересом.

И Говорухин не подвел. Киноодиссея по роману Жюля Верна стала настолько зрелищной, что и нынешнее поколение детей и их родителей с удовольствием смотрят этот многосерийный фильм.

«Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов», — так объяснял Станислав Говорухин свое желание работать над проектом.

Смотрите «В поисках Капитана Гранта» в субботу, 17 февраля, с 8:20 на «Интере».

в поисках капитана гранта

Где снимали фильм?

Фильм снят на Одесской киностудии и студии «Бояна» в Болгарии в 1985 году. По сценарию поиски капитана Гранта проходят вдоль 37-й параллели южной широты: от Патагонии (южная часть Южной Америки, в Аргентине и Чили) до Австралии и Новой Зеландии.

Фото fs00.infourok.ru

Поэтому съемки в Болгарии были выбраны неслучайно. Как вспоминал советский украинский оператор и кинорежиссёр Вадим Костроменко, пейзажи 37-й параллели южной широты могли быть сняты и в Украине. Но для этого надо было ехать в Карпаты, а потом снова возвращаться в Одессу, чтобы снимать море. А в Болгарии — все рядом: и горы, и море, и лес. Природа Болгарии заменила режиссеру леса Амазонки, приключения в Австралии и Новой Зеландии, а Патагонию нашли возле болгарского города Белоградчик, рядом с границей нынешней Сербии.

Значительная часть съемок также прошла в Крыму, и, если внимательно смотреть кино, можно увидеть много знакомых пейзажей и мест. В начале фильма, когда яхта «Дункан» направляется из Европы в Южную Америку, её маршрут проходит рядом с Канарскими островами. Но не сложно заметить, что на экране в этот момент показан Аю-Даг со стороны Гурзуфа.

Кадр из фильма "В поисках капитана гранта"

Также в Крыму были сняты и большинство зимних сцен. На фото – крымская гора Ай-Петри, где снимали переход героев через Анды.

Кадр из фильма "В поисках капитана гранта"

Как для съемок искали парусную яхту «Дункан»?

Одной из главных задач для съемок фильма была найти яхту, на которой главные герои отправились искать капитана Гранта. В романе указывается, что лорд Гленарван владел шотландской паровой яхтой, именуемой «Дунканом». Возникла серьезная проблема — где в конце ХХ века найти судно, на котором выходили в море в середине XIX века?

Яхту нашли случайно, в Баку, где на рейде стоял полуразрушенный парусник «Кодор». Когда-то это судно принадлежало Ленинградской высшей мореходке, на котором практиковались курсанты.

Кадр из фильма "В поисках капитана гранта"

Кто написал всеми известную музыку к фильму?

В фильме была использована увертюра Исаака Дунаевского из фильма «Дети капитана Гранта» — первой советской экранизации романа 1936 года.

Музыка настолько отображала романтический дух приключений, что ее решили оставить и для экранизации «В поисках капитана Гранта» 1985 года. Композитор Шостакович так отзывался о музыке Дунаевского:

«Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента — не зря так полюбилась слушателям, что и по сей день ее часто по многочисленным просьбам передают по радио. В музыке так взволнованно передана вечная тема романтики подвига, опасности и преданности людей благородному делу, что она не могла не увлечь слушателей».

20 лет в поисках капитана Гранта

20 лет в поисках капитана Гранта

20 лет назад на телеэкраны вышел многосерийный приключенческий фильм Станислава Говорухина «В поисках капитана Гранта». Лента была не первой экранизацией известного романа Жюля Верна.

В 1936 году режиссёр Владимир Вайншток снял фильм «Дети капитана Гранта», который стал мгновенно популярен благодаря музыке Исаака Дунаевского и блестящей игре Николая Черкасова в роли Паганеля.

Игорю Дмитриеву роль в фильме Говорухина так и не досталась

Станислав Говорухин решил снять картину по роману Жюля Верна, поскольку, по его мнению, экранизация 1936 года устарела, стала неинтересной для зрителей 80-х. Режиссёр стремился изложить классическое произведение приключенческой и детской литературы современным киноязыком:

— Такие фильмы, как «В поисках капитана Гранта», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», — они вечные. Я уверен, что «Место встречи изменить нельзя» будут потихоньку забывать, а эти фильмы нет. Уже 20 лет фильму по роману Жюля Верна, а дети продолжают его смотреть, он им нравится.

И это замечательно. Нельзя же до бесконечности снимать и показывать фильмы о бандитах, проститутках и драках! Я понимал, что дети перестают читать. Так что я просто обязан был вернуть им литературу, хотя бы и в виде кинофильмов, — говорит режиссёр.

Фильм снимался в Болгарии, в Крыму, на Кавказе и в Париже. Границы со странами дальнего зарубежья в то время были закрыты. Выехать в Париж, где снималось начало фильма, смогла лишь небольшая часть съёмочной группы — те, кто был непосредственно задействован в съёмках «парижских» эпизодов. Но прежде чем дать добро на выезд, помурыжили и её.

Для Говорухина одна из главных ролей в этом фильме — роль Паганеля. Подбор исполнителя усложнялся тем, что у зрителей образ Паганеля прочно ассоциировался с Николаем Черкасовым. Режиссёр признаётся:

— Честно говоря, я сначала долго думал, кто бы мог подойти на эту роль, но претендента на неё не видел. Мне представлялся такой чудак-учёный, взлохмаченный и немного рассеянный.

И тут я вспомнил, что у меня есть замечательный претендент — эстонский актёр Лембит Ульфсак. К тому времени Лембит много снимался, мы с ним были знакомы, и как раз незадолго до этого он сыграл в детском фильме «Мэри Поппинс, до свидания!» Лучшего актёра на роль Паганеля придумать было сложно. Лембит прошёл пробы сразу и был утверждён.

На роль майора Мак-Наббса режиссёр хотел взять Игоря Дмитриева. Но не удалось. Рассказывает Игорь Дмитриев:

— Станислав Говорухин хотел взять меня без проб на одну из ролей в своём фильме «В поисках капитана Гранта». Но кандидатуру любого актёра нужно было утверждать на «Мосфильме», у госпожи Ждановой. Посмотрев отрывок, она заявила: «Дмитриев, конечно, хороший актёр, но он только что снялся в «Сильве» и «Летучей мыши». В общем, что-то его стало очень много». В итоге в этот фильм я так и не попал.

В Москве стартует масштабный гастрономический проект «Лето в городе». Он будет проводиться на специальных ярмарочных площадках и направлен на поддержку рестораторов.

А Мак-Наббса сыграл белорусский актёр Владимир Гостюхин. На роль лорда Гленарвана был выбран Николай Ерёменко-младший. Его кандидатуру тоже предложил сам Говорухин. По мнению режиссёра, актёр идеально подходил для исполнения роли благородного лорда. Тем более что популярность Ерёменко тогда была невероятной. «Пираты XX века» гремели на всю страну. Станислав Сергеевич запомнил молодого артиста именно по этому фильму. Сам же актёр вспоминал роль Гленарвана с неудовольствием:

— Для меня она стала настоящим мучением. Я как-то всегда больше любил играть отрицательных персонажей. А Гленарван был идеальным мужчиной — беспорочным, не за что зацепиться, чтобы выстроить характер! Мне, если честно, персонаж мерзавца Айртона в этом фильме был симпатичен гораздо больше. И потом, считаю, однозначно плохих людей нет. Есть ситуации, обстоятельства, в которые тот или иной человек попадает, а в каждом намешано и хорошее и плохое. Не напрасно же в другом романе Жюля Верна — «Таинственный остров» — Айртон раскаялся.

Николая Ерёменко душил удав

Тамара Акулова рассказывает:

— Фильм «В поисках капитана Гранта» мы снимали целых 2 года! Моя бабушка, царство ей небесное, говорила: «Томочка, да это же ты взаправду кругосветное путешествие совершила!» Я соглашалась, разубедить её было невозможно. Но снимали-то мы всё в Батуми, Ялте и Болгарии. Один раз в Батуми сделали для съёмок такую грязь, что лошади увязли по колено. Тут вдруг сломалась телега, и мне стало по-настоящему страшно. В этот момент по тексту я должна была кричать своему «мужу» — Николаю Ерёменко: «Лорд Эдуард! Помогите мне, помогите!» Но какой уж там лорд Эдуард! Я чувствую, что сейчас упаду в эту грязь, не смогу подняться, и кони меня затопчут. Что было мочи, я заорала: «Коля! Ерёменко! Помоги!» Так и оказалось в черновой фонограмме: все в образе, все играют, а я Колю зову.

Самый смешной эпизод на съёмках произошёл с Николаем Ерёменко. По фильму актёра должен был душить удав. Сначала долго искали этого самого удава и наконец-то нашли, привезли. Но дрессировщики забыли предупредить, что осенью, а именно тогда проходили съёмки, удавы засыпают.

— Он и спит — не разбудишь, как ни старайся, — вспоминает Акулова, — пришлось наматывать спящего удава Коле на шею, а Ерёменко его отталкивал, как будто бы он с ним взаправду боролся. В конце концов удав всё-таки проснулся и, очевидно, от возмущения, что с ним так обращаются, взял да и. пописал. Всем, кроме Ерёменко, было смешно. А съёмка сорвалась.

Значительная часть фильма снималась в Болгарии, и её жители запомнились таллинскому актёру Лембиту Ульфсаку больше чем сами съёмки. Как он вспоминает, его потряс болгарский национальный характер:

— Это такая противоположность нам, северянам! Я сначала думал: «Боже мой, какие же они хвастуны!» Через месяц почувствовал: это же открытость. И когда ты эту разницу начинаешь ощущать, то и сам начинаешь вести себя по-другому.

В фильме Говорухина оставили увертюру Дунаевского

В 1936 году Исаак Дунаевский написал потрясающую музыку для картины «Дети капитана Гранта». «Жил отважный капитан», «А ну-ка песню нам пропой, весёлый ветер!», увертюра к фильму запомнились многим гораздо больше, чем сам фильм. Участники фильма «Дети капитана Гранта» не переставали удивляться титанической работоспособности Дунаевского. Он приходил в павильон после напряжённого труда над музыкой к картине здесь же, на «Мосфильме», и сразу активно включался в работу над другим фильмом, с ходу разрабатывая вдруг родившуюся мелодию, изображая чуть ли не весь оркестр. Ему всегда хотелось, чтобы музыка была «настоящей», а песня — искренней, заразительной, словно родившейся в сердце героя фильма.

«Когда я вспоминаю музыку к фильму «Дети капитана Гранта», — писал Шостакович, — я не могу не испытывать сожаления по поводу того, что блестящая увертюра к картине, открывшая новую сторону таланта Дунаевского, не повлекла за собой продолжения работы в этом плане. Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента».

Главная музыкальная тема старой картины оказалась не просто удачной, а универсальной, знаковой. И 50 лет спустя, в совершенно другую эпоху Станислав Говорухин решил оставить её в своём фильме — как символ, как талисман. Поначалу режиссёр предложил адаптировать к своей картине музыку Исаака Дунаевского его сыну Максиму. Но творческие отношения не сложились, режиссёр объясняет это так:

— Максим отнёсся к этому без должного уважения к памяти отца и вообще к работе. Когда пришло время записывать музыку, выяснилось, что он не написал ничего, пришлось ждать ещё какое-то время.

Говорухин обратился к другому композитору, Игорю Кантюкову. Композитор вспоминает:

— Как вы знаете, в кино, где видеоряд является самым важным, всё остальное должно помогать изображению. Музыка в кино редко бывает самостоятельной. Она должна рождать какие-то переживания, впечатления в сочетании с картинкой. Когда Говорухин снимал фильм «В поисках капитана Гранта», нужно было заново прочесть великую музыку Исаака Дунаевского. Задача не из лёгких. В фильме звучат вариации на тему Дунаевского: главная, побочная, связующая — в зависимости от «картинки». Но каждая серия непременно заканчивалась увертюрой, которая была сделана для старого фильма. В картине есть и моя музыка, и мне, надеюсь, удалось сохранить единый стиль. Старая картина была известна во многом благодаря музыке. В фильме Говорухина она зазвучала по-новому. Прошло много лет, но картина не устарела. Новое поколение мальчишек смотрит фильм с большим интересом. А во взрослых будоражит юношеские переживания.

Читайте также: