Где стоит крест иисуса христа

Обновлено: 06.07.2024

Что такое Честные Древа Креста Господня?

Крест Господень — деревянный крест, на котором распяли Иисуса Христа. После того как тело Спасителя сняли, Его Крест сбросили в старый колодец для дождевой воды. В 70 году по Р. Х. Иерусалим разрушила до основания римская армия, а место нахождения Креста было утеряно. Через 300 лет, когда во главе Римской империи станет Константин I, его мать Елена отыщет Крест на Святой Земле — в честь этого события Церковь установила праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

Как узнали, что это тот самый крест? Были же и другие

Верно, вместе с Христом распяли еще двух разбойников, и все три креста лежали в одном месте. Понять, какой из них принадлежал Спасителю, по внешним признакам было невозможно. Поэтому ко всем крестам приложили мертвеца и во время прикосновения к одному из них он воскрес (по другой версии, к крестам приложили тяжелобольную женщину, и та исцелилась). Поэтому Крест Господень и называют «Животворящим».

Что такое «Честные Древа Креста Господня»?

Это часть Креста Спасителя, которая хранилась в сокровищнице Константинопольского правителя. Святая Елена после обретения Креста Господня разделила его на несколько частей и одну увезла с собой в столицу. «ЧестнЫми» они называются в честь особого почитания среди верующих.

Праздник называется «Изнесение Честных Древ». Их куда-то выносили?

Да. В Константинополе сложилась традиция в августе нести святыню крестным ходом по городу, так как в это время года болело много людей. Вот что о возникновении праздника говорится в греческом часослове 1897 года:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии — Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В названии праздника вместо слова «изнесение» иногда встречается «происхождение». Это неправильный перевод греческого слова, которое означает церемонию или процессию — во время праздника часть Креста торжественно несли по городу. Праздник перешел в Русскую Церковь из византийской традиции после Крещения Руси. В этот день на середину храма из алтаря выносится для поклонения украшенный крест.

Тайна Креста Господня

А вы знаете, где сейчас находится Крест, на котором распяли Иисуса Христа? Кто нашел величайшую христианскую святыню? И какое чудо произошло от животворящего Креста Господня сразу после его нахождения? Расскажем в нашей сегодняшней статье.

От орудия казни − к символу спасения


Карл Брюллов “Распятие”, 1835 г.

В Римской империи крестом было принято называть столб с одной ил несколькими поперечными перекладинами, предназначенными для казни разбойников. Римляне позаимствовали этот жестокий способ экзекуции и назидания из Карфагена. Мы помним из Священного Писания, что Иисус Христос принял крестную смерть вместе с двумя разбойниками, совершившими тяжкие преступления.

Руки и ноги приговоренного к казни человека прибивали огромными гвоздями к столбу и перекладинам, после чего он медленно умирал от кровопотери, солнечного зноя или удара копья палача.

Господь, распятый на кресте, сделал предмет Своей казни центральным символом Христианства. С тех пор каждый верующий по укоренившейся традиции после принятия Крещения надевает себе на шею крестик и крестообразно осеняет себя знамением в память о страданиях Спасителя и свидетельстве принадлежности к вере в Истинного Бога.

Обретение Креста Господня

На горе Голгофе, где был распят Христос, по приказу императора Андриана был поставлен храм богини Венеры. Язычники видели стремительное развитие новой веры и содрогались от религиозной самоотверженности первых христиан. Поэтому римляне пытались стереть из памяти людей все, что было связано с Иисусом.

Как Христос преобразил крест в символ спасения, так и христиане постепенно преобразили богоборческий Рим в православную империю. После победы в 313 году император Константин провозгласил Миланский эдикт и сделал Христианство государственной религией своей страны.

Новый правитель в поисках всего, что связано с земной жизнью Христа, направляет в Иерусалим свою маму, царицу Елену. Женщина была уже немолода, но с радостью отправилась на Святую Землю, чтобы отыскать Крест Господь. Ей это удалось в 326 году. Старый иудей по имени Иуда сообщил, что святыня может находиться в земле под храмом богини Венеры, который построили несколько столетий назад на Голгофе.

животворящий крест господень
Святые Константин и Елена вокруг Животворящего Креста Господня. (Картина В. К. Сазонова, XIX век)

Языческое капище снесли, под руководством патриарха Макария была совершена молитва, после чего начались раскопки. Было обнаружено три креста, четыре гвоздя и табличка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказу Пилата. Согласно преданию, чтобы определить, на каком из крестов был распят Спаситель, деревянные находки поочередно прикладывали к телу недавно умершего человека. После прикосновения Креста Господня усопший воскрес. Так была обнаружена величайшая христианская святыня.

Где сейчас Крест Господень?

Царица Елена вскоре после обретения Креста разделила Святое Древо на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую забрала с собой в Константинополь. Часть святыни, оставшаяся на Святой земле в храме Воскресения Христова. Но в 614 году Крест был захвачен персами и находился у них до 628 года. Святыню вернули, но в 638 году она оказалась у арабов. Часть ее смогли возвратить в Иерусалим, но в 1187 в битве при Хаттине Часть Креста Господня была захвачена мусульманами и окончательно утеряна.

Из Константинополя Животворящее Древо похитил в 1204 году крестоносцы. Святыню разделили на части, после чего Она разошлась по храмам и монастырям Западной Европы. Но обычай отделять частицы от Креста Господня, согласно преданию, заложила еще царица Елена. Разделив реликвию в Иерусалиме, она оставляла мощевики по пути в Константинополь в каждом основанном ею монастыре. Частицы Креста Господня и позже расходились как величайший дар по православным землям из столицы Византии.

В наши дни частицы святыни находятся в храмах таких стран, как Австрия, Армения, Бельгия, Германия, Греция, Грузия, Израиль Испания, Италия, Кипр, Латвия, Россия, Украина, Франция и Черногория.

В России частицы Животворящего Креста Господня находятся в монастырях:

  • Монастыре иконы Божей Матери Державная
  • Богородицерождественском Бобреневом мужском монастыре
  • Успенском Шаровкином женском монастыре
  • Сретенском женском монастыре

Но самая крупная из известных в наши дни частица Креста хранится в храме Гроба Господня в Иерусалиме − там, где совершились важнейшие евангельские события, и была обретена святыня.

животворящий крест господень

православная сокровищница рядом с Голгофой, Храм Гроба Господня

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»

(Мк. 8:34)

Каждому из нас Господь дает в свой крест − испытания, которым суждено выпасть на нашу долю. Трудности закаляют человека, делает его свободным от греха, и дают возможность от земных пристрастий обратить взор к вечным ценностям. Последовать за Господом − значит, встать на путь обретения вечного счастья. Дай Бог нам всем к нему прийти.

«Сокровище драгое, из недр земли воссиявшее»

О месте обретения Животворящего Креста Господня, преданиях, связанных с ним, его, прямо скажем, непростой судьбе на протяжении веков рассказывает монахиня Мариам (Юрчук), насельница Горненского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме, гид и автор книг-путеводителей по Святой Земле.


– Праздник Воздвижения связан с удивительными событиями обретения Креста Господня. Но прежде, чем перейти к ним, хотелось бы, чтобы вы рассказали о днях, последовавших за крестной смертью и воскресением Христа. Спаситель был снят с Креста и погребен. Куда дели орудие Его казни палачи?

– В иудаизме есть строгие правила, зафиксированные в Вавилонском Талмуде. Независимо от вида казни (хотя распятие на кресте не практиковалось как вид казни у евреев), орудие исполнения приговора нужно было зарыть в земле или даже положить в гроб вместе с телом. Но Крест был огромен. Распиливать его не было времени, потому что наступала иудейская пасха. Поэтому Крест был сброшен в находившуюся неподалеку от места распятия старую водосборную цистерну, которой уже давно не пользовались, и засыпан землей. Туда же бросили и два креста разбойников.

Промыслом Божиим было так устроено, что величайшая христианская святыня пролежала в земле почти нетронутой. Европейские историки пишут, что Крест был обретен царицей Еленой, но вот по сирийской традиции, например, Крест был найден некоей женщиной. Небольшая деталь, которая на самом деле ничего не меняет.

– История обретения Креста неразрывно связана с обнаружением царицей Еленой Гроба Господня. Есть ли сведения о том, как первые христиане собирались на этих святых местах, оберегали их, молились?

– Прямых свидетельств, записанных древними историками, нет. Во-первых, после Воскресения Господа началось сильное противостояние между уверовавшими во Христа евреями и Его противниками. А затем было восстание 66 года, начались войны с Римом – Первая Иудейская война, Вторая…


Есть свидетельства историков о том, что в более позднее время на Святую Землю совершались паломничества христиан. Об этом писали Ориген, Евсевий Кесарийский и другие.

Но не будем забывать, что в ходе военных действий Иерусалим многократно горел. И например, библиотека, которую собрал епископ Иерусалимский Александр, где было множество древних манускриптов, возможно, и свидетельств, погибла – полностью была сожжена. Так что сегодня историю того периода собирают по крупицам.

– Но место сокрытия Креста Христова было известно христианам Иерусалима?

– О месте распятия и погребения Христа верующим было известно. Сократ Схоластик прямо сообщал об этом в «Церковной истории»: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей». Так что память о Гробе Господне жила в народе Божием со времен распятия.

– Знали об этом не только христиане? Есть ведь предание о «старом еврее Иуде», помнившем, где был сокрыт Крест.

– Об этом писали почти все историки: Иуда указал место, где был спрятан Крест Господень. После обретения он уверовал и крестился с именем Кириак (Квириак). В дальнейшем его рукоположили в епископы, и Кириак принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.

– А из какого дерева и как был сделан Крест Господень? Ведь, пролежав три столетия в земле, он довольно хорошо сохранился. Очевидно, что так же хорошо сохранились и два других креста, обнаруженных царицей Еленой на месте раскопок, ведь нашедшие их не смогли «на глаз» определить, какая из трех находок настоящая святыня. Что говорит об этом предание?

– Крест Господень – это святыня. И мощи святых остаются нетленными, тем более орудие нашего спасения не могло истлеть, даже 300 лет пролежав в земле.

Крест Господень – святыня, орудие нашего спасения, и оно не могло истлеть, даже 300 лет пролежав в земле

Что же касается дерева, из которого сделан Крест… Определить это – задача, скорее всего, церковной археологии.

В христианской традиции бытует множество апокрифических историй. Во многом они схожи, так как основаны на глубоком смысле библейских слов: их некогда произнес пророк Исаия: Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих (Ис. 60: 13). Очень трогательное и красивое пророчество. У греко-католиков до сих пор на священнических облачениях эти слова пророка вышиваются.

Этому пророчеству придается большое значение, и вот почему.

Древо Креста Господня соотносят с райским Древом Жизни. Ведь через Древо грех пришел в мир, когда Адам и Ева вкусили плод. И здесь есть прообразовательный смысл, связь с Крестным Древом. Плод нового Древа, расцветшего на Голгофе, – это Тело нашего Господа. Мы принимаем это Тело в Таинстве Евхаристии, и Оно в полном смысле несет нам спасение. Такой глубокий богословский смысл лежит в основе ряда апокрифов на тему Креста Господня, но уже довольно поздних. Хотя эти апокрифы и получили распространение среди народа и переводились почти на все языки, на которых велась проповедь. В них проводится связь между Древом, с которого началось падение Адама, и Древом, через которое мы получили спасение.

Древо Жизни. Апсида Сан Клементе
Древо Жизни. Апсида Сан Клементе

Есть еще история о том, как Пресвятая Троица в виде трех Ангелов, посетив Авраама в Хевроне, оставила у дуба Мамврийского три посоха – из кедра, певга и кипариса, произраставших в Райском саду. И после падения Лота, племянника Авраама, согрешившего со своими дочерьми, когда он пришел за советом, что делать, Авраам благословил ему поливать водой из Иордана три воткнутые в землю посоха, пока они не зазеленеют. Лот посадил эти посохи в долине, где сегодня стоит монастырь, и долго-долго, преодолевая препятствия и искушения от диавола, ходил за водой на Иордан.

Со временем все три посоха проросли и образовали большой красивый триединый ствол по образу Троицы. В период строительства Соломоном ветхозаветного Храма в Иерусалиме это дерево срубили, но не смогли использовать, потому что оно постоянно менялось в своих размерах. Предание сообщает, что дерево пролежало в Овчей или в Силоамской купели почти 900 лет! Ну, а когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе, и фарисеи и книжники предложили сделать из него орудие казни Спасителя. Вот такая причта-легенда.

Когда пришло время страданий Христа, вспомнили о Лотовом древе

– Кульминация обретения Креста – торжественное его воздвижение после чудесного воскрешения мертвого и исцеления больной его силой. Расскажите о месте водружения Животворящего Креста.

– Находится оно в самой нижней точке комплекса храма Гроба Господня – в подземном храме. Формально этот храм принадлежит в наше время Католической церкви, но Иерусалимская Патриархия – ввиду сложных исторических обстоятельств – ведет за него судебные споры. Место обретения Креста украшено мраморной табличкой с надписью на греческом языке: «Иисус Христос – Победитель». Датируется эта надпись 1810 годом. Очень интересное место. Там работали археологи уже в наше время и доказали, что еще в период, когда царь Соломон строил Храм, отсюда, скорее всего, добывался камень для постройки Иерусалимского Храма.

– Что же происходило дальше – с момента обретения Креста Господня и до наших дней?

– После обретения Крест стал величайшей святыней, хранился в храме Гроба Господня. Есть свидетельства паломников, датированные IV веком, о том, с каким благоговением христиане прикладывались к Кресту. Существовал целый чин поклонения ему. Паломница по имени Этерия, посетив Иерусалим в 380 году, описывает чин так: два диакона держали Крест, чтобы его никто не похитил. Кстати, речь шла о перекрестии – сердцевине Креста, так как другие его части были переданы в Константинополь и Рим. Паломники подходили поклониться Кресту с великим благоговением. Прикладывались челом, глазами, но руками никто не смел дотронуться. Но дошли и такие необычные свидетельства: некоторые, прикладываясь к Кресту, незаметно от других откусывали кусочек святыни, чтобы принести ее на свою родину – чтобы земляки смогли разделить радость поклонения Кресту с вернувшимся из дальнего странствия собратом.

Судьба Креста Господня связана с множеством войн. Когда персы пришли на Святую Землю, Древо Креста Господня было увезено в качестве трофея царем Хосровом II. Но через 14 лет император Ираклий разгромил персов и вернул святыню в Иерусалим. Об этом есть трогательная история. Ираклий въезжал в город на коне, в царской диадеме, во всем благолепии царских одежд, через Золотые ворота, и там его остановила невидимая сила. Ангел Божий явился Ираклию и напомнил, что не так Христос нес Крест на Голгофу. Царь понял, что ему не хватает смирения. И тогда он снял царские одежды, разулся, надел льняную рубаху и, босой, внес на себе Крест в Иерусалим. С той поры Крест хранился в специальной сокровищнице.

И тогда он снял царские одежды, надел льняную рубаху и, босой, внес на себе Крест в Иерусалим

Позже, когда в Святую Землю пришли крестоносцы, греческое духовенство спрятало Животворящее Древо, опасаясь за сохранность святыни. Но крестоносцы все-таки Крест нашли. В 1187 году состоялось их сражение с войсками Салах ад-Дина, в Нижней Галилее, у подножия горы «Рога Хаттина». В Ветхом Завете описаны случаи, когда евреи брали на войну Ковчег Завета с мыслью, что не ради их, грешных, а ради этой святыни Господь поможет им в битве. Точно так же крестоносцы взяли тогда с собой ковчег с Древом Креста. Епископ из Акко стоял на горе Хаттин с Крестом Господним, а в долине шла страшная битва между христианами и мусульманами. По данным историков, в той битве погибло 20 тысяч крестоносцев. Несколько мусульманских воинов прорвались на гору к епископу и убили его. И Древо Креста вновь было захвачено.

Что же было потом? Об этом и мусульманские, и христианские историки того времени молчат, что довольно странно. Такая святыня – и вдруг забыта. Есть версия, что европейские правители выкупали Древо Креста у мусульман по частицам. Но это были неофициальные сделки, потому что у мусульманских историков об этом ни слова. Так что судьба иерусалимской части Креста, самой его сердцевины, покрыта тайной. Покрыта тайной так же, как и величайшая ветхозаветная святыня – Ковчег Завета. В общем, на битве в Нижней Галилее история иерусалимской части Креста Господня заканчивается.

Самая большая из известных частей Животворящего Креста (Храм Гроба Господня)
Самая большая из известных частей Животворящего Креста (Храм Гроба Господня)

– Части Животворящего Креста разошлись по всему свету. Есть ли в храме Гроба Господня сегодня эта святыня?

– Да, в храме Гроба Господня пребывает самая большая из дошедших до наших дней частиц Креста. Она хранится в сокровищнице храма в специальном реликварии. Из других частиц самая крупная находится в Греции, в музее Элладской Патриархии.

Крест-реликварий со святыней обычно выносится из сокровищницы на все праздники, чтобы верующие могли поклониться ей. Конечно же, и в праздник Воздвижения Креста Господня.

14 августа. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели

Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Сегодня, в день праздника Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня, за богослужением читается Евангелие от Иоанна (Ин. 19, 6–11, 13–20, 25–28, 30–35).

19. 6. В то время, архиереи и старейшины имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. И привели его к Пилату, и сказали: возьми, возьми, распни Его. Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

19.7. Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

19.8. Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

19.9. И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

19.10. Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

19.11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

19.13. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

19.14. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

19.15. Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

19.16. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

19.17. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

19.18. там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19.19. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

19.20. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

19.25. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

19.26. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

19.27. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

19.28. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

19.30. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

19.31. Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

19.32. Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

19.33. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

19.34. но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

19.35. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

В этот день, дорогие братья и сестры, когда по церковной традиции износится на центр храма Честной Крест Господень, посредством этого евангельского отрывка Святая Церковь напоминает каждому из нас, какой ценой нам было даровано это знамение нашего спасения.

Не было более ужасной смерти, чем смерть посредством распятия. Даже сами римляне не могли думать о ней, не содрогаясь от ужаса. Тацит говорил, что это «презрительная смерть», Цицерон указывал, что эта смерть «самая жестокая и ужасная». Первоначально этот метод был персидским. У персов земля считалась священной, и чтобы не осквернять ее телом преступника, они возносили его над землей. Карфагенцы позаимствовали этот метод казни у персов, а римляне у карфагенцев.

Пилат осуждает Христа на позорную смерть по требованию злобствующих первосвященников и старейшин иудейских. После суда на Господа водружают Крест, и Он в сопровождении толпы идет на лобное место.

Как замечает святитель Иоанн Златоуст: «Он вышел на место, называемое Лобное. Некоторые говорят, что здесь умер и погребен Адам и что Иисус водрузил знамение победы на том самом месте, где царствовала смерть. Действительно, Он вышел, неся крест как знак победы над державою смерти, и, подобно победителям, нес знамение победы на Своих плечах».

Дорогие братья и сестры, в этот день, преклоняя колена перед Крестом Господним, будем помнить, что это не просто знамение славы Церкви Христовой, но и вечное напоминание о вольных страданиях Спасителя за каждого из нас. Будем же достойны великой жертвы Господней и славы Его Животворящего Креста.

Где стоит крест иисуса христа


В.М. Васнецов. Распятие Христа. 1902.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Животворящий Крест — орудие казни Иисуса Христа, одна из важнейших реликвий христианства. По преданию, после смерти Христа и двух разбойников кресты, на которых они были распяты, оказались зарыты на Голгофе, и на этой горе в правление римского императора Адриана (117-138) и по его повелению был воздвигнут храм Венеры. В ходе паломничества в Палестину в 326 г. святой августы Елены, матери императора Константина Великого (306-337), храм Венеры был снесен и в результате раскопок обнаружены три креста и дощечка от креста Спасителя. Для определения, на каком кресте был распят Христос, их по очереди возлагали на больную женщину. Первые два креста не оказали никакого действия, а третий крест ее исцелил. Затем этот крест приложили к умершему, и он воскрес. Животворящий Крест был распилен, и часть его августа Елена отослала своему сыну, а остальное Крестное Древо оставлено на хранении в Иерусалиме; с 335 г. Животворящий Крест хранился в построенном храме Гроба Господня. В связи с этим чудесным обретением святыни в Православной Церкви установлен праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 614 г. Иерусалим был захвачен войсками иранского шаха Хосрова II, и Крест был увезен персами в качестве трофея. Его возвращение было одним из условий мирного договора 628 г. между победившей в войне Византией и побежденным Ираном. В 631 г. император Ираклий I (610-641) привез Животворящий Крест в Иерусалим и сам торжественно внес его на своих плечах в храм Гроба Господня. Там святыня оставалась до конца XII в. В 1187 г. крестоносцы Иерусалимского королевства, использовавшие Животворящий Крест как знамя в войне с сарацинами, потерпели сокрушительное поражение в битве у Тивериадского озера, где Святой Крест был безвозвратно утерян. Однако небольшие частицы Креста Господня до сих пор хранятся в храмах по всему миру. На Русь из Константинополя Святой Крест, вырезанный из цельного куска Животворящего Древа Господня, привезла в X в. святая княгиня Ольга. Долгое время Святой Крест был важнейшей святыней русского православия. В XIV в. Святой Крест княгини Ольги был похищен польскими католиками, вывезен в Люблин, и дальнейшая судьба его неизвестна.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 334.

Животворящий крест в Годеново: чудеса исцеления

годеново животворящий крест чудеса исцеления

В селе Годеново Ярославской области находится Животворящий Крест, от которого происходят чудеса и исцеления. Хотя святыня была широко известна и раньше, но в связи с событиями на Украине Крест прославился с новой силой.

Годеновский Животворящий Крест – уникальное явление в нашей жизни, заслуживающее отдельного внимания. Его происхождение и связанные с ним исторические явления сопровождаются удивительными и необъяснимыми событиями.

Годеновский животворящий крест: описание святыни

Крест – это особый символ, который выбрал Бог, чтобы искупить человечество от греха и смерти. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня празднуется всеми историческими церквями 14 и 27 сентября соответственно, в зависимости от календаря.

Знаменует этот день воспоминание, когда Константинопольской царицей Еленой был обретен Крест Спасителя. Крест животворящего древа обнаружил себя именно тем, что исцелил мертвого, когда царица Елена прикладывала все три голгофских креста к покойнику – церемония проходила мимо места раскопок – чтобы узнать какой из них Господский. С этих пор начинается изображение святыни для поклонения христианами. Таким был и Годеновский крест.

годеново животворящий крест чудеса исцеления

Согласно Преданию, Крест обнаружили пастухи – он находился среди болота висящим в воздухе в облаке света «несказанного». Это было Распятие необычной работы. Искусно выполненное и нетипичное исполнение свидетельствовало о явно чудесном происхождении образа. Здесь же они услышали голос от Распятия, который предсказывал, что на этом самом месте, где сейчас болото, будет дом Божий и великая благодать дана ему – приходящие помолиться с верой получат исцеления и чудеса.

События происходили в 1423 году – за 20 лет до захвата Византийской империи турецкими завоевателями. Существует версия, что Крест таинственным образом переместился именно оттуда, выбрав, таким образом, новое место для заступничества и благоволения Божьего. Догадка подтверждается еще и тем, что крест выполнен именно в том стиле, в котором выполнялись подобные работы константинопольскими мастерами. Кто знает, может быть, именно благодаря этому событию Россию в первый раз назвали преемницей Византии.

С тех пор прошло множество событий, и сегодня на месте явления Животворящего Древа Креста Господня стоит храм в честь Иоанна Златоуста, в котором хранится святыня по сей день. Непрекращающиеся явления чудес побуждает людей делать копии с Креста и уносить их с собой в города и страны.

Таким образом, список пришел и в Крым – случилось это накануне Майдана. Когда было еще все спокойно, в Севастополе готовились торжественно встретить святыню, которую уже изготавливали иконописцы. 13 декабря 2013 года, во время, когда на Украине началась кровавая бойня, Крест торжественно встретили и установили в главном соборе Севастополя – Владимирском, усыпальнице русских генералов. После этих событий произошло чудо – Крым бескровно перешел в состав России. Следом была изготовлена копия для Луганска – обитель, в которой находится Крест, чудесным образом избежала попадания снаряда и цела по сей день.

Животворящий Крест Господень: чудеса

Специальная книга со свидетельствами чудес и исцелений, которые присылают люди со всех концов света, хранится у сестер подворья Переславского Никольского монастыря в Годеново. Люди часто прилагают к своему свидетельству об исцелении документ соответствующего медицинского заключения. Таким образом, возле святыни сформировалась целая энциклопедия удивительных событий, которые имеют под собой подтверждающие документы. Ознакомиться с этой книгой можно у монахинь в с. Годеново.

О некоторых историях настоятельница монастыря игумения Евстолия рассказала лично:

  1. У Прасковьи из Украины был рак 4 степени. После паломничества к Распятию она стала регулярно читать акафист и готовилась уже отходить в мир иной. Но в один прекрасный день встала с постели здоровым человеком. Тогда Прасковья написала письмо и приложила врачебное заключение до и после поездки.
  2. Многие прихожане отмечают, что при прикладывании к кресту ноги Спасителя бывают теплыми и холодными, некоторые видят глаза Христа открытыми, смотрящими пристально, некоторые видят закрытые глаза. Многие чувствуют глубокое чувство покаяния при этом, «которого не было раньше». Таким образом, считает монахиня, к сердцам людей прикасается Господь.
  3. После 1923 года, когда святыня подверглась поруганию со стороны богоборцев, настоящее чудо, что Крест остался с нами. Ведь его неоднократно пытались уничтожить, и до реставрации Распятие имело весьма плачевный вид.

Книгу чудес также можно просмотреть онлайн: на сайте Годеновского храма, где находится Животворящий Крест Господень, ведут «Книгу чудес», описывающую некоторые новые исцеления, но большинство – это свидетельства прошлых столетий.

Животворящий Крест в Годеново: как доехать

годеново животворящий крест чудеса исцеления

Посетить святыню можно через паломнические службы или самостоятельно. Выбрать первый вариант совсем несложно, так как святыня расположена в необычном месте – как сам Переславль Залесский, находящийся в нескольких километрах от Годенова, так и Кострома, которая, как правило, включает подобный маршрут – популярное место паломничества.

Все эти места – кладезь духовной мудрости России. Здесь расположено множество старинных монастырей и храмов, богатых историей и своими древними чудотворными иконами, мощами и, конечно же, Животворящим Крестом. В 60 км от Переславля находится Сергиев Посад – усыпальница Сергия Радонежского. С другой стороны – Ярославль, входящий в Золотое Кольцо России.

Само Годеново находится посередине между Ростовом (20 км) и Переславлем (40 км) вдалеке от трассы. Чтобы добраться до села нужно остановиться в ближайшем к нему городке – Петровском. Именно отсюда ходят автобусы. При самостоятельном выезде из Москвы можно воспользоваться электричкой или поездом. Прямой электрички нет, поэтому выбирая этот вид транспорта, потребуется пересадка, чтобы доехать до ближайших городов.

Поезда ходят с Ярославского вокзала Москвы. Также можно доехать до города автобусом. Они ходят от м. Щелковская. Необходимо будет доехать до станции «Петровск» и пересесть на другой автобус, который идет до Годеново.

При выезде из другого города будет удобно добираться прямиком до Петровского, расположенного по Ярославскому шоссе. Отсюда и ходит автобус до храма с Животворящим Крестом. Из крупных городов добраться до конечного пункта можно автобусом с пересадкой – вокзал и автовокзал находятся в городах, как правило, недалеко друг от друга.

Молитва Честному Животворящему Кресту Господню

Текст молитвы Животворящему Кресту, переведенный на современный русский язык:

Да воскреснет Бог, и рассеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: Радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Смотрите видео о Животворящем Кресте в Годеново.

Даже для людей, далеких от церкви факт того, что Животворящий Крест в с. Годеново производит чудеса и исцеления – неоспоримый факт. Свидетельств столько, что из них обязательно найдется одно, открывающее сердце и убеждающее человека в непреложности такого явления. Множество людей именно так и находят свой путь к Богу – через явное свидетельство Его присутствия в своей жизни.

Кто был и кто не был возле креста на Голгофе.


Люди у креста.

(Мф. 27; Мк. 15; Лк. 23; Ин. 19)

Изучайте Библию благоговейно и честно. Старайтесь сложить все имеющиеся фрагменты и смотрите на всю получающуюся картину каждого божественного эпизода. Будьте усердны. Очистите своё сердце от всякой предубеждённости! Дайте Богу сказать вам, во что верить. Не заставляйте Библию говорить то, что она не говорит.

Те, что отсутствовали

Иуда. Иуды не было у креста! Его история — наихудшая из всех человеческих историй! Бог думает и действует не так, как человек. Никто не демонстрирует это лучше, чем Иуда. При одном звуке его имени мурашки начинают бегать у нас по спине.

Некоторые уверяют, что Бог отверг Иуду и именно поэтому он предал Иисуса. Это наговор на Бога. Бог не злоупотребляет людьми и не бесчестит их. Последние интерпретации этой истории возвеличивают дело Иуды! «Он поступил так, как поступил, ради великого дела», — говорят они. Этого не может быть! Иисус избрал Иуду, Иуда избрал Иисуса, а затем Иуда решил предать Иисуса.

Иисус позволил Иуде приблизиться к Себе и даже поцеловать (Лк. 22:47, 48). В течение всего эпизода ареста Иисус по-всякому подсказывал ему: «Не делай этого — беги, Иуда, беги».

Из этого мы можем сделать единственный вывод: Иуда был успешным лицемером. Остальные одиннадцать апостолов остановили бы его, если бы поняли, что он намеревался сделать. Они не могли определить по внешности, что у него на сердце. У него не было рогов или вил. Иисус знал, что Иуда допустил дьяволу войти в своё сердце; Он назвал его «сыном погибели» (Ин. 17:12). В Ин. 12:4–6 говорится, что Иуда, доверенное лицо, казначей, был мошенником, кравшим деньги из денежного ящика апостолов.

В Иуду «вошёл» сатана (Лк. 22:3; Ин. 13:27). Человек, сотворённый для Бога, если допустит, может быть использован сатаной. Иисус сказал ему, чтобы он то, что задумал, делал быстрее (Ин. 13:26–30). Как ученик, он поступил вероломно по отношению к своему учителю. Он предал Иисуса всего за несколько монет.

Мало кто был так же благословлён, как Иуда. Он ходил с Иисусом целых три года. Он имел особые привилегии, но не воспользовался ими. Он не мог ничему научиться; он не мог признать свою неправоту; он не мог раскаяться. Говоря напрямик, Иуда не мог принять благодати Иисуса. Иуде было доступно лишь сожаление, идущее от гордости, но не покаяние, даруемое благодатью.

Ни один человек не получал столько предупреждений, сколько Иуда. За несколько месяцев до предательства Иисус сказал: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас дьявол» (Ин. 6:70). Возможно, Иуда думал, что мог бы быть прощён, но никоим образом не мог быть восстановлен в качестве апостола. Возможно, он говорил себе: «После этого мои браться никогда не смогут простить меня и принять меня обратно». Иуда боялся жизни больше, чем смерти. Он совершил самоубийство — постоянное решение временной проблемы.

Остальные апостолы. Одиннадцать из двенадцати апостолов не были замечены возле креста. Иуда покончил с собой, а десять попрятались. Только Иоанн прошёл весь путь… но у нас нет информации о том, говорил ли он что-нибудь у креста. Иисус заслуживал большего! А мы поступили бы лучше?

Хотя апостолов и не было у креста, Иисус всё равно простил и использовал апостолов. Это даёт нам надежду! Апостолы попросту сбежали Мф. 26:56; Мк. 14:50; см. (Зах. 13:7). Мы, верующие, верим, что Бог знает, что делает! Может, апостолы не вынесли бы креста? Может, их переполнила боль и мука? Библия не делает упора на страдании Иисуса. Библия подчёркивает значение крови, смерти ради нашего спасения и воскресении.

Мария, Марта и Лазарь. Эти трое конкретно не упоминаются ни у креста, ни у могилы, ни в горнице (см., например, Мф. 27:55, 56, 61; Мк. 15:40, 47; Лк. 23:49, 55; 24:10; Ин. 19:25; Деян. 1:13, 14). Их имён мы не найдём ни в Деяниях, ни в Посланиях. С этими людьми Иисус провёл Свои последние дни. Он любил их (Ин. 11:5).

Как часто ты меньше всего влияния имеешь на тех, кого любишь и на кого тратишь больше всего усилий. Может, эти трое и так уже слишком много пережили (Ин. 11:1–44)? Отмечается, что воскрешение Лазаря ускорило распятие Иисуса. Может, они думали, что их жизнь будет подвергаться опасности, если они будут замечены у креста? Может, для них было слишком рискованно оставаться с Иисусом?

Прочие. Были ли там физические братья Иисуса? Они были в горнице (Деян. 1:13, 14), но их не было рядом с матерью у креста. Иоанн был, а их не было (Ин. 19:25–27).

А Варавва был? Мы бы назвали его террористом (Мк. 15:7; Лк. 23:18, 19). Пилат был шокирован, что иудеи предпочли освободить Варавву, а не Иисуса (Мф. 27:15–23; Мк. 15:6–14; Лк. 23:17–23). Как по-вашему, что он должен был сделать?

А что те, многие люди, которых исцелил Иисус? Они были? Может, они были слишком смущены или им было слишком стыдно присутствовать?

Те, что присутствовали

Симон киринеянин. Когда человеческая сторона Иисуса ослабела, под рукой оказался Симон. Иисус не смог дальше нести крест, поэтому процессии, направлявшейся к Голгофе, пришлось задержаться. Симону было приказано донести крест до Голгофы (Мф. 27:32; Мк. 15:21; Лк. 23:26).

Обычно мы стараемся избегать задержек. Некоторые могут быть болезненны. Мы часто думаем: «Ну, после этой задержки можно, наконец, вернуться к нормальной жизни». Нет, нет и нет! Сама жизнь не представляет из себя ничего, кроме задержек. Евангелия рассказывают нам о многих задержках в жизни Христа. На этот раз задержка произошла также в жизни Симона из Киринеи.

Симону было приказано нести крест Иисуса. Каково Божье провидение! Этот человек преодолел сотни километров, совершая религиозное паломничество, которое бывает раз в жизни. Неожиданно ему приказывают нести крест арестанта.

Марк вставляет интересное примечание. Он говорит, что Симон был отцом Александра и Руфа. В Рим. 16:13 Павел приветствует некоего Руфа (Мк. 15:21). Возможно, что он был отцом того Руфа, которого Павел упоминает в Рим. 16:13, но с уверенностью сказать этого нельзя.

Симон и подумать не мог, что его всё ещё будут знать сегодня, через две тысячи лет. Какими бы ни были его мысли и мотивы, его имя навсегда останется в Библии и в истории. Мы должны быть благодарны Симону за то, что он понёс крест, когда Иисус уже едва держался на ногах. Симон понёс поперечину. Спасибо тебе, Симон. Бог всегда благословляет оказывающих помощь Его Сыну.

Женщины. Cочувствующие, убитые горем женщины (Лк. 23:27–31) оплакивали Иисуса, когда Он двигался к Голгофе. Иисус дал им пугающее откровение. Они скоро будут плакать о себе. Иерусалим распял Иисуса, но Бог позволит, чтобы римские завоеватели разрушили Иерусалим (67–70 гг. н.э.).

Женщины были там. Они не убежали. Они любили. Они смотрели с глубоким чувством; они переживали за Иисуса. Позже женщины помогали при погребении Иисуса и дежурили у гроба (Мф. 27:55–61; Мк. 15:40–47; Лк. 23:49–56). Да благословит Бог добрых женщин, любящих Иисуса!

Мария, мать Иисуса, стояла, убитая горем, у креста. Нас не удивляет, что она была там. Из всех людей — кто будет с вами независимо ни от чего? Ваша мать! Друзья, подобные Петру, отрекаются и разбегаются, но добрые матери всегда будут с вами. Иисус не мог отменить крест; Мария не могла оставить своего сына. Она до конца не понимала, что Он делал, но она стояла у подножия креста.

Каждая еврейская девушка молилась о том, чтобы стать матерью Мессии. Мария, наверное, была в восторге оттого, что Бог выбрал её, чтобы она выносила и вырастила Его Сына (Лк. 1:26–38). А ещё она, наверное, была в страхе и трепете от этой задачи. Это был единородный Сын Божий! Что она чувствовала, воспитывая Его? Мария заплатила громадную цену за право быть матерью Иисуса. Пророк Симеон сказал: «Тебе самой оружие пройдёт душу» (Лк. 2:35). Только мать может приблизительно представить себе, что чувствовала Мария. Мария дорого заплатила — с любовью и нежностью — за то, чтобы вырастить Иисуса. Нам ученичество тоже будет дорого стоить. Мы тоже должны быть готовы заплатить за это любую цену.

Можем ли мы хотя бы приблизительно представить себе, что значило жить в одном доме с Иисусом? Легче понять его божественную сторону, чем человеческую. Рассуждая по-человечески, мы могли бы прийти к выводу, что Иисус непременно был отличником, первым в спорте, успешным молодым человеком. «Что получится из этого ребёнка?» — должно быть, задумывалась Мария (см. Лк. 1:66). Как же, наверное, было интересно растить Его!

Какой здесь содержится урок? В духовных вопросах физическая семья не имеет значения. Бог нелицеприятен (Деян. 10:34). В честь семьи Иисуса не трубили фанфары. Мария, братья Иисуса, Его сёстры должны были покориться евангелию, как и все остальные! Как все, они должны были стать последователями Иисуса, и они стали ими. Они присутствовали на молитве в известной горнице перед тем, как была произнесена первая евангельская проповедь (Деян. 1:13, 14). Иосиф, усыновивший Иисуса, верно исполнил то, что ему было велено. Мария осталась верна своему Сыну, а позже — церкви. Теперь Мария либо изгоняется из сердец, либо обожествляется. Она не получила божественно привилегированного положения, но она была благословлена чрезвычайно (см. Лк. 11:27, 28): её Сын стал её Спасителем! (См. Деян. 1:14). После книги Деяний Мария больше не упоминается в Писаниях.

У креста были и другие женщины, любившие Иисуса. Там была Мария Магдалина. Иисус по Своём воскресении явился первой Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов (Мк. 16:9; Лк. 8:2). Там была ещё и третья Мария — мать Иакова и Иосии (Мк. 15:40). Ещё у креста была Саломия, мать Иакова и Иоанна, а также Иоанна (Лк. 24:10). Женщины из Галилеи (Мф. 27:55; Мк. 15:40, 41; Лк. 23:49, 55) держались ближе к кресту. Вообще женщины последними ушли от креста и были первыми у гробницы. Хвала Богу за добрых женщин!

Распятый злодей. Прочтите Лк. 23:39–43. Этот разбойник восхищает нас. Ничто так не обнажает наши мысли, как этот разбойник. Готовы ли мы думать и быть при этом честными перед собой?

Разбойник был спасён. Иисус умер вместе с грешниками за грешников. Живя на земле, Иисус имел власть прощать грех (Мф. 9:4–6; Мк. 2:8–11; Лк. 5:22–24). Он умирал, но Он не был мёртв — Он даровал спасение этому человеку.

Некоторые кричат: «Вор был слишком плохой, слишком падший, слишком поздно покаялся и слишком далеко зашёл». Давайте не будем указывать Богу, как Ему распоряжаться Своей благодатью! Давайте не будем указывать Иисусу, кого Он может спасать! Зачем пытаться оставить хоть одного грешника погибшим? Только подумайте: самым великим днём в жизни этого человека был день его распятия!

«Но он ничего не сделал», — говорите вы. Ещё как сделал! Он воспользовался моментом. Он сделал, что он мог. Он исповедал Иисуса Господом. Он осудил нераскаявшегося разбойника. Он был единственным, кто защитил распятого Христа.

«Он был спасён без крещения», — говорите вы. Может, да, а может, и нет! Обстоятельства говорят в пользу того, что этот злодей мог быть крещён. «Вся Иудея» крестилась у Иоанна Крестителя (Мф. 3:4–6; Мк. 1:4, 5). Религиозные деятели отвергли и самого Иоанна и его крещение (Лк. 7:29, 30). Мытари и блудницы приняли Иоанново крещение. Иисус и Его апостолы позже крестили больше людей, чем Иоанн (Ин. 4:1, 2). Не рискуйте своей душой из-за разбойника, который, возможно, не был крещён. Никогда не делайте выводов, влияющих на вечность, на базе допущений, по которым нет откровения.

Тот вор умер при Моисеевом законе, а мы живём при законе Христа (Гал. 6:2). Когда вор умер, Иисус ещё не воскрес из мёртвых; Он ещё не дал Своё Великое поручение (Мф. 28:18–20; Мк. 16:15, 16). На то время Святой Дух ещё не пришёл; люди ещё не получили повеления креститься, чтобы стать христианами. Церковь ещё не была установлена. (Это произошло в день Пятидесятницы; см. Деян. 2). Никто сегодня не может быть спасён так, как был спасён разбойник!

В условиях сильнейшего унижения и терзающей боли разбойник оказался способен думать наилучшим образом. Он укорил другого разбойника за богохульство. Он признал свою вину. Он защитил Иисуса. Он упомянул о царстве. В какой-то мере он на секундочку увидел воскресение. Оба, и разбойник и Иисус, умирали. Только большое чудо или воскресение могли дать какую бы то ни было надежду на будущее. Он не пытался манипулировать Иисусом, как другой разбойник. В полной беспомощности он отдался «на милость суда». Это ни в коей мере не является «спасением на смертном одре». Разбойник исповедал свою веру в Иисуса, и тот, кто заслужил ад, получил небеса. Крест кричал разбойнику, как он кричит и нам: «Жизнь не тщетна… неудача — это не фатально… смерть — это не конец!»

Толпы. У крестов собрались зеваки, пялившиеся на распинаемых людей и насмехавшиеся над ними (Мф. 26:65–68; 27:47–49; Мк. 14:65; 15:29–36). Кресты вытащили наружу всё бесчеловечное в человеке. Для зрителей это было развлечение — безобразная, кровавая игра. Экспериментирование поощрялось. «Сойди»… «Не сходи»… «Дайте Ему дешёвого уксуса»… «Может, Илия придёт!» Вот это шоу! Сегодня мир наполнен протестующими. Где были протестующие, когда они были нужны? «Кровь Его на нас и на детях наших», — ещё недавно кричала толпа (Мф. 27:25). Какой страшной ценой готовы они были расплачиваться за свои убеждения!

Враги. С какой гордостью они говорили: «Ну, вот дело и сделано!» Но пришло воскресенье. Они сами расставили себе ловушку. Христианство, как буря, понеслось по миру. Библейский иудаизм кончился. Иерусалим в 70 г. оказался в мешке. Какой вывод? Просто: никто не может воевать с Богом и выиграть.

Римские воины. Воины нарядили Иисуса в царские одежды, и началось веселье (Мф. 20:17–19; 27:27–31; Мк. 10:32–34; 15:16–20; Лк. 18:31–34; 23:11; Ин. 19:1–5). Иисус был жестоко избит. Воины разыграли между собой Его одежду (Мф. 27:35; Мк. 15:24; Ин. 19:23, 24). Это было дополнительным оскорблением. Но один римский центурион внимательно за всем наблюдал. Он увидел, что Иисус был не такой, как все. Он сделал вывод, который должны сделать все мы: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54; см. Мк. 15:39; Лк. 23:47).

Иосиф Аримафейский и Никодим. Иосиф из Аримафеи и Никодим смело попросили отдать им тело Христа (Мф. 27:57–61; Мк. 15:42–47; Лк. 23:50–56; Ин. 19:38–42). Мы благодарны им за то, что они похоронили Иисуса.

Слишком много людей думает так же, как эти двое. Иосиф и Никодим думали, что они вносят ценный вклад. Два человека, которые могли бы сделать так много, сделали так мало! Они только востребовали мёртвое тело человека, в которого они втайне верили, когда Он был жив. Иисус просит нас отдать Ему нашу жизнь; мы же готовы порой только умастить благовониями Его тело! Нам не сказано что стало дальше с Иосифом и Никодимом. Их действие, и правда, требовало определённой смелости, но нужно истинное мужество, чтобы исповедать Иисуса и сделать Его тем, что Он есть на самом деле, — Господом.

Некоторые для проигранного дела готовы сделать больше, чем для живой надежды. Легче похоронить мёртвого, чем покориться живому Господу.

Читайте также: