Генри форд принципы управления

Обновлено: 05.07.2024

Менеджмент предприятия по Генри Форду


Генри Форд еще на зоре двадцатого века совершил революцию в управлении производством. В становлении своей империи по производству автомобилей, он руководствовался всего шестью принципами.

Форд Генри и менеджмент

Нас восхищают достижения и успехи капиталистического общества, а также волнуют вопросы, какие экономические законы толкали экономику к развитию? В те времена мало кто уделял внимание науке управления, то есть фактически игнорировали менеджмент, но только не Автомобильный Король. Именно Форд Генри использовал менеджмент для эффективного управления собственным производством.

Предприниматели того времени, а некоторые и по сей день, соблюдают только правовые законы:

  • свобода предпринимательства;
  • неприкосновенность частной собственности;
  • уплата налогов.

менеджмент согласно генри форду

Но пункты больше волнуют, тех, кто руководит страной и получает налоги граждан. А для развития собственного бизнеса важно соблюдать уже другие законы – законы управления. Поскольку от качества администрирования зависит успех всего предприятия.

Вклад Форда в менеджмент

Генри Форд воплощал идеи Тейлора об организации производства. У Форда не было специального образования, но он владел хорошими управленческими качествами. Он собрал команду специалистов, создал хорошие условия труда, и разработал для своих предприятий рациональную систему управления производством.

управление персоналом генри форда

Генри Форд сделал огромный вклад в менеджмент, а некоторые его разработки по сей день используются в производственных процессах. На своем предприятии он использовал следующие управленческие идеи:

конвейерный метод управления генри форда

  1. Организовал при заводах училища ремесел. Это был первый опыт в Америке.
  2. Плата за труд на его предприятиях была в два раза больше, чем средние показатели в Америке, что вызвало недовольство других промышленников.
  3. Ввел на своих предприятиях 8 часовой рабочий день.
  4. Старательные, талантливые ученики имели возможность обучаться в его школе. Наиболее успешные из них получали стипендию.
  5. Создал исследовательский отдел, который занимался изучением, жизни и отдыха рабочих.
  6. Постоянно улучшал качество автомобилей. Активно участвовал в модернизации направленной на снижение цен.
  7. Рабочие места были максимально механизированы, и содержались в чистоте.
  8. Продуманное расположение станков, чтобы рабочий меньше тратил время на беготню.
  9. Для облегчения труда постоянно обновлялось оборудование, использовались новые технологии.

Книги Форда о менеджменте

Он использовал на своих предприятиях много новшеств. Форд не любил профсоюзы, и показал миру, как хороший хозяин заботится о своих рабочих. Свой путь к успеху, а также основы менеджмента Генри Форд изложил в книгах:

  1. «Моя жизнь, мои достижения». Рассказ самого Автомобильного Короля, как он управлял созданной им империей, может стать настольным учебником любого руководителя. У этого предпринимателя не всегда все было гладко. Эта книга о падениях, победах и о его методах руководства. Она будет очень полезна начинающим руководителям.

  2. «Моя жизнь». В этой книге собраны материалы о его методах руководства. Он описал свой путь, начиная от слесаря до промышленника, перевернувшего представление об управлении.
  3. «Сегодня и завтра». Популярно изложена практическая психология руководства. Идеи, освещенные в книге, не потеряли актуальности в современном мире.
  4. «Кодекс миллиардера». В книге изложены советы по управлению большим бизнесом.
    книга Кодекс миллиардера генри форда

В учебных пособиях описывается теория управления, а также описан его стиль руководства.

Основные принципы менеджмента по Форду

Он отдал предпочтение всего шести пунктам:

советы по менеджменту от генри форда

  1. Начинать планирование нужно с выявления целевой аудитории. В то время только Форд догадался начать производство недорогих автомобилей. Он искал и находил способы снизить цены на авто, чтобы любой работающий американец мог его купить.
  2. Получать доход от массового производства. Он выяснил, какую зарплату получает средний рабочий в Америке. Если его желанием было продавать машины работающим американцам, поэтому он стал искать пути снижения себестоимости. Если в 1908 году Ford T стоил 1,7 тысяч долларов, то в 1916 году 350 $. Снижение цен увеличило спрос.
  3. Увеличить производительность, уменьшить издержки благодаря оптимизации. Форд выяснил, что один опытный рабочий собирает двигатель за 10 часовую смену. Тогда весь процесс сборки разделили на 84 операции. В результате удалось собрать двигатель за 40 минут. Это принцип внедрили на все производство машин, и сборка автомобиля сократилась с нескольких месяцев до 12 часов.
  4. Ценить сотрудников. Он установил на своих производствах минимальную зарплату в 5 $ (сегодня эта сума равна 130$). Сначала его рабочие работали шесть дней в неделю, а затем он всех перевел на пятидневку. Такими новшествами Форд боролся с текучестью кадров. К тому же он строил жилые дома для своих рабочих.
  5. Много даешь – больше требуй. Он не любил профсоюзы и считал, что высокая производительность создает новые рынки и новые рабочие места. Форд сам заботился о своих рабочих, создавая для них комфортные условия труда. Но взамен он требовал четкой и слаженной работы.
  6. Если почивать на лаврах, успеха добиться невозможно. То есть сотрудник должен развиваться, если мечтает о повышении зарплаты или получить лучшие условия труда.

Следуя законам менеджмента, Генри Форд утвердился, как управленец большого бизнеса, за что и получил звание Автомобильного Короля.

Раздел 4. Принципы управления Генри Форда.

Для организатора производства, да и для всякого делового человека интересна и поучительна жизнь одного из основоположников автомобильной промышленности США Генри Форда (1863-1947гг.). Неординарная мысль, творчество, целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие - главные качества, свойственные Форду. Будучи сыном фермера, он обратил внимание на то, что люди выполняют много тяжелой ручной работы. С ранней юности он начал думать о том, что многое можно делать иначе, с меньшими затратами труда, а позже критиковал рядовое крестьянское хозяйство за то, что в нем не используется механическая энергия и электричество, идет хищническая трата времени и сил, в чем кроется причина высоких цен и малого заработка. Поэтому Форд обратился к технике. В 17 лет окончил школу и поступил учеником в механическую мастерскую на 3 года. Одновременно ночью работал в починочной мастерской ювелира. Любил решать особенно трудные задачи.

Когда ученичество закончилось, стал работать экспертом по сборке и починке локомобилей. Построил телегу с паровым двигателем. Прочитав в английском журнале о бесшумном газовом двигателе, заинтересовался им и в 1887 г. сконструировал модель четырехтактного мотора, который работал на газолине. Этот мотор явился исходным пунктом для дальнейших работ с двигателем внутреннего сгорания.

Продвигаясь по службе до должности инженера и механика, а затем первого инженера, все свое свободное время он отдавал работе над новым мотором. Примечательна его мысль о том, что ничто, действительно нас интересующее, не тяжело для нас.

В 1892 г. Форд изготовил первый автомобиль. Несколько позже увидел немецкий автомобиль Бенца, решил, что ничего особенного в нем нет. В 1899 г. Г. Форд отказался от службы, чтобы полностью посвятить себя автомобильному делу. В результате в 20-е годы нашего столетия появилось общество автомобилей Форда. Основатель общества стал крупнейшим промышленником, миллиардером, одним из самых богатых людей на свете.

Г. Форд по сути прокладывал новый путь в развитии капиталистического общества. В своей книге "Моя жизнь, мои достижения" он заявляет, что цель его теории - создать из мира источник радостей. Однако современная ему система, по его мнению, мешала производству достичь высшей производительности, у множества людей она отнимала продукт их труда. Одной из причин недостатков системы Форд считал отсутствие плана. Он утверждал: все зависит от степени планомерности и целесообразности. Итак, Форд предлагает использовать планомерность.

Для Форда характерно мудрое общечеловеческое содержание суждений, стремление к справедливости. В свое время наблюдая алчную погоню американцев за деньгами, Г. Форд с огорчением отмечал, что акции и облигации для них важны, а не работа. Позиции Форда были иными. На первое место он ставил труд и принципы служения обществу. Он говорил: делай прилично работу и она даст доход. Деньги ничего не стоят, так как сами не могут создавать ценности. Капитал должен стать средством производства. Он стоит столько, сколько производит. Прибыль всегда должна идти за производством, а не предшествовать ему. Перевес финансовых интересов губит принцип служения.

Кратчайшая дорога к деньгам, подчеркивал Форд, лежит через труд. Кто обладает мыслительной силой и работоспособностью, неминуемо будет иметь успех. Праздность и труд дают различные результаты. Кто стремится к покою и создает себе досуг, не имеет основания жаловаться. Он не может одновременно и предаваться праздности и пожинать плоды работы.

Актуально для нашего времени поисков нового пути в развитии общества следующее высказывание Форда: "Дела - это ничто иное как работа. Наоборот, спекуляция с готовыми продуктами не имеет ничего общего с делами - она означает не больше и не меньше, как более пристойный вид воровства, не поддающийся искоренению путем законодательства… Работа и тоолько работа в состоянии созидать ценности."

"Алчность к деньгам - вернейшее средство не добиться денег". Задача предприятия - производить для потребления, а не для наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы его продукты были доброкачественны и дешевы, чтобы продукты эти служили на пользу народу, а не только одному производителю.

Труд может служить, по мнению Форда, лекарством от депрессии.

Единственно, что важно, - это повышение работоспособности, увеличение выработки. С этой точки зрения, можно смотреть на всякую так называемую деловую депрессию, как на прямой призыв, обращенный к уму и мозгу делового мира данного общества, приглашающий его лучше работать. Одностороннее ориентирование на цены вместо работы безошибочно определяет тот тип людей, которые не имеют никакого права вести дела, быть собственниками средств производства… "Делячество" захватило с самого начала область честнейшей из всех человеческих деятельностей и заставило ее служить спекулятивной хитрости тех, кто искусственно вызывает недостаток продуктов питания и других предметов первой необходимости, с целью вызвать искусственно повышенный спрос. Так искусственная заминка сменяется искусственным вздутием цен.

Принцип трудового служения должен излечить и излечит болезнь так называемых "плохих дел", тем самым мы пришли к практическому осуществлению принципа служения.

Производство, для Форда, - предпосылка и условие прогрессивного развития всех сфер жизни человечества.

Г. Форд привлек внимание и к паразитическому характеру бюрократии, плодящей бумаги и отчеты с целью приобретения титулов и синекур.

В производстве для Форда главной является та же цель, что и в жизни в целом - простота. Он говорил: следует взять что-либо, доказавшее свою пригодность, и устранить в нем все лишнее. Устраняя излишние части и упрощая необходимые, мы одновременно устраняем и излишние расходы по производству. Мы должны исходить из фабриката: действительно ли он так хорош, как должен быть - выполняет ли он в максимальной степени свое назначение. Затем - применен ли материал лучший из возможных. И, наконец, - допускает ли он упрощение в конструкции и уменьшение веса. Универсальная машина должна отличаться, по Форду, следующими качествами:

1. Первоклассный материал для наиболее длительного и частого употребления.

2. Простота, так как публика не состоит из механиков.

3. Достаточная сила мотора.

4. Полная благонадежность.

6. Безопасность в езде. Следует быть всегда хозяином скорости езды, чтобы предупредить всякий сомнительный случай.

7. Незначительный вес автомобиля. Чем тяжелее двигатель, тем больше требуется бензина, масла. Чем легче вес, тем меньше расходы по движению.

Форд сумел убедить человечество, что автомобиль не забава и не роскошь, а средство передвижения и высвобождения времени. В 1922г. концерн "Форд" выпускал каждый второй автомобиль в мире и три из пяти в США.

Цель производства для Форда состояла в том, чтобы производить машины с минимальной затратой материала и человеческой силы, а продавать дешевле. Причем, Форд заботился о достаточном доходе для работника с тем, чтобы он мог удовлетворить свои насущные потребности, а также потребности жены, детей. Тогда труд станет добрым другом, и рабочий отдаст ему все свои силы. Плата должна избавить и от заботы от старости, когда рабочий не сможет, да и не должен работать. Плата, говорил Форд, не что иное как определенная доля прибыли. Часто в конце года оказывается, что может быть выплачена большая сумма прибыли. В таком случае она должна быть выплачена. Кто сотрудничает с предприятием, тот имеет право на долю прибыли в форме приличной платы или жалованья, или особого вознаграждения. Для справедливой оплаты труда Форд предлагал создать систему, основанную на тщательном исследовании, хронометраже, вычислении, учитывающую затраты энергии, изнашивание сил человека, семейное положение и т.п. "Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений. Это окупается… Высокие ставки являются самым выгодным деловым принципом".

Форд выдвинул следующие общие принципы производства:

1. Не бойся будущего и не относись почтительно к прошлому. Кто боится будущего, т.е. неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию.

2. Не обращай внимания на конкуренцию. Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела - преступление, ибо она означает попытку расстроить в погоне за наживой жизнь другого человека и установить взамен здравого разума господство силы.

3. Работу на общую пользу ставь выше выгоды. Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу в прибыли нет ничего дурного. Хорошо поставленное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна получаться в итоге полезной работы, а не лежать в ее основании.

4. Производить не значит дешево покупать и дорого продавать. Это, скорее, значит покупать сырые материалы по сходным ценам и обращать их с возможно незначительными дополнительными издержками в доброкачественный продукт, распределяемый затем среди потребителей. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно - это значит затруднять только указанный процесс.

5. Успех в производстве зависит исключительно от искусства производителя служить потребителю. Предлагать то, что ему нравится. Ему можно угодить качеством или ценой. Больше всего ему можно угодить высшим качеством и низкими ценами; и тот, кто сможет дать потребителю лучшее качество по низким ценам, непременно станет во главе индустрии - безразлично, какие бы товары он ни производил. Это непреложный закон.

Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:

во-первых, строгая, построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых - изготовление автомобиля. Управление всеми частями и этапами производства, начиная от каучуковых плантаций, рудников, металлургических заводов и кончая сборочным конвейером, из одного центра;

во-вторых, массовое производство, обеспечивающее наименьшую стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и наибольшую прибыль;

в-третьих, развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних затрат переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели;

в-четвертых, конвейер с глубоким разделением труда, который членился на сотни и тысячи мелких операций. Это давало возможность сделать производство непрерывным, массовым и вместе с тем дешевым - труд на таком потоке требовал высокой квалификации;

в-пятых, постоянное совершенствование управления производством.

Деятельность Форда связана с поточно-конвейерным производством, прогрессивным для того времени, но монотонным и изматывающим рабочего. Тем не менее разработка операционно-модульных технологических схем создавала предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Взлет промышленной революции предопределил будущую научно-техническую революцию. Личность Г. Форда стоит как бы между Ф. Тейлором и Э. Мэйо. Именно Г. Форд заявил: "Чего нам не хватает - это внимания к человеческому элементу в нашей деловой жизни, и решение этой проблемы заключается в признании товарищеского отношения людей между собой".10 Работодатель, по мнению Форда, обязан выполнить еще больший труд, чем его подчиненные.

Литература к разделу 4:

1. Генри Форд. Моя жизнь, мои достижения. — М.: Финансы и статистика, 1989.

2. Форд Г. Из книг «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра» // Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – С. 306-350.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Принципы Генри Форда: как он организовал работу с людьми

Генри Форд – человек, который не только перевернул представление людей о машинах, но и о работе с персоналом. В свое время менеджмент Генри Форда был очень прогрессивным, но вместе с тем вызывал много споров, которые продолжаются до сих пор. Но, в любом случае, этот человек сделал большой вклад в организацию работы с людьми.

В нашей новой статье мы рассмотрим главные принципы управления персоналом и бизнесом Генри Форда.

Кто такой Генри Форд?


Генри Форд – один из самых известных бизнесменов. Он родился в 1863 году на ферме отца в Мичигане. Еще в 12 лет, когда он увидел первый локомобиль, то решил, что вырастет и самостоятельно соберет движущий механизм.

Генри не забыл о своей цели и в 1903 году открыл компанию «Ford Motor», после чего приступил к производству автомобилей «Ford A». Годы упорного труда не прошли зря и в 1914 году насчитывалось более 10 000 000 автомобилей или 10% от всех машин в мире.

Не менее революционные изменения Форд ввел и в стратегию управления персоналом. В 1914 году он поднял своим сотрудникам зарплату за один рабочий день до пяти долларов. Такая оплата была в два раза больше, нежели средняя по отрасли. Кроме того, он установил новый режим работы: в три смены по восемь часов, вместо двух по девять.

Как в 2020 году компании могут использовать принципы более чем 100-летней давности, чтобы достичь успеха? Мы подготовили подборку правил Генри Форда в управлении бизнесом и персоналом.

Правило №1. Инновации = успех


Нововведение без исполнения – это просто галлюцинация.

Генри Форд

Генри Форд не был изобретателем, он был новатором. Он не изобрел автомобиль, но предложил революционный способ их изготовления и использования. Генри Форд отлично понимал, как усовершенствовать что-то существующее и перепродать его как новое.

Главный посыл: мало иметь потрясающую идею, прежде всего, нужно уметь ее реализовать. В HR-сфере это точно также применимо, поскольку специалистам по работе с талантами очень важно воплощать идеи в реальность, бороться с сопротивлениями сотрудников к нововведениям и т. д.

Правило №2. Понимание своего рынка


После того, как Генри Форд определился со своим продуктом, он долгое время изучал клиентскую базу, аудиторию и вероятный интерес людей к машинам. Он знал, что если понимать своих клиентов, можно сэкономить и время, и деньги.

Главный посыл: проведите исследование и выясните, есть ли у людей потребность или интерес к вашему продукту, к вашей компании. Кроме того, такое исследование можно проводить для развития внутреннего и внешнего бренда работодателя. Нужно выяснить, что в вашей компании привлекает кандидатов и что удерживает сотрудников. Обладая этими данными, вы сможете выстроить эффективную стратегию развития компании.

Правило №3. Счастливые сотрудники = прибыльная компания


Для владельца бизнеса есть одно правило: производить товары самого высокого качества по минимальным ценам, выплачивая сотрудникам максимальную заработную плату.

Генри Форд

Генри Форд ценил вовлеченных и высокоэффективных специалистов. Он знал, что чем счастливее его сотрудники, тем лучше они работают, а значит прибыль компании будет только расти.

Именно он стал первым, кто поднял сотрудникам зарплату в два раза и ввел 40-часовую рабочую неделю, тем самым, сократив текучесть персонала.

Главный посыл:

  • Инвестируйте в своих сотрудников. Повышение зарплаты, дополнительное обучение, доверие – все это может помочь поднять их вовлеченность.
  • Работайте над улучшением корпоративной культуры компании и внедрением ценностей.
  • Подбирайте специалистов, которые подходят вашей корпоративной культуре и разделяют ценности компании.

Правило №4. Принимать на работу человека, а не его прошлое


Генри Форд считал, что каждый сотрудник компании должен начинать карьеру с нижней ступени лестницы. При найме он не учитывал прошлый опыт специалиста.

Мы никогда не спрашиваем о прошлом человека, ищущего у нас работу, мы принимаем на работу не прошлое, а человека. Если он сидел в тюрьме, то нет оснований предполагать, что он снова попадет в нее. Я думаю, напротив, что он будет особенно стараться не попасть в нее снова. Мы никому не отказываем на основании его прежнего образа жизни - выходит ли он из Гарварда или из тюрьмы Синг-Синг, нам все равно – мы даже не спрашиваем об этом. Человек должен иметь только одно: желание работать.

Генри Форд

Главный посыл:

  • Во время собеседования с кандидатом, оценивайте то, какой он сейчас, а не его прошлый опыт работы.
  • Человек должен хотеть работать и достигать целей, как своих, так и компании.

Правило №5. Держать сотрудников в ежовых рукавицах


Многие считают методы Генри Форда не гуманными и бесчеловечными, поскольку он был приверженцем авторитарного стиля управления. Но, если подумать, в 2020 году большинство компаний с мировым именем работают по тому же методу.

С одной стороны руководство предлагает комфортные условия труда и хорошую зарплату, а с другой – контроль. Сотрудники больших компаний понимают, что им нельзя останавливаться в развитии и работать менее эффективно, даже если их постоянно хвалят.

Главный посыл: не прекращайте развиваться и совершенствоваться сами и стимулируйте к этому сотрудников. Разрабатывайте индивидуальные планы развития, устраивайте тренинги и мастер-классы для сотрудников. Все это поможет повысить скилы специалистов и улучшить успешность компании.

Правило №6. Нет сложных задач. Любую задачу можно выполнить


Нет больших проблем, просто есть много мелких проблем.

Генри Форд

Именно этой философией руководствовался Генри, когда руководил компанией. Ее суть заключается в разделении одной большой и сложной задачи на мелкие и управляемые части.

Вместо того, чтобы сразу запускать бизнес, Генри Форд сначала подумал о разработке продукта, потом о ценах и рекламе.

Главный посыл:

  • Сосредоточьтесь на целях, которые стоят перед сотрудниками, вами и компанией сейчас. Распределите их на небольшие задачи и расставьте приоритеты.
  • Не бойтесь делегировать полномочия. Если можно какую-то задачу перепоручить кому-то – сделайте это.

Подбор руководителей по методу Форда

Чтобы сотрудники работали хорошо, у них должен быть зажигающий и мотивирующий их лидер, который смог бы эффективно ими управлять.

При подборе руководителей Генри Форд использовал многоступенчатый способ. Первый этап – несколько собеседований кандидата с социологическим отделом компании. Пройдя все этапы, кандидат попадал на интервью к самому Генри Форду.

Когда они доезжали к какому-то отдаленному городку, Генри спрашивал у кандидата, почему они вообще сюда приехали. И именно от этого ответа зависело, примут ли человека на работу.

Если специалист говорил, что просто выполнял указания Генри – ему сразу же отказывали, поскольку компании нужны специалисты, которые могли бы самостоятельно выполнять свою работу.

На работу принимали кандидатов, которые отвечали на вопрос нестандартно, поскольку именно такие люди могли продавать автомобили.

Стать руководителем низшего звена, по мнению Форда, мог кандидат, который во время езды интересовался целью поездки и направлением. Таким людям не хватало самостоятельности, но под правильным руководством и испытывая чувство ответственности, они смогли бы развить в себе эту черту.

Чтобы получить должность руководителя высшего звена, нужно было расспрашивать про цель поездки и направление еще до того, как все сели в машину. Такие люди обладают стратегическим мышлением, они готовы двигаться с компанией к ее целям и предугадывать конечный результат.

Как Генри Форд оценивал руководителей, которые уже работы в компании?

Метод оценки действующих руководителей не менее оригинальный, нежели способ их подбора. Однажды Генри Форд собрал руководителей всех подразделений на круизном лайнере и отправил их в двухнедельный отпуск за счет компании.

Все бы ничего, только вот по приезду, на работу вышли не все. Это была проверка руководителей на их способность организовать команду и приучить к самостоятельности.

По возвращению, на работу выходили только те руководители, чьи команды спокойно пережили отсутствие лидера и смогли самостоятельно принимать решения.

Ну а лидеры, в командах которых без них творился хаос – были уволены.

Используйте принципы, которые вам по душе

Управленческий стиль Генри Форда не раз вызывал споры, недоумение и негодование. Действительно, он хотел контролировать сотрудников не только на работе, но и на их личной территории, хотел получить не только их тело, но еще и душу.

Принимать или не принимать принципы менеджмента Генри Форда – личное дело каждой компании. Однако, именно его противоречивый характер и нестандартные методы и сделали Генри одним из самых успешных людей.

Используя его дальновидность, умение критически мыслить, упорство для достижения целей вы сможете вывести компанию на новый уровень.

Subscribe Hurma

Подписывайтесь на рассылку статей для HR и рекрутеров! Будьте в тренде с Hurma ;)

Я даю свое согласие на обработку и использование моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности

Управление Генри Форда: 6 принципов руководства компанией


Открытия отца современного автомобилестроения Генри Форда в области менеджмента в начале прошлого века были настоящей революцией, без которой современный мир не стал бы таким, как сейчас.

K.Fund выбрал шесть главных принципов управления Генри Форда.

Начинай планирование с определения целевой аудитории

Казалось бы, это азы любого производства, но до Генри Форда никто из производителей автомобилей не задавал себе вопроса о главной цели своего бизнеса. С технической стороны всё было более-менее ясно – на смену повозке с лошадьми пришла самодвижущаяся повозка. Но ведь и повозки с лошадьми были очень разными. Например, в городе можно было нанять для поездки сравнительно недорого извозчика, очень дорого – лихача, а то и вовсе содержать собственный выезд. О том, с какой из этих категорий можно сравнить автомобиль или, иначе говоря, кто его будет покупать, особо не задумывались. Мол, кто захочет и сможет, тот и купит.


blacksmithandmachineshop.com

И только Форд первым решил выпускать такой автомобиль, который будет по карману любой работающей американской семье. Это было революцией не только в автомобилестроении, но и в производстве в целом. Недаром Ford T долгие годы был символом «американской мечты».

Добивайся прибыли за счет массовости производства

Тоже, казалось бы, очевидная сегодня вещь – но совсем не очевидная тогда, когда автомобилестроение было ориентировано на самые независимые слои населения. Когда в 1908 году появился на свет первый Ford T, автомобили в США стоили от $1,1 тыс. до $1,7 тыс., а средняя зарплата составляла около $48 в месяц.

Ford T стоил поначалу $825-850, а к 1916-1917 годам – уже $350, что с учетом неизбежной во время войны инфляции выглядит ещё более впечатляюще. Снижение цены вело к повышению спроса, и в итоге к 1927 году, когда производство модели Ford T прекратилось, было выпущено более 15 млн автомобилей.


wordpress.com

Повышай производительность и снижай издержки за счёт оптимизации

Вопреки легендам, которые распространяли о Ford T конкуренты, удешевление производства модели достигалось не за счет использования недорогих материалов и конструкций, а благодаря высокой технологичности всех систем автомобиля.

Однако главным ноу-хау Форда стало внедрение в массовое производство сборочного конвейера. Например, в одиночку рабочий изготавливал двигатель за 9 часов 54 минуты.


wordpress.com

Когда сборку поделили на 84 операции, рабочие, выполняющие их, собирали двигатель быстрее на 40 минут. Причём, что очень важно, они уже не должны были быть специалистами, что называется, «широкого профиля», а специализировались только в одной своей узкой сфере производства.

В итоге, когда эти принципы распространили на весь производственный процесс, время сборки одного Ford T за несколько месяцев сократилось с 12 часов до двух.

Цени своих сотрудников

Казалось бы, логика капитализма должна была вести к тому, что упрощение процесса производства позволяла нанимать менее высококвалифицированных рабочих и, соответственно, платить им меньше – что и происходит сегодня, когда американские джинсы шьют, работая за копейки, где-нибудь в Юго-Восточной Азии.

Однако Форд, напротив, установил в 1914 году на своих предприятиях самую высокую на то время минимальную зарплату – $5 (с учётом инфляции, это сегодня примерно $130) в день. Тогда же он ввёл рабочую «шестидневку» со сменами по 8 часов, а позже и «пятидневку» – самую короткую на то время продолжительность рабочей недели.

И это не было чистой благотворительностью, поскольку так Форд снизил кадровую текучку, которая в то время достигала в автомобильной отрасли в целом трёх человек на одно рабочее место в течение года. Однако и благотворительности он был не чужд, выстроив для своих рабочих образцовый посёлок для жилья.

Давая много, требуй ещё большего

Известно, что Форд терпеть не мог профсоюзов, считая, что те неизбежно начинают работать сами на себя и не понимают самой сути капитализма – чем выше производительность труда, тем больше создаётся новых рынков, и, соответственно, новых рабочих мест. К тому же он и сам заботился о своих рабочих лучше, чем профсоюзы на других предприятиях.

Но дело тут ещё и в том, что Форд первым из промышленных магнатов того времени начал претендовать не только на тело своих работников, но и на их душу.


blogspot.com

Так, например, он говорил: «На мой взгляд, человек иначе и не может, как быть постоянно на работе. Днём он должен думать о ней, а ночью – она ему сниться». Или – ещё круче: «Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Всегда поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть всё время тревожатся и оглядываются через плечо».

Почивая на лаврах, успеха не добьёшься

Казалось бы, два приведенных выше «правила Форда» довольно антигуманны. Но, если вдуматься, именно так, по-фордовски, сегодня относятся к своим сотрудникам практически все самые успешные высокотехнологичные компании. С одной стороны – высокая зарплата и комфортные условия работы. Но, с другой стороны, любой сотрудник в них знает, что если он остановится в своем развитии, будет делать ровно столько, сколько ему положено, перестанет удивлять владельцев или топ-менеджеров новыми, иногда даже безумными, предложениями – с ним расстанутся.


aos.iacpublishinglabs.com

Секрет тут в том, что иными способами прогресса не добьешься. Даже если вы, к примеру, писатель или художник, и работаете сами на себя. И в этом – ещё одно открытие Форда, выходящее далеко за рамки автомобилестроения.

А современные бизнес-правила узнайте от украинской бизнесвумен Ольги Гуцал.

Уроки менеджмента от Генри Форда













Этот человек, умерший семь десятилетий назад, заслуживает того, чтобы его портрет висел над столом каждого, кто считает себя менеджером высшего звена или промышленником. Принципы управления производством и сбытом продукции, изложенные в книге Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения», не утратили актуальности и сегодня. Этот американский инженер, изобретатель, новатор и бизнесмен впервые применил системный подход ко всем сторонам созданного им индустриального комплекса. Ford Motor Company существует, развивается и растёт в наши дни, демонстрируя жизнеспособность дела, основанного талантливым человеком. С некоторыми положениями фордовской системы бизнеса можно кратко ознакомиться в этой статье.

форд

Первый, первый, первый…

Генри Форд – один из немногих предпринимателей, признанных отцами-основателями современной науки менеджмента. Он впервые применил конвейерную технологию сборки технически сложных изделий, ранее использовавшуюся только на скотобойнях. Им были приоритетно внедрены многие другие методы производства, сегодня считающиеся уже традиционными. Форд уделял огромное внимание не только технологическим аспектам, но и всемерному понижению себестоимости продукции путём снижения издержек, и при этом сотрудники его предприятий получали самую высокую зарплату в отрасли при восьмичасовом рабочем дне - неслыханной тогда в США роскоши.

форд

Впервые в автомобилестроении им достигнут столь высокий уровень стандартизации, что любая деталь, извлечённая из другой машины, становилась на своё место. Это, в свою очередь, давало возможность децентрализации производственного цикла. Форд был первым крупным промышленником, задумавшимся о воспитании, образовании и досуге своих работников и их детей и предпринявшим конкретные меры в этом направлении. Он многое делал первым, показывая пример остальным. Он был гением.

менеджмент

Первый принцип Форда. Долой отжившее!

Консерватор по личным убеждениям, Генри Форд при этом призывал отказываться от всего старого опыта, если он мешал. Стал классикой эпизод покупки им старого стекольного завода, планируемого для перепрофилирования для автомобильных нужд. Опытные технологи утверждали, что триплекс на этом предприятии выпускать принципиально невозможно - требования совсем другие. Форд дал задание группе квалифицированных инженеров, ранее никогда не имевших отношения к стекольному производству, и они в рекордно короткие сроки решили задачу.

форд

Второй постулат: никакой конкуренции не существует

Вернее, она как бы и есть, но на неё не следует обращать внимания, а просто работать, и тот, кто сможет делать это лучше, станет победителем. Форд предостерегал от попыток строить козни конкурентам, усложняя им жизнь, указывая на губительность такой стратегии в первую очередь для самого недоброжелателя. Время, силы и ресурсы, потраченные на причинение зла сопернику, не стоят достигаемого результата и наносят лишь убытки. Здравый смысл важнее грубой мощи, направленной во вред кому-либо.

производство

Правило третье: общая польза дороже денег

Алчность затмевает разум и мешает видеть перспективу. Человек, думающий лишь о наживе, слеп - он забывает о своей главной идее. Жадность мешает зарабатывать деньги, настоящие большие деньги. Высокие цены на продукцию и низкие доходы становятся следствием хищнической траты сил и времени. Как только предприниматель отвлекается от стремления заработать сейчас и много и начинает думать о служении делу, он получает высокие прибыли. Деньги нужны не для того, чтобы не работать, а для служения общей пользе.

производство

Четвёртый закон. Понимание сути производства

Генри Форд считал, что производство материальных ценностей - это комплекс действий, в результате которых приобретённое по приемлемой цене сырьё (обобщённое понятие) превращается при «незначительных дополнительных издержках» в востребованный на рынке продукт. Закономерности, определяющие этот процесс, столь же всемогущи и неотвратимы, как силы природы, и их просто нужно знать. В первую очередь разбираться в этом необходимо для того, чтобы исключать лишние и ненужные технологические операции. Кстати, Форд неоднократно выражал удовлетворённость, если видел, что рабочий на конвейере совершает однообразные движения. Это означало, что данный этап сборки можно автоматизировать.

форд

Какова общая задача?

Провозглашённой целью предприятий Форда было изготовление доброкачественного и востребованного продукта при минимальном расходовании ресурсов и наименьших трудозатратах с последующей продажей его на рынке с максимальной прибылью. Главным средством увеличения дохода стратегически объявлялся рост валового сбыта. При этом экономия на оплате труда считалась неприемлемой мерой, так как именно работники, получающие её, и являются покупателями продукта, который Форд в своей книге называл фабрикатом. Платежеспособность широких масс обеспечивает сбыт. Кстати, любой сотрудник, уличённый в покупке конкурентного (не фордовского) товара, подлежал увольнению, и касалось это не только автомобилей, но и многих других изделий, производившихся в многочисленных цехах ширпотреба.

менеджмент

Что главное на производстве

Точкой отсчёта служит фабрикат, то есть продукт компании. Перед тем как начать производство, необходимо довести его до совершенства как технического, так и технологического, после чего он становится центральным элементом всей концепции. Все аспекты организации, изготовления, финансирования и сбыта служат интересу продвигаемого фабриката, и при этом менеджмент должен прилагать постоянные усилия, направленные на повышение его качества и снижение себестоимости. Только в этом случае можно добиться высокой конкурентоспособности, выраженной в дешевизне и широкой доступности фабриката, а также избежать застойных явлений. Главным средством для этого служит союз человека и производственного оборудования (условно – машины). Трудозатраты должны быть минимальными - ровно такими, какие требуются для выполнения конкретной технологической операции. Всё остальное – недопустимая расточительность.

форд

Экономия

Издержки на предприятиях Форда сокращались всеми возможными способами. Смазочные материалы экстрагировались из ветоши, из поломанных инструментов делались другие, меньшего размера, а за оборудованием рабочие должны были следить очень тщательно, не допуская его эксплуатации в режиме, грозящем преждевременным износом. Главные каналы экономии:

  • Сбережение ресурсов и материалов, то есть недопущение их нерациональной траты.
  • Механизация и автоматизация. Рабочий не делал более одного шага и никаких наклонов, ни вперёд, ни в стороны.
  • Наиболее рациональная логистика.
  • Стандартизация.
  • Децентрализация технологического цикла и производство отдельных узлов там, где это наиболее выгодно из соображений близости источников сырья, энергии или трудовых ресурсов.

форд

Чистота

Не жалелись деньги лишь на чистоту: на каждом заводе был организован «клининг-офис», которому поручалось обеспечение постоянного идеального порядка. Даже плавильные котлы, на всех производствах закопчённые, регулярно красились в любимый цвет Генри Форда – серебристый. Любой завод компании поражал сверканием всего, от дымовых труб до линий ЛЭП. Форд считал, что чистое предприятие подсознательно побуждает к качественной работе.

форд

Условия труда

Подпишитесь на рассылку

Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о путешествиях, досуге.

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

Принципы успеха Генри Форда

Человек, который придумал автомобильный бизнес, один из самых честных миллионеров. Он ошибался, терял состояние и богател, судился за патенты, выигрывал и проигрывал. Он вытащил Америку из экономической депрессии и стал символом самой мощной экономики в истории человечества.

Принципы производства Генри Форда

Как сказал один американский журналист "книга Форда «Моя жизнь, мои достижения» не понравится предпринимателям, но она поможет им обогатиться". В ней он раскрывает принципы своего успеха.

Принцип 1: не бойся будущего и не идеализируй прошлое. «Кто боится будущего, то есть неудач, тот сам ограничивает круг своей деятельности. Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна – позорен страх перед неудачей. Прошлое полезно только в том отношении, что указывает нам пути и средства к развитию».

Принцип 2: не обращай внимания на конкуренцию. «Пусть работает тот, кто лучше справляется с делом. Попытка расстроить чьи-либо дела – преступление, ибо она означает желание навредить в погоне за наживой другому человеку и установить взамен разума господство силы».

Принцип 3: работу на общую пользу ставь выше выгоды. «Без прибыли не может держаться ни одно дело. По существу, в прибыли нет ничего дурного. Хорошо организованное предприятие, принося большую пользу, должно приносить большой доход и будет приносить таковой. Но доходность должна быть результатом полезной работы, а не самоцелью».

Принцип 4: постоянно меняй методы производства. «Мы постоянно меняем методы нашего производства, вот причина его дешевизны. Это, конечно, не значит, что никогда не надо вносить изменения в сам продукт. Я только считаю более правильным лишь тогда браться за производство, когда бы абсолютно уверены в том, что назначение, внешний вид продукта и материал соответствуют желаемым».

Принцип 5: ставь качество своей продукции превыше всего. «Нужно добиваться, чтобы покупатель постоянно удивлялся, как можно за такую низкую цену давать столь высокое качество. Моя цель состояла в том, чтобы производить с минимальными затратами материалов и человеческой силы и продавать по минимальным ценам, стараясь выиграть за счет объема продаж».

Принцип 6: производить не значит дешево покупать и дорого продавать. «Этот процесс включает в себя обоюдовыгодное приобретение материалов и превращение их в качественный товар, необходимый покупателю, с минимальными издержками. Вести азартную игру, спекулировать и поступать нечестно – это значит затруднять указанный процесс».

Философия бизнеса Генри Форда

Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения подгоняются под него. Благодаря этому вы приобретете преимущество и сэкономите время.

Если конструкция изделия разработана и изучена основательно, то менять ее потребуется очень редко. Между тем изменения в способах производства, наоборот, будут происходить очень часто и выявляться сами собой.

Если мы не в состоянии производить, мы не в состоянии и обладать.

Всякая монополия и всякая погоня за наживой – зло. Для любого человека неизменно вредно, если отпадает необходимость прилагать усилия. Предприятие станет лишь здоровее, если подобно курице, будет разыскивать пропитание.

Алчность к деньгам – вернейшее средство не добиться денег.

Расточительность и алчность тормозят истинную продуктивность.

Моя финансовая политика только следствие моей торговой политики: я утверждаю, что лучше продать большое количество предметов производства с маленькой прибылью, чем малое количество с большой.

Непомерно высокие цены всегда являются признаком нездорового дела, неизбежно возникают из ненормальных отношений. Здоровый пациент имеет нормальную температуру, здоровый рынок – нормальные цены.

Любой труд, который нам интересен, не в тягость. Успех непременно придет, если работать как следует.

Если наша цель – рост, то нужно каждое утро пробуждаться снова и говорить «нет» сну и лени. Бизнесмены гибнут вместе со своим делом потому, что привязываются к старым методам торговли и не могут решиться на нововведения.

Если вы требуете от кого-то, чтобы он отдал свое время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых затруднений.

Если вместо работы на первый план ставятся финансы, это наносит непоправимый вред и умаляет значение настойчивого труда.

Преобладающая забота о деньгах, а не о работе, влечет за собою боязнь неудачи. Эта боязнь тормозит правильный подход к делу, вызывает страх перед конкуренцией, заставляет опасаться изменения методов производства, бежать от каждого шага, меняющего существующую ситуацию.

Всякому, думающему прежде всего об упорном труде, о наилучшем исполнении своей работы, открыт путь к успеху.

Рассказать друзьям

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные статьи и свежие выпуски себе на почту.

Статьи по теме


Маркетолог Джек Траут

Досконально изучив большие проблемы брендов и все виды маркетинговых боевых действий, гуру современного бизнеса Джек Траут сумел так позиционировать себя и свою компанию, что раз и навсегда выиграл битву за умы в международном деловом сообществе.


Петр Столыпин

Талантливый политик, экономист, юрист, администратор разработал уникальную для своего времени программу реформ – мощную, всеохватывающую, детально продуманную. «Дайте мне 20 спокойных лет, и вы не узнаете Россию» - обещал Столыпин. И он знал, как выполнить это обещание: с помощью разработанной им эффективной методики проведения преобразований.


Шиномонтаж Братьев Мишлен

Братья Мишлен думали, что у них скромный семейный бизнес. На самом деле они создали супербренд и транснациональную корпорацию с оборотом 15 млрд евро.

  • Другие темы

Вам будет интересно


Как в любом возрасте чувствовать себя молодой?

Избитая фраза о том, что истинная красота идёт изнутри, не теряет своего смысла. Пример – французские женщины, которые в любом возрасте остаются женщинами, не превращаясь ни в тёток, ни в бабусь. Конечно, можно полагать, что секрет их изящества кроется в особом образе жизни, знаменитой французской кухне и благородном вине. Однако, это не совсем так…


Новинка от бренда Orient

Новая модель премиальной серии Orient Star Contemporary RE-AT0002E.


Объявлены победители седьмой Национальной премии ТОП-5 АВТО

23 мая в зале Арт Шик Холл прошла ежегодная церемония вручения Национальной премии экспертов автомобильного бизнеса.

Спасибо, что подписались на нас!

Подписавшись на нас, Вы сможете получать каждую неделю самые интересные и полезные статьи себе на почту.

«После работы» - это сайт обо всем, что может быть интересно современному руководителю. Мы пишем о великих руководителях прошлого, значимых Персонах настоящего, о саморазвитии, личностном росте, позитивном мышлении, о жизни вне офиса, которая остается за дверью их кабинетов, - о путешествиях, досуге.

Читайте также: