Главная дорога ваз 2108

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

Мощь отечественной малолитражки и выезд с прилегающей территории 16+

Низкий таз радует глаз: тест отечественной малолитражки серии Sport. Что не так с ее генераторами?
: как зарабатывают на ОСАГО? История про старый Maybach, владелец которого пытается через суд нажиться на множестве мелких аварий. Можно ли отбиться от подобных претензий?

Перекресток равнозначных дорог или выезд с прилегающей территории? Когда нет знаков приоритета, действует правило «помехи справа», но как быть, если трудно понять, что справа — узкая улица, проезд к магазину или к частному сектору? Андрей Федорцов и Денис Юченков попытались разобраться, как поступить, когда траектории пересекаются, и как доказать правоту в суде, если разъехаться без аварии все же не удалось.

Кто виноват в ДТП, когда один поворачивал, а другой, уходя от столкновения, вылетел с дороги?

Выпуски программы

Отбойник-убийца, тест-драйв Nissan Qashqai и автопутешествие в Крым 16+

Детские автокресла-убийцы, самая угоняемая Audi и автопутешествие в Дагестан 16+

Хитрости ночевки в машине и мотоцикл на паровой тяге 16+

Подержанный FAW и его возможности, мощь противотуманок и автотрип по Карелии 16+

Ремонт авто в гараже и краш-синдром, тест Hummer и лишение прав за мнимые аварии 16+

Странные штрафы за превышение скорости, смомби на дороге и продажа автомобиля с пробегом 16+

Салон авто как место для любви, тест немецкого пикапа и спорное ДТП с байком 16+

Нападения на мобильные радары, автогонки на докатках и тест-драйв японского внедорожника 16+

Средства от укачивания в авто, регистрация фаркопа и юбилей музея Гаража особого назначения 16+

Мощь отечественной малолитражки и выезд с прилегающей территории 16+

Защита радиатора, ДТП с мажором и машина на солнечных батареях 16+

Смертельные гаджеты на дорогах и автопутешествие в Северную Осетию 16+

Ремонт авто во дворе, аферы с ОСАГО и подготовка шин к проезду по гравию 16+

Байк на паровой тяге, чип-тюнинг двигателя и опасность отбойников на дороге 16+

Дедовский способ вытащить увязшую машину и тест Hummer H2 16+

Как выжить на прогулке во дворе и способы распознать опасное детское автокресло 16+

Удобная ночевка в малолитражке и уникальная пожарная машина 16+

Опасные автобусы, выбор размера колес и тест Audi A6 16+

Нарушение технологии укладки асфальта и сумасшедший автотрип на внедорожниках по Камчатке 16+

Новые правила сдачи экзамена на права, тест-драйв японского кроссовера и часы из тормозного диска 16+

Автопутешествие в музей мусора, алкоголь без «выхлопа» и самая быстрая замена двигателя 16+

Легковушка под колесами броневика, проверка пробега авто и двойник по VIN-номеру 16+

Последствия зимовки автомобиля и безопасный выезд с парковки 16+

Техосмотр по-новому, супергероини за рулем и подарок из колеса 16+

Тест адаптеров для ремней безопасности, спорное ДТП и ледовое путешествие на Ямал 16+

Рассмотрение дел в особом порядке, тест-драйв французского Citroen C4 II и эксперименты с алкоголем 16+

Опасные покатушки на ватрушке и санях и лайфхаки по откапыванию машины из сугроба 16+

Надежность алкозамка, ручной режим в АКПП и велолопата для легкой уборки снега 16+

Безопасная буксировка и проверка лайфхаков против капризов погоды 16+

Недостатки стекол с обогревом, поиск угнанного автомобиля и противобуксовочные накладки 16+

Мощный вездеход из «Оки», лайфхаки против снега и мороза и автодворники с подогревом 16+

Новогодние флешмобы и все о безалкогольных напитках для водителей 16+

Опасности ультрафиолетовых ламп для человека и машины, а также — обжалование штрафов онлайн 16+

Схватка на парковке, «взломщик» шлагбаумов и автопутешествие в Крым 16+

Самый тихий автосервис, удобство цифрового техпаспорта, запуск двигателя без ключа 16+

Опасность противотуманных фар, «пьяные» дети в ДТП и тест-драйв популярного немецкого седана 16+

Пьяные гонки с полицией, машины-двойники и выбор аккумулятора 16+

Как выжить на дороге после мелкого ДТП и можно ли оцинковать кузов самостоятельно 16+

Проверка старых подушек безопасности и испытание японского внедорожника 16+

Выбор зимней резины, автотрип в Карелию и лишение прав за «несуществующее» ДТП 16+

Самостоятельный ремонт автомобиля, шипы vs липучки и гаражная сигнализация из старого мобильника 16+

Обжалование штрафов онлайн, «смомби» на дорогах и автотрип по Южному Уралу 16+

Как безопасно использовать авто для свидания и как правильно сдавать назад? 16+

Гонки на докатках, охота на радары и путешествие в «Город Солнца» 16+

Безопасное движение во дворе и изменения в ПДД для самокатов и моноколес 16+

Проезд под «стрелку», приговор Михаилу Ефремову и тест-драйв брутального внедорожника 16+

15 лет на дорогах страны: юбилейный выпуск 16+

Мастерство вождения в свадебном кортеже, тесты Volvo с пробегом и парадного кабриолета Aurus 16+

Аварии с животными и возмещение ущерба, управление скутером и правила пикапа с жестким ходом 16+

Тридцать два года "зубилу": ностальгический тест-драйв ВАЗ-2108


Тридцать два года – зрелый возраст. А для автомобиля – так и вовсе солидный: в Германии машины, перешагнувшие рубеж трёх десятилетий, официально считаются олдтаймерами. Тем удивительнее воспринимать в этом амплуа "девочку восьмидесятых" – вечно молодую и задорную вазовскую "восьмерку". Однако именно ровно 32 года назад, 19 декабря 1984 года, с главного конвейера Волжского автозавода в пуско-наладочном режиме сошел первый ВАЗ-2108.

М ы неоднократно вспоминали факты, связанные с историей первого тольяттинского переднеприводника: раскрывали роль немецкой компании Porsche в разработке Спутника, сравнивали «восьмерку» с немецким Volkswagen Scirocco MKII, изучали участие в судьбе проекта «Гамма» ряда западных компаний, рассматривали дилерские модификации и евро-Самару под названием Baltic, малолитражную версию ВАЗ-21081 с двигателем объемом 1,1 литра, спортивные варианты, исполнения с открытым верхом и даже Самары с дизельным мотором! Но лучший способ сблизиться с именинницей – это «погрузиться в историю» буквально, в прямом смысле. То есть, прокатившись на прекрасно сохранившемся экземпляре с полным набором «зубильных регалий и артефактов».

Ценность подобных «нетронутых» машин в том, что именно такой вариант и позволяет в полной мере прочувствовать хотя бы часть эмоций, которая переполняла советских автомобилистов тридцать с лишним лет назад. Конечно, с поправкой на то, что после современных автомобилей нам уже все равно не испытать в полной мере того, что ощущали водители в СССР, севшие за руль «зубила» после обычных Жигулей.

Во-вторых, до наших дней в подобном «сохране» добрались считанные экземпляры – в отличие от «классики», Спутник обычно приобретали молодые и активные автомобилисты, которые нередко умудрялись «укатать» свой автомобиль еще до распада СССР. Вдобавок многие детали и компоненты (особенно пластик!) ВАЗ-2108 оказались куда менее долговечными и прочными, чем на заднеприводных моделях. А если добавить непреодолимое стремление к «тюнингу» и доработке Самар, вылившееся в целую индустрию субкультуры по их беспощадному «заколхоживанию», то становится ясно, почему из почти миллиона выпущенных «восьмерок» в околозаводском состоянии пребывают единичные автомобили.

Первый ВАЗ-2108 на ВДНХ в 1984 году…

Немного истории

Массовый выпуск ВАЗ-2108 начался в 1985 году, когда было изготовлено несколько десятков тысяч автомобилей. Экземпляры до 1987 года считаются «ранними», поскольку они отличаются от более новых Самар некоторыми деталями – в частности, двухцветным интерьером с коричневой панелью приборов, «длинными» ручками на дверной обивке, «шестидырчатым» передним бампером и другими мелочами.

Ранний салон с длинными ручками – предмет особого вожделения ценителей аутентичных Спутников

Предсерийный прототип ВАЗ-2108. Обратите внимание на форму обивки и внутренние ручки, заходящие на верхнюю часть дверной карты

Советская пресса активно освещала выход на рынок принципиально новой модели ВАЗ с приводом на передние колеса

Прохожие рассматривают новенький ВАЗ-2108 на улицах Ленинграда (1985 год)

Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерных для автомобилей первых двух лет выпуска

Постановочное фото, снятое в Куйбышевской области в канун 1985 года: Дед Мороз, сотрудник ГАИ и новая модель ВАЗ. Обратите внимание на редкий «шестидырчатый» бампер, характерный для автомобилей первых двух лет выпуска

Советский покупатель принял «восьмерку» настороженно. Смущало как отсутствие задних дверей, затруднявшее посадку-высадку пассажиров, так и не лучшая практичность переднеприводного первенца. Ведь по сравнению с Жигулями Спутник оказался довольно тесной машиной (особенно на заднем сиденье), да и объем багажника подкачал. Однако первое впечатление оказалось обманчивым: «восьмерка», невзирая на скромный литраж 1 300-кубового моторчика, сразу покорила многих автомобилистов незаурядными динамическими качествами и отменной управляемостью. В том, как новая модель «стояла на дороге» и «облизывала повороты», по признанию современников, было что-то мотоциклетное. Именно поэтому молодое поколение уже в конце восьмидесятых годов относилось к «восьмерке» с благосклонностью и уважением, включая крепко слаженную аудиторию «повышенной четкости».

Интересно, что одним из первых ВАЗ-2108 на закрытом показе увидел кубинский лидер Фидель Кастро, а в числе покупателей «восьмерки» ранних выпусков была жена первого и последнего советского президента Раиса Максимовна Горбачёва.

Фидель Кастро за рулём ВАЗ-2108 на закрытом показе (декабрь 1984 года)

«Незримая тень Porsche», о которой мы детально рассказывали, способствовала успеху модели и на внешних рынках. Германия, Франция, Югославия, Бельгия, Голландия – во всех этих странах «восьмерка» нашла своего покупателя. Более того, в конце восьмидесятых годов Самары можно было встретить (и купить) даже в Англии, Австралии и… Канаде! А 9 октября 1986 года на ВАЗе был собран 10-миллионный автомобиль. Им стал, разумеется, ВАЗ-2108.

Снаружи: я задыхаюсь от нежности, от твоей-моей свежести

Снаружи «советский Делореан» смотрится стремительно даже на исходе 2016 года. Характерный силуэт мог бы выглядеть еще спортивнее – как у немецкого аналога с «ветреным» названием Scirocco. Однако из-за высокой посадки кузова между колесами и арками образовался немалый зазор, который не лучшим образом влияет на общее впечатление. Ситуацию немного исправляет «заводское занижение» – то есть, установка пружин от версии, предназначенной для европейского рынка.

При внимательном осмотре безупречного экземпляра 1990 года выпуска замечаешь некую «небрежность» общей стилистики, упрощенность архитектуры, что ли. Отдельные элементы вроде пресловутого «клюва» или голых болтов крепления колеса на ступице выглядят вполне достойно лишь потому, что сам автомобиль восьмого семейства в оригинале уже на уровне подсознания воспринимаешь как привет из прошлого – того самого, где горы были выше, а мороженое вкуснее.

Но ведь неслучайно на «дилерских» модификациях для западного рынка диски прятали за аккуратными колпаками, а «носатую» решетку меняли на деталь более скромного вида.

Да и советские владельцы первым делом стремились заменить «попугайский нос» любой доступной альтернативой, включая распиленную «решетку» от ВАЗ-2107… Именно поэтому до наших дней с родным «выражением лица» дожили считанные экземпляры. Тем более, что многие из «короткокрылок» в процессе эксплуатации претерпевали вынужденный (или не совсем) рестайлинг – установку так называемых длинных крыльев и капота в сочетании с соответствующей решеткой. Наша «восьмерка» щеголяет не только родным передком, но и щеточными очистителями фар – была у Спутника и такая «опция»! Правда, даже в советские времена встретить её можно было разве что на реэкспортных автомобилях, да и то далеко не на всех.

Внутри: я помню все твои трещинки

Пристальный осмотр советской «восьмерки» даёт представление о том, почему в конце восьмидесятых в СССР так уважали подержанные иномарки, поток которых хлынул в огромную страну со всех сторон – и с запада, и с востока. На фоне того же «Гольфа» или «Кадетта» ВАЗ-2108 в аутентичном состоянии немного грубоват в мелочах, да и зазоры великоваты. Впрочем, не будем ханжами и попробуем представить эмоции новоиспеченного владельца, который после нескольких лет ожидания в очереди получил наконец заветную «открытку» и приобрел за восемь с половиной тысяч рублей вожделенную машину, да еще новой модели.

Так за что же её любили? Взявшись за дверную ручку с характерным «фольксвагеновским» язычком, открываем массивную «калитку». Для этого сначала потребовалось вставить в замок пусть и отдельный, но уже вполне современный по конструкции симметричный ключ, который заведует замками дверей и багажника, в то время как заводится Спутник отдельным «ключиком» с характерной пластиковой головкой.

Воспоминания о будущем: вплоть до конца 2013 года точно такие ключи прилагались к каждой новой Самаре-2

Центрального замка, разумеется, нет. Как и электроприводов зеркал, стёкол, подушек безопасности, кондиционера и прочих излишеств. Впрочем, что вы хотели от доступной машины середины восьмидесятых годов прошлого века? Справедливости ради отметим, что в одноклассниках вроде VW Golf MK II и Opel Kadett E базовое оснащение столь же скудное, как и у Спутника. Правда, закрывались двери немецких машин с куда более благородным звуком, в то время как длинные «ворота» Самары захлопываются с характерным металлическим щелчком.

В первые годы «восьмерку» нередко называли «аквариумом» из-за большой площади остекления. Действительно, интерьер вызывает ощущение «воздушности» и простора, хотя чрезмерным запасом пространства машина длиной 4 006 мм и шириной 1 650 мм похвастать не может.

Чтобы самостоятельно выбраться наружу, заднему пассажиру нужно было откинуть спинку переднего сиденья и дотянуться до дверной ручки

IMG_9401

IMG_8708

Оказавшись за рулём, вспоминаешь характерную «лежачую» посадку водителя. Удобно будет далеко не всем «пилотам», поскольку рулевая колонка довольно глубоко задвинута внутрь салона, а педаль газа словно попала в ловушку между педалью тормоза и пластиковой накладкой центрального тоннеля. Впрочем, серьезных претензий к эргономике нет, разве что привлекательные с виду сиденья на деле довольно плохо держат спину, а со временем еще и начинают впиваться в позвоночник какой-то неведомой деталью каркаса. В нашем случае, правда, интерьер пребывает практически в первозданном состоянии, разве что обод руля блестит так, словно эта «восьмерка» цвета «сафари» проехала не 50, а 150 тысяч. Но всему есть своё объяснение.

Аутентичный интерьер коричневого цвета с мягкой капровелюровой обивкой сидений словно переносит обитателя на тридцать лет назад – в ту самую середину восьмидесятых, когда Михаил Сергеевич еще только запускал свою разрушительную перестройку, а в салоне новенького Спутника звучало что-то из «Весёлых ребят» или первых трёх альбомов Modern Talking, вышедших как раз в период с 1984 по 1986 годы.

Радиоприёмник «Блюз» – в числе рекомендованных для ВАЗ-2108

Внимательный и хорошо разбирающийся зритель заметит особенности раннего «восьмерочного» интерьера – так называемые длинные ручки на оригинальной дверной обивке. Да, салоны первых Самар отличались в мелочах – стрелки комбинации приборов были оранжевыми, а не белыми, спинка заднего дивана иногда не имела вертикальных прострочек, а дверные «карманы» и «мыльницы» по виду отличались от деталей интерьера более поздних лет выпуска.

10

Справа под рулевой колонкой притаился «подсос» – привод управления воздушной заслонкой, причем с соответствующей световой индикацией в комбинации приборов. Помнится, из-за особенностей конструкции оранжевый индикатор на многих Спутниках светился даже при полностью закрытой заслонке…

Комбинация приборов была очень информативной и отличалась наличием вольтметра и эконометра, в то время как тахометр отсутствовал. Блок контрольных индикаторов сгруппирован слева от спидометра.

WP_20150925_14_42_21_Pro-2

Двигатель оживает очень быстро и работает «на подсосе» весьма устойчиво с первых минут после запуска. Правда, салон наполняется ощутимыми вибрациями, которые на месте не проходят практически никогда. Путём кропотливой регулировки карбюратора и поиском оптимальных холостых оборотов можно было добиться уменьшения неприятного эффекта, но из-за наличия демпфера в «длинной» рулевой колонке и отсутствия задней правой опоры силового агрегата в той или иной мере вибрация на холостом ходу проявлялась практически на любой «восьмерке».

1300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.

1 300-кубовый двигатель славился своим «боевым» характером. Черный непрозрачный бачок омывателя на серийных ВАЗ-2108 практически не встречался.

На ходу: пою твои-мои песенки

Впрочем, нечего стоять на месте с включенным двигателем, ведь это же «почти Porsche»! С первых же минут вспоминаешь, за что «восьмерку» любили и презирали одновременно. Острый руль с ярко выраженным стремлением к возврату в ноль, резкие реакции шасси, «задорный» характер мотора – все это настраивает на боевой лад! Правда, 1 300-кубовый двигатель начинает хорошо тянуть лишь после прогрева, а некоторая нехватка крутящего момента снизу по сравнению с более поздними «впрысковыми» Самарами ощущается водителем очень хорошо. Ситуацию усугубляет не лучший подбор передаточных чисел с довольно короткой первой передачей и «отодвинутой» от неё второй. Если попытаться выиграть светофорную гонку у соседей по потоку, «силовое» переключение чревато хрустом синхронизатора. Зато в обычных режимах машины с «четырехступкой» выгодно отличались от более поздних Самар практически беззвучной трансмиссией, которую предписывалось заправлять… моторным маслом! Вы не ослышались: вместо трансмиссионки стандарта GL-4 коробка Спутника работала на обычной минералке вязкостью SAE 15W40. При этом без каких-либо вмешательств агрегат спокойно выхаживал 150-200 тысяч километров – особенно, если водитель не злоупотреблял стартами с «лаунч-контролем».

Пересев с «классики» на ВАЗ-2108, многие водители недоумевали по поводу того, что «печка» функционирует только при включенном электродвигателе вентилятора. Действительно, воздух в салон самотёком практически не поступает, поэтому первая скорость «климата» во время езды должна быть включена как летом, так и зимой. Сам отопитель, к слову, на «низкой панели» весьма эффективен, но на многих машинах работает по принципу «триггера» – либо жарит на полную, либо ничего.

Конечно, даже идеальная «восьмерка» не отличается высоким уровнем комфорта. И дело отнюдь не в конкретном экземпляре, который «вылизан» практически до уровня «забугорных» модификаций. Салон не только тесноват, но и «музыкален» – на неровностях формованные пластиковые детали живут своей жизнью, потрескивая и поскрипывая в такт работе подвесок. С «разговорчивостью» интерьера владельцы боролись как могли – подклеивали поролон и «антискрип», крепили обивку «напрямую» мощными саморезами, безвозвратно её при этом уродуя… Справедливости ради заметим, что недеформированные панели дверей и боковин ВАЗ-2108 вполне надёжно фиксируются на металле с помощью стандартных пластиковых клипс – тех самых «ёжиков», ставших настоящей притчей во языцех. Просто клипсы нужно менять постоянно и вставлять их в сопрягающиеся детали точно отработанным движением. Ловкость рук и точность ударов – вот какими качествами должен обладать сборщик «зубильного» интерьера.

Зато как она едет! Под нагрузкой прогретый двигатель просто поёт, наполняя салон хорошо знакомым тембром. Отсутствие тахометра совершенно не мешает, ведь мотор не только слышен, но и прекрасно ощущается водителем через органы управления – в частности, «моментальную» педаль акселератора.

Поверьте, звук хорошо отрегулированного и «плотно» собранного двигателя восьмого семейства ласкает слух не хуже рядной баварской «шестёрки». Просто обертона у него другие.

С первых же метров понимаешь, за что «восьмерку» когда-то называли «Порше для нищих». Казалось бы, всего 64 «лошадки» и какая-то сотня ньютон-метров крутящего момента, обеспечивающие отнюдь не «суперкаровские» 16 секунд до сотни и 148 км/ч «максималки».

ВАЗ-2108 – легенда Советского автопрома

Не бывает плохих автомобилей – бывает плохо сделанный выбор.

Появление этого автомобиля в далеком 1984 году вызвала бурю негодования. Новая модель кардинально отличалась от привычной и глубоко полюбившейся советским гражданам «классики». Новомодный дизайн, созданный с чистого листа, абсолютно не соответствовал современным моделям 2105 и 2107 того времени. Заостренная передняя часть кузова, капот под большим наклоном, от чего и получила название – «зубило». Отсутствие дверей создавала неудобство при посадке на заднее сидение. Багажник не отделенный от салона перегородкой, некомфортный для перевозки токсичных грузов. Все эти причины не вызывали желания приобретать этот автомобиль.
Применение множества новых технических решений: привод на передние колеса, тросовый привод сцепления, новая топливная система с двухкамерным карбюратором типа «Солекс», электронное бесконтактное зажигание, применение большого количества пластмасс в отделке, а так же каждая деталь была спроектирована заново. Превосходная аэродинамика Cx =0,29, облегченная конструкция более чем на 100 кг, новое поколение двигателей с улучшим КПД все это увеличило экономию топлива на 15%. Абсолютно новый салон с отличной эргономикой делал длительные поездки неутомительными. Все эти достоинства поначалу не воспринимал народ, но спустя несколько лет постепенно появился интерес к модели ВАЗ-2108.
На испытаниях первых образцов автомобили на высоких скоростях (более 140 км/ч) теряли управляемость. Для решения этой проблемы Авто-ВАЗ обратился к инженерам фирмы «Porsche». Высоко квалифицированные немецкие инженеры потратили несколько тысяч часов на доработку модели. Изменили настройки подвески, проработали аэродинамику. В итоге получился отлично управляемый автомобиль с крепким кузовом, который и по сей день широко используется в автоспорте.
До середины девяностых в Европу экспортировалось 50 тысяч «вазовских» автомобилей в год. Требовательных Немцов устраивала русская формула со значениями: цена/качество, и они покупали наши автомобили. В Великобритании версии с правым рулем 21086, 21096, 21088 и 21098 раскупались, как горячие пирожки. К сожалению, качество экспортных моделей было намного выше продаваемых в странах СНГ «Лада Спутник». Поэтому у нас до сих пор многие считают русские автомобили низкокачественным продуктом.
Изначально «восьмерки» комплектовались только моторами рабочим объемом 1300 см3 и четырехступенчатыми КПП. Новые двигатель, сцепление и КПП были созданы компактными для поперечного расположения. После выхода в свет «девятки» в 1988 году на производстве появляется двигатель с увеличены объемом 1500 см3 и пятиступенчатая КПП. Этот мотор является самым популярным: достаточная мощность 75 л.с. и в случае обрыва ремня ГРМ клапана не встречаются с поршнями.
Для стран СНГ изготавливались 08 и 09 модели с названием «Лада Спутник», а экспортные назывались «Lada Samara». На экспорт шли автомобили лучшего качества, иначе бы в Европе на них не было бы спроса. Поэтому при покупке автомобиля стоит искать реэкспортированный вариант, потому что у него стойкость к коррозии кузова и надежность узлов и агрегатов заметно лучше. Как правило «Samara» укомплектована получше: электроочистители фар, люк, матерчатая обивка дверей, электронное управление холостого хода, литые диски, нестандартная фальшрадиаторная решетка, водительское зеркало венгерского производства, спойлер на задней двери, обвес, противотуманки и стартер фирмы «Bosсh».
Из Европы часто пригоняли «Самары» с мотором 1100 см3. Мотор экономичный и высокооборотистый – тяга просыпается после 3000 об/мин. На трассе показывает себя неплохо на скоростях 80-140 км/ч, но в городе слабоват, особенно при полной загрузке автомобиля. Ресурс значительно меньше, чем у моторов 1,3 и 1,5. Для активных водителей моторчик не подойдет, а вот для пенсионердрайвера и экономиста – то что доктор прописал.
В свое время я приобрел модель ВАЗ-21081 как раз с таким двигателем 1100. Тогда я был студентом и экономичность являлась большим плюсом для меня. На одометре была 171000 км. Этот автомобиль побывал у не одного неважного хозяина до меня. Мотор кушал масло, но тянул лямку неплохо. В городе приходилось не спешить с переключением на высшую передачу: первая до 30 км/ч, вторая до 50 км/ч, потом третья и сразу четвертая на 60. На трасе при опасных обгонах приходилось разгоняться на третьей более 90 км/ч. Только при таком ритме разгон был в норме. Заливать мог только дешевый бензин. При почти значительных нагрузках и несоответствующем топливе двигатель сдался быстро: прогорел клапан и он затроил. Я сильно не расстроился, потому что планировал заменить двигатель на полуторолитровый. Обзвонив все объявления, нашел только один мотор 1500 во всем Минске за 300 долларов – дефицит сказывался на цене. Двигатель был в хорошем состоянии, но в него заливали дешевое масло и нагар был везде. Поршни я с трудом отмыл при помощи «Vanish» и зубной щетки, на всякий случай заменил вкладыши, кольца, маслосъемные колпачки. С таким литражом нехватки момента не испытывал машина примерно одинаково хорошо разгонялась пустой или с полной загрузкой. Я заливал в двигатель полусинтетику от «ЛУКОЙЛ», расход составлял пол-литра на 10000 км только за счет пропускающих прокладок и сальников. По сравнению со старым мотором этот потреблял 80-Нормаль без характерного звучка. При поездке в Брест просчитал расход: средняя скорость 110 км/ч на четвертой передаче, расход 6,7 л/100 км.
Сцепление надежное: служит до 170 тыс.км. Комплект заводского сцепления обойдется примерно в 55 долларов. Попадаются некачественные выжимные подшипники, которые могут сразу загудеть. Мой агрессивный стиль вождения новое сцепление терпело более 60000 км и ничего с ним не случилось. Самое слабое место – это трос сцепления. Если педаль выжимается туго – значит придется несколько раз в год менять перетирающиеся тросы сцепления. В этом случае необходима хитрая регулировка, так чтобы оболочка сильно не перегибалась и не зажимала внутренний трос…
Коробка передач – весьма удачная разработка советских конструкторов. До 300 тыс. км при грамотной эксплуатации поломок не будет. Неприятные мелочи – протекающие сальники не в счет. В пятискоростных необходимо постоянно следить за уровнем масла или даже лучше немного перелить, иначе существует угроза выхода из строя пятой передачи. Я предполагал, что 4-х ступенчатая КПП не выдержит моего агрессивного вождения: частых ударных переключений на автосоревнованиях, тренировках и в обыденной жизни, но она не издавала ни звука даже в трудные для нее мгновения.
Левый наружный ШРУС я заменил сразу после покупки – щелкал во время движения с вывернутыми колесами. Рекомендую покупать итальянского производства GLO. Правый шарнир за 85 тыс. км проблем не создавал, только перед продажей обнаружились трещины в пыльнике.
Подвеска здесь создана для наших дорог. Как и принято у переднеприводного автомобиля гольф класса: спереди МакФерсон, сзади полузависимая балка. Сзади все просто: иногда нужно менять амортизаторы и пружины. Салентблоки в местах крепления балки к кузову вечные – кузов быстрее рассыпется. В передней подвеске салентблоков хватает тысяч на двести при спокойной езде. В случае если придется менять салентблоки поперечных рычагов и растяжек, то всю работу можно проделать с легкостью одному. Причем вам не понадобится ни подъемник, ни яма, ни эстакада, только немного помучаетесь на корточках. При замене салентблоков стабилизатора необходим поход снизу. При замене передних стоек амортизаторов важным инструментом будет стягиватель пружин, который совершенно не понадобится при обслуживании задней подвески. Слабое место – опорные подшипники передних амортизаторов – недоработка конструкторов. Куда надежнее ходят опоры от «десяток», только с ними в паре желательно ставить «десяточные» амортизаторы. Рекомендую береч от высоких бордюров кронштейны растяжек расположенных сразу под передним бампером и выполненных из сплава алюминия, который крошится от несильных ударов. Поддон крепкий выдерживает сильные удары, правда сминается.
Стандартная подвеска мягкая комфортная, все неровности проглатывает хорошо. 160 мм дорожного просвета делает этот автомобиль внедорожником среди иномарок. Проверено на личном опыте: идет по свежеперепаханому полю с прицепом груженым картофелем уверено, а так же трогается с места, разворачивается. А как она ведет себя на танковой дороге в лесу! Можно форсировать любые лужы, только без фанатизма. «Восьмерка» собранная для Европы имеет жесткую подвеску заниженную на 20 мм.
Кто намерен настроить подвеску на спорт, вот что понадобиться для этого: газо-маслянные амортизаторы «AV Autotechnik», пружины с изменяемым шагом витка «Фобос», усовершенствованные опорные подшипники и усиленный стабилизатор от ВАЗ-2110. Кто готов потратить больше денег на тюнинг, ему можно заказать готовый спортивный комплект пружин с амортизаторами таких именитых фирм: «Billstein», «Koni» или «Kayaba».
Про кузова тут отдельный разговор. Лучшие кузова у реэкспортированных «Samara» – другие материалы, условия хранения, жесткие требования контроля и обработка гравитексом днища. Для долголетия кузова рекомендую залепить пластилином все дырки в днище и пролить все полости, лонжероны, пороги и даже двери нигролом. Колесные ниши нужно прикрыть защитой, все щели залепить пластилином. Каждую весну зачищать ржавчину обрабатывать и закрашивать. Выполняя эти не хитрые меры, ваши расходы на кузовные работы за много лет эксплуатации будут минимальными. Самые слабые места у кузова: задние арки, колесные ниши, днище в районе порогов и багажника, моторный отсек, в салоне под ногами водителя и переднего пассажира, пороги, нижние кромки всех дверей.
За пять лет эксплуатации и 85000 километров пробега машинка два раза подвела: коммутатор испортился и пробило бегунок распределителя зажигания. В основном беспокоили мелочи: ломающиеся ручки, выключатели, замки, сидения; пропадающие контакты в электрике; глушители прогорающие раз в два года.
Уровень комфорта выше, чем у «классики», но русские не научились делать комфортные автомобили. Если вы много часов в день проводите за рулем, то вам эта машина вряд ли подойдет. Большие двери – большие неудобства на тесной стоянке. Если дверь открыта целиком, то в салон удобно попасть даже инвалиду.
Продал я ее потому, что надоела она мне за пять лет, захотелось чего-нибудь другого, современного и немецкого, а еще 75 лошадок стало недостаточно.
При продаже выяснилось что «восьмерки» и «девятки» в хорошем состоянии на вес золота на периферии. Не все еще перестроились на авто иностранного производства. Многие иномарки понадежней ВАЗ-ов, но запчасти у них в разы дороже. Тем более «жигуль» в заботливых руках за многие годы эксплуатации не подведет – проверено.
Проблем с поиском запчастей не возникнет для этих автомобилей, потому что «десятое» семейство и новая «Самара2» собраны на 80% из «восьмерочных» комплектующих. Этот автомобиль идеально подойдет для заботливых и трудолюбивых автолюбителей с ограниченным бюджетом. Если машину покупаете не для семьи, то лучше брать «восьмерку»: кузов крепче и менее проблемный.

Безумные "Зубилы": тюнинговые проекты ВАЗ-2108 и 2109


В Волгограде за не очень большие деньги выставлен на продажу масштабный тюнинговый проект на базе ВАЗ-2108 2002 года выпуска. Это как раз пример дорого комплексного подхода к тюнингу - описание изменений занимает две страницы А4.

Фото: Борис Захаров

Одно из главных - под капотом машины установлен сильно переделанный вазовский двигатель 1.6, которому добавили турбонаддув. Заявленная мощность - 250 лошадиных сил. Под возросшую мощность серьезно переделаны и все остальные узлы и агрегаты.

Само собой, тюнингу подвергся и интерьер, который перетянули кожей, установили сиденья от Subaru, врезали подиумы под акустику и установили современные мультимедийные системы. Это малая доля того, что было сделано с машиной. По словам владельца, инвестиции в проект составили более полумиллиона рублей, а сама "Восьмерка" неоднократно становилась участником разных фестивалей.


Виталий из Смоленска выставил на продажу редкую модификацию "Восьмерки" в кузове кабриолет. Такие машины мелкой серией чаще всего делались европейскими дилерами ВАЗа для внутреннего рынка, хотя специалисты из Тольятти порой в проектах все же участвовали. В Европе у кабриолетов на базе "Жигулей" была масса названий, но самым распространенным из них стало женское имя "Наташа".

Фото: Пресс-служба АвтоВАЗа.

Предлагаемая версия 1991 года выпуска с двигателем 1.5 мощностью 70 л.с. Заявленный пробег - 100 000 км, что может быть правдой, поскольку даже вазовские кабриолеты в России покупались как диковинки и часто не эксплуатировались. По этой же причине быстро надоедали, так что чаще всего в ПТС большое число владельцев.

К сожалению, никакого описания и истории к машине нет, но видны следы легкого тюнинга вроде замены оптики и дисков. Система сайта объявлений выдает предупреждение о неких юридических ограничениях.


В Санкт-Петербурге выставлена на продажу редкая мелкосерийная модификация "Девятки", известная как "Тарзан". Это целое семейство моделей ВАЗ-2108, -09, -099 и даже 2111 и 2112, которые под заказ выпускались с конца 90-х годов прошлого века.

Фото: www.vk.com/sovietcarar

По своей сути представляют собой скрещивание легковых моделей ВАЗ с агрегатами "Нивы", причем в основе машины находится рама. Таким образом ВАЗ пытался сделать альтернативу устаревшему внедорожнику, но с комфортом своих легковушек. Как покажет история, первозданная "Нива" в итоге переживет еще не одно поколение "Лад".

Несмотря на то, что "Тарзаны" регулярно встречаются в продаже, выставленный в Санкт-Петербурге образец - одна из 105 выпущенных машин с французским дизелем Peugeot, которые устанавливались на экспортные "Нивы". Кроме того, "Тарзаны" оснащались полностью независимой подвеской, дисковыми тормозами всех колес и усилителем руля.


Евгений из белорусского города Гомель, видимо отчаявшись продать машину на родине, выставил на российских ресурсах интересный тюнинговый проект на базе ВАЗ-2108 1992 года выпуска. Подход к созданию схож с "Турбовосьмеркой", описанной выше: автомобиль подвергся масштабной переделке, которая коснулась буквально всей конструкции.

Фото: www.instagram.com/lada_vesta_club/

Доработан и усилен кузов, полностью переделан и обшит кожей салон, в который умудрились установить интерьер от Opel Vectra A. Само собой, отдельный раздел описания занимает акустика от Pioneer. Под капотом доработанный мотор 1.8 с коробкой передач от "Десятки". Полностью переделана подвеска, трансмиссия, тормозная и выхлопная системы. В качестве бонуса хозяин отдает с машиной и новый компрессор на 0,5 бар. Ну а главным вау-фактором проекта являются так называемые ламбо-двери, открывающиеся вверх.


В Москве продается гоночный ВАЗ-2108 1997 года выпуска для участия в соревнованиях по ралли-кроссу.

Фото: avto-nomer.ru

Автомобиль подготовлен исключительно для гонок и не может эксплуатироваться на дорогах общего пользования. Каркас безопасности, спортивный технический паспорт и уровень подготовки по классу S1600. Под капотом машины двигатель на 210 лошадиных сил.

Подробностей постройки и истории участия в соревнованиях нет. Поскольку такие автомобили не имеют случайных покупателей и продаются в "своей" среде, подобная информация имеет второстепенное значение.


В Санкт-Петербурге известное реставрационное ателье выставило на продажу очень редкий экземпляр кабриолета на базе ВАЗ-2108 1994 года выпуска. Машина построена бельгийским кузовным ателье Garage Meeus с привлечением конструкторов и дизайнеров АвтоВАЗа, которые разработали кузов без центральной дуги. Машина имеет оригинальный обвес Scaldia-Volga - крупнейшего на тот момент экспортера советских машин в страны Бенилюкса.

Фото: www.instagram.com/auto_historia/

По имеющемуся описанию, при реставрационных работах консультации проводились лично с Владимиром Ярцевым - дизайнером АвтоВАЗа тех лет и создателем оригинальных кабриолетов ВАЗ, а также других моделей завода. Выставленный образец имеет полностью оригинальную техническую часть с двигателем 1.3 мощностью 64 лошадиные силы.


В Ростове-на-Дону продается "Восьмерка" 1988 года по цене нового Mercedes AMG. Собственно, от ВАЗ-2108 в машине (и то не полностью) остался только кузов. Проект является ничем иным как болидом для участия в чемпионате России по дрэг-рейсингу, то есть, скоростных заездах по прямой на 402 метра, и принадлежит обладателю Кубка России из команды Clubturbo Владимиру Третьяку.

Фото: скриншот с youtube.com

Мощность турбодвигателя, в том числе при помощи впрыска закиси азота, доведена до 1100 лошадиных сил. Запредельная отдача позволяет машине разгоняться до 100 км/ч за 2,3 секунды, а до 250 км/ч - за 9,5. Все это выжато из четырехцилиндрового мотора Mitsubishi и передается на передние ведущие колеса.

ВАЗ 2108 видео обзор и тест драйв

Ваз 2108 на самом деле легендарная машина, потому что это первая советский автомобиль, который был разработан полностью с нуля. Даже протеже, легендарные Жигули, делавшиеся по лицензии, так как были уже придуманы компанией Fiat. А вот этот автомобиль сделали с нуля и помогали нам в этом инженеры Porsche. За это им большое спасибо. Машина за 30 лет до сих пор ездит по российским дорогам, так как кузов оказался на удивление крепким. Именно Porsche настояли в некоторых конструктивных решениях, на лонжеронах и других деталях.

Восьмерка была первая массовая переднеприводное авто.

Вышла в свое время порядка практически в 1 000 000 экземпляров. Потом на их базе сделали 99. В общем этой машине можно также сказать спасибо и за Десятку, и за Приору, потому что частично они пошли по пути модернизации.То, что было придумано в Ваз 2108 в дальнейшем развивалось и применялось в других моделях российских автомобилей.

В свое время этот автомобиль хотелось приобрести, благодаря ее интересному силуэту в отличие от Жигулей, плюс к этому очень энергичная на разгоне, что не могло не прельщать. Но время идет, а с ней меняется и техника.

Тест драйв

Годы не щадят никого, и Ваз 2108 очень сильно устарел. Удивить этим авто уже никого нельзя. Восьмерка довольно прочная машина, но внутри каждый элемент живёт своей жизнью. Как не старайтесь полностью избавиться от скрипов не получится, она будет шумной для своих годов и по своей конструкции.

Особого комфорта от машины вы не получите.

Нужно просто понимать для чего она нужна. Это в принципе хорошая рабочая лошадка, которую вы берете, чтобы она могла доставить из пункта А в пункт Б. За ней следить можно без каких-либо особых проблем. Меняйте масло и расходники вовремя, и это авто будет хорошо служить.

Кроме того, в машину можно при желании много всего вместить, особенно если убрать заднее сиденье. Дополнительно объем перевозимых вещей увеличивается за счет крыши и при присоединении прицепа.

У Восьмерки довольно высокий клиренс, около 160 мм. В принципе такой просвет разрабатывался под такие разбитые дороги, как в России. И также легко она может соревноваться по бездорожью с современными внедорожниками. Такая легковушка должна быть во дворе для работы, чтобы поехать в лес на шашлыки, на рыбалку и так далее. Подробный видео обзор о 2108 вы можете посмотреть ниже после статьи.

Подвеска у авто достаточно сбитая. Восьмерка по трассе держит дорогу хорошо.

На обзоре участвует Восьмерка из первых выпусков, которая делалась с коротким крылом и пластиковой накладкой. В дальнейшем инженеры стали дорабатывать версию. Машину можно практически самому отремонтировать.

Мотор здесь ставился 1.1 л, 1.3 л, 1.5 л бензиновые и карбюраторные, в последних выпусках устанавливался двигатель 1.5 л инжекторный. Коробки передач есть 4 и 5 ступенчатые коробки механики.

Спереди и сзади ставят усиленные пружины, увеличивая клиренс. В таком виде она может вполне соревноваться с современными кроссоверами, ведь она может без особых проблем проехать в лесу.

Итог

Если вы хотите приобрести себе Восьмёрку, то запасайтесь терпением. Если эта будет ваша первая машина, то в принципе вы научитесь ремонтировать ее, разберетесь в расположении деталей. Про комфорт и другие современные технологии говорить здесь даже не стоит. 2108 нужен для быстрого передвижения, перевозки грузов из одной точки в другую, и не более того. Плюс к этому прельщает низкая цена приобретения.

Видео

10 малоизвестных концепт-каров АвтоВАЗа, увидеть которые на дороге - большая удача

1. ВАЗ-21106 GTI 2.0 16V

Этот автомобиль появился в последние годы двадцатого столетия и представлялся как динамичный скоростной «седан» класса GT. В его конструкции использовали узлы и системы, которые были не только современными, но и такими, которые максимально приспосабливали его к отечественным дорогам. Так, среди последних можно выделить: 4-цилиндровый, 4-тактный двигатель с 4-клапанами на цилиндр Opel C20XE, пятиступенчатая коробка передач Opel, модель F18, 15-дюймовые литые диски, а также рулевое управление с гидроусилителем ZF. Все эти технические решения позволяли машине разгоняться до 100 км\час за 9,5 секунд, а максимальная скорость составляет 205 км/ч, что на конец девяностых годов было весьма впечатляющем показателем.

2. ВАЗ-21055 дизель

Параллельно с GTI на ВАЗ разрабатывали и более практичные модели, например, «пятёрку» с 53-сильным вихрекамерным дизельным двигателем ВАЗ-341. Среди других новшеств, которые применялись в модернизированной ВАЗ-2105 - это радиатор большей производительности, новый вентилятор системы охлаждения, а также мощный генератор. Все эти решения дали возможность «пятёрки» на дизеле ездить так же, как и классическая, но при этом потребление топлива составляет всего 5,7 литров на 100 км. Правда, при всей перспективности концепта, на отечественных просторах модель не получила распространения. А вот на экспорт машины уходили в немалых количествах, потому-то у нас её мало кто помнит.

3. ВАЗ-2101 с роторным двигателем

«Копейка» фактически с самого начала своего появления стала по-настоящему народным автомобилем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что её пытались модернизировать. Так, например, поставив на ВАЗ-2101 экспериментальный роторно-поршневой двигатель мощностью 70 л.с. и с несоизмеримой с классической моделью тягой. В итоге, по тем временам «Копейка» была способна «летать» не хуже тогдашних иномарок. Вот только до массового потребителя ВАЗ-2101 с роторным двигателем решили не доводить: они были доступны только спецслужбам, ведь это им необходимо развивать высокие скорости в погонях за преступниками или с другими целями.

4. ВАЗ-2102Э

5. ВАЗ-21109 «Консул»

Мало кто знает, но на ВАЗ собрали даже лимузин. Речь идет о модели ВАЗ-21109 «Консул». А производилась она следующим образом: был удлинён оригинальный кузов на 700 мм, установлен двигатель от ВАЗ-2112, а также литые диски и пару подушек безопасности. С максимальным комфортом оборудовали и салон: сзади поставили кожаный диван, бар и холодильник, а также видеомагнитофон с телевизором. А от водителя пассажиров отделяла звуконепроницаемая перегородка.

6. Lada «Тарзан»

7. ВАЗ-212180 «Фора»

В 1996 году специалисты из ПСА «Бронто», которая является дочерней компанией АвтоВАЗа, взялись за собственную модернизацию «Нивы». Во время проектирования концепта был произведен серьёзный тюнинг: так, был увеличенный в длину на 300 мм оригинальный кузов, надстройка крыши была выполнена из пластика, а в салоне установили более комфортабельный задний диван от «восьмёрки». Кроме того, за дополнительную плату машину предлагалось оснастить боди-китом, гидроусилителем и кондиционером. А вот двигатель остался прежний: 1,7-литровый агрегат с карбюратором, правда, позже он был заменён на мотор с впрыском. Все эти конструктивные решения резко повысили спрос на этот автомобиль, вот только на объёмы производства это не повлияло, и сегодня об этой машине уже мало кто вспомнит.

8. ВАЗ-2120 «Надежда»

Ещё одна модификация «Нивы», причём весьма оригинальная и перспективная. В результате получился семейный однообъемник с полноприводной платформой от оригинала на семь посадочных мест, а также обладающей вместительным багажником. Первоначально на этот концепт-кар у специалистов из Тольятти были обширные планы: из него хотели собирать и фургоны, и пикапы, и даже офисы на колёсах. Но все эти задумки для «Надежды» в итоге не воплотились в жизнь из-за очень низких продаж, поэтому в общем за восемь лет выпуска было собрано чуть больше семи тысяч экземпляров.

9. Lada Natacha

Детища АвтоВАЗа пользовались популярностью и у зарубежных ателье. Так, однажды бельгийская тюнинг-мастерская решило восполнить пробел авторов, которые не строили кабриолетов. Так на базе ВАЗ-2108 появилась Lada Natacha, которая активно продавалась на экспорт, например, в Турции, Египте, Греции и Югославии. Попадал кабриолет и в Советский Союз, однако официально на отечественных просторах эта модель никогда не продавалась.

10. Lada 4x4 Кабриолет

На одном кабриолете на базе ВАЗ иностранные тюнинг-ателье не остановились. Поэтому в 1989 году одна из английских мастерских выпустила первый экземпляр модели Lada 4x4 Кабриолет. Эта машина и сегодня остаётся довольно востребованной среди коллекционеров автомобилей, особенно учитывая тот факт, кто она очень редкая, ведь была выпущена мелкосерийной партией. А вот на отечественных просторах её почти не увидеть, поэтому встретить её на дороге - это большая удача.

«ВАЗ 2108: Великолепное «зубило»


«Восьмерка» — великий автомобиль. Это надо признать и не царапать нехорошее слово на постаменте. Не нравится? Отойди в сторону и не мешай. Для отечественного автопрома «восьмерка» — что крейсер «Аврора» для революции. Тоже стрельнула, открыв эру переднеприводников в СССР, а потом и в России.

Сами вазовцы называли его «зубилом», «фонарем» — за резкие, рубленые линии кузова. Народ поначалу относился с опаской: у всех приличных автомобилей ведущая ось — задняя, а здесь…? И как этим управлять? На полном серьезе интересовались, что такое передний привод и с чем его едят. Ветераны автомобилизма, заслуженные «деды», проездившие всю жизнь без аварий, сменив классический «жигуленок» на загадочную для советского человека новинку, бывало, попадали в нелепые ДТП. Из-за этого, из-за «переднего»… А потом «восьмерку» полюбили. Крепко и навсегда. Ничего подобного «АвтоВАЗ» больше не выпускал. Во всех этих «десятках», «приорах», «грантах», «калинах», «ларгусах» нет и доли той харизмы, которая была у «зубила».



Его «квадратно — угловой» дизайн был для своего времени сверхсовременным. Точнее сказать, вазовцы попали в тренд: в 1978 году, когда партийному и хозяйственному руководству страны впервые показали прототип ВАЗ 2108, Fiat выпустил модель Ritmo — тоже «угловую» и тоже «квадратную» (и ведь не с верхней полки рухнули фиатовцы — такое видение автомобиля предложило всемирно известное кузовное ателье Bertone). А еще раньше, в 1974-м, появился Volkswagen Golf, «оквадраченный» дизайн-студией Джорджетто Джуджаро.

Но это там, на загнивающем Западе, где полет фантазии ограничивал только бюджет. А у нас-то была еще и «партийная линия», в соответствии с которой даже автомобили должны были быть идеологическими выдержанными… «Восьмерка» в эту «линию» вряд ли вписывалась, но, по слухам, проект поддержал сам генсек Брежнев — большой любитель и знаток машин. Если так — то слава КПСС!



«Восьмерка» и внутри была современной: передний привод, поперечно расположенный мотор, стойки McPherson спереди и полузависимая подвеска сзади, тросовый привод сцепления, реечное рулевое управление, бесконтактная система зажигания, пластиковые энергопоглощающие бамперы, кузов «хэтчбек» — для неизбалованного советского автомобилиста это была почти космическая тачка. Под именем Samara машина экспортировалась на Запад, в частности, в Германию, Великобританию, Францию, Бельгию. Там машину немного дорабатывали и ездили. Не потому ли, что за ней закрепилось еще одно прозвище — «русский Porsche»?

Немцы помогли тщательно проработать конструкцию кузова, создать новое семейство двигателей и коробку передач. Они научили советскую машину ездить и проходить неровности дороги… В Тольятти и Дмитрове были проведены четыре жёстких теста по булыжни¬ку — по 12 000 километров. Еще три ресурсных пробега — по 80 000 километров — прошли на полигоне НАМИ под Москвой. Машину загоняли в горы Кавказа, одно «восхождение» она совершила на гору Венту (1912 метров над уровнем моря) в департаменте Воклюз во Франции. В ее активе — три летних испытания в Алжире, Туркмениста¬не, Таджикистане и обширная зимняя программа.



Porsche занимался и аэродинамикой: небольшую выштамповку над задней дверью предложили именно специалисты из Штутгарта, чтобы потоком воздуха «догрузить» задние колёса и улучшить управляемость. На высоких скоростях машина действительно стала более стабильной, но возникла другая проблема: теперь стекло третьей двери мгновенно загрязнялось… Пришлось ставить стеклоочиститель.

Следуя советам Porsche, вазовцы не стали изобретать велосипед и ринулись в Европу покупать необходимые им решения. Дисковые тормоза и вакуумный усилитель — это от Lucas, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач — от ZF. Сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, балка задней подвески тоже не совсем наши… Даже технологию производства дверных замков искали за границей. Кто после этого скажет, что «АвтоВАЗ» не старался сделать классный автомобиль?!



И он его сделал, пусть со своими огрехами в сборке, но сделал. И показал народу в 1984 году. То есть на проектирование, постройку прототипа, испытания, доводку, подготовку производства ушло всего шесть лет. Даже для западного автопрома — это очень приличный результат. Потом уже появились 5-дверный хэтчбек ВАЗ 2109 и седан ВАЗ 21099, ставшие едва ли не самыми массовыми автомобилями в истории Волжского автозавода.

А какой простор для тюнинга дало «восьмерочное» семейство. Вариации на тему ВАЗ 2108 и ее модификаций просто не поддаются учету. Доработка была и самопальной, и фирменной — каждый старался, как мог. Но дальше всех пошел европейский дилер «АвтоВАЗа» компания Scaldia — Volga, сделавшая на базе «восьмерки» кабриолет (!) Lada Natasha и подготовившая его к мелкосерийному производству. Автор видел эту тачку без верха на Парижском автосалоне 1994 года: очень стильная штучка!



Вспоминаю о ней, чтобы подчеркнуть один важный момент: далеко не с каждой машиной могут пройти подобные вольности. То есть сделать-то можно все, что угодно, но такая «пластика» запросто приведет к уродству, если стилистика автомобиля не располагает к переделкам. Однако у «зубила» оказался широкий диапазон, и вершиной стайлинга была, конечно, «Наташа».

…Я купил «восьмерку» у своего знакомого, которому срочно потребовались деньги. Увидел — и глаз не смог оторвать. Ему пригнали машину из Прибалтики, а туда она попала из Англии (экспортный праворульный вариант, которому, по возвращении на историческую родину, вернули баранку на правильное место). Ярко-красная, в спортивном пластиковом обвесе, с имплантированными в фальшрадиатор противотоуманками, из-за которых ее сначала отказались регистрировать, она завораживала, несмотря на возраст. А было ей к тому времени восемь лет, и, судя по тронутым коррозией краям колесных арок, потекам масла в моторном отсеке, изрядно затертому велюру передних сидений, засевшим в салоне «сверчкам» (хотя и новые машины, говорят, скрипели), эксплуатировали ее нещадно.

Другой мой знакомый, у которого был довольно известный в городе автосервис, посмотрев на днище, отказался делать антикор: зачем, если держаться не будет, все так прогнило… Но именно потому, что я знал об этой машине буквально все, она и стала моим первым автомобилем.



Поначалу «восьмерка» комплектовалась 1,3-литровым карбюраторным мотором мощностью около 64 л.с. На моей же стоял 70-сильный агрегат объемом 1,5 литра. Так что, разговоры о довольно вялой динамике ВАЗ 2108 меня не касались. Как, впрочем, и другие «фирменные» болячки в виде не отличавшейся надежностью системы зажигания, текущих стоек, изношенных чехлов и дефектных замков. Так вот, двигатель оказался на удивление резв, а машина, в целом, демонстрировала отличную управляемость и способность точно держать заданную траекторию. За это качество многие прощали «восьмерке» и «поющий» пластик, и другие вазовские «болезни».

Я прощал ей даже периодически барахлящий карбюратор и обрыв троса сцепления, который случился у меня пару раз прямо в движении. Прощал, потому что не мог нарадоваться адекватному реагированию на действия рулем, способности ввинчиваться в повороты почти без сброса газа, возможностью смело идти на обгон и совершать довольно дерзкие перестроения.



А еще мне очень нравилась посадка. Водительское сиденье позволяло управлять машиной в вальяжной позе, откинувшись назад. И при этом — никакого дискомфорта не испытывал. Позже попробовал отрегулировать подобным образом кресло на «десятке», но ничего хорошего из этого не вышло. Ездить на ВАЗ 2110 точно так же, как на ВАЗ 2108 не получалось. Вообще, мне кажется, что в плане эргономики, «восьмерка» была более продуманным автомобилем, хотя, не исключено, что я просто ее идеализирую.



Случалось, машина капризничала, особенно в морозные зимы. Но были дни, когда она преображалась, и тогда двигатель заводился при минус тридцати! Боковые окна почти не размораживались, холодина была внутри, но «восьмерка» ехала. Не знаю, чем это объяснить, но иногда автомобиль становился практически бесшумным: мотора я почти не слышал, внутри ничего не скрипело — ну, просто иномарка!

Однажды она меня здорово выручила: уходя от столкновения со встречной машиной, я ударил по педали тормоза и вывернул руль вправо, при этом правые колеса попали на обледенелую часть дороги. Машину завертело вокруг оси и, станцевав вальс, она въехала кормой в бетонный столб. И что бы вы думали? Только небольшая трещина в облицовке бампера — на редкость крепким оказался пластиковый обвес, установленный, надо думать, не у нас.



Да и кузов, кстати, у «зубила» был очень прочным, хотя по этому поводу и случались споры. Но точку в них, я так думаю, поставили автогонщики, которые выступали на специально подготовленных ВАЗ 2108 и в зимних, и в летних кольцевых чемпионатах: они-то испытывали прочность машины, можно сказать, на своем организме. Конечно, для них был важен и передний привод, но разве сели бы они в кузов из «фольги»?!

…Моя «восьмерка» умерла внезапно: на улице Бекетова прямо в движении заглох мотор, и она остановилась. Я пускал его несколько раз, но, проработав пару секунд, двигатель уходил в несознанку. Опять этот карбюратор! До него я добраться не успел — на полном ходу в корму обездвиженной машины влетела «Газель». «Восьмерка» достойно встретила эту атаку — даже огромное заднее стекло не лопнуло. А вот бампер смяло, проржавевшие арки осыпались, возможно, повело и силовые элементы.

Тогда я пересел на ВАЗ 2110. И все бы хорошо — инжекторный агрегат, новенький салон и пахнет приятно, да что-то нехорошо — и посадка неудобная, и обзорность хилая, и масса конструкторских недоработок. А главное — внешность. Вроде бы правильная, но какая-то тусклая…



Была б моя воля, задержался бы я в тех временах, когда «АвтоВАЗ», при всех его болячках, был дерзок и легок на подъем, когда он сделал свое великолепное «зубило», оставившее достойный след в истории великой страны.

Читайте также: