Главные ступени лада тоника субдоминанта и доминанта находятся на

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 05.10.2024

Как работают функции аккордов (тоника, субдоминанта, доминанта) в ладах, кроме обычного мажора и минора?

Тональная гармония была первоначально связана с тональностью, основанной на ионийском ладу для мажорных тональностей и эолийском ладу для минорных тональностей. Таким образом, функции аккордов во всех других ладах будут нарушены или вообще не будут работать. Верно? Не совсем.

Но как организовать прогрессию функционально, следуя тональным функциям, когда в то же время мелодия не организована вокруг первой ступени привычной гаммы?

Это сложный вопрос, и это ключ к пониманию тональности в современной музыке с очень интересной точки зрения. Дело в том, что структура мелодии по своей сути связана с последовательностью аккордов. Вы не можете иметь одно без другого в тональном контексте.

Вначале немного истории.

В эпоху Возрождения музыка развивалась от модальной к тональной. В начале тональность была «неясна» для композиторов раннего ренессанса, и одна из характерных особенностей их музыки заключается в том, что лад изначальной музыкальной идеи не обязательно совпадает с ладом, в котором образуются каденции.

Это очень распространено в музыке эпохи Возрождения. Например, пьеса может начинаться в До ионийском, но её первая каденциальная точка ведёт к Ре. В какой-то момент первая каденциальная точка стала совпадать с ладом, который инициирует всю пьесу, или с его доминантой. Это произошло в конце эпохи Возрождения или раннего барокко. В этот момент тональные функции стали гораздо более чёткими.

Но и во времена барокко первоначальная идея могла быть, например, в миксолидийском ладу. До тех пор, пока композитор заканчивал тему в ионийском или миксолидийском, произведение было «тональным». При окончании в ионийском ладу каденция является совершенной. При окончании в миксолидийском — каденция является половинной.

В классическую эпоху главная тема пьесы всегда начиналась с первой ступени. Это мог быть мажор или минор, но они всегда начинались одинаково. Первая каденциальная точка вела к первой или пятой ступени. Могли быть некоторые исключения, когда тема модулирует, но в этом случае модуляции являлись исключительно доминантными для мажорных тем и ведущими к ступеням V или III для минорных тем. Я проанализировал каждую фортепианную сонату Моцарта и не нашёл исключения из этого принципа.

Так что для классического музыканта главная тема однозначно задаёт тональность. Модуляции могут иметь место, но они всегда строго «оправданы». Цель этих модуляций всегда очень хорошо спланирована, а тональность явно выражена с первых же тактов пьесы.

Но затем, во времена романтизма, некоторые композиторы вернули идею, что лад, который инициирует произведение, может и не быть первой ступенью мажорной или минорной тональности. Самый ранний пример, который я помню, это Шуберт. Шуберт иногда начинает пьесу с V ступени, как некоторые мастера барокко. Но его темы по-прежнему тональны, потому что он завершает тему на первой ступени с последовательным движением к этому. Он также может иметь «неполное» окончание на доминанте с полукадансом.

Ранние джазовые музыканты были хорошо знакомы с этой романтической эстетикой. Возможно, очень немногие из них поняли всю теорию, стоящую за этим, но они включили это в джаз. Так что Шуберт делал музыку одновременно модальную и тональную. Это была тональная музыка, потому что гармоническая прогрессия имела чёткую цель и следовала тональным функциям, но в то же время основная начальная музыкальная идея не обязательно была построена на первой ступени. Так что это была тональная музыка, но с сильным модальным подтекстом. И это то, что джазовые музыканты взяли от романтизма.

Итак, джазовые музыканты начинают мелодию в любом ладу. Часто это первая ступень, но не обязательно. Но до тех пор, пока в конце темы или рядом с ним есть тональная точка, джазовый стандарт всё равно останется тональным. И, анализируя джазовый репертуар, вы можете увидеть, что первая каденциальная точка обычно является первой ступенью, а иногда — пятой.

Часто начальным ладом является ii. Дорийский является предпочтительным второстепенным способом, чтобы начать мелодию. Если каденциальная точка ведёт к этому ладу, ii на самом деле не был ii, это был просто минор с некоторым «модальным обменом», поэтому пьеса является просто тональной.

Но если каденциальная точка ведет к первой ступени, то у вас есть тональный фрагмент с модальным подтекстом. Давайте посмотрим пример. Вот последовательность аккордов темы «Satin Doll»:

Dm7 G7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Em7 A7 | Am7 D7 | A♭m7 D♭7 | C | Em7♭5 A7♭9 :||

Давайте посмотрим, что здесь происходит. Первые пять тактов:

ii7 V7 | ii7 V7 | iii7 VI7 | iii7 VI7 | vi7 II7

Шестой такт, A♭m7 D♭7 — тритоновая замена оборота ii7 V7.

Затем следует тоника целый такт (C), а затем — оборот, чтобы вернуться к Dm (ii7♭5 V7♭9), и это не каденция, так как каденция произошла при переходе к аккорду C.

Основная идея — каденция находится в шестом и седьмом такте, с тритоновой заменой, разрешающейся в C. На этом происходит мелодическое завершение темы. Последний такт — это просто оборот, чтобы вернуться в начальный лад.

Некоторые могут утверждать, что последний оборот — это каденция. С функциональной точки зрения это было бы ошибкой, потому что каденция — это аккордовая прогрессия, которая закрывает как мелодический, так и гармонический процесс, но мелодический процесс был закрыт в седьмом такте. Последний такт — это всего лишь вводная часть к первому такту.

Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта

В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.

В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.

Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.

тоника, субдоминанта и доминанта в тональностях до мажор, ре минор

УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.

главные ступени лада в разных тональностях

  • Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
  • Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
  • Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
  • Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).

Почему эти ступени называются главными?

Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.

Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.

Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.

главные трезвучия в до мажоре

Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.

В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.

В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.

Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.

Какие же функции выполняют эти группы и ступени?

Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.

Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.

Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.

Как называются все остальные ступени?

Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.

Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.

вводные ступени - седьмая и вторая

Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).

медианта - третья ступень, субмедианта - шестая

Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.

Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!

Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор

Главные ступени лада тоника субдоминанта и доминанта находятся на

Ладом называется система устойчивых и неустойчивых звуков, объединённых тяготением к единому устойчивому центру тонике. Лад является одним из главных понятий в музыкальной системе, поскольку объединяет звуки в функционально взаимосвязанную систему. Звукоряд это тоже система звуков, но в отличие от лада звукоряд не определяет то, как звуки взаимодействуют между собой в мелодическом и гармоническом плане.

Знание функционирования ладов вместе с практическим опытом даёт музыканту мощный инструмент для анализа и понимания гармонии в музыке, что помогает найти выход из ситуаций, когда из-за недостаточно развитого слуха сложно понять, насколько хорошо звучит мелодия, аккомпанемент или импровизация. В системе лада определены функции, понимание которых позволит сочинять красивую и гармоничную музыку.

Ладов в музыке существует большое количество, но среди всего их множества наибольшую популярность завоевали два лада мажорный и минорный, а также их разновидности. Эти лады состоят из семи диатонических ступеней, расположенных таким образом, что между соседними ступенями образуется тон или полутон. Диатонику понимают как ряд звуков, которые можно последовательно расположить по чистым квинтам (квартам) или как последовательность через тон (диа тонос), в отличии от хроматики, в которой ступени отстоят друг от друга на полутоны.

Ступени лада имеют собственные названия, а некоторые ещё и буквенное обозначение, которое в мажоре является заглавной буквой, а в миноре прописной. Порядковые номера ступеней обозначаются римскими цифрами:

I ступень (T, t) тоника (основной тон).
II ступень полунапряженный нисходящий вводный звук
III ступень (M, m) медианта или верхняя медианта (от латинского media - средняя, поскольку находится посередине между тоникой и V ступеней выше тоники).
IV ступень (S, s) субдоминанта (латинская приставка sub обозначает под)
V ступень (D, d) доминанта (от латинского "господствующий"). Данный звук является самым высоким из устойчивых звуков
VI ступень (SM, sm) субмедианта или нижняя медианта (находится посередине между IV ступени ниже тоники и тоникой)
VII ступень напряженный восходящий вводный звук

Если расположить тонику в центре, а все остальные звуки вокруг неё, то получится следующая картина:

IV - V - VI - VII - I - II - III - IV - V

Все устойчивые звуки (выделены жирным) расположены выше тоники, а субдоминанта, находящаяся ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты. Центральное положение тоники как раз и отражает тот факт, что она является самой устойчивой ступенью лада и центром притяжения всех остальных ступеней.

Каждая ступень лада характеризуется разной степенью устойчивости. Неустойчивость звука на слух выражается в том, что при его появлении возникает напряженность, которую хочется устранить путём игры устойчивого звука. Неустойчивость можно представить в виде мяча на наклонной плоскости внутри воронки, который стремится скатиться в центр воронки, где он окажется в устойчивом состоянии покоя. Но это не значит, что мелодия или вся музыкальная композиция обязательно должна оканчиваться на устойчивых звуках. В конце предложения чаще всего ставится точка, но может быть и задумчивое многоточие. Окончание рассказа, фильма, сериала и др. также не обязано иметь понятное завершение. Неразрешенность в конце музыкальной композиции или песни обладает сильным эффектом, который может либо смазать все впечатление, либо глубже передать смысл ранее сыгранного.

Устойчивым звуком является первая ступень лада – тоника. Также к устойчивым ступеням (особенно если они берутся одновременно с тоникой) относят третью ступень и пятую. Остальные ступени являются неустойчивыми.

Стремление неустойчивых ступеней в устойчивые называют тяготением, а сам переход в устойчивый звук – разрешением.

Устойчивые и неустойчивые ступени в семиступенных ладах показаны ниже.

Рис. 1. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.

Степень тяготения неустойчивых ступеней II, IV, VI и VII к устойчивым различна. Она зависит от:

  • степени устойчивости звука. Тяготения к тонике сильнее, чем к III и V ступени
  • интервала, образованного между неустойчивым и устойчивым звуком. Полутоновое тяготение проявляется сильнее тонового. Полутоновое восходящее тяготение VII ступени к I является наиболее сильным, что нашло отражение в названии VII ступени VII. II ступень имеет более сильное тоновое тяготение вниз к тонике. Тоновое тяготение слабее полутонового, по причине чего вторая ступень называется полунапряженным звуком.

По функциональности ступени лада делятся на главные и побочные. I, IV и V - это главные ступени лада, а II, III, VI и VII – побочные. Главными они называются по той причине, что от них строятся трезвучия (аккорды из трёх звуков, расположенных по терциям), имеющие наклонения лада: в мажорном ладу это мажорные трезвучия, а в минорном – минорные, на чём мы ещё остановимся.

Рис. 2. Главные и побочные ступени лада

Мажорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют мажорное трезвучие

Минорным ладом называется семиступенный лад, устойчивые звуки в котором образуют минорное трезвучие

Оба этих лада имеют три основных вида: натуральный, гармонический и мелодический.

Гармоническим мажором называется мажорный лад пониженной VI ступенью, а мелодическим с пониженными VI и VII ступенями.

Гармоническим минором называется минорный лад с повешенной VII ступенью, а мелодическим с повышенными VI и VII ступенями.

Каждый вид лада имеет определённую последовательностью тонов и полутонов (тоновое строение лада). Например, тоновое строение натуральных видов выгядит так:

, где т тон, а п полутон

Увидеть это легко, если посмотреть на расположение белых клавиш от ноты до (для мажора) и ля (для минора).

Для лучшего понимания структуры мажорных и минорных ладов примем во внимание тот факт, что они состоят из двух тетрахордов. Тетрахордами называются четырёхступенные лады в пределах кварты. Они были широко распространены в древности, а с развитием музыкальной практики и необходимости расширения диапазона ладов два тетрахорда стали соединять вместе. Применительно к мажорным и минорным ладам нижний тетрахорд определяет наклонение лада, а верхний вид лада.

В натуральном мажоре нижний и верхний тетрахорд имеют одинаковое строение:

Знание этого факта поможет гитаристам быстро комбинировать тетрахорды для более удобной игры.

Если сравнить тоновое строение тетрахордов в семиступенных диатонических ладах, то можно увидеть, что при помощи них задаётся тот или иной характер звучания, который может быть мажорным, минорным, иметь яркий восточный оттенок или более напевный и мелодичный.

Понижение шестой ступени в гармоническом мажоре придаёт верхнему тетрахорду восточное звучание, а понижение седьмой ступени в мелодическом мажоре с одной стороны ослабляет тяготение её в тонику, а с другой стороны устраняет увеличенную секунду, в результате чего получается мелодичное звучание с минорным оттенком, из-за появления малой терции между пятым и седьмым звуком.

Гармонический минор широко используется в различных стилях эстрадной (и не только) музыки. Есть музыкальные стили, в которых гармонический мажор используется в подавляющем большинстве песен. "Дворовые аккорды" Am, Dm и E, при помощи которых можно много всего сыграть, как раз и задают аккордовый аккомпанемент в гармоническом миноре.

Для устранения трудно интонируемой увеличенной секунды в гармоническом миноре, которая образуется между VI и повышенной VII ступенями, решили повысить и шестую ступень, в результате чего получился более напевный и мелодичный минор, откуда и произошло его название.

Помимо мажорных и минорных ладов существуют и другие семиступенные лады, которые необходимо рассмотреть, но, для более простого их запоминания отложим их рассмотрения до следующей темы, в которой речь пойдёт о том, что необходимо для использования ладов на практике.

Главные ступени лада тоника субдоминанта и доминанта находятся на

Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.

Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.

Итак, представим состав нескольких тональностей:

Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.

Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.

Сравним два звукоряда:

Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?

Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:

  1. Dbm
  2. Eb
  3. Оба варианта допустимы т.к. не содержат дубликатов состояний нот.

Трезвучия внутри мажорной гаммы

На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.

Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:

По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.

В предыдущих уроках мы познакомились с уменьшенными трезвучиями, но не рассматривали уменьшенный аккорд . Он строится по ступеням уменьшенного трезвучия и обозначается как dim (от англ. diminished — уменьшенный):

Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.

Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.

Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.

Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно 'на ощупь' понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.

Что такое тоника в музыке? И что кроме тоники ещё в ладе есть?

Что такое тоника в музыке? Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени. Надо сказать, что «все остальные ступени» тоже ведут себя довольно-таки интересно.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Этому помогает разделение на: во-первых, устойчивые и неустойчивые ступени; во-вторых, главные и побочные ступени.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые. Например, в первую ступень «хотят» перейти седьмая и вторая ступени, в третью – вторая и четвёртая, а в пятую – четвёртая и шестая. Для примера рассмотрим тяготения неустоев в устои в до мажоре:

Главные ступени и побочные ступени

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта. ».

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада . Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны . Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Лучшее объяснение из найденного. Поклон.

Получается, что тоника, доминанта и субдоминанта могут находиться в разных (и не обязательно соседних) октавах?

>Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая
>Доминанта – это пятая ступень лада
>Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику

Найс противоречия подвезли.

помогите пожалуйста разобраться в ладовых оборотах в мажорных тональностях 1 класс сольфеджио

Спасибо огромное! Очень познавательно и доходчиво!

В разных источниках основной тон аккорда называют то тоникой, то примой. Скажите, в итоге как правильно? Или в чём разница между тоникой и примой?

Тоже не пойму- почему четвертая ступень это доминанта, а пятая субдоминанта (на последнем рисунке)

На рисунке все правильно. Посмотрите внимательно на ноты. 5 нота доминанта. Просто обозначение 4 ноты пропущено. Смотрите на ноты.

Не перепутаны ли на последней иллюстрации доминанта и субдоминанта?

всё в порядке)) верьте на слово.

Извиняюсь, за многословный и малополезный ответ. Никак сегодня простые слова не находятся))

Спасибо, что не загрузили разными незнакомыми терминами и теориями, а коротко, но подробно и понятно рассказали!

Основы теории музыки для полных нулей (Часть 2)

Продолжаем познавать великую и ужасную теорию музыки. Во второй части поговорим о музыкальных интервалах и о понятиях лад и тональность.

Интервалы

Интервал - это расстояние между двумя последовательно или одновременно звучащими звуками. Звуки, которые звучат последовательно, образуют мелодический интервал, а те, которые звучат одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук называют основанием интервала, а верхний - его вершиной.

Интервал имеет качественную и количественную характеристику. Качественная - это количество тонов и полутонов, составляющих интервал. Тогда как количественная характеристика - это количество ступеней, образующие интервал. Мелодические интервалы делятся на восходящие (второй звук выше, чем первый) и нисходящие (второй звук ниже, чем первый).

Интервалы разделяют на простые (в пределах одной октавы) и составные. Для названия интервалов используют числительные на латинском языке, которые обозначают какая по счету ступень будет вершиной интервала.

Простые интервалы
  • Прима
  • Секунда
  • Терция
  • Кварта
  • Квинта
  • Секста
  • Септима
  • Октава

Качественная величина, как мы уже говорили, говорит о количестве тонов и полутонов в интервале. Поэтому к названиям ступеней добавляют уточняющие слова.

Название Обозначение Количество тонов
Чистая прима ч.1 0
Малая секунда м.2 0,5
Большая секунда б.2 1
Малая терция м.3 1,5
Большая терция б.3 2
Чистая кварта ч.4 2,5
Увеличенная кварта ув.4 3
Уменьшенная квинта ум.5 3
Чистая квинта ч.5 3,5
Малая секста м.6 4
Большая секста б.6 4,5
Малая септима м.7 5
Большая септима б.7 5,5
Чистая октава ч.8 6

Составные интервалы

Расстояние в составных интервалах больше октавы. Также как и простые, они могут быть малыми, большими, увеличенными или уменьшенными.

  • нона — 9, секунда через октаву;
  • децима — 10, терция через октаву;
  • ундецима — 11, кварта через октаву;
  • доудецима — 12, квинта через октаву;
  • терцдецима — 13, секста через октаву;
  • квартдецима — 14, септима через октаву;
  • квинтдецима — 15, октава через октаву.

Все интервалы делятся на консонирующие и диссонирующие. Консонанс — это сливающееся звучание, диссонанс — резкое несливающееся звучание. Еще можно сказать, что консонанс - это когда "звучит", а диссонанс "не звучит".

  • чистая прима, чистая октава — весьма совершенный консонанс;
  • чистая кварта и квинта — совершенный консонанс;
  • терции и сексты -- несовершенный консонанс.
  • секунда;
  • септима;
  • увеличенная кварта или уменьшенная квинта (тритон, "нота дьявола").

Хоть и диссонирующие интервалы дают очень резкое звучание, порой даже неприятное, они довольно часто могут использоваться в музыке. Дело в том, что в рамках композиции, такие интервалы могут быть очень даже к месту, тогда как отдельно в отрыве от контекста, совершенно звучать не будут. Диссонансы могут широко применяться в хеви-метале и других экстремальных направлениях музыки.

Лад и тональность

Лад - система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками. Проще говоря, это последовательность звуков, построенная по определенному закону. В настоящее время самыми популярными в музыке являются мажорный и минорный лады. Эти лады также называют диатоническими.

Мажорный лад - это лад, устойчивые звуки которого образуют мажорное или большое трезвучие. Простыми словами, он звучит весело, торжественно. Строится мажорный лад по следующей формуле:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон

Минорный лад - лад, устойчивые звуки которого образуют минорное или малое трезвучие. Минор звучит грустно, тревожно. Минорный лад строится по следующей формуле:

б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2

тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон

Минорная гамма на грифе

Тоники обозначены красными точками.

Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический.

Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.

Гармонический минор на грифе

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный

Мелодический минор на грифе

Синие точки - повышенная седьмая ступень, зеленые точки - повышенная шестая и красные точки - тоника.

Диатонические лады состоят из 7 звуков, которые называют ступенями лада. Расположение звуков лада в порядке увеличения высоты называется гаммой. Ступени гаммы или лада имеют цифровое и словесное названия:

  • I ступень — тоника (Т);
  • II ступень — нисходящий вводный звук;
  • III ступень — медианта;
  • IV ступень — субдоминанта (S);
  • V ступень — доминанта (D);
  • VI ступень — субмедианта;
  • VII ступень — восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта и доминанта (Т, S, D) называются главными ступенями лада. Первая, третья и пятая ступени лада являются устойчивыми и образуют тоническое трезвучие. Вторая, четвертая, шестая и седьмая ступени лада — неустойчивые. Неустойчивые ступени тяготеют к устойчивым ступеням.

Высота, на которой расположен лад, называют тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику, и добавления слова, обозначающего лад. Например: До мажор, Фа минор и т. д.

Пентатоника

Отдельно хочу остановится на таком звукоряде, как пентатоника. В свое время, делая первые шаги в обучении игре на гитаре, я много слышал об этом звукоряде. Многие советовали начинать изучение именно с пентатоники ввиду ее простоты и распространенности.

Пентатоника - звукоряд, состоящий из пяти звуков, находящихся в пределах одной октавы, в котором отсутствуют полутоновые интервалы.

Чтобы получить пентатоническую гамму от определенной ноты, просто берем ее мажор или минор и выкидываем определенные ступени:

  • для мажорного лада выкидываем IV и VII ступени. Например, До-мажорная пентатоника C D E G A;
  • для минорного лада выкидываем II и VI ступени. Например, Ля-минорная пентатоника A C D E G;

И формулы для их построения:

  • мажорная пентатоника: б.2, б.2, м.3, б.2;
  • минорная пентатоника: м.3, б2, б.2, м.3.
Блюзовая гамма

Если в минорную пентатонику добавить еще одну ноту, отстоящую от тоники на уменьшенную квинту, то мы получим блюзовую гамму. А эта дополнительная ступень будет называться блюзовым тоном.

Синими точками обозначен блюзовый тон.

Про лады я, конечно, рассказал очень вкратце. Не стал говорить о всех натуральных ладах и откуда вообще взялись мажорный и минорный лады. Здесь только самые-самые основы, которые, по-моему мнению, гитарист знать просто обязан. Но тем не менее, исчерпывающую статью про натуральные лады, можно прочитать здесь: Натуральные лады.

Гамма. Ступени лада

Звуки лада могут быть расположены по-разному, но наиболее простым, естественным и удобным (особенно при пропевании ладового звукоряда или исполнении его на одноголосном музыкальном инструменте) является расположение ступеней лада в виде гаммы.

Гаммой называется поступенное восходящее или нисходящее мелодическое движение в пределах октавы (от нижней тоники до верхней и наоборот).

Мажорный лад имеет три основные разновидности (каждая из них будет рассмотрена особо): натуральный мажор, гармонический мажор и мелодический мажop.

Гамма натурального мажора состоит из двух одинаковых тетрахордов*

[В буквальном смысле греческое слово «тетрахорд» означает: четыре струны; иными словами, это четыре расположенных подряд ступени диатонического звукоряда.] то есть мелодических четырехзвучий в объеме кварты, разделенных целым тоном (большой секундой).

Оба они строятся аналогично по схеме: тон + тон + полутон, но верхний тетрахорд начинается на большую секунду выше верхнего звука нижнего тетрахорда:

разделяющий тон


Таким образом, при восходящем движении гамма натурального мажора в целом будет иметь следующую интервально-тоновую структуру между ступенями лада: 1 + 1 + 1/2 (нижний тетрахорд) + 1 (разделяющий тон) + 1 + 1 + 1/2 тона (верхний тетрахорд) (то есть два тона — полутон — три тона — полутон).

гамма натурального мажора


Примечание: Здесь и далее в нотных примерах устойчивые звуки лада будут обозначаться белыми нотами, а неустойчивые — черными.

Все ступени лада имеют свои порядковые номера, соответствующие их высотному положению в ладе, и, кроме того, специальные наименования, отражающие их функциональное значение.

[Если функции главных ступеней лада (I, IV и V) будут, соответственно, обозначены буквами, то порядковые их номера цифрами уже не проставляются.] Ниже приводятся обозначения и названия ступеней лада по порядку их высотного расположения в гамме:

I ступень — называется тоникой, поскольку является примой (основным тоном) тонического трезвучия и определяет наименование самой тональности. В мажоре обозначается прописной (заглавной) буквой Т, в миноре — строчной буквой t;

II ступень — называется полунапряженным нисходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет;

III ступень — называется медиантой, так как находится посредине между двумя другими устойчивыми звуками (I и V ступенями), и обозначается в мажоре прописной буквой М, в миноре — строчной буквой т;

IV ступень — называется субдоминантой (буквально — нижняя доминанта), так как отстоит от тоники тоже на квинту, но только вниз. Обозначается в мажоре (и мелодическом миноре) прописной буквой S, а в миноре и в гармоническом мажоре — строчной буквой s;

V ступень — называется доминантой, так как является наиболее высоким (по местоположению) из всех устойчивых звуков (от лат. dominans, что значит — возвышаться, господствовать). Обозначается в мажоре и гармоническом миноре прописной буквой D, а в натуральном миноре (и мелодическом мажоре) — строчной буквой d;

VI ступень — называется субмедиантой (то есть нижней медиантой), так как занимает серединное положение между субдоминантой и тоникой. Обозначается в мажоре заглавными (прописными) буквами SM, а в миноре — строчными буквами sm;

VII ступень — называется (в натуральном мажоре и гармоническом миноре) напряженным восходящим вводным тоном, буквенного обозначения не имеет.


Если расположить ступени лада по терцовому ряду таким образом, чтобы тоника оказалась в центре, а вводные звуки — по краям, то получится довольно наглядная и в целом симметричная картина, в которой все устойчивые ступени размещены выше тоники и вместе с ней образуют тоническое трезвучие.

Субдоминанта же, находясь на квинту ниже тоники, является как бы зеркальным отражением доминанты, а медианта и субмедианта занимают, соответственно, промежуточное положение между тоникой и доминантой — с одной стороны, и между тоникой и субдоминантой — с другой, как бы деля при этом расстояние между ними пополам.

Именно это обстоятельство и отражено в их названиях, близких к геометрическому понятию «медиана» (та есть линия, проведенная из какого-либо угла треугольника и делящая противоположную его сторону пополам).


С другой стороны, оказывается, что все устойчивые ступени лада с обеих сторон окружены неустойчивыми звуками, тяготеющими к ним с той или иной степенью интенсивности (в приводимом нотном примере тяготения указаны стрелками):


При этом всегда следует иметь в виду, что чем меньше будет интервал между сопряженными неустойчивым и устойчивым звуками, тем сильнее ощущается само тяготение*

[Аналогичное явление наблюдается в физике, когда при уменьшении расстояния между магнитом и каким-либо железным предметом сила притяжения возрастает.], поэтому особенной остротой и яркостью обладают в Ладе именно полутоновые тяготения.

Наиболее явственно это проявляется в восходящем полутоновом тяготении VII ступени натурального мажора (и гармонического минора), которая как бы «вводит» в тонику (отсюда и ее название — напряженный восходящий вводный тон).

Поэтому IV ступень в мажоре больше тяготеет вниз — к III ступени, нежели вверх к V ступени, от которой она отстоит на интервал большой секунды.


Полная система ладовых тяготений сопряженных ступеней в гамме натурального мажора выглядит следующим образом:


Все семь диатонических ступеней лада (в данном случае — мажорного) являются основными, а I, IV и V ступени, то есть тоника, субдоминанта и доминанта (обозначенные в приведенной выше схеме латинскими буквами) называются еще и главными ступенями лада.

Такое название они носят потому, что строящиеся на этих ступенях трезвучия отражают специфику лада, являясь, как и тоническое, мажорными трезвучиями.

Главные ступени лада тоника субдоминанта и доминанта находятся на

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

СТУПЕНИ МАЖОРНОГО ЛАДА. НАЗВАНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СВОЙСТВА СТУПЕНЕЙ

Советую углублённое изучениеМажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней.
.
Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой.
Звуки, образующие гамму, называются ступенями, потому что сама гамма вполне явственно ассоциируется с лестницей.

Они образуют последовательность интервалов секунды. Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).
Вы помните клавиатуру фортепиано? Там очень хорошо видно, где в мажорной гамме тон, а где полутон.

Вот где есть черные клавиши между белыми, там и находится тон, а где нет - то там расстояние между звуками равно полутону. Для чего, спрашивается, это надо знать? Вот Вы попробуйте сыграть (нажимая поочередно) сначала от ноты До до ноты До следующей октавы (постарайтесь запомнить на слух получившееся). А потом тоже самое от всех других нот, не прибегая к помощи производных ("черненьких") клавиш. Получится что-то не то. Для того, чтобы привести все в столь же приличный вид, надо выдержать схему тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. Попробуем от ноты Ре составить мажорную гамму. Вспомним, что сначала надо построить два тона. Итак, Ре-Ми - это тон. Очень хорошо. А вот Ми-Фа. стоп! "Черненькой" клавиши между ними не наблюдается. Расстояние между звуками - полтона, а нам-то необходим тон. Что делать? Ответ прост - повысим ноту Фа на полтона вверх (получим Фа-диез). Повторим: Ре - Ми - Фа-диез. То есть, если нам требовалось, чтобы между ступенями было промежуточная клавиша, а черной между ними не оказалось, то пусть эту промежуточную роль выполняет белай клавиша - а сама ступень "переселяется" на черную. Дальше требуется полтона, и он у нас сам получился (между Фа-диез и соль-бекар как раз расстояние полтона), получилось Ре - Ми - Фа-диез - Соль. Продолжая строго придерживаться схемы мажорного звукоряда (еще раз напомню: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон) получим Ре-мажорную гамму, звучащую точно так же, как звучала гамма от ДО.


Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, - натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень - тоника (Т),
II ступень - нисходящий вводный звук,
III ступень - медианта (средняя),
IV ступень - субдоминанта (S),
V ступень - доминанта (D),
VI ступень - субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень - восходящий вводный звук.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные - побочными ступенями. Зпомните, пожалуйста, эти три номера: I, IV и V - главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии. Этому есть фундаментальные обоснования, природу которых Вы узнаете из уроков по гармонии на нашем сайте.
Доминанта (в переводе - господствующий) расположена чистой квинтой выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой. Вводные звуки получили свое название в связи с тяготением их в тонику. Нижний вводный звук тяготеет в восходящем направлении, а верхний - в нисходящем направлении.
Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука - это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень - тоника - является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы. II, IV, VI и VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней: VI к V, II к III и IV к V.


Читайте также: