Гнилая копейка ваз 2101

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Копеечные сказки: мифы и факты о ВАЗ-2101


Жигули – это больше, чем просто советская (а затем и российская) малолитражка. Это автомобиль-явление, который дал возможность жителям СССР по-новому взглянуть на частный автотранспорт, став по-настоящему массовой машиной для миллионов советских граждан – ведь с 1970 до 1988 года было выпущено почти пять миллионов «копеек» различных модификаций. Не зря ведь в 2000 году по итогам всероссийского опроса, проведённого журналом "За Рулем", именно ВАЗ-2101 был признан российским автомобилем ХХ века. Однако с "копейкой" при этом связано множество мифов, первые из которых появились в обиходе еще до начала серийного производства "русского Фиата"! А за долгие годы выпуска первая модель обросла целой вереницей домыслов и баек, постоянно развиваемых «гаражными корифеями». Сегодня мы попытаемся отделить правду от небылиц, вспомнив факты из истории легендарной "копейки".

П ринято считать, что ВАЗ-2101 является лицензионной, а значит точной копией Fiat 124 — машины, ставшей европейским автомобилем года в 1967 году. Однако в действительности же итальянские и советские специалисты за почти четыре года совместной работы внесли около 800 изменений в конструкцию исходного автомобиля. И на это были достаточно веские причины.

lada_1200_10

Итальянский автомобиль (слева) с нашей Lada роднила даже тематика рекламных фото!

Первые образцы Fiat 124, поступившие на испытания в СССР летом 1966 года, начали "сыпаться" на дорогах Дмитровского полигона уже после пяти тысяч километров пробега! В частности, не выдерживал поездок по булыжникам тарированной "бельгийской мостовой" кузов, у которого появлялись трещины в местах соединения крыши и стоек, лопнул картер заднего моста, выходили из строя резиновые буферы передней подвески… И это еще не всё: в условиях советской действительности на посыпанных песком и солью зимних дорогах тормозные колодки задних дисковых тормозов изнашивались до металла всего за несколько сотен километров! Словом, "натурные" испытания показали, что итальянский автомобиль явно требует адаптации к нашим условиям.

Вдобавок советские специалисты еще на ранних стадиях переговоров с итальянцами настаивали на верхнем расположении распределительного вала (схема OHC) вместо архаичной схемы двигателя Fiat 124, в котором распредвал располагался в блоке цилиндров. В итоге серийный ВАЗ-2101 получил более современный мотор, усиленный кузов, барабанные задние тормоза, увеличенный дорожный просвет и множество других доработок, благодаря которым новая малолитражка с честью выдерживала испытания суровым климатом и не самыми лучшими дорогами огромной страны. Тысячи новоиспеченных владельцев в первый же год с радостью обнаружили, что новинка зимой на порядок теплее и устойчивее, чем советские машины того времени, а двигатель Жигулей легко и уверенно запускался даже в двадцатиградусный мороз.

lada_1200 схема

Два ключевых отличия между Жигулями и Фиатом – конструкция двигателя и тип задних тормозов

Вместе с Жигулями в СССР появились новые промышленные стандарты — в обиход были введены высококачественные материалы и новые шины, а скорость и комфорт вышли на новый уровень.

При этом первую модель Жигулей неизбежно и немедленно стали сравнивать с АЗЛК-412 – автомобилем, который был близок к «копейке» по габаритам, цене и назначению, но при этом являлся развитием «четыреста восьмого» и отличался от тольяттинской машины конструкцией. Москвич уступал Жигулям по уровню комфорта, ведь на заднем сиденье было заметно теснее, поскольку его часть съедали "окорока" колёсных ниш. Вдобавок московская машина была более шумной, а в салоне (особенно сзади) зимой было не столь тепло, как в "итальянце". Наконец, управлять Жигулями даже новичку было заметно легче и приятнее, а пружинная задняя подвеска лучше справлялась с неровностями, чем рессоры Москвича.

Москвич и Жигули

Москвич или Жигули? «Бывшая иномарка» была комфортабельнее и быстроходнее, а Москвич – более выносливым и неприхотливым

Но при этом Москвичи были менее чувствительны к ухабам и неровностям. Ведь картер двигателя М-412 был надёжно "укрыт" мощной передней балкой, в то время как на Жигулях многие водители на каменистых дорогах иногда пробивали поддон. Кузов волжской малолитражки даже после советских доработок не любил перегрузок и лихой езды по бездорожью, отчего он мог необратимо деформироваться и без явных ДТП! Да и пружинная подвеска не терпела перегрузов и быстро проседала у тех владельцев, которые возили слишком много тяжестей на своей машине.

Кроме того, у двигателя ВАЗ-2101 была своя "ахиллесова пята" — печально известный распределительный вал, который в первое десятилетие в редких случаях служил хотя бы 80-100 000 километров, в то время как на Москвичах и ИЖах об этой детали газораспределительного механизма владелец вспоминал разве что при капитальном ремонте мотора.

vaz_2101__zhiguli__1

Посадка водителя за рулём Жигулей отличалась от той, к которой привыкли советские водители. Ведь чтобы увеличить простор на заднем сиденье, фиатовские конструкторы сильно наклонили руль

А еще Москвич был куда более неприхотливым — он спокойно "переваривал" низкосортные масла и "семьдесят шестой" бензин, в то время как Жигули требовали использования исключительно качественных горюче-смазочных материалов — топлива топлива АИ-93, современного моторного масла категории «Г» с пакетом антиизносных и окислительных присадок, антифриза вместо воды в замкнутой системе охлаждения. Не будем забывать о том, что к Москвичу благодаря его простой и хорошо известной конструкции было гораздо проще «приложить руки», в то время как для обслуживания Жигулей требовался специальный инструмент.

Наконец, многие водители отмечали, что сидеть за рулём АЗЛК (особенно – в модели 2140) удобнее, чем в "копейке", где ноги и руки водителя оказывались согнуты больше, чем обычно.

«Копейка» была не первым советским автомобилем, выпущенным по иностранной лицензии. Но именно эта машина была первой «иномаркой», которую смогли за свои кровные приобрести простые граждане. И если в первые годы сам факт присутствия итальянских специалистов на заводе и их постоянная «техническая поддержка» воспринимались современниками довольно спокойно, то примерно с конца девяностых годов, когда ценность сохранившихся в первозданном виде машин резко выросла, в странах СНГ стали муссироваться слухи об эксклюзивных автомобилях первых лет выпуска, которые целиком состояли из итальянских комплектующих. В качестве аргументов неизменно фигурировали «болты с надписью Fiat», а при продаже Жигулей первой модели в «чистые итальянцы» нередко записывались даже автомобили, выпущенные в конце семидесятых годов!

vaz_2101 жигули

Ранние «копейки» можно было отличить по так называемым «полумесяцам» между решеткой радиатора и ободками фар (1970-1971 гг.), а также по круглому зеркалу, расположенному на крыле (до 1975 года)

В действительности же итальянские инженеры действительно контролировали производство в Тольятти, но это происходило до 1974 года. И если первые три модели (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103) действительно создавались при непосредственном участии фиатовцев, то все последующие Жигули на базе «копейки» (21011, 2105) были разработаны уже собственными силами.

Первые три модели ВАЗ создавались под присмотром фиатовских инженеров

К августу 1970 года, когда началось серийное производство ВАЗ-2101, изготовление всех деталей в СССР еще не было налажено, поэтому автомобили первых лет выпуска действительно активно комплектовались деталями иностранного производства. К примеру, во второй половине 1970-го и в начале 1971 года "копейки" оснащались более угловатыми "клыками" бамперов производства Fiat, а также "фиатовскими" стартером, генератором, рулевым редуктором, домкратом и тем самым крепежом с характерной надписью. В этот период на машины ставили напольную педаль газа, фонарь подсветки заднего номера, задние катафоты и накладку руля производства итальянской фирмы Stars. Из родины Fiat в Тольятти также поступали фары (Carello), стеклоочистители (Magnetti Marelli) и карбюратор (Weber). Однако со временем количество комплектующих иностранного производства заметно снизилось — в основном их использовали для комплектации Жигулей, предназначенных на экспорт.

lada_1200

Обратите внимание на треугольную форму «клыков» на переднем бампере – так выглядели детали Fiat, поставленные из Италии

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже год спустя после запуска серийного производства Жигулей. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие Жигули проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские Лады (а именно такое благозвучное название получили экспортные Жигули) в начале семидесятых не сильно проигрывали "соплатформенным" Фиатам, но были существенно дешевле европейских автомобилей. Правда, в первые годы "Автоэкспорт" поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны СЭВ — так называемый "соцлагерь". Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих Трабантов, Вартбургов и Шкод на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский «исходник». Ну а в страны Западной Европы "копейка" начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

vaz-2102

В странах «соцлагеря» новую советскую машину приняли весьма тепло. Да и в капиталистических тоже не гнушались – по крайней мере, те, кто хотел купить «много автомобиля за свои деньги»

fiat_124_t

Fiat 124S по отделке был схож с советским ВАЗ-21011. Интересно, что этот «поздний» Fiat в Италии прекратили выпускать как раз в тот момент, когда в СССР запускали модернизированную «копейку»

Именно поэтому экспорт советских автомобилей начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то в 1975-м цифра выросла вдвое — до 300 000 машин в год! Как нетрудно догадаться, львиная доля в этом объеме принадлежала именно Жигулям первой модели, которые поставлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу и Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

lada_1200 праворульная

Праворульная «копейка» — было и такое!

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно Жигули! Правда, интерес к "копейке" за рубежом к этому времени стал стремительно угасать — для избалованных "европейцев" первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью. Поэтому они переключились на другие модели ВАЗ, а производство "чистой единички" весной 1983 года прекратили, оставив в гамме моделей "наследницу" ВАЗ-21013, которая представляла собой сочетание кузова модели ВАЗ-21011 с 1,2-литровым двигателем 2101.

Жигули первой модели продержались на конвейере 13 лет – до 1983 года. С 1974 по 1981 годы выпускалась модификация ВАЗ-21011, отличавшаяся отделкой кузова и более мощным 1,3-литровым двигателем. Впоследствии «одиннадцатую» сменил ВАЗ-2105, а единственным прямым наследником «единички» в модельной гамме остался ВАЗ-21013. Эту модификацию выпускали вплоть до 1988 года, когда стали набирать обороты переднеприводное семейство в виде трёхдверной «восьмерки» и пятидверного ВАЗ-2109 и более новые «классические» модели.

lada_1300

ВАЗ-21011 отличался от «чистой копейки» элементами отделки

Тем не менее, вплоть до самого развала СССР (и даже после него) ходили слухи о том, что в Тольятти из остатков комплектующих время от времени выпускают небольшие партии «копеек», чем, кстати, и объяснялся факт комплектации «копеечными» колёсными колпаками отдельных партий ВАЗ-2106 в 1990-1991 годах.

В действительности же выпуск ВАЗ-2101 (точнее, 21013) был прекращен в 1988 году, поскольку к тому времени эта модель сильно устарела даже по советским меркам и была легко заменяема другими моделями Жигулей – в частности, более современной «пятёркой».

В 1971 году певец и актёр Владимир Высоцкий стал одним из первых счастливчиков, севших за руль новой советской малолитражки. Высоцкий ездил на серых Жигулях с госномером 16-55 МКЛ совсем недолго: в июле того же года Владимир Семёнович разбил свою «копейку».

Высоцкий

Владимир Высоцкий не расставался с сигаретой и гитарой. Но ещё актёр, поэт и бард полюбил автомобили, а его первой личной машиной была именно «копейка»!

Причем существует версия, что это произошло не случайно из-за его агрессивной манеры вождения, а на спор! Дескать, после футбольного матча Высоцкий решил взять "на слабо" соседа-владельца таких же Жигулей, но зелёного цвета. Два азартных болельщика решили поехать навстречу друг другу и выяснить, кто из них отвернёт в сторону первым. Увы, в споре проиграли оба автовладельца, ощутимо разбив и серую, и зелёную "копейки", что и послужило поводом для написания шуточной «Песни автозавистника».

Как бы то ни было, поврежденные вследствие аварии Жигули Владимира Семёновича были восстановлены, затем сняты с учёта осенью 1971-го и проданы, после чего Высоцкий за руль Жигулей уже не возвращался, предпочитая им автомобили иностранного производства вроде представительского седана Mercedes W116.

После того как советские конструкторы ознакомились с конструкцией Fiat 124, у них возник ряд вопросов и замечаний. В частности, советская сторона небезосновательно считала устаревшей конструкцию двигателя с нижним расположением распределительного вала и штанговым приводом клапанов. В это время на самом Фиате уже испытывали моторы с газораспределительным механизмом, полностью расположенным в головке блока цилиндров, причем наши представители лично видели опытные образцы с двумя верхними распредвалами и ременным приводом ГРМ!

Однако итальянская сторона на тот момент еще не проработала эту схему и настаивала на поставке оборудования для производства двигателя с нижним расположением распредвала.

vaz_2101 двигатель

vaz_2101 двигатель

Верхнее расположение распределительного вала было принципиальным для советских конструкторов. Впоследствии это решение сыграло злую шутку с многими тысячами владельцев Жигулей, столкнувшихся с преждевременным износом распредвала

Таким образом, в серийное производство был запущен верхневальный 1,2-литровый 64-сильный двигатель с диаметром цилиндра 76 мм и ходом поршня 66 мм.

Но вскоре выяснилось, что расположенный в головке двигателя распределительный вал достаточно быстро изнашивается и служит до замены (или перешлифовки кулачков) всего 40-60 тысяч километров! Причин было несколько. Во-первых, из-за новой схемы подача масла в зону контакта кулачков и рычага была не всегда достаточной — особенно если его уровень был понижен, или мотор заводили в сильный мороз, когда масло заметно густело. Во-вторых, на ВАЗе вместо стали 18ХН2М и цементирования на большую глубину стали азотировать вал и использовать для его изготовления сталь 40Х. Наконец, нередко причиной преждевременного износа распределительного вала был и сам автовладелец, который в условиях тотального дефицита лил в двигатель несчастных Жигулей вместо "жигулёвского" группы «Г» что угодно — "москвичёвское" марки АС-8 или даже "камазовское" масло.

Image36

Стремясь продлить ресурс кулачков, в СССР даже переделывали конструкцию распредвала! Один из вариантов — дополнительные маслосборники на корпусе для задерживания моторного масла и его подачи на рычаги и кулачки.

В дальнейшем технология изготовления распределительных валов была усовершенствована, а распространение качественных масел стало повсеместным. Поэтому примерно с начала восьмидесятых годов распределительные валы Жигулей стали служить до замены 110-120 тысяч километров, а в отдельных случаях — и до первого капитального ремонта мотора.

Тем не менее, одной из причин "распредвальной проблемы" ВАЗ-2101 стало именно вмешательство в конструкцию двигателя советских конструкторов, которые настаивали на такой схеме, но не полностью представляли себе возможные последствия подобного переноса.

Несмотря на недостатки и даже особенности конструкции, для миллионов советских граждан в семидесятые годы Жигули стали настоящим откровением. Ведь именно "копейка" позволяла с комфортом ездить по своим делам всем тем, кто был достаточно далёк от техники и сторонился прежних советских машин из-за более трудоёмкого обслуживания. И даже спустя почти полвека после начала производства эта модель с трогательно-наивным выражением круглофарного передка пользуется уважением и вызывает уже ностальгическую улыбку на лицах тех, кто когда-то впервые поехал на такой же машине — и даже не за рулём, а из роддома.

ВАЗ-2101: любовь и кровавый исход

ВАЗ-2101

Кстати о бензине. Литр 93-го тогда стоил 10 копеек. Полный бак — 3–90. Так вот, вскоре выяснилось, что очень многие обеспеченные люди на поверку оказались откровенными жлобами. Честно говоря, неприятно было смотреть, как солидный полковник в папахе и с зарплатой за пятьсот сливает с грузовика 76-й, мотивируя это тем, что иначе «без штанов останешься». Впрочем, ну его…

Следующий объект для тюнинга — декоративные колесные колпаки, в которые можно было смотреться как в зеркало. Отец будто чувствовал подвох и не хотел их устанавливать, но я настоял: красиво же! Кончилось тем, что уже через пару недель мы ездили с тремя колпаками вместо четырех: один испарился в мировое пространство. А в продаже, естественно, ни черта нет. В общем, когда удалось-таки купить замену, то одновременно установили на каждый колпак и самодельную защиту с персональным ключиком.

Что до серьезных поломок, то первым сдался. Ну, конечно же — распредвал! Но нам тогда сказочно повезло: примерно на 7-й тысяче пробега его спокойно поменяли по гарантии. Это чуть позже он стал на долгие годы супердефицитом. Валик оказался отличным и служил до самого конца. Но непонятка в мозгах так и осталась: так кто же был виноват в том, что на валики напал мор? Изменение родной технологии? Плохие масла? А может, все сразу? Кстати, многие НИИ тогда как бы случайно открывали всякие НИРы и ОКРы по разработке программы для станков с ЧПУ для изготовления некоего объекта стратегической важности с выступающими в разные стороны кулачками.

Напоминаю: Жигули стали первым отечественным автомобилем с развитой сетью СТО и магазинов. Но дальше все грустно. Запчастей — нет. А любая СТО — предмет зависти для итальянской мафии: им такое не снилось. Кто видел наивный, в общем-то, фильм «Инспектор ГАИ», тот помнит соответствующую роль Н.С. Михалкова — он играл как раз директора такой СТО. Поэтому всякая поездка на машине в любую сторону обязательно сопровождалась визитом в ближайший вазовский магазинчик — мол, чего у вас есть? Если видишь завернутые в промасленную бумагу брусочки за 7–60 — беги в кассу: тормозные колодки дают! Если хвост на улицу — масло завезли! А если где-то очередь с записью, то, возможно, записывают на покрышки. Или на аккумуляторы 6СТ-55.

ВАЗ-2101

По неизвестной мне причине, когда меня уже стали в одиночестве пускать за руль, чаще всего на машинке подыхал бегунок! Кто не знает, что это за зверь, поясняю: это ротор распределителя зажигания. Почему он пробивался — не понимаю, но с некоторых пор в багажнике всегда возил про запас еще три. Кроме того, ближе к ста тысячам пробега приходилось довольно часто прокачивать тормоза: это я научился делать с закрытыми глазами, причем без помощников. В общем, в багажнике помимо изрядного набора инструмента всегда возил масло, тормозуху, 20-литровую канистру с бензином (а то и три, если ехал в тот же Ленинград), несколько камер, свечи, колодки, провода, запасные дворники. Забыл сказать, что с припаркованной машины в обязательном порядке приходилось снимать щетки стеклоочистителей, а потом и боковое зеркало: щетки безбожно тибрили, а зеркало выдирали с мясом, зверски уродуя крыло или дверь…

Когда впоследствии отец купил себе новую машину — это был ВАЗ-21013 (ВАЗ-21011 с мотором от 2101), я пришел в ужас от сумасшедшей разницы между тем, что было и что стало. Тугой руль, отвратительно закрывающиеся двери с набором из пяти жестяных прокладок под замком, шумный двигатель. Это уже был откровенный ширпотреб. Кстати, то же самое говорили и родительские знакомые, купившие себе спустя десять лет вместо той «единички» ВАЗ-2106. Какое же там все тугое! Кстати, было одно забавное наблюдение — обе машины стали «шкрябать» на каждой кочке, особенно при наличии задних пассажиров. В голову лезли глупости: мол, это колеса за арки цепляют! Но все оказалось значительно проще: за асфальт цепляли брызговики, которые в ранних моделях изначально не были предусмотрены конструкцией…

ВАЗ-2101

Конец нашей «единички» в 1985 году чуть было не стал последним днем в моей жизни, но «ноль-первая» меня фактически спасла. Ворошить подробности не хочу — лучше посмотрите на фото. Удар справа был такой силы, что фактически согнул машинку пополам. Кстати — еще раз уподоблюсь дятлу, долбящему в одну точку: пристегивайтесь, господа! Правда, первые Жигули продавались без ремней безопасности, но места крепления были предусмотрены — через пару лет пришлось разориться на 30 рублей и самостоятельно прикрутить серые ремешки, которые впоследствии и сохранили мне жизнь. Без них я бы ничего уже не написал.

Между прочим, даже после своей кончины «единичка» принесла мне пользу! Та груда металла, что на фото, мгновенно ушла на «обезличке» в Южном порту за 1300 рублей. Покупатель, который приехал за ней рано утром, видел, как ее еще до открытия рынка погрузили на автовоз и уволокли. А «знатоки» молча кивали: на изломах кузова видно, что металл классный. Еще 1950 рублей после взаимного обмена любезностями в итоге выплатил Госстрах. В те времена возраст машины при подсчете выплат не учитывался. Итого — 3 тысячи с хвостиком.

Сегодня искренно заявляю, что та папина «единичка», перекочевавшая потом ко мне, так и осталась самой любимой машинкой. То ли потому, что была первая машина, на которой я начал ездить самостоятельно, то ли в самом деле Жигули тех времен дарили ощущение счастья и ничего другого.

Оцинковка кузова ВАЗ 2101 1 поколение


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия распространяется в обширной стадии.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.


Учитывая возраст и антикоррозийную обработку этой машины (при обычных условиях эксплуатации), коррозия кузова перешла в обширную стадию.

Другие поколения ВАЗ 2101

Виды обработки

При повреждении оцинкованной поверхности, коррозия разрушает цинк а не сталь.



Типы оцинковки


Наличие цинковых частиц в грунте, покрывающем кузов автомобиля, не влияет на его защиту и используется производителем ради слова "оцинковка" в рекламных материалах. Больше информации.

Ниже представлены результаты тестов автомобилей, сошедших с конвейера, с одинаковым повреждением (крестик) на нижней части передней правой двери. Испытания проводились в лаборатории. Условия в камере с горячим соляным туманом на протяжении 40 дней соответствовали 5 годам обычной эксплуатации.




Автомобиль с холодной оцинковкой
(толщина слоя 10 мкм)


Автомобиль с цинкрометалом


Автомобиль без оцинковки


Важно знать

Гнилая копейка ваз 2101

Изучаем ВАЗ-2101 1977 года выпуска с черным кожаным салоном и почти в заводском состоянии

ВАЗ-2101, который мы нашли, находится почти в идеальном состоянии. Даже номера старые! А вы бы смогли определить по этой фотографии год съемки? То ли 1977-й, то ли 2021-й

Фото: Дмитрий Косенко

В Новосибирске устроили тест-драйв «копейке» 1977 года выпуска

Жигули-«копейка», ВАЗ-2101 — самый массовый автомобиль СССР, символ эпохи зажиточных лет советских граждан. Таких машин (семейства 2101) сделали более пяти миллионов, они до сих пор используются как рабочие лошадки в нашей стране. Есть много отреставрированных коллекционных экземпляров, с которых буквально сдувают пылинки. А наша новосибирская «копейка» отличается оригинальным состоянием, ее не восстанавливали, она сама дошла до наших дней в таком виде прямиком из 1977 года. Ну что, смотрим на этот раритет?

Модели исполнился 51 год, но она выглядит идеально. Вот бы люди так хорошо сохранялись.

Фото: Дмитрий Косенко

В апреле 1970-го волжский автозавод собрал первые экземпляры ВАЗ-2101. Так началась эпоха массовой автомобилизации в СССР, когда машины стали относительно доступны, появились сети автосервисов, а в каждом дворе стояло по несколько «Жигулей».

Это еще ранняя чистая «копейка» с клыками на бампере и хромированным кольцом гудка на руле

Фото: Дмитрий Косенко

Наша белая «единичка» ВАЗ-2101 увидела свет 44 года назад, в 1977-м. Это еще ранняя «копейка» с клыками на бампере, хромированным кольцом гудка на руле и задними фонарями без катафот.

1,2-литровый двигатель выдавал 64 силы

Фото: Дмитрий Косенко

Параллельно уже шел выпуск модификации ВАЗ-21011 с изменениями во внешнем виде и салоне, простым рулем и более мощным 69-сильным двигателем.

На первых машинах стояли итальянские детали

Фото: Дмитрий Косенко

Самыми же первыми и особо ценными считаются машины, выпущенные в начале 70-х годов, они еще делались из европейских деталей.

С шильдика убрали надпись «Тольятти»

Фото: Дмитрий Косенко

— Самые ранние автомобили до 1974 года выпуска включительно имели еще ряд отличий. Зеркало было не прямоугольной формы, а круглой, располагалось не на двери, а на крыле. В первый год выпуска на шильдике с ладьей была надпись «Тольятти». Ходила легенда, что эту надпись убрали, чтобы не рассекречивать местонахождение завода. Это всего лишь легенда, так как на оригинальных ключах от автомобиля есть надпись «Тольятти», — рассказывает старший экскурсовод музея «Галерея времени» Вячеслав Крупский.

В 70-х годах качество еще держалось

Фото: Дмитрий Косенко

— Те же ранние машины имели итальянские комплектующие от «Фиата» до тех пор, пока выпуск этих комплектующих не наладили на советских заводах. Там и оптика ставилась итальянская, и многие болты, в том числе колесные болты Fiat. В 75-м полностью перешли на комплектующие отечественного изготовления, качество от этого немножко просело, но по большей части автомобили 70-х годов еще являются достаточно качественными. Вот уже в 80-х контроль качества начал проседать, и в перестроечные годы автомобиль уже не блистал таким качеством и отчасти себя дискредитировал, — рассказывает эксперт.

Пробег у этой машины — всего 88 тысяч километров. Это большая редкость для автомобиля с полувековой историей

Фото: Дмитрий Косенко

Наш экземпляр 1977 года тоже ценен, ведь его не реставрировали, практически в таком виде машина и сошла с конвейера. Пробег всего 88 тысяч километров — это крохи за 44 года.

Салон и кузов в оригинале. Это настоящая машина времени — смотришь на них и переносишься в прошлое

Фото: Дмитрий Косенко

— Это представитель так называемой чистой «копейки». Автомобиль находится в оригинальном состоянии, какие-то работы по нему производились, но лишь для того, чтобы привести машину в порядок. В основном техническое обслуживание, где-то требовались подкрасы, небольшая полировка, антикоррозийная защита. А в остальном авто находится в оригинальном состоянии, родной неперешитый салон, родная краска на кузове. Никаким глобальным работам автомобиль не подвергался, — перечисляет Вячеслав Крупский.

Двигатель не потребовал ремонта

Фото: Дмитрий Косенко

— Двигателю просто провели техобслуживание, пробег небольшой, поэтому двигатель не нуждается во вскрытии, в ремонте. Автомобиль отлично работает.

Узнаваемый шелестящий звук «жигулевского» двигателя

Фото: Дмитрий Косенко

Ставим новый аккумулятор, и машина живо заводится. Тот самый шелестящий звук «жигулевского» двигателя, который сидит в памяти у всех, кто застал советские времена.

В салоне — запах советской эпохи

Фото: Дмитрий Косенко

А садишься в салон — и тот самый запах советских автомобилей, нечто вроде смеси бензина, материалов салона и чего-то еще неуловимого. Действует как машина времени — переносишься в СССР.

Салон отделан кожзамом

Фото: Дмитрий Косенко

Все «копейки» выпускались, как сейчас говорят, «на коже». Это, конечно, не натуральный материал, но выглядит прилично — и сиденья, и дверные карты (особенно в сочетании с хромированным декором).

Черная практичная обивка

Фото: Дмитрий Косенко

— На «копейках» всегда был дерматин. Ткань использовалась только на ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 и на последующих моделях.

Рулевое колесо с хромированным ободом гудка. На модернизированном ВАЗ-21011 уже скучный руль с двумя спицами, а тут такая красота

Фото: Дмитрий Косенко

Раньше были тонкие баранки

Фото: Дмитрий Косенко

Обратите внимание, какие раньше были баранки. Знаете почему? Есть несколько версий: во-первых, в самом начале автомобильной эры машины были открытыми, ездили на них в перчатках. Во-вторых, усилителей не существовало, поэтому диаметр рулевого колеса был больше, чем у нынешних баранок. Сочетание двух этих факторов делало удобным именно тонкий руль. Потом уже пошли усилители и постепенно дизайнерская и эргономическая мысль дошла до толстых ободов.

Тонкие спинки передних сидений

Фото: Дмитрий Косенко

Вообще машины той эпохи производят впечатление игрушечных. Тот же тонкий руль, маленькие тонюсенькие сиденья, все такое компактное, милое и наивное. «Копейка» весит 955 килограммов, и современным людям в ней будет уже недостаточно просторно. А все почему? Да потому что люди в нашем веке стали более рослыми и упитанными.

Слева на передней панели есть ручная кнопка омывателя

Фото: Дмитрий Косенко

— У ранних автомобилей есть некоторые интересные особенности. Например, вместо привычного бачка для стеклоомывателя находится своеобразная такая грелка, в которую заливалась жидкость. Подавалась она на стекло не при помощи электромотора, а по принципу клизмы, то есть на передней панели располагалась такая резиновая кнопка, которую накачивали пальцем. По мере накачивания на стекло подавалась вода.

Хромированный декор порогов

Фото: Дмитрий Косенко

Внешне «копейка» достаточно обильно декорирована хромом. Радиатор, дверные ручки, линии остекления, бамперы, окантовка оптики. Со временем с машин часть хрома пропадала, например нижний молдинг на порогах.

После ремонта хром исчезал

Фото: Дмитрий Косенко

— Хромированные молдинги ставились штатно, были молдинги под хром по резинкам стекол. Когда автомобили проходили какой-то ремонт, банальную замену порогов, чаще всего молдинг никто не заморачивался устанавливать, так как ремонтные панели шли без специальных отверстий. Просто пороги варили, красили, а молдинг обычно никто не ставил.

В СССР автомобиль стоил 5,5 тысячи рублей

Фото: Дмитрий Косенко

«Жигули» активно продавались за границей, там их ценили за «фиатовское» происхождение (машина сделана на основе итальянского Fiat 124) и невысокую стоимость по западным меркам. В СССР же в середине 70-х автомобиль стоил 5,5 тысячи рублей. При средней зарплате в 150 рублей советскому гражданину требовалось 3 года, чтобы накопить на машину, откладывая всю получку. И 6 лет, если откладывать половину зарплаты.

На экспорт машину назвали «Лада»

Фото: Дмитрий Косенко

— Экспортировался под брендом «Лада», поскольку название «Жигули» было неблагозвучно для иностранцев. По легенде, они сравнивали это слово со словом «жиголо». Правда, когда машину переименовали в «Лада» для западного рынка, то столкнулись с тем, что на одном из языков это означало что-то вроде телеги.

«Жигули» хорошо сохранились

Фото: Дмитрий Косенко

Этот ВАЗ-2101 попал в руки новосибирского коллекционера после первого и единственного владельца. Автомобилю повезло — его мало эксплуатировали и берегли, вот он теперь и переносит нас в исторические уже времена.

Советский дедушка мало ездил и берёг авто

Фото: Дмитрий Косенко

— Приобрел у первого владельца, машина еще на черных советских номерах. Скорее всего, был какой-то служебный автомобиль, поэтому личное авто дедушка берёг, зимой не ездил. Эксплуатировался только летом и не сильно часто. А последние несколько лет он стоял на хранении.

Почитайте еще о редком «Москвиче» из дерева по прозвищу «Буратино» — в СССР экономили на металле.

А это черная «Волга» ГАЗ-24, в 70-е годы на такое авто можно было выменять квартиру в Москве.

Представительская «Чайка» ГАЗ-13 выпускалась только для заслуженных людей, ее даже не продавали в магазинах — смотрите на экземпляр 1970 года.

Отлично отреставрированная «Волга» ГАЗ-21 первой серии — полностью соответствует заводскому исполнению. Реставратор Борис Беспальчий трудился над ней два года.

Новосибирский пенсионер Евгений Кириллов на досуге собирает и ремонтирует советские авто — вот его «Москвич» 1959 года.

Очень странная «Копейка». Не пойму, «капсула времени», или новодел

У известного обозревателя автомобилей – «капсул времени» появилась на обзоре довольно странная машина. Это ВАЗ-2101, известная всем нам «Копейка» 1981 года выпуска, с пробегом якобы, в три с половиной тысячи километров, и лично у меня возникли большие сомнения в реалистичности этой истории.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Давайте присмотримся к машине внимательней. В первую очередь в глаза бросается «фартук» передней панели без четырёх прорезей охлаждения, ранние бамперы с «клыками», ранняя решетка радиатора с закрашенными черным цветом вертикальными ламелями, или как там они называются.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В общем, классическая так называемая «итальянка». Так назывались ВАЗ-2101 ранних выпусков, до рестайлинга 1974 года, когда появилась ВАЗ-21011, и часть машин стала комплектоваться уже кузовщиной от этой обновлённой модели.


ВАЗ-2101 ранних выпусков, еще с круглым боковым зеркалом.

Впрочем, прорези под решеткой радиатора появились не сразу. У друга была «копейка» 1975 года выпуска, у которой на «фартуке» были выштамповки, но самих прорезей еще не было. Та машина точно была в полном оригинале, но уже не «итальянка», а в данном случае машина из поздних партий, 1981 года. В то время сплошного «фартука» уже точно не было, как и клыков на бампере.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Педаль газа в салоне, как и положено, уже не напольная, хотя на коврике еще есть место для крепления напольной накладки. Панель приборов тоже из поздних серий, так что с заявленным годом выпуска эти моменты совпадают.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Бросается в глаза механический насос омывателя стёкол. У ВАЗ-2101, насколько я знаю, он был в виде резиновой кнопки слева на «торпедо», а этот от ВАЗ-2103. Но может, на поздние «копейки» уже от «тройки» ставили, тут я не берусь утверждать.


Салон ВАЗ-2101 1976 года выпуска. Руль уже без хромированного кольца, педаль газа уже подвесная, приборка еще белая, и кнопка насоса омывателя стекла на привычном месте.

Но и в салоне не обошлось без странностей. Ручки стеклоподъемников не родные. На «копейках», даже поздних выпусков эти ручки были металлическими, хромированными. Сиденье водителя слишком затёрто, как для 3.5 тыс. километров заявленного пробега.



(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Еще меня удивили ремни безопасности на задних сиденьях. Обычно ими «копейки» не комплектовались, но возможно, какие-то экземпляры в порядке исключения, а так же экспортные версии задними ремнями комплектовались с завода.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Мог, конечно поставить и владелец, вернее владелица, но зачем ей было их ставить, если машина, по словам Ромы Urrаcо, всю жизнь стояла в гараже?

К багажнику вопросов вроде нет, за исключением одной детали – слишком уж хорошо сохранившейся бумажке с кодом и названием краски.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Такую идеальную я вижу впервые, хотя сам немало пересмотрел старых машин, в том числе и с малым пробегом. Уже за 20 лет паста шариковой ручки выцветает, а сама бумажка желтеет, а тут почти сорок прошло, а она будто вчера приклеена. Странно.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В подкапотном пространстве есть оригинальная табличка, почему-то прикрученная саморезами. Было так с завода, или же её прикрутили позже, мне сложно сказать, но на моей «пятерке» 1982 года табличка точно была на заклёпках.



(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Примечательно, что сохранилась вся «коллекция» талонов техосмотра, начиная с 1984 года, и еще среди документов есть странный талон непонятного мне назначения, в котором записаны номера покрышек.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Кто знает, зачем он был нужен? Это та самая бумажка, по которой покупали покрышки, когда подходила очередь?

Кто не знает, в СССР одно время даже на резину очередь была, не то что на автомобили.

Странно так же, что отсутствует защита передних арок. Она ставилась с завода, такая полоса из оцинковки с резиновым уплотнителем по краям, здесь её нет, но может с 1980-го и не ставили уже, не знаю.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Тем не менее, коррозии особой там нет, ни спереди, ни сзади.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

Одно можно сказать точно – машина отлично выглядит, она в идеальном состоянии.


(с) фото с канала Roma Urraco на youtube

В общем, что сказать. Машина либо хорошо восстановленная под «итальянку», или… не знаю даже. Передняя часть этой «копейки» и бамперы явно не соответствуют году её выпуска, да и зачем кому-то понадобилось менять ручки стеклоподъемников, если машина (если верить заявленному пробегу) даже обкатку еще толком не прошла? А что вы, дорогие подписчики, думаете по этому поводу? Oldtimer

uCrazy.ru

ВАЗ 2101 Копейка

Прототипом для создания нового советского автомобиля был итальянский ФИАТ-124, завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль года". Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально отличается от своего итальянского "брата". В первую очередь совершенно другим двигателем с верхним распредвалом и увеличенным межцентровым расстоянием, что в будущем позволило неоднократно увеличивать литраж мотора. При сохранении рабочего объема 1198 см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм (с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с 71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более короткоходным, а значит – более приемистым. В общей сложности в конструкцию итальянской малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше 800 изменений.
В сцеплении увеличили наружный диаметр накладок – со 182 до 200 мм. В коробке передач доработали конструкцию синхронизаторов. По причине преимущественно плохого дорожного покрытия клиренс увеличили со 164 до 175 мм, правда, только в передней части, так как сзади это не позволял картер неразрезного моста. Передняя подвеска была полностью переработана: изменена ее кинематика, усилены многие детали, в том числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост – новый. Архаичная трехрычажная задняя подвеска уступила место прогрессивной пятиштанговой конструкции.
Еще на ранних стадиях испытаний выяснилось, что отечественное бездорожье неприемлемо для задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3 тысячах км пробега колодки стирались до металла, поэтому тормоза заменили барабанными.

ВАЗ 2101 Копейка

Кузов также основательно доработан и усилен. Вместо двух проушин под домкрат (по одной с каждого борта) появились четыре, что обеспечивало гораздо более надежное «вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние одинарные проушины находились под серединой порога, и на русских колдобинах от них бы вскоре ничего не осталось.
В переднем бампере появилось отверстие для "кривого стартера" – в наших условиях вещь просто необходимая. Кроме того, передний и задний бамперы обрели "клыки", а рядом с ними появились буксирные проушины, которых на Fiat не было. Передние сиденья, в отличие от кресел итальянских Fiat, стали раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей заменили "безопасными". Кроме того, появилось наружное зеркало заднего вида.
Автомобиль стал тяжелее. Его снаряженная масса увеличилась с 855 до 945 кг. С другой стороны, конструкция стала намного прочнее и надежнее. Говоря о доработке Fiat 124 для российских условий производства и эксплуатации, стоит учесть, что она проводилась преимущественно силами итальянцев. Конечно, "вазовские" специалисты принимали участие в работах, и опыт, накопленный в процессе испытаний, позже применялся ими при создании последующих моделей. Впрочем, итальянцы продолжали снабжать "вазовцев" техпредложениями по изменению конструкции вплоть до постановки на производство ВАЗ-2103.
19 апреля 1970 г. - это дата в истории Волжского автомобильного завода по праву названа триумфальной: на главном конвейере собран первый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101 оправдал ожидания его создателей. Ходовые качества автомобиля были превосходны.

ВАЗ 2101 Копейка

Волжский автозавод начал реализацию автомобилей ВАЗ-2101 через торговую сеть. После 19 лет эксплуатации первый товарный автомобиль занял почетное место в музее Волжского автозавода, а владелец "копейки" с удовольствием пересел за руль "девятки", подаренной ему ВАЗом.
В августе 1970 г. ВАЗ-2101 послужил базовой моделью для всей последующей гаммы моделей - автомобилей классической компоновки: ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107.
Прошло 30 лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101. Но и в преклонном возрасте "копейки" колесят по дорогах, вызывая восхищение своей неприхотливостью, надежностью, выносливостью.


Краш-тест 2101
ВАЗ-2101 пострадал от смещенного удара в деформируемый барьер на скорости 64 км/ч!
Передняя левая стойка ушла назад на 100 мм - это как раз пороговая величина. Дверь, лишь выгнута наружу,но не сломана. Умеренная складка на крыше.
В салоне, правда, картина иная. Баранка вновь, как это было у большинства испытанных нами отечественных машин, смята грудью и головой манекена - и задрана высоко к потолку. Центр рулевого вала смещен на 125 мм назад, на 40 мм вправо - и аж на 190 мм вверх. Металл пола в районе соединения с порогом разорван. Есть разрывы и в месте, где к передней стойке крепится поперечина, которая проходит под панелью в салоне. А пол под водителем просто «провалился». Соответственно, водительское сиденье ушло вниз и наклонилось вперед. Да так сильно, что манекен просто припечатало спинкой кресла к рулю!
Со столь сильной деформацией пола на автомобилях классической компоновки мы сталкиваемся далеко не впервые. Причина в том, что при смещенном ударе силовой агрегат уходит в сторону и немного вверх, действуя при этом подобно рычагу и выгибая пол вниз за точки крепления опоры коробки передач. Здесь бы предусмотреть какую-нибудь защиту - например, «самосрезающиеся» при определенном виде воздействия болты опоры. Но ни на вазовской «классике», ни на Волге, этого нет.

ВАЗ 2101 Копейка

Руль как мог смягчил удар головой - интегральный коэффициент вероятности травмы головы HIC вдвое ниже опасной величины в 1000 единиц. Помогло и то, что основной контакт лица с баранкой пришелся не на ступицу, а на левые спицы - ведь рулевой вал немного увело в сторону пассажира. Но посмотрите на пик перегрузок - замедление в 88g действовало на «мозг» дольше допустимых медиками трех миллисекунд. А это уже считается опасным: голова на схеме - красная. Нагрузка на грудь от ремня немалая, плюс к этому «водитель» c силой налег на руль. А за это справедливо полагается снижение оценки - травмы ребер при таком контакте более чем вероятны! С ногами тоже беда - достаточно посмотреть, как зажало бедолагу Гибрида между креслом и панелью. Датчики в голенях зафиксировали повышенные изгибающие нагрузки, вдобавок ноги могут пострадать от торчащих педалей. Особенно «отличилась» педаль сцепления - ее площадка ушла не только на 315 мм назад, но и на 130 мм вверх.
И лишь колени можно считать в относительной безопасности. Несмотря на то, что передняя панель здорово вмята в местах контакта с коленными чашечками, нагрузки на «бедренные кости» невелики. Тут сыграла свою роль мягкая накладка панели - и то, что металл под ней очень податливый. Но что будет, если удар левым коленом придется чуть левее и ниже - в блок предохранителей? А если правое колено ударится о металл кронштейна рулевой колонки?

«Пассажиру» тоже не повезло. Во-первых, он достал головой до панели. И несмотря на то, что она в «Копейке» довольно мягкая, травмобезопасная и лишена высокого козырька, удар оказался сильнее, чем у «водителя». Коэффициент HIC равен 941 - очень близко к пороговой тысяче. Но хуже то, что пик замедления превысил отметку в 140g. Поэтому, как и в случае с «водителем», голова пассажира при фронтальном столкновении - в опасности. А нагрузка от ремня на грудь и вовсе «зашкалила» - тарированные «ребра» вдавило на 59 мм при максимально допустимых 50 мм. Пассажиру «светит» не только сотрясение мозга, но и перелом ребер.
Самое интересное, что при подсчете баллов по методике EuroNCAP даже при максимально строгой пенализации ВАЗ-2101 все же набирает два балла - их в «копилку» принесли невысокие нагрузки на бедра обоих манекенов.
Во-первых, качество сборки кузова этой «Копейки» неплохое - металл начал рваться лишь в нескольких наиболее нагруженных местах..
Во-вторых, при фронтальном столкновении ВАЗ-2101 может оказаться жестче, чем ВАЗ-2107. Утверждать это мы можем с известной долей осторожности - всем известно, насколько сильно могут отличаться друг от друга отечественные автомобили одной модели, выпущенные в разные дни. Кузовные детали штампуют из разного металла, сварку могут вести в более или менее изношенных кондукторах.
Но если результат этого краш-теста - не случайность, а закономерность, то ВАЗ-2101 с точки зрения пассивной безопасности лучше, чем ВАЗ-2107! И это при том, что «Копейка» появилась гораздо раньше «семерки».
Но это, увы, отнюдь не повод для радости. Правильнее будет сказать иначе - ВАЗ-2101 лишь немного менее опасен при аварии, чем ВАЗ-2107. Потому что два балла или ноль из 16 возможных - разницы практически никакой. Как говорят ученые, разница лежит в пределах погрешности измерений. В данном случае - в пределах погрешности методики оценки EuroNCAP. И при столкновении любой вазовской «классики» с более современным автомобилем, будь то ВАЗ-2110 с его четырьмя баллами по шкале EuroNCAP или наш рекордсмен по безопасности Renault Symbol, людям в салоне заднеприводного ВАЗа придется заведомо хуже.

Читайте также: