Хендай солярис бьет током

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

авто бьется током что делать

Наверняка каждый из вас сталкивался с проблемой ударов током при выходе из автомобиля.

Помимо болезненного ощущения на кончиках пальцев, у многих по всему телу в этот момент начинает пробегать неприятная дрожь.

Хотя специалисты и уверяют, что подобный разряд не способен убить или нанести существенный вред здоровью, но проверять это на практике с больным человеком все же не стоит.

искры при закрытии машины

Для многих автовладельцев это становится реальной проблемой до такой степени, что они при выходе из авто спускают рукава кофты или рубашки, и только таким способом, защитив оголенные части рук, закрывают дверь.

Со всем этим мириться нельзя и нужно искать пути решения. А чтобы их найти, в первую очередь следует понять причину возникновения статического электричества.

А представьте, если пробой случится в момент заправки авто возле открытого лючка бензобака?

Так что, помимо неприятных физических ощущений, игнорирование данной проблемы рано или поздно оборачивается более серьезными последствиями.

Итак, каковы же основные причины накопления статического заряда? Их всего две.

накопление заряда на автомобиле

Во-первых, он может появиться на корпусе автомобиля из-за трения воздушных потоков в момент движения. Чаще всего это происходит в сухой, жаркий день.

Это как опыт из школьного курса физики с натиранием эбонитовой палочки.

китайская вебасто для отопления гаража без газа, дров и электричества

Кто-то задастся логичным вопросом – с палочкой то все понятно, там мы ее трем о тряпочку, а причем здесь машина? Дело в том, что в окружающем нас воздухе находится огромное количество мельчайших частиц.

Именно о них и трется “тело” автомобиля, постепенно накапливая заряд. Вот наглядное подтверждение наличия заряда на авто.

Посмотрите, как себя ведет шарик из фольги внутри самодельного антистатического брелка при его приближении к дверце.

статическое электричество на машине

Подобный эффект накопления заряда наблюдается и при сильном ветре. Причем вашему автомобилю даже не нужно двигаться, он может спокойно стоять на обочине и все равно зарядится как батарейка.

Как уже говорилось выше, чаще всего это происходит жарким летом. При влажности воздуха более 85% проблема исчезает сама собой.

В данной ситуации при соприкосновении с дверцей или другой частью авто, вы выступаете проводником, через который электричество с корпуса вашего железного друга утекает в землю. Тут весь “цимес” достается первому, покидающему авто.

Как шутят некоторые автолюбители, самый лучший способ защиты в этом случае – постоянно ездить с тещей и каждый раз выходить после нее 🙂

подзарядка от акб

Вторая причина – наша одежда и обивка салона. Здесь заряд, наоборот, накапливается не на авто, а на вас самих.

Виновато опять же трение. Одежда на водителе или пассажирах соприкасается и елозит по обивке сидений, постепенно набирая электричество как конденсатор.

В момент выхода из машины, происходит выравнивание потенциалов. В этом случае, даже если вас не ударило током о дверцу (вы ее закрыли рукой, аккуратно спустив рукава), то ближайшая дверная ручка в магазине, домофон или любой металлический предмет на пути, вам “с удовольствием” напомнят, что от статического электричества далеко не убежишь.

расстояние и напряжение пробоя

По длине искры можно условно определить, насколько же вольт вы зарядились. Известно, что для пробоя воздушного промежутка в 1см необходимо напряжение около 30 000 вольт!

В определенных случаях искра проскакивает даже на большем расстоянии! Причины возникновения статики мы поняли, как же с этим бороться?

полоска антистатик работает или нет

Чтобы не допустить накопление статического электричества на металлических деталях кузова, в задней части автомобиля подвешивают антистатическую полоску на прорезиненной основе.

стальная проволока в антистатической полоске

Внутри нее зашита стальная проволока или тросик. Именно они и касаются земли.

В советское время такие антистатики выпускали из спецрезины с графитовым наполнением. Однако экземпляры с проволокой оказались гораздо дешевле.

Многие автолюбители жалуются, мол поначалу у них все работало, а потом перестало. При этом полоска вроде бы целая и по-прежнему висит на своем месте.

антистатическая полоска не работает

антистатическая полоска не работает

Имейте в виду, что если вшитая проволока сотрется, а сама резиновая полоса будет по прежнему соприкасаться с асфальтом, то толку от такой защиты уже не будет.

Еще ходят легенды, что эта волшебная полосочка здорово спасает от коррозии кузова. Однако образование ржавчины напрямую зависит от заводского качества и обработки кузова, а не от того, есть у вас сзади антистатик или нет.

грязи и статическое электричество на авто

Кроме того, при частой загрузке багажника полоса быстро изнашивается и через пару месяцев езды вообще перестает доставать до земли.

салон автомобиля

Что касается заряда, который образуется на вас самих, то здесь проверяйте из какого материала изготовлена обивка кресел.

Если чехлы выполнены из синтетики или шерсти, то лучше их заменить. Смена одежды (на хлопок или кожу) иногда помогает, иногда нет.

одежда для водителей бензовозов

Например, у водителей бензовозов про момент защиты спецодежды от статики напрямую говорится, что она должна быть изготовлена из хлопчатобумажных материалов. Выписка из правил:

Многие удивляются, почему в отечественных машинах их бьет током, а стоит сесть в той же самой одежде в иномарку класса повыше, вся статика тут же куда-то исчезает.

Объяснений тут два. Во-первых, разный материал покрытия седушек и чехлов. Во-вторых, автошины.

Не многие знают, но производители некоторых дорогих автошин специально добавляют в протектор антистатическую полоску.

антистатическая полоска в автошинах

антистатическая полоска в автошинах

С такой резиной не нужно вешать сзади всякие уродливые хвостики, все статическое электричество должно сниматься автоматически при движении и без них.

Они хоть и не решают проблему на 100%, но сводят ее к минимуму. Одного опрыскивания хватает примерно на месяц спокойной езды.

помыл машину перестала биться током

Также помогает регулярная влажная уборка и химчистка всего салона. Чем суше будет воздух внутри автомобиля, тем большее количество электричества скопится на вашей одежде.

Четвертый способ самый простой и бесплатный. Если вам не хочется выбрасывать любимые чехлы, часто заезжать в автомойки или награждать своего “железного коня” хвостом-антистатиком, соблюдайте определенную последовательность выхода из машины.

выход из авто

Для этого перед тем как покинуть салон, сначала коснитесь и держитесь рукой какой-либо металлической части автомобиля (не пластиковой!).

После этого смело ставьте ноги на землю, и НЕ ОТРЫВАЯ РУКИ от металла, поднимайте попу с сиденья.

Доведёте этот ритуал до автоматизма, и вы забудете, что такое неприятные удары током раз и навсегда. Главное правило здесь – коснуться и держаться автомобиля до того, как его покинуть.

Если же при выходе вы сначала оторвали зад и только потом коснулись двери, обязательно ждите неприятного удара.

как снять статическое напряжение с авто ключом зажигания

Еще одним спасением является ключ зажигания. Допустим авто у вас грязное и хватать его чистыми руками “не комильфо”. В этом случае возьмите ключ, и касаясь пальцем его металлической части, дотроньтесь им до корпуса.

как выбрать хорошую изоленту лучшие марки

Между ключом и кузовом проскочит искра, однако на вас она никакого эффекта не окажет.

Два последних метода самые действенные, однако они никоим образом не спасают от накопления статического электричества. Человек в этом случае выступает в роли диполя.

А это по заверениям докторов негативно влияет на наше самочувствие и вызывает быструю утомляемость.

Если все вышеизложенные способы не помогли, и машина по-прежнему бьет током, то здесь уже нужно вызывать автоэлектрика и разбираться с бортовой системой. Вполне вероятен пробой электропроводки или незначительная утечка тока.

Иногда помогает элементарная подтяжка минусовой клеммы. При плохом или слабом контакте, удары током от кузова довольно распространенное явление.

статическое напряжение


Вот что вычитал на просторах инета
Многие сталкивались c ситуацией, когда автомобиль «бьет» током водителя и пассажиров. Почему это происходит и как от этого избавиться?

Машина «бьется» током вследствие разрядов статического электричества, которое может образовываться по двум причинам: из-за электризации кузова и/или одежды водителя и пассажиров, находящихся в салоне, а также чехлов и обивки сидений. Притом чем ниже влажность воздуха, тем интенсивнее электризация.

Успокоим читателей: такой электроразряд, хотя и сопровождается болевыми ощущениями, безопасен для человека из-за малого времени протекания тока.

Электричество на кузове возникает при трении о воздух (подобно тому, как электризуется эбонитовая палочка при трении о сукно). Это может происходить не только при движении машины, но и во время стоянки — под воздействием ветра. При «благоприятных» условиях в сухую жаркую погоду на кузове может образоваться статический заряд, напряжение которого достигает десятков тысяч вольт. По законам физики заряд накапливается на поверхности авто, в то время как напряженность электрического поля внутри машины будет равна нулю. В этом случае водителю и пассажирам, находящимся в салоне, удар током не грозит. При большом накопившемся на кузове заряде напряженности электрического поля может оказаться достаточно для того, чтобы искра проскочила через воздушный промежуток в несколько сантиметров. Поэтому чаще всего разряд происходит уже при поднесении руки к кузову, когда человек вышел из машины и намеревается закрыть дверцу. Искровой пробой сопровождается «перетеканием» заряда и уравниванием электрических потенциалов кузова и человека.

Одежда и сиденья

Отсутствие заряда на кузове не всегда избавляет владельца машины от электростатических «молний». Дело в том, что одежда также может электризоваться в результате трения об обивку и чехлы сидений, особенно если они синтетические или сделаны из шерсти. В результате на едущих в автомобиле может накопиться значительный электрический заряд. Когда человек выходит из машины и прикасается к ней, возникает искра и заряд «стекает» на кузов. «Поймать искру» по причине того, что одежда наэлектризовалась, можно и не выходя из машины — достаточно взяться рукой за металлическую деталь (например, рычаг «ручника»).

Уберечься от автомобильных «молний» можно, либо заземлив кузов специальной антистатической полоской, либо применяя особую «тактику» выхода из машины. Для заземления кузова эффективны лишь полоски с токопроводящим наполнителем (например, из графита, алюминиевой пудры и т. д.) или с проволокой внутри. «Резинки», изготовленные из обычной автомобильной камеры, цеплять к кузову бесполезно. Снизить степень электризации одежды и чехлов сидений можно, обработав их антистатическим аэрозолем.

Теперь о «тактике» выхода из машины

Открыв дверь, нужно взяться рукой за металлический кант двери (не за пластиковую ручку!), а потом уже ставить ногу на землю. Конечно, это связано с определенными неудобствами (кузов может быть грязным, выходить «на полусогнутых» неудобно) и т.д., но, как говорится, «искусство требует жертв». Уменьшить болевые ощущения можно, если закрывать дверцу частью тела, прикрытой одеждой, — например, локтем, коленом или бедром.

Что делать, если автомобиль бьется током!

авто ударил током

Тело словно встряхивало, возникало жжение, пробегал неприятный озноб. Сразу же становится понятным, что во всем виновато статическое электричество.

Статическое электричество и автомобиль

Всем известен эффект расчесывания волос пластиковой расческой. Когда волосы «становятся дыбом».

волосы поднялись верх

Или во время снятия с себя синтетической одежды, происходит легкое потрескивание. А если это делать в полной темноте, то будут даже видны маленькие искорки-разряды. Тоже самое происходит внутри машины с людьми.

Почему машина бьет током? Причин для этого множество. Постараемся определить самые распространенные:

  • Иногда в этой ситуации косвенно виноват сам человек. Дело в том, что в процессе движения происходит трение одежды об обивку сидений. Человек сам начинает накапливать статистическое электричество. Это часто происходит, если одежда содержит натуральную шерсть или синтетические волокна. Сам того не подозревая, выходя из транспортного средства, он задевается за дверь, кузов и происходит разряд. Ответ на вопрос: «Почему бьет током, когда выходишь из машины?» становится очевидным. Отчасти виноваты сами.
  • Автомобиль сам начинает накапливать статистический заряд. Это может происходить по-разному.

1. Кузов машины бьет током, потому что во время поездки машина перемещается в пространстве и соприкасается с воздухом. На ней скапливается заряд. Чем длительней время движения, тем больше происходит накопление. Сухая погода также способствует увеличение заряда.

Разумеется, что сидящий внутри человек имеет свойство обладать электрическим потенциалом. Весь вопрос в том, какое значение имеет его заряд. Если такой же, как у транспортного средства, тогда никто ничего не почувствует. Если же плюс и минус, тогда при контакте произойдет разряд.

2. В другом случае, когда дверь машины бьет током, есть другая причина. Это неисправность машины. В силу разных обстоятельств провода ее электропроводки могут быть повреждены. Под воздействием трения или перетирания, либо выпадения из фиксирующих приспособлений они начинают тереться о детали кузова. И изоляция в этом месте разрушается.

перетирает провода

Посмотрите полезное видео, как обнаружить утечку тока на ВАЗ 21102:

Мелочь, пустяк?! Как бы не так!

Хотя на первый взгляд может казаться, что особого вреда от статического разряда не будет, следует рассмотреть эту проблему серьезнее. Когда корпус машины бьет током, возникает микро-разряд. Наглядным примером, но имеющим другую природу, может служить пьезозажигалка.

зажигалка для газа

А если в салоне по каким-то причинам есть пары бензина или другого огнеопасного вещества? Эта микро-молния в состоянии их воспламенить, а последствия могут быть самыми трагичными.

Этому есть еще одно важное обстоятельство. Во время движения водитель постоянно выполняет ряд важных функций – это его работа. Управляет машиной, включает и выключает разные функциональные приспособления – щетки стеклоочистителя, указатели поворотов, тумблеры габаритных огней, дальнего, ближнего света.

Борьба с «недугом»

Причина, почему машина бьет током стала понятной. Осталось выяснить, как от нее избавиться:

1. Одно из важных действий – посещение станции технического обслуживания. Это особенно нужно тогда, если статические разряды ощущаются очень сильно. В мастерской машина пройдет диагностику, где будет определено, все ли в порядке с ее электрооборудованием. Выявленные неисправности будут устранены.

2. Прикрепление антистатических полосок. Возможно, на дороге доводилось обгонять тяжеловеса-бензовоза. Сразу бросается в глаза прикрепленная к металлической раме кузова стальная цепь, которая касается асфальта. Это и есть заземление.

Можно сделать такое же, только более изящное. Цепь вешать не обязательно. А вот установить специальные средства антистатики вполне по силам.

полоска антистатика

3. Следует заняться обшивкой салона автомобиля, будь это иномарка или модель отечественного автопрома. Наиболее экономичным решением будет приобретение чехлов. Только следует заранее поинтересоваться об их антистатических свойствах.

Конечно же, следует обратить внимание на свой гардероб. Как это ни печально, но по возможности исключить из него те вещи, в которых чаще происходит удар статическим электричеством.

4. Для увлажнения климата в салоне желательно использовать специальные аэрозоли.

аэрозоль для салона

  • Во-первых, действие этого вещества будет снимать статический заряд в салоне, либо вообще сведет на нет действие «статики».
  • Во-вторых, влажный воздух благотворно влияет на самочувствие водителя и пассажиров машины.

Видео для просмотра, что делать, если машина бьётся током:

Заключение

Если же все предыдущие действия ни к чему не привели:

  • электрические схемы автомобиля в порядке;
  • стиль одежды полностью заменен;
  • аэрозоль и полоски для снятия заряда электричества присутствуют.

Но время от времени легкий щелчок при контакте с машиной напоминает о законах физики, остается еще одно действенное средство.

Напоминание о школьном предмете не случайно. Нужно будет научиться правильно покидать салон в соответствии с законами материального мира. Вначале, открыв дверь, будет необходимо прикоснуться к металлической части автомашины, и только потом уже становиться ногами на землю.

Машина бьет током – причины и способы устранения проблемы

Многие водители и пассажиры сталкивались с такой ситуацией – выходя из машины, они получали удар током. Интуитивно понятно, что это связано со статическим электричеством. Чтобы избавиться от этой проблемы, нужно выяснить причину накопления электрического заряда.

1 Почему автомобиль бьется током – 4 главные причины

Снимая синтетическую вещь, многие слышали легкое потрескивание, а в условиях полной темноты можно увидеть искрение. Такая же ситуация возникает и с машиной. Во время трения между телами появляется дисбаланс атомов. Так как у взаимодействующих тел способность пропускать электрический ток низкая, происходит перераспределение заряда, появляется статическое электричество. Так человек становится обладателем определенного заряда. В зависимости от знака заряда, происходит реакция между автомобилем и человеком. Если заряды совпадают по знакам, то ничего не случится, если заряды разные, то во время прикосновения к металлической части авто человек почувствует удар током.

Причиной накопления электричества могут быть неисправности в автомобильной электросети

Похожие статьи

Причин, по которым машина накапливает статическое электричество, множество:

  • Кузов автомобиля, передвигаясь, соприкасается с воздушными потоками, и в результате трения на нем накапливается небольшой электрический разряд. Его значение увеличивается в зависимости от длительности поездки. При сухой и ветряной погоде заряд увеличивается. На кузове машины концентрируется заряд около 1000 В.
  • Машина может ударить током из-за неисправности электропроводки. Она может быть повреждена по разным причинам: вследствие перетирания проводов, нарушения изоляции, провода могли выскочить из разъемов. Оголенные участки проводов соприкасаются с металлическими частями кузова, происходит "пробой на массу".
  • Напряженность электрического поля может возникнуть на дисках при вращении колес во время движения, при контакте тормозных колодок с дисками. Чтобы избежать накопления нежелательного заряда, авто следует оборудовать антистатическими приспособлениями.
  • Причиной накопления электричества могут быть неисправности в автомобильной электросети. Неисправные свечи могут подавать искру непосредственно на корпус двигателя. Авто может бить током из-за высоковольтных проводов, загрязненности мотора, обложенного остатками смазочных материалов.

Часто виновником накопления статического заряда является человек. Если одежда изготовлена из синтетических материалов или шерсти, то при трении о чехлы автомобиля статическое электричество накапливается на человеке. Разрядка произойдет в любой момент, как только человек прикоснется к металлической детали кузова, даже находясь внутри салона.

2 Есть ли опасность от статического разряда и какова она

На первый взгляд, кажется, что ничего страшного, кроме неприятного ощущения, в небольшом статическом разряде нет. Но к этому вопросу стоит подойти серьезно. Наглядным примером микро-разряда, проскакивающего в момент, когда машина бьет током, является пьезозажигалка. Если в салоне авто скопились пары бензина, то возникшая искра может их воспламенить и стать причиной пожара. Если для человека статический заряд не несет никакой опасности, так как слишком мал по величине, то для техники его может быть достаточно, чтобы вывести прибор из строя.

Есть и другая сторона этого вопроса. Во время движения водителю приходится совершать большое количество движений для управления автомобилем: переключать скорости, включать различные указатели, приборы и приспособления. Если в это время его будет бить током, то он может совершить ошибку, что приведет к аварийной ситуации. Поэтому, как только машина стала бить током, нужно решать проблему немедленно.

3 Методы борьбы со статическим электричеством – поможет ли лента?

Самый простой и доступный способ избежать удара током в автомобиле – использовать спреи-антистатики. Применяются они путем распыления на чехлы, одежду водителя и пассажиров. Правда, способ неудобен в применении и позволяет лишь снизить действие разряда, но не убрать его. Так как обычно бьет током при выходе из машины во время прикосновения к металлической двери, то для защиты от электричества можно установить пластмассовые дефлекторы. Они не пропускают электрический ток, а значит, разряда при соприкосновении с телом человека не будет.

Для снятия статического электричества с корпуса автомобиля применяют специальные приспособления и средства

Существует несколько способов заземления автомобиля:

  1. С помощью специальных лент с антистатическим эффектом. Они цепляются к кузову автомобиля так, чтобы, свисая, они доставали до земли. При движении машины скопившийся разряд будет уходить в землю. Ленты изготавливаются из дорогостоящего материала, поэтому не стоит покупать бюджетный вариант для экономии средств, дешевая лента не окажет должного эффекта.
  2. На грузовой машине со специальным назначением, особенно, если она перевозит взрывоопасные грузы, наличие "громоотвода" обязательно. Только вместо антистатической ленты цепляется металлическая цепь, которая также должна касаться земли.
  3. Некоторые водители в целях экономии прибегают к самодельному заземлению. С помощью клеммы присоединяют один конец провода на массу к кузову машины, а второй делают такой длины, чтобы он доставал до земли и волочился во время движения.

Более надежной и эстетически привлекательной является антистатическая лента. При ее покупке следует обращать внимание, чтобы внутри изделия не было металлической проволоки, так как со временем на нее действуют окислительные процессы, она начинает ржаветь и плохо пропускает электрический ток. Внутри должна быть графитовая или алюминиевая вставка.

Чтобы лента эффективно выполняла свою функцию, ее нужно цеплять к металлической части кузова, не покрытой краской. Если ее прицепить на пластиковый бампер, то она будет служить лишь очередным украшением.

Так как одной из причин появления статического электричества является материал изготовления сидений и одежды, то нужно сменить чехлы, пошив их из натуральных тканей. Это касается и одежды. В сухом воздухе статического электричества накапливается больше, поэтому регулярно проводите химическую чистку и влажную обработку салона. Для увлажнения воздуха можно использовать специальные аэрозоли. Они уменьшают либо снимают статическое электричество и действуют благотворно на здоровье человека, увлажняя воздух.

Не помешает и техосмотр на станции СТО, чтобы исключить неполадки, связанные с электропроводкой и электрическими системами. Если после этого проблема не будет решена, то можно применить описанные выше способы борьбы с электрическим зарядом, скопившимся на кузове машины.

Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки


Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?

По капельке по маленькой​

Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.

Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.

Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.

Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?

Ток против мультиметра

Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.


Итак, наша задача – замерить ток, который потребляет автомобиль в «режиме спячки». Для этого переводим мультиметр в режим изменения тока, в нашем случае – на 10 А. В нашем китайском мультиметре это максимально допустимый ток. Если ваш мультиметр покруче нашего (что, в общем-то, несложно), лучше поставить 20 А. Дело в том, что мультиметр надо включить в цепь, и через него пройдёт весь потребляемый ток. Ток утечки должен небольшим – максимум 80-90 мА, но в момент подключения мультиметра в разрыв цепи через него пройдёт ток всего электрооборудования, которое включится после замыкания цепи. Ток может доходить до 15 А и только через несколько секунд опускаться до нормы. Но этих нескольких секунд вполне достаточно, чтобы сжечь если не весь мультиметр, то хотя бы его предохранитель (если он есть).

Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.


Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.

Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.

Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.

О чём говорят цифры?

Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.


Допустим, мультиметр показывает около 40 мА (как это получилось в нашем случае). Это абсолютно нормальный показатель. Можно возвращать клемму на место, убирать мультиметр и спать спокойно дальше.

Если мультиметр показывает слишком большой ток, нужно искать, что его там в машине потребляет. Для этого нужно выполнить всего одну нехитрую операцию: открыть блок с предохранителями и вытаскивать их по очереди, наблюдая за показаниями мультиметра. Если при одном вытащенном предохранителе ток утечки сильно снижается, значит, в цепи этого предохранителя и находится тот баловник, который поедает зарядку АКБ. Ну а дальше осталось проверить цепь и потребители проблемной сети. Если не знаете, что за предохранитель оказался у вас в руках, посмотрите на обратную сторону крышки предохранителей – на ней обычно бывает их схема.




Что не так?

В общем-то, на этом проверка тока утечки заканчивается. Но было бы неправильным не сказать об ещё одной вещи. Что делать, если утечку найти не удалось, а АКБ всё равно утром севший?

В первую очередь придётся проверять работу генератора. Вполне вероятно, что никакой запредельной утечки нет, а причина садящегося аккумулятора кроется в его обычном недозаряде. Кроме того, никаких предохранителей в цепи генератора обычно не бывает, так что замер тока утечки ничего в этом случае не даст. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах АКБ, затем смотрим напряжение на клеммах после пуска мотора. Если там с работающим мотором и без включенных потребителей остаются все те же унылые 12-13 вольт, генератор пора ремонтировать.

Правда, если у него близок к концу диодный мост, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, а вот под нагрузкой сильно просаживаться. Но диагностика генератора с помощью мультиметра – это уже совсем другая история. Скучная, простая и тысячу раз разжёванная.

Хендай солярис бьет током

Просмотр профиля

Инквизитор

Это статическое электричество. Хвосты не помагают, проверено. Этот хвост даже слышно, как шкребет по асфальту.

Я выроботал у себя правило перед выходом из машины: сначало берусь рукой за лакокрасочного покрытия двери потом ставлю ногу на поверхность планеты.

HyunDaiGetz


Просмотр профиля

Это статическое электричество. Хвосты не помагают, проверено. Этот хвост даже слышно, как шкребет по асфальту.

Я выроботал у себя правило перед выходом из машины: сначало берусь рукой за лакокрасочного покрытия двери потом ставлю ногу на поверхность планеты.

Согласен, хвосты помогают не электризоваться самой машине об воздух (что безусловно происходит, но не так выраженно). А вот от электризации при ерзании на сиденье не спасет. ИМХО, только антистатик и смена одежды. Вот про себя могу такой случай рассказать. Купила мне жена красивые такие спортивные с ортопедической формы стелькой (и дорогущие . ) тапки, чтобы взять их с собой в отпуск. Отпуск закончился, мы вернулись, а т.к. к тапкам я за это время очень привык, то решил ходить в них по дому. И тут начался какой-то ужас: у меня на шкафах металлическая оконтовка дверц, собственно она помимо декора еще и для их открывания служит. Так вот стало меня от шкафов током колошмать да так, что днем искры были видны, как от электрозажигалки :shock: Мучение это неделю-две продолжалось, трясло меня от шкафов, от дверей, даже от собственной жены. пока я не сопоставил события. Действительно, 1-минутной прогулки по ковровому покрытию комнаты оказывалось достаточно, чтобы выдать мощную искру. Пришлось свою модную обувку забросить и вернуться к стареньким китайским "шлепкам" с подошвой то ли из пенки, то ли из пористой резины. А тапки-электрошокеры стали развлекаловкой для гостей :roll: Вобщем, велкам на тест-драйв ;-)

6 проблем Соляриса: Hyundai ответил на ваши претензии!

От колесных арок идет сильный шум. Мириться с этим невозможно — на высокой скорости шум «забивает» даже звук работающего двигателя. Приходится устанавливать дополнительную шумоизоляцию. Можно ли эту проблему «победить» на заводе?

Юлия Тихонравова, руководитель группы по связям с общественностью Хендэ Мотор СНГ:

В модернизированном Солярисе мы уже улучшили шумоизоляцию задних колесных арок, что позволило достигнуть: снижения внутреннего шума для передних пассажиров на 1 Дб; для задних — на 2 Дб.

Кроме того, в обновленной модели колесные арки изолированы лучше: теперь мы используем прессованный войлок, на который сверху накладывается декоративный слой пластика.

2. Задиры на стенках цилиндров

Появляются при пробеге более 50 000 км как результат быстрого выгорания каталитического нейтрализатора.

Юлия Тихонравова:

Мы улучшили качество компонентов нейтрализаторов, после чего количество подобных обращений резко сократилось. И все же, в большинстве случаев, основная причина выхода из строя каталитического нейтрализатора — использование топлива ненадлежащего качества.

3. Скромная комплектация модели с мотором 1.4

Хотя 1,6 литровые версии оборудованы хорошо.

Юлия Тихонравова:

В конце того года мы выпустили юбилейную спецсерию «10 лет», которая будет доступна в том числе и с двигателем 1.4 — она получит расширенный набор оборудования, присущий более дорогим комплектациям.

В целом же, описанная ситуация — сложившаяся практика на рынке. Машины с маломощными двигателями доступны в стартовых и средних комплектациях с ограниченным набором оборудования. Ведь клиенты, выбирающие модели с маломощным двигателем, исходят прежде всего из стоимости автомобиля. Список оборудования для них не в приоритете.

4. Из гаммы кузовов исчез хэтчбек

Пятидверку от Hyundai ждут многие горожане.

Юлия Тихонравова:

Посмотрите статистику последних десяти лет: спрос на хэтчбеки B-класса снижается из года в год, покупатели больше заинтересованы кроссоверами B-сегмента и хэтчбеками С-класса. Следуя этой тенденции, в 2016 году мы поставили на конвейер Hyundai Creta, который покрывает потребность рынка в хэтчбеке Solaris.

5. Непрочный пластик в салоне

Случайно провел ключом по двери — остался «шрам». Что мешает выбрать более прочный материал?

Юлия Тихонравова:

Степень жесткости пластика зависит от ценовой категории автомобиля. В салоне Соляриса используется пластик, который по своим характеристикам не отличается от пластика в автомобилях аналогичного сегмента у конкурентов.

6. Низкая износостойкость лобового стекла

Оно быстро пескоструится и легко царапается. После 25–30 тысяч пробега многие владельцы вынуждены платить за полировку или менять стекло.

Юлия Тихонравова:

Регулярная замена дворников, скребки для снега хорошего качества помогут избежать этой проблемы. Solaris оснащается ветровым стеклом, которое проходит контроль качества и соответствует требованиям, которые предъявляют к автомобилям таких ценовых категорий.

Давай не видеть мелкого

Часть нарекания Hyundai устранил или планирует устранить. Часть не считает проблемами — мол, такая ценовая категория, наша продукция не хуже аналогичной у конкурентов.

Избавиться от раздражающего вас недостатка можно тремя способами: сменить машину; довести «до ума» «слабое место» в автосервисе; просто вспомнить слова из старой песни Юрия Антонова «давай не видеть мелкого…».

Последнее — отчасти шутка. Ведь в целом Hyundai Solaris — действительно один из лучших автомобилей в своем классе.

Почему машина бьется током: простые причины, которые необходимо знать всем автомобилистам


Почему машина бьёт током, и что с этим делать
Касание машины рукой

почему машина бьет током

Почему машина бьется током

Сейчас выделяется две причины:

  1. Неисправность электрической проводки автомобиля.
  2. Статистическое напряжение на одежде.

Если говорить за первую проблему, то с ней ничего самостоятельно поделать не получится, так как нужно обращаться только специализированный сервис.

Сразу обратим внимание! Что неисправность проводки – это редкая проблема, чаще причиной удара тока выступает именно вторая причина, о которой мы и поговорим более детально.

Многие люди не понимают, что такое статистическое напряжение, и почему оно вообще бьется. На самом деле сложного ничего нет, так как статика – это электрический разряд, который собирается на одежде каждого человека.

Статика может получиться из-за шерстяной и синтетической одежды, которая напрямую воздействует на чехлы кресел и обивку салона. Это означает, что садясь в автомобиль, человек начинает заряжать собственную одежду статическим электричеством, а когда выходит из авто, происходит сброс, из-за чего и возникает достаточно сильный удар.


/>



Авто бьется током

Чего не стоит делать?

Существует ряд советов, которые не только не дадут желаемого результата, когда стиральная машина щипает человека, но и могут нанести реальный вред , а именно:

  • При отсутствии заземления перевернуть вилку в розетке — не имеет практического значения, так как стиральная машина работает от сети переменного тока и смена полярности ничего для нее не меняет;
  • Подстелить резиновый коврик возле стиральной машины – не решает проблему, так как потенциал никуда не девается, а человека может ударить, когда он коснется рукой стиральной машины и стены, батареи и т.д.;
  • Отключение сетевого фильтра – данный элемент стиральной машины действительно подает потенциал на корпус, но в штатном режиме величина напряжения безопасна и не должна ощущаться;



Рисунок 4: подключение сетевого фильтра к корпусу



Антистатик против удара током

Такие антистатики активно используются на нашей территории многими людьми. Однако сразу возникает вопрос: а помогают ли они вообще? Как правило, люди покупают их, и надеются, что проблема пропадает – это первое заблуждение.

Вот так выглядит антистатик:

Такую вещь можно заметить на многих автомобилях, но как долго он служит? Как правило, его хватает только на несколько месяцев использования, затем он стирается и проблема возвращается. Поэтому как вы понимаете – устанавливать его это бессмысленная трата денег и времени.


Помимо этого антистатик далеко не всегда позволяет делать сброс, это связанно с тем, что сопротивление достаточно маленькое. То есть, электрический разряд просто не будет успевать уходить в землю. Вместо статика можно использовать более эффективные вещи:

  • железная цепь;
  • банки, которые можно намотать на алюминиевую проволоку.



Но, так серьезно подпортится внешний вид автомобиля, да и шум будет раздражать вас. Поэтому мы рекомендуем смотреть на другие способы.



Способы защиты

Так как на практике невозможно полностью исключить все факторы нарушения изоляции и перехода потенциала на корпус устройства, гораздо проще обезопасить себя и близких посредством установки дополнительных средств.

Заземление

Согласно требований п.1.7.51 ПУЭ все, подключаемые к сети электрические приборы, должны иметь защитное заземление корпуса. Такое заземление имеет отдельный вывод, как на вилке самого прибора, так и на штепсельной розетке. Все современные стиральные машины комплектуются таким заземлением с завода. А если подключить к заземляющему проводу помимо стиральной машины и другие металлические элементы, окружающие ее, можно создать систему уравнивания потенциалов.



Рисунок 2: что подключается к системе уравнивания потенциалов

Единственным камнем преткновения для обеспечения защитного заземления бытовым потребителям в квартире является отсутствие защитного провода в общей системе всего дома. Старые советские постройки действительно проектировались без них, но их постепенно переводят на более безопасные. Куда проще ситуация обстоит для владельцев частных домов, так как в своем доме всегда можно самостоятельно установить контур заземления и подвести заземление к распределительному щитку.

В случае если это ток естественного происхождения, обусловленный несовершенством внутренней изоляции стиральной машины, опасности для человека он не представляет, так как его величина достаточно мала. Если же ток утечки с корпуса превышает опасные для человека 10мА, то стоит исключить возможность поражения и установить УЗО в цепь заземляющего провода.

Установка УЗО

В отличии от стандартных бытовых потребителей (чайников, пылесосов и холодильников), стиральная машина располагается в особо опасном помещении, где присутствует повышенная влажность и токопроводящие конструкции. Из-за чего использовать в качестве защитных устройств только автоматы небезопасно. Стандартный автомат предназначен для реагирования на значительное увеличение тока, которое возможно при коротком замыкании. А в случае, когда стиральная машина бьет током, ампераж для отключения автомата защиты оказывается недостаточным.



Рисунок 3: подключение стиральной машины через УЗО

Решить проблему помогает установка УЗО в цепь питания стиральной машины, реагирующего на ток в заземляющем проводнике, его установка регламентируется п.7.1.48 ПУЭ. Для защиты стиральной машины подойдут модели с током отсечки 30 и 10мА. Второй вариант является наиболее безопасным, поскольку отключит прибор при наименьших признаках аварии. УЗО на 30мА подойдет для ситуаций, когда стиральная машинка достаточно старая или работает в достаточно влажном помещении, из-за чего ее нормальное рабочее состояние превышает порог срабатывания более чувствительной защиты.


Как избавиться от удара током автомобиля – самый простой способ

Сразу отметим, что такой способ можно найти на любом форме автомобильном, а вот другие сайты редко говорят о нем.

Суть заключается в том, чтобы сделать сброс статистического напряжения не вставая с автомобиля. Метод предельно простой нужно выполнить несколько действий:

  • не стоит резко вставать с автомобиля;
  • когда вы встаете, стоит взяться рукой за железный элемент автомобиля.

В этом случае сброс статического напряжения произойдет для вас совершенно не заметно. Поэтому такой способ можно смело назвать лучшим.


Посмотреть, как это выглядит наглядно, вы сможете в следующем видео:

Как устранить неисправности?

Заземление

Если СМА не заземлена, всегда будет риск поражения током. Поэтому при установке СМА обязательно заземляют. Даже если барабан, корпус или любую другую деталь машины пробьет, человек не пострадает. На незаземленной стиралке будет накапливаться незначительный электрический заряд. Его ощущает каждый владелец незаземленной машинки — достаточно прикоснуться к ней. Заряд особенно ощутим, если руки мокрые.

Решение проблемы — немедленная прокладка заземляющего кабеля. Есть два варианта:

  • В новых домах в электрощитах обычно имеются клеммы заземления — в этом случае вопрос решается просто. Проблему можно исключить еще на этапе строительства — в электросети имеется провод, отводящий в грунт случайно возникшие токи.
  • В старых домах заземляющей шины не предусмотрено, поэтому приходится повозиться с ее прокладкой. Лучше всего пригласить электрика, который и выполнит прокладку заземляющего кабеля.


Проведение заземления возможно двумя методами:

  1. Первый вариант. Заземление делается от электрощита:
      От щита к розетке проводят 3-жильный медный кабель. Сечение — 4 или 2,5 мм.
  2. Возле места, где будет стоять стиральный аппарат, монтируют розетку на 16 А. Если установка СМА производится в ванной, то устанавливают влагозащитную розетку.
  3. Второй вариант. Если в доме есть заземляющая шина, проблема решается еще проще. «Нулевой» провод 3-жильного кабеля присоединяют к шине с маркировкой N. Фазный провод — через УЗО и автомат, подсоединяют к фазному проводу электросчетчика. К шине с обозначением РЕ подключают заземляющий провод.

Если нет заземляющей шины, придется позвать электрика — чтобы он ее смонтировал. Вся описанная выше работа требует аккуратности, знаний и инструментов, а главное — соблюдения техники безопасности. Если нет уверенности в своих силах, лучше доверить задачу специалисту.

Бывает, если шины нет, вместо нее используют водопроводные и отопительные трубы. Но такое решение вызовет коррозию труб с последующей их протечкой. А если будет нарушена изоляция, то трубы могут, в свою очередь, ударить электротоком.

Повреждение проводки и ТЭНа

В отсутствие заземления любая поломка может привести к накоплению заряда на барабане. Прежде всего надо выяснить, что стало причиной пробоя — повреждение кабеля или поломка нагревательного элемента.

  • Диагностика. Отсоединяют заднюю стенку, открутив болты. Сняв крышку, осматривают проводку с целью выявления дефектов — перегибов или повреждений. Если все в порядке, переходят к осмотру ТЭНа. Место размещения этого элемента зависит от марки СМА. В машинках «Самсунг», «Аристон», «Индезит» ТЭН расположен в задней части, а в «АЕГ», «Бош» и «Сименс» — в передней части.
  • Тестирование. Чтобы проверить исправность ТЭНа, пользуются мультиметром. От ТЭНа отсоединяют провода, ставят тестер в режим сопротивления. Переключателем выставляют 200 Ом. Щупами тестера касаются контактов нагревательного элемента. Если тестер покажет сопротивление в диапазоне 20–30 Ом, то ТЭН исправен. Значение 1 и 0 указывает на поломку. «1» обозначает обрыв цепи, а «0» указывает на короткое замыкание.


  • Проверка на пробой. Даже если нагревательный элемент исправен, он может быть пробит, надо проверить этот момент. Между трубками нагревателя и его стенками — диэлектрический материал. Необходимо проверить сам элемент на пробой. На тестере устанавливают режим зуммера и одним щупом касаются клеммы ТЭНа, а вторым — его корпуса. Если звукового сигнала нет — элемент исправный, появление писка сигнализирует о пробое. Ремонт нагревателя не предусмотрен — его надо просто заменить новым.

Причины

Чаще всего стиральная машинка бьёт током через корпус или его металлические части. Реже «пощипывание» ощущается через воду или при прикосновении к барабану. Причины могут быть разными — от выхода из строя ТЭНа, нарушения изоляции проводов внутри корпуса до коротких замыканий заземления и фазы в щитке.

Пробой корпуса ТЭНа

ТЭН — одна из главных деталей стиральной машинки, которая постоянно контактирует с водой. При длительной эксплуатации ТЭН выходит из строя и может «пробивать» как по корпусу машинки, так и по влажным вещам в барабане. При высокой влажности в ванной комнате возможен пробой через мокрый пол и стены.

Инструкция по проверке и замене ТЭНа — водонагревателя стиральных машин

Нет заземления

Основная проблема утечки электричества на корпус — отсутствие заземления, то есть защитного проводника (как правило, это провод, помеченный PE, с желто-зеленой оплеткой). С этой проблемой чаще всего сталкиваются жители многоэтажек и домов, построенных в советскую эпоху — в них прокладывалась старая двухпроводная сеть. Впрочем, и современные постройки не всегда имеют качественно оформленное заземление. А если некуда отводить паразитное электричество, то оно будут выводиться на корпус.

Повреждена внутренняя проводка

Нарушение изоляции проводов внутри электроприбора также может стать причиной пробоев. Получить удар тока можно от корпуса, воды внутри машинки или барабана. Повреждение внутренней проводки намного опаснее, чем отсутствие заземления.

Коротит кнопка включения

Кнопка включения используется чаще остальных, что приводит к изнашиванию контактов, их окислению и механическому повреждению. Это в свою очередь ведет к замыканиям на металлические части и возможным утечкам тока на корпус. Но такое происходит редко. Если коротит кнопка включения, скорее всего, будет выбивать автоматика, устройство защитного отключения (УЗО) или пробки в подъезде.

Неисправен блок управления

Управляющая плата также имеет ограниченный срок эксплуатации (5-7 лет), по завершению которого могут наблюдаться короткие замыкания и пробои тока. При замыканиях должны срабатывать автоматические устройства отключения питания или выбивать пробки. Если УЗО не установлены, а пробки рассчитаны на 10-16 ампер, сила пробоя может быть опасной.

Пробой обмотки электродвигателя

Пробои обмотки электромотора могут быть вызваны протечкой жидкости на мотор или естественным износом детали. В результате происходят межвитковые замыкания, которые становятся причиной утечки электричества.

Проблемы с проводкой или розеткой

Проблема может быть и внешней. Например, пробита изоляция питающего провода, замыкания в розетке или вилке. Любое из этих повреждений при повышенной влажности может стать причиной пробоя.

Неисправен сетевой фильтр помех

Сетевой фильтр помех регулирует частые перепады электрической энергии при работе машинки и сбрасывает излишки тока, накопленные в конденсаторах, на «рубашку», или выводится через РЕ-провод (проводник). Фильтр также имеет ограниченный срок эксплуатации, как и конденсаторы, находящиеся внутри. Неисправный фильтр перестанет регулировать перепады тока, что приведет к его утечке.

Для начала

ВАЖНО! Любой пробой рекомендуем устранять немедленно, даже если ток незаметно «щипет»: со временем, вы рискуете получить сильный или даже смертельный удар.

Обесточьте технику

При первом же пробое отключите машинку, вынув вилку из розетки. Нажатия на кнопку «выключить» недостаточно: «стиралка» останется подключенной к сети 220 вольт.

В крайнем случае необходимо обесточить всё помещение автоматическим выключателем (автоматом) на распределительном щетке в квартире или в подъезде. И только после этого выдернуть штепсель из розетки.

Такой вариант используют в особых случаях, когда нет доступа к машинке:

  • затопление;
  • прорыв водопровода в ванной комнате или кухне;
  • сила пробоев стала опасной для жизни.

Приготовьте инструменты или вызовите мастера

После отключения машинки от сети определитесь, что делать: решать проблему самостоятельно или вызвать специалиста. Первый вариант предполагает наличие хотя бы элементарных навыков в ремонте электроприборов.

Как минимум понадобится набор инструментов:

  • набор отверток;
  • гаечные ключи, включая трубный;
  • набор шестигранников;
  • отвертка-индикатор;
  • мультиметр;
  • матерчатая или на основе поливинилхлорида изолента.

Что касается другого варианта, то достаточно найти ближайший к вам сервис по ремонту бытовой техники и вызвать специалиста на дом. Иногда требуется транспортировка техники в мастерскую.

Отсутствие заземления

Во многих домах проводка не имеет заземления. Современная бытовая техника рассчитана на то, что часть тока будет уходить через корпус с конденсаторов прибора. Если в квартире или доме не предусмотрено заземление, то постепенно незначительный заряд будет скапливаться. В результате этого при прикосновении к стиральной машине пользователь будет ощущать легкое покалывание.

Устранить неполадку можно. Для этого следует сделать заземление. В частном доме это не вызовет особых затруднений. А вот в многоквартирных зданиях, выполненных по старой планировке, в щитках отсутствуют клеммы для заземления.

Читайте также: