Ходят ли метеоры по волге

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.10.2024

На воду спущен первый за 20 лет теплоход «Метеор» на подводных крыльях

Корабль XXI века, но с сохраненными традициями. Удобный, вместительный и очень нужный людям. Легендарный «Метеор» обретает вторую жизнь и снова в строю. Кроме технических характеристик — скорости, маневренности, конструкторы учли и все современные требования к комфорту. Поэтому «Метеор» тот, да не тот. А просто лучше.

Первый за 20 лет «Метеор» спускают на воду! Это самое большое судно речного класса на подводных крыльях, посмотрите, какое длинное, 35 метров! Современный теплоход едва вмещается между бетонными конструкциями причала. Опускать такой на кране — ювелирная работа.

«Метеоры» — легенда советского речного транспорта, с 1959 года их было выпущено около четырех сотен. Быстрые, дальнепроходимые. Они перевозили пассажиров и по Неве, и по Волге, и по сибирским рекам. Теперь, благодаря госпрограмме, их снова выпускают в нижегородском Центральном конструкторском бюро имени Алексеева.

Рубка управления находится на верхнем ярусе. Салоны для пассажиров достаточно вместительные. Можно путешествовать одному, парами, большими компаниями. Ну и, конечно, в отличие от советских «Метеоров» эти куда комфортнее: на борту есть кондиционер, телевидение и интернет.

«Новые силовые установки, новые интегрированные системы управления с элементами искусственного интеллекта. Надо было сделать корабль XXI века, но при этом сохранить общие традиции», — рассказывает председатель Совета директоров, генеральный конструктор АО «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева» Георгий Анцев.

Крейсерская скорость — 75 километров в час, судно смогут использовать в туристических круизах. Маршрут, по которому обычный небольшой теплоход будет идти несколько дней, «Метеор» пролетит за 10-15 часов. Представьте, какая экономия времени. И сколько мест в Росси можно успеть посмотреть. И, кстати, для таких дальних путешествий на борту есть зона отдыха, где можно перекусить.

Станислав Григорьевич работал вместе с легендарным конструктором Алексеевым. На его глазах создавались первые суда на подводных крыльях, а позже он и сам руководил выпуском «Метеоров», вспоминает, как рождалась идея подводных крыльев.

«Работает динамика. Если крыло в воздухе у самолета работает, знаете, там есть подъемная сила, и он летит, то вода плотнее воздуха в 800 раз и, конечно, в 800 раз подъемная сила может быть. Тогда и крылышко нужно маленькое иметь, не такое большое, как у самолета», — поясняет Станислав Аладьин.

Теперь регионы смогут приобретать такие крылатые теплоходы в лизинг, на льготных условиях. Заказчики уже есть. В планах выпустить на рынок около 150 «Метеоров».

На Метеоре над затопленным городом

Знаете ли вы, в каких краях нужно искать легендарный Китеж-град? Когда центральную Волгу можно было перейти вброд? И, наконец, какой город утопили ради освещения ваших улиц? Расскажу в этой заметке, а заодно расскажу, куда вы точно поедете летом на пару выходных! В путь!

Метеоры наших рек

Суда на подводных крыльях Метеор - однозначно самые красивые и футуристично выглядящие суда на всём речном флоте! Когда Метеор причаливает к какой-нибудь глухой деревеньке в тайге на берегу Оби или Лены, местным мальчишкам он наверняка кажется прибывшим прямо из будущего!

Грустная улыбка судьбы в этой истории в том, что таким же транспортом будущего он казался и их отцам, когда они были мальчишками, и даже их дедам: Метеоры на наших реках появились аж в начале шестидесятых! И самым молодым из них не меньше тридцати лет, а многим - и под сорок.

Железная дорога в России пережила разруху 90х без особых потерь (спасибо строгим порядкам в МПС). И если со скоростным поездом "Сокол" у нас не сложилось, то обычные тепловозы и электровозы в России серийно строились и все девяностые, и в наши дни

Пассажирские авиаперевозки, почти исчезнув в 1998/99 годах, восстановились и развиваются, пусть и концентрируются в Москве (спасибо "пролётным" долларам - транзиту иностранцев). Гражданское авиастроение худо-бедно живет - и, кажется, пытается выйти из кризиса с новыми МС-21, SSJ и Ан-148.

А вот речной пассажирский транспорт как отрасль перевозок и промышленности, к сожалению, у нас почти умер.

Грустная история судохоства на Волге

Сейчас, оказавшись на берегу Волги где-нибудь в Саратове или Ульяновске, даже трудно поверить, что ещё в начале 90х на речных и морских маршрутах страны бегало больше тысячи скоростных теплоходов на подводных крыльях! Метеоры, Ракеты, Кометы и Восходы были привычнее нынешних маршруток.

30 лет спустя на регулярных рейсах осталось не более двух десятков Метеоров и всего две Ракеты (в Якутии). Плюс дюжина туристических Метеоров в Питере. Дошло до того, что в европейской части России остался только один регулярный рейс Метеора!

Не туристический, как из Петербурга в Петергоф за тысячу рублей или до Кижей за четыре, а обычный пассажирский, по труднодоступным деревням и весям, где альтернативный транспорт едет в разы дольше, а билеты между соседними точками на карте стоят до сотни рублей.

И самое удивительное в этой истории, что маршрут оказался не где-нибудь у черта на рогах, в Карелии или Коми, а совсем рядом с Москвой, на живописной средней Волге, так близко, что поездку можно вписать в маршрут выходного дня из столицы и других крупных городов на Волге!

Транспортная линия Ярославль-Рыбинск-Брейтово

Никакой транспортный маньяк не пройдёт мимо, не прошёл и я =)

Метеор отправляется днём с речного вокзала Ярославля. В древнюю княжескую столицу из Москвы удобнее всего добраться вечерним или утренним сидячим поездом, который идёт около четырех часов.

Странно, но даже в наши дни, через полвека после создания, среди речных трамвайчиков и катеров на речном вокзале Ярославля, Метеор выглядит приплывшим к нам из будущего!

Первая часть маршрута Метеора - красивая средняя Волга "Московской кругосветки" по Золотому кольцу. Широкая и неторопливая Волга в этих краях, по сути, и не река даже - а система проточных водохранилищ. Через каждые пару сотен километров уровень Волги подпирает огромная плотина очередной ГЭС, и течение местами тормозится до десятков сантиметров в секунду!

Первый «Метеор 120Р» нового поколения спустили на воду в Нижегородской области


© pravda-nn.ru

3 августа 2021 года ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева спустило на воду головное судно модели «Метеор 120Р».

«Метеор 120Р» — симбиоз лучших традиций конструкторской школы Ростислава Алексеева и инновационных инженерно-технических решений.

Каждый «Метеор 120Р» вмещает до 120 человек, автономность его плавания составляет восемь часов, а дальность хода — 700 километров. «Метеоры» могут перемещаться по любым полноводным рекам, в том числе их можно использовать для пассажирских перевозок в северных регионах России, где не слишком хорошо развита дорожная сеть.

Новые суда дают возможность запускать новые маршруты, повышать транспортную доступность населенных пунктов в регионах. Проектирование судна велось в рамках госпрограммы развития судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений до 2030 года при поддержке Минпромторга России. Обновление и пополнение пассажирского флота в регионах этими новыми, современными судами стало возможным благодаря государственной программе льготного лизинга. При создании «Метеора» были учтены все пожелания пассажиров и эксплуатантов подобного рода судов. Получилось современное, безопасное и комфортабельное для пассажиров и экипажа судно.

«Метеор 120Р» — это совершенно новое переосмысленное видение модели, отвечающее требованиям времени по дизайну, безопасности и комфорту.

«Центральное конструкторское бюро Алексеева всегда славилось своим научным потенциалом и проектами скоростных судов, не имеющих мировых аналогов.

Первые два судна «Метеор 120Р» будут эксплуатироваться в Ханты-Мансийском автономном округе. На сегодняшний день там уже эксплуатируется несколько других современных судов на подводных крыльях, произведенных ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, — «Валдай 45Р».

«Отличительная черта нашего края — наличие большого количества водоемов, сотни тысяч водных объектов, включая такие великие реки, как Иртыш и Обь. В нашем регионе есть труднодоступные поселения, в которые сезонно можно добраться водным транспортом. Сегодняшний «Метеор» мы зачисляем на службу югорчанам. Соглашение о постройке и поставке двух теплоходов «Валдай 45Р» с центральным конструкторским бюро имени Р.Е. Алексеева мы подписали в 2018 году. В 2019 году, когда спускали на воду «Валдаи», договорились о строительстве «Метеоров». Также начали прорабатывать вопрос создания плавучей поликлиники», — сказала на церемонии спуска судна на воду представитель Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.


© a.radikal.ru


© pravda-nn.ru

Первые пассажиры нового "Метеора"
Первые пассажиры нового "Метеора" © pravda-nn.ru

Ходят ли метеоры по волге

Льготы на речные поездки предусмотрены только для детей и инвалидов

Поездка до Чкаловска и обратно займет 7,5 часа

Поездка до Чкаловска и обратно займет 7,5 часа

Фото: Наталья Бурухина

Навигацию «Валдаев» открыли до Городца и Чкаловска

В этом году нижегородцам пришлось подождать старта навигации «Валдаев». Из-за сильного половодья ее пришлось перенести с начала на конец мая. С сегодняшнего дня суда будут ходить от причала в Нижнем Новгороде по двум направлениям.

Причал расположен по адресу Нижне-Волжская набережная, остановка «Улица Рождественская».

Рейсы будут осуществляться в формате «туда-обратно»:

  • дорога до Чкаловска займет 2,5 часа, обратно — столько же. На прогулку туристам отводится также 2,5 часа;
  • поездка до Городца займет 1 час, обратно — столько же. Стоянка — 2,5 часа.

Купить билеты можно только в фирме «Билет НН» и только с сервисным сбором 10%. Правда, в компании нам сообщили, что для некоторых категорий предусмотрены льготы, но все льготные билеты нужно покупать не через интернет, а непосредственно в офисе на улице (в будни с 10:00 до 19:00).

— Для детей до 4 лет включительно поездка будет бесплатной, без предоставления отдельного места. Детям от 5 до 9 лет включительно предоставляется скидка на билет — 20%, на такой же дисконт могут рассчитывать инвалиды и лица, которые их сопровождают, — пояснили нам в офисе продаж.

Для других категорий туристов цены на билеты будут такими:

  • рейс до Городца и обратно обойдется в 800 рублей в будни и в 900 рублей в выходные;
  • рейс до Чкаловска и обратно стоит 2000 рублей вне зависимости от дня недели.

Напомним, что мы уже рассказывали вам, как устроить часовой круиз по Оке и Волге всего за 300 рублей. Более продолжительные прогулочные рейсы пока отменены из-за ковидных ограничений.

Ходят ли метеоры по волге

Теперь их можно увидеть только на фотографиях.

Скоростную «Зарю» на Волге помнит несколько поколений волгоградцев

Скоростную «Зарю» на Волге помнит несколько поколений волгоградцев

Скоростные «Ракеты» и «Метеоры» на подводных крыльях стали символом эпохи расцвета волгоградского речного флота. Поставленные на баланс советского речного флота в 1957 году суда на подводных крыльях были результатом воплощения в жизнь инженерной творческой мысли Ростислава Алексеева. Теплоходы этого типа на высокой скорости, за счёт создаваемой крыльями подъёмной силы, вздымались над водой и вызывали невероятные ощущения у пассажиров.

«Метеор-5» на маршруте между центром и Красноармейским

Первая «Ракета»

История волгоградских судов на подводных крыльях началась в 1960 году с прибытием первого теплохода «Ракета-13». Он мог перевозить до 65 пассажиров, а дизель мощностью в 1400 лошадиных сил разгонял судно до невероятных тогда 65 км/ч.

«Ракета-166» уже через полчаса будет у причала речного порта

Фото: Томас Хаммонд

– Одним из главных достоинств «Ракеты» была высокая скорость движения, – рассказывает Виктор Коваль. – От речного вокзала до пристани «Красноармейск» «Ракета» доходила за 30–35 минут, делая одну остановку на пристани имени Руднева. Сейчас такие результаты по скорости могут показать только электрички, проезжающие аналогичный маршрут за 40–45 минут.

«Ракета-180», пассажирский салон (2012 год)

До 1973 года в Волгоград пришло еще семь проектов «Ракет»: 340, 340Э и 340МЕ с номерами 13, 40, мелкосидящая 141М, 166, 180, 217 и 229. Они обслуживали пригородные линии, преимущественно астраханского направления, перевозя горожан на Покровку, в Каршевитое и Ахтубинск. Мелкосидящая «Ракета-141М» ходила на Тумак.

В 1965 году открыли маршрут от Волгограда до Ленинска. Но он просуществовал лишь одну навигацию и был закрыт из-за низкой глубины Ахтубы и малой востребованности у населения.

Рубка «Ракеты-141М» (2012 год)

«Метеоры» дальнего плавания

Одним из самых популярных в Волгограде судов на подводных крыльях стал «Метеор». Первый из них поступил в волгоградский речной порт в 1962 году, а до 1986 года в городе-герое работали 11 судов этого типа с номерами 5, 17, 30, 49, 61, 116, 145, 182, 192, 197, 202.

Фото: Сергей Купцов

– «Метеоры» были по сравнению с «Ракетами» более крупными кораблями и могли перевозить на дальние расстояния до 125 пассажиров, – рассказывает Виктор Коваль. – При этом их максимальная скорость не уступала меньшим по размерам «Ракетам» из-за двух дизельных двигателей мощностью до 1860 лошадиных сил. Именно с помощью «Метеоров» волгоградский речпорт смог организовать маршруты на Астрахань, Саратов, Ахтубинск, Иловатку и в другие удалённые города и посёлки.

А в начале 70-х годов в Волгограде «Метеоры» вышли на так называемый «замкнутый» маршрут .

– «Метеор» с пассажирами выходил из Волгограда, шел в Астрахань, а затем обратным рейсом возвращался в город-герой, – говорит Виктор Коваль. – Здесь на корабле менялась команда, и «Метеор» продолжал свой путь до Саратова. Далее выполнялся обратный рейс до Волгограда, где снова менялась команда, и «Метеор» отправлялся в новый рейд до Астрахани.

Пассажирам такой маршрут был выгоден, так цены на проезд были значительно ниже, чем на автобусе или поезде. По одному купленному билету можно было экономно добраться из Астрахани до Саратова или, сделав дополнительный крюк через Волгоград, посетить города и посёлки Нижней Волги.

Впрочем, существовала и практика нецелевого использования волгоградских «Метеоров»: в Астрахани суда грузили арбузами и везли их в Москву. Но решение по каждой такой поездке принималось не в волгоградском речпорту, а на уровне министерств.

«Заря» и «Орион»

70 и 80-е годы стали для Волгограда эрой небывалого расцвета водного транспорта. На Волге и Ахтубе одновременно работало до 20 высокоскоростных кораблей.

– Кроме «Ракет» и «Метеоров», в рейсы выходили глиссирующие суда типа «Заря» и скеговое судно на воздушной каверне «Орион», – вспоминает Виктор Коваль. – Этот теплоход иногда подменял «Ракеты» на пригородных линиях, но обилие недостатков этого проекта приводило к регулярным поломкам и простоям.

Кстати, за 30 лет эксплуатации «Ракет» и «Метеоров» в Волгограде не произошло ни одного серьезного аварийного случая. Бывали посадки на мель, после чего суда поднимали из воды для ремонта крыльев и двигательно-рулевого комплекса. Как и в других речных регионах России, «Ракеты» и «Метеоры» иногда сталкивались с моторными лодками. Были и случаи попадания под несущиеся суда пловцов, заплывавших в зону хода судов. Но серьезной аварии и трагедии в биографии волгоградского «крылатого» речного флота не было ни одной.

Последний «Восход» Волгограда

Последним крылатым судном Волгограда стал «Восход-06». До 2008 года «дедушка» крылатого флота совершал редкие прогулочные нерегулярные рейсы, но после полного израсходования моторесурса двигателя был выведен из эксплуатации и больше на Волгу уже не вернулся.

В Нижегородской области на воду спущен первый за 20 лет "Метеор"

alt="Возрожденный "Метеор" спустили на Волге, а работать он будет на Иртыше или Оби. Фото: Александр Воложанин" />
Возрожденный "Метеор" спустили на Волге, а работать он будет на Иртыше или Оби. Фото: Александр Воложанин

Инженер-испытатель судов на подводных крыльях Геннадий Игнатьев рассказывает, что от старого "Метеора" остались только внешний облик и название: "Здесь установлены два дизельных двигателя мощностью по 1400 лошадиных сил каждый, тогда как на прежнем теплоходе - максимум до 1150 лошадиных сил. Несмотря на столь мощную тягу, расход топлива снизился".

Главное отличие - судно стало более комфортным и безопасным. Генеральный конструктор ЦКБ по СПК имени Ростислава Алексеева Георгий Анцев объясняет: "Крыльевая схема нового поколения позволяет развивать крейсерскую скорость до 80 километров в час, сохраняя при этом комфорт для пассажиров. Корпус из современных материалов, интегрированная система управления судном с применением искусственного интеллекта повышают безопасность плавания".

Для пассажиров создан комфортабельный салон с климат-контролем и мультимедийной системой. В пути можно любоваться речными видами через панорамные окна или отдохнуть в кафе-баре в кормовой части.

Пассажирское судно на подводных крыльях, разработанное под руководством Ростислава Алексеева в 1959 году, ходило практически по всем рекам Советского Союза и еще более чем 30 стран мира. С 1961-го по 1991 год построили около 400 "Метеоров". Все теплоходы тогда имели порядковые номера, а некоторым присваивали имена капитанов, конструкторов, героев военачальников. Многие суда стали памятниками. Самый первый "Метеор-001" до сих пор стоит на постаменте в Сормовском районе Нижнего Новгорода.


Справка "РГ"

Головное судно "Метеор 120Р" было заложено 23 декабря 2019 года. Длина почти 36 метров, ширина - около 10 метров. Средняя скорость хода - 65 км/ч, дальность хода - 600 км. Максимальная продолжительность рейса - 8 часов. Экипаж - 6 человек. Вместимость - до 120 пассажиров.

Не летят ракеты. Встанет ли на крыло нижегородский флот?

Детища легендарного Ростислава Алексеева на его родине стали историей. Зато курсируют между Санкт-Петербургом и Петергофом.

В советские времена скоростные «Ракеты», «Метеоры» и «Восходы» были визитной карточкой Нижнего Новгорода. Они курсировали и до соседних Казани и Ярославля, и до Городца и Мурома.

Но затем детища горьковского инженера Ростислава Алексеева свою популярность потеряли. В 1990-е стране было не до проблем пассажирского речного транспорта. А в нулевых «окрылённые» суда из-за роста цен на дизельное топливо и дороговизны обслуживания проиграли конкуренцию наземному транспорту. И тем не менее на родине Ростислава Алексеева многие по-прежнему верят, что «крылатый» флот вновь станет востребованным.


Космические названия и космические скорости

25 августа исполнилось 60 лет с тех пор как первое в истории советского кораблестроения судно на подводных крыльях, «Ракета-1», совершило путешествие. В конце лета 1957 года детище Ростислава Алексеева прошло по маршруту Горький – Казань. Пассажирское судно показало скорость, в которую отказались верить специалисты: расстояние в 420 км «Ракета» преодолела чуть более чем за 7 часов!

Очень скоро «Ракеты» стали едва ли не самыми популярными судами, которые можно было увидеть на Волге. А спустя годы на водные просторы Советского Союза ворвались и более современные «Метеоры» и «Восходы», на которых за несколько часов можно было домчаться в Казань, Кострому, Ярославль, Рыбинск. Курсировали крылатые суда и на малые расстояния: Горький – Муром, Горький - Городец, Горький – Лысково. При этом билеты на «космические корабли» были не намного дороже, чем на автобус. Суда на подводных крыльях стали будущим, которое оказалось доступным любому советскому человеку.

Но с исчезновением Союза для «Ракет» и «Метеоров» настали нелёгкие времена. Цены на топливо, а значит и на билеты, росли. Денег на обслуживание тоже выделялось всё меньше. Строительство новых судов прекратили. В 1990-е и начале нулевых на волжских причалах ещё можно было увидеть пришвартованные «Ракеты» и «Метеоры», к 2010-м годам крылатый флот с Волги полностью исчез.

Туристам интересно, просто пассажирам - нет

Но в последние годы интерес к окрылённым судам появился снова. Туристические фирмы заинтересовались возможностью устраивать речные прогулки не только на многопалубных судах, но и на скоростных «Метеорах» (вмещают до 120 человек). Особенно востребованным это оказалось в северной столице, где «Метеоры» постоянно курсируют по маршруту Санкт-Петербург – Петергоф.

Но вот на Волге турперевозки на СПК популярностью не пользовались, и пущенный было маршрут Нижний Новгород – Ярославль вскоре пришлось отменить. Увы, пока турфирмы не видят возможности возродить волжский «крылатый» флот.

«Поток туристов, стремящихся попасть из Санкт-Петербурга в Петергоф, очень велик, поэтому поездки на «Метеорах», позволяя добраться до пункта назначения за полчаса, минуя пробки, себя полностью оправдывают, – объясняет коммерческий директор компании, занятой речными перевозками, Андрей Смолин. -В Нижнем Новгороде это будет нерентабельно, потому что до близлежащих городов - Казани, Костромы, Ярославля - намного дешевле добираться автотранспортом или поездом. К тому же, в Нижнем очень популярны двух-трёхдневные прогулки на больших комфортабельных теплоходах, конкуренцию с которыми «Метеоры» не выдержат».

Нерентабельным «крылатые» суда, в первую очередь, делает цена билетов. Так, поездка от Петербурга до Петергофа и обратно обойдется вам в 1200 руб. И если туристы готовы выкладывать такие деньги, то люди, едущие в соседнюю область по делам, - точно нет. А цена литра дизельного топлива в России уже перевалила за 30 руб. При таких раскладах для широких масс водный транспорт доступным в ближайшие десятилетия точно не станет.

Дело государственной важности

И всё же есть надежда, что нижегородский флот встанет на крыло. Производство СПК на российских заводах в последние годы возобновилось. На верфях в Рыбинске снова строят «Кометы» - морские суда, которые до сих пор пользуются большой популярностью за рубежом – в Турции, Греции и некоторых других странах. А весной на воду было спущено экспериментальное речное судно «Валдай». Причём произведён «Валдай» был в Чкаловске. Уникальность этого проекта - в том, что «крылатый» речной трамвайчик вместимостью 45 человек способен курсировать по Волге и заходить в менее глубокие реки.


Боевое крещение «Валдай» должен пройти следующим летом в Санкт-Петербурге во время матчей чемпионата мира-2018. Логично предположить, что во время мундиаля «Валдай» вполне мог бы оседлать волну и на Волге. Но, по словам ведущего инженера-конструктора ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева Татьяны Алексеевой, правительство Нижегородской области от идеи использования нового судна отказалось.

Дочь легендарного конструктора убеждена, что СПК по-прежнему могут быть востребованы нижегородцами в качестве туристического и повседневного речного транспорта. Но взяться за возрождение крылатых судов должны не туроператоры, а региональные власти.

Вслед за «Валдаями» по Волге могут полететь «Метеоры» и «Чайки»


Речной флот Чувашии, который в последние годы переживает не самые лучшие времена, на пути обновления. В республике намерены всерьез развивать водный туризм — расположение Чебоксар, а также прибрежных Новочебоксарска, Мариинского Посада и Козловки обязывает.
Как уже писала «СЧ», первыми ласточками станут три новейших скоростных «Валдая 45Р», разработка нижегородского ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева. Суда на подводных крыльях, рассчитанные на 45 пассажиров каждый, поступят в республику уже в этом году. А в перспективе на волжских просторах мы сможем увидеть легендарные «Метеоры» и новинку отечественного судостроения — прогулочное судно «Чайка-СПГ». Его спустили на воду лишь в августе прошлого года.


С их производителями, татарстанскими кораблестроителями, у заместителя председателя Кабинета министров Чувашии — министра экономического развития и имущественных отношений Дмитрия Краснова в конце прошлой недели состоялся деловой разговор. На встрече подписано соглашение о сотрудничестве между Министерством промышленности и энергетики республики и Судостроительной корпорацией «Ак Барс» из Татарстана (его подписал руководитель Минпромэнерго Евгений Герасимов).
В декабре прошлого года делегация из Чувашии уже побывала на основной производственной площадке корпорации — Зеленодольском заводе имени А.М. Горького, где и выпускают «Метеоры» и «Чайки». Холдинг проектирует и строит самые современные корабли как гражданского, так и военного назначения, среди направлений его деятельности также приборостроение, судоремонт, металлургия, машиностроение, так что точек соприкосновения для кооперации с чувашскими промышленными предприятиями достаточно.
По словам заместителя генерального директора Судостроительной корпорации «Ак Барс» Александра Емелюшина, в Чувашии есть «интересные» для судостроителей компании, где производится необходимая для них продукция, в частности, кабельная. Промышленный потенциал предприятий Чувашии, прежде всего электротехнического кластера, велик, подтвердил Дмитрий Краснов. Так, чувашским оборудованием оснащен авианосец «Адмирал Кузнецов», в республике имеются хорошие возможности по литью, в сфере производства электроники, применяется уникальная технология сварки трением с перемешиванием…
Большие перспективы для взаимодействия открывает и готовящийся сейчас в стране нацпроект «Внутренний водный транспорт». Он призван решить проблемы речных транспортных артерий, прежде всего развитие береговой инфраструктуры, туризма, улучшение экологической обстановки. Жить на Волге и не использовать реку в качестве транспортной артерии было бы неправильно, отметил Дмитрий Краснов. Сейчас в республике делается все возможное, чтобы сделать путь по воде доступным и популярным. Этим летом на Волге «обкатают» «Валдаи», и если получится «приучить» жителей к водному транспорту, в республике задумаются о приобретении новых, более вместительных судов.
Предполагается, что на скоростных «Валдаях» можно будет с ветерком домчаться до малых городов Чувашии, таких как Мариинский Посад и Козловка, что в свою очередь позволит привлечь туда еще больше туристов. Прорабатываются также маршруты в Казань, град Свияжск, а в будущем — и в Нижний Новгород.
Новый импульс должны получить и грузовые перевозки. На встрече представители Чебоксарского речного порта заинтересовались судоремонтными возможностями татарстанцев, а также сотрудничеством в области подготовки кадров для речного флота Чувашии. Их, к сожалению, в последние годы подрастеряли. Не исключено, что в республике появится и совместное с татарстанскими судостроителями производственное предприятие.

КСТАТИ
Сразу после подписания соглашения о сотрудничестве судостроители из Татарстана отправились изучать промышленный потенциал республики. Они посетили производственные площадки НПП «Технотрон», АО «ЧЭАЗ», ООО «ЧЭТА» и ООО «Чебоксарский трубный завод». Так, в ООО «ЧЭТА» («Чебоксарская электротехника и автоматика»), по словам первого заместителя генерального директора Василия Колбасова, часть оборудования уже включена в морской регистр и рекомендована для применения на судах. «Мы видим в вашей республике очень большой промышленный кластер, здесь очень много предприятий, которые производят уникальную продукцию. Мы рассматриваем их как потенциальных поставщиков оборудования для нужд нашего технического перевооружения, которое проходит сегодня в корпорации. Надеемся, что уже в 2021 году появятся результаты нашего совместного сотрудничества», — подвел итоги поездки в Чувашию заместитель генерального директора судостроительной корпорации «Ак Барс» Александр Емелюшин.

Фото ВКонтакте
Благодаря новым пассажирским судам Волга станет по-настоящему транспортной артерией. Дорога по воде в Мариинский Посад, например, займет меньше часа.

Суда на подводных крыльях ("Ракеты", "Метеоры" и прочие)

Наверно многим, из читающих эту статью, в детстве, юности или молодости хотя-бы раз посчастливилось прокатиться на этих необычных водных видах транспорта.
Мне тоже повезло, лет в 8 с мамой на "Метеоре" я плыл по Днепру с Ржищева в Канев, на могилу и в музей Т.Г. Шевченко. Это транспортное средство было совсем не похоже ни на машину, ни на автобус, ни на что-либо, на чем я ездил до того. эмоций было море.)

25 августа 1957 года отправляется в свой первый рейс первый отечественное судно на подводных крыльях «Ракета». Всего было построено более 3000 пассажирских суден на подводных крыльях на верфях России, Украины, Беларуси и Грузии.

Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.
Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини. Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.
В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного – оптимальной формы подводного крыла.
Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других – недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.
Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.
Молодого человека захватила идея – заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.
И обратил!

Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев – выпускник института – защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.

В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей – одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса – примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.
После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков – главной продукции завода. Время-то было военное.

На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях под условным названием «Ракета».

Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты» использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.
На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях: «Ракета», «Стрела», «Спутник», «Метеор», «Комета», «Циклон», «Буревестник», «Восход». Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире – «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
Существовала также пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час.
В короткий срок суда на подводных крыльях стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.
С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.

Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина – 27 м. Ширина – 5 м. Осадка на плаву – 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Мощность силовой установки – 850 л.с. Скорость – 60 км/ч. Пассажировместимость – 64 человека. Производство «Ракет» продолжалось до середины 1970-х годов. Это судно было награждено Золотой Медалью на Брюссельской Выставке. За период с 1957 по 1979 год построили около 300 судов этого класса. Производство наладили в Феодосии (ФСК «Море»), Волгограде, Ленинграде(Санкт-Петербург), Нижнем Новгороде, Хабаровске и Поти (Грузия). Ракеты, кроме СССР, покупали Финляндия, Китай, Литва, Румыния и ФРГ. Некоторые ракеты по сей день используются в рейсах. А многие ракеты, после развала СССР, переоборудованы в кафе и дачи. Вскоре название "Ракета" стало синонимом всех судов этого типа, независимо от названия их моделей.

Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву — 0,91, при ходе на крыльях — 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» — 1,8 и 1,1 метра. «Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.

"Беларусь"( проект 1709Р) была специально сконструирована для не глубоких рек (не глубоких участков рек), использовалась в основном, на реках Днепр (Гомель), Волга (Новокуйбышевск), Лена-Вилюй (Якутск), Иртыш (Семипалатинск), а также на Каракумском канале (Туркменистан). На данный момент практически все теплоходы "Беларусь" списаны.

В 1983 году, появилась замена, а точнее модернизация «Беларуси»: теплоход типа «Полесье». Корпус стал угловатым, что снизило стоимость производства, а множественные детали корпуса и двигателя, на Полесье стандартизированы с деталями теплохода типа «Восход», что еще удешевляло производство. Кроме удешевления, «Полесье» принимает 50 вместо 40 пассажиров. Построили чуть менее сотни этих суден. Суда данного типа строились для эксплуатации на реках Беларусии (Сож, Припять), Украины (Днепр, Десна), Литвы (Неман), Эстонии (Чудское озеро), России (Верхняя Волга, Кубань, Преголя, Северная Двина, Иртыш, Обь, Лена, Амур) и Казахстана (Верхний Иртыш). Эти СПК до сих пор находятся в эксплуатации, например в Румынии, и Белоруссии.

После 90-х годов часть судов была продана для работы в страны Европы (Венгрия, Германия, Голландия, Польша), а также в Китай. В Венгрии суда эксплуатируются под серийным названием «Bibic», а в Китае — «Longteng». Часть судов работавших в Украине была продана в Румынию и работают на Дунае. В середине 2000-х годов несколько судов Северного речного пароходства работали на пассажирских экскурсионных перевозках в Санкт-Петербурге, после чего были проданы на Лену. Туда же были проданы и суда работавшие на Оби, а также одно судно из Казахстана.

Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина – 8,5 м. Ширина – 2,1 м. Осадка на плаву – 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,55 м. Скорость – 60 км/ч. Мощность – 70 л.с. Пассажиры – 6 человек.

В наше время "Волги" часто переделывают на дорогие прогулочные катера в средиземноморской стилистике с использованием дерева, кожи и современных двигателей.

Недавно, на одной из лодочных станций в Киеве я видел "Волгу". Катер требует реставрации, но довольно хорошо сохранился и сейчас выставлен на продажу.

Самый известный и, наверное, самый красивый теплоход на подводных крыльях — "Метеор".

В 1961 году, в серию пошел новый тип гражданских СПК «Метеор». Потребовались более вместительные судна, чем «Ракета». Так «Метеор» брал на борт уже 115 человек, имел комфортабельный салон (с баром и кафе), и большую дальность хода. Однако и использовал два двигателя, вместо одного, что по эксплуатации и рентабельности – делало «Метеор» равным «Ракете».

Первый Метеор появился на Днепре в 1963 году и работал на маршруте "Кременчуг-Херсон". Позднее "Метеоры" работали на всей протяженности Днепра, от Киева (Киев-Черкассы, Киев-Днепропетровск) аж до Одессы и Ялты (Херсон-Ялта, Херсон-Одесса).

Именно на таком "Метеоре" мне повезло прокатиться в далеком 1994 году. Тогда еще их много ходило по Днепру от Киева до Черкасс. По пути "Метеор" причаливал в Украинке, Ржищеве, Переяславе, Григоровке и Каневе. В те же времена я с родственниками часто ездил на Днепр, купаться, и, когда мимо проносился метеор, детской радости не было предела — волны на Днепре от Метеора расходились почти как на море.)
В начале 90-х "Метеоры" ходили по Днепру почти каждый час, потом все реже и реже, а к 2000 году исчезли вовсе…

Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина – 34,6 м. Ширина – 9,5 м. Осадка на плаву – 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,2 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x850 л.с. Пассажиры – 124 человек. «Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.

На базе "Метеоров" спроектировали морскую версию «Комета», на которой модифицировали корпус и установили другие крылья. Это увеличило вместимость до 120 человек, и улучшило мореходность судна.
«Комета» была предназначена для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина – 35,1 м. Ширина – 9,6 м. Осадка на плаву – 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,45 м. Скорость – 32 – 34 узла. Силовая установка – 2x850 л.с. Пассажиры – 118 чел. Кометы производились с 1961 по 1981 год, в Феодосии и Поти. Построили более 100 судов, из которых 39 – на экспорт в Грецию.

Ракеты" и "Метеоры" старели. На их замену, в 1973 году спустили на воду СПК второго поколения «Восход». «Восход» — это прямой приемник "Ракеты". Это судно экономичней, вместительней, надежней – фактически каждая характеристика «Восхода», лучше, чем у "Ракеты". Кроме того, хотя "Восход" проектировался как речной СПК, его характеристики позволяют без изменений работать и в морских прибрежных зонах, например в Крыму.

Длина – 27,6 м. Ширина – 6,4 м. Осадка на плаву – 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях – 1,1 м. Скорость – 65 км/ч. Силовая установка – 2x500 л.с. Пассажиры – 71 человек. Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.

Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км Длина – 43,2м. Ширина – 7,4 м. Осадка на плаву – 2,0 м. Осадка при ходе на крыльях – 0,6м. Скорость – 90 км/ч. Мощность – 2x2700 л.с. Пассажиры – 150 чел. «Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.

Недостатками Буревестника было то, что два авиационных двигателя производили большой шум и требовали много топлива. Кроме того корма судна была постоянно измазана гарью от б/у двигателей, выработавших свой ресурс, ведь на Буревестниках применялись списанные авиационные двигатели.
По рассказам местных, шум от Буревестника стоял такой, что коровы переставали доиться, пугаясь рева турбин этого шедевра инженерной мысли.

В 1974 году «Буревестник» столкнулся с буксиром и получил сильные повреждения. Ремонтировать его тогда отказывались, но благодаря нажиму капитана и энтузиазму рабочих – починили. После ремонта ходил «Буревестник» еще лишь пару лет, а потом дорожающее горючее сделало его нерентабельным. Газотурбоход поставили на спил, а позднее отбуксировали на полигон, где он и простоял большую часть своей жизни. В 2000 году распилен на лом.

Почему же сейчас этих судов больше нет на наших реках?

Все развалилось в 90-е. Суда разворовали и распродали в Грецию, Канаду, Голландию, Китай, Вьетнам и другие страны. К концу 1990-х упразднили почти все речные вокзалы и пристани на Днепре, а речной флот стал быстрыми темпами «очищаться» от морально и физически устаревших судов. Металлозаготовительная лихорадка, охватившая всю страну, всячески «развивала» этот бурный процесс…

Журналисты одного киевского издания в свое время расспросил о киевских «Ракетах» близкого к «Укрречфлоту» человека, попросившего не называть его имя. По его словам, транспортная компания обескрылена с 1996. Тогда флот передавался Фонду госимущества, а тот, в свою очередь, через полулегальные схемы продавал "Ракеты", "Метеоры" и "Восходы" за рубеж.

Греческие, китайские, вьетнамские, голландские коммерсанты по дешевке скупали в постсоветских странах огромное количество «Ракет». Почему мы избавлялись от чудо-техники? Да потому что чудеса дорого стоят. Алюминиевый корпус, самолетный двигатель это не те вещи которые лежат без надобности. Кроме того «Ракеты» потребляли чрезвычайно много топлива. Сам момент «взлета» — выхода судна на несущие крылья — был немногим менее энергозатратен, чем старт космического корабля «Союз-1». Неспроста на них ставили мощные двигатели сопоставимые с самолетными, а на «Метеоры» по 2 на каждый. Поэтому СПК нерентабельны на коротких маршрутах.

При СССР хороших дорог было мало, зато наладили развитую сеть речного транспорта. Плюс топливо по 30 коп/тонна. Это делало крылатый флот удобным и дешевым. Строились дороги, рос автопарк и цены на энергоносители — так «Ракеты» отошли тихонько умирать в сторонке.

Старое резали, но не так глупы были руководители «Укрречфлота» и других организаций имевших эти суда. Более менее новые суда, как мы видим, продали более толковым хозяевам и там, в далеких странах, они стали не убыточной обузой, а прибыльным бизнесом. Так может проблема не в «Ракетах»?

И видео, напоследок:

Читайте также: