Илон маск открыл патенты тесла

Обновлено: 17.05.2024

Илон Маск подтвердил, что патенты бесплатны для всех

В июне 2014 года Илон Маск, основатель Tesla Motors, на собрании акционеров сказал, что компания передаст все корпоративные патенты Tesla Motors в общественное пользование.

«Ещё вчера в фойе штаб-квартиры в Пало-Альто стену занимали патенты Tesla. Больше их нет. Их сняли, в духе движения open source, для продвижения технологий электрических автомобилей», — писал Илон Маск в корпоративном блоге.

Единственным спорным моментом в политике открытых патентов была фраза, что интеллектуальной собственностью Tesla Motors можно воспользоваться в «добросовестных» целях. Это оставляло некую недоговорённость: а что, если Tesla Motors будет выбирать, кому можно использовать патенты, а кому нет.

Теперь Илон Маск снял всякие сомнения. Он разъяснил, что патенты доступны абсолютно для всех без всяких ограничений.

В ходе Детройтского автосалона Илон Маск дал интервью прессе. Примерно в районе третьей минуты на видеозаписи репортёр спросил, как много автопроизводителей воспользовались предложением Tesla.

Маск ответил, что не может этого знать:

— На самом деле, мы не требуем проведения каких-либо формальных переговоров. Так что они могут просто брать и использовать их.

— Есть какой-нибудь процесс лицензирования? — спросил репортёр.

— Нет. Вы просто используете их. Я думаю, так лучше, потому что нам не нужно вступать в переговоры и всё в этом роде. Так что мы не знаем. Наверное, вы увидите в будущих моделях автомобилей, если они решат их использовать.

Открывая патенты, Илон Маск пояснил смену политики. Раньше компания стремилась патентовать уникальные технологии, чтобы защититься от конкуренции со стороны крупных автоконцернов. Предполагалось, что они тоже начнут массово производить электромобили. «Мы не могли сильнее ошибиться», — признаёт Маск. Как показала реальность, концерны вообще не слишком заинтересованы в продвижении этой технологии. До сих пор машины на углеводородном топливе составляют 99% или больше продаж любого крупного концерна.

Другими словами, большие компании плохо восприимчивы к настоящим, революционным инновациям. Они слишком сконцентрированы на привычном бизнесе. Илон Маск понял, что бизнесу Tesla Motors угрожает не столько конкуренция со стороны других электромобилей, сколько отсутствие этой конкуренции, то есть слишком большое количество бензиновых автомобилей, сходящих с конвейеров.

Получается, что открытие патентов только расширяет рынок автомобилей и, в конечном счёте, выгодно самой компании.

Но не все согласны с такой логикой. Некоторые представители Уолл-стрит совершенно не рады, что компания разбрасывается интеллектуальной собственностью. Например, представитель некоей инвестиционной фирмы Technology Equity Strategies в большой статье искренне возмущается «безответственным» поведением Илона Маска. Он говорит, что патенты очень важны в современной высокотехнологичной промышленности, нужно держаться за них, извлекать прибыль. Мол, технологическая компания сильно зависит от защиты своей интеллектуальной собственности, копирайта и торговых секретов. Без этого не выжить в жестокой капиталистической конкуренции.

Что ж, будущее покажет, кто был прав. Но показателен тот факт, что Уолл-стрит умеет играть только в игру с нулевой суммой. По их мнению, обязательно должен быть победитель (владелец интеллектуальной собственности) и проигравший (лишённый патента). Они в принципе не понимают логику Маска, по которой нужно помочь остальным, чтобы выиграть самому.

Как Элон Маск патенты «дарил»

Собственно заявление, если вы его не читали, умещается на одной страничке. 12 июня в официальном блоге Tesla Motors Маск написал почти буквально следующее: украшенной патентами стены (изобретатели подвержены интернациональной слабости: оклеивают стены авторскими свидетельствами) в штаб-квартире компании больше нет, её убрали во имя духа open source и скорейшего развития электромобильной технологии. Мол, мы пионеры и не можем позволить себе минировать проложенную нами дорожку интеллектуально-собственническими минами. Поэтому Tesla не станет преследовать никого, кто, действуя с благими намерениями, пожелает её технологии использовать.

На сотню продаваемых обычных авто в мире пока приходится в лучшем случае одно электрическое, а разлад среди производителей уже заметен. Tesla Motors использует собственную технологию «заправки», несовместимую, например, с BMW. Это как минимум сделает сложнее постройку сети универсальных «заправочных» станций для электромобилей (о чём именно с BMW и пытается сейчас договориться Tesla).

На сотню продаваемых обычных авто в мире пока приходится в лучшем случае одно электрическое, а разлад среди производителей уже заметен. Tesla Motors использует собственную технологию «заправки», несовместимую, например, с BMW. Это как минимум сделает сложнее постройку сети универсальных «заправочных» станций для электромобилей (о чём именно с BMW и пытается сейчас договориться Tesla).

Во-первых, патенты остаются у Tesla. Маск отнюдь не опубликовал их под истинно свободной лицензией а-ля GNU GPL: он только лишь пообещал не мешать использовать патентованные разработки в некоторых случаях. Не скажу за автомобилистов, а вот айтишникам прекрасно известно, сколько проблем породила подобная «как бы свобода». Непонятно, как быть с производными технологиями — которые будут построены, опираясь на «подаренные» патенты. Непонятно, как быть, если Маск, не приведи господи, вдруг умрёт или Tesla Motors кто-нибудь купит: новый владелец может изменить политику Tesla, после чего за заимствованные патенты придётся заплатить. Так что «open source» в заявлении Элона только для красоты слога: на самом деле никакие это не открытые исходники, в лучшем случае freeware.

Во-вторых, есть оговорка про «благие намерения», сама по себе стоящая всего остального. Не поручусь, что я перевёл английское «in good faith» юридически точно (вариант: «добросовестное использование»), но смысл должен быть ясен: эта оговорка оставляет Tesla юридическое и моральное права тащить в суд любого конкурента, позаимствовавшего её патенты. Достаточно лишь заявить, что тот действовал недобросовестно, руководствуясь не благими намерениями, — а уж правда это или нет, не важно. Айтишникам тут опять-таки есть что вспомнить: судилище Oracle и Google по поводу (вроде бы никому не принадлежащего) программного интерфейса Java, использованного при создании Android, тянется, если я правильно понимаю, по сей день.

Та самая стена.

Та самая стена.

Иначе говоря, пообещав всё, Элон Маск не пообещал ничего, и уж тем более ничего не потерял. Правда ли, что его беспокоит глобальное потепление или состояние электромобильной индустрии? Правда, но только до тех пор, пока это совпадает с выгодой для его собственной компании. То, что сделала Tesla сейчас, нельзя сравнивать с подарком, преподнесённым обществу полвека назад Volvo (она безвозмездно отдала изобретённый её инженером трёхточечный ремень безопасности). Её оригинальная патентная политика продиктована исключительно эгоистическими соображениями.

Tesla Motors слишком мала. Её разработки революционны, но заниматься такими разработками — удовольствие дорогое, а масштабы продаж всё ещё недостаточны, чтобы финансировать быстрое расширение компании (критики шутят, что продажи всех, включая и производимых Tesla Motors, электромобилей в мире пока сопоставимы с ошибкой округления в статистике продаж автомобилей с ДВС). Кроме того, ей ставят палки в колёса (по крайней мере в США) классические автопроизводители. Возможно, поделившись своими разработками — пусть не с устоявшимися автогигантами, которые, конечно, озвученные условия сочтут неприемлемыми, а со стартапами, — удастся продавить сопротивление законодателей, сдвинуть некоторые застывшие направления (вроде работ над более ёмкими аккумуляторами и постройки сетей «заправочных» станций для электромобилей) и в конце концов облегчить себе жизнь.

Маск, может быть, и эгоист, но рассуждает он трезво. По его словам, важны не сами инновации (или тем более патенты), а скорость их выдачи. Изобретай быстрее других — и сможешь жить и работать без патентов. Не этим ли занимаются все его бизнесы?

Маск, может быть, и эгоист, но рассуждает он трезво. По его словам, важны не сами инновации (или тем более патенты), а скорость их выдачи. Изобретай быстрее других — и сможешь жить и работать без патентов. Не этим ли занимаются все его бизнесы?

Читая про «благотворительность» Маска, следует иметь в виду и ещё одно обстоятельство: он не любит патенты не только за то, что они «тормозят прогресс». Рассказывая как-то о SpaceX, он обмолвился, что компания почти ничего не патентует. Как так? Да очень просто. Начни они описывать свои разработки в патентных заявках, китайцы — которые плевать хотели на авторские права, когда речь идёт о стратегических инновациях, — немедленно передрали бы всё. В такой ситуации разумно работать втихую, не раскрывая секретов. И очень вероятно, что у Tesla Motors таких неафишируемых секретных наработок (самое полезное, самое важное!) тоже хватает.

Итог? «Раздавая» патенты, Tesla Motors ничем не рискует. Открытой информации недостаточно, чтобы (упрощённо говоря) построить копию Model S. И даже тем, кто ухитрится максимально приблизиться к решению этой задачи, Tesla всё ещё будет что предложить: построив проектируемую сейчас гигафабрику, компания сосредоточит в своих руках половину мирового производства аккумуляторов для электромобилей. И, кстати, сможет предложить их по беспрецедентно низкой цене.

Безответственный трёп про патенты Tesla Motors

На днях один из самых успешных гиков планеты Илон Маск официально разрешил человечеству использовать всю интеллектуальную собственность, принадлежащую компании Tesla Motors. Да, это про патенты.

Патенты Tesla Motors

На первый, неискушённый взгляд всё выглядит так, будто зажравшийся гений-миллиардер внезапно впал в альтруизм и пожертвовал будущими колоссальными доходами своей компании ради блага мира и всего человечества. Скоро на экранах остросюжетный блокбастер "Корпорация Добра 2" и всё такое. Прекрасный рыцарь на белом электромобиле спасает экономику от её главного врага - патентного права. Кристально чистый сюжет. И пусть никто не уйдёт обиженным.

На самом деле тут есть на что обратить внимание.

Начнём по порядку. Маск - молодец. Я им восхищаюсь. Честно. Он не ищет лёгких путей, он ищет пути, которые приведут к его мечтам и только так. Это круто.

Но Маск - гений. А гений не может быть альтруистом. Гений не может заниматься благотворительностью. Потому что гений сможет любой ресурс использовать намного более эффективно и созидательно, чем абстрактное "человечество". Это патентные ростовщики могут под старость создавать из своих грязных денег благотворительные фонды, чтобы слегка компенсировать тот вред, который они нанесли человечеству. Для гениев куда логичнее самим распорядиться своими деньгами (и прочими ресурсами) и сделать с человечеством всё, что им захочется. Гении умнее абстрактного "человечества" и Маск не может этого не понимать.

У Маска есть мечты. Это очень крутые и очень амбициозные мечты, и ему придётся выложиться на двести процентов, чтобы их достичь. На пути к мечтам Маск не может себе позволить расточительности. Он не может отдавать свои ресурсы абстрактному "человечеству" в надежде, что оно всё сделает правильно. Маск не дурак, он понимает, что человечество ничего само правильно не сделает. Всё придётся сделать самому.

Но Маск разбрасывается очень ценными активами. Так неужели Маск сдался и отказался от своих целей? Всё возможно, но мне кажется, тут дело в другом.

Я уверен, что Маск отдал в общественное достояние патенты Tesla Motors только потому, что это ему нужно для достижения его личных, персональных целей.

Это не подарок, это - инвестиция.

Я допускаю, что облагодетельствованное Маском человечество впервые в своей истории возьмётся за ум и построит эпоху электромобилей, но к тому времени Маск уже хочет быть на Марсе. Несомненно Маск инвестировал патенты Tesla Motors в будущее, но не в такое отдалённое.

Я понимаю, что это звучит странно, но я уверен, что передача в общественное достояние патентов Tesla Motors - это инвестиция. в Tesla Motors. Кто-то может подумать, что Маск лишил свою компанию шансов на рыночное доминирование и потерял кучу лёгких денег. На самом деле Маск спас свою компанию от банкротства. Серьёзно.

Сборочный конвейер Tesla Motors

Дело в том, что никому не нужны патенты на электромобили в мире, где никому не нужны сами электромобили. А в нашем мире электромобили никому не нужны. Дело даже не в происках нефтяников, дело в отсутствии инфраструктуры. Когда-то для электромобилей не было аккумуляторов, но это мелочь. Всего лишь годы упорной работы и нужные технологии созданы, запущены в серию и доведены до экономической рентабельности. Теперь для электромобилей нет заправок. Тех самых "розеток". Их не делают, потому что кому они нужны, пока нет электромобилей? Это заколдованный круг.

Маск хорошо придумал делать электромобили для понтующихся богачей, которые сами себе сделают "розетки", лишь бы покрасоваться на крутой тачке. Теперь пришло время электромобилей для простых смертных, а простые смертные не будут сами себе делать розетки. Вся надежда на специальные "электрозаправочные" компании, которые охватят "розетками" весь мир. Но пока электромобилей мало такие компании не имеют шансов окупиться. Такая же ситуация и с авторемонтными мастерскими для электромобилей и так далее.

Tesla Motors - крутая компания. Богатая, успешная, с хорошим производственным и исследовательским потенциалом. Но она недостаточно крутая, чтобы за свой счёт завалить мир электромобилями в количестве, достаточном для привлечения крупных инвестиций в инфраструктуру. Вот если бы остальные автомобилестроители - от GM и до ВАЗа - запустили временно убыточные эксперементальные линии сборки электромобилей - тут бы у них появилась мотивация весь мир покрыть сетями заправок. Но им мешают патенты.

В общем ситуация тянет на анекдот: изобрели колесо, запатентовали, а дорог-то для телег ещё нет. Хочешь сам строй все дороги, а хочешь - отдавай технологию колеса в общественное достояние.

Картинка для привлечения внимания

С колесом у человечества удачно сложилось, в те времена человечество патентных троллей над кострами вертело, но те простые времена прошли. Теперь талантливый патентный тролль может надолго оставить мир и без "колёс" и без "дорог". Но в таком мире компании Tesla Motors грозило бы банкротство, а Маск это предотвратил. Чистой воды эгоизм.

Мы живём в странном мире. С одной стороны тут Microsoft живёт с патентов и может себе позволить выпускать убыточные планшеты. С другой стороны Samsung продаёт клонированные айфоны, а патентами разве что от Apple в суде отбивается. В этом мире демарш Маска против патентного права мало что изменит.

Зато компания Tesla Motors останется на плаву и когда-нибудь заработает Маску денег на билет до Марса.

Илон Маск: Tesla сделала свои патенты общедоступными, чтобы сделать мир чище

Илон Маск: Tesla сделала свои патенты общедоступными, чтобы сделать мир чище

В стремлении сделать мир чище и бороться с изменениями климата, в 2014 году Илон Маск заявил об открытии патентов Tesla Motors для всех желающих. При этом было сделано замечание, что компания не будет инициировать патентные судебные разбирательства против тех, кто хочет добросовестно использовать технологии Tesla Motors.

Это был исключительный жест в эпоху, когда технологические компании защищают в судебном порядке любые даже незначительные технологические преимущества. При этом Илон Маск заявил, что помимо усилий, направленных на защиту мира от загрязнений, компания также стремится к прогрессу в распространении технологий для электромобилей. Он также добавил, что ранее в холле штаб-квартиры Tesla в Пало-Альто была стена с патентами компании, но больше её нет. Они были убраны, чтобы соответствовать духу движения открытого лицензирования.

Илон Маск также отметил, что он сомневается в полезности патентов, которые приносят прибыль только гигантским корпорациям и юристам, а не изобретателям. Он считает, что такие патенты подавляют прогресс или «душат прогресс» в этой сфере.

Такой подход позволил компании Tesla Motors завоевать известность среди широкой общественности. Также открытие патентов получило одобрение среди энтузиастов рынка электромобилей и сторонников защиты окружающей среды. Илон Маск добавил, что на пути к созданию отличных электромобилей было бы неправильно «закладывать мины интеллектуальной собственности». В то же время Маск указывал, что компания будет строго действовать в отношении тех корпораций, которые будут использовать предложенные патенты для продажи продукции на рынке по более высоким ценам.

Илон Маск также указал на кризис, который переживает нынешний мир. Он отметил, что многие другие крупные компании не работают над более чистыми автомобилями на базе ископаемых видов топлива или электромобилями. А Tesla Motors не сможет самостоятельно выпустить такое количество электромобилей, чтобы успешно удовлетворить никогда не иссякающий спрос. Одна лишь Tesla не сможет достаточно быстро создать столько электромобилей, чтобы противостоять кризису с выбросами углерода в атмосферу. Так что основная идея в предоставлении открытого лицензирования на технологии для электромобилей заключалась в быстром продвижении технологии, что позволило бы удовлетворить спрос.

Можно сказать, что идея оправдала себя. В некоторых странах спрос на электромобили демонстрирует стабильный рост, и экологически чистые транспортные средства постоянно увеличивают свою долю в общем количестве автомобилей.

Провалы Tesla: от переносов Cybertruck до нелепых ошибок электроники


Выпуск пикапа Tesla Cybertruck переносится

Электрический пикап Tesla Cybertruck с экстравагантным дизайном был представлен еще в 2019 г., однако серийное производство модели так и не началось. Изначально старт выпуска автомобиля ожидался в конце нынешнего года, однако судя по информации на сайте Tesla, это произойдет не раньше 2022 года. О причинах переноса этих сроков официально неизвестно. По неофициальным данным, всему виной стала как раз необычная внешность пикапа, которая сразу после премьеры подверглась серьезной критике. В итоге глава Tesla Илон Маск пообещал немного пересмотреть дизайн модели, но не менять его радикально, сохранив основные пропорции кузова.


Конфликт Илона Маска с инженерами Tesla

Репортера The Wall Street Journal Тим Хиггинс в своей новой книге, выдержки из которой публикует Business Insider, рассказал о серьезном конфликте между Илоном Маском и группой инженеров Tesla во главе с Дагом Филдом. Причиной разногласий стало желание главы автопроизводителя выпустить электрический кроссовер Tesla Model Y без традиционного руля. Специалисты не оценили новаторских планов своего начальства, а сам Филд высказал обеспокоенность тем, что Маск вмешивается в малейшие нюансы их работы при создании машин. В итоге электрокар фактически был спроектирован «за спиной» Илона Маска с традиционным рулевым колесом. Однако этот конфликт обернулся для Филда потерей рабочего места — он покинул Tesla в 2018 году.


Массовый отзыв в Китае

Этим летом Tesla объявила о масштабном отзыве электрокаров в Китае. Причиной сервисной акции стали проблемы с адаптивным круиз-контролем, которые могли привести к аварии. Отзывная кампания затронула в общей сложности 285 тыс. автомобилей Model 3 и Model Y. Причем к их числу относятся как импортированные машины, так и собранные в Китае. Впрочем, ехать в сервисные центры владельцам электрокаров не понадобится — Tesla пообещала выпустить специальное обновление ПО, которое сможет решить проблему. Если у владельца электрокара не получится самостоятельно установить программу, его пригласят в сервис. Столь масштабный отзыв не обошелся для американцев без последствий. По данным экспертов, сервисная акция стала одной из причин резкого сокращения поставок электрокаров (-69%) на местный рынок.


Проблемы с военными

Массовый отзыв стал не единственной проблемой Tesla в Китае. Местное Министерство обороны запретило парковать американские электрокары вблизи военных баз или на территории проживания сотрудников ведомства. Такое решение было принято по «соображениям национальной безопасности». Китайские военные считают, что машины Tesla, оборудованные камерами и датчиками, могут использоваться для сбора секретной информации. Какое наказание ожидает нарушителей этих правил, не уточняется.


Суд в Норвегии

Не лучшим образом складываются дела у Tesla и в Норвегии. В этой скандинавской стране суд обязал компанию Илона Маска выплатить владельцам американских электрокаров по 16 тысяч долларов. Причиной разбирательств стала слишком медленная зарядка батарей у машин на станциях Supercharger после обновления программного обеспечения. Кроме этого, водители пожаловались и на снижение запаса хода у своих электрокаров.

Пока речь идет только о моделях Tesla Model S и Model X, которые комплектуются батареей на 85 киловатт-часов. Всего же в Норвегии на данный момент насчитывается около 10 тысяч владельцев американских электрокаров. Причем похожие иски против Tesla сейчас рассматривают в судах и ряда других стран.

На Токе заряженный портал

В попытке бороться с изменением климата, Элон Маск открыл патенты для всех, кто хочет его использовать.

Патенты Tesla обнародованы, чтобы спасти мир (Элон Маск)

Патенты Tesla обнародованы, чтобы спасти мир (Элон Маск)

Это исключительный жест в эпоху, когда компании обычно защищают каждое незначительное продвижение технологии в пределах своих границ. Элон Маск сказал, что наряду с усилиями по спасению мира они также стремятся к прогрессу в технологии электромобилей. В том же духе он добавил: «Вчера в вестибюле нашей штаб-квартиры в Пало-Альто была стена патентов Тесла. Это уже не так. Они были удалены, в духе движения с открытым исходным кодом . »

Удивительно, но это заявление было сделано сразу после того, как прокуратура США подставила гражданина Китая по обвинению в краже проекта самостоятельного вождения автомобиля Apple. Элон Маск сказал, что он сомневается в патентах, которые приносили прибыль только гигантским корпорациям и юристам, а не изобретателям. Он сказал, что эти патенты подавляют прогресс или «сдерживают прогресс» в этой области.

Недавнее объявление позволило Тесле завоевать известность среди широкой общественности. Несмотря на то, что энтузиасты на рынке электромобилей и некоторые парни, разбирающиеся в окружающей среде, наверняка оценят движение Теслы. Делая объявление, Маск снова вспомнил идеал Tesla и сказал: «Tesla Motors была создана для ускорения появления устойчивого транспорта. Если мы проложим путь к созданию неотразимых электромобилей, но затем заложим мины интеллектуальной собственности, чтобы помешать другим, мы будем действовать вразрез с этой целью ».

Маск настаивал на том, что они будут оставаться очень строгими в отношении корпораций, которые будут использовать патенты, а затем продавать свою продукцию на рынке по более высоким ценам.

«Мы считаем, что применение философии открытого исходного кода к нашим патентам скорее усилит, а не ослабит позиции Tesla», - сказал он, и сможет привлекать талантливых инженеров. Мы надеемся, что другие компании также должны пойти тем же путем, чтобы изобретать новые технологии в гораздо более быстром темпе.

Спор о патентах, или Кого боится Илон Маск

2021 год можно по праву назвать годом Илона Маска. Рост акций Tesla, запуски SpaceX. Вот-вот заработает глобальная спутниковая система Starlink. Бизнесмен на короткое время даже возглавил список богатейших людей планеты.

При этом миллиардер известен весьма неординарным отношением к интеллектуальной собственности своих компаний. Несколько лет назад он слил в открытый доступ патенты Tesla и поругался с другим весьма влиятельным бизнесменом — Уорреном Баффеттом. Глава Berkshire Hathaway в своем обращении к акционерам сравнил патенты с «экономическим рвом», долгосрочным конкурентным преимуществом, позволяющим получать выручку более высокую, чем в среднем по отрасли. Именно патенты создают препятствия к копированию и сдерживают конкурентов.

Что же ответил Маск? Он заявил: «Рвы — это ерунда». «Если ваша единственная защита от армии захватчиков — ров, вы долго не протянете, — пояснил CEO Tesla. — Главное — это темп инноваций, именно он определяет конкурентоспособность».

Смелое заявление. Неужели Илону Маску совершенно не нужна интеллектуальная собственность? Как бы не так! «У нас нет патентов. Нашим основным конкурентом в долгосрочном плане является Китай. Если мы опубликуем патенты, это будет глупо, потому что китайцы используют их как готовые рецепты», — добавляет он. Мы уже писали про то, как организовать производство и бизнес в Китае. В данном случае опасения Маска более чем оправданы, поэтому патентам он предпочитает секретность и право первенства в отрасли, что само по себе дает ощутимое конкурентное преимущество.

Но это вовсе не означает, что Уоррен Баффетт ошибается. То, что хорошо для бизнеса основателя Tesla и SpaceX, может в принципе не работать для любой другой компании по целому ряду вполне банальных причин. Самая распространенная из которых — утечка данных. Так, некоторых сотрудников Apple даже заставят носить на груди камеры для предотвращения сливов информации. Можно ли это назвать на 100% эффективной мерой? Вряд ли. Хакерские атаки промышленный шпионаж никто не отменял. И пока что лучший способ обезопасить технические новации — это их запатентовать.

Элон Маск откроет все патенты Tesla Motors

Элон Маск, Тесла Моторс

Элон Маск — главный дизайнер (Chief Product Architect), генеральный директор и глава совета директоров Tesla Motors.

На этой неделе Элон Маск, один из основателей Tesla Motors, на собрании акционеров намекнул, что компания подумывает передать корпоративные патенты в общественное пользование. Эксперты предполагали, что речь идёт только о некоторых патентах на отдельные функциональные узлы. Но нет, Маск сумел удивить общественность во второй раз. В корпоративном блоге он объяснил: речь идёт обо всех патентах.

«Ещё вчера в фойе штаб-квартиры в Пало-Альто стену занимали патенты Tesla. Больше их нет. Их сняли, в духе движения open source, для продвижения технологий электрических автомобилей», — пишет Элон Маск.

Многие ИТ-компании выступают за патентную реформу и против патентных войн, но при этом воздерживаются от передачи патентов в общественное достояние. Илон Маск показал, как нужно бороться по-настоящему.

Любой автопроизводитель или частное лицо может свободно использовать интеллектуальную собственность Tesla Motors. Если при этом соблюдаются нормы приличия (добросовестное использование), то Tesla Motors обещает не подавать в суд.

Элон Маск ещё дополнительно пояснил смену политики. Раньше компания стремилась патентовать уникальные технологии, чтобы защититься от конкуренции со стороны крупных автоконцернов. Предполагалось, что они тоже начнут массово производить электромобили. «Мы не могли сильнее ошибиться», — признаёт Маск. Как показала реальность, концерны вообще не слишком заинтересованы в продвижении этой технологии. До сих пор машины на углеводородном топливе составляют 99% или больше продаж любого крупного концерна.

Другими словами, большие компании плохо восприимчивы к настоящим, революционным инновациям. Они слишком сконцентрированы на привычном бизнесе. Элон Маск понял, что бизнесу Tesla Motors угрожает не столько конкуренция со стороны других электромобилей, сколько отсутствие этой конкуренции, то есть слишком большое количество бензиновых автомобилей, сходящих с конвейеров.

Никола Тесла и Илон Маск: что общего у изобретателя и миллиардера


Фото Getty Images
Никола Тесла в своей лаборатории. Фото Getty Images

Существует широко распространенное заблуждение, что великий ученый и инженер Никола Тесла является кумиром Илона Маска. Казалось бы, все логично: компания Маска называется Tesla Motors и производит автомобили под этим брендом.

Тем не менее есть ряд моментов, в которых наблюдается поразительное сходство между Илоном Маском и Николой Теслой. Вот лишь некоторые из них.

Космос. Тесла верил в инопланетный разум и разрабатывал, пусть и безуспешно, технологии, которые должны были помочь человечеству принимать сигналы из космоса. Он даже заявлял, что получал сигналы с планеты Марс. Маск — большой фанат освоения космоса, его мечта — колонизировать Марс, а созданная им компания SpaceX занимается созданием и запуском космических аппаратов.

Мечта. Тесла мечтал о том, что будет бесплатно раздавать электричество всем желающим с помощью беспроводной технологии, разработкой которой он занимался. Маск мечтает о том, чтобы бесплатно раздавать Wi-Fi всем желающим через систему спутниковой связи.

Хайп. И Маск, и Тесла — большие любители играть на публику. Тесла был известен своей эпатажностью. Один лишь пример: во время презентации Никола пропустил ток высокого напряжения через собственное тело. Публика была сражена наповал. Как бы хорошо ни был выверен подобный трюк, всегда есть риск, что что-то пойдет не так, но Тесла рисковал своей жизнью ради того, чтобы произвести сильное впечатление на зрителей. А вот Маск поражает масштабом. Чего стоит один только запуск автомобиля Tesla в космос — публика была просто в экстазе.

Эго. Тесла был гениальным изобретателем, получив всемирную известность, он купался в лучах славы, что сыграло с ним злую шутку. Вот как — довольно пренебрежительно — он отзывался о Гульельмо Маркони, с которым конкурировал в создании радиопередатчика: «Маркони бизнесмен, а не ученый. Пусть пробует. Он использует 17 моих патентов». Да, Маркони использовал в том числе патенты Теслы. Но в итоге именно он первым создал радиопередатчик, получил лавры изобретателя радио и победил в гонке за финальный продукт, а Тесла после этого потерял своего последнего инвестора.

Пренебрежение к инвесторам. Никола Тесла без особого почтения относился к своим инвесторам. Он вводил их в заблуждение относительно сроков и результатов своей работы и тратил вверенные ему деньги нецелевым образом. Тесла считал себя мессией, который меняет жизнь человечества, и не понимал, почему ему следует волноваться из-за таких пустяков, как чужие деньги. Вот выдержки из его письма Дж. П. Моргану, чьи деньги он потратил, написанного уже после того, как финансист отказался от дальнейшего сотрудничества: «Я обратился к Вам из-за Вашей гениальности, не из-за денег. Вы должны понимать, что этим я сделал Вам одолжение… Я пришел к Вам с самым великим изобретением всех времен. Мое имя носит больше изобретений, чем имя любого человека до меня, включая Архимеда и Галилео… Еще 50 тысяч долларов — и проект Ворденклиф (Дж. П. Морган полагал, что Тесла делает радио; на самом деле тот занимался разработкой технологии беспроводной передачи электричества, которая так и не была реализована. — Forbes) будет завершен, и я надену корону бессмертия и обрету огромное состояние».

В итоге Тесла, несмотря на всю свою гениальность и предыдущие достижения, в какой-то момент потерял репутацию в глазах инвесторов, и те прекратили его финансировать.

Нечто похожее наблюдается в отношениях Маска и акционеров Tesla. Маск обещал вывести Tesla Motors в прибыль еще в 2013 году. Этого не произошло. Хуже того, убытки компании растут с каждым годом, она ставит один антирекорд за другим: рекордный годовой убыток $1,9 млрд в 2017 году, рекордный квартальный убыток в $717 млн за II квартал 2018 года. Наконец, убыток за последние четыре квартала — $2,5 млрд. Из года в год Маск пересматривает прогнозы и гипнотизирует инвесторов бесконечными обещаниями. Пока его гипноз действует, но так не может продолжаться бесконечно. В этом году на конференц-звонке с инвесторами и аналитиками по результатам I квартала Маск отказался отвечать на некоторые вопросы о финансовом положении Tesla Motors, назвав эти вопросы «скучными». Позже ему пришлось принести извинения за столь некорректное поведение.

А в начале августа Маск и вовсе сделал нечто беспрецедентное — анонсировал в твиттере сделку по выкупу акций Tesla с рынка по цене $420 за бумагу (+20% к рыночной цене на тот момент) с целью дальнейшего делистинга, заявив при этом, что «финансирование обеспечено». Акции на этом заявлении взлетели, но очень быстро выяснилось, что в реальности никакой сделки нет — как и финансирования. Каковы результаты неосторожных заявлений Маска? Комиссия по ценным бумагам США (SEC) подала судебный иск к Маску, в итоге бизнесмен согласился на три года покинуть должность председателя совета директоров Tesla и выплатить штраф $20 млн (столько же выплатит и компания).

Иски к Маску и компании подали несколько инвесторов. Департамент юстиции США ведет предварительное расследование на предмет потенциального уголовного дела о мошенничестве. Наконец, акции сейчас стоят дешевле, чем до рокового твита. И конечно, нанесен удар по репутации Илона Маска. В англоязычном интернете его ставший знаменитым твит «финансирование обеспечено» уже превратился в популярный мем, означающий «ситуацию, когда вы не знаете, где взять деньги».

Осознанно или нет, но Маск повторяет многие шаги Николы Теслы, в том числе те, которые привели великого ученого к краху. Остается надеяться, что с Илоном такого не произойдет.

Читайте также: