Илон маск tesla spacex и дорога в будущее отзывы

Обновлено: 05.07.2024

Отзывы на книгу « Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее »

Интересно, что несмотря на то, что книгу читать увлекательно, самым отталкивающим моментом в ней оказался. автор. Его в книге слишком много - "я весь такой крутой писатель, смог договориться с самим Маском, чего не смог никто другой и Маска я всего по полочкам разложил и понял его даже лучше чем он сам" - вот этого всего в книге очень много. Ещё забавно, что в начале книги автор хвалится тем, что отказал Маску в праве рецензировать книгу, объяснив это тем, что его "не привлекает мысль о том, что на каждой странице будет куча примечаний и пояснений", а потом насыщает книгу примечаниями так, что иногда они занимают места больше, чем сам текст. Ну и русская редакция тоже отличилась - в нескольких местах поправляла автора - мол, тут он не прав, тут ошибся, а тут вот это имел в виду. Все эти вещи отвлекали от интереснейшей истории человека, который вызывает уважение. Очень здорово было узнать некоторые детали о том, как он ко всему этому шел и пришел. Не буду рассказывать содержание, т.к. сам не люблю такие отзывы читать - читайте, не пожалеете, если книги об известных предпринимателях Вам интересны в принципе. :-)

Как-то раз мы с сыном ехали из онтарийского Кэмбриджа в Торонто, и сын завёл разговор о недавнем интервью некоего Илона Маска. Когда я спросил сына, кто это такой, то сын посмотрел на меня так, словно я не умею складывать элементарные числа.
До этого я считал себя довольно начитанным и осведомленным. Поэтому такая реакция сына задела меня и я решил побольше узнать об этом Илоне Маске. И не пожалел. Книга Эшли "Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее" произвела эффект разорвавшейся бомбы. И если не перевернуло миропонимание, до довольно сильно его сдвинуло.
Оказывается, есть ещё в мире парни, которые своим умом и напористостью умеют перевернуть мир, которые "сказку делают былью".
Действительно, идеи Маска кажутся бредовыми: освоение Марса поселенцами/миллионов поселенцев на огромной территории/, регулярные полёты на межпланетных кораблях многоразового использования, переход от губительных для природы углеводородных источников энергии к экологически чистым , таким как электроэнергия, солнечная энергия.
Многие считали Маска в лучшем случае выскочкой и фантазёром, и не воспринимали его серьёзно. Но когда его ракеты, ценой на порядок ниже ранее запускавшихся полетели в космос и стали распродаваться по всему миру, как горячие пирожки. И когда ведущие акулы автомобильной промышленности, глядя на успехи "Теслы" стали по всему миру разрабатывать машины с альтернативной энергией. Маск стал уважаемым и необыкновенно популярным бизнесменом.
Я бывал несколько раз на заводе "Тесла" в Кремниевой Долине под Сан Франциско. Размеры предприятия впечатляют. Это целый город, со своими зданиями и улицами, и напоминает мне советские автогиганты типа Камаза.
Из книги я узнал через какие круги ада пришлось пройти Маску, прежде чем добиться успеха. Реально, Маск умеет держать удар.
Советую почитать книгу, ибо она внушает оптимизм и желание сделать что-нибудь полезное для людей.
Когда я принялся рассказывать подробности биографии Маска, что он родился в ЮАР и его мать канадка, а сам Маск работал кочегаром в канадской провинции Саскачевань, работал в Торонто, и учился в Кингстоне, это моего оканадившегося сына очень впечатлило. Он сказал, что не знал таких интересных фактов из биографии. Сын моего знакомого уже записался в будущие поселенцы освоения Марса. А как вам, не хотелось бы слетать на Марс? Если да, то, надеюсь, ждать осталось недолго.

Изначально заданный тон "как южноафриканский парень (тут нужны ещё одни ковычки, потому что южноафриканцем Маска можно считать весьма условно) со странным именем посрамил всех гигантов автомобильной, космической и всех прочих индустрий" (очень сложно звучащий, но просто понимаемый тон) мешает мне воспринимать всё изложенное в книге с серьёзной миной. Здесь много интересных фактов как о самом виновнике торжества, так и о семье, о знакомых - на ком-то останавливаются подробно, кого-то упоминают вскользь. Не остаются незамеченными факты личной биографии - насколько Маск был замкнутым, как его гнобили сверстники, как много он читал и как в итоге он теперь воспринимает годы своего взросления. И - я даю вам слово - вам не раз и не два придётся изумиться, почему этот остросюжетный блокбастер ещё не идёт в кинотеатрах. Если отодвинуть очевидный скепсис, который будет вывален на вас чуть позже, это и является самым слабым местом книги: Маск ещё умереть не успел, а лавры условного Стива Джобса он уже себе снискал в многократном размере. Ну посудите - какие-то там мобильники/плееры и Космос. С большой буквы непременно. Чуете разницу? Чуете?

Если бы автор хотел провести трезвое осмысление "эффекта Маска", мне кажется, ему стоило бы почаще воздерживаться от сильных эпитетов вроде "посрамил", "страдал", "судьбоносное", "доказал", "преодолел" и т.п. Уоу! Уоу! Полегче, Эшли Вэнс! Илон Маск всё ещё дышит, а облако дыма от его взрывных достижений не успело раствориться в нашей земной атмосфере. Может, мы ещё немного подождём лить елей? Может быть разберёмся в степени судьбоносности открытых технологий? Просто у меня есть некоторые мааааленькие сомнения по этому и многим другим поводам.

С чего начинается серьёзная история покорения космоса Илоном Маском? Если отбросить романтические мечты юношества? Никогда не догадаетесь. Конечно же с секретных агентов. Ну, ладно. С одного секретного агента. Ведь откуда "южноафриканцу", принявшему канадское гражданство и зарегистрировавшему свою ракетно-космическую компанию в США, взять эти самые космические ракеты? Сделать самому? Пффф. Вы ничего не смыслите в ракетостроении. Купить у тупых русских, конечно. А для этого нужен кто? Секретный агент, знамо дело. Так в книге написано. Да не простой, а который умудрился посидеть в девяносто шестом под арестом. Под домашним арестом. Наверное, за особое рвение к внедрению демократии в нашей стране. Ну и кровавый режим ему этого не простил, дотянулся своими мозолистыми лапами. После чего агент поник и на русских обиделся. Но родина помнит своих сыновей и вот уже его услуги снова требуются на благо всего человечества. Собрались они с Маском в холодную неприветливую Россию, да что-то пошло не так. Описанное в книге иначе как глумлением назвать просто нельзя. Хитрые русские с "иностранным инвестором" провели аж три встречи (как их организовали - осталось за кадром. Видимо, это не так интересно), но всё закончилось насильственной дегустацией борща и водки. Плюясь и отхаркиваясь, Маск спешно покинул Мордор, озадаченный провалом своего агента влияния. Странно, ведь всё казалось таким реальным - тупым русским всё-равно же плевать на свои ракеты, почему бы им их не продать светлому представителю западной эльфийской державы? В общем, наш герой не поник (как его агент), а решил таки запилить космическую ракету сам. С блэкджеком, как говорится, и шлюхами. В НАСА не пошёл, не таков он. Он и у русских-то, видимо, случайно ракету купить пытался. В США же они в каждом "трифт шопе" на развес продаются. Что вы на меня так смотрите? Я просто пытаюсь найти логику.

Дальше у Маска всё пошло уже гораздо лучше - свадьбы, разводы, рождение детей, где-то там ещё ракеты были, но в итоге он пришёл к государственным контрактам, как и обещал. Стоп. Мне кажется, он обещал что-то другое. Дешёвые пуски, независимость компании и никаких государственных контрактов. Шта? Допустим, по дешёвым пускам к 2k18 году у "Спэйс Икс" типа профит. Ну вот получается у них дешевле, молодцы. Аж "Роскосмос" разволновался. Хотя, за счёт чего это получилось - тут точно нужны секретные расследования с выворачиванием всего грязного белья на всеобщее обозрение. Но вот по остальным-то двум пунктам провал. И что сам Маск, что все его окружающие селебрити как воды в рот набрали. Ну обещал. Ну и что? Как говорится - я не изменил мечте, я изменил мечту. Ну и фиг бы с ним, ведь мечты действительно офигительные, хочется в них верить. Но. Есть одно большое "Но". Вы ведь рассказываете "историю успеха" молодого независимого "южноафриканского" пацана, который оседлал демократическо-капиталистическую систему человечеству на благо. Так? Но получается ведь, что наоборот: это система его оседлала. Бонзы капитализма просрали американскую космонавтику и сейчас в поиске "сохранения лица". Как и в американский доллар - в частную космонавтику, зелёную энергетику и электромобили на сегодняшний день можно только верить. Ведь за их претворение в жизнь отвечают те же люди, что развязывают нефтяные войны по всему миру, а себестоимость подобных изысканий - действительно устремляется в космос. И они совершенно этого не стесняются, а, наоборот, говорят о справедливости, равенстве и братстве. Между, я не знаю, теми, кто осуществляет развязывание этих самых войн, наверное. И тут давно не идёт речь о какой-то истории успеха - история всегда одна. Красивое шоу должно прикрыть реальность. Доллар ничего не стоит, но все мировые расчёты ведутся в этой валюте. "Тесла" и "Спэйс Икс" никогда не приносили дохода, но НАСА поддерживает Маска уже со второго тестового пуска "Фэлкона". Как? Почему? Где независимость в независимых частных компаниях?

Люди хотят верить в хорошее, доброе и светлое. Хотят быть причастными к прогрессу. А ещё хотят свистелок, перделок и веселухи. Хотят быть частью чего-то большого. И когда им это предлагают с уже заявленным прейскурантом и отредактированными временными лимитами - вот здесь вы будете испытывать волнение, а вот сразу после этого непременно наступит удовлетворение - они соглашаются. Мы соглашаемся. Я соглашаюсь. И как в пелевинской "фокус-группе" - осознание чего-то неправильного приходит только в самом конце, где-то в самых сокровенных уголках нашего разума, когда ничего уже нельзя изменить. Я мечтаю о колонизации не только Марса, но и всего космоса. О зелёной энергетике. Ничуть не меньше "визионера" Маска. Но мне кажется, что в первую очередь должна быть построена основа всего этого - социальная база. На этом не сделаешь красивое шоу, с этого не получишь много денег. Этим даже самоудовлетворяться как-то особо не получается. Ну, как в блокбастере: если нет конфликта - у фильма плохой сценарий. Но отсутствие конфликтов, внутреннее спокойствие, приятие окружающего и отказ от животной конкуренции - это ключевые факторы, и только они позволял построить на них непротиворечивый прогресс всего человечества. Без электромобилей, солнечной энергетики и космических полётов мы проживём. Без любви к ближнему, без отсутствия желания его обмануть или хотя бы пустить пыль в глаза во имя своих интересов - нет.

Я, наверное, неправильный человек, но мне неинтересны подробности личной жизни богатых и/или знаменитых. Известные люди, которые меня волнуют, известны главным образом благодаря своей работе. И именно этот аспект привлекает мое внимание.
Если мне нравится писатель, мне интересны его комментарии по поводу книг.
Если мне нравится актер, мне интересно, что он скажет о фильме.
Если мне симпатичен общественный деятель, меня занимает его мнение по общественно значимым вопросам.
И мне плевать, с кем эти люди встречаются, едят, спят, играют в бадминтон. Меня не волнуют посещаемые ими вечеринки и безумные дорогостоящие развлечения, женитьбы и разводы.
Илон Маск мне интересен именно в аспекте SpaceX, Tesla, PayPal и всего такого. Название книги давало надежду, что этот аспект я и получу. Здесь я слегка обломалась. Но это стало понятно не сразу. Сразу стало понятно другое.

Клише, которое невыносимо бесит меня в англоязычной журналистике, - начать текст в манере "Мы встретились с Н. в таком-то ресторане, он опоздал на семь с половиной минут, а когда все же пришел, я увидел полного мужчину с синими волосами, ростом 2,20, левый глаз чуть больше правого, одет в фиолетовый смокинг и кроссовки. Мы заказали салат из лысого тетерева с грибами, а на десерт - яблоки в шоколаде". Не-на-ви-жу. Зачем ты мне выдаешь фоторобот собеседника? Я его уже на фотке видела, твои данные бесполезны. Какое мне дело до того, что вы там жрали? Грр. И в какой нон-фикшн не сунешься, авторы бережно следуют правилу, протокольного описывая внешность всех, с кем беседовали. Но фотороботы в версии Эшли Вэнса - отдельный сорт катастрофы.
"Длинноногая, обладающая густыми каштановыми волосами, Уилсон излучала романтику и сексуальную энергию. Джастин уже пережила роман с мужчиной старше себя, с которым рассталась, поступив в университет. Следующий покоритель ее сердца должен был носить кожаную куртку и быть страстным и порочным, вроде Джеймся Дина. Судьба, однако, распорядилась так, чтобы на территории кампуса девушку заметил аккуратный, подтянутый и привлекательный Маск".
АААААААААААРГХ, простите, эмоции.
Сей прекрасный отрывок я привела не только для иллюстрации собственной нелюбви к фотороботам, но и для демонстрации авторского (и переводческого) стиля. Как Эшли Вэнс выжил в журналистике с такой любовью к прилагательным, вот загадка.
Ему постоянно эти прилагательные надо к чему-то прикладывать. Надо оценивать. Зачем надо, я не знаю, однозначного мнения по многим вопросам у него нет, а составить собственное суждение читателю мешают авторские изыски и цветочки. Например, переезд Маска в Канаду - это непременно "грандиозный побег". Грандиозность из текста не следует, просто это такое красивое начало главы.
Или описание вакханалии, предшествовавшей краху доткомов, типовое в своем пыле: "Молодые инженеры отрывались с проститутками и нюхали кокаин в туалетах . Жажда наживы и своекорыстие - кажется, это все, что оставалось здесь от человеческих ценностей". Описание значительно длинней приведенной цитаты, и к основному материалу книги имеет крайне косвенное отношение. Видимо, вставлено для изображения исторического бэкграунда.
В копилку типовых приемов - ну просто прожигающий насквозь своей оригинальностью вопрос "Но как гик, интересующийся фантастикой, мог чего-то в реальной жизни добиться. "
О. Май. Гад. Я думала, эта позиция уже ушла в бездну прошлого вместе с магнитными дискетами и пейджерами. Серьезно, пачка комиксов и "Властелин колец" МЕШАЮТ жизни и самореализации? Да более феерическое воплощение этого маразма я в последние годы видела лишь в первом эпизоде сериала "The Magicians". Там местного гика вообще в психушку упекли, и выпустили лишь при условии продажи всей его библиотеки.
В книге Вэнса вообще забавный конфликт: можно ли добиться успеха, если быть не как все? Смотрите, все приличные компании работают с аутсорсерами, всякими сторонними поставщиками, дешевой китайкой рабсилой. А Маск со своими ракетами-электромобилями стал работать по принципу "все сам, все сам" и до сих пор не обанкротился. Случайно ли это? - переживает автор. Или мое любимое:
"По его мнению все элементы дизайна и технические решения должны быть направлены на достижение единственной цели - сделать автомобиль настолько близким к идеальному, насколько это возможно. И осуждал Маск именно то, насколько другие автопроизводители к этому не стремятся. Для Маска это фактически был выбор между двумя вариантами. Либо ты пытаешься сделать что-то выдающееся и не идешь на компромиссы, либо нет. И если нет, то Маск считает, что это провал.Человеку со стороны такая позиция может показаться безрассудной и глупой, но это философия Маска. ".
Человек со стороны в моем лице желает отпинать ногами человека со стороны из примера, потому что вот из-за таких как он в мире куча фигни и недоделов.

ОК, теперь, когда я сцедила большую часть яда, пора сказать о хорошем.

Книга эффективно развеивает образ человека, который успел обогатиться в молодости, и теперь тратит свои миллионы на реализацию личных интересов. Ну, по типу того дядьки, который наконец-то взрослый и может позволить себе собственный конструктор лего.
Из повествования мгновенно следует, что SpaceX и Tesla - это не игрушки богатого человека, а бизнес, причем, весьма рискованный. И вложенные в него миллионы вообще не гарантируют страховки от полного краха и переезда на помойку. Случаи балансирования на грани этого самого краха в книге вполне живо описаны.
Успех же покупается не одними лишь деньгами, но титаническим трудом и нечеловеческой устойчивостью перед лицом неудач (сюда бесконечные рефрены про деспотичность Маска и ненормированный рабочий день его и его сотрудников с авторским состраданием в адрес последних).
Это все важно не для морального облика отдельно взятого Илона Маска. Это важно, потому что на общечеловеческом уровне говорит: труд - это круто, упорство перед лицом провалов и преград - это круто. Те, кто сдаются и вешает лапки, прорывов не совершают.

История SpaceX и Tesla - ресурс для остросюжетного романа, и Вэнс честно нагоняет напряжение, рассказывая про сбор настоящей! космической! ракеты! на коленке со всякими вкусными деталями. Тут и огромные надежды тесной команды разработчиков, и экстремальные условия, и чудеса изобретательности, и нестандартное мышление, и череда провалов, и трения в коллективе, и внезапное спасение в режиме "орлы прилетели", и просто забавные характеризующие моменты, типа
"Время от времени Маск рассылает по всей компании электронные письма, чтобы ввести в действие новре правило, или сообщить о том, что его беспокоит. одно из самых знаменитых писем было отправлено в мае 2010 года с темой "ЗАПРЕЩАЮ АББРЕВИАТУРЫ, ДОСТАЛИ".
Короче, посреди книги вдруг начал получаться отличный жизнеутверждающий роман.
Если б автора не тянуло во множество других сторон. То он резко бросает повествование о разработке ракетного двигателя, чтобы поведать очередные подробности о семейной жизни Маска, то просто обрывает рассказ и перескакивает на другой момент истории.

Перестановки в совете директоров и всяческую внутреннюю политику компаний Вэнс описывает с наслаждением. Как и финансовую динамику, проблему привлечения инвестиций и ситуацию на рынке в целом. Единственный минус той части книги, что посвящена бизнесу - некоторая непопулярность. Скажем, автор находит несколько строчек, чтобы объяснить, что драйвер - это такая программка, которую вы устанавливаете на свой компьютер, чтобы он мог работать с принтером. Но жуткие слова типа "авуары" и "дисконт" не поясняет.

В целом, биографией книгу называть довольно странно. Личность самого Маска теряется за душевными метаниями автора в попытке эту самую личность охарактеризовать, а заодно - оценить роль Маска в человеческой истории, что, на мой взгляд, делать рановато. Но прочтение "производственных" глав все равно окупается, несмотря на некоторую их рваность и неполноту.
Надо сердца не иметь, чтобы не прочитать про людей, которые отринули всю сакральную тяжесть аэрокосмической индустрии, наплевали на бронзовеющее "как должно" и сделали как сами считали правильным. На частной основе, вне государственной военной машины, до смешного малым количеством рук, да еще и в режиме строжайшей экономии, потому то ракета должна быть дешевой. Смотрите, как сшивается разрыв между абсолютно практическим взглядом (у нас есть космос, это не бездна, полная страха, а поле для деятельности. Причем, не только научной или оборонной, но и экономической. Круто же, если мы сможем добираться на орбиту и дальше за значительно меньшую сумму денег? Даешь конкуренцию перевозчиков) и мечтой (. и тогда человечество устремится в космос вместо того, чтобы махнуть рукой на это сложное дело).

Илон маск tesla spacex и дорога в будущее отзывы

Маме и папе. Спасибо за все.

Кто он, Илон Маск? Самозваный мессия, паразитирующий на одержимости своих последователей? Талантливый инженер и программист с фундаментальным физическим образованием? Торговец мечтами, ухитряющийся заработать там, где другие теряют миллиарды? Нувориш-визионер, чья звезда ярко вспыхнула и быстро погаснет? Спаситель человечества, о значимости которого для нашей цивилизации мы пока толком не догадываемся? Я, честно говоря, не знаю.

Моя машина уже больше года – Tesla Model S. Каждый месяц у нее появляются новые опции и возможности – после очередного обновления программного обеспечения я узнаю о том, что мой электромобиль научился синхронизировать маршрут движения с расписанием встреч в моем смартфоне, автоматически повышать клиренс при подъезде к подземной парковке и т. д. Как человек с нулевым опытом автомобилестроения смог создать совершенный автомобиль? И можно ли сотворить такое, не будучи немного сумасшедшим инженером-идеалистом, который еще в юности поверил, что единственное будущее для нашей планеты – будущее без органического топлива?

Мне необычайно повезло в жизни – среди моих друзей и знакомых есть люди, устремленные в будущее, планирующие свои дела и предприятия на десятилетия вперед и способные реализовать эти планы. Таких людей совсем мало, и каждый из них создает вокруг себя то самое «искривление реальности», благодаря которому окружающие начинают видеть мир его глазами, использовать его терминологию и вносить посильный вклад в достижение его целей. Не думаю, что можно научить кого-то устремленности в будущее, но вижу, что каждая встреча студентов СКОЛКОВО с подобными людьми не проходит бесследно. Общение с теми, кто живет днем завтрашним больше, чем сегодняшним, меняет человека всегда – знаю по собственному опыту.

Вот почему так важно прочесть эту книгу. Посвятив ей несколько дней, узнав об Илоне Маске, его жизни и жизни его компаний, вы захотите что-то изменить – в себе, в окружающих, в своих планах и приоритетах. Я верю, что пример Маска вдохновит наших предпринимателей, покажет, что побед не бывает без поражений, взлетов – без падений, успешных стартов – без колоссальных сложностей.

И я надеюсь на то, что однажды книга о российском Илоне Маске, сделавшем мир лучше, станет мировым бестселлером.

– Я похож на сумасшедшего?

Такой вопрос вырвался у Илона Маска к концу нашего затянувшегося ужина в дорогом рыбном ресторане Кремниевой долины. Я пришел в ресторан первым и обосновался за столиком, заказав себе джин-тоник, по прежнему опыту зная, что Маск все равно опоздает. Маск появился примерно через четверть часа: кожаные туфли, модные джинсы и клетчатая рубашка. Рост у него порядка шести футов и одного дюйма (около 1,85 м)[1], но спросите кого-нибудь, кто его знает, – и все скажут, что выглядит он куда как более высоким и крупным. Он невероятно плечист и крепко сбит. Можно бы ожидать, что при таком телосложении он станет демонстрировать повадки альфа-самца. Однако, напротив, держится он почти робко. Легкий кивок головы на ходу, быстрое рукопожатие – и вот он сидит в кресле. Ему нужно некоторое время, чтобы освоиться и вести себя более или менее непринужденно.

Маск пригласил меня на ужин, чтобы кое о чем договориться. За полтора года до этого я сказал ему, что хочу написать о нем книгу, а он сообщил мне, что в его планы это не входит. Его отказ и уязвил меня, и раззадорил: сдаваться я не привык. Не проблема написать книгу о нем без его участия. Множество людей работали в его компаниях – Tesla Motors и SpaceX, они поделятся информацией. К тому же я уже знал ряд друзей Маска. Шли месяцы, я провел много интервью, опросив около двухсот человек, – и тут Маск вновь появился на моем горизонте. Он позвонил мне домой и сказал, что события могут развиваться одним из двух возможных способов: либо он сильно затруднит мою жизнь, либо в конце концов поможет мне с этим моим проектом. Он готов сотрудничать, если я дам ему прочитать книгу до того, как она уйдет в печать, и разрешу добавить свои замечания. Маск не будет вмешиваться в мою работу, но он хочет иметь возможность изменить текст в тех местах, которые сочтет неточными или искажающими существо дела. Я понял, откуда у него такое желание. Маск хотел держать свое жизнеописание под личным контролем. В душе он – ученый, которого искажение фактов выводит из себя. Ошибка на печатной странице будет грызть его душу годами. Я понимал эту точку зрения, но не мог позволить ему читать книгу по ряду профессиональных, личных и практических соображений. Маск имеет собственную версию истины, но она не всегда совпадает с версией других людей. К тому же он склонен подробнейшим образом отвечать на простейшие вопросы, и мысль о появлении 45-страничных сносок и примечаний казалась мне не столь уж и фантастической. Все же мы решили поужинать вместе, поговорить и посмотреть, что из всего этого выйдет.

Наша беседа началась с обсуждения пиарщиков. Не складываются у Маска отношения с сотрудниками этого отдела: вот и сейчас Tesla ищет нового руководителя отдела по связям с общественностью. «А кто лучший пиарщик в мире?» – так может спросить только Маск. Потом речь зашла об общих знакомых, Говарде Хьюзе и автозаводе Tesla. Когда подошел официант, чтобы принять у нас заказ, Маск попросил что-нибудь соответствующее его низкоуглеводной диете. Он остановился на куске жареного омара, политого чернилами каракатицы. Переговоры еще не начались, а Маск уже разговорился. Он пооткровенничал о том, что терзало его этим вечером: соучредитель и исполнительный директор компании Google Ларри Пейдж вообще-то может создать целый парк роботов с искусственным интеллектом, способных уничтожить человечество. «Я действительно боюсь этого», – сказал Маск. Маска ничуть не утешало то, что они с Пейджем были близкими друзьями и что Пейдж – вполне благонамеренный человек и вовсе не «Доктор Зло». Проблема все равно оставалась. Пейдж – по природе своей хороший человек, ему просто в голову не приходит, что машины могут выйти из повиновения. «А я не столь оптимистичен, – говорил Маск. – Он ведь может случайно создать что-то опасное».

Когда принесли еду, Маск с ней тут же расправился. То есть он даже не ел, он проглотил все лежавшее на блюде, всего лишь несколько раз откусив. Чтобы поддержать его в расслабленном и непринужденном состоянии, в которое он вроде бы пришел, я вручил ему большой кусок стейка со своей тарелки. Мой план удался, но успех длился минуты полторы. Мясо. Пара укусов. Мясо кончилось.

Понадобилось некоторое время, чтобы отвлечь Маска от мрачных сценариев, связанных с искусственным интеллектом. Когда мы все-таки перешли к вопросу о книге, Маск принялся зондировать почву, стремясь узнать, с чего это я решил о нем писать, и понять мои намерения. Улучив момент, я перехватил инициативу разговора. Накопленный адреналин смешался с джином, и меня понесло: я заговорил о тех причинах, по которым Маск должен пустить меня в свою жизнь и в то же время не подвергать никакому контролю с его стороны. Я говорил о внутренних ограничениях, присущих сноскам и примечаниям, о том, что Маск одержим идеей все контролировать, о том, что он невольно ставит под сомнение мою журналистскую честность. (Я мог бы говорить битый час.) К моему великому удивлению, через пару минут Маск прервал меня и просто сказал: «Ну, хорошо». Что Маск ценит – так это решимость и твердость характера. Он с уважением относится к людям, которые не отступают от своих намерений из-за того, что им сказали: «Нет». Десятки других журналистов просили его помочь с книгой, но только я оказался достаточно настырным, не отступившись от своих планов после его отказа, и ему это, по-видимому, понравилось.

Илон маск tesla spacex и дорога в будущее отзывы

Мир Илона

Я похож на сумасшедшего?

Такой вопрос вырвался у Илона Маска к концу нашего затянувшегося ужина в дорогом рыбном ресторане Кремниевой долины. Я пришел в ресторан первым и обосновался за столиком, заказав себе джин-тоник, по прежнему опыту зная, что Маск все равно опоздает. Маск появился примерно через четверть часа: кожаные туфли, модные джинсы и клетчатая рубашка. Рост у него порядка шести футов и одного дюйма (около 1,85 м), но спросите кого-нибудь, кто его знает, — и все скажут, что выглядит он куда как более высоким и крупным. Он невероятно плечист и крепко сбит. Можно бы ожидать, что при таком телосложении он станет демонстрировать повадки альфа-самца. Однако, напротив, держится он почти робко. Легкий кивок головы на ходу, быстрое рукопожатие — и вот он сидит в кресле. Ему нужно некоторое время, чтобы освоиться и вести себя более или менее непринужденно.

Маск пригласил меня на ужин, чтобы кое о чем договориться. За полтора года до этого я сказал ему, что хочу написать о нем книгу, а он сообщил мне, что в его планы это не входит. Его отказ и уязвил меня, и раззадорил: сдаваться я не привык. Не проблема написать книгу о нем без его участия. Множество людей работали в его компаниях — Tesla Motors и SpaceX, они поделятся информацией. К тому же я уже знал ряд друзей Маска. Шли месяцы, я провел много интервью, опросив около двухсот человек, — и тут Маск вновь появился на моем горизонте. Он позвонил мне домой и сказал, что события могут развиваться одним из двух возможных способов: либо он сильно затруднит мою жизнь, либо в конце концов поможет мне с этим моим проектом. Он готов сотрудничать, если я дам ему прочитать книгу до того, как она уйдет в печать, и разрешу добавить свои замечания. Маск не будет вмешиваться в мою работу, но он хочет иметь возможность изменить текст в тех местах, которые сочтет неточными или искажающими существо дела. Я понял, откуда у него такое желание. Маск хотел держать свое жизнеописание под личным контролем. В душе он — ученый, которого искажение фактов выводит из себя. Ошибка на печатной странице будет грызть его душу годами. Я понимал эту точку зрения, но не мог позволить ему читать книгу по ряду профессиональных, личных и практических соображений. Маск имеет собственную версию истины, но она не всегда совпадает с версией других людей. К тому же он склонен подробнейшим образом отвечать на простейшие вопросы, и мысль о появлении 45-страничных сносок и примечаний казалась мне не столь уж и фантастической. Все же мы решили поужинать вместе, поговорить и посмотреть, что из всего этого выйдет.

Наша беседа началась с обсуждения пиарщиков. Не складываются у Маска отношения с сотрудниками этого отдела: вот и сейчас Tesla ищет нового руководителя отдела по связям с общественностью. «А кто лучший пиарщик в мире?» — так может спросить только Маск. Потом речь зашла об общих знакомых, Говарде Хьюзе и автозаводе Tesla. Когда подошел официант, чтобы принять у нас заказ, Маск попросил что-нибудь соответствующее его низкоуглеводной диете. Он остановился на куске жареного омара, политого чернилами каракатицы. Переговоры еще не начались, а Маск уже разговорился. Он пооткровенничал о том, что терзало его этим вечером: соучредитель и исполнительный директор компании Google Ларри Пейдж вообще-то может создать целый парк роботов с искусственным интеллектом, способных уничтожить человечество. «Я действительно боюсь этого», — сказал Маск. Маска ничуть не утешало то, что они с Пейджем были близкими друзьями и что Пейдж — вполне благонамеренный человек и вовсе не «Доктор Зло». Проблема все равно оставалась. Пейдж — по природе своей хороший человек, ему просто в голову не приходит, что машины могут выйти из повиновения. «А я не столь оптимистичен, — говорил Маск. — Он ведь может случайно создать что-то опасное».

Когда принесли еду, Маск с ней тут же расправился. То есть он даже не ел, он проглотил все лежавшее на блюде, всего лишь несколько раз откусив. Чтобы поддержать его в расслабленном и непринужденном состоянии, в которое он вроде бы пришел, я вручил ему большой кусок стейка со своей тарелки. Мой план удался, но успех длился минуты полторы. Мясо. Пара укусов. Мясо кончилось.

Понадобилось некоторое время, чтобы отвлечь Маска от мрачных сценариев, связанных с искусственным интеллектом. Когда мы все-таки перешли к вопросу о книге, Маск принялся зондировать почву, стремясь узнать, с чего это я решил о нем писать, и понять мои намерения. Улучив момент, я перехватил инициативу разговора. Накопленный адреналин смешался с джином, и меня понесло: я заговорил о тех причинах, по которым Маск должен пустить меня в свою жизнь и в то же время не подвергать никакому контролю с его стороны. Я говорил о внутренних ограничениях, присущих сноскам и примечаниям, о том, что Маск одержим идеей все контролировать, о том, что он невольно ставит под сомнение мою журналистскую честность. (Я мог бы говорить битый час.) К моему великому удивлению, через пару минут Маск прервал меня и просто сказал: «Ну, хорошо». Что Маск ценит — так это решимость и твердость характера. Он с уважением относится к людям, которые не отступают от своих намерений из-за того, что им сказали: «Нет». Десятки других журналистов просили его помочь с книгой, но только я оказался достаточно настырным, не отступившись от своих планов после его отказа, и ему это, по-видимому, понравилось.

Обзор "Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее", Эшли Вэнс

Илон Маск

Данная книга вызывает ощущение прикосновения к божественному, пробуждает много эмоций и вдохновляет. От книги совершенно невозможно оторваться, читается на одном дыхании. К середине создается впечатление, что у Маска не то, что бы внутренний стержень, а скорее железнодорожная рельса.

С другой стороны, с точки зрения менеджмента - это книга показывает методы, по которым может работать только сам Маск. Не нужно подвергаться ошибке выжившего и думать, что если у Маска получилось, то нужно делать всё так же как и он.

Книга являет собой биографию одного из самых выдающихся менеджеров и инженеров современности, (якобы) прообраза Тони Старка из фильма "Железный человек".

Невозможное. На очень неблагоприятной почве (множество миллиардеров на том же поприще теряли огромные суммы денег, не добившись ничего), имея нулевой опыт в ракетостроении самостоятельно изучил науку по всем доступным учебникам и личном общении со специалистами в ракетостроении, основал с нуля компанию по производству и запуску космических ракет, выступая в ней генеральным директором и главным инженером. Компании удалось запустить в космос ракеты собственной разработки и производства. Цель компании: сделать полеты в космос как можно дешевле, а личная цель Илона Маска: сделать человечество мультипланетным видом.

Параллельно с этим руководил разработкой, производством и выводом на рынок электрических автомобилей Tesla. После того, как CEO компании доложил, что дела обстоят хуже некуда (себестоимость производства автомобиля 200 тыс при цене 100 тыс, неработающая трансмиссия и невозможность найти поставщика, провал всех сроков по предзаказам, отсутствие финансов, тяжелейшие убытки и крайняя степень усталости персонала) и сделать ничего уже невозможно, Маск взял непосредственное управление на себя и вывел компанию из кризиса. Автомобили активно выпускаются и конкурентоспособны.

Черты личности Илона Маска, судя по этой книге:

Откровенный гений
К 4 классу вырос из местной библиотеки и просил библиотекаря заказывать книги специально для него. Так он начал читать Британскую энциклопедию. В 12 лет самостоятельно освоил язык программирования Qbasic за трое суток без еды и сна, после чего написал программу в 168 строк (игра, космическая стрелялка). Во время учебы в университете разработал детальную концепцию и финансовый расчет космической электростанции на солнечной энергии, передающей собранную энергию посредством микроволн на огромную антенну, расположенную на Земле. Также, разработал концепцию суперконденсаторов, как источника энергии будущего. Чтение о его деятельности в более зрелом возрасте наталкивает на мысли о том, что по уровню умственных способностей он может посоперничать с обладателем таблеток NZT из фильма "Области тьмы", или с Озимандией из фильма "Хранители".

Фотографическая память

Гипертрофированная мотивация
Маск работал по 14 часов в сутки, а в критические периоды и все 20. Иногда по несколько суток под ряд без сна. Если Тойота - это черепаха, обгоняющая зайца (т.к. он очень самоуверен и лег спать), то Маск - это заяц, который не спит.

Способность вдохновлять на подвиги
Все сотрудники его компаний работали и работают допоздна ежедневно, без выходных. Он требует от сотрудника всего его времени и сил, без остатка. Рабочая неделя 100 часов и более для каждого

Ораторское искусство
Привлекал множество инвесторов вдохновляя своими речами, воодушевлял общественность, когда дела шли плохо

Отсутствие пристрастий
Единственная пагубная зависимость Илона Маска, обозначенная в книге - это компьютерные игры. Однажды он сказал будущей жене "Если бы я мог не есть, и при этом работать больше, я бы перестал есть. Как бы получать питательные вещества не сидя за едой?" И журналисту после развода со второй женой "Но есть еще одна проблема. Мне нужно найти подругу. Вот на это нужно выкроить еще сколько-то времени. Может быть, даже 5-10 часов.. сколько времени нужно женщине в неделю? Может быть, 10 часов? Какой вообще минимум? Я не знаю."

Высокая цель
Если председатель правления General Motors Альфред Слоун-младший рассуждает "Мы не в бизнесе по производству машин, мы в бизнесе по производству денег", то Илон Маск оперирует такими понятиями как "Выживание человечества как вида и колонизация других планет", "бесплатная экологически чистая возобновляемая энергия для всех", "озеленение Марса".

Немного мошенник
Чтобы привлечь инвесторов для своих интернет-проектов, сконструировал большую коробку на колесах с проводами, и говорил, что это суперкомпьютер, который обрабатывает данные интернет-проекта. Это производило впечатление и он получал инвестиции.

Самоучка
В университетах он так и не доучился. Ракеты строил по своему разумению, самостоятельно прочитав огромные объемы литературы по ракетостроению, в том числе и старые советские учебники (где нашел, не известно. Наверняка, на eBay в виде антиквариата). Программный код писал тоже по наитию. После того, как нанял несколько профессиональных программистов, они переписали за него больше половины, а также распутали огромные массивы кода, разбив его на блоки, работающие по отдельности, т.к. так проще определить, где именно что-то не работает.

Очень плохой тактик
Ставил в десять раз более урезанные сроки, чем его люди могли бы осуществить, будучи движим собственной самоуверенностью и всех ровняя по себе. Маск мог остаться в офисе на ночь, переделать половину программного кода, ни с кем не посоветовавшись и никому ничего не сказав. Временами просто тащил компанию чуть ли не в одиночку, ни на кого не хотел положиться. Позднее он пересмотрел свои взгляды и стал внимательнее относиться к людям.

Вспыльчивый
Маск очень нетерпим к своим подчиненным. Много прямой критики, запредельных требований, разносов, увольнений. Если кто-то приходил к нему и говорил о том, что он не сможет выполнять тот или иной проект в установленные сроки или не сможет достичь установленных показателей, то Маск увольнял его и произносил "сейчас я буду управлять двумя компаниями и твоим проектом. И я выполню его в срок." И действительно выполнял.

Ориентированность на результат, а не на процесс
В школе не придавал значения оценкам и сдавал всё так, чтобы только перейти в следующий класс. Высшие баллы получал только по математике, физике. В университете прогуливал как можно больше занятий.
Детальной информации о способах организации работы нет. Похоже, что он просто самостоятельно выучивал матчасть, нанимал отовсюду самых лучших специалистов в данной отрасли, и они работали "по-черному". Однако он умудрялся уследить за всеми, контролировать и понимать работу каждого.

Тут речь может идти скорее о вдохновении и наполнении энергией. Есть много людей, которые не верят в Маска, считают, что он просто водит всех за нос.


Ну а я в него верю. Потому что надо же во-что-то верить. Это помогает мне быть вдохновленным день за днем.

Falcon 9, последняя разработка SpaceX

Книги

Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее

Илон Маск. Tesla, SpaceX и дорога в будущее. А нам что делать?

Так вот не рекомендую читать эту книгу.

Falcon 9, последняя разработка SpaceX

Falcon 9, последняя разработка SpaceX

Да я никогда не интересовалась машинами, вообще в них не разбираюсь, для меня это скучное слово транспорт. И все, так было всегда. Теперь спустя несколько дней, мне придётся вникать и постоянно читать информацию, что же сейчас там происходит в мире электромобилей, технологий и просто посещать сайты и страницы определённых людей.

Иначе уже никак.

Самое великолепное для меня в книге явилось то, что здесь речь не про одного человека, здесь описана среда, пространство, вся команда. Это очень увлекает и по кусочкам даёт возможность восстановить картинку, а как же было на самом деле, хотя бы приблизительно.

Любопытно и неожиданно было, сколько раз упоминается Россия и русские! И не очень этот момент хочется комментировать, потому что становится стыдно, а там где восхищаешься конкретным специалистом из России, то тут же комментарий, что его родители когда-то переехали в Штаты и т.д.

Хотите увидеть масштаб, познакомится с личностью, понять, как принимаются решения такого уровня, чего стоит создание и, как это вообще возможно, поэтапно проследить, как и что делалось, какие люди привлекались в команду, где брали деньги, как справлялись с трудностями, как заработать млрд долларов? Тогда да, можете прочесть эту книгу! Но только выделите сразу время!

Здесь нет воды, все по делу, в темпе, поэтому и прочесть захочется быстро и тут же. А после, если не побывать на заводах Tesla, SpaceX (потому что это недоступно здесь и сейчас), то хотя бы сесть за руль машины Tesla Model S и просто прикоснуться к чуду, которое сделали люди через преобразование своих знаний и мечты!

Эшли Вэнс. «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Эшли Вэнс. «Илон Маск: Tesla, SpaceX и дорога в будущее»

Его привлекали не только блеск и величие этого города. Еще его притягивал космос. Когда Маска выдворили из PayPal, он вернулся к детским фантазиям о космических кораблях и полетах и начал задумываться о том, что может найти для себя призвание поважнее, чем разработка интернет-услуг. Перемены в его поведении и образе мыслей вскоре стали замечать друзья — в том числе компания топ-менеджеров из PayPal, которая как-то на выходных собралась в Лас-Вегасе, чтобы отметить успехи в бизнесе. «Мы зависали в отдельной беседке в Hard Rock Cafe, а Илон сидел и читал загадочный советский учебник по ракетостроению, который весь заплесневел и выглядел так, словно его купили на eBay, — рассказал Кевин Харц, один из первых инвесторов PayPal. — Он изучал книгу и открыто рассуждал о космических полетах и возможности изменить мир».

Итак, Маск выбрал Лос-Анджелес не случайно. Там он получил доступ к космосу или, по крайней мере, к аэрокосмической отрасли. Благодаря теплому и стабильному климату Южной Калифорнии Лос-Анджелес стал городом авиации — с 1920-х годов, когда Lockheed Aircraft Company устроила мастерскую в Голливуде. Говард Хьюз, ВВС США, НАСА, Boeing и мириады прочих людей и организаций выбрали этот город и его окрестности для производства и передовых экспериментов. Сегодня он остается важным центром авиационной науки и техники как для военных, так и для бизнеса. Хотя Маск пока точно не знал, какими космическими программами заняться, он понимал: просто находясь в Лос-Анджелесе, он окажется в окружении виднейших мыслителей из аэрокосмической индустрии. Эти люди могли помочь определиться с любыми идеями. Кроме того, там всегда хватит новобранцев для следующего предприятия.

Первыми представителями аэрокосмической отрасли, с которыми Маск установил контакт, оказались энтузиасты из эклектичного Марсианского общества The Mars Society (англ.). — Прим. ред. . В середине 2001 года это некоммерческое объединение, посвятившее себя исследованию и освоению Красной планеты, организовало мероприятие для сбора пожертвований. Ужин, за каждое блюдо на котором надо было заплатить 500 долларов, устраивали в доме богатого члена Марсианского общества, приглашения разослали завсегдатаям таких мероприятий. Руководителя организации Роберта Зубрина поразил ответ некоего Илона Маска, приглашенного неизвестно кем. «Он прислал нам чек на пять тысяч, — рассказал Зубрин. — И привлек этим общее внимание». Зубрин стал наводить справки о Маске, узнал о его состоянии и пригласил выпить кофе перед обедом. «Я хотел удостовериться, что он знает о проектах, которыми мы занимаемся», — объяснил Зубрин. На встрече он потчевал Маска рассказами об исследовательском центре общества в Арктике, где имитировались суровые условия Марса, и об экспериментах для так называемой Миссии Трансжизнь Translife Mission (англ.). — Прим. ред. , в ходе которой на орбиту собирались запустить вращающуюся капсулу с командой мышей. «Она должна вращаться, чтобы обеспечить одну треть от земной гравитации, как на Марсе, и мыши смогут жить там и размножаться», — сказал Маску Зубрин. Когда пришло время ужина, Зубрин посадил Маска рядом с собой за стол для почетных гостей, вместе с режиссером и энтузиастом космоса Джеймсом Кэмероном и Кэрол Стокер, ученой-планетологом из НАСА, которая испытывала к Марсу глубокий интерес. «В то время Илон выглядел так молодо, что казался ребенком, — рассказала Стокер. — Кэмерон сразу же начал обхаживать его как потенциального инвестора для фильма, а Зубрин пытался получить от него крупное пожертвование Марсианскому обществу». В обмен на выманивание денег Маск нащупывал возможные идеи и контакты. Муж Стокер был аэрокосмическим инженером в НАСА и работал над концептом самолета, который мог бы летать над Марсом в поисках воды. Маску это очень понравилось. «Он проявлял гораздо больше энтузиазма, чем другие миллионеры, — сказал Зубрин. — Мало что зная о космосе, Маск мыслил как ученый. Он хотел знать, что конкретно планировалось сделать в отношении Марса и какое значение это будет иметь». Маск сразу же проникся симпатией к Марсианскому обществу и вошел в его совет директоров. Кроме того, он пожертвовал еще 100 тыс. долларов, чтобы устроить исследовательскую станцию в пустыне.

Шутки на тему сыра не раздражали Маска. Чем больше он думал о космосе, тем важнее ему казались его исследования. Он считал, что наше общество отчасти утратило амбиции и надежды на будущее. Возможно, средний человек рассматривает исследование космоса как трату сил и времени и считает разговоры о нем поводом для насмешек, но Маск искренне верил в межпланетные путешествия. Он хотел вдохновить массы и вернуть им страстную любовь к науке, освоению нового и перспективам высоких технологий.

Однажды Маск зашел на веб-сайт НАСА, и его страхи, что человечество больше не стремится раздвигать свои границы, укрепились. Он ожидал найти там детальный план исследования Марса, а обнаружил кукиш. «Сначала я подумал — вот это да, может, я не там смотрю? —сказал он в интервью журналу Wired. — Почему нет ни плана, ни расписания? Абсолютно ничего. Какое-то безумие». Маск был уверен, что сама идея Америки тесно связана с человеческим стремлением исследовать неизвестное. И его опечалило, что агентство НАСА, чья миссия —совершать смелые поступки в космосе и исследовать новые рубежи, кажется, вообще не собиралось серьезно изучать Марс. Дух «Явного предначертания" Традиционный термин, используемый для обозначения американской миссии во всем мире. — Прим. ред. ослабел, а может, познал печальный конец, и, кажется, это никого не заботило.

Как и многие другие кампании по возрождению американского духа и надежд всего человечества, путь Маска начался в конференц-зале отеля. К тому времени он уже обзавелся приличными связями в космической отрасли и время от времени собирал вместе самых перспективных ее представителей — иногда в отеле Renaissance в аэропорту Лос-Анджелеса, иногда — в отеле в Пало-Альто. Прежде всего он хотел, чтобы они помогли развить идею с отправкой мышей на Марс или, по крайней мере, предложили что-нибудь сопоставимое. Маск надеялся сделать широкий жест для человечества — организовать некое событие, которое привлечет внимание всего мира, заставит людей вновь задуматься о Марсе и о человеческом потенциале. Предполагалось, что ученые и знаменитости на этих встречах найдут идею для предприятия, которое можно будет технически реализовать примерно за 20 млн долларов. Маск вышел из совета директоров Марсианского общества и объявил о создании собственной организации — фонда «Жизнь — на Марс" Life to Mars Foundation (англ.). — Прим. ред. .

Главная проблема, которая беспокоила специалистов по космосу, была связана с бюджетом Маска. После общих встреч создалось впечатление, что он хочет потратить на эту затею где-то от 20 до 30 млн, но все знали — на один только запуск ракеты нужно больше. «В моем представлении, чтобы сделать все как следует, было необходимо 200 млн, — признал Берден. — Но никто не хотел слишком рано напирать на реальность, чтобы не загубить идею». Кроме того, необходимо было решить сложнейшие инженерные задачи. «Если бы в этой штуке сделали большое окно, появилась бы настоящая проблема с температурой, — объяснил Берден. — В контейнере нельзя сохранить достаточно тепла, чтобы создать условия для живого организма». А зачерпнуть марсианской почвы — не просто физически сложная задача, но и совершенно неудачная идея, поскольку реголит токсичен. Какое-то время ученые обсуждали идею использовать богатый питательными веществами гель, но это было бы жульничеством и лишило бы предприятие всякого смысла. Даже оптимистичные моменты оказались полны неопределенности. Один ученый нашел крайне живучие семена горчицы и решил, что они, возможно, адаптируются к обработанной марсианской почве. «Но если бы растение не выжило, это стало бы огромным ударом, — сказал Берден. — Тогда на Марсе остался бы мертвый сад Когда Зубрин и другие энтузиасты освоения Марса услышали о проекте Маска с растениями, они расстроились. «Это бессмысленная затея, — сказал Зубрин. — Чисто символический жест. В ту самую секунду, когда они откроют эту дверь, миллионы микробов вырвутся наружу, и все правила НАСА против заражения земными микроорганизмами будут нарушены». , что вызвало бы эффект, противоположный желаемому».

Маск не дрогнул. Он превратил часть добровольных мыслителей в консультантов и дал им задание начать работу над устройством парникового автомата. Еще он хотел съездить в Россию, чтобы точно узнать, сколько именно будет стоить запуск. Он хотел купить у русских переделанную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) и использовать ее как ракетоноситель. За помощью он обратился к Джиму Кэнтреллу, необычному человеку, который занимался как тайной, так и официальной деятельностью для США и других государств. В послужном списке Кэнтрелла, например, значились обвинения в шпионаже и домашний арест у русских в 1996 году, из-за проблем со спутником. «Через пару недель Эл Гор кое-кому позвонил, и все уладилось, —рассказал Кэнтрелл. — С тех пор я никогда больше не хотел иметь дел с русскими». Но у Маска были собственные планы.

Однажды в Юте, жарким июльским вечером, Кэнтрелл ехал в своем кабриолете, когда раздался звонок. «Парень со странным акцентом сказал: «Мне очень нужно с вами поговорить. Я миллиардер. И хочу начать космическую программу»». Кэнтрелл плохо слышал Маска —он подумал, что того зовут Иен Маск, — и пообещал перезвонить, когда доедет домой. Поначалу мужчины не слишком доверяли друг другу. Маск отказался дать Кэнтреллу номер своего мобильного телефона и звонил с факса. Кэнтреллу все это показалось интересным, но подозрительным. «Он спросил, есть ли рядом со мной аэропорт и могу ли я встретиться на следующий день, — сказал Кэнтрелл. — У меня в голове зажегся тревожный сигнал». Испугавшись, что это ловушка, устроенная кем-то из врагов, Кэнтрелл пригласил Маска встретиться в аэропорту Солт-Лейк-Сити, где он снял переговорную комнату рядом с залом ожидания авиакомпании Дельта. «Я хотел увидеться с ним в охраняемом месте, чтобы он не мог пронести оружие», — объяснил Кэнтрелл. Когда же встреча наконец состоялась, они сразу нашли общий язык. Маск произнес свою любимую речь о том, что «люди должны стать межпланетным видом», а Кэнтрелл сказал: раз это серьезно, он согласен снова поехать в Россию и помочь в приобретении ракеты.

В конце октября 2001 года Маск, Кэнтрелл и Адео Ресси, однокашник Маска, вылетели регулярным рейсом в Москву. Ресси изображал телохранителя Маска и пытался определить, не начал ли его лучший друг сходить с ума. Друзья Маска уже пытались вмешаться — проводили профилактические беседы, пытаясь отговорить от безрассудной траты денег, и показывали специально подготовленные компиляции из роликов с взрывающимися ракетами. Когда эти меры не помогли, Адео поехал вместе с Маском в Россию, рассчитывая удерживать его, как только можно. «Адео отозвал меня в сторону и сказал: «Илон задумал сущее безумие. Благотворительная акция? Бред какой-то», — вспоминал Кэнтрелл. — Он был сильно обеспокоен, но не возражал против поездки». Да и разве стоило возражать? Они собирались в Россию в разгар бесшабашных постсоветских дней, когда богатые люди могли запросто покупать космические ракеты на свободном рынке.

Команда Маска пополнилась Майком Гриффином и за четыре месяца три раза встретилась с русскими Обычно, описывая тот период жизни Маска, сообщают, что он побывал в Москве трижды. Согласно подробным записям Кэнтрелла, это не так. Маск два раза встретился с русскими в Москве и один раз в Пасадене. Также он общался в Париже с компанией Arianespace и в Лондоне — с компанией Surry Satellites, которую подумывал купить. . Среди компаний, с которыми они общались, было НПО им. С.А.Лавочкина, производитель зондов для Марса и Венеры по заказу Федерального космического агентства, и МКК «Космотрас», запускающая космические аппараты на коммерческой основе. Все эти встречи, очевидно, проходили по одному сценарию —в соответствии с русскими обычаями. Русские часто пропускали завтрак и приглашали к себе в офис где-то к одиннадцати на ранний обед. Сначала час-другой шел светский разговор за бутербродами, колбасой и, конечно, водкой. В какой-то момент Гриффин начинал терять терпение. «Он не выносит дураков, — объяснил Кэнтрелл. — Начинает оглядываться по сторонам и задаваться вопросом, когда же мы, черт возьми, перейдем к делу». Ответ: нескоро. После обеда долго курили и пили кофе. Как только со стола убирали, главный русский поворачивался к Маску и спрашивал: «Так что вы там хотите купить?» Возможно, Маска раздражала не привычка долго раскачиваться, а то, что русские не принимали его всерьез. «Они смотрели на нас с недоверием, — рассказал Кэнтрелл. — Один из их главных конструкторов отнесся к нам с Илоном наплевательски, решив, что мы вешаем ему лапшу на уши».

Самая напряженная встреча состоялась в богато украшенном, но обветшалом дореволюционном здании недалеко от центра Москвы. Лилась водка, звучали тосты — «За космос! За Америку!» — а Маск сидел на 20 миллионах и надеялся, что их хватит на три МБР, которые можно будет переделать для полета в космос. Разгоряченный водкой Маск спросил напрямик, сколько будет стоить баллистическая ракета. Ответ был: восемь миллионов за каждую. Маск сделал ответное предложение: восемь за две. «Какое-то время они сидели и смотрели на него, — вспоминал Кэнтрелл. — А потом сказали что-то вроде: «Молодой человек, нет». Кроме того, они намекали, что у него нет таких денег». К этому моменту Маск решил, что русские либо не собираются вести с ним бизнес, либо просто хотят вытянуть из обогатившегося на доткомах миллионера как можно больше. Он вышел, хлопнув дверью.

Настроение у команды Маска было из рук вон плохое. Стоял конец февраля 2002 года. Они остановили такси и поехали прямо в аэропорт, сквозь снега и грязь московской зимы. В такси никто не разговаривал. Маск приехал в Россию, полный надежд впечатлить человечество, а уезжал обозленный и разочарованный в человеческой натуре. Только у русских были ракеты, которые могли бы уложиться в бюджет Маска. «Мы ехали долго, — вспоминал Кэнтрелл. — Молча сидели и смотрели, как русские идут за покупками по снегу». Мрачное настроение сохранялось всю дорогу до самолета, пока не появилась тележка с напитками. «Когда шасси отрывается от взлетной полосы в Москве, это всегда особенно приятно, — сказал Кэнтрелл. — Ты думаешь: «Боже мой, я это пережил». И вот мы с Гриффином взяли себе выпить и чокнулись». Маск сидел в ряду перед ними и что-то набирал на компьютере. «Мы думали: «Чертов ботаник. Чем он там занимается?» И тут Маск развернулся и показал таблицу, которую составил. «Знаете что, — сказал он, — похоже, мы можем построить ракету сами»».

Гриффин и Кэнтрелл к тому моменту уже выпили по паре бокалов и были слишком разочарованы, чтобы позволить себе эту фантазию. Они слишком хорошо знали истории оптимистичных миллионеров, которые надеялись завоевать космос, а в результате лишались состояния. Всего за год до этого Эндрю Бил, техасский магнат в сфере недвижимости и финансов, свернул свою аэрокосмическую компанию, потеряв миллионы на огромном тестовом полигоне. «Мы подумали: «Угу, прямо сам возьмешь и построишь чертову ракету», — рассказывал Кэнтрелл. — Но Илон заверил: «Нет, я серьезно. Вот таблица»». Маск передал ноутбук Гриффину и Кэнтреллу, и те были поражены. Он детально расписал стоимость материалов, необходимых, чтобы построить, собрать и запустить ракету. Согласно вычислениям Маска, он мог побить цены компаний, занимающихся запуском летательных аппаратов. Для этого следовало построить ракету среднего размера, которая удовлетворила бы потребности тех участников рынка, которым нужно отправлять в космос небольшие спутники и полезный груз для научных исследований. Кроме того, в таблице были на редкость подробно представлены гипотетические показатели производительности этой ракеты. «Я спросил: «Илон, где ты это взял?»», — сказал Кэнтрелл.

До этого Маск несколько месяцев изучал аэрокосмическую отрасль и физику космических полетов. У Кэнтрелла и других он позаимствовал учебники: «Ракетные двигатели», «Основы астродинамики», «Аэротермодинамика газовых турбин и ракетные двигатели» и другие фундаментальные труды. Маск вернулся в свое детское состояние губки, впитывающей информацию, и завершил этот медитативный процесс осознанием того, что ракеты могут и должны быть гораздо дешевле, чем предлагали русские. Забудьте о мышах. Забудьте о телепередаче про растение, живущее или умирающее на Марсе. Маск вдохновит людей снова задуматься об исследовании космоса, сделав исследование космоса дешевле.

Читайте также: