Иж планета спорт аналоги

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 04.10.2024

Иж планета спорт аналоги

«Планета-Спорт» — один из лучших советских мотоциклов, с которым наша промышленность вышла в зенит. Яркий и оригинальный дизайн, достойные «цифры» и импортные комплектующие позволяли ему на равных конкурировать с «иномарками» даже на внешних рынках – немыслимый по сегодняшним меркам успех.

Yamaha SR400 ИЖ Планета Спорт 350

Этот текст написан для сентябрьского номера журнала «МОТО», который не вышел, также, как октябрьский и ноябрьский. Пережив «проклятые 90-е», вставание с колен 00-х и стабильность начала 10-х, нынешнее положение дел журнал, судя по задержке, не выдержал.

Сегодня хорошо отреставрированный «ПС» один из немногих отечественных мотоциклов, действительно представляющих ценность для фанатов, а ценники растут с каждым годом. Спрос тащит цены и на запчасти, к которым все чаще приклеивают десяток ярлыков – «раритет», «дефицит», «ранний» и «японский». Для красного угла в гараже – да, но не больше.

Yamaha SR400 ИЖ Планета Спорт 350

В качестве мотоцикла на «эвридей» куда лучше подойдет японская некроклассика, лицом которой стала Yamaha SR400. Появившаяся в 1978 году, она может считаться ровесницей «Планеты-Спорт», дебютировавшей в 1973, и куда более успешной – на некоторых рынках ее продают до сих пор. Чем не основа для рестомода?

Объединение двух бабушек в этом любовном экстазе не казалось проблемой в теории, но на деле заняло много времени. Главная проблема – бак от ПС, который отказывался усаживаться на толстую трубу ямаховской рамы, выполняющую роль маслобака. На помощь пришел друг, пожертвовавший нижнюю часть своего старого бака от SR и приваривший к ней верх от «ПС».

Yamaha SR400 ИЖ Планета Спорт 350

Крылья и светотехника встали без особых проблем, а вот с седлом и «флажками» вилки в сервисе пришлось повозиться, сварив кронштейны и выточив переходники. На ранние «ПС» клеились наклейки, но им предпочел поздние увесистые металлические шильдики, такие украшательства выглядят убедительнее.


Самым дорогим приобретением стал ранний спидометр с «обратной» оранжевой стрелкой, его удалось «подружить» с ямаховским приводом спидометра. А вот пульты и рычаги остались родными, японскими, очень уж органично вся эта старорежимная фурнитура вписалась в облик рестомода.

Yamaha SR400 ИЖ Планета Спорт 350

Единственное, что выдает в нем реплику: выхлоп, расположенный с «неправильной» стороны, и крупный 4-тактный мотор. Режет не только глаз, но и нос – в купаже выхлопа никаких сладких ноток сахара-рафинада и сгущенки, поэтому назвать этот мотоцикл ненастоящим могут даже слепые.

Легендарная Иж Планета Спорт: её история, технические характеристики

мотоцикл иж планета спорт

Появление в 1974 году на отечественном рынке мотоцикла Иж Планета Спорт стало сенсацией. Поклонники мототехники получили возможность приобрести советский мотоцикл, по своим характеристикам сравнимый с импортными машинами такого класса. В тот период его вполне можно было поставить в один ряд с такими моделями, как Yamaha 350 R5 или Kawasaki A1 Samurai.

Высокие технические характеристики Иж Планета Спорт 350 позволяли ему успешно конкурировать с продукцией чешских специалистов по производству мотоциклов, различными модификациями Jawa и CZ. Но отечественная промышленность оказалась плохо подготовлена к выпуску продукции, требующей высокой технологической культуры.

Несмотря на все усилия коллектива Ижевского мотоциклетного завода, их детище сохранило немало детских болезней, и в 1984 году было снято с конвейера под предлогом низкой рентабельности.

История Иж Планета Спорт – наглядный пример того, что создание любой технически сложной продукции неразрывно связано с технологическими возможностями промышленности и уровнем подготовки производственного персонала. Но, несмотря на ряд имевшихся конструктивных недостатков, выпущенная в количестве 215210 штук модель оставила глубокий след в сердцах любителей промчаться по хорошему асфальту на двух колёсах.

Технические характеристики Иж Планета Спорт

планета спорт

Для 1974 года мотоцикл выглядел очень современно. Покрашенный в яркий оранжевый цвет, ставший фирменным для машин этого семейства, он выделялся в потоке и был предметом зависти многих советских граждан, имевших водительские права категории «А». Но дело было не только в красивой стилистике. Под стать дизайну были и заявленные для Иж Планета Спорт технические характеристики. В 1974 году они выглядели следующим образом:

Говоря об истории создания байка, нельзя не отметить, что главный конструктор проекта, Василий Иванович Панов, разрабатывая новый Иж Спорт 350, использовал технические решения, хорошо зарекомендовавшие себя на создаваемых вместе со специалистами МАМИ спортивных мотоциклах:

  • Двигатель с раздельной системой смазки, благодаря которой узлы силового агрегата выдерживали высокие нагрузки, а расход топлива в экономичном режиме сократился до 4,5 литра на 100 км.
  • Раму закрытого типа из трубчатого профиля, прошедшую термообработку после наложения сварных швов.
  • Амортизирующие резиновые подушки, на которых силовой агрегат крепился к раме. Благодаря этому снижались вибрации и повышался эксплуатационный комфорт.
  • Подвеску современной конструкции. На переднем колесе – телескопическая вилка. Подвеска заднего колеса – маятникового типа.

Полученные на Иж Планета Спорт 350 технические характеристики достигались, не в последнюю очередь, благодаря тщательной подгонке деталей. Из-за отсутствия необходимых технологий эту подгонку подчас приходилось выполнять вручную.

Особенности конструкции и производства

мото иж

Отечественная промышленность не способна была обеспечить производителя комплектующими необходимого качества, а их поставки из-за рубежа шли с большим скрипом. Для нескольких партий машин ранних годов выпуска удалось пробить закупку компонентов иностранного производства. Счастливчики, приобретшие Иж Планета Спорт в 1974 – 1976 годах получали в своё распоряжение машины, укомплектованные:

  • Японскими электронными и электрическими компонентами.
  • Оптикой фары головного света фирм Pannonia или Hella, а для стран с левосторонним движением – Lucas.
  • Свечами зажигания PAL или Magneti-Marelli.
  • Аккумуляторами зарубежного производства.

Всё это позволило не только улучшить параметры машины, но и обеспечить высокую культуру веса. Как уже было отмечено, у ранних модификаций Иж Планета Спорт вес составлял всего 135 кг, а энерговооружённость – 237 л. с. на 1 тонну. Для сравнения, аналогичный показатель JAWA 350/634 достигал всего 141 л. с.

В итоге модель Ижевского завода разгонялась до сотни менее 11 секунд, а реальная максимальная скорость Иж Планета Спорт была значительно выше указанных в паспорте 140 км/час. Несмотря на впечатляющие динамические качества и имевшуюся в названии приставку «спорт», Иж Планета нового поколения была дорожным мотоциклом.

Его посадка, позволяла путешествовать на значительные расстояния, выдерживая тяготы российского бездорожья. Правда, имелся неприятный недостаток. Когда мотоциклист был слишком лёгок, при разгоне на высоких скоростях начинался флаттер передней вилки. При достаточной массе наездника или если за его спиной находился пассажир, такого эффекта не наблюдалось.

Отличия по годам выпуска

мото иж планета

В конструкцию мотоцикла постоянно вносились изменения. Одни были связаны со стремлением усовершенствовать технику. Другие были вызваны требованиями руководства отрасли снизить себестоимость продукции. Поднять цену Иж Планета Спорт 350 выше 1000 рублей не позволяли расценки, устанавливаемые на продукцию конкурентов.

К примеру, JAWA 350/634 стоила 1080 рублей, а CZ-350 – 980 рублей. Для ясности картины, укажем основные изменения, разделив их по годам:

  • 1975 год. Переднюю вилку удлинили на 2,5 мм, изменив размер установленных на ней гофр им верхнюю траверсу. Вместо головки цилиндра с веерным оребрением, двигатель Иж Планета Спорт получает ГЦ с более привычными, линейно расположенными рёбрами охлаждения. Переключатели и ряд электрических комплектующих, хотя и остались импортными, были от другого производителя. Карбюратор Mikuni AEX стали постепенно заменять на карбюратор Mikuni VM32-89. Увеличили толщину спиц (с 3,5 до 4 мм) и толщину стенок переднего тормозного барабана.
  • 1976 год. Вместо фары иностранного производства, используют отечественную, ФГ137. Аналогичная ситуация и со спидометром. Если ранее мотоцикл комплектовали деталью от Pannonia T5, то теперь ей на смену приходит отечественная модификация СП-102. На амортизаторах более не устанавливают верхние кожухи. Конец трубы глушителя загибают вверх. Несколько изменяют конструкцию и оребрение цилиндра.
  • 1977 год. Мотоцикл полностью комплектуют отечественными приборами наружного освещения. Меняется форма заднего крыла. Изменяется конструкция картера двигателя. Конкретно – места крепления, поскольку силовой агрегат начинают жёстко крепить к раме, отказавшись от амортизирующих резиновых втулок. Воздушный фильтр нового образца теперь занимает всё подседельное пространство, из-за чего реле-регулятор напряжения перемещают под топливный бак. Основные характеристики Иж Спорт остаются на прежнем уровне.
  • 1978 год. Карбюратор Mikuni уступает место отечественной модели К62М. Из импортной электрики остаются лишь японские поворотники. Появляется противоугонный замок.
  • 1979 год. Замена спидометра СП102 на СП102А и японских поворотников на отечественные (только для внутреннего рынка). Маятник удлиняют на 480 мм. Соответственно, увеличивается база мотоцикла (до 1440 мм) и его габаритная длина (до 2150 мм). Возрастает у Иж Спорт и вес, достигая в данной модификации 155 кг.
  • 1980 год. Трос и редуктор спидометра изготавливают не под лопатку, как ранее, а под квадрат. Несколько изменяют конструкцию впуска. На крышках инструментальных ящиков теперь красуются не наклейки, а алюминиевые шильдики.

В процессе производства мотоцикл Иж Планета Спорт претерпел столь значительное количество изменений, что это не могло не сказаться на его характеристиках. Установка карбюратора отечественного производства привела к ощутимому ухудшению технических характеристик двигателя. Мощность снизилась с 32 до 28 л. с.

С вносимыми в конструкцию коррективами связаны и разночтения в источниках, отвечающих на вопрос, сколько весит Иж Планета Спорт. Показатели сухой массы колеблются в пределах 135 – 155 кг. В том, что у поклонников двухколёсной техники особенно ценятся машины первых годов выпуска, нет ничего удивительного.

Они лучше изготовлены и укомплектованы, отличаются более высокими динамическими характеристиками. Под занавес производства в паспорте Иж Планета Спорт скорость указывали не 140, а всего лишь 135 км/час. Возрос расход топлива.

Двигатель Иж Планета Спорт

планета мото иж

Конструкция силового агрегата была весьма прогрессивна для своего времени и позволяла получить высокую мощность (32 л. с.) с рабочего объёма 340 куб. см. К главным его особенностям следует отнести:

  • Цилиндр, с гильзой из специального чугуна и рубашкой из алюминиевого сплава. Он крепился к картеру с помощью четырёх шпилек.
  • Головку цилиндра с камерой сгорания полусферической формы. В ГЦ вворачивались свеча и декомпрессор, упрощающий процесс запуска.
  • Трёхканальную систему продувки , улучшавшую наполнение цилиндра рабочей смесью.
  • Неразборный коленчатый вал , опирающийся на два роликовых (№2505) и один шариковый (№ 304) подшипник.
  • Игольчатые подшипники в верхней головке шатуна.
  • Раздельную подачу моторного масла, которое поступало во впускной тракт из отдельного бачка. За давление в системе смазки отвечает насос, приводимый в движение от коленчатого вала.

Очевидно, что разработчики Иж Планета Спорт устройству двигателя и его ремонтопригодности уделили особое внимание, понимая, насколько технические характеристики силового агрегата важны для машины такого класса. Тем не менее, спустя тридцать с лишним лет после окончания производства, у владельцев мотоциклов данной модели возникают определённые проблемы.

Ремонтные размеры поршня Иж Планета Спорт

мото спорт

Если сегодня легендарный мотоцикл попадёт к новому владельцу в неудовлетворительном состоянии, отремонтировать его будет непросто. Наибольшее количество вопросов вызывает на Иж Планета Спорт ремонт двигателя. Изначально ресурс силового агрегата был невелик и составлял порядка 30 тыс. км. пробега.

Правда, производитель предусмотрел возможность расточки цилиндра. Изначально мотор комплектовался поршнями с тремя вариантами маркировки и некоторым отличием в размерах.

Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
А0 76,02 (+0,01) 75,99 (+0,01)
А1 76,01 (+0,01) 75,98 (+0,01)
А2 76,00 (+0,01) 75,97 (+0,01)

С учётом расточки цилиндров под ремонтный размер, производились ремонтные поршни:

Заводская маркировка Диаметр цилиндра, в мм. Диаметр поршня, в мм.
Р 76,5 (+0,06 -0,06) 76,5 (-0,03)
Р2 77,0 (+0,06 -0,06) 77,0 (-0,03)

Сегодня приобрести поршень ремонтных размеров крайне сложно. Дефицитом являются даже новые поршневые кольца. Возможным выходом из ситуации становится установка компрессионных колец мотора ВАЗ-2101. Приходится подгонять их под размеры поршня и выпиливать на стыке замка полукруглые выемки под фиксирующий штифт.

Тюнинг Иж Планета Спорт

иж мото

Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:

  1. Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
  2. Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.

Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.

Тюнинг(форсировка) двигателя

Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.

Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.

Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.

Тюнинг своими руками

мото иж планета спорт

Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.

Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.

Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.

Как настроить зажигание Иж Планета Спорт

мотоцикл

Качественное искрообразование улучшает сгорание горючей смеси, повышая мощность и сокращая расход топлива. Именно поэтому регулировка зажигания должна выполняться с особой тщательностью. Если доработка двигателя Иж Планета Спорт не производилась, можно руководствоваться данными, указанными в инструкции по эксплуатации:

  • Расстояние между разомкнутыми контактами прерывателя – 0,35 – 0,55 мм.
  • Зазор контактов на свече зажигания – 0,6 – 0,8 мм.
  • Поршень не доводится до ВМТ на 2,5 – 4,2 мм. Оптимальным для нового или недавно перебранного мотора считается показатель 2,8 мм.

Установив на Иж Планета Спорт зажигание в соответствии с указанными параметрами, вы добьётесь устойчивой работы движка во всех основных режимах.

Прочие изменения в конструкцию следует вносить с предельной осторожностью. В рамках технологий, использованных при разработке и производстве Иж Спорт, технические характеристики машины почти достигли своего предела, а нарушить хрупкий баланс так просто.

Понравилась статья, про Иж Планета Спорт и характеристики этой модели – не единственное, что вас интересует в истории отечественного машиностроения? Оставайтесь на нашем сайте, и сможете узнать для себя много интересного. Например, о том, чем хорош грузовой мотороллер Муравей, или как можно произвести тюнинг Иж Юпитер 5 с максимальной эффективностью.

Мотоцикл о котором вы незнали ИЖ планета Спорт (ИЖ-ПС 2 или R21)

У каждого производителя мотоциклов обязательно найдется модель которая заявила о себе громче всего, ИЖ не исключение, такой мотоцикл есть и у них. Неординарный, интересный мотоцикл ИЖ Планета Спорт, который выпускали чуть более 10 лет, а именно с 1973 по 1984, он успел перетерпеть довольно богатую историю модификаций, изменений, обрести большую аудиторию как поклонников так и наоборот тех кому он не полюбился, но это уже отдельная история. Но однажды ИЖмаш пытался "воскресить" эту модель, но уже в новом свете, что в итоге повлекло за собой появление ИЖ Планеты Спорт-2, которая так же носила название ИЖ R-21.Это был серьёзный проект, с внушительной внешностью и данными.В этот раз ИЖмаш пошел интересным, но оригинальным путем, в следствии которого была разработана "своя" рама для нового мотоцикла, которая должна была в будущем быть скрещена с импортным двигателем. В каком-то смысле, эта идея является верным путем для такого предприятия, так как подобная практика известна у более именитых производителей. Этот мотоцикл должен был получиться конкурентоспособным и произвести фурор как и первое поколение ИЖ Планеты Спорт, а это должно было порадовать потенциальных покупателей.
Тут уже проявилась знакомая идея применения зарубежных компонентов на мотоцикле R21 таких как: двигатель от Rotax, который кстати устанавливался на Aprilira Pegaso и BMW F650, оба мотоцикла были туристическими эндуро, двигатель был "низовой".Но возможно ИЖмаш придерживался концепции-построить одноцилиндровый ПС, как это было и у первого поколения. Тормоза Nissin, вилка Kayaba, задняя подвеска Reiger. Новая приборная ЖК-панель , как современных мотоциклов.Отмечают довольно удачную конструкцию рамы, которая защищает практически все важные узлы, кроме радиатора, который был кстати отечественного производства. Нетипичный трубчатый маятник. Внешний вид был во многом похож на Японских собратьев.

Макс. скорость 160км/ч

Высота по седлу, мм 820

Объем бензобака, л 10

Тип 1-цилиндровый, 4-тактный

Рабочий объем, см3 651,9

Размерность, мм 100x83

Макс, мощность л.с. при об/мин 47/6500

Макс. крутящий момент Н-м при об/мин 57/5000

Система охлаждения — жидкостная

Система запуска — электростартер+кик.

Система смазки — сухой картер

Рама — трубчатая, стальная

Передняя вилка — телескопическая, перевернутого типа, ход 120 мм

Задняя подвеска — маятниковая, рычажная, ход 110 мм

Передний тормоз — 2 диска D310 мм, 4-поршневые скобы

Задний тормоз — диск D220 мм, 2-поршневая скоба

Передняя шина — 120/70 ZR17

Задняя шина — 170/60 ZR17

Очередной не рожденный проект, которому возможно и получилось бы завоевать армию поклонников, но не судьба.

«Это вам не чета Яве»: Что собой представляет ИЖ «Планета Спорт» – блогер

Советский мотоцикл, созданный совместно с японцами, до сих пор поражает своей внешностью и ходовыми качествами в сравнении с конкурентами.


Немало россиян слышали о таком байке, как ИЖ «Планета Спорт». Ведущие YouTube-канала «Ретрорембаза» рассказали, что собой представляет легендарный советский мотоцикл.

Рассматриваемый байк выпущен в 1977 году, который построили на японских мощностях. Пробег двухколесной машины составил 2 600 км. При этом блогеры отметили, что мотоцикл побывал один раз в ДТП, о чем свидетельствует разболтанная рукоятка стартера и вмятина в передней части. Но найти в таком виде «Планету Спорт» - это очень большая редкость, отмечают обзорщики.

В Советском Союзе аналогов ИЖ «Планета Спорт» не было, так как фактически это был первый случай, когда компания выпустила настоящий спортивный байк. Данный мотоцикл разительно от обычного «ИЖа» - он не получил ни одной детали от привычных уже типов двухколесного транспорта Ижевского завода, за исключением заднего обода колеса и покрышек. Весь дизайн машины скопирован с японского Suzuki T250R SuperSix 1966 года выпуска.

«Возьми с собой ёлку на всякий случай»: В сети рассказали о поездках по М4 «Дон» в преддверие Нового Года

Лопату побольше, тулуп потолще – и можно отправляться в путь.


Интересно, что «Планета Спорт» в свое время резво «носился» по городу и легко «наказывал» прославленную JAWA 638. «Это вам не чета Яве», - подчеркивает блогер.

Подписаться:

В сети решили, что у японского производителя огромные проблемы, раз он решил выпустить в свет такую «позорную Супру».

Обзорщик объясняет, что это был его первый байк на «автомате» и он его приятно удивил.

Самое интересное

УАЗ уже не спасти: Наконец представлен «Русский Прадо» – оплот плагиата и безыдейности?

УАЗ уже не спасти: Наконец представлен «Русский Прадо» – оплот плагиата и безыдейности?

Как бы ульяновцы не старались – коль таланта нет, то и взяться ему неоткуда.

В Москве представили «Ниву» нового поколения - LADA 4x4 Vision

В Москве представили «Ниву» нового поколения - LADA 4x4 Vision

Компания «АвтоВАЗ» презентовала долгожданного предвестника новой «Нивы». Концепт-кар LADA 4x4 Vision дебютировал на Московском автосалоне.

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

"Иж Планета-Спорт" - это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы - современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли "Иж Планета-Смерть". На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.


Рок-н-ролл в чистом виде

Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню "битлов" Back in the USSR. Потому что "Иж Планета-Спорт" - это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР - сняли для вас атмосферную поездку по деревне на "Спорте" от первого лица

Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к "Ижу" были еще и джинсы - все, ты первый парень на деревне. Хотя и с "Планетой-Спорт" девушки должны "вестись", на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.


Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

Пять интересных фактов о "Иж Планета-Спорт"

1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы "Москвич-412" стоил около 5000 рублей.

2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище "пёс" (от сокращенного "Иж ПС"), "пээска" и "спортак".

3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что "Планета-Спорт" предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

4. "Спорты" были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

5. "Иж Планета-Спорт" выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство "Спорта" одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому "Иж Планета-Спорт" все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.



До появления "Планеты-Спорт" в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но "пёс" тут же потеснил "чехов" на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый "Иж" лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил - больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями "яв" и "псов" шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно "Иж" - в нем больше рок-н-ролла!

Порочащие связи с Западом

Подходишь к мотоциклу - и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках - на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору - видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь "нейтраль". Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, - пульты ведь японские.


И это не "колхоз". Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых "Ижей" был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.


А еще у ранней "Планеты-Спорт" была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних "пээсках" стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.

Воспоминания одного владельца "Иж Планета-Спорт" (взято отсюда)

"Избыточная тяговооруженность позволяла "Спорту" легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился - я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку "газа", бросая сцепление.

Отрыв переднего колеса происходит штатно - мотоцикл "выстреливает" почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь - и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава - в дыры, колени и локти - в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой - успешным. Больше он пассажиром не ездил, "Спорт" стал уважительно называть "пээсом", а меня - бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала".


Со временем "Иж Планета-Спорт" растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора "Микуни" на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние "псы" дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.



К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в "родной" краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но "поворотники", фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.

Мотоцикл тройного назначения

Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл - и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора - это звук моего детства!


Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на "холодную". Еще и отдачу получишь от "кика", чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь - восторга полные штаны!


Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый "одноствольный" двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, "взрывается" на средних оборотах и весело едет на "верхах". Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.


Да, "сотню" по паспорту "пээска" набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого "напряга", разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу - все вместе добавляет остроты ощущениям.


Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что "Иж Планета-Спорт" - это реально "Иж Планета-Смерть". Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!

При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае "Иж Планета-Спорт" для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.


А по нынешним временам 32 силы - ничто. Современные спортбайки "разжирели" и стали в разы мощнее, поэтому легкий "Иж" на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл - можно садиться и новичку.


Сидеть удобно: посадка прямая - все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на "одностволках", поэтому особого дискомфорта не ощутил.

Тормоза? Они немного есть - это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.


Сегодня удивляешься другому - универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база - ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик - все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на "Планета-Спорт" отжигали еще как!


При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных "китайцах". Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. "Иж" не "гуляет" под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.


"Иж Планета-Спорт" - мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!

1. "Понты кидать". Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб - все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, - "мажоров" не любили никогда.

2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, "Иж Планета-Спорт" на их фоне самый что ни есть спортбайк.

3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие "Иж-55" - он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес - всего 135 кг "сухой" массы. На базе "Планета-Спорт" в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро "Иж М-15" и кроссовой модификации "Иж-К-15".

Но недолго музыка играла - в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли - непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи - на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.


Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени "Иж Планета-Спорт" - в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести - и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.

Что может быть лучше? Нет ничего лучше.

Юрий ГЛАДЧУК
Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА
ABW.BY

Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста "Иж Планета-Спорт"

Заметки на полях


Все прогрессивно в "Планета-Спорт", но боковой подножки нет. Еще и "ушко" центральной подножки почему-то находится с правой стороны.


Для советского мотоцикла - лампочек громадьё. Все надписи - на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В "Планета-Спорт" все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч - едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.


Единственная видимая на мотоцикле русская надпись - "Иж", все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.



Боковины откручиваются простой "крутелкой", седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери - не хочу.


В распоряжении байка - бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.


Официальный запас хода - 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака - 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.


Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны - в то время это было очень необычно.

По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль "Кола Часу". Возможно, туда приедет и "Планета-Спорт" - сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники - будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей - будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.

Иж планета спорт аналоги

Лукас для стран с левосторонним движением.

Позже ставилась оптика Hella 1A7 001.140.01 появились фишки крепление, крепление ободка оптики утоплено внутрь. Это практически тот же корпус широкий (но больше на 1 мм), под надписи сделаны углубления, сами же надписи на шильдиках вставляютя в углубления.

На приборной панели надписи выдавлены вниз. (стёклышки позже не менялись), стойка (хром) под контрольки низкая в отличие от совков, и резинка короче. Разделительные полоски не до конца идут ( в сравнении с 84), позже появляются надписи на шильдиках
Реле поворотов шло в фаре. Индекс Иж Рп 1 СК

Передний тормозной барабан, с упором на заклёпках, позже меняется на литой с литьём под привод + литой упор.

Генератор самый первый на пс на начале 74 стоял же чуть по другому (сам статор) и крышка двигателя правая была чуть другая (болт был более длинный). с доп. Отверстием рядом с правым креплением хром смотровой крышки. Потом пошёл, тот же генератор, но другое посадочное, так же был свой регулятор и диодный мост, рёбра квадратные как ёжик

Крышка генератора своя- винт был длинный - прямо в картер закручивался.

Педаль кпп своя как на иж 49, позже поменялась, как на иж п 5первых выпусков.
Подножки передние не складывающиеся, а задние крепились отдельно с кронштейном к раме.

Вилка гофры 3-33-1, короче чем другие, сама вилка короче на 35 мм.
Траверсы облегчённые, свои выступы сверху 2,5 мм. и снизу другая, и пружины нижняя часть идет со вставкой отличается и внутри ..клапан немного другой
Маятник был короткий 430 мм, защита шла своя (нержавейка, и крашеная).

Крепления спидометров на 74 это как п образные уголок как.
Крышки бардачков первые шли до 200 номера примерно с отверстиями вверху для крепления. Затем без отверстий.
У первых сотен Пс крышки бензобака были меньшего диаметра.

Руль 74 года идёт с двумя отверстиями под пульты Хонда, так имеет чуть другой изгиб

Покрышка 74перед барум, аналог современный митас h-o1
Крылья передние хром винты, ушко через которое проходит трос спидометра приварено равномерно, позже снизу привареная к трубке. Брызговик с прямыми линиями
Выпрямитель в бардачке установлен
Реле регулятор на крыле заднем. Так же под него были отверстия.
На баке на нигрипсах квадратный профиль.
наклейки на русском и латинском появились вначале так как ПС запускался в производство в основном с одной целью выйти на международный рынок
12 июня выходит приказ, об выпуске Иж ПС с раздельно системой смазки. Патрубок карбюратора под маслонасос шёл свой , так же барбачёк инструментальный левый, был чуть другой для РСС. На патрубке впускном сначало отсутствовала бобышка. После когда пошла рсс. Ввели бобышку. Для рсс резали резьбу в бобышке.

ИЖи, которые мы потеряли

Имелось несколько вариантов Сатурна. Главной отличительной чертой их было то, что они имели безрамную конструкцию, бензобак, облицовка были изготовлены из стеклопластика и несли функцию рамы. Двигатели устанавливались различные.

ИЖ-555

Был спроектирован в 1965 году. Так- же имел несколько вариантов (описан 3 вариант)
Двигатель: 2 цилиндра, 2 такта, 493 куб.см. , диаметр цилиндра х ход поршня – 68х68,степень сжатия 6,8, максимальная мощность - 25 л.с. при 5000 об/мин, 4 скорости. Максимальная скорость с боковым прицепом – 95 км/ч. Длина 2260 мм, база 1420 мм, дорожный просвет 130 мм. Шины 3.5х18. Обьём бака-20л. Вес (с коляской) 275 кг.

ИЖ-6.121

Данный мотоцикл готовился на замену популярной Планете - Спорт. Однако из-за низкого спроса на ПС, было решено ИЖ-6.121 в серию не пускать. Данный мотоцикл имел ряд преимуществ перед ПС: поднятый вверх глушитель, улучшенный внешний вид, двухкулачковый передний тормоз.

Эскортные мотоциклы

ИЖ-Лидер

Данная модель стоит большим особняком, так как в ней применялся роторный двигатель производства ВАЗ

ИЖ – ВЕГА

Ходовая часть полностью оригинальной конструкции.

ИЖ-500

На основе двигателя Веги был разработан дорожный вариант, который был унифицирован с ИЖом 4 поколения, но с небольшим изменением рамы и передним дисковым тормозом.

ИЖ - ЮПИТЕР – 500

Мотоцикл являлся дальнейшим продолжением ИЖ-555, но с ходовой частью ИЖа 4 поколения. Устанавливался маслонасос для раздельной системы смазки.

ИЖ-ТРИАЛ

В восьмидесятых годах на волне триальных соревнований был спроектирован ИЖ-ТРИАЛ. Он имел одноцилиндровый двигатель и ходовую часть оригинальной конструкции.

ИЖ - СПРИНТЕР - ОРИОН – 560 (7.109)

В конце 80-х годов СМИ обещали всем страждущим появление новейшего “Иж-Ориона” – с лицензионным четырехтактным двигателем солидного объема, мощной телескопической вилкой, дисковым тормозом, литыми колесами. Пальчики оближешь! “Ижмаш” заявлял о скором их появлении в продаже. Шутка ли, двигатель – от “Ямахи ХТ550”, с начала производства которого не прошло и десяти лет. Однако долгожданная новинка так и не удивила свет. Работа над “Иж 7.109 Орион” шла вовсю с привлечением самых сильных разработчиков, на подхвате у них были все творческие силы «Ижмаша». Такая концентрация специалистов объяснялась тем, что вышло решение руководства отрасли о переводе производства в Ижевске на выпуск техники международного класса с объемом двигателя 500 кубических см. Для этой цели у “Ямахи” купили лицензию на производство четырехтактного двигателя, передней вилки, литых колес и дискового тормоза с гидроприводом. “Иж-Орион”, по сути, должен был открыть принципиально новое модульное семейство мотоциклов: со сменными хвостовой частью рамы и подрамником для установки различных силовых агрегатов, моноамортизатором задней подвески и внешностью классического дорожника… Результат – ноль!
Поначалу никто не подумал, чем “кормить” четырехтактный двигатель воздушного охлаждения (моторное масло должно смазывать узлы и двигателя и КПП). В Советском Союзе тогда не существовало масла, удобоваримого для японского движка. И стали в Ижевске отесывать “японца” под наши стандарты: разделять по маслу двигатель и коробку передач. Сколько шишек набили в процессе подобной демодернизации, лучше и не знать. Никогда еще в отечественном мотопроме не применялись такие детали, как компактный масляный фильтр, поршневые кольца большого диаметра, оригинальная цепь ГРМ и роликовый подшипник нижней головки шатуна. Наибольший же вред нанесли технологи, стремившиеся максимально упростить деталировку, формы и, самое главное, уменьшить затраты. Но его все же построили: хроменький и косоглазенький – да наш! Опытную партию, собранную чуть ли не вручную, все же удалось выпустить. Однако «сверху» стали раздаваться реплики типа: кому нужен такой проблемный мотоцикл? «Четырехтактный» проект бесславно усоп.

ИЖ – СПРИНТЕР – СИРИУС – 400

Мотоцикл создан путем « вживления» в “орионовскую” ходовую жидкостного двухтактника собственного производства, унифицированного по коробке с двигателем “Ямаха”. Испытания таких мотоциклов, получивших название “Иж 7.110 Сириус”, проводились полным ходом, близилась к завершению корректировка конструкторской документации. Появилась новинка и в рекламных проспектах завода. Но чем успешнее шли дела, тем прохладнее к выпуску новых машин относились руководители мотопроизводства в оборонном холдинге «Ижмаша». Поджимали по мелочам, требовали новых проверок узлов, подгоняли под старые ГОСТы. И «молодых» загнали-таки в гроб.

ИЖ – ПЛАНЕТА – 400

На замену Планеты 5 готовился мотоцикл с усовершенствованным двигателем, имевшим обьем в 400 куб. см.

ИЖ - ПЛАНЕТА-6 (вариант 1)

Мотоцикл отличался современным дизайном, двигателем с электронным зажиганием, водяным охлаждением, маслонасосом, пятиступенчатой коробки передач.

Читайте также: