Кабель для диагностики bmw

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 04.10.2024

Выбираем адаптер для диагностики

Что бы правильно выбрать адаптер для диагностики BMW необходимо обратиться к истории диагностических разъемов, интерфейсов устанавливаемых на автомобили BMW.

Авто с 1985 года.

Разъем для подключения: BMW 20-pin под капотом

Адаптер: BMW INPA ADS Interface (работает только через Com port)

Перечень авто: E31, E32, E34, E36(до 1996 г. выпуска)

Внимание! Не путать данный адаптер с адаптером OBD2 + переходник 20-pin о котором речь пойдет далее.

Выбираем адаптер для диагностики BMW 3er (E90) рис. 1
BMW INPA ADS Interface

Авто с конца 1996 года.

Разъем для подключения: BMW 20-pin под капотом

Выбираем адаптер для диагностики BMW 3er (E90) рис. 2
Переходник OBD2 - BMW 20pin

Авто с 2001 года

Разъем для подключения: OBD2 располагается в салоне

Выбираем адаптер для диагностики BMW 3er (E90) рис. 3
KKL (K-line) OBD2 Адаптер

Авто 2007 года

Разъем для подключения: OBD2 располагается в салоне

Перечень автомобилей, поддерживаемых интерфейсом D-Can: E60, E61 с 03/2007; E83 с 09/2006; E81, E87 с 03/2007; E90, E91, E92, E93 с 03/2007; E70/E71; R56

Т.е для диагностики моей BMW E90 2006 года отлично подходит как адаптер INPA K+DCan, так и самый распространенный KKL адаптер. Программа для диагностики INPA, кабели настраиваются одинаково. Единственное отличие в адаптере KKL не реализовано определение зажигания, но на работу это никак не влияет - отлично видит все блоки.

Внимание! На маем авто KKL адаптер работает без переделки и каких либо дополнительных настроек, программу INPA устанавливал по данной инструкции.

Для более полного понимания разъемов и интерфейсов советую обратится к статье.

Цена вопроса: 0 Руб.





Комментарии:

Чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь

2012 г. TehDocWiki

Все права защищены. Копирование данных без разрешения правообладателя запрещено.

ELM327 для BMW - совместимость, диагностика и программы

BMW ELM327

Время прочтения

Сложность материала:

Для любителей - 3 из 5

ELM327 является популярным адаптером, который применяется для диагностики различных марок автомобилей. На BMWсканер совместим с целым рядом моделей, включая 116d (116i), 120, 316(318), 5, 6, 7-серии (дизель и бензин) и другие.

Поддержка стандарта OBD на данных автомобилях началась с 1996 года. С постепенным развитием электроники на машины внедрялись разные стандарты передачи информационных пакетов. Адаптер совместим с большинство из них.

Стандартное подключение ELM327 выполняется через беспроводное Bluetooth соединения или кабелем (порт COM-USB). Коммутация прибора простая и не требует специальных навыков.

В этом разделе вы узнаете:

BMW ELM327

Важно:

Модели старших годов выпуска могут оснащаться разъемом стандарта OBD2, но не поддерживают доступные ISO. Такие блоки диагностируются отдельными средствами.

1. Совместимость BMW со сканером ELM327

Не каждая модель поддерживает диагностику по средствам ELM327 адаптера. Особенно это актуально для ранних годов выпуска, где электроника не подготовлена для сканирования подобными приборами.

На сайте вы сможете быстро проверить поддерживает ли ваш BMW проверку через ELM327. Выберите нужную модель в списке, и система автоматически выдаст результат.

2. Режимы диагностики, OBD протоколы для автомобилей марки BMW

ELM327 выполняет роль декодера. Прибор преобразует поступающий сигнал из блока управления автомобилем в «понятный» для ПО язык. Таким образом, выполняется трансляция текущей информации из памяти ЭБУ. Обмен пакетами происходит по средствам протоколов. Их несколько:

  • SAE J1850 VPW и PWM;
  • ISO 9141-2;
  • стандарт ISO 14230-4(KWP 2000);
  • ISO 15765(шина CAN).

В зависимости от типа электронного блока управления, типа двигателя и комплектации возможны разные варианты реализации протоколов. В более старых моделях применяются однонаправленные стандарты, в новых – дуплексная шина CAN.

BMWразных годов выпуска поддерживает стандарты:

  • ISO 9141;
  • KWP2000 (только версия Fast);
  • ISO 15765 – CAN шина.

Для каждого протокола существует свой набор режимов диагностики. Этот факт стоит иметь ввиду при сканировании своего автомобиля.

Стандартный набор функций для модельного ряда BMW:

  • F1 PID Status, Live Information–отображение информации с датчиков;
  • F2 Freeze Frame –вывод текущих параметров автомобиля;
  • F3 Diagnostic Trouble Codes– коды ошибок (опрос памяти ЭБУ);
  • F4 Reset –удаление кодов неисправностей;
  • F5 Sensor Monitoring Test Result– показатели качества смесеобразования кислородных датчиков;
  • F6 Test results, non-continuosly monitored – диагностика катализатора, узла EGR;
  • F7 Test results, continuosly monitored – контроль смесеобразования, зажигания;
  • Mode 9 Request vehicle information (опциональна) – запрос заводских параметров, индивидуального кода.

Важно:

режим Mode 9 поддерживается не всеми ЭБУ.

Выберите модель авто и год выпуска, чтобы определить какие режимы диагностики через адаптер ELM327 поддерживает ваш автомобиль, а так же на каком протоколе базируется OBD2 порт. Данные предсталвны на следующие модели BMW и их модификации: 1M, M2 (F87), M3 (E46), M3 (E92), M3 (F80), M5 (E39), M5 (E60/E61), M6 (E63/E64), R 1200 GS, R-Nine T, Serie 1 (E87), Serie 1 (F20), Serie 2 (F22), Serie 2 (F23), Serie 2 Active Tourer (F45), Serie 3 (E46), Serie 3 (E90), Serie 3 (F30), Serie 3 (G20), Serie 4 (F32), Serie 5 (E39), Serie 5 (E60), Serie 5 (F10), Serie 6 (E63), Serie 7 (E38), Serie 7 (E65), Serie 7 (F01), Serie 7 (G11/G12), X1 (E84), X1 (F48), X2 (F49), X3 (E83), X3 (F25), X3 (G01), X4 (F26), X5 (E53), X5 (E70), X5 (F15), X6 (E71), Z3 (E36), Z4 (E85), Z4 (E89), i3 (I01).

Примечание:

(1) - Цифры между скобками (x3) соответствуют количеству транспортных средств одного и того же типа

(2) - Мощность в лошадиных силах по DIN (умножается на 0,736 для мощности в кВт)

(3) - ПИД поддерживается только для основного датчика кислорода (№ 1)

  • Столбец режима X: транспортное средство, показывающее 00000000 в режиме, означает, что соответствующий PID не активен и что в результате режим поддерживается, но не отвечает ни на какие запросы. Ни один из автомобилей, описанных ниже, не поддерживает режим 8.
  • Энергетическая колонка: тип топлива, Die для дизеля, Pet для бензина, Hyb для гибрида
  • Транспортные средства в этом списке классифицируются в алфавитном порядке в зависимости от марки, модели, затем в порядке возрастания мощности.

Режим 1

Этот режим возвращает общие значения для некоторых датчиков, таких как:

  • скорость двигателя;
  • скорость автомобиля;
  • температура двигателя (воздух, охлаждающая жидкость);
  • информация о датчиках кислорода и воздушно-топливной смеси.

Режим 2

Этот режим дает стоп-кадр (или мгновенные) данные о сбое. Когда ECM обнаруживает неисправность, он записывает данные датчика в определенный момент, когда появляется неисправность.

Режим 3

В этом режиме отображаются сохраненные диагностические коды неисправностей. Эти коды неисправностей являются стандартными для всех марок автомобилей и делятся на 4 категории:

P0xxx: для стандартных неисправностей, связанных с трансмиссией (двигатель и трансмиссия)
C0xxx: для стандартных неисправностей в шасси
B0xxx: для стандартных неисправностей по кузову
U0xxx: для стандартных неисправностей в сети связи

Более подробная информация и определение общих кодов неисправностей доступны на странице Стандартные коды неисправностей OBD.

Режим 4

Этот режим используется для очистки записанных кодов неисправностей и выключения индикатора неисправности двигателя.

Примечание: в основном нет необходимости устранять неисправность, которая не была диагностирована или устранена. MIL загорится снова во время следующего цикла движения.

Режим 5

Этот режим дает результаты самодиагностики, выполненной на датчиках кислорода / лямды. В основном это касается только бензиновых транспортных средств.
Для новых ECU, использующих CAN, этот режим больше не используется. Режим 6 заменяет функции, которые были доступны в режиме 5.

Режим 6

Этот режим дает результаты самодиагностики, выполненной на системах, не подлежащих постоянному наблюдению.

Режим 7

Этот режим дает неподтвержденные коды неисправностей. После ремонта очень полезно проверить, что код неисправности не появляется снова, без необходимости выполнять длительный тестовый запуск. Используемые коды идентичны кодам в режиме 3.

Режим 8

Этот режим выдает результаты самодиагностики на других системах. Вряд ли он используется в Европе.

Режим 9

Этот режим дает информацию о транспортном средстве, такую ​​как:

  • VIN (идентификационный номер транспортного средства)
  • калибровочные значения

Режим 10 (или Режим A)

Этот режим дает постоянные коды ошибок. Используемые коды идентичны кодам в режимах 3 и 7. В отличие от режимов 3 и 7, эти коды не могут быть сброшены с помощью режима 4. Только несколько дорожных циклов без появления проблемы могут устранить неисправность.

BMW и ELM327. Выбираем и диагностируем

ELM327

Некоторые владельцы BMW для быстрой диагностики своего авто покупают адаптер ELM327. В этой статье расскажем, нужен ли он на самом деле, и какие функции он выполняет.

Что такое ELM327

Сейчас существует несколько версий сканера ELM327:


Как обнаружить подделку

Если покупать ELM327, то только на контроллере PIC18F25K80 (версия 1.5), так как большая вероятность того, что вы наткнетесь на подделку, купив другую версию. Покупая на Aliexpress, Ebay или на любом другом сайте, уточняйте у продавца наличие этого контроллера в сканере.

После того, как вы выберете подходящий сканер, после получения проверьте его лично через программу для Android ELM327 Identifier . Результат версии 1.5 должен быть таким:


Купленные китайские сканеры версии 2.1:



Оригинальный сканер версии 2.2:


Более подробно вы можете почитать на этом сайте.

Программы для работы с ELM327

Диагностику BMW с помощью ELM327 можно проводить с помощью многих программ. Вот некоторые из них для Android и iOS.

Android

Целесообразность покупки сканера ELM327

Поговорим о том, стоит ли вообще покупать ELM327 для диагностики BMW, ведь есть отличный инструмент Rheingold.


Скриншот работы программы Car Scanner ELM OBD2 на примере датчика ДМРВ

Если вы хотите узнать, как прочитать параметры двигателя через Rheingold, можете прочитать тут .

Функции ЭБУ

Через Rheingold так же можно узнать все данные с датчиков, к примеру с DME

Кабель для диагностики bmw

BMW 20 Pin OBD to DB9 Serial Port RS232 Cable Converter

люди
намутил кабель

ком порта в ноуте нет намутил usb-com
подключил настроил ком порт

а какой прогой тестить . ))))
программа карсофт пишет что нет связи

не ужели нужен карсофт покупать
или elm

запутался я с этой бэхой (((

на ауди проще в сто раз воткнул обд и все гуд

BMW 20 Pin OBD to DB9 Serial Port RS232 Cable Converter

люди
намутил кабель

ком порта в ноуте нет намутил usb-com
подключил настроил ком порт

а какой прогой тестить . ))))
программа карсофт пишет что нет связи

не ужели нужен карсофт покупать
или elm

запутался я с этой бэхой (((

на ауди проще в сто раз воткнул обд и все гуд

Ага. В VAG-совместимых авто всё проще.

Как я понял, у Вас сам блок Карсофта есть, но нет COM-разьема в самом компе. Так?

Или Вы напрямую 20-пиновый разьем к компу подключили? ))

Соответственно, дальше ставите драйвера к переходнику, находите его в "диспетчере устройств" в Винде, и назначайте ему номер ком-порта (от 1 до 4го). Потом идете в программу и заходите в "настройки", там ставите галочку напротив того ком-порта, который выставили в диспетчере (номера должны совпадать). Всё. Включаете зажигание и можно работать.

Тестить машину надо программой - Carsoft 6.5 BMW

НО: если у Вас нету вот такого блока (по центру - это, собственно "карсофт"), то какой бы прогой не пользоваться, ни одна блоки не увидит.

Ага. В VAG-совместимых авто всё проще.

Как я понял, у Вас сам блок Карсофта есть, но нет COM-разьема в самом компе. Так?

Или Вы напрямую 20-пиновый разьем к компу подключили? ))

Соответственно, дальше ставите драйвера к переходнику, находите его в "диспетчере устройств" в Винде, и назначайте ему номер ком-порта (от 1 до 4го). Потом идете в программу и заходите в "настройки", там ставите галочку напротив того ком-порта, который выставили в диспетчере (номера должны совпадать). Всё. Включаете зажигание и можно работать.[/quote]

Если я куплю вот такой шнурок TRENDnet TU-S9 Serieller Adapter USB то я смогу диагностировоть БМВ через Car Soft 6,5 .

Ага. В VAG-совместимых авто всё проще.

Как я понял, у Вас сам блок Карсофта есть, но нет COM-разьема в самом компе. Так?

Или Вы напрямую 20-пиновый разьем к компу подключили? ))

Соответственно, дальше ставите драйвера к переходнику, находите его в "диспетчере устройств" в Винде, и назначайте ему номер ком-порта (от 1 до 4го). Потом идете в программу и заходите в "настройки", там ставите галочку напротив того ком-порта, который выставили в диспетчере (номера должны совпадать). Всё. Включаете зажигание и можно работать.

Если я куплю вот такой шнурок TRENDnet TU-S9 Serieller Adapter USB то я смогу диагностировоть БМВ через Car Soft 6,5 . [/quote]

Кабель для диагностики bmw

Часто возникают вопросы, где купить провод, какой лучше и т.п.
Решил сделать готовую подборку:
Начну с самого популярного и востребованного кабеля:
INPA K+DCAN USB — уникальный диагностический комплекс, состоящий из программного обеспечения и специального адаптера, который работает с оригинальным ПО концерна BMW.
С автомобильным адаптером BMW INPA K+DCAN появляется возможность осуществлять полнофункциональную диагностику транспортного средства, адаптацию блоков и узлов, кодирование и программирование всего модельного ряда автомашин БМВ. BMW INPA K+DCAN способен работать с автомобилями через K-линию и шину данных CAN, благодаря чему предоставляет возможности работы практически с любым блоком автомобиля.

Среди возможностей кабеля BMW INPA K+DCAN:
• Перепрограммирование блоков
• Отображение параметров датчиков в реальном времени
• Адаптация
• Перекодирование комплектаций
• Чтение и стирание кодов неполадок и многое другое

Даю ссылку на кабель именно с зеленой платой, как показывает практика, они чаще позволяют вычитать 1B код и меньше имеют проблем со стабильностью.
Купить INPA K+DCAN USB

BMW ICOM (расшифровывается как Integrated Communication Optical Module) это диагностический комплекс, предназначен для осуществления диагностики автомобилей, программирования и кодирования ЭБУ (электронных блоков управления) всего модельного ряда BMW, в том числе BMW F-серии.

Имеет 3 интерфейса:
BMW ICOM А – поддерживает протоколы MOST, D-CAN, K-CAN.
BMW ICOM В – связь осуществляется по шине MOST
Возможно подключение к интерфейсу А посредством USB.
BMW ICOM С – 20-ти контактный кабель для диагностики устаревших моделей BMW

Крайне широкий функционал, поддержка ПО: ISTA/P;ISTA/D Rheingold/WinKFP/NcsExpert/INPA/E-sys

Копирование кодировок ZCS (IKE — EWS) и FA (IKE — LCM)
• Дает описание ошибок в DME MS43.0, EWS3, SRS MRS4
• Позволяет выполнять очистку ошибок в тех же модулях
• Выполняет чтение кода синхронизации EWS-DME в DME MS43.0
• Выполняет корректировку комплектации в SRS MRS4
• Оперативные данные в DME MS43.0, EWS3, SRS MRS2 и MRS4
• Читает статусы ключей в EWS3
• Интерпретирует данные кодирования EWS3

з.ы. что ещё дополнить/подкорректировать, пишите в комментариях

Почему я раньше не заморочился этим кабелем, сколько времени и нервов было отдано на диагностику всех BMW, что у меня были…
Вещь очень нужная, не нужно записываться, ждать, слушать и просить посмотреть дополнительно что-то. Теперь все в Ваших руках!

Всевозможная адаптация, кодирование комплектацией, контроль параметров в реальном времени, чтение-стирание ошибок, активизация исполнительных узлов, тестирование систем, блоков, агрегатов, изменение различных параметров и очень много другого и полезного…

Работает с моделями:

1 Серия: E81/E82/E87/E88
3 Серия: E36/E46/E90/E91/E92/E93
5 Серия: E39/E60/E61
6 Серия: E63/E64
7 Серия: E38/E65
Серия X: X3-E83, X5-E53, X5-E70, X5-E71, X6
Z Серия: Z1-E30, E36-Z3, Z4-E85/E86, Z5-E52
MINI серия: MINI-R50/R52/R53/R55/R56/R57

Для этого покупаем кабель, к примеру здесь (в Красноярске):

Заходим на сайт, изучаем, скачиваем, устанавливаем нужные программы:

Вся F-серия
Rheingold 3.47.10 (OBD2 ENET) — to be done
__________________________________________________________________________________

Каждому, кто владеет BMW, нужен шнурок, чтобы самому диагностировать машинку. Получается, что кабель сразу окупится, потому что его стоимость равна стоимости одного похода на диагностику к электрику (если в китае заказывать). Тем более это не только диагностика, но и кодирование функций, снятие логов, прошивка блоков.
__________________________________________________________________________________

На BMW бывает 2 типа разьемов: круглый под капотом OBD1-20pin, называемый в народе Pacman, и плоский в ногах водителя OBD2-16pin.

— На старых моделях (1987-2000) есть только круглый разъем под капотом.

— C 1996 по 1998 могут присутствовать оба типа: под капотом и в салоне в ногах водителя. Причем по разъему из салона доступны не все электронные блоки машины, а только мотор и коробка передач. Из-под капота по круглому разъему читаются все блоки. Таким образом, если на машине есть оба разъема, используйте круглый под капотом.

— На машинах после 2000, разъем только один плоский в салоне, и по нему доступны все блоки машины.

Протоколы и кабели:

Для многих знания о диагностике заканчиваются на сочетании букв OBD, но, как мы разобрались выше, это унифицированное обозначение для физического разъема, используемого разными автопроизводителями, не только BMW.

Здесь же мы поговорим о протоколах, по которым читаются машины и кабелях, нужных для этого. Это уже специфично для BMW.

Круглые разъемы OBD1 20pin на машинах c 1987 до 1996, работают по протоколу ADS (L-линия). Например, E34, E36 выпуска до 1996 года. Для них требуется ADS-кабель, совместимый с этим протоколом. Проверить, используется ли ADS интерфейс в вашей машине, можно заглянув в разъем под капотом: там дожен присутствовать 15-ый пин. Если он есть — то машина читается по ADS (L-линия).

Собственно, вот этот ADS-интерфейс.

Для его работы в компьютере нужен физический com-port. Сейчас это редкость, и найти такой компьютер будет очень сложно, т.к. он будет или очень дорогой, или очень старый. На ум всплывает только линейка Dell Latitude, например D600. Причем USB-serial преобразователи, PCI-serial и даже PCMCIA карты работать не будут в силу технических особенностей протокола ADS.

Если же в разъеме нету 15 пина, то L-линия не используется, и эту машину можно отнести к следующей категории.

OBD1 + OBD2 (K-line)

— Машины 1996-2000, как я писал раньше, имеют круглые разъемы (OBD1) или круглые вместе с плоскими (OBD1+OBD2). Они уже работают по К-линии. Поэтому используем дешевые K+DCAN кабели, заказанные из Китая и примитивные переходники к ним, где просто каждая ножка плоского разъема отображается ножкой круглого. Таким образом, этим кабелем без переходника читаем из салона, с переходником читаем под капотом.
Так как в таких машинах из салона доступны только мотор и коробка (как было описано ранее), пользоваться вы будете на практике только OBD1 под капотом через переходник.

— После 2000 года разъем один — плоский в ногах водителя, он же OBD2. Читается тем же K+DCAN кабелем по К-линии.

Начиная с 03.2007 практически для всех кузовов перешли на диагностику по CAN-шине. Исключение — Е83, которую перевели на CAN начиная с 09.2006 и Е70 (все машины работают по CAN-шине в плане диагностики). Подойдет все тот же кабель K+DCAN. Как вы успели понять из его названия, он используется и для K-line, и для CAN-шины. В данном случае он будет работать в режиме DCAN.

Тут стоит сделать оговорку, что качетсво кабелей K+DCAN разное, хоть визуально все они одинаковые. Если вам попадется хороший кабель, то он будет работать с машинами с 1996 и до настоящего времени, в том числе F-сериями. Однако слышу очень много жалоб на то, что такие шнурки не читают некоторые кузова.

Я встречал 2 типа этого кабеля: с белой и с зеленой платой. Для того, чтобы читать машины по К-линии (до 03.2007) кабелем с белой платой, нужно замкнуть 7 и 8 пины. Чтобы читались машины после этой даты — разомкнуть. Поэтому люди ставят выключатели для того, чтобы при необходимости замыкать-размыкать эти пины и читать разные по возрасту машины. По опыту форумчан, почти все кабели из Китая с белой платой, заказанные в последнее время (2015 год), не читают Е-серию после 03.2007. Кабель с зеленой платой также зачастую (но не всегда! зависит от конкретного изготовителя) требует замыкания контактов для машин до 03.2007, и, опять таки, по отзывам, нормально работают с Е-серией после 03.2007.

Кроме того, в последнее время популярны шнурки с встроенными переключателями, чтобы замыкать-размыкать 7 и 8 пины. Переключатели часто бывают нерабочие (легко проверить мультиметром). В таком случае, выключатель нужно убрать, и если нужно замкнуть контакты, сделать это самостоятельно.

Для F-серии появился новый тип кабеля — ENET. Работает исключительно c F-ками. Для F-cерии самый надежный вариант.

На рынке есть масса других кабелей и интерфейсов, но они все универсальные и мультимарочные. Они позволят видеть базовые ошибки и показатели, но не более. Никакого кодирования и программирования. Но и они могут быть полезны в некоторых случаях.

Например, Bluetooth ELM-327 адаптер будет хорош, чтобы с телефона или android-магнитолы посмотреть специфичные показатели и общие ошибки. Подходит для машин, работающих по K-линии.

Особняком стоит BMW Scanner. Он также предназначен для машин, работающих по K-линии.
Он работает с одноименной программой и имеет несколько отличный от официальных программ функционал. Через BMW Scanner проще и быстрее делать некоторые действия. Советую владельцам совместимых машин иметь и K+DCAN кабель, и BMW Scanner.

После того, как теория по шнуркам изучена, а шнурок на руках, можно приступить к установке софта!

No related posts.

Кабель для диагностики bmw

Часто возникают вопросы, где купить провод, какой лучше и т.п.
Решил сделать готовую подборку:
Начну с самого популярного и востребованного кабеля:
INPA K+DCAN USB — уникальный диагностический комплекс, состоящий из программного обеспечения и специального адаптера, который работает с оригинальным ПО концерна BMW.
С автомобильным адаптером BMW INPA K+DCAN появляется возможность осуществлять полнофункциональную диагностику транспортного средства, адаптацию блоков и узлов, кодирование и программирование всего модельного ряда автомашин БМВ. BMW INPA K+DCAN способен работать с автомобилями через K-линию и шину данных CAN, благодаря чему предоставляет возможности работы практически с любым блоком автомобиля.

Среди возможностей кабеля BMW INPA K+DCAN:
• Перепрограммирование блоков
• Отображение параметров датчиков в реальном времени
• Адаптация
• Перекодирование комплектаций
• Чтение и стирание кодов неполадок и многое другое

Даю ссылку на кабель именно с зеленой платой, как показывает практика, они чаще позволяют вычитать 1B код и меньше имеют проблем со стабильностью.
Купить INPA K+DCAN USB

BMW ICOM (расшифровывается как Integrated Communication Optical Module) это диагностический комплекс, предназначен для осуществления диагностики автомобилей, программирования и кодирования ЭБУ (электронных блоков управления) всего модельного ряда BMW, в том числе BMW F-серии.

Имеет 3 интерфейса:
BMW ICOM А – поддерживает протоколы MOST, D-CAN, K-CAN.
BMW ICOM В – связь осуществляется по шине MOST
Возможно подключение к интерфейсу А посредством USB.
BMW ICOM С – 20-ти контактный кабель для диагностики устаревших моделей BMW

Крайне широкий функционал, поддержка ПО: ISTA/P;ISTA/D Rheingold/WinKFP/NcsExpert/INPA/E-sys

Копирование кодировок ZCS (IKE — EWS) и FA (IKE — LCM)
• Дает описание ошибок в DME MS43.0, EWS3, SRS MRS4
• Позволяет выполнять очистку ошибок в тех же модулях
• Выполняет чтение кода синхронизации EWS-DME в DME MS43.0
• Выполняет корректировку комплектации в SRS MRS4
• Оперативные данные в DME MS43.0, EWS3, SRS MRS2 и MRS4
• Читает статусы ключей в EWS3
• Интерпретирует данные кодирования EWS3

з.ы. что ещё дополнить/подкорректировать, пишите в комментариях

Почему я раньше не заморочился этим кабелем, сколько времени и нервов было отдано на диагностику всех BMW, что у меня были…
Вещь очень нужная, не нужно записываться, ждать, слушать и просить посмотреть дополнительно что-то. Теперь все в Ваших руках!

Всевозможная адаптация, кодирование комплектацией, контроль параметров в реальном времени, чтение-стирание ошибок, активизация исполнительных узлов, тестирование систем, блоков, агрегатов, изменение различных параметров и очень много другого и полезного…

Работает с моделями:

1 Серия: E81/E82/E87/E88
3 Серия: E36/E46/E90/E91/E92/E93
5 Серия: E39/E60/E61
6 Серия: E63/E64
7 Серия: E38/E65
Серия X: X3-E83, X5-E53, X5-E70, X5-E71, X6
Z Серия: Z1-E30, E36-Z3, Z4-E85/E86, Z5-E52
MINI серия: MINI-R50/R52/R53/R55/R56/R57

Для этого покупаем кабель, к примеру здесь (в Красноярске):

Заходим на сайт, изучаем, скачиваем, устанавливаем нужные программы:

Вся F-серия
Rheingold 3.47.10 (OBD2 ENET) — to be done
__________________________________________________________________________________

Каждому, кто владеет BMW, нужен шнурок, чтобы самому диагностировать машинку. Получается, что кабель сразу окупится, потому что его стоимость равна стоимости одного похода на диагностику к электрику (если в китае заказывать). Тем более это не только диагностика, но и кодирование функций, снятие логов, прошивка блоков.
__________________________________________________________________________________

На BMW бывает 2 типа разьемов: круглый под капотом OBD1-20pin, называемый в народе Pacman, и плоский в ногах водителя OBD2-16pin.

— На старых моделях (1987-2000) есть только круглый разъем под капотом.

— C 1996 по 1998 могут присутствовать оба типа: под капотом и в салоне в ногах водителя. Причем по разъему из салона доступны не все электронные блоки машины, а только мотор и коробка передач. Из-под капота по круглому разъему читаются все блоки. Таким образом, если на машине есть оба разъема, используйте круглый под капотом.

— На машинах после 2000, разъем только один плоский в салоне, и по нему доступны все блоки машины.

Протоколы и кабели:

Для многих знания о диагностике заканчиваются на сочетании букв OBD, но, как мы разобрались выше, это унифицированное обозначение для физического разъема, используемого разными автопроизводителями, не только BMW.

Здесь же мы поговорим о протоколах, по которым читаются машины и кабелях, нужных для этого. Это уже специфично для BMW.

Круглые разъемы OBD1 20pin на машинах c 1987 до 1996, работают по протоколу ADS (L-линия). Например, E34, E36 выпуска до 1996 года. Для них требуется ADS-кабель, совместимый с этим протоколом. Проверить, используется ли ADS интерфейс в вашей машине, можно заглянув в разъем под капотом: там дожен присутствовать 15-ый пин. Если он есть — то машина читается по ADS (L-линия).

Собственно, вот этот ADS-интерфейс.

Для его работы в компьютере нужен физический com-port. Сейчас это редкость, и найти такой компьютер будет очень сложно, т.к. он будет или очень дорогой, или очень старый. На ум всплывает только линейка Dell Latitude, например D600. Причем USB-serial преобразователи, PCI-serial и даже PCMCIA карты работать не будут в силу технических особенностей протокола ADS.

Если же в разъеме нету 15 пина, то L-линия не используется, и эту машину можно отнести к следующей категории.

OBD1 + OBD2 (K-line)

— Машины 1996-2000, как я писал раньше, имеют круглые разъемы (OBD1) или круглые вместе с плоскими (OBD1+OBD2). Они уже работают по К-линии. Поэтому используем дешевые K+DCAN кабели, заказанные из Китая и примитивные переходники к ним, где просто каждая ножка плоского разъема отображается ножкой круглого. Таким образом, этим кабелем без переходника читаем из салона, с переходником читаем под капотом.
Так как в таких машинах из салона доступны только мотор и коробка (как было описано ранее), пользоваться вы будете на практике только OBD1 под капотом через переходник.

— После 2000 года разъем один — плоский в ногах водителя, он же OBD2. Читается тем же K+DCAN кабелем по К-линии.

Начиная с 03.2007 практически для всех кузовов перешли на диагностику по CAN-шине. Исключение — Е83, которую перевели на CAN начиная с 09.2006 и Е70 (все машины работают по CAN-шине в плане диагностики). Подойдет все тот же кабель K+DCAN. Как вы успели понять из его названия, он используется и для K-line, и для CAN-шины. В данном случае он будет работать в режиме DCAN.

Тут стоит сделать оговорку, что качетсво кабелей K+DCAN разное, хоть визуально все они одинаковые. Если вам попадется хороший кабель, то он будет работать с машинами с 1996 и до настоящего времени, в том числе F-сериями. Однако слышу очень много жалоб на то, что такие шнурки не читают некоторые кузова.

Я встречал 2 типа этого кабеля: с белой и с зеленой платой. Для того, чтобы читать машины по К-линии (до 03.2007) кабелем с белой платой, нужно замкнуть 7 и 8 пины. Чтобы читались машины после этой даты — разомкнуть. Поэтому люди ставят выключатели для того, чтобы при необходимости замыкать-размыкать эти пины и читать разные по возрасту машины. По опыту форумчан, почти все кабели из Китая с белой платой, заказанные в последнее время (2015 год), не читают Е-серию после 03.2007. Кабель с зеленой платой также зачастую (но не всегда! зависит от конкретного изготовителя) требует замыкания контактов для машин до 03.2007, и, опять таки, по отзывам, нормально работают с Е-серией после 03.2007.

Кроме того, в последнее время популярны шнурки с встроенными переключателями, чтобы замыкать-размыкать 7 и 8 пины. Переключатели часто бывают нерабочие (легко проверить мультиметром). В таком случае, выключатель нужно убрать, и если нужно замкнуть контакты, сделать это самостоятельно.

Для F-серии появился новый тип кабеля — ENET. Работает исключительно c F-ками. Для F-cерии самый надежный вариант.

На рынке есть масса других кабелей и интерфейсов, но они все универсальные и мультимарочные. Они позволят видеть базовые ошибки и показатели, но не более. Никакого кодирования и программирования. Но и они могут быть полезны в некоторых случаях.

Например, Bluetooth ELM-327 адаптер будет хорош, чтобы с телефона или android-магнитолы посмотреть специфичные показатели и общие ошибки. Подходит для машин, работающих по K-линии.

Особняком стоит BMW Scanner. Он также предназначен для машин, работающих по K-линии.
Он работает с одноименной программой и имеет несколько отличный от официальных программ функционал. Через BMW Scanner проще и быстрее делать некоторые действия. Советую владельцам совместимых машин иметь и K+DCAN кабель, и BMW Scanner.

После того, как теория по шнуркам изучена, а шнурок на руках, можно приступить к установке софта!

Кабель для диагностики bmw

Буенос диас, амигос)
Замучу ка я темку отдельную, про диагностический кабель BMW INPA K+DCAN, да поправят меня Админы, сказочники Керролы Льюисы.

Все ,что напишу- сугубо личное мнение,которое может быть и неправильным. Вы можете спросить - как мнение может быть неправильным или правильным - оно же мнение - да просто - например если я напишу что Земля квадратная- это неправильное мнение и Вы меня поправите.

Конечно тема не нова и многие ее юзают,но кто то же когда то тоже начинал..Вот и я решил ухлубить и нАчать.

Я давно засматривался на диагностические приблуды имеющиеся у диллеров. Но цена в 60 тысяч ( могут быть и другие цифирки), а также наличие талмуда по которому нужно сопоставлять цифровой код ошибки и его конкретное обозначение меня останавливали.

И как то увидел я у пупырчатого мохнатого зеленого хрустящего продолговатого маринованного сами знаете кого такой волшебный проводок и ноут к нему в придачу. Вещица полезная.. да и у Шарапова она тоже была.. И многие из нас трахали мозги этим товарищам,дабы на втсрече прочитать заветные ошибки, а потом, сцуко стереть их. Ценник на проводок был негуманный (около 10 тыщ в то время) и поэтому я благополучно забыл про все это.

P.S. Попробую в теме продолжить рассказ о сових опытах с точки зрения ламмера о возможностях Inpa и ваще за жизнь нашу задрипанную(((((

Прошло время. У меня начал троить движок. Покурив форум я, составил схему действий - проверить катушки,свечи, высоковольтные провода и т.д. Но Вы же знаете что диагностика рулит. Надо съездить на диагностику. И тут мне вспомнился волшебный проводок. Покопался в инете, увидел ценник 3500, 5000, 7000. И захотелось взять примерно за 2500. Из оперы, что увидел лыжи за 30, а хочется за 14.
И нашел таки- вот сцылка.

Я уж незнаю как Сказочник отреагирует - но я точно никого кроме культового режиссера Тарантино и 38 кузова не рекламирую. Я просто рассказываю свою историю и подкрепляю ее сцылками. Поэтому Админы- делайте с этой сцылкой что хотите,сносите или не сносите. Форум Ваш)

Итак, встретился с абонентом, отдал бабки,получил проводок, переходник под нашу круглую большую байду и два диска с софтом.
Проводок (2300 р) - на одном конце ЮСБ, на другом квадратная фишка, которая вставляется в переходник (300 р) другой конец которого большая бобина втыкается в диагностический разъем.

Установка софта немного замороченная,но не сложная..Вобщем запустил я все это хозяйство.. Потестил..подиагностировал.. Увидел в одном из тестов, что параметр smoothness по цилиндрам (что то типа равномерности,сглаживания точный смысл я так и не понял) - у меня 7 цилиндров почти одинаковые значения,а в одном полная байда. Пошел в магаз, купил катушку, заменил, - Движок колбаситься перестал, работает ровно, чем меня порадовал. Ясень пень, кто то скажет- "вольтметр, амперметр и омметр тебе в помощь" - и будет прав- эту операцию можно было бы сделать и обычным тестером. Но, мне кажется эта фишка пригодиться в хозяйстве, при решение задач,когда одним омметром уже не справишься.. Ценник в 2600 мне кажется разумной. Начал читать литературу по этому вопросу..Про DIS про IMPA - много интересного нашел. Много возможностей, если грамотно подходить.

Никого нив коем случае не агитирую ..Меня конкретно интересуют Ваши мнения,комрады? Я правильно потратил 2600 р? Или надо было купить на эти деньги озимый чеснок и посадить его на весну?

Виды кабелей VAG-COM и какой лучше купить

Зачем это нужно.
Экономить время, деньги и нервы.
Например, машина стала плохо ехать. Вы втыкаете компьютер, и видите, что расходомер воздуха выдает значения.. ну, скажем 10..40 вместо 10..150. Заказываете новый, и в удобное для себя время меняете его самостоятельно или с помощью любого слесаря. Или, к примеру, выявляете обрыв цепи датчика температуры. За пару минут все исправили.. Не пришлось звонить, записываться, терять полдня в дорогостоящем сервисе. А если учесть, что грамотных диагностов во всяких сервисах очень мало, иногда можно самостоятельно выявить и более сложные неисправности.

Но не все так просто, конечно. Для того чтобы знать, что делать, куда давить, куда смотреть, и что все это означает, нужно знать устройство автомобиля, разобраться с программой, кодами ошибок, процедурами проверки и т.д.
Но все же, даже примитивных операциях чтения ошибок, уже можно выиграть время и деньги.

Функциональные возможности

* Идентификация блока управления автомобиля и его версии
* Диагностика систем: Двигателя, Трансмиссии, Подвески, Кузова, АБС, Подушек безопасности, Панели Приборов, Климат-контроля и т.д.
* Отображение текущих параметров (значения, графическое представление, схема расположения узлов)
* Чтение и стирание текущих и сохраненных кодов ошибок
* Кодирование и программирование блоков управления
* Адаптация компонентов
* Управление исполнительными механизмами
* Сброс сервисных интервалов
* Включение некоторых функций в наших автомобилях, которые заложены и не используются
* Включение новых функций которые можно использовать после проведения необходимых подготовительных работ (замены оборудования, прокладки кабелей, добавления новых блоков)


1) Оригинальный кабель Ross-Tech, с программой VCDS
Описание: Программно-аппаратный сканер VCDS ( ранее поставлялся под торговой маркой VAG-COM ) предназначен для диагностики электронных систем управления , устанавливаемых на автомобилях группы VAG ( Audi , Volkswagen , SEAT, Skoda ). Доступ ко всем системам (Двигатель, АКП, АБС , Климат-контроль, Кузовая электроника и т.п.), используемых на автомобилях VAG. С точки зрения режимов работы , сканер поддерживает все функции , доступные дилерским приборам VAG-1551, VAG -1552 , VASS-5052 , VASS-5051 (считывание и стирание кодов неисправностей, вывод текущих параметров, активация, базовые установки, адаптация, кодирование и т.п.) В настоящее данный прибор можно приобрести в официальной русифицированной версии.
Программу VCDS, можно скачать бесплатно, есть русская версия.
Совместимость: Автомобили с 1995 года, по текущее время.
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Оригинальный диагностический кабель, собственно все остальные существующие версии диагностических кабель VAG-COM, это клоны кабеля именно этого производителя.
Цена: $199.00 – $299.00, за самую дешевую версию. Версия за $199.00, на 3 VIN номера, версия за $299.00 на 10 VIN номеров.
Где купить: На Официальном сайте производителя .

2) Вася диагност PRO
Описание: Русский клон кабеля Ross-Tech .Наверное самый качественный русскоязычный клон, который продается в России. По заверению производителя, сделан на качественных компонентах. Обещают поддержку и обновления.
Совместимость: Все современные авто.
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Хороший, если не жалко денег. Купил по сути- и забыл о проблемах.
Программа используемая для диагностики- свой русскоязычный клон программы VCDS.
Цена: 6000 рублей. Можно найти со скидкой, за 5000 рублей.
Где купить: Здесь

3) Вася диагност 1.1
Описание: Диагностический KKL-USB адаптер применяется для диагностики по K- L- KL- линиям автомобилей Audi, Volkswagen, Skoda, Seat, ВАЗ, ГАЗ, и др., используя свободно распространяемое программное обеспечение.
Совместимость: Авто определенного года выпуска, а именно:

Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: Не обновляемый кабель, для диагностики старых моделей авто.
Отдельная версия программы для диагностики.
Существует еще множество клонов KKL кабелей, но по сути, все похожи.
Цена: Около 1200 рублей
Где купить: Здесь

4) Белорусский Вася Диагност
Описание: ВАСЯ диагност 17.12.0 (VCDS 17.12.0) - белорусский аналог лицензионного комплекса ВАСЯ Диагност.
Совместимость: Автомобили группы VAG, произведенные в период с 1988 по 2018 год.
Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: Качественный не обновляемый кабель, по сути клон Вася Диагноста.
Цена: 3500-3800 рублей
Где купить: Например Здесь


4) Супер VAG
Описание: Прибор предназначен для диагностики автомобилей группы VAG начиная с первых марок и заканчивая автомобилями с шиной данных CAN и современными протоколами UDS, используемыми для диагностики. Работает через USB порт. Полное название – VCDS: это то, во что вырос VAG-COM.
Совместимость: Поддерживаются все автомобили концерна VAG, выпущенные до сегодняшнего дня:
Обновляется ли прошивка кабеля: Да
Особенности: Тоже русскоязычный клон оригинального адаптера, от другой фирмы. Как Вася диагност, только дешевле.
Цена: 4500
Где купить: Здесь


4) Многочисленные китайские клоны VCDS
Описание: Очень много всевозможных версий, разного качества. На мой взгляд, лучше всего покупать те, которые работает с программой VCDS. Если в комплекте, будет китайская программа со своим интерфейсом, то все зависит от того, насколько эту программу правильно "сделали". По отзывам, некоторые функции через такие программы, может не получиться активировать.
Совместимость: Обычно, в описании кабелей подробно написанно. Главное, не перепутать с кабелем которые работают по KKL линии(по принципу работы, аналоги Вася диагност 1.1).
Обновляется ли прошивка кабеля: Нет
Особенности: По сути, эти кабеля, можно сравнить с Белорусским Вася Диагностом. Качество разное бывает.
Цена: Около 1400 рублей, при заказе из Алиэкспресса
Где купить: Например, в этом магазине . На алиэкспрессе, десятки магазинов, торгующий одними и теми же кабелями, даже ставят одну и ту же картинку. Все зависит, от рейтинга магазина.
Приблизительная строка для поиска на алиэкспрессе: VCDS VAG COM VAGCOM HEX CAN USB Interface FOR VW AUDI Skoda Seat VAG

4) Группа адаптеров ELM327
Описание: Функциональные возможности:
- Считывает диагностические коды ошибок и расшифровывает их значение. В базе данных приведено более 3000 кодов различных ошибок;
-Производит очистку ошибок и выключает надпись "Check Engine" на приборной панели;
- Получает данные с различных датчиков в режиме реального времени, что позволяет адаптеру выполнять роль маршрутного компьютера.
Совместимость: Все протоколы OBD II, CAN.
Особенности: Это не VAG-COM, работать через VCDS и включать/ выключать функции в машине, проблематично. Устройство для базовой диагностики, считывания и сброса кодов ошибок, и например, можно писать машрут с оборотами двигателя и другими значениями.
Беспроводную версию, можно вставить в диагностический разьем, вставить и уже не вынимать.
Бывают версии работающие по USB(ПК),WI-FI(Андроид,IOS и ПК), Bluetooth(Андроид и ПК).
Цена: Около 850 рублей
Программа для использования: Программы для использования с ELM327, в отдельной статье
Где купить: Конкретно, адаптер Emitron 0001 проверен в деле, отлично работает. Можно найти еще дешевле, рублей по 400, адаптеры с Алиэкспресса.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ШНУРЫ

Шнуры позволяют проводить диагностику кодирование и программирование блоков бмв
Самый простой и надежный шнур k-line для машин до 03.2007г производства. Для е46 и других ведер до 2007г большего и не нужно так как в них нет диагностической can шины.

Шнур k-dcan для всех машин начиная с е38 он работает как по k-line шине для машин до 2007г так и с can шиной у машин после 2007г
Отмечу то что модификаций таких шнуров очень много и не все они хорошего качества как например шнуры с белыми платами на фото с лево, внутри в них очень слабые стабилизаторы которые при длительной работе по саn перегреваются и выходят из строя.

При покупке шнура на ебей не факт что вам придет тот кабель который на фото продавца и очень часто в лотах за 17-20$ используют фото качественных шнуров которые стоят 100$

Шнур очень хорошего качества но стоит 120$

Для машин до 06.2000г производства нужен переходник так как в таких машинах на обд в салоне выведена диагностическая шина двигателя и акпп а все блоки можно читать только с круглого разъема под капотом

можно диагностировать через ОБД и без переходника замкнув 3 контакта в круглом разъеме
для большего удобства можнокупить круглую крышку разъема и в ней спаять вместе 2, 17 и 20 контакты

BMW scaner 1.4
работает с машинами е38 е46 е39 е53 е83
BMW scaner 2.20
для машин с can шиной после 2007г
Очень прост в обращении и установки программы, но ограничен функционалом.
Ели вы не собираетесь углубленно изучать кодирование и программирование и вам нужно всего лиш тереть ошибки и кодировать элементарные функции то бмв сканер это то что вам нужно.
У бмв сканера своя программа и он не работает с инпой и дис
программы бмв сканера бывают разных версий и текущая 1.4.0.9
при покупке уточняйте версию чтоб вам не втюхали старье
На мой взгляд не может рассматриваться как полноценное диагностическое оборудование а может использоваться как дополнение но в любом случае он пригодится.

Но не все задачи можно решить инпой и дис.
Для записи ключей, смотки пробега, корекции крашей мрс, привязки евс к дме нужны программаторы. Многие задачи в Е46 решает программатор Xprog-m

Для работы с EWS и записи ключей есть отличный программатор EWS editor

Истинным фанатам я конечно рекомендую купить ICOM , цены на клоны щас упали и можно купить основной модуль ICOM-A так как все остальное что идет в комплекте может не понадобится.
Чем он хорош? Ну во первых его приятно держать в руках даже в кривых
ICOM это унивесальный адаптер который работает как с самымыми гнилыми ведрами ток и с совсем новыми машинами.
Работает icom как с инпой и дис так и с новыми программами ista.

  • Рекомендуем

Кабель для диагностики bmw

Буенос диас, амигос)
Замучу ка я темку отдельную, про диагностический кабель BMW INPA K+DCAN, да поправят меня Админы, сказочники Керролы Льюисы.

Все ,что напишу- сугубо личное мнение,которое может быть и неправильным. Вы можете спросить - как мнение может быть неправильным или правильным - оно же мнение - да просто - например если я напишу что Земля квадратная- это неправильное мнение и Вы меня поправите.

Конечно тема не нова и многие ее юзают,но кто то же когда то тоже начинал..Вот и я решил ухлубить и нАчать.

Я давно засматривался на диагностические приблуды имеющиеся у диллеров. Но цена в 60 тысяч ( могут быть и другие цифирки), а также наличие талмуда по которому нужно сопоставлять цифровой код ошибки и его конкретное обозначение меня останавливали.

И как то увидел я у пупырчатого мохнатого зеленого хрустящего продолговатого маринованного сами знаете кого такой волшебный проводок и ноут к нему в придачу. Вещица полезная.. да и у Шарапова она тоже была.. И многие из нас трахали мозги этим товарищам,дабы на втсрече прочитать заветные ошибки, а потом, сцуко стереть их. Ценник на проводок был негуманный (около 10 тыщ в то время) и поэтому я благополучно забыл про все это.

P.S. Попробую в теме продолжить рассказ о сових опытах с точки зрения ламмера о возможностях Inpa и ваще за жизнь нашу задрипанную(((((

Прошло время. У меня начал троить движок. Покурив форум я, составил схему действий - проверить катушки,свечи, высоковольтные провода и т.д. Но Вы же знаете что диагностика рулит. Надо съездить на диагностику. И тут мне вспомнился волшебный проводок. Покопался в инете, увидел ценник 3500, 5000, 7000. И захотелось взять примерно за 2500. Из оперы, что увидел лыжи за 30, а хочется за 14.
И нашел таки- вот сцылка.

Я уж незнаю как Сказочник отреагирует - но я точно никого кроме культового режиссера Тарантино и 38 кузова не рекламирую. Я просто рассказываю свою историю и подкрепляю ее сцылками. Поэтому Админы- делайте с этой сцылкой что хотите,сносите или не сносите. Форум Ваш)

Итак, встретился с абонентом, отдал бабки,получил проводок, переходник под нашу круглую большую байду и два диска с софтом.
Проводок (2300 р) - на одном конце ЮСБ, на другом квадратная фишка, которая вставляется в переходник (300 р) другой конец которого большая бобина втыкается в диагностический разъем.

Установка софта немного замороченная,но не сложная..Вобщем запустил я все это хозяйство.. Потестил..подиагностировал.. Увидел в одном из тестов, что параметр smoothness по цилиндрам (что то типа равномерности,сглаживания точный смысл я так и не понял) - у меня 7 цилиндров почти одинаковые значения,а в одном полная байда. Пошел в магаз, купил катушку, заменил, - Движок колбаситься перестал, работает ровно, чем меня порадовал. Ясень пень, кто то скажет- "вольтметр, амперметр и омметр тебе в помощь" - и будет прав- эту операцию можно было бы сделать и обычным тестером. Но, мне кажется эта фишка пригодиться в хозяйстве, при решение задач,когда одним омметром уже не справишься.. Ценник в 2600 мне кажется разумной. Начал читать литературу по этому вопросу..Про DIS про IMPA - много интересного нашел. Много возможностей, если грамотно подходить.

Никого нив коем случае не агитирую ..Меня конкретно интересуют Ваши мнения,комрады? Я правильно потратил 2600 р? Или надо было купить на эти деньги озимый чеснок и посадить его на весну?

Читайте также: