Как использовать лады в импровизации

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Рок импровизация >Импровизируй осознанно: Не тот лад? Отлично!

Из всех умений и навыков гитариста владение мажорными ладами, пожалуй, можно считать самым важным. В первую очередь это касается импровизаторов.

Импровизация на гитаре. Примеры

Упражнение в А миноре на гитаре

ходы в дорийском и эолийском ладах.

Данная прогрессия очень проста. Она не ограничивает нас в мелодическом плане, поэтому мы имеем полное право чередовать дорийский и эолийский лады. Это также полезно знать и в том случае, если вы играете аккомпанемент. Добавление интересных аккордов может подать солирующему музыканту новую идею, но нужно помнить о том, что чем сложнее и напряженнее прогрессия, тем ограниченнее возможности для соло. Поэтому обращайтесь с аккордами аккуратно!

Табы и ноты к упражнениям 4-7 можно скачать по ссылке ниже:

В Упр. 4 я играю на фоне той же прогрессии, что и прежде, но в гораздо более медленном темпе. Я играю вниз и вверх по гамме восьмыми нотами. На аккорд Bm7 я играю В-дорийский лад, а на аккорд С В-фригийский. Также на смене аккордов я проговариваю, к какой гамме я перехожу. Поиграйте это упражнение несколько раз, чтобы научиться плавно и быстро переключаться от одной гаммы к другой. Этот способ хорошо работает как раз в тех случаях, когда нужно научиться солировать, оперируя разными гаммами, поэтому запомните его.

Это неплохой подход. Миксолидийский лад звучит отлично практически всегда, и мне довелось слышать огромное количество интереснейших и длинных соло, сыгранных исключительно в этом ладу. Но давайте посмотрим, есть ли другие варианты.

В Упр. 7 я использую тот же подход, что и в прошлый раз. Также обратите внимание на то, что на фоне D6 я иногда играю в ионийском ладу, а иногда в лидийском. Лидийский лад придает соло несколько более необычный характер.

Если вы хотите послушать, как мастера пользуются этой идеей в контексте миксолидийского лада, вот вам кавер-версия Джимми Херринга (Jimmy Herring) на песню Beatles “Within You, Without You”.

Пытаюсь научиться импровизации, но пока что слабо получается. Попробую воспользоваться Вашей методикой.

Использование ладов народной музыки


Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки встречается много противоречивой информации, которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике. Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений, с целью дать более простой и практичный способ освоения модальности.
Начнем с истории.

Названия ладов, которые известны как народные, пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах. В XVI в. монах Генрих Глареанус, систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.

Важным в понимании ладов является то, что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы, господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века. По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника, лад писался только до 7 ступени, 3 и 5 не несли тех функции, которые свойственны им в мажоре и миноре. Из этого следует,что такой каданс:

характерен для мажоро-минорной системы, но не для модальной. 8 ступень в модальных системах мышления (Индия, Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада, это новая ступень, функционирующая по своим правилам.

Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило: натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов, приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.

Однако такой подход приводит к тому, что музыканты воспринимают, к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы, что абсолютно не верно, поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования.
Пример:

Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7 (и даже больше) ладов, нужно запомнить всего 4 тетрахорда:

ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов, можно составлять и собственные лады.

Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору. Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор, а где ионийский.

Как же определить ионийский лад?

Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)

Наличие же ярко выраженной тональности (S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада.

Как было сказано выше, в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.
Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.
Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада (например для дорийского это септаккорд IV ступени, для фригийского мажор на II и минор на VII).

Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании ладов в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад, то можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.
Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:

Лады народной музыки для современного музыканта

Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?

Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.

Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.

Ионийский лад

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.

Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.

Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).

Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.

Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.

Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.

Дорийский Лад (DORIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.

Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лидийский Лад (LYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.

В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.

Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.

Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.

Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.

Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.

Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.

AllFrets

Привет! Должно быть, ты уже неплохо импровизируешь в пентатонике, если дошел до этого урока. Но все же это не то, чего ты хочешь, верно? Игра Ричи Блэкмора, Джимми Пейджа, Стива Вая – вот, к чему ты стремишься. И это правильно! К счастью для тебя, достичь уровня их мастерства может каждый. При должном стремлении, частоте и времени занятий, верно составленной программе тренировок. Я предложу тебе такую программу в одном из следующих уроков, чтобы ты точно знал, что нужно делать для того, чтобы твоя импровизация стала безупречной. К сожалению многие не понимают одной простой вещи: научиться можно всему. Люди грешат на отсутствие слуха, на отсутствие таланта к музыке. Один мой друг заявил мне, что у него слишком толстые пальцы, чтобы играть на гитаре. Но все это имеет немного другое название – ЛЕНЬ! Не позволяй лени поймать тебя в ловушку и внушить тебе, что ты недостаточно хорош, чтобы стать виртуозом.

А теперь поговорим об импровизации в семиступенных ладах. И в данном уроке речь пойдет о натуральных ладах – ионийском, дорийском, фригийском, лидийском, миксолидийском, эолийском и локрийском. Ты, безусловно, знаешь, как они образуются, но на всякий случай напомню. Ионийский лад – совпадает с натуральным мажором и, по сути, является основным. От его второй ступени строится ДОРИЙСКИЙ МИНОР. От третьей ступени – ФРИГИЙСКИЙ МИНОР. От четвертой ступени – ЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От пятой ступени – МИКСОЛИДИЙСКИЙ МАЖОР. От шестой ступени – ЭОЛИЙСКИЙ МИНОР (который совпадает с натуральным минором). И, наконец, о седьмой ступени натурального мажора строиться ЛОКРИЙСКИЙ ЛАД. Последний не является ни мажором, ни минором, так как в его основе лежит уменьшенный аккорд.

Ниже ты видишь все аккорды ДО МАЖОРНОЙ гаммы в трех обращениях (подробнее о том, что это такое ты можешь узнать и раздела теория музыки). Соответственно, ты так же можешь вычислить, какой аккорд (мажорный, минорный или уменьшенный) будет лежать на той или иной ступени одного и вышеперечисленных ладов.


Чтобы рассмотреть данные лады немного ближе, обратимся к книге «Мой метод»:

«Ионийский и эолийский лады соответствуют натуральному мажору и минору. Лады мажорного наклонения – лидийский и миксолидийский. В лидийском ладу по сравнению с натуральным мажором повышена IV ступень, применяется он для обыгрывания мажорных аккордов. В миксолидийском ладу понижена VII ступень, используется для обыгрывания септаккордов. Лады минорного наклонения – дорийский и фригийский. По сравнению с натуральным минором в дорийском ладу повышена VI ступень, он применяется для обыгрывания минорных аккордов. Во фригийском ладу понижена II ступень, лад используется не только для минорных аккордов, но и для доминантовых аккордов, что придает мелодической линии характерное «испанское» звучание, его можно часто услышать в музыке фламенко. Локрийский лад используется для обыгрывания полууменьшенного аккорда».

Итак, как ты видишь, каждый из аккордов можно обыгрывать соответствующим ладом. Разумеется, для того чтобы свободно импровизировать в любом из ладов недостаточно выучить один из них, и после принимать за тонику одну из его ступеней, необходимо прочувствовать индивидуальную окраску каждого лада. На это может уйти немало времени, но оно того стоит. Ты будешь чувствовать атмосферу, которую создаст та или иная нота еще до того, как сыграешь ее. Такой навык открывает огромные возможности, и само собой, поднимает уровень импровизации на качественно новый уровень. Но для этого необходимо, как я уже сказал, потратить огромное количество времени на развитие данного навыка. А развить его можно лишь одним способом – игрой в каждом из ладов. И играть необходимо до тех пор, пока звучание каждого из ладов в буквальном смысле не въестся в твой мозг, до тех пор, пока ты не сможешь угадывать лад по нескольким нотам.

Ниже и приведу семь композиций – по одной на каждый лад. Как ты видишь, большинство треков написаны и сыграны Джо Сатриани. Но не ограничивай себя только этими композициями, старайся узнавать различные лады в тех треках, что слушаешь ежедневно. И, конечно же, почаще импровизируй.

Последний пример лишь частично в локрийском ладу. Так, как в основе локрийского лада лежит уменьшенное трезвучие, сочинить песню, которая бы полностью укладывалась в локрийский лад довольно сложно, ведь уменьшенное трезвучие способно выполнять функцию устоя лишь в очень редких, исключительных случаях.

Также я снабжу тебя минусовками для каждого из ладов. Если тебя не забанили в гугле или на ютубе, ты сможешь найти таких минусовок еще несколько сотен :)

Есть еще один небольшой трюк. Как написано в книге «Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста», приставка «гипо» позволяет использовать своеобразный подход для практического получения различных ладов из уже освоенных. Вместо миксолидийского лада можно использовать гипомиксолидийский, т.е. лад, построенный на пятой ступени. Эта гамма будет совпадать с дорийским ладом.

Что ж, а теперь рассмотрим несколько ликов в семиступенных ладах. Для начала возьмем лики из видеошколы Денни Гилла «50 Metal Killer Licks».

Лик 1. Первый лик довольно прост, но мелодичен.


Лик 2. Следующий лик основан на использовании интервалов, которые в сочетании со слайдами дают довольно интересный эффект.


Лик 3. И продолжая тему интервалов, можно рассмотреть вот этот лик все из той же видеошколы. Возьми первую ноту первым пальцем, а следующую за ней – третьим. И как бы ни хотелось тебе третью ноту взять тем же пальцем, не делай этого. Перемести руку в девятую позицию и вновь задействую первый палец. То же самое проделай и с остальными двойными нотами.


Лик 4. Теперь поговорим о пропусках струн. По сути, это огромное поле для экспериментов при построении твоих собственных соло. Здесь показан самый простейший вариант (в плане техники), однако звучит он довольно интересно. Так же ты можешь играть легатные арпеджио с пропуском струн и даже использовать теппинг. Все зависит лишь от твоих навыков и фантазии.


Лик 5. А здесь идея с пропуском струн сочетается со слайдами и игрой октав.


Лик 6. Флажолеты! Не забывай о них! Они могут существенно оживить и разнообразить любую импровизацию.


Лик 7. Если флажолеты совместить с пропуском струн, то может получиться что-то вроде этого.


Теперь обратимся к шред-ликам из второй части видеошколы «50 Metal Killer Licks».

Лик 8. Отличным способом увеличить свою скорость является использование легато. Ты можешь задействовать две струны, при этом на одной из них (в данном случае на второй) использую один и тот же паттерн, а на другой изменяй его в каждом такте. Так ты сможешь достичь и скорости и выразительности и необычности звучания, твои лики никого не заставят скучать.


Лик 9. Лик в стиле Джо Сатриани. Много легато и довольно высокая скорость.


Лик 10. Здесь свип сочетается с легато. Такие спонтанные лики с бешеными скачками через весь гриф в своей импровизации нередко использует Стив Вай.


На этом, пожалуй, остановимся. У тебя есть над чем работать. В следующем уроке я познакомлю тебя с условно диатоническими звукорядами. А также покажу аппликатуры гамм, расположенных по принципу «три ноты на струне». Так же ты расширишь свой запас знаний по уже освоенным вопросам. Удачи!

Лады , лады, лады. Или старые песни о главном


Так как уже множество людей задавало мне вопрос по поводу диатонических ладов, то решил все-таки «пролить свет» на эту тему.

Все глубоко вдохнули…… выдохнули….и вперед!

Итак, семиступенные диатонические лады. Для начала перечислю их Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский.

Заметил, что у многих начинающих музыкантов присутствует определенная сумятица в голове относительно этой темы. На самом деле все намного проще, чем может показаться на первый взгляд.

Сразу хочу вас обрадовать. Не обязательно учить отдельно аппликатуры и формулы каждого из этих семи ладов. Это хорошая новость.

Плохая же новость в том, что аппликатуры одного лада все же придется выучить. И выучить не абы как, а « так чтоб на века». Ого го. И будет этим ладом именно МАЖОРНАЯ ГАММА, он же ионийский лад.

Итак, в чем же подвох. Все очень просто, мажорная гамма уже включает в себе все 6 остальных ладов. Вся прелесть в том, что, выучив аппликатуры одной мажорной гаммы, вы уже автоматически выучиваете аппликатуры всех остальных шести ладов в этой тональности.

Теперь объясняю что к чему.

1

2

3

4

5

6

7

Аккорд соответствующий каждому ладу

До Ионийский лад. (Мажорная гамма)

1

До

Ре

Ми

Фа

Соль

Ля

Си

Сmaj7

Ре Дорийский минор

2

Ре

Dm7

Ми Фригийский минор

3

Ми

Em7

Фа Лидийский мажор

4

Фа

Fmaj 7

Соль Миксолидийский мажор

5

Соль

G7

Ля Эолийский минор ( минорная гамма)

6

Ля

Am7

Си Локрийский минор

7

Си

Bm7b5

Теперь объясню, как расшифровать эту таблицу.

Первый столбик это семь диатонических ладов. Второй столбик это ( ВНИМАНИЕ. ), это номер ступени мажорной гаммы, от которой играя эту же мажорную гамму, вы получите соответствующий лад.

То есть, после того как мы выучили аппликатуры До мажорнуй гаммы, сыграть ,к примеру, Дорийский минор не представляет труда, так как Ре дорийский это та же мажорная гамма, только начинающаяся со второй ступени мажорной гаммы, (ноты Ре). А именно, как видно на таблице дорийский лад это ноты Ре Ми Фа Соль Ля Си До.

Таким же образом можно найти и остальные лады.

Фригийский минор это мажорная гамма сыгранная от третей ступени ,ноты Ми. Соответственно это ноты Ми Фа Соль Ля Си До Ре

Лидийский мажор это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени мажорной гаммы, ноты Фа. Соответственно ноты Фа лидийской гаммы это Фа Соль Ля Си До Ре Ми. И так далее…

И если вы уже знаете и играете До мажорную гамму во всех позициях, то без труда сыграете все эти семь ладов. А для того, что бы прочувствовать тот особенный индивидуальный колорит и характер каждого из этих семи ладов, я советую вам поиграть его на записанный в аккомпанементе соответствующий этому ладу аккорд. Соответствующие аккорды для каждого лада написаны в самом последнем столбце таблицы. Соответственно играйте Ионийский лад (мажорную гамму) на аккорд Cmaj7

Дорийский лад на аккорд Dm 7. И так далее по таблице.

Немного разобравшись во всем вышесказанном, вы без труда найдете аппликатуру любого вам нужного лада. Зная от какой ступени мажорной гаммы он строится, вы легко вычислите какую мажорную гамму вам нужно играть.

Например, вам нужно сыграть Фа Дорийский. Зная то, что Дорийский лад строится от второй ступени мажорной гаммы, вы путем нехитрых «аппликатурных» вычислений на грифе ( « виртуально примерив» уже выученную вами аппликатуру мажорной гаммы) быстро определите, что нота F является второй ступенью мажорной гаммы Ми бемоль, Eb. (К счастью, на гитаре на нужно транспонировать , нужно просто сдвинуть аппликатуру До мажорной гаммы на три лада выше).

Или, к примеру, вам нужно сыграть ЛЯ лидийский мажор. Зная, что лидийский лад это мажорная гамма, сыгранная от четвертой ступени, вы так же, путем аналогичных вычислений определите, что нота Ля это четвертая ступень гаммы Ми мажор. И так далее…

Для более продвинутых, кто умеет строить интервалы от любой ноты на грифе, то вот формулы для определения мажорной гаммы, которую нужно играть, что бы получить нужный вам лад.

Играть мажорную гамму расположенную на большую секунду ( 2 полутона) ниже, или малую септиму(10 полутонов)

Играть мажорную гамму, расположенную на большую терцию (4 полутонов) ниже, или малую сексту (8 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на чистую кварту (5 полутонов) ниже, или чистую квинту (7 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму расположенную на чистую квинту ( 7 полутонов) ниже, или на чистую кварту ( 5 полутонов) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на большую сексту(9 полутонов) ниже, ли на малую терцию (3 полутона) выше.

Играть мажорную гамму, расположенную на большую септиму (11 полутонов) ниже, или малую секунду (1 полутон) выше.

Как я уже написал, играя лады на соответствующие им аккорды, вы услышите тот индивидуальный колорит, который присущ каждому конкретному ладу. Этот колорит создают так называемые характерные ступени лада. Знать характерные ступени каждого лада это еще один из способов построить нужный вам лад.

Во Фригийском миноре ( Ми фригийский) это пониженная вторая ступень, нота Фа. (Т.е. если взять обычную минорую гамму Ля минор A B C D E F G, и понизить в ней вторую ступень ноту B, то получится Фригийский минор.) A B b C D E F )

В Миксолидийском мажоре Соль миксолидийски это пониженная седьмая ступень, нота Фа. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Чтобы получить из обычного мажора Миксолидийский лад нужно понизить в нем седьмую ступень. Например, в до мажорной гамме C DE F G A B понижаем ноту B. Получается Миксолидийский мажор CDEFGABb

В Локрийском миноре, это пониженная пятая ступень и пониженная вторая ступень нота . К примеру, для того чтобы из обычной ля минорной гаммы ABCDEFG получить локрийский лад, нужно понизить ноту E и ноту B. В итоге получаем ABbCDEbFG.

Тем, кто еще не выучил мажорную гамму, всем СЮДА.

Если же Вы хотите узнать больше о том как ПРАКТИЧЕСКИ применять разные лады в импровизации, то обязательно подпишитесь на мою рассылку! В рассылке я высылаю те уроки, которых нет и не будет на сайте в открытом доступе.

Лады народной музыки. Как их использовать.


Лидийский лад - это мажорное наклонение. Из всех представленных ладов, он по звучанию считается самым светлым. В этом ладу нужно повышать 4 ступень. Это значит, выбирая любую мажорную тональность, для игры в лидийском ладу, кроме обычных знаков, вы еще будете ставить знак (диез) на 4 ступень. Вот тогда играя партии с высокой 4 ступенью, вы получите эффект от лидийского лада.

Как правило, большинство мелодий, написанных в лидийском ладу, имеют несколько сказочный оттенок звучания. Зная такую особенность звучания лада, можно выбирать его для определенных тематических композиций.

Ионийский лад


Ионийский лад по своему составу похож на натуральный мажор.

В ионийском ладу ничего не меняется по сравнению с обычным мажором.

Мажорные произведения часто звучат позитивно настроенными, как правило, имеют более легкие по восприятию гармонии.

Важно понимать, что при использовании того или иного лада, нет необходимости на протяжении всего произведения играть только в нем. Нередки композиции, где удачно происходит переход из одного лада в другой. Самый частый переход из лада в лад - это переход из мажора в минор и обратно.

Миксолидийский лад


В миксолидийском ладу понижается 7 ступень. За счет такого изменения, произведения, любые мажорные тональности получат более дерзкое звучание.

Самое распространенное использование такого лада вы могли слышать в музыке стиля кантри. Это типично американское звучание, которое до сих пор используется к саундтрекам некоторых фильмов, сериалов. Например, знаменитый американский сериал "Друзья" в музыкальной заставке имеет миксолидийский лад.

В этом ладу автоматически можно получить сразу два малых мажорных септаккорда. Такие септаккорды свойствены для звучания джазовых и блюзовых композиций. Потому в этих жанрах нередко встречается использование миксолидийского лада.

Лады минорного наклонения.

Дорийский лад


Дорийский лад - это уже минорный лад, но за счет высокой 6 ступени он оставляет легкое осветление в своем звучании. Для игры в дорийском ладу, вам необходимо взять любую минорную тональность и повысить в ней 6 ступень на полтона. Играйте все партии, используя это правило. Тогда ваши произведения получат более светлое, по сравнению с обычным минором, звучание. Такое звучание лада вы могли слышать в главной музыкальной теме фильма "Аватар". Каждый раз когда там показывалась сказочность всего мира местного населения нави, звучала музыка в дорийском ладу. За счет такой хитрости и передается не обывательско-бытовое звучание.

Эолийский лад


Состав эолийского лада напоминает натуральный минор. Т.е. в нем не происходит никакого повышения или понижения нот относительно обычного минора. Произведения в обычном миноре (или в эолийском ладу) имеют самое большое распространение. Особенно в наших странах любят слушать больше композиции в минорном звучании. Скорее всего, это связано с тем, что в минорном звучании легче передать более серьезные содержания произведений. А у нас любят серьезность. К тому же, исторически в странах России и СНГ было много тяжелых периодов, которые заставляли музыкантов слагать произведения с минорным содержанием. Потому русский слушатель привык к такому сочетанию звуков.

Фригийский лад


У фригийского лада низкая вторая ступень. Это понижение делает звучание произведений в этом ладу очень темными и мрачными. Фригийский лад полюбился поклонниками металлики, видимо, из-за весьма точной передачи подходящего настроения этого жанра. Часто фригийское звучание лада используют в тех частях произведений, где есть необходимость передать беспокойство, страх, напряжение. Фригийский лад с пониженной второй ступенью прекрасно с этим справляется.

Локрийский лад


В локрийском ладу необходимо понижать 2 и 5 ступени. За счет такого изменения состава тонов и полутонов в ладу, можно получить очень необычные (несколько непривычное) звучание. Но при грамотном использовании данного лада, вы получите звучание таинственности, мрачности, некоторого страха, и отрешенности.

Важно отметить, что ладов гораздо больше, чем представлено в статье. Но именно эти лады пользуются большой популярностью. И дают весьма точные передачи нужных оттенков звучания, которые легко вызывают у слушателя подходящие образы и ассоциации.





Евгений (Wednesday, 29 November 2017 19:06)

Спасибо за труды, очень информативно!

Роман (Monday, 18 December 2017 10:28)

Большое спасибо, хорошая шпаргалка!

Корюн (Saturday, 13 January 2018 15:12)

Спасибо большо за проделанную работу!) Вы несете большую пользу в мир!)

Ильдар (Wednesday, 17 January 2018 12:16)

Очень полезно, продолжайте, выкладывайте. Полезная и понятная подача.

Ыгр (Saturday, 17 February 2018 11:24)

Иван (Friday, 20 April 2018 18:41)

Спасибо (Friday, 18 May 2018 22:29)

хтонический крэм (Saturday, 19 May 2018 09:34)

Саша (Friday, 15 June 2018 18:46)

Андрей (Thursday, 28 June 2018 18:30)

Сергей (Wednesday, 08 August 2018 15:50)

Максим (Thursday, 23 August 2018 11:18)

Спасибо большое.мне очень помогают ваши уроки

Человек который все пересмотрел (Tuesday, 04 September 2018 07:58)

Это же не все лады.
Но все равно помогли)

Алекс (Thursday, 24 January 2019 14:52)

Молодец, интуитивно понятно объясняешь, + очень правильно визуализацию делаешь, ну и подача в целом хорошо сделана. Умница.

Анастасия (Thursday, 04 April 2019 09:26)

Большое спасибо, очень помогли.

Дмитрий (Friday, 14 June 2019 18:11)

Обожаю чередование минорной пентатоники и дорийкого ладов)))

Николай г. Днепр (Friday, 02 August 2019 11:28)

У Вас талант учителя . После просмотра и шпаргалки уже не нужны. Так всё интересно и просто. Огромное спасибо.

Augusta (Thursday, 08 August 2019 07:55)

Спасибо за ваш труд!
Продолжайте в том же духе :)

Алекс (Saturday, 17 August 2019)

Ионийский лад это просто мажорная гамма. А он не ионическим называется?

Антон (Monday, 02 September 2019 15:47)

Статья ни о чем. Всем все понятно, да? Ну а как применять будете? И какая тоника лидийского С мажора, С?
Информация о ладах народной музыки есть в любом учебнике по сольфеджио. Всем интересно знпть как использовать. А на этот счет у многих каша в голове, в том числе у автора статьи, раз боится суть вопроса раскрыть.

Oleg Kuizer (Sunday, 22 September 2019 11:56)

ты молодец, спасибо за всё

Олег (Wednesday, 04 December 2019 00:10)

Антон, каша у тебя в голове потому, что ты после написанного автором и прочитанного тобой способен задать такой вопрос: "И какая тоника лидийского С мажора, С?" Тебе же объяснили, что если хочешь из ионийского (не ионического, кстати), или условно из натурального мажора например, с тоникой С , сделать лидийский лад с тоникой С, нужно в натуральном мажоре повысить на полтона 4 ступень. Или ты не выучил ещё, что такое ступени в музыке? Так иди учи, двоечник, а не плачь, обидели тебя. 4 ступень от С будет Фа, повысь на полтона будет Фа диез. Вот и играй Фа диез вместо Фа и будет тебе счастье в виде лидийского мажора. Этот принцип верен для любой тоники. Возьмём тонику Ре ионийский (условно, натуральный мажор, хотя это не совсем одно и тоже, если гармонизировать натуральный мажор и ионийский лад, то в аккорде ионийского лада должна присутствовать большая септима (1,3б,5,7б), которая в аккорде натурального мажора отсутствует, так как это будет трезвучие (1,3б,5). Так вот, повышаем на полтона 4-ю ступень от Ре (это нота Соль) и получим Соль диез. Получаем в итоге лидийский лад с тоникой Ре. И так далее по тональностям. Автор тебе эту теорию не стал объяснять, так как речь шла о применении ладов , т.е. как они звучат и соответственно как их применять в связи с этим. А для этого ты уже теорию построения ладов должен знать. Иди учи уроки.

Александр (Thursday, 05 December 2019 11:43)

А вот обычный До-мажор с двумя полутонами между "ми -фа" и "си-до" это какой лад?

Александр (Thursday, 05 December 2019 12:34)

Понял. Мажорный лад - это ионийский лад. Не прочел объяснение к каждому ладу в примерах

Ирина (Monday, 09 December 2019 10:43)

Скажите, пожалуйста, можно ли смешивать между собой лады? Или это не желательно?

Risha Manis (Monday, 09 December 2019 11:31)

Ирина, добавила новое видео в текст, как раз про смешивание ладов.

Александр (Wednesday, 18 December 2019 19:01)

класс!
дважды посмотрел и записал

Родион (Friday, 24 April 2020 23:20)

Спасибо за видео, это лучшее, что я нашел по ладам! Мне очень хотелось услышать как они используются в известной музыке.

Иван (Monday, 04 May 2020 16:26)

Все лады это мажорная гамма или лад от одной из ступеней этого лада. Соответственно между ступенями меняется интервал, тон или полутон. Пример: лад С(до мажор) сыгранный от D(ре)будет нат. минором с повышенной 6ой ступенью, но по сути это до мажор. Вся проблема в том как мыслить на огромных джазовых скоростях в импровизации при постоянных модуляциях, отклонениях, и заменах. И тут два пути, либо обыгрывать каждый аккорд, все равно находясь в ладу, либо уметь мгновенно анализировать гармонию на уровне подсознания.

Алексей (Thursday, 02 July 2020 15:26)

Здравствуйте, с мелодической последовательностью все понятно, а как реализовать краску того или иного лада в гармонической последовательности? Просто к любому трезвучию в тональности добавить доп. ступень?

Елена (Friday, 25 September 2020 02:07)

Исправьте, пожалуйста, композитора. Оперу "Руслан и Людмила" написал Глинка, а не Римский-Корсаков.

Георгий (Tuesday, 27 April 2021 09:56)

Играл в школьном оркестре, пятнадцать лет в ресторанах, на свадьбах в ДК двадцать лет клавишником. Пианистом себя назвать не могу квалификация не позволяет. Основная работа медицина, не давала возможность изучать теорию музыки. Сейчас появилось время и с жадностью изучаю ноты гаммы , теорию музыки. Заполняю пробел. Впечатление такое ,что раньше смотрел черно белый телевизор ,а только теперь появляются цветное изображение. Кичиться своей гениальностью в музыке это как минимум дурной тон или плохое воспитание. Изучать теорию музыки надо . Отличие маляра от художника также заметно, как и каменщика от архитектора, дизайнера от портного. Ваши шпаргалки очень доходчиво объясняют различие между ладами в музыке. Хорошо о описаны психические ощущения, которые вызывают разные лады. Продолжайте в том же духе, развивайтесь.

Диатонические лады

Ионийский (Сmaj7) 1 2 3 4 5 6 7
Дорийский (Dm7) 1 2 ♭3 4 5 6 ♭7
Фригийский (Em7) 1 ♭2 ♭3 4 5 ♭6 7
Лидийский (Fmaj7) 1 2 3 4♯ 5 6 7
Миксолидийский (Gmaj7) 1 2 3 4 5 6 b7
Эолийский (Am7) 1 2 ♭3 4 5 ♭6 ♭7
Локрийский (Bmin7b5) 1 ♭2 ♭3 4 b5 ♭6 ♭7


Если обосновать все выше написанное, то вы просто должны запомнить названия всех ладов и играть обычную натуральную мажорную гамму, принимая за тонику любой из её тонов:

Но для овладения и правильного восприятия каждого лада необходимо почувствовать и запомнить их окраску, и звучание.

Окраска диатонических ладов

Возможно вам будет проще думать о ладах как о более светлых и менее светлых. Чем меньше в формулах нот с бемолями, тем светлее звучит лад, следовательно чем больше, тем темнее. Для этого я расположу все лады по принципу светлого к тёмному:

Производные лады

Возможно вы знали, что если взять натуральный До-мажорный лад и передвинуть его терцию или 3 полутона вниз, то вы получите параллельный Ля-минорный лад. Такой принцип работает со всеми остальными диатоническими ладами:

малая терция вниз ⇒

Аппликатуры диатонических ладов

Мажорные диатонические ладны:


Минорные диатонические лады:


Условно диатонический лад:


комментариев 10

Здравствуйте. А можно ли эти лады построить для минорной гаммы (напр. для тональности ля-минор)?

Будет тоже самое что и для С dur

минорная гамма по сути и является одним из модов..

Вы правы. Поправил 🙂

Большое спасибо за понятную и обстоятельную статью!

А в чем разница между лидийским и фригийским ладами?. У вас абсолютно одинаковые табулатуры здесь

Посмотрите пожалуйста внимательнее на аппликатуры. Аппликатуры фригийского и лидийского на первый взгляд может и похожи, но тоника у них отличается.
Присмотритесь внимательнее, пожалуйста.

Читайте также: