Как использовать музыкальные лады

Обновлено: 02.07.2024

Использование ладов народной музыки


Во многих статьях и учебниках описывающих теорию ладов народной музыки встречается много противоречивой информации, которая мешает пониманию и применению методов модальной импровизации на практике. Эта статья направлена на разъяснение этих недоразумений, с целью дать более простой и практичный способ освоения модальности.
Начнем с истории.

Названия ладов, которые известны как народные, пришли к нам из Древней Греции, однако сами лады появились только в средние века и использовались в григорианских хоралах. В XVI в. монах Генрих Глареанус, систематизируя церковные лады по ошибке назвал их древнегреческими.

Важным в понимании ладов является то, что исторически они появились задолго до появления темперированного строя и оформления тональной системы, господствовавшей в западно-европейской музыке с XVII по XX века. По этой причине в этих ладах изначально отсутствовала верхняя тоника, лад писался только до 7 ступени, 3 и 5 не несли тех функции, которые свойственны им в мажоре и миноре. Из этого следует,что такой каданс:

характерен для мажоро-минорной системы, но не для модальной. 8 ступень в модальных системах мышления (Индия, Африка и т.д.) не является октавой к основной ступени лада, это новая ступень, функционирующая по своим правилам.

Это дает идеи для экспериментирования в четверть-тоновой музыке. Таким образом, первое и важное правило: натуральные лады семиступенны.
Обычно объясняя строение ладов, приводят в сравнение мажорную и минорную гаммы.

Однако такой подход приводит к тому, что музыканты воспринимают, к примеру А миксолидийский и D мажор как одинаковые гаммы, что абсолютно не верно, поскольку у тих ладов разные сферы гармонического и мелодического функционирования.
Пример:

Лады образуются с помощью комбинации тетрахордов разделенных полутоном или целым тоном. Для того чтобы выучить 7 (и даже больше) ладов, нужно запомнить всего 4 тетрахорда:

ионийский тетрахорд+ионийский= ионийский лад
лидийский+ионийский=лидийский лад
ионийский+дорийский=миксолидийский
дорийский + дорийский =дорийский лад
фригийский+фригийский=фригийский лад
дорийский+фригийский=эолийский лад
фригийский+лидийский=локрийский
Используя разные сочетания тетрахордов, можно составлять и собственные лады.

Ионийский лад не равен мажору, эолийский не равен минору. Поскольку они состоят из одних и тех же нот бывает довольно трудно определить где мажор, а где ионийский.

Как же определить ионийский лад?

Первое на что следует обратить внимание это гармоническое сопровождение. Наличие модальной гармонии будет свидетельствовать о применении ионийского лада (например, если в гармонии звучит D7)

Наличие же ярко выраженной тональности (S-D-T) будет указателем на использование мажора.
Второе качество определяющее модальность мелодики это тяготения внутри лада.

Как было сказано выше, в натуральных ладах важна только первая ступень, в то время как III и V нет. Следовательно мелодически натуральный лад более свободен, однако нужно помнить что в нем будут отсутствовать кадансы характерные для мажора.
Модальная Гармония
Выстраивание модальной гармонии один из лучших способов понять взаимодействие ладов и усвоить их фонизм.
Начните с соединения наиболее характерных аккордов лада (например для дорийского это септаккорд IV ступени, для фригийского мажор на II и минор на VII).

Можно также построить гармоническую последовательность проходящую через несколько ладов.
Поскольку при использовании ладов в импровизации бывает довольно трудно показать весь лад, то можно использовать характерные интервалы как способ выявления лада.
Запомните эти интервалы и используйте для построения фраз:

Что такое лады, и как я могу их использовать?

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.


Как работают лады?

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада - это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

D дорийский лад

1 2 b 3 4 5 6 b 7

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

E фригийский лад

1 b 2 b 3 4 5 b 6 b 7

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don't Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

1. C ионийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 7

Родственный аккорд: Cmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

2. D дорийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: Dm7

Используется поверх минорных аккордов

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

3. E фригийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Em7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

4. F лидийский лад

Родственный аккорд: Fmaj7

Используется поверх мажорных аккордов

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

5. G миксолидийский лад

Формула: 1 2 3 4 5 6 b7

Родственный аккорд: G7

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

6. A эолийский лад

Формула: 1 2 b3 4 5 b6 b7

Родственный аккорд: Am7

Используется поверх минорных аккордов

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

7. B локрийский лад

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Родственный аккорд: Bm7b5

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

лады народной музыки

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

лады народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.


С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

лады народной музыки примеры

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

C – D – E – F – G – A – B

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

B – C – D – E – F – G – A

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Лады народной музыки для современного музыканта

Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?

Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.

Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.

Ионийский лад

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.

Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.

Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).

Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.

Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.

Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.

Дорийский Лад (DORIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.

Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лидийский Лад (LYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.

В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)

Лады народной музыки в практической деятельности современного музыканта

Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.

Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.

Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.

Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.

Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.

Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.

Как легче всего понять семь ладов (лидийский, фиригийский, дорийский, локрийский, ионийский, миксолидийский, эолийский)?

Да, мы знаем, что можем извлечь все эти лады из нот единственной натуральной мажорной гаммы. Их обычно так и учат. Большая проблема в том, что знание того, откуда взять лады, на самом деле не помогает нам «понять» их. В том смысле, как они звучат, как и где мы должны их использовать. То есть такое изучение не так уж и полезно.

Можно понять эти «церковные лады» с точки зрения ступеней гаммы. Возможно, это самый простой и интуитивно понятный способ понять эти лады. Каждый интервал и ступень гаммы имеет свой собственный «характер», как ингредиент в супе.

Мажорные терции имеют «гладкость». Уменьшённые квинты («злой» тритон) — диссонирующее качество и так далее. Если вы знакомы с тем, как эти интервалы звучат сами по себе, это поможет вам понять звучание («ощущение») ладов, в которых они используются. Гаммы и лады — это просто «коллекции» интервалов.

Переходя к следующему шагу, можно подумать о ладах как о простых вариантах натуральной мажорной и минорной гамм, только с небольшими изменениями в пределах гаммы. Большинство ладов идентичны соответствующей мажорной или минорной гамме, имея лишь одну отличающуюся ноту или интервал. Вот полная классификация.

  • Ионийский лад — натуральная мажорная гамма. Никакой «хитрости» здесь нет. Это ступени 1234567, гамма «до ре ми фа соль ля си», составляющая основу западной музыки.
  • Эолийский лад — натуральный минор. Это ступени 1 2 b3 4 5 b6 b7. Этот лад так же типичен для многих западных музыкальных произведений.

Если вы понимаете эти два лада с точки зрения того, как они звучат и что с ними делать, вы на 80% уже прошли весь путь.

В гармоническом смысле каждый из ладов будет сочетаться с аккордами, построенными на традиционной мажорной гамме.

Ионийский лад работает над большими мажорными септаккордами (которые содержат 1 3 5 7). Лидийский и дорийский — тоже. Эолийский работает над малыми минорными септаккордами (1 b3 5 b7), как и фригийский. Миксолидийская гамма с её пониженной седьмой ступенью хорошо работает над доминантовыми септаккордами с их малыми септимами. Локрийский работает над полууменьшёнными аккордами m7b5.

По материалам публикации (англ).

Из комментариев

Представьте себе традиционный диатонический джазовый гармонический ряд: семь четырёхзвучных аккордов, основанных на чередовании нот из гаммы до мажор.

  • Cmaj7, Dm7, Em7, Fmaj7, G7, Am7, Bm7b5.

У каждого из этих аккордов есть лад «сопоставления», который строится от основного тона этого аккорда. Этот лад вы можете использовать для соло поверх этого аккорда в джазовой прогрессии.

Cmaj7 — до ионийский, Dm7 — ре дорийский, Em7 — ми фригийский, Fmaj7 — фа лидийский, G7 — соль миксолидийский, Am7 — ля эолийский, Bm7b5 — си локрийский.

Я предполагаю, что вы хотите импровизировать с ладами. Есть стиль джаза под названием «модальный джаз», который не пользуется особой популярностью — большинство джазовых музыкантов строят импровизацию вокруг аккордовых звуков и используют лишь несколько гамм. Поэтому убедитесь, что лады действительно для вас.

Чтобы понять семь ладов, не пытайтесь понять семь ладов сразу. Мои сыновья ходили в школу искусств, и я брал интервью у всех студентов-джазистов. Хуже всего звучали те, кто много времени «тренировал лады».

Лады — это инструменты. Каждый лад имеет звуковые качества, которые могут хорошо работать в определённых гармонических контекстах. В зависимости от музыки, которую вы хотите воспроизвести, некоторые лады будут полезны, а другие — нет. Нет смысла учиться пользоваться инструментами, которые вы не собираетесь использовать.

Найдите ресурс (учитель, книга, видео), который расскажет, в каких гармонических контекстах хорошо работает каждый лад. Есть определенные лады, которые используются чаще, чем другие. Вы можете начать с них или с того, что вам нравится.

Помните также, что существуют звукоряды помимо ладов, которые могут вам понравиться больше (блюзовая гамма, уменьшённая гамма, гамма бибопа и так далее).

Используйте диктофон или какое-либо приложение на компьютере, чтобы сделать бэкинг-трек из аккордов, которые вы хотите использовать с каким-то ладом. Сыграйте несколько паттернов в этом ладу поверх этих аккордов. Вы услышите качество звучания нот на фоне этих аккордов. Некоторые из них будут звучать «сильно», а другие — нет.

Практикуйте свой лад на разных аккордах во многих тональностях. Ваша цель — сказать что-нибудь убедительное. Раскройте свой творческий потенциал. Погрузитесь в один лад. Вы должны отлично звучать в одном ладу, а не посредственно во всех семи. В одном ладу можно создать бесконечное количество вещей.

Когда вы научитесь использовать один лад, переходите к другому.

Очень немногие музыканты используют «все лады и гаммы». У них есть набор инструментов, которые подходят для их стиля. Они постепенно добавляют инструменты в соответствии со своими художественными целями.

Лады и для чего они нужны? (1 онлайн

Но вот для чего они нужны и как их можно применить так и не понял (применить знание этих ладов), желательно подробно.

Как я понял, у лада тяготение идет только в тонику, в отличии от гаммы с 3 основными ступенями (T, S, D). Но не смейтесь, попрошу, если не правильно мыслю.

Пентатоника, как я понял - это составляющая лада, по которой определяется минорного наклонения лад или мажорного.

Главный вопрос - как применить практически знания о ладах? И какие лады используются в современной поп музыке?

И пожалуйста, с каким нибудь примером.

apunctum

А проверим-ка мы для начала, как ты, братец,

1. Какой лад соответствует звукоряду натурального мажора и какой - натурального минора?

2. Какие лады могут быть использованы для обыгрывания мажорных трезвучий, какие - минорных?

Для начала надо бы с этим разобраться.

Alex Vortex
Тролль. Так говорят

А как применяют знания о мажоре, миноре? Лад - лишь система, краски так сказать. Есть, допустим, краска белого цвета - мажор, есть черного - минор, а есть еще розовый, синий, зеленый, бирюзовый. Без них можно обойтись, можно прекрасно управляться черным и белым, а также производными оттенками серого. Это не значит, что применяя только мажор и минор, ваше творчество будет ущербным. Как фильмы Чарли Чаплина - то, что они черно-белые, никак не умаляет их художественной ценности.
Но чтобы их использовать - нужно сначала научиться распознавать оттенки.

Вложения
Sergey_Nikonov

А проверим-ка мы для начала, как ты, братец,

1. Какой лад соответствует звукоряду натурального мажора и какой - натурального минора?

2. Какие лады могут быть исрользованы для обыгрывания мажорных трезвучий, какие - минорных?

Для начала надо бы с этим разобраться.

Тема называется:
Лады и для чего они нужны?

Конечно слово "изучил" - не значит, что я могу написать научную работу по этим ладам. Скажем. в процессе изучения.

Просто хочется услышать ответ простым языком)

pROFI
New Member
Sergey_Nikonov
olegsound
Moderator

А вопрос конечно интересный, типа: изучил физику за 10 класс, для чего оно мне нужно?

Sergey_Nikonov

Но вот теперь я совсем запутался.

Есть тональность соль минор. 2 бемоля при ключе.

Есть гамма натуральный минор.

Есть гамма гармонический минор и мелодический минор. Соответственно и с повыш. и пониж, ступенями.

Со своими тониками, субдоминантами, доминатами.

С этим вроде бы ясно, но появились эти лыды.

Если с тональностью - понятно.
С гаммами - понятно.
А с ладами, по прежнему нет. Что же это такое и в чем их отличие от гамм?

Sergey_Nikonov

А вопрос конечно интересный, типа: изучил физику за 10 класс, для чего оно мне нужно?

В том то и дело, учась на специальности теория музыки, в курсе по теории музыки даются Лады, но сразу не говорится для чего это нужно.

Я просто логически цепочку эту не могу проследить даже. Вот и спрашиваю, пускай и дуратские для кого то вопросы)

RockMeister
Moderator
Stephan Vasylyshyn
ex Stephan

В том то и дело, учась на специальности теория музыки, в курсе по теории музыки даются Лады, но сразу не говорится для чего это нужно.

Я просто логически цепочку эту не могу проследить даже. Вот и спрашиваю, пускай и дуратские для кого то вопросы)

Для "джаза", естественно. "А кто сейчас играет джаз, завтра". самограй продаст. girl_crazy:

На самом деле, знание ладов помогает ориентироваться в практической стилистике. А это уже анализ народного творчества. Если знаешь лады не просто по названиям, то сможешь определить, почему "Чардаш" написан, в так называемом, "венгерском миноре". Пентатоника - также основание традиционной культуры (Китай, например), а используют любители рок-блюза и думают, что пентатоника "произошла" именно с появлением оной стилистики. Какие лады использует в импровизациях Чик Кориа? И т.д.
Поэтому практическое применение знаний ладов помогает ориентироваться в идентификации и народной музыки, и в джазовых стандартах, и в в выборе лада для импровизаций дабы все было стилистически "подогнано" и работало на единое настроение произведения.

Представьте себе, что вы не договорились с коллегами исполнителями в какой стилистике будете работать и импровизировать, например. А для этого и нужно понимать и знать о каком ладе будет идти речь в Вашей музыке. Это практическое применение навскид.

S.Panin
Senior
pROFI
New Member
Voodoochild
New Member
Sergey_Nikonov

Т.е. как это применить на практике:

Допустим, я возьму Дорийский лад, из него составлю мелодию (тональность
c moll), до, ре, ми бемоль, соль, фа, ми бемоль, до.

Дальше, гармонизирую трезвучиями. т.е. рисую тоническое тр. субд. тр. и дом. тр. И дальше самая простая гармонизация.

Будет правильно? т.е. Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии? а аккорды останутся теме же (если говорить о трезвучиях) ?

Stephan Vasylyshyn
ex Stephan

Т.е. как это применить на практике:

Допустим, я возьму Дорийский лад, из него составлю мелодию (тональность
c moll), до, ре, ми бемоль, соль, фа, ми бемоль, до.

Дальше, гармонизирую трезвучиями. т.е. рисую тоническое тр. субд. тр. и дом. тр. И дальше самая простая гармонизация.

Будет правильно? т.е. Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии? а аккорды останутся теме же (если говорить о трезвучиях) ?

Ищущий
pROFI
New Member

"Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии. "

Не совсем так.
Лад определяет одну из выбираемых путей гармонизации мелодии.
Нацеливает её (гармонизацию) на стилистическую чистоту.

Sergey_Nikonov

В общем резюмируя, можно сказать так:

Лад служит для определения стилистки песни,

Знания лада будут полезны лишь для импровизации,

Вышеперечисленные лады - баян юзай новые
разработки.

В общем к ладам нужно относится как чисто для общих знаний о музыке, подобно обертоновому звукоряду - для общего знания полезно, а для практического применения (написание музыки) - ноль.

Sergey_Nikonov

"Лад, другими словами говоря - это меню для выбора нот для мелодии. "

Не совсем так.
Лад определяет одну из выбираемых путей гармонизации мелодии.
Нацеливает её (гармонизацию) на стилистическую чистоту.

Stephan Vasylyshyn
ex Stephan

В общем резюмируя, можно сказать так:

Лад служит для определения стилистки песни,

Знания лада будут полезны лишь для импровизации,

Вышеперечисленные лады - баян юзай новые
разработки.

В общем к ладам нужно относится как чисто для общих знаний о музыке, подобно обертоновому звукоряду - для общего знания полезно, а для практического применения (написание музыки) - ноль.

Это уже на какую музыку ориентироваться.
Если блюз - пентатоника.
Если народная - нужно знание и понимание ладов.
Если импровизационная - все полезно знать и понимать практическое применение.
(возможно это еще не все..)

Теперь выбери, что тебе более полезно с практической точки зрения.

apunctum

Вот опять, говоришь "понятно", а что понятно - непонятно, значит, и как отвечать неясно.

Нужно договориться, что есть что.

Например, гамма - это просто звукоряд с какой-то определённой интервальной моделью.
Ну, скажем, гамма до-мажор:
до - ре - ми - фа - соль - ля - си - (до)
тон тон полутон тон тон тон полутон

в теории чаще употребляют понятие "звукоряд".

Тональность - вообще, понятие широкое.
Но на самом простом уровне это материал для построения музыкальной ткани показывающий:
а) какие ноты (ступени) мы исользуем;
б) какие из них будут иметь приоритет - устойчивые ноты.

До-мажор:
а) звукоряд (гамма) до-мажор;
б) трезвучие до-мажор: до-ми-соль, тоника - до.

Так вот, можно считать, что на этом уровне лад=тональность.

Ионийский лад = натуральный мажор.
Эолийский = натуральный минор.

Именно поэтому редко говорят "эолийский" или "эонийский" - привыкли к "мажор" и
"минор".

Тема разрослась, пока я это с перерывами набивал.
Винегрет, конечно, получается.
На реперкуссу только не заморачивайся.

pROFI
New Member
Sergey_Nikonov

Это уже на какую музыку ориентироваться.
Если блюз - пентатоника.
Если народная - нужно знание и понимание ладов.
Если импровизационная - все полезно знать и понимать практическое применение.
(возможно это еще не все..)

Теперь выбери, что тебе более полезно с практической точки зрения.

Конечно, интересный вопрос.

Современная популярная мелодичная музыка, типа соунд треки к Мулен Руж (Come What May, Your Song, El Tango de Roxanne и подобные),

рс даже и не знаю куда такую музыку отнести.

Sergey_Nikonov
apunctum

Ты в шапке перечислил натуральные лады.

Если понимать тональность шире - это совокупность ладов.
Ты в шапке перечислил натуральные лады.
Так вот, до-мажор состоит из:
до натурального мажора (ионийского лада)
ре дорийского минора
ми фригийского минора
фа лидийского мажора
соль миксолидийского мажора
ля натурального минора (эолийского лада)
си локрийского лада

То есть, если ты обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд), ты находишься в миксолидийском ладу.

Sergey_Nikonov

Ты в шапке перечислил натуральные лады.

Если понимать тональность шире - это совокупность ладов.
Ты в шапке перечислил натуральные лады.
Так вот, до-мажор состоит из:
до натурального мажора (ионийского лада)
ре дорийского минора
ми фригийского минора
фа лидийского мажора
соль миксолидийского мажора
ля натурального минора (эолийского лада)
си локрийского лада

То есть, если ты обыгрываешь в тональности до мажор G7 (соль-мажорный септаккорд), ты находишься в миксолидийском ладу.

Stephan Vasylyshyn
ex Stephan

Конечно, интересный вопрос.

Современная популярная мелодичная музыка, типа соунд треки к Мулен Руж (Come What May, Your Song, El Tango de Roxanne и подобные),

рс даже и не знаю куда такую музыку отнести.

apunctum

Проще всего ориентироваться по номерам ступеней.
В мажоре:
I нат. мажор (ионийский)
II дорийский
III фригийский
IV лидийский
V миксолидийский
VI нат. минор (эолийский)
VII локрийский

В миноре:
I нат. минор (эолийский)
II локрийский
III нат. мажор (ионийский)
IV дорийский
V фригийский
VI лидийский
VII миксолидийский

Чтобы запомнить структуру звукоряда в нат. ладах, надо просто уяснить, чем они отличаются друг от друга.

Мажорная группа:
лидийский - 4я ступень на полтона выше, чем в нат. мажоре;
миксолидийский - 7я ступень на полтона ниже, чем в нат. мажоре.

Минорная группа:
дорийский - 6я ступень на полтона выше, чем в нат. миноре;
фригийский - 2я ступень на полтона ниже, чем в нат. миноре.

Локрийский лад - 2я и 5я ступени на полтона ниже, чем в нат. миноре.

Мажор и минор знать, как домашний адрес.

Если не сложно, кинь в личку ссылку на Рассела, давно хотел ознакомиться.

tim_ka
Начальная школа

Отвечаю очень примитивно, чтобы было понятнее.

Лады нужны, чтобы по ним играть, как ты уже привык играть по мажорной или минорной гамме, что на самом деле означает, что ты привык играть в ионийском или эолийском ладу.

Применять просто - если в гармонии C мажорной, к примеру, песни тонический аккорд, играется натуральный мажор от C, другими словами, ионийский лад. Если гармония сменилась на Dm, играется дорийский от ре, и так далее. Это все примитивно изложено, повторяю, но для начала так. Заметь что ноты те же самые, только первая ступень теперь ре, и от нее пляшем. Это и есть дорийский лад.

Иногда мелодия имеет другой основной лад, отличный от нат. мажора или минора. Это придает ей особый колорит. Например, в фригийском ладу частенько играется фламенко. То есть играешь как бы в ля миноре, но от ми - получится фригийский лад. Как бы первая ступень там - ми, а не ля. Другой пример очень часто используемого лада - дорийский. Это лад от второй ступени мажорной гаммы (минор с повышенной шестой). То есть если играть гамму до мажор от ноты ре, получится дорийский лад. В нем написано огромное количество как современной музыки, так и народной.

Ладами широко пользуются для построения импровизации. Если знаешь, от какой ступени звучит аккорд, знаешь по какому ладу его обыгрывать, а дальше все проще пареной репы, если рассуждать логически. К сожалению, чтобы довести это умение до практического автоматизма, уходят годы.

И еще ремарка по поводу блюз = пентатоника, не могу молчать, это не так. Пентатоникой только китайские военные марши играть. Если в учебнике написано, что блюз это пентатоника, можете смело его выбросить. Блюз -- особая музыка, в которой используются несколько ладов одновременно, и только вкус исполнителя определяет, какие именно. Благодаря четкой гармонической структуре мысль не теряется, даже если в течении нескольких тактов одного аккорда поменялось несколько ладов в мелодии. Можно играть на мажорный доминантсептаккорд дорийский минор, например. При этом конечно, пентатонику надо знать, но это очень маленькая часть того, что надо знать. Нечто подобное происходит в современном модальном джазе, когда на очень простую гармоническую структуру люди играют по пятьдесят разных ладов, меняя краски.

В совеременной музыке, как выше написано, очень важно помнить, какие мажорные, а какие минорные лады. Они различаются положением терции - если малая, то лад минорный, и наоборот. Кроме того, важно положение септимы - ей определяется какого рода септаккорд будет играться. Следует заметить, что в шести из семи ладов квинта чистая, и только у одного уменьшенная, что соответствует полууменьшенному аккорду. Еще следует заметит, что в шести из семи ладов кварта чистая, только в одном увеличенная. А это значит что основные гармонические функции в большинстве случаев стоят на месте, что дает большую палитру оттенков при использовании ладов для расцвечивания.

Для упражнения выпиши гамму до мажор и построй от каждой ступени септаккорды. Это делается просто - рисуешь нотки счерез одну, терции. Потом постарайся найти аккордам названия, классифицируй их. Потом постарайся найти, каким аккордам какие лады соответствуют, как они называются. Попробуй поиграть какую нибудь мелодию в другом ладу. Попробуй понять какими септаккордами она будет гармонизирована, как изменятся обычные аккорды.

Читайте также: