Как назывался парламент японии семейный совет дадзекан тойота сегун

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 05.10.2024

Как назывался парламент японии семейный совет дадзекан тойота сегун

Цикл передач «Час истины». История Японии
В гостях: Александр Николаевич Мещеряков, доктор исторических наук, профессор РГГУ, председатель Российского общества японоведов.
Алексей Михайлович Горбылев, кандидат исторических наук, Институт стран Азии и Африки при МГУ

1. Япония эпохи Нара
2. Япония эпохи Хэйан
3. Япония эпохи Камакура
4. Япония эпохи Муромати
5. Япония Токугава (период Эдо)
6. Япония императора Мэйдзи

История — это наука о прошлом. Изучая и анализируя последовательность исторических событий, ученые на протяжении веков пытаются установить взаимосвязь между прошлым и настоящим, а также спрогнозировать будущее. В поисках исторической истины компетентные гости и ведущий программы подробно обсуждают конкретную тему из истории человечества

До VIII века японцы именовали свою страну Ямато. Но в 702 году впервые появляется топоним «Нихон». Японский посол Авата-но Махито посетивший Китай, именно так назвал свою страну. В китайских источниках того времени сообщалось: «Япония — другое название Ямато. Эта страна находится там, где восходит солнце, и потому ей дали название Япония». Топоним же Ямато, если верить танским хроникам, японцам «не нравится».

Период Хэйан — период в истории Японии с 794 по 1185 год. Слово «Хэйан» в переводе означает мир, спокойствие.

Хэйан начинается с переноса имперской столицы из Нары в город Хэйан-кё и завершается морской битвой при Дан-но-ура, в которой дом Минамото разгромил дом Тайра.

В конце Х века Императорский дворец перестал быть местом политических действий, он стал центром процветания культуры. Его покои были украшены произведениями искусств лучших мастеров. Часто устраивались празднества, на которые приглашались самые лучшие поэты того времени, проводились музыкальные и поэтические турниры, различные игры. Многие игры были заимствованны из Китая и требовали великолепного знания китайской культуры и поэзии.

Основным учебным заведением для детей аристократов была палата наук, находившаяся в подчинении у Церемониального ведомства. В неё входили 4 отделения: китайской классики, истории и словесности, юриспруденции, математики. Мужчина из знатной семьи должен был наизусть знать основные труды конфуцианских классиков и сочинения китайских историков. Чтобы принимать участие в дворцовых увеселениях, нужно было самому уметь слагать стихи, играть на нескольких музыкальных инструментах и иногда даже уметь расписывать в китайском или японском стиле веер или ширму. Несмотря на огромное влияние буддизма, хэйанское общество ориентировалось больше на стиль, чем на моральные принципы, а добродетельность стояла на втором плане после внешнего вида.

В Х веке заканчивается процесс переосмысления и усвоения культуры, заимствованной из Китая. В конце IX века началась трёхсотлетняя изоляция Японии. В это время хэйанские аристократы создали неповторимую, собственную культуру, отталкиваясь от культурных традиций Кореи и Китая. В живописи большую популярность завоевал национальный стиль ямато-э, изменился характер архитектуры, в моду вошли старинные народные песни, исполнявшиеся по правилам гагаку.

3. Период Камакура

В результате столкновений между родами Минамото, Фудзивара и Тайра последний вышел победителем, оттеснив род Фудзивара от власти. Клан Минамото подвергся суровым преследованиям.

Эпоха Камакура была временем междоусобных войн и доминирования сословия самураев. Официальной религией сёгуната стал дзэн. Дзэнские монастыри, объединённые в систему годзан, развивали на китайской основе собственную высокую культуру годзан бунка, из которой хорошо известна литература годзан бунгаку.

В это время произошли монгольские вторжения в Японию, и сравнительно лёгкая победа над врагом, обеспеченная тайфунами, повлияла на сложение национального самосознания. Во время этих вторжений страна обрела свой современный флаг.

4. Период Муромати

Название периода происходит от наименования улицы Муромати в Киото, куда в 1336 году была перенесена ставка сёгуна. События, произошедшие со второй половины XV века получили название Эпоха Сэнгоку. Несмотря на непрекращающиеся войны и мятежи, эти времена характеризуются процветанием внешней и внутренней торговли, а также подъёмом сельского хозяйства, промышленности, и инженерного дела. В эти же времена японские пираты атаковали некоторые области Кореи и Китая.

События, происходившие с преобразований 1493 году стали называть Эпохой воюющих провинций. По другому распространенному мнению, начало этим событиям положила Война годов Онин в 1467 году.

5. Япония Токугава

В период Эдо произошло становление японского духа, появление национальной японской идеи, развитие экономики и чиновничьего аппарата. Период Эдо — золотой век литературы и японской поэзии, Мацуо Басё является наиболее ярким представителем поэзии как периода Эдо, так и японской поэзии в целом. В результате политики самоизоляции сакоку практически весь период Эдо страна находилась за железным занавесом, не ведя торговли и не сообщаясь с другими странами (редкое исключение — Китай и Голландия). Католическое христианство жестоко подавлялось (восстание на Кюсю).

6. Япония императора Мэйдзи

Эпоха Мэйдзи (мэйдзи дзидай) — период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года, когда императором был Муцухито. Этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы.

В 1872 году Япония приняла решение о переходе с традиционного лунно-солнечного на григорианский календарь, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года правления императора Мэйдзи» стал 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав.

В IX—X веках в восточных провинциях появились крупные вооружённые банды разбойников, серьёзно осложнившие поступление налогов в казну, произошли также мощные выступления против тэнно (мятеж Тайры-но Масакадо). Соответственно центр предоставил наместникам провинций значительно большие военные полномочия. Если раньше надо было получить от дадзёкан документ, позволяющий произвести набор солдат для конкретной военной акции хаппэй тёкуфу , то теперь, на основании выдачи другого типа указов цуйбу кампу, наместникам управ позволили содержать военные отряды длительное время. Эти отряды и состояли из «первых самураев».

Гэнси (40 тыс. лет до н. э. — VI век н. э.)
Палеолит
Дзёмон
Яёй
Кофун (часть Ямато)
Кодай (VI век — 1185 год)
Асука (часть Ямато)
Нара
Хэйан
Тюсэй (1185 год — 1573 год)
Камакура
Реставрация Кэмму
Муромати (включая Намбокутё и Сэнгоку)
Кинсэй (1573 год — 1868 год)
Адзути-Момояма
Токугава (включая Бакумацу)
Киндай (1868 год — 1945 год)
Мэйдзи
Тайсё
Сёва (до Второй мировой войны включительно)
Гэндай (с 1945 года)
Сёва (с окончания Второй мировой войны)
Хэйсэй

А. Мещеряков, М. Грачев. «История древней Японии» (2010)

Император и его аристократическое окружение, институты власти и заговоры, внешняя политика и стиль жизни, восприятие пространства и времени, мифы и религия. Почему Япония называется Японией? Отчего японцы отказались пить молоко? Почему японцы уважают ученых? Обо всем этом и о многом другом — в самом подробном изложении, какое только существует на европейских языках.

А. Мещеряков. «Книга японских символов. Книга японских обыкновений» (2006)

В каждой культуре сплелись обыденные привычки и символические смыслы. Японская культура — не исключение. Автор многочисленных книг о Японии А.Н. Мещеряков рассказывает о буднях обитателей этой страны и о том символическом мире, который они создали. Эта книга — подарок каждому, кто хочет понять, как живут японцы и как они видят сотворенный ими мир. Книга богато иллюстрирована и обращена к тем, кто интересуется культурой народов Дальнего Востока.

Как назывался парламент японии семейный совет дадзекан тойота сегун

Гонгэнсама 権現様 — посмертный титул Токугава Иэясу.

Гонингуми 五人組 — «пятидворка», низшая административная единица в деревне и городе.

Гоно 豪農 — зажиточные слои крестьянства.

Госи 郷士 — «сельские самураи», имевшие небольшие земельные владения, которые они или обрабатывали сами, или частично сдавали в аренду.

Готайро 五大老 — созданный Хидэёси совет пяти старейшин, которому он вверил судьбу своего наследника Хидэёри.

Гундай 郡代 — правительственный уездный чиновник (наместник).

Гэмпуку 元服 — обряд совершеннолетия по достижении мальчиком возраста 11–16 лет.

Гэнго 元号 — система династийного летосчисления, заимствованная из Китая. Существует в Японии со времени правления императора Котоку (VII в.).

Дадзёкан 太政官 — Государственный совет.

Дайкан 代官 — чиновник бакуфу или княжества, главной обязанностью которого был контроль над своевременным поступлением налогов.

Даймё 大名 — в древности так называли владельцев земли, имевших много именных наделов; позже в разряд даймё попали буси, обладавшие обширными владениями. Социальный слой даймё на протяжении веков претерпевал изменения. В эпоху Токугава даймё назывались непосредственно подчиненные бакуфу феодалы, чьи земельные владения приносили более 10 тыс. коку риса в год; наряду с ними к классу феодалов принадлежали сёмё, чьи владения и доходы были незначительными.

Даймё каси 大名贷 — кредит для даймё.

Дзайбацу 財閥 — семейные холдинговые компании, образовавшиеся в период Мэйдзи из семейных торговых домов эпохи Токугава.

Дзайго сёнин 在郷 商人 — сельские торговцы.

Дзаймати 在町 — городское образование, возникшее на месте деревни.

Дзёдай 城代 — должностное лицо, заменявшее даймё в княжестве во время его пребывания в Эдо.

Дзёкамати 城下町 — призамковый город.

Дзёси 上便 — посланник сёгуна к императору.

Дзибикиами 地引網,地曳網 — невод.

Дзикисан 直参 — непосредственные вассалы сёгуна (хатамото и гокэнин).

Дзинуси 地主 — землевладелец. Традиционный русский перевод «помещик» не раскрывает содержание этого термина, происхождение которого своими корнями уходит в глубокую древность. В эпоху Токугава городские купцы, скупая земли, становились дзинуси, но сами не занимались сельским хозяйством, а сдавали землю в аренду.

Дзинъя 陣屋 — местопребывание представителя сёгуна в эпоху Токугава.

Дзито 地頭 — управляющий в поместье; назначались из числа гокэнин.

Дзони 雑煮 — рис с овощами.

Дого 土郷 — богатый землевладелец.

Додзоку 同族 — группа родственных семей, восходящих к одному предку.

Дэкасэги 出稼ぎ — отходничество.

Ёгаку 祥乎 — см. рангаку.

Ёмэирикон 嫁入り婚 — тип брака, когда жена входит в семью мужа.

Ёрики 与力 — полицейский; мелкий чиновник городской администрации.

Ёхэй 傭兵 — наёмное войско.

Икки 揆 — в средние века название союзов самураев, созданных по родовому или территориальному признаку. В период кинсэй так стали называть крестьянские мятежи против феодалов.

Икун 遺訓 — завещание.

Инсэй 院生 — система правления отрекшихся от престола императоров.

Ину кубо 犬公方 — «собачий сёгун»; народное прозвище 5-го сёгуна Токугава Цунаёси, запретившего убивать собак.

Ихай 位牌 — деревянная табличка, на которой пишутся посмертное имя и дата смерти; их выставляют в храмах и в домашних алтарях.

Сёгунат Токугава

Содержание

Приход к власти

  • Намбоку-тё
  • Сёгунат Токугава

Социальная культура

Городское население

Культура, общественная мысль и религия

С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны.

Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов.

С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев.

Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа. В своей работе «Драгоценные узы» он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение, а следовательно, превосходство над другими расами. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава.

айкокукото — народное общество патриотов. Одна из первых политических организаций, ставивших своей целью создание представительного правительства.

айкокуся — общество патриотов. Возникло из вышеназванной организации и явилось базой для организации дзиюто (либеральной партии).

бакуфу — дословно «полевая ставка». Термин, употреблявшийся для обозначения главной ставки армии в феодальный период, откуда и возникло название правительства сегуна.

босэки рэнго-кай — ассоциация владельцев прядильных предприятий (Японии), основанная в 1882 г.

букэдзи — термин для обозначения земельной собственности в Эдо, где представители воинского класса имели свои дома.

букэ-хатто — кодекс законов, регулировавших положение воинского сословия, изданный Токугава Иэясу и дополненный последующими сегунами.

буси — воинское, или самурайское, сословие.

гиин-кандзи — секретарь собрания.

гимин — народное собрание; составная часть х. ан-гиин (см.).

гимин-тё — председатель народного собрания.

гите — председатель собрания (или палаты). Этот термин вместе с вышеприведенными тремя терминами и термином «хангиин» употреблялся для обозначения органов клановой администрации в клане Тоба непосредственно перед реставрацией.

гоёкин — благотворительный или принудительный заем, обычно предоставлявшийся богатыми купцами феодальному правительству и правительству Мэйдзи в первые годы его существования.

гоёнин — см. ёнин.

гонин-гуми — группа из пяти дворов (пятидворка). Основная административная единица в деревне при феодальном режиме, по всей вероятности, первоначально заимствованная из Китая.

дадзёкан — Государственный совет, замененный в 1885 г. кабинетом (найкаку).

дайдо-данкэцу — слабо организованная, временная коалиция политических партий, созданная Гото Сёдзиро в октябре 1888 г.

дайдо-сёи — «единство по важным вопросам, расхождение по мелким». Лозунг Гото для его «дайдо-данкэцу».

даймё — феодальный князь, управлявший уделом или кланом (ханом).

дайтё — регистры, находившиеся в ку-сайбансё (окружной суд), в которых регистрировалось право собственности на землю,

дзайбацу — финансовая олигархия, состоящая из наиболее крупных домов, таких, как Мицуи, Мицубиси, Сумитомо, Ясуда.

дзиюто — первая либеральная партия в Японии, основанная в 1881 г. Итагаки и другими. дзокуронто — консервативная фракция в клане Тёсю, побежденная партией каймэйто.

дзосэки — плиточные дрожжи, употребляемые для производства сакэ,

дзуйхицу — жанр письма, дословно: следовать за кистью; этим термином обозначаются случайные записки, очерки, комментарии.

ёнин — управляющий двором, или советник, обычно по финансовым делам, находившийся на службе у даймё или хатамото.

ерики — слуги, состоявшие при важных персонах бакуфу.

кабу накама — федерация ремесленных гильдий (период Токугава).

кавасэ кайся — «Обменная компания». Эти компании играли важную роль в обменных и кредитных операциях в течение первых лет эры Мэйдзи.

кадзоку — сословие аристократов, состоявшее, главным образом, из бывших даймё и кугэ, установленное, согласно иерархической системе, в 1884 г.

кати — название, которое в период Токугава давалось лицам, возглавлявшим процессию в качестве телохранителей.

каймэйто — радикальная партия, существовавшая в клане Тёсю в годы, предшествовавшие реставрации, которая нанесла поражение консервативной партии дзокуронто.

кайсинто (или риккэн кайсинто) — прогрессивная партия, соперница более радикальной партии дзиюто, основанная Окума в 1882 г.

какэя — финансовые агенты даймё, главным образом в Осака.

кама домэ — термин, употреблявшийся наравне с термином ториката но кинси (см.).

каммэ (или кваммэ) — см. кан.

кан — мера веса, равная 3,75 кг.

кандзё-бугё — чиновник, который управлял финансами феодального правительства.

каро — главный слуга; министр при даймё.

катори (катаку-ори) — плотно сотканная ткань.

кип — мера веса, равная 600 г.

кинкоку-суйтосё — ведомство государственных доходов раннего правительства Мэйдзи.

кинно — «почтение к императору». Термин, применявшийся лойялистами или сторонниками реставрации.

кирисутэ-гомэн — «разрешение зарубить и бросить». Право представителей воинского сословия, носивших меч в токугавской Японии, безнаказанно убивать мечом простолюдина.

кихэйтай — «ударные войска» — наименование военной организации в клане Тёсю, находившейся под руководством Такасуги Синсаку.

кован — золотая монета, существовавшая в период Токугава, равнявшаяся приблизительно одному рё (см.).

кобу-гаттай — союз императорского двора и воинов. Один из первых политических блоков, созданный представителями даймё и кугэ с целью борьбы за реставрацию.

кобусё — министерство промышленности, упраздненное в 1885 г. коку — мера емкости, которая менялась в зависимости от периода и местности, но затем была закреплена в размере 1,8 гектолитра.

кокугакуся — термин, применявшийся к националистическим ученым эпохи Токугава.

косаку кабу но ториагэ — право помещика прекращать аренду по собственному усмотрению.

коте — единый термин, применявшийся после муниципальной и префектуральной реформ 1872 г. для обозначения должности сельского старосты или главы сельского магистрата (впоследствии называвшихся тё-тё).

кугэ — придворная знать (в противоположность феодальной знати — даймё), которая до реставрации находилась при императорском дворе в Кёто.

кунайсё — министерство императорского двора.

курамото — торговые агенты даймё, главным образом в Осака, находившиеся при кураясики (см.)

кураякунин — непосредственные представители даймё (обычно самураи), ведавшие складами.

кураясики — склад (главным образом в Осака), где хранился рис или другие источники дохода даймё или его вассалов впредь до превращения их в деньги при посредстве кураякунин.

кусайбансё — окружной суд.

кэнсэйто — конституционная партия, образованная из фракций, отколовшихся от дзиюто и кайсинто и в 1900 г. превращенная в партию сэйюкай, которую возглавлял Ито.

кэнсэйхонто — истинно конституционная партия. Одна из многих групп, отколовшихся от старой партии кайсинто, возглавляемая Окума.

«мабики» — дословно «прореживание»; разговорное выражение, означающее детоубийство.

мёгакин — налог или плата, не имевшая официально установленного размера, налагавшаяся феодальными властями на купечество за предоставление ему торговых привилегий (ср. с гоёкин и ундзё).

минкэн-рон — агитация за народные права.

минкэн-ундо — движение за народные права. Общий термин для демократического движения в начале периода Мэйдзи.

мисо — кушанье (род массы из бобов).

моммэ — мера веса, которая в настоящее время равняется 3,7565 г. До периода Мэйдзи применялась в качестве денежной меры — 60 серебряных моммэ составляли один золотой рё.

Мэйдзи дзидай — эра Мэйдзи, продолжавшаяся с 1868 по 1912 г.

Мэйдзи исин — реставрация Мэйдзи, 1867–1868 гг. Формально эта реставрация ознаменовалась признанием со стороны последнего сегуна Токугава Кэйки того положения, что император является де-факто, так же как и де-юрэ, правителем страны.

мэцукэ — цензоры, чиновники правительства Токугава, ведавшие шпионажем и наблюдением за нравами.

найкаку — кабинет министров, созданный в 1885 г. вместо дадзёкан (см.).

найкаку сори дайдзин — министр, председатель кабинета министров.

нануси — один из многих терминов, существовавших до реставрации Мэйдзи для обозначения сельских старост, применявшийся в восточной Японии (Канто), тогда как в западной Японии (Кансай) сельский староста назывался сёя.

окурасё — казначейство или министерство финансов в правительстве Мэйдзи.

«онкэн тякудзицу» — приблизительно: «осторожно, но прочно, медленно, но верно» — девиз партии кайсинто.

отокай — политическое общество, находившееся под руководством Оно Адзуса, Токада Санаэ и др., которое наряду с другими вошло в кайсинто.

расоцу — «патрули». Наименование полиции в Токио после ее реорганизации в 1871 г.

рё — денежная единица, существовавшая до революции Мэйдзи в Японии. В 1871 г. была приравнена к одной иене.

рёгаэя — биржевые маклеры; мелкие менялы денег и ростовщики в городах и селах дореволюционной Японии.

риккэн тэйсэйто (или просто тэйсэйто) — конституционно- императорская партия, основанная в 1882 г. как правительственная партия.

риссися — общество свободомыслящих. Первая либеральная организация, состоявшая главным образом из людей клана Тоса и вошедшая затем в либеральную партию (дзиюто).

родзю — член правительства бакуфу.

ронин — странствующий или бродячий воин, самурай, который по экономическим, политическим или личным мотивам прекращал свою вассальную верность феодалу.

сакая кайги — совет производителей сакэ, созданный в 1800 г. по инициативе Кадзима Минору и принимавший активное участие в партии дзиюто.

сакэ — рисовая водка. самбу цу-кайсё — наименование кланового органа, ведавшего монополией в области производства главных предметов торговли.

самурай — феодальный воин или рыцарь, находившийся в вассальной зависимости от даймё и получавший от своего господина рисовую стипендию.

санкин-котай — «поочередное присутствие» даймё при дворце сегуна. Согласно этой системе, даймё вынужден был проводить несколько месяцев в году в Эдо, причем возвращаясь в свое имение, оставлял в Эдо свою жену и семью в качестве заложников.

сегун — главнокомандующий, или командующий. Этот титул, являющийся сокращением названия «сэй-и-тай-сёгун», принадлежал военному диктатору феодальной Японии.

сётай — взвод, эскадрон, батарея.

сёхоси — первое название коммерческого бюро, созданного в 1868 г., и замененного затем названием «цусёси».

сея — одно из дореволюционных названий сельского старосты.

сею — соевый соус.

си-гакко — военные, или самурайские, школы. Название, применявшееся к учебным пунктам для самураев клана Сацума, организованным Сайго Такамори.

сидзоку — воинское сословие или дворянство. Общий термин, применявшийся к семьям бывших самураев после реставрации.

сики — дословно «услуги». Термин, которым обозначались феодальные доходы и права, связанные с феодальными привилегиями.

си-ко року-мин — дословно «четыре части господину, шесть народу». Эта фраза употреблялась для выражения существовавшего тогда распределения риса между крестьянами и феодальным правителем. В поздний феодальный период доля, поступавшая господину, была значительно выше.

симпурэн — «отряд священного ветра». Наименование тайного общества недовольных самураев, которое организовало восстание в Кумамото в 1876 г.

симпэйтай — императорская лейб-гвардия. Этот термин применялся в начале эры Мэйдзи, до введения всеобщей воинской повинности, и обозначал регулярную армию правительства.

синдзинуси — новые помещики. Термин, применявшийся в отношении класса купцов или ростовщиков, которые стали землевладельцами в последний период правления Токугава.

ситидзи-косаку — арендованная земля, находящаяся в закладе у ростовшика.

ситю торисимари — городская полиция. Первоначальное название городской полиции 1868 г.), замененное в 1869 г. термин- ном «фухэй».

сонно-дзеи — «Возвышайте императора, изгоняйте варваров!» Боевой клич антифеодальных сил в годы, предшествовавшие реставрации.

соцу — рядовой. Название самураев низших рангов вскоре после реставрации.

сукэго — одна из наиболее обременительных форм барщины; по этой системе крестьяне поставляли лошадей и людей для курьерской и почтовой службы в период Токугава.

сэ — единица измерения земли, равная 0,01 те (см.).

сэйдо торисирабэ кёку — бюро по изучению конституционных систем, занимавшееся разработкой японской конституции под руководством князя Ито Хиробуми.

сэй-и-тай-сёгун — «покоряющий варваров главнокомандующий». Полный титул сегуна.

сэйкан рон — агитация за поход в Корею.

сэйюкай — Общество политических друзей. Партия консервативного направления, образованная в 1900 г. Ито Хиробуми из групп, отколовшихся от прежних политических партий, и впоследствии возглавляемая маркизом (позже князем), Саёндзи.

сяккинто — партия должников. Местная политическая организация, созданная в начале эры Мэйдзи для защиты интересов мелких арендаторов и крестьян.

тай — отряд войск.

тан — единица измерения земли, равная 0,1 те (см.).

тати гэкари — то же, что и термин тори ката-но кинси (см.).

те — единица измерения земельной площади, равная 0,99 га.

тёбу — то же, что и те.

тёдзи — светские земли; земельная собственность в Эдо, где строили свои дома представители тёнин.

тёнин — простой народ, в отличие от воинского сословия — буси.

Этот термин обычно применялся к купеческому сословию в период Токугава.

тикэн — удостоверения о землевладении, которые выдавались землевладельцам правительством в переходный период, связанный с проведением реформы земельного налога.

тодзама — дословно «сторонний феодал»; даймё, находившийся в номинальной, а не в наследственной (фудай) вассальной зависимости от дома Токугава. Именно эти сильные, полуавтономные феодалы объединили свои силы для свержения правления Токугава.

тоё гисэйкай — название политического общества, находившегося под руководством Я но Фумио, Инукаи Цуёси и других, которое образовало партию кайсинто.

тоё дзиюто — восточная либеральная партия. Название радикальной группы, отколовшейся от партии дзиюто; находилась под руководством Ои Кэнтаро.

тоё сякайто — восточная социальная партия. Одна из первых партий левого крыла, созданная в 1882 г. по инициативе Таруи Токити и Акамацу Тайсукэ.

Токугава — феодальный род, который господствовал в Японии сначала XVII в. до реставрации 1868 г. Глава этого рода в качестве сегуна управлял из Эдо.

токуми донья (или донья) — десять объединенных тонъя, или крупные монопольные гильдии оптовой торговли, существовавшие в Эдо в период Токугава,

тондэн-хэй — милиция, или, точнее, военные поселенцы в пограничных районах или незаселенных районах.

тонъя (или тон-я) — база оптовой торговли.

тори ката но кинси — фраза, означающая право помещика запрещать арендатору, не выполняющему своих обязательств, убирать свой урожай.

тосиёри — старший, отсюда советник; а также одно из многих дореволюционных названий сельского старосты,

тэдзукури дзинуси — обрабатывающие землю помещики, то есть помещики, которые постоянно проживали в деревне.

тацудо кайги — железнодорожный совет, учрежденный правительством Мэйдзи для руководства железнодорожным строительством.

тютай — пехотная рота, кавалерийский эскадрон, артиллерийская батарея.

удзи — родовая единица в древней Японии, которую не следует смешивать с термином «хан» — удел или клан, означающим, территориальную единицу.

укиё-соси — общедоступный вид романа периода Токугава, описывающий простой народ, а чаще всего жизнь полусвета.

укиё-э — жанр живописи, существовавший в период Токугава, изображавший современную повседневную жизнь.

ундзё — один из многочисленных видов «благодарственных денег», выплачиваемых по определенной ставке купцами феодальным властям в период Токугава как своего рода предпринимательский налог.

ути-коваси — «разгром домов», городские восстания во время феодализма, направленные обычно против высокой цены на рис и против торговых монополий в кланах.

ути харай рай — декрет бакуфу, принятый в 1825 г., повелевавший атаковать и преследовать иностранные суда, приближающиеся к берегам Японии.

фу — городская префектура, которых было три в Японии: Токио, Осака и Кёто.

фудайдаймё — феодальный князь, находящийся в наследственной вассальной зависимости от дома Токугава, в противоположность полуавтономным тодзама.

фудасаси — рисовые маклеры Эдо, находившиеся на службе у хатамото и напоминавшие осакских какэя.

фу коку кёхэй — «Богатая страна и сильная оборона». Лозунг, существовавший в начале периода Мэйдзи.

фуку-котё — помощник сельского старосты; см. коте.

фу-кэн кай — префектуральное собрание. фухэй — «городская охрана». Термин, применявшийся для токийской префектуральной полиции, которая была создана в 1869 г. и затем переименована в «расоцу».

хадзэ — японское восковое дерево, rhus succedanea (лат.).

хайхан-тикэн — упразднение феодальных владений и образование префектур 1871 г.).

хан — феодальное владение или клан, территориальная единица, управляемая даймё или феодальным князем

хан-гиин — собрание феодального клана (клана Тоба).

хансэки-хокан — возвращение феодальных прав даймё императору в 1869 г.

хатамото — «образцовые воины», непосредственные военные вассалы Токугава.

хоандзёрэй — закон или акт об охране безопасности. Один из наиболее жестких законов подобного рода был принят в 1887 г.

хонкэ — главная или основная ветвь рода в противоположность боковой или младшей ветви.

хэймин — в начале эры Мэйдзи — простой народ, плебеи; более точно, население, не принадлежавшее к прежнему воинскому или аристократическому сословиям.

цусё кайся — коммерческие компании, созданные в первые годы эры Мэйдзи по инициативе правительства для поощрения внешней торговли.

иусёси — коммерческое бюро, созданное в 1869 г. вместо существовавшего до него сёхоси.

Эдо (или Иэдо) — современный Токио. Этот город был столицей в токугавской Японии.

Эдзо (или Иэдзо) — прежнее название острова Хоккайдо.

эй-косаку — вечная аренда. Одна из форм крестьянской аренды земли,

эта — широко распространенный термин для обозначения японской касты «отверженных».

Япония в период токугавского сегуната

В 1542 г. у южного побережья о-ва Кюсю впервые появились португальцы. С этого времени в течение нескольких лет португальские корабли систематически посещали Японию. Португальцы завязали торговые отношения с Японией, ввозя туда огнестрельное оружие в обмен на золото. Начиная с 1549 г. в Японии развернули активную деятельность католические миссионеры.

Купцы и миссионеры опирались на некоторых японских феодалов. Это были по преимуществу правители тех районов, в которых находились посещаемые европейцами портовые города. Они извлекали немалую выгоду от расширения внешней торговли Японии. Японские феодалы были заинтересованы также в приобретении европейского оружия.

В 80-х годах XVI в. на о-ве Кюсю насчитывалось уже свыше 100 тыс. христиан. В начале XVII в. в Японии активизировались английские и особенно голландские купцы.

Появление европейцев в Японии совпало с острой борьбой за создание централизованного феодального государства. К концу XVI — началу XVII в. на Японских островах для этого уже сложились известные экономические и политические предпосылки.

В предшествующие столетия хотя и медленно, но росли производительные силы, расширялась торговля, развивались города. Непрекращавшиеся крестьянские восстания толкали феодалов к объединению. Усилению централизаторских тенденций способствовала также угроза со стороны европейских колонизаторов.

Императорская власть занимала в феодальной Японии своеобразное положение. Возникнув еще в период перехода к классовому обществу, династия японских императоров, носивших титул микадо или тенно, сохранила в последующие столетия свое официальное положение. Оно освящалось японской религией — синтоизмом (синто — «путь богов»). Эта религия возникла на базе первобытных верований, одухотворявших природу и обожествлявших умерших предков. Синтоисты считали, что людей окружают многочисленные духи и боги (ками), олицетворяющие силы природы. Люди также происходят от богов (ками), и при определенных обстоятельствах душа умершего может стать ками. Ками могут воплотиться и в предметы ритуального поклонения (фигурку бога, дощечку с его именем и т.п.).

Главная роль в синтоистском пантеоне принадлежит богине солнца Аматерасу, согласно преданию пославшей на землю своего сына, потомок которого Дзимму 11 февраля 660 г. до н. э. вступил на императорский престол, основав японскую императорскую династию. Эта мифическая дата отмечается правящими классами Японии как день основания империи.

Японские императоры считались верховными жрецами синтоистской религии. Они руководили главными синтоистскими храмами. В условиях феодальной раздробленности религиозный статус японских императоров способствовал тому, что их светская власть стала номинальной.

Не удивительно поэтому, что борьба за преодоление феодальной раздробленности не пошла в Японии по пути укрепления императорской власти, а приняла форму борьбы отдельных феодальных группировок за установление контроля над страной.

К началу XVII в. Иэясу Токугава подчинил своей власти удельных князей всей Японии и принял наследственный титул сегуна -— главнокомандующего (полный титул: тайсегун — «великий полководец»). С этого времени более 250 лет Япония управлялась династией сегунов Токугава.

Сегун стал неограниченным правителем страны. Правда, императору воздавались всяческие почести, но подчеркивалось, что божественному императору не к лицу снисходить до какого бы то ни было общения со своими подданными. «По той же причине, по которой солнце и луна совершают свой путь, — утверждали Токугава, — император обязан сохранять свое сердце нетронутым. Поэтому он обитает во дворце, как на небе. Сегун указывает все государственные повинности и не нуждается при отправлении правительственных дел в разрешении императора. Когда земля среди четырех морей неспокойна, то это вина сегуна».

Режим сегуната, окончательно сложившийся при третьем сегуне, Иэмйцу Токугава (1623—1651), стал своеобразной формой централизованного феодального государства.

В XVII в. территория Японии охватывала три основных острова — Хонсю, Кюсю, Сикоку — и прилегающие мелкие острова. На о-ве Хоккайдо, где японцы вели наступление на коренное население (айнов), они занимали в то время лишь южное побережье. К началу XVII в. население Японии составляло 17 млн., к концу столетия — 25 млн. Собственниками земли в токугавской Японии были сегун, феодалы, храмы и монастыри (буддийские и синтоистские). Примерно четвертую часть земель Японии занимали владения дома Токугава. Остальные земли страны составляли феодальные уделы князей. Около трети земель, принадлежавших Токугава, были держанием непосредственных вассалов сегуна — мелких и средних феодалов.

Крестьяне прикреплялись к земле определенного феодального владения в качестве подданных. Они обрабатывали землю на правах наследственного держания, за что обязаны были вносить своему феодалу высокий натуральный оброк. Барщина существовала лишь в некоторых районах Японии, но серьезного экономического значения она не имела.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Особую группу— кугэ — составляла придворная знать императорской столицы Киото. Формально кугэ занимали самое привилегированное положение, но своих земельных владений не имели. Как и император, они получали содержание от сегуна.

Многочисленные представители военного дворянства принадлежали к «военным домам» (букэ), образуя сословие самураев (от «самурау» — «служить»). Его верхушку составляли владетельные князья — даймё. Дайме при Токугава считались те феодалы, земли которых приносили им доход более 10 тыс. коку (примерно 1500 т) риса. Часть дайме — фудай дайме (букв, «наследственные дайме») — были союзниками дома Токугава еще до образования сегуната. После образования сегу-ната они стали опорой и доверенными людьми сегунов. Другую часть дайме — тодзама дайме («посторонние дайме») — составляли владетельные князья, в прошлом боровшиеся против' Токугава. С утверждением сегуната они находились под неослабным контролем правительства Токугава. Но в управлении делами своих княжеств тодзама дайме сохранили самостоятельность.

К следующей после дайме прослойке самурайства относились хатамбто (букв, «флагоносцы») — владетельные феодалы, земли которых давали менее 10 тыс. коку риса. Как правило, хатамото были непосредственными вассалами Токугава. Они ведали взиманием налогов, контролировали выполнение повинностей и осуществляли надзор за населением во владениях сегуна.

Основную массу самурайства составляли дружинники сегуна, дайме и хатамото. Большинство самураев не имели земли, получая от своего сюзерена жалованье.

Самураи воспитывались в кастовом духе. Их поведение регламентировалось особым кодексом самурайской чести — буз.1 сидб (букв, «путь самурая»), — строжайшим образом запрещавшим им заниматься чем-либо, кроме военного дела. Самурай, нарушивший этот кодекс, должен был покончить самоубийством, сделав себе харакири (вспороть живот специальным мечом).

Материальное положение низшего слоя самурайства при Токугава значительно ухудшилось. В связи с прекращением внутренних феодальных усобиц война перестала быть постоянным явлением. Князья больше не нуждались в многочисленных дружинах самураев. Многие самураи разорялись, превращались в рбнинов («бродячих людей») — так назывались самураи, не имевшие сеньоров. Нередко они становились лекарями, учителями, мелкими служащими, иногда ремесленниками и торговцами. Но большинство разорившихся самураев цеплялись за свои привилегии в ожидании лучших времен, сохраняя кастовую заносчивость. В Японии издавна сложилась народная поговорка: «Самурай и не пообедав важно держит зубочистку во рту».

Сегун, князья, самураи жили за счет жесточайшей эксплуатации крестьянства. Размеры продуктовой ренты-налога, вносимой крестьянами князьям, обычно составляли более половины урожая. Кроме того, существовало множество других поборов и повинностей.

Основной задачей Токугавского сегуната было сохранение и расширение феодальной эксплуатации крестьянства. Экономическое принуждение, вытекавшее из феодальной собственности на землю, дополнялось самыми изощренными формами внеэкономического принуждения. Путем сложной системы административно-полицейских регламентации токугавские власти постоянно вмешивались в быт и хозяйство крестьянской семьи. Обрекая крестьян на нищенское, полуголодное существование, режим Токугава стремился убить в них всякую волю к сопротивлению.

Характеризуя положение крестьян при Токугава, японский историк Эйдзиро Хондзе пишет: «Это население было сковано по рукам и ногам, подвергалось всяческим ограничениям, вплоть до малейших мелочей, и влачило самое жалкое существование, словно оно жило только для того, чтобы вносить налоги. Правительство предписывало крестьянам употреблять только грубую пищу, разрешало носить одежду только из хлопчатобумажных тканей, запрещало постройку удобных и просторных жилищ, а также употребление носилок при свадьбах, запрещало класть на седло ковер, запрещало в случае бедствия или неурожая изготовление или продажу сакэ (водка), удон (макароны), пшеничной муки, пшеничных лепешек, так как это считалось излишней тратой зерна. Употреблять крестьянам в пищу рис считалось роскошью и, конечно, было запрещено. Налоги взимались по поговорке: „Крестьянин — что кунжутное семя. Чем больше жмешь, тем больше масла выжмешь"».

Все это приводило к массовому разорению, голодовкам, нищете японского крестьянства. Крестьянам приходилось обращаться к ростовщикам и в конце концов становиться их неоплатными должниками. Торгово-ростовщический капитал проникал в японскую деревню, усугубляя феодальную эксплуатацию крестьянства.

Объединение страны, осуществленное с утверждением власти Токугава, до некоторой степени благоприятствовало росту японских городов и развитию торговли. В токугавский период в Японии насчитывалось свыше 200 городов и поселков городского типа. Крупнейшие из них — Эдо, Осака, Киото и др. — насчитывали сотни тысяч жителей. Японские города являлись центрами развитого ремесленного производства, продукция которого главным образом реализовалась на рынке. Ремесленники объединялись в цехи, пользовавшиеся монопольным правом производства тех или иных товаров. Существовала строгая цеховая регламентация производства. Ремесленники облагались тяжелыми налогами. Внутри цехов наблюдалось классовое расслоение. Мастера эксплуатировали подмастерьев и учеников, превращались в ряде случаев в мелких предпринимателей. Постепенно увеличивалась роль купцов-скупщиков, также жестоко эксплуатировавших ремесленников. В XVII в. уже появились отдельные мануфактуры капиталистического типа.

Большим влиянием в городах пользовались купцы, официально считавшиеся самым низшим сословием. Они объединялись в особые торговые гильдии. Торговля играла важную роль в экономике токугавской Японии. Она охватывала не только города, являвшиеся основными центрами торговой деятельности, но и деревни. Крупные купцы-скупщики скупали у князей рис. Нередко они брали на откуп получение продуктовой ренты с крестьян, финансируя князей в счет будущего урожая. Некоторые купеческие гильдии носили монопольный характер, получая исключительное право на торговлю определенными товарами.

В крупных городах складывались богатые торговые дома, финансировавшие сетуна и князей.

Таким образом, товарное производство и товарно-денежные отношения получили в период Токугавского сегуната довольно значительное развитие. Они главным образом обслуживали потребности феодалов и были дополнением к господствующим феодальным отношениям. Торгово-ростовщический капитал, проникая в феодальное хозяйство, в значительной степени подрывал его основы, но не становился носителем нового способа производства.

Возникновение и падение сёгуната в Японии

Издревле для удержания власти императорский дом Японии, должен был объединяться с каким-либо влиятельным домом. Такая политика привела к тому, что власть императора к 1156 году стала крайне ограниченной, а за контроль над страной вели борьбу роды Тайра и Минамото.

В конце концов победу одержал род Минамото и чтобы легитимизировать её, Минамото-но Ёсинака потребовал от императора назначить его сёгуном, ранее это был титул полководца, ведущего походы против северных варваров. Ранее титул сёгуна позволял созывать армию Японии против эдзо, живших на северо-востоке страны, поскольку они были сильны. Такие походы требовали всех возможных ресурсов, включая и людские. К XII-му веку эдзо ослабели и замирились, встали вступать в войска японских правителей, однако титул остался, чем и воспользовался Минамото-но Ёсинака.

Новый сёгун не только монополизировал право собирать войска, но и значительно расширил свои полномочия, сосредоточив в своих руках военно-гражданскую власть Японии, император же оставался воплощением богов на земле и без реальной власти.

В период с XII по IXX вв. сменилось множество сёгунов и военных лидеров, более сильные, более слабые, разобщающие и собирающие страну. Однако такое не могло длиться вечно.

После открытия Японии, европейские страны, боровшиеся за колонии в Азии, стали искать выход на рынки Страны Восходящего Солнца, что было крайне затруднительно ввиду политики самоизоляции, которую установил Сёгунатом Такугава после восстания христиан в Симабаре в 1637 году.

Политика изоляции Японии была прервана американским коммодором Мэтью Перри. Его экспедиции 1853-1854 годов, были направлены на передачу императору предложения о дружбе и торговли, примечательно что коммодору разрешалось применение силы ради заключения договора. Так угрожая войной Перри прервал самоизоляцию Японии и добился заключение Канагавского договора, открывавший два порта для американцев, с целью торговли и заселения. Далее был заключен Симодский трактат с Российской Империей, регулирующий торговые отношения и спорные территориальные вопросы, а последней точкой стали неравноправные договоры Ансэй, которые запрещали Японии самостоятельно устанавливать пошлины и привлекать к уголовной ответственности иностранцев.

Сёгунат показал себя как форма правления, не умеющая приспосабливаться к меняющимся условиям, реагирующим на них слишком поздно, он изжил себя и вызывал всё большие антиправительственные настроения.

Среди японской аристократии встал вопрос о восстановлении императорской власти, курс на модернизацию державы по западному образцу и становление Японской Империи в ряд великих стран. Такие изменения не могли произойти в стране руководимой, к тому времени уже ставшими слабыми и неавторитетными сёгунами.

Токугава Ёсинобу - последний сёгун, хотел создать новое правительство, куда входили бы столичные аристократы и представители императора, на обломках сёгуната. Сам же сёгун стал бы премьер-министром, сохранив после реформ власть. Ёсинобу сложил полномочия 9 ноября 1867 года, и вернул власть императору, однако его надежды по поводу должности премьер-министра, которая была бы наследственной не оправдались.

Про-императорская партия подавила про-сёгунскую, должности сёгуна и регента при императоре были упразднены, император получал всё полноту власти над страной. 500-летнее правление самураев пало под натиском времени.

Государство и право Японии в период сегуната Токугава(1603-1868)

Сёгунат Токугава или Сёгунат Эдо — феодальное военное правительство Японии, основанное Токугавой Иэясу и возглавляемое сёгунами из рода Токугава.. Этот период в истории Японии известен под именем периода Эдо.

В этот период ужесточаются методы правления военно-самурайской верхушки и создается разветвленный полицейский аппарат. Системой управления императорским двором сёгунат токугава ввел дожности старших советников, входивших в Гос-ый совет и контролировавших одну из 5 коллегий бакуфу:внутреннх дел,иностранной, военной, военно-морской, финансовой. Младшие советники правительства ведали гвардией сёгуна,охраной и полицейским аппаратом. Посколько в средневековой Японии суд небыл отделен от администрации , то судебные дела разрешались тем ведомством,к которому относились проблемы.Высшей аппиляционной инстанцией был император.

Общественная структура: феодалы на 2 группы: гокенин- вассалы правителся сёгуна и хигокенин- иные вассалы,принадлежавшие другим сеньорам. К 17 в влиятельные князья подразд на 2 категории: вассалы императора(занимают высшие должности в гос-ве) и и внешние (не участвовали в делах управления).

В начале 17в Япония объединяется под эгидой Иэясу Токугава и в 1615 г издается Закон 18 статей. В нем регламентируются правовые статусы сословия японского общества: самураев- си,крестьян-но, ремесленников- ко, торговцев-сё.; аристократия-кугэ и изгои-эта.

Первые памятники японского права относятся еще к ранней эпохе Тайка (конституция Сётоку-тайси 604 г.). Нормы поведения, схожие с правилами конфуцианства в Китае, назывались гири: в Японии выделялись гири отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего братьев; вне семьи существовали гири торговца и покупателя, хозяина и служащего и др. Гири отчасти заменяли собой право, а в отдельных случаях и мораль. Соблюдались они автоматически, под страхом осуждения со стороны общества в случае неподчинения конкретным гири.

Военная каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (букэ-хо). Действовавший внутри касты «кодекс рыцарства» был основан на идее абсолютной преданности вассала сюзерену: вассал не имел никаких гарантий против произвола своего сюзерена. В 1232 г. был составлен Сборник обычаев военной касты, содержавший нормы уголовного права и «кодекс чести» самураев.

В целом обычное право того времени содержало главным образом предписания, которые давались высшими чинами низшим. Каждая социальная группа должна была выполнять в государстве строго определенные функции, причем обязанности каждого уточнялись в сборниках рицу-рё, где репрессивно- «рицу», административно-применительные - «рё».Из наиболее известных правовых сборников Японии раннего средневековья известны Тайхо-рё (701 г.) и Ёро-рё (718 г.). Тайхо посвящен большей частью регулированию земельных отношений в японском обществе, а Ёро - уголовным и административным предписаниям. Ни в одном, ни в другом сборнике не содержится деления права на публичное и частное, как и вообще нет деления на отрасли права.

64. Революция Мэйдзи в Японии. Конституция 1889 г.

В 1854г под угрозой применения силы США ,Япония заключила торговый договор с некот европейскими державами ,лишивший ее таможенной автономии. В рез=те возникла угроза превращения страны в полуколонию. Такое положение не устраивало основные социальные слои общества: торгово-промышленную буржуазию,самураев и крестьянство. Обусловленные этим недовольством политические заговоры привели к гос-му первороту- 1867г под названием-реставрация Мэйдзи,во время правления императора муцухито. Суть- в вовозвращении полноты власти императору Муцухито и в возрождении синтоизма как духовного оплота импеаторского двораю Сегун пытался подавить,но потерпел поражение.

Реставрация Мэйдзи по сути антифеодальная революция,после нее страна вступила на буржуазный путь развития.В области социально-экономических отношенийвводилось равенсто граждан преред законом и устранялось всё,что ограничивало личную свободу. В административно-политической сфере- страна разделена на губернии.

Конституция 1889г .Глава гос-ва- Император.Он осуществлял всю испонлительную власть. Парламент японии (2 палаты)- пэров(титулованная знать,научная элитаи члены императорской фамилии) и палаты депутатов(нижняя), обычное население. В результате принятия Конституции Мэйдзи Япония стала второй страной в Азии (вслед за Османской империей), которая ввела у себя конституционную форму правления и заложила основы представительной демократии. Несмотря на расширенный характер императорских прерогатив, сравнительно небольшие полномочия парламента и влияние внеконституционных институтов, нормы Конституции были одним из механизмов дальнейшей либерализации японского государственно-общественного строя в период демократии Тайсё, включая создание первых партийных кабинетов и введение всеобщего избирательного права, а включение в Конституцию положений о правах и свободах подданных стало важным прорывом для традиционного общества с многовековым коллективистским укладом.

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: