Как опустить гитару на один лад

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 05.10.2024

Высота струн на готовой гитаре: настройка и ремонт


Если высоты струн на гитаре вас не устраивают, то их настройка может быть как простейшей операцией по замене или обработке нижнего порожка, так и глобальным ремонтом в особо неприятных случаях. В каждой конкретный ситуации действовать можно немного по-разному, используя стандартные приемы в разных сочетаниях.

Особый случай гриф на винте. Настраивать высоту просто, но помните, когда вы крутите винт регулировки, вы изменяете расстояние между ладами и нижним порожком. Проблема усугубляется, если 12-й лад и точка упора грифа находятся на большом расстоянии. Такая картина часто наблюдается на советских гитарах. Гриф на винте также должен иметь правильную форму, быть ровным.

(Далее в тексте косточкой я называю нижний порожек.)

Какими должны быть высоты у нейлона на 12 ладу

Сначала вспомним какие расстояния должны быть и как их измерить. Если приставить линейку к двенадцатому ладу, то до центральной линии первой струны должно быть 3.5мм, а на шестой это расстояние, постепенно должно увеличиться до 4.5-5мм и даже до 5.5мм. Ещё раз - это расстояния для нейлона.

(Для металлических струн все ниже: до 2 мм для первой и 3.5 для шестой.)

Высота струн над декой в районе подставки должна быть от 9 до 15мм. Нижний порожек должен уверенно держаться в пропиле.

Причины неверных высот

Факторов, влияющих на высоту струн, достаточно много. И причиной больших расстояний может быть как ошибка или неточность при изготовлении, так и изменения в гитаре по прошествии какого-то времени, предсказуемые и не очень.

Очевидные ситуации. Без понимания вопроса сменили металл на нейлон или наоборот. Гитара изготавливалась специально с другими высотами и вам они не подходят. На гитаре не та косточка.

Самая серьезная проблема - при изготовлении неверно установили гриф и подстройки косточкой не хватает, чтобы это скомпенсировать.

Самая распространенная причина - гриф со временем прогнулся и требуется только опустить косточку или ещё его выпрямить. Несколько прогнуться может и сам корпус гитары, тогда надо просто опустить косточку, обратив внимание не поплыла ли ещё мензура.

Классическая проблема: прогиб грифа

Это системная проблема грифов без анкера, т.е. грифов классических гитар. Шейка может излишне прогнуться под натяжением струн и вы получите увеличение высоты струн.

Исправлять такую проблему надо выпрямлением грифа, а не понижением нижнего порожка. Почему?

Если просто опустить косточку, тогда получится яма, на выходе из которой струна будет звенеть. Дно ямы в районе 7-го лада, после нижней точки ямы лады начинают подниматься вверх и струна будет касаться следующего лада.

Стандартная проверка, если вы опустили струны до нормальной высоты над 12 ладом и они начали все позвякивать начиная с середины грифа, значит у вас излишний прогиб.

Сразу для контраста: если струны звенят на первых ладах о следующий лад, тогда у вас струны слишком низко или есть загиб грифа.

Специально указываю причину звона, о следующий лад, так как причина может быть иной, например, призвук на верхнем или нижнем порожках. Это другая проблема, связанная с их формой.

На кривом грифе можно настроить только какой-то его участок для нормальной игры. В каком-то смысле это оправданно, если вы играете только в первых позициях. Величина прогиба напрямую влияет на сложность ситуации. С маленьким излишним прогибом мириться ещё как-то можно. Если струны звенят уже на пятом ладу, то это и для простого аккомпанемента слишком.

Кривой гриф требует выпрямления. Перед выпрямлением определитесь с высотами, что у вас получится в конце концов. Воспользуйтесь необходимостью ровнять накладку и четко попадите на желаемую высоту. В зависимости от того какую сторону накладки вы будете обрабытывать в большей степени, так у вас и будет меняться окончательный результат по высоте струн.

Далее рассматриваем высоты уже на ровном грифе.

Высота над первым ладом

Очевидно, что открытая струна не должна звенеть о первый лад. Слишком же большое расстояние - это ненужное мучение для гитариста.

Чтобы быстро прикинуть достаточную высоту нужно при правильном зазоре на 12 ладу зажать струну на первом ладу и посмотреть на расстояние над порожком второго лада. Расстояние на первом ладовом порожке у открытой струны практически такое же. Подробно настройку этих высот обсудим в следующей статье о верхнем и нижнем порожках гитары.

Регулировка нижнего порожка

Понятно, что есть штатная возможность изменить высоту нижнего порожка. Это очевидная настройка. Если косточку надо опустить, то ее просто надо сточить, если поднять, то по большому счету ее надо заменить. Ремонт с подклейкой приемлем, но склейка не должна слишком высоко поднятся в пропиле. Приклеиваете твердое дерево, кость или что-то подобное к нижнему порожку на суперклей. Такой подход приемлем для недорогих гитар. Далее что делать если косточка слишком большая или слишком маленькая для своей подставки.

Обратите внимание, чтобы поднять струну на 0.5 мм над 12 ладом, косточку надо поднять уже на 1 мм.

Работа с подставкой

Очень часто требуется правка самой подставки, т.е. косточка такая высокая, что плохо держится или наоборот такая низкая, что тонет в пропиле.

Слишком высокий нижний порожек

Если косточка становится слишком высокой для старого пропила, нужно углубить и желательно расширить его. Косточка должна уверенно сидеть в пропиле. Делайте эту операцию с пониманием что такое компенсация строя.

Надо учесть возможности деки сопротивляться большему напряжению. Для толстых дек высокий порожек может пойти и на пользу. Поднимая кость вы увеличиваете рычаг и крутящий момент на подставке, она с большей силой начинает выламывать деку.

Также бывает необходимо уменьшить угол захода струны на косточку. Струны слишком резко поднимаются на нижний порожек, фактически выламывая его. Крепление с помощью косички(т.е. обычное крепление за одно отверстие) само по себе снижает этот нежелательный эффект, позволяет струне подтянуться вверх. Можно увеличить высоту панельки крепления струн, совместить это с приятным и приклеить что-то декоративное сверху. Тогда петля струны будет выше подтягивать струну, уменьшать угол, снижать опрокидывающий момент на косточку.

Слишком низкий нижний порожек

Если косточку надо опустить ниже уровня подставки, тогда можно несколько срезать её губу, сделать её ниже, чтобы нижний порожек достаточно выглядывал. Но есть подводный камень – надо следить за углом отсечки струн, поэтому ход настройки этим способом небольшой и не всегда осуществим.

Угол отсечки струн также зависит от способа и положения отверстия для крепления струн. Если надо угол увеличить, то отверстие должно быть максимально низко и следует применить крепление за два отверстия или с помощью поговички.

Можно рассмотреть вариант смены способа крепления струн. Например, у вас обычная подставка с креплением за отверстие. Подставка высокая. Вы можете перейти на способ крепления струн с помощью колков, как на вестернах или цыганских гитарах. Для классической гитары это подойдет только в особых случаях, но об этой возможности нужно помнить.

Тут мы фактически доходим до возможности смены подставки. Вариант приемлем, особенно в комплексе с другими факторами. Старая подставка некрасивая, поломанная, кривая и оторванная, не закрывает каких-то пятен.

Старые отверстия в подставке можно заделать чепиками твердого дерева с эпоксидной смолой и просверлить ниже другие отверстия. Сделать на приклееной подставке это можно с помощью некой спицы с прикрепленным к ней сверлом. Так как сверлить мало, то можно использовать и просто заточку на спице. Сверлить со стороны нижнего клеца, обороты низкие.

Большие ошибки, т.е. фактически неверная установка грифа в гитару может быть исправлена помимо переустановки грифа правкой накладки, а также пилением пятки. Сделать пропил очень близко к обечайкам, как будто вы хотите отпилить гриф заподлицо к корпусу, но остановиться перед накладкой. Теперь нужно лишь подобрать вставку из плотного дерева, чтобы, склеив с ней все назад, получить верный угол вклейки грифа. Ремонт радикальный, но эффективный.

Как настроить гитару на тон ниже


К примеру, певцу с низким голосом может не подойти аккомпанемент гитары, звучащей в классическом строе. В этом случае, ему посоветуют настроить инструмент на тон ниже. Как это сделать?

Теория

Если вы подёргаете струну, поочерёдно зажимая её на соседних ладах, то издаваемые гитарой ноты будут отличаться на полтона. Получается, расстояние между ладами соответствует полутону.

После перенастройки инструмента на тон ниже, ноты как бы «сползут» на два лада вправо. Сравните рисунки:

Классический строй E (ми)

Как настроить гитару на тон ниже

Строй D (ре) – на тон ниже классического

Строй D (ре) – на тон ниже классического

На них видно, что теперь звук открытых струн классического строя гитарист получит, если зажмёт баррэ на втором ладу (или установит на него каподастр). А если сыграет привычную мелодию без учёта изменения строя, зажимая струны на прежних местах, слушатели заметят, что гитара звучит ниже.

Переходим к практике

Как настроить гитару на тон ниже? Способы:

  • C помощью хроматического тюнера;
  • по записанному звуку открытых струн;
  • с помощью каподастра;
  • перестройка из классического строя E (ми).

Перестроить гитару с помощью тюнера сможет даже человек, впервые взявший в руки этот инструмент. Нужно только играть поочерёдно открытые струны и следовать указаниям прибора.

Способ настройки по записи звучания открытых струн требует предварительной тренировки слуха, поскольку здесь уже придётся обойтись без подсказок. Музыканту нужно самому улавливать разницу между записанным звуком и тем, который издаёт гитара и, подкручивая колки, добиваться звучания в унисон. Те, кто регулярно посещает уроки гитары, легко справятся с этой задачей.

Настройка с помощью каподастра похожа на классический способ, когда сначала настраивается первая струна, а по ней – остальные. Но чтобы гитара звучала на тон выше, установите каподастр на втором ладу. Первая струна настраивается по камертону на ноту E (ми), вторая зажимается на седьмом ладу и спускается до тех пор, пока звук не совпадёт со звучанием незажатой первой струны. Остальные настраиваются аналогично, только третья струна зажимается не на седьмом ладу, а на шестом. Когда вы снимете каподастр, гитара зазвучит на тон ниже.

Если ваша гитара уже настроена, её легко перестроить без дополнительных устройств и приборов. Для этого зажмите вторую струну на третьем ладу (нота D или ре) и, постепенно ослабляя натяжение первой, добейтесь одинакового звучания. Теперь первая струна звучит на тон ниже, а остальные настраиваются по ней как обычно.

Как опустить гитару на один лад

Различные варианты настройки гитары

Различные варианты настройки гитары.Многие начинающие гитаристы даже и не подозревают, что гитару можно настраивать не только в "стандартный строй", а и по-другому. Думаете зачем существует такое количество струн разного калибра и комбинаций? Вот-вот, именно для разной настройки гитары.

В чем смысл и зачем это нужно, спросите вы? А дело в том, что разные стили музыки требуют разного характера звучания и тембрального окраса, некоторые песни не возможно сыграть в "классическом строе", а еще и для того, чтобы было удобно петь.

Перечислим самые распространенные варианты настройки гитары:

Стандартный строй гитар.Стандартный (E-B-G-D-A-E) - это самый простой и известный гитарный строй.

Он используется в 90% музыкальных жанрах.

Стандартный строй гитары

Пониженные гитарные строи.Альтернативные гитарные строи.

Попробуйте настроить гитару на полтона или даже на тон ниже и вы сразу почувствуете разницу в звуке.

Для того чтобы настроить на тон ниже по тюнеру следует выполнить такую последовательность с первой по шестую струны (D-A-F-C-G-D).

Альтернативный гитарный строй на полтона нижеПониженный гитарный строй на один тон ниже

Зачем нужны толстые струны и струны жесткого натяжения?

Вот как раз-таки и затем, чтобы ваша гитара звучала красиво в альтернативном, не стандартном строе. Следует знать, что если стоят струны умеренного натяжения, такие, например как 11-52, то при понижении их на тон они не только будут легче зажиматься, но и терять объём звучания.

Из этого следует многим известное правило - чем тоньше струны, тем ярче звук и их легче зажимать, но меньше басов и наоборот, чем толще струны, тем их сложнее прижать, но звук будет более богатым и насыщенным.

Наверняка вы слышали, как звучит гитара в джазе. Так вот, джазовые гитаристы ставят толстые струны, но при этом используют классический строй, поэтому их звук такой плотный, мягкий и не звонкий, даже можно сказать приглушённый.

Испанская гитара, а если точнее стиль фламенко, там наоборот повышают гитарный строй на полтона или просто ставят каподастр на первый лад. Звук становится загадочным, мелодичным и поэтому так легко узнаваемым.

Совет для обладателей двенадцатиструнных гитар

Кстати, есть несколько советов владельцам двенадцатиструнных гитар. Все у кого имеется такая гитара, довольно часто их мучает проблема с самой тонкой струной (шестой по счету), которая настраиваемся в ноту соль (G). Она слишком быстро лопается, одиночную струну мало где найти, а покупать новый комплект из-за одной струны получается накладно.

Что в таком случае делать?

А теперь немного об электрогитарах.

Отдельный и долгий разговор про струны, точнее их размеры и варианты настройки обстоит с электрогитарами. Если вам импонирует музыкальный жанр, такой как метал, альтернатива и все производные от них, то струны лучше подбирать больших калибров и настраивать гитару в пониженных тонах. Вы заметите, что звук станет агрессивным, злым и будет соответствовать вашим ожиданиям.

Пониженный Ре или Drop D (E-B-G-D-A-D) - это когда шестая струна опускается на один тон ниже и соответствует ноте D. Удобен еще тем, что одним пальцем можно прижать две струны (6-ю и 5-ю) и получится квинта, которую как раз любят использовать такие исполнители как Rage Against The Machine, Deftones, Fall Out Boy, Evanescence, Linkin Park, Amatory.

Пониженный До или в простанародии Drop C (D-A-F-C-G-C) - довольно распространенный вид настройки гитары в жанре альтернативной и металкор музыки.

А есть что-нибудь интересное?

Для записи в студии в стиле кантри, поп-рок существует Нэшвилл строй (Nashville tuning) и даже созданы специальные для него струны.

Струны в таком комплекте в основном не имеют обмотки, ну кроме шестой, а настройка производится как у стандартного классического строя, только с маленькими нюансами.

Третья струна - нота соль (G), но на октаву выше или доступным языком соответствует прижатому третьему ладу первой струны.
Четвёртая струна - нота ре (D), но на октаву выше, звучит как вторая струна, прижатая на третьем ладу.
Пятая - нота ля (A), тоже выше на октаву.
И шестая - нота ми (E), тоже, как вы догадались на октаву выше и по звучанию одинакова как открытая первая струна.

Довольно-таки интересная очень настройка гитары применяется в качестве дабл трека на студии и даже не обязательно там. Если вы планируете играть вдвоём на акустических гитарах аккордами одни и те же партии, попробуйте такую настройку на одной из гитар. Гарантированно вы будете удивлены качеством звучания ваших песен.

В завершении хотелось бы сказать, что это только одна сотая часть из вариантов настройки гитары. Не бойтесь экспериментировать с настройкой гитары, пробовать разные натяжения и материалы струн, ведь музыка - это состояние души, эмоции, передаваемые музыкантом слушателю и зная это, вы сможете с точностью передать все нюансы композиции и вашего настроения.

Снижаем высоту струн правильно


Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях – опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще – покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.

Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.

Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.

Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) – достаточна для маневра, а гриф – без дефектов и прямой.

Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом – от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль – заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну – прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.

Предположим, что у нас получилось – 3,5 мм.


  1. не снимать полностью, но
  2. просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки – любым способом.

Следующий шаг.
Контролируя линейкой – выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего – чтобы никакого изгиба не было.

Теперь – отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.

Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим – не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.

Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку – и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно - лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.

Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать – достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.

Теперь, - внимание! – принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры – не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.

Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после – опять даем грифу время отреагировать – теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.

Через два часа – подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» – снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений – совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.

Как только это произошло – поздравляю! – регулировка закончена. Получившееся расстояние – минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.

Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.

Регулируем анкер и изгиб грифа на гитаре

Иногда необходимо настроить изгиб грифа, чтобы добиться нужного звучания. Неправильно настроенный гриф может приводить к тому, что во время игры струны будут задевать лады и будет слышен лязгающий звук или дребезжание. Также неправильный изгиб может привести к тому, что струны окажутся перетянуты, они будут находиться слишком далеко от грифа и играть будет сложнее, особенно остро это чувствуется при игре аккордов на первой позиции.

Как опустить струны на акустической гитаре

Что такое анкер

Анкер — это стержень, который находится внутри грифа и удерживает его правильное положение. Дерево мягкое и может менять свои размеры и изгиб при разных внешних условиях. А металл, из которого сделан анкер удерживает правильное положение грифа и позволяет регулировать изгиб.

Например, многие считают, что гриф является прямым, в то время как он больше похож на дугу натянутого лука. Если бы гриф на акустической гитаре был прямым, то струны просто опускались бы на него, и на инструменте нельзя было бы играть. С помощью анкера можно решить две задачи — сохранить гриф в нужном положении и принять нагрузку, которую оказывает натянутая струна.

Как настроить гриф на гитаре

Для начала нужно понять, что есть разные виды стержней, и каждый имеет свой механизм регулировки.

Сжимающий тип анкера очень популярен. Как понятно из названия, он сжимает дерево. Анкер состоит из двух элементов — один удерживает необходимое положение, а второй регулирует степень сжатия.

Изгибающий анкер является более сложным и чаще его можно встретить на электрогитарах. Внутри дерева закрепляется стержень и регулирующая силу сжатия гайки.

Итак, стержень делает из прямого грифа дугу. Чем сильнее затянуть анкер, тем больше будет натяжение. А если градус уменьшить, то уменьшится и расстояние до струн.

Внимание! Следующие рекомендации будут использованы для акустической гитары, которая использует стержень для уравновешивания натяжения струн. В классических гитарах чаще всего не ставят анкер, т.к. нейлоновые струны создают меньшее натяжение, чем металлические, если и ставят, то пластиковые, карбоновые, но они не регулируются. Так что поставить металлические струны на классику не получится. На акустическую гитару также ставят пластиковые и карбоновые анкеры, но они не регулируются.

Дуга регулируется с помощью стержня, встроенного в гриф акустической, электрической или бас-гитары. В конце этой планки находится гайка, затягивание или ослабление которой дает эффект сгибания грифа в вогнутую или выпуклую дугу. Совсем не лучшим решением является регулировка натяжения таким образом, чтобы гриф был идеально прямым. В акустических гитарах, электрогитарах и бас-гитарах (т.е. гитарах со стальными струнами) оптимальной регулировкой обычно считается такая, при которой гриф сгибается в небольшую дугу, слегка вогнутую.

Как опустить струны на гитаре

Зачем нужна регулировка грифа

Регулировка может потребоваться по нескольким причинам. Чаще всего это нужно при выборе нового калибра струн. Если музыкант выбрал более толстые струны, то ему придется столкнуться с тем, что натяжение усилится. А если выбрать тонкие струны, то и натяжение станет слабее. Поэтому для того, чтобы добиться правильного звучания и комфортной игры может понадобиться отрегулировать изгиб грифа.

Также на дерево могут повлиять перемены температуры и влажности. Если хранить гитару в ненадлежащем месте (например, в подвале, в условиях сырости), то потребуется более частая регулировка грифа. Так как от влажности дерево разбухает и наклон грифа может изменится.

Еще одним фактором является внешнее воздействие. Если вы неаккуратно пользуетесь инструментом, допускаете удары или давление, то будьте готовы к необходимости регулировать, отстраивать и ремонтировать гитару.

Как поднять гриф на гитаре

Нет единого стандарта настройки дуги. То, как будет установлена дуга в гитаре, зависит только от музыканта, ожидаемого звучания и техники игры. Важно искать свой собственный звук и технику, не бояться экспериментировать с различными настройками гитары. Это единственный способ достичь собственного неповторимого стиля.

Гитаристы, играющие на гитаре фингерстайл, делают изгиб очень маленьким, иногда почти нулевым. Небольшой стук их не беспокоит, это то, что они ожидают от гитары. Благодаря такой настройке они получают определенный ударный эффект, который усиливает роль гитары как ритмического инструмента.

Другие ожидают яркого, чистого звука. Поэтому они устанавливают довольно большое отклонение дуги от прямой линии. Гитара звучит жестче, но не гудит, она играет четко и звучно даже при сильном ударе по струнам.

Чтобы добиться успеха в регулировке струн гитары, сначала нужно установить дугу, а затем отрегулировать высоту основания.

Расположение дуги и высота струн имеют решающее значение для правильной настройки, они определяют звучание акустической гитары и комфорт игры. Опытный человек уже знает, какая дуга подходит для его любимого звука и стиля игры, настраивает ее, а затем проверяет натяжение.

Как поднять струны на гитаре

Установка очень низкого струнного натяжения для ребенка оправдана, несмотря на то, что гитара, настроенная таким образом, безжалостно жужжит в руках взрослого. Игра на гитаре для детей должна быть комфортна и приятна ребенку, струны не должны оказывать слишком сильное давление на детские пальцы. Натяжение струн должно подбираться индивидуально для каждого человека, играющего на гитаре, в соответствии с его техникой, стилем и типом исполняемой музыки, а также толщиной используемых струн.

Регулировка анкера

Проще всего гайку можно заметить на голове грифа. А вот если там нет гайки, то тогда нужно заглянуть через розетку инструмента. Для первого случая потребуется ключ на 6,5 мм (8мм). Во втором случае потребуется 5 мм шестигранник. Иногда производители прячут гайку глубоко, ее можно заметить рядом с накладкой. Обычно производители так поступают для того, чтобы анкер не регулировал неопытный человек. Настройка требует опыта, так что новичку лучше не пытаться произвести настройку на ощупь. Отдать гитару мастеру — это лучшее решение. Неправильная регулировка может сорвать резьбу или нанести повреждение грифу.

Как опустить гриф на гитаре

Если же нет возможности обратиться к мастеру или музыкант хочет сам научиться крутить анкер, то для начала потребуется ослабить струны.

Также необходимо понять, что не так с гитарой. Если зажать 1 и 18 лад, то в районе 5-7 лада расстояние должно быть около 0.3 мм. При сильном натяжении гайку крутят по часовой стрелке.

Это легко запомнить — затягивать по часовой стрелке, а ослаблять против часовой стрелки.

Как отрегулировать гитару

Может случиться так, что все действия, направленные на изменение натяжения, не дадут ожидаемого результата. Что делать, когда все попытки настроить дугу и отрегулировать высоту струн провалились, а гитара звучит неправильно?

Возможно, что гитара имеет неровную, волнистую грифовую доску.

Можно проверить это с помощью линейки, желательно стальной. Нужно положить ее на гриф и проверить, не выступает ли какой-либо из элементов.

Правильный изгиб грифа

Среди музыкантов, которые проходят обучение на гитаре, популярны мифы о том, как лучше всего крутить анкер. Например, можно встретиться такое заблуждение, что регулировать нужно до щелчка. Это очень опасно, так как щелчок свидетельствует о проблеме. В лучшем случае гитарист сорвал резьбу, а в худшем — сломал гриф.

Стержень нужно крутить плавно, следить за степенью прогиба. Достаточно взглянуть на брусок по плоскости. Обычно необходимо всего два поворота, чтобы провести регулировку.

Как уже говорилось, каждый музыкант сам определяет, как ему удобнее играть. Одним требуется больший выгиб, а другим — меньший, так что полагаться тут следует на свой вкус.

Естественно, не следует забывать и об уходе за гитарой. Ее необходимо хранить в чехле, не допускать перепада температур или сырости. Правильные условия хранения и уход помогут сохранить изначальное положение грифа и натяжение струн и избежать регулировки или настройки. Когда регулировка всё-таки понадобится, лучше довериться опытному мастеру. Таким образом вы будете уверены, что за небольшие деньги получите хорошо отстроенный инструмент, на котором вам будет удобно играть.

Настраиваем мензуру, высоту струн, и прогиб грифа на электрогитаре


Мастерская

Регулировка анкера

Анкер – это длинный металлический стержень, находящийся внутри грифа, который регулирует его прогиб.и препятствует деформации под натяжением струн. Чаще всего он отстроен хорошо и трогать не нужно, но если гитара дребезжит при средней силе игры, то придется повозиться.

Настраиваем мензуру, высоту струн, и прогиб грифа на электрогитаре

Когда анкер отстроен не верно, гриф становится вогнутым или выгнутым. Что приводит к дребезжанию струн (если гриф выгнут) или к большому расстоянию между струнами и грифом (если гриф вогнут), из-за это становиться сложнее играть.

Как понять, что «виноват» именно анкер? Для этого существует специальная проверка: зажмите любую струну на первом ладу и ее же в месте крепления грифа к корпусу (приблизительно 20-21 лад). Теперь посмотрите на расстояние между порожком на 7 ладу и струной. В идеале оно составляет 1-3 миллиметра. Если это не так, то придется осуществить настройку анкера. Для этого нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Ослабьте все струны.
  2. Открутите болты на шторке.
  3. Вставьте шестигранный ключ и подтяните анкер.

Настраиваем мензуру, высоту струн, и прогиб грифа на электрогитаре

В какую сторону крутить ключ? По часовой стрелке – выпрямление грифа, против – выгибание. Если вам что-то еще осталось непонятно – ниже мы разместили онлайн-видео с подробным описанием.

Важно! Поворачивайте ключи очень медленно и аккуратно пока не добьетесь нужного результата. Иногда хватает поворота ключа на 2-3 градуса чтобы получить нужный эффект.

После работы с анкером гитару можно настроить и приступить к игре. Но, есть большая вероятность, что через пару дней придется вновь прибегнуть к настройке, так как струны создадут давление которое может привести к небольшой деформации. В этом нет ничего страшного.

Если вы все сделали верно, но струны по-прежнему дребезжат или дребезжит только часть струн, тому есть несколько причин:

  • Нужно заменить струны, так как их обмотка износилась (если струнам больше 6 месяцев);
  • неправильно отстроен бридж гитары. Он может быть выше или ниже нормы;
  • неправильно отстроены седла на бридже, возможно они опущены;
  • износился верхний порожек грифа, или он не от этой гитары;
  • деформация грифа. Это решается только заменой грифа.

Регулировка высоты струн

Если с грифом все хорошо, но гитара все равно дребезжит, то следует попробовать отрегулировать высоту струн. Чем выше они подняты над грифом, тем меньше вероятность дребезжания и тем сложнее их зажимать. Стандартный подъем струн над грифом описан в таблице.

Струна Расстояние на последнем ладу
1-я 1,5 мм
2-я 1,6 мм
3-я 1,7 мм
4-я 1,8 мм
5-я 1,9 мм
6-я 2,0 мм

Перед тем, как приступить к работе не забудьте ослабить струны. После этого можно приступать к регулировке высоты седла. Многие гитаристы спрашивают, как определить оптимальную высоту? На этот вопрос нет ответа. Все зависит от особенностей вашего звукоизвлечения. Чем жестче вы играете и, чем сильнее вы играете, тем больше высота должна быть, чтобы струны не бились об порожки. Однако помните, что чем больше расстояние до струн, тем сложнее их прижимать. Новичкам всегда рекомендуется ставить минимальную высоту. Прикрепленное видео поможет вам разобраться с неясными моментами.

Регулировка мензуры

Мензура – это расстояние между верхним и нижним порожком, проще говоря, рабочая длинна струны, то есть такая, которая непосредственно участвует в «звучании». От того, насколько хорошо настроена мензура зависит чистота звучания гитары. У большинства гитар ее длинна составляет 25,5” или 24,7”. При покупке она настроена примерно и часто приходиться выполнять настройку самостоятельно.

Сперва настройте инструмент в стандартный строй, а затем выберете в тюнере хроматический режим. Теперь извлекайте звук на 12 ладу и смотрите на стрелку тюнера: если она откланяется вправо, то мензуру нужно «удлинить», а если влево то, наоборот, укоротить, то есть сдвинуть седло ближе к центру. Не забывайте подстраивать гитару после каждого передвижения седла.

Что делать, если гитара все равно фальшивит? Скорее всего, ее придется нести в мастерскую. Высока вероятность, что проблема кроется в неправильном расположении порожков, бриджа или неверной разметке ладов. Нередко бывает и так, что лады изнашиваются и точка соприкосновения струны и порожка меняется. В таком случае точно отстроить мензуру не получиться, необходимо стачивать и полировать лады заново. В видео, прикрепленном ниже онлайн разобраны все самые важные моменты.

Замена струн

Еще один важный момент, с которым рано или поздно приходится сталкиваться всем гитаристам – замена струн электрогитары. Это процесс несложный, но все же имеющий свои нюансы.

В таблице ниже, мы привели примерное количество витков струн на колках. Это не имеет важной роли, но послужит ориентиром для новичков, какую длину струны нужно оставлять. Это не абсолютная истина и соответствие этому правилу никак не повлияет на гитару.

Струна Количество витков
1-я 4-5
2-я 4
3-я 2-3
4-я 2
5-я 2
6-я 2

Ну и небольшой лайфхак напоследок. Чтобы струны служили вам дольше, за ними нужно ухаживать. Самая большая проблема – это отложения кусочков кожи и пота на струнах, которые взаимодействуя с гитарой, разрушают структуру струны, окисляя металл. Тем самым срок службы струн сокращается. Чтобы замедлить этот процесс, всегда подходите к инструменту с чистыми руками и протирайте струны спиртом хотя бы раз в неделю.

Вы также можете посмотреть онлайн видео, если какие-то моменты остались неясны.

Ну вот и вся информация, которая может пригодиться вам при отстройке гитары. Возможно, отстройка электрогитары кажется сложной: настройка анкера, высоты струн, мензуры, но если сеть и разобраться, то окажется, что все не так сложно и даже приносит удовольствие! Спасибо, что прочитали статью, надеемся, что вы нашли ответы на все свои вопросы. Если что-то осталось еще неясным, спрашивайте в комментариях ниже. Вступайте в нашу группу ВКонтакте, там вы найдете еще больше полезных и свежих материалов для гитаристов. Пока!

Высота струн на гитаре

Высота струн на гитаре

Высота струн над порожками грифа гитары — важнейший параметр, определяющий качество инструмента и комфорт игры на нём. На классических гитарах высоту струн отрегулировать, не вмешиваясь в конструктивную настройку производителя, невозможно. На электрогитарах и некоторых акустических моделях такая возможность предусмотрена изначально на фабрике по изготовлению музыкальных инструментов или частными мастерами. На этот параметр имеются свои нормативы для каждого вида гитар.

Нормы расстояния

При выборе гитары обязательно нужно не только визуально осмотреть струны, ровность грифа, состояние порожков, бриджа, колкового механизма, целостность и размеры акустического корпуса, но и линейкой проверить расстояния от струн до порожков.

Дело в том, что слишком большое значение высоты струн будет влиять на удобство прижатия струн и степень прилагаемого для этого усилия. Все эти характеристики прямо пропорциональны величине расстояния. Пальцы гитариста быстро устанут от чрезмерных напряжений при взятии аккордов, выполнении многих приёмов и гитарных эффектов.

Звук и скорость игры тоже пострадают: первый потеряет свою яркость и чистоту тона, а беглость пальцев снизится. Такие струны потребуется опустить.


Однако и слишком низкое положение струн на грифе не всегда радует гитариста. В этом случае они при колебаниях могут задевать порожки, дребезжа или издавая искаженный звук.

Разумеется, незачем измерять этот параметр на каждой струне и по всем 18 или 22 ладам. Если струны установлены одного калибра, то отношение толщины всех элементов комплекта между собой строго нормируется у производителей.

Чтобы убедиться, нормальная ли высота струн на гитаре, обычно достаточно произвести замеры над 1 и 12 ладами (их порожками) для первой струны и шестой.

Детали по оптимальной высоте струн над грифом гитары для конкретных разновидностей этого музыкального инструмента приводятся ниже.

Для акустической

Акустические гитары имеют металлические струны (сталь с обмотками из бронзы, серебра или меди). Они бывают жёсткого и мягкого натяжения, поэтому в расчёт высоты струн на предприятии, занимающемся изготовлением музыкальных инструментов, берётся так называемый оптимальный предел амплитуды колебания струн разного натяжения.


Отсюда и определяется, какой правильной высоты должны быть струны на тех или иных инструментах для их качественного звучания и удобной игры без лишних усилий по прижатию.

Нормальная высота первой струны должна быть в пределах:

  • над XII порожком: 1,5-2 мм;
  • над порожком I лада: 0,3-0,4 мм.

Высота шестой струны в то же время должна составлять:

  • над XII порожком: 2,0-3,5 мм;
  • над порожком I лада: 0,4-0,9 мм.

Для измерений на XII ладу удобно пользоваться металлической измерительной линейкой, отсчёт у которой начинается с торца. Её располагают торцом прямо на 11 и 12 порожки, что даёт более точный результат измерения.


А для контроля струн на первом порожке лучше изготовить плоский щуп, толщина которого с одной стороны будет равна значению измеряемой высоты первой струны, а с другой — шестой.

Можно воспользоваться специальным набором щупов, применяемыми для настройки высоты струн разных музыкальных инструментов.

Для электрогитары

На электрогитаре играют практически на тех же струнах, что используются и для акустических инструментов.

Но чаще всё-таки ставят комплекты с серебряной обмоткой, так как удобней играть медиатором — он лучше скользит по таким струнам.

На электрогитарах оптимальный интервал высоты струн следующий:

  • первая струна над порожком последнего лада — 1,5-1,6 мм, над I ладом — 0,2-0,3 мм;
  • шестая над последним порожком 1,9-2,1 мм, над первым — 0,5-0,7 мм.


На бас-гитаре

Бас-гитара оснащается довольно толстым комплектом струн, поэтому высота их над грифом превосходит значение высоты для обычных электрогитар. Для сравнения сведём параметры, рекомендуемые для последнего лада бас-гитары и ритм-гитары, в одну таблицу:


Данные, конечно, могут отличаться в зависимости от моделей музыкальных инструментов и комплекта струн, но вполне пригодятся начинающим музыкантам при выборе своей первой — учебной — электронной или бас-гитары.

На классической

На классических гитарах натянуты нейлоновые струны — стальные ставить на них нельзя, так как конструкция инструмента не выдерживает силу натяжения металла. То же самое касается и гитар фламенко. И хотя с виду эти две разновидности очень похожи, но по высоте струн над грифом они сильно отличаются.

Критериями правильного изготовления по этому параметру для них являются расстояния от струн №1 и №6 до порожков над XII ладом.

Вот эти величины:

  • классическая модель: 3,5-4,0 мм для первой струны, 4,0-4,5 мм — для шестой;
  • гитара фламенко: 2,1-2,5 мм и 2,5-3,0 мм для первой и шестой соответственно.

12-струнная гитара

На этом виде инструмента ориентироваться следует по основным шести струнам. Учитывая тот факт, что «двенадцатиструнки» в основном выпускаются в полуакустическом или электрическом вариантах, то нормальной высотой их струн можно считать средние показатели между акустической гитарой с металлическими струнами и электрогитарой. Но у этих моделей струнный калибр редко выходит за пределы средних по причине большой силы натяжения 12 металлических проволок.


Наиболее близкими к идеалу будут такие цифры (на последнем ладу):

В зависимости от номера калибра высота может варьироваться в пределах +/- (0,2-0,4) мм.

Кроме того, значение имеет и индивидуальная манеры игры. Если гитарист играет мягко, не злоупотребляет жёсткими ударами по струнам, то высота настраивается по минимальному значению. В противном случае необходимо поднять струны выше, чтобы не допускать биения их о металлические порожки.


Почему может поменяться?

Даже если при покупке гитара не имела никаких изъянов, полностью отвечала нормам конструкции аналогичных моделей, то со временем не исключены некоторые отклонения от заданных параметров. Есть разные причины, объясняющие такие неприятности.

  1. Деформация корпуса инструмента, грифа, нижнего порожка. Все эти факторы как по раздельности, так и сообща могут оказать влияние на высоту струн над грифом. Дело в том, что нижний и верхний порожки инструментов находятся на одной высоте, поэтому любое изменение положения грифа, корпуса или нижнего порожка обязательно приводит к нарушению правильности взаиморасположения порожков на корпусе (нижний) и грифе (верхний). Прямая между ними по отношению к плоскости грифа может оказаться либо под большим углом (расстояния до порожков увеличится), либо, наоборот, уменьшится (высота струн уменьшится). Вершиной угла считается верхний порожек.
  2. Замена струн на меньший номер калибра, особенно резкий переход, например, от «17» к «10». Комплект «десятки» значительно мягче «семнадцатого» и существенно тоньше, поэтому удивляться не стоит, если гитара задребезжит при звукоизвлечении: и сила натяжения ослабнет (гриф немного «распрямится»), и размах колебания более мягких струн увеличится.
  3. Смена манеры игры на более агрессивную. Жёсткие удары медиатором вызывают большую амплитуду колебаний, нежели мягкий перебор пальцами.
  4. Иногда при смене калибра с тонкого номера на более толстый проявляется проблема заводского брака — неровность выступа металлических порожков над грифом. Толстый комплект требует большего расстояния от порожков, а если его недостаточно на каких-то порожках, то звука вообще может не быть. Углубление прорезей для струн на верхнем порожке. При некачественном материале, из которого выполнили эту часть инструмента, такая неприятность вполне возможна. А также такой результат бывает у низкосортных гитар, плохо держащих строй, которые по 10 раз за день подстраивают. От подобного инструмента нужно без жалости избавляться, чтобы не тратить драгоценное время и свои нервы.
  5. Нарушение обмотки толстых струн. При их зажатии на ладу размотанным местом они «просаживаются» до недопустимого предела высоты над всеми порожками выше по грифу. В результате происходит биение о порожек или даже глушение звука.
  6. Нарушилась отстройка бриджа на электрогитаре. Это бывает часто при активной игре на инструменте, ничего страшного нет.


Как настроить?

Способы настройки высоты струн над грифом зависят от моделей инструментов и производителя.

Для регулировки этого параметра при смене калибра изделий у акустических и электрических гитар имеется специальное устройство — анкер, вставляемый в гриф по всей его длине. Задача металлического анкера, представляющего собой длинный круглый либо квадратный штырь, препятствовать изгибу грифа под действием значительной силы, оказываемой на него струнами при их натяжении.

Отрегулировать посредством анкера положение грифа можно вращением винта специальным шестигранным ключом. Находится винт под верхней декой в специальной гнезде, а добраться до него можно через резонаторное отверстие со стороны грифа. На некоторых моделях акустических гитар, а также на многих электрогитарах регулировочные винты размещаются на головке грифа. Вращением винта против часовой стрелки добиваются большего значения высоты струн, а чтобы уменьшить её, винт вращают по часовой стрелке.


Однако прежде следует твёрдо убедиться в причине несоответствия высоты допустимым нормам.

Положение винта и степень сжатия либо сгибания грифа выставляют на фабрике музыкальных инструментов довольно точно, поэтому изменять без особых оснований заводскую настройку не рекомендуется.

Неравномерность выступа порожков устраняют ручной их шлифовкой абразивным материалом (шкурка, надфиль).

Если нет опыта в таком деле, лучше обратиться в мастерскую по ремонту музыкальных инструментов.

Слишком высокий нижний порожек тоже можно подточить подходящим инструментом. Для этого сначала следует снять все струны, освободить порожек и сточить лишний миллиметр или сколько потребуется, чтобы понизить струны над грифом. По окончании вернуть струны на место, настроить гитару на нужный лад и проверить эффект от проделанной работы.

Пропил прорезей под струны на верхнем порожке при его замене в случае излишней глубины на старом делается строго по толщине струн. Пропил делается надфилями или пилками, специально предназначенными для этого.


Деформированные гриф и другие части гитары требуется менять на новые.

Чтобы гитара прослужила долго и не создавала проблем, гитаристу следует не только играть, но и создать за инструментом надлежащий уход и условия содержания: влажность воздуха и температуру в помещении. Храниться гитара всегда должна в чехле.

Читайте также: