Как понять за раздольем нив

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 05.10.2024

о чём стихотворение кедрина алёнушка

Стойбище осеннего тумана,
Вотчина ночного соловья,
Тихая царевна Несмеяна -
Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила
У глухой околицы в лесу
Ножичек сапожный заносила
На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь.. .

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
9 октября 1942

Стихотворение « Аленушка » было написано Дмитрием Кедриным во время Великой Отечественной войны, когда Кедрин работал во фронтовой газете 6-й воздушной армии «Сокол Родины» .
«Стойбище осеннего тумана» : в этой метафоре осенний холодный туман сравнивается с кочевниками, низина или долина реки, где клубится туман, — с местом, где кочевники остановились на ночлег. Если вдуматься в эту строку, постараться разглядеть созданную поэтом картину, то мы увидим, как клубится туман, образуя странные фигуры, похожие на головы коней, на фигуры людей в необычных одеждах, на кибитки, крытые войлоком. Там, в тумане, идет своя таинственная жизнь, но она не будет продолжаться бесконечно: выйдет солнце, осветит долину, и исчезнут клубящиеся фигуры, покинут свое ночное стойбище кочевники.
Слово стойбище указывает нам на временность, тогда как существительное вотчина в следующей строке говорит о постоянстве: туман уйдет, а соловей останется, и его прекрасная песня, песня любви, будет безраздельно владеть русской землей.
Стихотворение Кедрина совсем не похоже на описание картины Васнецова. Поэт обращает это стихотворение к образу «Родины неяркой» , сравнивает ее со «стойбищем осеннего тумана» , с «вотчиной ночного соловья» , с царевной Несмеяной. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но «все вынесла» и снова поет песню Аленушки . Можно сделать вывод, что, глядя на картину Васнецова, поэт не представляет себе конкретную девушку, а видит в героине картины образ Родины.
Стихотворение Д. Б. Кедрина нельзя считать словесным пересказом картины «Аленушка». Оно посвящено родной природе и Родине и было написано, вероятно, под впечатлением картины В. М. Васнецова. Стихотворение написано перекрестной рифмовкой, стихотворный размер-хорей. Художник по-своему осмысливает действительность, пропускает ее через себя. Дмитрий Кедрин выразил свои впечатления от картины Васнецова "Аленушка", передав в своем стихотворени любовь к родной земле.

Алёнушка

…Только всё ты вынесла и снова
За раздольем нив, где зреет рожь,
На пеньке у омута лесного
Песенку Аленушки поешь.

Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся б умирать,
Потому что в детстве песню эту,
Знать, и надо мной певала мать!
Д.Б. Кедрин «Алёнушка» (9 октября 1942).

Любите Детство Вы, поэты.
Любите нежность в их очах –
Сия небесная победа
Нам свой немолчный понуждает глас –
И вот вся Сказка на картине. –
Любите Детство же, поэты. –
Алёнушка одна сидит, боса,
Грусть, не минуя стан девичий,
Пришла – и довела:
Плачет… А слёз и не видать –
Красы к румянам руки приложила,
Но сладко-горько, с теплотой,
Вскачь несётся кисть поэта –
Светила нежного она –
Осень свою в страну открыла,
Маня зерцал покинуть
Нежно-золотистые сии края:
Пруда заводь, колючую осоку,
Листочков серьги с золота лесны –
Её ж мы понимаем всю – стоя.
Любовью порядок разделя –
Глядим – очей жемчуга
Упали книзу:
Не видно –
Правое одно –
Тягостью смущена, горя,
Сорняки растут пускай –
Но пруд недвижим, и закрыт, стоит –
Прелесть девичью свела…
Занятна – Детство
Страданьем сладко невидимо –
Не суета искрит теперь! –
Воздушна неба озарившаяся греза…
Друзьями – навсегда…
Любите ж Детство Вы, поэты.
Откроет завета двери, стало быть, оно.
Сейчас, поверьте, – и не дремлет,
Не дремлет – нет, никто.
Никто.
Любите ж Детство Вы, поэты.
Уходит в Небеса Оно…

Репродукция картины взята из Интернета: В.М. Васнецов «Алёнушка» (1881)

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Как Тютчев показал грозу? Анализ стихотворения "Неохотно и несмело . "

Стихотворение написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев, направляясь на отдых в свое село, проезжал мимо окрестных деревень. Он был впечатлен красотой окружавшей его русской природы. Вероятно, ему давно не хватало ее, ведь он жил с 18 лет (с 1821 года) за границей и лишь в 1844 году вернулся в Россию.

Гроза, увиденная на раздолье прекрасных русских полей, которые он знал и любил с детства, произвела на поэта сильное впечатление. Стихотворение пронизано чувством любви к русской земле и восхищением ее красотой.

В наши дни стихотворение читается легко, несмотря на некоторые устаревшие выражения. Например, сегодня устарело междометие " Чу!", означающее "слышно".

Жанр стихотворения

Поэт решил нарисовать словами этот весенне-летний грозовой пейзаж , который ему так понравился. Поэтому стихотворение относится к пейзажной лирике (основная тема – тема природы).

Тема и сюжет стихотворения

Произведение написано на тему такого природного явления, как гроза. Описывается, как гроза наступает - это промежуточное состояние природы, ожидание грозы ("принахмурилась земля"). Затем идет ливень и, наконец, все проходит, вновь земля "в сиянье потонула".

Основная мысль (идея) стихотворения

Основная мысль, или идея, этого произведения - это мысль о том, что гроза придает особенное очарование природе:

Поэт описывает особенную грозовую красоту весны или раннего лета, ведь злаковые поля имеют зеленый цвет лишь в это время года. Дождь очень желанен в эту пору года.

Гром, ливень, пыльный вихрь - все это описывается как кратковременные явления, которых не стоит пугаться. Гроза быстро проходит, принося радость и свежесть: вся земля тонет в сиянье.

Все стихотворение воспринимается как контраст двух разных пейзажей: один хмурый, грозовой, и другой - потонувший "в сиянье".

Причем оба этих контрастных пейзажа освещены солнцем, но вначале солнце смотрит "неохотно и несмело", отчего земля "принахмурилась". В конце же солнце светит во всю мощь и земля радостно тонет в его "сиянье".

Вид рифмы

Произведение написано хореем (ударение падает на первый слог в двухсложной стопе), это четырехстопный хорей :

Не -о// хот -но// и - не// сме -ло//

Сол н-це // смо -трит // на по //ля.

Чу , за // ту- чей // про -гре- // ме -ло //,

При -на// хму -ри // лас ь зем// ля .

Вет -ра // теп -ло // го по // ры -вы //,
Даль -ный // гром и // дождь по // рой .
Зе -ле- // не -ю- // щи - е // ни - вы //
Зе - ле-// не - е // под гро - // зой .

Вид рифмовки

Каждая строфа здесь – это четверостишие. Рифмовка – перекрестная (несмело – прогремело, поля - земля; порывы -нивы, порой- грозой). Такая форма делает стихотворение бодрым и ритмичным по звучанию.

Художественные средства

Для создания запоминающегося образа пейзажа поэт использует множество художественных средств .

эпитеты - "зеленеющие нивы", "неохотно и несмело" солнце смотрит на поля, «смятенная земля», «пламень белый и летучий», раскаты громовые «все сердитей и смелей».

сравнение («вихрем» пыль летит с полей) - это единственное в стихотворении сравнение в чистом виде. Оно создает динамику в изображении грозы: мы начинаем видеть, как пыль летит с полей словно вихрь.

Зато в стихотворении присутствует много скрытых сравнений - метафор.

метафора (солнце взглянуло «исподлобья», «в сиянье потонула» земля, "синей молнии струя"). Метафора - это скрытое сравнение. (Смысл этих метафор можно расшифровать так: солнце взглянуло словн о "исподлобья", земля словно "потонула" в сиянье, синяя молния - словно струя). Некоторые метафоры в этом стихотворении являются также и эпитетами, и олицетворением: "неохотно и несмело солнце смотрит на поля", «смятенная земля».

аллитерация ( ч у, за т уч ей. ; прогрем ело, принахмур илась, зелен еющие . зелене е)

Повтор эпитетов («зеленеющие нивы зеленее под грозой») усиливает яркость этого цвета в пейзаже: мы видим, как все становится ярко-зеленым под грозовым ливнем.

В стихотворении с помощью эпитетов используется цветопис ь - поэт рисует образ природы яркими, чистыми красками:

Синяя молния и белый пламень - это необычные, образные определения (эпитеты), ведь в стандартном словоупотреблении молния бывает белая, а пламень красный.

Но краски создаются поэтом не только с помощью определений. Начало и конец стихотворения обрамляют краски "солнца", его "сиянья", которое, падая на землю, делает светлее все оттенки. Мы видим и образ принахмуренной земли, которую наше воображение рисует в темно-зеленых тонах. Таким образом, с помощью различных средств поэт создает образ богатого в цветовом отношении пейзажа.

Олицетворение

Стихотворение построено как взаимоотношения неба (солнца, туч, молнии) и земли. Эти природные объекты очеловечиваются: например, хмурятся, обладают особым настроением и взглядом. Этот прием (очеловечивание объектов, которые не являются людьми) называется олицетворением : солнце как будто «смотрит на поля» «неохотно и несмело». Гремит гром, и оттого «принахмурилась земля».

" ветра теплого порывы , Дальний гром и дождь порой ".

Композиция стихотворения

Строфа, в которой описывается первая сверкнувшая молния - это кульминация стихотворения, так как в ней описывается самый яркий и напряженный момент. Эта строфа разбита на две части – на две отдельные маленькие строфы. Благодаря этому усиливается образ молнии, которая разрезает небо. Эта разбитая надвое строфа к тому же является центральной и сама делит все стихотворение на две части – до и после первой молнии. Этот элемент композиции служит выражению замысла автора – создать яркий образ грозы.

Также в композиции поэт использует такой мотив, как игра контрастов, чередование света и тьмы. Земля то получает немного света от солнца, то она хмурая, так как солнце уходит. Потом картина освещается молнией, потом опять тьма во время дождя.

Но произведение начинается и заканчивается одним и тем же – а именно взглядом солнца на землю, отчего вся земля видоизменяется, природа становится радостнее. Такая композиция называется кольцевой (когда начало и конец похожи, то есть замыкают стихотворение как бы в кольцо).

Лирический герой в стихотворении

Настроение стихотворения

В этом стихотворении кольцевая композиция помогает создать спокойное настроение: дождь закончился очень быстро, и вновь, как и прежде, светит солнце, хотя и скудно, «исподлобья». Это позволяет нам заключить, что лирический геро й в этом стихотворении сохраняет гармоничное (не тревожное) состояние духа. Он любуется природой и не воспринимает грозу как что-то страшное. Поэтому он передает нам оптимистическое мировосприятие: гроза благотворна для природы, хотя имеет опасный вид. В этом заключается, как мы помним, и главная мысль стихотворения.

Произведение можно сопоставить со стихотворением Фета "Как ярко полная луна. " . В нем тоже выражено чувство восхищения красотой природы:

Сходство также в выразительности красок и звуков: у Фета ярко светит луна, звезда горит, а птица громко поет «ночную песнь» «у неостывшего гнезда». Причем эта песнь «гремит и тает», а звезда "горит и потухает", то есть определенный шум и блеск (сияние звезды, пение птицы) проходит, как в стихотворении Тютчева, и наступает тишина.

Художественная сила стихотворения

После прочтения стихотворения мы перенимаем это спокойное настроение автора. Нам становится светло на душе. Мы понимаем, что вслед за жизненными грозами вновь приходит солнце. В таком воздействии на настроение читателя и состоит художественная сила этого стихотворения. То есть стихотворение помогает нам пережить те периоды жизни, когда временно небо хмурится и льет дождь, то есть наступают жизненные трудности. Гроза пройдет, и снова будет светить солнце.

анализ стихотворения аленушка кедрина Стойбище осеннего тумана, Вотчина ночного соловья, Тихая царевна Несмеяна - Родина неяркая моя! Знаю, что не раз лихая сила У глухой околицы в лесу Ножичек сапожный заносила На твою нетленную красу. Только всё ты вынесла и снова За раздольем нив, где зреет рожь, На пеньке у омута лесного Песенку Аленушки поешь. Я бродил бы тридцать лет по свету, А к тебе вернулся б умирать, Потому что в детстве песню эту, Знать, и надо мной певала мать!

Стихотворение "Аленушка" Дмитрий Кедрин написал во время Великой Отечественной войны, когда он работал во фронтовой газете. Этот факт разъясняет идейное содержание стихотворения.

Лирический герой грустит, потому что стране выпали тяжёлые испытания. Чтобы передать прошлое России, Кедрин использует устаревшую лексику: вотчина (на Руси наследственное земельное владение, здесь: родные владения); стойбище (место, где стоит стадо); околица (место, далекое от домов деревни, изгородь вокруг селения). Всё уйдёт, а соловей останется петь на родной земле - утверждает автор. Родную землю поэт сравнивает с царевной Несмеяной, тихой, печальной, неяркой. Слова "лихая сила", "ножичек сапожный" (нож, который носят за голенищем сапога) указывают на опасность. Эпитет "нетленная краса" - красота, которая не истлевает. Кедрин говорит, что Родина не один раз подвергалась нападению, но "всё вынесла" и снова поет песню Аленушки:

Только всё ты вынесла и снова

За раздольем нив, где зреет рожь,

На пеньке у омута лесного

Песенку Аленушки поешь.

В этой строфе автор утверждает, что Родина не раз выносила испытания и осталась спокойной и непоколебимой.

Эти строки во время войны люди воспринимали как оптимистический прогноз: войне будет конец. Для Дмитрия Кедрина образ Аленушки - это образ Родины.

Память лирического героя возвращает в детство, к матери. Тема памяти в этих кратких строчках звучит очень сильно. В последней строфе - мысль о любви к Родине, о прочных корнях, которые связывают человека с Родиной.

Таким образом, воспевая Россию, поэт сравнивает её с женщиной, которая многое вынесла. Автор готов бродить по свету, но при этом помнит свою родину и в конце хочет вернуться домой, туда, откуда началось его странствие и где оно закончится.

Раздолье

Чудо-тема мне досталась. Сразу вызывает сумбур в голове. Хочется сразу написать и про одноименные конфеты. И влетают в голову слова песни, которую я слышал в детстве в местном доме культуры:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля!
И про то, что «развернись рука, раззудись плечо…» Ну и много чего еще ниочем.
Но писать-то надо. Тема задана. Приступим.
«Долье раз! Долье два! Долье три! Туше!» - монотонно раздавался французский голос седобородого двадцатитрехлетнего инструктора. Жестко и требовательно он смотрел на то, как я пытаюсь выполнить заданное. И каждое «долье раз» отдавалось во мне дрожью и стыдом. Ведь как я не старался, у меня получалось только «раз долье». Да и то с вопросительным просительным знаком на конце. На конце фразы.
И хотя вроде как бы «свобода и воля», «простор и широкое пространство»», но я не чувствую этого. Ну, никак. Ведь сейчас хоть выйди ли в чисто поле и куда ни плюнь ли, все равно в кого-нибудь, но попадешь. И на этом кончаются и свобода и воля, и простор и широкое пространство. Пространство, которое настолько иллюзорно широко, насколько и узко.
Ось ОХ
Помню, шел как-то берегом Волги. Километра два прошел. А на третьем – развернули и пинком в зад от частной собственности.

Ось ОУ
Помню, вроде все уже. Капец. И вот воспаряю куда-то вверх с белыми звездочками в глазах. Ну, думаю: «Свобода и раздолье!». И голос телеграммой-молнией: «А ну, быстро назад! А-то как дам в зад!» И подпись: «Твоя судьба»

Нано.
Когда начинаю представлять, как оно все в мире твориться, то понимаю, что я и есть наночастица мироздания, накрепко привязанная в свою кристаллическую решетку. Когда понимаю, где и с кем не жил, где не был и чего не видел, чего не знаю и не умею, и никогда не узнаю и не сумею – то становится понятно, что свобода не «встретит радостно у входа»(с). И понимаю, «раздолье» читается как «раз до лье». То есть, дальше чем на четыре с половиной километра не уйдешь. А если и уйдешь, то только один раз.

И получается ведь, что слово это от слова «доля». Одна доля. Одна судьба. И лишь в этой судьбе и есть свобода и ширь. И простор. И приволье. И трели соловья. И конфетка.
На раз. Такая вот она доля.
«Долье раз! Долье два! Долье три! Туше!»

П.С.: Ну вот, что смог. Тут или мышь родила слона. Или наоборот. Но к моей плановой – подходит))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Поле или нива?

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова указано:

« Поле — безлесная равнина, ровное, обширное пространство»,

В том же словаре существует и обозначение нивы:

«Поле, возделанное для посевов».

Существует выражение «колосящаяся нива», но никогда не поле! Само слово «поле» напоминает что-то просторное, широкое. Исконное, древнее значение корня полъ — открытый, пустой (отсюда и полый. Отсюда и Польша через «Польща». Да и все случаи современного употребления слова «поле» доказывают это. Широкое поле деятельности человека. Поля книги, то есть пустые места, где ничего не напечатано. Поляна в лесу — свободное от деревьев пространство. Широкополая шляпа. Футбольное поле и поле шахматное. Пустынные ледяные поля.

В пословице: «Не поле кормит, а нива».

В наших сказках: «В чистом поле, во широком раздолье, за быстрыми реками, за крутыми берегами».

В басне Крылова: «Помертвело чисто поле».

Пушкин очень четко отделял поле от нивы.

В «Истории села Горюхина»:

В «Пире во время чумы» Мери поет:

«Ныне церковь опустела;
Школа глухо заперта;
Нива праздно перезрела;
Роща темная пуста».

В «Евгении Онегине»:

«Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые».

А вот в поэме «Руслан и Людмила» поэт сближает слова поле и нива, обыгрывает их так, что получается яркая, образная картина долины смерти:

Нива — это земля, на которой растут пшеница, рожь и другие злаки, а не пустое пространство.

В феврале 1837 года за стихотворение «Смерть поэта», посвященное Пушкину, был арестован Лермонтов.

Друзья опального поэта приносили в тюрьму хлеб, завернутый в чистую бумагу. Тоскуя по свободе, солнцу, воздуху, он макал спичку в чернила из вина и сажи и на этих клочках бумаги писал:

Нива — это земля, на которой растут пшеница, рожь и другие злаки, а не пустое пространство.

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
    Г Вставьте

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов
    -

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Как понять за раздольем нив

    РОДИНА

    Музыка А. Полячека
    Слова Ф. Савинова

    Вижу чудное приволье,
    Вижу нивы и поля, -
    Это русское раздолье,
    Это русская земля!

    Вижу горы и долины,
    Вижу реки и моря, -
    Это русские картины,
    Это Родина моя!

    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья…
    Это русская сторонка,
    Это Родина моя!


    Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. - Смоленск: Русич, 2004

    Есть также музыка А. Н. Чернявского. Более известна под заглавием "Вижу чудное приволье. " (по первой строчке).


    ВАРИАНТ (мелодия та же):


    Вижу чудное приволье,
    Вижу нивы и поля, -
    Это русское раздолье,
    Это русская земля.

    Вижу горы и долины,
    Вижу степи и луга, -
    Это русская картина,
    Это Родина моя.

    Слышу пенье жаворонка,
    Слышу трели соловья, -
    Это русская сторонка,
    Это Родина моя.

    Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.


    АВТОРСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

    На родной почве

    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья…
    Это – русская сторонка,
    Это – родина моя.

    Вижу чудное приволье,
    Вижу нивы и поля…
    Это – русское раздолье,
    Это – русская земля.

    Слышу песни хоровода,
    Звучный топот трепака…
    Это – радости народа,
    Это – пляска мужика.

    Уж гулять, так без оглядки,
    Чтоб ходил весь белый свет…
    Это – русские порядки,
    Это – дедовский завет.

    Вижу дубы вековые,
    А вон там сосновый бор…
    Это – признаки родные,
    Это – родины простор.

    Вижу горы-исполины,
    Вижу реки и леса…
    Это – русские картины,
    Это - русская краса…

    Вижу всюду трепет жизни,
    Где ни брошу только взор…
    Это – матушки-отчизны
    Нескончаемый простор…

    Снова духом оживаю,
    Снова весел, счастлив я
    И невольно ощущаю
    В сердце мощь богатыря.

    Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка).

    Как понять за раздольем нив

    И окончит свой танец,

    Такой же недолгий,

    Выдь на зорьке и ступай на север

    По болотам, камушкам и мхам.

    Распустив хвоста колючий веер,

    На сосне красуется глухарь.

    Тонкий дух весенней благодати,

    И глухарь, кудесник бородатый,

    Закрывает жёлтые глаза.

    Из дремотных облаков исторгла

    Яркий блеск холодная заря,

    И звенит, чумная от восторга,

    Зоревая песня глухаря.

    Счастлив тем, что чувствует и дышит,

    Ничего не видит и не слышит,

    Ничего не замечает он!

    Он поёт листву купав болотных,

    Паутинку, белку и зарю,

    И в упор подкравшийся охотник

    Из берданки бьёт по глухарю.

    Может, так же в счастья день желанный,

    В час, когда я буду петь, горя,

    И в меня ударит смерть нежданно,

    Устав от разводов и пьянок,

    Гостиных и карт по ночам,

    Гусары влюблялись в цыганок,

    И седенький поп их венчал

    Навагу едали с ножа,

    Но староста знал, что оброка

    Не даст воровать госпожа.

    И слушал майор в кабинете,

    Пуская дымок сквозь усы,

    Барчатам разбили носы.

    Он знал, что когда он отдышит

    Цыганка поднимет мальчишек

    И в корпус кадетский отдаст.

    И вот уходил ее сверстник,

    И пальцы в серебряных перстнях

    Глаза закрывали ему.

    Под гул севастопольской пушки

    Вручал старшина Пантелей

    Барчонку от смуглой старушки

    Иконку и триста рублей.

    Старушка в наколке нелепой

    По дому бродила с клюкой,

    И скоро в кладбищенском склепе

    Ложили ее на покой

    А сыну глядела Россия,

    Ночная метель и гроза

    В немного шальные, косые,

    Доныне в усадебке старой

    Остались следы этих лет:

    С малиновым бантом гитара

    И в рамке овальной портрет.

    В цыганкиных правнуках слабых

    Тот пламень дотлел и погас,

    Лишь кровь наших диких прабабок

    Нам кинется в щеки подчас.

    Но как тогда расценивать завещание Потоцкого? Еще одна загадка без ответа.


    Верно, леший ночью лазил в ригу,

    Перепутал вожжи, спрятал грабли.

    Тихий летний дождик. И на книгу

    Падают большие капли.

    Няня знает: не покрестишь двери.

    Он и приползет, как вакса, черен.

    Пахнет сеном. В книге любит Мери

    Странный офицер Печорин.

    В поле ветер трогает пшеницу.

    Где-то свищет суслик тонко-тонко.

    Нежно гладят белую страницу

    Пальцы сероглазого ребенка.

    Дождь прошел. Ушла жара дневная.

    Сладко пахнет табаком из сада.

    "Это сказки, милый?" "Да, родная,

    Но теперь душа и сказкам рада".

    Всё мне мерещится поле с гречихою,

    В маленьком доме сирень на окне,

    Летнее утро мерещится мне.

    Мне вспоминается кляча чубарая,

    Аист на крыше, скирды на гумне,

    Церковка наша мерещится мне.

    Чудится мне, будто песню печальную

    Мать надо мною поёт в полусне,

    В поле дорога мерещится мне.

    Где ж этот дом с оторвавшейся ставнею,

    Комната с пёстрым ковром на стене?

    Детство мое вспоминается мне.

    Отгудели медью мятежи,

    Отгремели переулки гулкие.

    В голенища уползли ножи,

    Тишина ползёт по переулкам.

    Отгудели медью мятежи,

    Неурочные гудки устали.

    Старый город тяжело лежит,

    Крепко опоясанный мостами.

    Вы, в упор расстрелянные дни,

    В облик прошлого мой взор проник

    Сквозь сегодняшний спокойный город.

    Не привык я в улицах встречать

    Шорох толп, по-праздничному белых,

    И глядеть, как раны кирпича

    Обрастают известковым телом.

    Странно мне, что свесилась к воде

    Твердь от пуль излеченного дома.

    Странно мне, что камни площадей

    С пулемётным ливнем не знакомы.

    Говорят: вчерашнее угрюмо.

    Знаешь что: я буду до утра

    0 тебе сегодня ночью думать.

    Отчего зажглися фонари

    У дверей рабочего жилища?

    И стоят у голубых витрин

    Стишком много восьмилетних нищих.

    Город мой, затихший великан,

    Ты расцвёл мильонами загадок.

    Может быть, сегодня нужен фарс,

    Чтобы завтра радость улыбалась.

    Знаешь что: седобородый Маркс

    Эх ты осень, рожью золотая,

    Ржавь травы у синих глаз озёр.

    Скоро, скоро листьями оттает

    Мой зелёный, мой дремучий бор.

    Заклубит на езженых дорогах

    Стоп возов серебряную пыль.

    Ты придёшь и ляжешь у порога

    И тоской позолотишь ковыль.

    Встанут вновь седых твоих туманов

    Над рекою серые гряды,

    Будто дым над чьим-то дальним станом,

    Над кочевьем Золотой Орды.

    Будешь ты шуметь у мутных окон,

    У озёр, где грусть плакучих ив.

    Твой последний золотистый локон

    Расцветет над ширью тихих нив.

    Эх ты осень, рожью золотая,

    Ржавь травы у синих глаз озёр.

    Скоро, скоро листьями оттает

    Мой дремучий, мой угрюмый бор.


    Как темно в этом доме!

    Тут царствует грузчик багровый,

    Под нетрезвую руку

    Тебя колотивший не раз.

    На окне моем - кукла.

    От этой красотки безбровой

    Как тебе оторвать

    Васильки загоревшихся глаз?


    О чем он пишет в это время, складывая стихи в стол и устраивая читки для друзей?

    Два месяца в небе, два сердца в груди,

    Орёл позади, и звезда впереди.

    Я поровну слышу и клёкот орлиный,

    И вижу звезду над родимой долиной:

    Во мне перемешаны темень и свет,

    Со мной заодно с колченогой кровати

    Утрами встаёт молодой обыватель,

    Он бродит, раздет, и немыт, и небрит,

    Дымит папиросой и плоско острит.

    На сад, что напротив, на дачу, что рядом,

    Глядит мой двойник издевательским взглядом,

    Он в жизнь в эту входит, как узник в тюрьму.

    А я человек переходной эпохи.

    Хоть в той же постели грызут меня блохи,

    Хоть в те же очки я гляжу на зарю

    И тех же сортов папиросы курю,

    Но славлю жестокость, которая в мире

    Клопов выжигает, как в затхлой квартире,

    Которая за косы землю берёт,

    С которой сегодня и я в свой черёд

    Под знаменем гезов, суровых и босых,

    Вперёд заношу мой скитальческий посох.

    Что ж рядом плетётся, смешок затая,

    Двойник мой, проклятая косность моя?

    Так, пробуя легкими воздух студёный,

    Сперва задыхается новорождённый,

    Он мерзнет, и свет ему режет глаза,

    И тянет его воротиться назад,

    В привычную ночь материнской утробы;

    Так золото мучат кислотною пробой,

    Так все мы в глаза двойника своего

    Глядим и решаем вопрос: кто кого?

    Мы вместе живём, мы неплохо знакомы,

    И сильно не ладим с моим двойником мы:

    То он меня ломит, то я его мну,

    И, чуть отдохнув, продолжаем войну.

    К эпохе моей, к человечества маю

    Себя я за шиворот приподымаю.

    Пусть больно от этого мне самому,

    И если мой голос бывает печален,

    Я знаю: в нём фальшь никогда не жила.

    Огромная совесть стоит за плечами,

    Огромная жизнь расправляет крыла!

    Подгулявший шутник, белозубый, как турок,

    Захмелел, прислонился к столбу и поник.

    Я окурок мой кинул. Он поднял окурок,

    Раскурил и сказал, благодарный должник:

    "Приходи в крематорий, спроси Иванова,

    Ты добряк, я сожгу тебя даром, браток".

    Я запомнил слова обещанья хмельного

    И бегущий вдоль потного лба завиток.

    Почтальоны приходят, но писем с Урала

    Мне в Таганку не носят в суме на боку.

    Если ты умерла или ждать перестала,

    Я приду в крематорий, спущусь в кочегарку,

    Где он дырья чинит на коленях штанов,

    Подведу его к топке, пылающей жарко,

    И шепну ему грустно: "Сожги, Иванов!"

    У поэтов жребий странен,

    Слабый сильного теснит.

    Действие происходит где-то на Востоке, в отдаленные времена, но все понимали, что Кедрин пишет о современности, и пытались угадать, кого поэт спрятал под именами Омара и Магомета, а кто скрывается под именем Саади.

    Узоры из каменных кружев,

    И, работой своею горды,

    Купол золотом жгли,

    Кровли крыли лазурью снаружи

    И в свинцовые рамы

    Был диковинный храм

    Богомазами весь размалеван,

    И в царском притворе самом.

    Монаха Андрея Рублева

    Византийским суровым письмом.

    А как храм освятили,

    В шапке монашьей,

    Обошел его царь -

    От подвалов и служб

    И, окинувши взором

    Его узорчатые башни,

    "Лепота!" - молвил царь.

    И ответили все: "Лепота!"

    И спросил благодетель:

    "А можете ль сделать пригожей,

    Благолепнее этого храма

    И, тряхнув волосами,

    И ударились в ноги царю.

    И тогда государь

    Повелел ослепить этих зодчих,

    Чтоб в земле его

    Стояла одна такова,

    Чтобы в Суздальских землях

    И в землях Рязанских

    Не поставили лучшего храма,

    Чем храм Покрова!


    косые ребра будки полосатой,

    чиновничья припрыжка снегиря,

    По воздушной тонкой лесенке

    Опустился и повис

    Паучок-парашютист,

    Нельзя удержаться, чтобы не цитировать удивительные строки.

    Тачанки и пулеметы,

    И пушки в серых чехлах.

    Походным порядком роты

    Вступают в мирный кишлак.

    Вечерний шелковый воздух,

    Хивы золотые звезды

    Уход в эмиграцию белогвардейского полковника:

    В этот день в сиреневой шинели

    Навсегда из дачи вышел он.

    Шел, и на плечах его блестели

    Золотые крылышки погон

    Мороз на стеклах

    На окнах, сплошь заиндевелых,

    Февральский выписал мороз

    Сплетенье трав молочно-белых

    И серебристо-сонных роз.

    Пейзаж тропического лета

    Рисует стужа на окне.

    Зачем ей розы? Видно, это

    Зима тоскует о весне.

    Свою судьбу ты знаешь наперед:

    Мы всем торгуем понемножку:

    Меняем сахар на вино,

    Велосипеды на картошку

    И патефоны на пшено.

    Мы душу за сухарик тертый

    Дадим, да нет в ней барыша:

    Зачем колхозницам иль черту

    Такая ветошь, как душа!

    Седой военный входит, подбоченясь

    В штабной вагон, исписанный мелком.

    Рыжебородый тощий ополченец

    По слякоти шагает босиком.

    Мешком висит шинель на нём, сутулом,

    Блестит звезда на шапке меховой.

    Глухим зловещим непрерывным гулом

    Гремят орудья где-то под Москвой.

    Проходит поезд. На платформах - танки.

    С их башен листья блёклые висят.

    Четвёртый день на тихом полустанке

    По новобранцам бабы голосят.

    Своих болезных, кровных, Богом данных

    Им провожать на запад и восток.

    А беженцы сидят на чемоданах,

    Ребят качают, носят кипяток.

    Куда они? В Самару - ждать победу?

    Иль умирать. Какой ни дай ответ, -

    Мне всё равно: я никуда не еду.

    Чего искать? Второй России нет!

    11 октября 1941 г

    Осень 41 года

    Еще и солнце греет что есть силы,

    И бабочки трепещут на лету,

    И женщины взволнованно красивы,

    Как розы, постоявшие в спирту.

    Но мчатся дни. Проходит август краткий.

    И мне видны отчетливо до слез

    Отметки осени на листьях роз.

    Ах, осень, лета скаредный наследник!

    Она в кулак готова всё сгрести.

    Недаром солнце этих дней последних

    А женщины, что взглядом ласки просят,

    Предчувствуют, что, верно, эта осень

    Окажется последней и для нас!

    Стойбище осеннего тумана,

    Вотчина ночного соловья,

    Тихая царевна Несмеяна -

    Родина неяркая моя!

    Знаю, что не раз лихая сила

    У глухой околицы в лесу

    Ножичек сапожный заносила

    На твою нетленную красу.

    Только всё ты вынесла и снова

    За раздольем нив, где зреет рожь,

    На пеньке у омута лесного

    Песенку Аленушки поешь.

    Я бродил бы тридцать лет по свету,

    А к тебе вернулся б умирать,

    Потому что в детстве песню эту,

    Знать, и надо мной певала мать!

    Эти гордые лбы винчианских мадонн

    Я встречал не однажды у русских крестьянок,

    У рязанских молодок, согбенных трудом,

    На току молотящих снопы спозаранок.

    У вихрастых мальчишек, что ловят грачей

    И несут в рукаве полушубка отцова,

    Я видал эти синие звезды очей,

    Что глядят с вдохновенных картин Васнецова.

    С большака перешли на отрезок холста

    Бурлаков этих репинских ноги босые.

    Он писал о людях, которых встречал на передовой, так не похожих на тех, с кем он общался в Москве, восхищаясь их храбростью, цельностью их натуры.

    После увольнения из армии радость победы была омрачена вновь вернувшимися проблемами. Снова вернулось тягостное ощущение ненужности его творчества, глухой стены, в которую он утыкался снова и снова. Не нужны были творцы и мыслители, требовались покорные исполнители. Один из близких друзей, ставший на Украине важным лицом, предложил Кедрину стать осведомителем, и был выброшен с крыльца. Бывший друг пообещал, что Кедрин еще пожалеет об этом.

    Много видевший, много знавший,

    Знавший ненависть и любовь,

    Всё имевший, всё потерявший

    И опять всё нашедший вновь.

    Вкус узнавший всего земного

    И до жизни жадный опять,

    Обладающий всем и снова

    Всё стремящийся потерять.

    Жить ему оставалось еще сто дней.

    Приглашение на дачу

    . Итак, приезжайте к нам завтра, не позже!

    У нас васильки собирай хоть охапкой.

    Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой.

    Он брызнул из маленькой-маленькой тучки

    И шёл специально для дачного леса,

    Над ним хохотал, как подпивший повеса.

    На Пушкино в девять идёт электричка.

    Послушайте, вы отказаться не вправе:

    Кукушка снесла в нашей роще яичко,

    Чтоб вас с наступающим счастьем поздравить!

    Не будьте ленивы, не будьте упрямы.

    Пораньше проснитесь, не мешкая встаньте.

    В кокетливых шляпах, как модные дамы,

    В лесу мухоморы стоят на пуанте.

    Вам будет на сцене лесного театра

    Вся наша программа показана разом:

    Чудесный денёк приготовлен на завтра,

    И гром обеспечен, и дождик заказан!

    Скоро-скоро, в жёлтый час заката,

    Лишь погаснет неба бирюза,

    Я закрою жадные когда-то,

    И когда я стану перед богом,

    Я скажу без трепета ему:

    А добра, должно быть, никому.

    Но смешно попасть мне к чёрту в руки,

    Чтобы он сварил меня в котле:

    Нет в аду такой кромешной муки,

    Поэт всегда современен. Думал ли Д. Кедрин, когда писал стихи о своем любимом Днепропетровске - Екатеринославе, как современно они прозвучат сегодня? Как будто о сегодняшней Украине, вновь оккупированной врагом, написаны эти стихи.

    Читайте также: