Как поставить на учет камаз с кму

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 04.10.2024

Постановка на учет крана манипулятора в Ростехнадзоре, регистрация КМУ

КМУ является опасным производственным объектом. Их эксплуатация и техническое обслуживание строго регламентировано законом. Во избежание негативных последствий для владельца манипулятора, устройство необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре, а также обеспечить квалифицированным штатом и нормативной документацией.

Зачем ставить на учет КМУ в Ростехнадзоре

Основы организации деятельности и обеспечения безопасности на объектах, где используются крано-манипуляторные установки, регламентированы Федеральным законом «О промышленной безопасности на опасных производственных объектов» №116 от 21.07.1997 г.

Порядок и правила эксплуатация КМУ более подробно установлены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 г. №533.

Согласно действующему законодательству, все технические устройства, имеющие грузозахватный орган, стрелу, а также лебедку, стационарно установленные на колесном или гусеничном шасси, независимо от устройства механизма, будь то гидравлика или тросовая система, относятся к устройствам повышенной опасности и подлежат государственной регистрации в реестре опасных производственных объектов Ростехнадзора.

Исключениями (не подлежат регистрации в Ростехнадзоре) являются следующие виды КМУ:

  1. Кму, устанавливаемые на фундаменте;
  2. Кму, предназначенные для учебных целей;
  3. Кму, грузоподъемностью до 1 тонны, с грузовым моментом до 4 тонн включительно;
  4. Кму, предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных механизмов (эвакуаторы автомобилей).

Учитывая столь короткий список исключений, можно сделать вывод, что практически все КМУ, предназначенные для выполнения своих основных функций, связанных с погрузкой и разгрузкой, транспортировкой и подачей груза, подлежат регистрации в органах Ростехнадзора в качестве опасного производственного объекта.

Стоит отметить, что регистрации в органах ГИБДД или Гостехнадзора будет недостаточно, т. к. в этих случаях осуществляется государственная регистрация шасси, на котором установлена КМУ, а не самой установки.

Многие владельцы, эксплуатирующие организации и предприниматели, ошибочно предполагают, что законно «обходят» требования об обязательной регистрации манипулятора в Ростехнадзоре путем настройки ограничителя грузового момента, снижая при этом грузоподъемность до 1 тонны. Снизить грузоподъемность возможно только в случаях реконструкции подъемного сооружения, регулировка ограничителя таковой процедурой не является.

Несоблюдение, а также игнорирование правил государственной регистрации и эксплуатации КМУ может повлечь за собой неприятные последствия в виде значительного административного штрафа, как на рабочих и должностных лиц, таки и на владельца, эксплуатирующую организацию.

  • На водителя – от 2000 до 3000 тыс. рублей;
  • На должностных лиц – от 20000 до 30000 тыс. рублей;
  • На организацию (индивидуального предпринимателя) – от 200000 до 300000 тыс. рублей.

Более того, возможны такие санкции как дисквалификация (аннулирование аттестации) сроком от 6 до 12 месяцев, а также административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Для того чтобы избежать перечисленных выше последствий, и спокойно осуществлять работы с применением технических устройств, оснащенных крано-манипуляторной установкой, потребуется следующее:

1. Разработать и утвердить положение о производственном контроле;
2. Разработать, утвердить и согласовать с Ростехнадзором положение о расследовании причин аварий на объектах;
3. Разработать и утвердить должностные инструкции для рабочих и ответственных (должностных) лиц;
4. Обеспечить наличие аттестованных Ростехнадзором следующих специалистов:

а) ответственный за осуществление производственного контроля;
б) ответственный за безопасность работ с применением грузоподъемных механизмов;
в) ответственный за содержание технических устройств в работоспособном состоянии.

5. У работников на КМУ должны быть удостоверения: оператора (механика/крановщика) и стропальщика;
6. Установка должна иметь паспорт технического оборудования (в случае его отсутствия потребуется оформление дубликата, а также прохождение процедуры экспертизы промышленной безопасности);
7. Обеспечить исправность всех механизмов КМУ, пройти техническое освидетельствование в специализированной организации или на заводе изготовителе;
8. Подать документы на регистрацию КМУ в Ростехнадзор в течение 10 суток с момента ввода в эксплуатацию;
9. Застраховать ОПО от несчастных случаев.

Мы поможем Вам с подготовкой КМУ любой модели к полноценной работе в кратчайшие сроки: проведем необходимые экспертизы, техническое освидетельствование, подготовим локальную документацию и все инструкции, поможем с аттестацией ответственных специалистов, проведем обучение рабочих, зарегистрируем КМУ в Ростехнадзоре без Вашего участия. Быстро, надежно, доступно.

Функционал обычного грузового автомобиля можно значительно расширить благодаря монтажу компактной кран-манипуляторной установки, или КМУ. Тогда к опции транспортного средства по перевозке грузов добавляется их погрузка/выгрузка, а также монтаж. Это дает возможность использовать грузовик для более широкого круга работ, а значит, с большей прибыльностью.

Техническое переоснащение грузового автомобиля и документальное оформление КМУ предполагает обязательную регистрацию в государственных органах. Данная статья посвящена правовому аспекту установки манипулятора на автомобиль.

Общие понятия об оборудовании

Кран-манипулятор – это категория оборудования, предназначенного для перемещения габаритных, тяжелых предметов путем их подъема или спуска. Конструкция агрегата довольно сложная; предполагает наличие станины, выносной стрелы (одной или больше), колонны, поворотного механизма, опорного устройства, дополнительных выносных опор и рычагов управления. В основе действия механизма лежат гидравлические процессы.

unic urv 554 2-min

Переоборудование в манипулятор чаще всего происходит с грузовыми автомобилями. Монтаж крановой установки дает возможность сэкономить на привлечении дополнительной спецтехники для разгрузки, ускорить погрузочные работы, увеличить габариты перевозимых предметов. Это позволяет эксплуатировать переоснащенный грузовик экономически более выгодно.

Поскольку кран-манипуляторная установка является дополнительным оборудованием, которого авто изначально не имело, возникает необходимость фиксации изменений и оформления транспортного средства (ТС) по новой.

Основания для регистрации

Техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств» представляет крановую установку как компонент, который прямо влияет на безопасность транспортного средства. По умолчанию манипулятор на автомобиле запрещен. Чтобы переоборудованный автомобиль привести в соответствие к требованиям закона и зарегистрировать КМУ, необходимо получить экспертную оценку. Она выдается компетентным органом, которым выступает комиссия при Государственной инспекции безопасности дорожного движения или другая ведомственная организация.

Сама процедура регламентируется ГОСТом 33670-2015. Стоит учитывать, что, оформив один раз ТС повторных процедур проводить не нужно. Действие экспертного заключения и новых документов на авто распространяется на всю территорию Таможенного Союза.

Этапы регистрации крана-манипулятора в ГИБДД

  • прохождение экспертизы в специальной лаборатории, получение заключения о возможности переоборудования автомобиля в кран-манипулятор;
  • предоставление заключения экспертизы и подача заявления на установку КМУ;
  • получение разрешения на внесение изменений в конструкцию авто;
  • проведение монтажа манипулятора на автомобиль;
  • регистрация модифицированного ТС.

Когда инспектор технического отдела ГИБДД выдает свидетельство соответствия конструкции ТС и ставит отметку в паспорте автомобиля, процедуру можно считать успешно завершенной. С этого момента автомобиль с установленным краном-манипулятором можно использовать по назначению легально.

Получение заключения экспертов

Процедуры в ГИБДД

Имея на руках заключение лаборатории, можно подавать заявку на переоборудования. К ней прилагаются также регистрационные документы на авто и паспорт заявителя. После рассмотрения пакета бумаг инспектор выдает разрешение на внесение изменений в конструкцию.

На этом оформление документов на кран-манипулятор завершается и начинаются собственно работы по монтажу заявленного оборудования на заявленное ТС. Во время этих работ необходимо строго соблюдать ГОСТ и рекомендации лаборатории, тогда получение положительного решения не будет иметь препятствий. После осмотра инспектором переоборудованного авто, сопоставления фактического состояния с проектным выдается ССКТС, а в паспорт автомобиля ставится отметка.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, как и ГИБДД, является контролирующим органом власти, однако ее полномочия находятся в другой правовой плоскости. Служба отвечает за проведения контроля соблюдения норм закона, в том числе на производственных объектах с использованием манипуляторов.

Какие КМУ подлежат регистрации в Ростехнадзоре? Эта процедура обязательна для всех видов автомобильных КМУ, используемых в производственных целях. Исключения касаются только трёх категорий. Первая – учебные агрегаты, вторая – стационарные краны на фундаменте и третья – установленные на различные транспортные средства КМУ грузоподъемностью до 1000 кг.

Ответственность за нарушения

Если манипулятор не вписан в ПТС или установлен с нарушением регламента или государственного стандарта, владельцу такого устройства грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 500 рублей для физ. лиц и 30 000 руб. – для юридических. Инспектор ГИБДД также выдает предписание на устранение нарушения в течение 10 дней. Если владелец транспортного средства с краном не выполняет требования, то авто будет снято с учета и определено на штраф-площадку. Поэтому лучше сразу узаконить крановую установку, а не рисковать своим имуществом и безопасностью окружающих.

Наша компания предлагает услуги по постановке на учет в Ростехнадзоре грузоподъемных кранов, кранов-манипуляторов, автовышек, ножничных, мачтовых, фасадных подъемников и других подъемных сооружений, подлежащих регистрации в Ростехнадзоре.

autokran7 240

Для тех компаний, которые ранее уже были внесены в реестр Ростехнадзора, постановка на учет дополнительной техники сопряжена с обязательным внесением изменений в сведения ОПО, которые оформлялись при регистрации.

В агентстве Бизнеслоцман постановку на учет кранов и внесение в реестр ОПО проведут одновременно. В результате наших услуг вы получите на руки свидетельство ОПО и учетные номера для ваших подъемных сооружений и сможете эксплуатировать технику, не нарушая российских законов.

КАК ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬ АВТОКРАН В РОСТЕХНАДЗОРЕ?

I. Исключение проблем ещё на стадии покупки

Принимать в расчет необходимость постановки на учет автокрана в надзорных органах следует уже при оформлении покупки. Какие типичные ошибки допускаются при приобретении грузоподъемной техники?

1. Оформление автокрана, манипулятора или автовышки на физ. лицо. В соответствии с регламентом по регистрации опасных объектов физическое лицо не может быть внесено в реестр ОПО Ростехнадзора. Заявителями услуги по регистрации в Ростехнадзоре опасного производственного объекта являются только юридические лица либо индивидуальные предприниматели.

Важно! Собственником автокрана физ. лицо может быть, а эксплуатантом – нет!

В этом случае, чтобы эксплуатировать подъемное сооружение на законных основаниях, физическому лицу придется либо сдавать автокран в аренду юр. лицу, либо получить статус индивидуального предпринимателя.

2. Приобретение подъемного сооружения без паспорта на грузоподъемный механизм. Такая проблема типична для покупателей бэушной японской, корейской и китайской техники, ввезенной десять – пятнадцать лет назад через дальневосточные порты. В основном, это – краны-манипуляторы и небольшие автогидроподъемники.

avtovishka6 240
Паспорт – основной документ, без которого ни постановка на учет, ни эксплуатация подъемного сооружения невозможна. В паспорт вносятся записи о проведенных ПТО, ЧТО, ремонтах, ФИО и реквизиты протокола аттестации ответственного за содержание подъемного сооружения в работоспособном состоянии. Паспорт сопровождает грузоподъемный механизм в течении всего его жизненного цикла.

Если вы осознанно приобретаете автовышку без паспорта, цену договора купли-продажи целесообразно уменьшить на стоимость услуг по восстановлению дубликата паспорта и проведению экспертизы промышленной безопасности. Если паспорта на автогидроподъемник нет, убедитесь, по крайней мере, что сохранились и читаемы шильдики, установленные на самих механизмах, информация с которых потребуется при восстановлении документа.

3. Неграмотно оформленный договор купли-продажи или аренды автокрана. В договоре и акте приема-передачи должна быть четко идентифицирована передаваемая техника. Для Ростехнадзора не настолько важны государственные регистрационные знаки ГИБДД, сколько заводские номера самого грузоподъемного механизма. Марка (модель), год выпуска, грузоподъемность, номера, присвоенные заводом изготовителем – эти данные из паспорта на грузоподъемный механизм должны быть перенесены в договор между покупателем и продавцом.

II. Сбор пакета документов для постановки крана на учет

Для Ростехнадзора важны два момента:

1. Кто отвечает за эксплуатацию крана и осуществление производственного контроля за подъемными сооружениями?

Документом, на основании которого делается вывод о принадлежности субъекту хозяйственной деятельности опасного объекта является договор купли-продажи (аренды, лизинга), подтвержденный актом приема - передачи.

Согласно общему правилу постановку крана на учет и регистрацию в реестре опасных производственных объектов обеспечивает эксплуатирующая подъемное сооружение организация. В большинстве случаев – это собственник грузоподъемной машины. При передаче крана в аренду, а также при лизинге, в качестве организации, эксплуатирующей подъемное сооружение, выступает арендатор или лизингополучатель. В этом случае обязанность по постановке подъемного сооружения на учет и регистрации ОПО ложится на него.Однако в этом правиле есть исключения.

fp4 240
В качестве иллюстрации приведем такой пример: организация владеет несколькими десятками фасадных люлек и сдает их в краткосрочную аренду фирмам, занимающимся сезонными фасадными работами. Как правило, срок аренды составляет 3-6 месяцев, по окончанию которого люльки возвращаются владельцу.

В этом случае осуществлять постановку фасадных подъемников на учет и внесение в реестр опасных производственных объектов будет владелец подъемников, он же будет осуществлять производственный контроль и следить за техническим состоянием люлек. Организация, производящая фасадные работы, со своей стороны предоставляет аттестованного в Ростехнадзоре специалиста, ответственного за безопасное производство работ и рабочих люльки.

Важно! В штате организации, регистрирующей в Ростехнадзоре автокран или кран-манипулятор, должны быть аттестованные по промышленной безопасности специалисты по областям аттестации А.1. и Б.9.31. Если на учет в Ростехнадзоре ставится автовышка, ножничный или фасадный подъемник, то в организации, кроме вышеперечисленных, также должен быть специалист, аттестованный по букве Б.9.32.

В организации, которая эксплуатирует три и более подъемных сооружения, таких аттестованных специалистов должно быть не менее трех человек.

2. Отвечает ли само техническое устройство требованиям промышленной безопасности?

Применяемые на опасных производственных объектах подъемные сооружения должны соответствовать требованиям двух технических регламентов Таможенного союза: ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» и ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» . Документами, подтверждающими соответствие крана требованиям технических регламентов, служат:

а) Паспорт грузоподъемной машины (подъемного сооружения). Главные критерии здесь – год выпуска и срок эксплуатации, установленный производителем. Если кран новый, никаких действий более не требуется, если же подъемное сооружение выработало свой ресурс, необходимо продление срока его эксплуатации на основании экспертизы промбезопасности.

б) ЭПБ – экспертиза промышленной безопасности. ЭПБ проводится:

noj pod 240
- по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки подъемного сооружения, установленных производителем;

- при отсутствии в технической документации данных о сроке службы крана, если фактический срок его службы превышает 20 лет;

- после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов крана, либо восстановительного ремонта после аварии.

Экспертизу проводят специализированные организации, обладающие лицензией Ростехнадзора на её проведение. На основании проведенной экспертизы крану продлевается срок службы ещё на несколько лет (как правило 2-3 года, после чего требуется повторная экспертиза), запись о проведенной экспертизе и о дате проведения следующей, заносится в паспорт крана. После проведения экспертизы она подлежит регистрации в Ростехнадзоре.

в) Сертификат соответствия или разрешение на применение.

К подъемной технике, выпущенной начиная с 2014 года, должен прилагаться сертификат соответствия таможенного союза. Если кран произведен на территории Евразийского экономического союза, сертификат, как правило, вклеен в паспорт подъемного сооружения. На импортную технику он может идти отдельным документом.

К кранам, выпущенным по 2013 год включительно, прилагается разрешение на применение, выдаваемое Ростехнадзором.

III. Подготовка пакета документов для внесения в реестр опасных производственных объектов

Важно! Для того, чтобы поставить кран на учет на организацию, сама организация должна быть включена в реестр опасных производственных объектов.

С этой целью проводится идентификация опасного производственного объекта и оформляются сведения, характеризующие ОПО.

1. Сведения, характеризующие ОПО.

Сведения, характеризующие ОПО – основной документ, который содержит все важнейшие характеристики опасного производственного объекта. Сведения оформляются в двух экземплярах. Первый экземпляр остается на хранение в Ростехнадзоре, а второй экземпляр возвращается заявителю с отметкой РТН.

  • наименование и место нахождения опасного производственного объекта;
  • признаки опасности опасного производственного объекта;
  • класс опасности опасного производственного объекта;
  • классификация опасного производственного объекта;
  • виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии для эксплуатации опасного производственного объекта;
  • полное наименование, адрес места нахождения эксплуатирующей организации, должность, фамилия, имя и отчество (в случае, если имеется) руководителя, дата подписания документа руководителем эксплуатирующей организации;
  • реквизиты опасного производственного объекта и регистрирующего органа;
  • наименование площадки, участка, цеха, здания, сооружения, входящих в состав опасного производственного объекта;
  • краткая характеристика опасности опасного производственного объекта;
  • наименование, тип, марка, модель, регистрационные, учетные, заводские номера технических устройств;
  • проектные (эксплуатационные) характеристики, дата изготовления и ввода в эксплуатацию;
  • числовые обозначения признаков опасности опасного производственного объекта;

2. Заявление о регистрации в реестре опасных производственных объектов

3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости, в том числе земельные участки, здания, строения и сооружения, где размещается опасный производственный объект.

kran manipulator4 240
Здесь надо обратить внимание на различие понятий «Техническое устройство», применяемое на ОПО, и «Опасный производственный объект». Сам по себе кран, кран-манипулятор, автогидроподъемник не являются опасными производственными объектами, а представляют собой лишь технические устройства, обладающие признаком опасности, по которому классифицируется ОПО.

В качестве опасного производственного объекта, на котором используются перемещаемые подъемные сооружения, при проведении идентификации ОПО указывается участок, где эти технические устройства хранятся, обслуживаются, ремонтируются, проходят технические освидетельствования и т. п. Это может быть цех, рембаза, гараж, бокс, стоянка и т. д.

IV. Подача документов в Ростехнадзор.

Пакет документов оформляется по-разному, в зависимости от того, регистрируется ли ОПО впервые, или организация уже числится в реестре ОПО. Во втором случае вместо регистрации вносятся изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект.

При первичной регистрации процесс постановки на учет и внесения в реестр ОПО в различных территориальных управлениях Ростехнадзора происходит по-разному. Где-то сначала производится постановка на учет, а потом вносятся сведения в реестр ОПО. Где-то, наоборот, как в Москве, сначала регистрируется ОПО, потом ставятся на учет подъемные сооружения. В некоторых регионах регистрация ОПО и постановка подъемных сооружений на учет происходит одновременно.

В Ростехнадзоре документы проходят экспертизу 30 дней. По результатам, если к представленным документам не было замечаний, заявителю на официальном бланке выдается свидетельство о регистрации ОПО в государственном реестре, а подъемным сооружениям присваиваются учетные номера.

При внесении изменений в реестр ОПО в связи с изменением количества технических устройств, свидетельство не меняется, а произошедшие изменения подтверждаются обновленными сведениями, характеризующими опасный производственный объект.

Мы рекомендуем обратиться к специалистам за услугой по регистрации ОПО и постановке на учет в Ростехнадзоре подъемных сооружений.

Стоимость постановки на учет одного подъемного сооружения - 20 000 руб.
При одновременной постановке на учет двух и более подъемных сооружений стоимость за единицу - ниже!

Какие документы нужны для манипулятора

помощник

Полезная информация

Пожалуй, самой востребованной техникой на сегодняшний день является грузовой автомобиль с установленным на него крано-манипуляторным устройством (КМУ).

Причины просты – такая машина отличается завидной проходимостью и грузоподъемностью, может осуществить и погрузо-разгрузочные работы, и грузоперевозки. Кроме того, установленный на шасси кран позволяет сократить расходы на аренду дополнительной техники и наем рабочей силы.

Повышенный спрос на автомобили с манипулятором диктует новые требования к разрешительной документации на подобные устройства и квалификации водителей спецтехники.

Какими же знаниями должен обладать специалист, управляющий автомобилем с краном? Какие документы необходимы для эксплуатации КМУ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, нужно изучить соответствующие инструкции.

Требования к водителям грузовиков с КМУ

Деятельность машиниста манипулятора ответственная и тяжелая, поэтому и требования к нему достаточно высоки. Устроиться в крупную, развивающуюся компанию удается только квалифицированным специалистам.

Какие документы нужны для манипулятора

удостоверение крановщика

Машинист такого транспортного средства должен иметь:

  • водительские права категории С;
  • представление о том, как устроен манипулятор;
  • удостоверение крановщика, если спецтехника относится к автокранам;
  • наряд на проведение деятельности с разрешением от Госнадзора, если работы ведутся на определенных территориях, например, вблизи ЛЭП.

Очень подробно и понятно все требования прописаны в типовой инструкции для крановщиков и водителей самоходных кранов, утвержденной Госгортехнадзором.

В соответствии с ней к сотрудникам, управляющим самоходными кранами, предъявляется ряд требований.

  1. Машинист может быть допущен к управлению манипулятором после прохождения курса обучения по программе подготовки крановщиков и получения аттестата.
  2. Освоить профессию крановщика могут лица не моложе 18 лет, без противопоказаний по здоровью, прошедшие медицинское освидетельствование.
  3. Экзамен у прошедших обучение по специальности «оператор крана» принимает комиссия и представитель из Госгортехнадзора. При положительном результате крановщику выдается удостоверение. Оно содержит информацию о типе и конструкции крана, к управлению которым допущен водитель.
  4. На крановщика и его помощника должны быть оформлены допуски к деятельности, подписанные владельцем крана или автомобиля с КМУ.

Кроме перечисленного, компании часто предъявляют особые требования к профессиональным и личным качествам будущего оператора манипулятора:

  • большой опыт в управлении КМУ;
  • внимательность, собранность, стрессоустойчивость и ответственность;
  • быстрота реакции;
  • опыт управления грузовыми автомобилями;
  • умение оформлять товаросопровождающие документы;
  • знание инфраструктуры города, области (если манипулятор используется в качестве эвакуатора).

Однако получить престижную должность, несмотря на внушительный список требований, все же возможно. Главное – дать понять нанимателям, что вы именно тот специалист, который им нужен. И обратите внимание: получение документов, необходимых для работы, может занять до 1 месяца.

Для работы на автомобиле с краном-манипулятором необходимо иметь следующие бумаги:

  • паспорт оборудования на русском языке, составленный в соответствии с требованиями к паспортам транспортных средств и автокранов;
  • разрешение на эксплуатацию КМУ, выданное Ростехнадзором России.

Кран на базе грузового автомобиля необходимо зарегистрировать в Ростехнадзоре как опасный производственный объект (ОПО). Обратите внимание: манипулятор грузоподъемностью до 1 тонны и грузовым моментом 4 тонны, а также кран для учебных целей регистрировать не нужно.

Для ОПО предусмотрена экспертиза промышленной безопасности. Из документов на спецтехнику необходим технический паспорт установки или его дубликат. В штате организации, собственностью которой является КМУ, должны числиться:

  • специалист, аттестованный для управления манипулятором и имеющий действующее удостоверение;
  • стропальщик с удостоверением о прохождении обучения.

Теперь необходимо приготовить документы для подачи в Гостехнадзор. Сначала подаем первичные бумаги.

  1. Заявление на регистрацию грузоподъемного механизма (ГПО).
  2. Паспорт на кран-манипулятор.
  3. Если КМУ не новая, необходим договор с организацией, проводившей технический осмотр установки.

Приказы о назначении:

  • сотрудника по надзору за безопасной эксплуатацией;
  • ответственного за поддержание спецтехники в рабочем состоянии;
  • специалиста, отвечающего за безопасное управление и выполнение деятельности на кране-манипуляторе.

Сдав все нужные бумаги, вы получите формы положений и приказов, которые необходимо заполнить с помощью инспектора Ростехнадзора, закрепленного за вашей организацией. Все заполненные документы подаются в канцелярию Ростехнадзора.

  1. Положение о контроле на производстве.
  2. Письмо о согласовании этого положения.
  3. Приказ о техническом надзоре за безопасностью работы грузоподъемных машин на производстве.
  4. Карточка учета спецтехники в государственном реестре опасных производственных объектов.
  5. Характеристики и данные манипулятора, сообщаемые дополнительно.

Представитель Ростехнадзора должен проштамповать все документы и сделать отметки о дате приема. Теперь остается только ждать. Если все оформлено верно, то паспорт на кран с отметками о пройденной регистрации будет готов примерно через 30 дней. А пока готовятся разрешения, необходимо застраховать машину как ОПО. Возобновлять страховку придется раз в год.

Когда у вас на руках будут все разрешительные документы, необходимо составить письмо в Ростехнадзор, чтобы вам выделили инспектора для пуска манипулятора в дело.

О планируемом начале эксплуатации КМУ необходимо уведомить не менее чем за 5 рабочих дней. Инспектор выдает разрешение на основании проведенных испытаний на предприятии-изготовителе или же технического освидетельствования, проведенного собственником манипулятора. Перед подписанием разрешения устройство еще раз осматривается и проверяется на территории владельца, сверяются предоставленные бумаги и оценивается уровень технического обслуживания установки.

Процедуру регистрации автотехники придется повторить в случае:

  • ремонта и получения нового паспорта на манипулятор;
  • продажи или передачи управления КМУ новому владельцу;
  • капитального ремонта, модернизации, усовершенствования.

Основы безопасной работы

Для безопасной работы на крано-манипуляторных устройствах необходимо соблюдать простые правила. Все служащие, взаимодействующие с КМУ, должны пройти инструктаж по технике безопасности труда и пожарной безопасности:

  • вводный перед началом работы;
  • на рабочем месте;
  • ежеквартальный;
  • внеочередной – при нарушении правил эксплуатации КМУ или при несчастных случаях.

Важно! Чтобы оборудование было задействовано в погрузочно-разгрузочной деятельности только в исправном состоянии.

К эксплуатации допускаются только лица, имеющие соответствующую квалификацию, навыки управления и прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все работы должны быть согласованы, масса перевозимого груза не должна превышать грузоподъемность манипулятора и шасси.

Как зарегистрировать КМУ?

Переоборудовать свой автомобиль под манипулятор - идея отличная, открывающая новые перспективы и возможности. Однако следует помнить, что переоснащение влечет за собой обязательную регистрацию нового транспортного средства в государственных органах.

Чаще всего под КМУ монтируют на грузовые автомобили. Владелец получает новые выгоды: может отказаться от привлечении спецтехники для погрузки или разгрузки, выполнять работы значительно быстрее и позволить себе перевозить более габаритные предметы. Все привнесенные в грузовик изменения необходимо зафиксировать не только в ГИБДД, но и в Ростехнадзоре, предварительно получив экспертную оценку.

Постановка на учет в ГИБДД

Процедуру постановки на учет автомобиля с КМУ регулирует ГОСТ 33670-2015. Перед тем, как зарегистрировать автомобиль, владелец должен выполнить следующие шаги:

  • Получить заключение экспертной комиссии (сертифицированной лаборатории) о том, что автомобиль разрешено переоборудовать в кран-манипулятор.
  • Получив заключение, подать заявление на установку КМУ, приложив к нему паспорт владельца и регистрационные документы автомобиля.
  • Получить разрешение инспектора ГИБДД о внесении изменений в конструкцию.
  • Установить КМУ на автомобиль со строгим соблюдением ГОСТа и рекомендаций лаборатории.
  • Повторно обратиться в ГИБДД и зарегистрировать авто уже после внесения всех изменений.
  • Завершением процедуры станет отметка инспектора ГИБДД в паспорте автомобиля и выдача свидетельства, после чего конструкцию можно использовать на законных основаниях.

Регистрировать авто в Ростехнадзоре необходимо владельцам всех видов КМУ, которые используют их в производственных целях. Не подлежат регистрации только следующие КМУ:

  • Установленные на фундаменте.
  • Используемые в учебных целях.
  • Грузоподъемность которых не превышает 1 т. 

Постановку переоборудованного ТС на учет в Ростехнадзоре регламентирует ФЗ «О промышленной безопасности на опасных производственных объектов» №116 от 21.07.1997 г.

Ответственность за отсутствие регистрации 

  • 2000-3000 рублей - водителю.
  • 20000-30000. рублей - должностным лицам.
  • 200000-300000 рублей - организациям. 

При отсутствии регистрации инспектор ГИБДД вправе выдать предписание на устранение нарушений за 10 дней, а если требование не будет исполнено, снять автомобиль с учета в ГИБДД и забрать его на штрафстоянку.

“Красноярск Автодизель сервис” оказывает весь перечень услуг по переоборудованию авто с КМУ и подготовке документов для регистрации транспортного средства в Ростехнадзоре и ГИБДД. Позвоните нашим специалистам, и мы поможем вам пройти регистрацию законно, быстро и просто. Подробности по телефону 8 (391) 214-21-75.

Ростехнадзор разъясняет

Ростехнадзор разъясняет

Как и любое технически сложное устройство, кран-манипулятор требует повышенного внимания и должен эксплуатироваться с неукоснительным соблюдением требований нормативного законодательства.

И при покупке крана-манипулятора, и при его эксплуатации, и при заказе аренды часто возникают вопросы правового характера, ответы на которые невозможно найти в технической документации. Источник абсолютно верной информации один – Ростехнадзор.

На этой странице мы подобрали наиболее часто задаваемые вопросы о кранах-манипуляторах.

Ответы специалистов Ростехнадзора на вопросы о манипуляторах

Вопрос

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос:

Распространяется ли действие Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» на автоэвакуаторы?

Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533 (далее – ФНП по ПС), требования настоящих ФНП не распространяется на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых используются эвакуаторы автомобилей.

Однако, в связи с многочисленными запросами в отношении специализированных кранов-манипуляторов, изготовленных в исполнении, исключающим применение съемных грузозахватных приспособлений и предназначенных только для эвакуации автомобилей, а также различным толкованием понятия «навесное оборудование» было принято решение в подпункт «в» пункта 4 ФНП по ПС внести соответствующее уточнение.

На основании изложенного, требования ФНП по ПС не распространяются только на эвакуаторы автомобилей, удовлетворяющие требованиям подпункта «е» пункта 4 ФНП по ПС, а именно: предназначенные для работы только в исполнении, исключающем применение грузозахватных приспособлений. Также в этом случае изготовителем (представителем изготовителя, уполномоченным лицом) в сопроводительной документации (паспорт, инструкция по эксплуатации, сертификат, декларация и т.д.) должно быть указано наименование технического устройства «эвакуатор автомобилей».

Вопрос

Разъясните, пожалуйста, необходимо ли ставить на учет кран-манипулятор (автомобильный гидравлический) грузоподъемностью 7 т.?

Ответ: Требования безопасности к опасным производственным объектам, в составе которых находятся в эксплуатации подъемные сооружения, определены Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее – ФНП).

В соответствии с п. 147 ФНП перед пуском в работу краны-манипуляторы подлежат учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, за исключением кранов-манипуляторов, перечисленных в подпункте з) п. 147 ФНП, а именно: кранов-манипуляторов, установленных на фундаменте, и кранов-манипуляторов грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 т-м включительно.

Таким образом, указанный в Вашем обращении кран-манипулятор грузоподъемностью 7 т на автомобильном шасси подлежит учету в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Подлежит ли снятию с учета в Ростехнадзоре кран-манипулятор, если ему снизили грузоподъемность до 1 т путем настройки ограничителя грузового момента?

Ответ: Для снятия крана-манипулятора с учета в органах Ростехнадзора необходимо провести его реконструкцию, в результате которой будет снижена грузоподъемность и грузовой момент.

Регулировка ограничителя грузового момента для снижения грузоподъемности не является реконструкцией ПС, а, следовательно, после снижения грузоподъемности ПС путем настройки ограничителя грузового момента такое ПС не подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора.

Вопрос:

Предприятием приобретен кран-манипулятор грузоподъемностью 1,83 т и грузовым моментом 3,29 т*м. Подлежит ли кран-манипулятор учету в территориальном органе Ростехнадзора?

Ответ:

В соответствии с требованиями Федеральных нормам и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», если не выполняется хотя бы одно из требований к кранам-манипуляторам, указанным в пункте 148, то такой кран-манипулятор подлежит учету в органах Ростехнадзора, в том числе подлежат учету и краны-манипуляторы грузоподъемностью от 1 тонны и более.

Вопрос:

Требуется ли разрешение/регистрация при установке системы дистанционного радиоуправления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т(до 3т)?

Ответ: Нормативными документами не предусмотрено выдача разрешений или дополнительная регистрация при установке системы дистанционного управления на автомобильный кран-манипулятор грузоподъемностью до 1т/до 3т.

Вопрос: Согласно действующим требованиям промышленной безопасности можно ли назначать в качестве специалистов, ответственных за безопасное производство работ с применением ПС (подъемных сооружений) бригадиров?

Вопрос: Прошу разъяснить порядок аттестации и получения удостоверения персонала, связанного с эксплуатацией подъемных сооружений (крановщиков, стропальщиков и т. д.). Требуется ли участие инспектора Ростехнадзора в аттестации такого персонала.

Ответ: Лицам, прошедшим обучение и успешно сдавшим в установленном порядке экзамены по ведению конкретных работ на объекте, кроме свидетельства выдается соответствующее удостоверение для допуска к этим работам. Квалификационная комиссия формируется приказом руководителя организации, проводящей обучение.
В состав квалификационной комиссии по согласованию включаются представители территориального органа Федеральной службы
по экологическому, технологическому и атомному надзору.

При этом требований по участию представителя Ростехнадзора в первичной аттестации обслуживающего персонала (крановщиков, стропальщиков и др.) Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» не установлено.

На основании изложенного участие представителя Ростехнадзора в аттестации обслуживающего персонала не требуется.

Вопрос: Прошу разъяснить порядок продления срока службы ПС не подлежащих учету?»

Ответ: «Эксплуатация ПС, не подлежащих учету в Ростехнадзоре, осуществляется в соответствии с требованиями, действующего на территории Российской Федерации технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 000 и требованиями, изложенными в руководстве (инструкции) по эксплуатации ПС.

Пунктом 168 ФНП по ПС определено, что объем работ, порядок и периодичность проведения технических освидетельствований определяется руководством (инструкцией) по эксплуатации ПС.

Продление срока службы ПС, не подлежащего учету осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в руководстве (инструкции) по эксплуатации такого ПС (техническое диагностирование, техническое освидетельствование, грузовые испытания и т. п.).

Вопрос: Необходимо ли переоформлять удостоверения по промышленной безопасности, выданные Ростехнадзором, (проходить переаттестацию) при переходе на работу из одной организации в другую?

Ответ: Первичная аттестация специалистов проводится не позднее одного месяца: при назначении на должность; при переводе на другую работу, если при осуществлении должностных обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации; при переходе из одной организации в другую, если при осуществлении должностных обязанностей на работе в данной организации требуется проведение аттестации по другим областям аттестации.

Таким образом, при переводе или переходе на работу в другую организацию переаттестация по действующим областям аттестации не требуется. Выданные ранее документы об аттестации действительны до конца указанного в них срока.

Вопрос:

Организация выделяет для выполнения строительно-монтажных работ грузоподъемные краны другим организациям, предварительно заключив с ними договор. Несет ли она ответственность за нарушения требований законодательства в области промышленной безопасности, если краны используют на объектах в других организациях?

Ответ. Действующим законодательством предусмотрена передача опасного производственного объекта в аренду с последующей регистрацией в государственном реестре ОПО арендатором, при этом у арендатора должны быть назначены ответственные специалисты, в соответствии с требованиями ФНП по ПС. Грузоподъемные краны могут направляться для выполнения работ в другие организации при наличии у организации, выделившей кран для производства работ, специалистов и обслуживающего персонала. Согласно пункту 125 ФНП по ПС в редакции приказа № 146 эксплуатирующая организация должна определить порядок выделения и направления самоходных ПС на объекты согласно заявкам сторонних организаций. При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.

Вопрос:

Автотранспортное предприятие приобрело в собственность 2 автомобиля марки «КАМАЗ» с кранами – манипуляторами. Необходима ли регистрация опасного производственного объекта, если крановые установки не стационарные.

Ответ: Согласно пункту 146 ФНП регистрации подлежат только те ОПО, где эксплуатируются краны-манипуляторы (за исключением кранов — манипуляторов грузоподъемностью до 1тонны. и с грузовым моментом до 4тоннометра включительно), подлежащие учету в органах Ростехнадзора, которым в установленном порядке предоставлено право осуществления регистрации подведомственных объектов в государственном реестре ОПО.

ОПО в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116- ФЗ. являются предприятия, их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в пункте 3 приложения 1 к № 116-ФЗ, где сказано, что к категориям ОПО относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Стационарно установленными грузоподъемными механизмами являются: грузозахватный орган крана-манипулятора, стрела крана-манипулятора и грузовая лебедка крана-манипулятора.

Подведем итог:

Если у вас возникают сложные вопросы о порядке эксплуатации крана-манипулятора, или недоразумения правового характера, не стоит искать ответ у «бывалых» манипуляторщиков и в интернете. За разъяснениями следует обращаться в Ростехнадзор – вот тогда вы будете уверены, что поступили абсолютно правильно и не нарушили ни один законодательный акт.

Представляем вашему вниманию некоторые полезные ссылки на страницы официального сайта Ростехнадзора:

Оформление в ГАИ крана манипулятора

Итак, допустим, задумали вы изменить конструкцию своего транспортного средства, к примеру, из грузового автомобиля сделать грузопассажирский или поставить на него кран манипулятор. По тематике нам ближе второе, поэтому будем придерживаться этого примера. Т.е. перед нами стоит задача оформить в гаи грузовой автомобиль, на котором мы установили кран манипулятор.

Как это сделать?

1. Идете в МРЭО и берете банк заявления « на внесения изменения в конструкцию автомобиля» заполняете. В случае с краном манипулятором пишите, что установите кран манипулятор, отодвинете кузов на расстояние для размещение кму и т.д. Сдаете заявление на подпись. Обычно в МРЭО этим занимается специальный отдел, поэтому не надо занимать очередь в единое окно. Постараться узнать, где можно получить бланк заявления « на внесения изменения в конструкцию автомобиля»". Там его обычно, заполненным и принимают.


В общем, написали, сдали, ждете, когда его подпишут. это неделя-две. Получили.

2. После этого Вы должны получить «заключение о возможности и порядке изменения в конструкцию транспортного средства» от специализированной организации ( в Москве это НАМИ). т.е. собственно говоря, инструкцию как Вам это изменения осуществлять. Как вариант, с нашей точки зрения более правильный, это воспользоваться услугами сервиса, который получит соответствующее заключение и проведет установку


3.Далее можно приступать непосредственно к изменению конструкции транспортного средства в нашем случае к установке агрегата крана манипулятора. Установленный агрегат и сам монтаж должны соответствовать всем ТУ, ГОСТАМ, правилам техники безопасности. т.д.

4 этап, пожалуй, самый сложный. Правильность монтажа и соответствие заключению НАМИ должны проверить на пункте ГТО ( где проходят техосмотр). Там Вы получаете ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ КАРТУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, с отметками инспектора ГИБДД о соответствии изменений внесенных в конструкцию ТС и допуске автомобиля к участию в дорожном движении.

5. Прошли этот этап хорошо. С этой диагностической картой, с заключение НАМИ, договором купли-продажи агрегата, таможенной декларацией (если требуется - это выдает продавец) идете в МРЭО и получаете СВИДЕТЕЛЬСТВО О СООТВЕТСТВИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ТРЕБОВАНИЯМ БЕЗОПАСНОСТИ.


Ну, далее по накатанной. с этим свидетельством, ПТС-ом и СТС-ом в единое окно…заявление на переоформление или внесение изменения в СТС и ПТС (ну это сотрудники ГАИ напишут) …оплата квитанций…площадка осмотра…сдаете…ждете. Наконец получаете СТС и ПТС с внесенными в них изменениями. ВСЕ.

Хочу еще отметить, что статья хоть, и написана на личном опыте , но все меняется, поэтому СПРАШИВАЙТЕ, УТОЧНЯЙТЕ в МРЭО и отделах ГАИ порядок оформления, а главное требуемые документы.

Читайте также: